Часть 1

Bl. Где происходит приведенный в данном фрагмен­те диалог?

Ответ: Ночлежка.

Для ответа на этот вопрос надо вспомнить со­держание текста, особенно первую ремарку: «Под­вал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые, ка­менные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой. Свет — от зрителя и, сверху вниз, — из квадратного окна с правой стороны. Правый угол занят отгороженной тонкими переборками комнатой Пепла, около двери в эту комнату — нары Бубнова. В левом углу — большая русская печь, в левой, ка­менной, стене — дверь в кухню, где живут Квашня, Барон, Настя. Между печью и дверью у стены — широкая кровать, закрытая грязным ситцевым поло­гом. Везде по стенам — нары. На переднем плане у левой стены — обрубок дерева с тисками и малень­кой наковальней, прикрепленными к нему, и дру­гой, пониже первого. На последнем — перед нако­вальней — сидит Клещ, примеряя ключи к старым замкам. У ног его — две большие связки разных ключей, надетых на кольца из проволоки, исковер­канный самовар из жести, молоток, подпилки. По­средине ночлежки — большой стол, две скамьи, та­бурет, все — некрашеное и грязное. За столом,

У самовара, Квашня — хозяйничает, Барон жует черный хлеб и Настя, на табурете, читает, облоко­тись на стол, растрепанную книжку. На постели, за­крытая пологом, кашляет Анна. Бубнов, сидя на на­рах, примеряет на болванке для шапок, зажатой в коленях, старые, распоротые брюки, соображая, как нужно кроить. Около него — изодранная картонка из-под шляпы — для козырьков, куски клеенки, тряпье. Сатин только что проснулся, лежит на нарах и — рычит. На печке, невидимый, возится и кашляет Актер».

В2. Кто еще из героев пьесы принимал активное участие в споре о правде?

Ответ: Сатин.

Для этого ответа также необходимо знание тек­ста: Сатин (ударяя кулаком по столу). Молчать! Вы — все — скоты! Дубье… молчать о старике! (Спокойнее.) Ты, Барон, — всех хуже!.. Ты — ничего не понима­ешь… и — врешь! Старик — не шарлатан! Что такое — правда? Человек — вот правда! Он это понимал… вы — нет! Вы — тупы, как кирпичи… Я — понимаю старика… да! Он врал… но — это из жалости к вам, черт вас возьми! Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я — знаю! я — читал! Краси­во, вдохновенно, возбуждающе лгут!.. Есть ложь уте­шительная, ложь примиряющая… Ложь оправдывает ту тяжесть, которая раздавила руку рабочего… и об­виняет умирающих с голода… Я — знаю ложь! Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… А кто — сам себе хозяин… кто независим и не жрет чужого — зачем тому ложь? 86

Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог сво­бодного человека!

B3∙ Ответ Луки на реплику Бубнова является раз­вернутым высказыванием. Как называется этот тип высказывания в драматическом произведе­нии?

Ответ: монолог.

Вспомните, что речь героев является главным средством характеристики персонажей в драматиче­ском произведении.

84. Развитие действия в данной сцене сопровожда­ется авторскими комментариями. Укажите тер­мин, который используют для обозначения ав­торских комментариев в драматическом произведении.

Ответ: Ремарка.

Не забывайте, что в драматическом произведе­нии нет «голоса» автора. Он проявляет себя именно в развернутых ремарках, которые не только служат указанием для актеров и режиссера, но и выявляют авторскую позицию.

85. В Своей речи Лука рассказывает о герое, кото­рый не появляется на сцене. Как в драматургии называется такой персонаж?

Ответ: Внесценический.

Такие персонажи расширяют круг действующих лиц, выводят действие далеко за пределы, ограничен­ные сценой.

86. Из первой реплики Луки выпишите слово, по­втор которого усиливает звучание главной темы фрагмента.

Ответ: Правда.

Повтор является художественным приемом, усиливающим впечатление от наиболее важной дета­ли текста, привлекающим к ней внимание читателя или зрителя.

87. Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкно­вение в произведении?

Ответ: Конфликт.

Вспомните, что конфликт — это острое столк­новение характеров и обстоятельств, взглядов и жиз­ненных принципов, положенное в основу действия художественного произведения. Он выражается в противоборстве, противоречии, столкновении меж­ду героями, группами героев, героем и обществом или во внутренней борьбе героя с самим собой. Осо­бое значение как элемент сюжета имеет в драматур­гических произведениях. Часто в драме конфликт двусторонний: внешний и внутренний.

Cl. Какова главная проблема приведенного эпизода?

Какие средства драматургии используются для ее раскрытия?

Чтобы точно ответить на вопрос, вспомним, что проблема — это вопрос, требующий разреше — 88

Ния. Нельзя путать это понятие с темой и идеей. Проблема этого фрагмента может быть сформулиро­вана так: является ли правда спасением для чело­века?

Для раскрытия этой проблемы используются речевые характеристики героев (реплики, моноло­ги). Кроме того важны ремарки (например, «Бубнов хохочет»).

С2. В чем своеобразие горьковского героя и тради­ции кого из предшественников продолжает Горький, создавая своих героев?

Горьковский герой — Человек активный, тво­рец собственной жизни и участвующий в жизни других людей, «рожденный летать», с «горящим сердцем»: «Так шествует мятежный Человек сквозь жуткий мрак загадок бытия — вперед! и — выше! все — вперед! и — выше!.. Вот снова, величавый и свободный, подняв высоко гордую главу, он мед­ленно, но твердыми шагами идет по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним — пыль прошлого тяжелой тучей, а впереди — стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его. Они бесчисленны, как звезды в бездне неба, и Человеку нет конца пути! Так шествует мятежный Человек — вперед! и — выше! все — вперед! и — выше!» В качестве предшественников можно ука­зать героев Лермонтова (Мцыри, Печорин). Лириче­ского героя Маяковского.

Часть 2

88. Назовите художественный прием, использован­ный Фетом во второй и четвертой строфах для выражения состояния лирического героя.

Ответ: Повтор.

Повтор является художественным приемом, уси­ливающим впечатление от наиболее важной детали текста, привлекающим к ней внимание читателя. По­втор очень характерен для лирики Фета, так как еще и придает его поэтической речи песенную музыкаль­ность.

89. Назовите художественный прием, основанный на повторении согласных звуков, который помо­гает Фету в первой строфе создать поэтическое настроение и придать стихотворению музыкаль­ность.

Ответ: Аллитерация.

Вспомните, что этот вид звукописи часто ис­пользуется в поэтической речи, иногда он помогает почти физически ощутить описываемые в стихотворе­нии звуки.

BlO. В третьей строфе стихотворения, передающей переломный момент в состоянии лирического героя, используются определения «томитель­ные», «звучные» и др. Как называется это изо­бразительное средство?

Ответ: Эпитеты.

Эпитет — это образное определение, выделяю­щее какое-либо свойство предмета или явления, обла­дающее особой художественной выразительностью, часто отражающее авторское отношение к описывае­мому предмету. Эпитеты очень часто используются в поэтической речи.

Bll. К какому традиционному поэтическому жанру близко это стихотворение?

Ответ: элегия.

Элегия — это жанр лирики, стихотворение эмо­ционального содержания, передающее глубоко лич­ные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Очень часто темой элегии является неразделенная любовь.

В12. В третьей строфе стихотворения противопостав­ляется поэтический мир «томительных и скучных лет» и мир «звучных вздохов». Как называется этот художественный прием?

Ответ: антитеза.

Контраст в поэтическом тексте является средст­вом отражения глубоких чувств и переживаний ли­рического героя.

СЗ. Как различные поэтические приемы помогают автору передать ведущее настроение стихотворе­ния?

Для ответа на этот вопрос достаточно обобщить и прокомментировать результаты проведенного ана­лиза текста. Ведущее настроение стихотворения эле­гическое — светлая печаль. Оно передано с помощью повторов (любить, обнять и плакать), аллитерации (повторяющийся звук Р в первой строфе передает надрыв, «дрожание» струн души лирического героя), эпитетов (выражают «светлость» печали лирического героя).

С4. В чем особенности поэтического решения темы любви Фетом и в каких стихотворениях русских поэтов встречаются те же особенности?

Фет изображает не само чувство любви, не лю­бовную историю, а эмоциональное состояние, пережи­вание лирического героя. Эти мотивы находим и в лирике Пушкина

(На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою,

Тобой, одной тобой… Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может).

Схожие темы встречаем и в лирике Тютчева: (Я встретил вас — и все былое

В отжившем сердце ожило;

Я вспомнил время золотое —

И сердцу стало так тепло…

Как поздней осени порою

Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною И что-то встрепенется в нас, —

Так, весь обвеян духовеньем Тех лет душевной полноты, C давно забытым упоеньем Смотрю на милые черты… Как после вековой разлуки, Гляжу на вас, как бы во сне, — И вот — слышнее стали звуки, Не умолкавшие во мне…)

Часть 3

С5.1. Почему события, раскрывающие «историю ду­ши» Печорина, происходят не в Петербурге, а на Кавказе? (по роману М. Ю. Лермонтова «Ге­рой нашего времени»)

Для ответа на вопрос постараемся найти не­сколько причин перенесения места действия романа на Кавказ.

Обратим внимание на то, что Пушкин, раскры­вая историю души Онегина, тоже поселил героя в де­ревне, вдали от столицы, показав лишь, как в Петер­бурге зародилась «хандра» Онегина. Увидим в этом совпадении одну из искомых причин. Может ли во­обще развиваться «история души» там, где ей нет места, где все основано на фальши и ложных ценно­стях, где человек — узник?

Именно поэтому «история души» неординарного и противоречивого человека раскрывается в атмосфе­ре свободы, среди нетронутой природы и естествен­ных людей.

Кроме того, Кавказ — это место экзотическое, неспокойное, романтическое. А ведь истинное лицо человека раскрывается именно в ситуации экстре­мальной (вспомним такие в повестях «Тамань», «Бэ­ла», «Фаталист»).

Постарайтесь отвечать четко на поставленный вопрос. Опираться на своеобразие образа Печорина нужно, но нельзя уходить от темы, давая подробную характеристику героя. Отталкивайтесь от общего за­мысла романа и его идейного содержания.