Почему сказка крошечка хаврошечка волшебная

Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназиясравнительный анализ сказок крошечка хаврошечка и сивка-буркаii районная научно- практическая конференция для младших школьников первые шаги автор:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия»

Сравнительный анализ сказок

«Крошечка Хаврошечка» и «Сивка-Бурка»

II Районная научно- практическая конференция для младших школьников «Первые шаги»

                                                                      Автор: Безносова Милена,

                                                                     МОУ «Гимназия», 4 класс

                                                                            Руководитель: Калашник Т.А.,

                                                                       учитель начальных классов

Шелехов, 2011 г.

Содержание

I. Введение………………………………………………………………. .3

II. Основная часть……………………………………………………….  4

2.1. Представление древнего человека о мире

      а) Мировое дерево

      б) «Свой» и «чужой» мир природы

      в) Отношение к растениям и животным

        2.2. Признаки волшебной сказки

      а) Связь с «чужим» миром

      б) Композиция сказки: закон троичности

      в) Главный герой сказки

      г) Наличие волшебного помощника и предмета

2.3. Сравнительный анализ сказок «Крошечка Хаврошечка» и

 «Сивка-Бурка»

III.Заключение……………………………………………………………9

IV.Список литературы…………………………………………………. 10

V. Приложение…………………………………………………………. 11

Введение.

        Сказка – один из популярных и любимых жанров в фольклоре и литературе народов мира.

        С самого раннего возраста мама читает нам сказки. Мы любим их, хотим быть похожими на героев, обладать волшебными предметами, которые помогли бы нам жить, сделали нашу жизнь легкой, красивой, богатой. И никогда не задумывались над тем, почему в сказке так трудно герою добиться желаемого, почему ему приходится не один раз пройти через трудные испытания, и с чем эти испытания связаны.

        И только становясь старше, непременно замечаем, что в сказке не  так-то  уж все просто, как кажется на первый взгляд, что ее герои совершают почему-то одни и те же поступки, попадают в одни и те же положения, то есть чудесные сказочные истории повторяются.  И тогда возникают неизбежные вопросы. Почему, например, отец, умирая, всегда завещает своим сыновьям приходить на могилу? Почему избушка у Бабы Яги на курьих ножках  стоит к лесу передом, а к человеку задом? Почему животные могут оборачиваться людьми и наоборот? Почему голубки, вылепленные из теста, оживают? И еще много-много почему. Народные сказки не имеют времени, определенной привязанности к месту, их читали наши бабушки, родители, читаем мы и будут читать наши потомки и также будут задумываться над их смыслом. В этом и заключается актуальность исследования.

Объектом исследования выступают народные сказки

Предмет исследования: сравнительный анализ сказок  «Крошечка Хаврошечка» и «Сивка-Бурка»

Цель работы:  на примере двух известных русских народных  сказок «Крошечка Хаврошечка» и «Сивка — Бурка» попытаться объяснить, как в сказках воплощаются представления древнего человека о мире, показать признаки волшебной сказки и найти сходство.

В соответствии с целью работы и гипотезой были поставлены следующие задачи:

  1. Прочитать народные сказки из различных сборников.
  2. Изучить специальную научную литературу.
  3. Определить параметры сравнения.
  4. Составить сравнительный анализ.

Методы исследования, использованные в работе: теоретический анализ  литературы по проблеме исследования,  сравнение и анализ

Представления древнего человека о мире.

У всех древних народов было представление о мире, как о Мировом дереве, которое стоит в центре земли и соединяет Средний мир, где живет сам человек с большинством наземных животных, Верхний мир, где находится солнце, луна и звезды, запасы воды и молнии, где летают птицы, и Нижний мир, где спрятаны камни и металлы, где обитают подземные и подводные животные. Образ мирового дерева у наших далеких предков связывался прежде всего с дубом, поэтому так часто встречается это дерево в сказках и загадках. «Стоит дуб – стародуб, на том дубе – стародубе сидит птица – ветреница…» (См. Приложение 1)

Крона мирового дуба уходит в небеса: там звезды и по кромке кроны дерева расхаживает птица-феникс, представитель верхнего мира. Корни дерева уходят в Нижний мир, в корнях ютится змей, представляющий Нижний мир. Слева от мирового  дерева (левая сторона – волшебный мир) – ночь, луна, русалка на ветвях как представитель Нижнего мира, зима. Справа — лето, солнце.  

Поскольку мир природы человеку нужно покорить, присвоить, человек делил мир строго на две половины – чужой, то есть не присвоенный, и свой, присвоенный. Например, до охотничьего обряда медведь – чужой, а после обряда – свой. До обряда посвящения в мир взрослых подросток —  чужой  для племени, а после обряда – свой, которому можно рассказать все охотничьи секреты и поведать тайные знания о великой природе.

Даже времена года и стороны света были свои и чужие. «Свои» стороны света – те, что  связаны с восходом солнца и источником тепла – юг, восток, «чужие» — с заходом солнца и зоной холода – запад и север. «Свои» времена года также связаны с пробуждением природы к жизни и с наступлением тепла, а «чужие» — с сезонным умиранием природы и наступлением холода.

В понимании древнего человека числа тоже были свои и чужие. Число «2» выражало деление мира на свой (правильный) и чужой (изнаночный, волшебный). Число «3» соотносилось с кругом и выражало замкнутость чужого мира: круг неба, например. Число «4» соотносилось с квадратом и выражало целостность своего, земного мира, ориентировало человека в мире, показывая ему 4 стороны света, 4 времени года. Число «7»  родилось из суммы двух основных чисел: «3» и «4». Поэтому это число считалось выражением полной гармонии мира, которая основана на соединении двух миров – своего и чужого. Этому числу соответствовало 7 дней недели. Число «12» родилось путем умножения чисел 3 и 4, поэтому тоже считалось в древности священным, волшебным. Ему соответствует 12 месяцев. Само умножение для древнего сознания – это усиление числа в неопределенное количество раз. Поэтому число 9, полученное как произведение 3 на 3, — тоже волшебное. Оно обозначает также единство трех миров: Среднего, Верхнего, Нижнего. Число 10 – это тоже признак усиления, поэтому, чтобы показать земную силу какого-нибудь коллектива, сказка говорит, что братьев или сестер было 40, то есть 4 умноженное на 10.

Цвета также делились на цвета своего мира и чужого. Цвета чужого мира – белый и черный, поскольку в обоих случаях цвет отсутствует (чужой мир – изнаночный, в нем все наоборот), а также золотой, или рыжий, поскольку золото добывали из-под земли, то есть  из Нижнего мира.

В древности человек считал, что каждая часть тела человека, животного или растения имеет самостоятельную жизнь. Так волос человека, например, может оказать такую же помощь (или вред), как и сам человек, им обладающий. А раз так, значит, отдельную часть можно передавать другому, как самостоятельный предмет, который обладает всеми свойствами целого, а значит, обладает и душой, и силой.

Древние люди думали, что каждое племя, род происходит от  какого-то предка – животного. Такой предок по — научному называется  «тотемом». Люди полагали, что все окружающие их звери, рыбы, птицы – тоже люди, только в других одеждах, что при определенных обстоятельствах каждый из них может превратиться в человека — и обратно. А уж человечью-то речь они понимают наверняка. Считалось, что тот, кто побывал внутри у тотемного зверя, зарядился его силой, совершенно непобедим. Тотемные животные считались священными, почитались особо, и люди называли их часто подставными именами. Охота на них была запрещена.

Признаки волшебной сказки.

Сказка, или Казка, байка, побасенка (древнейшее ее название басень – от слова «баять» — «говорить») – это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает.

Ученые предполагают, что волшебная сказка окончательно сложилась на Руси в эпоху Средневековья, когда вся страна была раздроблена на отдельные земли, княжества. Но зародилась она раньше, еще до принятия христианства: в те времена на Руси поклонялись языческим богам. Мир волшебной сказки – мир многобожия, то есть язычества. Человеку помогают или стараются помешать древние властители стихий, природных сил: Солнце, Месяц, Ветер, Морозко, Водяной, Морской царь.

Мир в волшебной сказке делится на «свой» и «чужой». Существование ряда земного и другого мира – это черты волшебной сказки. Мотив превращения человека в животное или птицу и обратно – тоже мотив волшебной сказки.

Композиция волшебной сказки содержит троекратное повторение, всегда действует закон троичности: в семье три брата, три сестры, герой трижды наносит удар по врагу.  Все важные события случаются три раза, герой получает три задания. И с каждым разом увеличиваются трудности и опасности. Этот прием не только увеличивает напряжение, но и придает сказке композиционную стройность, строгость.

Главный герой сказки всегда молод. По представлениям первобытного человека, мудрость можно получить только от предков. Но предки находятся в другом мире. Вот откуда эти походы в разные медные и прочие государства, в подземный и подводный мир!  Использование уменьшительно-ласкательных форм в именах указывает не только на обращение к маленькому, младшему, но и на то, кто же герой сказки.

