Почему сказка дремучий медведь так называется

Https://ria.ru/20211205/voyna-1762191287.htmlгермания объясняет, почему не хватило сил победить русскихгермания объясняет, почему не хватило сил победить русских - риа новости, 05.12.2021германия объясняет,

https://ria.ru/20211205/voyna-1762191287.html

Германия объясняет, почему не хватило сил победить русских

Германия объясняет, почему не хватило сил победить русских — РИА Новости, 05.12.2021

Германия объясняет, почему не хватило сил победить русских

«Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». Такова была формулировка Совинформбюро, оглашенная Левитаном 13 декабря 1941 года. То есть спустя неделю… РИА Новости, 05.12.2021

2021-12-05T08:00

2021-12-05T08:00

2021-12-05T15:08

общество

авторы

ссср

тихвин

великая отечественная война (1941-1945)

ленинград

совинформбюро

керчь

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn21.img.ria.ru/images/149932/64/1499326416_0:143:3000:1831_1920x0_80_0_0_b9fb8a3716a9648233aeaa2b86806d93.jpg

«Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». Такова была формулировка Совинформбюро, оглашенная Левитаном 13 декабря 1941 года. То есть спустя неделю после перехода Красной армии в контрнаступление.Дата его начала, впрочем, колеблется. То называют 5 декабря, когда перешел в наступление Калининский фронт, то 6 декабря, когда по немцу ударили Западный и Юго-Западный фронты.Такой разнобой становится понятен, если взглянуть на карту. В момент своего максимального продвижения немец охватил Москву полудугой — от северо-запада до юго-запада. Расчет был на то, чтобы взять город в клещи, сомкнув кольцо окружения.Но при этом неприятелю (в данном случае — советской стороне) предоставляется возможность ударить по флангам растянутого фронта. Особенно если есть признаки, что наступление выдохлось. Именно это и сделал генерал Жуков, нанеся серию ударов по разным частям дуги.А уже 16 декабря была издана директива Гитлера. «Организация заградотрядов… Сжигать населенные пункты! Держать оборону и сражаться до последнего. Добровольно не отступать, ни шагу назад. Удерживать фронт до последнего солдата… Командующим, командирам и офицерам, лично воздействуя на войска, сделать все возможное, чтобы заставить их удерживать свои позиции и оказывать фанатически упорное сопротивление противнику, прорвавшемуся на флангах».Изрядный контраст по сравнению с предыдущими месяцами восточной кампании вермахта.Причем задним числом немецкие генералы признавали, что в данном случае Гитлер был прав. Его «фанатичный приказ, обязывавший войска стойко держаться на каждой позиции и в самых неблагоприятных условиях» объяснялся тем, что «Гитлер инстинктивно понял: любое отступление по снегам и льду через несколько дней приведет к распаду всего фронта, и тогда немецкую армию постигла бы та же участь, что и Великую армию Наполеона». Параллели с 1812 годом вообще были популярны у немцев. И даже до сих пор.В сегодняшних немецких газетах буквально дословно воспроизводятся почерпнутые из воспоминаний участников Восточного фронта описания ужасного русского климата: сперва чудовищная распутица, превращающая все дороги в непролазное болото, затем не менее страшные морозы. Автомобили и танки не заводятся, паровозы не тянут, снабжение разваливается, а о страданиях личного состава и говорить нечего.Что, в свою очередь, воспроизводит наполеоновскую идею «Только термометр, а не штык стал причиной гибели Великой Армии».Конечно, климат в России мог бы быть и помягче, и получше. Но тут есть два замечания. Во-первых, страдали от него не только немцы, но и русские. Генерал Мороз не разбирает. Кстати, и в кампанию 1812 года русская армия понесла в ходе вроде бы победного марша к границе очень чувствительные потери: из 130 тысяч до Вильны дошли 27 тысяч.Во-вторых, русский климат — это не военная тайна. Если германское командование не озаботилось заготовить зимнее обмундирование для войск и зимние ГСМ для техники, винить оно должно было только себя, а вовсе не Генерала Мороза.Впрочем, немецкие генералы винили не только климат, но и огрехи гитлеровского командования. Начав войну, вермахт продвигался по трем расходящимся направлениям: на север (Ленинград), на юг (Украина и Кавказ) и прямо на восток, то есть на Москву. Причем Гитлер никак не мог определиться, какое направление считать главным. На первоначальной стадии войны, когда все преимущества были у опытного и дисциплинированного вермахта, удар растопыренной пятерней не был столь губителен для немца — сил хватало на все направления. Но как только их стало не хватать, сразу сказался этот принципиальный просчет.Как бы то ни было, в эти самые дни декабря 1941 года вермахт понес первое серьезное поражение за всю историю существования. И не только под Москвой, где немец был отброшен на 150-200 километров от столицы. Что, правда, не так уж и много. В Москве имел хождение стишок:»Жил-был у бабушки серенький козлик,Сказка-то сказкой, а немцы-то — возле».Но еще было контрнаступление под Тихвином, не позволившее немцу охватить Ленинград уже совсем непроницаемым двойным кольцом блокады. Страдания ленинградцев все равно были ужасны, смертность от голода достигла пика в феврале 1942 года, но город выстоял.И было контрнаступление на юге. Удалось отбить Ростов-на-Дону, сделана попытка вернуть Восточный Крым (морские десанты в Судаке, Коктебеле, Феодосии и Керчи).На несколько зимних месяцев инициатива перешла в руки Красной армии, что также значило много. До тех пор ею монопольно владел вермахт.Но перелом в войне, о котором уже мечтали быстроумные головы (в том числе, похоже, и быстроумная голова товарища Сталина), не состоялся. Впереди были страшное лето 1942-го, катастрофа Южного фронта и немец под Сталинградом. Враг еще был очень силен.И все же тогда в белоснежных полях под Москвой впервые забрезжил отдаленный свет Победы. Мрак еще не ушел, но чуть-чуть рассеялся.

https://ria.ru/20211016/stalin-1754785883.html

https://ria.ru/20210420/glavarkhiv-1729030666.html

https://ria.ru/20210930/moskva-1750017936.html

https://ria.ru/20200206/1564368925.html

ссср

тихвин

керчь

россия

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2021

Максим Соколов

https://cdnn21.img.ria.ru/images/102132/50/1021325094_0:0:772:771_100x100_80_0_0_00368990cdfa1153b421f77aefd5ef9c.jpg

Максим Соколов

https://cdnn21.img.ria.ru/images/102132/50/1021325094_0:0:772:771_100x100_80_0_0_00368990cdfa1153b421f77aefd5ef9c.jpg

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdnn21.img.ria.ru/images/149932/64/1499326416_185:0:2816:1973_1920x0_80_0_0_0fba5af95ae991e0cff7b855b38ac1d3.jpg

РИА Новости

internet-group@rian.ru

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

общество, авторы, ссср, тихвин, великая отечественная война (1941-1945), ленинград, совинформбюро, керчь, без срока давности, россия

«Провал немецкого плана окружения и взятия Москвы». Такова была формулировка Совинформбюро, оглашенная Левитаном 13 декабря 1941 года. То есть спустя неделю после перехода Красной армии в контрнаступление.

Дата его начала, впрочем, колеблется. То называют 5 декабря, когда перешел в наступление Калининский фронт, то 6 декабря, когда по немцу ударили Западный и Юго-Западный фронты.

Такой разнобой становится понятен, если взглянуть на карту. В момент своего максимального продвижения немец охватил Москву полудугой — от северо-запада до юго-запада. Расчет был на то, чтобы взять город в клещи, сомкнув кольцо окружения.

Но при этом неприятелю (в данном случае — советской стороне) предоставляется возможность ударить по флангам растянутого фронта. Особенно если есть признаки, что наступление выдохлось. Именно это и сделал генерал Жуков, нанеся серию ударов по разным частям дуги.

А уже 16 декабря была издана директива Гитлера. «Организация заградотрядов… Сжигать населенные пункты! Держать оборону и сражаться до последнего. Добровольно не отступать, ни шагу назад. Удерживать фронт до последнего солдата… Командующим, командирам и офицерам, лично воздействуя на войска, сделать все возможное, чтобы заставить их удерживать свои позиции и оказывать фанатически упорное сопротивление противнику, прорвавшемуся на флангах».

Изрядный контраст по сравнению с предыдущими месяцами восточной кампании вермахта.

Причем задним числом немецкие генералы признавали, что в данном случае Гитлер был прав. Его «фанатичный приказ, обязывавший войска стойко держаться на каждой позиции и в самых неблагоприятных условиях» объяснялся тем, что «Гитлер инстинктивно понял: любое отступление по снегам и льду через несколько дней приведет к распаду всего фронта, и тогда немецкую армию постигла бы та же участь, что и Великую армию Наполеона». Параллели с 1812 годом вообще были популярны у немцев. И даже до сих пор.

