Почему сказки начинаются со слов жили были

Предложил журавль цапле замуж за него пойти. цапля не согласилась, а потом передумала и сама предложила посвататься журавлю так они

Предложил журавль цапле замуж за него пойти. Цапля не согласилась, а потом передумала и сама предложила посвататься журавлю… Так они ходят друг к дружке постоянно, да никто гордыню свою отбросить не хочет. Это смешная и бесконечная сказка, которая развеселит ребенка.

Сказка Журавль и цапля скачать:

Сказка Журавль и цапля читать

Летела сова — веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала…

Это присказка, а сказка вот какая.

Жили-были на болоте журавль да цапля. Построили они себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.

Дай, пойду посватаюсь к цапле!

Пошел журавль, — тяп-тяп! — семь верст болото месил.

Приходит и говорит:

Дома ли цапля?

Выдь за меня замуж!

Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась и сказала:

«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля».

Приходит к журавлю и говорит:

Журавль, возьми меня замуж!

Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся.

Цапля заплакала со стыда и воротилась назад.

Журавль раздумался и сказал:

«Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж».

Приходит и говорит:

Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!

Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:

«Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду».

Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Андреева Галина

Анализ русской народной сказки «Журавль и цапля»

Анализ русской народной сказки
«Журавль и цапля
»

Летела сова — веселая голова. Вот она летала, летала и села, да хвостиком повертела, да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала и села, хвостиком повертела да по сторонам посмотрела и опять полетела — летала, летала.

Это присказка
, а сказка вот какая
.

Жили-были на болоте журавль да цапля
. Построили они себе по концам избушки. Журавлю
показалось скучно жить одному, и задумал он жениться.

Дай, пойду посватаюсь к цапле
!

Пошел журавль
, — тяп-тяп! — семь верст болото месил.

Приходит и говорит
:

Дома ли цапля
?

Выдь за меня замуж!

Нет, журавль
,не пойду за тебя замуж
: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Пошел журавль
домой несолоно хлебавши. Цапля
после раздумалась и сказала
:

«Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля
«.

Приходит к журавлю и говорит
:

Журавль
, возьми меня замуж!

Нет, цапля
, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не беру тебя замуж. Убирайся.

Цапля
заплакала со стыда и воротилась назад.

Журавль раздумался и сказал
:

«Напрасно не взял за себя цаплю
! Ведь одному-то скучно. Пойду теперь и возьму её замуж».

Приходит и говорит
:

Цапля
! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

Нет, журавль
, не пойду за тебя замуж!

Пошел журавль домой
. Тут цапля раздумалась
:

«Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду
«.

Приходит она свататься, а журавль не хочет
. Вот так-то и ходят они по сию пору один на другом свататься, да никак не женятся.

Анализ

Русская народная сказка Журавль и Цапля это сказка о животных
, потому что в ней нет людей и волшебных вещей. Главными героями данной сказки
являются две птицы –это журавль и цапля
. Они обе живут на болоте. Эти два персонажа положительные, но самовлюблённые. В один прекрасный день пошёл журавль к цапле свататься
. Но цапля не захотела
,потому что у журавля
ноги длинные и платье короткое. Когда журавль ушёл
, она горько пожалела,что отказала и пошла сама к нему. Самовлюблённый журавль
,вспомнив обиду, тоже отказал цапле
. С тех пор и ходят они друг к другу.

У этой сказки нет конца
, зато есть присказка
. А присказка такая же как и сказка без конца
. Сова летела,хвостиком повертела, села,по сторонам посмотрела и опять полетела, летела летела….т. д.

Эта сказка учит тому
,что иногда свою гордость нужно спрятать подальше, нужно быть более решительным,чётко понимать чего ты хочешь.

Сказка Журавль и цапля о проблеме выбора
. Ни цапле
, ни журавлю
не стоило было делать упор на идеального супруга, в каждом есть что-то положительное и отрицательное.