У героя есть волшебные помощники. Их может быть разное количество. Наличие волшебного предмета, который помогает найти путь или выполнить трудное задание тоже признак волшебной сказки.

В сказке жених получает жену за какие-то условия и подвиги. И чаще всего он женится не в том царстве, где родился, а в том, откуда родом его супруга. Эта, казалось бы, не очень важная деталь тоже говорит о том, что волшебная сказка родилась в глубокой древности, когда жену по обычаю, брали (а иногда и похищали) из другого рода.

Украшают волшебную сказку и разные прибаутки, присказки —  коротенькие шуточные зачины, часто стихотворные.

Сравнительный анализ сказок.

Все сказки являются одним из источников сведений о жизни древних. Чтобы разгадать хотя бы некоторые из тайн жизни древних людей, нам надо много знать и, главное понимать. Мы попробуем объяснить некоторые загадки, которые оставили нам далекие предки и сделаем это, сравнив две волшебные сказки: «Крошечка Хаврошечка» и «Сивка – Бурка» по следующим параметрам:

  1. Герой сказки (имя, возраст, внешний вид, положение в семье, социальное положение)?
  2. Наличие волшебных помощников.
  3. Волшебное число.
  4. Магия слова.
  5. Торжество героя.

Первый вопрос, на который мы ответим: каков же герой волшебной русской сказки? (см. Приложение 2)

Крошечка-Хаврошечка – самая маленькая и, видимо, младшая, в приемной семье. Если бы, Хаврошечка была родной дочерью в семье, то скорее всего она была бы третьей, самой младшей.

Иванушка-дурачок – третий сын, самый младший.

В именах того и другого героя используется уменьшительно-ласкательная форма: этой формой подчеркивается и то, что он младший, и хорошее к нему отношение.

Во внешнем виде также есть сходство: оба героя отмечены какой-нибудь недостаточностью: мала ростом, чумаза Хаврошечка, глуповат Иванушка.

В семье их положение тоже одинаково: родственники Иванушки и члены той семьи, где живет Хаврошечка, не любят их, всячески вредят, высмеивают.

Это относится и к социальному положению героев: Хаврошечке – сироте – не достанется никакого наследства, и Иванушка при дележке наследства будет обделен, поскольку он самый младший.

Но зато Хаврошечка и Иванушка получают помощь от представителей волшебного мира, поскольку они являются их настоящими тотемными предками: у Хаврошечки – коровушка, у Иванушки – Сивка-Бурка. (см. Приложение 3) И Хаврошечка пролезает сквозь корову, чтобы выполнить трудное задание, и Иванушка пролезает сквозь коня, чтобы превратиться в добра молодца. В этом действии прослеживаются представления древних людей о строении  мира и связано оно с одним из моментов обряда посвящения подростков в мир взрослых, а именно  с пребыванием внутри тотемного зверя, с прохождением сквозь него. Иванушка влезает в ухо коня со стороны земного мира, который находится справа, а вылезает из левого уха – входя в зону волшебного, сказочного мира. Чтобы превратиться снова в Иванушку, надо из волшебного мира, то есть с левой стороны, войти в коня, и вылезти справа.

В сказке про Хаврошечку не указано, в какое ухо корове влезла девочка, но можно предположить, что в правое, так как за то время, пока она пролезала, происходили чудеса – немыслимо большая работа была моментально выполнена. Хочется обратить внимание на то, что и конь и корова понимают человека, а человек, в свою очередь, понимает  речь животных.

Выяснив, что Хаврошечке и Иванушке помогают волшебные помощники, давайте определим, какие же отметины волшебного мира есть во внешности Сивки-Бурки и коровушки. Кроме того, что конь рыжий, у него «одна шерстинка серебряная, а другая золотая», во время бега у него «из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет», то есть он  откровенно огненного происхождения. Внешний вид коровушки не описан в сказке, но раз она является представителем волшебного мира, то скорее всего она должна быть рыжего цвета, такого же, как и волшебный конь.

В сказке «Крошечка-Хаврошечка» есть еще один представитель волшебного мира – яблонька, которая вырастает из косточек коровы, и не случайно листья  на яблоньке золотые, а веточки серебряные. И золото, и серебро – признаки волшебного мира.

Давая задание – сорвать яблоко с такого дерева, герой проверяет, кто из персонажей настоящая героиня, то есть человек, обладающий поддержкой волшебного мира. В сказке «Сивка-Бурка» Елену Прекрасную совсем не волнует, как выглядит Иванушка и похож ли он на красавца-богатыря, выполнившего испытание. Её волнует именно наличие связи героя с волшебным миром, т.е. обладание волшебным предметом – перстнем. (См Приложение 3)

Построением каждой волшебной сказки управляет число три,  так как именно это число является нечетным, то есть связанным с чужим миром, выражает замкнутость, круг. Поэтому именно на третью ночь идет ловить коня Иванушка, три раза надо крикнуть, чтобы конь явился, три раза Иванушка штурмует терем с царевной. Три раза Одноглазка, Двуглазка и Триглазка следят за Хаврошечкой.

В обеих сказках  мы находим подтверждение тому, что древние люди верили в силу слова, магическую силу заклинания, или «заклички», с помощью которой, после троекратного свиста, Иванушка вызывает коня: «Сивка-Бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой!» Настоящая причина сна Одноглазки, Двуглазки и Треглазки – магия волшебного слова, которое знает Хаврошечка. Именно Хаврошечка усыпляет девушек словами: «Спи глазок, спи, другой!». И именно потому, что Хаврошечка забыла о существовании у Треглазки третьего глаза и не «заговорила» его, Триглазка этим не уснувшим глазом все и видела. (См. Приложение 4)

И, наконец, как в любой сказке, в этих сказках герой торжествует, получает за свои труды, верность, доброту и бескорыстие награду: мужа встретила Хаврошечка —  «сильного человек – богатого, кудрявого, молодого», Иванушка-дурачок получил жену – царскую дочь Елену Прекрасную.(см. Приложение 5)

 И как во всех сказках: «Веселым пирком да за свадебку!». «Я на том пиру был – мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».( см. Приложение 6)

Заключение.

Фантазия волшебной сказки как будто беспредельна. Как будто бы в ней все возможно: брошенный через плечо гребень разрастается непроходимым лесом, кинутая героиней голубая лента растекается широкой рекой, страшное чудище оказывается заколдованным принцем, изрубленный на мелкие кусочки герой, а потом сбрызнутый мертвой и живой водой, оживает. Действительно ли в сказке все «вранье»?

На примере двух известных русских народных  сказок «Крошечка Хаврошечка» и «Сивка — Бурка» мы  объяснили, как в сказках воплощаются представления древнего человека о мире, показали, какие признаки имеют волшебные сказки и установили их сходство.

Воспользуйтесь знаниями наших ученых, и тогда откроется вам удивительная дорога в глубь веков, к нашим далеким предкам, к их нравам, обычаям, особенностям миропонимания.

В добрый путь!

Список литературы

  1. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. Т.1-3, М.:Худ.лит.,1990г.
  2. Литература и искусство: Универсальная энциклопедия / Сост.А.А.Воротников.-Мн.:ТОО» Харвест», 1995г.
  3. Не на небе – на  земле: Русские сказки Восточной Сибири./ Сост.Е.Н.Шастина.-Иркутск, 1992г.
  4. Пропп В.Я. Морфология сказки. Исторические корни волшебной сказки. –М.:Лабиринт, 1999г.
  5. Чуракова Н.А. Литературное чтение: учебник для 3 класса. –Самара: «Корпорация Федоров», 2009г.
  6. www. Images.yandex.ru
  7. www.google.com

Приложение 1. Мировое дерево

Приложение 2. Герой волшебной русской сказки

        

Приложение 3. Волшебные помощники

Приложение 4. Магия слова

Приложение 5. Торжество героя

Приложение 6. Веселым пирком да за свадебку!

14 ноября, четверг                                                                                        Учитель начальных классов:

МБОУ «СОШ № 11»                                                                                          Ивченко Елена Ивановна

Класс 3 «А»                                                                                                         Руководитель практики

Урок 3                                                                                                        Колотухина Яна Александровна

Время: 09:40-10:20                                                                                Студент ЧПК №1:

Кабинет 110                                                                                                Пяткова Кристина Геннадьевна

 Задачи  этапа урока

 (виды работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

Задачи: 

Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке.  

Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке.

Приветствие. 

– Сегодня у нас на уроке много работы. Мы покажем, как умеем хорошо читать, принимать информацию, осознавать её, обрабатывать и усваивать.

Слушают учителя, отвечают на его вопросы; высказывают свою точку зрения на проблему,

Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения.

