Почему рассказ толстого называется свечка

Конспект удобен для проведения урока литературы, здесь присутствует цель и три задачи, соблюдены этапы урока, организационный момент, мотивация учебной деятельности,

Конспект удобен для проведения урока
литературы, здесь присутствует цель и три задачи, соблюдены этапы урока,
организационный момент, мотивация учебной деятельности, устная работа,
сравнительная характеристика, физкультминутка, работа в группах, итог урока.

Конспект урока литературы в 5 классе на тему: Л.Н.Толстой «Кавказский пленник».

Цели урока: осмысление содержания рассказа
Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые
автором в произведении; систематизация знаний  по системе образов рассказа

приобщить детей к самостоятельной
исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа
художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся
и их словарный запас;

воспитывать духовно-нравственную
личность, умеющую сострадать.

Ход урока.

1.            
Организационный
момент.

          Учитель: —  Учебник на
столе у вас?

                              А
ручки и тетрадки?

                             
Тогда урок начнём сейчас,

                              Раз
всё у вас в порядке.

                             
Будьте внимательны,

                             
Послушны, наблюдательны.

                             
Чтобы литературные тайны познавать,

                             
Нужно всё серьёзно изучать.

    — отчёт  дежурного;

    — проверка  готовности 
класса  к  уроку:

                Я  рада  новой 
встрече  с  вами,

                Приятно  ваше 
общество, друзья!

                Ответы  ваши  вы 
готовьте  сами,

                Их  с  интересом 
буду  слушать  я.

                Мы  сегодня 
снова  будем  читать,

                Выводы  делать  и 
рассуждать.

                А  чтобы  урок 
пошёл  каждому  впрок

                Активно 
включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Скажет каждый!

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

Руки – на месте?

Ноги – на месте?

Локти – у края.

Спина – прямая.

2. Мотивация учебной деятельности.
Сообщение ученика или учителя.

В середине 19 столетия на Кавказе шла
тяжёлая, кровопролитная война. Царь Николай I послал свои войска завоевать
кавказские земли. Жившие там горские народы оказали упорное сопротивление
царским войскам. На крутых горных дорогах, в лесах и ущельях, на переправах рек
горцы устраивали засады, брали русских солдат и офицеров в плен.

В ту пору Л.Н.Толстой был на военной
службе в Кавказской армии, участвовал в боевых действиях русских войск.
Однажды, далеко отъехав от своего отряда, он чуть не попал в плен. Выручил
писателя из беды его спутник и друг чеченец Садо.

Работая над «Войной и миром» Толстой
познакомился с напечатанным в журнале «Русский вестник» «Воспоминаниями
кавказского офицера», автором которых был полковник кирасирского полка
Ф.Ф.Торнау. Автор сообщает, при каких обстоятельствах он попал в плен к горцам,
как пыталась ему помочь полюбившая его девушка Аслан Коз, почему была неудачной
его первая попытка побега и как ему удалось освободиться из плена. Толстой не
только познакомился с воспоминаниями Торнау, но и воспользовался ими для своего
рассказа «Кавказский пленник», который вышел в свет  в1852 году.

3. Устная работа по вопросам.

— Тема и идея художественного
произведения;

Идея – это главная мысль произведения. И
автор хотел показать, что упорство и мужество всегда побеждают. Научить людей
не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, упорно добиваться своей
цели. Осуждает вражду между народами. Осуждает предательство. Показывает, что
война – это бессмысленная вражда людей.

Сюжет и композиция.
Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в
значимой последовательности. Перечислим эти части (экспозиция, завязка,
развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать
прямой. Она следует по сюжету.

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на
Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями,
Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они
умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и
решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого
происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время
урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе,
а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

-Весь рассказ построен на
противопоставлении, контрасте.

-Назовите, какие герои, картины
противопоставляются в рассказе, С какой целью?

Главные герои- Жилин и Костылин.

Татары и русские (Жилин и татары)

Дина и другие жители аула.

Война и мирная жизнь.

4. Сравнительная характеристика
Жилина и Костылина.

 — Почему рассказ называется
«Кавказский пленник», ведь пленников двое?

                              План:

      1.Военное звание.

      2.Внешняя характеристика:

      3.Плен:

                                                            
а) место жительства в плену;

                                                            
б) питание пленных;

                                            
                в) занятия;

                                                           
г) подготовка к побегу;

                                                            
4.Первый побег.

                                                            
5. Второй побег.

   — Что общее у героев и что их
различает?

  —  Как вели себя Жилин и Костылин
во время пленения и в плену?       

( Жилин смело бросается в бой с
врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к
крепости, увозя при этом единственное ружье.)

— А как живется пленникам в ауле? Они
ведь находятся в одинаковых условиях.  Как ведет себя каждый из них, попав в
тяжелые условия?   

( Одинаково трудно. Но Костылина плен
испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа,
скучал. 

Жилин повел себя иначе. Он знал, что
денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.

— найдите в тексте глаголы, которые
обозначают действия Жилина и Костылина:  (запись в тетради)  

                 
Жилин                                Костылин

ходит по аулу                                          спит

всматривается                                         скучает

выпытывает информацию                    
считает дни

рукодельничает                                
      ждет ответ на письмо

      -Эти глаголы – антитеза действий
героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а
Костылин ждет помощи.

— Как завоевывает Жилин симпатию
горцев?   

(Жилин проявил смелость и
решительность во время спора о сумме выкупа;

            — Жилин – мастер:
изготавливает куклы, водяное  колесо;

            — однажды выступил в
качестве врача. (Цитаты)

— Но не все относились к Жилину с
симпатией. Почему? 

( Он все равно был для них чужой
,человек иной веры. Для них он – враг

 — Может быть, Жилин смирился с
жизнью в плену?    

— Нет, он все время стремится узнать дорогу,
а по ночам копает в сарае лаз.

—  А Костылин?

(Он безвольно ждет решения своей
судьбы.)

— Почему так по-разному ведут себя
герои в одинаковых условиях?

Физкультурная минутка

— А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

Раз — мы встали Раз — мы встали, распрямились. Два —
согнулись, наклонились. Три — руками три хлопка. А четыре — под бока. Пять —
руками помахать. Шесть — на место сесть опять

Рисуй глазами треугольник

Рисуй глазами треугольник.

Теперь его переверни

Вершиной вниз.

И вновь глазами

ты по периметру веди.

Рисуй восьмерку вертикально.

Ты головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

И на бочок ее клади.

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись.

Зажмурься крепко, не ленись.

Часики Не поворачивая головы, вращать глазами в разные
стороны, по кругу.

Облако

Нарисуйте глазами облако на потолке класса и
проследите путь снежинки до земли.

             
       Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», «мама», «дом», «трава» —

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз —

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят,

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы,

К ним ладошки приложили.

5. Работа в группах.

 -Какие качества характера проявляют
эти герои во взаимоотношениях друг с другом и с другими людьми.

Вывод:  Жилин: добрый, думает о
матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек;
сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем
помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей;
великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на
себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил
Жилина; раскис, упал духом.

-Исследование «Какая часть речи чаще
используется при характеристике Жилина и Костылина ? Почему?»

Вывод: При описании Жилина- глаголы,
при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают
динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

— Обратили ли вы внимание, что
фамилии героев тоже «говорящие»?

Что обозначает:

Жилин от «жила»- прочное окончание
мышц, жилистый, двужильный-сильный, упругий

Костылин от «костыль»- палка для
хромых, бессильных

Добавляет ли этот литературный приём
что-то новое в характеристику героев?

— В чём смысл названия рассказа?

 ( Уже в названии заложено
противопоставление двух героев Жилина и Костылина. В плен попадают оба офицера,
но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить,
прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов,
решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным,
«жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть
эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь
горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа.

Костылин же с самого начала – раб
своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в
своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно
в плену собственной слабости, инертности и своего эгоизма.)

6. Итог урока. Рефлексия.

1. Чему учит рассказ?

2.  Какие нравственные качества ценит
в человеке Л.Н.Толстой?

— Какие же проблемы поднимает Л. Н.
Толстой в рассказе?

 Л. Н. Толстой поднимает в рассказе
важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о
верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей,
готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая
сближает людей разных национальностей.

7).Домашнее задание. Сочинение

«Жилин и Костылин: разные судьбы.

Цели:

  1. Продолжить ознакомление детей с
    творчеством Л.Н.Толстого.
  2. Обучать выразительному чтению для более
    глубокой и точной передачи мыслей и
    чувств, заложенных автором в
    произведении.
  3. Создавать условия для
    совершенствования художественно-эстетической
    деятельности учащихся посредством
    анализа художественного произведения.
  4. Создавать условия для развития устной (монологической)
    речи учащихся, для развития творческих
    способностей учащихся, их художественно-эстетического
    вкуса, эмоциональной отзывчивости.
  5. Воспитывать культуру общения,
    общечеловеческие ценности (любовь,
    сострадание, героизм, доброта).

Оборудование:

  1. Учебник «Родная речь», часть 1.
  2. Толковый словарь С.И.Ожегова.
  3. Свеча.
  4. Выставка книг Л.Н.Толстого.
  5. Презентация к уроку:
    • Выставка детских рисунков.
    • Портреты Л.Н.Толстого художника И.Н.Крамского,
      И.Е.Репина.
    • Памятки с объяснением новых слов.
    • Портрет главного героя (артиллериста).
    • Игра «Синонимы и антонимы».
    • Видеозапись детских высказываний о
      писателе.
    • Аудиозапись классической музыки Л.Бетховен
      «Адажио контабилье», Ф.Лист «Грёзы
      любви».
    • Большая мультимедийная энциклопедия
      Кирилла и Мифодия.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой.(На доске
изображение солнышка)

-Улыбнитесь друг другу, пожелайте соседу
хорошего урока. Посмотрите на наших гостей,
улыбнитесь им. Ребята, я тоже рада вас
видеть. Садитесь.

II. Изучение нового материала.

1. Мотивация. Постановка целей урока.

-Чтобы узнать о каком писателе пойдёт речь
на уроке, посмотрите, пожалуйста,
видеозапись.( видеозапись детских
высказываний о писателе).

-Как вы считаете, о каком писателе шла речь?
Объясните, почему?

-Почему мы решили сегодня говорить о нём?

На доске открывается имя писателя и его
портрет. Дети рассматривают портрет
писателя. Слушают дополнительную
информацию о писателе и художнике,
приготовленную учителем.

-Этот замечательный портрет Л.Н.Толстого
был написан великим русским художником И.Н.Крамским
в 1873 году, ещё при жизни писателя. Это лучший
портрет, созданный художником. Второй
портрет написан великим русским художником
И.Н.Репиным.

-Ребята, обратите внимание на
замечательные иллюстрации, которые вы
нарисовали ещё в 1 и 2 классе. Что вы можете о
них сказать? (Все иллюстрации к изученным
произведениям Л.Н.Толстого)

-О чём пишет этот автор? Что его волнует? (Рассказы
о животных, о людях, о детях, о природе.
Волнуют человеческие чувства, отношения.)

2. Подготовка к восприятию.

-Ребята, я очень люблю произведения Л.Н.Толстого,
думаю, что и вы тоже. Но больше всего мне
запомнился один его рассказ, с которым я
хочу вас сегодня познакомить.

3. Предварительная словарная работа.

-В этом произведении вам встретятся новые
слова.

_Ребята, обратите внимание на доску.

-Где можно найти объяснение этим словам? (Спросить
у учителя, родителей, посмотреть в словаре,
в интернете…).

— Задание: 1 ряд ищет в толковом словаре
значение слов: артиллерист и палуба –
зачитывают всему классу.

-Задание для остальных учеников: у вас на
столах есть памятки с объяснением значения
остальных слов (фитиль, ропот). Прочитайте
их самостоятельно, вслух.

4. Первичное чтение произведения
учителем.

Под музыкальное сопровождение. (Л.Бетховен
«Адажио контабилье».)

Пауза для эмоционального восприятия.

5. Физминутка – релаксация.(звучит
музыка)

-Закройте глаза. Представьте, что вы
плывете на корабле по теплому синему морю.
Светит ласковое солнышко, вам хорошо и
тепло. Дети с закрытыми глазами слушают
тихую музыку.

6. Сообщение темы урока.

-Откройте глаза, поделитесь своими
впечатлениями о произведении. Какие
чувства вы испытали? Почему? А вам было
страшно? Почему?

-А как бы вы назвали это произведение?

-Л.Н.Толстой назвал его «Акула». Оставим
это право за автором.

Открывается название рассказа на доске.

7. Работа с Большой энциклопедией
Кирилла и Мефодия (мультимедио).

-Давайте посмотрим и послушаем материал
об акулах из Большой энциклопедии Кирилла и
Мефодия.

-Думаю, что многие узнали об акулах что-то
новое и интересное.

-Ребята, расскажите, какие чувства вы
испытывали во время чтения рассказа и когда
вы слушали и смотрели сообщение об акулах?

-Так же вы переживали или нет?

-Л.Н.Толстой заставил нас переживать
тревогу и волнение, которые переходят в
страх.

8. Повторное самостоятельное чтение
учащимися художественного произведения
вполголоса.

9. Электронная физминутка для глаз «Чунга-Чанга».

10. Анализ художественного произведения.

-Почему рассказ называется «Акула»?

-Кто, по-вашему, главный герой картины?
Обоснуйте ответ. (артиллерист)

-Какой смысл скрывает Толстой за словами «старый
артиллерист»?

-Зачитайте отрывок из рассказа, который,
по- вашему, является самым волнительным,
тревожным.

-Найдите в тексте, как Толстой передал
переживания «старого артиллериста»?

-Почему «старый артиллерист» закрыл лицо
руками? Порассуждайте.

-Посмотрите, как его изобразил художник?

На доске открывается портрет
артиллериста.

-Что можете сказать о портрете? Кто хочет
высказать своё мнение?

На доске появляется характеристика героя:

  • сильный духом
  • мудрый
  • мужественный
  • опытный
  • находчивый
  • решительный
  • смелый
  • бывалый

11. Игра «Подбери синонимы и антонимы»

-Ребята, давайте вспомним, что такое
синонимы и антонимы?

На доске появляются правила и задания по
рядам(работа в группах):

Подобрать синонимы к данным словам:

1 ряд   2 ряд 3 ряд
страх смелый   находчивый

Подобрать антонимы к данным словам:

1 ряд   2 ряд 3 ряд
храбрый   спасти   радость

Проверка.

12. Вывод.

-Так кто же главный герой этого рассказа?

-О чем этот рассказ? (О любви отца к сыну,
это побудило совершить поступок. О смелости,
отваге, героизме.)

Народная мудрость гласит «Любовь
побеждает всё!»
появляется надпись на
доске.-Вы согласны?

III. Итог урока.

-Что показалось вам особенно интересным?

-Кому на уроке было трудно? Почему?

-Оценивание ответов учащихся(с
аргументацией).

IV. Домашнее задание.

Всему классу: выразительное чтение
рассказа.

По выбору учащихся:

  • придумать продолжение рассказа
  • приготовить пересказ по картинкам
  • нарисовать иллюстрацию
  • пересказать по плану учебника
  • сочинить стихотворение об акуле

V. Рефлексия. (Звучит тихая музыка Ф.Листа «Грезы
любви».)

На доске слайд: девочка со свечой.

-У русских людей есть традиция: всё доброе,
светлое сбудется, если пожелать это пока
горит свеча.

Зажечь свечу.

-Пожелайте в душе самым близким, дорогим
людям того, чего хотелось бы вам пожелать.
Помните, любовь побеждает всё!

-Мне было очень приятно побеседовать с
вами. Спасибо за урок.

Приложение

Автор:
Самый Зелёный
·

Мастерство Льва Николаевича Толстого нельзя не оценить по достоинству. Он прославился на весь мир своими произведениями. Самыми культовыми и цитируемыми до сих пор остаются «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство» и т.д. Но рассказ «После бала» — не менее интересный пример изложения авторской мудрости и художественного слова Льва Николаевича Толстого. Главное об этом произведении написал Многомудрый Литрекон в своем разборе.

История создания

Рассказ «После бала» — это реальная история, которая произошла с братом Льва Толстого, С. Н. Толстым. Сергей Николаевич познакомился с Варварой Корейш, дочкой казанского воинского начальника. Сергей Толстой был увлечен барышней, но увлеченность юноши прошла после произошедшей позднее встречи с ее отцом. Притяжение молодых людей так и не переросло в любовь, потому что дворянину было противно каждый раз возвращаться воспоминанием в ту отвратительную сцену, но и забыть о ней он не мог. Замысел книги был порожден самой действительностью.

Сергей Николаевич Толстой, будучи на бале у отца Варвары, встретил его через несколько часов после торжества. Однако увиденное ему не понравилось: отец девушки распоряжался жестокой экзекуцией солдата. Эта история послужила сюжетом для Льва Толстого, который написал рассказ в 1903 году.

Жанр, направление, композиция

«После бала» написан в жанре рассказа. В произведении присутствует ограниченное количество персонажей, автор поднимает одну проблему. Рассказ имеет одну сюжетную линию. Направление творчества Толстого – реализм. Он описал случай из жизни, не выходя за рамки данности.

Как построен рассказ «После бала»? Композиция называется «рассказ в рассказе»: герой рассказывает слушателям историю из прошлого, будучи участником действия в настоящем времени. Также книгу можно разделить на две части по содержанию: сказочный вечер на балу (заблуждение героя во тьме) и промозглое туманное утро – время прозрения. Лев Толстой использует художественный прием композиционной антитезы — это помогает автору создать эффект контраста. Композиционная антитеза представлена в рассказе в виде сцен во время и после бала, когда главный герой испытывает горькое разочарование после только что чувствовавшейся эйфории. Писатель показал, как отличается будничная жизнь высокопоставленных лиц от их поведения на пышных вечерах. Особенности композиции позволяют автору донести главную мысль, не прибегая к обильным описаниям и объемным сюжетным поворотам. Он выразил сложную идею лаконично и точно.

Экспозиция рассказа усиливает контраст — читатель не подозревает, что сюжетная линия может измениться совсем в другую сторону. Сначала Толстой описывает, как Иван Васильевич, главный герой, преисполнен нежности и пылкости по отношению к Вареньке — он надеется, что женится на столь прекрасной девушке. Тем более, герою улыбается удача — полковник Петр Владиславович благосклонен к нему, он дарит ему танец с дочерью, которую уже пригласил другой кавалер. Экспозиция рассказала изображается в светлых, легких тонах. Далее на читателя обрушивается жестокая реальность, которая разрушает все светлые чувства, ранее жившие в сердце Ивана Васильевича.

Смысл названия

Название рассказа «После бала» имеет важный смысл в произведении. Сначала Лев Николаевич Толстой рисует перед читателем идеальный мир, где царят любовь, роскошь, балы, светское общество и всеобщее счастье людей, которые в этот мир попали. Но Иван Васильевич, который «вытянул счастливый билет» и наслаждался такой жизнью, не подозревал о ее обратной стороне.

Бал — это роскошная маска, которая укоренилась в обществе. Бал дарит иллюзорное ощущение влюбленности, страсти, благородства и изящных манер. В душном и пышном зале нет места для реальности. Сцена после бала — это переломный момент всего рассказа. Именно он изменил ход жизни Ивана Васильевича. После бала герой понимает, что не сможет смириться с жесткостью людей, которая прикрыта манерами и статусом.

Конфликт

Лев Толстой создал острое столкновение обстоятельств, взглядов и жизненных позиций, которые не нашли взаимного компромисса. В рассказе противостоят друг другу две России: одна для богачей, другая для бедняков. В одной вызывающе искусственно поддерживается веселье и довольство, а в другой любыми способами добываются средства для поддержания роскоши.

Иван Васильевич увидел полковника Петра Владиславовича в жизненных условиях, где он не мог спрятать свою жестокость и холодность под маской доброжелательного хозяина. Главный герой понял, что не сможет смириться с жизненными позициями Петра Владиславовича.  Он не может забыть, как манерный дворянин, весело танцевавший мазурку на бале, может так равнодушно избивать беглого солдата. В этой сцене Иван Васильевич понимает, что его с Варенькой судьбы разошлись.

Главные герои и их характеристика

  1. Образ Ивана Васильевича. Рассказ основан на истории юноши, влюбленного в Вареньку, дочку известного полковника. Он постоянно посещает балы, где она бывает, любуется ею, борется за право как можно больше с ней потанцевать. Иван уверен, что его чувства взаимны, и он уже красочно представляет свою дальнейшую судьбу. Но сцена после бала яснее раскрывает характер героя. Читатель видит не только слепо влюбленного юношу, но и сочувствующего, искреннего и совестливого человека. Иван не может прогнать из мыслей сцену, где хладнокровный отец его возлюбленной наказывает беглого татарина. Нравственные качества юноши затмевают горячую влюбленность. Он олицетворяет сознательную и твердую в своих убеждениях молодежь.
  2. Образ рассказчика в произведении — это уже взрослый, мудрый Иван Васильевич, который рассказывает о случае, круто изменившем его жизнь. Он верит в настоящую, благородную любовь, где нет места пошлости и лишь физической влюбленности. Опытный мужчина пытается убедить молодое поколение, что духовная связь намного ценнее физической. Невозможно жить с человеком, который не разделяет твоих убеждений и даже явно противоречит им.
  3. Образ Вареньки. Девушка играет в рассказе, скорее, второстепенную роль. Она — субъект влюбленности Ивана Васильевича. Она по праву рождения вошла в высшее общество и не видит другой жизни, кроме накрахмаленной и кружевной. Рассказчик описывал Вареньку как стройную, высокую, грациозную барышню, в которой чувствовалась величественность. Она всегда держалась прямо: ее царственный вид мог отпугнуть, но ласковая, всегда веселая улыбка располагала к ней все общество. Рассказчик упоминает, что и в пятьдесят лет женщина был неописуемой красавицей. Характер героини почти не раскрывается в рассказе, Лев Толстой делает акцент на ее отце, Петре Владиславовиче.
  4. Образ полковника. Он предстает в рассказе в качестве ключевого персонажа. Именно его поступок меняет судьбу Ивана. Петр Владиславович — высокий, статный и моложавый старик. Он был воинским служакой «николаевской» выправки. Сначала автор представляет образ полковника как воплощение заботливого семьянина, достойного человека, служащего на благо государства. Герой позиционирует себя как истинного христианина, который пытается всячески угодить Богу. Однако читатель видит, что он слеп и двуличен — старик обожает свою семью, выступает в качестве добродушного отца, но совершенно жестоко и равнодушно ведет себя по отношению к простым солдатам. Духовные качества героя делятся надвое: для семьи он готов на самопожертвование (он экономил на себе, чтобы больше позволить дочери), но для подчиненных мог оставить лишь гнев и презрение. Лицемерие и двойные стандарты являются основными чертами этого дворянина, готового щедро осыпать недостойных ударами шпицрутена сразу после того, как осыпал дочь и жену поцелуями.
  5. Хозяева бала — это Варенька, Петр Владиславович и его жена в брильянтовой фероньерке. Семья производила на всех самый положительный эффект: стройная, величественная Варенька, статный высокий Петр Владиславович и добродушная, в плюсовом бархатном платье жена, похожая на «портреты Елизаветы Петровны». Все трое были как на подбор, Иван Васильевич восхищался семьей и подчеркивал свое с ней родство. Но их благополучие иллюзорно и держится на штыках и шпицрутенах. Женщины разгуливают в шелках и украшениях, купленных ценой крови того избитого татарина. Такое приданое Иван Васильевич принять не мог.

Темы

Тематика рассказа богата и многогранна, но Многомудрый Литрекон обратил внимание лишь на главные содержательные доминанты.

  1. Основная тема рассказа – двуличие светской жизни, которая делится на парадный выход и будничную грязь, которая и обеспечивает вечерний банкет. Ради блеска и пафоса на балу люди ведут себя бесчеловечно на службе, идут на немыслимые жертвы. Неслучайно автор указал, что ради пышных приемов полковник экономит на необходимых вещах. Героя затянула трясина выходов напоказ, и он живет ради того, чтобы казаться, а не быть. Наблюдая за избиением татарина, он не видит кровавое месиво на его спине, ведь жизнь самого военного искусственна, и в ней нет места суровой действительности. Сочувствие не доходит до его ума, помраченного ярким светом высшего общества.
  2. Тема любви в рассказе «После бала» раскрывается с двух сторон. С одной стороны, любовь представлена больше как сильная увлеченность, а не серьезное чувство. Иван испытывал восхищение, страсть, трепет к Вареньке, но автор не описывает эмоции героя как взвешенные и достаточно обдуманные. С другой стороны, рассказчик призывает молодое поколение к духовным, возвышенным чувствам. Он сетует на то, что в современное время все обращают внимание лишь на физические достоинства. Моральная и принципиальная сторона вопроса для автора играет решающую роль, а красота – второстепенную.
  3. Тема крушения мечты. Однако сам герой, будучи молодым, был восхищен и поглощен происходящим — он забывал узнать саму Вареньку. Иван не знал ни истинный характер девушки, ни ее привычек, ни мыслей. Торжественный бал и танцы с Варенькой были вроде красочного спектакля, который прекратился в одно утро. Когда веселье закончилось, все сняли свои маски и начали жить будничной рутиной, мечты Ивана разбились.
  4. Разрыв шаблона. Иван не смог принять поступок Петра Владиславовича, ранее бывшего весьма ему симпатичным. В тот день он чувствовал ужасную тоску от всего увиденного, задавался вопросом, за что беглый татарин был награжден такой жестокостью. Ивану было стыдно, когда он встретился глазами с полковником, он пытался оправдать статного старика, но так и не нашел ответа на свой вопрос. Влюбленность Ивана пошла на убыль, он больше не посещал бальных вечеров в доме Петра Владиславовича.
  5. Пейзаж. Стоит обратить внимание на пейзаж, который был вокруг Ивана во время его встречи с полковником. Лев Николаевич Толстой делает акцент на тумане, который навис над местностью в то утро. Автор сравнивает туман с состоянием героя во время его общения с Варенькой и ее семьей. Иван не мог ясно увидеть настоящую сущность этой семьи, он был будто в тумане, когда его завлекла эта веселая, чувственная увлеченность. После бала герой слышит звуки мазурки, но и они уже кажутся ему «жесткой и нехорошей» музыкой.

Проблемы

Лев Николаевич Толстой поднимает в рассказе «После бала» острые социально-нравственные проблемы.

  1. Лицемерие и криводушие. Автор показывает, как уважаемый полковник добр и учтив с высокопоставленными гостями на балу, и как он жесток к низшему классу, к своим подчиненным. Герой готов любезничать с людьми из своего круга, строить из себя патриота и верующего человека, но на деле он демонстрирует презрение к народу и тем моральным устоям, которые образуют христианское мировоззрение.
  2. Равнодушие. Петр Владиславович не прислушивается к беглому солдату, который умоляет его «помилосердствовать». Ему все равно, что его подчиненный испытает адскую боль, от которой может и умереть. Главное для него – железная дисциплина, на которой застынет любая пролитая кровь. В образе полковника нет и сотой доли того, что церковь предписывает каждому прихожанину, ведь герою безразлична сущность учения, и важнее всего благовидная внешняя сторона любого дела.
  3. Жестокость. Когда же один из солдат, бивший татарина плетью, делает удар слабее, то тут же нарывается на пощечину от полковника. Петр Владиславович чувствует гнев от того, что молодой солдат недостаточно сильно ударил беглого татарина, спина которого уже превратилась в окровавленное мясо. Значит, он не только выполняет свой долг, но и с усердием допытывается до осужденного, как будто получая удовольствие от его унижения.
  4. Безнравственность. Автор поднимает проблему нравственно-духовных качеств дворянства, погрязшего во лжи. Петр Владиславович сам позиционирует себя как истинного христианина, в то же время читатель не наблюдает в герое ни капли нравственности. Он является примером бесчеловечной жестокости и равнодушия — ему не становится жалко беглого солдата, он не просит офицеров ослабить удары. Двуличие и холодность полковника пугают Ивана Васильевича, он отказывается от такого родства.

Проблематика рассказа «После бала» весьма многогранна и вмещает в себя даже политические аспекты, ведь в образе полковника современники увидели Николая Первого – императора России. Жестокость и двуличие режима стало мишенью писателя. Вот, против чего был направлен рассказ.

Основная идея

Рассказ «После бала» описывает события, происходившие в России во время правления Николая Первого. Это была одна из наиболее суровых эпох. Напуганный восстанием декабристов, он вел более жестокую политику, чем его предшественники. Очевидно, почему Лев Николаевич Толстой описывает усы Петра Владиславовича, и пишет, что они подобны усам Николая Первого. Это достаточно ясный намек на всеобщее нравственное омертвение страны из-за кровавой тирании «жандарма Европы». Смысл рассказа заключается в том, чтобы в одном эпизоде описать характер правления и правителя страны, разделенной на две России: для богатых и для бедных.

Толстой разоблачает фальшь и пустоту общества, срывает добродушные маски, под которыми кроется жестокость. Картина бала, а потом истязания беглого солдата раскрывают главную мысль произведения. Первая часть рассказа показывает красивую жизнь, полную наигранного благонравия, вторая же часть показывает реальность, где каждый герой представлен таким, какой он на самом деле есть. Одни и те же действующие лица контрастируют в первой и второй части рассказа — влюбленность Ивана сменяется на растерянность и тоску, а радушие Петра Владиславовича уступает место холодности, гневу и безразличию. Контраст между одной и другой Россией поражает читателя в самое сердце. Но таковы были исторические взгляды писателя: он не видел единой страны в России, ведь сограждане из разных социальных слоев мнили друг друга врагами.

Психологизм и детали

Чтобы донести свою мысль с предельной ясностью, автор использует художественные детали, противопоставляя наигранную веселость праздной толпы и пышную роскошь бала реальному положению дел. Читателю бросается в глаза искусственность жизни высшего общества, построенной на страданиях бедняков. Мы видим, как меняются декорации при переходе из одной России к другой.

  1. Красота становится искусственной и натянутой: «бал прекрасный» — «что неестественно»;
  2. Музыка приобретает противный и ужасающий ритм: «музыканты знаменитые» — «неприятная, визгливая мелодия»;
  3. Человеческие лица выражают эмоции, близкие к отчаянию и гримасе боли: «разрумянившееся с ямочками лицо» — «сморщенное от страдания лицо»;
  4. Белый цвет бала противопоставляется черному и бесцветному тону существования обычных солдат: «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» — «что то большое, черное, … это черные люди», «солдаты в черных мундирах».

Состояние героя до и после бала тоже детально описано:

«Я обнимал в то время весь мир своей любовью» — но утром он думает: «Мне было до такой степени стыдно… Вот вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Вывод и актуальность

Произошедшее с Иваном Васильевичем в корне изменило его жизнь. Полковник заставил его посмотреть на все с другой стороны, оценить все стороны человеческой натуры.  В заключении Толстой не дает никаких моральных выводов, он заканчивает рассказ мыслями Ивана Васильевича, который заставляет себя думать, что военный, очевидно, знает что-то такое, чего не знает главный герой. Тем не менее, юноша не может смириться с отсутствием духовной составляющей у полковника. Сцена избиения меняет его жизнь, однако он сам не понимает: хорошо ли то, что он увидел, или плохо. И все же именно это событие остановило его и не дало поступить на военную службу, к которой он стремился раньше. Показывая перемены в судьбе героя, писатель учит нас чутко реагировать на увиденную несправедливость и ни в коем случае не поощрять ее равнодушием. Книга заставляет задуматься о важности отзывчивости и чуткости, которые позволяют людям жить в мире со своей совестью.

Тематика рассказа актуальна и сегодня. Все так же общество сталкивается с двуличием и безнравственностью. Сегодня все еще много таких «полковников», под маской которых лишь холодность и бесчеловечность. Тем не менее, мораль автора остается только угадывать. Он предлагает читателю делать выводы самостоятельно. Он не пишет, «хорошо» все-таки было то, что сделал полковник, или «плохо», но, судя по реакции главного героя, смысловые акценты все же были расставлены, то есть писатель осуждает криводушие высшего света и его готовность закрыть глаза на страдания тех, кто не «вытянул счастливый билет» происхождения и не стал его частью.

Критика

Произведение Льва Толстого «После бала» было воспринято положительно. Большинство критиков высказали свое восхищение мастерством Толстого. Характеристика рассказа позволяет установить, как современники поняли замысел автора.

Литературный критик Дьёрдь Лукач сказал, что если судить только лишь с формально-художественной стороны, то «После бала» — это самый «формально законченный» рассказ, который не встретишь в литературе на Западе. Он назвал Толстого «величайшим» и «несравненным» художником своего времени.

Рецензент Н.К. Гудзий выразил основную мысль произведения, проведя литературные параллели с другими книгами писателя:

Деспотический характер царствования «Николая Палкина» нашел отражение, помимо «Хаджи-Мурата», также в рассказах «После бала» (1903) и «За что?» (1906).

Он писал также, что особенности поздней прозы Толстого заключались в резкой критической направленности книг и лаконичности писателя. Автор начал сочинять короткие, но весьма хлесткие и острые произведения на злобу дня, чтобы выразить свое отношение к политике, дворянству, войне и другим актуальным (а, впрочем, вечным) темам.

Авторы «Литературной энциклопедии» 1939 года так же написали хвалебный отзыв о рассказе Толстого, признавая его талантливым писателем, умеющим обличать истинную натуру:

Противоречие между внешностью и подлинным содержанием действительности, явлением и сущностью выступает в разительной форме — маска сорвана. Выражением этой замечательной особенности творческого метода Толстого явился рассказ «После бала». (Попов П., Юнович М.)

Автор: Маргарита Старкина

Метки: 8 классЛев ТолстойПосле баларазбор

Читайте также:

Конспект урока по литературе в 5 классе

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика.

Цели урока:

Предметные: осмысление содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»; умение выделять основные проблемы, поднятые автором в произведении; систематизация знаний  по системе образов рассказа

Регулятивные: приобщить детей к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развивать навык анализа художественного произведения, логическое мышление, монологическую речь учащихся и их словарный запас;

Личностные: воспитывать духовно-нравственную личность, умеющую сострадать; с честью выйти из самой трудной ситуации.

                                              Ход урока

  1. Орг. момент.

  2. Работа над композицией рассказа.

Композиция – это построение произведения, расположение частей и эпизодов в значимой последовательности.

— Перечислим эти части (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог). Композицию можно назвать прямой. Она следует по сюжету.

Экспозиция – действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями, Жилиным и Костылиным. Экспозиция и эпилог у Толстого стремительные, они умещаются в нескольких строчках.

Завязка – Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск.

Развитие действия – после этого происходит очень много разных эпизодов, о которых мы и поговорим во время урока.

Кульминация – второй побег.

Развязка – Жилин оказывается в своей крепости.

Эпилог – Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.

— Весь рассказ построен на противопоставлении, контрасте. Основное противопоставление это, конечно, два главных героя. Именно их автор противопоставляет друг другу.

3. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина.

— Почему рассказ называется «Кавказский пленник», ведь пленников двое?

 Два героя рассказа — это два пути поведения в плену. Иными словами, КАЖДЫЙ «кавказский пленник» может унижаться и ждать, пока его выкупят из плена родные, а может пытаться вырваться на свободу самостоятельно. То есть, каждый человек (сам по себе, ОДИН!) делает свой собственный выбор в жизни. А два героя нужны лишь для того, чтобы показать, к чему в итоге это может привести!                               

  — Что общее у героев и что их различает? Давай найдем в учебнике портретные характеристики Жилина и Костылина.

  Костылин: «Грузный» — тяжёлый

                        «Толстый » — полный

                        «Красный» — вспотевший.

Какой вывод мы можем сделать? Портрет играет важную роль в характеристике персонажей. Это необходимое средство для создания образа 

   — Как повели себя офицеры при первой встрече?

   — Почему Жилин хочет поехать один, а почему Костылин?

   — Как характеризует поведение героев в плену?

   — Почему   Костылин   просит   прислать   за   него   выкуп,  а Жилин нарочно пишет письмо так чтобы оно не дошло.

 —  Как вели себя Жилин и Костылин во время пленения?       

( Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.)

  — А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях.  Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия? (Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.)

— Найди  в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина:  (запись в тетради)  

                  Жилин                                Костылин

ходит по аулу                                      спит

всматривается                                     скучает

выпытывает информацию                   считает дни

рукодельничает                                     ждет ответ на письмо

   — Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.

—  Как завоевывает Жилин симпатию горцев?  (Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа; Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное  колесо;  

— Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?   (Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.)

— А Костылин? (Он безвольно ждет решения своей судьбы.)

— Итак, мы видим,  как живут два наших героя в плену.

— Сравним Жилина и Костылина. Делаем выводы из наших наблюдений.

Вывод:  Жилин: добрый, думает о матери, жалеет ее; надеется на себя, обдумывает побег; деятельный человек; сумел прожить в ауле; работящий, не может сидеть без дела, мастер; всем помогает, даже своим врагам-татарам; ему интересны другие люди, он любит детей; великодушный, простил Костылина за то, что тот его бросил в бою.

Вывод: Костылин: слабый человек, на себя не надеется, ждет помощи от матери; способен на предательство, бросил Жилина; раскис, упал духом.

 — Какая часть речи чаще используется при характеристике Жилина и Костылина?

Вывод: При описании Жилина — глаголы, при описании Костылина- существительные и прилагательные. Глаголы придают динамизм действию. Прилагательные указывают только на ощущения героя.

— Обратили ли вы внимание, что фамилии героев тоже «говорящие»? Жилин от «жила»- прочное окончание мышц, жилистый, сильный, упругий. Костылин от «костыль»- палка для хромых, бессильных.

— Добавляет ли этот литературный приём что-то новое в характеристику героев?

— В чём смысл названия рассказа? В плен попадают оба офицера, но лишь один из них оказался «пленён» обстоятельствами. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, сумел расположить к себе даже своих врагов, решал свои проблемы сам, не перекладывая на плечи других, был сильным, «жилистым». Жилин – герой. О нём речь в этом рассказе. Собиравшийся покинуть эти места навсегда Жилин остаётся на Кавказе. Узнав по-настоящему изнутри жизнь горцев, герой всей душой становится «пленником» прекрасного Кавказа. Костылин же с самого начала – раб своей плоти, невольник ситуации. Он никогда не был свободен душой, свободен в своём выборе. Он не выдерживает испытания, которые превозмогает Жилин. Он вечно в плену собственной слабости.)

4. Итог урока.

— Чему учит рассказ? Какие же проблемы поднимает Л. Н. Толстой в рассказе? (Л. Н. Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия. Толстой повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.)

5. Домашнее задание. Мы  целый урок сравнивали двух героев. И теперь дома по плану будем писать сочинение. «Жилин и Костылин: разные судьбы».

             План.

1. Портрет.

2. Поведение героев.

3. Речь.

4. Отношение к окружающим.

5. Взаимоотношение героев.

6. Отношение автора.

Почему рассказ толстого называется свечка

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Почему рассказ толстого называется свечка

  • 2 слайд

    «Это Филиппок,  Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает

    Описание слайда:

    «Это Филиппок,  Костюшкин брат, он давно просится в школу, да мать не пускает его, и он украдкой пришёл в школу.» 
    Отгадай произведения и автора.

  • 3 слайд

    «Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались. Вот он веле

    Описание слайда:

    «Отец приказал сыновьям, чтобы жили в согласии, они не слушались. Вот он велел принести веник и говорит «Сломайте!» 

  • 4 слайд

    «Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но пото

    Описание слайда:

    «Мальчики сначала не слыхали того, что им кричали, и не видали акулы; но потом один из них оглянулся, и мы услыхали пронзительный визг. И мальчики поплыли в разные стороны.»

  • 5 слайд

    Почему рассказ толстого называется свечка

  • 6 слайд

    Почему рассказ толстого называется свечка

  • 7 слайд

    Почему рассказ толстого называется свечка

  • 8 слайд

    Почему рассказ толстого называется свечка

  • 9 слайд

    Название рассказа вы узнаете, выбрав русские буквы.

    Описание слайда:

    Название рассказа вы узнаете, выбрав русские буквы.

  • 10 слайд

    Почему рассказ толстого называется свечка

  • 11 слайд

    Сделайте предположение, о ком или о чём будет рассказ.

    Описание слайда:

    Сделайте предположение, о ком или о чём будет
    рассказ.

  • 12 слайд

    Почему рассказ толстого называется свечка

  • 13 слайд

    мачта – конструкция вертикальная для креплениякаюта –  отдельное жилое помещ

    Описание слайда:

    мачта – конструкция вертикальная для крепления
    каюта –  отдельное жилое помещение на корабле
    аршин – старинная мера длины, равная 71 см 
    задор- горячность, азарт
    подманить – подозвать к себе, с помощью приманки
    раззадорился – пришел в состояние задора; т.е. человек, кот ведет себя пылко, вызывающе

  • 14 слайд

    слушать

  • 15 слайд

    Прочитайте словосочетания, к выделенным словам подберите синонимы к выделенны

    Описание слайда:

    Прочитайте словосочетания, к выделенным словам подберите синонимы к выделенным словам.

    сорвала шляпу – …
    скинул куртку – …
    бросился догонять -…

    — Почему автор использовал именно эти слова? 

  • 16 слайд

    Как вы, думаете, на чём отправлялись в кругосветное путешествие?Это корабль-

    Описание слайда:

    Как вы, думаете, на чём отправлялись в кругосветное путешествие?
    Это корабль- парусник. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т. е. имели высоту 5 -8 этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, верёвочных лесенок. Скорость парусного корабля была очень небольшой в сравнении с современными кораблями, плавание продолжалось долго, кругосветное путешествие корабли совершали в течение нескольких месяцев

  • 17 слайд

    Почему рассказ толстого называется свечка

  • 18 слайд

    В творчестве Л.Н. Толстого большое внимание уделялось событиям, очевидцем кот

    Описание слайда:

    В творчестве Л.Н. Толстого большое внимание уделялось событиям, очевидцем которых он был. В жизни этого человека  была служба в армии. Служил он и на море.
    Во время одного плавания и случилась история,  с которой мы сегодня познакомимся.

  • 19 слайд

    Оправдались ли ваши предположения? Кто из ребят был прав? Какой из типов изл

    Описание слайда:

    Оправдались ли ваши предположения?
    Кто из ребят был прав?
    Какой из типов изложения событий преобладает в рассказе: повествование, описание, рассуждение?
    — Как вы догадались?
    Слов,  какой части речи больше в  тексте повествовании?
    -Кто герои произведения?
    Из-за чего мальчик
    совершил прыжок? 
    -Какие эпизоды оказались
    наиболее напряженными?
    -Какие чувства испытывали
    вы?

  • 20 слайд

    -   Назовите главных героев.-    Что вы можете сказать о характере мальчика?

    Описание слайда:

    —   Назовите главных героев.
    —    Что вы можете сказать о характере мальчика?
    -Почему он залез на мачту  корабля?
    -Что в поведении вам понравилось, а что вы осуждаете
    -Какие черты характера отца помогли спасти мальчика?
    -Почему капитан заплакал?

  • 21 слайд

    Почему рассказ толстого называется свечка

  • 22 слайд

    -Каким тоном надо читать самый напряженный момент? -В каком темпе?    -Как м

    Описание слайда:

    -Каким тоном надо читать самый напряженный момент? 
    -В каком темпе?   
    -Как мы будем читать тихо или громко?
    -Найдите этот момент. 
    -Кто попробует голосом передать переживания героев?

  • 23 слайд

    - Найдите в тексте слова - действия, которые сообщают нам, как развлекала мат

    Описание слайда:

    — Найдите в тексте слова — действия, которые сообщают нам, как развлекала матросов обезьяна?
    — Найдите слова-действия, которые совершал мальчик пытаясь догнать обезьяну.
    — Какие слова- действия использует автор описывая поведение капитана?
    — Как реагировали люди на происходящее сначала?
    — Как изменилось их настроение?
    — Как они повели себя после того, как мальчик прыгнул в воду? 
    — Слова какой части речи вы называли?

  • 24 слайд

    Выберем из текста слова, характеризующие поведение мальчика и поступки обезьяны.

    Описание слайда:

    Выберем из текста слова, характеризующие поведение мальчика и поступки обезьяны.

  • 25 слайд

    Восстанови картинный план.

    Описание слайда:

    Восстанови картинный план.

  • 26 слайд

    Почему рассказ толстого называется свечка

  • 27 слайд

    Расставь пункты плана в правильном порядке. Решение отцаНа  корабле.   Пр

    Описание слайда:

    Расставь пункты плана в правильном порядке.

    Решение отца
    На  корабле.  
    Прыжок.
    На перекладине
    Погоня за обезьянкой 
    Проказы обезьянки. 

    1. На корабле.
    2. Проказы обезьяны.
    3. Погоня за обезьянкой.
    4. На перекладине.
    5. Решение отца.
    6 Прыжок.

  • 28 слайд

    Подбери отрывки из текста к иллюстрациям.

    Описание слайда:

    Подбери отрывки из текста к иллюстрациям.

  • 29 слайд

    Почему рассказ толстого называется свечка

  • 30 слайд

    Почему рассказ толстого называется свечка

  • 31 слайд

    Почему рассказ толстого называется свечка

  • 32 слайд

    Почему рассказ толстого называется свечка

  • 33 слайд

    Почему рассказ толстого называется свечка

  • 34 слайд

    Почему рассказ толстого называется свечка

  • 35 слайд

    Почему рассказ толстого называется свечка

  • 36 слайд

    Какие слова подходят для характеристики героя рассказа?  Выберите те, которые

    Описание слайда:

    Какие слова подходят для характеристики героя рассказа?  Выберите те, которые считаете главными, объясните свой выбор.
    Смелость, желание испытать себя, мальчишеский задор, стремление отстоять своё достоинство, упрямство, желание покрасоваться, глупость, желание доказать, что он сын капитана.

  • 37 слайд

    Почему рассказ толстого называется свечка

  • 38 слайд

    Каков  характер мальчика? (Безрассудный, отважный, гордый, истинный сын капит

    Описание слайда:

    Каков  характер мальчика?
    (Безрассудный, отважный, гордый, истинный сын капитана).
    мальчик

  • 39 слайд

    - Какой же смысл вкладывает автор в слово «прыжок»? -Какую роль сыграл прыжок

    Описание слайда:

    — Какой же смысл вкладывает автор в слово «прыжок»?
    -Какую роль сыграл прыжок?
    -Что случилось бы, если мальчик не прыгнул бы в воду?
    — Почему автор назвал своё произведение «Прыжок»?
    01.Прыжок спас мальчику жизнь, прыжок – это поступок, который совершил мальчик. Услышав приказ отца, он не растерялся, он сумел собраться, сгруппироваться. Мальчик спас свою жизнь и избавил от горя потери сына своего отца.
    02. Прыжок, как мгновенное падение в бездну страха и решимости, совершает и отец мальчика, и может быть, его «прыжок», ещё более страшный, поскольку он, отец, и несёт ответственность за сына.

  • 40 слайд

    https://www.youtube.com/watch?v=JUnGfbIto0Y Мультфильм «Прыжок» по рассказу

    Описание слайда:

    https://www.youtube.com/watch?v=JUnGfbIto0Y
    Мультфильм
    «Прыжок» по рассказу
    Л.Н. Толстого

  • 41 слайд

    -Какова же основная мысль рассказа?-Почему рассказ называется «Прыжок»?-Как

    Описание слайда:

    -Какова же основная мысль рассказа?
    -Почему рассказ называется «Прыжок»?
    -Как вы думаете, мальчик сам бы догадался прыгнуть в воду?
    -Был ли другой путь к спасению?
    -Как вы думаете, если бы мальчик не прыгнул, отец бы выстрелил?
    -Как вы думаете,  было ли отцу страшно?
    -Можно ли сказать, что отец тоже совершил прыжок?

  • 42 слайд

    Яу з н а лу д и в и л с яз а д у м а л с яп о в т о р и лн а у ч и л

    Описание слайда:

    Я
    у з н а л

    у д и в и л с я

    з а д у м а л с я

    п о в т о р и л

    н а у ч и л с я

    з а п о м н и л

  • 43 слайд

    Творческий пересказ - Представьте себя мальчиком, с которым произошла эта ист

    Описание слайда:

    Творческий пересказ
    — Представьте себя мальчиком, с которым произошла эта история. Расскажите о событиях, произошедших с вами во время путешествия.

  • 44 слайд

    Почему рассказ толстого называется свечка

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Прыжок

Похожие материалы

  • Басня «Лебедь, рак и щука»

  • Урок-обобщение по теме «Русские писатели» ( 2 класс)

  • Презентация по литературному чтению на тему «Летописи»

  • Презентация по литературному чтению на тему «Житие»

  • Презентация по литературному чтению «Былины»

  • Конспект урока по литературному чтению на тему А.С Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» 3 класс

  • Презентация по литературному чтению к уроку «Урок обобщения и закрепления по сказкам Г.-Х. Андерсена»

  • Презентация по литературному чтению к уроку «Урок обобщения и закрепления по сказкам Г.-Х. Андерсена»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5445810 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Правовое обеспечение деятельности коммерческой организации и индивидуальных предпринимателей»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Психодинамический подход в консультировании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Разработка эффективной стратегии развития современного вуза»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стандартизация и метрология»

  • Почему рассказ называется специалист
  • Почему рассказ называется христова детка
  • Почему рассказ называется срезал шукшин
  • Почему рассказ назван именем старухи изергиль
  • Почему рассказ называется до первого дождичка 2 класс ответы