Почему сказка о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой почему

Тема. сказка а.с. пушкина сказки о мертвой царевне и семи богатырях цель: раскрыть смысловую нагрузку сказки о мертвой царевне и

Тема. Сказка А.С. Пушкина «Сказки о мертвой
царевне и семи богатырях»

Цель: раскрыть смысловую нагрузку «Сказки о
мертвой царевне и семи богатырях»,

приблизиться к пониманию авторского замысла;
раскрыть близость сказки Пушкина к устной

народного творчества и ее новаторскую
сущность; развивать умение учащихся выражать свое

впечатления о произведении, подбирать из
текста важные фрагменты и цитаты для понимания как всего

текста, так и отдельных образов; учить
пятиклассников воспринимать художественный текст как целостную

единство, видеть в нем роль языковых средств
изображения, использованных автором; развивать

логику и образность мышления, умение видеть
главное (доминанту) и художественную деталь; закладывать

основы литературоведческого анализа текста на
основе учебного диалога; способствовать умению

разграничивать добро и зло, несмотря на то,
какой вид оно имеет.

Оборудование: портреты А. Пушкина в детском и
зрелом возрасте; выставка книг, представляющая

различные издания великого русского поэта;
фагменты мультфильмов » Сказка о мертвой царевне и

семерых богатырей»и «Белоснежка и семеро
гномов».

Течение урока

Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

А. Пушкин

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сказки детства навсегда вошли в жизнь А. С.
Пушкина.  Удивительные рассказчицы,

Арина Родионовна-нянечка-та Мария
Алексеевна-бабушка, перелили в душу ребенка

свою любовь к древнему миру сказочной мечты.
Став взрослым человеком, почувствовав

в себе талант творца, Александр Сергеевич
Пушкин с увлечением работал над

созданием собственных сказок, используя
народные сюжеты и мотивы, творчески их

перерабатывая, наполняя новым содержанием.
(Обращается внимание на портрет

Пушкина работы Тропинина или Крамского.)
Обратившись к сказке, великий поэт

стремился показать в идеальной художественной
форме свое представление о добре и зле, о

мечтаю, о высоком и низменном, об искренности
и коварстве, о зависти и

бескорыстие, о любви и ненависти. Ведь все эти
понятия с древнейших времен

волнуют человеческую душу.

Работа с эпиграфом

— Что же имел в виду великий Пушкин, написав
слова: «Сказка ложь. Да в ней

намек, добрым молодцам урок!»? (создание
проблемной ситуации).

«Интрига». Сложив пазлы, познакомитесь с
героями нашего урока.

https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=223c667b6653

https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=34536c942d1d

Итак, тема урока-А. Пушкин. Система образов
«сказки о мертвой царевне и семи

богатырей»

III. Работа над темой урока

Сегодня мы имеем необычайную возможность
приблизиться к пониманию

литературной сказки именно в том виде, в
котором создал ее автор.

Вопросы для выяснения восприятия сказки:

— Была ли вам знакома эта сказка раньше?
Откуда?

— Чем понравилась сказка?

— Назовите героев сказки. Кто из них вам
понравился и почему, а кто не понравился и

Почему?

— Что в сказке показалось непонятным? На
вопросы по содержанию сказки вы

хотели бы получить ответы?

Словарная работа

«инда» — (устар.) даже «сочельник» — канун
Рождества «царица» — жена

царя «царевна» — дочь царя «персты» — (устар.)
пальцы «нрав» — характер

«терем» — высокий, богатый дом

«девичник» — обряд накануне свадьбы, вечеринка
в доме невесты с подружками,

прощание с девичеством

«сенная девушка» — прислуга, которая
постоянно находится рядом с комнатами своих

хозяев, в сенях (коридорчике)

«не кручинься — не грусти

«молва трезвонить стала» — распространились
сведения

«горница» — самая большая и светлая
комната в доме

«полаты» — место для спанья,
устраивались в русских зданиях под потолком

(вверху теплее)

Аналитическое исследование текста «Сказки о
мертвой царевне и семи

богатырей»

— Где и когда происходят события в «Сказке о
мертвой царевне и семи богатырях»?

Почему автор не называет конкретного места и
времени действия?

— Что, по-вашему, стало причиной смерти
молодой царицы? Разве от радости

умирают?

— Расскажите, как началась жизнь царевны.

— Объясните значение выражения «долго царь был
неутешен». Какую роль в дальнейшем

у развития событий есть вопрос » но как
быть? », кому оно принадлежит?

— Как вы воспринимаете новую жену царя?
Зачитайте, какой она представлена в

тексте? Выделите ключевые характеристики.
Объясните их.

— Каким было отношение мачехи к осиротевшей
царевне? Почему?

— Какую роль в характеристике образа мачехи
играют ее разговоры с

зеркальцем? Какую функцию народной сказки
выполняет зеркальце? (Волшебный

предмет, раскрывающий перед читателем истинную
ситуацию и истинную сущность

образов сказки.)

— Какой художественный прием использует
Пушкин, изображая царицу и царевну?

С какой целью? (Контраст, противопоставление.)
Приведите примеры.

— Найдите в тексте фрагмент, в котором это
противопоставление разрастается до

конфликта. Сформулируйте, в чем заключается
главный конфликт сказки Пушкина. Для

какого типа народной сказки характерен такой
же конфликт? (Это конфликт,

характерный для социально-бытовой народной
сказки — конфликт между злой

мачехой и доброй падчерицей.) Почему,
по-вашему, царица решила сжить со свету

Царевну не сама, а руками Чернавки?

— Почему Чернавка отпустила царевну?

— Какой была реакция окружающих на
исчезновение царевны? Кто стал ее искать?

Почему царь не искал свою дочь?

— Перескажите эпизод, в котором царевна попала
к богатырям. Объясните, почему

богатыри сразу догадались, кто их неожиданная
гостья? Каковы черты царевны

раскрываются в этом эпизоде?

Царица (мачеха): «своенравна», «ломлива»,
«высока, стройна, бела», «черной

зависти полна», «и умом, и всем взяла»,
«гордая», «ревнивая», жестокая, злая, считает

себя самой красивой, мстительная,
безжалостная, властная.

Вывод: прекрасная внешность царицы не
соответствует ее черной душе.

Царевна (падчерица): «белолица, черноброва,
нраву кроткого такого», «милая»,

добра, искренняя, любит своего жениха. .

Вывод: Царевна красива и прекрасна душой.

— Какова роль в сказке королевича Елисея?
Кратко передайте, каким был его путь

к потерянной невесте? Как вы думаете, почему
он опоздал? Почему никто из людей не

помог королевичу в его поисках?

— Какую роль имеют обращения Елисея к силам
природы? Просмотрите фрагмент

мультфильма, изображающего поиски королевичем
Елисеем царевны. Что вам

открылось благодаря просмотру фрагмента?

-Что, по-вашему, вернуло царевну к жизни?

