Почему сказки пушкина не забудутся никогда

Стриминговый сервис more.tv выпустил в ноябре сериал сказки пушкина. для взрослых. провокационный проект из шести серий осовремененных произведений классика посмотрела

Стриминговый сервис more.tv выпустил в ноябре сериал «Сказки Пушкина. Для взрослых». Провокационный проект из шести серий «осовремененных» произведений классика посмотрела обозреватель RFI. 

Те, кого возмущает сам факт переделки произведения «нашего всего», пусть успокоятся. Бог, как известно, поругаем не бывает. Пушкин, разумеется, тоже. Поэтому сентенции типа «как они могли?!» и «пусть сами пишут, а потом снимают» — из разряда шумного празднословия. Так что пройдем мимо и не задержимся.

Идеолог, или, как теперь принято выражаться, шоураннер сериала — журналист Михаил Зыгарь до этого написал несколько книг, некоторым книги понравились, и Зыгарь решил, что пора замахнуться на большее. А тут как раз и Александр Сергеевич вспомнился со своей «Золотой рыбкой» и ненасытной старухой, которая замахивалась, замахивалась и дозамахивалась. Не испугавшись (или не увидев) параллелей, бывший журналист ввергся в пучину шоураннерства, «и сия пучина поглотила его целиком». Шесть серий одна за другой осовремененных сказок Пушкина стреляют раз в неделю прямой наводкой с онлайн-платформы more.tv. У орудий — более десятка продюсеров, среди них Жора Крыжовников, Вячеслав Муругов и сам Зыгарь. Реализуют идеи сценаристы Женя Беркович, Андрей Золотарев, Денис Уточкин, Евгения Хрипкова и режиссеры Ксения Зуева, Наталья Кудряшова, Оксана Карас и Слава Синица.

Проще всего обвинить критиков в ретроградстве и замшелом консерватизме. «Ага — вы против современной трактовки, вам претит все новое и смелое!» О да — мы ведь никогда не видели современных постановок Шекспира, Мольера или — упаси бог — Пушкина с Гоголем! Мы не радовались «Борису Годунову» Владимира Мирзоева и не удивлялись точности «Мертвых душ» Григория Константинопольского. Мы замахнулись на святое — на право автора на самовыражение. На свободу шоураннера.


Что делают авторы? Да ничего непозволительного — просто берут пушкинский сюжет, его драматургический костяк, освобождают от всего ненужного (в данном случае — от Пушкина) и наряжают в собственную фантазию. Например, в случае со «Сказкой о рыбаке и рыбке» мы имеем серию «Рыбка», в которой в качестве исполнительницы желаний — московская теленачальница (Ингеборга Дапкунайте), в качестве рыбака — южный альфонс (Павел Попов), промышляющий соблазнением и грабежом богатых путешественниц в своем южном приморском городке, а в роли старухи (Дарья Жовнер) — его возлюбленная, требующая и требующая от «старика» все больше и больше радостей. «Рыбка» уже и в Москву перетащила эту парочку, и на телевидение «старуху» устроила, а той все мало. В результате, правда, страдает почему-то только «рыбак».

В «Царевне» та же Дарья Жовнер (тут, в отличие от «Рыбки», она очень хороша) — содержанка у богатого папика, инстаблогерша по вопросам красоты и здоровья, царевна (Полина Гухман) — дочка папика, а королевич Елисей — тоже Елисей, но знаменитый рэпер.

В третьей сказке — «Балда» — генерал МВД (Андрей Смоляков) нанимает молодого Балду (Даниил Чуп) с сомнительным прошлым — то ли киллера, то ли росгвардейца — личным телохранителем. Понятное дело, генерал оказывается в полном проигрыше и в тюрьме, а Балда — и вовсе фантомом. Надавав генералу по физиономии, как было оговорено заранее, Балда растворяется в воздухе, явив напоследок ту силу «что вечно хочет зла, но совершает благо».


Ну и что? — скажет кто-то (наверняка, этими «кто-то» будут авторы). Дескать, почему другим можно, а нам нельзя? Да не переживайте, ребята, вам тоже можно. Только почему-то все время в голове вертится фамилия «Набоков». Набоков… Набоков… К чему бы? Ах, ну конечно — это ведь Набоков дал лучшее определение пошлости: «У русских есть, вернее, было специальное название для самодовольного величественного мещанства — пошлость. Пошлость — это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность. … Все подлинное, честное, прекрасное не может быть пошлым».

Когда Рыбка с Рыбаком натужно занимаются сексом — это пошлость. Пошлость и вульгарность — не одно и то же. Вульгарность может быть необычайно привлекательной, она даже может быть умышленным художественным приемом, в отличие от пошлости. В сексе, даже публичном, экранном, нет пошлости, если он не происходит под девизом «А давайте мы вам сейчас покажем неожиданное — например, голую Дапкунайте».

И пушкинский поп может легко стать генералом МВД (а про попа РПЦ запретила?), а Балда — отморозком с оружием, но если это для того, чтобы выглядеть смелыми и современными — то это хрестоматийная пошлость и есть, как любой замысел без мысли. Гении чистой пустоты.


Авторы сериала страшно стараются, просто буквально слышно, как они сопят, кряхтят и тужатся от усилия показаться оригинальными и современно мыслящими. Вообще-то достаточно было прочитать интервью Зыгаря одному глянцевому журналу, где он говорит, что их новелла «Балда» снята «на стыке Балабанова и Дэвида Линча», чтобы в страхе бежать подальше от всей этой затеи. Но мужества нам не занимать, поэтому смотрим дальше. Чем больше авторы стараются — тем огорчительнее результат. Пушкин исключительно прост, и кажется, что добавить ему новых смыслов ничего не стОит. А Пушкин-то обманчиво прост, и только культурная дремучесть, подпираемая необходимым нахальством, позволяет этого не заметить. Его «простые» произведения так начинены смыслами, что пытаться добавить что-то свое можно только имея в голове грандиозный замысел.

Переносить произведение в современность, объясняя это желанием сделать произведение ближе к сегодняшнему зрителю, означает объявить зрителю, что он дебил. Неясно только, зачем тратить деньги, время, усилия, зачем отвлекать хороших актеров, если можно просто снять видеоселфи: «Дорогие зрители! Вы дебилы. С вами были Зыгарь, Крыжовников и компания».

Конспект урока по литературе в 5 классе.

Тема: А.С.
Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Основные образы сказки.

Цель: 
продолжить работу над литературной сказкой, над характеристиками героев;
обсудить нравственные проблемы добра и зла, поставленные в ней; развитие
творческих способностей учащихся (инсценирование, выразительное чтение);
обучение составлению характеристики главной героини по плану.

Оборудование:
учебник-хрестоматия; рисунки учащихся; портрет А.С. Пушкина; иллюстрации Е.
Пашкова, Т. Мавриной к сказке; сборник сказок Пушкина; телевизор; диск со
сказкой; эпиграф.

Ход урока:                                    
                                                                           Сказка
ложь, да в ней намек!

  
Добрым молодцам урок.

А.С.
Пушкин

I Слово
учителя.

Трудно найти в
нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения
великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его
называли «солнцем русской поэзии». Прошло больше 150 лет, как погиб поэт, а
наша любовь к нему так же крепка, стихи его становятся нам все ближе, дороже и
нужнее. И мы можем добавить к словам современников Пушкина еще одно слово и
сказать: « Пушкин-незаходящее солнце русской поэзии.»

Пушкин первый из
русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и
сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Вслушаемся в строки
Пушкина

— Чтение учеником
наизусть «Пролога»

Это собирательная
картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

— Какие народные 
и литературные сказки вспоминаются нам, когда мы слушаем «Пролог»?

— Ребята, чем
литературная сказка отличается от народной?

У Пушкина было
много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была
простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих
суровых»- называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку.
От нее он впервые услышал замечательные русские сказки.

В селе
Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, в длинные зимние вечера в
ветхом доме, Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки.
Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено- и сказочный народный
мир расцветал вокруг Пушкина.

Царь
с царицею простился,

В
путь дорогу снарядился

И
царица у окна

Села
ждать его одна.

II Просмотр
отрывка из мультфильма «Сказка…»

III Анализ
«Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Беседа

а)

 — Есть ли в «Сказке»
зачин?

— О каких событиях
узнаем в начале?

— Какой предстает
родная мать царевны? (верная, любовь к мужу)

— Обратите
внимание на слова «белые зори» (Даже зори выцвели, поблекли) Протекла весна ручьями,
прошумело лето листвой, но царевна видит только вьюгу, снег. Почему?
(Подчеркивает одиночество)

б) Сбор
материала о мачехе.

— Кто такая
мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы и мачехи
(«Морозко», «Крошечка-Хаврошечка»)

— Как описана
Пушкиным? Почему эта красота не радует окружающих? (скрывает злой, упрямый,
сварливый характер)

— С кем была
приветлива?

— Как отомстила
царица-мачеха царевне? Что подтолкнуло ее к этому? (черная зависть)

— В чем
проявляется жестокость? Как называет Пушкин  в этом эпизоде злою царевну

( «Баба гневная»)

в) Сбор
материала о царевне.

— Можно ли  их
сравнить?

— Почему
повествование о ней поэт начинает с союза но, кому противопоставляет?

— С чем
сравнивает, используя глаголы- росла, росла, поднялась- и расцвела?

Вывод: Пушкин
показывает внешнюю (белолица, черноброва), так и внутреннюю красоту (тихий,
спокойный, кроткий нрав)

— Какие поступки
говорят о трудолюбии царевны?

— В чем проявилась
ее благовоспитанность, сдержанность?

— В чем выразилось
ее чувство верности жениху?

III Составление
учениками таблицы на доске с помощью карточек-качеств.

Царица

Царевна

царского
происхождения, умны, красивы

Злая

добрая

завистливая

бескорыстная

гордая

скромная

своенравная

кроткая

жестокосердная

добродетельная

ленивая

трудолюбивая

грубая

вежливая

надменная

простая

IV Рассказ
учеников о царевне по плану.

План рассказа о царевне.

1.      Описание
внешности царевны и ее внутренних качеств.

2.      Отношение
к ней других персонажей сказки:

а)
Чернавки;

б) пса
Соколки;

в) семи
богатырей;

г)
королевича Елисея.

3.      Поведение
царевны:

а) в
тереме богатырей;

б) по
отношению к окружающим ее людям.

4.      Отношение
автора к героине.

V Инсценирование
учащимися обращений Елисея к солнцу, месяцу, ветру.

VI Вывод: чем сказка схожа с народными: добро и зло; волшебные числа 7 и 3;
обращение  к силам природы; заговоренные волшебные предметы, зачин, концовка.

 VII Словарная работа. Проверка
д/з. Зачитать по тетрадям найденные в тексте:

повторы

эпитеты

простонародные
слова

путь-дорога

месяц
ясный

правду
молвить

ждет-пождет

дева
красная

издалече

красавица-девица

красно
солнце

тяжелешенько

нет как
нет

молодцы
честные

белешенька

черная
зависть

спознали

люди
добрые

воротился

яблочко
наливное

сыскался

злая
мачеха

снарядился

величать
(звать)

перемолвилась

тужит

VIII Подведение
итогов урока

а) Чему
учит сказка? (обращение к эпиграфу)

 
Кротость, доброта, терпение и верность вознаграждаются. Девушка становится
королевой. Однако она не становится подобием злой мачехи.

б) Работа
в тетрадях. Дополните записанное на доске

— Сказки
Пушкина похожи на……….

— Они
полны………..

— Сказки
Пушкина учат нас………..

В)
Подведение итогов конкурса рисунков (понравившиеся рисунки нужно было заранее
отметить сердечком).

г)
Выставление оценок.

Вывод:  Имя
Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш любимый, великий Пушкин!

Д/з на
выбор обращение к солнцу, месяцу, ветру. (с. 89-90) наизусть.

Ïî÷åìó Ïóøêèí ïðèçíàí êëàññèêîì ðóññêîé è ìèðîâîé ëèòåðàòóðû

6 èþíÿ – ãîäîâùèíà ñî äíÿ ðîæäåíèÿ ïîýòà Àëåêñàíäðà Ïóøêèíà (1799-1837). Ìíîãèå èç íàñ âûðîñëè íà åãî ïðîèçâåäåíèÿõ è îñîáåííî ëþáÿò åãî ñêàçêè, êîòîðûå ìîæíî íàéòè íà ñêàçêè-ïóøêèíà.ðô. Èòàê, ïî÷åìó æå Ïóøêèí ñ÷èòàåòñÿ âàæíåéøèì àâòîðîì ðóññêîé è ìèðîâîé ëèòåðàòóðû?