Формировать умение  различать способ и результат действия;
принимать алгоритм выполнения учебной задачи, участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;

Коммуникативные

Учить детей работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

2 мин

II. Сообщение темы и постановка целей и задач урока.

Задачи:

Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач.

Для начала мы повторим то, что изучили по теме сказки, затем будем изучать сказку, жанр которой вы определите самостоятельно.

Мы будем учиться  наблюдать за словом, его многозначностью, подтекстом; за развитием сюжета, поступками персонажей; Учиться анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помошьютекста.

  Выдвигают предположение о теме урока, разгадывая ребус, отвечают на вопросы учителя.

С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи.

 Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение, вести диалог, осознавать свою учебную задачу.

 Уметь выделять необходимую информацию из различных творческих, интеллектуальных игр, выдвигать гипотезу и обосновывать её (Познавательные УУД);

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

2 мин

III. Изучение нового материала

1.Подготовка к восприятию нового материала.

Задачи:

Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста.

— Какой раздел литературного чтения мы читаем?
( Волшебные сказки) Слайд
Давайте вспомним какими бывают волшебные сказки по жанру?

(Волшебные сказки бывают народные и художественные)
— Что значит народные сказки?

( Их сочинил народ. Это произведение фольклора.) 
— Назовем жанровое разнообразие народных сказок.
( Бытовые народные сказки и о животных.)
— Бытовые- это о ком или о чем?
( Это сказки о людях, детях, семье)
— Для чего мы сейчас все это повторили?
(Чтобы разбираться в сказках.
Мы будем читать бытовую народную сказку из раздела «Волшебные сказки.)
Правильно, читать и учиться у сказок, как вы думаете чему?
( Уму разуму, трудолюбию, старанию, дружбе. добру, справедливости.)
— Это будет целью нашего урока.
(Слайд, где записаны цели урока.)

Отвечают на вопросы учителя; прогнозируют содержание произведения; выступают с подготовленными сообщениями и по биографии писателя (поэта), и с информационными  проектами, например, о растениях, о животных, о сказочных персонажах, об устройстве корабля и т. д.; участвуют в игре.

Знакомятся с литературоведческими понятиями, формируя в себе грамотного читателя; учатся по результатам наблюдений делать выводы; обогащают свой словарный запас; расширяют свой кругозор.

  Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

3 — 5 мин

2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез.

Задача:

Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке.

 « Крошечка-Хаврошечка».
Чтение учителем
— Назови произведение, которое прочитали.
( Русская народная сказка «Крошечка- Хаврошечка»)

Кто главный герой сказки?

(Крошечка-Хаврошечка)
— Поделитесь своими чувствами. Какими словами вы можете назвать их. 
( Радость, жалость, тревога, досада, волнение, веселье) 

Скажите какие моменты сказки вам понравились или нет и почему
(
Мне жалко Хаврошечку. Она хорошая. 
Мне не понравились сестры.
А мне жалко коровушку.
Я радовалась, что все закончилось счастливо.
Я тревожилась, когда Триглазка все узнала.) 

Давайте в парах на листочках попробуем написать название сказки, жанр и тему, после выполним самопроверку.
^ Русская народная сказка Хаврошечка).
Жанр бытовая волшебная сказка. Тема – о людях, семье.
— Выполни самопроверку. Если у тебя все правильно – поставь восклицательный знак. Если была ошибка – вопросительный знак.
У кого возникли ошибки, в чем?

Слушают произведение; отвечают на вопросы учителя; анализируют правильность прогноза.

Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности.

Уметь анализировать степень выразительности чтения (познавательные УУД)

Понимать на слух содержание произведения (коммуникативные УУД);

Осуществлять взаимоконтроль; принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД).

10 мин.

3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом.

Задача:

Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять  образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться.

Я сейчас хочу увидеть, как вы умеете принимать информацию, осознавать её, внимательно прослушайте сказки и назовите главного героя.

О чем говорится в сказке?
(
^ О добре и зле.
О том, как плохо жилось  Хаврошечке в чужой семье.)
Читаем по группам.
(Слайд. Читаем и замечаем.)
— У кого красный лист — читает самостоятельно молча. Отмечает непонятные слова, выражения, словосочетания.
У кого синий лист – в паре по абзацу. Отмечает повторы в сказке.
У кого желтый лист – жужжащее чтение. Отмечает ласковые слова.
Физминутка  

— Это современная сказка или старинная?
(Старинная. Есть устаревшие слова ) 
Что мы делаем для толкования слов?
( Обращаемся к словарю. Спрашиваем у взрослых.)
Где можно встретить устаревшие слова?
( В сказках, былинах, фольклоре.)
Устаревшие слова – это признаки сказки. А что ещё?
(Ласковые слова.) Называют их. Остальные появляются на слайде.
Зачин. Повторы. Превращения. Чудеса. Волшебство.)

Работа над образами героев.
Кто главный положительный герой? (Слайд)

( Хаврошечка.)
Расскажи о ней.
(
Она сирота. У неё нет отца и матери. Она живет в чужой семье. Хозяйка её не любит. Каждый раз дает ей много работы .Хаврошечка послушная, трудолюбивая, добрая. Мне её жалко.)
— Выборочное чтение подтверждения.

Любит ли автор Хаврошечку?
(
^ Да, у неё хорошее имя. Он называет её ласково – Крошечка-Хаврошечка.)
— Кто помогал Хаврошечке?(Слайд)
(Ей помогала коровушка. Она была ей вместо мамы. Она жалела её и помогала в работе. Она даже жизнь свою отдала за Хаврошечку.)
— А хозяйские дочери- какие образы?
(
^ Отрицательные.
— Они следили за Хаврошечкой и все рассказывали матери.
Они были ленивые, ничего не делали, не трудились.)
— А любила ли их мать?
(Да, она называла их ласковыми словами. Не заставляла их трудиться. Она посылала их смотреть, кто помогает Хаврошечке).
Любит ли автор этих героев?
( Нет, у них плохие имена. Они ленивые. У них плохие поступки)
— Когда ты волновался за Хаврошечку?
(Триглазка не спала, все видела и рассказала матери).
( Хозяйка приказала зарезать коровушку)
— Хаврошечка прощается с коровушкой.
Чтение диалога. Голос.Чувства.
Это кульминация сказки — самые волнительные моменты.
А когда ты радовался за Хаврошечку?
Это развязка сказки.
За что же была награждена счастьем Хаврошечка?
(За труд, старание, прилежание, любовь к коровушке ,терпение, за добро.)
— Что же такое добро?
( Добро это когда….).
— А зло?
(
^ Зло это когда…).
— Что же главное?
Какова основная мысль сказки? Слайд
Добро побеждает зло.
За добро добром платят.
В добре поживать, лиха не знать.
  

Учащиеся читают, размышляют, отвечают на вопросы и учителя, и учащихся; наблюдают за «словом», за развитием сюжета (чувств и переживаний лирического героя); анализируют, сравнивают, обощают, делают выводы, формируют собственную точку зрения, отстаивают её с помощью текста;

Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями, сопоставлять различные виды искусства;

Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста.

Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять  анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД);

Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии (коммуникативные УУД);

15мин.

4. Работа учащихся в микрогруппах

Задача:

Формировать у школьников первичные исследовательские умения при работе с художественным произведением; личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные учебные действия; развивать творческие способности.

Я увидела, как вы умеете принимать информацию, осознавать её, обрабатывать. Теперь я хочу понять, как вы её усвоили.
Слайд. Творческая работа

Вставь пропущенные слова так, чтобы получился рассказ от лица:

1. Группа (Крошечка-Хаврошечка)

Меня зовут Крошечка-Хаврошечка, я …, поэтому меня приютила хозяйка, у которой три дочери, Одноглазка, Двухглазка и Трехглазка. Каждый день хозяйка … меня работой, да так, что часто ночами не сплю … и работу. Но мне помогает … коровушка-матушка, я прихожу к ней в поле, рассказываю все, и она мне … .

Опорные слова:  сирота,  нагружает,  выполняю,  рябая,  помогает.

2. Группа (Хозяйка)

Я живу в…, у меня три … дочери и еще сиротка. Доченьки у меня красавицы, умницы, а Хаврошка…, сколько бы я ей не давала работы она со всем … . Ей явно кто-то…, я обязательно узнаю кто это!

Опорные слова:  деревне,  замечательные,  грязнушка,  справляется,  помогает.

3. Группа (Коровушка)

Меня зовут…, так меня называет милая Крошечка-Хаврошечка. У нее очень … жизнь, злая хозяйка … ее работой. Хаврошечка …ко мне и рассказывает свою беду, а я … ей.

Опорные слова:  матушка-коровушка,  сложная,  нагружает,  приходит,  помогаю.

Учащиеся обсуждают задание, распределяют роли, принимают совместное решение относительно содержания проекта, его представления, защиты и т. д.