— Докажите, что финал сказки Пушкина построен
в соответствии с традициями

народной сказки. Какие черты фольклорной
сказки имеются в произведении? Выводы аргументируйте

примерами из текста.

— Почему Пушкин назвал свое произведение
» Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,

ведь царевна осталась живой?

Задача. Подобрать цитату к каждому
изображению.

IV. Подведение итогов урока

— Как вы считаете, какой урок имеет

вынести читатель из » сказки о мертвой

царевну и семерых богатырей» О. С.

Пушкина?

— Докажите, что сказка Пушкина

близка к народной. Сюжет которой

народной сказки напоминает вам история

«мертвой» царевны? (Сюжет немецкого

народной сказки «» Белоснежка и
семеро

гномов.)

— Известно ли вам, откуда О. С.

Пушкин брал сюжеты своих сказок вообще и
«Сказки о мертвой царевне и семи

богатырей»» (Известно, что сюжет «Сказки
о мертвой царевне и семи богатырях»,

написанной Пушкиным в 1833 году, связан с
записью народной сказки » Волшебное

зеркальце», сделанного Александром Сергеевичем
со слов няни Арины Родионовны.

Сюжет о мертвой царевне, королеву был очень
популярным в европейском

фольклоре. Подобные сказки есть в народном
творчестве французов, итальянцев, немцев.

Особое сходство есть между сказкой Пушкина и
немецкой сказкой » Белоснежка и

семеро гномов», вошедшей в сборник
сказок, заключенный братьями Гримм.)

Просмотр отрывка мультфильма, сравнение двух
видов искусства.

V. Домашнее задание

Прочитать с. 91-95, пересказывать сказку
«стойкий оловянный солдатик»

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 90-91. 

УКМ «Школа России»

1. Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

В этом произведении действуют сказочные персонажи — колдунья-царица, солнце, месяц, ветер. В ней есть волшебные предметы — зеркальце. Действие происходит в вымышленном, сказочном мире.

Всё это приметы волшебной сказки, поэтому эта история и названа сказкой. Её события не могли произойти в реальности.

2. Кто главные героини пушкинского произведения? Расскажи о них. Подумай, можешь ли ты в своём рассказе использовать такие слова: добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая, жадная, равнодушная? Объясни свой выбор. Дополни своими словами.

Главные героини сказки: царица и царевна.

Про царицу можно сказать, что она жадная и равнодушная. Ведь она думала только о себе, и считала себя лучше других. Я бы добавила ещё слова Жестокая и Безжалостная, потому что она стремилась погубить царевну.

Про царевну можно сказать, что она добрая, кроткая, ласковая, нежная, заботливая. Её все любили и жалели, она никому не делала зла. Я бы добавила к этому описанию слова Прекрасная и Доверчивая. Она была очень красивой, поэтому её все любили, и она доверилась незнакомке, из-за чего чуть не погибла.

3. Обсудите с другом, как автор относится к главным героиням. Почему вы так думаете?

Пушкин любит царевну и поэтому рисует очень привлекательный её облик. И он не позволяет ей умереть, а дарит счастье.

Пушкин не любит царицу за её злость и жестокость, поэтому сурово наказывает её в конце.

4. Перечитай строки, в которых Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру. Какие слова помогают представить солнце, месяц и ветер и понять отношение к ним героя? С какой интонацией ты прочитаешь их ответы Елисею? Почему?

Представить солнышко помогают слова: «Свет наш, солнышко» и «Всех нас видишь под собою».

Представить месяц помогают слова: «Дружочек», «Позолоченный рожок» «Круглолицый, светлоокий».

Представить ветер помогают слова «Ты могуч», «Гоняешь стаи туч», «Волнуешь, веешь», «Не боишься никого».

Елисей обращается к Солнцу с уважением, оно дарит жизнь и тепло. К Месяцу он обращается как к равному, как к весёлому другу. К Ветру Елисей обращается с трепетом, он признаёт его могущество и силу.

Ответы Солнца и Месяца я бы прочитала с жалостью, сожалением. Они бы рады помочь герою, но не могут. Ответ Ветра я бы прочитала с состраданием, он видел гроб и не может обнадёжить героя.

5. Раздели сказку на части. Озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Подумай, о чём важном хотел сказать автор в каждой части, что именно нужно изобразить и почему.

Разделение сказки «О мёртвой царевне на части» и заголовки к ним

  1. Смерть старой царицы, женитьба на новой. «Злая царица».
  2. Царица узнаёт о красоте царевны. «Соперница».
  3. Чернавка отпускает царевну в лесу. «Жалость Чернавки».
  4. Царевна живёт у семи богатырей. «Семь богатырей».
  5. Царица даёт царевне отравленное яблоко. «Отравленное яблоко».
  6. Богатыри хоронят царевну. «Хрустальный гроб».
  7. Елисей ищет невесту. «Поиски Елисея».
  8. Царевна оживает. «Свадьба».

Устные иллюстрации к частям сказки «О мёртвой царевне»

  1. Царица сидит перед зеркалом очень довольная. За окном играет юная молодая царевна.
  2. Царица перед зеркалом. В зеркале отражается очень красивая царевна.
  3. Чернавка тащит за руку царевну по тёмному лесу.
  4. Богатыри сидят за столом. Царевна разносит различные яства. Все улыбаются.
  5. Старушка бросает царевне яблоко. Рядом надрывается лаем собака.
  6. Богатыри обступили хрустальный гроб, в котором покоится царевна.
  7. Елисей на коне на вершине горы. Слева — солнце, справа — месяц, в середине — ветер.
  8. Елисей и царевна в свадебных костюмах сидят за столом. Вокруг богатыри и нарядные люди. В углу корчится царица.

6. Подробно перескажи одну из частей сказки. Подумай, какой план ты составишь. Запиши его в рабочую тетрадь. Выдели слова писателя, которые используешь в своём пересказе. Не забудь, что произведение Пушкина стихотворное.

Пересказ сказки «О мёртвой царевне» по частям с авторскими словами.

Злая царица.

Когда царь-отец отправился в поход, царица долго ждала его. Прошло девять месяцев, царица родила дочь. Тут вернулся царь и царица умерла.

Через год царь женится на другой. Новая царица была красивой, но она же была горда и ломлива.

Царица постоянно спрашивала у зеркальца, кто красивей всех на свете, И зеркальце отвечало, что она всех румяней и белее.

Соперница.

Между тем подросла молодая царевна. Она стала очень красивой, чернобровой и белолицей. У неё появился жених — королевич Елисей.

И однажды зеркальце назвало царевну красивей царицы. Царица вышла из себя, бросила зеркальце и топнула по нему ногой. Но зеркальце знай твердило своё.

Жалость Чернавки.

Царица позвала Чернавку и велела отвести царевну в глушь лесную, где оставить на съедение волкам.

В лесу царевна стала умолять Чернавку отпустить её. Чернавка пожалела царевну и отпустила. Царице она сказала, что выполнила её приказ, и молва стала твердить, что царская дочь пропала.

Елисей собрался на поиски невесты.

Семь богатырей.

Царевна добралась до лесного домика. Она увидела, что в нём живут добрые люди и навела порядок.

Когда вернулись богатыри, они стали звать царевну сестрой.

Долго она жила у них в покое, а богатыри уважали её, зная, что у царевны есть жених.

В это время царица снова обратилась к зеркальцу, и то опять назвало красивой царевну. Царица поняла, что её обманули и решила сама исправить дело.

Отравленное яблоко.

Царица нарядилась нищей старухой и отправилась к царевне. Собака лаяла и не хотела её подпускать, но царевна отогнала собаку. 

Царица бросила её яблоко и царевна поднесла его к алым губам. Она откусила кусочек и упала замертво.

Хрустальный гроб.

Богатырей встретил пёс, который куснул яблоко и умер. Богатыри увидели мёртвую царевну и решили похоронить её, чтобы она никому не досталась.

Они сделали хрустальный гроб, положили в гроб царевну и отнесли его в пустую гору, где подвесили на столбах.

Поиски Елисея.

Елисей повсюду искал невесту. Он спрашивал дорогу у солнца и месяца, но они ничего не знали о царевне. Только ветер рассказал Елисею про хрустальный гроб.

Елисей нашёл гору и гроб. В горе он ударился о гроб лбом, и гроб разбился. И в тот же миг царевна ожила.

Свадьба.

Царица снова беседовала с зеркальцем и узнала, что царевна ожила. Её взяла тоска и она тут же умерла.

А Елисей женился на царевне, и никто с начала мира не видал такого пира.

7. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются?

С народными сказками произведение Пушкина роднит:

  1. Сказочный сюжет с мёртвой царицей. Такое встречается и в народных сказках.
  2. Борьба добра со злом, победа добра.
  3. Наличие волшебных предметов — зеркальца.
  4. Зачин в котором мы знакомимся с главными героями.
  5. Концовка: «я там был, мёд, пиво пил».
  6. Троекратные повторы: вопросы Елисея к солнцу, месяцу и ветру.
  7. Народный язык, который использовал Пушкин.

Отличие сказки Пушкина от народных:

  1. Неизменяемый сюжет, ведь это авторская сказка.
  2. Стихотворная форма.
  3. Использование авторских эпитетов и других средств художественной выразительности.

8. Что хотел поэт сказать читателям, создав сказку о мёртвой царевне и семи богатырях?

Пушкин хотел сказать о том, что зависть очень плохое качество человека, которое губит его самого. Он хотел сказать, что как бы не было подло и сильно зло, хороших людей больше, чем злых, и они обязательно победят.

1

Литература. 5 класс.

А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Противоборство добрых и злых сил в сказке.

Урок-исследование

Цели урока.

  1. Содержательная – рассмотреть образы героев сказки в их сопоставлении.

  2. Деятельностная – помочь учащимся научиться анализировать текст сказки. Развить навыки монологической, диалогической речи и выразительного чтения. Формировать умения сравнивать, обобщать. Формировать прочную нравственную позицию, положительные ориентации на распознавание истинной красоты. Определение проблематики сказки Пушкина в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода, через авторское отношение к героям).

  3. Развивающая – умение давать личностную оценку (интерпретацию) произведению в контексте развития творческих способностей, воображения у учащихся.

  4. Воспитывающая – расширение представлений о духовной жизни Человека в процессе знакомства с произведениями искусства и литературы.

Задачи урока:

  • Образовательные задачи

Совершенствовать понятие о литературной сказке

Видеть противостояние добрых и злых сил в сказке

Дать понятие о гиперболе и антитезе.

  • Развивающие задачи

Совершенствовать навыки выразительного чтения

Развивать навыки критического мышления

Сопоставлять произведения разных видов искусства

  • Воспитательные задачи

Видеть красоту внутреннюю и внешнюю

Ценить человека по поступкам, совершаемым им

Планируемые результаты.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Метапредметные УУД.

Личностные: положительно относиться к учению, познавательной деятельности, имеет желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных задач.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование урока. Компьютер. Мультимедийный проектор. Презентация к уроку. Раздаточный материал. Портрет А.С.Пушкина.

Методика проведения: комбинированный урок-исследование (беседа с элементами развития речи: словесное рисование, словарная работа, выразительное чтение, пересказ эпизодов) .

Работа в группах (одна пара работает у доски)

Предлагаю поработать в парах. Перед вами карточки со словами, красным карандашом подчеркиваете слова, которые характеризуют черты  положительного героя, синим – отрицательного.

Проверка.

Положительный герой                               Отрицательный герой

доброта                                                              зависть
любовь                                                               злоба
верность                                                             ревность
кротость                                                             эгоизм
отзывчивость                                                     предательство

Добавьте свои слова:  милосердие  ( к положительному герою); равнодушие  (к отрицательному герою).

Обобщение

Положительный герой тот, который совершает героические поступки, творит добро на благо других людей.
Отрицательный герой всегда вредит, старается помешать,  причинить зло другим.

Учитель. ВСЕГДА ЛИ СРАЗУ МОЖНО ПОНЯТЬ, КТО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ ГЕРОЙ, А КТО ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ? В чем раскрывается характер героя?

Ученики. Характер героя раскрывается в его поступках, поведении.

Ход урока.

1-ый этап. Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем.

Слайд 1.

Девиз нашего урока: « Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать.»

Ход урока

I. Актуализация прошлых знаний.

1. Вступительное слово учителя.

Вам знакома такая пословица «Мир не без добрых людей».

— А как вы понимаете смысл этой пословицы?

— Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его.

Запишем тему урока в тетради: «Добро и зло в нашей жизни».

2-ой этап. Постановка учебной задачи.

Учитель рассказывает притчу.

Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть внутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

— Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Объект исследования — сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Тема исследования – ДОБРО И ЗЛО В СКАЗКАХ ПУШКИНА.

Гипотеза нашего исследования будет такой – Добро побеждает зло

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

IV. Новая тема.

Слайд 1. Мы сделали с Вами первые шаги, и вот что появилось перед нами: что же мы здесь видим? (Ученики рассказывают о том, что видят на первом слайде: автор сказки А.С. Пушкин, 1933 – год написания «сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»;

сказочный дворец, на балконе которого изображена счастливая пара: королевич и царевна — счастливый конец сказки).

Чтобы попасть на праздник в сказочный дворец, мы должны пройти долгий путь и найти на этом пути положительных и отрицательных героев. Слайд 2

Сделайте первую помету в своих путевых тетрадях: Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях».

Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела! (Ученики рассказывают отрывки из сказки, где она заметили проявление добрых качеств героев).

Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Давайте назовем их всех, начиная с положительных. (Ученики называют положительных героев, затем отрицательных). Слайд 3

Ребята, а можем ли мы в Чернавке найти положительные качества?

Так может она совсем не отрицательный герой?

Нам всем знакомо выражение «В сказках Добро побеждает Зло». Что же такое Добро и Зло? Как Вы понимаете значение этих слов? (Ученики раскрывают своё понимание данных понятий).

Ребята, а я нашла определение этих понятий в разных словарях (слайд 4). Давайте прочитаем и сравним с тем, что сказали Вы.

  • Добро – всё положительное, хорошее, полезное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.

(Большой толковый словарь русского языка)

  • Зло – нечто дурное, вредное.

(Словарь С.И. Ожегова)

  • Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.

(Большой толковый словарь русского языка)

Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?

(Ученики отвечают: Да, эти понятия являются противоположными)

Мы идём с Вами дальше. На нашем пути встречаются две героини сказки. Слайд5

Кто эти героини? (Ученики отвечают: Царица-мать и царица-мачеха).

3. Проверка домашнего задания.

Учитель:

-Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов и записать в тетради.

(Обучающиеся зачитывают определения терминов из толкового словаря).

Учитель:

-Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных терминов.

(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов): «Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).

«Добро — в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

-На прошлом уроке мы с вами сделали вывод, что «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» близка к народным( фольклорным). В народных сказках всех героев можно разделить на положительных и отрицательных. Назовите, пожалуйста, положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

Учитель:

-Можем ли мы, ребята, так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным).

Учитель:

— Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: В персонажах Царевны и царицы.

Учитель:

— Для того чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы, зачитывают из текста определения).

Учитель:

-Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.

(Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде

— Ребята, как вы думаете, какие вопросы у нас могут возникнуть в течение урока?

Возможные варианты, предложенные детьми:

1.Как мы можем определить, какой человек – злой или добрый?

2.Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?

3.Как поступать с теми, кто делает зло другим?

4.Стоит ли мстить тем, кто причиняет зло людям?

5.А легко ли распознать добро и зло?

6.Что в итоге побеждает: добро или зло?

7.Почему добро часто бывает беззащитным?

— А что нам необходимо в первую очередь сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

(Обратиться к тексту сказки, сделать наблюдения по тексту).

Учитель:

-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель:

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель:

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель:

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.

Учитель:

-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

— Кто ещё совершает злые поступки?

— Давайте разберемся, добро или зло несут такие персонажи сказки, как Зеркальце, Чернавка, богатыри?

— Умеет ли Зеркальце лгать? (нет, оно всегда говорит только правду)

— Есть ли на нем какая-нибудь вина?

Правдивое Зеркальце направило гнев и зависть царицы на ни в чём не повинную царевну, затем сообщило, что царевна живет в лесу у семи богатырей — и девушка оказалась беззащитной перед силой зла. Безусловно, Зеркало честно, но именно оно косвенно стало причиной смерти царевны.

Таким образом, есть в нем добрые свойства: говорит правду, не лжёт, верно служит своей хозяйке. Но с другой стороны, оно помогает царице, хотя и не ведает о коварстве злой мачехи.

— А какова Чернавка?

— Есть в ней добрые движения души? (Да, она пожалела царевну, отпустила её)

— Она тоже верно служит. Но кому?

— Чем продиктовано её верное служение царице( ( боится наказания и смерти)

— Вспомните, что означает её имя? (делает черную, грязную работу, помогает царице в её коварных замыслах)

Опять-таки и здесь мы видим и плохое, и хорошее. Чернавка способна пожалеть («не убила, не связала, отпустила и сказала…»), тоже верно служит своей хозяйке. Но служит обману, злу, коварству. Верность её основана на страхе.

— Вспомните, кто обладает настоящей верностью, светлой, лишённой зависти, чёрных замыслов?

Такая верность основана на любви.

Да, это Соколко, который съел отравленное яблоко. Так он рассказал богатырям, что случилось с царевной.

Конечно, это и Елисей. Он ищет любимую, обращается к силам природы, чтобы те помогли ему отыскать невесту.

Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о царевне и мачехе, будем сравнивать их.

— Правильно, молодцы. Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

Слайд 2

Работа с эпиграфом к уроку.

Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет.

Шота Руставели.

— Как вы думаете, так ли это?

— Отвечают.

— Сразу тяжело ответить на этот вопрос. Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.

3-ий этап. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».

Работа в парах. Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.

— Хорошо, ребята, молодцы. Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.

II. Актуализация новых знаний.

1. Беседа по тексту А.С. Пушкина (выявление читательского восприятия)

— Вы уже прочитали эту сказку дома.

— Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).

— Назовите героев сказки. Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные герои. Хочется подробнее поговорить о них. Для этого нам предстоит поработать в группах.

Работа в группах (Класс делится на группы по 4 человека и получает карточки с заданием. На одной стороне карточки дается иллюстрация героя, на другой – задание).

Вопросы на осмысление содержания сказки.

(Задание для 1 группы)

Слайд 3

4-ый этап. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.

— Образы каких героев в сказке, по-вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

— Царевны и царицы. Слайд 4.

— Вспомним героев сказки, совершающих добрые дела.

(Царевна, Елисей, Соколко, ветер, месяц, солнце, зеркальце). Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

— Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям? ( Царицу-мачеху).

Работа с иллюстрациями, на которых изображена царица – мать и царица – мачеха.

Слайд 5.

— А кто эти героини? Почему иллюстрация с изображением царицы – матери обведена жёлтым, а царицы – мачехи – чёрным. Как вы думаете, почему?

( Царица-мать – положительный герой, она олицетворяет нежное материнское начало. Царица-мачеха – отрицательный герой, олицетворяющий злые силы).

Работа с новыми литературными понятиями: противопоставление = антитеза.

Составление небольшого монологического высказывания.

— Как разворачиваются события дальше?

— Царица умирает. Царь женится на другой. Новая царица умна, красива, но очень злая и любит только себя. Проходит время, подрастает дочь царя. Она становится самой красивой девушкой. У неё появляется жених – Елисей.

5-ый этап. Первичное закрепление

Работа над образом царевны. Слайд 6 .

Работа в группах по заданному плану.

План.

  1. Представление сказочного персонажа.

  2. Описание внешности.

  3. Черты характера.

  4. Отношение к окружающим.

  5. Отношение окружающих к героине

  6. Кому героиня противопоставлена в сказке?

Учитель распределяет задания по группам. Учащиеся готовятся и выступают.

Работа над образом царицы-мачехи.

Ученик подготовил мини – проект по образу царицы – мачехи. Выступает только с выводами.

Составление сравнительной характеристики. Заполнение таблицы.

Слайд 7.

Отмечают сходства и различия. И только про царевну молодую мы можем сказать, что она обладает ещё и душевной красотой.

Чтение по ролям эпизода, в котором волшебное зеркало сообщает царице – мачехе о том, что падчерица «милее» и «белее», чем она.

Учащиеся делают выводы. Слайд 8

Снятие утомления с глаз. Слайд 9

Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»

— Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).

— Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)

— Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).

Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.

Учитель

В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.

— А что же происходит со злой царицей-мачехой?

— Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.

— Найдите риторические обращения в монологе Елисея. Выпишите их.

Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»

— Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).

— Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)

— Почему царевну смог спасти только королевич Елисей( Елисей означает спаситель).

Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.

Учитель

В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.

— А что же происходит со злой царицей-мачехой?

— Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.

Чтение (от слов «Злая мачеха, вскочив,.. до слов «И царица умерла».

И никто не пожалел, что царицы не стало.

Пять раз в сказке царица названа злой. Она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.Истинная ценность человека – это красота внутренняя: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность.
Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты, однако зло изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть, будут непременно наказаны.

Действительно, нельзя не согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели — прочитать слова эпиграфа.

Но в жизни происходит всё гораздо сложнее, мы не можем разделить людей только на добрых и только на злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Мы ведь совершаем и добрые поступки, и не очень…добрые… Завидуем, обижаем тех, кто рядом с нами, обижаемся …

— Подумайте, чему научила вас сказка Пушкина?

6-ой этап. Самостоятельная работа с проверкой.

1.Анализ эпизода: «Царевна в тереме у семи богатырей».

Работа в парах. Составить вопросы по эпизоду и ответить на них.

2 Что предпринимает царица в очередной раз, чтобы избавиться от царевны?

Прослушивание фонограммы. Черница дарит царевне наливное отравленное яблочко.

Учащиеся делают выводы, что зло не может победить. В сказках у добра много помощников. Добро побеждает зло. Царица умирает.

— Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)

Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)

Последний этап нашего исследования. Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью говорить.

— Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. Ребята подготовили выразительное чтение наизусть этих монологов. Давайте послушаем их.

— Почему солнце, месяц и ветер помогают именно королевичу Елисею?

— А вы догадывались, что обозначает имя Елисей?

— Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число «три»: столько раз королевич обращается к силам природы. Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру? В этих словах проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении вопроса: «Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?»

— Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна.)

— Нарисуем два символических дерева(слайд11)

дерево добра дерево зла

Какие качества наших героинь мы можем поместить на ветвях этого дерева?

(как щедрость, милосердие, честность, порядочность, сочувствие, уважение, злость, жестокость, равнодушие, лживость, наглость)

ДОБРО, ЗЛО, ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, КРОТОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЗЛОБА, ЭГОИЗМ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО). Распределите их по двум группам: положительные и отрицательные качества человека.

— Почему ветви дерева добра направлены вверх, а ветви дерева зла – вниз?

(Ветви первого дерева направлены вверх, они возвышают человека. Поступая по совести, мы подкармливаем дерево добра. Ветви второго дерева направлены вниз. Они разрушают, точат человека изнутри)

— Какие чувства владеют царицей, когда она совершает злые поступки? (зависть)

Те, кто может справиться с обидой и завистью, становятся на ступеньку выше, преодолевают себя.

Составление КЛАСТЕРА «Царевна и её помощники» из открыток – иллюстраций худ. Л.Присекиной.

7-ой этап. Рефлексия деятельности.

— Какой урок мы извлекли из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях?

Какими нельзя быть?

Итог урока. Слайд 10

Оцените свою работу на уроке по оценочной лестнице. Выставляют себе оценки, учитель контролирует.

Покажите мне смайлик, соответствующий вашему настроению в конце урока.

На «Золотых» рыбках, подаренных учителем учащимся, дети пишут добрые пожелания близким, одноклассникам, учителям … и озвучивают их.

Д/З На выбор: 1. Написать поздравление Королевичу и Царевне.

2 Выучить понравившийся отрывок наизусть.

В сказках добро всегда побеждает зло.

Выставление оценок

— Сегодня, вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки важнее: Добро или Зло?

— В завершение нашего урока хочется сказать: Хоть зло сильно – всему вредит, Добро на свете победит!

Учитель:

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми?

Слайд 21

Домашнее задание .

Наше исследование подходит к концу. Мы являемся с Вами свидетелями победы Добра над Злом, свидетелями счастливого события в жизни Королевича Елисея и Царевны. Мы попали с Вами на торжество и, конечно же, должны что-то подарить молодой и счастливой семье. Что можно подарить им?! Давайте подарим красивые слова о добре.

Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие добрые слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам нужно будет записать свои пожелания на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все добрые слова, которые вы напишите, вернутся вам и вашим близким людям.

«Постоянная доброта может творить чудеса. Подобно тому как солнце может растопить лед, так и доброта изгоняет непонимание, недоверие и враждебность» — сказал мыслитель Альберт Швейцер.

V. Итоги урока.

Дорогие ребята, сегодня мы увидели на своём пути много плохого, но и много хорошего; наблюдали борьбу добра со злом; пришли к выводу, что быть добрым – это хорошо, а злым – плохо. Храните добро в себе, не давайте злым мыслям становиться сильнее Вас. Относитесь по-доброму к окружающим Вас людям. Поступая по-доброму с людьми, Вы увидите, что и они будут так же относиться к вам. Добро должно побеждать не только в сказках, но и в нашей реальной жизни.

Слайд 15

Правильно ли мы ответили?

(Ученики отвечают: Да, правильно).

Наш путь очень долгий. Поэтому нам нужно немного отдохнуть. Располагаемся на привал. Послушаем птичий щебет, как его слушала молодая царевна, блуждая по лесу, насладимся лесным покоем и тишиной.

Слайд 16

Отдохнув, двигаемся дальше.

Рефлексия. Составление коллективного синквейна.

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Более 95% учащихся оценивают интерес к синквейну на «5». Это интересный способ проверить знания. Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает пятистрочье. Таким образом, синквейн – это стихотворение из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема  (существительное).

  • Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия ( прилагательные).

  • Третья строка. 3 слова – действия ( глаголы).

  • Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

  • Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы

Учитель.  Для подведения итогов нашего урока предлагаю составит коллективный синквейн.    ( На доске пишет учитель)

1.   ЦАРЕВНА                                                                     1.   ЦАРИЦА,
2.   красивая, кроткая                                                         2.  жестокая, своенравная  
3.   расцвела, догадалась                                                   3.  ненавидит, завидует, просит, сквернословит
4.   Обещает отблагодарить.                                             4.  Готова на все, лишь бы быть лучше всех.
5.  ЧУДО. АНГЕЛ. ЭЛЬФ                                                 5.  ЗЛО. МОНСТР.  (1 слово)

   План описания царевны

1.     Описание внешности царевны и её внутренних качеств.

2.      Отношение к ней других персонажей сказки:

                   А) Чернавки;  

                   Б) пса Соколки;

                   В) семи богатырей,

                   Г) королевича Елисея.

     3. Поведение царевны:

                    А) в тереме богатырей,

                    Б) по отношению к окружающим её людям.

      4. Отношение автора к героине.

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

4 класс «Школа 2100»Ломиворотова Дарина Игоревна, учитель начальных классов...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    4 класс «Школа 2100»Ломиворотова Дарина Игоревна, учитель начальных классов

    Описание слайда:

    4 класс
    «Школа 2100»
    Ломиворотова Дарина Игоревна,
    учитель начальных классов
    МБОУ «СОШ № 28» г. Кемерово
    А. С. Пушкин.
    «СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И СЕМИ БОГАТЫРЯХ»

  • 2 слайд

    Какие картины осени рисует поэт? Как помогают изобразить осеннюю пору подчёрк

    Описание слайда:

    Какие картины осени рисует поэт? Как помогают изобразить осеннюю пору подчёркнутые строчки?

    2. Какие чувства вызывают у тебя картины осени, нарисованные А. С. Пушкиным?

    3. Подумай, как удалось художникам передать своё отношение к осенней поре. Совпадает ли оно с отношением Пушкина? Объясни

    Повторение

  • 3 слайд

    Ответ:Какие картины осени рисует поэт? Как помогают изобразить осеннюю пору п

    Описание слайда:

    Ответ:
    Какие картины осени рисует поэт? Как помогают изобразить осеннюю пору подчёркнутые строчки?
    Унылая пора — природа готовится к зиме, облетают листья с деревьев.
    Очей очарованье — все вокруг окрасилось в яркие краски (багрец и золото).
    Пышное природы увяданье — природа готовится к зиме, но при этом вокруг стало очень красиво.
    2. Какие чувства вызывают у тебя картины осени, нарисованные А. С. Пушкиным?
    Чувство печали, потому что закончилось лето и скоро зима, и в тоже время радостное чувство от осенней красоты.
    3. Подумай, как удалось художникам передать своё отношение к осенней поре. Совпадает ли оно с отношением Пушкина? Объясни.
    Отношение Пушкина и художников к осенней поре совпадает. Каждый из них по-своему видит в ней красоту.

  • 4 слайд

    Почему сказка о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой почему

  • 5 слайд

    Девиз: « Наблюдать, слушать, находить, доказывать, запоминать»

    Описание слайда:

    Девиз:
    « Наблюдать, слушать, находить, доказывать, запоминать»

  • 6 слайд

    был первым русским писателем, который обратил вн

    Описание слайда:

    был первым русским писателем, который обратил внимание на народное творчество и ввел его в литературу… Он украсил народную песню и сказку блеском своего таланта…
    М.Горький

    Это имя –знакомое с детства –
    Вместе с грамотой впаяно в речь.
    Надо заново в имя вглядеться,
    Чтобы заново знать и беречь.

    Пушкин

  • 7 слайд

    Уже в детстве Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: в московском

    Описание слайда:

    Уже в детстве Пушкин имел возможность приобщиться к литературе: в московском доме Пушкиных бывали известные литераторы разных поколений (Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков и другие известные поэты и писатели).
    Восторженным поэтом-любителем был дядя Александра Сергеевича — Василий Львович.

  • 8 слайд

    Все было мудро предназначеноСудьбой — и сказки, и былины.Его сама Россия ня

    Описание слайда:

    Все было мудро предназначено
    Судьбой — и сказки, и былины.
    Его сама Россия нянчила
    Руками крепостной Арины.

    В светелке теплота перинная,
    Свеча устало догорала,
    И песня русская старинная
    Его, младенца, пеленала…

    Водила в сутолоке рыночной
    На праздники народных зрелищ,
    В душе звала сынком, кровиночкой,
    А вслух — лишь Александр Сергеич.

    Хотя о нас она не грезила,
    Когда с хитринкой, по-крестьянски,
    То вдруг задумчиво, то весело
    Ему рассказывала сказки.
    Н.Доризо

  • 9 слайд

    ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА ?

    Описание слайда:

    ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА ?

  • 10 слайд

    ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА ?

    Описание слайда:

    ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ СКАЗКИ А.С.ПУШКИНА ?

  • 11 слайд

    Почему сказка о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой почему

  • 12 слайд

    Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет. Шота РуставелиДобро — это в

    Описание слайда:

    Лишь добро одно бессмертно.
    Зло подолгу не живет.
    Шота Руставели
    Добро — это всё хорошее, положительное, направленное на благо.
    Зло — нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок

  • 13 слайд

    А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

    Описание слайда:

    А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

  • 14 слайд

    А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

    Описание слайда:

    А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

  • 15 слайд

    Почему сказка о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой почему

  • 16 слайд

    Почему сказка о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой почему

  • 17 слайд

    Почему сказка о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой почему

  • 18 слайд

    Почему сказка о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой почему

  • 19 слайд

    Почему сказка о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой почему

  • 20 слайд

    Почему сказка о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой почему

  • 21 слайд

    Почему сказка о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой почему

  • 22 слайд

    Почему сказка о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой почему

  • 23 слайд

    Почему сказка о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой почему

  • 24 слайд

    Почему сказка о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой почему

  • 25 слайд

    Почему сказка о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой почему

  • 26 слайд

    Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет Шот

    Описание слайда:

    Лишь добро одно бессмертно, зло подолгу не живет
    Шота Руставели

  • 27 слайд

    Инструкция В игре будут участвовать 4 команды. Каждая из команд будет отвеч

    Описание слайда:

    Инструкция

    В игре будут участвовать 4 команды. Каждая из команд будет отвечать на вопрос. Если ответ верный, то на карточке будет написано «Верно + 1», и команда получит жетон. Если нет, то ход переходит к другой команде.
    Кто наберёт наибольшее количество баллов, тот будет победителем.

    Перейти к следующему вопросу можно при помощи

    Завершить игру можно при помощи кнопки

    ВЫХОД
    Начать игру

  • 28 слайд

    Переход ходаТриСколько теремов получил в приданое королевич Елисей?Переход х

    Описание слайда:

    Переход хода
    Три
    Сколько теремов получил в приданое
    королевич Елисей?
    Переход хода
    Семь
    Переход хода
    Сорок
    Верно + 1
    Сто сорок

  • 29 слайд

    Переход ходаУ трёхВ тереме у скольких богатырей гостила царевна?Верно + 1У

    Описание слайда:

    Переход хода
    У трёх
    В тереме у скольких богатырей гостила царевна?
    Верно + 1
    У семи
    Переход хода
    У двенадцати
    Переход хода
    У тридцати трёх

  • 30 слайд

    Переход ходаВетерК кому НЕ обращался королевич Елисей в поисках царевны?Перех

    Описание слайда:

    Переход хода
    Ветер
    К кому НЕ обращался королевич Елисей в поисках царевны?
    Переход хода
    Солнце
    Переход хода
    Месяц
    Верно + 1
    Ясень

  • 31 слайд

    Верно + 1ВетерКто помог Елисею найти невесту?Переход ходаСолнцеПереход хода

    Описание слайда:

    Верно + 1
    Ветер
    Кто помог Елисею найти невесту?
    Переход хода
    Солнце
    Переход хода
    Месяц
    Переход хода
    Звёзды

  • 32 слайд

    Переход ходаМилее Какое слово отсутствовало в обращении царицы к зеркальцу: «

    Описание слайда:

    Переход хода
    Милее
    Какое слово отсутствовало в обращении царицы к зеркальцу: «Я ль на свете всех…»?
    Верно + 1
    Стройнее
    Переход хода
    Белее
    Переход хода
    Румяней

  • 33 слайд

    Переход ходаОрликУ семи богатырей была собака. А какая у неё была кличка?Пер

    Описание слайда:

    Переход хода
    Орлик
    У семи богатырей была собака.
    А какая у неё была кличка?
    Переход хода
    Воронок
    Верно + 1
    Соколко
    Переход хода
    Журавка

  • 34 слайд

    Верно + 1КроткийКакой был нрав у молодой царевны?Переход ходаЗадорныйПерехо

    Описание слайда:

    Верно + 1
    Кроткий
    Какой был нрав у молодой царевны?
    Переход хода
    Задорный
    Переход хода
    Отважный
    Переход хода
    Безрассудный

  • 35 слайд

    Переход ходаЦаревич АлексейКакой жених сыскался молодой царевне?Верно + 1Кор

    Описание слайда:

    Переход хода
    Царевич Алексей
    Какой жених сыскался молодой царевне?
    Верно + 1
    Королевич Елисей
    Переход хода
    Князь Гвидон
    Переход хода
    Принц Роланд

  • 36 слайд

    Верно + 1Прибралась и улегласьЧто сделала царевна в тереме, на который наб

    Описание слайда:

    Верно + 1
    Прибралась и улеглась
    Что сделала царевна в тереме,
    на который набрела в лесу?
    Переход хода
    Нашла еду, поела и легла
    Переход хода
    Попыталась войти внутрь, но не смогла
    Переход хода
    Приготовила еду, села на лавку и стала ждать

  • 37 слайд

    Переход ходаЗа плохую уборкуЗа что извинилась царевна перед хозяевами?Переход

    Описание слайда:

    Переход хода
    За плохую уборку
    За что извинилась царевна перед хозяевами?
    Переход хода
    За неумело приготовленную еду
    Верно + 1
    За то, что пришла без приглашения
    Переход хода
    За всё выше перечисленное

  • 38 слайд

    Переход ходаТренировались во двореЧто делали семь богатырей каждый день?Перех

    Описание слайда:

    Переход хода
    Тренировались во дворе
    Что делали семь богатырей каждый день?
    Переход хода
    Работали в поле
    Переход хода
    Занимались хозяйством
    Верно + 1
    Охотились и сражались

  • 39 слайд

    Верно + 1Нищая монахиняКто однажды пришёл к царевне?Переход ходаЧернавкаПер

    Описание слайда:

    Верно + 1
    Нищая монахиня
    Кто однажды пришёл к царевне?
    Переход хода
    Чернавка
    Переход хода
    Незнакомая девушка
    Переход хода
    Заблудившаяся женщина

  • 40 слайд

    Переход ходаБабу-ягу, лешего, водяногоКого расспрашивал Елисей о своей невест

    Описание слайда:

    Переход хода
    Бабу-ягу, лешего, водяного
    Кого расспрашивал Елисей о своей невесте?
    Верно + 1
    Солнце, месяц, ветер
    Переход хода
    Деревья, реки, горы
    Переход хода
    Цветы, траву, деревья

  • 41 слайд

    Переход ходаОкропил её живой водойКак жених оживил мёртвую царевну?Переход хо

    Описание слайда:

    Переход хода
    Окропил её живой водой
    Как жених оживил мёртвую царевну?
    Переход хода
    Произнёс заклинание
    Переход хода
    Поцеловал царевну
    Верно + 1
    Разбил гроб

  • 42 слайд

    Переход ходаЕё прогналиЧто произошло со злой царицей?Переход ходаЕё казнилиПе

    Описание слайда:

    Переход хода
    Её прогнали
    Что произошло со злой царицей?
    Переход хода
    Её казнили
    Переход хода
    Её посадили в тюрьму
    Верно + 1
    Она умерла

  • 43 слайд

    Верно + 1СвадьбойЧем закончилась сказка?Переход ходаСвадебным путешествием

    Описание слайда:

    Верно + 1
    Свадьбой
    Чем закончилась сказка?
    Переход хода
    Свадебным путешествием жениха и невесты
    Переход хода
    Приездом во дворец семи богатырей
    Переход хода
    Казнью царицы
    ВЫХОД

  • 44 слайд

    Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой? 2. Раздели сказк

    Описание слайда:

    Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?

    2. Раздели сказку на части, озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Прежде чем приступить к работе, подумай:
    о чём важном хотел сказать автор в каждой части;
    какие слова помогают представить будущий рисунок;
    что именно нужно изобразить и почему.

    3. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.

  • 45 слайд

    Ответ:Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой? Как и в любо

    Описание слайда:

    Ответ:
    Почему история о царевне и семи богатырях названа сказкой?
    Как и в любой сказке, здесь сказочный сюжет и присутствуют сказочные предметы.
    2. Раздели сказку на части, озаглавь их. Устно сделай иллюстрации к каждой части. Прежде чем приступить к работе, подумай:
    о чём важном хотел сказать автор в каждой части;
    какие слова помогают представить будущий рисунок;
    что именно нужно изобразить и почему.
    1-я часть «Рождение дочери и смерть царицы»
    2-я часть «Новая царица»
    3-я часть «Черный умысел царицы убить подросшую падчерицу»
    4-я часть «Царевна остается одна в лесу»
    5-я часть «Королевич Елисей отправился на поиски царевны»
    6-я часть «Царевна набрела на дом семи богатырей»
    7-я часть «Жизнь царевны у семи богатырей»
    8-я часть «Злая царица узнает о том, что царевна жива»
    9-я часть «Отравленное яблоко»
    10-я часть «Хрустальный гроб для умершей царевны»
    11-я часть «Елисей в поисках царевны»
    12-я часть «Королевич и ожившая царевна»
    13-я часть «Смерть злой мачехи и свадебный пир»
    3. Что роднит пушкинскую сказку с народными? Чем они различаются? Обсудите с другом.
    Пушкинскую сказку роднит с народными стиль повествования, сюжет, народная лексика, повторы, зачин, присказка, а отличает стихотворная форма, поэтические эпитеты, сложная композиция и своеобразие художественно-стилистических средств выразительности.

  • 46 слайд

    Домашнее задание: Уч: стр. 70-90, читать РТ: стр.27-30

    Описание слайда:

    Домашнее задание:

    Уч: стр. 70-90, читать
    РТ: стр.27-30

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «А. С. Пушкин. Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Похожие материалы

  • Потешки, Прибаутки, Считалочки 2 класс презентация+конспект+наглядность

  • Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «А. С. Пушкин. Унылая пора! Очей очарованье!..»

  • Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «А. С. Пушкин. Туча»

  • Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «А. С. Пушкин. Няне»

  • Конспект урока по литературному чтению «В.Бианки.Музыкант»

  • Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «Пётр Павлович Ершов. Конек-Горбунок»

  • Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» к уроку проверки знаний по разделу «Летописи. Былины. Жития»

  • Презентация по литературному чтению для 4 класса УМК «Школа России» на тему «Житие Сергия Радонежского»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5445810 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Управление финансами: как уйти от банкротства»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

Еще со школьной парты все знают, какое значение в жизни Александра Пушкина играла его няня Арина Родионовна, которая с самого раннего детства рассказывала будущему поэту и писателю сказки, привив ему любовь к языку, к миру литературы и к интересным историям. 6 июня будет отмечаться день рождения поэта, и это отличный повод узнать, как великий писатель создавал свои сказки и из каких историй черпал вдохновение.

Сказочный период

Александр Пушкин писал сказки в начале 1830-х годов, тогда к фольклору были обращены взоры многих писателей. К примеру, именно в этот период Гоголь создал свои «Вечера на хуторе близ Диканьки», Ершов — «Конька-горбунка», а Владимир Даль — «Русские сказки». Правда, сборник последнего был позже запрещен, поскольку цензура увидела в пересказанных простым языком народных сказках жалобы на тяжелую долю солдат в Российской армии и насмешки над правительством. Кроме того, язык был признан слишком простым, предназначенным для низших классов.

Также в начале 1830-х годов создал одни из своих самых известных сказок Василий Жуковский — «Сказку о мертвой царевне» и «Сказку о царе Берендее». Стоит отметить, что Жуковский и Пушкин вели негласное состязание в написании сказок, а сам Александр Сергеевич позаимствовал у Василия Андреевича некоторые сюжетные ходы. Поэт вообще черпал вдохновение иногда из самых неожиданных мест. К примеру, сюжет своей первой сказки он услышал на ярмарке.

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

Эту сказку Пушкин написал в 1830 году. Она имеет под собой народную основу, как было сказано ранее, поэт услышал ее на ярмарке, о чем свидетельствует запись в его тетрадях. Однако поначалу он опасался ее публиковать, поскольку еще были живы воспоминания о последствиях публикации «Русских сказок» Далем, ведь сказка о попе имеет достаточно смелый характер и в невыгодном свете представляет церковнослужителя. Первые строки сказки («Жил-был поп, толоконный лоб») уже звучат несколько оскорбительно. А главный герой сказки, выходец из простого народа — Балда — имеет огромную силу. Балдой во времена поэта называли дубину или кувалду, а глупых людей этим словом стали именовать гораздо позже.

Сама же сказка по своей структуре и морали больше напоминает даже басню, ведь жадный поп был наказан Балдой, а автор прямым текстом сказал: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной». Стоит отметить, что и впервые издававший сказку Жуковский побоялся публиковать ее в первоначальном виде и заменил попа другим героем — кузнецом. В авторском же виде она впервые появилась только в 1882 году.

«Сказка о царе Салтане»

Специалисты называют эту сказку итогом состязания поэта с Жуковским. Кратко изложенный сюжет этой сказки был найден в тетрадях, где поэт записывал пересказ сказок, которые ему рассказывала Арина Родионовна. Позже он значительно расширил сюжет, добавил множество героев, имена многих из которых позаимствовал из эпоса «Бова Королевич».

Почему сказка о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой почему

«Сказка о царе Салтане» написана в 1931 году в народной манере, по ходу действия она имеет массу повторяющихся действий и диалогов. В ней соединены две темы. Первая — о несчастной жене, которую оклеветали перед лицом мужа. Этот сюжет был широко распространен в фольклоре Западной Европы 16-го века. А вот сюжет об островном государстве, которое является практически идеальным, — это авторская выдумка Пушкина. В сказке он подробно описывает все чудеса, которые возникают по волшебству и которыми славится эта страна. Кроме того, от народного фольклора Пушкин взял идею оборотничества, введя в произведение персонаж, способный обращаться из лебедя в прекрасную царевну.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Ее Пушкин написал в 1933 году, позаимствовав сюжет у знаменитых сказочников — братьев Гримм. Рукопись сказки Александр Сергеевич вручил Далю с пометкой: «Твоя от твоих!», потому долгое время считалось, что именно Даль подсказал идею сказки поэту.

Почему сказка о мертвой царевне и семи богатырях названа сказкой почему

Однако сюжет сильно схож с померанской сказкой, записанной братьями Гримм, которая имеет название «О рыбаке и его жене». В этой сказке рыбак поймал рыбу-камбалу, которая оказалась заколдованным принцем. Получив дом, замок, став царицей, жена рыбака возжелала, чтобы рыбка обратила ее в римского папу. У Пушкина в записях был найден вариант, в котором и его старуха потребовала от рыбки возможности стать папой, но, конечно, поэт не стал развивать свой сюжет таким образом. Однако именно эта черновая запись натолкнула исследователя на мысль, что поэт позаимствовал сюжет в западных источниках, и позже он нашел сказку у братьев Гримм.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Практически любому человеку понятно, что эта сказка также имеет западные корни, а сюжет ее очень схож со сказкой о Белоснежке, написанной все теми же братьями Гримм. Сказка Пушкина полна деталей и поэтических образов, в его варианте не сама девушка просила помощи и защиты, а царевич Енисей. Гномы у Пушкина превратились в богатырей, а слова царевны, обращенные к ним в конце, очень напоминают будущее письмо Татьяны: «Всех я вас люблю сердечно, но другому я навечно отдана…»

«Сказка о золотом петушке»

Прототип этой сказки нашла поэтесса Анна Ахматова, найдя «Легенду об арабском звездочете» Вашингтона Ирвинга и явное ее сходство с сюжетом произведения Пушкина. Написана «Сказка о золотом петушке» в 1934 году, когда у Пушкина была ссора с Николаем I. Его строки «Но с царями плохо спорить» были заменены цензором на «Но с иными плохо спорить».

Сказка поэта имеет значительные отличия от первоисточника. У Ирвинга старый царь остается жив, а его талисман — медный всадник — просто превращается во флюгер, лишая царя волшебной силы. У Пушкина же в силу его личных обстоятельств на тот момент, связанных с Николаем I, Дадон оказывается и обманутым, и погибшим.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

  • Почему сереже было стыдно читать сухомлинский рассказ
  • Почему сказка и миф относятся к вечным темам искусства музыка 8 класс кратко
  • Почему салтыков щедрин выбрал жанр сказки премудрый пескарь
  • Почему рыбы живут в воде ненецкая сказка
  • Почему рассказ размазня так называется