Почему сказка называется премудрый пескарь

Читаем с интересом сказка премудрый пескарь читать онлайн полностью, салтыков-щедринжил-был пескарь. и отец и мать у него были умные;

Читаем с интересом — Сказка Премудрый пескарь читать онлайн полностью, Салтыков-Щедрин

Сказка Премудрый пескарь читать онлайн полностью, Салтыков-ЩедринЖил-был пескарь. И отец и мать у него были умные; помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали. И сыну то же заказали. «Смотри, сынок, — говорил старый пескарь, умирая, — коли хочешь жизнью жуировать, так гляди в оба!»

А у молодого пескаря ума палата была. Начал он этим умом раскидывать и видит: куда ни обернется — везде ему мат. Кругом, в воде, все большие рыбы плавают, а он всех меньше; всякая рыба его заглотать может, а он никого заглотать не может. Да и не понимает: зачем глотать? Рак может его клешней пополам перерезать, водяная блоха — в хребет впиться и до смерти замучить. Даже свой брат пескарь — и тот, как увидит, что он комара изловил, целым стадом так и бросятся отнимать. Отнимут и начнут друг с дружкой драться, только комара задаром растреплют.

А человек? — что это за ехидное создание такое! каких каверз он ни выдумал, чтоб его, пескаря, напрасною смертью погублять! И невода, и сети, и верши, и норота, и, наконец… уду! Кажется, что может быть глупее уды? — Нитка, на нитке крючок, на крючке — червяк или муха надеты… Да и надеты-то как?.. в самом, можно сказать, неестественном положении! А между тем именно на уду всего больше пескарь и ловится!

Отец-старик не раз его насчет уды предостерегал. «Пуще всего берегись уды! — говорил он, — потому что хоть и глупейший это снаряд, да ведь с нами, пескарями, что глупее, то вернее. Бросят нам муху, словно нас же приголубить хотят; ты в нее вцепишься — ан в мухе-то смерть!»

Рассказывал также старик, как однажды он чуть-чуть в уху не угодил. Ловили их в ту пору целою артелью, во всю ширину реки невод растянули, да так версты с две по дну волоком и волокли. Страсть, сколько рыбы тогда попалось! И щуки, и окуни, и головли, и плотва, и гольцы, — даже лещей-лежебоков из тины со дна поднимали! А пескарям так и счет потеряли. И каких страхов он, старый пескарь, натерпелся, покуда его по реке волокли, — это ни в сказке сказать, ни пером описать. Чувствует, что его везут, а куда — не знает. Видит, что у него с одного боку — щука, с другого — окунь; думает: вот-вот, сейчас, или та, или другой его съедят, а они — не трогают… «В ту пору не до еды, брат, было!» У всех одно на уме: смерть пришла! а как и почему она пришла — никто не понимает. Наконец стали крылья у невода сводить, выволокли его на берег и начали рыбу из мотни в траву валить. Тут-то он и узнал, что такое уха. Трепещется на песке что-то красное; серые облака от него вверх бегут; а жарко таково, что он сразу разомлел. И без того без воды тошно, а тут еще поддают… Слышит — «костер», говорят. А на «костре» на этом черное что-то положено, и в нем вода, точно в озере, во время бури, ходуном ходит. Это — «котел», говорят. А под конец стали говорить: вали в «котел» рыбу — будет «уха»! И начали туда нашего брата валить. Шваркнет рыбак рыбину — та сначала окунется, потом, как полоумная, выскочит, потом опять окунется — и присмиреет. «Ухи», значит, отведала. Валили-валили сначала без разбора, а потом один старичок глянул на него и говорит: «Какой от него, от малыша, прок для ухи! пущай в реке порастет!» Взял его под жабры, да и пустил в вольную воду. А он, не будь глуп, во все лопатки — домой! Прибежал, а пескариха его из норы ни жива ни мертва выглядывает…

И что же! сколько ни толковал старик в ту пору, что такое уха и в чем она заключается, однако и поднесь в реке редко кто здравые понятия об ухе имеет!

Но он, пескарь-сын, отлично запомнил поучения пескаря-отца, да и на ус себе намотал. Был он пескарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить — не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, — сказал он себе, — а не то как раз пропадешь!» — и стал устраиваться. Первым делом нору для себя такую придумал, чтоб ему забраться в нее было можно, а никому другому — не влезть! Долбил он носом эту нору целый год, и сколько страху в это время принял, ночуя то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке. Наконец, однако, выдолбил на славу. Чисто, аккуратно — именно только одному поместиться впору. Вторым делом, насчет житья своего решил так: ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят — он будет моцион делать, а днем — станет в норе сидеть и дрожать. Но так как пить-есть все-таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то будет он выбегать из норы около полден, когда вся рыба уж сыта, и, бог даст, может быть, козявку-другую и промыслит. А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет, и будет опять дрожать. Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться.

Так он и поступал. Ночью моцион делал, в лунном свете купался, а днем забирался в нору и дрожал. Только в полдни выбежит кой-чего похватать — да что в полдень промыслишь! В это время и комар под лист от жары прячется, и букашка под кору хоронится. Поглотает воды — и шабаш!

Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, и все-то думает: «Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?»

Задремлет, грешным делом, а во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он на него двести тысяч выиграл. Не помня себя от восторга, перевернется на другой бок — глядь, ан у него целых полрыла из норы высунулось… Что, если б в это время щуренок поблизости был! ведь он бы его из норы-то вытащил!

Однажды проснулся он и видит: прямо против его норы стоит рак. Стоит неподвижно, словно околдованный, вытаращив на него костяные глаза. Только усы по течению воды пошевеливаются. Вот когда он страху набрался! И целых полдня, покуда совсем не стемнело, этот рак его поджидал, а он тем временем все дрожал, все дрожал.

В другой раз, только что успел он перед зорькой в нору воротиться, только что сладко зевнул, в предвкушении сна, — глядит, откуда ни возьмись, у самой норы щука стоит и зубами хлопает. И тоже целый день его стерегла, словно видом его одним сыта была. А он и щуку надул: не вышел из коры, да и шабаш.

И не раз, и не два это с ним случалось, а почесть что каждый день. И каждый день он, дрожа, победы и одоления одерживал, каждый день восклицал: «Слава тебе, господи! жив!»

Но этого мало: он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья. Он рассуждал так: «Отцу шутя можно было прожить! В то время и щуки были добрее, и окуни на нас, мелюзгу, не зарились. А хотя однажды он и попал было в уху, так и тут нашелся старичок, который его вызволил! А нынче, как рыба-то в реках повывелась, и пескари в честь попали. Так уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить!»

И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто. В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется — только дрожит да одну думу думает: «Слава богу! кажется, жив!»

Даже щуки, под конец, и те стали его хвалить: «Вот, кабы все так жили — то-то бы в реке тихо было!» Да только они это нарочно говорили; думали, что он на похвалу-то отрекомендуется — вот, мол, я! тут его и хлоп! Но он и на эту штуку не поддался, а еще раз своею мудростью козни врагов победил.

Сколько прошло годов после ста лет — неизвестно, только стал премудрый пескарь помирать. Лежит в норе и думает: «Слава богу, я своею смертью помираю, так же, как умерли мать и отец». И вспомнились ему тут щучьи слова: «Вот, кабы все так жили, как этот премудрый пескарь живет…» А ну-тка, в самом деле, что бы тогда было?

Стал он раскидывать умом, которого у него была палата, и вдруг ему словно кто шепнул: «Ведь этак, пожалуй, весь пескарий род давно перевелся бы!»

Потому что, для продолжения пескарьего рода, прежде всего нужна семья, а у него ее нет. Но этого мало: для того, чтоб пескарья семья укреплялась и процветала, чтоб члены ее были здоровы и бодры, нужно, чтоб они воспитывались в родной стихии, а не в норе, где он почти ослеп от вечных сумерек. Необходимо, чтоб пескари достаточное питание получали, чтоб не чуждались общественности, друг с другом хлеб-соль бы водили и друг от друга добродетелями и другими отличными качествами заимствовались. Ибо только такая жизнь может совершенствовать пескарью породу и не дозволит ей измельчать и выродиться в снетка.

Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари. Никому от них ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят.

Все это представилось до того отчетливо и ясно, что вдруг ему страстная охота пришла: «Вылезу-ка я из норы да гоголем по всей реке проплыву!» Но едва он подумал об этом, как опять испугался. И начал, дрожа, помирать. Жил — дрожал, и умирал — дрожал.

Вся жизнь мгновенно перед ним пронеслась. Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?

И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: «Никому, никто».

Он жил и дрожал — только и всего. Даже вот теперь: смерть у него на носу, а он все дрожит, сам не знает, из-за чего. В норе у него темно, тесно, повернуться негде, ни солнечный луч туда не заглянет, ни теплом не пахнет. И он лежит в этой сырой мгле, незрячий, изможденный, никому не нужный, лежит и ждет: когда же наконец голодная смерть окончательно освободит его от бесполезного существования?

Слышно ему, как мимо его норы шмыгают другие рыбы — может быть, как и он, пескари — и ни одна не поинтересуется им. Ни одной на мысль не придет: «Дай-ка, спрошу я у премудрого пескаря, каким он манером умудрился с лишком сто лет прожить, и ни щука его не заглотала, ни рак клешней не перешиб, ни рыболов на уду не поймал?» Плывут себе мимо, а может быть, и не знают, что вот в этой норе премудрый пескарь свой жизненный процесс завершает!

И что всего обиднее: не слыхать даже, чтоб кто-нибудь премудрым его называл. Просто говорят: «Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет?» А многие даже просто дураком и срамцом его называют и удивляются, как таких идолов вода терпит.

Раскидывал он таким образом своим умом и дремал. То есть не то что дремал, а забываться уж стал. Раздались в его ушах предсмертные шепоты, разлилась по всему телу истома. И привиделся ему тут прежний соблазнительный сон. Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает.

А покуда ему это снилось, рыло его, помаленьку да полегоньку, целиком из норы и высунулось.

И вдруг он исчез. Что тут случилось — щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб, или сам он своею смертью умер и всплыл на поверхность, — свидетелей этому делу не было. Скорее всего — сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пескаря, да к тому же еще и «премудрого»?

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.

Федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Зарегистрировано в М/К

№ ___ от «___» ________
2021 г

Методист:

Куропаткина Т.Ю.
____________

Методическая
разработка мероприятия

«Я
люблю Россию до боли сердечной…» М.Е. Салтыков – Щедрин

                          Разработала:

                                                  Кузнецова Ирина
Юрьевна,

                                                         
преподаватель русского языка и

                       литературы

Новокузнецк, 2021

СОГЛАСОВАНО:

Председатель методсовета

________ Т.Ю. Куропаткина

 подпись      ФИО                      

«___» _____________2021 г.

Разработчик: Кузнецова И.Ю., преподаватель ФКПОУ «НГГТКИ» Минтруда
России

Организация-разработчик
мероприятия: федеральное казенное профессиональное образовательное учреждение
«Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат»
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации

Методическая разработка
внеклассного мероприятия
«Я люблю Россию до боли сердечной…» М.Е.
Салтыков – Щедрин
:
Мероприятие
Новокузнецк, 2021 г. – 20 с.

Методическая разработка предназначена для
преподавателей и студентов, при изучении темы: «Жизнь и творчество
М.Е.
Салтыкова – Щедрина
».  В ней рассматривается биография писателя, произведения М.Е. Салтыкова – Щедрина.

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ

3

  1.  

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЯ

4

  1.  

СЦЕНАРИЙ
МЕРОПРИЯТИЯ

5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

14

СПИСОК
ИСПОЛьзуемой литературы

15

ПРИЛОЖЕНИЕ

16

ВВЕДЕНИЕ

В
2021 году 27 января исполнилось195 лет со дня рождения русского
писателя-сатирика М.Е. Салтыкова – Щедрина.
 Писатель – сатирик, публицист, критик,
редактор охватывает многие сферы общественной жизни России.

Он
писатель большого поэтического диапазона. Его творчество продолжает и углубляет
сатирическое направление в русской литературе, начатое А.С. Грибоедовым, Н.В.
Гоголем. М.Е. Салтыков — Щедрин — создатель сюжетов и образов, в которых
противоестественно соединяются чаяния автора и неприглядная будничность, народ
и власть, суд и беззаконие.

Цель:
развитие
интереса к личности и творчеству М.Е.
Салтыкова-Щедрина.

Задачи:

образовательные:

·       
расширить знания обучающихся о жизни и
творчестве писателя;

·       
способствовать закреплению
ранее усвоенных знаний об анализе художественного произведения;

развивающие:

·       
способствовать развитию
навыков творческого восприятия и выразительного чтения произведений писателя;

·       
способствовать развитию
мышления, творческих способностей и познавательной активности студентов;

·       
способствовать развитию эстетического
вкуса, познавательного процесса, интеллектуальных способностей обучающихся;

воспитательные:

·       
воспитывать духовно-нравственную культуру
студентов;

·       
пробудить любовь к художественному слову.

1 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ МЕРОПРИЯТИЯ

Материалы
из методической разработки могут быть использованы как для учебного занятия,
так и при проведении внеклассного мероприятия.
Данная
методическая разработка предназначена для педагогических работников и студентов.

Место проведения
мероприятия
: библиотека колледжа. Данное
мероприятие можно проводить и в аудитории. Рекомендовано проводить мероприятие
для нескольких групп, не более 20 человек, так как предполагается групповая
форма (обучающиеся делятся на команды). 

Предварительная подготовка:
студентам необходимо заранее
прочитать сказки М.Е.
Салтыкова – Щедрина
«Самотверженный заяц», «Коняга»,
«Премудрый пискарь» и «Дикий помещик», «Орел-меценат», «Верный трезор» и др.

Подготовить выразительное чтение отрывка из понравившейся сказки.

Оформление: портрет М.Е. Салтыкова – Щедрина, выставка его произведений, иллюстрации и рисунки к произведениям
писателя, музыкальное сопровождение (классическая музыка), видео о жизни
писателя. Оборудование: компьютер, проектор, презентация, раздаточный материал.

2 СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

   Ведущий. Сегодня 195
лет со дня рождения русского писателя-сатирика М.Е. Салтыкова – Щедрина.
 Он писатель большого поэтического
диапазона. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в
русской литературе, начатое А.С. Грибоедовым, Н.В. Гоголем.

    
Писатель – сатирик, публицист, критик, редактор охватывает многие сферы
общественной жизни России.

 Наследие Салтыкова – Щедрина мы по праву называем
классическим. Ведь истинно классическое в искусстве – это то, что, пережив свою
эпоху и своего создателя, остается в духовном сознании потомков, обогащает нас
сейчас, сегодня, знанием человеческих характеров, опытом истории.

   
Вот и мы сегодня попытаемся осознать этапы жизни, творческое наследие этого
удивительного писателя.

Ведущий. Давайте
вспомним биографию писателя (просмотр видео или студенты зачитывают биографию
М.Е.
Салтыкова – Щедрина). Приложение 1.
     Ведущий. Кто из вас
хочет побыть генералом? А помещи­ком? А на должность крестьянина-труженика есть
желающие?

Ведущий приглашает для участия в конкурсе обучающихся и предлагает
им, представив себя на месте героев сказок Салтыкова-Щедрина, ответить на
вопросы от их лица.

Вопросы:

(Генерал — «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил»).

— Однажды поутру вы проснулись и поняли, что вы нахо­дитесь не у
себя дома, а на необитаемом острове. Общеизвест­но, что, заблудившись где-либо,
например в лесу, прежде всего следует определить стороны света. Покажите нам
сейчас, как вы умеете ориентироваться на местности: определите, где за­пад, где
восток.

(«…Если хочешь сыскать восток, то встань глазами на север, и в правой
руке получишь искомое». Щед­ринские генералы «становились так и сяк… но…
ничего не нашли..»).

(Мужик— «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил»)

— Благодаря тебе, любезный, генералам удалось выжить на
необитаемом острове. Твоими стараниями их превосходительства и в Петербург
возвратились. А как тебя отблагодарили? 

(«…Выставили
ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужик!»)

(Помещик – «Дикий помещик»)

1. — Прежде всего, будьте так любезны представиться.

(Российский дворянин князь Урус-Кучум-Кильдибаев.)

-Каков ваш
жизненный девиз? Откуда вы его почерпнули?

 («Старайся»
— из газеты «Весть».)

2. — В своем саду вы мечтали выращивать груши, сливы, аб­рикосы,
персики. А что же произрастало там на самом деле?

(Репейник.)

— А что,
простите, вы «ростили» на своем лице?

 (Шампиньоны).

Ведущий. У Чехова есть юмористический рассказ «Жизнь в вопросах и
восклицаниях». Действительно, текст составляют исключительно вопросительные и
восклицатель­ные предложения — затея оригинальная и остроумная! По­пробуйте и
вы сочинить для газетных рубрик «Светская хро­ника», «Происшествия» небольшую
заметку об одичавшем помещике или о таинственном исчезновении из департамен­та
и чудесном спасении двух столичных генералов. Обяза­тельное условие: как и у
Чехова, предложения, составляю текст заметки, должны быть только вопросительным
и восклицательными.

Ведущий. А теперь
попробуем перевоплотиться в героев сказок. Обучающие выбирают отрывок из сказки
писателя и демонстрируют его. (
Присутствие костюмов,
атрибутов желательно).

Сценка из
сказки
«Повесть о том,
как мужик двух генералов прокормил
» (сцена
чтения газеты).

«Вчера,
— читал взволнованным голосом один генерал, — у почтенного начальника нашей
древней столицы был парадный обед. Стол сервирован был на сто персон с роскошью
изумительною. Дары всех стран назначали себя как бы рандеву на этом волшебном
празднике. Тут была и
«шекснинская
стерлядь золотая
», и питомец
лесов кавказских, — фазан, и, столь редкая в нашем севере в феврале месяце,
земляника…
»

Тьфу
ты, господи! Да неужто ж, ваше превосходительство, не можете найти другого
предмета? — воскликнул в отчаянии другого генерала и, взяв у товарища газету,
прочел следующее:

«Из
Тулы пишут: вчерашнего числа, по случаю поимки в реке Уне осетра (происшествие,
которого не запоминает даже старожилы, тем более что в осетре был опознан
частный пристав Б.)
» …!»

Отрывок из
сказки «Орел-меценат» Салтыкова-Щедрина:

«…Выслушал
орел соколиный доклад о необходимости водворения наук и искусств и не сразу
понял. Сидит себе да цыкает, да когтями играет, а глаза у него, словно точеные
камешки, глянцем на солнце отливают. Никогда он ни одной газеты не видел, ин
Бабой-Ягой, ни ведьмами не интересовался, а об соловье только одно слыхал: что
эта птица — мелкая, не стоит из-за ее клюва марать.

Ты,
поди, не знаешь, что и Бонапарт-то умер? — спросил сокол

Какой
такой Бонапарт?

То-то
вот. А знать об этом не худо. Ужо гости приедут, разговаривать буду
».

Ведущий. Вам необходимо отгадать
название сказки. Студенты
загадывают друг другу
загадки, по которым они должны отгадать название сказки:

В этой сказке
два Ивана поживали,

Щи на ужин
поедали,

Бедный был и
был Богатый,

Были рядом у
них хаты.

Соседи»)

Он обычно
серый, белый,

В этой сказке
он умелый,

Мудрый в этой
сказке он,

Что за зверь
тут так умен?!

                                                                                    
Здравомысленный заяц»)

Как они его
искали,

Без него как
жить — не знали,

Без него не
есть не пить,

Как себя им
прокормить?!

Повесть
о том, как мужик двух генералов прокормил
»)

Был отец и
мать мудры,

Сам был мал,
но всё ж удал,

Рыбы, раки
даже блохи,

При желании
обижали.

Премудрый
пискарь
»)

Ведущий.
А теперь вам предлагается составить кроссворд. Обучающиеся по данным вопросам
должны составить кроссворд.

Вопросы:

1.      Кто
прокормил двух генералов? (мужик)

2.      Птица
эта так горда, что в сказке «Меценат» названа? (орел)

3.      О
нем говорится:
«Обыкновенный
мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый…
»
(
коняга)

4.      «В
некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик…
»,
а
какой же он был? (дикий)

5.      В
сказках Салтыкова-Щедрина бывал он самоотверженный и здравомысленный? (заяц)

6.      Кто
служил сторожем при лабазе московского 2-й гильдии купца Воротилова? (верный
Трезор)

Ведущий
зачитывает вопросы викторины.

Викторина

1.    
В каком году родился М.Е.
Салтыков – Щедрин?

1.     1826

2.     1837

3.     1841

4.     1821

Ответ: 1

2.     Назовите настоящую фамилию писателя? 

Ответ: Салтыков (псевдоним: Николай
Щедрин).

3.     Где учился М.Е. Салтыков – Щедрин?

Ответ: Дворянский институт в Москве, Царскосельский
лицей.

4.    
После опубликования какого произведения
Салтыков-Щедрин был арестован, а затем сослан в Вятку? (на 7 лет)

Ответ: С известным революционным деятелем Буташевичем –
Петрашевским Салтыков познакомился еще в студенческие годы — оба они были
выпускниками Царскосельского лицея. Михаил Петрашевский пригласил Салтыкова
бывать на своих знаменитых «пятницах» – еженедельных собраниях,
которые проходили в его доме. На этих «пятницах» Салтыков проникся либеральными
идеями и под их влиянием создал повести «Запутанное дело» и
«Противоречие», за которые его и сослали в Вятку.

5.     Вице-губернатором каких городов был назначен Салтыков-Щедрин?

Ответ: Последующее десятилетие (1858 – 1868) Салтыков-Щедрин
посвятил как плодотворной литературной деятельности, так и административной. За
это время он сделал поэтапную карьеру, пребывая в качестве губернатора то в Рязани,
то в Твери
. Был он также председателем казённой палаты в различных городах
России. Все свои усилия Салтыков-чиновник прикладывал к тому, чтобы пресечь
любые попытки беззакония и бюрократизма, за что получил прозвище
«вице-Робеспьер».

6.    
Где похоронен Салтыков-Щедрин?

Ответ: Скончался писатель
28 апреля 1889 года, а погребение его состоялось через несколько дней – 2 
  мая на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Как того и желал
Салтыков-Щедрин, могила его расположена рядом с могилой И. С. Тургенева.

7.
Назовите автора, чьи сказки имели один из подзаголовков: «Для детей от 7 до 70
лет».

1.
А.С. Пушкин

2.
М.Салтыков-Щедрин

3.
Л.Толстой

4. 
К.Паустовский

Ответ:
2

8.
Сколько написал сказок М. Е. Салтыков-Щедрин?

1.
23

2.
18

3.
32

4. 35

Ответ: 3

Можно вопросы по
биографии заменить на игру «Да-Нет» (см. Приложение 2).

8.
Из какой сказки Салтыкова-Щедрина:

1. «Служили (они) в какой-то
регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего
не понимали. Даже слов никаких не знали, кроме: «Примите уверение в совершенном
моем почтении и преданности».

2. «В некотором царстве, в некотором
государстве жил был… жил и, на свет глядючи, радовался. Всего у него было
довольно: и крестьян, и хлеба, и скота, и земли, и садов. И был тот… глупый,
читал газету «Весть» и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое».

3. «И вдруг он исчез. Что тут
случилось! — Щука ли его заглотала, рак ли клешней перешиб или сам своей
смертью умер и всплыл на поверхность, — свидетелей ему не было. Скорее всего —
сам умер».

1. «Дикий помещик».

2. «Коняга».

3. «Как один мужик двух генералов прокормил».

4. «Премудрый пескарь».

Ответ:

1 — «Как один мужик двух генералов
прокормил», 2 — «Дикий помещик», 3 — «Премудрый пескарь».

     
9. Главным «оружием» писателя является:

1. Реальное изображение действительности

2. Смех.

3. Яркое изображение характеров.

4. Революционность.

                
Ответ: 2

10.
Перу М. Е. Салтыкова-Щедрина не принадлежит:

1. «Пошехонская старина».

2. «Господа Головлёвы».

3. «История одного города».

4. «Накануне».

Ответ:
4

11.
 Сколько лет прожил премудрый пискарь в
одноименной сказке? (
100 лет с лишком)

12.
 Почему осенью помещик холода не
чувствовал? («Дикий помещик».
Оброс волосами)

13.
Основное занятие Коняги? (Тяжёлый
труд.
«Летом с утра до вечера землю работает;
зимой, вплоть до ростепели, «произведения» возит»
)

14.
Чем питался Коняга, а чем его брат
Пустопляс? (
Коняга – соломой, а Пустопляс — овсом)

15.
Почему пискарь боялся рака? (Боялся,
что рак его клешнёй пополам перережет
)

16.
Что помещик, одичав, не успел приобрести?
(
Хвост)

17.
 Что случилось с пискарем в конце сказки?
(
«И вдруг он исчез. Что тут случилось — щука ли его
заглотала, рак ли клешней перешиб, или сам он своею смертью умер и всплыл на
поверхность, — свидетелей этому делу не было»)

18.
 Где жил-был помещик? («В
некотором царстве, в некотором государстве»)

19.
 Что читал Дикий помещик? (Газету
«Весть»
)

20.
 Закончите фразу. «Надо
так прожить, чтобы тебя никто …» (
… Не заметил)

«Слава
тебе, господи!! ……» (
… Жив! )

21.
Сколько было ума у пискаря?  (Ума палата)

22.
 Откуда взялись мужики в конце сказки
«Дикий помещик»? («С неба: через губернский город летел строившийся рой
мужиков
»)

23.
 Кем себя видел во сне заяц? (Чиновником
особых поручений при волке)

Вопросы
с развёрнутым ответом:

·       
Чему учит сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина, например, сказка
«Премудрый пескарь»?

·       
Назовите основную мысль «Сказки о том, как один мужик двух
генералов прокормил», что является подтверждением рабской покорности народа?

Дополнительное задание

Викторина «Кто из
героев сказок Салтыкова-Щедрина…»

1.
…думал, что «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофе подают»?
(Генерал – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»).

2. …
«весь с головы до ног оброс волосами», «а когти у него сделались, как железные.
Сморкаться уже он давно перестал, ходил же всё больше на четвереньках»?
(Князь Урус-Кучум-Кильдибаев – сказка «Дикий помещик»).

3. …
«жил дрожал и умирал дрожал»?
(Пескарь – «Премудрый пескарь»).

4. …
сразу же после свадьбы побежал от молодой жены на съедение к волку, чтобы
выручить брата жены?
(Герой сказки «Самоотверженный заяц»).

5. …
«забрался ночью в типографию, станки разбил, шрифт смешал, а произведения ума
человеческого в отхожую яму свалил»?
Топтыгин I – сказка «Медведь на воеводстве»).

6. …
радовалась, что теперь у неё «ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней
совести – ничего такого не будет»?
(Вобла – сказка «Вяленая вобла»).

7. …
заявлял: «Верю в беспрекословное преуспеяние, верю в гармонию и глубоко
убеждён, что счастье – не праздная фантазия мечтательных умов, но рано или
поздно сделается общим достоянием»?
(Карась – сказка «Карась – идеалист»).

8. …
считал цепь, на которой он сидел, наградой за службу?
(Пёс Трезор – сказка «Верный Трезор»).

9. …
считался в обществе дураком только потому, что любил книжки читать, совершал
добровольные поступки и не делал подлостей?
(Герой сказки «Дурак»).

10.
… действовал сначала «по возможности», потом по принципу «хоть куда-нибудь», а
затем применительно к подлости?
(Герой сказки «Либерал»).

11.
Кто из воевод роптал, что чин на него большой наложили, а какими злодействами
его утвердить – не указали?
(Топтыгин III – сказка «Медведь на воеводстве»).

Подведение
итогов. Награждение участников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

М.Е. Салтыков-Щедрин
был и остается крупнейшим мастером социальной сатиры в русской литературе. Его
творчество направлено на обличение пороков общества. 

М.Салтыков-Щедрин
написал более 30 сказок. «Сказки (для детей изрядного возраста)» — итог многолетних
жизненных наблюдений Салтыкова- Щедрина, итог его творческого пути.

 
Сказки Салтыкова-Щедрина прежде всего учат любви, взаимопомощи, а
также другим добродетелям, и надолго остаются в памяти детей и взрослых. 

Данное мероприятие способствует
лучшему усвоению, систематизации знаний, развитию у студентов эстетического
восприятия и оценки явлений жизни, художественно воплощенных писателем.
Материал, подобранный к мероприятию, доступен для восприятия
обучающихся. При отборе материала учитывались возрастные и психологические
особенности обучающихся, уровень их способностей и познавательная
активность.  Такое мероприятие направлено на глубокое и осознанное
усвоение знаний студентами, развитие их творческих способностей, культуры речи
и гармоничное развитие личности в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Интернет источники

1.     https://www.culture.ru

2.     http://ru.wikipedia.org/wiki/

3.     https://ilibrary.ru/

4.     https://uchi-lki.ru/

5.     http://vseskazki.su/avtorskie-skazki/saltykov-shchedrin-chitat

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Биография
писателя Салтыкова-Щедрина М. Е.

    М. Е.
Салтыков родился 27 января 1826 года в селе Спас-Угол (Тверская губерния).
Семья была дворянской, со старинными корнями. И со стороны матери, и со стороны
отца в роду присутствовали известные истории личности. Отношения Михаила с
семьёй не сложились (он был шестым ребёнком). Атмосфера в ней царила тягостная
и недружелюбная. Детство было омрачено тягостным впечатлением от жёсткого
обращения родителей с крепостными и с собственными детьми.

    На
первых порах Михаил учился дома, а образование получил в Московском дворянском
институте, после которого отправился на учёбу в легендарный Царскосельский
лицей. Период пребывания в заведении, где учился А. С. Пушкин, приобрёл для
Салтыкова очень большое значение, поскольку там он почувствовал призыв к
литературному творчеству. Одновременно с этим именно в лицее будущий писатель
впервые столкнулся с «прелестями» русской бюрократии. Многие обобщённые образы,
возникшие позже в прозе Салтыкова-Щедрина («помпадуры», «военачальники»,
«ташкентцы») – родились от лицейских впечатлений.

   В 1844 году
Салтыков начинает службу в Петербурге. Свои силы молодой чиновник отдаёт не
только своим рабочим обязанностям, но и Петрашевскому кружку, который он
активно посещает. Участники кружка следовали идеям утопического социализма, а
на своих заседаниях беспрерывно спорили о том, как лучше переустроить Россию.
Салтыков не был согласен с мнением большинства петрашевцев, что произвести
коренные перемены в стране можно лишь посредством воспитательных средств, как
на том настаивали участники кружка. Он полагал, что нужные более действенные
меры.

    В 1848
году была опубликована его повесть «Заступное дело». За это произведение автор
был арестован и отправлен в ссылку в Вятку – по высочайшему распоряжению.
Причиной столь суровой реакции были найденные в «Заступном деле» опасные идеи,
которые уже нанесли немалый вред Западной Европе. Не понравилось властям и
аллегория, при помощи которой писатель изобразил Россию.

    Ссылка
продолжалась с 1848 по 1856 год. Литературная деятельность оказалась для него
под запретом. Но так как Салтыков продолжал службу в качестве чиновника особых
поручений, то материала для изучения всех глубин русской жизни у него было
предостаточно. Из ссылки писатель вернулся в 1856 году и за год создаёт целый
цикл произведений, получивших название «Губернские очерки».

   
Последующее десятилетие (1858 – 1868) Салтыков-Щедрин посвятил как плодотворной
литературной деятельности, так и административной. За это время он сделал
поэтапную карьеру, пребывая в качестве губернатора то в Рязани, то в Твери. Был
он также председателем казённой палаты в различных городах России. Все свои
усилия Салтыков-чиновник прикладывал к тому, чтобы пресечь любые попытки
беззакония и бюрократизма, за что получил прозвище «вице-Робеспьер». Подобную
оценку можно назвать наилучшей характеристикой той деятельности, которую
проводил Салтыков на своём посту. В 1868 году он получил чин генерала и
отправился на покой. В отставке он уже полностью посвятил себя литературному
труду.

    Его
писательская деятельность делится на несколько периодов. Начало – несколько
повестей, в том числе, и злополучное «Запутанное дело». Следующий период – 50 –
60-е годы, определяющим для которого стал цикл «Губернские очерки», а также роман-сатира
«История одного города», в котором едкое повествование о вымышленном городе Глупове явилось
отражением ситуации России 1860-х годов. Ещё один важный этап – роман «Господа
Головлёвы» (1875 – 1880), где его сатира выходит на новый уровень.

   В 1883 –
1886 годах создаются знаменитые «щедринские сказки», которые можно назвать
действительно выдающимся достижением. Здесь фирменная сатира писателя, его язык
и художественные приёмы переплелись с фольклорным материалом. Используя эзопов
язык, Салтыков-Щедрин сумел сказать своё слово протеста даже в условиях жёсткой
цензуры. В 1887 году писатель создаёт роман «Пошехонская старина».

   Кроме
литературного и чиновничьего труда в жизни Салтыкова-Щедрина существовало и
другое важное дело – редакторская деятельность в журнале «Отечественные
записки». Эстафету он принял у его предыдущего редактора – Н. А. Некрасова.
Пока же Некрасов был жив, оставался в числе ведущих сотрудников издания. В
«Отечественных записках» были опубликованы такие произведения Салтыкова-Щедрина,
которые не появились ни в одном другом журнале.

   Усиленный
труд в разных областях был основой жизни Михаила Евграфовича. В личной жизни он
был несчастен. Свою будущую жену Елизавету Болтину он полюбил, когда той было
всего двенадцать лет. Он дождался подходящего возраста Елизаветы и вступил с
ней в брак, но союз не сложился. Через какое-то время Елизавета Аполлоновна
разочаровалась в муже и перестала соблюдать супружескую верность и приличия.
Дело зашло настолько далеко, что Салтыков-Щедрин не был уверен в том, что их
дети – сын и дочь – его дети. По крайней мере, только сына писатель по каким-то
своим причинам признавал своим.

   Душевные
муки добавляли и другие неприятности: плохое здоровье, переживания по поводу
постепенно исчезающей связи с читателями. Скончался писатель 28 апреля 1889
года, а погребение его состоялось через несколько дней – 2 
  мая на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Как того и желал
Салтыков-Щедрин, могила его расположена рядом с могилой И. С. Тургенева.

Приложение 2

Игра «Да-нет»

1.   
Провинциальная
жизнь в Вятке Салтыков описал в романе «Губернские очерки»?                                                                       (Да)

2.   
Салтыков
родился в семье врача? (Нет, помещик — крепостник)

3.   
Салтыков —  Щедрин был сослан в Вятку на пятнадцать лет?    (Да)

4.   
Щедрин
– это псевдоним?                                                           (Да)

5.    После окончания
лицея служил чиновником в канцелярии Военного министерства?
                                                            (Да)

6.    Никогда не
выезжал за границу?                                                      (Нет)

7.   
Родовое именье называлось Спас – Вершина?    (Нет,
Спас-Угол)

8.   
Салтыков —  Щедрин будучи чиновник губернского правления Вятке не брал взяток?                                                                         
(Да)

9.   
 После Вятской ссылки по
возвращении в Петербург писатель занимался разведением коней?                                                   (Нет)

10.     
 Мать писателя помещицей,
жестоко мучившей не только своих крестьян, но и домочадцев?                                                                  (Да) 

11.     
Щедрин
был мастером Ахиллесова языка? (Нет, Эзопов язык)

12.     
Смог
вернуться из Вятки в Петербург только после
смерти Николая I                                                                                   (Да)

13.      В чиновничьих кругах Салтыков —  Щедрин
получил прозвище «Вице Наполеон»?                                     (Нет,
«вице-Робеспьер»)

14.     
Первые
три сказки писателя появились на страницах журнала «Современник»?                           (Нет,
«Отечественные записки»)

  • Почему сказка называется царевна лягушка 5 класс литература
  • Почему сказка конек горбунок называется русской сказкой
  • Почему сказка кладовая солнца называется кладовая солнца
  • Почему сказка и миф относятся к вечным темам искусства назови произведения музыки литературы кратко
  • Почему сказка золушка шварца до сих пор популярная