Учатся работать в различных позициях Читателя – (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике.

Школьники учатся творчески мыслить, выступать  перед публикой, защищая свой проект(познавательные УУД);

Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативныеУУД);

Учатся принимать и сохранять учебную задачу, вносить коррективы(регулятивные УУД).

5 – 10 мин.

IV. Подведение итога урока.

Задача:

Обобщить полученные школьниками знания и  закрепить.

Проверка творческих заданий.

Думаю, что сегодня на уроке вы многому научились.
Чему мы учились?
(Толковали слова. 
Говорили о добре и зле. Изучали сказку)

Учащиеся высказывают свои мысли, формулируют выводы  относительно главной мысли произведения и тех продуктов учебной деятельности, которые они получили на этапе коллективной работы.

Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения.

Учатся  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД);

Учатся обобщать, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения (Познавательные УУД)

 5 мин

 V. Рефлексия

Задача:

Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке.

Скажи о себе. Я вспомнил….Я повторил.. Мне было…Мне понравилось..

Учащиеся высказывают свои мысли относительно и содержания своей работы на уроке, и закрепления полученных знаний.

Учащиеся учатся определять и главную общеучебную свою задачу, и задачу с точки зрения литературного своего образования.

Учатся оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).

Учатся  самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

Конспект занятия

по программе «Истоки»

Чтение
сказки «Крошечка-Хаврошечка»


Воспитатели: Устинова
А.С.

Цель: Познакомить детей с русской
народной сказкой «Крошечка-Хаврошечка».

Программные задачи:

1. Первоначальное знакомство
с социокультурной категорией » Труд души»

2. Воспитание у детей интереса и любви
к сказке.

3.
Учить детей умению внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы, выражать
свои мысли при ответах.

4.
Формировать представления детей о трудолюбивом человеке.

Материал: текст русской народной
сказки «Крошечка — Хаврошечка», мягкая игрушка корова, колокольчик.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли
гости! Давайте улыбнемся гостям и дружно скажем: «Здравствуйте!» (Дети
здороваются с гостями) Молодцы ребята! Проходите и усаживайтесь на стульчики!
Ребята, вы любите сказки?

Дети: Да очень любим!

Воспитатель: У каждого из вас есть своя
любимая сказка, которую вам рассказывают взрослые: мама и папа,
бабушка и дедушка! Когда вы слушаете сказку, то представляете своих
любимых героев, мечтаете стать такими же храбрыми и добрыми как они.

Воспитатель: Ребята сегодня у нас будет
необычное занятие. Посмотрите, в гости к нам пришла коровушка (мягкая игрушка).
Вы хотите познакомиться со сказкой, из которой она к нам пришла?

Дети: да.

Воспитатель: Для этого нам  позвонить в
колокольчик, который находится у нее на шее, и тогда мы перенесемся с вами в
сказку. Готовы? Закройте глаза, сейчас мы окажемся в сказке, которая называется
«Крошечка — Хаврошечка».

Сказка
в двери к нам стучится

Скажем
сказке заходи,

Это
присказка ребята,

Сказка
будет впереди.

Русская народная сказка «Крошечка –
Хаврошечка»

Есть
на свете люди хорошие, а есть и такие, которые своего брата не стыдятся. К
таким- то и попала Крошечка — Хаврошечка. Осталась она сиротой, взяли ее эти
люди, выкормили и работой заморили: она и ткет, она и прядет, она и прибирает,
она и за все отвечает.

Были у
хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазкой, средняя – Двуглазкой, а
меньшая – Триглазкой. Дочери только и знали, что у ворот сидеть, на улицу
глядеть, а Крошечка — Хаврошечка на них работала: их обшивала, для них пряла и
ткала – и слова доброго никогда не слыхала. Выйдет, бывало, Крошечка –
Хаврошечка в поле, обнимет свою рябую коровку, ляжет к ней на шейку и
рассказывает, как ей тяжело жить-поживать.

Коровушка
говорила Хаврошечке:

-Красная
девица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – все будет сработано.

Так и
сбывалось. Влезет Хаврошечка коровушке в одно ушко, вылезет из другого: и
наткано, и побелено, и в трубы покатано.

Отнесет
она холсты к хозяйке. Та поглядит, покряхтит, спрячет в сундук, а
Крошечке-Хаврошечке еще больше работы задаст.

Разозлилась
хозяйка позвала свою дочь Одноглазку и говорит ей:

— Дочь
моя хорошая, дочь моя пригожая, поди погляди, кто сироте помогает: и ткет, и
прядет, и в трубы катает.

Пошла
Одноглазка с Хаврошечкой в лес, пошла с нею в поле, да и забыла матушкино
приказание и уснула.

Спит
Одноглазка, а Хаврошечка приговаривает:

-Спи,
глазок, спи, глазок!

Глазок
у Одноглазки и заснул. Пока Одноглазка спала, коровушка все наткала, и
побелила, и в трубы скатала. Так ничего хозяйка и не дозналась.

Послала
она вторую дочь Двуглазку. Она пошла с Хаврошечкой забыла матушкино приказанье.
На солнышке распеклась, на травушке разлеглась и заснула. Коровушка наткала,
побелила, в трубы скатала. А Двуглазка все спала. Старуха рассердилась и
послала третью дочь, а сироте еще больше работы задала. Триглазка попрыгала,
попрыгала, на солнышке разморилась и на травушку упала.

Хаврошечка
поет:

-Спи,
глазок, спи, другой! А о третьем глазке и забыла.

Два
глаза у Триглазки заснули, а третий глаз глядит и все видит: как Хаврошечка
корове в одно ушко влезла, в другое вылезла и готовые холсты подобрала.

Триглазка
вернулась домой и матери все рассказала.

Старуха
обрадовалась, на другой же день пришла к мужу:

-Режь
рябую корову!

Делать
нечего. Стал точить старик ножик. Хаврошечка про это спознала, в поле побежала,
обняла рябую коровушку и говорит:

-Коровушка-матушка!
Тебя резать хотят. А коровушка ей отвечает:

-А,
ты, красная девица, моего мяса не ешь, а косточки мои собери, в платочек
завяжи, в саду их схорони и никогда меня не забывай. Хаврошечка все сделала,
что коровушка завещала.

И
выросла яблонька, да какая! Яблочки на ней висят наливные, листики шумят
золотые, веточки гнутся серебряные. Кто ни едет мимо – останавливается, кто
проходит близко – заглядывается.

Много
ли времени прошло, мало ли – Одноглазка, Двуглазка и Триглазка гуляли раз по
саду.

На ту
пору ехал мимо сильный человек – богатый, кудреватый, молодой. Увидел в саду
наливные яблочки, стал просить девушек:

-Девицы
— красавицы, которая из вас мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет.

Три сестры
и бросились одна перед другой к яблоне. Сестры хотели и сбить –листья глаза
засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают. Как ни бились, ни метались –
руки изодрали, а достать не могли.

Подошла
Хаврошечка – веточки к ней приклонились, и яблочки к ней опустились. Угостила
она того сильного человека, и он на ней женился. И стала она в добре поживать.
Лиха не знать.

Вопросы по сказке:

Низкий уровень: Как относилась Хаврошечка к рябой коровушке?

Средний уровень: Какие добрые дела делала Крошечка-Хаврошечка
в доме хозяйки?

Высокий уровень: Как вы понимаете фразу «На добро добром
отвечать»?

Рефлексия:

Воспитатель: Закончилась сказка, зазвенел
колокольчик, и волшебная сказка перенесла нас обратно в детский сад. Все в
сказке закончилось хорошо. А кто из героев сказки вам понравился? Почему? Кто
не понравился? Почему?

Все
— взрослые и дети- очень любят сказки, потому что там происходят
чудеса. Сказки учат жить нас в мире и согласии, в них всегда
побеждает добро!

Ребята,
давай встанем, возьмемся за руки и скажем девиз нашей группы. Когда мы вместе,
любое дело по плечу!

Воспитатель:
 
Наше занятие
подошло к концу. Вы все сегодня были активными и порадовали своими ответами.

