Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF
В настоящее время интерес к книгам у детей младшего школьного возраста начал угасать. Основным увлечением младших школьников становится различные новейшие гаджеты, компьютерные игры, общение в социальных сетях; все меньше они погружаются в мир книг, историй, сказок в связи с этим их речь становится бедной с ограниченным словарным запасом. Для того чтобы ребенок стал больше читать, его нужно заинтересовать, увлечь. Современное образование предлагает новый вид организации и проведения нестандартного урока это проект. Проектная деятельность может возбудить интерес младших школьников к книгам; дети сами ищут решения к поставленным задачам, учатся вчитываться в материал, анализировать его, вычленять главное; у них активируется мыслительная деятельность, развиваются коммуникативные и творческие способности.
Сегодня мы рассмотрим проект по внеклассному чтению под названием «Чему учат нас произведения советских авторов?». Данный проект направлен на изучение детьми поучительных рассказов советских авторов. Дети не только учатся читать и понимать, но и анализируя рассказы, познают азы хорошего поведения в обществе.
Цель проекта – знакомство учащихся с творчеством советских авторов.
Для реализации поставленной цели, были намечены следующие задачи [5]:
-
Обучающая: научить детей самостоятельно принимать решения, ставить задачи и задавать к ним вопросы, работать в группах.
-
Познавательная: познакомить детей с творчеством советских авторов.
-
Воспитывающая: воспитывать правильное поведение в обществе; сформировать нравственные ценности.
-
Развивающая: развивать речь младших школьников, умение грамотно и внимательно читать литературные произведения, а так же, развивать их память и мышление.
Учащимся был дан список литературы с произведениями, которыми должен был ознакомиться каждый ребенок из класса. Для прочтения были предложены следующие авторы и их рассказы:
-
Леонид Пантелеев «Честное слово»;
-
Виктор Драгунский «Надо иметь чувство юмора»;
-
Валентина Осеева «Синие листья»;
-
Валентина Осеева «Волшебное слово»;
-
Николай Носов «Огурцы»;
-
Василий Сухомлинский «Почему Сереже было стыдно».
Для проведения нашего нестандартного урока необходимо было следующее оборудование: доска, проектор, книги с нужными рассказами, костюмы.
Разработанный нами проект рассчитан на 3 класс, всех учащихся заранее разделили на три группы. На подготовку младшим школьникам было выделено три недели.
Заранее я подготовила листы, на которых были написаны такие задания:
• Подготовить сценку к произведению Виктора Драгунского «Надо иметь чувство юмора», нарисовать иллюстрации к произведениям Валентины Осеевой «Волшебное слово» и Леонида Пантелеева «Честное слово»;
• Составить кроссворд по произведениям (По каждому произведению два вопроса), нарисовать иллюстрации к произведениям Николая Носова «Огурцы» и Валентины Осеевой «Синие листья»;
• Провести игру «Угадай из какого произведения», нарисовать иллюстрации к произведениям Василия Сухомлинского «Почему Сереже было стыдно» и Виктора Драгунского «Надо иметь чувство юмора».
Один человек из команды должен был выйти и вытянуть листок с заданиями. В команде обязанности были распределены самостоятельно так, чтобы никто не остался без дела.
Помимо этих заданий, каждый учащийся должен был подумать над смыслом произведений и над правильностью поступков детей из рассказов.
Защита проекта началась с приветственных слов учителя и сообщения им темы урока, выставки книг. После рассмотрения детьми книг, последовало выступление групп.
Первыми выступала группа, которая готовила сценку по рассказу «Надо иметь чувство юмора». Ребята заранее подготовили костюмы и нужный реквизит. Они отлично сыграли свои роли, передали все эмоции героев, будто настоящие артисты. Зрители сразу догадались, сюжет какого произведения разворачивался на сцене.
После инсценировки дети второй группы провели кроссворд, который составили по рассказам. Пустой кроссворд вывели на доску через проектор. Один из учащихся зачитывал вопросы, дети из других групп пытались угадать. Вопросы были по содержанию текста, корректно составлены, понятны. Всего получилось 12 вопросов:
-
Чем на песке чертил старичок в рассказе Валентины Осеевой «Волшебное слово»?