В сегодняшних немецких газетах буквально дословно воспроизводятся почерпнутые из воспоминаний участников Восточного фронта описания ужасного русского климата: сперва чудовищная распутица, превращающая все дороги в непролазное болото, затем не менее страшные морозы. Автомобили и танки не заводятся, паровозы не тянут, снабжение разваливается, а о страданиях личного состава и говорить нечего.

Что, в свою очередь, воспроизводит наполеоновскую идею «Только термометр, а не штык стал причиной гибели Великой Армии».

Конечно, климат в России мог бы быть и помягче, и получше. Но тут есть два замечания. Во-первых, страдали от него не только немцы, но и русские. Генерал Мороз не разбирает. Кстати, и в кампанию 1812 года русская армия понесла в ходе вроде бы победного марша к границе очень чувствительные потери: из 130 тысяч до Вильны дошли 27 тысяч.

Во-вторых, русский климат — это не военная тайна. Если германское командование не озаботилось заготовить зимнее обмундирование для войск и зимние ГСМ для техники, винить оно должно было только себя, а вовсе не Генерала Мороза.

Впрочем, немецкие генералы винили не только климат, но и огрехи гитлеровского командования. Начав войну, вермахт продвигался по трем расходящимся направлениям: на север (Ленинград), на юг (Украина и Кавказ) и прямо на восток, то есть на Москву. Причем Гитлер никак не мог определиться, какое направление считать главным. На первоначальной стадии войны, когда все преимущества были у опытного и дисциплинированного вермахта, удар растопыренной пятерней не был столь губителен для немца — сил хватало на все направления. Но как только их стало не хватать, сразу сказался этот принципиальный просчет.

Как бы то ни было, в эти самые дни декабря 1941 года вермахт понес первое серьезное поражение за всю историю существования. И не только под Москвой, где немец был отброшен на 150-200 километров от столицы. Что, правда, не так уж и много. В Москве имел хождение стишок:

«Жил-был у бабушки серенький козлик,

Сказка-то сказкой, а немцы-то — возле».

Но еще было контрнаступление под Тихвином, не позволившее немцу охватить Ленинград уже совсем непроницаемым двойным кольцом блокады. Страдания ленинградцев все равно были ужасны, смертность от голода достигла пика в феврале 1942 года, но город выстоял.

И было контрнаступление на юге. Удалось отбить Ростов-на-Дону, сделана попытка вернуть Восточный Крым (морские десанты в Судаке, Коктебеле, Феодосии и Керчи).

На несколько зимних месяцев инициатива перешла в руки Красной армии, что также значило много. До тех пор ею монопольно владел вермахт.

Но перелом в войне, о котором уже мечтали быстроумные головы (в том числе, похоже, и быстроумная голова товарища Сталина), не состоялся. Впереди были страшное лето 1942-го, катастрофа Южного фронта и немец под Сталинградом. Враг еще был очень силен.

И все же тогда в белоснежных полях под Москвой впервые забрезжил отдаленный свет Победы. Мрак еще не ушел, но чуть-чуть рассеялся.

Кому был посвящен первый блин?

Есть предположение, что называли медведей еще и комы. А то что в комоедицу первый блин относили в лес «чтоб проснувшийся хозяин поел, а к нам не ходил» – известный факт. Поэтому существует версия, что известная пословица на самом деле звучит как «первый блин – комам», т. е медведям.

Кто такой ком?

Ком, Комос, (др. -греч. Κῶμος), или Комус (лат. Comus) в древнегреческой мифологии — бог пиршеств и веселья, ночного праздного времяпрепровождения, сын и виночерпий Диониса.

Что значит быть в коме?

κῶμα «„глубокий“ сон»), комато́з — угрожающее жизни состояние между жизнью и смертью, характеризующееся резким ослаблением или отсутствием реакции на внешние раздражения, угасанием рефлексов до полного их исчезновения, нарушением глубины и частоты дыхания, изменением сосудистого тонуса, учащением или замедлением пульса …

Почему блин комом?

Блины подгорают Здесь причины две: либо вы жарите их на слишком большом огне, либо в тесто добавлено много сахара. «После того, как сковорода раскалится, убавьте огонь до среднего.

Как раньше называли медведя?

Древний обычай повторился и на новом этапе — даже нынешнее название медведя, изначально являвшееся эвфемизмом, русские (особенно охотники) вновь табуируют и заменяют другими прозвищами-эвфемизмами: косолапый, бурый, потапыч, Михайло, Мишка, хозяин и т.

Как на Руси называли медведя?

“бурый” (берлога – логово бера). Довольно долго медведя чтили как священного зверя, и даже намного позднее охотники все еще не решались произносить слово “медведь” и называли его то Михайлом Потапычем, то Топтыгиным, то просто Мишкой.

Как по другому называют медведя?

На самом деле медведя называют не только Михаилом Потапычем. Уже само слово “медведь” является эвфемизмом (то есть заменителем слова, которое почему-то нельзя употребить) изначального названия этого животного (см. словарь Фасмера). Так произошло потому, что этого животного боялись и приписывали ему неестественную силу.

Как называли медведя на Руси лесной?

Только в словаре Даля можно обнаружить 37 наименований: лесник, ломака, костоправ, косолапый, лохматый, Потапыч, Топтыгин, мишук, пчелух и многие другие. Медведицу зачастую именовали маткой, матухой, мечкой или давали ей человеческие имена: Матрена, Аксинья.

Что означает образ медведя?

Медведь олицетворяет непредсказуемость, дурной нрав, зло, грубость, жадность, греховность, дьявола, а также жестокую примитивную силу. Знак воинов в Северной Европе и Азии. К медведю здесь относятся с уважением и почитанием. Тотемное животное многих северных народов, он служит символом связи между небом и землей.

Почему медведь называется именно так?

В лесах Европы медведь был самым грозным противником человека, а его имя казалось древним людям неразрывно с ним связанным: назовёшь имя хищника – призовёшь и его самого. Именно поэтому страшное имя «орктос» заменили удачным псевдонимом медоед – мед-у-едь, медведь. Его можно было произносить и старым, и малым.

Почему грозного хозяина леса назвали медведем?

Насколько мне известно, слово “медведь” происходит от двух других слов – “мед” и “ведать”. Ведь этот грозный “хозяин леса” любит мед и всегда знает, где искать мед, именно поэтому народ и прозвал его “медведем”.

Почему медведя и носорога так назвали?

Носорог – так названо животное, потому что на носовой части находится большой рог. Медведь – первая часть слова – мёд, вторая часть – ведь, которая происходит от слова ведать, знать.

Как называют медведя в сказке?

По тому, как называют в сказке медведя, такой персонаж перед нами и предстанет – положительный, отрицательный, глупый, доверчивый, добрый или отзывчивый. Имена медведей: Миша, Мишутка, Мишка, Мишенька. Имя и отчество: Михайло Потапыч, Михайло Иваныч. Уважительное прозвище: Медведюшка-батюшка.

Как в русских народных сказках называют ворона?

Ворона в русских сказках говорит на человеческом языке и предвещает несчастья. Наши предки старались не произносить вслух её имя, поэтому использовали различные другие слова для её обозначения. Это и “верховой”, а иногда, как бы удивительно это не было, называли курицей.

Как называют зайца в русских народных сказках?

Заяц в сказках беззащитный, слабый, добрый. 18. Как в сказках называют зайца? Косой, Зайчик-побегайчик, Зайчишка-трусишка, Зайка-попрыгайка.

Как в сказках называют волка?

6) Самое распространенное прозвище зайца – Косой, волка – Волчок – серый бочок и Волчок – зубами щелк. Рисунок 5. Как в русских народных сказках называют зайца?

Какое человеческое качество олицетворяет в русских народных сказках образ волка?

Волк и в сказках, и в баснях – всегда отрицательный герой. Он олицетворяет такие черты характера, как глупость, жадность, коварство, а также наивность и глупость.

Какой волк в русских народных сказках?

Волк в русских народных сказках в большинстве случаев является негативным персонажем. Он сильный и опасный противник, но в то же время это наивный и не отличающийся особым умом герой. Часто попадает в передряги из-за своей глупости, злонамеренности, излишнему доверию Лисе и другим более смышленым персонажам.

Как в русских народных сказках называют лису?

Лиса в сказках, как правило, олицетворяет хитрость, изворотливость или даже коварство. Ее называют по-разному: лисичка-сестричка, Патрикеевна, рыжая плутовка, кумушка, лисонька, хитрая лисичка. Обычно в сказках Лиса Алиса, кумушка, лисичка-сестричка. В общес всеми словами олицетворяющими хитрость.

Почему говорят что лиса хитрая?

У лисиц острый нюх и прекрасное зрение, они умны и любознательны. Наши предки считали лису хитрой за ее умение воровать кур из сарая — как их ни прячь, какие ухищрения не придумывай, все равно лиса найдет путь к курятнику. А охотники подметили умение лисиц уходить от собачьего гона, пользуясь «подручными средствами».

Какие есть сказки о лисе?