  • Для начала необходимо выбрать сказку, по которой вы будите писать работу. Я бы взял такую сказку – сказка о рыбаке и рыбке (отличное произведение Александра Сергеевича Пушкина, и поучительное, и красочное и весьма интересное).
    Сказка выбрана, можно начинать работу. Вступление – напишите в целом о пользе сказок, всем детям их читают, ведь в сказках добро побеждает зло, смелый принц всегда спасает принцессу и все положительно завершается. Сказки учат детей доброте, хорошим поступкам и на интересных примерах многое показывают. Дальше главная часть – пишите о сказке, которую вы выбрали. Почему именно эта сказка, чем она интересна, чем для вас привлекательна. Оцените сюжет, расскажите про героев, сделайте выводы по финалу. И заключение сочинения моя любимая сказка, часть, где общий вывод делается. Можно итоговый вывод по выбранной сказке, но лучше снова по сказкам в целом написать. Что сейчас не хватает таких сказок, какие раньше создавались. В старых сказках словно была душа, особая привлекательность и доброта.
    Еще можно в сочинении вспомнить и народные сказки, это наша история, которую необходимо помнить. Народные сказки передавались из уст в уста и поэтому они дошли и до нашего времени. Также можно написать о нескольких сказках, сделать их обзор, дать оценки, красочно про персонажей рассказать. Это творческая тема (моя любимая сказка), которую можно долго обыгрывать и развивать, было бы желание это делать и выйдет качественная работа. А хороших сказок много, есть из чего выбирать и о чем писать.

  • Все дети любят сказки! Я их тоже очень люблю! Потому что, во-первых, в сказках всегда побеждает добро и торжествует справедливость! А, во-вторых, в сказках можно встретиться с удивительными сказочными героями, с чудесами и волшебством!
    Когда я была маленькой, мне читали и рассказывали сказки мама, папа или бабушка. Сказки учат детей тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано, смелый и честный победит, терпеливый дождётся, правда восторжествует. Лучше всего это выражено в народных сказках. Прожитые чувства вместе со сказочными персонажами делают нас добрее и милосерднее, смелее и сильнее. Сказки помогают нам справляться со страхом, перебороть свои слабости и поверить в собственные силы.
    Мой папа утверждает, что самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее – самые могущественные волшебники. Я с ним, конечно, согласна и, думаю, что у меня всё ещё впереди.
    Научившись читать, я прочитала много разных сказок: русские народные сказки, казахские народные сказки, сказки народов мира, сказки Бажова, сказки Андерсена, сказки братьев Гримм, сказки Шарля Перро. Но особенно дороги и близки моему сердцу сказки Александра Сергеевича Пушкина. Читая сказки Пушкина, ты погружаешься в удивительный и волшебный мир! И в этот мир тебя заводит твой любимый поэт-сказочник. Здорово, когда есть такие взрослые, которые понимают детей и могут сочинять такие замечательные сказки! Жизнь без сказок была бы очень скучной. К сожалению, многие взрослые забывают, что они тоже были когда-то детьми. По стихам и сказкам А.С. Пушкина видно, что он был очень весёлым и жизнерадостным человеком. Когда я узнала, как прошло его детство, я поняла, почему он стал всеми любимым поэтом.
    Воспитанием Александра Сергеевича занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. Бабушка научила поэта читать и писать по-русски, а сказки маленькому Саше рассказывала Арина Родионовна. Она была крепостной крестьянкой, человеком из бедного и многострадального русского народа. Пушкин её очень любил и посвятил ей несколько стихотворений, наполненных любовью и благодарностью к этой простой русской женщине. Русские народные сказки, былины, предания, звучавшие из уст няни Арины Родионовны, раскрыли перед будущим поэтом красоту и величие русского языка и пробудили в нем любовь к русскому народу.
    По-моему, главным секретом мастерства Пушкина-сказочника является особый певучий и мелодичный стихотворный язык поэта. Мне даже кажется, что мой любимый учёный кот – это на самом деле сам Александр Сергеевич,  который когда своими мягкими и пушистыми лапками «идёт направо – песнь заводит», а когда – «налево – сказку говорит». Ученый кот протяжно «мурлычет» много сказок, в которых происходят чудеса и волшебство. В этих сказках «на неведомых дорожках» можно увидеть «следы невиданных зверей», избушку на курьих ножках; встретить знакомых нам с детства героев из русских народных сказок – лешего, русалку, тридцать прекрасных витязей, морского дядьку, королевича, царя, колдуна, богатыря, бурого волка, царевну, Бабу Ягу, Кащея! Сам Пушкин писал, что в этих сказочных местах обитает «русский дух…» и «там Русью пахнет!».
    Мои любимые сказки Пушкина – это «Руслан и Людмила», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне». Особенно завораживает «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь». Мне кажется, что эта самая чудесная сказка. В этой сказке самая щедрая, самая загадочно-прекрасная из всех сказочных волшебниц – это царевна Лебедь. Какие только чудеса не происходят по велению царевны! Это чудо-остров, удивительная белочка, выход морского войска из пенной волны и, конечно, главное чудо – превращение птицы-Лебеди в царевну, князя Гвидона в комара, шмеля и муху. А какая она красавица – «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». В этой сказке побеждают любовь и добро.
    Пушкин дал миру много поучительных произведений. Я тоже учусь на примерах сказочных героев А.С. Пушкина. Сказки А.С. Пушкина учат таким качествам, как: доверие, доброта, щедрость, смелость. Так, например, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» мы попадаем в мир царей и цариц, богатырей и волшебных зеркал. Но и здесь, в стенах богатого дворца, живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед довелось испытать молодой прекрасной царевне, оставшейся без матери. Но чистота души, терпимость, верность данному слову и чувству, доброта и трудолюбие помогли ей преодолеть все козни злой и коварной мачехи и дождаться своего счастья. Эта сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству.
    А вот в «Сказке о рыбаке и рыбке» хорошо виден характер жадного человека. В нашей жизни тоже встречаются жадные люди, которые всегда желают чего-то большего, чем они имеют или могут иметь, не знают меру и границу своих возможностей. Александр Сергеевич показал, что за жадность и незнание этой грани люди наказывают себя сами. С одной стороны, старуху можно понять. Бедная женщина, ей надоело жить в нищете, и тут появилась возможность жить хорошо. Она совсем потеряла голову от возможностей и богатства, которые у неё появились. В этой сказке олицетворением зла и жадности считается старуха. Добро учит и наказывает зло. Добро зло не уничтожает, а поучает – рыбка посмеялась над старухой. А.С. Пушкин хотел показать, что люди ещё не поняли, что счастье не в богатстве. Как смешно выглядят люди в погоне за богатством. Рыбка в этой сказке выступает в роли добра, она олицетворяет добро. Рыбка готова была исполнить любые желания старухи, но не хотела служить оружием, с помощью которого старуха хотела добиться величия.
    Почему же все так любят стихи и сказки Александра Сергеевича?! Да потому что они написаны простым и понятным языком. Его стихи запоминаются очень легко. Можно прочитать или услышать его стихотворение или сказку один раз, и многое запоминается дословно. А ещё его сказки очень добрые, и даже отрицательные герои не кажутся страшными монстрами. В сказках А.С. Пушкина показывается, как честный и добрый может преодолеть все испытания и трудности и в конце стать счастливым победителем. Сказки Пушкина хочется читать или слушать снова и снова…
    В сказках А.С. Пушкина ощущаешь всю красоту и богатство русского языка и русской культуры.

  • Вам нужно сочинение на тему: «Русские сказки»? Как писать такое сочинение? Это несложно, мы покажем вам, как написать прекрасное сочинение о русских народных сказках – кладезе народной мудрости.Как писать сочинение на тему: «Русские сказки»
    Что так любят слушать все дети? Какие книги родители читают своим чадам с самого раннего возраста? Конечно, это любимые сказки – добрые, весёлые, умные. Не зря родители выбирают для деток именно их — ведь в сказках заложен очень важный жизненный принцип – добро обязательно побеждает зло. Но победа не всегда даётся легко. Сказки учат, что надо верить в себя, и идти к победе, несмотря ни на что.
    Сказки ценны ещё и тем, что в них всегда есть скрытый смысл, сразу его можно не увидеть. Не зря Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек!»  Сказка аллегорична, из неё всегда можно сделать полезные выводы. Даже когда мы взрослеем, мы читаем любимые сказки, и с каждым разом мы видим в них новое, и чувствуем, переживаем всё совсем по-другому.
    Сказка выделяется из всех видов устного народного творчества – она вечна. Сказки появились ещё в далёком прошлом. В сказках наши предки хотели объяснить важные принципы жизни, пытались выразить отношение к миру и действительности. Когда действительность изменялась, появлялись другие сказки, но главные принципы, заложенные в них, оставались: победа добра над злом, сильная вера в добро, в любовь, силу воли.
    Из русских народных сказок условно можно выделить три группы: волшебные, сказки о животных, бытовые. Каждая группа имеет особенности и отличия между собой.
    В бытовых сказках, как правило, заложен урок о том, что счастье нельзя измерить деньгами. Ведь любовь, семья, труд – это и есть истинное счастье. Не зря в сказке крестьянин, живущий бедно, всегда счастливее и умнее барина, живущего богато, в роскоши.
    В сказках о животных можно увидеть всю историю отношений между людьми. Не зря все сказочные животные имеют свои особые черты. Медведь олицетворяет добродушие и силу, лиса – изворотливая, по-женски хитрая, волк воплощает силу, а также грубость и глупость, а заяц – добрый, простой, но беззащитный и трусливый. Разве эти персонажи не похожи на многих людей, которых мы видим каждый день?
    Волшебные сказки всегда воплощают в себе главный жизненный закон: добро побеждает зло. В таких сказках, как правило, главный герой традиционно сильный, смелый и умный, а главная героиня – обязательно красивая, трудолюбивая.
    И сражаются они всегда со злом, которое воплощают: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, Лихо Одноглазое, Кикимора болотная. Главный герой, конечно же, побеждает всех представителей зла, ведь он смелый, великодушный, и готов жертвовать собой ради других. Трудный путь предстоит пройти герою, но он обязательно преодолевает все трудности и испытания.
    Например, в сказке «Морозко» главная героиня могла замерзнуть в лесу, но девочка была очень добрая, послушная, умела жертвовать собой, и за это она была вознаграждена. В сказке «Царевна-лягушка» Иван-царевич ради невесты отправляется в путь — долгий и полный испытаний. Из сказок мы извлекаем важнейший урок: счастлив человек трудолюбивый, добрый к людям, готовый бороться за свое счастье и спасать других.
    В каждой сказке еще и отображается вся поэтичность русской речи. Ведь множество писателей, поэтов, художников, музыкантов обращались к сказкам как источнику красоты, чистоты, мудрости. С помощью сказок мы познаём силу русского слова, культуру речи, всю мудрость народного опыта.
    Сказка – это большой волшебный мир, особенный вид народного творчества. В нём заключается народная мудрость и хранится культура народа. Сказки преподают нам очень важные уроки: что самое ценное – это добро, гуманность, что нужно быть сильным и смелым, бороться за своё счастье, и что зло будет побеждено добром.
    Для людей современных сказка – это и «преданье старины глубокой», они и воспитывают, и наставляют нас. Если мы будем читать русские народные сказки чаще, мы станем добрее, и мир изменится к лучшему.
    Статьи