Год написания:
неизвестно

Жанр произведения:
сказка

Главные герои:
Журавль
и Цапля
— птицы

Сюжет

Журавль и цапля жили в разных концах болота. Однажды, журавль решил жениться. Целых семь верст довелось идти свататься. Тогда предложил цапле выйти за него замуж. Ее лишь рассмешило такое предложение. Сказала, что не нравятся его длинные ноги и короткая одежда. И жену нечем прокормить. Но цапля пожалела о своих словах. Подумала, что все равно вдвоем лучше, чем одной. И пошла мириться. Журавль категорично отказал, он был в обиде. Но потом подумал, что зря отказал, скучно одному. Вот и обратно пошел. Получил отказ. А цапля вновь хотела все вернуть. Вот так и ходят до сих пор друг к дружке. Пожениться не удалось.

Вывод (мое мнение)

Простая детская сказка содержит важные уроки для взрослых. Перед принятием решения, нужно хорошенько подумать. Сделав выбор держаться его. Думать о чувствах других, относиться с добротой. Гордость, неуступчивость, упрямство ограничивают человека, делают неспособным изменить жизнь к лучшему.

Урок 5 класс дата

Тема: Народная сказка «Журавль и цапля». Особенности сюжета.

Цели:

формирование представления о жанровых признаках различных

видов народных сказок; формирование представления о композиции сказки;

развитие умений анализировать текст, сравнивать, делать обобщение;

развитие речи учащихся, обогащение словаря за счет знакомства с новыми словами;

формирование осознанного, грамотного, выразительного чтения сказки;

формирование действий контроля и оценки; формирование межличностных отношений учащихся в групповой работе; воспитание познавательной активности.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник, тетрадь

Ход урока

    Орг. Момент.

    Артикуляционная разминка, выразительное чтение

Выделим в классе две группы детей с хорошими навыками чтения: три и два человека, которые выходят на 5-7 минут из класса и готовят выразительное чтение сказок. Три человека по ролям читают сказку «Журавль и цапля».

    Обсудим сказку

    «Журавль и цапля»

    с помощью вопросов и заданий учебника
    (с. 40)

    .

«Журавль и цапля» — сказка о животных. Начинается она с забавной присказки, главный персонаж которой — «сова — веселая голова». Концовка — краткое (лаконичное) завершение истории журавля и цапли: «Вот так-то и ходят они по сю пору один на другом свататься, да никак не женятся».

В этой сказке есть повторы: журавль два раза ходит свататься к цапле, цапля тоже ходит к журавлю два раза, и обращаются они друг к другу похожими или точно совпадающими фразами. Например, цапля говорит журавлю: «Нет, журавль, не пойду я за тебя замуж…»

Постоянных эпитетов в сказке нет.

Народные выражения, т.е. устойчивые выражения, свойственные народной речи: «семь верст болото месил», «журавль, как несолоно похлебал, ушел домой».

В волшебных сказках рассказывается о необыкновенных, чудесных событиях. Сказка «Журавль и цапля» — о животных, но похожий сюжет мог бы быть и в бытовой сказке, если бы в ней действовали не животные, а люди. В нашем случае в сказке действуют животные, на месте которых мы, как в басне, можем увидеть людей. В сказке чувствуется юмористическая интонация, скрытый смех, а в волшебных сказках мы никогда не смеемся над героями.

    Сказочники

Читаем и обсуждаем статью учебника «Из рассказов о сказочниках»
(с. 42-43)

.

Как вы будете сказывать волшебную сказку и сказку о животных?

В волшебных сказках происходят чудеса. Это само по себе удивительно, и не надо особенных приемов, чтобы поразить и увлечь слушателей. В сказках о животных чудеса иного рода. Чтобы слушатели лучше представили себе новых героев, сказитель начинает говорить как бы по ролям. Действие волшебной сказки происходит в тридевятом царстве, а действие сказки о животных — как будто в реальном мире. Изменяя интонацию, сказитель дает возможность лучше понять характер каждого животного.

Каковы особенности сказывания сказок у разных исполнителей?

Какими приемами сказителей вы будете пользоваться при подготовке пересказа разных видов сказок?

При подготовке пересказа волшебной сказки лучше пользоваться спокойной, несколько торжественной манерой и рассказывать точно, стараясь ничего не перепутать. В сказках о животных и в бытовых сказках можно использовать шутки, с помощью интонации передать особенности речи героев, выразить свое отношение к ним.

    Выразительное чтение и пересказ русских народных сказок

Урок завершим обсуждением вопроса:

Какие особенности народных сказок кажутся вам наиболее важными?

У каждого вида народной сказки свои особенности. В сказках о животных важным кажется то, что они учат понимать характеры людей на примере историй о лисах и волках, медведях и зайцах. Бытовые сказки дают пример смекалки, находчивости, веселой шутки. Их герои не поддаются унынию и печали. Волшебные сказки учат мужеству, настойчивости в достижении благородной цели, помогают верить в добро.

    Вспомним, какие особенности сказки нам известны? (заполнение таблицы)

животные

человек и несуществующие герои

человек и животное (человек и человек)

Какие события происходят в сказке?

из реальной жизни

фантастические

реальные

Какова задача сказки?

высмеять поведение героев

показать, что добро побеждает зло

высмеять недостатки героев

    Домашнее задание

Оформить в читательском дневнике (или рабочей тетради) страницы с отзывами о трех сказках: волшебной, бытовой и о животных (из тех, что не изучались в классе).

Жили-были Журавль и Цапля. Они были со­седями, часто ходили друг к другу в гости. Жу­равлю было скучно жить одному. Он решил же­ниться. Посватался он к Цапле. Но Цапля посмеялась над ним. Сказала она, что не пара ей Журавль. Обиделся тот и ушел домой.

Цапля подумала, зачем же она прогнала Жу­равля. Ведь одной жить скучно. Пошла она к Журавлю, стала просить: “Возьми меня за­муж!” Журавль сказал ей, что она некрасива, и не хочет он на ней жениться. Заплакала Цапля и вернулась домой.

Журавль спохватился и подумал, что зря

оби­дел Цаплю. Пошел к ней и сказал, что решил же­ниться. Но теперь Цапля сказала, что не желает за него идти.

Только ушел Журавль, как Цапля стала жа­леть о своем отказе. И пошла она сама к Журав­лю. Но теперь он отказал ей. Так и ходят они друг за другом по болоту, никак не могут догово­риться. И все оттого, что слишком гордые.

Народные сказки о животных обычно бывают сатирическими или юмористическими. В них высмеиваются те или иные человеческие недо­статки. Каждая сказка о животных показывает определенные человеческие характеры и ситуа­ции, в которых эти характеры раскрываются. Животные наделяются всеми человеческими

ка­чествами. Сказка “Журавль и Цапля” высмеи­вает такие качества, как гордость, высокомерие, неумение найти общий язык с ближними, эго­изм.

Глоссарий:

        • Анализ Сказки журавль и цапля
        • журавль и цапля краткое содержание
        • краткое содержание журавль и цапля
        • краткое содержание сказки журавль и цапля
        • сказка журавль и цапля анализ

Другие работы по этой теме:

  1. Даже вступив на территорию камакурского храма, Кикудзи все еще продолжал колебаться, идти ему или не идти на эту чайную церемонию. Устраивая чайные церемонии в павильоне…
  2. Сказка-анекдот Жил бедный мужик, у него была большая семья, а из добра — один-единственный гусь. Од­нажды осталась семья мужика без еды, и при­шлось зарезать и…
  3. Ворона и Лисица В этой басне мораль предваряет повествова­ние: Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в…
  4. Певцы Прелюбопытные крестьянские типы привлекли вни­мание автора в маленьком селе Колотовка. Здесь находит­ся кабак “Притынный”, который славится на всю округу и собирает больше всего народу,…
  5. Краткое содержание-анализ: И. И. Пущину (Пушкин) И. И. Пущину В первых строках своего стихотворения лири­ческий герой Пушкина обращается к другу, на­зывает его “бесценным”. Герой радуется…
  6. Часть восьмая Каренин забирает дочь Анны и Вронского и вос­питывает ее. У Левиных растет сын, в семье царят мир и благополучие. Левины помогают Долли, от­дают…
  7. Бирюк Как-то во время охоты автора застала сильная гроза и ему пришлось искать укрытия в избе лесника. Лесник оказался невероятного роста и огромной силы. Звали…

Урок 3.

Тема урока: Жили – были буквы. Г. Юдин. Почему «А»
первая? Рубрика «Шутки – минутки». С. Михалков. Азбука. Рубрика
«Читалочка-обучалочка». В. Лунин. Волк. Т. Павлова. Рассказ мудрой вороны.

Цели деятельности педагога:
формировать понятия об отличительных особенностях сказки; учить давать характеристику
сказочным героям.

Планируемые результаты.

Предметные: знать отличительные особенности
сказочного текста и жанровые особенности сказки; характеризовать героев
авторской сказки; учить отличать  народную сказку от авторской; читать  с
использованием отдельных средств  выразительности (громкость, паузы, интонация
конца предложения); обсуждать проблемную ситуацию «Как бы вы поступили на месте
этих героев?»; сравнивать героев сказки:  их  действия,  характеры. 

Познавательные: ориентироваться в
своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; отбирать
нужную информацию;
отличать сказку от других литературных
произведений; совершенствовать навыки чтения;
делать выводы в результате
совместной работы всего класса или группы.

Регулятивные: осознавать цели
изучения  раздела; понимать, принимать и сохранять учебную задачу; под
руководством учителя планировать свои действия в процессе работы над текстом на
отдельных этапах урока;  адекватно оценивать свои достижения;

Коммуникативные: участвовать в
диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры
речи; вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками;
осуществлять совместную деятельность; учиться выполнять различные роли в группе
(лидера, исполнителя, критика); участвовать в диалоге; слушать и понимать
других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Личностные: проявлять личную ответственность
за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения,  полученных
в результате чтения литературных произведений; развивать навыки сотрудничества
и умение находить выходы из спорных ситуаций.

Этапы
урока

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся (примерные ответы)

Организационный
момент

Проверяю
готовность к уроку.

Выполняют
требования учителя.

Проверка
домашнего задания.

Домашнее
задание к уроку 3.

5
 группа
– инсценировать народную сказку.

4
группа  –  отвечать на вопрос № 1.

3
группа  –  отвечать на вопрос № 3.

1
группа  –  читать по ролям сказку С. Маршака
«Курочка ряба и
десять утят».

 2
группа  –  отвечать на вопросы № 4 и 5.

 –
Сегодня мы продолжаем работать над сказками. Вначале я проверю, как вы
выполнили домашнее задание. 5 группа инсценировала сказку «Курочка ряба».
Давайте посмотрим, что у них получилось.

Продолжаю
проверку домашнего задания:


Все остальные читали
сказку С. Маршака «Курочка ряба и
десять утят» и отвечали на вопросы. Начнём с 1 группы. Ребята готовились
читать по ролям. Давайте их послушаем.

Приглашаю
1 группу. Ученики договариваются, кто будет читать слова автора, а кто слова
бабушки и утят.

Оцениваем
чтение.

Приглашаю
ребят из 3 группы. Они рассказывают,
что общего у этих двух сказок и
чем они различаются.

Приглашаю
ребят группы № 4, прошу поделиться, чем им понравилась курочка ряба.

Вызываю
группу № 2. Они дают отзыв на  сказку
С. Маршака «Курочка ряба и
десять утят». (вопрос № 5)

Спрашиваю:

 –
Поднимите руки те, кому захотелось прочитать сказку до конца?

Благодаря
кому, вам захотелось прочитать всю сказку?

Физминутка
– танец « Утята»

Слушают.

Смотрят
инсценировку.

1
группа читает, остальные слушают.

3
группа сравнивает сказки, остальные слушают.

Отвечают.

Отвечают.

Поднимают
руки.

Отвечают.

I этап —
мотивационно — ориентировочный.

 (Мотивация
к деятельности: создание ситуации успеха).

Напоминаю,
что мы продолжаем знакомиться со сказками.


Ваня
и Аня задумались, а могут ли героями сказок быть не только животные и люди, а
кто-то ещё. Давайте послушаем их размышления. Приглашаю ребят

для
чтения диалога Ани и Вани.

После
чтения задаю вопросы:


Кто
согласен с Ваней, что сказочными героями могут быть не только животные, но и
богатыри, предметы и даже буквы? Поднимите руки.


Кто
может назвать такие сказки?

Читают
диалог по ролям. (Аня: Мы читали сказки о животных, в них героями были заяц,
лиса, медведь, петух, курочка. А разве героями сказок могут быть буквы?

Ваня:
Я думаю, что сказочными героями могут быть богатыри, предметы и даже буквы …)

Поднимают
руки.

Называют.

II этап —
поисковый.

(Учебно-познавательная
деятельность. Постановка задачи)

Сегодня
мы прочитаем сказку Георгия Юдина
«Почему «А» первая».


Как бы вы сами ответили на этот вопрос?


Давайте послушаем, как ответила на этот вопрос сама буква «А».

Читаю
сказку «Почему А первая».

 –
Понравилось ли вам произведение?

–Можно
ли его назвать сказкой? Докажите.


Кто является главным сказочным героем?

 –
Как
буква «А» объяснила, почему она первая?

Предлагаю
найти в словаре значение слова «адмирал»


Кто поддержал букву «А»?

 Что в
этой истории сказочного?


На
кого они похожи во время спора?


Какие буквы являются героями произведения?


В сказке буквы, как люди, имеют свой характер. Прочитайте сказку про себя и попробуйте
передать голосом характер букв.

Гласные 
– 2 группа

Шипящие 
– 5 группа

Согласные 
– 4 группа

Я
– 1 группа

А
– 1 группа

Ъ 
— 3 группа


Проведём кастинг. Выберем исполнителей главных ролей.

Выбираем букву «А».


После чтения спрашиваю, в чьём исполнении понравилась буква А и
почему.

 Проводим голосование. Исполнитель роли садится.

Продолжаю пробы.


Какой вы представляете  букву «Я»?


Как это показать голосом?

Провожу пробы на роль Ъ.


Слова гласных читает вся 2 группа,  шипящих  – 5 группа,

за
остальные согласные  – 4 группа.

Назначаю автора.


Как вы думаете, случайно ли автор рассказал нам историю о споре
букв? Может быть, история эта нам что-то напоминает?


Как бы вы поступили на месте букв? Давайте обсудим эту проблему
в группах.

Обобщаю:

И хотя говорят, что в споре рождается истина, нужно все вопросы
решать спокойно, выслушивая мнения всех участников  спора.

Физминутка. «Песня про алфавит»

Высказывают
своё мнение.

Отвечают.

Отвечают. (Буквы
— сказочные герои, они разговаривают, спорят . т.д.)

Отвечают.(буква
А)

Отвечают.
(потому что первое слово каждого малыша начинается на «а», похожа на
адмирала, который должен быть всегда впереди)

Находят.

Отвечают.
(твёрдый знак и согласные, они вспомнили много  хороших слов, которые начинаются
на «а»)

Отвечают.
(буквы спорят)

Отвечают.(буквы похожи
на детей, которые спорят, шумят, кричат, не слушают друг друга и т. д.)

Отвечают.
(А, Я и другие гласные, шипящие и другие согласные  и буква Ъ)

Выходит 1 группа в полном составе. Читают по очереди фразу: «И
кроме того я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем
известно, что адмирал должен быть всегда впереди.

Отвечают. (крикливая,завистливая, скандальная)

Отвечают.(читать громко со злостью и насмешливостью)

Читают реплику: «Я не понимаю, почему же всё же первая «А», а не
«Я»?

После
чтения класс выбирает исполнителя роли.

Выходит
3 группа и произносит реплику: «Так!»

Класс
выбирает исполнителя роли.

Читают
по ролям.

Отвечают.( Напоминает детей. Мы часто в жизни спорим, не уступаем друг
другу, кричим, доказывая кто из нас прав, не слышим друг друга)

Обсуждают
и высказывают свои предложения.

Поют.

III этап —
практический.

(Решение
учебной — практической задачи).


Про
буквы писатели придумывают не только сказки, но и сочиняют стихи. С. Михалков
написал шуточное стихотворение «Азбука»

Прочитайте
две первые строчки, попробуйте голосом передать удивление.


Весь
отрывок будете читать парой. Договоритесь, кто будет читать первые две
строчки, а кто  – остальные.

Вызываю
одну из пар.


Следующее
стихотворение написала Т. Павлова, называется оно «Рассказ мудрой вороны». Как
вы думаете, почему его авторы разместили в раздел «Жили – были буквы»?

Читаю.

Продолжаю 
беседу:


Какой звук помог передать разговор вороны?


Какую историю рассказала ворона?


Какой совет даёт друзьям мудрая ворона? Прочитайте.


В чём мудрость вороны?

Обобщаю:


Вороны входят в десятку самых умных птиц. Они живут долго и за это время
становятся мудрыми. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть видео в
интернете, где вороны с успехом находят выход из трудных ситуаций.

(Можно
посмотреть видео)


Люди умнее птиц. Поэтому они должны уметь принимать верное решение и не
ссориться.

Следующее
 стихотворение  В. Лунина «Волк».


Что вы знаете о волке? Какой он?


А про барана?


Для чего барану рога?


Дружат
ли баран и волк в реальной жизни?


Баран и волк совершенно разные. Люди тоже все разные. Как вы думаете: хорошо,
что мы все разные или должны быть одинаковыми?

Слушают.

Читают.

Читают.

Читают.

Высказывают
свои предположения.

Отвечают.(звук
[р])

Отвечают.
(Два друга разодрались, разорвали друг у друга куртки и брюки и разрыдались)

Читают.(«Скорее
миритесь! Не деритесь!»)

Отвечают.

Отвечают.

Отвечают.

Отвечают.(чтобы
защищаться от врагов)

Отвечают.(нет)

Отвечают.

IV
этап —  рефлексивно — оценочный.

(Рефлексия.
Оценка результатов деятельности).


Наш урок по теме «Жили-были буквы» подошёл к концу.

Выберите
любую букву алфавита и скажите, какой у нас получился урок.

А
– активный

О
– отличный

Х
– хороший и т.д.


Сегодня
мы читали незнакомые произведения. Что из них вы взяли для себя?

Домашнее
задание

1
группа – читать по ролям
«Почему А первая».

2
группа – читать выразительно
«Рассказ мудрой вороны».

3
группа – читать выразительно стихотворение «Азбука»

4
и 5 группы – выучить наизусть стихотворение В. Лунина « Волк»

  • Почему сказка гуси лебеди волшебная
  • Почему рассказ так называется есть ли в названии символический смысл крыжовник
  • Почему рассказ шолохова называется судьба человека
  • Почему рассказ то чего не было заканчивается трагически
  • Почему сказка иван царевич и серый волк волшебная сказка