Сказки про Лису

  • Лиса послужила предметом обширного эпоса в Западной Европе: Во Франции этот эпос называется Roman de Renart, а в Германии — Reinhart Fuchs.
  • Колобок
  • Сказка: Волк и лиса
  • Сказка: Свадьба госпожи Лисы
  • Сказка: Лиса и гуси
  • Сказка: Лиса и кот
  • Сказка: Лиса и кума
  • Сказка: Лиса и лошадь

Как пишется лиса патрикеевна?

Лиса Патрикеевна (Лисичка-сестричка, кума-лиса) — один из главных персонажей русских сказок, персонаж украинских и болгарских сказок. Распространены сказки о хитрой лисе и глупом волке, в которых лисица обманывает волка для собственной выгоды.

Как лиса перехитрила льва?

Однажды вечером лиса, почувствовав голод, вышла из своей норы и стала бродить по лесу в поисках какой-нибудь пищи. Лиса вспомнила, что у нее ни крошки во рту не было со вчерашнего дня, и сердце ее преисполнилось гневом ко льву, который лишил ее вкусной пищи. …

Какая лиса в сказке о том как лиса обманула гиену?

Лиса трижды обманула гиену: в загоне, по дороге до пещеры, в пещере, около ямы с пчелами. Гиена – быстрая, ловкая, доверчивая, бесхитростная, легковерная, наивная. diavinad8 и 159 других пользователей посчитали ответ полезным!

Как выглядит Лиса?

Как выглядит Обыкновенная, или рыжая лисица — среднего размера зверь с вытянутым изящным стройным телом, сравнительно короткими лапами, вытянутой мордой, острыми ушами и длинным пушистым хвостом. Тело лисицы утонченное, грациозное, очень красивое, заканчивающееся большим, пышным хвостом. Ноги короткие, очень маленькие.

Что есть лиса?

Лиса всеядное животное, но все же основу ее питания составляют позвоночные. В рацион лисы входят около 400 видов разных животных. Охотится лиса на мелких грызунов, зайцев, птиц, пресмыкающихся, жуков. Зимой основу питания составляют полевые мыши.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 86-89. 

УКМ «Перспектива»

Раздел «Мир народной сказки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.

1. Вспомни сказки о животных, которые ты прочитал в 1 классе.

Мы читали русскую сказку «Лиса, заяц и петух» и ингушскую сказку «Заяц и черепаха».

2. Объясни с друзьями, то мы называем сказками о животных. Составь текст, используя слова: люди, ведут себя, как, плохие, хорошие, разговаривают, они, поступки, добрые, бывают, они совершают, злые, честные. Если сможешь, дополни получившийся текст своими мыслями. Приведи примеры сказок о животных.

Сказками о животных мы называем такие сказки, в которых главными героями оказываются животные. Они ведут себя как люди, бывают плохими и хорошими, разговаривают и совершают разные поступки. Животные в сказках бывают добрыми и злыми, честными и обманщиками. В каждой сказке есть главная мысль, вывод, который можно сделать, её прочитав.

Примеры прочитанных сказок о животных: «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Зимовье», «Лиса и журавль».

Пример самостоятельно сочинённой сказки о животных можно прочитать, перейдя по ссылке.

3. Есть ли среди сказок, которые ты прочитал волшебная? Назови её. Обрати внимание на начало и концовку сказки. Какие одинаковые события и поступки героев повторяются несколько раз?

Мы прочитали волшебную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». 

Она начинается словами «Жили-были», а заканчивается словами «Стала краше, чем была…» Добро победило зло.

В сказке повторяется просьба Иванушки напиться из копытца и ответ Алёнушки. Несколько раз козлёнок бегал на берег и звал сестрицу.

4. Чем тебе понравилась сказка «У страха глаза велики»? Как в ней изображены главные герои? Обрати внимание на строки, где описаны водоносы. Перечитай эти строки, найди звукоподражательные слова.

Мне понравилась эта сказка смешным концом. Все перепугались, хотя бояться было нечего.

Герои в сказке очень похожи друг на друга. Солидно ходят за водой, несут вёдра. Они легко пугаются.

Звукоподражательные слова: трёх-плёх, трёх-трёх, плёх-плёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.

5. Соотнеси содержание сказок «У страха глаза велики» и «Пых» с пословицами. Одинаковый ли у них смысл? Обоснуй своё мнение.

Для этих сказок подходят пословицы «Робкого и тень страшит» и «Трус своей тени боится», ведь герои сказок испугались совершенно безобидных зверей — зайца и ежа. Они просто были трусливыми и боялись всего непонятного. Эти пословицы говорят о необоснованном страхе.

Пословица «Душа в пятки ушла» имеет другой смысл. Так говорят о человеке, который сильно испугался. Но причина его страха может быть обоснованной, как если бы вместо ежа в огороде прятался медведь.

6. Обсудите с друзьями. Как можно победить страх? Чем отличается смелость от безрассудности? Составьте небольшой текст на данную тему.

Текст на тему «Чем отличается смелость от безрассудности»

Не каждый страх можно и нужно побеждать. Часто страх предупреждает нас о реальной опасности. Но беспричинный страх нужно научиться преодолевать.

Например, если ты боишься темноты, постарайся почаще спать с выключенным светом. Постепенно ты перестанешь бояться темноты.

Не следует путать смелость и безрассудность. Смелый человек не станет напрасно рисковать своей жизнью, а безрассудный может совершить опасную глупость, чтобы показаться храбрым. Например, сфотографироваться на краю крыши.

Смелость отличается от безрассудства тем, что проявляется в ситуациях, когда она действительно необходима.

7. Что нового ты узнал из русской народной сказки «Зимовье»? Чему она тебе научила? Почему героям сказки зима оказалась не страшна?

Из этой сказки я узнала, как построить зимовье, тёплый дом, в котором не страшны морозы.

Эта сказка научила меня действовать сообща, всем вместе, чтобы добиться наилучшего результата.

Звери в сказке построили себе дом и поэтому не боялись морозов.

8. Соотнеси содержание сказки «Зимовье» с пословицами:

Доброе братство милее богатства. В согласном стаде и волк не страшен.

Эти пословицы отлично соотносятся с содержанием сказки. Её герои действовали сообща, их можно назвать согласным стадом или добрым братством. От этого им было хорошо, они жили счастливо, а когда пришёл волк, сумели его напугать.

9. Можно ли заменить название сказки «Зимовье» на одну из пословиц?

Эти пословицы выражают главную мысль сказки, но я бы не стала их ставить вместо заглавия. Мне больше нравится название, основанное на теме сказки: «Зимовье» или «Зимовье зверей».

10. Попробуй придумать свою концовку к сказке «Зимовье» о том, как стали жить-поживать её герои после того, как прогнали волка.

Другая концовка к сказке «Зимовье» для 2 класса

Далеко убежали волки, но друзья не забыли про этот случай и решили обезопасить себя ещё больше.

Поэтому, когда прошла зима, собрались они поставить вокруг дома высокий забор.

Как обычно дружно взялись они за работу. Свинья рыла ямы под столбы, бык таскал из леса брёвна под столбы, а баран носил тонкие веточки для забора. Кот и петух обвязывали веточки.

Поставили звери высокий забор — никакие волки не страшны! А потом и огород разбили. И были у них всегда свежие овощи.

11. О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, Лиса-красавица. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо. Всегда ли лиса бывает хитрее других животных? Удалось ли кому-нибудь её перехитрить?

Лису удалось перехитрить Петуху в сказке «Лиса, заяц и петух». Петух напугал лису и заставил её вернуть домик зайцу.

Обманул лису и тетерев в сказке «Лиса и тетерев». Он не поддался на уговоры лисы и запугал её собаками.

12. Обсудите с друзьями. Почему же лису называют хитрой, а не умной?

Лиса очень хитрая, но использует свою хитрость, чтобы обмануть другого. Она идёт к цели обманным путём.

А умный человек не станет использовать свой ум для того, чтобы кого-то обмануть, потому что понимает — это плохо. И знает, что любой обман раскроется и вернётся к обманщику.

Поэтому лису называют хитрой, но не умной.

13. Составь два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, а второе — в сборник рассказов и сказок. Выбери соответствующие выражения.

Описание лисы для энциклопедии.

Лисицы живут в степях и лесах. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонка, вытянутая. Лисица — хищник.

Описание лисы для сборника сказок.

Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.

14. Знаешь ли ты, что такое опорные слова?

Опорные слова — это слова на которых держится текст. Они помогают восстановить его в памяти, вспомнить события и героев.

15. Вспомни название русской народной сказки, используя эти опорные слова.

Эта сказка «Лисичка-сестричка и волк»

AVvXsEg2pwRAor iuQKy71QVGAm eGgQAU3IQ4hoPwtYvhk8XfMrCV3dJnwcfFRDmTH5xD06qbj1wV9Du oimwLAJUSg7XrXrFl4nLx1iDnphd11OKcrmksJw1fyh5esUCKpYBT5jLNkTIpAeByOt528K0sllmmQ8PRWaE8RtuYUk3aQ j3J1QtMQI sXn0 uw=w400 h253

Äðóçüÿ!

 Ñåòè íàø¸ë íåñêîëüêî ñòàòåé î ìàíñèéñêîì ìåäâåæüåì ïðàçäíèêå. Îí åù¸ íå óø¸ë â ïðîøëîå,õîòÿ â òàéãå âñ¸ ìåíüøå êîñîëàïûõ.
«Êàçûìñêàÿ òåððèòîðèÿ (êîòîðóþ êîðåííûå æèòåëè ÷àùå âñåãî íàçûâàþò Çåìëåé Êîøà÷üåãî Ëîêîòêà) — îäíî èç íåìíîãèõ ìåñò, ãäå ñîõðàíÿþòñÿ äðåâíèå òðàäèöèè è æèâóò ëþäè, äëÿ êîòîðûõ èñòîðèÿ èõ ïðåäêî⠖ æèâàÿ íèòü, ñâÿçûâàþùàÿ ïðîøëîå è íàñòîÿùåå, ïðåäêîâ è ïîòîìêîâ, òðàäèöèè è ñîâðåìåííîñòü.

Ñóðîâûå óñëîâèÿ æèçíè íà Ñåâåðå ñôîðìèðîâàëè ñîâåðøåííî îñîáîå ìèðîâîççðåíèå, óêëàä æèçíè, óíèêàëüíóþ êóëüòóðó, ãäå âñå âçàèìîñâÿçàíî è ãàðìîíè÷íî. Çäåñü ëþäüìè óïðàâëÿþò äóõè, âñå ñóùåñòâà æèâîòíîãî è ðàñòèòåëüíîãî ìèðà íàäåëÿþòñÿ æèâîþ äóøîþ, à ìåäâåäü ÿâëÿåòñÿ ïðåäêîì íûíå æèâóùèõ ëþäåé. Íå ñëó÷àéíî, êîãäà õàíòû äîáûâàþò ìåäâåäÿ, óñòðàèâàåòñÿ îñîáîå ðèòóàëüíîå äåéñòâî – ìåäâåæüè èãðèùà».https://beargames.ru/
À âîò âûäåðæêà èç ñòàòüè áëîãåðà Èðèíû Ïîðóíîâîé:

 «…Ïîìíèòå ñêàçêó «Òðè ìåäâåäÿ» î äåâî÷êå, ïîïàâøåé â ìåäâåæüþ èçáóøêó, îòîáåäàâøåé èç ìèñêè ìåäâåäÿ è äàæå çàñíóâøåé íà åãî ïîñòåëè? Òàê âîò — ýòî íè÷òî èíîå, êàê âàðèàöèÿ äðåâíåãî ìèôà, îáúÿñíÿâøåãî ñëàâÿíñêèì è ñèáèðñêèì ïëåìåíàì ïðîèñõîæäåíèå ëþäåé.

Îäèí èç âàðèàíòîâ ìèôà ïîâåñòâóåò î òîì, ÷òî æåíùèíà çà÷àëà ñ ìåäâåäåì è ðîäèëà íà ñâåò ìåäâåæîíêà, êîòîðîãî óáèë åãî ÷åëîâå÷åñêèé áðàò, ðîäèâøèéñÿ ó òîé æåíùèíû, íî îò îòöà-÷åëîâåêà. È âîò, óìèðàÿ, ìåäâåäü ó÷èò ëþäåé, êàê ïðàâèëüíî åãî õîðîíèòü…
Ó õàíòîâ ìåäâåäèöà çàáåðåìåíåëà îòòîãî, ÷òî ñúåëà âîëøåáíîå ðàñòåíèå, à ïîòîì ðîäèëà îäíîâðåìåííî äâóõ ìåäâåæàò è ÷åëîâå÷åñêóþ äåâî÷êó. Îäíàæäû îíà ñêàçàëà ïîäðîñøåé äî÷åðè: «Çàâòðà ïðèäóò ëþäè è óáüþò ìåíÿ, òâîåãî áðàòà è ñåñòðó, à òåáÿ çàáåðóò ñ ñîáîé. Êîãäà ëþäè áóäóò âàðèòü ìîå ìÿñî, òû, ñìîòðè, íå åøü, à ê íî÷è ïðèõîäè ê çàäíåìó óãëó äîìà». Òàê îíî è ñëó÷èëîñü.  óñëîâëåííîì ìåñòå äåâî÷êà âñòðåòèëà äóõ ìàòåðè-ìåäâåäèöû, êîòîðûé ó÷èë åå òðè äíÿ è òðè íî÷è, êàê íàäî ïîñòóïàòü ñ ìÿñîì è êîñòÿìè óáèòûõ ìåäâåäåé è, â öåëîì, êàê ïîäîáàåò ëþäÿì âåñòè ñåáÿ, ïîíèìàÿ, ÷òî åñòü æèçíü è ÷òî åñòü ñìåðòü.

Êîãäà ìåäâåäÿ óáèâàþò, òî ãîâîðÿò, ÷òî îí ñàì æåëàåò ýòîãî, ïîýòîìó èä¸ò íà âûñòðåë ÷åëîâåêà. Ñ óáèòîãî ìåäâåäÿ íå ñäèðàþò øêóðó, à «ðàçäåâàþò» ìåäâåäÿ.  îäèí èç äíåé ïðàçäíèêà, êîãäà õàíòàì è ìàíñè áûëî äîçâîëåíî îòâåäàòü ìÿñà ìåäâåäÿ, ëþäè, ñèäÿ çà ñòîëîì, ïîäðàæàëè êðèêàì âîðîíà. Ýòà ïðåäîñòîðîæíîñòü íóæíà áûëà äëÿ òîãî, ÷òîáû ó ìåäâåäÿ ñîçäàëîñü âïå÷àòëåíèå, ÷òî ýòî íå ëþäè åäÿò åãî, à
ïòèöû…».https://www.tourister.ru/
Íî áóäåò ëè ñóùåñòâîâàòü äðåâíèé ïðàçäíèê â áóäóùåì?

«Â 2010 ãîäó Íàöèîíàëüíûé îáðÿä õàíòîâ «Ìåäâåæüè èãðèùà» íàçâàí ïîáåäèòåëåì â íîìèíàöèè «Ïðàçäíèêè» â Ìåæäóíàðîäíîì êîíêóðñå «7 ÷óäåñ ôèííî-óãîðñêîãî ìèðà è ñàìîäèéñêèõ íàðîäîâ».
Èññëåäîâàòåëè óòâåðæäàþò, ÷òî ýòà äðåâíÿÿ öåðåìîíèÿ ñîõðàíèëàñü äî íàøèõ äíåé òîëüêî ó îáñêèõ óãðîâ. Õîòÿ ïî÷èòàëè ìåäâåäÿ â ðàçíûå ýïîõè ìíîãèå íàðîäû ìèðà. Êóëüò ýòîãî æèâîòíîãî áûë ðàçâèò ó êåòîâ, ýâåíêîâ, ñåâåðî-àìåðèêàíñêèõ àòàïàñêîâ, ÿïîíñêèõ àéíîâ. Ñåãîäíÿ æå «Ìåäâåæèé ïðàçäíèê» ïðîâîäÿò îäèí ðàç â íåñêîëüêî ëåò èëè ïî ñëó÷àþ äîáû÷è çâåðÿ òîëüêî õàíòû è ìàíñè. Ïðåäñòàâèòåëè íàó÷íîãî ñîîáùåñòâà ïðèçíàþò, ÷òî îáðÿä ÷óäîì äîæèë äî íàøèõ äíåé.

 ñâÿçè ñ ýòèì â Þãðå óæå íåñêîëüêî ëåò îáñóæäàåòñÿ âîïðîñ î âêëþ÷åíèè «Ìåäâåæüèõ èãðèù» â ñïèñîê øåäåâðîâ íåìàòåðèàëüíîãî êóëüòóðíîãî íàñëåäèÿ ÷åëîâå÷åñòâà ÞÍÅÑÊÎ. Âîçìîæíî, ïîáåäà â ìåæäóíàðîäíîì êîíêóðñå ñûãðàåò ñâîþ ðîëü â ðåøåíèè äàííîãî âîïðîñà.

«Ìåäâåæüè èãðèùà» ïîäðîáíî îïèñàëè õàíòû-ìàíñèéñêèå èññëåäîâàòåëè Òèìîôåé è Òàòüÿíà Ìîëäàíîâû, ïðèëîæèâøèå íåìàëî ñèë äëÿ âîçðîæäåíèÿ ïðàçäíèêà».http://t-i.ru
…Äðóãè!
Ñäà¸òñÿ, ÷åì ìåíüøå â òàéãå ìåäâåäåé, òåì áîëüøå æåëàíèÿ ó ðàçíûõ òóðîïåðàòîðîâ çàâëå÷ü íåñâåäóùèõ ëþäåé â õàíòûéñêèå è ìàíñèéñêèå ñòîéáèùà. È ðàçíîîáðàçíî óêðàøåííàÿ Ìåäâåæüÿ Ãîëîâà íà ïîäíîñå-ëó÷øåå ñðåäñòâî!?

