Почему сказка называется народной

Всем давно известно, что в сказках хранится и передатся из поколения в поколение народная мудрость. только простым глазом она не

Всем давно известно, что в сказках хранится и передаётся из поколения в поколение народная мудрость. Только простым глазом она не всегда видна нашему современнику, ибо передана в традиционных образах. Современные дети в наш компьютерный век в большинстве своём растут на других, чужих образах. Очень долго приходилось русским мудрецам прятать древние знания в народные сказки и песни, ибо опасно было говорить прямо, но через традиционные образы нашей культуры даже дети легко ту мудрость в сказках угадывали и постигали. Со временем же чужая культура и традиции всё прочней пускали корни на русской земле, и сегодня не только детям, но и взрослым людям сложно, читая сказку увидеть её истинный смысл. А для того, чтобы открылась потаённая мудрость, надо родной культурой и традицией интересоваться, тогда многое поймёшь, что в сказке между строк написано.
Всем известна сказка «Царевна – лягушка». Давайте рассмотрим её с позиции русской традиции. Начинается она с того, что царь говорит своим трём сыновьям: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь».
«Какое легкомыслие!»- скажет современный человек, но на самом деле за этими словами стоит целое мировоззрение. Наши предки верили в единого и многопроявленного Бога, который проявляется множеством Богов, людей, животных , растений, минералов. Короче, нет ничего на свете, кроме Бога. Всё, что мы видим и не видим- всё есть его проявление. Этого единого Бога русичи называли Род. Род Всевышний проявляется тремя ипостасями: морем информации ( Дыв), энергией (Свет Рода Всевышнего) и проявленным бытием (Род Рожанич). Когда Свет Рода Всевышнего проходит через Дыв, информация наполняется энергией и проявляется Родом Рожаничем. Так творится проявленное бытие. Род Рожанич проявляется, прежде всего, мужским и женским началом. Наши предки называли их Сварогом и Ладой. Проходя через них, Свет Рода Всевышнего разбивается на спектры энергий, подобно тому, как солнечный свет разбивается на 7 цветов радуги. Эти спектры божественной энергии и есть наши Родные Боги и Богини.
Так, например, Перун несёт энергию справедливости, Велес — мудрости, Макоша — материнства, Леля — юности, влюблённости и красоты и т.д. Но мы знаем, что у любого цвета радуги есть много оттенков. Нас, людей, можно сравнить с этими оттенками, ибо мы — есть проявления этих энергий, каких-то больше, а каких-то меньше. Так в одной семье одни дети больше похожи на маму, другие — на папу, одни — девочки, другие — мальчики, но во всех есть гены обоих родителей. Люди — такие же дети Сварога и Лады, а значит, в нас есть и энергии Сварога и энергии Лады, только в женщина — больше энергий Лады, а в мужчинах — Сварога. И характеры у нас разные: например, кто- то правозащитник (сильны энергии Перуна), кто-то мудрец (сильны энергии Велеса) и т.д.
Свет Рода Всевышнего идёт к нам через солнце, которое наши предки называли Дажбогом, а себя внуками Дажбожими. Действительно, мы живём на этой земле благодаря Солнцу и самой Земле, а значит по факту их дети. К тому же через нас, как и через родных Богов проходит Свет Рода Всевышнего, а значит мы, как и наши родные Боги, как сам Род Всевышний, можем творить мир вокруг себя. Наш дух — частица Бога в нас, принимает Свет Рода Всевышнего и светит, как лампочка, излучая его во внешнюю среду. Этот свет проходит через нашу душу, на которой «нарисованы» определённые образы. Это наши убеждения, представления о мире, наши желания, наши страхи, короче, всё, что накопила наша душа за эту и прошлые жизни. Вот эти образы в нашей жизни и проявляются. Ведь так Род Всевышний творит проявленное бытие: Свет Рода Всевышнего проходит через Дыв и проявляется РодРожанич. А все религии мира твердят нам о том, что человек создан по образу и подобию Бога. А это значит, что в нашей жизни не может случиться ничего, что не «написано» в нашей душе. Поэтому мудрый царь, воспитав из царевичей таких удальцов, «что ни в сказке сказать, ни пером описать», был совершенно уверен, что стрела каждого прилетит именно туда, куда надо. Кроме того, это покажет, кто из царевичей на самом деле готов в будущем стать царём. У кого какие образы в душе, у того такая и жена, у того такое и государство будет.
«Пустил стрелу старший брат — упала она на боярский двор, прямо против девичья терема», и сразу понял царь, что о власти его старший сын мечтает.
«Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на том крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая», и стало ясно царю, что богатство милее всего его среднему сыну.
«Пустил младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягушка-квакушка.
Говорит Иван-царевич: «Как мне за себя квакушку взять? Квакушка не ровня мне!».
— «Бери! — отвечает ему царь. — Знать, судьба твоя такова».
Молодой царевич противится, не может сразу принять свою судьбу, но мудрый царь знает, что суженая не может быть не ровней, и оказывается прав. Он даёт невесткам возможность показать себя, и Лягушка демонстрирует самые прекрасные женские качества: заботу о муже, желание сделать всё, чтобы её милый оказался на высоте. Через хлеб и ковёр она демонстрирует прекрасные образы своей души, которые восхищают не только царя, но и всех его подданных, и, наконец, она предстаёт в полном блеске своей красоты и мудрости на балу. И царю становится ясно, что мудрым правителем будет его младший сын! Иван–царевич влюблён в свою жену и за что теперь не готов расстаться со своей лягушкой! Он так боится её потерять, что сжигает её лягушачью кожу, и… тут же теряет свою возлюбленную. Это очень важный момент!
Страх – это очень сильная эмоция. Иван царевич представил, что он может потерять жену и испугался, то есть он увидел образ и наполнил его энергией страха. Этот образ тут же проявился в его жизни: он потерял Василису Премудрую. Все восточные мудрецы учат, что истинная любовь — есть непривязанность. Привязывать себя к кому-то или привязывать кого-то к себе — это лишение человека (или себя) права выбора, лишение его воли. Нельзя насильно удержать любовь! Можно лишь стараться её поддерживать и дарить! Настоящая любовь всегда вызывает ответную любовь, а желание удержать вызывает желание убежать. Любое ограничение извне вызывает внутренний протест. И ещё одна важная деталь: страх мешает любящим людям проявлять искренность, разговаривать открыто, а без этого невозможно построить хорошие прочные отношения. Стоило Ивану царевичу просто спросить свою жену, почему она скрывает свою красоту под лягушачьей кожей, и осталось бы ему ждать всего лишь три дня и три ночи свою красавицу. Но страх заставил его поступить безцеремонно со своей любимой и потерять её.
Иван царевич отправляется на поиски Василисы Премудрой и ему встречается старичок — мудрец, который даёт путеводный клубочек. Это означает, что в поисках своей суженой царевич становится на путь мудрости. На этом пути ему встречается то медведица с медвежатами, то волчица с волчатами, то соколиха, у которой есть соколята. Но мудрость, любовь и уважение к жизни, не позволили ему охотиться на животных. Он даже щуку пожалел. Клубочек привёл его к Бабе Яге. Баба Яга — это ведунья, которая живёт как бы на границе миров: человеческого — явного и лесного — навного, то есть на границе жизни и смерти и хранит знания как о жизни, так и о смерти. Она-то и разсказывает царевичу, как победить Кощея, то есть, делится с Иваном этими знаниями: «Смерть его на конце иглы, та игла в яйце, то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей как свой глаз бережёт». Здесь целый букет образов, передающий настоящие древние знания о жизни и смерти! Дуб — это древо Рода. Жизнь и смерть каждого человека всегда связана с его родом. Яйцо — символ жизни, символ продолжения рода. Утка — символ смерти. Это подтверждается некоторыми русскими загадками типа этой:
(отгадка- смерть)
Заяц символизирует страх, сундук — сокровенные знания. Повалить дуб и раскрыть сундук помогает царевичу медведь. Медведь — символ Велеса, Бога мудрости, сакральных знаний и богатства. Но главное, Велес — хранитель Нави, т.е. мира, где находятся души наших предков перед тем, как снова воплотиться в явном мире. Другими словами, Иван–царевич при помощи мудрости и сакральных знаний сваливает древо рода Кощея, лишая его помощи его предков. Сундук разбился — Кощей теряет сакральные знания. Из сундука выскочил заяц — Кощея обуял страх, и он в страхе пытается убежать, спасти яйцо — свою жизнь. Зайца разрывает волк — символ отваги царевича. Из зайца вылетела утка: потеря знаний и страх сделали Кощея Безсмертного смертным. Утку бьёт сокол. Сокол — это символ Рода, солнца, света. Сокол — этот тот, что с кола, т.е. птица, которая пикирует вниз с огромной высоты, как солнечный луч с солнца. Другими словами, светлая сила рода царевича побеждает смертного Кощея, яйцо его жизни выпадает и падает в море. Яйцо — это не только символ жизни, но также и символ Рода. Море — символ мира Нави. Правь — мир Богов, Явь — наш явный мир, Навь — мир, где обитают духи и души предков, откуда они приходят на новые воплощения. Получается, что Кощей не только лишён поддержки своего рода, его род полностью уничтожен в явном мире, он остался один, но в Нави есть души из его рода, готовые прийти на воплощение, родиться. Щука — обитатель мира Нави выносит яйцо (последнюю надежду рода Кощеева) Ивану Царевичу, которое он разбивает и достаёт иглу, на конце которой — смерть Кощеева. Этой иглой он и убивает Кощея и вызволяет из плена свою жёнушку. Так и был побеждён Кощей во всех трёх мирах: в Прави (сокол), в Яви (волк) и в Нави (щука). Современная генетика открыла, что на стадии плодного яйца, из которого впоследствии развивается человеческое тело, на конце одной из его хромосом есть ген смерти. Он «спящий» и включается у каждого человека в свой срок, что приводит к изнашиванию организма и умиранию.
Вопросы жизни, смерти и безсмертия, а также любви, семьи и сохранения рода всегда волновали человечество, но сейчас стоят особенно остро. Подумаем вместе, зачем наши мудрые предки создали эту волшебную сказку и донесли до нас через века.
Сказочных вам открытий!
Центр славянской ведической культуры «ЖИВой РОДник»

Сначала определяемся с главными героями и героинями этой сказки, а их у нас оказывается два: 1. это сама виновница сюжета лягушка, она же заколдованная царевна и 2. это младший из царевичей – Иван, который взял в жены лягушку.
Мы решили с ребенком написать сочинение об Иванушке, ибо до этого делали пересказ от лица Ивана в школе и тематически этот герой оказался нам ближе. Итак, наше сочинение об Иване-царевиче, который спас свою жену-лягушку от козней Кощея.
Моим любимым героем в сказке про царевну-лягушку является Иван – третий, младший сын царя. Его смело можно назвать героем потому, что он спас свою царевну, когда пришлось ее из рук Кощея вызволять. Иван, конечно, сам совершил плохой поступок, когда не спросив разрешения у жены, сжег ее лягушачью шкурку во время пира у батюшки-царя. Но, он же не оставил царевну в беде, которой пришлось возвратиться в замок Кощея, т.к. заклятие с нее не сошло из-за неправедных действий Ивана. Поэтому Ивану пришлось в путь отправляться, за царевну сражаться.
Дальше Иван-царевич выступил настоящим героем, добывая смерть Кощееву. Он и с Бабой-Ягой сумел учтиво поговорить, и животных пожалел, встретившихся ему на пути к царевне. А те ему добром отплатили – помогли с Кощеем справиться и развеять чары с «лягушки».
Вывод: эта сказка многому учит. Например,
иногда совершая не совсем хороший или верный поступок, можно попытаться исправить ситуацию;
за свое счастье надо всегда бороться и сражаться;
надо помогать людям и зверям, и они помогут тебе;
не суди о человеке сразу, а сначала узнай его.
Мы писали сочинение для уровня – литературный урок в 5-м классе по сказке «царевна-лягушка».

Сочинение по сказке «Царевна-Лягушка»
Моей самой любимой русской народной сказкой является «Царевна-Лягушка». Её авторы хотели показать, как важны и полезны такие человеческие качества, как доброта и трудолюбие, искренность в отношениях между людьми, стремление помочь окружающим. Сказка «Царевна-Лягушка» учит своих юных читателей тому, что окружающих нас людей необходимо оценивать не по «одёжке», а по их поступкам и качествам характера.
Главная героиня сказки – Царевна-Лягушка, которая изначально отталкивает Ивана-Царевича своим внешним видом. По указу отца, он вместе с братьями должен был пустить стрелу, и там, где она упадёт искать себе невесту. Ивану-Царевичу – младшему из братьев выпала доля повстречать Царевну-Лягушку. Когда отец семейства приказал своим невесткам пройти тяжёлые испытания, Иван-Царевич понял, как ему повезло с невестой. Она достойна справилась со всем трудностями, выпавшими на её долю, и молодой жених увидел в её характере прекрасные качества – она была очень доброй, внимательной, скромной и заботливой.
При этом невесты старших братьев Ивана-Царевича, которые были хороши собою, не смогли показать себя с положительных сторон во время этих испытаний. И Царевна-Лягушка становится Василисой Премудрой, которая поражает и царя и его сыновей своими качествами, знаниями и умениями.
И жених – Иван-Царевич пришёлся ей под стать. Он был добрым и смелым, с уважением относился к окружающим. Таким образом герои сказки «Царевна-Лягушка» смогли одержать победу над злом и несправедливостью.

В сказке “Царевна-лягушка” множество героев, но далеко не все из них являются главными. Главный герой здесь Иван Царевич, а главная героиня – Василиса Премудрая. Второстепенные герои сказки: царь, Баба-Яга, Кощей, старичок и братья Ивана.
Иван Царевич представлен нам как человек добрый и преданный. Он не убивал животных, вот и лягушку пожалел. Правда, он неосмотрительно сжег кожу лягушачью, даже не представляя, к чему это приведет. Потеряв любимую Василису, он бросается на её поиски и преодолевает множество преград, встречающихся на пути.
Царевна-лягушка и Василиса Премудрая – одно и то же лицо, а была эта девушка разумной и доброй. Она легко справлялась со всеми делами, которые придумывал неугомонный царь и выполняла их великолепно. Кроме того, она была красива и приветлива.
Главная мысль сказки заключается в том, что ко всем людям нужно относиться уважительно, даже если человек неказистой внешности. А за свои поступки нужно нести ответственность, хотя лучше перед тем, как их совершать, подумать.
Сказка учит нас умению бороться за свое счастье и решительно преодолевать возникающие трудности.

Ответ от Елена Конюхова[гуру]
1. Народная сказка — творение коллективное. она создаётся народом. Литературная сказка всегда имеет конкретного автора.
2. В народной сказке поднимается общечеловеческая проблема, значимая для всех. В авторской сказке проблема может быть и узкой, важной для конкретного автора или героя.
3. Идея народной сказки заключается в нравоучении, народной мудрости. Идея литературной сказки — выявление авторской позиции, его отношение к поставленным проблемам.
4. Сказочные приёмы (троекратные повторы, магические числа, нарушение запрета…) в рамках народной сказки обязательны. В литературной сказке их присутствие или отсутствие решается автором.
5. В народной сказке язык (эпитеты, сравнения, устаревшие и диалектные слова, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами) встречаются постоянно, так как отражают народную речь. В авторской сказке их использование является авторским средством придания произведению сказочной формы. Наряду с ними присутствуют оценочные эпитеты, метафоры, описания природы, внешности и т. д.
6. В народной сказке всегда есть присказка, зачин, конец. В литературной сказке один или несколько компонентов могут отсутствовать.
7. Авторская сказка статична, не может изменяться с течением времени. Народная сказка — это жанр устного народного творчества, поэтому она может изменяться по мере передачи её из уст в уста.
8. В народных сказках добро всегда побеждает зло. В авторской сказке конец может быть менее оптимистичным.

Ответ от Камилла Луговина
[новичек]
фууууу

Ответ от Ёергей Мезенцев
[новичек]
вопщета это всё правильно

Ответ от AIMEKEN ®
[новичек]
ты себе сам отвечаешь своими вопросами,

Ответ от 3 ответа
[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: что такое авторская сказка? чем она отличается от народной сказки?

Сказка — любимый жанр не только детей, но и многих взрослых. Сначала их сочинением занимался народ, затем освоили и профессиональные писатели. В этой статье мы разберемся, чем отличается народная сказка от литературной.

Особенности жанра

Сказка — самый распространенный вид народного творчества, рассказывающий о событиях приключенческого, бытового или фантастического характера. Основной установкой этого жанра является раскрытие жизненной правды при помощи условно-поэтических приемов.

По сути своей сказка является упрощенной и сокращенной формой мифов и легенд, а также отражением традиций и воззрений народов и наций. В чем отличие литературных сказок от народных, если в самом этом жанре присутствует прямая отсылка к фольклору?

Дело в том, что все литературные сказки опираются на народное творчество. Даже если сюжет произведения противоречит фольклорной традиции, строение и главные герои имеют четко видимую с ней связь.

Особенности народного творчества

Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Для начала разберемся с тем, что принято называть «народной сказкой». Начнем с того, что этот жанр считается одним из древнейших и признан культурным наследием, сохранившим представления наших предков об устройстве мира и о взаимодействии человека с ним.

В таких произведениях отразились нравственные ценности людей прошлого, проявившиеся в четком делении героев на добрых и злых, национальные черты характера, особенности верований и быта.

1668468

Народные сказки принято разделять на три вида в зависимости от сюжета и героев: волшебные, о животных и бытовые.

Авторское прочтение

Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, нужно разобраться с происхождением последней. В отличие от своей народной «сестры», литературная сказка возникла не так давно — только в 18 веке. Связано это было с развитием просветительских идей в Европе, которые способствовали началу авторских обработок фольклора. Народные сюжеты стали собирать и записывать.

Первыми такими писателями были братья Гримм, Э. Гофман, Ш. Перро, Г.Х. Андерсен. Они брали известные народные сюжеты, что-то добавляли в них, что-то убирали, часто вкладывали новый смысл, изменяли героев, усложняли конфликт.

Главные отличия

1668438

Теперь перейдем к тому, чем отличается народная сказка от литературной. Перечислим основные черты:

  • Начнем с того, что авторское произведение всегда имеет один и тот же неизменяемый сюжет, в то время как народная видоизменяется и трансформируется все время своего существования, так как меняется окружающая действительность и мировоззрение людей. Кроме того, обычно литературный вариант крупнее по объему.
  • В авторской сказке ярче выражена изобразительность. В ней больше деталей, подробностей, красочных описаний действий и персонажей. Народная версия очень примерно описывает место действия, самих персонажей и события.
  • Литературная сказка обладает психологизмом, который несвойственен фольклору. То есть автор много внимания уделяет исследованию внутреннего мира персонажа, его переживаниям и чувствам. Народное творчество никогда так подробно не углубляется в тему.
  • Главными героями народных сказок являются маски-типажи, обобщенные образы. Авторы же наделяют своих персонажей индивидуальностью, делают их характеры сложнее, противоречивее, а поступки мотивированнее.
  • В литературном произведении всегда присутствует ярко выраженная позиция автора. Он высказывает свое отношение к происходящему, дает оценку событиям и персонажам, эмоционально окрашивает происходящее.