  • [sms]В этой сказке повествуется о том, как Иван-царевич вынужден был взять себе в жёны безобразную лягушку. Не хотел он этого делать, да она его уговорила: «Бери, знать, судьба твоя такая», — сказала. Братья Ивана жени­лись на обычных девушках: старший сын — на боярской дочери, а средний — на купеческой. Но когда царь, их отец, стал давать своим невесткам разные поручения, то жена Ивана выполняла их лучше всех. И оказалось, что она вовсе не лягушка, а заколдованная злым волшебни­ком Василиса Премудрая. Это выяснилось на пиру у царя, где она предстала в своём настоящем облике: «на лазоревом платье — частые звёзды, на голове — месяц ясный. Такая красавица — ни вздумать, ни взгадать, толь­ко в сказке сказать». И так не захотелось Ивану-цареви­чу, чтобы эта красавица опять стала лягушкой, что пото­ропился он сжечь лягушечью кожу. И зря поторопился. Надо было ему не самому это решать, а с женой посове­товаться. До конца колдовства три дня всего оставалось, да Иван-то о том не знал. Обернулась Василиса Премуд­рая серой кукушкой и улетела в окно. И пришлось Ива­ну-царевичу через множество препятствий добираться до самого злого волшебника Кащея Бессмертного, чтобы раздобыть иглу, на конце которой таилась смерть Кащея. Тогда только вернул он свою Василису Премудрую, во­ротились они домой и жили долго и счастливо до самой старости.

  • Сочинение «Русские народные сказки» или «Русская сказка»
    Сколько бы я не становился старше, русские сказки не перестают радовать и привлекать меня. Ведь сказка — кладезь мудрости многих поколений людей и народного юмора.
    В сказочной форме нам рассказывают о важных вещах. Например, в сказках о животных звери действуют как люди. Хитрая лиса обманывает серого волка и выпутывается из любой ситуации, как человек-пройдоха. В сказке «Бобовое зернышко» петушка спасают всем миром. И это учит держаться вместе, дружить и выручать друг друга. А сказка о коте, дрозде и петухе учит думать о последствиях и поддаваться на заманчивые обещания.
    Больше всего я люблю народные волшебные сказки. Их храбрые герои попадают в удивительные приключения. Обычно это Иван-царевич или Иван-дурак, который не только смелый, но и имеет доброе сердце. Например, в сказке «Василиса Прекрасная», Ивану -царевичу помогают орел, заяц, селезень, рак, которых он пожалел и не убил на охоте.
    Сказка учит хорошему, напоминает законы жизни. В сказке «Иван-коровий сын» самый простой парень оказывается самым умным. В итоге именно он побеждает змеев и спасает своих друзей: царевича и крестьянского сына. А сказки «Морозко» и «Крошечка-Хаврошечка» учат быть добрыми, скромными и трудолюбивыми.
    Обожаю я сказку «Летучий корабль». Тут доброе сердце Ивана-дурака привлекает к нему необычных людей-волшебников: Скорохода, Морозко, Объедайло, Слушало, Стрельца и других. Каждый из них оказывается полезен потом. Их дружба побеждает все козни царя. Они остужают раскаленную баню, где хотел сжечь их царь, приносят с края света живую воду. В итоге все вместе они женят Ивана на царевне.
    Я думаю, что в любом возрасте полезно читать сказки, хоть в сотый раз, и вспоминать мудрость, которую русский народ за много веков накопил в своей памяти.
    Сочинение на тему | Октябрь 2015 источник

  • Сказки Александра Сергеевича Пушкина, сопровождают нас с самого раннего возраста. Их сюжеты утешают в самые трудные минуты, веселят и поднимают настроение, а также учат уму-разуму, делясь народным опытом и знаниями. Каждая сказка является настоящим бриллиантом русской литературы. Но одну сказку Пушкина я выделяю особо. Это волшебная и очень мудрая «Сказка о рыбаке и рыбке». Ведь не зря эту сказку любят, как взрослые, так и дети. Именно с ее поучительных строк, обычно начинается знакомство с произведениями Александра Сергеевича Пушкина. Почему этот сюжет так популярен и любим мной и читателями всего мира? Секрет в том, что эта сказка, во все времена поднимала вопросы настоящей честности и справедливости. На берегу моря проживает бездетная пожилая пара. Живут они небогато, старик ловит в море рыбу, а старуха ведет их простое домашнее хозяйство. В один из дней, попадается в сети к рыбаку волшебная Золотая рыбка, которая умоляет старика выпустить ее обратно в море, за любое его желание. Рыбак добр и жизнью своей вполне доволен, поэтому он отпускает рыбку, не требуя ничего взамен. Старуха, узнав об этом, заставляет вернуться к морю и попросить у рыбки, хоть новое корыто. Но жадность старухи не знает границ. Получив корыто, желания и самомнение старой женщины растут час от часу, и хочется ей все больше, не только богатства, но и власти. Все заканчивается, когда безумная старуха приказывает сделать ее владычицей морской, а самой Золотой рыбке перейти в ее услужение. Разгневанная рыбка отнимает все, что дала, оставляя старуху у разбитого корыта. Даже сегодня, не найдется ни одной истории, которая смогла бы так ярко и точно обрисовать главные недостатки человеческого характера. Образ старухи, это живая иллюстрация жадности, глупости и неблагодарности. Старого рыбака, часто обвиняют в слабости и безволии, перекладывая определенную долю вины и на него. Но, как мне кажется, его поступки и подчинение капризам жены, говорит скорее о доброте и вере в благородство души. Недаром, каждый раз после исполнения желания супруги, рыбак спрашивал, довольна она теперь или нет. Это говорит о том, что старик любил свою старуху и надеялся, что она станет, наконец, довольной и счастливой, после стольких лет бедности. По моему мнению, незаслуженно мало уделяется внимания самой Золотой рыбке. Кто она и почему рыбка способная выполнить любое желание, так глупо попалась в дырявые сети бедного рыбака? Не является ли сама Золотая рыбка, могущественной морской владычицей? Той самой, место которой мечталось занять старухе. Возможно, морская царица долгие годы наблюдала, за тяжелым трудом семьи рыбака, и наконец, задумала вознаградить старика за честную жизнь, для чего обернувшись рыбкой, согласилась выполнить любое его желание. Ведь даже море, которое неразделимо со своей хозяйкой, очень точно передает настроение Золотой рыбки, становясь с каждой просьбой все мрачнее и беспокойнее. Волшебство и мудрый урок рыбки, научил не только старуху, но и каждого прочитавшего сказку не злоупотреблять добрым отношением, знать меру и быть искренне благодарным за любую бескорыстную услугу.