 ÷åì ôåíîìåí Ïóøêèíà?

  1. Ñ÷èòàåòñÿ ñîçäàòåëåì ïîâñåäíåâíîãî ðóññêîãî ÿçûêà

Ïóøêèí ñ÷èòàåòñÿ îñíîâîïîëîæíèêîì ðóññêîé ëèòåðàòóðû. Îí îòêàçàëñÿ îò êëàññè÷åñêîé øêîëû, â êîòîðîé äîìèíèðîâàëè ïî÷åñòè öàðþ, è ïðåîäîëåë áàðüåð ìåæäó âûñîêîïàðíûì è îáû÷íûì ÿçûêîì. Åãî ÿçûê äî ñèõ ïîð èñïîëüçóåòñÿ äëÿ óñòíîãî è ïèñüìåííîãî îáùåíèÿ â Ðîññèè.

2. Ðàçëè÷íûå æàíðû

Ó ïðîèçâåäåíèé Ïóøêèíà î÷åíü ðàçíûå æàíðû. Îí íàïèñàë êëàññè÷åñêèå îäû, ðîìàíòè÷åñêèå ñòèõè, ïîëèòè÷åñêèå è ëþáîâíûå ïðîèçâåäåíèÿ, ïîýòè÷åñêèå ðîìàíû, èñòîðè÷åñêèå äðàìû, ðåàëèñòè÷íóþ ïðîçó, ðàññêàçû, ëåãåíäû, áûëèíû è äíåâíèêè ïóòåøåñòâèé.

3. Ñîöèàëüíàÿ òåìà â ïðîèçâåäåíèÿõ

Ïóøêèí âûäåëèë îñíîâíûå òåìû, êîòîðûå âïîñëåäñòâèè âûçûâàëè èíòåðåñ ïèñàòåëåé íà ïðîòÿæåíèè XIX è áîëüøåé ÷àñòè XX âåêà: ñòðàäàíèÿ áåäíûõ, ïðîòèâîñòîÿíèå âûäàþùèõñÿ ëþäåé è îáùåñòâà, òðóäíàÿ äèëåììà ìåæäó îòâåòñòâåííîñòüþ è ëè÷íûì ñ÷àñòüåì, ñóäüáû òåõ, êòî âûñòóïàë ïðîòèâ ñèñòåìû. Ïóøêèí ïåðâûì ïîäíÿë âñå ýòè ïðîáëåìû, êîòîðûå âïîñëåäñòâèè ëåãëè â îñíîâó òàêèõ âåëèêèõ êëàññèêîâ, êàê Äîñòîåâñêèé, Òîëñòîé, ×åõîâ èëè Áóíèí. Áóíèí ïåðâûì ïîëó÷èë â 1933 ãîäó Íîáåëåâñêóþ ïðåìèþ ïî ëèòåðàòóðå.

4. Ñîçäàë «Ýíöèêëîïåäèþ ðóññêîé æèçíè»

Îäíî èç ãëàâíûõ ïðîèçâåäåíèé Ïóøêèíà – «Åâãåíèé Îíåãèí». Êðèòèêè â òî âðåìÿ íàçâàëè åå «Ýíöèêëîïåäèåé ðóññêîé æèçíè», ïîòîìó ÷òî íà ìîìåíò íàïèñàíèÿ îíà îõâàòûâàëà ìíîãèå àñïåêòû êóëüòóðû è ïîâñåäíåâíîé æèçíè íàðîäà. Îïåðà, áàëåò è ìíîãî÷èñëåííûå äðàìàòè÷åñêèå îáðàáîòêè ïüåñû ïîäòâåðäèëè ýòó èäåþ è óêðåïèëè åå. «Îíåãèíà» Àëåêñàíäð Ñåðãååâè÷ ïèñàë ïî÷òè äåñÿòü ëåò (ñ 1823 ïî 1831 ãîä), è ñþæåò ñêëàäûâàëñÿ âìåñòå ïî ìåðå òå÷åíèÿ âðåìåíè.

5. Çàäàâàë ñëîæíûå âîïðîñû ïðîñòûì ÿçûêîì

Êëþ÷åâàÿ ïðè÷èíà ïîïóëÿðíîñòè Ïóøêèíà â òîì, ÷òî åãî ïðîèçâåäåíèÿ êàæóòñÿ ïðîñòûìè. Èñïîëüçîâàíèå ïîâñåäíåâíîãî ÿçûêà ñîçäàåò èëëþçèþ ñïîíòàííîñòè, õîòÿ äîñòàòî÷íî âçãëÿíóòü íà ñîáñòâåííûå çàïèñè Ïóøêèíà, ÷òîáû ïîíÿòü, ñêîëüêî âðåìåíè îí òðàòèë íà êàæäóþ ñòðî÷êó. Îí óìååò èñïîëüçîâàòü äâà-òðè ñëîâà äëÿ ñîçäàíèÿ ÿðêèõ îáðàçîâ.

6. Áëèçîê ê íàðîäó

Ïîñëå ñìåðòè Ïóøêèí çàíÿë îñîáîå ìåñòî â ðóññêîé êóëüòóðå. Îäíàêî â ñâîåé æèçíè îí áûë äàëåê îò òîãî ñåðüåçíîãî è ïî÷òè ïðîðî÷åñêîãî îáðàçà ïîýòà, êîòîðûé ïðèîáðåë ïîçæå. Ó íåãî òîíêîå ÷óâñòâî þìîðà, îí íàïèñàë íåñêîëüêî ñàòèðè÷åñêèõ ñòèõîâ, îñêîðáèâøèõ ìíîãèõ, â òîì ÷èñëå íåêîòîðûõ âûñîêîïîñòàâëåííûõ ÷èíîâíèêîâ. Ïîýòîìó ó íåãî áûëî íåñêîëüêî äóýëåé è ïðîáëåì ñ âëàñòÿìè. Åãî òðàãè÷åñêàÿ ñìåðòü ïîñëå äóýëè èç-çà ëþáîâíîãî ñïîðà — ïå÷àëüíîå ñâèäåòåëüñòâî åãî îáðàçà æèçíè.