Âë.Íàçàðîâ
*****************
Ìåäâåæüè èãðèùà.

Êîãòèñòûé ìóæèê, äóõ ëåñíîé, ñûí Òîðóìà (ñîçäàòåëÿ ìèðà) ÿâëÿëñÿ íà çåìëþ â îáðàçå ìåäâåäÿ è áûë äëÿ äðåâíèõ ìàíñè ñóäüåé òàéãè, íàêàçûâàâøåì áåñ÷åñòíûõ…

 «Ìåäâåæüÿ Ãîëîâà, ñèäåâøàÿ çà ñòîëîì, êàæåòñÿ, íàáëþäàëà çà êàæäûì äâèæåíèåì ëþäåé, ïðèñëóøèâàëàñü ê ëþáîìó ñëîâó. Ïðàâäó ëè ãîâîðÿò ëþäè, äî êîíöà ëè èñêðåííè îíè â ñâîèõ èñïîâåäÿõ? À, ìîæåò, ñîâåñòè ó ëþäåé íå ñòàëî, êàê íå ñòàëî è âåðû? Òîãäà íå ïîìîãóò íè íîâûå çàêîíû, íè Ìåäâåæüÿ Ãîëîâà. È âñ¸ æå ñåãîäíÿ ïåðåä Ìåäâåæüåé Ãîëîâîé ïëÿøóò, «èñïîâåäóþòñÿ…»
Òàê ïåðåäà¸ò äóõ è ñâîåîáðàçèå ìàíñèéñêîãî íàðîäíîãî ïðàçäíåñòâà Þâàí Øåñòàëîâ â ñâîåì ðîìàíå -ñêàçàíèè «Îãîíü èñöåëåíèÿ». Î÷åíü èíòåðåñåí ñëåäóþùèé äèàëîã, ñîñòîÿâøèéñÿ âî âðåìÿ ðèòóàëüíîé öåðåìîíèè:
— Äåäóøêà, ÷òî ýòî ñ íèìè? — ñïðàøèâàåò ìàëü÷èê.
— Ïîíèìàåøü, âíó÷åê, îíè èñöåëÿþò â ëåñó æèâóùåãî,— îòâå÷àåò äåäóøêà.
— Êîãî ýòî, ìåäâåäÿ ÷òî ëè?
— Òñññ… Íå íàäî íàâèâàòü ïî èìåíè. Óñëûøèò…
— Çíà÷èò, îíè èñöåëÿþò… ñàìîãî! Ñàìîãî…À ïî÷åìó îíè áðûçãàþòñÿ, ñìåþòñÿ, èãðàþò?
— Ñìûâàþò âèíó ñâîþ âîäîé, âåñåëüåì…
 äðóãîì ïðîèçâåäåíèè «Òàéíà Ñîðíè-íàé» Þâàí Øåñòàëîâ âûñêàæåòñÿ åø¸ ïðÿìåå: «Íà ýòîì òàèíñòâåííîì ïðåäñòàâëåíèè, êðóæàñü â òàíöàõ, çàáûâàÿñü â ìóçûêå, âîñêðåøàÿ â ïåñíå äàë¸êîå âðåìÿ, âñòàþò âåêà è ìãíîâåíèÿ æèçíè ìàíñè, è âñÿ îêðóæàþùàÿ ïðèðîäà ñ å¸ çâåðÿìè, ïòèöàìè. Õàðàêòåð çâåðåé è ïòèö, èõ óëîâêè, õèòðîñòè, ñòðàõè, óæàñ, áîðüáà è ñìåðòü, ñìåðòü ãåðîè÷åñêàÿ,õâàòàþùàÿ çà äóøó,âñòà¸ò íà ýòèõ èãðèùàõ âî  âñåé ïîëíîòå è ãëóáèíå À ÷åëîâåê, åãî ëè÷íîñòü, ñòðàñòè è âîëíåíèÿ îñòàþòñÿ ñëîâíî â òåíè… À ìîæåò, è íåò? À ìîæåò, òî, ÷òî ãîâîðèòñÿ î çâåðÿõ, îòíîñèòñÿ ê ëþäÿì? Âåäü äðåâíèé ÷åëîâåê íå âûäåëÿë îñîáåííî ñåáÿ èç îêðóæàþùåãî ìèðà. È ìåäâåäü, êàê ìàíñè, ìîæåò áûòü ñïðàâåäëèâûì, ÷åñòíûì, ïðîñòûì, íàèâíûì, òàê æå åìó áîëüíî, åñëè óäàðèòü, îí, êàê è ÷åëîâåê, ëþáèò, ñòðàäàåò, íåíàâèäèò, ðàäóåòñÿ, íàñëàæäàåòñÿ, æèâåò…
Íà ýòîì èãðèùå îæèâàëà ÷óòêàÿ, ïûòëèâàÿ äóøà ìàíñè, è íåçàìåòíî óíîñèëàñü îíà â ñêàçî÷íûé ìèð äóõîâ, êîòîðûå, åñëè âåðèòü ïðåäàíèÿì, òâîðèëè íà çåìëå ÷óäåñà.
Íàâåðíîå, çäåñü ÷èòàòåëü çàäóìàåòñÿ: à â ÷¸ì æå ñåãîäíÿ ñìûñë ìåäâåæüèõ ïëÿñîê? Âåäü â äóõîâ ìàíñè è õàíòû óæå äàâíî íå âåðÿò. «Äðåâíèì òåàòðîì çâåðèíîãî ñòèëÿ» ñî ñêèôñêèõ è äàæå äîñêèôñêèõ âðåìåí» íàçûâàåò ýòè ïðàçäíåñòâà ïèñàòåëü, âñïîìèíàÿ, ê ñëîâó, Èíäèþ è Èðàí, ãäå óöåëåëî íå÷òî ïîäîáíîå. À íóæíû ëè âñ¸-òàêè ýòè òðàäèöèîííûå ïðåäñòàâëåíèÿ, êîãäà è ìåäâåäåé-òî â òàéãå ìàëî îñòàëîñü? Òðóäíî ìíå îòâåòèòü íà ýòîò âîïðîñ, òåì áîëåå òâ¸ðäî çíàÿ, óáèòûé çâåðü íå îæèâ¸ò íèêîãäà…
Ñóäÿ æå ïî ìàíñèéñêèì ñêàçàíèÿì, ñúåäåííûé ëþäüìè ìåäâåäü íå èñ÷åçàåò áåññëåäíî, ïðåâðàùàÿñü â äóõà, à çàòåì ïîî÷åðåäíî ìûøü, ãîðíîñòàÿ, ðîñîìàõó è ìîãó÷åãî Ìåäâåäÿ, êîòîðûé øàãàåò â äðåìó÷èé ëåñ èñïîëíÿòü ñâîè äðåìó÷èå îáÿçàííîñòè.
Âî âðåìÿ ïðàçäíåñòâà äóõ, Ñûí íåáà, íà âðåìÿ ïîêèäàåò  Ìåäâåæüþ Ãîëîâó, êîòîðàÿ «÷ó÷åëîì ñèäåëà  íà áîëüøîì ñòîëå». À ãëóïûå ëþäè äàæå íå çàìåòèëè ýòîãî, ìîëÿñü ïóñòîé ãîëîâå è áûëè ñ÷àñòëèâû.
 