  • Условно русские народные сказки делят на три группы: бытовые, сказки о животных и волшебные. И у каждой свои особенности. Бытовые, например, учат, что счастье не измеряется в деньгах. А настоящее счастье – это семья, труд, любовь. Не случайно бедный крестьянин всегда умнее и счастливее богатого барина.
    Сказки о животных – настоящая летопись человеческих отношений. Каждое животное наделено особыми чертами. Медведь всегда добродушен и силен, волк – сильный, но глупый и грубый, лиса – воплощение женской хитрости и изворотливости, заяц – “свой парень”, но трусоват и беззащитен. Как часто в повседневной жизни нас окружают такие вот “зайцы” и “лисицы”, “волки” и “медведи”!
    Что касается волшебных сказок, то это – огромнейший пласт поэтического воплощения самого главного закона жизни: добро всегда побеждает зло. Традиционны герои: главный герой обязательно умный, сильный и смелый, героиня – непременно красавица, рукодельница. И противостоит им целая “армия зла”: Баба Яга, Кощей Бессмертный, Лихо Одноглазое, Змей Горыныч, Кикимора болотная. Но главный герой всегда победит, потому что он смелый и великодушный, потому что он готов пожертвовать собой. Путь к победе нелегок. Герою обязательно нужно преодолеть “испытание”.
    Например, в сказке “Царевна-лягушка” главный герой отправляется в долгий и трудный путь, чтобы спасти невесту. В сказке “Морозко” бедной Настеньке суждено было замерзнуть в глухом лесу, но ее доброта и жертвенность были вознаграждены. И это, пожалуй, главнейший урок, который мы получаем из сказок: в жизни будет счастлив тот, кто не ленится, кто добр к окружающим и готов побороться за свое счастье.
    Сказки – это еще и великолепное воплощение настоящей поэтичности русской речи. А. С. Пушкин писал: “Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма.” Не случайно столько поэтов и писателей, музыкантов и художников обращались к этому источнику мудрости и чистоты, напевности и красоты. Читая сказки, мы приобщаемся к великому русскому слову, к культуре речи, к мудрому народному опыту.
    Таким образом, сказки – это огромный мир, с его законами и обычаями, это мощный пласт народной культуры, в котором воплотилась вековая мудрость народа. Сказки учат нас добру и гуманности, учат быть сильными, смелыми, учат верить в то, что зло обязательно будет наказано, а добро победит. Для нас, людей XXI века, сказка – не только “преданье старины глубокой”, но и добрый наставник, мудрый воспитатель. Я верю, если взрослые будут чаще читать русские народные сказки, мир станет намного добрее.

  • Любимая русская народная сказка.
    Я люблю читать русские народные сказки. Русская народная сказка “Крошечка-Хаврошечка” относится к волшебным сказкам. Эта сказка мне понравилась тем, что героиня сказки Крошечка-Хаврошечка нашла своё счастье и вышла замуж за барина.
    Крошечка-Хаврошечка любит трудиться, помогает Одноглазке, Двуглазке, Трёхглазке.
    Крошечка-Хаврошечка – положительный герой, потому что добрая, отзывчивая. Но в сказке есть и отрицательный герой-это мачеха. Она приказывает своим дочерям следить за Крошечкой-Хаврошечкой. И когда мачеха узнала, что ей помогает помогает рябая корова, друг Крошечки-Хаврошечки, то приказала мужу уничтожить корову.
    Крошечка-Хаврошечка побежала к коровушке и сказала ей: ” Коровушка-матушка! Тебя хотят зарезать.” А ей корова в ответ: ” А ты красная девица, не ешь моего мяса; косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади и никогда меня не забывай, каждое утро водою их поливай.”
    ” Крошечка-Хаврошечка всё так и сделала, как она велела. Она её мяса не ела, она голодала. Эти косточки она поливала, и выросла из них яблонька.”
    Яблонька была очень красивая! “Яблочки на ней висят наливные, листочки шумят золотые, веточки гнутся серебряные; кто ни едет мимо – останавливается, кто проходит близко – тот заглядывается.”
    Я думаю, что рябая корова была настоящим другом Крошечки-Хаврошечки, она трижды выручала её.
    Мне нравится эта сказка, потому что она воспитывает в людях добро, учит взаимовыручке, взаимопомощи, помогает завести настоящих друзей!

  • Учимся писать сочинение в  5 классе (после изучения русских народных сказок на уроках литературы)
    Задачи: Обучить структуре сочинения, написанию по плану.
    Темы:  «Мой любимый герой русской народной сказки»
    или «почему я люблю читать русские народные сказки?»
    Иван-царевич (какой?) мужественный, верный своему слову, храбрый (Продолжи ряд___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    Василиса Премудрая _______________________________________________________________
    _______________________________________________________________________________________________
    Что обязательно нужно упомянуть в сочинении на эти темы?
    ____________________________________________________________
    Свое мнение можно представить следующими словами: я думаю, мне кажется, я считаю, вероятно, возможно и т.д.
    Не забудьте доказать свою точку зрения примерами из текста.
    Образец сочинения:
    Баба Яга –противоречивый образ. Иногда она жестока, хитра, но чаще помогает главным героям, так как они видят в ней не нечисть, а несчастную одинокую старуху. Василиса Премудрая  из одноименной сказки так и обращается к Яге : «Бабушка». Может быть, герои где-то и лукавят, и побаиваются Бабу Ягу, но лаской и лестью располагают её к себе. И вот она уже готова  и накормить, и напоить, и спать уложить, да еще страшную тайну открыть про Кащея. В конечном итоге, прочитав сказку, чаще мы вспоминаем этого сказочного персонажа как нечто светлое, юмористическое, несмотря на всю её темную сущность.
    Образ Бабы Яги настолько многогранен, что сказка без неё показалась бы не такой интересной. Часто Яга занимает небольшой эпизод во всей сказке, но любой читатель обращает внимание именно на эту часть сюжета, как на особенно волшебное, необычное действо.
    Еще это сказочный персонаж дорог тем, что Ягу можно встретить только в русских народных сказках. И эта её исключительность так дорога русскому человеку, как и все истинно русское, самобытное.
    Определите тему сочинения___________________________
    Главная мысль_______________________________________
    Назовите микротемы: _________________________________
    __________________________________
    _______________________________________
    Образец вашего сочинения: У меня много любимых сказок. Но больше всего мне нравится _______________. Он встречается (в одной, многих сказках. . В сказке _____________________ он ________ (кратко пересказать события, связанные с героем). Главный герой мне нравится, потому что__________________.
    Мне бы очень хотелось почитать о нем и другие сказки.

  • Моя любимая сказка
    В детстве мне моя бабушка читала очень много разных сказок. Все они были добрые и поучительные. Всегда в конце почти любой из них добро­ побеждало зло. Наверное, поэтому они и сказки, не бывает так всегда в нашей­ реальной жизни. Я их все помню до сих пор. Потом мама мне купила видеопроигрыватель и я с сестрой уже не только слушала чтение бабушкиных сказок, но и смотрела их на видеокассетах. Когда мы ходили в детский сад, то часто нашу группу водили в кинотеатр, который рядом с садом, на дневной просмотр детских фильмов, сказок и мультипликационных лент.
    Еще с тех лет мне уже очень нравилось смотреть и слушать сказки. У меня дома есть очень много сказок, они и в книжках, и в музыке. Одна, самая любимая – Алиса в стране чудес. Почему именно эта? Возможно потому, что в ней описывается страна чудес, а я до сих пор верю, что такая есть на нашей Земле. В ней рассказывается о девочке, доброй Алисе, попавшей в мир сказки. По сюжету девочка знакомится там с разными сказочными персонажами, это: и зайчик, и шляпник и еще много других. В этой сказке везде чувствуется волшебство, доброта, дружба и иногда очень хочется очутиться там, рядом с этими сказочными героями. Автор сказки учит детей и взрослых поверить в чудо, побеждать зло и не стать таким коварным, как злая королева из сказки.

  • Мне очень нравится читать русские народные сказки. Сказки бывают самые разные: волшебные, бытовые, о животных и о многом другом. Больше всего мне нравятся волшебные сказки, потому что в них есть очень интересные волшебные предметы. На уроке мы читали волшебную сказку «Царевна-лягушка» и я хочу рассказать о ней.
    В сказке говорится о царе, у которого было три сына. Когда пришло время им жениться, они пустили по стреле. У старшего и среднего брата стрелы попали к генеральской и купеческой дочерям. А Ивану-царевичу сначала не повезло. Его стрела попала в лапы лягушки. Иван-царевич сначала расстроился, но потом решил взять в жены лягушку. Когда царь-отец проверял своих невесток, он обнаружил, что лягушка превратилась в Василису Прекрасную. Она помогала Ивану-царевичу. Она сшила для него красивую рубашку, испекла чудесный хлеб. Царя порадовали её подарки. А когда царь позвал сыновей с женами на бал, лягушка сняла свою лягушачью кожу и превратилась в прекрасную девушку. Но Иван-царевич раньше ушел с бала и сжег лягушачью кожу. Василиса расстроилась и произнесла: «Ах, Иван-царевич! Почему ты не подождал немного, была бы я твоя навек!», после чего она исчезла.
    Долгое время Иван-царевич искал Василису Прекрасную. По дороге он встретил старичка-лесовичка, который дал ему волшебный клубок. Волшебный клубок показывал Ивану-царевичу дорогу в царство Кощея. Иван-царевич был добрый. Когда он шел по тропинке, он помогал разным зверям. Звери не остались в долгу и потом тоже помогли Ивану-царевичу. Медведь свалил многовековой дуб, на котором висел сундук с иглой Кощея. Заяц увидел, что из сундука выбежал другой заяц и догнал его. Селезень поймал утку, которая вылетела из зайца. А когда Иван-царевич уронил кощеево яйцо в воду, щука нашла его и принесла Ивану-царевичу.
    Сказка заканчивается хорошо. Иван-царевич разбил яйцо и сломал иглу. Так пришёл конец царству Кощея. А Иван-царевич и Василиса Прекрасная были вместе, жили долго и счастливо.

