Почему софья ошиблась в молчалине сочинение

Автор на чтение 9 мин. просмотров 1 опубликовано 19.03.2021 пьеса горе от ума это выдающееся произведение русской классической литературы.

На чтение 9 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Пьеса «Горе от ума» — это выдающееся произведение русской классической литературы. В этой статье представлены популярные вопросы и ответы по пьесе «Горе от ума» Грибоедова, анализ персонажей и событий из произведения.Смотрите: Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Горе от ума»

Вопросы и ответы по пьесе «Горе от ума»: анализ произведения

Сколько времени Чацкий отсутствовал в Москве?Чацкий отсутствовал в Москве три года:Откуда приехал Чацкий в Москву? Автор не уточняет, откуда приехал Чацкий в Москву. По мнению исследователей, он мог вернуться как из-за границы, так и из путешествия по Российской Империи. Почему Софья отвергла Чацкого? Чацкий отсутствовал в Москве три года, и за это время ветреная Софья успела влюбиться в Молчалина, секретаря своего отца.Почему Софья предпочла Молчалина Чацкому? Почему Молчалин становится избранником Софьи?Софья предпочла Молчалина Чацкому, потому что он сумел ее очаровать своей покорностью, робостью и смиренностью. Софье удобно и просто с Мочлалиным, который не показывает свой характер. Чацкий не похож на Молчалина тем, что он — человек с характером, который не станет играть роль «подкаблучника».Почему Чацкий сначала отказывается верить в измену Софьи? В одном из эпизодов Софья прямо говорит Чацкому, что она любит Молчалина. Но Чацкий воспринимает это как шутку. Он отказывается верить в то, что Софья способна полюбить такого пустого и бездушного человека, как Молчалин.Почему Чацкого объявили сумасшедшим? Гости Фамусова объявляют Чацкого сумасшедшим благодаря Софье, которая распускает слух о его безумии. Гости верят в то, что Чацкий — сумасшедший. Все потому что они не разделяют прогрессивных идей Чацкого, который думает, говорит и ведет себя не как все. На этом основании фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим.Почему Фамусов называет Чацкого «опасным человеком»? Фамусов называет Чацкого опасным человеком за его «вольнодумство» и либеральные взгляды.Почему Чацкий — лишний человек? Чацкий — лишний человек в фамусовском обществе, потому что его идеалы и ценности никто не разделяет. В чем Чацкий противоположен Молчалину?Чацкий противоположен Молчалину тем, что он имеет обо всем свое мнение, независим и горд, отказывается «прогибаться» перед начальством, не приемлет лицемерия и т.д. Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? Причинами столкновения Фамусова и Чацкого являются из различия во взглядах. Фамусов — представитель екатерининской эпохи, а Чацкий — либерал, представитель нового поколения. В отличие от Фамусова Чацкий не гонится за чинами и наградами, уважает образованных людей, не приемлет лицемерия, и т.д.Почему Молчалины блаженствуют на свете?По словам Чацкого, Молчалины блаженствую на свете благодаря своей хитрости и подлости. Молчалины добиваются своих целей любой ценой и часто живут лучше, чем честные, добрые люди. Это были популярные вопросы и ответы по пьесе «Горе от ума» Грибоедова, анализ персонажей и событий произведения.Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»

Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — Александр Андреевич Чацкий. Характеристика его представлена с указанием действий и явлений.

Материалы из этой статьи будут полезны для подготовки к сочинениям.

Значение фамилии, прототип

Александр Андреевич Чацкий — главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В черновых вариантах его фамилию автор писал как «Чадский». Это, возможно, был намёк на фамилию одного из интересных людей той эпохи — оппозиционера, философа Чаадаева, которого тоже объявили сумасшедшим. Тогда его фамилию нередко писали как «Чадаев».

Возможно также, что фамилия указывает на «чад и дым надежд» (действие 4, явление 3).

Происхождение, воспитание, образование, отношение к службе

Чацкий — молодой человек, дворянин, имеет 300 или 400 душ крепостных. Когда его отец, Андрей Ильич, умер, он стал жить у его друга Фамусова и воспитывался с его дочерью Софьей.

Когда Александр вырос, он съехал от Фамусова и редко посещал его дом. Потом влюбился в Софью, но затем не видел её 3 года, так как захотел «объехать целый свет». Был слух, что он лечился на кислых водах, но не от болезни, а, скорее всего, от скуки.

3 года молодой человек наблюдал, как живут за границей, какие там нравы и взгляды на жизнь. Когда вернулся оттуда, признался, что, несмотря на недостатки людей русского светского общества, «дым Отечества нам сладок и приятен!» (действие 1, явление 7).

Чацкий умён, образован, отличается независимостью взглядов. Готов служить Родине, но ему «прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2).

Внешность Чацкого

Грибоедов не сообщает, как выглядят герои комедии «Горе от ума», но о внешности Чацкого можно догадаться по репликам других персонажей о нём.

Лиза, служанка Софьи, отзывается о нём как о приятном молодом человеке, а Фамусов как о франте (то есть модно одевающемся, следящим за своим внешним видом). Скорее всего, Александр Андреевич — стройный человек, интересующийся конным спортом (он советует своему другу Горичу ездить верхом и активно проводить время — действие 3, явление 6).

Характеристика речи Чацкого

Главный герой комедии красноречив. Его страстные монологи-проповеди убедительны, но направлены они к светским людям, желающим жить только для своих удовольствий. Поэтому те, с кем он ведёт диалоги, перед кем говорит речи, отвергают его свободомыслие.

Получается, что прав А. С. Пушкин, который считал, что напрасно Чацкий выступает с пламенными речами перед Репетиловым и ему подобными. Но некоторые современные критики считают, что Чацкий стремится к просвещению людей.

Если в диалогах со Скалозубом, Молчалиным и Репетиловым Александр Андреевич позволяет себе высокомерие и надменность, то, разговаривая с Софьей, он искренен, доверчив и надеется на её понимание.

