Почему рассказ загадка вересаева так называется

Урок 24. н. в. гоголь. жизнь и творчество с обобщением ранее изученного. романтические произведения. вечера на хуторе близ диканькиурок 25.

Урок 24. Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество (с обобщением ранее изученного). Романтические произведения. «Вечера на
хуторе близ Диканьки»

Урок 25. Н. В. Гоголь. Сатирическое и эпико-драматическое начала в сборнике «Миргород»

Урок 26. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ «маленького
человека» в «Петербургских повестях»

Уроки 27-28. Повесть Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Урок 29. Урок внеклассного чтения. Н. В. Гоголь «Портрет»: проблематика, поэтика, место в сборнике «Петербургские
повести»

Урок 30. Урок внеклассного чтения. «Выбранные места из переписки с друзьями» и их место в творческом пути Н. В. Гоголя.
«Письмо к Гоголю» В. Г. Белинского

Уроки 31-32. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству Н. В. Гоголя

УРОК 25
Н. В. Гоголь. Сатирическое и эпико-драматическое

начала в сборнике «Миргород»

Цель:


обобщить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве Н. В. Гоголя, показать сатирическое и эпико-драматическое начала в творчестве
писателя на примере сборника повестей «Миргород»; развивать интерес к творчеству Н. В. Гоголя, творческие способности учащихся;
эстетически и нравственно воспитывать учащихся.

Оборудование:
учебник, портрет писателя; выставка книг; сборник повестей Н. В. Гоголя «Миргород»; иллюстративный материал
по теме урока.

Тип урока:
урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся анализируют повести из сборника «Миргород», используя знания, полученные в предыдущих классах;
принимают участие в беседе; выполняют исследовательско-аналитическую работу в группах.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

«Умники и умницы»

• Угадайте, кто это?


1. В тонком серебряном тумане мелькали лёгкие, как будто тени, девушки в белых, как луг, убранный ландышами, рубашках; золотые ожерелья, монисты,
дукаты блистали на их шеях; но они были бледны; тело их было как будто сваяно из прозрачных облак и будто светилось насквозь при серебряном
месяце. (Русалки, «Майская ночь, или Утопленница»).

2. Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким
пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский
голова, то он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире. (Чёрт, «Ночь перед Рождеством»)

3. И все показывали со страхом пальцами на стоявшего посреди их козака. Кто он таков — никто не знал. Но уже он протанцевал на славу козачка и уже
успел насмешить обступившую его толпу. Когда же есаул поднял иконы, вдруг всё лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на сторону, вместо
карих, запрыгали зелёные очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копьё, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб.
(Старик-колдун, «Страшная месть»)

4. Имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать
к себе самых степенных козаков, что к ней хаживал и голова, и дьяк. И, к чести её сказать, она умела искусно обходиться с ними. Ни одному из них
и в ум не приходило, что у него есть соперник. (Солоха, «Ночь перед Рождеством»)

5. У старого Коржа была дочка-красавица, какую, я думаю, вряд ли доставалось вам видывать. Полненькие щёки козачки были свежи и ярки, как мак
самого тонкого розового цвета, когда, умывшись божьею росою, горит он,
распрямляет листики и охорашивается перед только что поднявшимся солнышком… (Андорка, «Вечер накануне Ивана Купала»)

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Что есть загадки Гоголя? Вся его жизнь! Но самое загадочное — это творчество Гоголя, имеющее бессчётное количество интерпретаций, отличающихся
тем, что почти все они — даже самые взаимоисключающие — верны. Гоголь стал для нас великим, он открыл для нас целую эпоху не только в литературе,
но и в истории. Его сатира и смех необходимы всегда. Читая и перечитывая его гениальные произведения, мы ещё раз убеждаемся — они актуальны и нужны
нам сегодня так же, как и много лет назад.

О чём и о ком писал Гоголь? О жизни. В своих произведениях он показал живую, яркую картину нравов и характеров своего времени. Ни у одного из русских
классиков не оказалось столько нарицательных персонажей, как у Гоголя.

«Хитра, как Солоха; жадна, как Коробочка; силён, как Вакула»,— говорим мы. А гоголевских Городничего, Хлестакова и Чичикова, Тараса Бульбу и Акакия
Акакиевича — мы воспринимаем не как литературные героев, а как действительно существовавших личностей.

Актуален ли Гоголь и его герои сегодня? Очень точно на этот вопрос ответил литературовед, исследователь творчества Гоголя. И. Золотусский: «Перечитайте
“Ревизора”. Оглянитесь вокруг. Вы увидите всех его героев».

Итак, прошу любить и жаловать — бессмертные герои Гоголя.

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— В 1835 г. появляется новый сборник произведений писателя — «Миргород», которому автор даёт подзаголовок «Повести, служащие продолжением
“Вечеров на хуторе близ Диканьки”». Тем самым он подчёркивает идейно-художественную связь между двумя сборниками.

Перед читателями Н. В. Гоголя вновь предстают родные писателю места. «Миргород» — это своеобразный
сыновний дар Н. В. Гоголя земле своих предков. Но, в отличие от сказочной, мечтательной атмосферы «Вечеров…», в центре произведений нового гоголевского
сборника — сложная, противоречивая, а порой и трагическая реальность, в которой всё равно продолжает жить мечта о прекрасном мире и прекрасном
человеке.

В произведениях «Миргорода» героическое соседствует с обыденным, великое с ничтожным, а прошлое — с настоящим. Поэтому в сборник были включены, на первый
взгляд, совершенно разные повести — такие, как, например, «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба»,
«Повесть о том,
как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и «Вий». Для самого Н. В. Гоголя это явления одного порядка, ведь, как он сам пишет, «по странному устройству
вещей всегда ничтожные причины родили великие события и, наоборот, великие предприятия оканчивались ничтожными следствиями».

Всего четыре повести составляют этот цикл, а до чего различны они по содержанию и героям. Миргород — это не столько конкретный город (хотя и он
имеет место быть упомянут). Этим названием автор как бы объединяет все города Малороссии, давая понять, что истории их жителей могли произойти где
угодно. И истории эти, несмотря на дальность во времени описанных событий, перекликаются неуловимо с нашим, таким непростым и обычным временем.

2. Исследовательско-аналитическая работа

«По страницам гоголевских повестей…» (в группах)

Задание для групп

1-я группа.


Вспомните свои первые впечатления, чувства, мысли после завершения чтения повести «Старосветские помещики». Дайте общую характеристику главным героям
повести.
Что происходит с «миром» старосветских помещиков после их смерти? Как автор относится к своим героям?

2-я группа.
Почему повесть «Тарас Бульба» можно назвать героической?
Чем особенно дорог Тарас Бульба автору?
Почему повесть названа «Тарас Бульба»?
В. Г. Белинский назвал повесть Н. В. Гоголя «поэмой о любви к родине». Согласны ли вы с этим утверждением? Какова основная идея повести?

3-я группа.
Почему повесть называется именно так: «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»?
Почему повесть начинается с изображения Ивана Ивановича? Как нарисован этот образ? Какой
художественный приём и эпитеты использует Гоголь для его характеристики?
Почему об Иване Никифоровиче в повести говорится всего лишь «в двух словах»?
Почему, сделав в конце вывод, что герои — «прекрасные люди», автор не поставил восклицательный знак?
Как связаны со всем содержанием повести заключительные слова Гоголя: «Скучно на этом свете, господа!»?

4-я группа.
Как ни в одном из произведений Н. В. Гоголя, в «Вие» ставится проблема страха. Чего же боится автор?
Как ведёт себя Хома, оказавшийся во власти тёмных сил?
В чём видят причину гибели Хомы его приятели? Как автор оценивает эту ситуацию? Найдите подтверждение своей мысли в тексте повести.
Вспомните финалы повестей Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» и «Вий». Дайте сопоставительную характеристику кузнеца Вакулы и Хомы Брута.

5-я группа.
Вы изучили в предыдущих классах повести Н. В. Гоголя из циклов «Вечера на хуторе близ Диканьки» и «Миргород». Чем отличается цикл повестей «Миргород»
от цикла «Вечера…»?
Чем объяснить, что писатель включил в сборник «Миргород» такие разные произведения?

Задание общее для групп

• Могли ли повести «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» и «Вий»
оказаться в цикле «Вечера…»?

3. Презентация результатов
исследовательско-аналитической работы

представителями групп с обобщением учителя
после выступления каждой группы

Обобщение учителя

1-я группа.


Гоголь писал, что изображение «несовершенства нашей жизни» является главной темой его творчества. Характерна в этом отношении повесть
«Старосветские помещики». Писатель отразил в ней распад старого, патриархально-помещичьего быта. С иронией-то мягкой и лукавой, то с оттенком сарказма
— рисует он жизнь своих «старичков прошедшего века», бессмысленность их существования.

Гуманистический смысл этой повести многозначен: он выражен и в чувстве глубокой симпатии писателя к своим героям, и в осуждении тех условий
общественного бытия, которые сделали их такими, какими они есть. Но та же действительность могла превратить человека в бездушного торгаша, дерущего
«последнюю копейку со своих же земляков» и наживающего на этом изрядном деле изрядный капитал. Перо Гоголя обретает бичующую сатирическую силу,
когда он от патриархальных старичков переходит к тем «малороссиянам, которые выдираются из дегтярей, торгашей, наполняют, как саранча, палаты и
присутственные места, дерут последнюю копейку с своих же земляков, наводняют Петербург ябедниками, наживают наконец капитал…»

2-я группа.

Гоголь ставил перед собой задачи не столько исторические, сколько эпические, именно поэтому «Тарас Бульба» является не исторической
повестью, а героической эпопеей. Воссоздавая в прошлом идеал жизни, живущий в народном сознании, и идеальные человеческие характеры, Гоголь рисует и идеальное,
справедливое общественное устройство — Запорожскую Сечь.

Именно в этой среде формируются характеры главных героев повести. Это общество равноправных и свободных людей, живущих по строгим, но справедливым
законам.

«Так вот она. Сечь! Вот то гнездо, откуда вылетают все те гордые и крепкие, как львы! Вот откуда разливается воля и казачество на всю Украину!» Сечь в
повести — это поэтическая картина идеализированного общества, рождающего героические характеры. В ней воплотилась мечта Гоголя о свободной, вольной
жизни, основанной на равноправии и братстве.

3-я группа.

Реалистические и сатирические мотивы гоголевского творчества углубляются в
«Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». История
глупой тяжбы двух миргородских обывателей осмыслена Гоголем в остро обличительном плане. Поведение обоих героев возбуждает в писателе не мягкую усмешку,
но чувство горечи и гнева. Эта резкая замена юмористической тональности с предельной ясностью раскрывает смысл повести. С виду
забавный, весёлый «анекдот» превращается в сознании читателя в глубоко драматическую картину действительности. Гоголь как бы хочет сказать: люди, подобные
Ивану Ивановичу и Ивану Никифоровичу, к сожалению, не прихотливая игра писательской фантазии: они действительно существуют, они среди нас.

Своеобразие «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» состоит в том, что здесь наиболее отчётливо и ярко выражен
свойственный Гоголю приём сатирической иронии. Повесть является совершенно оригинальной по искусству художественного воплощения. Основной приём
юмористически и сатирически обличающего изображения, применяемый здесь Гоголем,— противоречие между отрицательной сущностью изображаемых характеров,
явлений, предметов и преувеличенной похвалой их несуществующих достоинств.

4-я группа.

«Вий» — повесть о трагической неустроенности жизни. Вся повесть основана на контрасте: добра и зла, фантастического элемента и реально-бытового,
трагического и космического. И в этом красочном многоголосье художественных приёмов, которые так щедро использует Гоголь, отчётливо звучит
страстный голос писателя, необыкновенно чуткого к радостям и печалям простого человека, к живой душе народа. Недаром Хома Брут, стоя у гроба панночки
и с ужасом узнав в ней ту самую ведьму, которую он убил, «чувствовал, что
душа его начинала как-то болезненно ныть, как будто бы вдруг среди вихря веселья и закружившейся толпы запел кто-нибудь песню об угнетённом народе».

Для этой повести характерно трагическое восприятие мира. Жизнь сталкивает человека со злыми и жестокими силами. В борьбе с ними формируется человек,
его воля, его душа. В этой борьбе выживают лишь мужественные и смелые. И горе тому, кто смалодушничает и убоится, погибель неотвратимо постигнет
того, кого «пришибёт страх».

5-я группа.

Повести, служащие продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки»,— таков подзаголовок второго цикла гоголевских повестей «Миргород».

Этот цикл отличался по содержанию и стилю от первого сборника и открывал новый этап в творчестве Гоголя. Романтика и красота уходят из изображения быта
и нравов миргородских помещиков. Жизнь человека показана здесь зависящей
от мелочных интересов, тут царят корысть и пошлость. В цикле «Миргород» Гоголь вскрыл перед читателем многие социальные противоречия современности.

Быт и нравы миргородских помещиков изображаются без романтики и красоты.

Здесь жизнь человека опутана паутиной мелочных интересов, погрязла в пошлости. Нет в «Миргороде» и простодушного рассказчика — автор сам обнажает
перед читателем социальные противоречия современности. Гоголь изображает прозу жизни. Обе части сборника построены на контрасте: героический подвиг
в «Тарасе Бульбе» противопоставлен пошлости старосветских «существователей», а трагическая гибель Хомы Брута в «Вие» оттеняет убожество героев
«Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обобщающая беседа

• Исследователи творчества Н. В. Гоголя после его смерти выделили три цикла творчества. Какие? («Вечера…», «Миргород», «Петербургские повести»)

• В чём особенности композиции сборника «Миргород»?

• Как современный читатель определил бы жанр повестей «Страшная месть» и «Вий». Обоснуйте свой ответ.

VI. Домашнее задание

1. Перечитать изученные в предыдущих классах повести из сборника «Петербургские повести».

2. Опережающее задание

Подготовить сообщение о возникновении замысла создания повести «Шинель».

Следующий урок: Урок 26. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя >>>

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация по литературному чтению»Е.Чарушин «Страшный рассказ».»(2 класс)

Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Е.И. Чарушин. Страшный расс...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Урок литературного чтения во 2 классе по теме: «Е.И. Чарушин. Страшный расс

    Описание слайда:

    Урок литературного чтения во 2 классе по теме:
    «Е.И. Чарушин.
    Страшный рассказ»

    УМК «Школа России»

  • 2 слайд

    Актуализация знанийпроверку знаний предыдущего урока (пересказ). «Ребята и

    Описание слайда:

    Актуализация знаний

    проверку знаний предыдущего урока (пересказ). «Ребята и утята».
    Сегодня мы продолжим чтение произведений по разделу…?
    Чему мы учимся в этом разделе?
    Для чего нам нужны эти знания?

  • 3 слайд

    Постановка темы и цели урока.Ребята, а как называют человека, который пишет

    Описание слайда:

    Постановка темы и цели урока.

    Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы?
    А как называют человека, который пишет картины?
    А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником?

  • 4 слайд

    Игра «Верите ли Вы»:что нас ждёт увлекательный урок? что можно научиться пла

    Описание слайда:

    Игра «Верите ли Вы»:

    что нас ждёт увлекательный урок?
    что можно научиться плавать,
    держась за коровий хвост?

    что можно научиться понимать
    животное по его мимике и жестам?
    что маленькое безобидное животное
    может быть хищником?
    что мы сегодня познакомимся с
    интересным произведением?

  • 5 слайд

    Евгений Иванович Чарушин – писатель

    Описание слайда:

    Евгений Иванович Чарушин –
    писатель

  • 6 слайд

     Е. И. Чарушин родился в городе Вятке

    Описание слайда:

    Е. И. Чарушин родился
    в городе Вятке

  • 7 слайд

     Дом детства Евгения Чарушина

    Описание слайда:

    Дом детства Евгения Чарушина

  • 8 слайд

    Мать с детства прививала Жене любовь к животным

    Описание слайда:

    Мать с детства прививала Жене
    любовь к животным

  • 9 слайд

    «Я рос с карандашом и кистью в руках»

    Описание слайда:

    «Я рос с карандашом и кистью в руках»

  • 10 слайд

    На страницах рассказов Е. И. Чарушина мы встречаем шаловливых медвежат, тр

    Описание слайда:

    На страницах рассказов Е. И. Чарушина мы
    встречаем шаловливых медвежат, трогательных олешек, хитрых лисят, ласкового «котенка» рыси и других малышей.

  • 11 слайд

    Евгений Чарушин – ХУДОЖНИК-АНИМАЛИСТ

    Описание слайда:

    Евгений Чарушин –
    ХУДОЖНИК-АНИМАЛИСТ

  • 12 слайд

    Первые книжки

    Описание слайда:

    Первые книжки

  • 13 слайд

    Книги, которые всегда с тобой

    Описание слайда:

    Книги, которые всегда с тобой

  • 14 слайд

    Подготовительная беседа.Попробуйте предположить, о чём может идти речь в тек

    Описание слайда:

    Подготовительная беседа.

    Попробуйте предположить, о чём может идти речь в тексте?
    -Скажите, когда и почему бывает страшно?

  • 15 слайд

    Почему рассказ загадка вересаева так называется

  • 16 слайд

    Почему рассказ загадка вересаева так называется

  • 17 слайд

    Понравился рассказ? Кто хочет поделиться своими мыслями об услышанном? Почему

    Описание слайда:

    Понравился рассказ? Кто хочет поделиться своими мыслями об услышанном? Почему автор назвал рассказ страшным?
    Словарная работа.
    -В тексте встретились слова «сени», «чулан».
    Как вы понимаете значение этих слов?
    -А где мы можем найти лексическое значение этим словам?

  • 18 слайд

    СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом в деревенских избах

    Описание слайда:

    СЕНИ – помещение между жилой частью дома и крыльцом
    в деревенских избах

  • 19 слайд

    ЧУЛАН - помещение в доме, служащее кладовой

    Описание слайда:

    ЧУЛАН — помещение в доме, служащее кладовой

  • 20 слайд

    Повторное чтение рассказа обучающимися или выборочное чтение.

    Описание слайда:

    Повторное чтение рассказа обучающимися или выборочное чтение.

  • 21 слайд

    Евгений Иванович Чарушин «Страшный рассказ»Шура и Петя остались одни; у само

    Описание слайда:

    Евгений Иванович Чарушин «Страшный рассказ»
    Шура и Петя остались одни;
    у самого леса;
    ни папы, ни мамы;
    темно;
    не страшно, не боялся;
    кто-то топает;
    закрылись с головой;
    прижались друг к другу;
    пришли (родители);
    зажгли;
    ёжик

  • 22 слайд

    Да это ёжик! (радость, грусть, испуг, удивление,злость, облегчение)

    Описание слайда:

    Да это ёжик!
    (радость, грусть, испуг,
    удивление,злость, облегчение)

  • 23 слайд

    Чтение по ролямТОН – спокойный или взволнованный ТЕМП – быстро, медленно или

    Описание слайда:

    Чтение по ролям
    ТОН – спокойный или взволнованный

    ТЕМП – быстро, медленно или не спеша

    ГРОМКОСТЬ – тихо или громко

  • 24 слайд

    Будущий писатель полюбил природу, потому что …Игра « Заверши фразу» Е. Чаруш

    Описание слайда:

    Будущий писатель полюбил природу, потому что …
    Игра « Заверши фразу»
    Е. Чарушин правдиво изображал животных, потому что…

    Из его книг можно узнать о …
    Художник, который рисует животных, называется…
    Котёнка, который жил у Чарушиных дома звали…

  • 25 слайд

    Почему рассказ загадка вересаева так называется

  • 26 слайд

    Слова – помощники: работал на уроке активно; давал полные и правильные от

    Описание слайда:

    Слова – помощники:

    работал на уроке активно;
    давал полные и правильные
    ответы на вопросы;
    не допускал ошибок при чтении;
    помогал товарищу;
    был внимателен и сосредоточен;
    использовал для ответа знания,
    полученные на других уроках

  • 27 слайд

    Итог урока. Рефлексия деятельности на уроке Как называется рассказ, который

    Описание слайда:

    Итог урока. Рефлексия деятельности на уроке
    Как называется рассказ, который мы читали на уроке?
    -Кто его автор?
    -Почему автор назвал рассказ именно так?
    -Можно ли на самом деле назвать рассказ страшным? Почему?
    -Чему учит рассказ?
    Что показалось самым интересным?

  • 28 слайд

    Домашнее задание Обязательное домашнее задание: 1у Выразительно читать текст

    Описание слайда:

    Домашнее задание

    Обязательное домашнее задание:
    1у Выразительно читать текст — Учебник с 117-119.,
    р.т. с 57-58
    2 у Подготовить краткий пересказ.
    Составить 3-4 вопроса к прочитанному тексту.
    Подобрать к прочитанному тексту пословицы,
    загадки.
    Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту рассказа.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Краткое описание документа:

Актуализация знаний Сегодня мы продолжим чтение произведений по разделу…? Чему мы учимся в этом разделе? Для чего нам нужны эти знания? 2. Постановка темы и цели урока. Ребята, а как называют человека, который пишет рассказы? А как называют человека, который пишет картины? А может ли один и тот же человек быть и писателем и художником? Биография Е.И. ЧарушинаУчитель рассказывает о биографии Е.И. Чарушина.Побуждает к высказываниямОтмечает степень вовлеченности в работу. Работа над произведением «Страшный рассказ».Подготовительная беседа.Попробуйте предположить, о чём может идти речь в тексте? -Скажите, когда и почему бывает страшно? Записывает высказывания детей на доске.Загадывает загадку с целью знакомства с одним из героев рассказа.Организует беседу о еже, просмотр видеофрагмента.Создает ситуацию противоречия (ежик – страшный), мотивируя обучающихся на знакомством с рассказом.Знакомство с произведением.Читает рассказ, поставив цель перед детьми.Первичное закрепление во внешней речи.Обмен впечатлениями.-Понравился рассказ? Кто хочет поделиться своими мыслями об услышанном? Почему автор назвал рассказ страшным?Словарная работа.-В тексте встретились слова «сени», «чулан».Как вы понимаете значение этих слов?-А где мы можем найти лексическое значение этим словам?Организует анализрассказа по вопросам.Предлагает выполнить индивидуальное задание – тест.

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Страшный рассказ. Е. Чарушин.

Похожие материалы

  • Презентация по литературному чтению»М.Пришвин «Ребята и утята».»(2 класс)

  • Рабочий лист Чехов Мальчики

  • Презентация по литературному чтению»И.Пивоварова «Жила-была собака…», В.Берестов «Кошкин щенок»..»(2 класс)

  • Конспекты уроков по литературному чтению (3класс)

  • Презентация по литературному чтению»Обобщение по разделу «Русские писатели».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Стихи русских писателей.»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Л.Н.Толстой «Филипок».»(2 класс)

  • Презентация по литературному чтению»Поговорим о самом главном. Л.Н.Толстой «Правда всего дороже».»(2 класс)

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5436815 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Экономика и право: налоги и налогообложение»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация логистической деятельности на транспорте»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности экономиста-аналитика производственно-хозяйственной деятельности организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация системы менеджмента транспортных услуг в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

Если вас «зацепил» рассказ о сценариях отложенной жизни, но вы пока не поняли, откладываете ли жизнь на потом, — вот признаки синдрома отложенной жизни и причины, по которым это происходит. 

Признаки синдрома отложенной жизни

Признаки синдрома отложенной жизни

Не важно, по активному или пассивному сценарию все развивается — в любом случае у людей с синдромом отложенной жизни есть общие черты в мышлении и поведении. Вот список самых часто встречающихся симптомов.

Ожидание и предвкушение. Человек ждет, когда окончит институт, переедет от родителей, создаст семью, выплатит ипотеку, выйдет на пенсию, а до этого времени живет мечтами и ожиданиями. Возможно, ожидание даже не связано с какой-то большой задачей, просто человек начинает рабочий день и ждет обеда, неделю проводит в предвкушении пятницы, полугодие — отпуска, год — Нового года.

Настоящее не радует. Бывают, конечно, мелкие радости, но человек старательно их обесценивает. Зарплату получил? Да ерунда, разве это деньги вообще! Вот когда стану миллиардером, тогда и буду радоваться. Повышение? Да это всего лишь ожидаемое изменение, вот когда стану топ-менеджером…

Надеюсь, в этот момент вы вспомнили старуху из сказки о золотой рыбке: та тоже страдала синдромом отложенной жизни.

Представления о поворотном моменте. Ощущение «неполной жизни» не очень беспокоит, поскольку у человека есть вера: наступит «день Х», после которого начнется настоящее счастье. Кажется, все, что есть сейчас, — не настолько важно и ценно, как то, что будет потом.

Характерные фразы. В речи людей с синдромом отложенной жизни часто проскакивают такие формулировки: «пока не…», «сейчас не могу…», «вот когда …, тогда и…», «сначала нужно…» и т. п.

Частые сравнения. Неудовлетворенность своей жизнью проявляется в том, что человек оценивает и сверяет свои достижения с чужими. И, разумеется, не в свою пользу.

Запасы. Синдром вынуждает откладывать не только радость и удовольствия, но и вполне материальные вещи. У такого человека будут запасы еды, денег, вещей на все случаи жизни. Причем пользоваться ими он не станет, ведь все это «на черный день», «когда будет время», «на вырост» и т.п.

Любовный треугольник – это синдром отложенной жизни

Синдром отложенной жизни может проявляться в разных сферах. «Потом» касается не только крупных приобретений, достижений или получения желаемой должности.

Любители азартных игр, например, тоже склонны жить в ожидании: их как будто не очень волнует семья, друзья или хобби, потому что вся их энергия, все внимание направлено на крупный выигрыш. Не важно, пытаются ли они серьезно изучать теорию или просто ждут, когда на них посыплются деньги, — в любом случае то, что есть у них сейчас, не волнует и не увлекает.

Этот же феномен встречается у созависимых, то есть у людей, чьи родственники страдают алкогольной или наркотической зависимостью. Они не живут свою жизнь, не заботятся о себе. Такие люди становятся рабами чужой пагубной привычки. Например, жена алкоголика может думать так: «Ну как же я могу пойти заниматься своими делами, а вдруг он опять запьет?!».

Все надежды и мечты связаны только с чужой жизнью, в которой «когда-нибудь» наступит трезвость. А пока этого не произошло, созависимые пытаются придумать способ повлиять на другого человека, а не заниматься собственным счастьем.

В романтических отношениях синдром отложенной жизни чаще всего можно наблюдать у фасадных семей и в любовных треугольниках. Фасадными называют семьи, которые всеми силами стараются выглядеть идеальными в глазах других людей. Мужья, жены и даже дети со стороны кажутся счастливыми, будто они только что фотографировались для коробок с овсяными хлопьями: все друг друга любят, никто ни на кого не злится, конфликтов не бывает…

Как правило, такие люди очень боятся развода, хотя на самом деле они давно несчастны вместе. Но развод, по их мнению, — «позор», поэтому они продолжают общаться друг с другом по необходимости, сохранять лицо семьи, никому не показывают, что на самом деле все от всех устали. В таких семьях все чего-то ждут: родители — пока вырастут дети, дети — когда родители наконец разведутся и дома не будет постоянного напряжения.

В любовных треугольниках похожая картина: все чего-то ждут. Третий человек (то есть любовник или любовница) ждет, что партнер уйдет из семьи. Изменяющий — что кто-то разрешит ситуацию или что наступит момент, когда он сам сможет выбрать. Супруг или супруга — что вся эта блажь партнера когда-нибудь закончится.

В моей практике был случай, когда дама хранила верность своему любимому и ждала, пока он разведется с женой… 19 лет. Все это время она отказывала себе в праве на счастье в личной жизни, ведь когда-нибудь он все-таки решится… нет, этого так и не случилось. Зато она решилась выйти из этих отношений и начать жить.

Причины синдрома отложенной жизни

Режим постоянного ожидания может возникать как по внутренним причинам, так и под влиянием внешних факторов.

Изучение этого феномена началось с того, что исследователи обнаружили: многие жители северных городов рассматривают свое положение как временное и уверены — «настоящая жизнь» начнется тогда, когда они переедут в более южные районы. Свое нахождение на севере они объясняли необходимостью заработать деньги, создать возможность для переезда.

Еще одна категория внешних причин — культурно-исторические, экономические и идеологические особенности нашей страны. Некоторые исследователи считают, что синдром отложенной жизни получил столь широкое распространение в связи с отказом от плановой экономики. Люди получили возможность видеть реальные результаты своего труда, копить и покупать.

С другой стороны, люди, которые несколько десятилетий верили в светлое будущее (то самое «потом»), были склонны откладывать свою жизнь. Они не пользовались красивой посудой, разве что один-два раза в год по большим праздникам; привыкли часами стоять в очередях — это само по себе приучает к постоянному ожиданию.

Я бы сказала, что и тот и другой формат могут спровоцировать развитие синдрома отложенной жизни, просто каждый по-своему.

Психологических же причин развития этого синдрома масса. Давайте условно разделим их на группы и рассмотрим повнимательнее.

Причины синдрома отложенной жизни

Из детства и семьи

Особенности воспитания. Дети плохо умеют управлять своим поведением, откладывать желания на потом и включать волю, когда это нужно. Поэтому родители приучают их к дисциплине, за что им большое спасибо. Правда, иногда случаются перекосы.

Часто мамы и папы очень активно говорят, что нельзя делать, но забывают сказать, когда время действия этого запрета заканчивается. А бывает, что один запрет сменяется другим. Сначала «пока не съешь — из-за стола не встанешь», потом «вот уроки сделаешь, тогда и играй», затем «когда школу закончишь, тогда и будешь решать» и «когда свою семью заведешь, тогда и правила в доме будешь устанавливать».

Часть из этих ограничений справедлива (только не первое, конечно, — это пищевое насилие), но если ребенок привыкает жить в вечном ожидании, то очень вероятно, что у него разовьется синдром отложенной жизни. Особенно часто это бывает у людей, которые привыкли к огромному временному разрыву между целями: одно дело, если надо подождать день или неделю, совсем другое — год или несколько лет.

Неуверенность в себе. Синдром отложенной жизни нередко связан с одной или сразу двумя мыслями: «Я не смогу» и «Я недостоин». Важные решения, радость и удовольствие человек осознанно или бессознательно откладывает на потом, когда он сможет их «заслужить» или когда сможет к ним как следует подготовиться. Правда, счастье так и не наступает, пока человек не поверит в себя.

Установки. Верить в определенные правила жизни мы начинаем рано. Эти правила могут быть усвоены в детстве от родителей и других значимых взрослых, из сказок, фильмов, пословиц и поговорок, религии.

Например, Золушка долго страдала, пока не пришла волшебница и не спасла ее от печального настоящего. Бывает, что некоторые сюжеты сказок так сильно влияют на детскую психику, что и во взрослой жизни люди становятся такими вот Золушками — пока все зернышки не переберут, на бал отправиться не могут.

Мощный след в психике могут оставить и инструкции: «Терпи, казак, атаманом будешь», «Ради красоты надо потерпеть», «Делу время — потехе час» и т.п.

Иногда бывают и формулировки «как не надо». Помните басню про Стрекозу, которая лето красное пропела? Это как раз тот случай.

Семейные мифы. В семейной психологии миф — это ответ на вопросы «кто мы?», «что нас отличает от других семей?». Это общее знание о том, как нужно жить. Синдром отложенной жизни часто встречается, например, у «выживальщиков». В таких семьях считается, что ничто не должно доставаться легко, добиваться своих целей во что бы то ни стало нужно с напряжением и ни в коем случае нельзя идти по простому пути. Этот миф очень сплачивает семьи, ведь они искусственно создают себе «трудные времена», а в такие периоды люди объединяются.

Особенности личности

Жизненный сценарий. В транзактном анализе выделяют несколько сценариев, на которые может быть запрограммирована жизнь человека.

Вы ведь встречали людей, у которых все «почти» — ну вот еще немного, и все будет? Правда, в последний момент в планы что-то вмешивается и достичь результата не удается. Жизнь таких людей напоминает историю Сизифа, который поднимает камень в гору, но на самой вершине гравитация оказывается сильнее и камень снова скатывается вниз.

Есть еще один сценарий, он называется «пока не…». И он тоже напоминает миф о герое, на этот раз — о Геракле. Если помните, этот смелый мужчина должен был совершить 12 подвигов, и только потом ему обещано было блаженство. Идея этого сценария — что-то хорошее может произойти только после того, как закончится что-то плохое. И в том и в другом сценарии мы видим, что человек не живет в настоящем.

Стыд и разочарование. Синдром отложенной жизни — это отличный способ сбежать от реальности. От настоящего, которое расстраивает, не удовлетворяет, огорчает. У некоторых людей этот синдром появляется из-за горького разочарования: в детстве и юности они представляли свое будущее, где они успешные, счастливые, а под окном стоит «Феррари». Но потом они выросли, «Феррари» купить не удалось, да и жизнь вообще не так уж радует.

Принять свой неуспех — больно и неловко. Чтобы не расстраиваться и не проживать стыд за то, что не получилось, такие люди убеждают себя: все это временно, вот скоро наступит волшебная жизнь…

Страхи. Иногда синдром отложенной жизни связан не с тем, что человек не смог чего-то достичь, а с тем, что при наличии, казалось бы, всех нужных ресурсов он так и не решается совершить заветное действие, после которого наступит счастье.

Например, он все время откладывает момент создания семьи. Сначала говорит, что нет квартиры, а вот когда купит, тогда все и произойдет. Но вот квартира куплена, а наш герой все не торопится. Говорит, что теперь нужно организовать стабильный доход. Потом пассивный доход. Потом другую квартиру, потому что эта, оказывается, не подходит.

Понимаете, да? На самом деле все нужное у человека есть. Но еще есть страх достичь этой цели. Может, он боится ответственности. Может, чувствует себя абсолютно счастливым без семьи и боится признаться в этом себе и другим (положено же хотеть семью). Словом, страхов в такой ситуации возможен целый набор.

Если давит социум

Высокая загруженность. Синдром отложенной жизни часто встречается у трудоголиков и перфекционистов. Такие люди пребывают в постоянном стремлении к новым вершинам: сначала нужно закончить проект, потом заработать миллион, затем открыть еще два филиала… бесконечные цепочки целей как будто придают смысл, но на самом деле забирают у человека его «здесь и сейчас». В глубине души такой старательный работник мечтает о времени, когда все это закончится и можно будет наконец-то отдохнуть от суеты.

Ориентация на результат. С одной стороны, эта черта, конечно, очень хороша. Особенно когда речь идет о работе. Но даже такие прекрасные стороны личности могут сильно портить жизнь, если становятся навязчивыми.

Человек, ориентированный на результат, игнорирует процесс. Ему не важны собственные успехи на пути к крупным достижениям, и он склонен обесценивать усилия других людей: а чему тут радоваться, если цель не достигнута? Вот когда задача полностью будет выполнена, тогда и будет повод.

Беда в том, что сама жизнь — это процесс. Радоваться не только цели, но и пути к ней — это и значит жить.

Чужие цели. Психологи говорят так: «У человека нет энергии на исполнение чужой воли». Это значит, что если человек пытается достичь цели, навязанной кем-то другим, то делать он это может очень и очень долго. И не факт, что в итоге достигнет.

Что ж, вполне естественно сопротивляться давлению извне. В такой ситуации бывают интересные картины: человек может на сознательном уровне быть уверен, что он действительно хочет добиться результата.

А на бессознательном происходит саботаж. В итоге он говорит, что хочет, а делает все так, чтобы не получилось. Причем если указать на это несоответствие, то человек, скорее всего, обидится или разозлится.

Мы с вами других сердить не будем, а просто возьмем себе на заметку: если очень хочется, но не получается, — возможно, не так уж и хочется.

Окончание следует.

  • Почему рассказ имеет такое название вечером
  • Почему рассказ гранатовый браслет заканчивается трагично
  • Почему рассказ гранатовый браслет заканчивается трагически сочинение
  • Почему рассказ грибоедова называется горе от ума
  • Почему рассказ гроза так называется