Почему сказка называется теплый хлеб

Опубликовано: 26.12.2021 главные герои какие в сказке главные действующие лица, можно понять, прочитав книгу полностью. автор дает подробное описание каждому

Опубликовано: 26.12.2021

Главные герои

Какие в сказке главные действующие лица, можно понять, прочитав книгу полностью. Автор дает подробное описание каждому персонажу:

  1. Филька — главный герой «Теплого хлеба». Это мальчик со злым, жадным и угрюмым характером, осторожен со сверстниками и не доверяет им, поэтому в его окружении нет товарищей. Он груб и заносчив не только с ровесниками, но и с людьми пожилого возраста. Постоянно ругается с бабушкой, которая занималась его воспитанием. Он стал причиной появления метели из-за того, что ударил коня, а затем бросил ему хлеб в снег. Но после рассказа старушки о людской злости, понял свою ошибку, попросил прощения у лошади.
  2. Старый конь — животное выступает в роли мерила человеческих качеств, помогает выявлять людские пороки и положительные черты. Боевого скакуна после ранения оставили в деревне, местные жители подкармливали скотину. Только Филька отнесся к животному жестоко, он ударил его. На злобу и жадность подростка конь взмахнул хвостом, после этого началась сильнейшая метель, в результате которой замерзла река, встала мельница. Но в конце конь все-таки прощает раскаявшегося мальчугана.
  3. Панкрат — старый мельник, который взял коня себе, он прожил жизнь, поэтому мудр и опытен. С любовью и уважением относится к боевой лошади, раненной на войне. Он не спешит давать совет прибежавшему к нему Фильке, дает ему время самостоятельно понять ошибку и исправить ее. Мальчик собирает вокруг себя сверстников, и товарищи совместными усилиями раздолбили лед. Мельник поддерживает решение и приводит на помощь взрослых жителей деревни.

Это главные герои «Теплого хлеба» Паустовского. У каждого из них свой характер, свои взгляды на жизнь.

Второстепенные персонажи

Есть и герои второго плана в произведении, они также сыграли немаловажную роль. Этим персонажам можно дать следующую характеристику:

  1. Бабушка — мудрая и добрая старушка, она переживает, что внук растет злым и угрюмым мальчиком, ругает его, пытается направить на правильный путь. После того как началась буря, она рассказывает внуку историю, что метель наступает, когда появляется злой и жестокий человек, который абсолютно равнодушен к чужому горю. Его злость и вызывает пургу, которая уничтожает все живое на земле. Она объясняет мальчику, почему так важно исправить ошибку, что нужно сделать, чтобы искоренить зло.
  2. Сорока — сказочный персонаж, который олицетворяет человеческие недостатки. Птица показывает, что нельзя делать, а что, наоборот, нужно, чтобы к тебе стали относиться доверительно и уважительно.

Также в сочинение присутствуют местные жители: старики и мальчишки. Они простили Фильку, и вышли ему на помощь. Люди стали жечь костры, работать ломами, их совместный труд влияет на погоду, метель постепенно утихает.

Вода стала поступать на мельницу, и она заработала, тем самым жители поселка смогли получить свой теплый хлеб.

Основная мысль и анализ

«Теплый хлеб» Паустовский написал в жанре рассказ. При создании произведения автор хотел показать, что самыми важными человеческими качествами являются:

  • доброта;
  • милосердие;
  • неравнодушие.

Образ Фильки в начале рассказа сложно назвать положительным, но он смог взять себя в руки и измениться.

После этого люди потянулись к нему, оказали помощь. С помощью хороших поступков можно изменить любую ситуацию, добро находит отклик в людских сердцах. А вот противоположные чувства в виде равнодушия и черствости могут привести к печальным последствиям.

Если относиться к людям с заботой и любовью, корить себя впоследствии за жестокость и бесчеловечность не придется, именно этому учит сказка.

У Паустовского есть и другие поучительные повести, увлекательные романы. Для маленьких читателей можно взять книги с иллюстрациями, красивыми картинками, интересными рисунками. Они, без сомнения, понравятся детям.

Литература 5 класс Обведи букву под которой дан верный ответ.

Какой масти был конь, оставшийся в деревне?

а) пегий; б) вороной; в) каурый.

Масть лошади -это не просто окрас ее тела, это сочетание окраса корпуса, хвоста и гривы. Потому что если например цвет корпуса лошади один и тот же, но цвет гривы у лошадей различается, то это уже разная масть.

Впрочем обычно такие тонкости имеют значение для людей тесно связанных с лошадьми — заводчиков, конюхов, жокеев. Для обычного человека нет особой разницы между гнедой и рыжей мастью.

Поэтому просто обратимся к тексту рассказа Паустовского, и посмотрим, какой мастью обладает раненый конь, которого обидел Филька:

Вороная масть — масть цвета ворона, то есть конь в рассказе был совершенно черным.

Обводим букву Б: вороной.

В рассказе «Теплый хлеб» раненный немецким снарядом конь является таким же главным героем произведения, как мальчик Филька или мельник Панкрат. Это необычайно умное животное, которое все понимало и обладало великодушием, способностью прощать.

Масть коня в рассказе была самая колдовская, волшебная — вороная, черная.

Обвести следует букву Б.

Конь был вороной. Прочесть полный текст можно здесь http://e-libra.ru/read/121459-teplyj-xleb.html

Паустовский не стал называть время, когда действительно происходили описанные в рассказе «Теплый хлеб» события, но по косвенным приметам мы можем сделать вывод, что события рассказа скорее всего происходили во времена Гражданской войны,

Прежде всего в начале рассказа читаем о снаряде, который ранил коня. Он был немецкий. С немцами мы воевали и во время Великой отечественной войны и во время Гражданской войны.

Но по деревне проходили кавалеристы. Кавалерия принимала участие в боевых действиях и в Гражданскую и во Вторую мировую Войну, но тогда после отступления кавалерии в деревню должны были войти немцы.

Еще один момент. Мельник Панкрат обращается к Фильке гражданин, а это обращение было популярно после Февральской революции.

В рассказе — сказке Константина Георгиевича Паустовского » Теплый хлеб » жители деревни Бережки относились к раненному коню, которого кавалеристы оставили на попечение деревни, очень хорошо и по-доброму. Можно сказать жители деревни любили коня и жалели его. Каждый житель старался не обижать коня и покормить чем — нибудь — то ли свекольной ботвой, то ли краюшкой черного хлеба или сладкой морковкой. Все жалели раненного коня, который пострадал от врага и каждый житель деревни считал своей обязанностью покормить коня.

6UXG8EfcZ6uMIAKoL0zAIikkGb2ye9J5

После того как немецкий снаряд разорвался на краю села, через которое проходили кавалеристы, осколком снаряда был ранен конь. Раненного коня кавалеристы оставили в селе, а сами ушли дальше. Раненного коня взял к себе мельник Панкрат, который вылечил и выходил коня.

Правильным ответом на этот вопрос будет вариант А.

После того как Филька пришел к мельнику Панкрату и признался ему в том, что натворил и как коня обидел, и как мороз лютый на деревню навлек, и спросил совета, что же ему Фильке делать сейчас и как исправить эту ситуацию, как исправить свое злодейство и спастись от погибели, мельник Панкрат сказал, что нужно изобрести спасение от стужи.

Вот такой совет дал мельник Панкрат Фильке и времени для придумывания и обдумывания дал ему час с четвертью, поэтому правильным ответом на этот вопрос будет вариант В.