-
Какое волшебное слово сказал старичок на ухо Павлику в рассказе Валентины Осеевой «Волшебное слово»?
-
О каком животном говорили мальчики в рассказе Виктора Драгунского «Надо иметь чувство юмора»?
-
В какой день недели наступила очередь Сережи кормить птичек в рассказе Василия Сухомлинского «Почему Сереже было стыдно»?
-
Чем не хотела делиться Катя со своей подругой Леной в рассказе Валентины Осеевой «Синие листья»?
-
Какой напиток по рассказу Виктора Драгунского «Надо иметь чувство юмора» нужно было сварить, чтобы поровну разделить два яблока на троих человек?
-
Что нарвали на колхозном огороде мальчики из рассказа Николая Носова?
-
Какое воинское звание было у мальчика в рассказе Леонида Пантелеева «Честное слово» во время игры в войну?
-
Какого цвета были листья на деревьях на рисунке Лены в рассказе Валентины Осеевой?
-
Каких птиц третьеклассники кормили салом в рассказе Василия Сухомлинского «Почему Сереже было стыдно»?
-
Что читал главный герой рассказа Леонида Пантелеева «Честное слово», гуляя на Васильевском острове?
-
Какое чувство испытывал Котька в рассказе Николая Носова «Огурцы», когда нес украденное обратно в огород?
После того как кроссворд был разгадан, третья группа провела игру «Угадай из какого произведения». Участники группы по очереди зачитывали по отрывку из рассказов, остальные должны были угадать название и автора рассказа. После дети обосновывают свой ответ, почему именно к этому рассказу подходит данная фраза. Были процитированы такие выражения:
-
«Молодец, Сергей! – похвалила учительница. – Смотрите, даже два кусочка сала подвесил. Еще до сих пор синички клюют». Рассказ Василия Сухомлинского «Почему Сереже было стыдно».
-
«Хочешь играть в войну?» Я говорю: «Хочу». Стали играть, мне говорят: «Ты сержант». Один большой мальчик… он маршал был… он привел меня сюда и говорит: «Тут у нас пороховой склад — в этой будке. А ты будешь часовой… Стой здесь, пока я тебя не сменю». Я говорю: «Хорошо». А он говорит: «Дай честное слово, что не уйдешь» [4]. Рассказ Леонида Пантелеева «Честное слово».
-
Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную. — Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала. Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш [3]. Рассказ Валентины Осеевой «Синие листья».
-
Гляди, ты написал: «Наступили мозы». Это кто такие – «мозы»?
Мишка покраснел: – Мозы – это, наверно, морозы. А ты вот написал: «Натала зима». Это что такое? – Да, – сказал я, – не «натала», а «настала». Ничего не попишешь, надо переписывать. Это все лемуры виноваты [1]. Рассказ Виктора Драгунского «Надо иметь чувство юмора».
-
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал: – Лена, дай мне одну краску… пожалуйста…Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала: – Какую тебе? – Мне синюю, – робко сказал Павлик [3]. Рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово».
-
«Брошу их тут, в канаву, а скажу, что отнес, — решил Котька и стал оглядываться вокруг. — Нет, отнесу: еще кто-нибудь увидит и дедушке из-за меня попадет». Он шел по улице и плакал. Ему было страшно. «Павлику хорошо! — думал Котька. — Он мне свои огурцы отдал, а сам дома сидит. Ему, небось, не страшно» [2]. Рассказ Николая Носова «Огурцы».
После защиты своих заданий мы провели выставку иллюстраций. Выбрать лучший рисунок мы не смогли, так как иллюстрации были прекрасны и соответствовали произведениям.
Завершением нашего урока был разговор над смыслом произведения. Вместе с учащимися мы разобрали рассказы и проанализировали поступки героев, каждый высказал свое мнение на тот, или иной счет.
