Почему сказка петя и волк называется симфонической

Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке с.с. прокофьева петя и волк воропаева юлия владимировна тип урока: частичное повторение материала и

Инструменты симфонического оркестра
в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»

Воропаева Юлия Владимировна

Тип урока: частичное повторение материала и изучение нового.
Педагогические технологии —  Технологии диалогового взаимодействия, игровые технологии
Цель урока: познакомить с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра.
Задачи урока:

  • научить понимать и сопоставлять тембры музыкальных инструментов с музыкальными образами сказки;
  • развивать звуковысотный  и тембровый музыкальный слух;
  • формировать словарный запас учащихся, определяя музыкальный характер персонажей сказки;
  • воспитывать  культуру слушания симфонической музыки

Оборудование:

  1. ПК;
  2. презентация урока;  

Методы:

  • словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов  презентации по теме урока);
  • практический метод (слушание фрагментов симфонической сказки).  

Формы работы: индивидуальная, фронтальная. 
Ход урока

  1. Организационный момент. (5 минут)

Музыкальное приветствие «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
-Здравствуйте, ребята.,Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения с музыкой и друг с другом.
Обратите внимание! На ваших столах лежат подписанные листочки. Это листочки-самооценки. Сейчас они нам понадобятся. Я буду задавать вопрос и предлагать варианты ответов. Какой вариант ответа вам покажется верным, ту цифру и записывайте в листок. 
-Какое музыкальное произведение только что для вас прозвучало?
1. «Марш Черномора»
2. марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» 
-Музыкальное произведение «Руслан и Людмила»
1.балет?
2.опера? 
— Опера –это
1. музыкальный спектакль, в котором артисты поют под сопровождение оркестра.
2. музыкальное произведение, в котором артисты танцуют
-В опере могут быть танцевальные сцены, номера?
1. нет
2.да 
-Хорошо!  Отложим листочки на время. 
Учитель: Отлично! А сейчас, чтобы настроиться на новую тему, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Угадай голос».
Выходит один ведущий, встает спиной к классу. Остальные ребята по — одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос. Учащиеся играют два раза.
Учитель: Хорошо! Как же удалось  ведущему, не видя вас, точно определить  ваши имена?
Примерные ответы учащихся: по голосу.
Учитель: Правильно! А каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал?
Примерные ответы учащихся:
Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек.
— У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.
Учитель:  Какие же вы молодцы! То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр — окраска звука. Свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. Возьмите свои листочки и слушайте внимательно вопрос. 
— В опере голоса делятся:
1. на женские
2.на мужские
3. на женские и мужские 
— Сопрано это:
1.высокий женский голос
2. высокий мужской голос 
-Самый низкий мужской голос:
1. баритон
2. бас 
Альт –это:
1.женский голос
2.мужской голос 
Учитель: Свой определенный тембр есть у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.

  1. Новая тема (20 минут + 15 минут)

Учитель: А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем. С болота, поросшего ряской,[1]
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под елью, (Слово «ели» заменила на «елью»!!!)
Тропинка тебя приведет,
Расскажет о Пете и Волке,
Гобой, и кларнет, и фагот.(Слово «квартет» заменила на «гобой»!!!)
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой гобой, (Слово «фагот» заменила на «гобой»!!!)
А злого-презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные двери — страницы,
В нее поскорей отвори. 
Примерные ответы учащихся: гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны

  • Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?

Примерные ответы учащихся: «Петя и волк»

  • Правильно! А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев. (Слайд 1).

Это было в 1936 году. Это не простосказка, а музыкальная симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что написана для симфонического оркестра. (слайд 2)
 С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.(слайд 3)
Он хотел, чтобы дети учились слушать симфоническую музыку и различать тембры инструментов. Каждый персонаж сказки имеет свою мелодию, музыкальную тему, исполняемую на каком-либо музыкальном инструменте.(слайд4)
В тетрадях вы будете записывать героя и напротив инструмент, который его изображает.
Учитель: (Слайд 5)
Ранним утром пионер Петя выходит на большую зеленую лужайку. Отважный  Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша.( слушание темы) А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.
Давайте движениями изобразим характер Пети? (дети импровизируют движения)
Каким изобразила его музыка, подберите слова?
Примерные ответы учащихся:  
— Веселым, озорным, радостным.
— Он идет, что-то напевает и попрыгивает.

  • Хорошо! На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. (Слайд 6). Слушание темы.

Узнали инструмент?Это — флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе.
Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку?
Примерные ответы детей:
— Веселое, радостное.
— Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.
— Или как будто птичка очень часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться.

  •   Хорошо!