  • Народные сказки бывают очень разными – в этом можно убедиться во время так называемых “фольклорных экспедиций”, когда люди, профессионально занимающиеся изучением фольклора, ездят в разные отдалённые районы, практически, в глушь, чтобы найти то, что ещё не найдено, не потерять тексты, когда-либо созданные и популярные в различных областях. Наиболее полное представление о прозаических произведениях устного народного творчества можно получить, если открыть сборник “Народные русские сказки А. Н. Афанасьева” (трёхтомник) – каждый найдёт там для себя то, что будет ему наиболее интересно.
    Если рассуждать о причинах любви к сказкам, авторы которых неизвестны, либо давно забыты, то определение “народные” говорит само за себя – его может получить только то произведение, которое живёт благодаря народной любви, сохраняется в памяти народа, передаваясь из поколения в поколение.
    Некоторые народные сказки – это просто описание юмористических, курьёзных, либо по-настоящему ужасающих ситуаций – интересны наличием каких-то исторических деталей, да и просто служат для развлечения. А некоторые являются настоящем кладезем народной мудрости. Такие сказки и предания есть практически у каждого народа – они помогают сохранять историю не в виде хроник и цифр, а в плане восприятия и понимания людей, являвшихся непосредственными участниками тех или иных событий, а также часто содержат назидательный элемент, отражающий опыт поколений.

  • Образ неправильной семьи

    Все беды Крошечки-Хаврошечки берут начало в неправильно устроенной семье. Вместо любви и заботы о ближнем, здесь властвуют искажённые понятия об этих добродетелях. Такие люди охарактеризованы как небоящиеся Бога.

    …есть и такие (люди – прим. ред.), которые Бога не боятся, своего брата не стыдятся: к таким-то и попала Крошечка-Хаврошечка

    Какие люди не боятся Бога? Наверное, те люди, которые потеряли с ним связь и имеют только земные житейские попечения, прежде всего, о самих себе. Недаром в сказке по отношению к семье Хаврошечки употреблено уничижительное, не персонифицированное словосочетание «эти люди», да и само слово «семья» в сказке не употребляется.

    Почему же они «не боятся Бога»? Мачеха приютила сироту – Хаврошечку, но не из-за любви к ближнему, а для корыстных интересов, используя труд Хаврошечки на своё благо. Наверное, такие люди морально себя оправдывают тем, что раз они взяли попечение о сироте, то могут распоряжаться её судьбою по своему усмотрению т. к. та им «непомерно должна» за оказанную милость. «Эти люди» лишили сироту не только воли (внешней), но и любви, о чем можно сделать вывод по фразе: «слова доброго никогда не слыхала».

    Признаков неправильной семьи в сказке хватает. В прежнюю очередь – это образ отца, который занимает подчиненное положение и во всем слушается супругу. Он хоть и не хотел резать корову-кормилицу, но испугался жены, показав кто на самом деле глава этого печального семейства. Малодушие главы семьи не раз изобличалось в русских сказках. Вспомните, это и «Морозко» (Поучительно-нравственные смыслы в сказке «Морозко»), и «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина и многие другие.

    В чём проявляется неправильное устроение семьи?

    Во-первых, в том, как воспитываются дети. У мачехи было три родные дочки, которые слыли ленивицами и сплетницами. Мачеха лично заставляет их подслушивать и следить за Хаврошечкой. Видимо она не испытывает  угрызений совести по этому поводу. Дочек не возмущает повеление матери о слежке за Хаврошечкой. Мачеха не только губит свою совесть, переступая нравственные понятия о достоинстве, но и аморально поступает по отношению к своим дочкам, прививая им такую же мораль.  Еще раз подтверждается известная поговорка: яблоко от яблони недалеко падает. А в Евангелие от Матфея об этом сказано так:

    Мф.7:17. Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

    И не зря Хаврошечка является сиротинушкой, что не отождествляет её с этой неправильной семьей, подчеркивается её внешность ко злу, живущем в семье.

    Во-вторых, в том, какое положение в семье занимает глава семейства. Муж был полностью подконтролен злой мачехе, он исполнял все что та велит. В итоге, не желая конфликта с женою, он поступает вопреки интересам семьи и режет корову – кормилицу, ради угоды и страхом перед супругой.

    Почему так все происходит? Да потому что «Бога не боятся».

    Почему у дочерей столько глаз

    У дочерей злой матери было разное количество глаз – от одного до трех. Если с двумя старшими дочерями Хаврошечка справляется, то с «трехглазкой» не смогла. Здесь речь идет не о торжестве зла, как явления неистребимого, но о том что оно всегда неусыпно. Можно это воспринять как посыл к жизни, о том, что зло всегда сопровождает человека, но относится к нему нужно без отчаяния или сочетания с ним. Клеветники, зложелатели, сплетники всегда будут сопровождать человека, но не стоит издерживать свою жизнь чтобы всем угодить или предотвратить все плохие обстоятельства – это невозможно. Какому принципу учит сказка? Можно углядеть следующий принцип: делай что должен, и будь что будет.

    Хаврошечка – образ веры надежды и любви

    Несмотря на всё то, что претерпевает Хаврошечка в семье, она не отвечает злом, а со смирением выполняет всю тяжелую работу, которую ей поручают. Безусловно, в ней живет любовь к ближнему. Со всеми тяготами и невзгодами она делится с коровой, которую называет матушкой. Когда работа становится непосильной, та помогает ей через чудо (в одно ухо влезь, в другое вылези и все исполнится).

    После того, как младшая сестра – «трехглазка» узнала о том, что корова помогает Хаврошечке, мать повелела зарезать помощницу падчерицы.

    После гибели коровы, Хаврошечка выполнила всё то, что та ей наказала: мяса не ела, а косточки захоронила и поливала. Почему наказала не есть мяса? Что бы та не разделила зло, сотворенное «этими людьми». Заметим, что к убийству коровы причастны все члены семьи: матерь – руководила, сестры – следили за Хаврошечкой, отец – зарезал корову. Хаврошечка голодала, но к мясу не прикоснулась, точно выполнив наказание. Корова-матушка ничего не сказала для чего она дает такие поручения и ничего не обещала, то есть Хаврошечка выполнила ее наказы без какой-то будущей выгоды, а лишь веря в то, что она делает (делай что должен, и будь что будет).

    Аллюзии на христианство 

    Очень интересные символы можно увидеть в образах и персонажах сказки. Корова в сказке именуется корова-матушка. Часто в Православии Церковь называют матерью (вспомните известную поговорку: кому Бог Отец, тому Церковь – мать). Хаврошечка бежит к коровушке за утешением, а та не только приносит ей утешение, но и совершает чудо. Не за утешением ли многие из нас идут в Храм? Не чудо ли часто происходит после наших молитв?

    В дальнейшем корова-матушка погибает, но из её косточек вырастает дерево, что может символизировать Воскресение и жертву Христову. Причем это дерево является живым, но не для всех: «Подошла Хаврошечка, и веточки приклонились, и яблочки опустились». Сестрам же яблони с дерева, как символ райских плодов, оказались недоступны, что в целом является олицетворением недоступности Небесных благ для людей нечестивых.

    Может быть, на примере Хаврошечки и для нас здесь метафорично зашифрован такой посыл, что Христос жив для тех, кто в него верит и ему верен.

    Таким образом, в сказке прослеживается аллюзия не только на взаимосвязь жертвы Христовой и Церкви, но и на торжество Воскресения в целом, что позволяет сказать нам что в данной сказке присутствуют архетипные черты пасхального произведения (пасхального типа).

    Прочтений: 1 622

  • Почему рассказ назван багульник
  • Почему рассказ называется троицкая кукушка новиков
  • Почему менялось море в сказке о золотой рыбке
  • Почему нужно изучать историю и природу родного края сочинение 200 слов гвэ
  • Почему рассказ называется автобиографическим уроки французского