Данный проект позволил извлечь каждому ребенку что-то полезное для себя, например то, что нельзя обманывать; надо делиться с друзьями, беречь их, помогать друг другу; нужно уметь смеяться над собой, а не обижаться по пустякам; ценно держать слово, которое ты даешь; нужно быть вежливым с окружающими тебя людьми, тогда и люди будут поворачиваться к тебе лицом; нельзя воровать, надо отвечать за свои поступки; необходимо заботиться не только о себе, но и о своем окружении.
Наш нестандартный урок прошел отлично. Детям очень понравилось анализировать и выполнять задания по произведениям в группах.
Список используемой литературы:
-
Драгунский, В. Ю. Денискины рассказы / В. Ю. Драгунский. – М. :Проф-Пресс, 2011. – С. 60–62.
-
Носов, Н. Н. Огурцы / Н. Н. Носов. – М. : Детская проза, 1982. – 16 с.
-
Осеева, В. А. Синие листья / В. А. Осеева. – М. : Эксмо, 2014. – 120 с.
-
Пантелеев, Л. Честное слово / Л. Пантелеев. – М. :Махаон, 2015. – 128 с.
-
. Проектные задачи в начальной школе. Пособие для учителей / под ред. А. Б. Воронцова. – М. : «Просвещение», 2010.
Василий Сухомлинский. Рассказы и сказки для детей.Список произведений и краткая биография
Бабушка отдыхает
Для чего говорят «спасибо»?
Две матери
До свидания, Солнышко!
Зайчик и рябина
Все добрые люди – одна семья
Воробышек и огонь
Грязное слово
Мальчик и колокольчики ландышей
Пусть будут соловей и жук
Стыдно перед соловушкой
Яблоко в осеннем лесу
Девочка и ромашка
Я хочу сказать своё слово
Пчела и тыквенный цветок
Рогатка и воробьиное гнездо
Почему голуби прилетели к Олегу
Красивое и уродливое
Карасик в аквариуме
Красивые слова и красивые дела
Как мы спасли птенцов жаворонка
Как Муравей перелез через ручеек
Как спаслась Ласточка
Кого ждала рябина
Коту стало стыдно
Как Соловьиха поит своих деток
Какие же вы счастливые!
Крылья матери
Как Андрейка перевез Нину
Кто кого ведет домой
Как родился Василько
Лепесток и цветок
Ленивая подушка
Легенда о материнской любви
Почему плачет синичка?
Семь дочерей
Птенец выпал из гнезда
Мамин Арбуз
Моя мама пахнет хлебом
Мёд в кармане
Стеклянный Человечек
Как Федя почувствовал в себе Человека
Не забывай про родник
Заболел врач
Простите, дети, я опоздал
Отец и Cын
Мамина коса самая красивая
Человек без имени
Сыновняя неблагодарность
Маменькин сыночек
Неблагодарность
Осень принесла золотистые ленты
Петрик и Павлик
Петрик и ваза
Страсть обогащения
Легенда про пионера
Собаке — собачья смерть
Самые ласковые руки
Седьмая дочь
Сказка о Гусыне
Скажи человеку «здравствуйте»
Седой волосок
Трудно быть человеком
Телефонная трубка
Именинный обед
Именинный пирог
Хорошо, что солнышко светит
Цветок и снег
Цветок или волчья пасть?
Чтобы бабочка не укололась
Юрко – тимуровец
Я не боюсь грома
Я больше не буду
Читать сказки других авторов
Человечество обязано своими величайшими открытиями смелым и умным, порой безрассудным и мечтательным людям. Тем людям, чьи взгляды на окружающий мир намного отличались от тех, которые считались нормальными. Таким человеком, без сомнений, являлся и Василий Александрович Сухомлинский, биография которого тесно связана со школой.
Сухомлинский Василий Александрович.Краткая биография.
Василий Сухомлинский (1918 — 1970)
Советский педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968). Родился В.А.Сухомлинский в бедной семье. До Октябрьской революции отец Василия Александровича — Александр Емельянович Сухомлинский — работал по найму как плотник и столяр.
Сухомлинский учился вначале в Васильевской семилетке (1926 — 1933 гг.), где проявил себя как один из самых способных учеников. Летом 1934 года. он поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте и в том же году стал студентом факультета языка и литературы. Но в связи с болезнью вынужден был в 1935 году. прервать учёбу в вузе.
Василий Александрович Сухомлинский 17-летним юношей начал практическую педагогическую работу. На протяжении 1935 — 1938 гг. он преподаёт украинский язык и литературу в Васильевской и Зыбковской семилетних школах Онуфриевского района.
Своё обучение В.А.Сухомлинский продолжил с 1936 года в Полтавском педагогическом институте (заочное отделение), где получил сначала квалификацию учителя украинского языка и литературы неполной средней школы, а затем — преподавателя этих же предметов средней школы 1938 год.
В 1939 году Сухомлинский с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.
В июле 1941 года Василий Сухомлинский был призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года Сухомлинский был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, Сухомлинский узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.
С 1944 года Василий Сухомлинский заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украинской ССР. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса».
Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Самая сущность этики коммунистического воспитания Сухомлинского заключалась в том, что воспитатель верит в реальность, осуществимость и достижимость коммунистического идеала, измеряет свой труд критерием и меркой идеального.
Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. Он воспитывал в детях личное отношение к окружающей действительности, понимание своего дела и ответственности перед родными, товарищами и обществом и, что главное, перед собственной совестью.
— Награды
* Герой Социалистического Труда (1968).
* Орден Красной Звезды.
Сухомлинский, краткая биография которого изложена выше, внес значительный вклад в развитие педагогики в стране. Вместе с Макаренко он был признан лучшим в этой области и не только в Украине, Советском Союзе, но и в мире. Но его и критиковали за то, что учение не вполне соответствовало советской идеологии, что оно было пропитано христианским духом. Сам автор был атеистом, однако в природе видел божественное начало.
Умер великий учитель 2 сентября 1970 года.
—————————————————————-
Василий Сухомлинский.Рассказы
и сказки.Читаем бесплатно онлайн
Читать сказки других авторов
весь текст
3 024 зн., 0,08 а.л.
- Аннотация
- Статистика
Короткая история о городском мальчике, деревенской черешне и славных васильках.
Начало и конец дня на графике считаются по московскому времени (UTC +03:00)
Сортировать по
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Войдите, пожалуйста.
Замечательный рассказ, детишки со здоровым чувством юмора
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
Таким добром повеяло, детством настоящим, солнечным, с ярким привкусом кисло-сладких ягод.
раскрыть ветвь
2
автор
Спасибо! Я именно такое настроение и старалась передать
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
Замечательный рассказ, напоминает сюжеты Носова или Драгунского)))
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
Добрый, красивый рассказ — как напоминание о прошедшем лете. Спасибо! Очень порадовали!!!
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
Вай, какая милая история! Вспомнилось, как мы сами бегали по дворам
Мальчик, конечно, молодец, пошел черешни купил. Но если сразу ему было стыдно, то не стоило участвовать изначально, хотя сейчас я размышляю как взрослый человек, в детстве же на нас воздействовало мнение сверстников и все здесь правильно написано) Спасибо за рассказ!
P.s. обложка — особый кайф
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
ах какая же чудесная зарисовка… и картинка ярков в голове возникла сразу… эх эти добрые детские шалости… скучается по ним… да!!! спасибо за минутки в ностальгии… чудесно!!!
раскрыть ветвь
2
раскрыть ветвь
1
Ох, мы на каникулах тоже «воровали» и черешню, и абрикосы — налетали по очереди на участки друг друга)) Такой приятный рассказ, финал особенно
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
На самом деле качественный рассказ, и придраться абсолютно не к чему, и стиль и русский язык на высоте. Желаю удачи!
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
Отличная история! Маленький, но яркий штрих в процессе становления человека
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
Хорошо написанная миниатюра! Считаю, что реакции мальчишек, вполне логичны и возможны, все зависит от характера! И те варианты, что Вам предлагали в других комментариях, тоже возможны, но это уже будут другие мальчишки, с другими характерами и это будет уже другой рассказ.
Обложка замечательная!!! Аппетитная черешня! Выложите рисунок в иллюстрациях!
Удачи в творчестве!
раскрыть ветвь
2
автор
Согласна с вами
Спасибо большое!
И вам удачи в творчестве
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
Милый и атмосферный рассказ. В корне не согласна с высказыванием, что Тимур плохой потому что изначально не отказался воровать. Я думаю, посыл должен быть именно таким, что даже если ты сделал что-то плохое, всегда можно исправить, а не кричать «а уже все, раньше надо было думать». Это дети. Им свойственно любопытство. К Сереже тоже не испытываю негативных чувств. Он пошутил. И это нормально. Пять же, это дети.
Наверно у меня такое отношение потому, что я когда-то сама участвовала несколько раз в таких разбоях Тогда это казалось веселым развлечением и мы не понимали чего это взрослые такие злые)))
раскрыть ветвь
12
автор
Спасибо большое за ваш отзыв!
Как здорово, что вы почувствовали посыл, который закладывался. Это дети и они взрослеют! Когда мы маленькие, мы сталкиваемся с новыми для нас ситуациями: иногда мы не знаем как поступить, иногда поступаем плохо. Но нам это нужно для того, чтобы повзрослеть!
Как правильно вы написали — любопытство. А ведь это именно то, что толкало нас в детстве на отвратительные поступки. Мы их сделали, осознали ошибки, больше так не делаем.
Спасибо
раскрыть ветвь
1
В корне не согласна с высказыванием, что Тимур плохой потому что изначально не отказался воровать.
Нет, Тимур не виноват в том, что негероическая у него натура, что не отказался он участвовать в краже черешни. Но вот узнав о том, что сад якобы принадлежит полуслепой старухе, вот тут уже надо было сказать — ну вы и гады, завтра же куплю ей черешни! А не тайком от «беспредельщиков» совесть свою очищать.
раскрыть ветвь
5
Большинство были такими). Да, я тоже высказывание, что он плохой не поняла.
раскрыть ветвь
3
Финал неожиданный. Но лучше бы все-таки старушка там была, тогда совсем бы трогательно вышло…
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
Рассказ вызывает много вопросов. Тимуру не хотелось «показаться трусливым городским мальчишкой», однако именно им он и показался, согласившись принять участие в краже черешни. У него не хватило смелости отказаться. О том, почему именно в этом саду решили воровать черешню, логичнее было бы спросить не после кражи, а до: они же несколько улиц прошли — а черешня там в каждом дворе. Сергей с его розыгрышем выглядит не лучше Тимура: объявил ему, что они обворовали плохо видящую старушку, обнаружил нулевую реакцию и тоже никаких действий не предпринял. Логично было бы с его стороны, увидев утром Тимура с ведёрком черешни, спросить: «Где украл?» Короче, неприятные ГГ оба.
раскрыть ветвь
2
автор
«Тимуру не хотелось «показаться трусливым городским мальчишкой», однако именно им он и показался, согласившись принять участие в краже черешни. У него не хватило смелости отказаться.»
Это вы смотрите глазами взрослого, а глазами ребёнка — не показаться трусом именно так как написано.
«О том, почему именно в этом саду решили воровать черешню, логичнее было бы спросить не после кражи, а до: они же несколько улиц прошли — а черешня там в каждом дворе.»
Нет, логично спросить после кражи. Потому что до кражи он не знал куда именно они идут и, возможно, когда они пришли, он сам бы понял почему именно туда, но он не понял поэтому спросил.
«Сергей с его розыгрышем выглядит не лучше Тимура: объявил ему, что они обворовали плохо видящую старушку, обнаружил нулевую реакцию и тоже никаких действий не предпринял.»
Сергей ляпнул первое, что пришло в голову. Не проявил реакцию, потому что знал, что никакую старушку они не обворовывают.
«Короче, неприятные ГГ оба.»
Сергей не главный герой. История не про него.
Спасибо за отзыв!
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
1
раскрыть ветвь
0
Написать комментарий
61K
13
1 368