Чацкий любит Отечество и критикует то, что, по его мнению, мешает развитию страны. Он надеется благотворно повлиять на представителей «фамусовского общества», призвать их к деятельности на благо Отчизны, а не на получение различных благ любыми путями.

Но Чацкий один против общества, поэтому получил от него «мильон терзаний» и «горе».

Поведение и поступки Чацкого. Отношение к нему других персонажей

Александр воспитывался в доме Фамусова, а повзрослев, стал жить отдельно. Он полюбил Софью, но на 3 года уехал за границу, не писал ей писем, а затем явился и был удивлён её сдержанным отношением к нему. Это говорит о самонадеянности Чацкого, не понимании того, что за 3 года человек, особенно в юности, может измениться духовно. У девушки в 17 лет уже другие мысли и интересы, чем у 14-летней. Неудивительно, что этот молодой человек с его упрёками неприятен Софье.

Александр Андреевич ошибся в её способности сочувствовать его мыслям, так же как она ошиблась в Молчалине. Софья считает Чацкого гордым, злым, завистливым (действие 3, явление 14).

Все представители «фамусовского общества» осуждают Чацкого за резкость суждений. Фамусов считает его опасным вольнодумцем (действие 2, явление 2).

Представляя его Скалозубу, Фамусов говорит, что он не служит, так как не находит в службе пользы. Но если бы захотел, «так был бы деловой». По словам Фамусова, Чацкий «славно пишет, переводит» (действие 2, явление 5).

Молчалин снисходительно поучает его, как обрести хорошее положение в обществе, не замечая язвительных реплик Чацкого (действие 3, явление 3).

Платон Михайлович Горич рад видеть Александра Андреевича, с которым был дружен до своей женитьбы.

Княгиню Тугоуховскую интересует только, богат ли Чацкий.

Хлёстова осуждает его за непринуждённое поведение и смех.

Развитие образа Чацкого на протяжении всего действия комедии

В начале комедии Чацкий — отважный и самонадеянный вольнодумец, а в конце — разочаровавшийся человек, потерявший надежду быть понятым, отверженный обществом. Он высмеивал пороки светского общества перед его представителями. Поэтому неудивительно, что они стали о нём отзываться с ненавистью и злостью.

Оценка Чацкого автором, современниками и литературными критиками

Само название комедии «Горе от ума» определяет отношение автора к её главному герою. Грибоедов писал своему другу П. А. Катенину, что у него в комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Ум Чацкого — причина его страданий, отторжения от него других людей.

А. С. Пушкин считал, что «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён». Он определил этого героя комедии как пылкого, благородного и доброго человека. По мнению Пушкина, автор наградил героя своими мыслями и остротами, но тот говорит умные вещи людям, которые не хотят их слушать и понимать.

Мнения о главном герое комедии у литературных критиков-современников Грибоедова были различны:

В более поздней критике интересны следующие мнения:

Заключение

Главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий — интересный, неоднозначный персонаж. Мнения автора, читателей, литературных критиков о нём различны. Тип такого человека встречается нечасто, но справедливы слова И. А. Гончарова о том, что появление таких людей неизбежно при смене одного века другим, когда требуется обновление.

Статья может быть использована при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

Читайте также: «Горе от ума» — краткое содержание комедии А. С. ГрибоедоваВам также будет интересно почитать:Образ и характеристика Осипа — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»Образ и характеристика Обломова — героя романа И. А. Гончарова «Обломов»Образ и характеристика Максима Максимыча — героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Образы и характеристики мальчиков — героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»Ответы (2)Знаете ответ?Сомневаетесь в ответе? Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Где до приезда в дом Фамусовых был Чацкий …» по предмету ? Литература, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы. Новые вопросы по литературеКакие поступки сверстников и черты характера вызывают моё восхищение в произведениях Короленко рассказ: «В дурном обществе»; Паустовского, рассказ: «Тёплый хлеб»; Платонов, рассказ «Никита»; Астанафьев, рассказ:» Васюткино озеро».Ответы (1)В тетрадь Выпишите сравнения из сказки Спящая царевна ЖуковскийОтветы (1)Значение творчества гарецкогоОтветы (1)Хлеб для собаки почему в рассказе описание голодных ссыльных дается в начале рассказаОтветы (1)Какие друзья были у Тома Соира в книге про Тома СоираОтветы (1)Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2016/07/voprosy-gore-ot-uma-griboedov.html
  • https://blmb.ru/xarakteristika-chackogo/
  • https://iotvet.com/literatura/4902315.html

Что такое любовь?

Что такое любовь?


Определение 1. Любовь — это самое сокровенное чувство , которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви. 2. Любовь — чувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола. 3. Любовь — глубокая привязанность к другому человеку, чувство глубокой симпатии. 4. Любовь – это непреодолимое влечение к другому человеку, желание быть с ним рядом, заботиться и оберегать, жертвовать собой ради любимого – и в то же время не чувствовать себя зависимым, быть внутренне свободным, оставаться самим собой. Любовь невозможна без взаимного уважения, заботы, верности, ответственности. 5. Любовь — одно из самых загадочных и сложных чувств в жизни человека. Его трудно объяснить и преодолеть, бывает, ему невозможно противиться…

Определение

1. Любовь — это самое сокровенное чувство , которое может испытать один человек к другому. Это некое влечение, желание, стремление быть рядом с объектом своей любви.

2. Любовьчувство горячей сердечной склонности, влечение к лицу другого пола.

3. Любовь — глубокая привязанность к другому человеку, чувство глубокой симпатии.

4. Любовь – это непреодолимое влечение к другому человеку, желание быть с ним рядом, заботиться и оберегать, жертвовать собой ради любимого – и в то же время не чувствовать себя зависимым, быть внутренне свободным, оставаться самим собой. Любовь невозможна без взаимного уважения, заботы, верности, ответственности.

5. Любовь — одно из самых загадочных и сложных чувств в жизни человека. Его трудно объяснить и преодолеть, бывает, ему невозможно противиться…


Комментарий должен подходить к вашим аргументам Это чувство, которое позволяет человеку счастливо прожить жизнь. Любовь возвышает людей нравственно, делает их духовно, богаче. Настоящая, искренняя любовь приходит только к тем, кто сам может любить, дарить другим тепло, радость, помогать им, оберегать. Любовь невозможна без взаимного уважения, заботы, верности, ответственности. Любовь и жизнь — эти понятия неотделимы друг от друга. Если нет любви, то и жизнь теряет смысл. Любовь даёт человеку силы выдерживать любые испытания, ради любви совершаются подвиги. Любовь преображает человека, делает его чище, благороднее, мужественнее, добрее, милосерднее. Истинную любовь дано познать далеко не каждому из нас – ведь только единицы готовы к глубокому познанию любви и постоянной работе над тем, чтобы сохранить ее силу на протяжении долгих лет. Как правило, человек относится к любви в той или иной степени эгоистично, наслаждаясь лишь положительными эмоциями от этого чувства, а когда любовь сталкивается с неизбежными препятствиями – отказывается от нее.

Комментарий должен подходить к вашим аргументам

  • Это чувство, которое позволяет человеку счастливо прожить жизнь. Любовь возвышает людей нравственно, делает их духовно, богаче. Настоящая, искренняя любовь приходит только к тем, кто сам может любить, дарить другим тепло, радость, помогать им, оберегать.
  • Любовь невозможна без взаимного уважения, заботы, верности, ответственности.
  • Любовь и жизнь — эти понятия неотделимы друг от друга. Если нет любви, то и жизнь теряет смысл. Любовь даёт человеку силы выдерживать любые испытания, ради любви совершаются подвиги. Любовь преображает человека, делает его чище, благороднее, мужественнее, добрее, милосерднее.
  • Истинную любовь дано познать далеко не каждому из нас – ведь только единицы готовы к глубокому познанию любви и постоянной работе над тем, чтобы сохранить ее силу на протяжении долгих лет. Как правило, человек относится к любви в той или иной степени эгоистично, наслаждаясь лишь положительными эмоциями от этого чувства, а когда любовь сталкивается с неизбежными препятствиями – отказывается от нее.


Аргумент из текста А.И. Куприна Тезис : Любовь способна возвысить человека, вдохновить его на что-то такое, что раньше казалось невыполнимым, невозможным. Что ради любви совершает Пьер в тексте «Ольга Сур»? (сборник Н.А. Сениной, 2020г, вариант №6) Несмотря на то, что артист неизвестен и небогат, он не боится любить, он даже отваживается прийти к отцу своей возлюбленной просить её руки. После отказа и унизительных насмешек отца Ольги Пьер не опускает руки, не впадает в отчаяние. Девушка шепнула ему, что любовь творит чудеса. И Пьер доказал это. Уже спустя год его имя красовалось на заграничных афишах, вся Европа говорила о нём. А ведь Пьер был талантлив и раньше, но успеха он добился потому, что хотел доказать свою любовь Ольге и её меркантильному отцу.

Аргумент из текста А.И. Куприна

Тезис : Любовь способна возвысить человека, вдохновить его на что-то такое, что раньше казалось невыполнимым, невозможным.

Что ради любви совершает Пьер в тексте «Ольга Сур»? (сборник Н.А. Сениной, 2020г, вариант №6)

  • Несмотря на то, что артист неизвестен и небогат, он не боится любить, он даже отваживается прийти к отцу своей возлюбленной просить её руки.
  • После отказа и унизительных насмешек отца Ольги Пьер не опускает руки, не впадает в отчаяние. Девушка шепнула ему, что любовь творит чудеса. И Пьер доказал это. Уже спустя год его имя красовалось на заграничных афишах, вся Европа говорила о нём. А ведь Пьер был талантлив и раньше, но успеха он добился потому, что хотел доказать свою любовь Ольге и её меркантильному отцу.


Аргумент из читательского опыта 1. А.С. Пушкин повесть «Капитанская дочка». На что пошёл ради любви Пётр Гринёв? На что пошла Маша? И на что пошёл Швабрин? (сравнить) 2. Н.М. Карамзин повесть «Бедная Лиза». Лиза попрощалась со своей невинностью ради любви к Эрасту. А чем пожертвовал Эраст? Несчастная любовь приносит человеку боль, с которой не каждый может справиться. Она толкает человека на безрассудные поступки. Лиза, не выдержав измены любимого, покончила с собой. 3. Н.В. Гоголь повесть «Тарас Бульба». Порой ради любви человек способен на страшные поступки. Андрий, выбирая любовь, предаёт свою Родину, отца, брата, товарищей. И этот выбор никого не делает счастливым.

Аргумент из читательского опыта

1. А.С. Пушкин повесть «Капитанская дочка». На что пошёл ради любви Пётр Гринёв? На что пошла Маша? И на что пошёл Швабрин? (сравнить)

2. Н.М. Карамзин повесть «Бедная Лиза». Лиза попрощалась со своей невинностью ради любви к Эрасту. А чем пожертвовал Эраст? Несчастная любовь приносит человеку боль, с которой не каждый может справиться. Она толкает человека на безрассудные поступки. Лиза, не выдержав измены любимого, покончила с собой.

3. Н.В. Гоголь повесть «Тарас Бульба». Порой ради любви человек способен на страшные поступки. Андрий, выбирая любовь, предаёт свою Родину, отца, брата, товарищей. И этот выбор никого не делает счастливым.


Аргумент из читательского опыта 4. А.С. Пушкин роман «Евгений Онегин». Влюбленная Татьяна пишет Онегину письмо, но, увы, Евгений не способен распознать настоящее чувство. 5. И.С. Тургенев повесть «Ася». Ася влюбляется в друга своего старшего брата, посвящает ему всю себя, признаваясь в привязанности, но он колеблется и не может вовремя принять этот дар. В итоге Н.Н. слишком поздно осознает свою любовь к Асе и теряет ее навеки. Читателю открывается трагическая сторона любви: ее легко потерять, ведь она мимолетна и пуглива, словно птица. 6. А.И. Куприн рассказ «Куст сирени». Любовь в рассказе предстает не горячей и пламенной страстью, а гармоничными отношениями, наполненными заботой, лаской и поддержкой. Так, Вера заложила все свои украшения, чтобы выручить мужа и помочь ему сдать экзамены. Ее понимание и опека – залог успеха Николая, его опора в жизни. Именно такие добрые и тихие чувства между супругами автор считает настоящей любовью.

Аргумент из читательского опыта

4. А.С. Пушкин роман «Евгений Онегин». Влюбленная Татьяна пишет Онегину письмо, но, увы, Евгений не способен распознать настоящее чувство.

5. И.С. Тургенев повесть «Ася». Ася влюбляется в друга своего старшего брата, посвящает ему всю себя, признаваясь в привязанности, но он колеблется и не может вовремя принять этот дар. В итоге Н.Н. слишком поздно осознает свою любовь к Асе и теряет ее навеки. Читателю открывается трагическая сторона любви: ее легко потерять, ведь она мимолетна и пуглива, словно птица.

6. А.И. Куприн рассказ «Куст сирени». Любовь в рассказе предстает не горячей и пламенной страстью, а гармоничными отношениями, наполненными заботой, лаской и поддержкой. Так, Вера заложила все свои украшения, чтобы выручить мужа и помочь ему сдать экзамены. Ее понимание и опека – залог успеха Николая, его опора в жизни. Именно такие добрые и тихие чувства между супругами автор считает настоящей любовью.


Аргумент из читательского опыта 7. М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени». Сложно сохранить любовь, если ты думаешь только о себе. Эгоистичная любовь Печорина к Бэле. В своем чувстве он проявил себя как эгоцентричный человек, который сам не знает, чего хочет. 8. К.Г. Паустовский рассказ «Старый повар». Чтобы спасти свою жену, повар украл у своих хозяев золотое блюдо. Он был очень честным человеком, поэтому этот грех мучил его до конца его жизни. Случайный человек, которому старик исповедуется перед смертью, успокаивает повара, называя его поступок подвигом ради любви. 9. А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума». В любви можно обмануться, как обманывается Софья в Молчалине, как обманывается Чацкий в Софье. Софья была готова пожертвовать своим положением в обществе, поссориться с отцом, чтобы быть с Молчалиным. Любовь слепа – девушка не видела, что Молчалин лишь играет с ней. Так же слеп был Чацкий.

Аргумент из читательского опыта

7. М.Ю. Лермонтов роман «Герой нашего времени». Сложно сохранить любовь, если ты думаешь только о себе. Эгоистичная любовь Печорина к Бэле. В своем чувстве он проявил себя как эгоцентричный человек, который сам не знает, чего хочет.

8. К.Г. Паустовский рассказ «Старый повар». Чтобы спасти свою жену, повар украл у своих хозяев золотое блюдо. Он был очень честным человеком, поэтому этот грех мучил его до конца его жизни. Случайный человек, которому старик исповедуется перед смертью, успокаивает повара, называя его поступок подвигом ради любви.

9. А.С. Грибоедов комедия «Горе от ума». В любви можно обмануться, как обманывается Софья в Молчалине, как обманывается Чацкий в Софье. Софья была готова пожертвовать своим положением в обществе, поссориться с отцом, чтобы быть с Молчалиным. Любовь слепа – девушка не видела, что Молчалин лишь играет с ней. Так же слеп был Чацкий.


Выводы (по аргументам) Любовь возвышает людей нравственно, делает их духовно богаче. Любовь вдохновляет человека на благородные поступки, человек совершенствуется, вырастает над самим собой, становится выше и сильнее, чем был когда-то. Любовь приносит человеку и счастье, и страдание. Иногда очень трудно не наделать ошибок, преодолеть боль и жить дальше, не разочаровавшись в людях. Любовь – это то, ради чего человек способен пожертвовать многим. Не каждый способен распознать настоящую любовь и не упустить шанс стать счастливым. Ради любви люди иногда совершают ужасные вещи и могут сломать жизнь себе и другим. По-настоящему любить – трудно, однако все жертвы и лишения стоят того, чтобы сделать счастливым любимого человека.

Выводы (по аргументам)

  • Любовь возвышает людей нравственно, делает их духовно богаче.
  • Любовь вдохновляет человека на благородные поступки, человек совершенствуется, вырастает над самим собой, становится выше и сильнее, чем был когда-то.
  • Любовь приносит человеку и счастье, и страдание. Иногда очень трудно не наделать ошибок, преодолеть боль и жить дальше, не разочаровавшись в людях.
  • Любовь – это то, ради чего человек способен пожертвовать многим.
  • Не каждый способен распознать настоящую любовь и не упустить шанс стать счастливым.
  • Ради любви люди иногда совершают ужасные вещи и могут сломать жизнь себе и другим.
  • По-настоящему любить – трудно, однако все жертвы и лишения стоят того, чтобы сделать счастливым любимого человека.

Софья и Лиза в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: два характера и две судьбы. Одним из величайших произведений первой половины девятнадцатого века. Является комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» в комедии автор поставил ряд важнейших проблем своего времени, которые и по сей день продолжают волновать человечество. В этой комедии большое количество действующих лиц, среди которых присутствуют и женские образы. Это Софья – дочь Фамусова и Лиза – их служанка. Образ Софьи Павловны сложен. От природы она наделена хорошими качествами: умом и независимым характером. Она способна глубоко переживать и искрение любить. Для девушки дворянского круга она получила хорошее образование и воспитание. Героиня увлекается чтением французской литературы. Фамусов, ее отец, говорит: «Ей сна нет от Французских книг, а мне от Русских больно спится». Но, к сожалению, все эти положительные черты характера Софьи не смогли получить развития в Фамусовском обществе. Вот так об этом писал в своем критическом этюде «Мильон терзаний» И.А.Гончаров «к Софье трудно отнестись не симпатично. В ней есть сильные задатки недижинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». В то же время Софья – дитя своего общества. Представление о людях и о жизни она черпала из Франции сентиментальных романов, и именно это сентиментальная литература развила в Софьи мечтательность и чувствительность, она говорит о Молчалине: «Возьмет он руку, к сердцу жмет , из глубины души вздохнет, не слога вольного, и так вся ночь проходит, рука с рукой, и глаз с меня не сводит ». По этому она не случайно обратила внимание именно на Молчалина, а своими чертами и своим поведением напоминал ей любимых героев. Однако нельзя сказать, что героиня ослеплена: она способна оценить избранника здраво и критически «конечно, нет в нем этого ума, что тени для иных, а для иных чума, который скор, блестящ и скоро опротивит… Софья любит Молчалина, но скрывает это от отца, он, конечно же, не признал бы его в качестве зятя, зная, что он беден. Героиня же в секретаре своего отца видит много хорошего: «…уступчив, скромен, тих, в лице ни тени беспокойства, и на душе проступков никаких, чужих и вкривь и вкось не рубит, — вот я за что его люблю». Софья еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен был в жизни человек, которым она могла бы управлять. «Влечение покровительствовать любимому человеку, бедному, скромному, не смеющему поднять на нее глаза, возвысить его до себя, до своего круга, дать ему семейные права» — вот ее цель, по мнению Гончарова. Поэтому Чацкий, возвратившись в Москву и увидел, как изменилась Софья под влиянием окружения, очень переживает. Ему было больно увидеть ее такой после трех летнего отсутствия, было тяжело осознавать, что любимая избрала Молчалина. Софья так же переживает, но из-за другого. Она невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника в ином свете. Она поняла, что на самом деле Молчалин принимал вид любовника лишь «в угодность дочери такого человека». Софья нужна была ему только для того, чтобы в нужный момент воспользоваться ее влиянием. Его целью было так же получить повыше чин, поэтому он, согласно заветам своего отца, угождал: «всем людям без изъятия». Возможно, когда-нибудь Софья узнала об истинных намерениях Молчалина, и ей не было бы так больно. Но сейчас она потеряла человека, который очень подходил на роль мужа – мальчика, мужа – слуги. Думается, что она сумеет найти подобного человека и повторить судьбу Натальи Дмитриевны Гореч и княгини Тугоуховской. Ей не нужен был такой человек, как Чацкий, но именно он открыл ей глаза на все происходящее. Если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбрала бы Чацкого. Но она выбирает такого человека, который ей больше подходит, так как не мыслит себе другого героя и в конце концов, по замечанием Гончарова «Тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого» именно Софьи. Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драматическое. Это единственый персонаж который задуман и выполнен, как близкий Чацкому, но в финале, когда Софья становится невольной свидетельницей «ухаживаний» Молчалина за Лизой, она поражена в самое сердце, она уничтожена. И это один из самых драматических моментов пьесы. Не мене интересна роль Лизы в комедии «Горе от ума». Уже с самого начала пьесы мы видим, что Лиза – не заурядный человек, она обладает живым умом, хитростью, проницательностью которые помогают ей хорошо разобраться в людях. Она знает меткие характеристики другим персонам: Скалозуб («речист, а больно не хитер»), Чацкому («кто так чувствителен, и весел, и остер»). Соприкасаясь с Лизой, каждый герой предстает перед нами в своем истинном лице. Фамусов который «монашеским известен поведеньем» в тихую волочиться за служанкой, Молчалин, любящий барышню «по должности», тоже не прочь пре ударить за Лизой. Мне кажется, что образ Лизы является как бы двигателем всей пьесы, и если бы его не было, то развязка была бы совершенно другой. Так, Лиза играет важнейшую роль в развитии сюжета комедии. В свой комедии Грибоедов сумел показать не только время, в котором он живет (1795-1829), но и создал не забываемые женские образы, интересные и современному читателю, и зрителю. Пьеса А. С. Грибоедова “Горе от ума” знаменует собой победу в творчестве писателя реализма, точнее говоря, критического реализма. В пьесе ставятся самые жгучие вопросы тогдашней поры: положение русского народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и тому подобное. Но сила таланта А. С. Грибоедова сказалась и в том, что почти любой персонаж его гениальной пьесы — тип широкого масштаба и одновременно портрет. Иными словами, каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, является в то же время неповторимой личностью. Предшествующая Грибоедову драматургия уже создавала индивидуальные образы, но их индивидуальность раскрывалась преимущественно односторонне, однолинейно, схематично, в них чаще всего выражалась какая-либо одна ведущая черта характера. Развивая лучшие достижения свои! х предшественников, А. С. Грибоедов стремился изобразить своих героев столь же сложными, как сложны реальные люди. Драматург ломает законы комедий классицизма и вводит в пьесу действующих лиц, которые важны не для развития любовной интриги, а для изображения избранной драматургом социальной среды, ее нравов (образы Репетилова, Загорецкого, Тугоуховских). П. А. Катенин упрекал А. С. Грибоедова в том, что в его пьесе “сцены связаны произвольно”, но тот справедливо отвечал ему: “Так же как в натуре всяких событий, мелких и важных”. Одним из наиболее сложных и противоречивых характеров в пьесе “Горе от ума” является Софья. На наш взгляд, Наиболее тонко понял этот образ И. А. Гончаров. В статье “Мильон терзаний” он прежде всего обращает внимание на сложность ее характера. Он говорит о смеси в Софье “хороших инстинктов с ложью”, “живого ума с отсутствием всякого намека на убеждения”. “В собственной, личной ее физиономии, — писал Гончаров, — прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное”. Гончаров увидел в ней “задатки недюжинной натуры”. Его вывод достаточно красноречив: “Недаром ее любил и Чацкий”. Чацкий в пьесе адресует свои речи прежде всего Софье. Именно Софью он считает своей единомышленницей. Он привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Этой веры, по крайней мере в первом действии, не поколебали в нем “ни даль”, “ни развлечения, ни перемена мест”. Любовь Чацкого к Софье помогает нам понять одну истину: характер героини в чем-то немаловажном под стать герою. В свои семнадцать