Почему рассказ то чего не было заканчивается трагически

В. д. 21 ч. 10 мин. аким нырнул. нырять в фурако было запрещено. осуподзин акимо, - смешно коверкая слова, говорил

В. Д.

21 ч. 10 мин. 

Аким нырнул. 

Нырять в фурако было запрещено. Осуподзин акимо, — смешно коверкая слова, говорил переводчик, и все члены японского отряда во главе в начальником, похожим на красивого актера с красивым именем из старого фильма про самураев (аким имени не вспомнил, сделаем это за него – Тосиро Мифунэ), склонились в почтительном поклоне, переломив спины, подтверждая тем самым важность этих слов, — нырять в фурако соверисенно нерзя! 

Начальник отряда сложил ладони домиком и еще раз поклонился. 

— Хорошо, — сказал осуподзин акимо, — не буду. 

Он знал, что обещания своего не сдержит. Лишь один человек на всем свете мог запретить ему, господину акиму, нырнуть в фурако. Но, как надеялся аким, этот человек ничего не знал ни о подарке таинственного дарителя, ни о связанных с этим подарком обещаниях. 

Аким Кишкентаев (в старые добрые времена, объявленные ныне недобрыми, он назывался бы губернатором) имел все, что положено иметь тем, кто достиг его возраста и общественного положения, и осознание этого факта отравляло акимову жизнь ежедневно и ежечасно. Он хотел большего.

Великолепный пятиэтажный особняк с башнями в стиле чимкентское рококо южным фасадом был обращен в строну горной гряды, за которой начинались владения китайского богдыхана, северная же сторона глядела окнами в английский парк, разбитый на угодьях обанкротившегося свекловодческого хозяйства «Кызыл Балдырган».  Но и пятиэтажный особняк ненавистного предшественника, акима Кошкарбаева, оказавшего любимому руководителю неоценимые услуги щепетильного характера, о которых мы не будем распространяться, уважая право властителей на невмешательство в частную жизнь, так же глядел и на горы, и на английский парк, и так же расхаживали по соседскому саду павлины, оглашая южные ночи леденящими кровь вскриками…   

Когда любимый дельфин любимой подруги любимого руководителя откусил любимой хозяйке левое ухо и частные дельфинарии в стране были повсеместно запрещены, Кишкентаеву передали высочайшее разрешение сохранить свой дельфинарий и даже пополнить коллекцию питомцами разжалованного дворцового аквапарка. Но радость была недолгой: выяснилось, что такой же привилегией одарили и ненавистного Кошкарбаева, и остальных акимов Свежеиспеченной Южной Республики. 

Жертва взбесившегося дельфина по понятным причинам не могла долее оставаться во дворце. Сначала ее хотели отправить посольствовать в одно отдаленное аравийское королевство, где неблагоприобретенная особенность была бы надежно сокрыта протокольным никабом, но пока готовились верительные грамоты, отношения с королевством испортились по не зависящим от сторон причинам, и несостоявшаяся посланница была отправлена к родственникам в далекий степной аул с откупными, размер которых при известном усилии ума можно было бы определить как умеренно-щедрый. 

Сумасшедшего дельфина, виновника переполоха, определили на постой в дельфинарий бывшего акима Кошкарбаева. Кишкентаев долго гадал, хороший это знак или дурной, но к определенному выводу так и не пришел. 

Мука неудовлетворенности терзала акима много лет, то притупляясь, то вспыхивая, как тяжкая хроническая хворь, пока в ворохе официальной корреспонденции не обнаружился странный конверт. 

На первый взгляд ничего необычного в нем не было – но только на первый. Полупрозрачная плотная бумага будто лоснилась в пальцах. Каллиграфическая вязь выведенного от руки адреса, изумрудный оттенок чернил… Люди из службы безопасности акима тщательно обнюхали письмо, смотрели на просвет, сгибали под разными углами и даже проткнули тонкой иглой в нескольких местах, но ничего подозрительного не обнаружили. И все же аким вскрывал загадочный конверт с неожиданной и самого его удивившей робостью.  

Текст был краток и составлен в отменно вежливых выражениях. Автор просит разрешить ему не раскрывать имени, поскольку, как он ни секунды не сомневается, его глубокую личную признательность акиму разделят сотни и тысячи благодарных жителей улуса, которые, возможно, не располагают имеющимися у автора по воле небес возможностями, каковое предположение обязывает автора, да простится ему такая смелость, действовать и от их лица…

 (аким наморщил лоб, стараясь не увязнуть в зыбучих песках восточной велеречивости)

…и ежели его просьба будет благосклонно удовлетворена, умоляет акима принять скромный, почти символический подарок: офуро.

Офуро? – спросил аким. 

Секретарь сгорбился над клавиатурой, одновременно напоминая кормящего аиста и чумного доктора из старой книжки, и лихорадочно забил по клавишам. Потом,  ткнувшись длинным носом в экран, прочитал:

Офуро. Японская баня. 

Это был час триумфа.  Кишкентаев закрыл глаза и в малейших подробностях представил второй подземный этаж своего особняка (первый занимал гараж на двадцать машин и вольер для страусов). Выложенный голубой майоликой хамам соседствовал с русской парилкой, та с финской сауной, была даже в банном комплексе акима напичканная электроникой инфракрасная баня – ни Кишкентаев, ни его гости так и не решились зайти в ее форфоресцирующие недра, предпочитая традиционные способы омовений. Было тут и хранилище коллекции веников, постоянно пополняющееся новыми экспонатами, со сложной системой вентиляции и поддержания влажности. Веники у акима были хвойные, можжевеловые, дубовые, но сам он, человек старой закваски, предпочитал березовые – хоть при желании в этом выборе и можно было усмотреть скрытую оппозицию политическому курсу любимого руководителя на постепенный отход от русской бани в сторону хамама.  И, конечно же, был бассейн с искусственной волной… словом, было все, что полагалось иметь человеку, достигшему акимова возраста и положения. Но не было радости. У ненавистного экс-акима Кошкарбаева, оказавшего любимому руководителю неоценимые услуги щепетильного характера, тот же самый хамам соседствовал с русской, финской и инфракрасной банями, и та же волна катила в бассейне… 

А офуро у него не было! И ни у кого другого в целом свежеиспеченном государстве не было японской бани. А теперь – будет. И само собой пришло решение: самая высокая из четырех башен акимова особняка, глядевшая окнами-бойницами на горную гряду, за которой начинались владения китайского богдыхана, и на владения ненавистного экс-акима Кошкарбаева, будет отдана под щедрый подарок.    

Но кто же – даритель? Аким отогнал тревожную мысль (нет ли какого подвоха в столь щедром презенте?) – в конце концов, и хамам, и русская баня, и сауна, и инфракрасное чудо техники тоже были подарены неизвестными дарителями… которые в подходящий момент, в соответствии с не вчера возникшими нормами и уложениями, раскрывали свое инкогнито. 

Три недели спустя, в час между днем и ночью, что столь короток на юге, аким Кишкентаев поднялся по винтовой лестнице на самую высокую башню своего особняка. Отстав на три ступени, за ним следовал предводитель отряда японских специалистов, монтировавших офуро, за предводителем, двумя ступенями ниже – переводчик. Японцы в строительной униформе, приложив руки к груди и склонив головы, стояли на лестнице на равном расстоянии друг от друга. Со стороны картина выглядела, как сцена из старого японского боевика.  

Человек, похожий на актера Мифунэ, все эти дни руководил работами в башне. Человек-загадка, он будто излучал в равной мере почтительность и независимость – проживший долгую жизнь Кишкентаев впервые видел это сочетание, как ему ранее казалось, несочетаемого. Однажды он пригласил его на ужин и через переводчика, смешно коверкавшего слова, попытался выведать, не знает ли тот что-нибудь о таинственном дарителе. 

Акимо-сан, — выслушав вопрос и глядя на хозяина немигающими черными глазами, проговорил предводитель, — мы – самая старая в Японии и самая уважаемая фирма, которая делает лучшие в мире офуро. Доска из лиственницы из леса со склона священной горы Фудзияма. Циновки из лучшего бамбука с острова Хоккайдо. И, конечно, наш фурако – это лучший в мире фурако…

Фурако? – спросил аким.

Предводитель посмотрел на переводчика.

Фурако, — подтвердил тот. – Куперь. Цутобу купатися. 

Купель, понял аким, большой знаток банной терминологии. 

…и, конечно, невозможно было бы веками сохранять лидерство в нашем деле, не соблюдая самых строгих правил и традиций. Гостя в доме, акимо-сан, я не могу отказаться отвечать на вопросы хозяина… — он выдержал паузу, — поэтому мне не сообщили имени заказчика. 

Вот такой человек руководил работами в акимовом особняке, и теперь он стоял тремя ступенями ниже хозяина на верхней площадке башни. Путь им преграждала бамбуковая ширма. 