7. Îí ïîñòðàäàë çà èñòèíó

Ïóøêèí áûë ñîñëàí íà íåñêîëüêî ëåò çà òî, ÷òî åãî «Îäà ñâîáîäå» íå ïîíðàâèëàñü èìïåðàòîðó Àëåêñàíäðó I. Ñíà÷àëà åãî îòïðàâèëè íà þã Ðîññèè, à çàòåì ïîìåñòèëè ïîä äîìàøíèé àðåñò â åãî óñàäüáå â Ìèõàéëîâñêîì Ïñêîâñêîé îáëàñòè. Ïóøêèí äðóæèë ñî ìíîãèìè äåêàáðèñòàìè, ðåâîëþöèîíåðàìè, òðåáîâàâøèìè êîíñòèòóöèè è áîëüøåé ñâîáîäû, åñëè áû îí íå áûë ñîñëàí, îí ìîã áû ó÷àñòâîâàòü â âîññòàíèè äåêàáðèñòîâ â Ïåòåðáóðãå â 1825 ãîäó.

Ïóøêèí íèêîãäà íå âûñòóïàë çà èçãíàíèå öàðÿ, íî, áîðÿñü ñ öåíçóðîé, îí çàùèùàë ñâîáîäó è ïðàâî íà ëè÷íîå ïðîñòðàíñòâî. «Â ýòîì ìèðå íåò ñ÷àñòüÿ, òîëüêî ìèð è ñâîáîäà», — íàïèñàë îí â îäíîì èç ñâîèõ ñòèõîòâîðåíèé, â êîòîðîì ðåçþìèðîâàëîñü æåëàíèå ðóññêîãî íàðîäà.

8. Íàïèñàë êðàñèâûå ëþáîâíûå ñòèõè

Ïóøêèí ïîíèìàë è öåíèë êðàñîòó æåíùèí. Îí èìåë ðåïóòàöèþ Äîí Æóàíà è íàïèñàë îäíè èç ñàìûõ èçâåñòíûõ ëþáîâíûõ ñòèõîâ â ðóññêîé ëèòåðàòóðå. Êðîìå òîãî, îí íàïèñàë â «Åâãåíèè Îíåãèíå» â ñòèõîòâîðåíèå, îñíîâíîå ïðàâèëî ëþáâè: «×åì ìåíüøå æåíùèíó ìû ëþáèì, òåì áîëüøå íðàâèìñÿ ìû åé».

9. Èì âîñõèùàþòñÿ âåëèêèå ïèñàòåëè

Ìíîãèå ïèñàòåëè ïðèçíàþò âåëè÷èå Ïóøêèíà. Íà ïèñàòåëüñêîé êîíôåðåíöèè 1880 ãîäà Äîñòîåâñêèé ïðîèçíåñ äëèííóþ ðå÷ü î ïîýòå. «Íèêîãäà åùå íå áûëî ïîýòà, êîòîðûé âûçûâàë áû ñòîëüêî ñî÷óâñòâèÿ, êàê Ïóøêèí. Ýòî íå òîëüêî ñî÷óâñòâèå, íî è íåâåðîÿòíàÿ ãëóáèíà, êîòîðàÿ ÿâëÿåòñÿ ïî÷òè èäåàëüíûì âîïëîùåíèåì â äóõå ïåðåâîïëîùåíèÿ åãî äóõà â äóõ ÷óæèõ», — ñêàçàë âåëèêèé Ôåäîð Ìèõàéëîâè÷.

Íà öåðåìîíèè îòêðûòèÿ ïàìÿòíèêà Ïóøêèíó â Ìîñêâå àâòîð ðîìàíà «Îòöû è äåòè» Èâàí Òóðãåíåâ ñêàçàë: «Ïî ñóòè, âî âñåõ åãî ñòèõàõ çâåíèò ôîðìà è ñóùíîñòü íàøåãî íàðîäà».

 ñîâåòñêîå âðåìÿ â Ðîññèè áûë íàñòîÿùèé êóëüò Ïóøêèíà. Âî âñåõ ëèòåðàòóðíûõ êàáèíåòàõ è íà ìíîãèõ ýòàæàõ ñòðàíû åñòü ðåïðîäóêöèè äâóõ ñàìûõ èçâåñòíûõ ïîðòðåòîâ ïîýòà — ðàáîòû Òîïèíåíà è Êèïðåíñêîãî.  1937 ãîäó áûëî ïðîâåäåíî ìàñøòàáíîå ïðàçäíîâàíèå ñòîëåòèÿ ñî äíÿ åãî ñìåðòè, êîòîðîå áûëî òàêæå 150-ëåòèåì ñî äíÿ åãî ðîæäåíèÿ.

Òàêèì îáðàçîì, ìîæíî ñ óâåðåííîñòüþ ñêàçàòü, ÷òî Ïóøêèí ïî ïðàâó ñ÷èòàåòñÿ âåëèêèì êëàññèêîì ìèðîâîé ëèòåðàòóðû.




Ïîíðàâèëàñü ýòà íîâîñòü? Òîãäà æìè:

 Конспект урока
будет удобен на уроке литературы, так как здесь есть цель и задачи,
организационный момент, вступление, мотивация к учебной деятельности,
актуализация опорных знаний, работа по теме урока, построение проекта,
физкультминутка, работа с текстом, в парах, чтение отрывков, закрепление, все
этапы урока соблюдены.

Конспект
урока по литературе для 5 класса на тему : А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях».

Цель урока:
развитие умения анализа сказки, её отдельных эпизодов, системы образов героев,
композиции.

Задачи — развитие умения анализа
сказки, её отдельных эпизодов, системы образов героев, композиции;
сравнительного анализа героев; понимание особенности сказочного конфликта между
Добром и Злом ;формирование навыков смыслового чтения текст, азнакомство со
сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»; выявление нравственной основы сказки, её
идейно-художественного своеобразия.

                                                                 
Ход урока

                                                         
«Под именем любым зло будет злом,

                                                                  
Как и добро останется добром»

                                                                                                        
У. Шекспир

1.Мотивация
к учебной деятельности.

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит
звонок,

Зовёт
нас на урок.

Урок
сейчас пойдёт,

В
мир знаний поведёт.

Учитель.    Здравствуйте, ребята. Мне очень приятно находиться  в

окружении
настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким
сердцем.

Девиз нашего
урока: «Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать».

Я чувствую, что вы
готовы меня слушать и слышать.

Учитель
рассказывает притчу.  


Когда-то давным-давно жил человек на свете и не знал, что существует на земле
Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На
вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом.
Заинтересовало человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и
узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их
содержимое.  Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не
знает, так что же такое добро и зло, чего в его  душе больше.

         Учитель.
Как  вы понимаете смысл этой притчи? (ответы детей)

Учитель.
Как вы думаете, почему мы сегодня начали урок с обсуждения понятий «добро» и
«зло»?

Ученик.
Значит, тема нашего урока будет связана с этими словами.

2.Актуализация
опорных знаний и пробного учебного действия.

Учитель.
Вы прочитали сказку А.С. Пушкина «О мёртвой царевне и о семи богатырях». Те,
кто выписал значение слов «добро» и «зло» по словарю
В.И. Даля, прочитают вслух. Подойдите ко мне те, кто выбрал сочинение, прочитайте
друг у друга и выберите лучшее.

Ученики.
Добро – это всё то, что полезно людям и обществу, что способствует улучшению
жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.

Зло
– это всё то, что противоположно добру, что губит душу человека и отношения
между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду.

Учитель. 
Я тоже поработала со словарями и приготовила толкование данных терминов.

(На
экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования
терминов)

       
«Добро – это то, что хорошо,
полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и
счастье.

       
Зло всегда имеет отрицательный
смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе,
несчастье». (Школьный философский словарь)

       
«Добро – в духовном значении
благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.

       
Зло – худое, лихое. Злой
человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный» (Словарь живого
русского языка В. Даля)

Учитель. Прочитайте сочинение, а вы,
ребята, внимательно послушайте и проанализируйте его: соответствует ли оно
правилам написания .

На экране план сочинения.

 I. Вступление.
           II. Основная часть (включающая несколько подпунктов). 
          III.Заключение.
Вступление, как правило, намечает основную мысль, задает тон всей
работе, вводит в  круг рассматриваемых проблем.
Основная часть раскрывает идею сочинения и связанные
с ней вопросы, представляет систему доказательств выдвинутых
положений. 
Заключение подводит итоги, содержит конечные выводы
и оценки. 

Моя любимая бабушка

      У меня есть бабушка. Все зовут ее
Эльвира Ильинична, а для меня она – моя любимая бабушка Эля. Она очень добрая,
все ее уважают.

                На
летних каникулах я еду в гости к бабушке в деревню.  Я многому учусь у
моей любимой бабушки. Бабушка научила меня выращивать цветы. Вместе с ней мы
ухаживаем за огородом и садом, собираем яблоки и делаем заготовки на зиму. С
моей бабушкой никогда не бывает скучно. Моя бабушка очень интересный человек,
она знает много удивительных историй. Перед сном бабушка рассказывает мне
сказки или забавные истории из ее жизни. В деревне мою бабушку тоже очень
любят. Она помогает всем соседям справиться с болезнями. Иногда бабушка лечит
даже животных, и я называю ее доктором Айболитом. Бабушка всегда возит с
собой старый медицинский чемодан с лекарствами и уколами.

        Моя бабушка Эля во
всем является для меня примером. Я хочу быть похожей на неё.   Я
люблю бабушку за ее доброту, отзывчивость и гостеприимство.

Учитель.
Справился ли ваш одноклассник с заданием?

Ученик.
Саша хорошо справился с заданием, раскрыл все пункты плана.

Ученик.
А я считаю, что Саша допустил речевую ошибку, он почти в каждом предложении
употребил слово бабушка.

Учитель.
Как бы вы исправили эту ошибку?

Ученик.
Убрать повтор слов (она, мы с ней, у неё)

Учитель.
Ребята, на каком уровне выполнено домашнее задание?

Ученики.
На удовлетворительном.

Учитель.
Почему?

Ученик.
Не все хорошо справились с сочинением.

Учитель.
Чтобы приступить к изучению новой темы, необходимо проверить ваши знания по
предыдущим темам. Проведем викторину.

Учитель.
Закончите мою фразу: сказки бывают народные и…

Ученик.
Литературные.

Учитель.
Чем они отличаются?

Ученик.
У народных сказок нет автора, их сочинил народ, а у литературных сказок есть
автор.

Учитель.
В чём сходство народной и литературной сказки?

Ученик.
В сказках всегда добро побеждает зло.

Ученик.
В сказках бывают волшебные предметы.

Ученик.
В сказках есть присказка, зачин, концовка.

Ученик.
Сказочные выражения, постоянные эпитеты.

Учитель.
Назовите главных героев в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»

 Ученик. Царица и царевна. 

 Учитель. Это народная сказка?

Ученик. Нет.
Литературная.

Учитель.
По какому признаку вы догадались?

Ученик.
Её написал А.С. Пушкин, она написана в стихотворной форме.

Учитель.
Чем близка она по содержанию к народной?

Ученик.
Герои сказки, помощь сил природы, участие неодушевлённых предметов в действии,
победа добра над злом.

Учитель.
Как сформулируем тему нашего урока?

Ученик. А.
С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

          Учитель.  В
течение урока вам необходимо оценивать свою познавательную деятельность. У вас
на партах лежат листы самооценки, оцените себя.

1 балл — если вы активно
работали на этом этапе урока,

0,5 —  если отвечали, но
не на все вопросы,

1                   
—  если не участвовали в
беседе.

3. Выявление места и причины
затруднения.

Учитель.  Обратимся
к эпиграфу нашего урока. Как вы понимаете высказывание У. Шекспира:

    «Под именем любым зло
будет злом, как и добро останется добром»

Учитель.
Можете ли вы объяснить это высказывание? (Ученики затрудняются в полной мере
ответить на поставленный вопрос).

Учитель.
Сразу тяжело ответить на этот вопрос.  Предлагаю получить ответы и
проверить себя, анализируя сказки. А именно сказку А.С.Пушкина «Сказка о
мёртвой царевне и семи богатырях».

4. Построение проекта выхода из
затруднения.

Учитель.
Как вы думаете, какова же цель нашей дальнейшей работы, для чего мы определяли
ключевые слова «добро» и «зло», как связаны эти слова с проблемой урока?

Ученик.
Раскрыть понятия «добро» и «зло» по сказке А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях».

Ученик. 
Мы будем говорить о добрых и злых героях в сказках,   сравним их.

Ученик. Мы
будем анализировать текст.

Учитель. Правильно,
молодцы.  Вот вы и сформулировали цель нашей

работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» в
процессе изучения

сказки. Мы будем сравнивать образы героев, анализировать текст.

Физминутка

На
болоте две подружки,

Две
зеленые лягушки,

Утром
рано умывались,

Полотенцем
растирались.

Ножками
топали.

Ручками
хлопали.

Вправо,
влево наклонялись

И
обратно возвращались.

Вот
здоровья в чем секрет.

Всем
друзьям физкультпривет!

              5. Реализация
построения проекта
.

Учитель. Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло
являются противоположными понятиями?

Ученик. Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель. Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов,
данные в словаре, но и попытались увидеть, как А.С.Пушкин показывает добро и
зло в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

Работа с текстом.

Учитель.  «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к
народным (фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на
положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев
народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

Ученик. Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван – крестьянский
сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.

Учитель. Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных
и отрицательных героев в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?

Заполните
таблицу, распределив по колонкам + и – героев, работая, можете советоваться
друг с другом. Работа в парах.

Чернавку
кто-то отнёс к положительным героям, а кто-то к отрицательным?

Учитель.
Почему?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что
в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки
невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным.)

Проверка
по эталону (на экране) . Положительные (царевна, королевич Елисей, семь
богатырей) ,отрицательные  (царица )

Учитель. Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая
характеристика Добра и Зла?

Ученики. В персонажах Царевны и царицы.

Учитель. Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть
конфликта между ними?

Ученик. Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна
становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица
«милее и белее», чем она.

Учитель. А какими словами мы можем выразить отношение царицы к
царевне?

Ученик. Ненависть, зависть.

Учитель. Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученик. Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель. А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к
Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученик. Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них
зла, не пытается им отомстить.

Учитель. Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из
героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученик. Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только
с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она
всех любит, творит добро, и все ей помогают.

Учитель.  А теперь, ребята, обратимся к чтению и анализу отрывков из сказки.

Чтение отрывков на стр. 92 учебника отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна
молодая…»

Учитель. Ребята, что вы можете сказать о царице? С чем сравнивает
автор царевну, говоря «…росла, росла, поднялась– и расцвела»?

Ученик. Автор сравнивает ее с цветком. Она прекрасна, как цветок
роза.

Проводится физкультминутка для учащихся.

Учитель. 
А теперь   немного отдохнём. Все встаньте.

 Проверим,
знаете ли вы других героев произведений А.С. Пушкина. Будьте внимательны! Я
назову персонажей различных произведений. Если это герои  сказок А.С. Пушкина,
то вы поднимаете руки. Если герои не относятся к произведениям Пушкина –
приседаете на корточки.

Золотой
петушок, Царевна-лягушка, Чебурашка, Кот учёный, Руслан, Черномор,
Иван-царевич, Балда ,Ткачиха с Поварихой, гномы, Золотая рыбка, Елисей. 

Учитель. Ребята, давайте прочитаем следующий отрывок, который
начинается со слов: «Но невеста молодая / До зари в лесу блуждая…» (стр. 95),
чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро.

Выразительное чтение учащимися отрывка.

Учитель. Почему царевна решила, что в тереме «люди добрые живут»?

Ученик. Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель. Что сделала героиня в доме?

Ученик. Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель. Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель: Правильно, ребята. Пушкин рисует образ Царевны в духе
народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная
щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

Ученик. Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится,
любуется своей красотой.

Выразительное чтение и анализ эпизода «Раз царевна молодая».

Учитель. Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

Ученик. Царица, переодетая монахиней.

Учитель. На чьей стороне Соколко? Почему?

Ученик. Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает
отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

Учитель. Получается, ребята, что Зло победило. Царица торжествует,
устранив соперницу. Так ли это?

Ученик. Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи солнца, месяца,
ветра спасает свою невесту.

Учитель. В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

В «Сказке о мертвой царевне и
о семи богатырях» мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти
невесту. Что же происходит со злой царицей-мачехой? Найдите строки, в
которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

«Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла».

Учитель. Пять раз в сказке царица названа злой. И она,
действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость
восстановлена. Добро торжествует.

Учитель.
Оцените свою работу, поставьте баллы.

1 балл — если вы активно работали на
этом этапе урока,

0,5 —  если отвечали, но не на все
вопросы,

1                
—  если не участвовали в беседе.

6. Этап первичного закрепления с
проговариванием во внешней речи.

Учитель.
Какой следующий этап нашей деятельности?

Ученик.
Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять его на
практике.

Учитель. Хорошо,
ребята. Сейчас я вам предлагаю  составить сравнительную характеристику царевны
и  царицы.

Работа в группах
по заданному плану. Заполнение таблицы.

1.    
Описание внешности- 1 группа

2.    
Черты характера-2 группа

3.    
Отношение окружающих к
героине-3 группа

4.    
Отношение автора к героине-4
группа

     5.Цветовая
гамма-5 группа

Учитель
распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.

Царевна

Царица

Внешность

Черты характера

Отношение окружающих к героине

Отношение автора к героине

Цветовая гамма

Моё отношение к героине

Учитель.
А теперь сопоставим ваши ответы (Эталон для самопроверки).

Царевна

Царица

Внешность

Белолица
          Черноброва

Высока
           Стройна
            Бела

Черты характера

Добрая

Бескорыстная

Скромная

Кроткая

Трудолюбивая

Вежливая

Злая

Завистливая

Гордая

Своенравная

Ленивая

Грубая

Отношение окружающих к героине

Они любили её (Чернавка, богатыри)

Боялись её,           не любили

Отношение автора к героиням

Тёплое отношение (моя душа, к алым
губкам)

Холодное отношение (гневная баба,
злая мачеха)

Цветовая гамма

Черный (зависть)

Белый
          Красный
           Румяный

Учитель.
А теперь оцените свою работу на данном этапе урока.

1 балл — если вы активно работали на
этом этапе урока,

0,5 —  если отвечали, но не на все
вопросы,

1                
— если не участвовали в беседе.

7. Самоконтроль с самопроверкой по
эталону
.

Учитель.
Теперь вы уверены в своих умениях?

Ученик. 
Да.

Учитель.
Как проверить?

Ученик.
Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.

Учитель.
Я предлагаю вам выполнить графический диктант «да – нет».

Вы ставите знак + если согласны с
утверждением.

Вы ставите знак — если не согласны с
утверждением

1.      «Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях» относится к народным сказкам.

2.      В
сказках главными героями являются королевич Елисей и семь богатырей.

3.      Главная
мысль сказок выражена пословицей  «Добро не умрет, а зло пропадет».

4.      В
сказках бывает композиционные части : присказка, зачин, кульминация, концовка.

               5.Создатель
литературных сказок-народ.

              6.   «Я там был, мёд,
пиво пил, да усы лишь обмочил»-концовка.

              7.Характерная черта
литературной сказки-реальные события.

Учитель.
Проверьте себя по эталону.

1

2

3

4

5

6

7

+

+

+

Учитель.
Кто написал без ошибок?  Какие затруднения вы испытывали?  А теперь оцените
свою работу на данном этапе урока.

2 балла — если нет ошибок

1 балл —  если 1- 2 ошибки

0,5 балл – если 3 ошибки

0— если 4 ошибки

8.Этап включения в систему знаний и
повторения.

Учитель.
Вновь обратимся к эпиграфу нашего урока.

«Под именем любым зло будет злом, как
и добро останется добром»

                                                                                        
(У.Шекспир)

Учитель.
Теперь вы сможете ответить на вопрос: так ли это?

Ученик.
Я считаю, что добро бессмертно, если добрый человек и умрет, его добрые дела не
забудутся.

Ученик.
Я думаю, что добрый человек сеет вокруг себя добро, и люди становятся намного 
добрее, и это качество души всегда будет жить.

Ученик.
А зло всегда наказывается.

Учитель.
Как вы думаете, какие пословицы подходят к идее нашей сказки?

Запишите понравившуюся пословицу.
Объясните свой выбор.

Все любят добро, да не
всякого любит оно. 

Всякий, посеявший семена
зла, открывает ворота своей гибели. 

Добро сотворить —
себя увеселить

Доброму Бог помогает.

Добрый скорее дело
сделает, чем сердитый. 

          Кто добро творит, тому Бог отплатит.

Плох тот ветер, который
не приносит добра.

Учитель.
Подберите синонимы к словам «добро» и «зло»?  Обменяйтесь тетрадями.

Ученики.
Добро: помощь, милосердие, сострадание, отзывчивость, забота…

Зло:
ненависть, жестокость, равнодушие, зависть, бессердечие…

Учитель.
Давайте сделаем вывод. Каким должен быть добрый человек?

Ученик.
Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на
помощь.

Ученик.
Добрый человек любит природу и бережет ее. Добрый человек любит птиц, зверей,
помогает им выжить.

Ученик. Добрый
человек бывает вежливым, уважительным в общении с товарищами и взрослыми.


                                           9.Этап рефлексии.

Учитель.
Чему был посвящён урок, что нового вы узнали? Для этого продолжите фразы:

1.                 
Я научился…

2.                 
Я узнал на уроке…

3.                 
Мне было трудно, когда…

4.                 
Мне было интересно…

Ученик.
Я научился сравнивать героев произведений.

Ученик.
Я научился искать информацию по учебнику.

Ученик.
Я узнал, как проявляется «добро» и «зло» в сказках.

Ученик.
Мне было трудно, когда нужно было объяснить смысл эпиграфа к уроку.

Ученик.
Мне было интересно заполнять таблицу.

Ученик.
Мне было интересно, выполнять графический диктант.

Учитель.
Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка? Считаете ли вы себя добрыми?

Ученик.
Эта сказка научила меня быть добрым, вежливым, уважительным в общении с
товарищами и взрослыми.
 Я понял, что в жизни всегда рядом добро и зло. В сказках мы наблюдаем борьбу
добра со злом. Я считаю себя добрым человеком. Ложась спать, я всегда стараюсь
вспомнить о том, какие добрые поступки я совершил сегодня.

Ученик.
В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и
злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла, такой
является Чернавка. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают
добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят. Наша
задача быть такими как царевна, и тогда зла будет меньше.

Учитель.
Оцените свою работу на уроке. Сколько баллов вы заработали?

Учитель.
Я рекомендую вам выбрать домашнее задание:

1. Составьте кластер по теме «Царевна
и её помощники».

2. Какой эпиграф предложили бы вы к
нашему уроку? Объясните свой выбор.

 3. Напишите сочинение-рассуждение на
тему «Что такое добро и зло?»

Учитель.
Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали.

Фото: пресс-служба

© пресс-служба

Автор

Александр Пигарев

26 ноября 2021

Бренд «Онегин» придумал оригинальную арт-концепцию под запуск нового проекта: устроил съемку в особняке Волковых-Юсуповых, гостем которого был Александр Пушкин, и выпустил «Сказки для взрослых» на виниле с участием популярных актеров

О новом проекте мы поговорили с бренд-менеджером компании «Онегин» Марианой Павлюкевич. За ее плечами более 16 лет работы в алкогольной индустрии, из них семь — в группе компаний Simple. Актуальный этап ее карьеры — развитие бренда «Онегин», к созданию и запуску которого она также причастна.

Почему для проекта были выбраны именно сказки и именно Пушкина? Согласитесь, что сказочников хватает с избытком.

Из-за постоянной работы, гонки за успехом и жизненной рутины во взрослом возрасте часто утрачивается ведущая в волшебный мир призрачная нить. Слова из сказок забываются, фантастические персонажи исчезают, а яркие образы тускнеют. Но порой стоит напомнить, как может захватывать дух от встречи со знакомым и одновременно неизведанным миром сказок. Поэтому команда «Онегина» решилась на творческий эксперимент, черпая вдохновение в волшебной вселенной Александра Пушкина. Мы создали новый продукт, сохранив при этом ДНК основного бренда и тесную связь с главным русским поэтом.

Яркий и красочный мир пушкинского нарратива полон магии: она связывает быль и небылицу, простоту и чудеса, провидение и случай. А сказки словно полотна, сотканные из событий и лиц, притягивают нас. Хочется хоть на мгновение погрузиться в их диковинную реальность: любоваться, осязать, пробовать. Такую возможность насладиться «вкусом сказки», получить гастрономическое и эстетическое удовольствие дарят наши ягодные настойки.

Я слышал, что вы также выпустили на виниле аудиосказку о Царе Салтане. Как это соотносится с общей концепцией проекта?

Идеально. (Смеется.) Наш арт-проект «Сказки для взрослых» воплотился на виниле, потому что это особая эстетика неторопливого удовольствия. Без возможности перемотки происходит плавное погружение в звук, эмоции и настроение. Режиссер Савва Савельев помог реализовать наш замысел — представить неакадемическое прочтение классики. Главным его решением стала игра с современными формами и новыми музыкальными стилями. Получилась история с крутым саунд-дизайном, аллюзиями на техно, а в сцене с корабельщиками актеры театра «Практика» и «Мастерской Брусникина» читают рэп. Главные роли блестяще исполнили такие артисты, как Варвара Шмыкова, Лукерья Ильяшенко, Алексей Агранович, Павел Артемьев и другие. Считаю, что такая лимитированная пластинка может украсить любую коллекцию винила — ее звучание нужно смаковать не спеша, наравне с гурманскими настойками sur-lie fruitier (на фруктах).

Фото: пресс-служба

Насколько я знаю, вы выпустили еще коллекционное издание сказок Пушкина. Решили обрамить свой проект со всех сторон?

Да, по традиции команда «Онегина» оставила свой литературный, если угодно — издательский след в истории. Красиво переплетенный томик сочного ягодного цвета «Сказки для взрослых» стал самым полным собранием волшебных сказок Александра Пушкина. Издание открывается малоизвестной сказкой для взрослых «Царь Никита и сорок его дочерей» 1822 года, которая никогда ранее не включалась в сказочные сборники из-за своей фривольности. Большинство из нас даже никогда не слышало о существовании этой игриво написанной истории о любвеобильном государе. Интересна она еще и тем, что это политическая сатира на Александра I, написанная эзоповым языком в форме забавной поэтической безделушки. Именно за политический подтекст «Царя Никиту» не публиковали в России в царские времена, а в советские — за эротически-фривольный сюжет. Выход сборника приурочен к двухсотлетнему юбилею «Царя Никиты» и уникален тем, что за два века это первый раз, когда все семь сказок поэта напечатаны одной книгой. Мы не ставим в книгу свою рекламу. Для нас это возможность поговорить с нашим потребителем про ценности, про глубину образов, про созидание. Мы считаем, что это самый правильный путь.

Фото: пресс-служба

Фото: пресс-служба

Эти сказочные релизы появились в поддержку линии ягодных настоек. Какие вкусы вы решили использовать? Планку вы установили очень высокую, и они должны ей соответствовать.

В дегустационный сет премиальных настоек sur lie fruitier вошли четыре тщательно составленные композиции. Sur lie fruitier — это метод выдержки на ягодном осадке. Мы сохраняем в напитке мельчайшие ягодные частицы, благодаря которым выдержка настоек продолжается непосредственно в бутылках, что позволяет добиться более яркого, глубокого и выраженного вкуса. Если говорить о вкусах, то это, например, купаж из черноплодной рябины с добавлением кедрового ореха и бузины. Еще есть настойка на основе черной смородины, ежевики и ягод асаи, которая обволакивает ароматом черных ягод и преподносит бархатное завершение во вкусе. Третий ягодный ансамбль сочетает в себе легкую кислинку вишни и гранатовых зерен и деликатную сладость барбариса. В четвертой настойке симбиоз нетривиального «оранжевого трио»: курага, облепиха и физалис. Самым неожиданным ингредиентом для нас стала курага. Мы очень много спорили о том, стоит ли ее использовать, но она проявила себя в настойках как очень нежный, яркий и особенный ингредиент.

Для работы над линией настоек вы привлекали профессиональных шеф-поваров?

Нет, сначала мы самостоятельно прорабатывали варианты, а потом тестировали их с шефами. Разумеется, мы также советовались с сомелье, потому что у них идеальное восприятие вкусов. И конечно обращались к нашим купажистам, ведь они потрясающе увлеченные профессионалы в деле смешивания вкусов. Поэтому в настойках появились облепиха, физалис, ягоды асаи. А, например, в купаже из черноплодной рябины мы хотели сделать реверанс в сторону пьемонтских вин с их мощными вкусами с нотками земли, табака… Наша линия «Онегин Gourmet» — это Limited Edition, и в данном случае это не дань моде, а целая философия. Это удовольствие для взрослых, готовых соприкоснуться со сказочным миром и погрузиться в уникальный вкусовой опыт.

Соглашусь, получилась очень красивая во всех смыслах концепция.

Да, но мы решили еще выше поднять градус красоты. (Смеется.) Нам удалось найти в Москве уникальную пушкинскую локацию с нарядными интерьерами. Это жемчужина архитектуры XIX века, уникальный объект культурного наследия — палаты Волковых-Юсуповых, которые ожидают реставрации и закрыты для публики. Будущий поэт в раннем детстве жил во флигеле в Харитоньевском переулке. И во взрослом возрасте Пушкин проводил много времени в гостях у Николая Юсупова, и фигура князя, как и сам дворец, занимали особое место в жизни поэта, а потом и в его произведениях. Тот самый ученый кот на «дубе у лукоморья» (впрочем, как и сам дуб из придворцового парка) перекочевал в сказку из жизни: в княжеском саду находился сконструированный в Голландии говорящий механический кот на цепи. Когда его заводили, весь свет собирался на него посмотреть. До наших дней особняк дожил с великолепным декором, созданным руками Зинаиды Юсуповой. Законодательница мод и муза всей творческой элиты того времени распорядилась расписать палаты дворца орнаментами и волшебными персонажами. Яркость образов и красок идеально подошла для фотосессии «Онегин Gourmet». Эта притягательная недоступность напоминает и лимитированные коллекции haute couture, что послужило вдохновением для создания арт-съемки. В результате весь проект собрался в единое целое, как мы и планировали.

  • Почему сказки называются русскими народными
  • Почему сказки братьев гримм такие жестокие и страшные
  • Почему сказка про иванушку дурачка максима горького сказка
  • Почему сказка о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой почему
  • Почему сказка о мертвой царевне и семи богатырях так называется