В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. Тему утки исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент (Слайд  7). Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» — слушание темы.
— Какой изображает утку музыка?
Примерные ответы детей:
— Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.
Учитель: Но вдруг появляется кошка. (слайд 8)
Она хочет схватить птичку. Но у неё ничего не выходит. Мелодию кошки исполняет кларнет из группы деревянно-духовых.(слушание темы). Какую музыку вы услышали?
Примерные ответы детей:
— Музыка мягкая, осторожная. Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.
— Иногда она останавливается.
Учитель: Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (Слайд 9)
Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, — ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. (Слушание темы.)
— Похоже на ворчливого дедушку?
Примерные ответы детей: да!

  • Вскоре действительно появляется Волк! (Слайд 10). Его мелодическую тему исполняют валторны —  инструменты медно-духовой группы. Слушание темы.

— Что вы можете сказать о мелодииэтого персонажа? Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?
Примерные ответы детей:
-Музыка страшная, хмурая, изображает Волка опасным хищником.
— Это злой Волк!
-Слышно как он воет.

  • Совершенно верно! Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает ее и проглатывает. Петя с помощью веревки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается ее поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец веревки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка еще туже. И наконец, из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком (Слайд 11).

Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. (слушание темы.)
Примерные ответы детей:
-Это барабаны!
— Ударные инструменты!

  • Правильно, тему Охотников исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны.

Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идет Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подает голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил ее живьем.(слушание финала)
Сказка закончилась. Правда, не для всех героев счастливо. А кто пострадал из положительных героев?
Примерные ответы детей:
— Утка
Хорошо! Мы немного отдохнём. А потом подведём итоги.
Физкультминутка «Вместе весело шагать»
(учитель за инструментом)

  1. Итог урока (4 минуты)

А сейчас давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему.
(слайды 12, 13) И проверим ваши ответы викторины. 
Молодцы! А теперь кому понравилась:

  • тема  Пети, тот промарширует
  • тема птички – поиграет на флейточке
  • тема утки – прокрякает.
  • тема кошки –помяукает.
  • тема дедушки – покашляет.
  • тема волка – повоет на луну.
  • тема охотников – прохлопает.

Отлично! Все на уроке были активны.
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрации к симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».

  1. Домашнее задание (1 минут)

Нарисовать иллюстрации к симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».
 
Список использованной литературы:

  1. З.Е. Осовицкая, А.С. Казаринова – Музыкальная литература: Учебник для ДМШ:  Первый год обучения предмету. – М.: Музыка. – 2004 – 224 с.  

[1] http://www.4stupeni.ru/stady/konspekt_1_music/9440-plan-konspekt-uroka-na-temu-sredstva-muzykalnoj.html

Автор: Летучева Галина Ивановна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 66»

Населенный пункт: г. Иваново

Цель применения ИКТ в НОД: активизация познавательной деятельности детей.

Обоснование целесообразности применения ИКТ в НОД:

  • Формирование учебной мотивации;
  • Закрепление материала, полученного во время НОД.

Продолжительность использования данной разработки (цифрового образовательного ресурса): 8 минут

Цель: Воспитывать в детях интерес к миру музыки, познакомить детей с основными музыкальными терминами и инструментами, развивать творческие способностей у детей средствами музыки.

Задачи приоритетной образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

  • Познакомить с темами героев сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»
  • Закрепить у детей знания музыкальных инструментов симфонического оркестра и умение различать их по тембру, по внешнему виду.
  • Определять героев сказки по характеру музыки.
  • Развивать умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
  • Поощрять проявление творческой активности детей.
  • Развивать творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки.
  • Воспитывать культуру слушания симфонической музыки.

Задачи в интеграции образовательных областей:

Образовательная область «Речевое развитие»:

  • Обогащать словарный запас детей названиями музыкальных инструментов (валторна, скрипка, фагот, кларнет, флейта);
  • Развивать диалогическую речь.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

  • Развивать внимание, память;
  • Развивать познавательную активность.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Формировать умение работать в команде, помогать сверстнику;
  • Способствовать развитию навыков доброжелательного отношения со сверстниками и взрослыми, умение выслушивать их;
  • Способствовать повышению эмоционального настроя воспитанников.

Образовательная область «Физическое развитие»:

  • Воспитывать у детей осознанное отношение к выполнению двигательных танцевальных движений.

Планируемые результаты НОД: ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; ребенок проявляет любознательность; ребенок может контролировать свои действия и управлять ими; ребенок различает на слух различные музыкальные инструменты, определяет характер музыки; владеет устной речью, может использовать речь для построения высказывания в ситуации общения.