Аким оглянулся в нерешительности. Предводитель развел руки в стороны, показывая, как раздвигаются створки из бамбука, и аким, привычный к исполнению не совсем понятных ему ритуалов, в чем , собственно, и заключалась значительная доля его службы, послушно раздвинул ширму. Предводитель одобрительно кивнул, и они переступили порог.

21 ч. 11 мин.

Аким вынырнул.

Предыдущие два часа Кишкентаев провел в давно забытой роли ученика. Он слушал, запоминал, переспрашивал, и лишь когда убедился, что никаких секретов в управлении офуро не осталось и сложный церемониал омовения накрепко запечатлелся в памяти, дал понять предводителю, что готов остаться один. В один из дней, когда монтажники сновали по винтовой лестнице, как муравьи, когда в башне кипела работа, он вдруг понял, что ничья нога не ступит за бамбуковые створки ворот, никто не осквернит его – и только его – японскую баню. А если… — начал было нашептывать внутренний голос, но он пресек неслышный шепот соблазна: нет. Нет, нет и нет. Только он, аким Кишкентаев, и больше никто. Это его офуро, его купель, его кадка с горячими кедровыми опилками. Он даже согласился со строгим запретом натираться мылом – оно изготовлено из жира, вытопленного из убитых животных, и этот жир впитается в поры лиственничной доски. Никакого мыла! 

Но когда, оставляя акима в одиночестве, предводитель обернулся перед бамбуковыми створками и взгляды двух мужчин пересеклись, оба они понимали, что второй запрет – погружаться в купель с головой – вот-вот будет нарушен. Нырять соверисенно нерзя! – трагически восклицал молодой переводчик и возводил очи горе, будто призывая в свидетели всех богов синтоистского пантеона. Но, видимо, многие тысячи километров, разделявшие горную гряду за окнами акимова особняка и священную гору Фудзи, ослабили могущество богов. 

Оставшись один, аким переоделся в клетчатый хлопковый халат, бросил одежду в плетеный короб и устроился за низким столиком. Теплое саке из глиняной бутылки пролилось в чашечку-наперсток. Он помедлил и выпил. 

Нигде за пределами офуро он не стал бы пить этот странный кисловатый напиток… но здесь он будет пить только саке – понял аким и сам удивился своей решительности. Здесь – только саке!

Он перешел к следующему этапу церемонии. Рядом с бутылкой лежала книга. Следовало наугад прочитать одну страницу, минуту размышлять над ней и только после этого уже можно было сбросить халат и погрузиться в купель. 

На обложке стилизованной вязью были выведены слова: «Сокрытое в листве». Аким открыл первую страницу и прочитал: 

«Я постиг, что путь самурая это смерть».

Он поморщился и закрыл книгу. Читать о смерти совсем не хотелось. 

Помедлив, Кишкентаев наугад открыл книжку где-то ближе к середине и дал себе слово дочитать страницу до конца, чего бы там ни было понаписано. Аким он, в конце концов, или не аким?

«Созерцать неизбежность смерти следует ежедневно. 

Каждый день, когда тело и ум пребывают в покое, нужно представлять себе, как тебя пронзают стрелами, убивают выстрелом из ружья, протыкают копьём или разрубают мечом. 

Каждый день нужно воображать себе, как ты погибаешь в горящем здании, как тебя уносят огромные волны, поражает молния или присыпает обломками каменных стен во время землетрясения. 

Каждый день нужно переживать падение с высокой скалы, смерть в результате болезни или самоубийство после смерти хозяина. 

Каждый день без исключения нужно считать себя уже мёртвым».

Странные люди эти японцы, подумал аким, один за другим выпивая наперстки саке. Потом решил упростить процесс и стал отхлебывать из горлышка. Что это за жизнь… Представлять, как тебя уносят огромные волны… Поражает молния… Странные люди, странные запреты. Не нырять с головой в фурако…

Он потряс бутылку, чтобы убедиться, что она пуста, сбросил халат и прыгнул в купель. 

один, два, три…

плотная горячая среда приняла его в себя. Он был хорошим пловцом. Задерживал дыхание и на минуту, и больше, нырял и в прорубь…

семь, восемь…

странные люди, почему – нельзя, ведь так хорошо

пятнадцать, шестнадцать

как в материнском чреве, вспомнил он. Такой же покой, растворение в чем-то большом, правильном, добром

двадцать два, двадцать три…

какая ерунда лезет в голову. Как можно помнить себя в утробе?

двадцать девять, тридцать…

в висках застучало, горячая волна ударила в мозг, но он не ускорил счет. Аким он, в конце концов, или не аким

тридцать шесть, тридцать семь…

соверисенно нерзя, соверисенно нерзя! – где-то за краем красного тумана отчаянно взывал переводчик

сорок, сорок один…

предводитель смотрел на него в упор, немигающим взглядом, по ту сторону зажмуренных век

сорок пять…

глухо бил колокол. Вот чем была жизнь… колокол… всегда… была

сорок семь…

сорок восемь…

сорок девять…

горячая черная пустота

пятьдесят!

Он выскочил из купели, будто ошпаренный. Сердце колотилось в горле. Обожженные легкие помпой всасывали прохладный воздух. Обрывки недодуманных мыслей метались в голове, как перепуганные страусы по вольеру во время прошлогоднего землетрясения. Он сделал это. Он сделал это! Решил – и сделал. Аким он, в конце концов, или не аким?

Его немного мутило, но он списал это на действие саке. Придумали же… рисовая водка, разбавленная кипятком. Никогда больше.

Воздуха не хватало. Он подошел к окну и вдруг замер в недоумении. В сотне дзё к югу огненным ручейком стекало с горы факельное шествие. 

Аким нахмурился. Факельные шествия были повсеместно запрещены после того, как бастарды даймё (господи, какие еще бастарды даймё? – подумал он, проклиная коварный напиток), отмечая праздник Танабата, сожгли любимые охотничьи угодья любимого руководителя. Но, конечно, на ненавистного соседа, оказавшего сёгуну неоценимые услуги щепетильного характера, запрет не распространялся. Кто еще мог вырядить такую толпу в маскарадные одежды? 

Всадники приближались. В свете факелов аким разглядел полосатые попоны, шаровары, круглые шлемы, флаги на прикрепленных к спинам древках. Цирк, настоящий цирк…

Он прислушался. Нет, это не шум в голове. Дробный перестук шагов на лестнице. Гул голосов.

Акимо-сан! Акимо-сан! 

Створки дверей разъехались. 

Предводитель. За ним переводчик. И остальные японцы. Эти тоже успели переодеться – теперь на них были такие же клетчатые халаты, что и на нем. И даже причесались все как-то по-чудному, собрав волосы в кокон на затылке. Аким начинал уставать от этой затянувшейся игры. 

Предводитель опустился на колено, но даже и в этой позе не утратил вызывающего аристократизма. Переводчик, белый, как бумага, в низком поклоне протянул короткий меч. Откуда-то аким знал, что он называется вакидзаси, но сил удивляться у него уже не осталось.   

Акимо-сан, — замогильным голосом отчеканил предводитель. – Боги разгневались на ваш дом! Сёгун объявил вас изменником. К замку приближаются люди клана Ебанашики. Сопротивление не имеет смысла. Мы последуем за вами. Приготовьтесь к смерти, акимо-сан! 

Так, друзья — сегодня будет пост на интересную тему, о которой я давно хотел написать — пост о трагических судьбах советских актёров. Не знаю, в курсе вы или нет — но многие телевизионные и киношные кумиры пятидесятых-восьмидесятых годов, которых вы много раз видели в старых фильмах — умирали в нищете и безвестности…

Поклонники СССР часто любят сравнивать совок с Западными странами – так вот там ситуация с такими вещами была кардинально иной — в молодые годы кинокарьеры известный и узнаваемый артист становился миллионером (часто — мультимиллионером), что обеспечивало ему безбедную старость. В СССР же знаменитый артист в лучшем случае успевал заработать на единственную квартиру, а все остальные деньги, зарабатываемые премьерами и показами фильмов — присваивало себе государство, и артист в старости оставался ни с чем, пишет Максим Мирович в Facebook.

Видео дня

Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о нескольких трагических судьбах советских актёров.

Юрий Белов.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Юрий Белов — одна из звёзд советского кино 1950-х годов, сыгравший множество ролей «простых парней из народа» — такой образ был очень популярен в кинематографе тех лет. Юрий Белов сыграл одну из главных ролей в фильме «Карнавальная ночь», сыграл видные роли в фильмах «Весна на заречной улице», «Девушка без адреса» и «Неподдающиеся» — последний, кстати, и сейчас смотрится весьма годно, так как троллит скучный и унылый совок.

На Западе после таких звёздных ролей в молодые годы (Белова знала буквально вся страна) актёр стал бы мультимиллионером и безбедно бы жил до старости, но судьба Юрия сложилась трагически — в середине 1960-х годов он попал в психиатрическую лечебницу после неосторожного высказывания о Хрущёве — в одной из компаний Юрий сказал, что мол Хрущёву «недолго осталось, скоро его снимут» (и, кстати, был прав). Кто-то донёс на Белова, после чего его отправили в психушку, что сломило и его, и его кинокарьеру — Юрия с большой неохотой брали на съёмки.