Чем отличается литературная сказка от народной: примеры

Теперь попробуем применить теорию на практике. Для примера возьмем сказки А. С. Пушкина.

1668456

Итак, для того чтобы показать приемы изобразительности, возьмем «Сказку о мертвой царевне». Автор очень детально и красочно описывает обстановку и убранство: «в светлой горнице… лавки, крытые ковром», печь «с изразцовой лежанкой».

Психологизм героев отлично демонстрирует «Сказка о царе Салтане», Пушкин с большим вниманием относится к чувствам своего героя: «забилось ретивое… слезами залился… дух в нем занялся».

Если вы еще не совсем поняли, чем литературная сказка отличается от народной, то рассмотрим еще один пример, связанный с индивидуальностью характера героя. Вспомним произведения Ершова, Пушкина, Одоевского. Их персонажи не маски, это живые люди со своими страстями и характерами. Так, Пушкин даже чертенка наделяет выразительными чертами: «прибежал… задыхаясь, весь мокрешенек… утираясь».

Что касается эмоциональной окраски, то, например, «Сказка о Балде» — балагурная и насмешливая; «Сказка о Золотой Рыбке» — ироничная и немного печальная; «Сказка о мертвой царевне» — печальная, грустная и нежная.

Заключение

1668474

Подводя итоги того, чем отличается русская народная сказка от литературной, отметим еще одну особенность, обобщающую все остальные. Авторское произведение всегда отражает мировоззрение писателя, его взгляд на мир и отношение к нему. Это мнение может частично совпадать с народным, но никогда не будет ему тождественно. За литературной сказкой всегда проступает личность автора.

Кроме того, записанные сказки всегда привязаны к определенному времени и месту. Например, сюжеты народных сказок часто кочуют и встречаются в различных местностях, поэтому датировать их происхождение практически невозможно. А время написания литературного произведение легко определить, несмотря на стилизацию под фольклор.

Если в литературном произведении повествование ведется от первого лица, это не значит, что рассказчиком является сам автор. Образ рассказчика – авторский вымысел для реализации пределенной авторской цели, и его роль в художественной организации текста не менее важна, чем само действие, о котором повествует автор.

Определение

Рассказчик
– вымышленный персонаж, от имени которого ведется повествование о судьбе героев или о событиях, составляющих содержание литературного произведения.

Сравнение

Персонажи всегда получают прямую или косвенную авторскую оценку, важную для раскрытия идейного содержания произведения. В некоторых жанрах для этой цели вводится рассказчик – лицо, условно наделенное собственным суждением о событиях и героях, вокруг которых разворачивается сюжетное действие.

Образ рассказчика нейтрален. Читатель почти ничего не узнает о его характере, образе мыслей, судьбе. Рассказчик интересен только тем, что от его имени ведется повествование. Со слов рассказчика мы узнаем о привычках и странностях Печорина в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»; пушкинский цикл «Повестей Белкина» тоже передан вымышленным рассказчиком.

Повествование от первого лица – распространенный прием в европейской литературе XVIII – XIX веков. Рассказчику редко отводилась роль бесстрастного наблюдателя за событиями и хронолога: в его уста вкладывалась портретная характеристика главных героев произведения, оценка их поступков, прогнозы и предупреждения о последствиях необдуманных действий.

Часто рассказчик необходим для выражения авторской позиции. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» образ рассказчика почти тождественен самому автору. Однако это все-таки образ, в котором только частично отразилось авторское мироощущение.

Введение фигуры рассказчика в сюжет произведения усложняет композицию, придает ей многоплановость и в то же время четко структурирует повествование. Автор при этом остается творцом и создателем, главным режиссером действия, а не его участником.

Выводы сайт

  1. Автор – создатель литературного произведения. Рассказчик – один из его персонажей.
  2. Автор выстраивает сюжет и описывает события, рассказывать о которых должен вымышленный герой – рассказчик.
  3. Благодаря образу рассказчика может быть выражена авторская позиция по отношению к описываемым событиям.
  4. В оценочных суждениях рассказчика частично проявляется мировоззрение автора.

Литературные и народные сказки относятся к одному жанру, поэтому довольно непросто определить, чем отличается народная сказка от литературной. Видимые отличия имеют лишь форма повествования и внутреннее содержание. Основой сюжета любой сказки является удивительная история о небывалых приключениях (иногда злоключениях) главных героев, но в фольклорных произведениях сюжет строится по традиционной схеме, а вот в литературных повествование имеет авторский вариант изложения.

Народные сказки

Чтобы выявить различия литературной и народной сказки, следует изучить определения данных понятий. Народная сказка — это древнее культурное наследие, которое, пусть и в приукрашенной форме, сохранило представление предков о взаимоотношениях окружающего мира (природы) и человека. Здесь четко разграничена грань между злом и добром, отражены основные законы морали и нравственные принципы человеческого общества, продемонстрированы яркие черты национальной самобытности, верований и быта. Сказки, называемые народными, имеют свою классификацию:

  • Волшебные («Волшебное кольцо», «Два Мороза», «Морозко»).
  • Былинные («Булат-молодец», «Вавила и скоморохи», «Добрыня и Змей»).
  • Бытовые («Бедный барин и слуга», «Воры и судья», «Дорогой обед»).
  • Богатырские («Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо», «Иван — коровий сын», «Никита Кожемяка»).
  • Сатирические («Добрый поп», «Дурак и береза», «Каша из топора»).

Отдельную нишу в представленной классификации занимают которых выступают животные («Гуси-лебеди», «Коза-Дереза», «Маша и медведь»). Их возникновение специалисты связывают с древними языческими ритуалами и верованиями.

658622

Литературные сказки

Проводя сравнение народной и литературной сказки, обязательно стоит учесть, что последняя возникла значительно позже первой. Благодаря внедрению просветительских идей в европейскую литературу, в XVIII столетии появляются первые авторские прочтения-обработки фольклорных сказаний, а уже в XIX веке стали широко использоваться литераторами традиционные сказочные сюжеты. Среди особо преуспевших на данном поприще выделяются А. Гофман, Ш. Перро, Г. Х. Андерсен и, конечно же, братья Гримм — признанные классики жанра.

Сходства литературной и народной сказки определяются тем, что в обеих повторяются фольклорные мотивы, обязательно присутствуют волшебные атрибуты, но в литературной развитие фабулы, выбор главных героев строго подчинены авторской воле. Также со второй половины XIX века литературная сказка становится очень близкой к новеллам и даже повестям. Ярким примером могут послужить произведения русских писателей: Л. Толстого и А. Погорельского, и европейских: С. Лагерлеф, и Л. Кэрролла.

Общее. Фольклорные традиции

Сравнивая черты народной и литературной сказки, следует уделить особое внимание фольклорным традициям авторской сказки, объединяющим ее с народной:

  • Писатели используют в своих произведениях сюжетные мотивы фольклора (нравственное и моральное искушение — испытание главного героя, присутствие животных-помощников, чудесное происхождение персонажей, ненависть к падчерице мачехи и т. д.).
  • По мнению уважаемого отечественного фольклориста В. Я. Проппа, литераторы используют традиционные, знакомые с детства образы центральных персонажей, которые выполняют определенные функции (антагонист, протагонист, помощник главного героя, даритель, вредитель-проказник, украденный объект, лжегерой).
  • В своем творении время и пространство сказочники создают в соответствии с неписаными законами сказочного фольклорного мира: место — фантастическое, порой неопределенное: тридевятое царство, ветхая землянка, и т. д.
  • Использование приемов поэтической речи: троекратные повторы, постоянные эпитеты, словесные формулы, просторечие, пословицы и поговорки, фразеологизмы.

Такое пристальное внимание к фольклорным истокам позволяет увидеть обращение к ним писателей-сказочников и специфику литературной сказки.

658621

Отличия

Чтобы понять, чем отличается народная сказка от литературной, стоит уделить внимание своеобразию формы и содержания, а именно:

  • В авторской сказке ярче выражена изобразительность, т. е. более детально, подробно и, главное, красочно описаны внешний облик, эмоции персонажей, место действия и события.
  • В литературной сказке присутствует психологизм, более углубленное и детальное исследование внутреннего мира, чувств и эмоций персонажей.
  • Персонажи авторского сказания не являются обобщёнными типажами, имеют неповторимые индивидуальные Например, такие литераторы, как Ершов, Пушкин, Одоевский, уделяют внимание психологическим мотивам поступков и действий героев.
  • Как всякому литературному произведению, сказкам писателей свойственна ярко выраженная устойчивая что определяет ее эмоциональную тональность. Например: «Сказка о царе Салтане…» — чистая, светлая, благородная; «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» — изящная, нежная, грустная; «Сказка о попе и о работнике его Балде» — балагурная, насмешливая; «Сказка о рыбаке и рыбке» — ироничная, но печальная.

Чем отличается народная сказка от литературной еще? Тем, что авторское произведение позволяет читателю распознать лицо автора, его духовный мир, пристрастия и Это является принципиальным отличием фольклорного сказания, в котором отображены идеалы этноса, а личность конкретного рассказчика стерта.

659103

Коротко о главном

Итак, чем отличается народная сказка от литературной? Последняя является авторским произведением, в отличие от первой, которая появилась в результате коллективного творчества как эпический поджанр. Литературное сказание — это устоявшийся признанный жанр художественной литературы, а народное — это особая разновидность фольклорного жанра, характеристикой которого является устный пересказ.

658618

Любимый литературный жанр малышей

Литературные сказки являются одним из наиболее почитаемых литературных жанров у детей. Даже программа школьного чтения содержит в себе произведения таких писателейА. С. Пушкина, В.Ф. Одоевского, П.П. Ершова, В.А. Жуковского, которые входят в золотой фонд отечественной и мировой литературы для детей. Их чтение способствует скорейшему формированию нравственных и эстетических представлений ребят, развивает их литературный кругозор и общую культуру. Но главное, такие произведения содействуют развитию творческих способностей, воображения и нешаблонного мышления юного читателя.

Слайд 1

Выполнила: Учитель начальных классов Литвинова Н.М.

Текст слайда:

Выполнила:
Учитель начальных классов
Литвинова Н.М.

 
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА ДУБНЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ,
ЛИЦЕЙ № 6 ИМЕНИ АКАДЕМИКА Г.Н. ФЛЁРОВА
(ЛИЦЕЙ № 6)

«Русские народные сказки»


Слайд 2

Цель: познакомиться с русскими народными сказками, привить интерес к русскому народному творчеству Задачи:Сформировать знания о русских народных сказках.Понять,

Текст слайда:

Цель: познакомиться с русскими народными сказками, привить интерес к русскому народному творчеству
 
Задачи:
Сформировать знания о русских народных сказках.

Понять, какие уроки дают людям русские народные сказки.


Слайд 3

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку

Текст слайда:

Ска́зка — один из жанров фольклора, либо литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, героического или бытового характера. Сказку характеризует отсутствие претензий на историчность повествования, нескрываемая вымышленность сюжета.

Русская народная сказка — произведение устного творчества русского народа, один из видов фольклорной прозы.

Что такое сказка?


Слайд 4

Виды народных сказок очень разнообразны:  о животных;волшебные;новеллистические;легендарные;пародии и дразнилки;детские.

Текст слайда:

Виды народных сказок очень разнообразны:
 
о животных;
волшебные;
новеллистические;
легендарные;
пародии и дразнилки;
детские.


Слайд 5

Во – первых, народные сказки не имеют определённого автора, а передаются из уст в уста, из поколения

Текст слайда:

Во – первых, народные сказки не имеют определённого автора, а передаются из уст в уста, из поколения в поколение; во вторых, народ не записывал свои сказки на бумагу, просто помнил их, причём каждый рассказчик мог вносить какие — то свои поправки.

Почему сказка называется народной?


Слайд 6

Народная сказка - творение коллективное, она создаётся народом, может измениться, так как передается из уст в уста.В

Текст слайда:

Народная сказка — творение коллективное, она создаётся народом, может измениться, так как передается из уст в уста.
В народной сказке поднимается общечеловеческая проблема, значимая для всех.
Идея народной сказки заключается в нравоучении, народной мудрости. 
Сказочные приёмы (троекратные повторы, магические числа, нарушение запрета… ) в рамках народной сказки обязательны.
В народной сказке эпитеты, сравнения, устаревшие и диалектные слова, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами встречаются постоянно, так как отражают народную речь.
 В народной сказке всегда есть присказка, зачин, конец.
В народных сказках добро всегда побеждает зло.

Характерные черты русских народных сказок


Слайд 7

Русские народные сказки передавались из поколения в поколение нашими предками, и каждый вносил в них свою мудрость,

Текст слайда:

Русские народные сказки передавались из поколения в поколение нашими предками, и каждый вносил в них свою мудрость, опыт, знания. Поэтому у каждой сказки есть главная мысль, мудрость, которую народ хотел донести до слушателей. Итак, сказки учат:
-ценить настоящую дружбу ( «Лапоть, Соломинка и Пузырь», «Кот, Дрозд и Петух», «Крылатый, мохнатый и масленый»)
— не обижать маленьких, уважительно относиться к старости, слушать старших («Заюшкина избушка», «Гуси-Лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
-бороться с человеческими пороками: ленью, жадностью, скупостью, глупостью («Лиса и журавль», «Петух и золотая мельничка», «Зимовье зверей»)
-решать сложные ситуации с помощью смекалки, хитрости, остроумия, упорства и труда («Вершки и корешки», «Лиса и рак»)
-побеждать зло добром («Бычок — соломенный бочок», «Царевна Лягушка», «Финист-ясный сокол», «Иван — крестьянский сын и Чудо-Юдо» )
-любить свою семью («Волк и семеро козлят», «Лисичка со скалочкой», «Снегурочка», «Морозко»)

Чему учат русские народные сказки


Слайд 8

Один за всех и все за одного («Репка»)Кто дальше носа не видит, тот с носом и останется.

Текст слайда:

Один за всех и все за одного («Репка»)
Кто дальше носа не видит, тот с носом и останется. Смелым счастье помогает («Маша и медведь»)
Чем хвалимся на том и провалимся («Колобок»)
Как аукнется так и откликнется («Лиса и журавль»)

Поговорки и пословицы к русским народным сказкам


Слайд 9

Не всякому верь закрывай крепче дверь («Волк и семеро козлят»)Не бери наскоком, поплатишь боком («Теремок»)Друг познается в

Текст слайда:

Не всякому верь закрывай крепче дверь («Волк и семеро козлят»)
Не бери наскоком, поплатишь боком («Теремок»)
Друг познается в беде («Кот и петух»)
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай («Заюшкина избушка»)

Поговорки и пословицы к русским народным сказкам


Слайд 10

Многие писатели пересказывали и обрабатывали русские народные сказки, а также сказки зарубежных авторов.Очень много русских народных сказок

Текст слайда:

Многие писатели пересказывали и обрабатывали русские народные сказки, а также сказки зарубежных авторов.
Очень много русских народных сказок в пересказе Алексея Николаевича Толстого. Бобовое зернышко, Гуси-лебеди, Заяц — хваста, Иван Царевич и серый волк, Колобок, Кот и лиса, Кривая уточка, Лиса и журавль, Лиса и заяц, Мальчик-с-пальчик, Петушок — золотой гребешок, По щучьему велению, Репка, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Пузырь, соломинка и лапоть, Теремок, Хаврошечка и другие.
Сергей Тимофеевич Аксаков услышал в детстве сказку Аленький цветочек. В дальнейшем он пересказал и обработал эту замечательную сказку.
Павел Петрович Бажов обработал и записал народное уральское сказание Серебряное копытце.
Произведения Александра Сергеевича Пушкина тоже написаны по мотивам русских народных сказок. Руслан и Людмила, Сказка о мертвой царевне.

Известные писатели и русские народные сказки


Слайд 11

Спасибо за внимание!

Текст слайда:

Спасибо за внимание!


I этап —
мотивационно — ориентировочный.

(Мотивация
к деятельности: создание ситуации успеха).

 –
Сегодня мы отправляемся в «Мир народной сказки». Так авторы учебника назвали
новый раздел. Что вы уже знаете о народной сказке?


Давайте послушаем диалог Ани, Вани и профессора Самоварова. Может, что-то вы
узнаете новое из их беседы.

Диалог.

Аня:
Я  так  люблю  сказки.  Их  так  много!  Летом  я  читала  сказки  из 
сборников  «Русские  народные  сказки»  и «Сказки  братьев  Гримм».

 Ваня:
Я  узнал  из  энциклопедии,  что  братья  Гримм  не только  сами  сочиняли 
сказки,  но  и  первыми  начали  собирать  и  записывать  народные  сказки.

Профессор 
Самоваров:  Народные  сказки  складывал  народ  и  передавал  их  устно.  С 
появлением  письменности сказки  стали  записывать.  Это  сказки  о 
животных,  бытовые  и  волшебные.  Все  персонажи  и  события  сказки
вымышлены.

 – 
Что мы узнали нового из диалога Ани и Вани?

– 
Какие виды народных сказок бывают?

– 
Назовите
особенность жанра сказки, которая отличает её от других видов произведений.

– 
Кто такие собиратели сказок?

– 
Братья Гримм (Вильгельм и Якоб) собирали сказки народов Германии. Многие
сказки вам знакомы. Давайте, вспомним их.

1.
Главная героиня этой сказки  – дочка короля, которая была «бела, как снег,
румяна, как кровь, и такая черноволосая, как чёрное дерево». Как звали
девочку и что это за сказка?

2.
В
этой сказке одна девочка получила в подарок от старушки
горшочек, который сам варил кашу, стоит только произнести волшебное заклинание.
Какое?


Как называется сказка?

 –
Какие слова нужно было произнести, чтобы волшебный горшочек перестал варить
кашу?

3. Главные герои этой сказки – обиженные своими
хозяевами осёл, собака, кот и петух, которые отправились в город Бремен,
чтобы стать уличными музыкантами. Как называется сказка?

Физкультминутка под песню из мультфильма
«Бременские музыканты»


Ребята! А вы знаете собирателей русских народных сказок?

Продолжаю
беседу:


Под влиянием братьев Гримм отправился в сельскую местность и Александр
Николаевич Афанасьев, он  записал свыше двух тысяч сказок. Это самое большое
в мире собрание сказок, в котором есть сказки и для взрослых, и для малышей.

     
Сейчас я вам прочитаю начало одной сказки. Вспомните, как она называется.

Читаю:

 –
Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная;
пришла весна красна – у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит
по-старому. Лиса попросилась у зайчика погреться, да зайчика-то и выгнала.
Идёт дорогой зайчик да плачет, а ему навстречу собаки: «Тяф, тяф, тяф!
Про что, зайчик, плачешь?» А зайчик говорит: «Отстаньте, собаки!
Как мне не плакать? Была у меня избёнка лубяная, а у лисы ледяная,
попросилась она ко мне, да меня и выгнала».  «Не плачь, зайчик! –  говорят
собаки. –  Мы ее выгоним».  «Нет, не выгоните!»  «Нет,
выгоним!» Подошли к избёнке: «Тяф, тяф, тяф! Поди, лиса, вон!»
А она им с печи: «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по
заулочкам!» Собаки испугались и ушли.


Ещё один известный собиратель русских народных сказок  – Владимир Иванович
Даль. Послушайте, как он записал начало этой же сказки.


Жили-были лиса и заяц. И была у лисы избушка ледяная, а у зайца лубяная. Наступила
весна, и у лисы избёнка-то и растаяла, а у зайца стоит как прежде. Пришла
тогда лиса к зайцу и попросилась у него переночевать, он впустил её, а она
его взяла да и выгнала из своей же избушки. Идёт по лесу заяц и горько
плачет. Навстречу бегут ему собаки:

 –Гав,
гав, гав! Чего ты, зайчик, плачешь?

 –Как
же мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Весною ее
избушка растаяла. Пришла лиса ко мне и попросилась переночевать, да сама меня
и выгнала.


Не плачь, косой! Мы поможем твоему горю. Сейчас вот пойдем и прогоним лису!

У
Даля эта сказка называется «Лиса и заяц». – Вспомнили сказку? А  сейчас по
иллюстрациям и диалогам подготовимся к пересказу этой сказки.

Откройте
учебники с. 50

Прочитай 
диалоги,  соотнеси  их  с  рисунками.

 –Что 
в них  нарушено:  порядок  событий или изображение  героев?

Предлагаю
поработать в группах.

Объясняю
задание:

 –
Воспроизведите события и перескажите сказку. Выберите, кто у вас будет
рассказывать сказку, а кто – играть роли.

Спрашиваю
пересказывать одну из групп.

Напоминаю
а
лгоритм
рассказывания народной сказки:

 –
 Для того, чтобы интересно и выразительно рассказать сказку, надо: 
рассказывать свободно, не допуская долгих пауз, использовать выразительные
интонации, которые соответствуют характеру героя.

Предлагаю
оценить по плану:


Что получилось?


Что не получилось?

– 
На что необходимо было обратить внимание при рассказывании?

 Провожу
беседу по сказке:

 –
Ребята! Как вы думаете, почему зайчик поверил лисе?


Какой была лиса в этой сказке?

Слушают.

Рассказывают.

Читают
по ролям.

Отвечают.

Отвечают.

(о 
животных,  бытовые  и  волшебные)

Отвечают.
(вымысел.)

Отвечают.
(писатели, которые собирают народные сказки, а затем их обрабатывают и
записывают)

Отвечают.
(Белоснежка. Сказка «Белоснежка и семь гномов»)

Отвечают.
(«Раз, два, три, горшочек  вари!»)

Отвечают.

«Горшочек
каши»

Отвечают.
(«Раз, два, три больше  не вари!»)

Отвечают. («Бременские музыканты»)

Поют
и танцуют.

Отвечают.

Отвечают.(Афанасьев.
«Лиса, заяц и петух»)

Открывают
учебники.

Читают
диалоги, соотносят их с иллюстрациями.

Отвечают.(порядок
событий)

Рассказывают
сказку в группе.

Рассказывают
сказку.

Оценивают.

Отвечают.

Отвечают.

Автор: Подъячева Майя Валерьевна

Организация: МДОУ №3 «Лукошко»

Населенный пункт: Ярославская область, г. Тутаев

Задачи

Образовательные:

  • Дать знания о происхождении народных сказок;
  • Познакомить с русской народной сказкой «Пузырь, соломинка и лапоть»
  • Учить детей коллективному пересказыванию;
  • Формировать умение подбирать нужное по смыслу слово и заканчивать фразу, начатую взрослым;

Развивающие:

  • Формировать у детей умение внимательно слушать сказку;
  • Отработать правильное произношение согласных звуков (С) и (Ш);
  • Формировать умение отвечать на вопросы взрослого, слушать ответы других детей, не перебивая говорящего;
  • Развивать умения отгадывать загадки;
  • Развивать умение ловить мяч двумя руками, тренировать скорость движения;

Воспитывающие:

  • Воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь.

Ход занятия:

Организационный момент.

Воспитатель: Встали на лужок, сделали кружок. (Дети вместе с педагогом встают в круг.) Спрашивает у детей, какую рус­скую народную сказку они слушали вчера.

Уточнить, почему сказка называется «народная».

(Ее сочинил народ: один человек придумал сказку и рассказал другому, тот человек что-то добавил от се­бя и пересказал третьему, третий рассказчик тоже немного изменил сказку и по­ведал ее другим людям. С каждым разом сказка становилась все лучше и интереснее. Получилось, что сказку придумывал не один человек, а много разных людей, народ, поэтому ее так и назвали — «народная».) Предложить детям вспом­нить, какие русские народные сказки они знают. Дети по очереди называют сказ­ки и садятся на стульчики.

Воспитатель: Ребята, я для вас приготовила волшебную коробочку. А что там лежит, вы должны угадать.

— Слушайте внимательно:

Мылу на замену Взбили пышну пену,

А как подули – посмотри: Полетели … (пузыри)

— Как вы догадались? (Из мыльной пены летят мыльные пузыри)

— Правильно, это пузыри. (ставит на стол баночку мыльных пузырей).

— Слушайте еще одну загадку:

У любого ты спроси: «Что носили на Руси?»

Из коры плели галошки, Обували их на ножки. (лапти)

— Почему вы так думаете? (Раньше бедные люди вместо ботинок носили лапти).

— Молодцы, это лапти, держите отгадку. (кладет лапти на стол).

— А вот и последняя загадка::

Летом в полюшке росла. Колос к солнышку несла,

А как только пожелтела, Ей нашлось другое дело. (солома)

— Как догадались, что это солома? (Летом на полях люди выращивают пшеницу, когда ее собирают, то стебель, на котором зрел колос, становится сухой и превращается в солому).

— Правильно, это солома.

— Здорово, самую трудную загадку отгадали, вот вам и отгадка. (отдает колосья).

— Молодцы, ребятки, всех героев сказки отгадали. Как вы думаете, как сказка называется?

— А называется эта сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Основная часть:

Воспитатель:

— Устраивайтесь поудобнее, сказка начинается. (Воспитатель рассказывает сказку с одновременным показом слайдов.)

Пузырь, Соломинка и Лапоть.

Жили-были Пузырь, Соломинка и Лапоть.

Вот как-то пошли они в лес дрова рубить. Дошли до реки и не знают, как перейти через реку.

  • Лапоть и говорит Пузырю:
  • Пузырь, давай на тебе переплывем!
  • Нет, Лапоть! Пусть лучше Соломинка перетянется с берега на берег, мы по ней перейдем.

Соломинка перетянулась с берега на берег. Лапоть пошел по соломинке, она и переломилась. Лапоть упал в воду.

А Пузырь хохотал, хохотал, да и лопнул.

— Дети, понравилась вам сказка? (Понравилась).

Воспитатель:

— Ребята, мы с вами засиделись, предлагаю подвигаться и поиграть в игру «Пузырь».

— Дети, возьмитесь за руки, сделайте маленький круг, попробуем надуть наш Пузырь.

(Дети, взявшись за руки стоят на месте и произносят слова.)

Раздувайся пузырь, Большой пребольшой,

Раздувайся пузырь, Да не лопайся! (Дети пятятся назад проговаривая) С-С- С-С- С

(Дети, стоя на месте, произносят слова.)

Пузырь лопнул — Ой, ой, ой, А ведь был такой большой!

(Дети медленно начинают сходиться в центр круга) Ш-Ш- Ш-Ш- Ш

Молодцы, ребята, красивый пузырь надули.

Садимся на стульчики.

Воспитатель вопросы задает:

— Давайте вспомним, кто пошел дрова рубить? (Пузырь, Соломинка и Лапоть).

— Что помешало им идти дальше? (Им помешала речка).

— Что сказал Лапоть Пузырю? (Лапоть сказал: «Давай мы на тебе переплывем»).

— Согласился ли Пузырь перевезти друзей на другой берег? (Нет, не согласился).

— Как вы думаете, почему он не согласился? (Он струсил).

-Правильно, Пузырь струсил.

— Что же предложил Пузырь?(Пузырь предложил Соломинке перекинуться с берега на берег).

— Согласилась ли Соломинка с предложением Пузыря? (Соломинка согласилась).

— Почему она согласилась? (Она смелая и хотела помочь друзьям перейти на другой берег).

— Конечно, она смелая.

— Кто первым пошел по Соломинке? (Первым пошел Лапоть).

— Что случилось с Соломинкой? (Соломинка переломилась).

— Почему она переломилась? (Она была тоненькой, слабой, сухой, поэтому переломилась).

— Что произошло с Лаптем? (Лапоть упал в воду).

— Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду? (Пузырь начал смеяться).

— Что стало с Пузырем? (Пузырь лопнул).

Ребята, а если бы ваши друзья попали в беду, как бы вы поступили?

(Не стали бы смеяться. Помогли бы своим друзьям).

— Молодцы, вы внимательно слушали сказку и правильно отвечали на вопросы.

— Спасибо тебе Баба-Яга за такую интересную сказку.

Баба-Яга: — Пожалуйста.

Ребята давайте с вами ещё немного поиграем с мячиком.

Дети с воспитателем встают.

— Я буду произносить фразу и бросать вам мяч, а вы её заканчивать и мяч бросать мне обратно.

(Воспитатель, произнося фразу, бросает ребёнку мяч.).

— Пузырь толстый, а Соломинка наоборот …(тонкая)

— Пузырь легкий, а Лапоть…(тяжелый)

— Соломинка смелая, а Пузырь…(трусливый)

— Лапоть сплели, а Пузырь…(надули)

— Соломинка сломалась, а пузырь…(лопнул)

Воспитатель: ребята, вы молодцы!

— Есть у меня для вас волшебные досочки, на которых сказочные картинки. Только пока мы с вами играли, перепутались картинки. Вы сможете собрать их?

Дети подходят к мольбертам, выбирая один из пяти предложенных, где необходимо собрать картинку из частей.

После того, как картинка будет собрана, ребята определяют у кого начало или конец.

Воспитатель: Давайте, ребята, перескажем сказку по картинкам. Я начну, а вы продолжите по очереди. Внимательно слушайте, что бы ничего не перепутать.

Воспитатель начинает рассказывать сказку и предлагает детям продолжать рассказ, причем начинает один ребенок, продолжает второй, а заканчивает третий — таким образом, дети внимательно следят за рассказами других детей, не отвлекаются и все могут поучаствовать в пересказе. Оценивая пересказ сказки каждым ребенком, необходимо обратить внимание на последовательное изложение событий, на выразительность передачи диалогов действующих лиц.

Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю нам самим превратиться в героев этой сказки (артикуляционная гимнастика)

— пузырь (надуть щёки),

— соломинка (втянуть щёки),

— лапоть (сложить губы, как при произношении «О»)

Воспитатель: Ребята, я знаю интересную игру про пузырей, хотите поиграть? (да)

Дети – это как бы не надутые «пузыри» Они приседают, а на слова педагога: «Пузыри надуваются» дети поднимаются (вдох через нос). На слова взрослого: «Из пузырей выходит воздух» дети приседают снова на корточки выдыхая воздух, произнося «ш-ш-ш». Дальше он произносит: «Пузыри полетели». Дети кружатся, бегают, прыгают. На слова взрослого: «Пузыри сели» — дети садятся.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сказка про Пузыря, соломинку и лаптя – веселая или грустная? (грустная)

— Давайте придумаем другой конец.

Воспитатель: — Дети, как надо было поступить, чтобы герои попали на другой берег реки?

(Ответы детей: построить плот, лодку, мостик и т.п.)

— Молодцы. Чтобы дружба была крепкой всегда нужно приходить друзьям на помощь, не бросать в беде, поддерживать в трудную минуту.

Воспитатель: А кто из вас знает стихи о дружбе?

Друг нам в жизни очень нужен,

С другом жить нам веселей.

Рядом с ним в любую стужу

Нам становится теплей.

Друг хороший нас утешит,

Успокоит в горький час,

Доброй шуткою потешит,

Рассмешить сумеет нас.

Друг в беде всегда поможет,

Если грянет вдруг беда,

Все для нас он сделать может,

Не покинет никогда.

Воспитатель:

Дружбой искренней и честной

Нужно всем нам дорожить,

Потому что, как известно,

Все вместе:

Без друзей нам не прожить.

Итог занятия.

Воспитатель: — Ребята, вы послушали и посмотрели сказку. Как она называется?

(«Пузырь, Соломинка и Лапоть»).

— Кто из героев понравился больше всех и почему?

— Сегодня вы все были дружными, активными, веселыми. Молодцы!

Воспитатель:

— Ребята, попрощайтесь с гостями, занятие окончено.

Приложения:

  1. file0.docx.. 27,1 КБ

Опубликовано: 14.11.2021

  • Почему с каждым разом море волновалось все больше в сказке о рыбаке и рыбке пушкина
  • Постельное белье ооо сказка иваново
  • Почему понравилась сказка о мертвой царевне и семи богатырях пушкина
  • Почему в сказке о мертвой царевне и о семи богатырях семь богатырей
  • Послушать рассказ чехова подарок