Предпосылки УД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные — умение анализировать, умение работать по заданному алгоритму; регулятивные – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции; личностные – умение осознать свои возможности, формировать умение придти на помощь друг другу.

Используемое оборудование для педагога: ноутбук, экран, фортепиано, музыкальный центр.

Используемое оборудование для детей: народные музыкальные инструменты (ложки, бубны, колокольчики, погремушки), картинки с героями сказки «Петя и волк», картинки с музыкальными инструментами – 2 набора для двух команд.

Ход занятия:

Звучит музыка, входят дети.

Муз.рук. поет: Здравствуйте, ребята!

Дети поют — Здравствуйте!

  • Я очень рада встрече с вами. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения. Я приглашаю вас в сказку, вы готовы? (ДА)

Итак, в путь! Пойдем потихонечку на носочках, чтобы нашу сказку не спугнуть.

1.Раз, два, три — Василису прекрасную изобрази (Ходьба на носочках по кругу.

2. Гуси-лебеди летят, в сказку нас нести хотят. (Легкий бег на полупальцах, руки в стороны плавно машут, шея вперед.)

3. Раз, два, три — солдатов слышатся шаги (Маршируют с высоким подъемом ног. )

4.Мальчик-спальчик хоть и мал, с нами вместе зашагал (топающий шаг)

5.Наш Конек-горбунок медлить не станет, быстро в сказку нас доставит. (Прямой галоп) Вот мы оказались на лесной полянке. Сколько листьев расписных на земле лежат, с ними наши дети танцевать хотят!

Танец с листьями «Чудная пора Осень» Слова и музыка — Юрий Верижников

Дети: Раз. Два, три в сказку двери отвори (Звучит музыка « В гостях у сказки»)

Муз. рук: С болота, поросшего ряской

С полей, из лесного дупла,

Певучая добрая сказка,

По нотным тропинкам сошла,

К тесовому дому под ели,

Тропинка тебя поведет,

Расскажут о Пете и Волке,

Скрипки, кларнет и фагот.

Упрятаны в нотных страницах

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

У сказки свои голоса:

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой фагот,

А злого презлого волчищу,

Валторны заменят собой,

Однако к чему торопиться?

Твоя это сказка, бери,

Волшебные -двери страницы,

В нее поскорей отвори.

Включается проектор.

Муз.рук: Сегодня мы с вами поговорим о симфонической сказке «Петя и волк» (слайд 1),

которую написал С.С.Прокофьев (слайд 2). Как вы думаете, почему сказка называется симфонической? Да, это музыкальное произведение написано для симфонического оркестра. Прокофьев был первым, кто решил познакомить детей с музыкальными инструментами симфонического оркестра (Слайд 3). И для этого сочинил сказку (Слайд 3). Посмотрите ребята, сколько различных инструментов в симфоническом оркестре. Здесь есть струнно-смычковая группа инструментов (слайд 4), деревянно -духовая группа (слайд 5), медно-духовая (слайд 6), ударная группа (слайд 7). И сегодня мы вспомним некоторые из них, которые участвуют в нашей сказке. Каждый персонаж сказки изображается каким — то похожим на него по характеру звучания муз. инструментом. У каждого героя есть своя мелодия, которая звучит всегда, когда он появляется: у птички своя, у кошки своя.

Эта мелодия называется лейтмотивом. Сейчас мы с вами в этом убедимся.

Итак, сказка начинается: Рано утром Петя открыл калитку и вышел на большую лужайку (слайд 8). Петя мальчик смелый, находчивый, добрый. Ходит он легко, даже вприпрыжку. Мелодия Пети беззаботная, приветливая, веселая! А какие инструменты могут изобразить Петю?

Дети отвечают.

Муз.рук: Да, конечно, струнные с мягким, с теплым тембром.( слайд 8). (Тема Пети).

2) На высоком дереве сидела Петина знакомая птичка. «Все вокруг спокойно!» — весело закричала она (слайд 9). Птичка хлопотливая, юркая, верткая и тема птички такая же быстрая, проворная, то легкая, порхающая, то более плавная, суетливая, летящая. Какой же инструмент изображает птичку?

Дети отвечают.

Муз.рук: Конечно же, флейта (слайд 10). Звук у флейты светлый, легкий, высокий. Голоса птички и флейты похожи (тема Птички).

3). Вслед за Петей ,переваливаясь с боку на бок, показалась утка.

Она обрадовалась, что Петя не закрыл калитку, и утка решила выкупаться в глубокой луже на лужайке (слайд 11). Мелодия утки медленная, неповоротливая. Музыка изображает эту походку неторопливую, важную мелодию утки играет гобой (слайд 12).