В последние годы Белов снимался мало, подрабатывал частным извозом на «Москвиче», купленном в годы былой популярности, начал пить… Юрий Белов умер 31 декабря 1991 года, в возрасте всего 61 год — он так и не дождался новогоднего показа фильма «Карнавальная ночь», который он любил смотреть, вспоминая свою молодость…

Леонид Харитонов.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Леонид Харитонов — Ещё одна звезда 1950-х и кстати ровесник Белова — он родился в 1930 году. Харитонов стал мега-популярным после того, как снялся нескольких фильмах в роли Ивана Бровкина — «слегка непутёвого простого парня, из которого армия делает человека». Харитонов обладал природным обаянием и образом а-ля Есенин — «кудрявый парень из народа», и многие зрители даже считали, что в кино он просто играет самого себя — мол, на самом деле есть такой Иван Бровкин, о жизни которого и сняли кино.

Фильмы про Ивана Бровкина увидели миллионы советских зрителей, и где-нибудь в Голливуде актёр был бы мультимиллионером — но в СССР актёр ничего толком не заработал. С возрастом внешность артиста стала меняться, его уже не приглашали на роли «простых парней», а заработанных в годы былой популярности копеек не хватало — и в восьмидесятые годы артист жил очень бедно.

Летом 1980 года артист перенёс первый инсульт — в то время ему было всего 50 лет. Затем был второй инсульт и конфликт с новым руководством МХАТа — от Харитонова в ультимативной форме потребовали убраться из театра, что было для него вопросом выживания — без сцены артист просто не имел бы средств для существования. 20 июня 1987 года у Харитонова случился третий инсульт, которого он не пережил…

Сергей Филиппов.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Сергей Филиппов не сыграл ни одной знаменитой главной роли, но прославился как гениальный артист эпизодов — стоит вспомнить хотя бы лектора из «Карнавальной ночи» с его знаменитым монологом «Есть ли жизнь на Марсе?», аптекаря из «Новых приключений неуловимых», клиента фотоателье из фильма «Мы с вами где-то встречались» или посла из фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Ещё Сергей Филиппов сыграл несколько запомнившихся ролей всяких неотёсанных и хамоватых советских начальников и бюрократов.

В 1950-60-е годы Сергей Филиппов стал мега-популярным — его узнавали на улицах, здоровались за руку, постоянно звали в гости или просто выпить «за компанию». Однако, как и в случае с Харитоновым и Беловым, эта популярность в СССР никак не монетизировалась — актёр до последних дней был вынужден много и тяжело работать, несмотря даже на диагностированный у него рак мозга, от которого он лечился в последние годы.

Кумир пятидесятых годов умирал в одиночестве и нищете, всеми брошенный и забытый, это случилось в 1990 году. У Сергея Филиппова не было денег даже на похороны — причём «Ленфильм», который благодаря Филиппову некогда заработал огромные капиталы, не дал на похороны ни копейки. Хоронил Филиппова Александр Демьяненко (Шурик), собирая по копейке деньги у актёров, которые лично знали Филиппова.

Алексей Смирнов.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Алексей Смирнов — ещё один гениальный актёр эпизода, прославившийся ролями Верзилы в «Операция Ы» и ролью механика Макарыча в фильме «В бой идут одни старики». Мало кто знает, но в юности Алексей Смирнов на самом деле воевал — был командиром огневого взвода в миномётном полке, награждён медалями и орденом Славы, был тяжело контужен в конце войны.

Однако несмотря на героическую юность и последующую кино-славу, Смирнов был нищим — страна никак не отблагодарила его за все заслуги. В апреле 1979 года актёр узнал о смерти Леонида Быкова, с которым дружил — после чего ушел в запой и попал в больницу с болезнью сердца, где и умер. За две недели пребывания в больнице актёра никто не навестил. Знаменитый актёр и ветеран Алексей Смирнов был настолько беден, что на его похороны пришлось собирать деньги по соседям и знакомым — а его могилу привели в порядок только в недавнее время — до этого она была почти заброшенной…

Семён Фарада.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Семён Фарада снимался очень много в период 1960-80-х годов, снявшись за 30 лет работы в кинематографе в 130 фильмах. Что интересно — Семён Фарада не имел актёрского диплома, но занимался в многочисленных профильных кружках и студиях. Я слышал версию, что Семён Фарада собирался поступить в театральный ВУЗ — но этому помешал пресловутый «пятый пункт» — Семён Фарада был евреем.

Фарада был одним из самых узнаваемых и любимых советских актёров — но тоже умирал в нищете. С возрастом здоровье Семёна пошатнулось, начались проблемы с сердцем, Фарада перенёс несколько инсультов. В последние годы жизни Семён практически не выходил из дома — после инсульта он упал и сломал шейку бедра. И государство, и друзья забыли про Фараду — от заработанных в советские годы копеек не осталось и следа, и деньги для больного Семёна собирал его друг Александр Абдулов.

Георгий Вицин.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

Георгий Вицин начал активно сниматься в пятидесятые годы, причём было ему уже под 40, но благодаря юной внешности Вицин ещё много лет играл розовощёких комсомольцев. Звездный статус пришёл к артисту в шестидесятые — после съёмок в роли Труса в нескольких фильмах Леонида Гайдая. А ещё Георгий Вицин долгие годы играл в театре и озвучил множество мультфильмов — уже за одно это в развитой стране артист был бы миллионером.

Что интересно — несмотря на очень удачные и правдоподобные роли советских алкоголиков на экране, сам Георгий Вицин практически не пил, вёл здоровый образ жизни и серьезно занимался йогой.

В последние годы жизни Вицин жил хоть и не в нищете, но очень бедно. За всю жизнь Вицин заработал две квартиры — одну из них, побольше, Георгий отдал своей дочке, а сам перебрался во вторую квартиру — хрущёвку в Староконюшенном переулке, где и жил весьма бедной и скромной жизнью. В последние годы жизни Вицин, одетый в старую заношенную одежду, любил ходить кормить голубей, предпочитая не общаться с журналистами.

Елена Метёлкина.

Трагические судьбы советских актеров: умирали в нищете и безвестности

В завершении поста расскажу вам ещё об одной если не трагической, то весьма несчастливой судьбе советской актрисы по имени Елена Метёлкина — которую вы должны знать по ролям Нийи в фильме «Через тернии к звёздам» и сотрудницы института времени Полины в фильме «Гостья из будущего» — последняя произвела на меня в детстве неизгладимое впечатление, Елена в этой была очень красивой и эффектной и, пожалуй, сформировала во мне идеал женской красоты и грациозности)

Однако несмотря на звездные роли (фильм «Через тернии к звездам» в кинотеатрах посмотрело более 20 миллионов человек), несмотря на довольно успешную параллельную карьеру манекенщицы, Елена толком ничего не заработала, а ещё ей не повезло с личной жизнью, брак Елены оказался крайне неудачным — муж был «брачным аферистом» и пытался отсудить у Елены единственную квартиру.

Позже Елена Метёлкина оставила кино и карьеру манекенщицы, увлеклась религией, и по некоторым данным — сейчас работает в иконной лавке и поёт в церковном хоре в одной из церквей Москвы.

Такие дела. Как видите — если в развитых странах актёрская слава автоматически означала богатство и независимость, то в СССР слава часто приходила одна, а когда молодость и актуальность актёра проходили — про него быстро забывали, и часто артист доживал свои последние дни в полной нищете, государство просто выбрасывало его на обочину…

Напишите в комментариях, что вы обо всём этом думаете.

disclaimer_icon

Важно: мнение редакции может отличаться от авторского. Редакция сайта не несет ответственности за содержание блогов, но стремится публиковать различные точки зрения. Детальнее о редакционной политике OBOZREVATEL поссылке…

Готовимся к контрольной работе по литературе (18.05.21)

А1. Фольклор – это:

1) устное народное творчество  
2) художественная литература           3) жанр 
литературы    

4) жанр устного народного творчества.

Сюжет – это …

1) основное
содержание произведения    2)
последовательность событий и действий          3) то, что хотел сказать авто

А2. Назовите основные роды литературы:

1) эпос, повесть, драма                   2) эпос, лирика, драма    3) роман, поэма, комедия    

4) эпос, лирика, трагедия

Действующее лицо художественного
произведения называется:

1)
образом                 2) персонажем    3)
типом

А3. Исторические песни — это:

1) авторские песни  2) народные песни, в которых рассказывается о
жизненных историях   

3) народные песни, в которых рассказывается об
исторических событиях

Композиция — это:

1) последовательность
событий и действий 2) движение произведения от завязки до развязки  

3)
последовательность частей и элементов произведения

А4. Житие – это описание:

1) жизни народного героя                                              2)
жизни исторического деятеля   

3) жизни человека, причисленного к лику святых    4) рассказы о жизни Иисуса Христа

Назовите основные роды литературы:

1) эпос, повесть, драма     2) роман, поэма, комедия     3) эпос,   
лирика, трагедия       

4) эпос, лирика, драма                   

А5. «Повесть о Шемякином суде»:

1) это произведение фольклора   
2) это произведение древнерусской литературы  

3) это произведение современной литературы

Какой из жанров литературы нельзя
отнести к фольклорному?
  

1) сказка     2) былина  
3) народная   песня     4)
поэма
            

А6. К какому жанру литературы
относится произведение «Мцыри»?

 1) баллада                  2) мемуары 
         3) поэма – исповедь    

Определите жанр произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка»:  

1) роман    
     2) семейно-бытовая хроника     3) историческая повесть         4) мемуары           

А7. Где происходит действие пьесы А.Н.
Островского «Снегурочка»?

1) в
северном поселке      2) в царстве
берендеев                       3) в
южном городе Ярило         

     В чьи уста А.С. Пушкин вкладывает пословицу, ставшую
эпиграфом ко всей повести: «Береги честь смолоду»? 

1) Савельича    
2) Отца Петруши, Андрея
Петровича Гринева       3) Петра
Гринева   

А8. Назовите главных героев пьесы А.Н.
Островского «Снегурочка». _______________________

_____________________________________________________________________

Какова основная проблематика произведения  «Капитанская дочка»:

1)
проблема любви  2) проблема чести, долга
и милосердия  3) проблема роли народа в
истории   

А9. Определите средства выразительности
(подчеркнутые) в следующих поэтических строчках.

1)    
Опять ,
как в году золотые,

            Три
стёртых треплются шлеи…

А.эпитет

2)    
Какому хочешь
чародею

Отдай разбойную красу…

Б.метонимия

3)    
Ночью, первым из
колонны,

Обломав
у края лёд,

Погрузился на понтоны

Первый
взвод.

В.сравнение

Ответ: 1)______2)______3)_______

Определите средства выразительности
(подчеркнутые) в следующих поэтических строчках.

1.Бьётся в тесной
печурке огонь,

На поленьях смола, как слеза…

А.олицетворение

2.Про тебя мне шептали
кусты

В белоснежных полях
под Москвой…

Б.сравнение

3. А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке…

В.эпитет

А10. По характеристике  определите героя. Назовите автора,
произведение и героя.

Герой — профессор медицины. Практикуем модное в начале 20 века омолаживание человека. Он известен своими
трудами и за границей. Днем он принимает пациентов, а вечером берется за
изучение медицинской литературы. Профессор предстает перед нами как воплощение
образованности и высокой культуры. По убеждениям это сторонник старых
дореволюционных взглядов.     _________________________________________________________________________

По характеристике  определите
героя. Назовите автора, произведение и героя.

Помощник профессора медицины, с которым он
любит болтать на разные скользкие темы. Типичный интеллигент, которому
советская власть не успела создать условия, не позволяющие в полной мере
раскрывать и реализовать свой талант.

 А11. «Капитанская дочка» Пушкина описывает крестьянское восстание:   1) Степана Разина     2) Емельяна Пугачева    3) Кондратия Булавина      4) Ивана 
Болотникова
 

О чем говорит Мцыри «За эти
несколько минут…Я б рай и вечность променял…» (за что променял бы)?   

1) за время встречи с грузинкой    2) за ночь бегства из монастыря     3)
за возможность попасть на родину
                                     

А12. Как зовут главного героя «Капитанской
дочки»:  

1) Зурин   
      2) Швабрин               3) Савельич  
   4) Гринев
                  

Хлестаковщина – это…

1) стремление выдать себя за персону
более важную и значимую, чем это есть на самом деле
 

 2) стремление
модно одеваться
     3) погоня за чинами                       

 А13. О
каком герое идёт речь:
«Итак, все мои
надежды рушились! Вместо весёлой петербуржской жизни ожидала меня гарнизонная
скука в стороне глухой и отдалённой…»

____________________________________________

Кто из героев произведения Гоголя
«Ревизор» говорит:
  

1) «Человек простой: если умрёт, так
умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет»      

2) «Чёрт
побери, есть так хочется, и в животе трескотня такая, как будто бы целый полк
затрубил в трубы»       

3) «Один раз
меня приняли даже за главнокомандующего. Солдаты выскочили из гауптвахты и
сделали ружьём».                           

А14. Кто из героев резко переменил свою жизнь,
отказался от всякой карьеры, особенно военной, и
посвятил свои силы тому, чтобы помогать другим
людям
? Назовите автора, произведение, героя.___________________________________________________________________

Кто из героев  был босяком, заядлым
пьяницей и ловким, смелым вором, не дорожил деньгами, помог одному деревенскому
пареньку, чуть не поплатился за это жизнью?

А15. Кто из
героев произведения Гоголя «Ревизор» описан?

1) «Уже постаревший на службе и
очень неглупый по-своему  человек. Хотя и
взяточник, но ведёт себя очень солидно»  

2) «Человек, прочитавший пять или
шесть книг. Берёт взятки борзыми щенками. В Бога не верует, в церковь не
ходит» 

3) «Один из тех людей, которых
называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения» 

Каков основной композиционный прием
в рассказе Толстого «После бала»?
                  

1)  антитеза                      2)
преувеличение           3)
сопоставление    

А16. Кто не является действующим лицом пьесы
«Ревизор»: 

1) городничий    2) Скотинин    3) Ляпкин-Тяпкин   4) Земляника

Чем в поэме «Василий Теркин» является постоянно
повторяющееся слова «переправа»?

1)
сравнением                    2)
рефреном                              3)
средством рифмовки

А17. Как
заканчивается пьеса «Ревизор»?  

1) приезд настоящего ревизора    
2) немая сцена      3) свадьбой
дочки городничего и Хлестакова     4)
отставкой городничего.

Дочерью кого является Снегурочка из одноименной пьесы
А.Н. Островского?

А18. Соотнесите авторов
произведений из 1 столбика с названиями произведений из 2 столбика и с героями
произведений из 3 столбика.

Авторы произведений

Названия произведений

Герои произведений

1.
М. Горький

1.
«Бедная Лиза»

1.
Послушник, старик, грузинка

2.
Гоголь Н.В.

2.
«После бала»

2.
Купава, Мизгирь, Лель

3.
А.Н. Островский

3.
«Василий Теркин»

3.
Иван Васильевич, Варенька, полковник

4.
Лермонтов М.Ю.

4.
«Капитанская дочка»

4.
Городничий, Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Земляника

5.
Н.М. Карамзин

5.
«Мещанин во дворянстве»

5.
дед, полковник, доктор

6. Ж.-Б.
Мольер

6.
«Ревизор»

6.
Гаврила, вор

7.
Пушкин А.С.

7.
«Сашка»

7.
 бедная крестьянка, Эраст

8.
Толстой Л.Н.

8.
«Мцыри»

8.
командир, ротный, ординарец Толик

9.
В. Л. Кондратьев

9.
«Челкаш»

9.
Гринёв, Пугачёв, Маша Миронова, Швабрин

10.А.Т.
Твардовский

10.
«Снегурочка»

10.
Журден, Клеонт, Дорант

Ответ:
1.______2.______3.______4._______5._______6._______7.________8.________9.________10.________

Соотнесите
авторов произведений из 1 столбика с названиями произведений из 2 столбика и с
героями произведений из 3 столбика.

Авторы произведений

Названия произведений

Герои произведений

1.
Древнерусская литература

1.
«Капитанская дочка

1.
Городничий, Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Земляника

2.
Лермонтов М.Ю.

2.
«После бала»

2.
Иван Васильевич, Варенька, полковник

3.
А.Н. Островский

3.
«Житие Сергия Радонежского»

3.
Послушник, старик, грузинка

4.
М. Горький

4.
«Мцыри»

4.
берендеи, бобыль, Мизгирь

5.
Гоголь Н.В.

5.
«Собачье сердце»

5.
босяк-вор, Гаврила

6.
Пушкин А.С

6.
«Василий Теркин»

6.
Швондер, Борменталь, кухарка

7.
М. Булгаков

7.
«Сашка»

7.
мальчик Варфоломей, старый монах, медведь

8.
Толстой Л.Н.

8.
«Ревизор»

8.
старый солдат, старуха, доктор

9.
А.Т. Твардовский

9.
«Челкаш»

9.
Гринёв, Пугачёв, Маша Миронова, Швабрин

10.
В.Л. Кондратьев

10.
«Снегурочка»

10.
ротный, немец, Толик

В1. Дать развернутый ответ на
вопрос (от 10 предложений):
Какой герой русской
литературы  нравится больше всего и
почему?

4 четверть
Готовимся к итоговой работе, которая состоится  26  апреля.

1.Какой
из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

А) сказка;            Б) былина;               В) народная песня;                 Г) поэма

2.Какой
из жанров литературы нельзя отнести к фольклорному?

А) повесть;                    Б) пословица;               В) народная песня;           Г) частушка

3. Что такое басня?
Выберите правильный ответ.

А) небольшой рассказ                                    Б) короткий нравоучительный рассказ

В) короткий нравоучительный рассказ в стихах или прозе с
четко сформулированной моралью

Г) сатирический рассказ

4. Что такое
иносказание? Выберите правильный ответ.

А) переносный смысл

Б) иначе аллегория, скрытое упоминание каких-либо фактов или событий

В) образное определение                                        Г) выразительное средство звучащей речи

5. Соотнесите автора
и его произведение:

1.А.А. Бестужев — Марлинский

А) «Мгновение»

2. В.М. Гаршин

Б) «Двое в декабре»

3.В.Г. Короленко

В) «Ранние журавли»

4. В.А. Каверин

Г) «Сигнал»

5. Ю.П. Казаков

Д) «Вечер на бивуаке»

6. Ч. Айтматов

Е) «Рейс «Ласточки»

7. В. Богомолов

Ж) «Два капитана»

6. Соотнесите автора
и его произведение:

1. Распутин В.Г.

А) «Крохотки»

2. В. Быков

Б) «То, чего не было»

3.А.И. Солженицын

В) «Обелиск»

4. В.М. Гаршин

Г) «Ранние журавли»

5. Ч. Айтматов

Д) «Мгновение»

6. В.Г. Короленко

Е) «Два капитана»

7. В.А. Каверин

Ж) «Женский разговор»

7. Прочитайте
аннотацию. Назовите автора и произведение.

Повествование о нелегком жизненном пути главного героя,
поставившего себе целью восстановить справедливость, несмотря на трудности, обман
и измену. «Бороться и
искать,
найти и не сдаваться!» — вот кредо Ивана Татаринова и Александра Григорьева,
никогда не встречавшихся, но во многом похожих.

8. Прочитайте
аннотацию. Назовите автора и произведение.

Безымянный герой повести приезжает на порохоны  Миклашевича, коммуниста и хорошего учителя.
Здесь он знакомится с Ткачуком, который рассказывает ему историю об учителе и
его учениках, среди которых был и Миклашевич. Это случилось в годы войны, когда
Белоруссия была оккупирована войсками вермахта. Учитель пожертвовал жизнью ради
своих учеников, но нет его имени на памятнике, хотя его постоянно кто-то
дописывает. Интересная и грустная история об отваге, доблести и чести людей,
подвиги которых несправедливо забыли.

9. Идея произведения — это:

а) то,
что хотел сказать автор;

б)
нравственный «урок» произведения;

в)
главная обобщающая мысль произведения.

10. Композиция — это:

а)
последовательность событий и действий;

б)
движение произведения от завязки до развязки;

в)
последовательность частей и элементов произведения.

11. Тема произведения — это:

А)
главная идея;

Б) объект
отражения;

В)
конкретная описанная ситуация.

12. Описание автором собственной жизни
называется …

А)
жизнеописанием;

Б)
автобиографией;

В)
портретом.

13. Прочитайте
произведение А.Солженицына «Шарик» и ответьте на вопросы. Ответы должны быть
ПОЛНЫМИ.

Во
дворе у нас один мальчик держит пёсика Шарика на цепи, — кутёнком его посадил,
с детства.

Понёс
я ему однажды куриные кости, ещё тёплые, пахучие, а тут как раз мальчик спустил
беднягу побегать по двору. Снег во дворе пушистый, обильный. Шарик мечется
прыжками, как заяц, то на задние ноги, то на передние, из угла в угол двора, из
угла в угол, и морда в снегу.

Подбежал
ко мне, лохматый, меня опрыгал, кости понюхал — и прочь опять, брюхом по снегу!

Не
надо мне, мол, ваших костей, — дайте только свободу!

А) Какую тему затронул писатель в рассказе?

Б)
В чем заключается  главная мысль рассказа
Александра Солженицына «Шарик»?

В) 
Почему рассказ заканчивается риторическим восклицанием?

Г) Над чем заставил задуматься данный
рассказ?

14. Прочитайте
произведение А.Солженицына «Костер и муравьи» и ответьте на вопросы. Ответы
должны быть ПОЛНЫМИ.

 Я бросил в костёр гнилое брёвнышко,
недосмотрел, что изнутри оно густо населено муравьями.

Затрещало бревно, вывалили муравьи
и в отчаянье забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я
зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались –
бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра. Едва
преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились,  и – какая-то сила влекла их назад, к
покинутой родине! – и были многие такие, кто опять взбегали на горящее
брёвнышко, метались по нему и погибали там…

А) Какую тему затронул писатель в рассказе?

Б)
В чем заключается  главная мысль рассказа
Александра Солженицын «Костер и

муравьи»­?

В) Почему рассказ заканчивается
многоточием?

Г) Над чем заставил задуматься данный
рассказ?

3 четверть
28 февраля или 1 марта состоится урок по произведению Ю. Казакова «Двое в декабре»
Домашнее задание после урока для 8а и 8б на 7 марта:
Творческие задания.
1.Представьте себя на месте героя или героини и продолжите “страницу из дневника”.
2.Напишите от лица героя или героини “неотправленное письмо”.
3.Напишите продолжение рассказа.
4.Нарисуйте серию иллюстраций  к рассказу.
5.Попробуйте нарисовать  “кривую эмоционального восприятия” рассказа (можно в цвете, символах).
6.Постарайтесь подобрать “метафоры” к названию рассказа и оформить их как в прозе, так и в стихотворной форме.

3 четверть

Прочитать произведение В. Быкова «Обелиск» и ответить на вопросы (ответы должны быть полными). Работы сдать до 13 марта 2021 года.

1. Какие проблемы поднимает автор в повести «Обелиск»?

2. Где и когда происходят главные события?

3. Каким человеком показан учитель Алесь Мороз?

4. Почему в первые месяцы оккупации он не оставил школы и даже получил разрешение у немцев и продолжал учить детей?

5. Что сделали ученики Мороза? Как оцениваете их поступок? Можно ли его назвать подвигом?

6. Почему учитель решил разделить страшную участь своих учеников?

7. О чем заставляет нас задуматься повесть «Обелиск»? Какие идеалы утверждает автор этой повестью?


Домашнее задание на 18 марта!!!
 Создать презентацию по сборнику А. Солженицына  «Крохотки»
Что надо отразить в презентации?
1. История создания сборника.
2. Темы, на которые пишет автор тот или иной рассказ.
3. Проблемы, которые поднимает автор  в рассказах.
4. Прочитать 5 — 6 рассказов (написать, какие рассказы прочитал: Я познакомился со следующими рассказами из сборника…)
5. Высказать свое мнение по поводу понравившегося рассказа из сборника. 
 В презентации должно быть не менее 10 слайдов. 
Иллюстрации желательно.

29 декабря в Нетании планировалось необычное мероприятие – митинг под задорным лозунгом «Даешь новогоднюю елку!». Дресс-кодом был объявлен шарфик из новогоднего дождика. Проливной дождь сорвал планы, но не изменил настроя: люди хотят защитить свое право на праздник, который отмечали их родители.

В Израиле заканчивается «эра Сильвестра» и начинается «эра Нового года» – праздника, который, наконец, заметили, оценили и полюбили и коренные израильтяне, сабры. Кажется, перелом наступил в годы пандемии. Израильтяне оказались лишены привычных поездок в Европу и любоваться на рождественские и новогодние красоты устремились в Хайфу, Назарет, Яффо – там в эти праздничные дни случилось настоящие столпотворение.

Но если к елкам в городах, где христиане отмечают Рождество, все привыкли, то русскоязычные все еще доказывают, что их попытки устанавливать украшенные деревца в общественном пространстве – не посягательство на норму и не попытка провоцировать ультраортодоксов, а право на собственные традиции и свою память. В Нетании, 20 процентов в которой говорят по-русски, «битва» за то, чтобы ставить елку на площади, длится много лет, в нее вовлечены и депутаты горсовета.

Центр умер

«Сначала было не до этого: шли бесконечные выборы. Потом началась эпидемия, – рассказывает «Деталям» депутат городского совета Борис Цирюльник. – В этом году мы решили установить елку, но наши обращения в мэрию остались без ответа. Мы не можем понять, почему в Бат-Яме и Харише можно праздновать Новый год, а у нас – нет?»

– Чем вам объясняют отказ?

– Меня уверяют, что это Рождество, что мы отмечаем католический праздник. Они не слышат наших разъяснений. Этот вопрос мы поставим на очередное заседание городского совета. Да, опоздали, ведь заседание пройдет уже в начале января, но все же мы заявим о своих правах.

В Нетании около 20 процентов русскоязычных жителей. Но поддержку я нашел и среди религиозной части общества. Например, представители ХАБАДа начали понимать, что именно мы празднуем.

– В «Индексе свободы городов Израиля», составленном движением «Свободный Израиль», Нетания заняла 16-е место, опустилась за год на 4 пункта. Вы видите изменения в жизни города?

– Я сам 20 лет в городском совете, а также общался с теми, кто помнит Нетанию 60-х, 70-х, 80-х годов. Тогда здесь кипела жизнь. Люди приезжали сюда по пятницам из разных городов, сидели в прибрежных ресторанах. А сейчас центр города практически умер. Когда-нибудь историки дадут этому определение.

Нетанийцы были согласны поставить елку не в центре, а в светском районе, но услышаны не были. «На установку требуется разрешение муниципалитета. Мы не хотим делать это сами, идти на какие-то провокации – но нас не видят и не слышат», – говорит общественный активист, житель Нетании Валерий Яцун.

В отличие от Нетании, в Ришон-ле-Ционе елка уже не первый год – частная инициатива, но одобренная властями города. «Мы ставили елку два года назад, и даже представители ШАСа не препятствовали этому, – сказал «Деталям» Влад Карустин, заместитель комиссии по алие и абсорбции. – Правда, не в центре, в промышленной зоне. Потом случилась эпидемия, и в этом году мы отказались от праздника, но небольшая елка все же стоит».

Под охраной полиции

Гораздо масштабнее подошли к вопросу в молодом Харише. Несмотря на то что многие называют город «ультраортодоксальным», здесь на новогодние праздники уже несколько лет выделяют бюджетные деньги. В Харише 15 процентов «харедим», а если считать с «вязаными кипами», то светских и религиозных получится поровну. И каждый пятый говорит по-русски.

«В Харише Новый год с размахом празднуют уже четыре года, – рассказывает Роман Казарновский, глава организации «Харишник». – В прошлом году отмечали удаленно, в Zoom, но в этот раз будет большой праздник. Муниципалитет в целом нас поддерживает – но не в этот раз, потому что Новый год выпал на субботу. Предубеждение, будто это религиозный праздник, по-прежнему существует. У нас очень активна русскоязычная группа светских горожан, и в целом ситуация потихоньку меняется. Мы очень надеемся, что конфликтов не будет, и не случится, как в Араде, где елку в центре города в прошлом году сожгли. Но на всякий случай нам дали дополнительное полицейское сопровождение».

В этом году деньги из бюджета выделили лишь на детский праздник. И было решено собрать средства краудфандингом на большую елку на главной площади и на новогодний концерт. «На это не требуется решения городского совета, – считает вице-мэр Хариша Идит Ентов. – Мы имеем право на свой праздник, и никто не может нам запретить реализовать эту общественную инициативу. И хочу отметить, что среди записавшихся на праздник очень много ивритоязычных!

Да, были раввины, которые противились. Конечно, мы разъясняли и объясняли. Так что большая елка встала у здания Дома культуры (матнаса) в ночь на пятницу. Участие в самом празднике – с музыкой, диджеями, выступлениями артистов – ночью 31 декабря бесплатно».

Итак, каковы тенденции? Разъяснительные кампании сделали свое дело: все больше израильтян понимают, что именно празднуют в Новый год «русские» и не только они. Католический «Сильвестр», который действительно отмечали здесь в начале XX века евреи, приехавшие из Польши и Германии, потихоньку уходит в прошлое. День 31 декабря становится все более популярным, израильтяне с удовольствием фотографируются у елок, идут в гости к празднующим друзьям и на городские мероприятия.

Яркого и веселого празднества, захватывающего в эти недели Европу и Америку, здесь недостает, и получилось, что именно «русский Новый год» с его весельем, ярмарками, подарками и огоньками на елках сделал праздник, принятый и любимый всем миром, вполне легитимным и для израильтян – как светских, так и религиозных.

Алла Борисова, «Детали»˜. На фото: новогодняя елка в  Ашдоде.
Фото: Илан Асаяг √

Действие рассказа «Левша» происходит в Российской Империи в эпоху правления царей Александра Первого и Николая Павловича. В произведении противопоставляется отношение императоров к Родине и достижениям русского народа. В рассказе автор заметно симпатизирует царю Николаю Павловичу, а также главному герою – тульскому мастеру Левше, взгляды которого сродни императорским. Их объединяет вера в то, что для русского нет ничего невозможного. Характеристика Левши из рассказа Лескова «Левша» – это возможность понять суть настоящего простого русского человека.

Близость к народу

С главным героем произведения Н.С. Лесков знакомит нас не сразу. В течение нескольких глав создается впечатление, что основным персонажем рассказа является казак Платов. Истинный главный герой появляется как бы невзначай. Пожалуй, автор поступил так намеренно, чтобы подчеркнуть суть характера Левши из рассказа «Левша» – он выходец из народа и сам является его олицетворением, со всей его простотой, наивностью, равнодушием к богатству, великой верой в православие и преданностью Отчизне. С этой же целью автор не дает герою имени. Левша – один из трех тульских мастеров, которым была оказана честь смастерить нечто эдакое, чтобы доказать императору Николаю Павловичу и самоуверенным англичанам, на что способен русский народ.

Обобщенность образа Левши подчеркивает не только его безымянность, но и небольшая информация о нем. Читая, мы не знаем ничего о его возрасте или семье. Перед нами лишь его немногословный портрет: «косой Левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны».

Великий талант простого мастера

Несмотря на свою внешнюю неприглядность, Левша обладает великим талантом, поразившим не только самого царя, но и английских умельцев. Левша вместе с двумя другими тульскими мастерами сумел подковать миниатюрную блоху, не имея при этом специальных знаний и приспособлений. В этом деле Левше досталась самая сложная работа – выковать миниатюрные гвоздики для подков.

Качество, без которого характеристика Левши из рассказа «Левша» будет неполной, – это скромность гениального мастера. Народный умелец не хвалился своим достижением и не считал себя героем, а просто добросовестно выполнял поручения государя, а также от всей души старался показать, на что способен русский человек. Когда император Николай понял, в чем заключалась работа мастеров, которую сначала не мог разглядеть даже через свой мелкоскоп, он был удивлен, как они могли ее выполнить без оборудования. На что Левша скромно ответил: «Мы люди бедные и по бедности своей мелкоскопа не имеем, а у нас так глаз пристрелявши».

Равнодушие к богатству и комфорту

Скромность и равнодушие к богатству проявил Левша и во время своего путешествия в Англию. Он не согласился на зарубежное обучение, не переубедили его обещания ни денег, ни славы. Одного просил Левша – скорее уехать домой. Эта простота и скромность стали причиной и бесславной гибели героя, о которой никто не узнал. Он стеснялся комфортной каюты и высшего общества, поэтому весь путь по зимнему морю провел на палубе, отчего и заболел.

Приехав в Петербург, он не смог представиться и сказать, что он выполнял поручение царя. Поэтому его ограбили и не принимали ни в одной больнице, кроме самой простой для бедняков, где он и скончался. Образу Левши автор противопоставил англичанина, плывшего с ним, которого поселили в хорошей гостинице и вылечили. А Левша из-за своей скромности и простоты трагически погиб.

Черты характера Левши

Любовь к Родине и чувство ответственности перед своим государством – основные черты характера Левши. Последней мыслью мастера Левши было желание во что бы то ни стало передать царю, что не нужно чистить ружья кирпичом. Если бы он смог это передать, русское военное дело было бы еще успешнее, но просьба его так и не дошла до государя. Даже умирая, этот простой тульский мастер остался верным своему характеру, главной чертой которого было в первую очередь думать об Отчизне, а не о себе.

В образе Левши Н.С. Лесков показал всю глубину русского человека: наивного, простого и даже забавного, но для которого нет ничего милее православной веры и родной стороны. Преданность Родине, ответственность за ее будущее и великое природное мастерство – вот те качества, которые лежат в основе характеристики героя сказа «Левша».

Тест по произведению

В рассказе Н. С. Лескова «Левша» главным действующим лицом является косой тульский мастер, самоучка левша. Однако герой появляется не сразу, а в середине рассказа. Левша является любимым героем Н. С. Лескова, автор гордится своим героем, уважает его. Но, несмотря на свою позитивную оценку, во время знакомства автор не выделяет этого человека: «оружейники три человека, самые искусные из них, один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосы при ученье выдраны». Н. С. Лесков показывает, что этот тульский мастер обладает поистине русским национальным характером. Об этом свидетельствуют и описания его работы и отдыха, и выражение страстной любви к Родине. Левша в числе трех оружейников покорно в течение двух недель работал над диковинной блохой. Все это время они сидели взаперти, держа в тайне свою работу. Именно здесь проявляется сила духа, так как пришлось работать в тяжелых условиях: с закрытыми окнами и дверями, без отдыха. Однако Платов не поверил, когда увидел все ту же блоху в бриллиантовом орехе, будто тульские мастера смогли сделать что то лучше англичан. Он рассердился, думал, что его хотят провести, и по иронии судьбы взял с собой в Петербург левшу, ведь если что то будет не так, то найдется кому за все ответить.
И вот левша в Петербурге. Он покорно, как и подобает подданному, стоял около дворца и ждал, что произойдет дальше. Сначала Платов потрепал его за волосы за то, что якобы мастера испортили редкостную вещь, но потом, когда разобрались, левша был приглашен во дворец и лично от государя выслушал похвалу и был расцелован им.
Действительно, здесь есть чему подивиться – умельцы не только не испортили диковину, но и по мастерству обошли англичан: подковали стальную блоху и написали свои имена на подковках. Это такая миниатюрная работа, что увидеть результат можно в «мелкоскоп», увеличивающий в несколько сотен раз, а мастера за неимением «мелкоскопа» по причине бедности делали всю деликатную работу, потому что у них «так глаз пристрелявши». Однако имени левши на подковах не было, так как он считал себя недостойным этого. По его мнению, ничего особенного он не сделал, ведь работал с деталями меньше подковок: выковывал гвоздики, чтобы их прибить. За такую службу левшу поблагодарили и отправили в Лондон, чтобы показать англичанам, что русские мастера ничем не хуже иностранных, а наоборот, лучше.
И вот тульский босяк «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются, порастеряны, а шиворот разорван», который в таком виде предстал перед государем, без стеснения и смущения теперь направлялся в Англию. Его напоили, накормили, наградили, приодели. И вот он в Лондоне.
Именно в Лондоне проявляется его истинно русский национальный характер. Он очень любит Россию – свою Родину – и на приглашения англичан обосноваться в Лондоне, выучить науки, побывать на заводах на практике, устроиться на престижную работу, жениться, обзавестись семьей отвечает отказом. Еще он любит своих уже престарелых родителей, ведь они без него не смогут; любит традиции России. Но это не просто любовь, левша не мыслит себя без Родины.
Однако погостить за границей все же согласился. Он насмотрелся на их житье и на работы, уделял особое внимание тому, как новые и как старые ружья делают, и в каком состоянии они хранятся. Однако такая скучная жизнь скоро надоела ему, он затосковал по родине, и англичанам пришлось его отпустить. На корабле он познакомился с полшкипером, с которым стали держать пари кто кого перепьет. Из этого, конечно, ничего хорошего не получилось. Полшкипера отвезли «лечить» в посольский дом на набережной, а левшу свалили пьяного на пол в квартале. Не найдя никаких документов, его ограбили, сияли золотые часы, пальто. Он попал в Обуховскую больницу, где принимают умирать. Но, умирая, левша не думал о себе. Единственное, чего он хотел; так это увидеть государя, сказать, чтоб ружья не чистили кирпичом. С этими словами на устах и умер тульский мастер.
Лесковым представлен поистине великий человек: талантливый мастер, с широкой душой, горячим любящим сердцем, с глубокими патриотическими чувствами. Это настоящий Человек с большой буквы, человек, обладающий национальным русским характером. Недостатками его, как и многих русских людей, были тяга к спиртному и страсть к спору, заключению пари. Эти два качества погубили большое количество талантливых людей.

Которой приведен в этой статье – одно из самых известных и популярных произведений автора. Его полное название — «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе». Повесть написана в 1881 году, была включена самим автором в сборник «Праведники».

Сюжет повести

Чтобы дать полноценный анализ «Левши» Лескова, нужно вспомнить краткое содержание этого произведения, в котором реальные события перемешаны с вымышленными.

В самом начале сказа действия разворачиваются в 1815 году, когда император Александр I находится с официальным визитом в Англии. Ему демонстрируют различные диковинки, едва ли не сильнее всего его воображение поражает миниатюрная блоха из стали, которая даже может танцевать. Он ее покупает и привозит в Петербург.

Затем, уже через несколько лет после его смерти, при новом императоре Николае I блоху находят среди личных вещей умершего государя. Казак Платов объясняет всем, что это образец искусства англичан, освоивших все премудрости механики, но тут же замечает, что и среди русских мастеров найдутся те, которые сделают не хуже.

Николай Павлович, уверенный в превосходстве отечественных мастеров, поручает Платову отправиться на Дон, заехав по пути на один из тульских заводов. Там атаману предстоит отыскать среди местных умельцев тех, кто смог бы бросить вызов англичанам.

Приехав в Тулу, Платов вызывает трех самых известных оружейников, среди которых оказывается и мастеровой, которого все зовут Левша. Он демонстрирует им блоху и просит придумать, как превзойти англичан. На обратном пути Платов забирает Левшу с собой, а тот все еще продолжает работать над заказом. Оказывается, что тульские оружейники смогли подковать блоху крошечными подковами.

Награда для Левши

2456076

Петербургский двор восхищен находчивостью русских умельцев. Левше вручают награду, а император отправляет подкованную блоху в Англию. В Британию едет и сам мастер Левша. За границей он посещает заводы, узнает про организацию труда. Ему даже предлагают остаться у них, но он отказывается.

По пути обратно в Россию Левша заключает пари с полшкипером, кто кого перепьет. В Петербурге полшкипера оперативно доставляют в больницу для богатых, где оказывают своевременную помощь, а Левша, выпив слишком много, умирает в больнице для бедняков.

Перед самой смертью он передает доктору секрет чистки стволов англичанами, который узнал во время поездки. Левша просит передать начальству, чтобы у нас не чистили ружья кирпичом, иначе они совершенно не будут годиться для стрельбы.

Но доктор не сумел выполнить этого поручения, военный министр не желает выслушивать медика, советуя ему заниматься своим делом. Лесков завершает свое произведение неутешительным выводом, что именно из-за неправильной чистки ружей так неудачно сложилась Крымская война. Послушай все Левшу, исход мог бы быть совершенно иным.

Анализ повести

В анализе «Левши» Лескова нужно отметить, что это произведение посвящено самым обычным простым людям. Впервые оно было опубликовано в журнале «Русь». Сам Лесков в предисловии назвал его сказом и «оружейничьей легендой», но затем убрал эти обозначения, так как критики и читатели восприняли их слишком буквально.

При этом автор умышленно стилизует свою повесть под сказ. Сам Лесков называл «Левшу» народной легендой, наверное, потому, что старался обратить внимание читателя на развитие сюжетной канвы, сделав героя похожим на персонажей старинных русских былин. Скорее всего, свою роль сыграл и тот факт, что Лесков стремился создать видимость своей непричастности к этой истории, чтобы сделать ее более народной и правдоподобной. Это нужно обязательно учитывать при анализе «Левши» Лескова.

Жанр произведения

2456073

Составляя анализ произведения Лескова «Левша», нужно определиться с его жанром. Большинство литературоведов склоняются к тому, что это явный критический реализм, хоть в повести и можно встретить сказочные мотивы.

В пользу реалистичности произведения говорит тот факт, что автор делает упор на проблемах национального характера русского человека. К ним он относит трудности жизни обычного рабочего, даже высококвалифицированного, как Левша, самодержавие, противостояние патриархального мира, в котором правит русский царь, западной цивилизации, которая к тому времени шагнула далеко вперед. При анализе повести Лескова «Левша» нужно отметить главные отличительные черты произведения, а это переплетение трагического и комического, реальности и сказки.

Манера письма

2456071

В анализе произведения Н. С. Лескова «Левша» всегда отмечается, что оно является настоящим кладезем русских говоров. При этом в данной повести нельзя встретить изящных выражений, которыми насыщали свой язык Пушкин или Тургенев. Лесков умышленно делает акцент на простоте, чтобы повесть была ближе к народу. По языку его персонажей сразу можно отличить работника от государя, он подчеркивает этим отличием проблему социального неравенства, расслоения между низами и верхами общества. Именно в этом заключается суть этого произведения.

Композиция

2456077

В анализе рассказа Лескова «Левша» нужно отметить, что ключевым композиционным приемом является противопоставление. Например, прозаик дает понять, насколько отличались русский и английский быт, какая разница в нашей стране существовала между простыми людьми и верхушкой власти.

Портрет государя Лесков раскрывает постепенно, давая прочувствовать отношение, которое император испытывает к своим подчиненным.

Характеристика героев

2456075

В анализе «Левши» Лескова главным героям нужно уделить особое внимание. Левша олицетворяет собой главное, что есть в русском человеке — это талант и трудолюбие. Своего ключевого персонажа автор изображает как национального героя и праведника, который готов пожертвовать даже своей жизнью ради блага Отечества.

Основные черты, которые выделяют этого человека, — патриотичность, высокая нравственность и религиозность. Ему неинтересны выгодные предложения о работе, которые делают англичане, он не перестает думать о Родине. Но когда возвращается на родную землю, тут же тяжело заболевает и умирает, оказавшись совершенно никому не нужным.

Давая кратко анализ «Левши» Лескова, нужно подчеркнуть, что не только главному персонажу уделено повышенное внимание. Помимо проблемы несчастья одаренного человека, которую Лесков поднимает в этой повести, он пишет о противопоставлении обычного рабочего государю. Доказательства этому можно найти во многих эпизодах.

Например, в сцене разговора Левши с императором глава государства намеренно демонстрирует, что делает большое одолжение рабочему, снисходя до разговора с ним. После этого показательной является сцена встречи главного персонажа с английскими мастерами, которые относятся к простому русскому без тени высокомерия. В этой антитезе Лесков демонстрирует конфликт общественных слоев, который давно к тому времени наметился в России.

Проблематика повести

2457489

Поднимает Николай Лесков и другие проблемы в своем произведении. Это и равнодушие власти к своим подданным, низкий уровень образования большинства представителей русского народа, экономическая и культурная отсталость России от западных стран. Все эти проблемы весьма актуальны были в нашей стране в конце XIX века, когда произведение увидело свет. Лесков считает, что именно в невнимательности высших чинов к проблемам обычных людей кроется главная проблема, из-за которой так много людей в России живут несчастливо.

При этом многие современные исследователи отмечают, что большинство тем, поднятых Лесковым, остаются актуальными и сегодня, несмотря на то что с момента публикации этой повести прошло более ста лет. Повесть Лескова весьма непроста по содержанию, но в ней даются ответы на большинство самых злободневных вопросов.

), три русских мастера подковали блоху.

Одним из этих мастеров является Левша.Это тульский умелец, который бедно живет, носит плохую одежду, однако является мастером своего дела. Он религиозный и патриотичный человек. Несмотря на то, что он левша, не имеет специального образования, да еще и косой, он выполняет очень тонкую, невидимую человеческому глазу, невероятную работу.

По приказу царя он отправляется в Англию, где представляет подкованную блоху и рассказывает на что способны русские умельцы. Англичанам очень нравится этот простой талантливый человек. Они засыпают его выгодными предложениями о сотрудничестве, но Левша, будучи человеком честным, бескорыстным и преданным своей стране, не соглашается на их заманчивые предложения. Он видит, как в Англии относятся к мастерам, видит, что они сыты и хорошо одеты, однако тоскует по Родине.

По возвращению в Россию, он заболевает, никто, кроме его нового английского товарища не проявляет о нем заботу и не хочет его лечить. Но даже брошенный неблагодарными царскими властями, находясь при смерти, он заботится и думает о своей стране. Он просит передать царю хитрости военного дела англичан.

Этот трудолюбивый человек ни на минуту не забывает о своей стране, он до последнего своего вздоха переживает и заботится о своей Родине.

Сочинение Описание Левши

Сюжет рассказа Лескова раскрывается вокруг главного героя Левши, который был мастером родом из Тулы. Описание умельца появляется не сразу, примерно в середине рассказа. Герой – мастер-кузнец, он левша, патриот своей Родины, очень наивный, преданный царю Александру I и Платову. На его щеке есть родимое пятно, глаза косят, но несмотря на это, он превосходно справляется со своей работой.

Левше совместно с его товарищами Платонов дал поручение смастерить шедевр, но при этом используя стальную блоху. Таким образом он хотел доказать окружающим, что не только англичане способны изобретать нестандартные вещи. Долго «ломали голову» три мастера, что бы сделать такого, чтобы удивить народ и решили подковать миниатюрную блоху. Не имея специального оборудования и должных знаний, им все же это удалось. Это изобретение шокировало всех.

После изобретения гениального изделия, Левша отправляется в Англию, ни имея при себе никаких документов. Англичане предлагали юноше и обучение, и деньги, но он остался верным своей отчизне и от всего отказался. Левша мечтал поскорее попасть домой.

Чрезмерная скромность и погубила Левшу. Зимой он отказался от уютной каюты, потому что считал, что недостоин таких почестей. Поэтому всю дорогу провел на палубе и заболел.

По прибытию в Петербург, Левшу ограбили. Не имея при себе ни денег, ни документов, ни одна больница не хотела его принимать, только госпиталь для бедняков. Никто даже и не подумал, чтобы спасти великого мастера, кроме англичанина, который привел хорошего врача. Но, к сожалению, было уже слишком поздно. Скромно, никому неизвестным скончался Левша. Даже в последние минуты жизни мастер желает передать послание царю, что не следует чистить оружие кирпичом.

Несколько интересных сочинений

  • Как мы отмечаем День Победы в нашей семье сочинение

    Каждый год этот праздник происходит очень захватывающе. И для моей семьи этот день важен, так как это память о тех людях, которые сражались за нашу жизнь

  • Сочинение Мое отношение к Чичикову (9 класс Мертвые души)

    Главным персонажем в произведении Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» выступает Чичиков Павел Иванович. Это достаточно противоречивый персонаж. Его можно считать отрицательным персонажем

  • Примеры доброты из литературы

    Добро критически необходимо в этом злом мире, без него невозможно существовать. Примеры из литературы демонстрируют насколько добро важно для каждого человека и как оно преображает жизни.

  • Анализ романа Каверина Два капитана

    «Два капитана» — роман, написанный писателем Вениамином Кавериным. Название его связано с двумя героями, капитанами – нашим рассказчиком Саней Григорьевым и капитаном Татариновым, историю

  • Сочинение Проблема милосердия рассуждение с примерами из литературы ЕГЭ

    В нашем мире у каждого из нас есть периоды, когда в жизни наступает чёрная полоса: все вокруг кажутся злыми, агрессивными и недоброжелательными. Поддаваясь влиянию окружающих, человек сам может стать раздражительным, нервным и неправильно реагировать

Меню статьи:

Образ Левши в произведении Лескова довольно интересен и необычен. Таких как он людей как он очень мало, а в наше время так и подавно. Плывёт по течению, практически ничего не меняет, судьба складывается трагически, а он всё равно наслаждается жизнью.

Левша – талантливый тульский оружейник

Когда Николай Павлович, русский император, велел усовершенствовать блоху, привезённую из Англии предыдущим императором Александром Павловичем, Левша выполнял самую тяжелую работу.

Он выковал самую маленькую деталь, которую даже человеческим глазом не разглядеть. Из трёх мастеров, проводивших операцию с целью усовершенствования блохи, он был самым усидчивым, находчивым, и талантливым.

Скромный, неприметный и некрасивый

Несмотря на все работы Левши, многие его недооценивали. Обычно это происходило из-за внешности.

Он был неприметен, некрасив лицом, косой, да ещё и левша. Практически никто не догадывался, какой огромный потенциал скрыт в этом на вид самом обычном крестьянине.

Levsha. Leskova Povest

Но, как я уже говорил, таких людей, как наш герой не часто встретишь.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию которую написал Н. Лесков.

На его месте многие наверняка потребовали бы денежной компенсации за моральный ущерб, или же личной мастерской, или ещё какого-нибудь вознаграждения за огромную качественную проделанную работу.

Но Левша был не таким. Он спокойно плыл по течению. Никуда не лез. Возможно, даже недооценивал себя. Он не требовал вообще ничего, хотя и жил не так уж и роскошно.

Даже на лапках блохи он не стал расписываться, а просто сделал работу в два раза сложнее, чем остальные мастера, ковавшие блоху вместе с ним. Так никто из увидевших творение совместной деятельности русских и английских мастеров не узнали, что работали над произведением искусства не два мастера, а три. И имя третьего так и осталось неизвестным миру.

Особенный патриотизм Левши

Несмотря на все трудности, которые пережил Левша, он никогда не предавал свою родину. Сколько бы его ни недооценивали, он всегда оставался верным свое любимой стране. Когда он поехал в Англию, можно предположить что ему там очень понравилось. Ему предлагали остаться, обещая все жизненно необходимые и комфортабельные условия.

Levsha. Povest Nikolaya Leskova

Он знал, что там его работу оценят по достоинству. Но Левша вспомнил, что ближе, чем родная земля, для него нет практически нечего, и уже всё равно, какие там будут люди. Главное – что дома. Пришлось отказаться. Для некоторых это может оказаться обычным делом, но для Левши это был огромный выбор.

Дорогие читатели! Предлагаем в рассказе Николая Лескова “Старый гений”

Только представьте: родина, где вы никому не нужны, и тут вас приглашают в другую, более прогрессивную страну, где вас оценят по достоинству…

Левша погибает

По приезду в Россию случается ужасное. Наш герой сильно заболевает. Дат так сильно, что приходится ложиться в больницу. Его имя уже забыли. Что он делал, тоже уже забыли. Да кто он вообще такой уже все забыли. Левшу положили в больницу для бедняков. А пока несли на носилках, уронили, и парень разбил голову. Так в больнице он и умер. Никто из тех, кто его видел, никто из тех, кто его окружал, или нёс в носилках не подозревал, что у них на глазах умирает велики мастер-оружейник с которым не может сравниться практически никто. Но он всё равно радуется тому, что у него есть. Вот так трагически и заканчивается жизнь Левши.

  • Почему сказка иван царевич и серый волк волшебная сказка
  • Почему салтыков щедрин использовал жанр сказки
  • Почему рассказ осеева читательский дневник
  • Почему рассказ называется дубровский
  • Почему рассказ называется загадочный зверь