Почему рассказ выстрел называется выстрел

Эта статья написана по усиленным просьбам моих ненасытных читателей и знакомыхстреляет адмирал рафхэд, тогда 2011 главком вмс сшаполуденный выстрел

Полуденный выстрел

Эта статья написана по усиленным просьбам моих ненасытных читателей и знакомых

Полуденный выстрел

Стреляет адмирал Рафхэд, тогда (2011) главком ВМС США

Полуденный выстрел — существующая в Севастополе, Санкт-Петербурге, Владивостоке и Кронштадте традиция отмечать полдень артиллерийским выстрелом. В Петербурге он производится со стены Нарышкина бастиона Петропавловской крепости, что предусмотрено статьёй 8 Устава Санкт-Петербурга. С лета 1703 года пушка на Государевом бастионе Петропавловской крепости сообщала о начале и прекращении работ. Уже в 1704 году на Государевом бастионе под пушечный залп поднимали и опускали флаг, который был поднят «от пробития утренней зари до вечерней». Позднее с крепостного вала Адмиралтейства пушка стала оповещать о подъёме воды в Неве во время наводнений.

Полуденный выстрел

Выстрел в честь выпускников ИТМО. 2009 год

Полуденный выстрел

Севастополь

Впервые в истории ежедневный полуденный выстрел из пушки стал производиться в Севастополе и Николаеве в 1819 году по приказу командующего Черноморским флотом адмирала Грейга в качестве сигнала, по которому проверялись и устанавливались корабельные, церковные и адмиралтейские часы. В 1865 году к этой традиции присоединился Петербург, в 1872 — Кронштадт, в 1889 — Владивосток.

Полуденный выстрел

Традицию полуденного выстрела возобновили во Владивостоке

Про Кронштадт

Полуденный выстрел

В Кронштадте возродили стрельбу из корабельной пушки каждый полдень. Залп будут давать лучшие артиллеристы Ленинградской военно-морской базы из 45-миллиметрового орудия, установленного на эсминце-музее «Беспокойный», рассказал начальник пресс-службы Западного военного округа Игорь Мугинов.

Военные напомнили, что традиция была прервана 46 лет назад. Но теперь восстановлена по просьбе командующего ЗВО Андрея Картаполова и жителей Кронштадта.

Первый полуденный выстрел прогремел в Кронштадте в 1872 году. По нему сверяли часы моряки и работники порта. В 1934 после убийства Сергея Кирова эту традиция прервалась до 1957 года. Потом полуденный выстрелы еще несколько раз отменяли и возрождали.

6 (18) февраля 1865 года над Невой впервые был произведён пушечный выстрел со двора Адмиралтейства точно в полдень. Осенью 1872 года сигнальную пушку перенесли в Петропавловскую крепость.

С июля 1934 года традиция полуденного выстрела была отменена. Но в связи с празднованием 250-летия города с 23 июня 1957 года вновь стали производить полуденный выстрел. С 1958 года на Нарышкином бастионе находились две 152-мм гаубицы М-10 образца 1938 года; в апреле 2002 их заменили по причине исчерпания запаса зарядов. До 23 июня 2009 года выстрел производился из 152-мм гаубицы-пушки образца 1937 года (МЛ-20).

Полуденный выстрел

В настоящее время (2017 год) на Нарышкином бастионе для производства сигнального выстрела установлены две гаубицы Д-30 калибром 122 мм 1975 и 1979 годов выпуска. Их обслуживают два человека.

Основные технические данные Д-30 А (2 А 18 М)

Полуденный выстрел

Баллистические

Калибр: 122 мм

Начальная скорость

Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд полный): 690 м/с

Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд уменьшенный переменный): 276—565 м/с

Начальная скорость кумулятивного снаряда: 740 м/с

Наибольшее давление пороховых газов: 250 МПа

Наибольшая дальность стрельбы: 15,4 км

Масса осколочно-фугасного снаряда: 21,76 кг

Масса кумулятивного снаряда: 14,08 кг

Масса заряда (полного): 3,8 кг

Конструктивные

Длина ствола с дульным тормозом (без шкворневой балки): 4,66 м (38 клб)

Длина ствола без дульного тормоза: 4,3 м (35 клб)

Длина нарезной части: 3,4 м

Число нарезов: 36

Наибольший угол возвышения: 70°

Наименьший угол склонения: −7°

Горизонтальный обстрел при угле возвышения ствола от −5° до 18°: 360°

Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между подвижными станинами: 66°

Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между неподвижными и подвижными станинами: ±29°

Количество жидкости «Стеол М» в тормозе откатных частей: 10,3 л

Количество жидкости «Стеол М» в накатнике: 9,7 л

Количество жидкости «Стеол М» в уравновешивающем механизме: 0.45 л

Начальное давление в накатнике: 4.6 МПа

Нормальная длина отката: 0,74-0,93 м

Давление в уравновешивающем механизме: 6 МПа

Габаритные

Длина гаубицы в походном положении: 5,4 м

Ширина гаубицы в походном положении: 2,2 м

Высота гаубицы в походном положении (без учёта фонарей): 1,8 м

Высота линии огня: 0,9 м

Длина гаубицы в боевом положении при угле возвышения 0°: 7,8 м

Расстояние между точками опоры лафета в боевом положении: 5,6 м

Клиренс (минимальный): 0,325 м

Массовые

Гаубица в боевом положении: 3200 кг.

Гаубица в походном положении: 3290 кг.

Ствол: 1,05 т

Затвор: 30 кг

Качающая часть: 1,5 т

Откатная часть: 1,23 т

Люлька: 210 кг

Тормоз откатных частей в собранном виде: 75 кг

Верхний станок: 212 кг

Нижний станок с неподвижной станиной: 318 кг

Станины (две): 310 кг

Накатник в собранном виде: 73 кг

Колёса со ступицей: 148 кг

Лыжная установка: 270 кг

Эксплуатационные

Скорострельность гаубицы: 6—8 выстр/мин

Время перевода из походного положения в боевое: 1,5—2,5 мин

Наибольшая скорость транспортировки: 60 км/ч

122-мм гаубица Д-30 (Индекс ГРАУ — 2 А 18) — советская буксируемая 122-мм гаубица, принятая на вооружение ВС Союза ССР 12 мая 1960 года.

В 1978 году была модифицирована и состоит на текущий момент на вооружении многих государств под названием Д-30 А (Индекс ГРАУ — 2 А 18 М).

Долгое время ответственными за сигнальные орудия были военнослужащие Ленинградского военного округа. Сейчас же орудия переданы в ведение РОСТО, а в их расчёт входят сотрудники Государственного музея истории Санкт-Петербурга, отставные военные. Они носят военно-морскую форму.

Полуденный выстрел

Одновременный выстрел из двух орудий в честь дня рождения СПбГУ (проф. Н. В. Кузнецов — ближнее орудие) и команды атомной подводной лодки (дальнее орудие). 8 февраля 2020 года

Выстрел производит одно орудие, второе является запасным. В исключительных случаях выстрел производится одновременно из двух орудий.

В 1987 году сигнальные орудия произвели один за другим 21 залп, салютуя крейсеру «Аврора», шедшему из доков после ремонта к месту своей стоянки. В марте 1988 года дополнительный выстрел прогремел в 14 часов 20 минут, оповестив о появлении на свет 5-миллионного жителя города. Пушка также делала неурочные выстрелы в 1998 году в день доставки в Петропавловскую крепость останков царской семьи, а затем в день их захоронения. Одновременным выстрелом сразу из двух орудий в полночь Санкт-Петербург встретил 2001 год (наступление XXI века и 3-го тысячелетия).

Право произвести полуденный выстрел время от времени предоставляется почётным гражданам Санкт-Петербурга и высоким гостям города.

Также с 12 июня 2016 года традиция полуденного выстрела возобновлена во Владивостоке.

Подобное в подобном

Полуденный выстрел

Часовая пушка (англ. One O’Clock Gun) — артиллерийское орудие на стене Эдинбургского замка, из которого ежедневно кроме воскресений, Страстной пятницы и Рождества в час дня производится выстрел.

Традиция существует с 7 июня 1861 года и первоначально была введена, как часть аудиовизуальной системы корректировки времени для судов, совершавших навигацию в порту Лейта и заливе Ферт-оф-Форт. Поскольку точность часов того времени зачастую была весьма условна, для их корректировки часто применялся некий централизованный сигнал. В 1852 году в качестве такового на башне Монумента Нельсона на Каттон-хилл был установлен сигнальный «Шар времени», аналогичный таковому на башне Гринвичской обсерватории. Ежедневно в 12:55 шар, связанный с механизмом башенных часов, поднимался на невысокую мачту. При прохождении минутной стрелки через 12 часов шар автоматически падал вниз. Через девять лет визуальный сигнал шара дополнили выстрелом из пушки, установленной на Батарее Полумесяца Эдинбургского замка. Правда, в отличие от шара, выстрел не мог служить абсолютным эталоном из-за относительно низкой скорости звука — разные районы города слышали звуковой сигнал в разное время, и экипажам кораблей приходилось учитывать расстояние до орудия.

Первые выстрелы производились вручную, но вскоре после установки орудия оно было синхронизировано с «шаром времени» на Каттон-хилл посредством электрокабеля длиной 4020 футов (1237 метров) и весом 330 фунтов (150 кг). Провод был протянут над центром города на высоте 240 футов (73 метра). Для своего времени это было самое длинное кабельное соединение в мире[1]. Тем не менее, сегодня выстрел производится вручную, по небольшим стационарным часам возле орудия.

Что касается самого орудия, то изначально это было 18-фунтовое дульнозарядное орудие. В 1913 году его сменила казнозарядная 32-фунтовая пушка, а в мае 1952-го — 25-фунтовая гаубица. Тогда же пушка перекочевала на своё нынешнее место позади Батареи Аргайла. В настоящий момент выстрелы производятся из 105-мм полевой пушки L118, установленной в 2001 году.

Начиная с 1861 года, орудие исправно сообщало точное время каждый день, за исключением периодов Первой и Второй мировой войны. Правда, в апреле 1916 года «Часовая пушка» всё-таки стреляла, причём в реальной боевой обстановке — её целью был немецкий цеппелин, сбрасывавший на город зажигательные бомбы. Это был единственный случай боевого применения «Часовой пушки» и единственный эпизод вооружённой обороны Эдинбургского замка в XX веке.

«Адмира́льский час» — устаревшее русское шуточное выражение (фразеологизм), означающее «полдень как время для завтрака или раннего обеда», в том числе с выпивкой. Фразой «адмиральский час наступил» или «…прошёл» могут сообщать о своём желании выпить рюмку водки.

Выражение употребляется с начала XVIII века. Происходит от обычая Петра I после утренних дел в 11 часов приступать к завтраку с употреблением водки вместе со своими сотрудниками. Как сам Пётр, так и его сподвижники — сенаторы и члены коллегий, в том числе Адмиралтейской, — прерывали заседания присутствий для обеда в 11 часов и, возвращаясь домой, заходили выпить водки в новые для того времени ресторации — австерии.

С 6 февраля 1865 года в санкт-петербургском Адмиралтействе, а с 24 сентября 1873-го с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости ежедневно производился полуденный выстрел из пушки. Эта традиция просуществовала до 1938 года и была возобновлена 22 июня 1957 года в день празднования 250-летия Ленинграда.

На флотском жаргоне «адмиральский час» употребляется в значении «послеобеденный сон» (неофициальная, но широко распространённая традиция).

Полуденный выстрел

«Полу́денная пу́шка» (Гонконг) (англ. Noonday Gun) — туристическая достопримечательность Гонконга, расположенная в районе Козуэй-Бей. Ежедневно пушка холостым выстрелом извещает о наступлении полудня. Пушка находится в собственности компании «Jardine Matheson» и обслуживается её персоналом.

Место, где расположена «Полуденная пушка», некогда называлось Ист-Пойнт. Ист-Пойнт был первым участком земли, который был выставлен колониальной администрацией на публичный аукцион в 1841 году. Земля была куплена компанией «Jardine Matheson». В настоящее время старое название «Ист-Пойнт» не используется ввиду заметных изменений в ландшафте, вызванных мелиоративными работами. Теперь этот район называется Козуэй-Бей.

Традиция производить полуденный выстрел берёт начало со случая, произошедшего в 1860-х годах. В то время на Ист-Пойнт находились склады и конторские здания «Джардин Матисон». Всякий раз, когда морем прибывал кто-нибудь из высокопоставленных чиновников компании, охрана приветствовала его пушечным салютом. Однажды это возмутило британского морского офицера, недавно прибывшего в Гонконг и не знавшего местных обычаев. Его возмущение объяснялось тем, что в Королевском флоте было принято салютовать официальным лицам и старшим офицерам. В итоге компанию в качестве штрафной санкции обязали отныне и навечно ежедневно стрелять в полдень.

В 1941 году во время оккупации Гонконга японцами пушка была демонтирована и впоследствии утрачена. В 1945 году британские войска вернулись в Гонконг, позднее Королевский флот передал компании «Джардин Матисон» новую пушку — 6-фунтовое морское орудие. 1 июля 1947 года традиция полуденных выстрелов возобновилась. Новая пушка оказалась слишком громкой, и в 1961 году её заменили менее мощной 3-фунтовой пушкой системы Гочкиса, успевшей принять участие в Ютландском сражении.

Отремонтирована и готова: где находится пушка с Караульной горы в Краснояске и почему ее не возвращают на место

Полуденный выстрел

Полуденный выстрел

В декабре 2019 года с Караульной горы впервые за 18 лет увезли пушку. Уже полгода красноярцы не слышали привычного полуденного выстрела гаубицы. Тогда в мэрии прокомментировали, что ее увезли на техническое обслуживание: обследование выявило, что пушке необходим ремонт. Им занялись военные специалисты на учебно-полевой базе Военно-инженерного института СФУ.

Спустя полгода в СФУ рассказали, что ремонт пушки закончен. Там ждут распоряжения мэрии, для того чтобы вернуть ее на прежнее место. Сейчас же гаубица служит помощником в учебном процессе — на своих занятиях ее используют артиллеристы Военно-учебного центра СФУ. По распоряжению мэрии, рассказали в вузе, они готовы ее вернуть на Караульную гору и продолжить обучение уже там.

Первый заместитель главы Красноярска подтвердил журналистам версию о том, что пушку с Караульной горы убрали из-за ужесточения требований к хранению боеприпасов.

Военные усилили меры безопасности после августовских событий в Каменке, когда на складе боеприпасов произошел крупный пожар и взорвалось несколько тонн взрывчатки. Логинов отметил, что в мэрии делают все возможно, чтобы пушка вернулась на свое место.

Напомним, традиция полуденного выстрела была заложена в Красноярске в 2001 году. С 2015 года залп в 12 часов давала гаубица Д-30 производства начала 1960-х годов.

Источник

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература


Прусова Е.Н.

1

Сергеева Н.М.

1

Верещагина О.Н.

1


1 Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны

Обучение русскому языку как иностранному в современном вузовском образовании имеет целью формирование коммуникативных компетенций, которые позволят иностранным обучающимся овладеть профессией. В ходе комплексного анализа текста совершенствуются навыки всех видов речевой деятельности, а также развиваются навыки языковой и смысловой догадки. Актуальными текстами для формирования и совершенствования навыков выражения профессиональных интенций иностранных военных специалистов являются художественные тексты о русских офицерах и солдатах, о сражениях и войнах. Данная статья посвящена актуальному вопросу чтения и анализа художественного произведения на уроках русского языка как иностранного с применением интерактивных методов. Авторы предлагают вариант работы с повестью А.С. Пушкина «Выстрел». В этом произведении определены ключевые образы и явления русской жизни XIX в. В центре внимания авторов проблема чести и бесчестия для русского офицера. По результатам проведенного урока был сделан вывод, что использование аутентичного художественного текста с правильно выстроенной системой упражнений позволяет учащимся не только снять языковые и смысловые трудности, но и совершенствует их коммуникативные навыки. Применяемые в ходе анализа текста интерактивные методы обучения, такие как кластер, беседа и дискуссия, дают возможность учащимся расширять лексический запас, более глубоко понимать прочитанную информацию.

комплексный анализ художественного произведения

интерактивные методы обучения

ключевые образы

понятие чести и бесчестия

идейно-художественная проблематика произведения

1. Беляев Б.В. Новое в психологии обучения иностранным языкам // Психологические и психолингвистические проблемы владения и овладения языком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. С. 145-153.

2. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Ленанд, 2019. 216 с.

3. Пушкин А.С. Выстрел // Пушкин А.С. Капитанская дочка. Повести. Драматические произведения. М.: Эксмо, 2012. С. 303-319.

4. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. М.: Русский язык. Курсы, 2019. 496 с.

5. Хализев В.Е., Шешунова С.В. Цикл А.С. Пушкина «Повести Белкина». М.: Высш. шк., 1989. 80 с.

6. Кулибина Н.В. Зачем, что и как читать на уроке. СПб.: Златоуст, 2015. 221 с.

7. Крючкова Л.С., Мощинская Н.В. Практическая методика обучения русскому языку как иностранному: учеб. пособие. М.: ФЛИНТА : Наука, 2012. 480 с.

8. Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. [Электронный ресурс]. URL: https://ushakovdictionary.ru/word.php?wordid=14678 (дата обращения: 27.07.2021).

Главной целью обучения русскому языку как иностранному является овладение свободной коммуникацией, т.е. приобретение умений использовать язык как средство общения. «Обучаясь языку, учащиеся по сути дела должны обучаться мышлению на этом языке. Владеть языком в качестве средства общения всегда значит мыслить на этом языке. Стало быть, и весь процесс обучения языку следует понимать как процесс переключения мышления учащихся с базы одного языка на базу другого языка» [1, с. 145].

Одним из способов развития языкового мышления учащихся-инофонов является работа с аутентичными текстами, т.е. с текстами, созданными носителями языка для носителей языка в условиях естественного языкового общения. Любой аутентичный текст ‑ это свернутый коммуникативный акт, как считает А.А.Леонтьев [2]. Работа с аутентичными текстами на занятиях по русскому языку как иностранному способствует активизации всех видов речевой деятельности учащихся: чтения, говорения, аудирования и письма. Кроме того, аутентичный текст становится источником страноведческой и культурной информации о стране изучаемого языка.

Среди аутентичных текстов особое место занимают художественные тексты русской классической литературы как особое явление не только русской, но и мировой культуры. Задача преподавателя ‑ погрузить учащихся в атмосферу художественного произведения, создать ситуацию коммуникации в рамках текста и по поводу текста, предложив инструменты его анализа и ключи к пониманию русского культурного кода.

К принципам отбора текстов для занятий с иностранными обучающимися современные методисты относят следующие: соответствие сложности текста уровню владения языком (языковая и смысловая доступность текста); идейно-смысловая значимость произведения; опора текста на общечеловеческие ценности; наличие в тексте проблемных ситуаций, требующих обсуждения; богатство и красота русского языка; художественная и эстетическая значимость произведения для русской литературы. Наиболее важным критерием при отборе аутентичного текста для аудиторной работы является наличие внутреннего мотива, т.е. актуальность изучения и анализа выбранного произведения.

Научная новизна статьи заключается в разработанной системе заданий в процессе чтения и анализа повести А.С. Пушкина «Выстрел» на занятиях по русскому языку как иностранному, которая способствует освоению обучающимися лексического богатства русского языка, а также совершенствованию коммуникативной компетенции иностранных военных специалистов. Кроме того, в статье отражен воспитательный аспект обучения, связанный с пониманием проблематики повести учащимися-иностранцами.

Целью статьи является создание системы заданий по повести А.С.Пушкина «Выстрел» [3] для работы на занятиях по русскому языку как иностранному с иностранными военными специалистами.

Гипотеза работы заключается в том, что использование таких методов, как кластер, беседа (на основе проблемных вопросов) и дискуссия, в процессе анализа повести А.С.Пушкина «Выстрел» на занятиях по русскому языку как иностранному с иностранными военными специалистами способствует формированию у обучающихся коммуникативной компетенции, необходимой для освоения профессии.

Материал и методы исследования. Современные требования действующих стандартов к организации образовательного процесса предполагают применение на занятии по русскому языку как иностранному интерактивных методов обучения [4]. К интерактивным методам, используемым на занятии, посвященном работе с повестью «Выстрел», относятся кластер, беседа (на основе проблемных вопросов), дискуссия. Кроме того, методика проведения занятия построена на основе комплексного анализа художественного текста.

Задачи исследования

1. Подобрать аутентичный художественный текст для работы с иностранными военными специалистами на занятии по русскому языку в соответствии с требованиями.

2. При анализе текста на занятии по русскому языку как иностранному использовать современные интерактивные методы обучения.

3. Выстроить систему заданий к тексту, результатом выполнения которых станут наиболее адекватное восприятие прочитанной информации и одновременно совершенствование коммуникативной компетенции обучающихся.

В данной статье предложен вариант работы с повестью А.С.Пушкина «Выстрел», входящей в цикл «Повести Белкина», созданный в период болдинской осени в 1830 г. Художественные произведения А.С.Пушкина впитали в себя черты национального характера, ценности русского мира, поэтому каждый иностранец, изучающий русский язык, хотел бы понять произведения этого автора, чтобы постичь русскую культуру, подобрать ключи к пониманию русского культурного кода.

Выбор повести А.С.Пушкина «Выстрел» обусловлен актуальностью чтения и изучения курсантами-иностранцами художественных текстов русской классической литературы, имеющей мировое значение. Военная тематика, общечеловеческие ценности, возникший между героями конфликт, с одной стороны, позволяют говорить о соответствии выбранной повести требованиям, предъявляемым к текстам, предназначенным для использования на занятиях с инофонами, с другой ‑ делают это произведение интересным для изучения иностранными военными специалистами. Важно отметить, что предлагаемое произведение в неадаптированном виде целесообразнее включать в процесс обучения с учащимися, владеющими языком на уровне не ниже B1.

«Повести Белкина» являются предметом обсуждений и дискуссий филологов по сей день. Значимость прозаического цикла для русской литературы отмечали такие литературоведы, как В.В.Виноградов, Н.Я.Берковский, С.Г.Бочарова, В.Э.Вацуро, Ю.М.Лотман, Н.Н.Петрунина, Б.В.Томашевский, В.Е.Хализев, С.В.Шешунова и др. Все исследователи единодушны в том, что цикл повестей стал новаторским для русской литературы XIX в. Традиции русской прозы, содержащиеся в этих произведениях, легли в основу русской литературы XIX‑XX вв., сегодня их принято считать классическими. Проблемы, которые поднимаются в этих повестях, актуальны и сегодня. Цикл следует рассматривать как единое целое, отмечая смысловую и содержательную общность всех повестей. Общим объединяющим началом служит образ рассказчика Ивана Петровича Белкина. Многими исследователями отмечены автобиографические мотивы цикла (как, например, мотив дуэли, имеющий важное значение в судьбе А.С.Пушкина). Большинство исследователей сходятся в том, что «Повести Белкина» стали одним из первых образцов его гениальной прозы, написанной в духе реалистического направления.

«Выстрел» композиционно соответствует завязке сюжета всего цикла «Повести Белкина», куда входят также повести «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка». Таким образом, название «Выстрел» выбрано автором не случайно: отложенный выстрел ‑ это двигатель сюжета повести и мотив всего цикла в целом. Несмотря на своеобразное композиционное и смысловое единство произведений, каждое из них самодостаточно и может быть рассмотрено как отдельное, вне связи с остальными.

В анализируемом произведении описываются события офицерской жизни. Композиционно повесть делится на две части: служба рассказчика в полку и жизнь в родовом поместье.

Исследователи В.Е.Хализев и С.В.Шешунова [5] считают, что повесть «Выстрел» написана по законам драматургии. Таким образом, ведущую роль в построении сюжета и композиции произведения играет конфликт: он задает векторы дальнейшего анализа.

Повесть построена на антитезе: противопоставлены главные герои повести, их социальное положение, внешность, внутренний мир, их ценности. Противостоят друг другу два разных мира, к которым принадлежат главные герои: с одной стороны ‑ романтический, инфернальный, таинственный, получивший свое развитие с момента клятвы в отложенной дуэли (Сильвио); с другой стороны ‑ идиллический, спокойный, гармоничный, самодостаточный (графа Б.). Именно этот счастливый мир вызывает ненависть Сильвио.

Какой из этих миров ближе читателю и какой из героев вызывает большую симпатию, может судить только сам читатель. Автор не расставляет акцентов, не делает намеков на свои предпочтения. Остается только догадываться, на чьей стороне сам автор.

Таким образом, в повести разворачивается «многослойный» конфликт:1) личностный: между Сильвио и графом Б.; 2) локальный: между двумя мирами ‑ романтическим и идиллическим; 3) ментальный: между двумя типами мышления ‑ «уединенным» и социальным; 4) морально-общественный: между понятиями «честь» и «бесчестье»; 5) литературоведческий: между понятиями «герой» и «антигерой».

В зависимости от уровня языковой подготовки учащихся, их фоновых знаний, профессиональной направленности обучения при анализе повести могут рассматриваться разные аспекты ее конфликта. При работе с иностранными военными специалистами наиболее целесообразным представляется рассмотрение личностного и морально-общественного конфликтов.

Аудиторную работу с художественным текстом методисты [6, 7] рекомендуют разделить на три этапа: пред-, при- и послетекстовый.

На этапе предтекстовой работы, целью которой являются снятие языковых и смысловых трудностей и подготовка к восприятию произведения, рекомендуется предложить учащимся следующие задания.

Задание 1. Прочитайте информацию об авторе, которая поможет вам лучше понять текст.

Александр Сергеевич Пушкин (1799‑1837) ‑ выдающийся русский поэт, писатель мирового значения, внес неоценимый вклад в русскую литературу. Родился в семье небогатого дворянина С.Л.Пушкина, правнук по материнской линии А.П.Ганнибала, военного деятеля петровской эпохи. В жизни А.С.Пушкина было 29 вызовов на дуэль, была отложенная дуэль с графом Ф.И.Толстым (она так и не состоялась). Писатель погиб на дуэли с французским офицером Дантесом, отстаивая честь своей жены.

Задание 2. Прочитайте название повести ‑ «Выстрел». Предположите по названию, о каких событиях пойдет речь в этом тексте.

Задание 3. Что такое дуэль? Подберите синонимы к этому слову. При необходимости прочитайте данную ниже информацию. Что вы знаете о дуэлях XIX в.?

Дуэль [фр. duel] ‑ поединок, происходящий по определенным правилам, сражениемежду двумя противниками по вызову одного из них. Синонимы к слову «дуэль» ‑ «поединок», «схватка», «состязание», «сражение» [8].

Методический комментарий. В случае если учащиеся затрудняются ответить на последний вопрос, преподаватель дает историческую справку.

В XIX в. было принято отстаивать свою честь с помощью дуэли. Этим правом могли воспользоваться только мужчины, противники должны были быть равными по положению в обществе. В России дуэлянты отдавали предпочтение огнестрельному оружию (в Европе чаще использовали холодное оружие). Стреляли обычно с десяти шагов, практически в упор (в Европе стрелялись с тридцати шагов). Смерть одного из противников не была обязательным исходом дуэли.

Задание 4. Прочитайте эпиграфы. Как вы понимаете их смысл? Прокомментируйте эпиграфы: А) «Стрелялись мы». Баратынский; Б) «Я поклялся застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел)». «Вечер на бивуаке».

Методический комментарий. При работе с эпиграфами преподаватель сосредоточивает внимание учащихся в первую очередь на языковом анализе фраз. В ходе выполнения задания активизируется мышление обучающихся.

Задание 5. Что для вас значит слово «честь»? Какие ассоциации у вас возникают? Составьте кластер понятия «честь».

Притекстовая работа предполагает характеристику ключевых образов художественного произведения: действующих лиц, времени, места действия. Действующие лица: рассказчик, Сильвио, граф Б., его жена Маша. Время действия ‑ XIX в. Место действия ‑ Россия, место службы офицеров, дворянская усадьба.

Сюжет повести прост для восприятия. Один из главных героев повести, Сильвио, желая наказать обидчика (графа Б.) за публично нанесенное оскорбление, выбирает для этого единственно возможный способ ‑ дуэль. Однако в ходе поединка равнодушие противника приводит Сильвио в ярость. Он не хочет стрелять сейчас, когда его враг не дорожит своей жизнью. Герои расстаются, не закончив дуэль и условившись продолжить ее, когда представится подходящий случай. Сильвио тратит всю жизнь, чтобы осуществить идею мщения, и свершает возмездие в доме графа Б., отстояв свои честь и достоинство в новом поединке.

Курсантам предлагается ответить на вопросы по содержанию текста и выполнить задания, направленные на выявление ключевых образов произведения.

Задание 6. От чьего лица ведется рассказ о событиях, происходящих в повести? Можно ли рассказчика считать главным героем повести?

Задание 7. Назовите главных героев повести. Опишите Сильвио, его внешность и характер. Как к нему относится рассказчик? Опишите графа Б., его внешность и характер. Какие чувства он вызывает у рассказчика?

Задание 8. Какие события стали ключевыми в повести? Почему?

Задание 9. На сколько частей можно разделить повесть? Почему?

Задание 10. Как проходила первая дуэль Сильвио и графа Б.?

Задание 11. Расскажите о второй дуэли Сильвио и графа Б. Где она происходит и при каких обстоятельствах? Сколько времени прошло с момента первого поединка?

На этапе послетекстовой работы учащимся могут быть заданы следующие вопросы и предложены задания.

Задание 12. Как вы думаете, почему героев своей повести автор называет по-разному: у одного есть имя, а о другом известна только первая буква фамилии?

Задание 13. Расскажите, в чем заключается конфликт между Сильвио и графом Б.? Как вы считаете, кто из них прав? На чьей стороне симпатии рассказчика?

Методический комментарий. Далее преподаватель ставит перед учащимися проблемные вопросы: кто из дуэлянтов поступает правильно, справедливо? Чей кодекс чести больше соответствует человеческим ценностям, а кто становится «невольником чести»?

В группе продвинутого уровня владения языком может быть организована дискуссия. Преподаватель делит учащихся методом жеребьевки на две команды: команду защитников Сильвио и команду защитников графа Б. Задача участников ‑ составить кодекс чести для каждого героя. Учащиеся должны сформулировать, как понимает честь и бесчестье каждый дуэлянт (в чем общее и есть ли различия), как вписываются в этот кодекс общечеловеческие ценности, а затем подобрать аргументы в защиту точки зрения каждого из героев. Затем предлагается обсудить, в чем заключаются общее и различия в понимании чести двух героев. Преподаватель выступает в роли модератора дискуссии и арбитра. Его задача ‑ огласить правила ведения дискуссии, организовать работу курсантов: выступления защитников и их оппонентов. Курсантам может быть предложен следующий список вопросов, ориентирующих их в ходе дискуссии.

1. Сравните описание двух главных героев повести. Кто из них больше подходит под определение «романтический герой»? Что значит в понимании романтического героя понятие «честь»? Прочитайте данную ниже информацию, которая поможет вам выполнить данное задание: Романтический герой ‑ это исключительный персонаж, действующий в исключительных обстоятельствах, демоническая личность, он стремится достичь идеала, отстоять свою честь или погибнуть. Он бунтарь и мятежник, часто отвергает законы общества.

2. Что значит честь в системе ценностей Сильвио? Важно ли для него мнение общества? С какой целью Сильвио приехал в имение графа Б.? Почему Сильвио продолжает целиться в противника в присутствии его жены? Почему Сильвио не стал убивать графа Б.?

3. Как понимает честь граф Б.? Сравните, как он ведет себя во время первой дуэли и при встрече с Сильвио в собственном имении спустя несколько лет. Почему?

4. Как вы считаете, месть Сильвио состоялась? Был ли удовлетворен Сильвио финалом поединка?

5. Как сложилась судьба Сильвио? Почему автор выбирает такую судьбу для своего героя? На ваш взгляд, Сильвио ‑ счастливый человек? Можно ли назвать Сильвио гуманным?

6. Какой жизненный урок получил граф Б.? Счастлив ли он, на ваш взгляд? Ценит ли граф Б. человеческую жизнь?

7. В чем смысл названия повести? Какое значение имела дуэль для офицеров в XIX в.?

8. Какова, на ваш взгляд, основная идея произведения? Как общество влияет на соблюдение норм чести? Кого из героев можно назвать невольником чести?

9. Что такое честь в понимании главных героев повести? Составьте кодекс чести для каждого из героев. Сравните их. Кто из них прав? Кто поступает справедливо, на ваш взгляд?

10. Различается ли понимание чести для обычного человека и для военнослужащего? Как связано понятие чести с общечеловеческими ценностями: счастьем, любовью, дружбой, жалостью, милосердием? Почему?

11. Сравните понимание чести двумя героями и ваше (с опорой на составленный кластер). Как понимают честь в вашей стране? Что вы знаете о традициях отстаивать честь у разных народов мира?

12. Расскажите о том, как соотносится понятие чести, представленное в этом произведении, с вашими взглядами на это понятие. Составьте свой кодекс чести.

В заключение курсантам предлагается сформулировать собственное суждение о значении понятия «честь» для офицера (военнослужащего). Подводя итоги дискуссии, преподаватель просит курсантов поделиться своими впечатлениями от проведенного мероприятия. В качестве задания, подводящего итог анализу и обсуждению произведения, можно предложить написать рассуждение на тему: «Как вы понимаете смысл русской пословицы “Береги честь смолоду”?»

В ходе анализа повести А.С. Пушкина «Выстрел» преподаватель обращает внимание учащихся на языковые способы выражения явлений русской жизни XIX в., такие как: 1)военная лексика: армейский офицер, ученье, манеж, полковой командир, ротмистр, военный, служить в гусарах, гусарский полк, армия, стрельба, пистолет, пуля, фуражка, мундир, оружие, враг, противник; 2) лексика дуэли: выстрел, дуэль, поединок, драться, стрелок, сабля, секундант, жребий, прицелиться, прострелить, пощечина, удовлетворение за оскорбление, волнение злобы, стоять под пистолетом, лишить жизни, выстрел за вами, мщение, не привык целить в безоружного, дать промах; 3) романтическая лексика: таинственность, несчастная жертва, ужасное искусство, романическое воображение, загадка, герой таинственной повести, злоречие, необходимое зло, мрачная бледность, вид настоящего дьявола; 4) деревенская лексика: деревенька, поместье, село, верста, хозяйство, староста, ключница, уединение, деревенский житель, помещик, дворовый, лакей; 5) лексика, обозначающая духовно-нравственные категории: совесть, честь, долг, смелость, храбрость, верх человеческих достоинств, порок, робость, застенчивость, смущение, казаться развязным, вина, замаранная и не омытая честь, несправедливое впечатление, страсть, равнодушие, дорожить жизнью, стыдно.

Результаты исследований и их обсуждение. Результаты исследований о применении интерактивных методов обучения в процессе работы с аутентичным художественным текстом русской классической литературы обсуждались на кафедре русского языка Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны.

Выводы

1. Работа с аутентичными художественными текстами, в частности с повестью А.С.Пушкина «Выстрел», на занятии по русскому языку как иностранному позволяет преподавателю решить ряд образовательных и воспитательных задач, самая главная из которых ‑ формирование коммуникативной компетенции обучающихся.

2. Использование таких методов, как кластер, беседа (на основе проблемных вопросов) и дискуссия, в процессе работы с повестью А.С.Пушкина «Выстрел» активизирует речевую деятельность иностранных обучающихся, позволяет применить на практике коммуникативные навыки, необходимые при освоении профессии.

3. Повесть А.С.Пушкина «Выстрел» расширяет лингвокультурные знания иностранных военных специалистов о России.


Библиографическая ссылка

Прусова Е.Н., Сергеева Н.М., Верещагина О.Н. ПОНЯТИЕ ЧЕСТИ ДЛЯ РУССКОГО ОФИЦЕРА: РАБОТА С ПОВЕСТЬЮ А.С. ПУШКИНА «ВЫСТРЕЛ» НА ЗАНЯТИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ // Современные проблемы науки и образования. – 2021. – № 4.
;

URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31012 (дата обращения: 29.12.2021).


banner062021

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Конспект урока по литературе в 6 классе по повести А.С. Пушкина
«Выстрел»

Данный
урок литературы является первым из уроков по изучению повести А.С. Пушкина
«Выстрел». На уроке используются элементы технологии развития критического
мышления, направленной на развитие стиля мышления учащихся, основными чертами
которого являются критичность, открытость, гибкость, рефлексивность,
посредством чтения и письма.

На
каждом этапе урока вопросы подобраны таким образом, чтобы учащиеся могли делать
самостоятельные выводы по теме урока.

Урок
сопровождается презентацией.

Учебник:
литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением
на электронном носителе. В двух частях. Под редакцией В.Я. Коровиной. Москва
«Просвещение» 2011 год

Название
раздела, темы
: Из русской литературы 19 века. Творчество А.С. Пушкина.

Программа под
редакцией В.Я. Коровиной. Москва «Просвещение» 2008 год.

Тема
урока
: «А.С. Пушкин. Особенности композиции и сюжета повести «Выстрел».

Цели
урока:
— развивающая: формирование общеучебных
знаний, умений и навыков планирования ответов, сравнения, обобщения; развитие
интеллекта (умения выделить главное, существенное); развитие умения
самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход
из проблемной ситуации; формирование положительного отношения к учению;


воспитательная
: воспитание любви и уважения к творчеству
Пушкина, гордости за свою литературу, воспитание нравственных качеств у
учащихся на примере произведения Пушкина, его проблематики и идейного звучания.


образовательная
развитие
умения у обучающихся видеть произведение в единстве содержания и формы, умения
анализировать произведение, формирование умения понимать текст, определять
авторский замысел, объяснять те художественные приемы и средства, при помощи
которых автор достигает реализации своего замысла; обеспечение в ходе урока
освоения, повторения, закрепления основных литературоведческих понятий о
структуре произведения;

1.
Получить новые знания о творчестве А.С. Пушкина

2.
Выделять общие композиционные особенности, характерные для «Повестей покойного
Ивана Петровича Белкина

личностные: самоопределение,
нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий,
поступков;

регулятивные: целеполагание,
планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже
усвоено и что еще нужно усвоить;

познавательные: владение
смысловым чтениемпоиск и выделение необходимой информации,
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,
извлечение необходимой информации из текста, преобразование текста с целью
выявления общих законов; анализ, умение доказывать; критическое оценивание
поступающей информации; систематизация её и представление в виде текста.

коммуникативные
УУД: 
планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками,
умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации, соблюдение правил речевого поведения, умение излагать
свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, организовывать работу в
паре, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.

Средства
обучения: 
компьютер, проектор, тест произведения.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Организационный

Цель: включение учащихся

в деятельность

Организация класса на предстоящую работу.

Учитель:

— Быть должны у нас в порядке

— У каждой вещи

— А девиз у нас какой?

Ответы учащихся

— ручки, книжки и тетрадки

— своё место.

— Всё, что надо, под рукой

Личностные: самоопределение
(мотивация учения);

коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: волевая саморегуляция
(способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию)

Этап актуализации полученных знаний (проверка
дифференцированного домашнего задания)

Цель: повторение изученного
материала, необходимого для «открытия» нового знания, и выявление затруднений
в индивидуальной деятельности каждого учащегося

— Сегодня на уроке мы будем знакомиться с прозаическими
произведениями А.С. Пушкина. Прослушайте отрывок и вспомните, откуда
взяты эти строки, отметьте особенности
, о которых упоминается в данном
отрывке.

— Вспомните и запишите в тетради всё, что вы знаете по этому
произведению, и его особенности

На доске значок корзины, в которую собирается то, что учащимся
уже известно

Фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то,
что уже было сказано другими.

— Повесть «Выстрел» — предмет нашего сегодняшнего разговора.

Из «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина»

Прием «Корзина» идей, понятий, имён…» Индивидуальная работа 1-2 минуты).
Затем происходит обмен информацией в парах (не более 2
минут) Далее по кругу называется какое-то одно сведение или факт, при этом,
не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

«Сброс идей в корзину». Каждая
пара поочередно называет одно из выписанных выражений.

Какая информация может быть в корзине?

«Повести Белкина»

Автор А.С. Пушкин – вымышленный рассказчик Иван Петрович Белкин;
слышаны от разных особ – вымышленные имена – названия заимствованы

«Станционный смотритель», «Метель», «Барышня-крестьянка,
«Выстрел»

Личностные:

самоопределениеустановление связи между целью
учения и ее его мотивом.

коммуникативные УУД: планирование
учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной
полнотой выражать мысли

познавательные: анализ с целью
выделения признаков (существенных, несущественных)

построение логической цепи рассуждений (П – логические)

Постановка учебной задачи

Цель: создать проблемную
ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность

— Посмотрите на экран. Вы видите в центре пустой овал, от
которого расходятся слова-термины: зачин, кульминация, завязка, развязка,
развитие действия. Дайте общую трактовку этих терминов и попробуйте его
заполнить.

— Закончите предложение: цепочка событий в произведении
называется…

— О чем нам пора уже начать разговор? Определите тему урока

— Какие цели поставим?

Композиция (основные средства композиции)

Ответ учащихся

Ребята отвечают на поставленные вопросы и озвучивают тему и цели
урока

Регулятивные:

целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

коммуникативные:

постановка вопросов ( инициативное сотрудничество в
поиске и сборе информации).

познавательные:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы

(П – общеучебное; П- логическое)

Открытие «нового знания»

Цель: решение задач и
обсуждение проекта их решения

Этап первичного закрепления знаний

— Чтобы решить задачи урока раскрыть тему, нам необходимо
погрузиться в текст.

— Составьте план текста и запишите его.

2 и 3 ряд – план второй части

План отражается на слайде.

Создаётся проблемная ситуация

— Сделайте вывод: в чём мастерство сюжета? Почему автор именно в
этом порядке излагает события?

Помогать знакомиться с композицией нам будет денотатный
граф
. У вас на партах листы с «головой» нашего графа. Туда мы запишем ещё
одно главное понятие сегодняшнего урока) Какое?

Ключевое понятие: КОМПОЗИЦИЯ

Глаголы-связки и признаки

Знакомит – экспозиция

Начинается – завязка

Решается — кульминация

Завершается – развязка

Обобщите в одном предложении всё, что теперь знаете о композиции

Соберите логические цепочки

— Проанализируйте план и выделите особенности композиции.

— Сделайте вывод: чему способствует такое построение
произведения?

Работа в парах.

1 часть

1. Рассказ армейского офицера о странном поведении вышедшего в
отставку Сильвио.

2.Ссора офицеров во время карточной игры.

3. Отказ Сильвио от дуэли.

4. История, рассказанная Сильвио армейскому офицеру о графе Б.
Дуэль.

5. Внезапный отъезд Сильвио.

2 часть

1.Встреча подполковника с графом в деревне.

2. История, рассказанная графом.

3. Судьба Сильвио.

Предполагаемый ответ: до самого конца она держит читателя в
напряжении

— Композиция

1 часть

Экспозиция – обрисовка образа
Сильвио, рассказ об условиях жизни армейских офицеров в местечке***

Завязка – ссора офицеров во время
карточной игры

Кульминация – отказ
Сильвио от дуэли

Развязка – рассказ Сильвио о
графе Б.

2 часть

Экспозиция – описание жизни
подполковника в бедной деревеньке Н****

Завязка – встреча с богатым соседом

Кульминация – выяснение
того, что граф Б. и есть противник Сильвио

Развязка – рассказ графа Б. о
последней встрече с Сильвио.

1. Вымышленный рассказчик (И.П. Белкин
услышал эту историю от подполковника И.Л.П.)

2. История Сильвио рассказана разными
людьми.

3.Вымышленные имена: Сильвио, граф Б.

4. Состоит из двух частей


Более глубокому раскрытию персонажей. Так, Сильвио сначала кажется нам
таинственной личностью. Затем сам Сильвио рассказывает нам о себе, о своей
дуэли с графом Б. и мы раскрываем в нём новые качества: болезненное
самолюбие, ранимость, желание первенствовать любой ценой. Постепенно перед
нами вырисовывается образ мстительного человека, хотя есть в нём и
положительные качества

Регулятивные:

планирование (определение последовательности промежуточных целей
с учётом конечного результата; составление плана и последовательности
действий).

прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения,
его временных характеристик).

Познавательные:

решение проблемы, построение логической цепи рассуждений,
доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, овладение навыками
работы с источниками информации

( П — моделирование)

Коммуникативные:

Сотрудничество в поиске и выборе информации, развитие навыков
работы в паре, воспитание толерантности

Личностные:

нравственно-этического оценивание (оценивание
усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей,
обеспечивающее личностный моральный выбор).

Познавательные:

решение проблемы, построение логической цепи рассуждений,
доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, овладение навыками
работы с источниками информации

( П — моделирование)

Коммуникативные:

Сотрудничество
в поиске и выборе информации, развитие навыков работы в паре, воспитание
толерантности

Включение нового знания в систему знаний и повторение

— Давайте вернёмся к «Корзине идей» и вспомним, какие особенности
«Повестей Белкина» мы выделяли, посмотрим, как эти вопросы решаются в повести
«Выстрел»

Выясняем основную тему повести

Работа с «Корзиной идей»

Тема духовно-нравственного обнищания человека

Достоинство свое Сильвио отстоял и великодушно простил врага. Но
места в новой обыденной жизни ему уже нет, и Сильвио совершает последний свой
героический поступок – участвует в освободительном восстании греков и
погибает в битве с турками.

Регулятивные:

контроль (в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и
способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его
продукта).

оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и
что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

Познавательные:

умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных
способов решения задач

( П – общеучебные).

Коммуникативные: взаимодействие,
сотрудничество

Рефлексия

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности),
самооценка деятельности своей и всего класса

— Итак, какую задачу мы с вами ставили?

Удалось ли решить поставленную задачу покажут ваши ответы

Предлагает закончить фразу рефлексивного экрана (1-2 из перечня)

— Сегодня я сделал(а) для себя открытие…

— Теперь я могу…

— Меня удивило…

— Я понял(а), что…

— Сегодня я узнал (а)

— Я почувствовал (а), что…

— Я научился…

— Я приобрёл…

За
ту же работу ставит оценку учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в
дневник, тетрадь.

Строят законченное высказывание

Производят анализ своей работы на уроке

Оценивают себя и товарищей

Завершив работу, ученик ставит себе оценку

Регулятивные: самооценка,
взаимооценка учебной деятельности.

личностные: осознание своих личных
качеств, адекватная самооценка

коммуникативные: изложение
собственного мнения

Этап комментариев к домашнему заданию

Комментирует домашнее задание: составить кластер по повести
«Выстрел»

Запись учащимися задания в дневники.

Тест.
«Выстрел».

1. Как
звали человека, с которым познакомились офицеры армейского полка?

А. Фёдор                    Б.
Сильвио                В.Адриан

2. Где
служил ранее таинственный человек, познакомившийся с офицерами?

А. В гусарском
полку          Б. В армейском полку          В. В военно-морском флоте

3. Что
стало причиной пощёчины?

А. Плоская
грубость            Б. Неудачная эпиграмма     В. Злая шутка

4. Чем
владел Сильвио на высшем уровне?

А.Плаванием                        Б.
Рукопашным боем           В. Стрельбе из пистолета

5. Что
думают офицеры о Сильвио?

А. Что он кого-то
застрелил           Б. Что его выгнали за злой нрав     В. Что он бедняга

6. Во что
играли офицеры в гостях?

А.В карты                              Б.
В нарды                             В. В шахматы

7. Слова: «Будешь меня помнить. Предаю тебя
твоей совести» принадлежат:

А.  Сильвио                          Б. Рассказчику                      Г. Графу

8. Как
умер Сильвио?

А.Убит на дуэли      

Б. Умер от
старости   

В. Сильно заболел
    

Г. В бою во время
восстания греков

9. Где
находился Сильвио, когда получил пакет?

А. На балу                 Б.
За столом              В. В полковой канцелярии

10. Что
объявил Сильвио, получив пакет?

А. Что он уезжает     Б.
Что будет драться            В. Об очередном ужине

11. Кем
Сильвио называл своего противника на балу?

А. По имени              Б.
Повеса       В. Везунчик              Г. Известная особа

12. Как
обидел новоприбылец Сильвио?

А. Сделал подножку            Б.
Оскорбил словесно          В. Дал пощёчину

13. Чем
завтракала «известная особа» в время дуэли?

А.Черешнями            Б.
Вишнями              В. Смородиной         Г. Малиной

14. Куда
противник Сильвио попал при выстреле?

А. В фуражку            Б.
В товарища Сильвио       В. Он промахнулся

15. Почему
Сильвио в повторной дуэли потребовал зарядить второй пистолет?

А.Это показалось
ему неинтересным
Б. Он счёл это не дуэлью, а убийством
В.Он хотел дать Графу шанс
Г. Просто так

16. 1.К
какому жанру относит Александр Сергеевич Пушкин данное произведение?

а) рассказ;                  б)
повесть;                 в) роман.                    г) сказ

17. Какую
новость получил Сильвио о своём обидчике?

А. Что его обидчик
женится          

Б. Что он
отзывается о нём плохо             

В. Что он умер

18.Почему
Сильвио в повторной дуэли потребовал зарядить второй пистолет?

А. Это показалось
ему неинтересным
Б. Он счёл это не дуэлью, а убийством

В. Он хотел дать
Графу шанс

Г. Просто так

19. Куда
попал граф, стреляя в Сильвио во второй раз?

А. В фуражку            Б.
В картину             В. В руку

20. Почему
Сильвио оставил выстрел за собой?

а) жаль стало
графа;

б) испугался
развязки дуэли;

в) решил
отомстить, когда граф будет дорожить своей жизнью.

История создания

Повесть
«Выстрел» была написана в 1830 году в селе Болдино. Произведение состоит из
двух частей. Интересно отметить, что первоначально Пушкин не хотел писать
вторую главу – закончив писать первую, он сделал приписку: «Окончание
потеряно». Однако через два дня писатель создает продолжение повести, и свой
окончательный вид произведение приобретает 14 октября 1830 года.

Повесть
«Выстрел» стала четвертой по счету в цикле «Повести Белкина». В основу ее лег
реальный случай из жизни А. С. Пушкина, когда последнего вызвал на дуэль его
знакомый, офицер Зубов. Александр Сергеевич был вызван своим товарищем на
поединок, так как поэт обвинил Зубова в нечестной игре в карты. Во время
сатисфакции, когда противник прицеливался в него, Пушкин спокойно ел черешни
(впоследствии этот момент отразится и в тексте повести).

Суть

Повествование
сначала ведется от лица подполковника И. Л. П. , затем в роли рассказчика
выступает отставной гусар Сильвио, а после – граф. И. Л. П. описывает нам жизнь
армейского офицера, которая в своей цикличности не способна удивить простого
солдата. Среди знакомых героя особо выделялся некий Сильвио, меткий стрелок,
чья жизнь была в некоторой степени окутана тайной – никто не знал ни его
доходов, ни состояния. При этом у него дома находилась богатая коллекция
пистолетов, а стены были источены пулями, как соты. Он был щедрым хозяином –
шампанское всегда лилось рекою в его доме, а обед состоял из двух-трех блюд.
Однажды, во время одного из таких пиршеств, гости уговорили Сильвио прометать
им банк, чего герой обыкновенно не любил. Нехотя он согласился. В какой-то
момент недавно переведенный в полк офицер Р*** загнул лишний угол, чем вызвал
недовольство хозяина, а впоследствии раздражил и Р***, который метнул в Сильвио
подсвечник (шандал). Взбешенный мужчина прогнал обидчика из дому, однако, как
ни удивительно, это дело не закончилось дуэлью.

И. Л.
П. возмущен таким спокойным поведением друга, но в итоге выясняется, что
Сильвио нужно свести счёты с одним человеком – будущим графом, который в свое
время потеснил гусара, затмил своим очарованием, умом, красотой и,
следовательно, стал его соперником. Сказав недругу плоскую грубость, Сильвио
спровоцировал графа, и тот дал ему пощечину. В итоге был назначен поединок.

На
дуэли графу достался первый выстрел, которым ему удалось пробить фуражку
гусара. Но когда настал черед Сильвио, то граф вел себя бесцеремонно – ел
черешни и выплевывал косточки. Эта беспечность возмутила Сильвио, и он отложил
дуэль до другого раза. Продолжение этой истории И. Л. П. узнал позднее от
самого графа, который оказался соседом рассказчика. Сильвио явился к графу во
время медового месяца и грозился убить его. На самом деле, гусар хотел только
напугать графа, показать ему свое превосходство и то, что необходимо
почтительно относиться к условиям дуэли, и знать, что рано или поздно придется
ответить за свою дерзость. Возможно, решающую роль тут сыграла просьба жены
графа, Маши.

Мы
видим глубинную трансформацию героя – из романтика он превращается в настоящего
реалиста, готового трезво смотреть на вещи и не боящегося достичь своей цели –
поставить обидчика на место. В конце повести мы узнаем, что Сильвио погиб
смертью храбрых в сражении под Скулянами.

Темы и проблемы

Автор
затрагивает темы благородства, сострадания, отмщения. Основная тема – месть и
ее преодоление через осознание важности человеческой жизни.

Повесть
затрагивает важную проблему – отстаивания собственной чести, восстановления
доброго имени в глазах окружающих ценой убийства. Стоит ли оно того? Автор
отвечает однозначно: честь не стоит жизни человека.

Главная мысль

Смысл
книги прост: не обязательно проявлять жестокость, чтобы зарекомендовать себя
как смелого офицера. Нужно поступать по чести, быть благородным и в нужное
время суметь пощадить даже самого злейшего врага, предоставив его своей
совести.

Как
утверждает Г. Макогоненко, Сильвио чуждо смирение. Для героя находится более
важная цель в жизни – сражение за свободу греков. Высокая цель способствует
духовному обновлению, обогащению личности. Месть сменяет великодушие. В этом и
состоит главная мысль повести.

Чему учит?

Произведение
учит благородству, хладнокровию в поступках, умению сдерживаться в сложных
ситуациях, где всё может выйти из-под твоего контроля.

Давать
волю своему честолюбию уместно во время сражения на поле битвы, но при общении
с людьми – будь то твое ближайшее окружение или коллеги — необходимо во всем
находить золотую середину.

Это было, как в малобюджетном боевике… Посол выступал с приветствием. Переводчик, стоящий рядом, старательно переводил фразы про дружбу и сотрудничество. За их спинами прохаживался охранник, поглядывающий на развешенные на стенах фотографии в рамках. Вдруг он выхватил пистолет и трижды выстрелил дипломату в спину.

В кино такие сцены выглядят заурядно и неправдоподобно: послов ведь охраняют, особенно — во время публичных мероприятий. Но именно при таких трагических обстоятельствах погиб пять лет тому назад посол России в Турции Андрей Карлов. Эта трагедия подставила под удар взаимоотношения двух стран. Ведь убийство высокопоставленного дипломата — это открытая демонстрация ненависти и пренебрежения.

Сейчас министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу называет эту трагедию актом терроризма и попыткой «некоторых сил» нанести ущерб двусторонним отношениям: «Террористическое нападение на посла Карлова выявило наличие многих центров силы, которые хотят подорвать турецко-российское сотрудничество. Поэтому мы считаем, что совместные усилия по улучшению наших отношений являются данью уважения памяти господина Карлова и его вклада в них», — сказал он в связи с пятой годовщиной убийства в Анкаре высокопоставленного российского дипломата.

Глава МИД ТР также отметил, что за пять лет, прошедших после расстрела посла, взаимодействие между Россией и Турцией укрепляется как на двустороннем, так и на региональном уровне.

На первый взгляд это действительно так. Торговый оборот между нашими странами приближается к 30 миллиардам долларов. Туристов из России турки встречают как родных. За 2021 год, несмотря на пандемию, на турецких пляжах отдохнут около 5 миллионов россиян. Еще эффективно сотрудничаем в области энергетики. В прошлом году начал действовать «Турецкий поток» — экспортный газопровод из России в Турцию через Чёрное море. Одна его ветка доставляет газ турецким потребителям, по второй голубое топливо идёт в страны Южной и Юго-Восточной Европы. Активно идёт строительство АЭС «Аккую» — первой АЭС в Турции. Возводится она по российскому проекту. Её первый блок планируется ввести в эксплуатацию в 2023 году.

На внешнеполитической арене тоже есть направления, в которых Россия и Турция могут выступать как партнёры, например, в урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе. Вроде бы всё хорошо… Но неприятный привкус всё равно ничем не перебить: во многих чувствительных для России моментах Турция занимает явно недружественную позицию.

Крым российским не признаёт, «Байрактры» свои Украине продаёт. Привечает у себя экстремистов всех мастей. Вот в Корфезе (120 км от Стамбула) парк в честь лидера чеченских сепаратистов Джохара Дудаева, ликвидированного российскими спецслужбами в 1996 году, назвали. М

эр города Шенер Согют, считает, что Дудаев является «символом борьбы за свободу», поэтому для него стало большой честью открыть парк в память о нем. А вот если бы в Подмосковье или на Тамбовщине (там курдов много) назвали что-нибудь в честь какого-нибудь лидера курдов, ликвидированных турецкими силовиками, это бы Анкаре понравилось?

Вспомним еще про ежегодные акции черкесских организаций, требующих признания Россией факта геноцида черкесов во времена Кавказской войны (1763−1864). Одни шествия черкесской молодёжи по Стамбуле с черепами на шестах чего стоят! И турки эти антироссийские манифестации разрешают, хотя по части геноцида у них самих рыльце в пушку.

«Если такие отношения называются дружбой, то что тогда вражда?», — задаются вопросом пользователи всемирной паутины. При этом одни считают, что ничто не бывает вечным, в том числе и вражда. Поэтому пора переворачивать эту страницу. А другие считают, что турки самые верные и надёжные друзья для самих себя и относятся к России как лиса к мышке.

— Отношения России и Турции в настоящее время носят принципиально новый характер, считает эксперт-тюрколог Станислав Тарасов. — Во внешней политике наши страны идут параллельными курсами, обе наш страны, например, утверждают своё влияние на Ближнем Востоке, при этом не мешая друг другу. К тому же мы имеем богатый исторический опыт, и реализуем его в настоящем. Так что отношения между Турцией и Россией действительно являются дружественными.

Политолог Михаил Александров разделяет это мнение не вполне:

— Дружественными отношения я бы не назвал. Мы, скорее, партнёры. Но надо понимать, что то же непризнание Крыма Турцией имеет под собой определённые основания. Мы же не признали Северный Кипр. Вот турки так и рассуждают: они Северный Кипр не признали, почему мы должны признавать Крым? Другое дело, что российский МИД не упоминает это постоянно в своих заявлениях. А турки про Крым говорят постоянно. Возможно, чтобы подчеркнуть, что проводят независимую политику. А полагаться на Турцию как на союзника или друга серьёзные политики не будут, потому что она всегда проводит свою линию. Она и американцам не особо подчиняется, а уж нам тем более не будет подчиняться.

Эксперт напомнил, что некоторые события, резко отрицательно повлиявшие на отношения двух стран, произошли «в пику» президенту Эрдогану. Та же трагедия, оборвавшая жизнь Андрея Карлова, была выгодна силам, не желавшим сближения Турции и России. А в случае со сбитым российским истребителем, возможно, имел место заговор внутри ВВС Турции, которые на тот момент были настроены оппозиционно к Эрдогану.

— Турция всегда была сложным партнёром для России. Но на протяжении веков нам удавалось заключать договоры, которые потом соблюдались. Турция, кстати, не стала воевать на стороне Германии против СССР во Вторую мировую, кстати. Так что с таким партнёром можно выстраивать взаимовыгодные отношения.

  • Почему ранние рассказы горького называют романтическими
  • Почему пушкин считал чацкого неумным человеком сочинение рассуждение
  • Почему рассказ горе от ума так называется
  • Почему рассказ бежин луг называется бежин луг
  • Почему пушкин считал что чацкий не умный человек сочинение рассуждение