Он имеет гнусавый голос, изображает кряканье очень похоже. Птичка слетает к утке. Утка начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей: утке, которая не летает, но плавает или птичке, которая плавать не умеет, итак (Тема утки)

4)Вдруг Петя заметил, что крадется кошка (Слайд 13). Мелодию коварной, хитрой кошки играет Кларнет (слайд) низкими, вкрадчивыми, осторожными звуками кларнет передает походку на бархатных лапках. «Берегись!» крикнул Петя, и птичка мигом вспорхнула на дерево. А утка из середины своей лужи сердито закрякала на кошку (тема Кошки).

Вышел дедушка (слайд 14). Он сердился, что Петя ушел за калитку. Места опасные, если из лесу придет Волк, что тогда? Старого дедушку изображает строгая, неторопливая, ворчливая мелодия. Ходит Дедушка медленно, с трудом. И музыка передает тяжелую поступь. Голос у дедушки низкий. Его мелодию играет Фагот (слайд 14), самый низкий деревянно-духовой инструмент. Дедушка увел Петю и запер калитку (тема Дедушки).

И действительно, не успел Петя с дедушкой уйти, как из лесу показался огромный серый волк (слайд 15). Волка изображают три валторны (слайд 15). Их голоса образуют аккорды-некрасивые, резкие, скрежущие, хриплые. Тема Волка устрашающая, грозная. Кошка быстро залезает на дерево, а утка выскакивает из пруда, но Волк настигает ее и проглатывает (тема Волка).

Петя с помощью веревки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь Волка, и когда тот отвлекается, он набрасывает на хвост петлю. Волк пытается освободиться, то Петя привязывает другой конец веревки к дереву и петля затягивается на хвосте Волка еще туже.

Из леса выходят охотники(слайд 16). Они давно следили за Волком. Охотников изображают гром барабанов и литавры (слайд 16). Петя помогает охотникам связать Волка и отвести его в зоопарк. Сказка заканчивается всеобщим шествием в зоопарк ( слайд 17) (музыка шествие)

Проектор выключается.

Муз.рук: А теперь мне хочется проверить, как вы запомнили инструменты, которые изображают героев этой сказки. Вам необходимо поработать в командах и правильно найти к лейтмотиву нужную картинку героя и инструмент.

Дети подходят к столам, разделившись на 2 команды. На столах лежат картинки героев сказки и музыкальных инструментов вперемешку.

Музыкальная викторина.

1. Тема Пети-струнные 1. тема Дедушки-фагот

2.тема Кошки -кларнет 2. тема Утки-гобой

3.тема Волка-валторны 3. Птички-флейта

Дети слушают музыку и подбирают картинки: героя сказки и музыкальный инструмент.

(подводим итоги)

Муз рук: Молоды, ребята вы правильно освоили музыкальные темы героев и точно определили муз. инструменты (проходят на пение)

Распевка «По дорожке листики»

А теперь мы споем нашу знакомую песню

«Осень золотая» сл. муз.Сидоровой.

Муз.рук: Молоды, ребята, хорошо вы спели. Скажите пожалуйста, раньше в деревне люди сами мастерили инструменты, как же назывались эти инструменты?

Дети отвечают: (народные)

Муз.рук: Предлагаю вам поиграть на таких инструментах.

Оркестр «Добрый мастер», авторы: Злотник О. Долгалева О. Холодная И.

Дети выполняют движения по тексту.

Муз.рук: Вот и закончилось наше занятие. Мне понравилось, как вы занимались. Но мне хочется, чтобы и вы выразили свое отношение к занятию.

Если занятие вам понравилось, и было вам интересно, то возьмите улыбающийся смайлик. А если вам было грустно и скучно, то возьмите грустный смайлик.

Дети выбирают смайлики, аргументируя свой выбор.

Приложения:

  1. file1.pptx.zip.. 5,1 МБ

  2. file1.pptx.zip.. 5,1 МБ

  3. file0.docx.. 25,6 КБ

Опубликовано: 29.11.2021

Разработка урока «Развитие музыки в симфонической
сказке

С.С.Прокофьева «Петя и волк».

Оборудование:

  • мультимедийное
    оборудование;
  • баян;
  • плакат
    «Симфонический оркестр»;
  • карточки
    с названиями музыкальных инструментов;
  • презентация
    урока;
  • компьютерные
    программы  (Авторский комплект ЦОР в программе PowerPoint)
  • рисунки
    учеников к балету «Золушка»;
  • портрет
    С.С.Прокофьева;
  • тест;
  • ответы
    к тестам;

Цель: Закрепить
в сознании детей что нет музыки без развития.

Образовательные
задачи:  — вспомнить четыре группы музыкальных  

                                               
инструментов, входящих в состав

                                               
симфонического оркестра.

Воспитательные
задачи:    — воспитание любви и уважения к музыке

                   
                            С.С.Прокофьева.

Развивающие
задачи:         — способствовать развитию эмоциональной

                                               
отзывчивости, развитие ладового чувства.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы:

  • словесный
    метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности:
    рассматривание слайдов  презентации по теме урока);
  • метод
    контрастного сопоставления;
  • метод
    стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта
    удивления  с помощью информационно-коммуникационных  технологий.

Формы
работы:
индивидуальная,
фронтальная.

                                         
 ХОД УРОКА:

1.
Организационный момент

Ребята входят в класс под музыку (Звучит «Тема Пети» из симфонической
сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»). Музыкальное приветствие.

2.
Актуализация знаний

Учитель: Давайте вспомним, музыку какого композитора
вы слушали   на прошлом уроке?

Ученики: Музыку известного русского композитора С.С.Прокофьева.

( Показ
слайдов 5-6)

На экране – портрет С.С.Прокофьева.

Учитель: Что вы знаете о композиторе, его детстве и
юности. Какие произведения слушали?

Ученики: «Вальс» из балета «Золушка», «Сказочка»,
«Марш». С.Прокофьев начал сочинять музыку с 5 лет. Первую оперу «Великан»
написал в 9 лет. 

Проверка
домашнего  задания.
На
доске расположены рисунки ребят к балету «Золушка».

Учитель: Вы очень
хорошо справились с домашним заданием. На этих рисунках вы сумели передать и счастливую
радость Золушки, впервые в жизни отправляющейся на бал и ее тревогу, даже какую
то растерянность, испуг от того, что попала в необычную атмосферу, о которой до
сих пор лишь мечтала. Молодцы!

3.
Содержание и организация учебного занятия.

Учитель: Давайте вспомним
состав симфонического оркестра. Какие группы музыкальных инструментов входят в
состав симфонического оркестра?

-Кто руководит
оркестром? ( Показ слайдов 7-13) Ученики отвечают.

Сегодня мы начнем
знакомство с симфонической сказкой С.С.Прокофьева «Петя и волк». Как
вы думаете, почему сказка называется «симфонической»?
Ученики: Ее играет симфонический оркестр. Симфоническая,
значит, от слова симфония. Это сказка, как симфония.
Учитель: Правильно! Это музыкальное произведение для
симфонического оркестра. Композитор, создавая сказку, хотел помочь детям
«войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям!) симфоническая
музыка кажется сложной и непонятной. С.С.Прокофьев был первым, кто решил
познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной
форме, в виде сказки. Композитор сочинил ее для детей, но вот уже много лет во
всем мире ее с одинаковым интересом и удовольствием

У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с
определенным «голосом», т.е. тембром. Сегодня мы познакомимся с музыкальными
темами героев этой сказки.

Петя – главный
герой сказки, возможно, он ваш ровесник. (Слушают тему Пети
 С.С.Прокофьева). Какой характер у Пети? Что изображает музыка? (Показ
слайда 16)
Ученики:
Петя веселый, радостный, озорной мальчик. Мелодия
 плавная, иногда «скачущая», как будто Петя подпрыгивает, может быть,
танцует).
Учитель: Какие инструменты исполняют тему Пети?
Ученики:  Скрипка, контрабас, виолончель, альт.

Учитель: теперь поговорим о дедушке. Дедушка немного
сердитый, недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за
калитку и не закрыл ее за собой.   «…Места опасные. А если из лесу
придет волк? Что тогда?» (Слушают тему Дедушки  С.С.Прокофьева).

(Показ слайда
17)
Учитель:
Инструмент,
исполняющий тему Дедушки – фагот. Давайте определим, какой «голос» у фагота:
низкий или высокий?
Ученики: Сердитый, ворчливый, густой, низкий.

(Показ слайдов
18-20)
Учитель:
Как вы
думаете, кого изображает эта музыкальная тема?  (Слушают тему Птички
 С.С.Прокофьева).


Ученики: Это – птичка. Мелодия звучала быстро, в высоком
регистре. Можно было представить, как она летает, порхает, машет крылышками.
Учитель: Послушайте тему Птички еще раз, определите и покажите
ее инструмент.

Ученики: Флейта – деревянный духовой инструмент.

Учитель: А теперь попробуйте подобрать  музыкальные
инструменты к темам утки и кошки, прослушав их.

(Слушают тему Кошки С.С.Прокофьева).

Учитель: Почему вы решили, что это кошка?
Ученики: Мелодия звучала осторожно, тихо, стаккато. В музыке
слышны были шаги кошки, как будто она крадется. Характер у кошки мягкий,
хитренький, острожный.

Учитель: Тему Кошки исполнял инструмент кларнет.

Учитель: Кого из героев сказки изображает эта мелодия?
 

(Слушают тему
Утки С.С.Прокофьева).

Ученики: Утку! Мелодия неторопливая, плавная; ритм
равномерный; уточка идет неуклюже, переваливается  с лапки на лапку,
крякает.

Учитель: Инструмент, исполняющий тему Уточки,
называется гобой. Он относится к группе деревянных духовых инструментов.

Учитель: На следующем уроке мы продолжим знакомство с
главными героями симфонической сказки. И узнаем, какие же музыкальные
инструменты изображают их в оркестре. (Показ слайдов 18-20)

4.
Повторение

Учитель: Давайте вспомним, что нового вы сегодня
узнали на уроке. ( Дети отвечают) Я буду называть действующих лиц сказки, а вы
будете по очереди мне называть музыкальные инструменты, которые их изображают.
(Дети отвечают на вопросы.)

5.
Тестирование

Учитель: Откройте свои рабочие
тетради. На доске вы видите задание — тест №7.
(Показ слайда 24)
Постарайтесь вспомнить, что мы сегодня узнали о главных героях сказки
С.С.Прокофьева и написать в тетради, какие инструменты их изображают в
симфоническом оркестре самостоятельно.
(Обучающиеся сверяют свои ответы с ответами на доске).

6. Итог
урока.

Учитель:  Все сегодня работали очень
хорошо. (Выставляю оценки)
 Наш
урок подошел к концу. На следующем уроке мы продолжим знакомство с
инструментами симфонического оркестра, послушаем темы Волка, Охотников, узнаем
содержание сказки.

7.
Домашнее задание

Нарисовать понравившихся
вам героев сказки «Петя и волк», подписать названия инструментов.

8.
Музыкальное прощание.

Выход под музыку.
(Звучит «Тема Пети» из
симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя и волк»).

Информационная
поддержка:

1.«Музыка» Программы общеобразовательных
учреждений 1-8 класс. Под руководством Д.Б.Кабалевского. Стр. 64-84.
2.«Музыкальное искусство» В.О.Усачева, Л.В.Школяр 1 класс. Стр. 72, 124, 125.
3. Музыкальный материал (Фрагменты из симфонической сказки С.С.Прокофьева «Петя
и волк»).

4.Г.Абрамян «Солнечный круг» (музыкальная
азбука) Стр. 28-33.

Все мультимедийные пособия выполнены в
программе  PowerPoint.

Методическая разработка «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»»
(конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки»).
24 марта 2021 г. в МБУ ДО ДШИ № 7 г. Ульяновска прошёл II Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков», который проводился по теоретическим предметам «Слушание музыки» и «Беседы об изобразительном искусстве» в двух номинациях:
— номинация «Музыкальный момент» по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора, для учащихся музыкальных отделений ДШИ по предмету «Слушание музыки» в возрасте 8-10 лет;

Содержимое разработки

Методическая разработка «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»»

(конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки»)

Дар слушать, познавать и научиться,
 Дарованы природою не зря.
          В душе богатство может заискриться, 
                             Искусство музыки с младенчества любя. 

Введение

В современном мире компьютеров и высоких технологий музыкальное искусство имеет большое воспитательное значение для формирования духовной сферы человека, его эстетических вкусов и потребностей. Но, к сожалению, в наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать, будь то собеседник, природа или музыка.

Предмет «Слушание музыки» является первой ступенью развития у учащихся музыкально-познавательных способностей. Это подготовительный этап к изучению предмета «Музыкальная литература».

С самого раннего детства ребенка окружает огромный мир, который полон для него загадок, и наша задача — помочь малышам научиться не только внимательно смотреть и видеть, но и внимательно слушать и воспринимать.

«Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него способности, и прежде всего музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своей воспитательной функции» (слова Н. А. Ветлугиной). Музыкальное воспитание является одним из многих видов деятельности ребенка в раннем возрасте.

Введение ребенка с самого раннего детства в интонационный строй общемировой и национальной музыкальной культуры с высокими духовно-нравственными идеалами через восприятие музыки может стать одной из первых ступенек в создании крепкой опоры в звуковом хаосе современного мира.

В музыкально-методической литературе термины «восприятие» и «слушание» музыки нередко фигурируют как идентичные. Конечно, можно специально слушать музыку, прежде всего ту, которую школьники не могут исполнить сами (например, оркестровую). Однако, цель слушания не сводится просто к знакомству с каким-то произведением. Проблема слушания – восприятия музыки шире, чем просто слушание. Она охватывает и исполнение, поскольку нельзя хорошо исполнять, если не слышать что и как исполняется.

Проблема восприятия музыки – одна из наиболее сложных из-за субъективности этого процесса. В любом восприятии участвуют различные органы чувств, образуются сложные, комплексные, условнорефлекторные связи. Восприятие музыки («музыкальное восприятие») есть частный вид восприятия эстетического: воспринимая музыку, человек должен чувствовать её красоту, различать возвышенное, комическое, т.е. не любое слушание музыки уже есть музыкально-эстетическое восприятие. Восприятие музыки тесно связано с задачей формирования музыкально-эстетического вкуса. Поскольку «проникновение» во внутреннюю структуру музыки – процесс сложный, ему нужно специально учить. Просто слушание музыки, никак не организованное, ненаправленное, мало что даст ребёнку – ему нужны различные знания и осознанный опыт восприятия.

Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков»

24 марта 2021 г. в МБУ ДО ДШИ № 7 г. Ульяновска прошёл II Открытый городской конкурс «Гамма красок и звуков», который проводился по теоретическим предметам «Слушание музыки» и «Беседы об изобразительном искусстве» в двух номинациях:

— номинация «Музыкальный момент» по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора, для учащихся музыкальных отделений ДШИ по предмету «Слушание музыки» в возрасте 8-10 лет;

— номинация «Художник и время» по теме «Творчество П.А. Федотова», посвященная 205-летию со дня рождения художника для учащихся средних и старших классов художественных отделений ДШИ.

Цель конкурса:

Формирование устойчивого интереса учащихся к наследию мировой музыкальной и художественной культуры.

Задачи конкурса:

— мотивация личности к познанию и творчеству в процессе обучения;

— толерантность в области искусства в общении с людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе;

— применение знаний в области музыкального и художественного искусства для осмысления сущности современных общественных явлений;

— стимулирование интереса к классической музыке и живописи;

— активизация мышления учащихся при анализе музыкальных и художественных произведений;

— развитие педагогического творческого потенциала.

Рассмотрим номинацию по предмету «Слушание музыки».

Порядок проведения конкурса:

1. Тема конкурса – «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

2. Конкурсные задания разработаны на основе программных требований по предмету «Слушание музыки», с учётом музыкального (исполнительского) опыта конкурсантов.

3. Письменные задания включали в себя 10 вопросов разной категории трудности и музыкальную викторину (5 номеров).

4. Для выполнения конкурсного задания требовалась ручка со стержнем синего цвета.

5. Время, отведённое на выполнение конкурсного задания — 45 минут.

6. По окончании конкурсного времени работы оценивались в том виде, в котором они были закончены.

7. Работы оценивались в соответствии с разработанными критериями.

Критерии оценки работ:

— правильность ответа;

— качество выполненной работы;

— творческий подход к выполнению заданий.

Приложение №1

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ

II Открытого городского конкурса «Гамма красок и звуков»

номинация «Музыкальный момент»

по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора

для учащихся музыкальных отделений ДШИ

__________________________________________________________________________

(ФИ)

Теоретическая часть

  1. Определите вид оркестра:

Почему сказка петя и волк называется симфоническойПочему сказка петя и волк называется симфонической

духовой джазовый

Почему сказка петя и волк называется симфонической

симфонический

  1. Напишите, какой самый высокий и самый низкий по звучанию инструмент:

Струнный инструмент: скрипка, контрабас

Деревянный духовой инструмент: флейта, фагот

Медный духовой инструмент: труба, туба

  1. Определите музыкальные инструменты, подпишите и найдите лишний, который не относится к данной группе:

Скругленный прямоугольник 14оугольник 14″ /

Почему сказка петя и волк называется симфонической

Почему сказка петя и волк называется симфонической

Почему сказка петя и волк называется симфонической

Скругленный прямоугольник 6оугольник 6″ />Скругленный прямоугольник 8оугольник 8″ />Скругленный прямоугольник 7оугольник 7″ />

флейта кларнет труба

Почему сказка петя и волк называется симфонической

Почему сказка петя и волк называется симфоническойСкругленный прямоугольник 10оугольник 10″ /

Скругленный прямоугольник 5оугольник 5″ />

_Скругленный прямоугольник 23оугольник 23″ /> ______________________________________________________________________

ОТВЕТ:

4. Ответьте на вопросы, вставьте пропущенные слова:

Кто предложил С.С. Прокофьеву написать симфоническую пьесу со словами на манер сказки, чтобы «по ходу её исполнения детвора знакомилась с музыкальнымиинструментами симфонического оркестра»?

Н.И. Сац

Где и когда состоялась премьера сказки «Петя и волк»?

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­Московская филармония 2 мая 1936 г.

Сколько времени С.С. Прокофьев работал над этим произведением? Для какого состава исполнителей оно написано?

Одна неделя. Написано для чтеца и симфонического оркестра

Кто сочинил либретто, написал его уверенным почерком, при этом для краткостипропускалгласные буквы. Например, в финале сказки для чтеца, он с юмором написал: «Аесл плслушать внимтльно, то слышно бло,кк в жвте у волк крякала утка, птму чт волк тк трпилс, что проглотил её живьём»?

С.С. Прокофьев

Кто первым экранизировал симфоническую сказку «Петя и Волк» в 1946г. Уолт Дисней, С. Прокофьев во время личной встречи в США подарил ему партитуру ещё неопубликованного произведения.

«Петя и волк» (2006) — короткометражный анимационный фильм англичанки Сьюзи Темплтон. Эта лента, над которой совместно работали британские, норвежскиеипольскиемультипликаторы, в 2008 году была удостоена премии Оскар за лучший короткометражный анимационный фильм.

5

Почему сказка петя и волк называется симфонической

. Соедините персонаж сказки и музыкальный инструмент:

Почему сказка петя и волк называется симфонической

Почему сказка петя и волк называется симфонической

Почему сказка петя и волк называется симфоническойОвал 37» />

Почему сказка петя и волк называется симфонической

Почему сказка петя и волк называется симфонической

Почему сказка петя и волк называется симфонической

Почему сказка петя и волк называется симфоническойПочему сказка петя и волк называется симфонической

Почему сказка петя и волк называется симфонической

Овал 41» />

Овал 40» />

Почему сказка петя и волк называется симфонической

6.«Каждый персонаж сказки имеет свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту, определите их:

а) Почему сказка петя и волк называется симфоническойПочему сказка петя и волк называется симфонической

Петя – струнные инструменты

б) Почему сказка петя и волк называется симфоническойПочему сказка петя и волк называется симфонической

Птичка — флейта

в) Почему сказка петя и волк называется симфоническойПочему сказка петя и волк называется симфонической

Кошка – кларнет

7. Ответьте на вопросы:

Напишите, почему С.С. Прокофьев выбрал именно такую последовательность появления персонажей: Петя, Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, Охотники?

Композитор последовательно представляет каждую группу инструментов симфонического оркестра;в соответствии с тембровой окраской звучания инструментов (от высоко звучащего — к низко звучащим);

Какая допущена ошибка в тексте: (подчеркните ошибку)

а) В состав струнного квартета входят:скрипка, альт, виолончель, контрабас.

б)Труба, тромбон, туба, тарелки– группа медных духовых инструментов.

в)Литавры,челеста, большой барабан, ксилофон – группа ударных инструментов.

8.Перечислите выразительные средства музыки: мелодия, ритм, гармония, регистр, тембр, лад, динамика, темп.

Сравните лейтмотивы Пети и Дедушки, в чем различие выразительных средств?

Петя – тема веселая,бодрая, подпрыгивающая, пунктирный ритм придает маршевость; мажорный лад, исполняют струнные инструменты.

Дедушка – тема строгая, ворчащая, в умеренном темпе, в низком регистре, исполняет фагот; также марш, но тяжелый и суровый.Музыкальная тема передаёт походку дедушки.

9. Дополните интересный факт: (вставьте пропущенные слова)

Петей, уткой, кошкой и другими персонажамисимфонической сказки становились лучшие инструменты мира. Музыкальная история звучала в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Геннадия Рождественского, филармонических оркестров Нью-Йорка, Вены и Лондона.

10. Творческое задание: составьте кроссворд на тему «Симфонический оркестр»

(не менее 10 вопросов)

ВОПРОСЫ:

ПО ГОРИЗОНТАЛИ:

ПО ВЕРТИКАЛИ:

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ

II Открытого городского конкурса «Гамма красок и звуков»

номинация «Музыкальный момент»

по теме «С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»», посвященная 130-летию со дня рождения композитора

для учащихся музыкальных отделений ДШИ

__________________________________________________________________________

(ФИ)

Музыкальная викторина

1.Утка

2. Дедушка

3. Петя

4. Волк

5. Кошка

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/448548-metodicheskaja-razrabotka-ss-prokofev-simfoni

  • Почему сказка о мертвой царевне и семи богатырях ближе к народной
  • Почему сказка о мертвой царевне называется сказкой
  • Почему сказка называется премудрый пескарь
  • Почему сказка называется царевна лягушка 5 класс литература
  • Почему сказка конек горбунок называется русской сказкой