Êîíå÷íî, äðåâíèì  ìàíñè, ïðèäóìàâøèì ýòîò ÿðêèé ìîáûòíûé ïðàçäíèê, -íå îòêàæåøü â èñêðèñòîé ôàíòàçèè, æèçíåðàäîñòíîì þìîðå. Áîëåå òîãî, âåñåëÿùèåñÿ íà ïðàçäíèêå ëþäè äîïóñêàþò è õóëó íà Ìåäâåäÿ:»åãî ëàïû — êðèâûå ëîïàòêè, êîòîðûìè æåíùèíû ðîþòñÿ â ãðÿçíîé îñòûâøåé çîëå…
Åãî î÷è— ïóñòûå êîíñåðâíûå áàíêè ñ âîíþ÷åé âîäîé, âàëÿþòñÿ  íà çàìøåëîé ñêàëå…
Ðîò — îñêëèçëàÿ ò¸ìíàÿ ÿìà, â êîòîðóþ ñûïëþò äåðüìî, ëüþò ïîìîè è ãðÿçü,— âñ¸ ñìåðäèò â ýòîé ÷¸ðíîé è ìåðçîñòíîé ìãëå…».
Äëÿ ÷åãî  ýòî íóæíî ñìåëûì îõîòíèêàì, ðècêóÿ æèçíüþ, ïîáåäèâøèì â åäèíîáîðñòâå ñèëüíîãî çâåðÿ? Ìåäâåæüþ Ãîëîâó «êàê ãåðîÿ âîñõâàëÿþò, äóõîì ëåñà íàçûâàþò, êóíüåé ïåñíåé ðàçâëåêàþò, ïòè÷üåé ïëÿñêîé ïðîâîæàþò, êàê íàëèìà — îñóæäàþò, ñëîâíî æåíùèíó — ïóãàþò, áóäòî ïñà — åãî ðóãàþò, âñÿêèì øòó÷êàì îáó÷àþò, ñëîâî ëàñêè ãîâîðÿò, ùèïëþò, áüþò, áðàíÿò, êîðÿò»…
Òóëûãëàï — Ìåäâåæèé ïðàçäíèê ìîã íà÷àòüñÿ ëèøü ïîñëå îäíîãî: «êîãäà ëåñíîãî çâåðÿ… íà ðîãàòèíó ïîääåíóò èëè èç ðóæüÿ çàñòðåëÿò íàøè ìàíñè-ñèëà÷è».
Îëèöåòâîðÿÿ õîçÿèíà, ñóäüþ òàéãè ñ âåëèêèì äóõîì, ëåñíîé íàðîä ìåæäó òåì íå ìîã îáîéòèñü áåç âêóñíîãî ïèòàòåëüíîãî ìåäâåæüåãî ìÿñà, öåëåáíîãî æèðà, ñïàñàâøåãî ìàíñè è õàíòû îò òóáåðêóë¸çà, äðóãèõ ñòðàøíûõ áîëåçíåé. Îòñþäà è âñå «õèòðîñòè» ñ «çàáûâàíèåì» íàçâàíèÿ çâåðÿ, ñ óìîë÷àíèåì ñëîâà «óáèòü», êîòîðîå çàìåíÿëîñü äðóãèìè «íèçâåñòè»,  «îïóñòèòü». Îòñþäà è õóëà… Âïîëíå ñïðàâåäëèâà è ïîíÿòíà îáèäà Ìåäâåæüåé Ãîëîâû: «Çà÷åì òîãäà ìåíÿ îíè ñ÷èòàþò äóõîì, æãóò â ÷åñòü ìîþ îãíè, â äåëàõ óäà÷è ïðîñÿò, ìíå ìîëÿòñÿ îíè è æåðòâû ìíå ïðèíîñÿò? Ñòîëêíóòñÿ ëè ñ áåäîé, ñîãíóòñÿ ëü îò êðó÷èíû
—òîãäà ïåðåäî ìíîé îíè ñãèáàþò ñïèíû. Íî ëèøü áåäà ïðîéäåò, êðó÷èíà èõ îñòàâèò — âñÿê íà ìåíÿ ïëþåò è âñÿêî õóäîñëàâèò… Æèâåøü òû, òî — ãðóáÿ, òî — ëàñòÿñü, òî — ïåðå÷à!.. ß íå ïîéìó òåáÿ, îòðîäüå ÷åëîâå÷üå!»
Äåéñòâèòåëüíî, íà ïðàçäíèêå îõîòíèêè âñÿ÷åñêè îòðèöàþò ñâîþ âèíó: «Ìåäâåäü íàø! Ìèëûé ìåäâåäü íàø! Íàø ìîãó÷èé ëåñíîé çâåðü! Íå ìû óáèëè òåáÿ. Òåáÿ óáèëî ðóæüå. Íå ìû!…»
È Ìåäâåæüÿ Ãîëîâà âðîäå áû íà÷èíàåò â ýòî âåðèòü, íî ïîòîì îïÿòü ñïîõâàòûâàåòñÿ: «Ìàíñèéñêèå ãëàçà ïðèöåëèëèñü óìåëî. Ìàíñèéñêàÿ ðóêà êóðîê ðóæüÿ ñïóñòèëà», «Òàêîâû îíè — âðàãè-äðóçüÿ!»
Ïÿòàÿ äóìà Ìåäâåæüåé Ãîëîâû èç «ßçû÷åñêîé ïîýìû Þâàíà Øåñòàëîâà ïåðåäàåò êóëüìèíàöèþ ïðàçäíåñòâà:
Ãëàç ìîé âèäèò, ñëûøèò óõî,
Êàê, íàñìåøêó çàòàÿ,
Âñå çîâóò ñâÿùåííûì äóõîì
Íèçâåä¸ííîãî ìåíÿ.
Êîðìÿò ãîðüêèìè êóñêàìè,
Áüþò ïðîêëÿòüÿìè-êíóòàìè…
Íî ïîñòåïåííî Ìåäâåæüÿ Ãîëîâà ñî âñåì ïðèìèðÿåòñÿ:- I
Ñêîëüêî âàì óãîäíî, ëþäè,
Ñòîëüêî áóäó çäåñü ñèäåòü,
Ïåòü ìîé ðîò áåççâó÷íî  áóäåò.
Âìåñòå ñ âàìè ìîë÷à ïåòü.
Èç áóòûëêè ïðîáêó âûáüþ,
Çîëîòóþ ÷àðêó âûïüþ…
Ïîãëÿæó âñå âàøè ïëÿñêè,
Ïåñíè âûñëóøàþ âñå.
Áóäó ñëóøàòü çäåñü,
â óãëó,
Âñþ õóëó è âñþ õâàëó.
Çà ðàäóøèå «ñïàñèáî»
Íûíå ëþäÿì ãîâîðþ. «Ïóìàñèáà!
Ïóìàñèáà!» —
ß ëþäåé áëàãîäàðþ.
Äóìàåòñÿ, ñìûñë ïðèìèðåíèÿ Ìåäâåæüåé Ãîëîâû ñ âåñåëÿùèìèñÿ ìàíñè â òîì, ÷òî äîñòèãàåòñÿ êàê áû åäèíåíèå ÷åëîâåêà è ïðèðîäû. Äîáðî ïåðåâåøèâàåò Çëî. Âåäü ìåäâåäÿ âñ¸ æå âåëè÷àþò Ìîãó÷èì Äóõîì, «ãëàâîþ ðîäà ñòàòü åãî ïðîñÿò». À ïîñåìó, «â íîâûé, â áîãàòûðñêèé ïóòü åãî ïðîâîæàÿ, âîñïåâàþò åãî, ïðîêëèíàþò åãî, óìîëÿþò è áüþò».
…Ñâÿùåííûé çâåðü, ñïóùåííûé íà æåëåçíîé öåïè ñ íåáà (ñûí Íóìèòîðóìà), íàðóøàåò çàïîâåäü îòöà: ðàçîðÿåò êàïèùå
ìàíñè:
 Øâûðÿåò íà çåìëþ èäîëîâ, âûðóáëåííûõ
 èç áåðåçû.
Ðâåò íà êëî÷üÿ öâåòíûå
ïëàòêè,
Ïðèíåñåííûå â æåðòâó äóõàì,
Ñðóá èç áðåâåí
ñòîëåòíèõ ÷åòûðåõóãîëüíûé
íàõîäèò,
Òðóï âûøâûðèâàåò
èç íåãî îáëåäåíåëûé
Ëåäÿíîãî íåâåäîìîãî
÷åëîâåêà…
Çà ýòî ëåñíûå ëþäè ÿêîáû è íàêàçûâàþò åãî. Íî îäíîâðåìåííî â êà÷åñòâå äóõà âîçâåëè÷èâàþò è ÷åñòâóþò. È «êîãòèñòîìó ìóæèêó» íè÷åãî íå îñòàåòñÿ, êàê ñëóøàòü «âñþ õóëó è âñþ õâàëó». Òàê íàãëÿäíî ðàçðåøàåòñÿ ïðîòèâîðå÷èå ìåæäó íåîáõîäèìîñòüþ áðàòü îò ïðèðîäû è áåðå÷ü å¸ êàê çåíèöó îêà.
Ìàíñè è õàíòû îáîæåñòâëÿëè íå òîëüêî ãðîçíîãî âëàñòèòåëÿ òàéãè, ñâÿòûìè äëÿ íèõ áûëè è äðóãèå çâåðè è ïòèöû, è äàæå äåðåâüÿ: êåäð, ëèñòâåííèöà. Àáîðèãåíû îùóùàëè ñåáÿ ëèøü ÷àñòèöåé âñåãî ñóùåãî. Íî íå îòñþäà ëè ïðîèñòåêàåò âûñîêàÿ ýêîëîãè÷åñêàÿ íðàâñòâåííîñòü, ïðîíèçûâàþùàÿ êíèãè Þ. Øåñòàëîâà, Å. Àéïèíà, Ð. Ðóãèíà è äðóãèõ ïèñàòåëåé Ñåâåðà?
Íå îò ñåáÿ ëè è íå î ñåáå íà÷èíàåò ãîâîðèò ïîýò â «Ïÿòîé äóìå Ìåäâåæüåé Ãîëîâû»? «ß áû ãðûç èõ è öàðàïàë, îïüÿíåâøèõ îò âèíà, ÿ áû èõ ñøèá êîãòèñòîé ëàïîé, äà… îòðóáëåíà îíà. ß áû â íèõ âûñòðåëèë ñëîâàìè, êàê æåëåçíîé ñòðåëîé, íî ÿçûê îíè æå ñàìè âûðâàëè èç ðòà äîëîé. Íå ðàçäàñòñÿ ãðîçíûé ðûê — ñúåäåí ñ âîäêîé ìîé ÿçûê».
Äà, ìîæåò ïîëó÷èòüñÿ, ÷òî ñ ïîñëåäíèì ìåäâåäåì èñ÷åçíåò è ñàìî ìåäâåæüå ïðàçäíåñòâî — ïðîñëàâëåíèå ñìåëûõ îõîòíèêîâ è îäíîâðåìåííî ïðåäóïðåæäåíèå î ãðÿäóùåì îñêóäåíèè ïðèðîäû.