Для того, чтобы помириться с конем и попросить у него прощения Филька на следующий день принес коню буханку теплого свежего хлеба и солонку крупной соли.

Вариант правильного ответа на вопрос, что Филька принес коню, чтоб помириться с ним, будет вариант В.

wjLOhXM78Wd5zJuJhRmKZ9eXh3nDuD

Трагическая история, описанная Паустовским в рассказе «Теплый хлеб» началась в один теплый зимний день, когда Филька один сидел дома и ел вкусный хлеб. В это время к дому подошел раненый конь, живущий у мельника Панкрата и попросил хлеба. Филька разозлился на коня и грубо на него закричал, закинув хлеб глубоко в рыхлый снег. Именно этот крик автор называет в следующем предложении «Злорадным окриком».

Что же означает это выражение?

Прежде всего окрик — это крик, а злобным он был потому, что кричал Филька со злости. Он грубо назвал коня Дьяволом и Христорадником, то есть попрошайкой, он посоветовал коню копать мордой снег, чтобы добраться до снега и тем самым жестко обидел коня.

Характеристика главных героев сказки

Характеристика

«Тёплый хлеб» — сказка, написанная Константином Георгиевичем Паустовским. В ней на примере мальчика Федьки автор показывает юным читателям, как важно творить добро и не обижать тех, кто нуждается в нашей помощи.

Сюжет произведения следующий. В деревне Бережки командир отряда кавалеристов оставил коня, которого ранило снарядом. Заботу об этом коне, получившем имя Мальчик, взял на себя мельник Панкрат. Окрепнув, конь начал помогать старику с перевозкой грузов, и тот смог починить давно вышедшую из строя мельницу. Но мельнику не мог самостоятельно прокормить коня, и Мальчика подкармливали всей деревней. Когда конь попросил еды у Фильки, ребёнок ударил лошадь и бросил кусок хлеба в сугроб. Тогда поднялся в селе страшный ветер, ударил мороз. Бабушка рассказала мальчику, что такое бывает, когда кто-то сделает что-то дурное, и мальчик пошёл к Панкрату и рассказал, как было дело. Пока жители деревни рубили лёд, сорока, слышавшая рассказ мальчика, слетала на юг и упросила летний ветер прогнать мороз. На следующее утро Филька с ребятами пришёл покормить Мальчика свежим хлебом, тем самым попросив у него прощения. Сначала конь не доверял ему, но потом съел хлеб и положил голову на плечо Фильке.

  1. Характеристика главных героев сказки «Теплый хлеб» Паустовского
  2. Филька
  3. Панкрат
  4. Бабка Фильки
  5. Конь Мальчик
  6. Сорока

Характеристика главных героев сказки «Теплый хлеб» Паустовского

Филька

В начале повествования Филька предстаёт перед нами как мальчик грубый, невоспитанный, нелюдимый: «Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!»». Он не дружил с деревенскими ребятами, был неприветлив даже с бабушкой, с которой жил. Когда к нему подошёл конь, чтобы попросить еды, мальчик сильно разозлился: «На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега».

Осознав, какой ужасный поступок совершил, Филька раскаивается в содеянном и идёт просить совета у Панкрата. Их разговор показывает, что мальчик решителен и сообразителен: «Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу!». Он действительно хочет исправиться и заслужить прощение.

После того, как мороз отступил, Филька идёт к мельнику, чтобы искупить свою вину перед Мальчиком. Мы видим, что у ребёнка, несмотря на проступок, доброе сердце, и теперь он не озлоблен на мир: «Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал».

Панкрат

Панкрат — человек пожилой, строгий. Когда Филька пришёл к нему за помощью, он не стал жалеть мальчика, а потребовал от него принятия решений и доказательств того, что он действительно хочет измениться («Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!», «Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью – тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит»).

Несмотря на некоторую суровость, Панкрат — добрый старик. Он ухаживает за раненым конём, честно трудится во благо других. Видя, что Филька поменял своё отношение к окружающему миру, Панкрат больше не поучает его. Даже коню он говорит не бояться Фильку: «Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!»

Бабка Фильки

Бабушка мальчика — женщина довольно пессимистичная, пугливая. Она одна заботится о внуке и переживает за него: «Да неужто в такую стужу до мельницы добежишь? Сразу кровь остановится», — говорит она Фильке, когда он собирается к Панкрату».

Конь Мальчик

В сказках образы животных, как правило, играют значительную роль, и сказка Паустовского не стала исключением. Конь — доброе и умное животное, он прощает плохое обращение с ним Фильки: «…когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».

Сорока

Сорока помогает жителям деревни справиться с нагрянувшими морозами. Это гордая птица, которой обидно, что никто из людей не сможет узнать о её подвиге: «Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт».

теплый хлеб краткий пересказ
Характеристика героев

Какая кличка коня в рассказе «Теплый хлеб» Паустовского Вы вспомните в этой статье.

«Теплый хлеб» какая кличка была у коня?

Кличка коня в сказке Паустовского «Теплый хлеб» Мальчик.

«Теплый хлеб» характеристика коня

Конь воевал на фронте, был ранен, и кавалеристы, проезжавшие через деревню, оставили его в Бережках. Мельник Панкрат взял коня к себе, вылечил его, но не мог прокормить, поэтому конь ходил по деревне и побирался. Каждый житель считал своим долгом покормить его, потому что он был ранен, пострадал на войне.

«В один из таких теплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки дома не было, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.

Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. “Да ну тебя! Дьявол!” — крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

— На вас не напасешься, на христарадников! Вон твой хлеб! Иди, копай его мордой из-под снега! Иди, копай!

И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого не было».

«Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно и протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И все выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.

Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: “Да ну тебя!” — и прислушался. Ревела, обезумев, метель, но сквозь ее рев Филька слышал тонкий и короткий свист,— так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьет им себя по бокам.

Метель начала стихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небесному своду, и колючий мороз прошел по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твердому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые бревна в стенах, и они трещали и лопались. Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замерзли колодцы и теперь их ждет неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница теперь работать не сможет, потому что река застыла до самого дна».

Бабка рассказала Фильке о событиях, произошедших в Бережках сто лет назад:

«— Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз,— говорила бабка.— Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал ее стороной всякий зверь — боялся пустыни.

— Отчего же стрясся тот мороз? — спросил Филька.

— От злобы людской,— ответила бабка.— Шел через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только черствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: “Вот тебе! Жуй!” — “Мне хлеб с полу поднять невозможно,— говорит солдат.— У меня вместо ноги деревяшка”.— “А ногу куда девал?” — спрашивает мужик. “Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии”,— отвечает солдат. “Ничего. Раз дюже голодный — подымешь,— засмеялся мужик.— Тут тебе камердинеров нету”. Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит — это не хлеб, а одна зеленая плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул — и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер».

Филька заинтересовался рассказом бабки. Ведь эта история очень похожа на его собственную: он пожадничал, обидел боевого коня. Мальчик волнуется, боится, что из-за своего жесткого поступка может пострадать сам и подвести жителей деревни. Но Филька получил умный совет:

«Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью — тоже. Будешь ты чистый человек, веселый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит».

«На следующее утро Филька пришел вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи, не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.

Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николай держал деревянную солонку с крупной желтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил:

— Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?

— Да нет! — закричали ребята.— Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.

— Ну что ж,— сказал Панкрат. — Не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.

Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал — учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал. Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:

— Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия».

Филька искренне раскаивался в совершенном поступке и хотел искупить свою вину. Он старательно трудился, отбивая лед у мельницы, а потом пришел просить прощения у коня. Но без подсказки старших и помощи ребят Филька бы не обошелся. Именно они своим неравнодушием помогли герою побороть «холод сердца» и навсегда запомнить, что б лагополучие всех зависит от каждого: ошибся один — расплачиваются все.

Разделы: Литература

Цель урока:

  • Помочь учащимся осознать значимость произведения К.Г. Паустовского “Тёплый хлеб”; понять нравственные уроки сказки; показать неразрывное единство человека и природы; уяснить роль пейзажа в произведении.
  • Обучать анализу художественного произведения в единстве формы и содержания; выразительному чтению; анализу текста с точки зрения использования средств речевой выразительности.
  • Развивать художественное восприятие через работу с текстом, выразительное чтение, монологическую речь, инсценировку, иллюстрирование.
  • Воспитывать доброту, милосердие, чувства коллективизма и взаимовыручки, любовь к труду.

Оборудование: портрет писателя, выставка книг, иллюстрации учащихся к сказке, презентация

1. Вступительное слово учителя. Определение цели урока. (Слайд 2)

Ребята, мы с вами познакомились на прошлом уроке со сказкой К.Г. Паустовского “Теплый хлеб”. Вспомним кратко ее сюжет.

— Кто желает рассказать?

Действие в этой сказке происходит во время Гражданской войны, в обычной русской деревне. Мальчик Филька по прозвищу “Ну, тебя” обидел раненого коня. Поэтому в деревне начинаются всякие беды. В конце произведения Филька понимает свою ошибку.

— Хорошо. Давайте мы на этом уроке попробуем разобраться в поступке Фильки, попробуем оценить его с точки зрения нравственности, этичности и сделаем выводы.

Нравственность — (Слайд 3)

2. Стадия осмысления

Итак, сказка “Тёплый хлеб”. Она написана через 9 лет после победы в Великой Отечественной войне. События, описанные в ней, происходят во время Гражданской войны. Очень трудное и голодное время.

— Как вы понимаете значение слова “хлеб”? (Это житейская необходимость, потребность).

— Но рассказ называется ТЕПЛЫЙ хлеб”. Что обозначает слово ТЕПЛЫЙ? (Слайд 4)

Теплый от старославянского – жар, огонь. Таким образом, теплый хлеб несет в себе символическое значение. Хлеб – это чудо, тепло, которое рождает в живом существе особое чувство). Хлеб, сделанный с теплом души, с любовью.

— Где происходят события? (В деревне Бережки)

— Что вы можете сказать о названии деревни? (Образовано от слов “беречь”, оберегать”). Само название говорит о том, что люди, живущие в деревне должны беречь друг друга, жить мирно, приносить друг другу добро.

— Закончите предложение: Приносить людям добро – это значит .

Кластер

  • мир
  • Хор. поступки
  • свет
  • мама
  • солнце

Добро

  • радость
  • счастье
  • любовь

Он (Паустовский) не был сказочником. Он был рассказчиком, который облегчал рассказом трудность добра. В.Шкловский.

— Какое словосочетание показалось странным? Неужели творить добро трудно?

На это вопрос мы попробуем сегодня найти ответ.

Определим круг героев.

Кто главный герой, вокруг которого происходит действие? (Слайд 6)

  • сорока
  • бабка
  • мельник
  • ФИЛЬКА
  • Конь
  • ребята
  • ветер
  • старики

2. Знакомство с характеристиками героев сказки.

Давайте охарактеризуем героев: (Слайд 7)

Конь: вороной, ранен во время войны, выполнял тяжелую работу (возил глину, навоз, жерди), побирался.

Филька: молчаливый, недоверчивый, ни с кем не дружил, неласковый, “Ну, тебя”.

Панкрат: мельник, мучная пыль навек вьелась в него, скорый на работу, сердитый, быстрые глаза.

— Итак, Фильку звали “Ну, тебя”.

Как характеризует его это прозвище? Почему его так звали?

— Прозвище его характеризует как эгоистичного человека, которому важно только его чувства и желания, а на остальных ему “наплевать”.

— Дальше в сказке мы с вами узнаем, какие удивительные события произошли в Бережках.

3. Выразительное чтение отрывка (от “Зима в этот год стояла. ”).

4. Анализ эпизода. Составление схемы.

— Каким мы увидели Фильку в этом эпизоде? Почему он так поступил?

— Конь помешал ему есть хлеб.

— Проследим за последовательностью действий Фильки. (Слайд 8)

— Как поступил Филька?

— Но, ребята, в жизни и добро, и зло не уходит в никуда, все когда-то возвращается бумерангом.

Как отразился поступок Фильки, на ком?

Последствия Филькиного поступка (Слайд 9)

Слеза скатилась у коня из глаз.

В природе: засвистел ветер. Мело и хлестало, ревела, обезумев, метель, ломались скворечни, небо зазеленело, как лед, звезды примерзли к небу.

На людях: замерзли колодцы, мельница не могла работать.

— В чем же заключается вина Фильки? (Ударил коня, бросил хлеб на снег, говорил грубые слова.)

— Кто помог осознать Фильке его поступок? (бабушка)

— Какую историю она рассказала? Истории чем-то похожи?

(Пересказ – рассказ бабки о событиях столетней давности)

— Как вы думаете, какие чувства испытал мальчик, когда слушал этот рассказ?

(страх, вину, боялся, что умрет)

— Почему, по-вашему, он, несмотря на сомнения, решил пойти за советом к Панкрату? (решил сгладить свою вину, помочь деревне, боялся умереть)

— Инсценировка эпизода. Сначала вы получите задание. (Слайд 10)

1 группа – Характеристика Панкрата (серьезный, строгий, обвинил в беде, умный, понимающий, дал ему возможность исправить зло, человек особенный).

2 группа – Характеристика Фильки (растерянный, нерешительный, чувствует свою вину, напуганный, хочет исправить свой поступок).

3 группа – Оцените игру своих товарищей, смогли ли они в своем выступлении отразить характеры героев?

(Показывается инсценировка разговора Фильки и Панкрата).

Смог ли герой рассказать о своем проступке? Как его это характеризует?

— Что советует Панкрат герою ? Панкрат – всесильный). Панкрат предлагает раскаяться. Что это значит? (отречься о дурной прежней жизни, сознательно начав новую)

-Каким должен быть человек, по мнению Панкрата? (живущим по совести, чистым, веселым).

— Изменился ли Филька в конце сказки?

— Кто еще помог Фильке исправить свою вину? (жители деревни, ребята, сорока)

— Не только люди помогли Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами показала, какой поступок совершил мальчик.

Сравнительная характеристика эпизодов: (Слайд 11)

Описание природы до встречи Фильки с конем (со слов “Зима в этом году стояла теплая. ”),

Описание метели (от слов: “Слеза скатилась у коня из глаз. ”)

  • 1-й эпизод: теплая погода, вода не замерзла, скоро начнет работу мельница и даст людям жизнь – хлеб.
  • 2-й – ревела, обезумев, метель. Ревет, как человек. Какой прием использовал автор? Олицетворение.

— В какой момент началась метель?

Метель началась в тот момент, когда Филька обидел коня. В этом поступке – неуважение к природе. Конь и человек — часть природы. Обидев коня, Филька оскорбил окружающий мир. Природа решила заступиться за коня. Злой человек принес зло живому существу. Все сковало льдом. Слезы бабушки – это и слезы всей деревни. Даже Филькам заплакал от страха.

Природа все время меняется. А как она меняется? Какими средствами это достигается? Автор дает звуковое и цветовое восприятие пейзажа в произведении. Давайте найдем это в тексте.

Групповая работа. (Слайд 12)

1 группа – Звуки (каркали, завыл, засвистел, ломали скворечники, хлопали ставни, неслись, шурша, ревела метель, зашумела роща, со звоном разбились сосульки и т.д.).

2 группа – Цвет (черная вода, небо зазеленело, небесный свод, черные ивы, поседели от стужи, солнце всходит багряное, по седым ивам).

3 группа – Движение (таял и выпадал снег, вороны толкались, кружились льдинки, вздул снег, запорошил горло, летела мерзлая солома, мороз прошел и т.д.).

(Отрывки: 1) “Слеза скатилась. они трещали, лопались”

2) “В морозные дни. с темной водой”.

— Каким предстаёт перед ним ночной пейзаж? Какую картину он (Филька) видит? (Слайд 13)

— Как скрипит снег? /Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. /

— Каким был воздух? / Воздух замёрз, и между землёй и луной осталась одна пустота – жгучая и такая ясная. Чёрные ивы поседели от стужи. Ветки их поблескивают, как стеклянные. Воздух колет Фильке грудь.

Вывод: природа – это тоже образ. За злые поступки она “мстит” по-своему, сердится на людей и радуется вместе с ними. Она живет своей жизнью, помогает понять человеку красоту, гармонию на Земле. Природа как волшебник. И в сказке Паустовского тоже много волшебного.

— Что происходит в природе, когда Филька покаялся? (Текст: в воздухе запахло весной. — Тепло. Ласка, любовь, добро.

— Чему посвящены последние строки рассказа? (Покаянию Фильки. Примирению с конем).

Чтение эпизода “Филька мирится с конём”

Это очень трогательный момент: момент обретения друга. И никто никогда, хочется верить, не назовет Фильку “Да ну тебя”.

Мельница заработала, вместе с горячей мукой в дома вошло тепло, зажигающее людские сердца добром. И по всей деревне стоял запах теплого хлеба. Произошло чудо – зло, лихо отступило перед добром.

— Почему же сказка о Фильке и о коне называется «Тёплый хлеб»? (Хлеб примирил Фильку и коня).

— В каком значении употреблено слово «тёплый» в названии сказки? Является ли оно эпитетом? (Слово «тёплый» употреблено в значении «согревающий душу, ласковый, приветливый, отличающийся внутренней теплотой»).

— Какова же народная мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).

Беседа о рисунках учащихся. Связные ответы на вопрос, что нарисовали и почему.

Заключительное слово учителя. (Слайд 15)

Евгений Евтушенко писал:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

— Каких зверей нужно убить внутри себя? Через что надо переступить, чтобы стать милосердным?

Звучит песня “Дорогою добра”. Одновременно идёт показ слайдов с изображением природы.

1. Ребята, вам понравился урок?

2. Как вам работалось на уроке?

3. Комфортно ли вы себя чувствовали?

Домашнее задание: выписать из текста сказочные и реальные мотивы или эпитеты

Война, раненый конь, голод, злоба

Ответить на вопрос: Чему учит сказка “Теплый хлеб”?

Читайте также:

      

  • Как называются лошади тяжеловозы
  •   

  • Почему девушки любят кататься на лошадях
  •   

  • Во сколько лет обучают лошадей верхом
  •   

  • Как понять что лошадь устала
  •   

  • Как делают коня в тюрьме

История написания

Рассказ «Теплый хлеб»был написан Г.К. Паустовским в 1954 году. Он больше обращен к детской аудитории. Хотя война была окончена почти 10 лет назад, но военная тематика ярко просматривается в произведении. Впервые, данная литературная сказка была опубликована в журнале «Мурзилка» и очень понравилась юным читателям. Через 20 лет был создан мультипликационный фильм с аналогичным названием.

Жанр произведения

Сложно с уверенностью отнести это произведение к какому-то определенному литературному жанру. С одной стороны – это рассказ, ведь Паустовский частично описывает реальные события, с другой стороны – это сказка, речь идёт о фантастических событиях, которые не могли произойти в реальности, ну а с третьей стороны «Теплый хлеб» — это притча. Так можно назвать произведение за наполненность глубоким смыслом.

Значение названия

Константин Георгиевич назвал свой рассказ «Теплый хлеб». Конечно, здесь используется непрямое значение слова. Добрый человек несёт в себе тепло, радость, счастье, любовь, заботу. Таким образом, хлеб является как бы символом, это сердце человека, которое не должно быть холодным и черствым. Испечённый свежий хлеб символизировал перемены в сердце Фильки. Его желание помириться с конем.

Композиция

Композиция произведения является линейной. Сюжет раскрывается последовательно.

  • Введением становится история о том, как в деревне появился раненый конь и познакомился с главным героем мальчиком Филькой.
  • Завязка сюжета заключается во встрече животного и мальчика, их конфликте. По поручению деда Панкрата, Фильке придется выполнять задачи, которые приводят к кульминации сказки и ее развязке.
  • Вторая встреча Фильки и старого коня является кульминацией. Это самый эмоциональный момент повествования. Конь прощает ребенка, а груз вины, который тяготил Фильку уходит. Сердце его оттаивает.
  • По сути, этот же момент является и развязкой произведения.

Суть

Суть произведения заключается в том, что злые поступки нужно исправлять. А лучше не причинять никому зла.

Действие происходит во время войны. В литературном произведении говорится о деревушке и о ее жителях. Раненный конь был оставлен солдатиком, котрый проходил мимо деревни. За животным ухаживал мельник по имени Панкрат. Конь возил грузы на мельницу, тем самым оказывал помощь своему хозяину. Все жители деревни жалели раненое животное и каждый старался коня подкормить, угостить лакомством. Однажды мальчик Филька ел хлеб с солью, его аромат привлек голодного коня. Вместо того чтобы поделиться с животным, он выбросил хлеб и ударил коня по морде. Его жестокость навлекла беду на деревню. Наступили лютые морозы, река замёрзла, мельница перестала работать, а это повлекло голод жителей. Бабушка рассказала Фильке, что людская злоба тому виной. Такое уже случалось, когда в деревне обидели старого солдата. Филька понял, что это он виноват в случившемся. Мальчик попросил друзей о помощи, они развели костры и река оттаяла. А сорока, которая подслушала разговор Фильки и деда Панкрата, попросила южные ветры обогреть деревню. Мельница заработала, жители испекли свежий хлеб. Мальчишка, чтобы получить прощение коня, принес ему самый вкусный и ароматный хлеб. Конь его принял. А сорока летала по деревне и всем хвасталась, что она помирила Фильку и коня.

Характеристики главных героев

  • Филька – мальчик со злым, жестоким, жадным характером. Он постоянно чем-то недоволен, часто ссорится с бабушкой. В ссоре с конем он показал худшие из своих черт: равнодушие, упрямство, агрессивность. Но осознав свою ошибку, он старается не исправить. В нем проявляется добросердечность и настойчивость в достижении целей.
  • Дед Панкрат – старый мельник, хозяин коня. Панкрат мудрый, когда Филька пришел к нему за советом, дед дал возможность мальчику самому понять его ошибку и найти решение для ее исправления.
  • Конь – наивное и доверчивое животное. С открытым сердцем он готов принимать людскую помощь и заботу. Несмотря на предательство предыдущего хозяина, в нем нет злости.
  • Бабушка – олицетворяет собой память народа о прошлом.

Тема

Как и во всех рассказах Паустовского, природа здесь предстоит одним из героев. Ведь именно сила природы заставляет Фильку увидеть свою ошибку и исправить ее. Основной является тема нравственности, всепрощения, человеческие отношения и развития личности, обуздания своей гордыни.

Проблемы

Произведение Паустовского затрагивает множество важных проблем. Проблему взаимопомощи в трудное время. В то же время проблема равнодушия и жестокости раскрывается через образ Фильки. Проблема прощения, мальчик не испугался тяжелой работы, чтобы искупить свою вину перед всеми жителями деревни и конем.

Чему учит

Сказка учит читателей тому, что человек всегда должен находить в себе силы для совершения добрых и хороших дел. Не оставаться равнодушным, если кто-то попал в тяжёлую ситуацию. А если совершил ошибку, нужно ее суметь признать и как можно скорее исправить.

Художественные образы

Паустовский является мастером описания природы. Он использует красочные эпитеты, благодаря которым создается ощущение, что видишь это «багровое, в тяжёлом дыму» солнце своими глазами. Животным в произведении присущи человеческие черты. Конь плачет, обижается, а сорока разносит по деревне сплетни. Но главным является образ хлеба. Он символизирует человеческое сердце, душу наполненную теплом, добротой и заботой.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема: Путь Фильки к добру в сказке К.Г. Паустовского
«Теплый хлеб».

Цель: на примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что
счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.

Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь
воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику
произведения, давать характеристику герою, аргументированно формулировать своё
отношение к прочитанному.

Личностные: учащийся
умеет нравственно – этически оценивать прочитанное. Формируется желание
прощать, совершать добрые поступки.

Регулятивные: планирует необходимые действия, действует по плану,
формулирует тему, задачи урока.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет
совместную деятельность в группе с учётом конкретных учебно – познавательных
задач.

Тип урока:  урок
 «открытия»
новых знаний.
Оборудование урока:  учебник-хрестоматия, словари, карточки с
заданиями.

Методы и приёмы обучения:

Репродуктивный
метод
.
Приём:
 слово
учителя.

Метод
творческого чтения
. Приёмы: комментированное
чтение; беседа, активизирующая впечатление от прочитанного и услышанного текста

Эвристический
метод
.
Приёмы:
 подбор
материала из художественного текста для ответа на заданные вопросы.

Метод
– проблемно-поисковый.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность
ученика

Формируемые
УУД

Этап мотивации

— Начать наш
урок хочу с восточной притчи.

Когда-то давно старик
открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке
идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло:
зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет
добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до
глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в
конце побеждает?

Старик улыбнулся и
ответил:

— Всегда побеждает
тот волк, которого ты кормишь.

— Как вы поняли, о
чем эта притча? Почему я именно с этих слов я начала наше общение?

— Кто является
основным носителем зла? От кого оно исходит? (От людей).

— Что такое добро?
Нарисуйте его словесный портрет.

— Как вы думаете, какова будет тема
сегодняшнего урока? О чём мы будем говорить?

Слушают.

Размышляют,
выстраивают монологические высказывания.

(Добро – это солнце, свет,
улыбки, тепло, хлеб) это радость, спокойствие.

О
добре и зле в сказке Паустовского.

Умение
слушать, размышлять. Строить монологические высказывания.

Постановка учебных задач

— Какие задачи мы
поставим перед собой, чтобы раскрыть тему?

Рассмотреть противостояние
добра и зла, какие-то человеческие качества на примере сказки «Тёплый хлеб».
Дорогу Фильки от зла к добру.

Формулирование
темы и задач урока

Совместное исследование проблемы

— Вы прочли сказку «Теплый
хлеб». Это народная или литературная сказка?
Докажите, что «Теплый хлеб» — это литературная сказка.

— Ну а теперь
предлагаю пройти по пути к добру, по пути преодоления зла отдельным
человеком, героем сказки-притчи «Теплый хлеб», Фильки.

— Каким вы увидели
мальчика в начале сказки? Что о нем говорит автор? Выберите те слова
и словосочетания, которые наиболее ярко изображают его.

— Уточните свой ответ на вопрос: «Почему Фильку
прозвали «Ну тебя»?»

— Какой нехороший поступок совершает Филька?
Осознает ли мальчик, что поступил плохо?


— Что изменилось после этого поступка? 
— Как бабушка объяснила наступивший холод?

— «Он умер от охлаждения сердца. Его сердце замерзло и покрылось
плесенью, как и тот хлеб, который он бросил раненому бойцу». Как вы понимаете
эти слова?

Что
понял Филька после услышанного? Как мы называем такое душевное состояние?

— Кто же помогает
Фильке исправить сложившуюся ситуацию? Как?

—  Какое же решение
принимает Филька?

— Почему никто в
деревне не отказал Фильке в помощи, ведь он всех обижал, всем грубо отвечал?
Правильно ли они поступили?

А мы всегда отвечаем добром на зло?


— Как отношение Панкрата и других героев
произведения к Фильке помогло ему понять себя?

— Каким мы видим Фильку в конце произведения? Прочитайте
выразительно последний эпизод.

 С какой целью Филька
пошел к коню? Как изменилось его лицо?

Найдите последнюю фразу с его любимым выражением. О
каких изменениях в душе Фильки мы узнаем с помощью интонации, с которой
мальчик произносит это выражение? («- Да ну его! — сказал Филька. —
Пробьем мы, ребята, и такой лед!»

— Почему в конце сказки Филька не произносит
эту фразу?

— Почему конь простил Фильку?

Доказывают,
рассуждают.

Зачитывают
предложения, слова.

Это формула
его жизни. Он никого не любит, хочет отмахнуться ото всех.

«Да ну тебя! Дьявол!» —
крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам».

«Филька вскочил наконец в избу, припер дверь, сказал: «Да ну тебя! — и
прислушался».

«Да ну вас! Проклятые» — кричал он на мышей, но мыши все лезли из подпола.

Пересказ истории, которую рассказала
бабушка.(индивид. задание)

Филька понял, что совершил зло. Раскаяние.

Панкрат, бабка. Бабка
рассказывает притчу о подобном случае и говорит, что только Панкрат может
помочь. Панкрат соглашается помогать.

Он решает изобрести способ
«всеобщего спасения». В первую очередь, он сам не хочет помирать, а во вторую
– он должен спасти всю деревню от неминуемой смерти.

Потому что только в
единении, только все вместе люди могут победить зло. 

Филька
понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители
деревни отмахнулись от него. Выходит, жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя.

Читают
эпизод. Рассуждают.

 На лице его была
улыбка, но в то же время катились слезы радости. Он просил прощения.

Читают.

Рассуждают.

Дети,
старики и даже сорока помогали Фильке исправить «злодейство», но первый шаг
он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все
Панкрату, изобрел спасение от стужи. Он подобрел, его сердце теперь
наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его,
поэтому простил его и конь.

Умение
рассуждать, строить монологические высказывания, читать выразительно, 
доказывать свои рассуждения.

Этап
самостоятельной работы

Давайте обозначим путь Фильки от
зла к добру. Класс делится на группы. Даются карточки с заданиями каждой
группе.

 1.2.3. Расположите в логической последовательности
ступени духовного роста, которые проходит Филька и объяснить свой выбор.
Злодеяние          
осознание       
раскаяние      
преодоление        искупление 
благодарность

4. Найти в словаре значение слова
«тёплый».  В каком лексическом значении употреблено слово теплый в
названии сказки «Теплый хлеб»? Как называется это средство
выразительности?

— Почему автор назвал хлеб, испеченный людьми,
еще и чудесным? 

— Итак, в чем смысл названия сказки?

5. Найти в
словаре значение имени Филька.

— Предположите, с какой целью Паустовский
в своей сказке именно этим именем называет героя?

Работают
в группах. Работают со словарём. Рассуждают, спорят, доказывают.

Нагретый, дающий или
содержащий тепло.

Не знающий морозов, южный.
Хорошо защищающий тело от холода.
Имеющий отопление.
Отличающийся внутренней теплотой, согревающий душу, ласковый, приветливый

Эту сказку
Паустовский называет «Теплый хлеб» не случайно. Теплый – значит добрый,
сделанный с любовью. Именно это хочет подчеркнуть Паустовский в названии
своей сказки. Хлеб – это результат общего дела. Хлеб, согретый теплотой
растаявшего сердца Фильки, — это своего рода искупление вины мальчика

Филипп – любящий лошадей. Он
заранее предполагал хороший финал

Осуществлять совместную деятельность в группе с
учётом конкретных учебно – познавательных задач.

Этап
построения выводов

 Итак,
какой волк победил в Фильке?

Какие
человеческие качества «вскормили этого доброго волка»? Какие человеческие
качества помогли ему прийти к добру?

Раскаяние,
осознание вины, добрые поступки, благодарность, желание помочь, исправить
ошибки

Умение
обобщать, делать выводы.

Этап
объяснения дом.зад.

На выбор:

Вопрос № 3, 4 на стр. 82.

 Письмо Фильке.

Записывают
дом. зад.

Этап
рефлексии

На какие мысли натолкнул вас
сегодняшний урок? Как вы будете кормить своего волка?

У вас листочки бумаги на столах,
обведите ладошки и  на каждом пальчике напишите, чем вы будете «кормить
своего волка».

Работают в группах. Подводят итоги
урока.

Добрые поступки, помощь родителям,
хорошая учёба, прощение, раскаяние, вежливость, радость, красота…

Умение
выражать свои мысли, эмоции.

«Читай летом» — так называется рубрика на нашем сайте. В ней выложены Программы летнего чтения для всех классов.

Мы ждем твой отзыв о любой из прочитанных книг.

Для учащихся 5-го класса

1. Ю.К.Олеша «Три толстяка»

2. К.Г.Паустовский «Стальное колечко»

3. Е.Я.Ильина «Четвёртая высота»

4. Р.Э.Распе «Приключсння барона Мюнхгаузена»

5. В.Гауф «Маленький Мук», «Карлик Нос»

6. Д.Родари «Джельсомино в стране лжецов», «Приключения Чиполлино».

7. Д.Дефо «Робинзон Крузо»

8. М.Твен «Приключсния Тома Сойера»

9. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»

10. Ю.И.С.Тургенев «Муму»

11. А.К.Толстой «Князь Серебряный»

12. А.Н.Островский «Снегурочка»

13. Н.С.Лесков «Тупейный художник», «Левша»

14. А.И.Куприн «Чудесный доктор», «Белый пудель»

15. В.К.Жслезников «Чудак из 6 Б», «Путешественник с багажом», «Хорошим людям — доброе утро»

16. Былины. Цикл об Илье Муромце

17. А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

18. М.Ю. Лермонтов. «Бородино»

19. М. Шаханов. «Отрарская поэма о побеждённом победителе, или Просчёт Чингисхана»

20. В.А. Жуковский. «Сказка о царе Берендее»

21. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

22. К. Д. Бальмонт. «Фейные сказки»

23. Г.Х. Андерсен. «Снежная королева»

24. О. Уайльд. «Соловей и роза»

25. К.Г. Паустовский. «Теплый хлеб»

26. Г.В. Черноголовина. «Сказка об одном зёрнышке»

27. А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»

28. М.М. Пришвин. «Кладовая солнца»

Для учащихся 6-го класса

1. Мифы Древней Греции (о Геракле, Прометее, Икаре, Актеоне)

2. Е.В. Курдаков. «Псы Актеона»

3. Славянская мифология (миф о Солнце, мифы о представителях низшей мифологии)

4. Тюркская мифология (миф о создании мира)

5. Библейская мифология (о Вавилонской башне, царе Соломоне, Содоме и Гоморре)

6. Б.Л. Пастернак. «Рождественская звезда»

7. Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством»

8. Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на елке» (или Л.Н. Андреев. «Ангелочек»)

9. В. Токарева. «Рождественский рассказ»

10. И.С. Тургенев. «Муму»

11. Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник»

12. В.С. Высоцкий. «Песня о друге»

13. А.Н. Островский. «Снегурочка»

14. С.Я. Маршак. «Умные вещи»

15. М.Ю. Лермонтов. «Русалка»

Для учащихся 7-го класса

1. Притча о блудном сыне, легенда об Арионе

2. А.С. Пушкин «Арион», «Анчар»

3. А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»

4. К.Г. Паустовский «Телеграмма»

5. Стихотворения А.С. Пушкина, С.А. Есенина, А.А. Фета

6. У. Блейк. «Тигр»

7. О.О. Сулейменов. «Волчата»

8. Р. Бредбери. «Зеленое утро»

9. А. Новоселов. «Санькин марал»

10. И.А. Крылов. Басни

11. Д.И. Фонвизин. «Недоросль»

12. М.Е. Салтыков-Щедрин. «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил»

13. М.М. Зощенко. Сатирические рассказы (по выбору учителя)

14. В.А. Жуковский. Баллады

15. В. Набоков. «Рождество»

16.  Тендряков. «Хлеб для собаки»

17. Д. Толкиен. «Хоббит, или Туда и Обратно»

Для учащихся 8-го класса

1. Н.А. Некрасов. «Школьник», «Крестьянские дети»

2. В. Распутин. «Уроки французского»

3. Ч. Айтматов. «Белый пароход»

4. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта»

5. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»

6. Лирика поэтов 19 века

7. О.О. Сулейменов. «Последнее слово акына Смета»

8. Н.В. Гоголь. «Ревизор»

9. А.П. Чехов. Рассказы (по выбору учителя)

10. В. М. Шукшин. Рассказы (по выбору учителя)

11. М.Ю. Лермонтов. «Мцыри»

12. А. Грин. «Алые паруса»

13. А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»

14. М. Цветаева. Лирика

15. А. Ахматова. «У самого моря»

Для учащихся 9-го класса

1. У. Шекспир. Сонеты

2. П.Н. Васильев. «И имя твоё…» и другие стихотворения

3. А.С. Пушкин. Лирика, «Цыганы»

4. И.С. Тургенев. «Ася»

5. А.И. Куприн. «Олеся»

6. Н.В. Гоголь. «Шинель»

7. Ф.М. Достоевский. «Бедные люди»

8. Л.Н. Толстой. «После бала».

9. А.И. Куприн. «Гранатовый браслет»

10. А.С. Грибоедов. «Горе от ума»

11. Н.В. Гоголь. «Мертвые души»

12. А.С. Пушкин. «Пиковая дама»

13. А.П. Чехов. «Анна на шее» и другие рассказы

14. Н.С. Лесков. «Жемчужное ожерелье»

15. Ги де Мопассан. «Ожерелье»

16.А.С. Пушкин. «Евгений Онегин».

17. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени».

18. Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».

19.Н.А. Островский. «Бесприданница».

20. Л.Н. Толстой. «Война и мир».

21.Р.И.Фраерман «Дикая собака динго или повесть о первой любви»

22 А.Беляев «Человек-амфибия», «Ос фов погибших кораблей»

23.А.Н.Рыбаков «Трилогия о Кроше»

24. В.К.Железников «Чучело»

25. Г.Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»

26.Н.А.Кун «Легенды и мифы древней Грецы»

27.Мифы «Подвиги Геракла»

28. И.С.Тургенев «Муму»

29. Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на елке»

30.Н.В.Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканки» ^

31.Джонатан Свифт «Путешествие Гуливера»

32.Л.Н.Толстой «Кавказкий пленник»

33.В.Г.Короленко «Слепой музыкант»

34. А. Бек «Волоколомское шоссе» (1 часть)

35.Касым Кайсенов «Мальчик в тылу врага»

36.Кир Булычев «Приключения Алисы»

37.Даниэель Дефо «Робинзон Крузо»

38.Джек Лондон «Лютый зверь»

39.Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке»

40. .Б.Момышулы «За нами Москва»

41. А.С.Грибоедов. «Горе от ума»

42.А.С.Пушкин. Лирика. «Пиковая дама», «Евгений Онегин»

 43. М.Ю.Лермонтов. «Княгиня Лиговская». «Герой нашего времени».

44. Н.В.Гоголь. «Портрет», «Мертвые души»

 45. Н.Чернышевский. «Что делать?»

46.И.А.Гончаров. «Обыкновенная история», «Обломов».

47. И.С.Тургенев. «Отцы и дети», «Стихотворения в прозе»

48. В.Шекспир. «Гамлет»

49.Н. Долинина «Прочитаем Онегина вместе», «Печорин и наше время»

50. Джером Дэвид Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

51. Е. Шварц «Дракон»

52. Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

53. С. Хилл «Я в замке король»

54.Ч.Диккенс «Оливер Твист» ·

55. Г. Уэллс «Когда спящий проснется», «Пища богов» ·

56. Р. Бредбери «451° по Фаренгейту», «И грянул гром», «Вино из одуванчиков», «Лето, прощай!»; рассказы «Всё лето в один день», «Вельд», «И всё-таки он наш…», «Калейдоскоп», «Улыбка»

57. Р. Желязны «Джек-из-тени», «Колокола Шоредана» ·

58. Г. Каттнер «Рассказы о Хогбенах» ·

59. К. Саймак «Всё живое», «Когда в доме одиноко», «Поколение, достигшее цели» · Томас Мэлори «Смерть Артура» 

60. Р.Грин «Приключения короля Артура и рыцарей Круглого стола» ·

61. М.Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» ·

62.Д ж. Свифт «Путешествия Гулливера» ·

63. Ф. Кафка «Превращение», «Исправительная колония» ·

 64· О. Уайльд «Кентервильское привидение» ·

65.В. Гауф «Молодой англичанин» ·

66.Р.Шекли «Ордер на убийство» ·

67.Ф.Браун «Арена».

68. Э. Хемингуэй «Старик и море», «Прощай, оружие!», «Фиеста»

23 рассказа

Телеграмма

рассказ телеграмма паустовского Катерина Петровна, героиня рассказа Телеграмма, одиноко жила в глухом селе Заборье под Рязанью. Ее единственная дочь Настя работала в Ленинграде и даже не писала писем. Правда, время от времени присылала матери деньги. К женщине часто забегала соседская девочка, заходил сторож Тихон, но все ее мысли были о дочке. Однажды Катерина Петровна…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 17 мин.)

Корзина с еловыми шишками

Корзина с еловыми шишками Рассказ Корзина с еловыми шишками посвящен композитору Эдварду Григу. Однажды в осеннем лесу Григ встретил восьмилетнюю дочь лесника, собиравшую еловые шишки. Эдварду захотелось что-нибудь подарить девочке, но, увы, его карманы оказались пусты. Тогда он пообещал Дагни, что через десять лет обязательно сделает ей подарок. Прошли годы, Дагни…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 12 мин.)

Барсучий нос

Барсучий нос Рассказ Барсучий нос повествует о забавном и в то же время грустном происшествии на берегу лесного озера, куда мальчик Ваня оправился с рыбаками. Поздно вечером все сидели у костра и жарили картошку. Вдруг в кустах раздалось странное фырканье. Не успели люди опомниться, как оттуда выскочил барсук, подбежал к шипящей, брызгающей маслом сковороде…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 4 мин.)

Квакша

Квакша В своем рассказе Квакша Паустовский хотел показать, что человек и природа – единое целое, а потому нужно быть добрым к любому живому существу. В то лето стояла такая жара, что даже накопать в огороде червей для рыбалки было проблемой – все они спрятались поглубже. Пожилой рыбак Глеб с трудом добыл несколько штук в дальнем овраге, а потом поставил…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 11 мин.)

Заячьи лапы

Заячьи лапы В рассказе Заячьи лапы идет речь о ценности доброты, благородства и взаимовыручки. Однажды старый охотник Ларион чуть было не пристрелил зайчишку – промахнулся. Дед успел заметить, что левое ухо у зайца разорвано. Вскоре после этого случая Лариона настиг в лесу пожар. Огонь стремительно наступал, шансов выбраться из леса живым не было. И вдруг…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 7 мин.)

Кот-ворюга

Кот-ворюга Рассказ Кот-ворюга учит проявлять милосердие к животным – тогда они станут нашими лучшими друзьями и помощниками. Деревенский кот постоянно воровал у рыбаков улов и все, что плохо лежало. За это рыжий хулиган был прозван Ворюгой. Однажды терпение рыбаков лопнуло. Поутру кот стащил окуней, а вечером утянул кусок колбасы и забрался с ним на…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 5 мин.)

Дремучий медведь

dremuchij-medved-01 Петя, герой рассказа Дремучий медведь, круглый сирота: отец погиб на войне, а мать умерла. Жил он с бабушкой Анисьей, а летом работал колхозным пастухом. Петя, в отличие от других пацанов, никогда не обижал животных, не ломал веток, не разорял гнезд. И природа отплатила ему добром. Однажды старый злой медведь решил напасть на телят. Пете грозила…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 11 мин.)

Теплый хлеб

Тёплый хлеб В рассказе Теплый хлеб противопоставляются доброта и черствость, забота о других и эгоизм, любовь и равнодушие. В одной деревне жил кавалерийский конь, которого ранило осколком во время войны. Мельник Панкрат вылечил животное, но прокормить его в одиночку не мог. Конь заходил во дворы к селянам, и каждый чем-нибудь кормил его. И только мальчик…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 12 мин.)

Струна

Коротенький, но очень трогательный рассказ Струна переносит нас в тяжелые годы войны. Горе и страдания не смогли лишить людей способности воспринимать прекрасное. В 1941 году на осажденном фашистами острове плечом к плечу с бойцами сражалось несколько артистов. По вечерам, несмотря на обстрелы, они давали концерты. Скрипка музыканта Егорова была…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 5 мин.)

Стальное колечко

Стальное колечко Стальное колечко – рассказ о том, как нужно любить своих близких, сострадать им. Доброму человеку даруется счастье. Варя с дедом жили в глухой деревне на опушке леса. Однажды морозной зимой у дедушки, который сильно болел, закончился табак. Варя отправилась в ближайшее село. На станции девочка познакомилась с военным, который попросил продать…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 8 мин.)

Жильцы старого дома

Жильцы старого дома Герои рассказа Жильцы старого дома – животные и неодушевленные предметы: кот, такса, петух, курица, лягушка, стенные ходики, веер, музыкальная шкатулка. У каждого из них свои заботы, не менее важные, чем у людей. Кот Степан конкурирует с таксой Фунтиком. У Фунтика, в свою очередь, имеются враги: агрессивный петух Горлач и драчливая черная курица…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 9 мин.)

Похождения жука-носорога

Похождения жука-носорога Похождения жука-носорога – трогательное произведение о военном лихолетье. Автор показывает, что даже в самых тяжелых условиях всегда есть место для человеческой доброты, душевного тепла, любви ко всем живым существам. Когда Петр Терентьев уезжал на фронт, маленький сын Степа подарил ему своеобразный талисман – живого жука-носорога в спичечном…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 7 мин.)

Резиновая лодка

Резиновая лодка Герой рассказа Резиновая лодка купил себе новый «транспорт» для рыбалки. Жителям деревни резиновое судно было в диковинку, но постепенно все привыкли к нему и перестали шарахаться. И только щенок Мурзик, обожавшей грызть все подряд, никак не мог успокоиться. Пес беспрестанно хватал острыми зубами то борт лодки, то резиновую пробку, и однажды…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 6 мин.)

Растрепанный воробей

Растрепанный воробей Основная идея рассказа Растрепанный воробей – всепобеждающая сила добра. Благодаря добру случаются настоящие чудеса. В форточку квартиры, где жила девочка Маша, часто залетала ворона и воровала еду. Однажды голодный воробышек Пашка попытался полакомиться запасами воронами, но получил удар острым клювом. Маша взяла Пашку к себе, отогрела и…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 11 мин.)

Подарок

Подарок В своем рассказе Подарок писатель старается показать, что жизнь прекрасна благодаря постоянным переменам. Каждое время года имеет свою прелесть, и это нужно ценить. Как-то осенью сын лесничего Ваня подарил рассказчику выкопанную в лесу молоденькую березку. Деревце посадили в большой ящик с землей и оставили в комнате. Когда начался листопад и все…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 5 мин.)

Последний черт

Последний черт Забавный рассказ Последний черт повествует о том, что в жизни порой случаются «чудеса», которые на самом деле объясняются очень просто. Дед Митрий пугал жителей деревни байками о том, что якобы встретился у лесного озера с чертом. И хотя ему не очень-то верили, но ходить по ягоды женщины теперь опасались. Автор рассказа и его друг решили…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 8 мин.)

Акварельные краски

акварельные краски паустовский В рассказе Акварельные краски Паустовский хочет показать, как много значат для человека понятия «родина», «родная земля». Художник Берг вырос в городке на берегу Днепра, но никогда не испытывал особой привязанности к родным местам. Однажды он поехал в гости к своему другу, художнику Ярцеву, проводившему лето в деревне под Муромом. Берг целыми…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 9 мин.)

Сивый мерин

Сивый мерин Рассказ Сивый мерин затрагивает душу читателя особой атмосферой доброты и щемящей грусти. Однажды ночью Рувим с Костей отправились на рыбалку. По дороге они заметили, что за ними увязался знакомый мерин, который вместе с другими лошадьми пасся возле стогов. Подойдя к реке, мерин вошел в воду, и приятели рассердились, что он распугает рыбу. А…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 6 мин.)

Заботливый цветок

Заботливый цветок Заботливый цветок – увлекательная история о простеньком лесном растении. В природе нет ничего лишнего или неважного: каждая былинка имеет свое предназначение. Однажды рассказчик отправился в лесничество, где должен был состояться сбор шишек, запасенных белочками. Там он встретил лесничего и Анну Петровну, организатора похода за шишками. Разговор…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 6 мин.)

Артельные мужички

Артельные мужички Артельные мужички – сказка о девочке Варе и четырех крошечных, ростом с еловую шишку, человечках, освободивших из плена саму Осень. Однажды Варя познакомилась с артелью сказочных мужичков и поинтересовалась, могут ли они сплести поясок из паутины с золотым волосом. Этот волос обронила в лесу Осень, принявшая облик обычной девушки. В краю, где…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 20 мин.)

Золотой линь

Золотой линь Основная мысль рассказа Золотой линь – терпение и труд все перетрут. Как-то раз автор рассказа и его друг Рувим отправились на озеро удить рыбу, но день не задался. Над их маленькими уловами и раньше смеялись в деревне, а сегодня день вовсе не задался – все время что-нибудь мешало. Когда друзья наконец закинули удочки, явился старый дед и…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 7 мин.)

Австралиец со станции Пилево

Паустовский В рассказе Австралиец со станции Пилево идет речь о событиях начала ХХ в. Семья Вани жила очень бедно. Когда умер отец, мать отправила сына в Сибирь в надежде, что ему дадут там землю. Иван добрался до самого Владивостока и устроился на пароход. Однажды пароход бросил якорь в австралийском порту. Ваня решил остаться и поработать на плантации…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 23 мин.)

Снег

рассказ Снег Героиня рассказа Снег в годы войны эвакуировалась из Москвы в маленький городок. Поселились они с дочкой у старика Потапова, но через месяц его не стало. Сын старика, офицер флота, давно не был в родном городе, и вот наконец вырвался на сутки. Николай узнал, что отец умер, а в доме живет актриса. Он очень боялся, что теперь там все чужое. А…

Автор: Паустовский К. Г.

(Время чтения: 11 мин.)

В составе золотого фонда советской литературы есть множество интересных даже для современных детей произведений, в частности, рассказы, которые написал Константин Георгиевич Паустовский. Автор раскрывает юным читателям самых разнообразные аспекты жизни, знакомит с миром животных, объясняет взаимоотношения в семье, заставляет задуматься о морально-этических проблемах и т.д.

Какие рассказы Паустовского читать для детей?

Каждое произведение Константина Георгиевича по-своему интересное и поучительное, поэтому решать, что почитать ребенку вслух либо посоветовать для самостоятельно изучения нужно, исходя из возраста, обстоятельств и характера сына или дочки. Без сомнений, понравятся деткам повествования о природе, приключениях, домашних животных и лесных зверях, их взаимоотношениях с человеком. В списке самых популярных стоит отметить такие рассказы: «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Жильцы старого дома», «Прощание с летом», «Подарок», «Собрание чудес», «Старый повар», «Стальное колечко».

Лучшие сказки бесплатно

Пока кто-то партиями скупает детскую литературу с прилавков или тратит драгоценное время на походы в обычные библиотеки, многие выбирают альтернативный способ погружения в мир сказок Паустовского – онлайн чтение. На нашем сайте можно найти произведения писателя разных годов, рассчитанные на детей младшего и среднего школьного возраста – останется только определиться с названием и открыть текст для чтения. Важные преимущества нашего портала:

  • никакой оплаты за доступ – рассказы о природе, животных, семье и т.д. можно читать вслух или про себя без ограничений;
  • отсутствие необходимости подписываться на электронную рассылку или регистрироваться;
  • наличие содержания и удобного поиска по названиям, что позволяет достаточно быстро сориентироваться в творчестве русского автора;
  • иллюстрации к повестям и рассказам, с помощью которых ребенок сможет более явно представить описываемые в них события и героев;

беспроблемное открытие текстов с компьютера, телефона, планшета и любого другого устройства, подключенного к Интернету.

Популярные рассказы К. Г. Паустовского

  1. Телеграмма
  2. Корзина с еловыми шишками
  3. Барсучий нос
  4. Квакша
  5. Заячьи лапы

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Почему сказка не включается сказка
  • Почему сказка называется ашик кериб
  • Почему сказка называется дремучий медведь объясните что означает слово дремучий медведь
  • Почему сказка морозко волшебная
  • Почему сказка называется дремучий медведь рассуждение
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии