Почему сказка о мертвой царевне и семи богатырях ближе к народной

Сочиненияпо литературедругиепочему я люблю сказкисказки помогают нам думать, размышлять о хороших и отрицательных поступках.я люблю читать сказочные произведения. читая их,
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Почему я люблю сказки

Сказки помогают нам думать, размышлять о хороших и отрицательных поступках.

Я люблю читать сказочные произведения. Читая их, можно понять и освоить много интересной, продуктивной информации. Участники – хитрые, глупые, мудрые, простые, трусливые герои, в облике животных. Они отражают в себе настоящие особенности характера людей. На различных примерах происходит борьба с завистью и подлостью, торжествует добро. Переживая вместе, мы учимся и стараемся не совершать глупых, не обдуманных действий, поступков.

Сказка — короткая история жизни, в ней можно получить всю мудрость, накапливаемую многими веками.

Я обожаю читать сказки. Они учат различным преодолениям трудностей. Показывают, что без труда нельзя получить благо и стать счастливым. Проходя разнообразные препятствия можно найти любовь, добиться успеха в разных ситуациях. Увлекательный, захватывающий, фантастический мир вовлекает в чудесную страну, и я могу не заметить, как наступила ночь. Иногда мне кажется, что герои оживают и разговаривают со мной. Все поступки воспитывают правильное поведение в различных ситуациях. Хотелось больше времени проводить за чтением книг. Это возможно летом, когда наступают каникулы. Прекрасные, незабываемые часы, проведённые с героями сказок, остаются в памяти на всю жизнь. Наступают моменты, когда хочется перечитывать их снова и вспоминать переживания в детстве.

Вокруг происходят сложные преобразования и хочется верить, что добро победит злые чары.

Надо больше проводить с близкими, ценить то, что имеешь. Задумываться о происходящем. Переключая внимание на вымышленные истории, можно развивать фантазию, отдыхать в мире грёз и стараться верить в победу на «чёрными силами». Трудные препятствия закаляют характер, делают человека твёрже и способствуют продвижению вперёд.

Много пословиц собрано про сказки. В них заложен огромный смысл. Чтение развивает мыслительные способности, помогает лучше формулировать свои мысли.

Вариант 2

Сказки — это небольшой мир, в котором собраны все удивительные истории, связанные с магией. Это говорящие животные, три девятое царство, русалки, леший, Баба Яга и прочие лесные чудища, которыми пугали детей.

Обычно сказки — это народное творчество. Так называемый фольклор, который передавался из уст в уста. Мама с самого детства читала мне сказки. Каждый вечер перед сном я слушала очередную историю. Я знала их все, начиная от «Царевны — Лягушки» и заканчивая «Приключениями Буратино». Каждый раз я слушала сказки с удовольствием, рисуя в голове картинки и новые сценки. И даже когда я, казалось бы, выросла из детских книжек, я все равно возвращалась к ним. Вновь и вновь.

Почему? Да потому что сказки — это целый мир. Мир, где добро всегда побеждает зло, но никто не умирает. Сказки — это место, где случаются чудеса. Волк везет лису на спине, а царевна — лягушка превращается в прекрасную принцессу. Я до сих пор помню каждую сказку, рассказанную мне в детстве.

Сказки вдыхают в нас жизнь. Они заставляют поверить в чудеса. Поверить в то, что в этом мире все еще есть добро. В сказках животные оживают. В сказках существует магия. Ведь все мы в детстве мечтали о сапогах — скороходах, о ковре — самолете и, конечно, о скатерти — самобранки. Сказки помогают человеку оставаться ребенком.

Несмотря на то, что я выросла, я все равно люблю сказки. Каждый раз я смотрю на полку со своими любимыми книгами, открываю одну из них и просто вдыхаю запах. И вспоминаю детство. Благодаря сказкам я до сих пор верю в чудеса. Верю, что загаданное в Новый год желание сбудется.

Так что да, сказки многое дали мне и дают до сих пор. Поэтому я всегда буду любить их. Сказки нужно передавать из поколения в поколение, чтобы ни одна история из детства не была забыта.

Написать сочинение расскуждение. На тему: за что я люблю сказки. Срочноооо

Сказки любят все. Неважно, сколько тебе лет, мальчик ты или девочка, во что одет и где живешь. Но сказка — это то, что пришло к тебе в таком раннем возрасте, когда, возможно, ты и себя еще не помнил. А сказки тебе уже рассказывала мама. Или бабушка.

О колобке и двух глупых мышатах. О простоватом волке и хитрой лисичке. О репке и соломенном бычке. А потом, подрастая, ты сам научился читать, и засиживался по вечерам за историями о семи подземных королях или маленькой девочке Элли, сразившейся со злыми волшебницами. Сказка – то, что останется с тобой на протяжении всей твоей жизни.

И вот что интересно. Сказки (легенды) существовали с того самого незапамятного времени, как только человек научился говорить и появилась человеческая речь. Сотни веков назад, даже когда еще на всей планете не было ни единой книги, но люди уже умели говорить, каждая мама рассказывала своему малышу сказку. Ведь сказки бывают разными. Сейчас тысячи авторов сочиняют истории, издают интересные книги с красочными иллюстрациями. А раньше истории пересказывали, «сказывали» — потому и «сказ», «сказание», «сказка». Они переходили из уст в уста, обрастали новыми подробностями, совершенствовались, их передавали из поколения в поколение.

Мы все любим сказки, потому что сказка — это волшебство, чудо. Сказка – это победа добра над злом. Волшебные истории, в которых живут вымышленные герои, а значит, их можно наделить любыми чертами характера и способностями. Это могут быть и люди, и звери, и даже невероятные существа из человеческой фантазии.

Почти все сказки хорошо заканчиваются, а добро в них обязательно побеждает зло. В сказке можно почувствовать себя прекрасной принцессой или отважным рыцарем, можно изобрести страну Фрукляндию и познакомиться с очаровательным Альфом. В сказке происходит то, что никогда бы не произошло в жизни. В сказках сбываются все мечты и фантазии.

У очень многих сказочных историй, даже тех, которые живут сейчас среди нас, нет автора. Потому что их сочиняли многие люди, даже целые поколения людей, на протяжении многих веков. Так что многие сказки существуют сотни, тысячи лет. Причем в основе многих сказок лежат события, происходившие на самом деле. Просто рассказчики добавили к этим историям что-то свое, новое, выдуманные детали. Если мы станем сравнивать между собой сказки многих народов, то обнаружим очень много общего, даже если люди, сочинившие эти истории, жили на разных континентах. А это говорит о том, что у всех людей на Земле очень много общего. Они мечтают об одном и том же: чтобы в жизни всегда добро побеждало зло и всегда находилось место настоящим чудесам.

* Читайте и обсуждайте


Когда сказка подошла к концу, ее можно обсудить.

Поговорите о том, что ребенку понравилось, о чем он переживал, к каким выводам пришел. Такое обсуждение подводит итог и завершает чтение на позитивной ноте. В ходе обсуждения может выясниться, что какая-то сюжетная линия осталась незавершенной в воображении ребенка.

Проговаривание как раз и расставит все на свои места, закрыв все тревоги позитивным концом. Можно делать остановки в ходе самого чтения, предполагая возможные варианты развития событий. Это дает мощный толчок развитию детской фантазии

Снежная королева

Чтение — неотъемлемая часть моей жизни. С тех пор как в 4 года я взяла в руки свою первую книгу, я полюбила читать. В моей домашней библиотеке много книг самых разных литературных жанров, в том числе сказок. Мне нравятся многие волшебные истории: Г. Х. Андерсена, Пушкина, русские народные сказки, сказки про Муми-тролля финской писательницы Туве Янссон, книги о Гарри Поттере. Но самой любимой остается «Снежная королева».

Сюжет сказки знаком каждому с детств: в маленьком городе живут брат с сестрой — Кай и Герда, а с ними — старенькая бабушка. Однажды в глаз и сердце Каю попали осколки волшебного зеркала, которое сделал злобный тролль. Эти осколки искажали действительность, поэтому Кай из доброго и славного мальчика сделался злым, холодным и жестоким насмешником, чем очень огорчал Герду.

Как-то раз Кай, катаясь на санках, уцепился за сани красивой женщины — ею оказалась Снежная королева. Волшебница похитила Кая и увезла в свой дворец. Герда, которая очень любила брата, отправилась за ним в ледяное царство Снежной королевы. На пути она встретила немало испытаний и трудностей, но сумела добраться до замка. Там ее встретил Кай, но он был холоден и безразличен и не хотел возвращаться домой. Тогда Герда заплакала — ее слезы растопили осколки волшебного зеркала, и Кай снова стал прежним.

На пути Герды к ледяному замку мы видим, как происходит взросление и становление характера маленькой героини — Герды. Она не поддается соблазнам: не остается у доброй бабушки-волшебницы, несмотря на то, что та готова заботиться о ней. Отважно пускается в путь через лес, не боясь разбойников, пробирается сквозь армию снежинок, которую напускает на нее злая колдунья.

Благодаря доброму сердцу Герды, ей помогают другие персонажи сказки. Мудрый ворон подсказывает ей путь. Принцесса дарит ей красивое платье и дает карету. Маленькая Разбойница смягчается и соглашается отпустить Северного оленя, чтобы он показал Герде дорогу. Друзья помогают Каю и Герде и на обратном пути.

«Снежная королева» — красивая и завораживающая история о любви и добре, преданности, настойчивости, смелости и отваге. Сказка учит нас тому, что все преграды и трудности рушатся перед всепобеждающей силой любви и доброты, которые способны растопить лед в любом, даже самом холодном, сердце.

Мини сочинение на тему почему я люблю сказки

Сказки любят все. Неважно, сколько тебе лет, мальчик ты или девочка, во что одет и где живешь. Но сказка – это то, что пришло к тебе в таком раннем возрасте, когда, возможно, ты и себя еще не помнил. А сказки тебе уже рассказывала мама. Или бабушка.О колобке и двух глупых мышатах. О простоватом волке и хитрой лисичке. О репке и соломенном бычке. А потом, подрастая, ты сам научился читать, и засиживался по вечерам за историями о семи подземных королях или маленькой девочке Элли, сразившейся со злыми волшебницами. Сказка – то, что останется с тобой на протяжении всей твоей жизни.И вот что интересно. Сказки (легенды) существовали с того самого незапамятного времени, как только человек научился говорить и появилась человеческая речь. Сотни веков назад, даже когда еще на всей планете не было ни единой книги, но люди уже умели говорить, каждая мама рассказывала своему малышу сказку. Ведь сказки бывают разными. Сейчас тысячи авторов сочиняют истории, издают интересные книги с красочными иллюстрациями. А раньше истории пересказывали, «сказывали» – потому и «сказ», «сказание», «сказка». Они переходили из уст в уста, обрастали новыми подробностями, совершенствовались, их передавали из поколения в поколение.Мы все любим сказки, потому что сказка – это волшебство, чудо. Сказка – это победа добра над злом. Волшебные истории, в которых живут вымышленные герои, а значит, их можно наделить любыми чертами характера и способностями. Это могут быть и люди, и звери, и даже невероятные существа из человеческой фантазии.Почти все сказки хорошо заканчиваются, а добро в них обязательно побеждает зло. В сказке можно почувствовать себя прекрасной принцессой или отважным рыцарем, можно изобрести страну Фрукляндию и познакомиться с очаровательным Альфом. В сказке происходит то, что никогда бы не произошло в жизни. В сказках сбываются все мечты и фантазии.У очень многих сказочных историй, даже тех, которые живут сейчас среди нас, нет автора. Потому что их сочиняли многие люди, даже целые поколения людей, на протяжении многих веков. Так что многие сказки существуют сотни, тысячи лет. Причем в основе многих сказок лежат события, происходившие на самом деле. Просто рассказчики добавили к этим историям что-то свое, новое, выдуманные детали. Если мы станем сравнивать между собой сказки многих народов, то обнаружим очень много общего, даже если люди, сочинившие эти истории, жили на разных континентах. А это говорит о том, что у всех людей на Земле очень много общего. Они мечтают об одном и том же: чтобы в жизни всегда добро побеждало зло и всегда находилось место настоящим чудесам.

* Читайте регулярно


Сделайте из чтения сказки ритуал. Выберите для этого удобное время. Пусть это гармонично впишется в ваш распорядок дня, не мешая засыпанию или другим делам. В ожидании сказки ребенок будет охотно умываться и чистить зубы, даже если этого не любит.
Дети готовы слушать сказки всю ночь, но всегда нужно вовремя остановиться. Поэтому заранее определите продолжительность чтения. Это значит, что если хочется читать полчаса, значит мыться идет на 30 минут раньше, чтобы было достаточно времени на чтение.

* Внимательно выбирайте книгу

Выбор сказки зависит прежде всего от возраста. Чем меньше ребенок, тем проще и позитивнее сюжет.

Взрослея, дети готовы знакомиться и проживать более глубокие и сложные эмоции, а значит и герои сказок могут попадать в более сложные и опасные ситуации. Учтите, что сказка способна решать различные психологические задачи.

Возможно сегодня вечером вы найдете притчу или миф, которые будут перекликаться с жизненными ситуациями ребенка. Они помогут ему по-другому взглянуть на ситуацию и увидеть возможные сценарии выхода.

* Превратите чтение в игру


Слушая сказку ребенок входит в полу медитативное состояние. Именно поэтому сказкам и удается пройти защитные барьеры сознание и связываться с более глубинными уровнями восприятия.

Чтобы сказка произвела бОльший эффект, попробуйте изменять интонацию и высоту голоса. Особенно это важно при чтении диалогов, когда разговаривает мышка-норушка и косолапый медведь.

Эмоционально читайте напряженные моменты и развязки.

Можно подключить дополнительно тактильные ощущения: пощекотать ушко, когда мышка бежит по травке или погладить по голове, когда лиса лезет в нору.

* Чтение – время эмоциональной близости с ребенком


Включаясь в эмоции персонажей, вы интуитивно настраиваетесь с ним на одну эмоциональную волну. В такие моменты вы становитесь ближе друг к другу. Уходят защитные барьеры.

После такого чтения можно плавно перейти на обсуждение дня и те эмоции, которые ребенок сегодня пережил. Это очень важно использовать в ситуациях, если днем произошло неприятное событие, от которого ребенок закрывается и не хочет говорить. Главное в этот момент не перейти в роль критикующего родителя, а плавно и мягко обсудить эмоции ребенка и помочь ему справиться с ними.

Используйте эти рекомендации и наблюдайте, как чтение сказок постепенно превратится в нечто большее.

Сказки – достаточно эффективный инструмент развития креативности, нестандартного мышления и позитивного восприятия мира.

Но далеко не единственный…

О том, как воспитывать ребенка позитивным, уверенным и успешным, мы поговорим на БЕСПЛАТНОМ онлайн-семинаре

Презентация на тему 5 класс Литература ПрезентацияСказка о мертвой царевне и семи богатырях — ее истоки (сопоставление с русскими народными сказками, сказкой В.А. Жуковского Спящая царевна, со сказками братьев Гримм; бродячие сюжеты). Сказочный мир, созданный Пушкиным, предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 24 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

А. С. Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Текст слайда:

А. С. Пушкин
« Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»


Слайд 3

Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) Пушкинские сказки - это «чудесный сплав, где народное творчество

Текст слайда:

Александр Сергеевич Пушкин
(1799 – 1837)

Пушкинские сказки — это «чудесный сплав, где народное творчество неотделимо от личного творчества поэта».
П. Бажов


Слайд 4

В Москве прошло детство А. С. ПушкинаМать поэта Надежда ОсиповнаОтец Сергей ЛьвовичДядя Василий ЛьвовичБрат поэта Лев СергеевичНяня

Текст слайда:

В Москве прошло детство А. С. Пушкина

Мать поэта Надежда Осиповна

Отец Сергей Львович

Дядя Василий Львович

Брат поэта Лев Сергеевич

Няня Арина Родионовна познакомила юного Пушкина с русским фольклором


Слайд 5

Какие сказки Пушкина вам известны?«Сказка о золотой рыбке»

Текст слайда:

Какие сказки Пушкина
вам известны?

«Сказка
о золотой
рыбке»


Слайд 6

«Сказка о царе Салтане»

Текст слайда:

«Сказка о царе Салтане»


Слайд 7

«Сказка о золотом петушке»

Текст слайда:

«Сказка
о золотом петушке»


Слайд 8

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Текст слайда:

«Сказка о мертвой царевне
и о семи богатырях»


Слайд 9

Сходства и различия сказок

Текст слайда:

Сходства и различия сказок


Слайд 10

Василий Андреевич

Текст слайда:

Василий Андреевич Александр Сергеевич
Жуковский Пушкин


Слайд 12

Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина и «Спящей царевны»

Текст слайда:

Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина и «Спящей царевны» В.А.Жуковского


Слайд 13

Литературоведческий словарь дает определение: Сравнение - это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два

Текст слайда:

Литературоведческий словарь дает определение:

Сравнение — это образное определение предмета. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается. Сравнение выражается словами как, точно, словно, а может просто указать на сходство. Сравнить — значит найти черты сходства и различия.


Слайд 14

Сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – это пересказ известных народных сказок или собственно авторские литературные произведения?

Текст слайда:

Сказки А.С. Пушкина и В.А. Жуковского – это пересказ известных народных сказок или собственно авторские литературные произведения?
В сказках «Спящая царевна» В.А. Жуковского и «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина больше различий, чем общего?
Какая из сказок ближе к народной?

?


Слайд 15

Н.В. Гоголь, находившийся вместе с А.С. Пушкиным и В.А. Жуковским, вспоминал: «Все лето я прожил

Текст слайда:

Н.В. Гоголь, находившийся вместе с А.С. Пушкиным и В.А. Жуковским, вспоминал: «Все лето я прожил в Павловском и Царском Селе… Почти каждый вечер собирались мы — Жуковский, Пушкин и я. Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей! У Пушкина… сказки русские народные… у Жуковского тоже русские народные сказки…. Чудное дело!»


Слайд 16

Название. «Спящая царевна» В.А.Жуковский «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Текст слайда:

Название.

«Спящая царевна» В.А.Жуковский

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
А. С. Пушкин


Слайд 20

Основные образы сказки● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.● Как автор характеризует ее в

Текст слайда:

Основные образы сказки

● Опиши царицу-мачеху по ее делам, отношению к другим людям.
● Как автор характеризует ее в начале сказки? Почему ее красота не радует окружающих?
● Как отомстила царица-мачеха царевне?
● Чем закончилась история злобной мачехи? За что она наказана?


Слайд 21

Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планомВнешность царевны и ее внутренние качества.Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса

Текст слайда:

Подготовьте рассказ о царевне, пользуясь планом
Внешность царевны и ее внутренние качества.
Отношение к ней других персонажей: Чернавки, пса Соколки, семи богатырей, Королевича Елисея.
Поведение царевны в тереме богатырей, по отношению к окружающим ее людям.
Отношение автора к героине.


Слайд 22

Царского происхождения, умны, красивыЦарицаЦаревнаЗлаяЗавистливаяГордаяСвоенравнаяЛениваяГрубаяНадменнаяЖестокосерднаяДобраяБескорыстнаяСкромнаяКроткаяТрудолюбиваяВежливаяПростаяДобродетельнаяПрактическая работа

Текст слайда:

Царского происхождения, умны, красивы

Царица

Царевна

Злая
Завистливая
Гордая
Своенравная
Ленивая
Грубая
Надменная
Жестокосердная

Добрая
Бескорыстная
Скромная
Кроткая
Трудолюбивая
Вежливая
Простая
Добродетельная

Практическая работа


Слайд 23

С помощью опорных текстов дайте характеристику главным героям сказки царевичу Елисею и 7 богатырям:

Текст слайда:

С помощью опорных текстов дайте характеристику главным героям сказки царевичу Елисею и 7 богатырям:


Слайд 24

Домашнее заданиеВыразительно читать сказку. Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина – выучить наизусть.Составить

Текст слайда:

Домашнее задание

Выразительно читать сказку.
Отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина – выучить наизусть.
Составить синквейн по сказке


«В гостях у Снежной Королевы».

Цель: развитие познавательной активности и устойчивого интереса учащихся к литературе, музыке, театру.                                                                                 Задачи: закрепление тем 1-2 четверти «Чтобы стало с музыкой, если бы не было литературы». Воспитание лучших человеческих качеств на примере положительных сказочных героев. Повторение и систематизация знаний о сказках и народных песнях-сказках. Овладение учащимися художественными образами и выразительным их исполнением.

Вед. — Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые. Мы приветствуем  сегодня всех вас на нашем празднике. Наверное, нет на свете человека, который  не любил бы сказок. С самого раннего детства  дорогу в сказку нам открывает книга. Под музыку выходят сказочные герои. Муз. Я. Дубравина, сл. Суслова песня «Страна Читалия»

1.Осенние птицы летят за окном,
И книжек страницы им машут крылом,
Похожи немножко стаи страниц,
На тех улетающих птиц.
Над морем заката горит полоса,
Ветра надувают страниц паруса,
Летит по волнам белопарусный бриг
К земле Непрочитанных книг.


Припев: Есть земля Австралия,
               Есть страна Италия,
               А ещё на свете есть
               Вот какое чудо:
               Вовсе не Австралия, 
               Вовсе не Италия — 
               Есть страна Читалия!
               Мы как раз оттуда.

Живет в каждой книжке какой-то герой, 
Мечтает герой подружиться со мной, 
И ключик волшебный от дверки в стене
Несет Буратино ко мне.                                                                                                                                        Все больше прочитанных книжек семья,
Все больше хороших друзей у меня!
В каникулы летом и в школьные дни
Со мною повсюду они!

Припев.

Вед. Наш великий поэт А.С. Пушкин сказал: «Чтение – вот лучшее учение».

Искусство народа или фольклор (происходит от английских слов folk –народ, lore – мудрость), жизненно и прекрасно.

Вед. Словесный фольклор мы называем устным народным творчеством, потому что он создавался народом, передавался из уст в уста, от одного поколения к другому.

Вед. Сказка излюбленный жанр всех народов мира и не потому, что «сказка складка, сказка-пустяк» — это игра ума, буйство воображения и как сказал А.С. Пушкин: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!»

Вед. Откуда у сказок такая власть над временем? Наверное, потому, что  известны наряду со сказками о животных, волшебными сказками  есть и сказки бытовые.

Презентация иллюстраций р.н. сказок.

  1. Худ. Т.Маврина. Поехал старик в лес, доезжает до того места,  — под большой елью сидит его дочь, весёлая, румяная, вся в золоте и серебре…
  2. Ю. Васнецова . — Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы… кот, дрозд. Спасите меня!
  3. И. Кузнецов. Отец с матерью ушли, а дочка позабыли, что ей приказывали родители: посадила братца на травке под окошко, сама побежала на улицу, заигралась, загулялась…
  4. Вдруг щука говорить ему человеческим голосом  — Емеля, отпусти меня в воду, я  тебе пригожусь…

Вед. — Сегодня мы с вами отправимся в гости к одной из героинь сказки Х.К.Андерсена. Вы вспомните своих любимых сказочных героев, увидите и услышите сказки разных эпох и народов.                                                                                        Вед. Много премудрости есть у сказок, а без них и сказка не сказка. И сегодня мы будем не только сказывать  их, как делали это сказочники, но и покажем, а  ребята нам  в этом помогут.                                                                                                                          Звучит завывание метели. Танец Льдинок. Выходит задумчивый Кай.

Кай:

Безмолвие. Лишь слышно снег хрустит. 
Бесчувственность и ледяная вечность.
Мне безразлично. Сердце не болит. 
Леплю из снега слово бесконечность.

Герда:

Ах, Кай, мой милый Кай, тебя нашла. (Подходит к Каю).
Какой же ты холодный, что с тобою?
И словно заколдованы глаза ,
И ледяной покрыты пеленою.

Кай: (безразличным голосом, не глядя на Герду):

Зачем же, Герда, ты сюда пришла, 
И как же помешать ты мне посмела?!
Из снега собираю слово я, 
Так Снежная велела Королева.
Когда я это слово соберу, 
То королева мне весь мир подарит.

Ко мне же приближаться ты не смей, 
Тепло твоих объятий мне не нужно.
Не надо вспоминать прошедших дней, 
И весь мой прежний мир уже разрушен.

Под музыку появляется Снежная Королева.

Снежная Королева:

Я Королева ледяного царства. 
Я повелительница снега, льда.
Кому удача выпадет сюда добраться, 
Тот здесь останется со мною навсегда.
Ну как успехи, Кай? Готово ль слово? 
Чем занят был в отсутствие меня?
Так, так. А кто впустил сюда девчонку? 
И кто ей разрешил тебя отвлечь?
Её мгновенно превращу я в льдинку.

Кай:

Как жарко стало вдруг, как горячо! 
Как больно что-то в сердце мне кольнуло.
Ты знаешь, Герда, видел я ещё, 
Из глаза будто льдинка проскользнула.
Но где же я, а что это вокруг? 
Когда и как я вдруг здесь оказался?

Герда:

У Королевы Снежной был в плену. 
Вокруг нас было ледяное царство.
Закончился холодный снежный плен, 
И ледяные глыбы быстро тают.

Вед.  На этом мы закончим наш рассказ: 
         О дружбе, верности, разлуке и спасении.
         Желаю, чтобы каждому из вас 
         Удача выпала дружить с такою Гердой.
         И берегите сердце, чтоб на вас —
         Не действовали чары Снежной Королевы.

Снежная Королева:                                                                                                                                                                   Нет, нет, не отпущу я вас,

Опять одна…

Вед. Ты не одна, мы все с тобою.

         Присядь, пожалуйста, и посмотри,

         А мы продолжим: раз, два, три!

Вед. Средь болот жила царевна,

         Но зелёною была…

         Вы же знаете наверно — 

         Рукодельницей слыла.

         Я скажу тебе на ушко,

         Что царевна та …(Лягушка)

Вед. Прошла все испытания царевна-лягушка: лучше всех каравай испекла, ковёр соткала. Тут отдал царь новый приказ: чтобы все три царевича явились к нему на пир со своими жёнами. Хочет Царь, посмотреть, которая из них лучше танцует.

Скоморохи:

Сыновья на пир идут.

(Входят Царевичи с жёнами, обходят круг почёта)

В жемчугах, в парчовых киках

Женушек своих ведут.

Лишь Иванушка невесел

Буйну — голову повесил.

Громко музыка играет,

Все: Скоморохи  развлекают! 

                                                                                                                                                        Игра на музыкальных инструментах. Русская народная плясовая «Полянка».

Старший: Что же ты, брат, без жены пришел?

Средний: Хоть бы в платочке ее принес, дал бы нам всем послушать, как она квакает!

Боярская дочь: Он, наверно, на болото ускакала.

Купеческая дочь: В свой лягушатник.

Все смеются. (Раздаётся стук да гром.)


Царь: Что за шум, что за гам?

Иван-царевич: Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!

Входит Василиса Премудрая

Вед. Взяла В.П. Ивана – царевича за руки и повела  за столы дубовые, за скатерти узорчатые. Стали гости есть, пить, веселиться.

Вед. В.П. из кубка пьёт – и не допевает, остатки себе за левый рукав выливает. Покушала лебедя жаренного – косточки за правый рукав бросила. Жёны старших царевичей увидели это – и туда же.

Вед. Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались танцы.  

Танец Василисы и жен старших царевичей. Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»- инструментальное переложение.

Вед. Пошла В.П. танцевать с Иваном – царевичем. Махнула левым  рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. Царь и гости все диву дались.

Вед. Пошли танцевать жёны старших царевичей. Как махнули своими рукавами, всех гостей забрызгали и костями осыпали, самому царю чуть глаз не выбили.

Царь: Вон из горницы, неумехи!

Снежная Королева.                                                                                                   Волшебная сказка.  Я никогда не видела лягушек, бр-р-р-р. Они такие некрасивые, а Василиса Премудрая хорошей подругой могла бы мне быть.

Вед. А ещё бывают музыкальные сказки. Посмотрите!

«Волшебный смычок» — инсценировка белорусской народной песни.

Снежная Королева: Какой замечательный музыкант и он нужен людям. Как же без музыки жить на свете?! Музыку я очень люблю!

Вед: А теперь, уважаемая Снежная Королева, посмотри одну из сказок о    животных.

Звучит р.н. песня «Журавель» — 1 куплет и припев.

Повадился журавель, журавель.
На зелену конопель, конопель.
Припев:
Такой, такой длинноносый
Такой, такой выступает
Такой, такой длинноногий
Конопельку поедает.

                                                                                                                                              Вед.

Журавлю стало скучно жить одному, и задумал он жениться.

Ж. — Дай пойду посватаюсь к цапле!

Вед. Пошел журавль, — тяп-тяп! — семь верст болото месил.

Приходит и говорит:

Ж. — Дома ли цапля?

Ц. — Дома.

Ж. — Выдь за меня замуж!

Ц. — Нет, журавль, не пойду за тебя замуж: у тебя ноги долги, платье коротко, сам худо летаешь, и кормить-то тебе меня нечем! Ступай прочь, долговязый!

Вед. Пошел журавль домой несолоно хлебавши. Цапля после раздумалась:

Ц. «Чем жить одной, лучше пойду замуж за журавля».

Вед. Приходит к журавлю и говорит:

Ц. — Журавль, возьми меня замуж!

Ж. — Нет, цапля, мне тебя не надо! Не хочу жениться, не возьму тебя замуж. Убирайся.

Вед. Цапля заплакала со стыда и воротилась домой. Ушла цапля, а журавль раздумался:

Ж. «Напрасно не взял за себя цаплю! Ведь одному-то скучно».

Вед. Приходит и говорит:

Ж. — Цапля! Я вздумал на тебе жениться, пойди за меня!

Ц. — Нет, журавль, не пойду за тебя замуж!

 Вед. Пошел журавль домой. Тут цапля раздумалась:

Ц. «Зачем отказала? Что одной-то жить? Лучше за журавля пойду».

Вед. Приходит она свататься, а журавль не хочет. Вот так-то и ходят они по сию пору один к другому свататься, да никак не женятся.                                                              

Снежная Королева.

Интересная сказка и поучительная.  Обе птицы живут на болотах и не смогли договориться.

Одному всегда плохо, вдвоем веселее и не надо думать о выгоде.

Снежная Королева: А бытовую сказку покажите?

Вед. — Обязательно. Сказка «Солдатская шинель».

Вед. — Встретился однажды барин с солдатом.

Солдат — Здравствуйте, барин!

Барин: —  Здравствуй, солдат. А что это у тебя?

Солдат: — Это шинель —  самое дорогое, что есть у солдата. Каждый ею дорожит.

Барин:— А что в ней такого ценного?

Солдат:— Когда мне нужно спать, постелю я шинель, и в головах положу шинель, и покроюсь шинелью. И подушку мне заменяет, и перину, и одеяло.

Барин:— Служивый, продам мне шинель.

Солдат:— Нет, она мне и самому нужна.

Барин:— А я тебе за шинель 25 рублей дам.

Солдат:— Согласен.

Вед.Пришел барин домой и говорит жене.

Барин:— Посмотри, какую я вещь-то купил! Теперь не нужно мне ни перины, ни подушек, ни одеяла: постелю шинель, и в головах положу шинель, и оденусь шинелью.

Жена : — Ну, как же ты будешь спать?

Вед.: -И точно, барин постелил шинель, а в головах положить и одеться нечем, да и лежать-то ему жестко.

Барин: — Обманул меня солдат! Я так это не оставляю!

Вед. И пошел барин к полковому командиру жаловаться на солдата. Командир велел позвать солдата.

Командир: — Что же ты, брат, обманул барина?

Солдат: — Никак нет, ваше благородие.

Вед. Взял солдат шинель, расстелил, голову положил на рукав и накрылся полою.

Солдат: Куда как хорошо на шинели после походу спится!

Командир:- Молодец, солдат! А Вам, барин, я скажу, кто поработает да устанет, тот и на камне спит, а кто ничего не делает, тот и на перине не уснет!

Снежная Королева: Какой находчивый солдат  и талантливый музыкант оказались в этих сказках. А как же дальше развивался этот жанр литературы?

Вед: Русская народная сказка сыграла большую роль в развитии литературы. Глубокий интерес к фольклору появляется в России со второй половины XVIII века. Сказка проникла во все жанры литературы — поэму и повесть, рассказ и роман. Многие русские писатели отдавали дань сказке:  В.А. Жуковский и А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов и Н.В.Гоголь, В.Ф.Одоевский и А.Н.Толстой. Сказки, которые написали писатели, называются литературными.

 «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

Вед. К сказке как  жанру литературы обращались  и многие зарубежные писатели: Шарль Перро, Ганс -Христиан Андерсен, Братья Гримм, Эрнст Теодор Амадей Гофман. (Звучит песня А. Рыбникова «Песня Красной шапочки»).

Песня Красной Шапочки

Если долго долго-долго
Если долго по тропинке
Если долго по дорожке
Топать, ехать и бежать
То, пожалуй, то, конечно,
То наверно верно-верно
То возможно можно-можно
Можно в Африку придти


А-а в Африке реки вот такой ширины
А-а в Африке горы вот такой вышины
А-а крокодилы, бегемоты
А-а обезьяны, кашалоты
А-а и зеленый попугай
А-а и зеленый попугай

Волк. Здравствуй, девочка!
К.Ш. Ой, как вы меня напугали!  Уж думала, что вы и есть тот самый страшный волк, о котором предупреждала меня матушка.

Волк. Какой же я волк. Я лишь всего лесной обитатель. А куда ты идёшь с этой корзинкой?

К.Ш. Я очень спешу к своей бабушке. Она заболела, и я должна отнести ей лекарство.

Волк. А где живёт многоуважаемая бабушка?

К. Ш. Сразу за лесом, где кончается тропинка. (Волк убегает, переодевается в бабушку. Кр. Шапочка напевая, приближается к дому бабушки).

К.Ш. Бабушка, это я, твоя Красная Шапочка! Я принесла настойку из красных ягод, варенье и пирог.

Волк. Дверь открыта! ( прохрипел волк)

К.Ш. Бабушка. Какой у тебя грубый голос!

Волк. Конечно, грубый, ведь я больна…Подойди ближе, дитя моё.

К.Ш. ( поставила корзинку. — Ой, бабушка, какие у тебя большие руки!

Волк. ( прячет лапы). Чтобы лучше обнять тебя.

К.Ш.- Но, бабушка, а почему у тебя большие уши?

Волк. -Чтобы лучше слышать тебя, К.Ш. Ну, сядь ко мне.

К.Ш. Ой. Бабушка, а почему у тебя такие большие глаза?

Волк. Чтобы лучше видеть тебя, К.Ш.

К.Ш. Ой, бабушка. А почему у тебя такие большие зубы? (закричала К.Ш)

Волк. Чтобы съесть тебя! ( Прорычал волк и проглотил К. Ш., лёг и захрапел).

Вед. Мимо проходил лесник, он догадался, что произошло, увидев пузатого и храпящего волка. Выхватив нож, он вспорол живот волка, и оттуда выскочила К.Ш. , а за ней и бабушка. С тех пор К.Ш. ходила только короткой дорогой.

Снежная Королева.

Я рада, что вы побывали у меня в гостях. Много интересного узнала, что сказки обязательно чему-то учат, поэтому их любят не только дети, но и взрослые; увидела, какие вы умные, весёлые, талантливые. На правах гостеприимной хозяйки примите от меня угощение. Учащиеся получают большой пирог. Спасибо вам и до новых встреч!

Тема. Сказка А.С. Пушкина «Сказки о мертвой
царевне и семи богатырях»

Цель: раскрыть смысловую нагрузку «Сказки о
мертвой царевне и семи богатырях»,

приблизиться к пониманию авторского замысла;
раскрыть близость сказки Пушкина к устной

народного творчества и ее новаторскую
сущность; развивать умение учащихся выражать свое

впечатления о произведении, подбирать из
текста важные фрагменты и цитаты для понимания как всего

текста, так и отдельных образов; учить
пятиклассников воспринимать художественный текст как целостную

единство, видеть в нем роль языковых средств
изображения, использованных автором; развивать

логику и образность мышления, умение видеть
главное (доминанту) и художественную деталь; закладывать

основы литературоведческого анализа текста на
основе учебного диалога; способствовать умению

разграничивать добро и зло, несмотря на то,
какой вид оно имеет.

Оборудование: портреты А. Пушкина в детском и
зрелом возрасте; выставка книг, представляющая

различные издания великого русского поэта;
фагменты мультфильмов » Сказка о мертвой царевне и

семерых богатырей»и «Белоснежка и семеро
гномов».

Течение урока

Сказка ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок!

А. Пушкин

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Сказки детства навсегда вошли в жизнь А. С.
Пушкина.  Удивительные рассказчицы,

Арина Родионовна-нянечка-та Мария
Алексеевна-бабушка, перелили в душу ребенка

свою любовь к древнему миру сказочной мечты.
Став взрослым человеком, почувствовав

в себе талант творца, Александр Сергеевич
Пушкин с увлечением работал над

созданием собственных сказок, используя
народные сюжеты и мотивы, творчески их

перерабатывая, наполняя новым содержанием.
(Обращается внимание на портрет

Пушкина работы Тропинина или Крамского.)
Обратившись к сказке, великий поэт

стремился показать в идеальной художественной
форме свое представление о добре и зле, о

мечтаю, о высоком и низменном, об искренности
и коварстве, о зависти и

бескорыстие, о любви и ненависти. Ведь все эти
понятия с древнейших времен

волнуют человеческую душу.

Работа с эпиграфом

— Что же имел в виду великий Пушкин, написав
слова: «Сказка ложь. Да в ней

намек, добрым молодцам урок!»? (создание
проблемной ситуации).

«Интрига». Сложив пазлы, познакомитесь с
героями нашего урока.

https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=223c667b6653

https://www.jigsawplanet.com/?rc=play&pid=34536c942d1d

Итак, тема урока-А. Пушкин. Система образов
«сказки о мертвой царевне и семи

богатырей»

III. Работа над темой урока

Сегодня мы имеем необычайную возможность
приблизиться к пониманию

литературной сказки именно в том виде, в
котором создал ее автор.

Вопросы для выяснения восприятия сказки:

— Была ли вам знакома эта сказка раньше?
Откуда?

— Чем понравилась сказка?

— Назовите героев сказки. Кто из них вам
понравился и почему, а кто не понравился и

Почему?

— Что в сказке показалось непонятным? На
вопросы по содержанию сказки вы

хотели бы получить ответы?

Словарная работа

«инда» — (устар.) даже «сочельник» — канун
Рождества «царица» — жена

царя «царевна» — дочь царя «персты» — (устар.)
пальцы «нрав» — характер

«терем» — высокий, богатый дом

«девичник» — обряд накануне свадьбы, вечеринка
в доме невесты с подружками,

прощание с девичеством

«сенная девушка» — прислуга, которая
постоянно находится рядом с комнатами своих

хозяев, в сенях (коридорчике)

«не кручинься — не грусти

«молва трезвонить стала» — распространились
сведения

«горница» — самая большая и светлая
комната в доме

«полаты» — место для спанья,
устраивались в русских зданиях под потолком

(вверху теплее)

Аналитическое исследование текста «Сказки о
мертвой царевне и семи

богатырей»

— Где и когда происходят события в «Сказке о
мертвой царевне и семи богатырях»?

Почему автор не называет конкретного места и
времени действия?

— Что, по-вашему, стало причиной смерти
молодой царицы? Разве от радости

умирают?

— Расскажите, как началась жизнь царевны.

— Объясните значение выражения «долго царь был
неутешен». Какую роль в дальнейшем

у развития событий есть вопрос » но как
быть? », кому оно принадлежит?

— Как вы воспринимаете новую жену царя?
Зачитайте, какой она представлена в

тексте? Выделите ключевые характеристики.
Объясните их.

— Каким было отношение мачехи к осиротевшей
царевне? Почему?

— Какую роль в характеристике образа мачехи
играют ее разговоры с

зеркальцем? Какую функцию народной сказки
выполняет зеркальце? (Волшебный

предмет, раскрывающий перед читателем истинную
ситуацию и истинную сущность

образов сказки.)

— Какой художественный прием использует
Пушкин, изображая царицу и царевну?

С какой целью? (Контраст, противопоставление.)
Приведите примеры.

— Найдите в тексте фрагмент, в котором это
противопоставление разрастается до

конфликта. Сформулируйте, в чем заключается
главный конфликт сказки Пушкина. Для

какого типа народной сказки характерен такой
же конфликт? (Это конфликт,

характерный для социально-бытовой народной
сказки — конфликт между злой

мачехой и доброй падчерицей.) Почему,
по-вашему, царица решила сжить со свету

Царевну не сама, а руками Чернавки?

— Почему Чернавка отпустила царевну?

— Какой была реакция окружающих на
исчезновение царевны? Кто стал ее искать?

Почему царь не искал свою дочь?

— Перескажите эпизод, в котором царевна попала
к богатырям. Объясните, почему

богатыри сразу догадались, кто их неожиданная
гостья? Каковы черты царевны

раскрываются в этом эпизоде?

Царица (мачеха): «своенравна», «ломлива»,
«высока, стройна, бела», «черной

зависти полна», «и умом, и всем взяла»,
«гордая», «ревнивая», жестокая, злая, считает

себя самой красивой, мстительная,
безжалостная, властная.

Вывод: прекрасная внешность царицы не
соответствует ее черной душе.

Царевна (падчерица): «белолица, черноброва,
нраву кроткого такого», «милая»,

добра, искренняя, любит своего жениха. .

Вывод: Царевна красива и прекрасна душой.

— Какова роль в сказке королевича Елисея?
Кратко передайте, каким был его путь

к потерянной невесте? Как вы думаете, почему
он опоздал? Почему никто из людей не

помог королевичу в его поисках?

— Какую роль имеют обращения Елисея к силам
природы? Просмотрите фрагмент

мультфильма, изображающего поиски королевичем
Елисеем царевны. Что вам

открылось благодаря просмотру фрагмента?

-Что, по-вашему, вернуло царевну к жизни?

— Докажите, что финал сказки Пушкина построен
в соответствии с традициями

народной сказки. Какие черты фольклорной
сказки имеются в произведении? Выводы аргументируйте

примерами из текста.

— Почему Пушкин назвал свое произведение
» Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»,

ведь царевна осталась живой?

Задача. Подобрать цитату к каждому
изображению.

IV. Подведение итогов урока

— Как вы считаете, какой урок имеет

вынести читатель из » сказки о мертвой

царевну и семерых богатырей» О. С.

Пушкина?

— Докажите, что сказка Пушкина

близка к народной. Сюжет которой

народной сказки напоминает вам история

«мертвой» царевны? (Сюжет немецкого

народной сказки «» Белоснежка и
семеро

гномов.)

— Известно ли вам, откуда О. С.

Пушкин брал сюжеты своих сказок вообще и
«Сказки о мертвой царевне и семи

богатырей»» (Известно, что сюжет «Сказки
о мертвой царевне и семи богатырях»,

написанной Пушкиным в 1833 году, связан с
записью народной сказки » Волшебное

зеркальце», сделанного Александром Сергеевичем
со слов няни Арины Родионовны.

Сюжет о мертвой царевне, королеву был очень
популярным в европейском

фольклоре. Подобные сказки есть в народном
творчестве французов, итальянцев, немцев.

Особое сходство есть между сказкой Пушкина и
немецкой сказкой » Белоснежка и

семеро гномов», вошедшей в сборник
сказок, заключенный братьями Гримм.)

Просмотр отрывка мультфильма, сравнение двух
видов искусства.

V. Домашнее задание

Прочитать с. 91-95, пересказывать сказку
«стойкий оловянный солдатик»

Конспект урока по литературе в 5 классе.

Тема: А.С.
Пушкин « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях. Основные образы сказки.

Цель: 
продолжить работу над литературной сказкой, над характеристиками героев;
обсудить нравственные проблемы добра и зла, поставленные в ней; развитие
творческих способностей учащихся (инсценирование, выразительное чтение);
обучение составлению характеристики главной героини по плану.

Оборудование:
учебник-хрестоматия; рисунки учащихся; портрет А.С. Пушкина; иллюстрации Е.
Пашкова, Т. Мавриной к сказке; сборник сказок Пушкина; телевизор; диск со
сказкой; эпиграф.

Ход урока:                                    
                                                                           Сказка
ложь, да в ней намек!

  
Добрым молодцам урок.

А.С.
Пушкин

I Слово
учителя.

Трудно найти в
нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения
великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Еще при жизни его
называли «солнцем русской поэзии». Прошло больше 150 лет, как погиб поэт, а
наша любовь к нему так же крепка, стихи его становятся нам все ближе, дороже и
нужнее. И мы можем добавить к словам современников Пушкина еще одно слово и
сказать: « Пушкин-незаходящее солнце русской поэзии.»

Пушкин первый из
русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и
сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Вслушаемся в строки
Пушкина

— Чтение учеником
наизусть «Пролога»

Это собирательная
картина сюжетов, образов и событий народных сказок.

— Какие народные 
и литературные сказки вспоминаются нам, когда мы слушаем «Пролог»?

— Ребята, чем
литературная сказка отличается от народной?

У Пушкина было
много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была
простая крестьянка, его няня Арина Родионовна Матвеева. «Подруга дней моих
суровых»- называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку.
От нее он впервые услышал замечательные русские сказки.

В селе
Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, в длинные зимние вечера в
ветхом доме, Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки.
Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено- и сказочный народный
мир расцветал вокруг Пушкина.

Царь
с царицею простился,

В
путь дорогу снарядился

И
царица у окна

Села
ждать его одна.

II Просмотр
отрывка из мультфильма «Сказка…»

III Анализ
«Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»

Беседа

а)

 — Есть ли в «Сказке»
зачин?

— О каких событиях
узнаем в начале?

— Какой предстает
родная мать царевны? (верная, любовь к мужу)

— Обратите
внимание на слова «белые зори» (Даже зори выцвели, поблекли) Протекла весна ручьями,
прошумело лето листвой, но царевна видит только вьюгу, снег. Почему?
(Подчеркивает одиночество)

б) Сбор
материала о мачехе.

— Кто такая
мачеха? В каких народных сказках мы встречаем историю падчерицы и мачехи
(«Морозко», «Крошечка-Хаврошечка»)

— Как описана
Пушкиным? Почему эта красота не радует окружающих? (скрывает злой, упрямый,
сварливый характер)

— С кем была
приветлива?

— Как отомстила
царица-мачеха царевне? Что подтолкнуло ее к этому? (черная зависть)

— В чем
проявляется жестокость? Как называет Пушкин  в этом эпизоде злою царевну

( «Баба гневная»)

в) Сбор
материала о царевне.

— Можно ли  их
сравнить?

— Почему
повествование о ней поэт начинает с союза но, кому противопоставляет?

— С чем
сравнивает, используя глаголы- росла, росла, поднялась- и расцвела?

Вывод: Пушкин
показывает внешнюю (белолица, черноброва), так и внутреннюю красоту (тихий,
спокойный, кроткий нрав)

— Какие поступки
говорят о трудолюбии царевны?

— В чем проявилась
ее благовоспитанность, сдержанность?

— В чем выразилось
ее чувство верности жениху?

III Составление
учениками таблицы на доске с помощью карточек-качеств.

Царица

Царевна

царского
происхождения, умны, красивы

Злая

добрая

завистливая

бескорыстная

гордая

скромная

своенравная

кроткая

жестокосердная

добродетельная

ленивая

трудолюбивая

грубая

вежливая

надменная

простая

IV Рассказ
учеников о царевне по плану.

План рассказа о царевне.

1.      Описание
внешности царевны и ее внутренних качеств.

2.      Отношение
к ней других персонажей сказки:

а)
Чернавки;

б) пса
Соколки;

в) семи
богатырей;

г)
королевича Елисея.

3.      Поведение
царевны:

а) в
тереме богатырей;

б) по
отношению к окружающим ее людям.

4.      Отношение
автора к героине.

V Инсценирование
учащимися обращений Елисея к солнцу, месяцу, ветру.

VI Вывод: чем сказка схожа с народными: добро и зло; волшебные числа 7 и 3;
обращение  к силам природы; заговоренные волшебные предметы, зачин, концовка.

 VII Словарная работа. Проверка
д/з. Зачитать по тетрадям найденные в тексте:

повторы

эпитеты

простонародные
слова

путь-дорога

месяц
ясный

правду
молвить

ждет-пождет

дева
красная

издалече

красавица-девица

красно
солнце

тяжелешенько

нет как
нет

молодцы
честные

белешенька

черная
зависть

спознали

люди
добрые

воротился

яблочко
наливное

сыскался

злая
мачеха

снарядился

величать
(звать)

перемолвилась

тужит

VIII Подведение
итогов урока

а) Чему
учит сказка? (обращение к эпиграфу)

 
Кротость, доброта, терпение и верность вознаграждаются. Девушка становится
королевой. Однако она не становится подобием злой мачехи.

б) Работа
в тетрадях. Дополните записанное на доске

— Сказки
Пушкина похожи на……….

— Они
полны………..

— Сказки
Пушкина учат нас………..

В)
Подведение итогов конкурса рисунков (понравившиеся рисунки нужно было заранее
отметить сердечком).

г)
Выставление оценок.

Вывод:  Имя
Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш любимый, великий Пушкин!

Д/з на
выбор обращение к солнцу, месяцу, ветру. (с. 89-90) наизусть.

  • Почему сказка о мертвой царевне называется сказкой
  • Почему сказка называется премудрый пескарь
  • Почему сказка называется царевна лягушка 5 класс литература
  • Почему сказка конек горбунок называется русской сказкой
  • Почему сказка кладовая солнца называется кладовая солнца