лет она не только “расцвела прелестно”, как говорит о ней с любовью восхищенный Чацкий, но и проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молча л ин или даже ее отец. Достаточно сопоставить фамусовское “что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”, молчалинское “ведь надобно ж зависеть от других” и реплику Софьи — “Что мне молва? Кто хочет, так и судит”. Хотя во всем этом, возможно, немалую роль играет просто та непосредственность, неиспорченность ее натуры, которая позволила И. А. Гончарову сближать грибоедовскую героиню с пушкинской Татьяной Лариной: “…Она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой”. Для отца Софьи в книгах — все зло. А Софья воспитывалась на них. Скорее всего, именно на тех, которые были доступны и “уездной барышне”, пушкинской Татьяне — Ричардсон, Руссо, де Сталь. По ним-то, скорее всего, Софья и сконструировала тот идеальный образ, который ей видится в Молчалине. Героиня грибоедовской пьесы, по сути, получает лишь жесткий урок. Она изображена в начале тех испытаний, которые выпадают ей на долю. Поэтому Софья — характер, который может быть еще развит и раскрыт “до конца” только в будущем. Уже первые явления пьесы рисуют натуру живую, увлекающуюся, своевольную, обещающую своим поведением бур, иное развитие событий. Вспомним гончаровские слова о том, что в ее “физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное”. Грибоедову было необходимо наметить эти качества героини уже в первых явлениях пьесы, до того как в действие включится главный герой. Это было важно именно потому, что в контактах с ним Софья все же замыкается в себе, ускользает, и для зрителей может остаться не до конца ясной внутренняя мотивировка ее поступков. Чрезвычайно важен для понимания образа героини пьесы ее сон. Сон, рассказанный Софьей, содержит как бы формулу ее души и своеобразную программу действия. Здесь впервые самой Софьей названы те черты ее личности, которые так высоко оценивал И. А. Гончаров. Сон Софьи так важен для постижения ее характера, как важен сон Татьяны Лариной для постижения характера пушкинской героини, хотя Татьяне ее сон снится на самом деле, а Софья свой сон сочиняет. Но сочиняет-то она его так, что в нем очень рельефно проглядывают и ее характер, и ее “тайные” намерения. “Исторически бесспорно, — справедливо констатировал Н. К. Пиксанов, — что драма, переживаемая Софьей Фамусовой в финале четвертого акта, является в русской литературе… первым и блестящим опытом художественного изображения душевной жизни женщины. Драма Татьяны Лариной создана позже”. Сопоставляя Татьяну и Софью, И. А. Гончаров писал, что “громадная разница не между ею и Татьяной, а между Онегиным и Молчалиным. Выбор Софьи, конечно, не рекомендует ее…”. В Молчалине она роковым образом ошибается. Вот что наносит ей жестокий удар. Так же как и главному герою, ей тоже выпадает на долю свое сердечное горе, свой “ мильон терзаний ”.Постепенно втягиваясь в своеобразную борьбу с Чацким, она в какой-то момент утрачивает возможность ощущать грань, которая отделяет действия колкие, раздраженные от поступка явно бесчестного. Но может быть, именно поэтому ее можно считать одним из самых живых персонажей комедии. Софья — это не только определенный социальный тип. не только определенная нравственная модель, но и яркая индивидуальность План: 1.Вступление 2.Женщина в обществе а) господа б) служанка 3. Личная драма Софьи а) взгляды Софьи на окружающих б) борьба за любимого в) удары судьбы г) отношение служанки к господам д) неодобрение выбора любимого госпожой 4) У каждой свой «мильон терзаний» Комедия «Горе от ума» является великим произведением русского реализма. Сюжет пьесы прост. Крушение любви главных героев на фоне общественной жизни Москвы. Социальная интрига как бы обрамляет любовную. Сочетание двух интриг на всех ступенях развития сюжета придает значительность и жизненное правдоподобие столкновением характеров. Комедия начинается с обмана. Все в доме Фамусова построено на лжи. Но у Лизы это выглядит милым плутовством, которое отражает ее от барского гнева, а у Софьи ложь охраняет тайны ее сердца. Софья вынуждена скрывать свою любовь к Молчалину, не только из страха перед отцом: ей больно, когда в вещах для нее поэтических видят лишь прозу. Образ Софьи очень противоречив. В ней сочетается наносная сентиментальность с глубокой натурой. Умная и независимая она предпочитает не Чацкого, а, Молчалина, не смотря на то, что первой ее любовью был Чацкий. Достоинства Софьи вызывают восхищение Чацкого. Она хороша собой, душевно чиста, пылкая сердцем и умом, отличаетс! я самостоятельностью суждений. Ее речь отражает ее воспитанность и начитанность, смелость суждений барышни, привыкшей властвовать. Софья выделяется своим гордым, независимым характером. Она своевольна и капризна, даже в какой-то мере сумасбродна. Ей можно верить, когда она говорит Лизе: «Что мне молва?» или Молчалину «Вы знаете, что я собой не дорожу». Однако, отличаясь независимостью поведения и суждений, Софья не дает прямого ответа на вопросы Чацкого. Она отвечает ему холодно и иронично, пытаясь уйти от откровенных признаний. Настойчивость Чацкого вынуждает ее быть более искренней. Но он не хочет понять ее намеков. Попытки Чацкого открыть глаза Софьи на ничтожность Молчалина приводят к тому, что не будучи жестокой по натуре, Софья зло клевещет на него. В обиде на Молчалина она решилась на бесчестный поступок, на объявление Чацкого сумасшедшим. Ее невольное предательство становится еже обдуманной местью: А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить? Но справедливости ради следует отметить, что Софья, когда узнала какой же в действительности Молчалин, не спряталась от правды и не сломилась под ее тяжестью: она прозрела в одну минуту. «Ужасный человек! Себя я, стен стыжусь». В одну минуту, гордо отшвырнула от себя презренного подлеца, не проявила «жалости», когда он валялся у нее в ногах и выгнала. Ее положение ужасно своей безвыходностью. Софья отвергла Молчалина, лишилась Чацкого, осталась игрушкой в руках разгневанного и ничего не понявшего отца. Кто знает, сможет ли Софья пережить обиду и примириться с московским кругом, избрав себе в мужья «низкопоклонника и дельца». Возможно она замкнется в оскорбленной гордости, в недоверии ко всему миру. Судьба ее трагична, потому что она не посредственность, в ней есть острый ум, человеческое достоинство, искренность. Лиза классический тип служанки, которая устраивает хозяйке ее любовные дела. Она крепостная Фамусовых, но в доме своих хозяев Лиза находится на положении прислуги-подруги Софьи. Лиза даже принимала участие в отроческих забавах Софьи и Чацкого. Поэтому она остра на язык, у нее свободные манеры и вольность в обращении с Чацким и Софьей. Так как Лиза росла со своей образованной барышней, ее речь – смесь простонародности и жеманности, столь естественная в устах горничной. Эта полу барышня, полу прислуга выполняет роль компаньонки Софьи. Лиза – деятельная участница комедии, она и хитрит, выгораживая барышню, и посмеивается над ней, уклоняясь от барского ухаживания Фамусова говорит: «Пустите, ветренники сами, опомнитесь, вы старики». Вспоминает о Чацком, с которым Софья вместе воспитывалась, сожалея о том, что барышня к нему охладела. С Лизой держится на равных Молчалин, пытаясь за ней ухаживать, пока этого не видит барышня. Она к нему, а он ко мне, А я… одна лишь я в любви до смерти трушу.- А как не полюбить буфетчика Петрушу! Исполняя поручения своей барышни, Лиза не чуть не сочувствует любовной интриге и даже пытается образумить Софью, говоря, что «в любви не будет этой прока». Софья рассказывает Лизе о своем отношении к Молчалину, но служанка-наперстница выжучивает свою госпожу. Лиза в отличии от Софьи прекрасно понимает, что Молчалин не пара ее госпоже, и что Фамусов никогда не отдаст Софью в жены Молчалину. Ему нужен зять, имеющий положение в обществе и состояние. Боясь скандала, Фамусов сошлет Софью к тетке в саратовскую глушь, но через некоторое время постарается выдать замуж за человека своего круга. Более жестокая расправа ожидает крепостных. Фамусов прежде всего срывает зло на слугах. Лизе он приказывает: «Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить». А швейцара Фильку грозит сослать в Сибирь: «В работу вас, на поселенье вас». Из уст барина-крепостника слуги слышат себе приговор. Эпоха классицизма продолжалась в Европе более двух тысяч лет — от античности до начала 19 века. За этот не короткий период теоретики и писатели классицизма создали самую строгую и подробную систему правил, которая считалась обязательной для каждого творца. Самые твердые и известные правила относились к трагедии и комедии. Публика довольно сильно реагировала на нарушение этих установленных канонов, поэтому мало кто из современников Грибоедов понял его комедию «Горе от ума». Произведение настолько не соответствовало привычным представлениям о комедии, что даже Пушкин увидел в этом недостаток, а не новаторство. Прежде всего, читатели привыкли к правилу «трех единств». Несомненно, в «Горе от ума» соблюдено единство места и времени, но главного-единства времени — никак не просматривается. По крайней мере, в комедии видны две сюжетные линии. Во-первых, любовный треугольник: главный герой Чацкий-Молчалин-Софья Павловна. Во-вторых, история противостояния героя и целого общества, которая завершается сплетней о сумасшествии. Эти линии связаны, но все-таки сюжет явно «раздвоен». Сомнительно показалось то, на сколько произведение имело право называться комедией. Комичен должен быть сам сюжет, чего в комедии точно нет, хотя она полна смешных реплик и довольно смешно обрисованы многие действующие лица. К тому же, по литературным действиям грибоедовского времени, положительные герои выигрывают, а отрицательные-остаются в дураках. В итоге выигравших нет, да и никто и не стремится к выигрышу, и тем более смеяться тоже не над кем. Тем не менее, автор «Горя от ума» не ставил перед собой задачу разрушить поэтику классицизма. Его кредо — творческая свобода. Поэтому в тех случаях, когда требования классицизма ограничивали его возможности, не позволяя достичь желаемого художественного эффекта, он решительно отвергал их. Но и не редко именно принципы классической поэтики позволяли эффективно решить художественную задачу. Например, Грибоедов мастерски использовал некоторые частные приемы сценических амплуа: неудачливый герой-любовник, его пронырливый соперник, капризная и несколько взбалмошная героиня, служанка — доверенное лицо своей госпожи, обманутый отец, комическая старуха, сплетник. Но даже здесь Грибоедов вносит свои коррективы. Эти изменения можно проследить в изображении двух женских образах комедии «Горе от ума». Вообще, система образов в классицизме строилась иерархично — подобно лестнице. Так служанка никогда не могла стать объектом описания, она не могла иметь своего мнения, а должна была поддерживать мнение госпожи. В комедии Жана Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве», подчиняющейся всем канонам классицизма, служанка Николь является неким подобием госпожи Люсиль, только менее образованной и с другим кругом общения. Обе девушки влюблены, только лишь Люсиль влюблена в Клеонта, а Николь в его слугу Ковьеля. Они выражают одни и те же мысли, только по- разному. Например, в сцене ссоры влюбленных исполняющая обязанности, как эхо, повторяет слова госпожи, изменяя их. Люсиль говорит: «Вы утратили дар речи, Клеонт?», а Николь повторяет: «У тебя язык отнялся, Ковьель?» Мы даже не можем понять умна ли служанка. По-другому изображены женские образы в отходящей от классицизма комедии «Горе от ума». В ней мы можем понять жизненные позиции обеих героинь. Как и в выше упомянутом произведении, Лиза является верной спутницей и подругой Софьи. Служанка покрывает тайные, но весьма целомудренные свидания своей хозяйки от ее отца. Она очень проворно заставляет уйти Фамусова, чтобы тот не заподозрил, что в комнате его дочери находится мужчина: Пора, сударь, вам знать, вы не ребенок, У девушек сон утренний так тонок, Чуть дверью скрыпнешь, чуть шепнешь: Все слышат… А сама же хозяйка растерялась при виде Павла Афанасьевича: Позвольте, батюшка, кружится голова, Я от испуга дух перевожу едва; Изволили вбежать вы так проворно, Смешалась я. Заподозрив безнравственное поведение дочери он ставит себя в пример «монашеского» поведения, хваля себя как почтенного отца семейства, хотя только что мы видели его заигрывания с Лизонькой. На что служанка произнесла фразу, которая в последствии станет крылатым выражением: Минуй нас пуще всех печале И барский гнев, и барская любовь. Девушка умна, но умом практическим, свойственным повседневной жизни, то есть хитростью. Вторая же героиня житейскую мудрость почерпнула из романов и повестей, ведь французские книжки, на которые роптал Фамусов, французский язык, танцы — вот, что стало образованием барышни. Но при всей книжности и очевидном комизме ее любовь-чувство, не свойственное фамусовскому обществу, героиня отдала себя мужчине, не обольстясь ни богатством, ни знатностью его. Она настолько счастлива своей любовью, что не боится разоблачения и возможного наказания: «Счастливые часов не наблюдают». Также Софья, искренняя и откровенная, не может скрывать от окружающих свою любовь к Молчалину, и ее рассказ о сне прозрачен, тем более что ситуация, когда в комнату барышни вошел отец, была очень даже откровенной. Молчалин почти явно — герой сна, рассказанного ею, она просто не может так сразу отрешиться от забытья музыки и любви. Итак, героиня полностью погружена в свою любовь, она ею ослеплена. А Лиза рассуждает здраво, руководствуясь умом. Она считает, что в любви Софьи не будет прока «ни! во веки веков», так как батюшка желал бы зятя «с звездами да с чинами». Ей больше нравиться Чацкий: «Кто так чувствителен, и весел, и остер». Но Софья, кажется, раздражена тем: «Послушай, вольности ты лишней не бери». Барышня чувствует свою власть над крепостной, в ней есть какое-то барское своенравие, не смотря даже на то, что та спасла ее от отца несколько минут назад. Именно поэтому мы не можем отнести героиню к «веку нынешнему». Лиза, чувствуя свое положение, не позволяет себе многого. Она восхищается Чацким, но не разрешает себе полюбить его — это ее жизненная мудрость, она не поддается так же Молчалину потому, что она не может не «полюбить буфетчика Петрушу». Она знает свое место в обществе, поэтому и будет счастлива. Софья как обитательница фамусовского общества имела идеалы, что и все его представители. А одно из стремлений дам — «муж- мальчик, муж- слуга- идеал московских мужей». Так же ей нравится покровительствовать бедному, скромному человека. Но в финале ее любовь сменяется презрением к Молчалину, ее мучит чувство совести: «Себя я, стен стыжусь». Она понимает свой самообман, и искренне раскаивается. Софья потерпела полное фиаско в своей любви, возможно, что героиня замкнется в оскорбленной гордости, в недоверии всему миру. Так или иначе, ее судьба трагична. Итак, Грибоедов далеко отходит от установленных правил классицизма. Александр Сергеевич использовал приемы классицизма лишь как «подсветку», подчеркивающую главное- индивидуальность персонажей, своеобразие их характеров и положений.

Название: Грибоедов а. с. — Софья и лиза в комедии а. с. грибоедова горе от ума два характера и две судьбы
Раздел: Остальные рефераты
Тип: сочинение
Добавлен 06:17:38 05 октября 2010 Похожие работы
Просмотров: 33
Комментариев: 8
Оценило: 1 человек
Средний балл: 5
Оценка: неизвестно   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Грибоедов а. с. — Софья и лиза в комедии а. с. грибоедова горе от ума два характера и две судьбы
Аргументы К Проблемам Сочинение Егэ
Вплив гірничодобувного комплексу на параметри навколишнього середовища на прикладі Бондарівського
Реферат: Денежное довольствие военнослужащих, проходящих службу по контракту на должностях прапорщиков, р
Дипломная работа по теме Связные повествовательные высказывания дошкольников с общим недоразвитием речи
Организация обмена информацией между микроконтроллером семейства MCS-51 фирмы Intel и персональным компьютером
Эволюция крупномасштабных структур: теоретические положения
Сочинение Почему Важно Сохранить Искусство Прошлого
Дипломная работа: Влияние лидерских качеств баскетболисток 13-15 лет на эффективность тренировочной деятельности
Курсовая Работа На Тему Мотивация Производительности Труда
Реферат На Тему Основные Принципы Строения И Функционирования Экосистем И Обитаемой Биосферы В Целом
Доклад по теме Слоган в речи чеченской молодежи
Реферат: Лобачевский 2
Доклад: Государство Паган
Реферат Лечение Сахарного Диабета У Детей
Примеры Смелости Для Сочинения
Контрольная Работа Вариант 4 5 Класс
Реферат: О целевой аудитории. Скачать бесплатно и без регистрации
Реферат: The Role Of The Nervous System Essay
Курсовая работа по теме Водный баланс системы Чудско-Псковского озера за 1979 г.
Сочинение Миниатюра Зачем Нужны Знаки Препинания
Реферат: Позиция СССР в связи с началом гражданской войны в Испании (1936 г.)
Контрольная работа: Немецкая классическая философия 4
Реферат: Мотивация персонала

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Почему современные ученые обращаются к сочинениям древних философов
  • Почему софья полюбила молчалина горе от ума сочинение
  • Почему собаки не любят кошек сочинение
  • Почему сложно быть подростком сочинение
  • Почему снег белый сказка
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии