Почему сказка о мертвой царевне и семи богатырях так называется

Предмет, класс: литература, 5 б класс по умк коровиной в.я. тема урока: добро и зло в произведении а.с. пушкина сказка

Предмет,
класс:
литература,
5 «Б» класс (по УМК Коровиной В.Я.)

Тема
урока:
Добро
и зло в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Цели
урока:
1.
Содержательная.  Давать сравнительную характеристику  образов; раскрыть
значение терминов «добро» и «зло».

2.
Деятельностная.  Находить в тексте примеры «доброго» и «злого» .

Развивать
навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения.

Формировать
умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную

позицию,
положительные ориентации на распознавание истинной красоты.

Метапредметные
УУД.

Личностные:
находит в себе элементы добра и зла.

Регулятивные:
принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с

учителем
и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции,

действует
по плану.

Познавательные:
понимает информацию, представленную в изобразительной,

схематичной,
модельной форме, работает над содержанием текста (сравнивает, характеризует
образы персонажей).

Коммуникативные:
строит небольшие монологические высказывания, осуществляет

совместную
деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-

познавательных
задач.

Оборудование
урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку.

Раздаточный
материал: карточки с заданиями, оценочные листы.

Тип
урока: обобщения и систематизации .

Планируемые
результаты: повторить содержание прочитанного произведения;

воспринимать
и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения,

давать
характеристику героям.

Ход урока. СЛАЙД 1

1-ый
этап. Оргмомент. Самоопределение к деятельности.

Вступительное
слово учителя.
Звучит музыка 

А.С.
Пушкин…

Мы
знакомы с его сказками с раннего детства. Трудно найти человека, который не
знал бы замечательные произведения русского поэта. Прошло много лет, как погиб
А.С., а наша любовь к нему все не ослабевает. А стихи и сказки становятся все
ближе, дороже и нужнее.

__Люба
С._________

Мы
сказки читаем с улыбкой,

Они
нравится всей детворе

Сказка
о маленькой рыбке

И
о Салтане-царе.

Ждет
впереди Лукоморье,

Леший,
Русалка и Кот.

Синее
плещется море,

Сказка
к нам в гости идет.

-Мы продолжаем изучать творчество и произведения А.С.Пушкина. Какую сказку
вы читали дома?

— Ребята, на доске карточки.(Полоски
бумаги, расположенные вразнобой, на которых написаны слова: ДОБРО, ЗЛО,
ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, КРОТОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЗЛОБА, РЕВНОСТЬ, ЭГОИЗМ,
ПРЕДАТЕЛЬСТВО). Распределите их по двум группам: положительные и отрицательные
качества человека.

На доске появляется ряд:

Положительные
качества:    

 Доброта
, любовь, отзывчивость,

 верность,
кротость

Отрицательные
качества:    

Зависть,
злоба, ревность,   эгоизм, предательство

— Что причиняют людям те, кто обладает
положительными качествами? А отрицательными?

Возможные ответы:
1)добро, радость, удовольствие, счастье, тепло, любовь

                                      
2) боль, страдание, досаду, обиду, несчастье

— О чем мы  будем сегодня говорить?

— Попытайтесь сформулировать тему урока.

СЛАЙД 2

Добро и зло

— Можно ли утверждать, что добро и зло – противоположные
понятия. (Да, это разные вещи)

— Встречаемся ли мы с понятием добра и зла в сказке А.С.
Пушкина «Сказка о мёртвой царевне…»? (ответы учащихся).

— В каждой русской сказке (и в фольклорной, и в литературной)
добро побеждает зло. В уже прочитали сказку, познакомились с сюжетом и героями
сказки.

— Ребята, какой вопрос возникает в сказке Пушкина? Ваши
предположения?

(Добро сильнее зла, все хотят добра, почему в сказке добро
всегда побеждает зло?)

Записывает учитель предположения на доску

— Это и будет нашим проблемным вопросом : ПОЧЕМУ В СКАЗКЕ ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО и мы постараемся
ответить на этот вопрос. (записать на доске проблемный вопрос, на слайде тоже
есть).
СЛАЙД 3

— Теперь нам несложно определить цель урока.

(как показано добро и зло в сказке Пушкина «Сказка…

— Или точнее – раскрыть значение терминов «добро» и
«зло» на примере сказки, сравнить образы героев, анализировать текст
.

2.
Беседа с учениками.

Перед вами волшебная
шкатулка.
Попробуйте догадаться, какой волшебный предмет я сейчас достану?
Этот предмет есть практически у каждого волшебника, глядя в него, он предвидит
будущее, находит ответы на любые вопросы.

(Книга). СЛАЙД 4

II. Актуализация новых знаний.

1.     
Беседа по тексту А.С. Пушкина (выявление читательского восприятия)


Ребята, что такое сказка? 

— На
какие две группы делятся сказки? Чем отличаются?

— Вы
уже прочитали эту сказку дома.

 —
Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о
семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло
чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас
царевну, грусть и печаль ушли).


Перечислите героев сказки. Обратите внимание, что вы перечислили положительных
и отрицательных героев. Как считаете, чем они отличаются? (положительные несут
добро, отрицательные зло)

 Вопросы
на осмысление содержания сказки.

Переходим к первому этапу нашего
исследования
. Волшебная шкатулка. Догадайтесь,
какой волшебный предмет я сейчас достану?

Ей в приданое дано

Было лишь оно одно,

Свойство волшебное имело:

Говорить оно умело.      (Зеркало). СЛАЙД 5

1.В
каком эпизоде сказки мы впервые встречаемся с этим предметом?

2.Почему именно царице Пушкин предназначил зеркало? (Только оно
могло сказать правду, остальные её боялись.)

3.Чему нас учит зеркальце? (Говорить правду.)

4.Какой герой ЗЕРКАЛО?  положительный

– А всегда ли нужно говорить правду? (Лучше горькая правда,
чем сладкая ложь.)

     
— Какой вы представляете себе царицу перед зеркальцем? (Чтение монолога
царицы наизусть заранее подготовленным учеником
,
инсценировка
).

    
— Какими эпитетами награждает её автор?

— В каком эпизоде сказки Пушкин впервые
показывает нам истинное лицо царицы?

(«Ах, ты..»).

— Каким цветом можно раскрасить чувства и
настроение царицы в этом отрывке?

(Чёрным).

— Использует ли Пушкин слова с корнем
–чёрн- в этом отрывке?

(Постоянный эпитет чёрная зависть и
Чернавка, а кто такая Чернавка?)

       
— Охарактеризуйте Чернавку. Каким героем она является: положительным или
отрицательным?

Увидели, что Пушкин напрямую не говорит,
что мачеха — ведьма, а при помощи определённых символических предметов,
изобразительных средств языка, раскрывая определённые черты характера,
показывает нам это. Красота и зло.


Как вы представляете себе молодую царевну? ( Красота и доброта (внутренняя и
духовная). Кротость, доверчивость делают героиню сказки беззащитной. )

Задание по вариантам СЛАЙД 6

Царица

Царевна

Внешность

Высока
Стройна
Бела

Белолица
Черноброва

Поведение,
характер

Горда
Ломлива
Своенравна
Ревнива
Злая

Красавица-душа
Милая
Приветливая

Цветовая
гамма

Черны
(зависть)

Белый
Красный
Румяный

СЛАЙД 7

Следующий
этап нашего исследования.
Вновь волшебная
шкатулка. Следующий предмет, который я достану, это магическая цифра.
Догадайтесь, какая.

(Семь). СЛАЙД 8

— В каком эпизоде сказки мы встречаемся с
этой цифрой?

Зачитываем этот отрывок. Сама читаю

 (Действительно ли, люди добрые живут.)

— Всё-таки причём здесь магическая цифра
семь? Почему именно семь богатырей?


Охарактеризуйте семерых богатырей. Почему при таких сильных защитниках царевна
мертва?

     
 А теперь, поскольку я сегодня работаю волшебником, позвольте мне вам
продемонстрировать магическую силу цифры семь.

(Физпауза). Попрошу
вас всех встать.

Поднимает руки класс- это раз,

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперёд смотри – это три,

Руки в стороны пошире на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять

И за парты тихо сесть – это шесть,

Улыбнуться нужно всем – это семь!

— Поднялось у вас настроение? Правда,
магическая цифра семь?

Следующий этап нашего исследования.
Угадайте, какой предмет я достану из волшебной шкатулки:

Оно соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь…

(Яблоко). СЛАЙД 9

— В каком эпизоде сказки говорится о
яблоке? Что оно означает?

— В кого превращается мачеха в этом
отрывке? (Черница).

— Почему Пушкин использует слово с корнем
–чёрн-?

— Что оно принесёт?  (Смерть).

— Почему мачеха отравила царевну именно
при помощи яблока?

Опять Пушкин в скрытой форме показывает,
что царевне угрожает смерть. Царевна умирает и богатыри решили положить царевну
именно в хрустальный гроб. Почему?

С хрусталём автор сравнивал душу царевны.
Недаром, когда вода очень чистая, про неё тоже говорят: «Хрустальная».

И вот какими ребята увидели царевну и
других героев сказки, они сейчас покажут в своих иллюстрациях.

        
— Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который…
«…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит
он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец».
(Королевич Елисей)

Последний этап нашего исследования.
Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные
силы природы. Ветер, солнце и месяц.
Пушкин наделяет их способностью
говорить.

    — Королевич Елисей, отчаявшись найти
свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. видеофрагменты

 — Почему солнце, месяц и ветер помогают
именно королевичу Елисею?

         
— Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение
Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число «три»: столько
раз королевич обращается к силам природы. В этих словах проявляется тревога,
волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости
обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении
вопроса: «Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?»

        
— Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только
верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от
мертвого сна.)

— Что происходит дальше, когда Елисей
находит царевну? (Царевна ожила).

—  Что происходит в конце сказки? (Мачеха
умирает).

— Что послужило предвестником этого
несчастья? (Зеркало разбилось).

Автор опять при помощи этой детали
намекает нам, что произойдёт несчастье.

 —
Мы рассмотрели основных героев сказки. Теперь нам предстоит составить
таблицу (в парах)

Отрицательные
герои

Положительные
герои

Герои-помощники

Мачеха
(зло в мире)

Чернавка


Семь богатырей


Молодая царевна

-Елисей


Силы природы: Солнце, месяц, ветер.


зеркальце (всегда говорит правду)

      
— В конце сказки злая царица умирает, а королевич Елисей женится на царевне.
Какие качества царевны вознаграждаются в сказке? (Кротость, доброта и терпение
вознаграждаются. Девушка становится королевой. Однако она не становится
подобием своей мачехи).

       
— Итак, проанализировав героев сказки, мы можем сделать вывод: добро побеждает
зло .
Почему?

(Добро сильнее. Всегда есть хорошие люди, которые придут на
помощь. Пока такие люди есть, добро будет побеждать. Но за добро надо
бороться.)

— В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы
наблюдаем борьбу Добра над Злом. А в жизни всё по- другому, иначе Зло будет
торжествовать.

Чему нас научила сказка Пушкина? И считаете ли вы себя
добрыми?

Домашнее
задание

Дома
вам предстоит ответить на вопрос «Что значит быть хорошим человеком?», а ответ
нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка
исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи
вам и вашим близким людям.

Выставление
оценок

Рефлексия

      
Каждому человеку приятно слышать хорошие слова. Вы сегодня очень отлично
работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из
сказки Пушкина. Предлагаю написать на этой рыбке любое доброе слово. (пишут)
А теперь поднимите рыбку вверх. Посмотрите в окружении скольких добрых слов мы
находимся!  Я желаю, чтобы мы с вами всю жизнь купались в океане  добрых дел и
поступков всю жизнь!

В сказках добро
всегда побеждает зло.

— Есть замечательная
пословица: «От доброго слова и лед тает», а у нас в классе есть волшебная
шляпа. Она содержит очень много хороших и добрых слов. Тот, кто ее надевает,
тот теряет все свои плохие качества и у него остается только хорошее, доброе и
красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, на ком
надета эта шляпа. (Ребята называют хорошие качества).

Домашнее задание —
Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня очень хорошо
работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из
сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а
ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам предстоит ответить на вопрос
«Что значит быть хорошим человеком?», а ответ нужно будет записать на этой
золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все
качества, которые вы напишите, будут присущи вам и вашим близким людям.

Выставление оценок

— Сегодня,
вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки
важнее: Добро или Зло?

Как вы считаете какая из пословиц может
стать итогом нашего урока:

-Хоть зло сильно –
всему вредит, добро на свете победит!

-От доброго слова и лёд тает

— Мир не без добрых людей

Предлагаю в группах провести исследование
и ответить на этот вопрос. Во время работы помните, что в художественном
произведении всё неслучайно!

(Работа в группах).

Используйте
начало предложения при ответе:

В сказке
А.С.Пушкина  есть добрые и злые герои.

Царица –
это……………………………………………………………………………………………………………………………………………

царевна –
это………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Добрый человек
(царевна) по характеру…………………………………………………………………………………………….

                                       
по поступкам………………………………………………………………………………………………………

Нам всегда хочется
видеть вокруг себя………………………………………………………………………………………………..

Таких людей я
встречал…………………………………………………….

 Недобрым, злым
людям надо (выбрать вариант ответа):

•             на
злобу отвечать злобой.

•             таких
людей понять, поддержать, чтобы самому не быть похожим   на них.

•             Зло
само себя накажет

Царица

Царевна

Внешность

Поведение,
характер

Цветовая
гамма

Царица

Царевна

Внешность

Поведение,
характер

Цветовая
гамма

Царица

Царевна

Внешность

Поведение,
характер

Цветовая
гамма

Царица

Царевна

Внешность

Поведение,
характер

Цветовая
гамма

Вопрос.

Ответ.

Да.

Нет.

Затрудняюсь
ответить.

На уроке я работал активно

Своей работой на уроке я доволен

Урок для меня показался длинным

За урок я устал

Мое настроение стало лучше

Материал урока мне был понятен

Домашнее задание показалось мне сложным
и неинтересным

Предмет: Литературное
чтение.

Класс: 4.

Тема: А.С.Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Тип урока: урок
открытия нового знания.

Цель урока: создать
условия для знакомства учащихся со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой
царевне и о семи богатырях».

Образовательные:
создать условия для обогащения словарного запаса учащихся.

Воспитательные: создать
условия для воспитания любви к книге, к чтению; сформировать положительное
отношение к доброте и состраданию, умению отличать истинную красоту от мнимой.

Развивающие:
создать условия для развития познавательного и эмоционального интереса к работе
с текстом; для развития памяти, речи, внимания.

Личностные: уметь
отличать добро от зла; уметь ценить доброе отношение к ближнему.

Метапредметные:
уметь формулировать учебную задачу урока; анализировать художественный текст,
выделять в нем основную мысль, осуществлять поиск необходимой информации в
книге, уметь ориентироваться в учебной и художественной книге.

Предметные: уметь
читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп
чтения вслух, воспринимать на слух художественное произведение.

Дидактические
средства:
учебник, презентация.

Способ
промежуточного контроля:
самооценка.

Используемые ИКТ
на уроке:
компьютер, проектор, экран, презентация.

Этап
урока

Виды
работы, формы, методы, приемы (время проведения)

Содержание
педагогического взаимодействия

Формируемые
УУД

Планируемые
результаты

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

1. Мотивационный
этап.

Фронтальная
беседа.

Здравствуйте,
ребята. Я рада сегодня всех вас видеть. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь,
пожелайте своей улыбкой успехов друг другу и хорошего настроения.

Проверьте
свою готовность к уроку, на партах должны лежать учебник, дневник и пенал.

Приветствуют
учителя, желают успехов друг другу. Проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные:
оформлять свои мысли в устной форме.

Метапредметные:
организовать свое рабочее место, настраиваться на познавательную
деятельность.

Организовать
детей. Проверить готовность к уроку.

2.
Актуализация знаний.

Фронтальная
беседа.

Давайте вспомним,
с творчеством какого поэта мы познакомились на прошлом уроке?

Что вы
знаете об А.С.Пушкине?

Да,
верно. А еще А.С.Пушкин был не только поэтом, но и сказочником.

Какие
сказки Пушкина вы знаете?

Вспомните,
какие бывают сказки?

Почему
они так называются?

Ребята,
на доске вывешены иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Посмотрите на них.
Назовите названия сказок, ориентируясь на иллюстрации.

Пятую
сказку дети не называют.

С
творчеством А.С.Пушкина.

Пушкин
родился 6 июня 1799 в Москве, в семье офицера Гвардии. Учился в
Царскосельском лицее. Стихотворения Пушкин начал писать уже в 7 лет. Был в
ссылке в селе Михайловском и на Кавказе. Участвовал в дуэле с Дантесом, в
результате которого был тяжело ранен. Скончался в Петербурге в 1837 году.

«Сказка
о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о царе
Салтане».

Сказки
бывают авторскими и народными.

У
авторских есть автор, а народные- у них нет автора, они написаны народом.

«У
Лукоморья дуб зеленый…», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и работнике
его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке».

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного с помощью учителя Регулятивные: принимает и сохраняет
учебную задачу; осуществляет контроль своей деятельности.

Создать условия для развития речи, внимания. Повторение
изученного на предыдущем уроке.

3.
Выявление затруднения.

Фронтальная
беседа.

Ребята,
какая иллюстрация осталась без названия?

Почему
вы затрудняетесь сказать ее название?

Пятая иллюстрация.

Мы ее не
знаем.

Личностные:
мотивация узнать что-то новое.

4.
Разработка плана по решению данной задачи.

Фронтальная
беседа.

Работа с
иллюстрациями.

С этой
сказкой мы познакомимся сегодня на уроке. А ее название мы узнаем, открыв учебник.
Откройте учебники на странице 70 и прочитайте название сказки.

Предположите
тему нашего урока. А какую поставим цель?

Откройте
учебник на странице 71. Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен? Какая
она? Что она делает?

(Аналогичная
работа со всеми иллюстрациями).

Как вы
думаете, кто главный герой сказки?

Предположите,
о чем сказка?

Открывают
учебники, читают название сказки.

Тема:
знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях».

Цель:
познакомиться с данной сказкой и проанализировать ее.

Царица.
Она выглядит властной и гордой. Сидит и любуется на себя в зеркало.

Предполагают
главного героя.

Личностные: учить грамотно формулировать свои мысли.
Познавательные: Находить ответы на вопросы, используя учебник.

Дети определяют
тему и цель урока.

5.
Реализация выбранного плана по решению затруднения.

Речевая
разминка.

Работа с
незнакомыми словами.

Перед
тем, как начать прочтение сказки, я предлагаю вам выполнить речевую разминку.
Сначала прочитаю я, а затем все вместе:

Ва-ва-ва-
вот высокая трава.

Вы-вы-вы-
даже выше головы.

Ве-ве-ве-
васильки видны в траве.

Ву-ву-ву-
васильков букет нарву.

Ви-ви-ви-
только много их не рви.

Откройте
страницу 70. Обратите внимание, на данной странице, есть слова, выделенные
синим цветом. Это устаревшие слова, значения которых мы можем найти в
словаре, в конце нашего учебника. Откройте страницу 219 и найдите значения
слов: Инда, Сочельник, молодица, перст, девичник, сенная девушка, подворье,
горница, изразцовая лежанка, полати, сорочин, спешить, ради. Прочитайте и
запомните значения данных слов.

Вернитесь
к началу сказки. Я начну читать сказку, а вы внимательно слушайте и следите
пальчиком по тексту. Дальше вы будете читать сказку по цепочке.

Личностные:
умение слушать и анализировать прочитанное.

Регулятивные:
управление своей деятельностью на уроке.

Работа с
незнакомыми словами, чтение сказки.

Гимнастика
для глаз.

Чтобы
продолжить работу со сказкой давайте отдохнем и проведем гимнастику для глаз.

Начинаем
двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурьте глаза считая до десяти.
Откройте глаза, представьте себе большой круг. Обведите его глазами по
часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

6.
Первичное закрепление нового знания.

Анализ.

Ребята,
мы с вами прочитали сказку. Понравилась ли она вам? Чем она вам понравилась?

Какие
чувства вы испытывали при прочтении сказки?

О чем
сказка? Чему она учит? Докажите мне, что это сказка.

Какие
главные герои в сказке?

Да,
понравилась.

При
чтении сказка вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло
чувство грусти и тревоги за судьбу царевны.

Эта
сказка о прекрасной девушке, мать которой умирает после родов, царь-отец женится
на красивой, но коварной мачехе.

Сказка
учит тому, что добро в любом случае победит зло.

Это
сказка потому что в ней присутствуют:

Присказка— царь с
царицею простился, в путь-дорогу снарядился.

Зачин— Но
царевна молода, тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась-и
расцвела.

Троекратные
повторы и сказочные цифры
— 7 богатырей, три раза Елисей
обращается к природе.

Волшебные
предметы

отравленное яблоко и говорящее зеркальце.

Сказочные
персонажи

Ветер, Месяц, Солнце.

Волшебство— от
удара об хрустальный гроб царевна проснулась от вечного сна.

Мораль и
поучение
.

Концовка.

Главными
героями сказки являются: царица, царевна, королевич Елисей и 7 богатырей.

Личностные:
самостоятельная работа. Познавательные: выполнение
логических операций. Регулятивные: контроль своей деятельности и
самостоятельность.

Оценить
усвоение нового материала.

7.
Самостоятельная работа и проверка по эталону.

Самостоятельная
работа.

Перед
вами лежат две карточки. Одна карточка-кроссворд, вторая- карточка-таблица.
Возьмите карточку-таблицу. В ней два столбца: первый столбец- Положительные
герои сказки, второй столбец отрицательные герои сказки. Выполните задание в
парах, на выполнение задания вам отводится 3 минуты.

Посмотрите
на слайд презентации, и сверьте правильные ответы.

Возьмите
карточку-кроссворд. Ответьте на вопросы работая в парах. На решение
кроссворда вам отводится 3 минуты.

1.Кому царица велела
избавиться от царевны?

2.Где Чернавка
оставила царевну?

3. Кто помог
королевичу найти царевну?

4.Как звали жениха
царевны?

5. В какой гроб
уложили царевну богатыри?

6. Сколько было
богатырей в сказке?

7. К кому обращалась
за советом царица?

8. Как называлось
место, в котором жила царевна в тереме?

Посмотрите
на слайд, сверьте правильные ответы

Выполняют
задания на карточке:

Положительные:
царевна, 7 богатырей, королевич Елисей, Солнце, Месяц, Ветер, Зеркальце,
собака Соколко, Чернавка.

Отрицательные:

Царица,
Чернавка.

Решают
кроссворд:

1.
Чернавка.

2. Лес.

3.
Ветер.

4.
Елисей.

5.
Хрустальный.

6. Семь.

7.
Зеркальце.

8.
Светлица.

Регулятивные:
контроль своей деятельности.

Проверить
усвоение нового материала.

8.
Включение в систему знаний и умений.

Фронтальная
беседа.

К сожалению,
наш урок подходит к концу, давайте подведем его итоги.

Какая
была тема нашего урока?

Какая
была цель? Достигли мы ее?

Кто из
героев сказки вам понравился больше всего?

Тема
урока: знакомство со сказкой А.С.Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях». Цель: познакомиться с ней и проанализировать. Мы достигли
поставленной цели.

Говорят,
кто им понравился из героев.

Метапредметные: учить анализировать и выделять общее; учить
готовности слушать собеседника и вести диалог

Обобщение
изученного материала.

9.
Рефлексия.

Фронтальная
беседа.

Продолжите
фразы:

Сегодня
на уроке

Я
познакомился…

Я понял…

У меня
получилось…

Откройте дневники, запишите домашнее задание: подготовить характеристику
каждого героя по следующему плану:

1. Где живет герой?

2. Внешний облик героя.

3. Какие поступки совершает?

4. Какой характер у героя?

5. Свое отношение к герою.

Урок окончен, можете отправляться на перемену.

Продолжают
фразы. Записывают домашнее задание.

Личностные:
учить проверять себя; учить давать оценку своим деятсвиям.

Осуществление
самооценки свое деятельности.

Тема. Сказка А.С. Пушкина «Сказки о мертвой
царевне и семи богатырях»

Цель: раскрыть смысловую нагрузку «Сказки о
мертвой царевне и семи богатырях»,

приблизиться к пониманию авторского замысла;
раскрыть близость сказки Пушкина к устной

народного творчества и ее новаторскую
сущность; развивать умение учащихся выражать свое

впечатления о произведении, подбирать из
текста важные фрагменты и цитаты для понимания как всего

текста, так и отдельных образов; учить
пятиклассников воспринимать художественный текст как целостную

единство, видеть в нем роль языковых средств
изображения, использованных автором; развивать

логику и образность мышления, умение видеть
главное (доминанту) и художественную деталь; закладывать

основы литературоведческого анализа текста на
основе учебного диалога; способствовать умению

разграничивать добро и зло, несмотря на то,
какой вид оно имеет.

Оборудование: портреты А. Пушкина в детском и
зрелом возрасте; выставка книг, представляющая

различные издания великого русского поэта;
фагменты мультфильмов » Сказка о мертвой царевне и

семерых богатырей»и «Белоснежка и семеро
гномов».

Течение урока

Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

А. Пушкин

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сказки детства навсегда вошли в жизнь А. С.
Пушкина.  Удивительные рассказчицы,

Арина Родионовна-нянечка-та Мария
Алексеевна-бабушка, перелили в душу ребенка

свою любовь к древнему миру сказочной мечты.
Став взрослым человеком, почувствовав

в себе талант творца, Александр Сергеевич
Пушкин с увлечением работал над

созданием собственных сказок, используя
народные сюжеты и мотивы, творчески их

перерабатывая, наполняя новым содержанием.
(Обращается внимание на портрет

Пушкина работы Тропинина или Крамского.)
Обратившись к сказке, великий поэт

стремился показать в идеальной художественной
форме свое представление о добре и зле, о

мечтаю, о высоком и низменном, об искренности
и коварстве, о зависти и

бескорыстие, о любви и ненависти. Ведь все эти
понятия с древнейших времен

волнуют человеческую душу.

Работа с эпиграфом

— Что же имел в виду великий Пушкин, написав
слова: «Сказка ложь. Да в ней

намек, добрым молодцам урок!»? (создание
проблемной ситуации).

«Интрига». Сложив пазлы, познакомитесь с
героями нашего урока.

https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=223c667b6653

https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=34536c942d1d

Итак, тема урока-А. Пушкин. Система образов
«сказки о мертвой царевне и семи

богатырей»

III. Работа над темой урока

Сегодня мы имеем необычайную возможность
приблизиться к пониманию

литературной сказки именно в том виде, в
котором создал ее автор.

Вопросы для выяснения восприятия сказки:

— Была ли вам знакома эта сказка раньше?
Откуда?

— Чем понравилась сказка?

— Назовите героев сказки. Кто из них вам
понравился и почему, а кто не понравился и

Почему?

— Что в сказке показалось непонятным? На
вопросы по содержанию сказки вы

хотели бы получить ответы?

Словарная работа

«инда» — (устар.) даже «сочельник» — канун
Рождества «царица» — жена

царя «царевна» — дочь царя «персты» — (устар.)
пальцы «нрав» — характер

«терем» — высокий, богатый дом

«девичник» — обряд накануне свадьбы, вечеринка
в доме невесты с подружками,

прощание с девичеством

«сенная девушка» — прислуга, которая
постоянно находится рядом с комнатами своих

хозяев, в сенях (коридорчике)

«не кручинься — не грусти

«молва трезвонить стала» — распространились
сведения

«горница» — самая большая и светлая
комната в доме

«полаты» — место для спанья,
устраивались в русских зданиях под потолком

(вверху теплее)

Аналитическое исследование текста «Сказки о
мертвой царевне и семи

богатырей»

— Где и когда происходят события в «Сказке о
мертвой царевне и семи богатырях»?

Почему автор не называет конкретного места и
времени действия?

— Что, по-вашему, стало причиной смерти
молодой царицы? Разве от радости

умирают?

— Расскажите, как началась жизнь царевны.

— Объясните значение выражения «долго царь был
неутешен». Какую роль в дальнейшем

у развития событий есть вопрос » но как
быть? », кому оно принадлежит?

— Как вы воспринимаете новую жену царя?
Зачитайте, какой она представлена в

тексте? Выделите ключевые характеристики.
Объясните их.

— Каким было отношение мачехи к осиротевшей
царевне? Почему?

— Какую роль в характеристике образа мачехи
играют ее разговоры с

зеркальцем? Какую функцию народной сказки
выполняет зеркальце? (Волшебный

предмет, раскрывающий перед читателем истинную
ситуацию и истинную сущность

образов сказки.)

— Какой художественный прием использует
Пушкин, изображая царицу и царевну?

С какой целью? (Контраст, противопоставление.)
Приведите примеры.

— Найдите в тексте фрагмент, в котором это
противопоставление разрастается до

конфликта. Сформулируйте, в чем заключается
главный конфликт сказки Пушкина. Для

какого типа народной сказки характерен такой
же конфликт? (Это конфликт,

характерный для социально-бытовой народной
сказки — конфликт между злой

мачехой и доброй падчерицей.) Почему,
по-вашему, царица решила сжить со свету

Царевну не сама, а руками Чернавки?

— Почему Чернавка отпустила царевну?

— Какой была реакция окружающих на
исчезновение царевны? Кто стал ее искать?

Почему царь не искал свою дочь?

— Перескажите эпизод, в котором царевна попала
к богатырям. Объясните, почему

богатыри сразу догадались, кто их неожиданная
гостья? Каковы черты царевны

раскрываются в этом эпизоде?

Царица (мачеха): «своенравна», «ломлива»,
«высока, стройна, бела», «черной

зависти полна», «и умом, и всем взяла»,
«гордая», «ревнивая», жестокая, злая, считает

себя самой красивой, мстительная,
безжалостная, властная.

Вывод: прекрасная внешность царицы не
соответствует ее черной душе.

Царевна (падчерица): «белолица, черноброва,
нраву кроткого такого», «милая»,

добра, искренняя, любит своего жениха. .

Вывод: Царевна красива и прекрасна душой.

— Какова роль в сказке королевича Елисея?
Кратко передайте, каким был его путь

к потерянной невесте? Как вы думаете, почему
он опоздал? Почему никто из людей не

помог королевичу в его поисках?

— Какую роль имеют обращения Елисея к силам
природы? Просмотрите фрагмент

мультфильма, изображающего поиски королевичем
Елисеем царевны. Что вам

открылось благодаря просмотру фрагмента?

-Что, по-вашему, вернуло царевну к жизни?

— Докажите, что финал сказки Пушкина построен
в соответствии с традициями

народной сказки. Какие черты фольклорной
сказки имеются в произведении? Выводы аргументируйте

примерами из текста.

— Почему Пушкин назвал свое произведение
» Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,

ведь царевна осталась живой?

Задача. Подобрать цитату к каждому
изображению.

IV. Подведение итогов урока

— Как вы считаете, какой урок имеет

вынести читатель из » сказки о мертвой

царевну и семерых богатырей» О. С.

Пушкина?

— Докажите, что сказка Пушкина

близка к народной. Сюжет которой

народной сказки напоминает вам история

«мертвой» царевны? (Сюжет немецкого

народной сказки «» Белоснежка и
семеро

гномов.)

— Известно ли вам, откуда О. С.

Пушкин брал сюжеты своих сказок вообще и
«Сказки о мертвой царевне и семи

богатырей»» (Известно, что сюжет «Сказки
о мертвой царевне и семи богатырях»,

написанной Пушкиным в 1833 году, связан с
записью народной сказки » Волшебное

зеркальце», сделанного Александром Сергеевичем
со слов няни Арины Родионовны.

Сюжет о мертвой царевне, королеву был очень
популярным в европейском

фольклоре. Подобные сказки есть в народном
творчестве французов, итальянцев, немцев.

Особое сходство есть между сказкой Пушкина и
немецкой сказкой » Белоснежка и

семеро гномов», вошедшей в сборник
сказок, заключенный братьями Гримм.)

Просмотр отрывка мультфильма, сравнение двух
видов искусства.

V. Домашнее задание

Прочитать с. 91-95, пересказывать сказку
«стойкий оловянный солдатик»

Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой
царевне и семи богатырях»

Цель:

обучать грамотному, выразительному чтению; определять
категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне  и   о семи богатырях”;
учить анализировать поступки героев; учить делить текст на части; формировать
умения анализировать литературные произведения, аргументировать свой ответ;
развивать речевые умения и творческие способности; формировать осознанное
чтение целыми словами; воспитывать культуру речи, культуру слушания.

Задачи:

Образовательная: познакомить
с жизнью и творчеством А.С. Пушкина, развивать умения выразительно читать
произведение, передавая интонацией настроение.        
                 

 
  Воспитательная:
   воспитывать
эстетическое отношение к искусству слова,

 
    формировать интерес к чтению и книге, потребность в общении с
миром художественной литературы

 
  Развивающая:
 развитие художественно-творческих и
познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении
художественных произведений, формирование эстетического отношения искусства.

  Ход урока.

1.
Организационный момент

 Доброе
утро (руки в стороны)

Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

И
тогда весь день будет веселее.

Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)

А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

Улыбнулись
снова

Будьте
все здоровы! (руки в стороны)

Молодцы
садитесь.

Звенит
звонок,

Зовёт
нас на урок.

Урок
сейчас пойдёт,

В
мир знаний поведёт.

— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.

 — Долгожданный дан звонок,

   Начинается урок!

   Пусть нам всем пойдёт он впрок.

Тихо сядут девочки, мальчики.

Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
 хорошего настроения и плодотворной работы.

— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

внимательно слушай учителя и своих товарищей,

не перебивай других, уважай их мнение!

Работа
со скороговоркой:

На
окошке крошку – мошку
 Ловко ловит лапой кошка.


О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?

-Все
расселись по местам? Никому не тесно?

По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”

-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?


Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.


Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?

2.
Речевая разминка.


Ребята, вспомним главное правило.

Дети:
Каждый день всегда, везде,

 
На занятиях, в игре,

 
Верно, четко говорим,

 
Никогда мы не спешим!

 •
Работа по развитию дыхания и голоса.

«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).


Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.

Артикуляционная
гимнастика

Ы
А О У Э И


Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно,
задумчиво, улыбнитесь)


Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение.
Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

Я
люблю читать книги.

 и
певуньей.

 Проверка
домашнего задания

Прочитайте
стихотворение « Няне» наизусть.


Кто из вас подготовил иллюстрации к нему? Расскажите, что вы изобразили.

IV.
« Слайд №2»
 Физкультминутка

(Исполняется
под музыку.)


А сейчас представьте одинокий падающий лист.Давайте встанем, и покажем сначала
левой рукой, как он падает (взмах рукой), а потом правой рукой (взмах рукой).
– Повернёмся к схеме универсальных символов и последим глазами за движением
листа.
– Пройдите на свои места и поменяйтесь местами.

V.
 Работа по теме урока.

1.Чтение
и анализ стихотворения «Туча»

Слайд
№3.

(Чтение
стихотворения «Туча» учителем на с. учебника.)

Слайд
№4,5


Как Пушкину удаётся показать, что пора ненастья миновала?

Какие
слова он для этого выбирает?

Слайд
№6.


Объясните значение слова « алчный». ( Жадный , корыстолюбивый, страстно
желающий чего – нибудь.)


Подберите синоним к слову « унылый».


Подберите антоним к слову  « ликующий».


Можно ли сказать, что поэт ведёт воображаемый диалог с тучей? Объясните?


Приготовьтесь читать выразительно это стихотворение.

-Какое
настроение автора вы выразите при чтении этого стихотворения?

(Выразительное
чтение стихотворения учащимися)

2.
Чтение и анализ стихотворения « Унылая пора! Очей очарованье!..»(Слайд №7)

(Чтение
стихотворения « Унылая пора! Очей очарованье!..»

 учителем
на с. учебника.)


Согласитесь красивое стихотворение. Всего 8строк, а сколько чувств.
Сегодня мы познакомимся ещё с одним стихотворением А. С. Пушкина “Унылая пора!
Очей очарованье!”.


На уроке мы должны:

Проанализировать
стихотворение А. С. Пушкина, чтобы увидеть, насколько мастерски, автор рисует
картины осени.
Познакомиться с новым литературным приёмом, позволяющим автору передать всю
полноту чувств.

Какие
чувства передаёт автор? (Чувства восхищения, чувства грусти, т. к. осень
уходит).


Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, т. е. что он любит. (Ученик
читает всё стихотворение.)


То есть нам пришлось прочитать всё стихотворение. Свои чувства он выразил,
одним словом ЛЮБЛЮ.
 

(Дети
составляют катрочку)

http://festival.1september.ru/articles/581344/img5.gif 

А
дальше следует перечисление с повторяющимся союзом И, ветра шум, и свежее
дыханье, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы.Соответственно,
нужно выбирать правильную интонацию перечисления однородных членов предложения.
Всё предложение (однородные члены даются через запятую) должно быть прочитано
на одном дыхании.

– А
теперь прочитаем вслух.

(Читают
2–3 ученика.)


Ребята, сейчас каждый ещё раз прочитает стихотворение про себя и читая обратите
внимание, что автор больше всего любит в осени?

(Читают
про себя.)


Итак, что же поэт любит? (Пышное природы увяданье.)


Что вы понимаете под этими словами? (Ответы детей.)

– Увяданье –
само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым. Но, соединив это
слово со словом 
пышное, автор получает совершенно
другой образ.

(Слайд
№8)
– Что значит пышное? (Красивое, яркое,  торжественное.)
– Автор, по сути, сам объясняет, что такое пышное увядание. Найдите и
прочитайте эти строки.

(Ученик
читает 4–8 строки)

В
багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдалённые седой зимы угрозы.


Можно ли назвать данное увядание пышным? (Да, можно.)
– В багрец и в золото одетые леса.
– Встретилось ли вам незнакомое слово или слово, которое мы мало
употребляем? (Багрец.)

(На
слайде № 9 появляется слово БАГРЕЦ).


Вам предложена словарная статья из толкового словаря русского языка Дмитрия
Николаевича Ушакова.

Багрец

1). Красная краска тёмного оттенка, багровая.
2). Драгоценная багровая ткань, пурпур.


Слово багрец имеет два значения. Какое значение А.С.Пушкин берёт для своего
стихотворения? (Первое значение – красная краска тёмного оттенка,
багровая.)

– А еще, какое устаревшее слово встретили в стихотворении? (Очи.)
– Очи, око – глаз. Это ещё одно устаревшее слово,используемое в поэтической
речи.
– А что придают устаревшие слова данному произведению? (Они придают
таинственность ,сказочность, торжественность – очей очарованье.)

– Давайте прочитаем первую строчку стихотворения.

Унылая
пора! Очей очарованье!


Автор использует всё тот же приём, слово 
УНЫЛАЯ рисует
нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание: “
Очей
очарованье
!” придаёт совершенно иное значение и иную интонацию.
– Прочитайте только первую строчку выразительно, выбирая правильную интонацию.

(Читает
2–3 ученика.)

3.Работа
с репродукциями картин (Слайд№10)

– Давайте рассмотрим картины русских художников, которые также
как и Пушкин восхищаются осенью. Посмотрите, на 71-й странице вам даны
репродукции картин таких художников, как Василий Поленов и Исаак Левитан.

 Как мне хотелось бы показать Вам нашу Оку, — писал Поленов
в 1914 году 
Константину
Коровину
. — Ведь мы с Вами первые открыли ее
красоту и выбрали место для жительства». Многие годы жизни на берегу Оки не
разочаровали художника в ее красотах. Поленов продолжал нежно любить эту
природу и прежде всего за разлитую в ней гармонию. Он запечатлевает Оку в
различные времена года, в различных ее состояниях.

«Золотая осень» Поленова — символ русской природы. Поленов сумел
передать красоту осени, как никто другой в русском искусстве.

Широкая картина природы открывается глазам зрителя. Спокойно
катит свои прозрачные голубые воды величавая река. Ее высокий берег переходит
в слегка холмистую равнину, простирающуюся до самого горизонта. Холмы,
обрисованные плавными, текучими линиями, постепенно сходят на нет и тонут в
голубых далях. Только небольшая часть этой равнины попадает в поле зрения
художника — холмы, деревья и река оказываются как бы случайно срезанными рамками
кадра картины. Благодаря чему, зритель может мысленно продолжить изображение,
представить себе весь вид в целом и ощутить бескрайность запечатленных
художником приокских лугов.

Пейзаж Поленова с его спокойным и широким разворотом
пространства, обилием света, воздуха, плавными, текучими ритмами линий
рельефа местности, уравновешенной композицией производит удивительно
умиротворяющее впечатление. Оно гармонически сочетается с состоянием
изображенной природы. Стоит прозрачная и ясная осень, слегка позолотившая
берега Оки и смиренно блистающая своей «красою тихой» (Пушкин).

Исаак Левитан – великий мастер кисти и человек с тяжёлой
судьбой – оставил большое наследство, представленное яркими и
выразительными пейзажами.

(Слайд №11)

В 1892 году художник создал полотно «Вечерний звон». В этой
картине отразились впечатления, которые получил автор в поездке по святым
местам на Волге. Увиденные им монастыри стали основой необычайно
поэтического изображения, которое созвучно знаменитой музыке и стихам,
церковному колокольному звону.

Мастер изображает знойный летний вечер. В лучах полыхающего
заката слышится колокольный звон, приглашающий на вечернюю молитву. Ещё
один, подходящий к концу день навевает приятную тоску и печаль и ожидание
нового дня.

Природная торжественность и величие подчёркиваются слегка
темнеющим небом с широко разлитой по нему розоватой дымкой. Небесная высь
серыми разводами отражается в ровной и спокойной водной глади.

Река широко и спокойно течёт между тёмных берегов, песчаных
возле кромки воды, а дальше покрытых зарослями кустарника. По гладкой воде
в лодке переплывают на противоположную сторону люди-паломники. Они спешат
успеть к вечерней службе. На том берегу их уже ждут услужливые монахи. А
две лодки с скучающим лодочником, деревянные сходни остались на этом
берегу.

В прозрачной и тихой воде отражаются также белокаменные стены
и золотые купола монастырей, острый шпиль колокольни. Сами величественные
постройки скрываются за зеленью деревьев. Здесь как бы слились воедино духовное
и природное начала, которые приводят к тишине и успокоению.

«Вечерний звон» — одна из значительных картин великого
художника-пейзажиста. В ней проявляется мастерство опытного живописца,
умеющего видеть красоту природы и воплощать её на холсте в красках. Здесь
же хорошо видно настроение автора, его стремление к божественному.
Необычайно величественная и завораживающая душевная музыка художника
передаётся зрителю.

– Почему А. С. Пушкин называет осень унылой порой? (Потому что
это пора увяданья природы,листья опадают, деревья стоят голые, краски
тускнеют, появляется больше серого.)

– А почему же это все-таки и пора очей очарованье? (Потому что
это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа всё разукрасила цветным
ковром.)

– И нам, как и Пушкину, как и художникам, нравится смотреть на
эти с каждым днём меняющиеся картины.

– Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях у
нас за окном – вот она прощальная краса. Ещё несколько дней и мы уже не
увидим такого буйства красок.

1. Кто главные героини произведения А. С. Пушкина? Расскажи о
них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая,
кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная. Объясни свой
выбор. Дополни своими словами.

Царица, царевна.
Царевна добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, трудолюбивая,
наивная.
Царица жадная, равнодушная, злая, завистливая.

2. Прочитай описание внешнего вида и качеств характера героинь
сказки.

Героиня Внешний вид           
      Качества характера
Царица  Высока, стройна, бела..   И умом и всем взяла;
                     
                     
       Но зато горда, ломлива,
                     
                     
       Своенравна и ревнива
Царевна Белолица, черно-брова…Нраву кроткого такого…

Сравни описание главных героинь сказки: что общего и чем
различаются? Можно ли сказать, что характер одной героини противопоставлен
характеру другой?

Они обе красивы.
Да, характер одной героини противопоставлен характеру другой.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням.
Почему вы так думаете?

К царевне автор
относится с нежностью:
«И пошел к пустому месту
На прекрасную невесту
Посмотреть еще хоть раз»
Царицу автор не любит:
«Черт ли сладит с бабой гневной?»

4. Перечитай описание светлицы. Составь текст-описание.

«И царевна
очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;…
Отвели они девицу
Вверх во светлую светлицу.»

В светлице светло и просторно. Кругом стоят лавки, покрытые ковром. Стоит
дубовый стол, печь с лежанкой, украшенная изразцами.

5. Сколько раз царица обращается к зеркальцу? Перечитай эти
фрагменты.

     
  Царица обращалась к зеркальцу пять раз. В первый раз зеркальце сказало,
что царица самая красивая. Во второй раз зеркальце сказало, что царевна
красивее. Царица рассердилась и отправила Чернавку заманить царевну в лес. В
третий раз зеркальце сказало, что царевна красивее и что царевна живет в
лесу. Царица рассердилась и отправила Чернавку отравить царевну. В четвертый
раз зеркальце сказало, что царица самая красивая. В пятый раз зеркальце
сказало, что царевна красивее. На этот раз царица не смогла причинить царевне
зла.

6. Найди слова, которые говорят о скромности царевны.

 Поэт говорит
о царевне как о цветке: «…росла, росла, поднялась — и расцвела»,
«тихомолком расцветая…», то есть скромно, никому не навязываясь.

7. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу,
месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и
понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы
Елисею? Почему? Приготовься к выразительному чтению этих строк.

Солнце: «свет наш
солнышко», «ходишь круглый год по небу», «всех нас
видишь. «
Месяц: «позолоченный рожок», «круглолицый,светлоокий»,
«ты встаешь во тьме глубокой». 
Ветер: «могуч», «гоняешь стаи туч», «веешь на
просторе», «не боишься никого». 

8. Раздели сказку на части. Озаглавь каждую часть. Ответь на
вопросы:
• Какие события происходят? 
• Какие действуют герои? Какие слова помогают представить героев? 
• О чём важном хотел сказать автор в каждой части? 
• Подумай, какие иллюстрации можно было бы сделать к каждой части. Что именно
нужно изобразить и почему?

1.
Рождение царевны и смерть царицы 
2. Новая царица 
3. Черный умысел царицы
4. Царевна остается одна в лесу 
5. Дом семи богатырей» 
6. Царица узнает о том, что царевна жива
7. Отравленное яблоко» 
8. Хрустальный гроб
9. Елисей в поисках царевны
10. Царевна проснулась
11. Смерть царицы, свадьба царевны и Елисея

9. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план
ты составишь. Запиши его в «Рабочую тетрадь». Выдели слова писателя, которые
ты используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение А. С. Пушкина
стихотворное.

     
         План 13-й части
1) Королевич узнал о смерти царевны. 
2) Королевич Елисей у гроба. 
3) Елисей разбивает хрустальный гроб. 
4) Царевна ожила. 
5) Весть о воскрешении царевны. 
6) Смерть мачехи. 
7) Свадебный пир. 

10. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они
различаются? Обсудите с другом.

 Пушкинскую
сказку роднит с народными наличие зачина, концовки, стиль повествования,
сюжет. Но эта сказка написана в стихотворной форме. 

VI. Рефлексия.

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко
удавалось выполнить?

VII.Подведение итогов урока.

— Какое из стихотворений Александра Сергеевича вам больше
всего понравилось?

— Осень-любимое время года Пушкина.А любите ли  его
 вы ? За что?

Домашнее  задание.

Выучить любое стихотворение. По желанию: проиллюстрировать его

План-конспект
урока по литературному чтению в 4 классе по теме А.С. Пушкин
 «Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях». Добро и зло в сказке.

Класс: 4

Предмет: литературное
чтение

УМК: Школа
России

Автор УМК: Л.
Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова, Л. А. Виноградская, М. В.
Бойкина

Тема урока: А.С.
Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Добро и зло в сказке.

Тип урока: 
урок закрепления изученного.

Цели: обучать
грамотному, выразительному чтению; определять категории добра и зла в тексте
“Сказки о мертвой царевне
 и
 
о семи богатырях”; учить анализировать поступки героев; учить делить текст на
части; формировать умения анализировать литературные произведения,
аргументировать свой ответ; развивать речевые умения и творческие способности;
формировать осознанное чтение целыми словами; воспитывать культуру речи,
культуру слушания, культуру высказывания; формировать прочные нравственные
позиции на определение истинной
 красоты;
воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Умение читать вслух с постепенным
    переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя
    ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное
    произведение.

Личностные. Формирование
системы нравственных ценностей (любовь к природе, гордость за свою страну,
красот человеческих отношений, уважение к старшим).

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: формулирование
    учебной задачи урока. Исходя из анализа материала учебника в совместной
    деятельности, понимания ее, планирование вместе с учителем деятельности по
    изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.
  • Коммуникативные УУД. Ответы
    на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил
    взаимодействия в паре и группе.
  • Познавательные УУД. Анализ
    художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных слов
    для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге,
    умение ориентироваться в учебной и художественной книге.

Основные понятия: сказка,
добро и зло.

Оборудование урока: текст
“Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды,
портрет А.С. Пушкина, толковые словари, рабочие тетради .

Технические средства обучения:
компьютер, проектор, интерактивная доска

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно. 
Зло подолгу не живет.

                    Шота
Руставели

Ход урока

1.     Мотивация
к учебной деятельности.

— Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

II. Вступительное
слово учителя

 Как
называется наш раздел
?

— Каких писателей и поэтов вы знаете?

— На прошлом уроке с творчеством какого
человека мы познакомились?

Открою вам маленький секрет. Сказки предназначались
автором для взрослых. Они были написаны в пору творческого расцвета Пушкина,
одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а значит, и
содержание сказок столь же глубоко и серьёзно.

   III.
Проверка домашнего задания.
 (дети перечитывали
сказку
)

    Демонстрация
слайдов. Ученики описывают данные на слайде события из сказки . (слайд 2 –
12
 ).

— Иллюстрации, которые вы посмотрели,
сделал художник Куркин Александр Михайлович.

 IV.
Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.

— Ребята, прочитайте название сказки, с
которой мы познакомились на прошлом уроке.
 («Сказка
о мёртвой царевне и семи богатырях»)

— Скажите, что мы можем узнать из
названия.
 ( Главные герои в сказке:
царевна и семь богатырей)

— Кто такой богатырь? Давайте найдём
значение этого слова в словарях.
 (работа
со словарями С.И. Ожегова, В.И. Даля) ( Словарь С.И. Ожегова : богатырь –
человек очень большой силы. Стойкость и отвага .Герой русских былин,
совершающий воинские подвиги. Словарь В.И. Даля: богатырь – человек рослый,
дюжий, видный; необычайный силач, смелый и удачливый, храбрый и счастливый
воин.)

— Ребята, скажите, к какому литературному
жанру относится наше произведение?
 (Сказка) Докажите,
что это сказка. Вспомните все признаки сказки.( 1. Зачин. 2. Волшебные
предметы. 3. Сказочные слова и выражения. 4. Троекратный повтор. 5. Борьба
добра и зла. 6. Добро побеждает зло.7. Концовка. )

— Нам всем знакомо выражение “В сказках
Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое — Добро и Зло? Как вы думаете чем
мы сегодня будем заниматься на уроке?
 (Борьба
добра и зла, добро побеждает зло)

— Правильно, ребята, цель нашей работы –
раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем
сравнивать образы героев, анализировать текст.

(Учащиеся объясняют своими словами, как
они понимают значение этих слов, затем находят их значение в словаре С.И.
Ожегова)

Вам необходимо найти в толковом словаре
значение этих слов. ( работа в парах)

(Ученик
зачитывает определения терминов из толкового словаря )

Добро — 1)
всё положительное, хорошее, полезное; 2) имущество, вещи (разг.)

Зло – 1)
нечто дурное, вредное, противоположное добру; 2) беда, несчастье, неприятность.

— Можем ли мы утверждать, что добро и зло
являются противоположными понятиями? (Да, добро и зло – противоположные
понятия.)

— Можем ли мы  четко
разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и
семи богатырях”?

(Ученики перечисляют
героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев,
предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к
отрицательным)

— А сейчас определим задачи урока. На
какие вопросы мы должны сегодня ответить?
 (
Выяснить в образах, каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и
Зла?)

V.
Работа по теме урока. Первичное закрепление в знакомой ситуации

— Итак, какие герои сказки главные, без
которых не было бы описанных событий. (Главные герои — царица и царевна)

— Разберёмся, кто же у нас в сказке злой,
а кто добрый.

( Чтение и анализ сказки до слов «Но
невеста молодая…» на стр. 75)

— Что мы узнали из начала сказки?

— Отчего умерла царица?

— Найдите описание новой царицы.

— Как вы понимаете выражение « и умом и
всем взяла»?

— Объясните значение слов «ломлива»,
«своенравна». ( Ломлива- упряма не соглашается на что-либо. Своенравна-
упряма, капризна, поступающая так, как вздумается)

— Как автор показывает характер молодой
царевны?
 (Ответы
учащихся)

— Почему царица решила погубить царевну? В
чем суть конфликта между ними? (Царица-мачеха считает себя самой красивой, а
царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что
падчерица “милее и белее”, чем она.)

 Какими
словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

( Ненависть,
зависть
.)

 Обладает
ли добрый человек такими чувствами?
 (Нет,
эти чувства характерны для злых людей.)

 А
как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая
уводит девушку в темный лес? (Она даже к своим врагам относится хорошо, не
держит на них зла, не пытается им отомстить)

  И
царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что
она обладает и внутренней, душевной красотой?
 ( Царица
красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа
у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и
все ей помогают.)

 С
чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?
 ( С
цветком. Она так же прекрасна, как роза.)

— Что узнала царица от зеркальца?

— Зеркальце сказало правду, а нужно ли
было её говорить, ведь оно знало нрав своей хозяйки?

— Ребята, а вы любите правду? Нужна, ли
она вообще в жизни?

— Как вы понимаете значение выражения
«чёрная и белая зависть»? Чем они отличаются?

— Испытывали ли вы когда-нибудь такие
чувства? К чему они приводят?

— К чему привела чёрная зависть в сказке?

— Что можно сказать о царевне? (Царевна
молода, очень красива, добра, она верна данному слову.)

— Какая была царица?( Царица- мачеха
красива умная, равнодушная, упрямая, капризная,.; она поступает так, как
хочется ей, и совсем не думает о других; ещё она хочет всегда оставаться самой
красивой –от этого полностью зависит её настроение и вся её жизнь)

  Для
того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и
зачитаем строки, характеризующие царицу — стр.71, царевну — стр.72.

 (Ученики зачитывают
определения и сравнивают с таблицей.)

Царица

Царевна

Внешность

высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер

горда

ломлива

своенравна

ревнива

злая

красавица-душа

милая

приветливая

Цвет

черный

белый

красный

— Подумайте кто из наших героев
положительный, а кто отрицательный?

(Царица- отрицательная героиня, царевна –
положительная)

 Что
такое положительные и отрицательные черты характера?
 (Положительные
(хорошие) черты характера, присущие положительному герою: доброта, любовь,
верность, красота, отзывчивость. Отрицательные (нехорошие) черты характера,
присущие отрицательному герою: зависть, злоба, ревность, эгоизм,
предательство.)

— Ребята, а как можно определить , злой
или добрый человек? Ведь каждый человек считает себя хорошим.
 (
По его поступкам. Если человек совершает добрые поступки, от которых другим
хорошо, то этот человек добрый, хороший. А если поступки человека причиняют
другим боль, страдания, то этот человек злой, недобрый.)

VI.
Физкультминутка

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из – под ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

VII.
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

Прогнозирование содержания сказки.

— Ребята, давайте посмотрим, как дальше
будут развиваться события в сказке.

( Чтение продолжения сказки до слов «Раз
царевна молодая…» стр. 80)

— Расскажите, пользуясь текстом, как
царевна оказалась в тереме? Что она стала делать?

— О каких чертах характера это говорит?

— Почему царевна вышла к богатырям не
сразу? После каких слов?

— Как богатыри узнали, что в их доме
царевна?

-Как царевне жилось у богатырей?

— Чем занимались богатыри, как об этом
говорит автор?

— Как братья пришли свататься к царевне?

— Почему она им отказала? Какой она была?

— Как царица узнала, что молодая царевна
жива-здорова?

— Прочитайте по ролям этот отрывок,
стараясь передать голосом характеры героев

— Составьте характеристику любого героя
сказки по следующему плану.

План характеристики героя сказки.

1.     Где
живёт герой?

2.     Внешний
облик героя.

3.     Какие
поступки совершает?

4.     Какой
характер у героя?

5.     Как
к герою относится автор?

6.     Своё
отношение к герою

( Работа в парах)

( После подготовки заслушивают несколько
ответов)

Оценивается работа в группах.

— Молодцы, потрудились на славу.

— Какими предстали перед нами герои сказки?

Чем они нам понравились или не
понравились?

— Как силы природы помогали героям сказки?

— В произведениях литературы отражается
жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит
гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого
человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые
поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и
даже, бывает, ненавидят.

-Подумайте, пожалуйста, чему научила вас
сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми? Запишите ответ на этот
вопрос.

VIII.
Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете
урок?

— За что бы вы себя похвалили сегодня.

— Как вы себя бы оценили.

IX.
Подведение итогов урока

— Как, в виде кого представлено зло?

— Подумайте и распределите героев по
группам положительных, отрицательных, нейтральных, герои-помощники

(Обучающиеся называют героев и заполняют
таблицу)

— Есть ли в сказке волшебные предметы? Какую
роль они играют?

— Как автор относится к главным героям?
Докажите.

— Царица была не только злой, но и очень
завистливой. Она завидовала молодости и красоты царевне. Зависть — это
негативная эмоция, которая побуждает человека совершать злонамеренные действия.

Это плохое качество и каждый человек
должен искоренять его в своем характере.

— Как вы думаете, царица изменится в
следующих частях? На последующих уроках мы и узнаем.

Домашнее задание.

Дочитать сказку до конца. Подобрать
синонимы к словам «своенравный», «мерзкий», «желанный», «грозно», «изумлённый»;
подобрать антонимы к словам «жданный», «грешен»,; выписать 5 наиболее
понравившихся эпитетов вместе со словами, к которым они относятся.
Нарисовать
иллюстрацию к понравившемуся отрывку.

— Спасибо за урок!

  • Почему сереже было стыдно читать сухомлинский рассказ
  • Почему сказка и миф относятся к вечным темам искусства музыка 8 класс кратко
  • Почему салтыков щедрин выбрал жанр сказки премудрый пескарь
  • Почему рыбы живут в воде ненецкая сказка
  • Почему рассказ размазня так называется