Â.Íàçàðîâ
Ãàçåòà «Íåôòåþãàíñêèé ðàáî÷èé»
1990 ãîä

Недавно певица Тэйлор Свифт ворвалась в чарты с 10-минутной версией своего хита 2012 года All Too Well – трек возглавил хит-парад Billboard, установив новый рекорд: это самая длинная композиция, когда-либо попадавшая на вершину чартов (предыдущий рекорд 49 лет принадлежал 8-минутному «Американскому пирогу» Дона Маклина). 15-минутное видео песни набрало больше 40 млн просмотров. Изначально записанная как типичная breakup song – этакий стереотипный жанр женской музыки – All Too Well рассказывает про разрыв отношений с актером Джейком Джилленхоллом с дополненной перспективы, где «память превращается в оружие», как отметил журнал The New Yorker. Тэйлор пересобирает, как старый паззл, события 2012 года и переоценивает разрыв с позиции себя нынешней: теперь это песня о манипуляциях, страхе (душераздирающие образы забытого шарфика и танца при свете холодильника в ночи), а еще о том, как певица «переписывает» память об отношениях, основанных на дисбалансе, которого она не чувствовала десять лет назад. («Ты сказал, если бы не разница в возрасте, может, у нас бы что-то и вышло. И я просто захотела умереть, когда услышала это»).

Все хвалят Тейлор за терапевтичный подход –оказывается, можно реорганизовать свое травматичное прошлое, отправив себе туда сочувствие и поддержку.

Да, сейчас певиц лучше не обижать – это в 1960-е The Supremes могли петь «Он ударил меня, и это было как поцелуй», а теперь, во времена #MeToo, женщины в песенной лирике все чаще называют вещи своими именами.

Смелые и откровенные женщины в американской музыке были и раньше. Американки и раньше пели о насилии, абьюзе и токсичных, разрушающих отношениях. И многие в песнях честно делились собственным опытом. Для кого-то это была авто-терапия, для кого-то – попытка предупредить других женщин или поддержать их. Поэтому мы решили сделать подборку честных женских песен об эмоциональном или физическом насилии, чтобы вспомнить, что в музыке США эта тема далеко не новая.

Как ни странно, те же He Hit Me And It Felt Like A Kiss и You Keep Me Hanging On от The Supremes были написаны мужчинами – может, поэтому женщины там немножко безвольные и страдающие по своим брутальным партнерам.

Более того – даже гимн I Will Survive Глории Гэйнор – вот где прекрасная песня о триумфальном расставании с абьюзивным прошлым – тоже написана мужчиной! Автор, Дино Фекарис, написал ее после того, как его уволили со студии Motown Records – его жгла обида, ведь он столько лет был их штатным песенником!

Та же история со знаменитыми песнями о том, где женщина, уставшая от домашнего насилия, убивает мужа – одну из них, Stone Cold Dead in the Market (1939), не без удовольствия поет Элла Фицджеральд (там мужа убивают сковородкой), еще одну – Goodbye Earl, где абьюзивного Эрла отравили – мстительно распевают девушки из Техаса Dixie Chicks.

Но нам важна именно лирика, написанная женщинами – поэтому у нас сложилась вот такая десятка самых эмоциональных песен о пережитом насилии. Если вам есть что добавить в плейлист – добро пожаловать в комментарии!

Billie Eilish – Happier Than Ever (2020)

Самая душераздирающая песня с одноименного нового альбома Билли Айлиш рассказывает о ее токсичных взаимоотношениях с человеком, который, пользуясь тем, что она «была еще ребенок», заставил ее отдалиться от семьи и друзей, всегда опаздывал на встречи, смертельно пугал ее, когда звонил пьяный, под веществами и за рулем автомобиля. Билли, как всегда, написала ее вместе с братом, и поначалу песня звучит в ее фирменной воркующе-шепчущей манере – но во второй части певица выдает злой и отчаянный рок, крича во всю глотку: «Из-за тебя я возненавидела этот город!», «Ведь я никогда не обливала тебя дерьмом в интернете, вообще слова плохого о тебе не сказала!» и «Да оставь же меня, #$%^#!, в покое!». О ком это вообще? Скорей всего, о ее отношениях с рэпером Q.

Я просто выкричала там все свои легкие

Хорошенько покричав от души во время записи, Билли поняла, что это самая терапевтичная песня в ее жизни. «Я просто выкричала там все свои легкие, – признавалась она в интервью сервису Spotify, – И в этом было какое-то удовольствие. Я так долго хотела выпустить этот крик наружу».

Mitski – А Pearl (2019)

Японско-американская певица Мицки – спасение для депрессивной молодежи: она честно и точно поет о самых неудобных в мире вещах, например, о том, как себя чувствует азиатская девочка, которую американский парень знакомит с расистски настроенной мамой. Песня «Жемчужинка» – о том, как пережитая травма остается с человеком на всю жизнь. Героиня песни вроде понимает, что партнер ее любит, но она почему-то мучается бессонницей, «и еще есть всякие штуки, о которых я не говорю». В припеве Мицки поет: «Прости, я не хочу, чтобы ты меня трогал. Это не значит, что я не хочу тебя. Я просто не выношу, когда меня трогают».

В мыслях лирической героини воспоминание о том, почему она не выносит прикосновений, превратилась в жемчужинку внутри ее головы – жемчужинку памяти о травме, выросшей из «необязательной» песчинки. «И я перед сном кручу эту жемчужинку, наблюдая, как она растет, каждую ночь». Сама певица признавалась в интервью, что песня – о глубоких токсичных отношениях, которые настолько вплавлены в твою идентичность, что даже оправившись и оказавшись в других отношениях, ты лелеешь память про свой прошлый ад, словно жемчужинку – «потому что как же можно оставить это позади, это же как будто стереть саму себя».

Терапия: дорого. Песня «Жемчужинка»: бесплатно

Фанаты Мицки обожают эту песню – в комментариях к трэку на YouTube они пишут: «Терапия: дорого. Песня «Жемчужинка»: бесплатно» или, например, «можно годами сражаться с эмоциональными последствиями токсичных отношений, а можно послушать «Жемчужинку» и получить катарсис» и «Мне понадобилось 18 лет, чтобы понять, что я страдаю от пост-травматического стрессового расстройства, и что мое нежелание прикосновений – это ненормально. И именно эта песня помогла мне разобраться». Метафора ядовитой жемчужинки сработала идеально.

Melanie Martinez — Teddy Bear (2015)

Юная певица Мелани Мартинез прославилась благодаря шоу «Голос», а в 2015 году выпустила суперхитовый дебютный альбом. Мелани в основном поет про всякие игрушечные вещи, да и выглядит как кукла-игрушка из сна. Песня «Плюшевый мишка», при этом – жуткая композиция о насилии, и нет, это не «уронили мишку на пол, оторвали мишке лапу», там абьюзер – сам мишка. По сюжету песни, ранее нежный плюшевый мишутка начинает угрюмиться, отдаляться, бормотать во сне нехорошее, прятать под кроваткой ножи, а затем пытается убить лирическую героиню. «Мне, #%$;%!, страшно, – поет Мелани. – Как любовь превратилась в насилие?». Далее выброшенный к чертовой матери мишка приходит к дому и бдит, звонит по ночам и пьяно дышит в трубку. «Мишка мой милый, – поет Мелани. – Все было так чудесно, пока ты меня чуть не убил».

Через пару лет после этого релиза выяснилось, что мишка, в некотором смысле – сама Мелани: ее лучшая подруга Тимоти Хеллер обвинила певицу в изнасиловании, выдав длиннейший Твиттер-тред на эту тему: Тимоти сто раз говорила «нет», но Мелани отказывалась это понимать.

Сама Мелани в ответ сообщила, что ужасно огорчена, и что секс между девушками и правда был, но без насилия. «Дружба плюс молчание – не равно согласие», – ответила Тимоти. Вот такой мишка.

Lady Gaga — Til It Happens To You (2015)

Композиция «Пока это не случится с тобой» была записана Леди Гагой для документального фильма о проблеме насилия в студенческих кампусах. Собственно, об этом и видеоклип, который предваряется триггер-предупреждением: видео может быть эмоционально некомфортным, но это – реальность того, что происходит в кампусах.

Песню номинировали на «Грэмми». Гага ее много где пела, но самое душераздирающее исполнение – на 88-й церемонии «Оскар», где в финале к певице присоединяется толпа людей, переживших сексуальное насилие, с написанными на запястьях фразах вроде «ты не виновата» и «выжившая» – естественно, зал отреагировал слезами и овациями. В то же время, текст песни довольно пространный – в нем утверждается, что невозможно узнать, как себя ощущают жертвы насилия, не побывав на их месте.

Lana Del Rey – Ultraviolence (2014)

Лану Дель Рэй только ленивый не пнул за эту песню, где она рассуждает о насилии в отношениях с позиции жертвы, которая почему-то не уходит. Более того, она даже цитирует там мазохистскую фразу из песни Supremes про побои, похожие на поцелуи: He hit me and it felt like a kiss. Не все критики поняли, что это цитата, и ополчились на Лану: что это у вас там, девушка, гимн виктимизации и романтизирование брутальности?!!

Вообще, романтизация кошмаров в отношениях – это то, на чем Лана, так сказать, выстроила карьеру. Но Ultraviolence – как сама песня, так и одноименный альбом – все-таки о том, что она не считает, что боль и абьюз –это норма и источник вдохновения.

Оригинальную песню The Supremes написал семейный дуэт сонграйтеров Джерри Коффин и Кэрол Кинг, впечатлившись историей своей няни, которая оправдывала поколачивающего ее мужа: «если бы он обо мне не заботился, его бы не бесило мое поведение, но он меня ударил, и я обрадовалась». Теперь эту песню считают токсичной: в ней нет критики агрессора, а только безграничное женское всепрощение.

В феминизме должно быть место и для женщин, которые ведут себя так же, как я.

Но сама Лана вовсе не всепрощающий зайчик. И своим критикам, проклинающим ее за «гламуризацию абьюза» и антифеминизм, ответила в Инстаграме: «Моя лирика – о разных “реальностях” эмоционально абьюзивных отношений, и я считаю, что в современной музыке должно быть место и для таких тем. Я пишу обо всем честно. Потому что для многих женщин оно – именно так. Я не считаю, что рассказывая о своем опыте подчинения или пассивности в отношениях, отбрасываю женщин на сотню лет назад. В феминизме должно быть место и для женщин, которые ведут себя так же, как я. О тех, кто говорит “нет”, но мужчина слышит “да”, о тех, кого безжалостно порицают за то, что они не боятся быть собой; о женщинах, чьи голоса и истории забирают себе женщины более авторитарные, либо мужчины, ненавидящие женщин».

Alanis Morissette – Hands Clean (2002)

Суперхитовый сингл Аланис Мориссетт «Умыл руки» с альбома Under Rug Swept сейчас воспринимается как жизнерадостная песенка из начала 1990-х. Но вслушаемся в текст! Он про отношения девочки-подростка со взрослым мужчиной, который является для нее ментором («Ты моя протеже, и однажды ты скажешь, что я тебя всему научил») – и требует молчать про их отношения («Никто не знает, кроме нас. Я удовлетворила твою просьбу о тишине. А ты просто умыл руки»).

И может быть, я даже однажды захочу на тебе жениться…

В подростковом возрасте, как вспоминает певица, у нее были отношения со взрослыми мужчинами – это трагичная и неизбежная история про шоу-бизнес: когда Аланис стала суперзвездой, ей было всего 16. Повзрослев, певица называет вещи своими именами и даже пытается поставить себя на место мужчины, пытаясь понять, что же у него было в голове, когда он заводил отношения с подростком: «Ты от меня зависишь, потому что все молоденькие девочки находятся в зависимости от своего покровителя, и я знаю, что ты меня сексуализируешь, потому что так делают все молодые девочки, и я думаю, что мне это нравится. Главное, никому не говори, особенно своей семье. Лучше сохраним это в секрете. Жаль, что я не могу сказать всему миру, какая ты милашка. И может быть, я даже однажды захочу на тебе жениться, если ты приложишь усилия к тому, чтобы остаться такой же худенькой и будешь поддерживать свое молодое тело в тонусе».

Аланис тоже поет о молчании, которое может длиться годы: «Какая часть нашей биографии переписана и заметена под коврик? Какая часть твоей памяти избирательна и старается все забыть?».

В интервью певица признается, что вроде как ей самой в 17 хотелось общаться с мужчинами постарше, но теперь, вспоминая те времена, она чувствует: «тоску и эмпатию: черт подери, да что ж ты делал-то, когда встречался с 17-леткой!»

Regina Spektor — Flyin’ (2001)

Родившаяся в СССР американская певица Регина Спектор, помимо того, что чудесно поет – еще и замечательный лирический поэт (не случайно она любит перепевать песни советских бардов). В этой коротенькой – меньше двух минут! – околоджазовой вещице она уместила целую трагедию, яростную и жуткую: это история о девочке-школьнице, скучающем и раздраженном подростке, изнасилованной школьным учителем, который пригласил ее домой «просто поспать». В тексте девочка пытается как-то отбиться («Он целовал меня в щеки и гладил мои ступни, но мне было противно, и я повторяла, что просто хочу спать»), а потом происходит что-то странное – то ли насильник выбрасывает ее из окна, то ли сама девочка, пытаясь убежать, выпрыгивает в окно. Первое время она просто падает, а потом осознает, что умеет летать – и, счастливая и ликующая, летит в небеса. В конце песни Регина радостно хохочет – все-таки, хэппи-энд.

Fiona Apple — Sullen Girl (1996)

Одна из знаковых американских певиц-сонграйтеров 1990-х, Фиона Эппл, в 12 лет пережила попытку изнасилования. В интервью журналу Rolling Stone Фиона признается, что песня Sullen Girl – о том, какую роль этот страшный опыт сыграл в ее жизни и творческой карьере.

Текст песни не содержит в себе травматичных деталей – это, скорей, эмоциональный портрет жертвы. «В такие дни я не знаю, что с собой делать. Я, бывает, днями и ночами брожу по коридорам вдоль стен. И где-то глубоко на фоне моего дыхания я говорю себе: мне нужны силы, чтобы продолжать бороться». Лирическая героиня переживает, что ее называют «угрюмая девушка», но дает понять, что за каждой «угрюмой девушкой» прячется трагедия, о которой невозможно рассказать и которую даже невозможно хранить в памяти: «Но под волнами в синеве забвения моего – тишина и покой».

Tori Amos – Silent All These Years (1992)

Тори Эймос одной из первых открыто заговорила в своих песнях о насилии. И не о таком, где таинственно поблескивает в ночи холодильник, а настоящем. В юности она пережила изнасилование, и этот сингл 1992 года – именно об этом, прямо в лоб, без приукрашиваний. Песня «Все эти годы молчала» как будто является ответом на вопросы в духе: что ж ты молчала-то все эти десять лет. Вторая сторона сингла – песня «Я и пистолет», исполненная а-капелла и подробно документирующая изнасилование в машине, где преступник угрожает пистолетом. Слушать ее невозможно, поэтому лучше послушать более метафоричную и поэтическую Silent All These Years – тогда же, в 1992 году, песню использовала как промо-материал американская «Национальная сеть помощи жертвам изнасилований, абьюза и инцеста».

Ты с ума сошла? Это же твоя собственная история!

Когда Тори записала первую версию песни в студии, ее продюсер Эрик Росс сказал ей: «Ты с ума сошла? Это же твоя собственная история!» Cама Тори считает, что ей помогла написать песню аналогия с Андерсоновской «Русалочкой», которую она читала перед сном племяннице: сказка увиделась ей историей о женщине, которая физически не может заговорить и рассказать о себе страшную правду, но каждый шаг причиняет ей нестерпимую боль.

Madonna – Till Death Do Us Part (1989)

Вроде бы жизнерадостная поп-песенка в духе танцевальных 1980-х, но в ней Мадонна предстает очень ранимой – ведь здесь идет речь о ее травматичном разводе с Шоном Пенном.

Мадонна довольно осторожна в тексте, не говоря о побоях прямо («синяки со временем рассосутся – но ты бьешь меня словами, которые произносишь»), но произносит тревожные фразы «я не хочу больше оставаться и наблюдать, как растет твоя ненависть», а еще приходит к честному выводу: «Дело не в том, что ты полюбил кого-то еще. Проблема, что ты даже себя самого не любишь. Только вот я все-таки хотела бы, чтобы ты попросил меня остаться».

Несмотря на то, что лирическая героиня хочет, чтобы муж-абьюзер ее остановил на пороге и пал на колени, она таки уходит, вспоминая пьяные скандалы, когда муж орал на нее и швырялся вазами (в песне даже слышен звук разбитой посуды). Мадонна неоднократно подавала на Пенна в суд за избиения (в том числе бейсбольной битой) и чудовищные издевательства, но потом их отзывала, защищая Пенна в суде. В то же время певица признавала, что его пьяные вспышки агрессии – чистая правда, и ссорились они и правда довольно жестко. В общем, темная история.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Почему сказка дикий помещик сатирическая
  • Почему сказка ашик кериб это сказка
  • Почему сказка гуси лебеди так называется
  • Почему семья это хорошо сказка
  • Почему святой георгий стал покровителем воинов сочинение
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии