1. Отметьте годы жизни Шолохова:
А) 1905 – 1984
Б) 1895 – 1950
В) 1900 – 1985
Г) 1910 – 1990
2. Какое высшее учебное заведение окончил Шолохов?
А) Московский университет
Б) Казанский университет
В) Ленинградский университет
Г) Шолохов не смог поступить ни в какое высшее учебное заведение
3. Как назывался первый опубликованный рассказ Шолохова?
А) Слово о Родине
Б) Продкоммиссар
В) Родинка
Г) Один язык
4. Какой из этих сборников рассказов НЕ принадлежит Шолохову?
А) Донские рассказы
Б) О Колчаке, крапиве и прочем
В) Лазоревая степь
Г) Голубая чашка
5. Как называется произведение, принесшее Шолохову Нобелевскую премию?
А) Поднятая целина
Б) Судьба человека
В) Тихий Дон
Г) Лазоревая степь
6. К какому жанру относится произведение «Тихий Дон»?
А) Рассказ
Б) Роман-эпопея
В) Поэма
Г) Повесть
7. Какая тема делает роман «Тихий Дон» эпопеей?
А) тема установления Советской власти на Дону
Б) тема Первой мировой войны
В) судьба народа во время исторических испытаний
Г) тема Гражданской войны
8. О каких событиях повествует роман Шолохова «Поднятая целина»?
А) О гражданской войне в России 1917-1923 гг.
Б) О коллективизации 30-х гг.
В) О Великой Отечественной войне.
Г) Об «оттепели» 60-х гг.
9. Авторство «Тихого Дона» часто ставилось под сомнение. Почему?
А) Усомнились в том, как молодой писатель за такой краткий период мог создать столь объемное произведение
Б) Шолохов сам признавался в том, что заимствовал для своей книги материал из разных источников
В) Были найдены дневники белогвардейского офицера, которые Шолохов переделал в свою книгу
Г) Стиль «Тихого Дона» существенно отличался от прочих произведений Шолохова
10. Дети играют определенную роль в произведениях Михаил Александрович Шолохова. Какую?
А) раскрывают тему семьи
Б) никакой роли не играют
В) придают смысл жизни главным героям
Г) показаны для раскрытия темы семейного неблагополучия
11. В каком из произведений М. Шолохова мы знакомимся с семьей Мелеховых?
А) «Донские рассказы»
Б) «Судьба человека»
В) «Тихий Дон»
Г) «Они сражались за родину»
12. Каков жанр произведений «На пути к фронту», «Первые встречи», «Люди Красной Армии», «На Смоленском направлении», «Военнопленные»?
А) рассказ
Б) очерк
В) повесть
Г) роман
13. Популярности какого рассказа М. Шолохова способствовал талантливый фильм С. Бондарчука?
А) Нахаленок
Б) Родинка
В) Чужая кровь
Г) Судьба человека
14. Почему раненый Соколов, увидя немецких захватчиков, встал?
А) не хотел лёжа помирать
Б) не знал, что немцы рядом
В) хотел бежать
Г) испугался
15. При каких обстоятельствах рассказчик познакомился с Соколовым?
А) Рассказчик воевал с ним в одном полку
Б) Они познакомились в поезде по дороге в Воронеж
В) У переправы через Еланку, где рассказчик присел перекурить
Г) На свадьбе друга
16. Куда немцы в рассказе «Судьба человека» загнали пленных переночевать?
А) в хлев
Б) в местную церквушку
В) в крестьянский дом
Г) в склад зерна
17. За что Соколова поместили в карцер, а затем отправили работать на каменный карьер?
А) За оскорбление немецкого генерала
Б) За побег из лагеря
В) За то, что не хотел работать
Г) За драку с другим пленным
18. Почему на допросе у Мюллера Соколов не притронулся к хлебу?
А) не был голоден
Б) хотел поделиться с пленными
В) показал врагам достоинство и гордость солдата
Г) выказал таким образом неуважение
19. Определите основную проблему романа «Тихий Дон»:
А) проблема выбора
Б) проблема семейных ценностей
В) поведения человека на войне
Г) проблема человеческого достоинства
20. Определите причину, почему автор показывает гибель ребенка Аксиньи?
А) чтобы показать трагичность судьбы женщины
Б) чтобы подчеркнуть жестокость времени
В) чтобы подчеркнуть безысходность любви Григория и Аксиньи, основанной на страсти
Г) чтобы наказать ее
21. Каков образ Натальи в романе «Тихий Дон»?
А) сильная женщина
Б) хранительница семейных ценностей
В) образ прописан нечетко
Г) глупая женщина
22. Определите смысл финала романа «Тихий Дон»? Автор показывает:
А) одиночество главного героя
Б) надежду главного героя на мирную жизнь на родной земле
В) отчаяние и сломленность героя
Г) апатию героя
23. Назовите профессию Петра Лопахина в довоенные годы в романе «Они сражались за Родину»?
А) комбайнер
Б) шахтер
В) агроном
Г) тракторист
24. Какое событие Великой отечественной войны описывает М. Шолохов в романе «Они сражались за Родину»?
А) битва на Курской дуге
Б) Блокада Ленинграда
В) Сталинградская битва
Г) битва за Москву
25. Главная функция описания природы в романе «Тихий Дон» состоит в том, что:
А) пейзаж выполняет функцию социальной характеристики
Б) природа (степь, земля, река Дон) – своеобразный герой романа
В) пейзаж выполняет эстетическую функцию
Г) пейзаж введен для того, чтобы подчеркнуть внутренне состояние героев
26. Определите основную тему романа «Они сражались за Родину»
А) жестокость войны и героизм русского народа
Б) тема репрессий (в лице генерала Лукина)
В) тема Родины
Г) тема любви
27. Определите особенность композиции рассказа М.Шолохова «Судьба человека»:
А) нет особенности
Б) используется форма «рассказ в рассказе»
В) нет завязки
Г) открытый финал
28. Кем был Давыдов, герой романа «Поднятая целина» во время революции:
А) Комиссаром
Б) Солдатом
В) Матросом
Г) Командиром
29. Где разворачиваются события романа «Поднятая целина»:
А) Хутор
Б) Приграничная база
В) Крупный город
Г) Село
30. С какой целью в Гремячий Лог приехал Семен Давыдов, герой романа «Поднятая целина»:
А) Обличать врагов партии
Б) Обеспечивать безопасность
В) Проводить коллективизацию
Г) Стать председателем колхоза
Смотри еще:
Подготовка к сочинению ЕГЭ
Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ
ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам
Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!
Бесплатно, без регистрации и смс
- Полезные статьи
- Наша группа
Анализ рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека».
Дата публикации: 12.10.2020
Великая Отечественная война была и остается главной трагедией русской истории ушедшего XX столетия. Память о ней жива до сих пор, дата победы 9 мая и сегодня имеет огромное значение для большинства россиян. Страшная война коснулась каждого человека и оставила неизгладимый след в советской культуре, в том числе в литературе. Война определила тематику произведений многих писателей, источниками вдохновения служил и собственный опыт, и рассказы очевидцев. В советской реалистической прозе возник целый пласт очень разноплановых произведений, описывающих события той войны. Достойное место в их числе занимает рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Название произведения очень показательно: война сломала, перекроила судьбы многих людей, разделив их жизнь на до и после.
История создания
«Судьба человека» — это история конкретного солдата, сражавшегося на фронтах Великой Отечественной. Произведение написано по реальным событиям и основано на рассказе бойца, с которым Шолохову довелось лично встретиться. Он рассказал писателю историю своей жизни, которая глубоко поразила литератора и буквально «просилась под перо». Встреча писателя и ветерана на охоте состоялась почти сразу после войны. Казалось бы, готовый сюжет для рассказа был преподнесен на блюдечке, однако между идеей и её реализацией прошло десять лет. Автор долго обдумывал историю, которую хотел рассказать читателям, а когда в голове наконец всё сложилось, он написал текст очень быстро, всего за несколько дней. Публикация «Судьбы человека» состоялась в журнале «Дон» в декабре 1956 года.
Жанр и композиция
Произведение рассказывает о судьбе человека на фоне войны, охват темы очень широк, и сюжет книги достоин масштабного романа, но Шолохов выбрал малую прозаическую форму. «Судьба человека» является рассказом. Написан он в духе реализма, историческая основа и наличие реальных прототипов добавляют произведению документальности.
Интересна композиция произведения. Приём, который использует Шолохов, называется «рассказ в рассказе». Внутрь повествования от лица автора внедряется история, рассказанная главным героем, которая и составляет основу сюжета.
Суть и содержание
Начало рассказа очень похоже на реальную жизнь. Действие начинается первой послевоенной весной. Сначала мы знакомимся с фигурой повествователя, за которой подразумевается сам Шолохов. Он направлялся на станцию Букановская. Переправившись через реку, рассказчик ждет водителя, который обещал за ним вернуться, и во время вынужденной остановки случайно встречает мужчину с мальчиком – отца и сына. Отец – это главный герой рассказа Андрей Соколов. Между ним и автором завязался разговор, и Андрей поведал свою историю. Она излагается далее в тексте произведения.
Андрей жил благополучной и счастливой семейной жизнью, у него были жена и дети, но идиллию нарушила война. Герой отправляется на фронт, где работает водителем военного грузовика. Однажды военный шофер Соколов на своей машине попадает под обстрел и оказывается в плену у врагов, где ему пришлось ощутить истинный ужас, лицезреть много неприятный сцен. В первую же ночь в церкви, где пленники остановились на ночевку, осуществили расстрел. Верующий христианин попросился «выйти» из храма, чтобы справить нужду, так как негоже осквернять святое место. Но ему не позволили это сделать, и за свою веру он поплатился жизнью, а вместе с ним на тот свет немцы отправили ещё нескольких пленных. Ночью Андрей случайно услышал, что один из пленных по фамилии Крыжнов собирается совершить предательство. Соколов душит Крыжного собственными руками, чтобы не позволить этому случиться.
Пленных погнали в концентрационный лагерь. По прибытии Андрей попытался совершить побег, но он не увенчался успехом. Он убежал на 40 километров от места, но немцы пустили по его следу собак, они догнали беглеца и в кровь искусали. За попытку бегства фашисты поместили Соколова в карцер, а по отбытию наказания определяют на работу на каменный карьер. От тяжелой работы многие пленные умирали. Однажды Андрей позволил себе нелицеприятное высказывание в адрес поработителя, за что предстал перед комендантом. Жестокие немцы с пленными не церемонятся, ему грозил расстрел. Но прежде немецкий начальник по фамилии Мюллер налил советскому солдату рюмку спиртного предложив выпить и закусить за победу Рейха. Для патриота Соколова это предательство, понимая, что жить ему осталось недолго, он отказывается, но немец переформулировал предложение, предложив пить «за свою погибель». Советский воин опорожнил стакан. Он был голоден, но от вражеской закуски наотрез отказался. За первым стаканом последовал второй, затем третий. В конце концов немцы решили помиловать заключенного, который отважно пил без закуски. Ему не просто сохранили жизнь, но и вознаградили хлебом и салом, что для лагерного узника было настоящим богатством.
Война уже близилась к завершению. Пленный Соколов, находясь в немецком лагере, начинает работать у врага по своей «военной специальности» — шофером. Ему предоставляется новая возможность для побега. На этот раз удача! Герой вырвался из плена и добрался до своих, но радоваться, как оказалось, было нечему. Из госпиталя, куда его определили подлечить после освобождения, он пишет письмо домой, сообщает, что скоро приедет, но дома его никто не ждет. Сосед присылает ответ с трагическим известием – его жены и дочери нет в живых, родные Андрея погибли лишь в 1942 году. Остался лишь старший сын Анатолий — единственный человек, ради которого стоит жить. Между отцом и сыном начинается переписка. Анатолий дает отцу повод для гордости, он – командир батареи.
Немец почти разбит. Русские войска идут на Берлин. Отец и сын дошли до вражеской столицы, но так и не встретились. Наступил долгожданный день 9 мая. Вот-вот наступит мирная жизнь, о которой герой давно мечтал, желая провести остаток дней рядом с близким человеком, женить сына и понянчить внуков. Но встрече родных так и не суждено было состояться. В финальной точке войны, в день Великой победы, Андрей получает новость о гибели Анатолия.
Война лишила Соколова всего. Он остался один, вдали от родины. После окончания сражений его жизнь меняет случайная встреча с мальчиком, которого эта война оставила сиротой. Парня звали Ваня. Андрей решает стать для него отцом. Так два одиноких сердца обрели друг друга, и в их жизни снова появились радость и надежда.
Главная тема рассказа отражена уже в его названии – судьба человека на войне. Экстремальные условия закаляют характер человека, качества характера проявляются особенно ярко, каждый человек показывает свою внутреннюю сущность. Андрей был обычным человеком, особо ничем не выделялся, не совершил подвигов на поле боя, но война проехалась по нему катком и в глазах читателя он оказывается настоящим героем и истинным патриотом. На войне даже самый маленький волевой поступок сродни подвигу.
Сила воли – вторая важная тема рассказа, раскрытая через характер и способ действий главного героя. Лишенный родных, дома и средств существования герой благодаря внутреннему стержню смог не только пройти через ужасы войны, но и найти новый смысл жизни в тот момент, когда всё уже было потеряно и оставалось лишь влачить никчёмное существование. Андрей проявляет ответственность и берет на себя заботу об осиротевшем ребенке.
Проблемы
Проблема выбора, с которой люди сталкиваются в быту чуть ли не каждый день, в условиях войны показана особенно остро и трагично. Герой постоянно оказывается перед выбором, и этот выбор –роковой, судьбоносный, выбор между жизнью и смертью, перед собственной совестью. Бороться или смириться, предать и сохранить себе жизнь или остаться патриотом, не изменяя себе и Родине под страхом расстрела.
Проблема беззащитности человека проходит красной нитью через весь рассказ. Война сметает всё на своём пути. Человек – песчинка, ничто. Он бессилен перед «трагичной стихией» истории, большой и страшной войной, которая меняет мир, быт и судьбы людей. В одночасье одна пуля способна лишить человека всего.
Проблема трусости и предательства показана на контрасте между силой, присущей характеру Андрея, и сущностью ряда второстепенных героев. Ради собственной шкуры человек на войне способен заложить товарища, лишь бы остаться в живых, такой человек – трус, и ему не место на войне. А настоящий боец, коим является Андрей, не предаст даже под страхом смерти и не позволит свершиться предательству, пусть даже для этого ему придётся стать убийцей.
Главные герои
Андрей Соколов – образ простого советского солдата, таких были миллионы на фронтах войны. В обычном человеке война раскрывает внутреннюю силу, благородство, он живет в соответствии с истинными ценностями и даже в бесчеловечных условиях стремится остаться человеком. Это добрый, стойкий и ответственный персонаж.
Ванюша – мальчик-сирота, приёмный сын Андрея Соколова, лишившись матери, он становится беспризорником. Встреча с главным героем дает ему шанс на новую счастливую жизнь.
В чем смысл произведения
Рассказ «Судьба человека» — это жестокая правда войны, подлинная история одного бойца, описанная без прикрас. Сюжет переполнен трагизмом, в тексте много нелицеприятных подробностей, но они необходимы для того, чтобы читатель прочувствовал всю боль. Детали делают повествование ещё более щемящим. Книга производит очень сильное эмоциональное впечатление, при прочтении слезы невольно наворачиваются на глаза.
Автор призывает нас помнить ужас военных лет и усвоить уроки войны. Война – самое страшное, что может произойти с человечеством: она «обнажает» человека и общество, она способна исковеркать судьбу конкретного человека, лишить его всего человеческого, изуродовать окружающий мир и общество. Этого никак нельзя допустить.
Война лишила жизнь миллионы, но, цепляясь за жизнь на поле сражений или в плену у врага, самое главное – остаться человеком.
Ценности и уроки
Читая текст Шолохова, понимаешь, что главная ценность – мир на земле. «Главное, чтобы больше не было войны», — говорим мы каждый год 9 мая, вспоминая подвиг ветеранов и павших бойцов. Автор пытается донести до нас эту же мысль, в красках показывая, какие беды приносит война, как она меняет систему ценностей и обстоятельства жизни людей.
Даже в условиях войны нужно оставаться верным истинным ценностям, считает Шолохов. Благородство и человеческое достоинство помогли герою пройти через горнило войны, остаться собой, он встретил маленького, беззащитного героя, которого война потрепала не меньше. Через образы двух человек показаны судьбы миллионов отцов и детей, оставшихся у «разбитого корыта», но сохранивших способность ценить мир и стремиться к счастью.
Все сочинения на ОГЭ по литературе на тему «Судьба человека»
М. А. Шолохов – один из талантливейших русских писателей. Он — мастер создания атмосферы, колорита. Его рассказы погружают нас полностью в жизнь и быт героев. Этот писатель о сложном пишет просто и понятно, не уходя в дебри художественных обобщений. Своеобразный талант его проявился и в эпопее «Тихий Дон», и в коротких рассказах. Одно из таких небольших произведений – рассказ «Судьба человека», посвященный Великой Отечественной войне.
Почему свой рассказ М.А. Шолохов назвал «Судьба человека»?
В чем смысл названия рассказа «Судьба человека»? Почему, например, не «Судьба Андрея Соколова», а так обобщенно и опосредованно? Дело в том, что эта история – не описание жизни конкретного человека, а показ судьбы всего народа. Соколов жил обычно, как все: работа, жена, дети. Но его обыденную, простую и счастливую жизнь прервала война. Андрею пришлось быть героем, пришлось рисковать собой ради защиты родного дома, семьи от фашистов. И так поступили миллионы советских людей.
Что помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы?
Герой прошел тяготы войны, плена, концлагеря, а что же помогает Андрею Соколову перенести испытания судьбы? Дело в патриотизме героя, юморе и при этом воле. Он понимает, что его испытания не зря, он воюет против сильного врага за свою землю, которую не уступит. Соколов не может посрамить честь русского солдата, потому он не трусит, не перестает выполнять свой военный долг, а в плену продолжает держаться с достоинством. Один из примеров – вызов героя в концлагере к начальнику Мюллеру. Соколов откровенно высказался относительно лагерной выработки: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». Об этом донесли начальству. Героя вынесли, чтоб допросить, ему грозил расстрел. Но герой не умоляет, не показывает своего страха врагу, не отказывается от своих слов. Мюллер предлагает выпить за победу немцев, но Соколов отклоняет предложение, зато за свою погибель готов выпить даже не одну, а три рюмки, не моргнув глазом. Стойкость героя так удивила фашиста, что «рус Иван» были помилован и награжден.
Почему автор называет Андрея Соколова «человеком несгибаемой воли»?
В первую очередь, герой не сломался, хотя потерял всех близких и прошел ад на земле. Да, его глаза «словно присыпаны пеплом», но он не сдается, он заботится о беспризорном мальчике Ване. Также герой всегда поступает по совести, ему не в чем себя упрекнуть: если ему и приходилось убивать, то только ради безопасности, предательства он себе не позволял, самообладания не терял. Феноменально, что у него нет страха смерти, когда речь идет о чести и защите родины. Но такой не один Соколов, таков народ несгибаемой воли.
Шолохов в одной судьбе описал волю к победе всего народа, который не сломался, не согнулся под натиском сурового врага. «Гвозди бы делать из этих людей» — так говорил коллега Шолохова Маяковский. Именно эту идею писатель воплощает в своем великом творении, которое до сих пор вдохновляет нас на свершения и подвиги. Волевая сила человеческого духа, русского духа, предстает перед нами во всем своем великолепии в образе Соколова.
Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора?
Война ставит людей в крайние, критичные обстоятельства, поэтому именно тогда проявляется все лучшее и худшее в человеке. Как проявляет себя Андрей Соколов в ситуации нравственного выбора? Оказавшись в немецком плену, герой спас от смерти незнакомого ему взводного, которого как коммуниста собирался выдать фашистам сослуживец Крыжнев. Соколов задушил предателя. Сложно убить своего, но если этот человек готов предать того, с кем вместе рискует жизнью, может ли такой считаться своим? Герой никогда не выбирает путь предательства, действует по соображениям чести. Его выбор – это постоять за родину и отстоять ее любой ценой.
Та же простая и твердая позиция проявилась в ситуации, когда он стоял на ковре у Мюллера. Эта встреча весьма показательна: немец, хоть и подкупал, угрожал, был хозяином положения, не смог сломить русский дух. В этой беседе автор показал целую войну: фашист наседал, но русский не сдавался. Как бы не старались Мюллеры, Соколовы их переиграли, хотя преимущество было на стороне противника. Нравственный выбор Андрея в этом фрагменте – это принципиальная позиция всего народа, который хоть и находился далеко-далеко, но своей несокрушимой мощью поддерживал своих представителей в минуты тяжких испытаний.
Какую роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней?
Потери СССР в Великой Отечественной войне бьют все рекорды, в результате этой трагедии целые семьи погибали, дети теряли родителей и наоборот. Главный герой рассказа тоже остался совершенно один на свете, но судьба свела его с таким же одиноким существом. Какую же роль сыграла в судьбе Андрея Соколова встреча с Ваней? Взрослый нашел в ребенке надежду на будущее, на то, что не все в жизни кончено. А ребенок нашел потерянного отца. Пусть жизнь Соколова не станет прежней, но в ней еще можно найти смысл. Он шел к победе ради таких мальчишек и девчонок, чтобы они жили свободно, не оставались одни. Ведь именно в них будущее. В этой встрече автор показал готовность изможденного войной народа вернуться к мирной жизни, не ожесточиться в боях и лишениях, а восстанавливать свой дом.
Андрей Соколов – это весь русский народ, который положил всё на алтарь победы и нечеловеческими усилиями отвоевал свободу. Именно в советском народе весь героизм Великой Отечественной войны, а не в планах, маневрах и тактиках. Вместе с Ваней к искалеченному воину приходит светлая надежда на будущее. Писатель верит в него, как верили и тысячи доблестных защитников родины.
Анализ «Судьба человека» Шолохов
Нельзя забывать уроки, которые человечество вынесло из общей трагедии народа, Великой Отечественной войны. Война нанесла непоправимый ущерб миллионам наших сограждан, и одним из них был Андрей Соколов, главный герой рассказа Шолохова «Судьба человека». Достоверность величайшего творения автора, которое завоевало мировую популярность, поражает своим трагизмом и человечностью. Предлагаем анализ произведения «Судьба человека» по плану для подготовки к уроку литературы в 9 классе.
Краткий анализ
Год написания – 1956 г.
История создания – В основу рассказа легли реальные события. Свою историю писателю рассказал один человек, повстречавшийся ему на охоте. История поразила писателя до того, что он решил обязательно напечатать рассказ.
Тема – Основной темой произведения является тема войны, наряду с ней раскрывается тема силы духа человека, поиска жизненного смысла.
Композиция – Композиция этого произведения – рассказ в рассказе. Сначала повествование идет от лица автора, потом свою историю рассказывает его новый знакомый. Заканчивается произведение словами автора.
Жанр – Рассказ.
Направление – Реализм.
История создания
Интересна история создания этого рассказа. Однажды на охоте М. Шолохов встретил человека. Между новыми знакомыми завязался разговор, и случайный прохожий рассказал Шолохову о своей печальной судьбе. Трагическая история глубоко затронула душу писателя, и он решил обязательно написать рассказ. К работе он приступил не сразу, в течение десяти лет писатель вынашивал эту идею, и лишь потом всего за несколько дней перенес её на бумагу, и год написания рассказа стал 1956. Произведение увидело свет в самом конце года, в канун года 1957.
Рассказ «Судьба человека», был посвящён писателем Е. Г. Левицкой. Она была в числе первых читателей «Тихого Дона», и способствовала выпуску этого романа в свет.
для самых рациональных —
для самых нетерпеливых —
для самых компанейских —
для самых занятых —
Анализ рассказа «Судьба человека» сразу же выявляет главную тему, тему войны, и не только войны, а человека, участвовавшего в ней. Эта трагедия целой страны раскрывает самые глубины человеческой души, она ясно даёт понять, что представляет собой человек на самом деле.
До войны Андрей Соколов был обычным человеком, у него был дом, семья, работа. Как и все обычные люди, Соколов жил и трудился, может быть, о чем-нибудь мечтал. Во всяком случае, война в его планы никак не входила. Андрей выучился на шофёра, работал на грузовике, дети хорошо учились в школе, жена занималась хозяйством. Все шло как обычно, и вдруг грянула война. Уже на третий день Соколов отправился на фронт. Как истинный патриот своей Родины, Соколов становится ее защитником.
Шолохов был одним из писателей, который был уверен в силе духа русского человека, способного в кровавом побоище сохранить настоящие человеческие качества. В его рассказе основной мыслью озвучена судьба Андрея Соколова, сумевшего остаться человеком, и его судьба созвучна с миллионами других советских людей, прошедших через мясорубку войны, плен, концлагеря, но сумевших вернуться к нормальной жизни, не потеряв в себе самого главного – человечности.
В этом произведении выражена проблематика нравственности и духовности. Война каждого поставила перед выбором, и каждый сам решает эти проблемы. Такие, как Андрей Соколов, не согнулись перед врагом, сумели устоять, выдержать, и только ещё больше укрепить свою веру в могущество Родины и русского народа. Но были и такие, которые ради сохранения своей жизни готовы были предать и товарища, и Родину.
Человек остаётся человеком в любой ситуации, какой бы страшной она ни была. В худшем случае человек выберет смерть, но человеческое достоинство не позволит совершить предательство. А если человек выбирает себе жизнь ценою жизни своих товарищей, он уже не может называться человеком. Так поступил и Соколов: услышав о готовящемся предательстве, он просто придушил этого подленького гадёныша.
Трагически сложилась судьба Андрея Соколова, и на войне ему приходилось несладко, а после войны стало еще хуже. Его семью разбомбили немцы, старший сын погиб в День Победы, и остался он совсем один, без семьи, и без дома. Но и тут выстоял Соколов, подобрал беспризорного мальчишку и назвался его отцом, дав надежду на будущее как ему, так и себе.
Сделав анализ рассказа, можно сформулировать вывод, что человечность непобедима, так же как и благородство, смелость и отвага. Каждый, кто прочитает «Судьбу человека», должен понять, чему учит этот героический рассказ. Этот рассказ о мужестве и героизме целого народа, победившего вероломного врага, и сохранившего веру в будущее страны.
Годы войны сломали множество судеб, отобрали прошлое и лишили будущего. Герой рассказа прошел все тяготы военного времени и остался один. Потеряв дом и семью, он теряет и смысл жизни. Без дома и семьи остался и маленький мальчуган, такой же неприкаянный, как и Соколов. Два человека нашли друг друга, и снова нашли смысл жизни, и возродили веру в будущее. Теперь им есть для кого жить, и они счастливы, что судьба свела их вместе. Такой человек, как Соколов, сумеет воспитать достойного гражданина страны.
Композиция
Композиционно в произведении представляется рассказ в рассказе, речь идет от двух авторов. Повествование начинается от лица автора.
Один из критиков тонко подметил, как отличается язык автора от языка Соколова. Эти выразительные художественные средства умело применяет Шолохов, и его произведение получает яркость и глубину содержания, придает необычайный трагизм истории Соколова.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Судьбы человека».
Сам Шолохов назвал свое произведение рассказом, по сути своей он и соответствует этому жанру. Но по глубине содержания, по своей трагичности, охватывающей судьбы целого человечества, его можно сравнить с эпохальной эпопеей, по широте обобщения, «Судьба человека» – это изображение судьбы всего советского народа в годы войны.
Рассказ имеет ярко выраженное реалистическое направление, оно создано на реальных событиях, и герои имеют своих прототипов.
Конспект урока литературы на тему:
«Судьбы, опаленные войной» по рассказу
М.А.Шолохова «Судьба человека»
Автор урока: Толкачева Марина Николаевна
Эпиграф
«Ради жизни на Земле…»
Класс 9
Учебник литературы под редакцией В.Я.Коровиной
Цели:
Знать особенности композиции, стиля, языка,
развивать умение анализировать, воспитывать чувство гражданственности,
патриотизма.
Планируемые результаты:
-предметные: способствовать развитию речи
учащихся, отрабатывать навыки монологической и диалогической речи, умения
работать в группе;
-познавательные ууд: поиск и выделение нужной
информации, построение речевого высказывания;
-личностные ууд: способствовать нравственному
развитию личности, учить состраданию, развивать чувство гражданственности;
-коммуникативные ууд: учебное сотрудничество
участников учебного процесса, развивать умение выражать свои мысли в
соответствии с целями коммуникации.
Оборудование: презентация, доска, раздаточный
материал
Ход урока:
Актуализация при помощи проблемных вопросов
-Ребята, давайте сформулируем тему рассказа
«Судьба человека». О чем он?
— Как вы думаете, почему рассказ называется
«Судьба человека», а не «Судьба Андрея Соколова»?
Слово учителя
— В конце 1956 года Шолохов опубликовал свой
рассказ «Судьба человека». Это рассказ о простом человеке на большой и страшной
войне. Русский человек прошел через все ужасы войны и ценой громадных, ничем не
возместимых личных утрат и героических лишений отстоял свою Родину, утвердил
право на жизнь, свободу и независимость. Как вы думаете, почему через десять
лет после войны был написан этот рассказ?
— Действительно, рассказ Шолохова – стремление
показать, из судеб скольких обычных людей была соткана общая картина победы.
Сколько трудностей пришлось преодолеть каждому человеку. Как будто под
увеличительным стеклом автор рассматривает участника страшных испытаний, одного
из миллионов, попавших в мясорубку войны.
Организация групповой работы
— Вы знакомы с содержанием рассказа, и теперь
вы разделитесь на группы и получите задание. Цель работы в группах: более
детально рассмотреть проблемы, поднятые М.А.Шолоховым в рассказе.
1 задание:
В чем особенности композиции рассказа
М.Шолохова «Судьба человека»? Какова позиция автора? (ответ подтвердите
цитатами из текста)
2 задание:
Что вы узнали о положении пленных в фашистских
концлагерях? Что вас особенно поразило? ( ответ подкрепите цитатами из текста)
3 задание:
В каком эпизоде Андрей Соколов одержал
нравственную победу над фашистами? В чем заключается эта победа? (
процитируйте)
4 задание:
Подготовьте выразительное чтение по ролям
сцены признания А.Соколова Ванюшке в том, что он его отец. Почему Соколов так
поступил? ( ответ подтвердите текстом)
5 задание:
Приведите примеры активного включения в
рассказ разговорной речи. Объясните, чем это вызвано.
6 задание:
Ответьте на вопрос: чего больше всего уже в
своей мирной жизни боялся Андрей Соколов? О каких качествах его характера это
свидетельствует?
-Ребята, время подготовки-7 минут.
Проверка групповых заданий
1 задание
Рассказ
имеет кольцевую композицию. Это своеобразный рассказ в рассказе. Он начинается
со встречи автора со случайными попутчиками – Андреем Соколовым и Ванюшей и
заканчивается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими.
В самом рассказе повествование ведется от имени главного героя, что позволяет
проследить за событиями его жизни, за его нелегкой судьбой.
2 задание:
Общий вопрос:
— Как Андрей
Соколов попал в плен?
(текст,
презентация)
3 задание:
Огромная
нравственная сила, исключительное мужество и твердость духа помогли Андрею Соколову
победить в начатой Мюллером игре. В безмерно тяжких условиях он проявил
недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства. Это
почувствовали даже фашисты, оценив силу духа русского солдата.
4 задание:
Чтение текста.
Соколов не мог
поступить иначе. Судьба Ванюшки тоже, как и его судьба, была опалена войной, он
тоже остался один, без семьи, как, впрочем, тысячи таких же несчастных, чьи
мирные жизни перечеркнула война.
5 задание:
…Два
раза за это время был ранен, но оба раза по легкости: один раз – в
мягкость руки… дырявил немец мне машину и сверху и с боков, но мне, браток,
везло … везло-везло, да и довезло до самой ручки… в мае сорок
второго при таком неловком случае нагрузили мою машину снарядами по самую
завязку, и сам я на погрузке работал так, что гимнастерка к лопаткам
прикипала. Надо было сильно спешить…и уже начало попахивать жареным…
Командир
нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать
нечего было. Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?
«Какой разговор! – отвечаю ему. – Я должен проскочить, и баста!» — «Ну,
— говорит, — дуй! Жми на всю железку!»
Естественно,
что при композиции «рассказ в рассказе» автор не мог не использовать
просторечную лексику, которая изобиловала присказками, профессиональными
словами, разговорными элементами. Разговорная лексика в
рассказе «Судьба человека» не только эмоционально окрашена, но и максимально
приближена к образу простого человека из рабочей среды. Поэтому использование
элементов этого стиля дает автору возможность наиболее точно передать характер
своего героя и его речи, а читателю позволяет легко воспринимать суть
написанного.
6
задание:
Текст.
Несмотря
на казалось бы ставшую мирной и спокойной жизнь, Андрей Соколов переживает за
будущее своего вновь обретенного сына: сердце, изношенное на войне, дает сбои,
и он боится не за себя, а напугать своего маленького Ванюшку, чтобы не
причинить ему боль, не осиротить еще раз…
Слово
учителя
—
Давайте вернемся к началу урока и попробуем продолжить фразу, написанную на
доске: «Судьба человека — это…» одним словом.
Это
судьба России. Ведь историю, которую услышал автор, он мог услышать на любой
дороге, от любого человека, и таких историй — миллионы. Таких горьких судеб,
опаленных войной, миллионы.
—
Если тема произведения понятна, то в чем, по вашему мнению, идея произведения?
(
Рассказ является гимном гуманизму, гимном судьбе обыкновенного человека,
отстоявшего жизнь на Земле )
Чтение
стихотворения Р.Рождественского «На земле, безжалостно маленькой…»
Слово
учителя:
Как
вы думаете, какой главный урок извлекло человечество из этой самой страшной
войны?
(Нужно
хранить и беречь мир, который отстояли наши деды и прадеды, помнить об этом не
только в День Победы)
Рефлексия
Работа
с листами самооценки
Домашнее
задание связано с эпиграфом:
Прочитать
главы из поэмы Твардовского «Василий Теркин»
«Судьба человека
и судьба Родины»
по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»
Михаил Александрович Шолохов
Академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии (1965г.). Он автор рассказов «Нахаленок», «Судьба человека» и др., среди которых выделяются «Донские рассказы» и «Лазоревая степь» о резком классовом противостоянии на Дону, о войне отцов и детей, смертельной вражде братьев, оказавшихся по разные стороны борьбы. Автор романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину».
(1905 – 1984)
На пологом песчаном левобережье
над Доном лежит станица Вешенская
Он «дышал чудесным степным воздухом над бескрайним простором, и Тихий Дон отражался в его сердце.»
Широкоплечий, крепко сбитый казак со степным бронзовым лицом, прокаленным солнцем и ветрами, был летописцем родной земли
За долгую жизнь Шолоховым
создано множество произведений
По произведению режиссером С.Бондарчуком в 1959 г. снят фильм «Судьба человека»
Жанр произведения
Судьба человека» — рассказ-эпопея.
В нем отражен критический момент в жизни страны, судьбе народа.
«Судьба человека»
Что же так изменяет установившийся порядок в семье?
Почему рассказ о войне
Андрей Соколов начинает
именно с воспоминаний
о мирной жизни?
Эпизод «Прощание».
Андрей Соколов, помыкавшись по белу свету, осел в Воронеже, нашёл девушку «по душе».
«Хорошая попалась мне девка! Смирная, весёлая, угодливая и умница, не мне чета… И не было для меня красивей и желанней её, не было на свете и не будет!»
«Судьба человека»
Каков же Андрей Соколов, и как, какими приемами и средствами раскрывает автор его характер?
Эпизод «Встреча с Ванюшкой»
Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Андрея Соколова?
К каждому ли человеку вот так, просто и доверчиво может прильнуть маленький ребёнок?
В чём смысл названия рассказа «Судьба человека»?
Словарная работа:
Словарная работа:
Судьба —
1. Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;
2. Доля, участь;
3. История существования кого-нибудь или чего-нибудь;
4. Будущее, то, что случится
(Словарь С.И. Ожегова).
«…около отцовского плеча вырастет тот , который…сможет всё вытерпеть , всё преодолеть…»
Беззащитность
Трепетность
Уязвимость
Ранимость
«А с ним – другое дело…»
Как характеризуют А. Соколова эти слова?
В чем проявляется забота о мальчике?
Проследите по всему тексту фрагмента, насколько Соколов внимателен к эмоциональному состоянию Ванюши.
«Вот уже когда Ванюшка мой подрастет и придется определять его в школу, тогда, может, и я угомонюсь, осяду на одном месте. А сейчас пока шагаем с ним по русской земле.
— Тяжело ему идти,- сказал я.»
Кем сказаны эти фразы?
Как называется такой композиционный прием?
«Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.»
В ситуации вооруженного конфликта дети так же, как и взрослые, могут испытывать на себе тяжесть его последствий. В соответствии с нормами международного
гуманитарного права им должна быть предоставлена дополнительна защита, должно быть проявлено особое уважение и особое внимание.
Значение рассказа
«Судьба человека»
Шолохов в рассказе раскрывает
весь ужас войны, самые трагические её стороны: ранение, плен, концлагерь, гибель семьи, уничтожение дома,
гибель сына в День Победы.
Выбор у честного человека может быть только один – протест против войны, насилия, рабства, против политики, обрекающей людей на несчастные судьбы.
Вывод
Воспоминания Андрея Соколова полны горечи за то недовольство, какое он проявил по отношению к жене. «Зло меня тут взяло! Силой я разнял её руки и легонько толкнул в плечи…» А оттолкнул за то, что вела себя не как другие женщины, за слова её: «Родненький мой… Андрюша… не увидимся… мы с тобой… больше… на этом… свете…» Возможно, что-то предчувствовала…
И, может, не жену оттолкнул Андрей от себя, а её пророческие слова, не желая в них верить, надеясь на скорое возвращение.
Русский национальный характер
Великодушие, уверенность в себе, умение любить, трудолюбие, воля к жизни, стойкость, мужество, патриотизм, самоотверженность, справедливость, честность, достоинство, гордость, щедрость, человечность и доброта.
Домашнее задание
«Судьба человека» – одно из самых трагичных произведений литературы о Великой отечественной войне, несмотря на то, что герой остается жив.
Докажите это в сочинении-рассуждении.
1
Урок русской литературы в 11 классе Тема: М.А. Шолохов. «Судьба человека». Смысл названия. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя. Подготовила проект урока: Каирова Жаннат Мирасовна, учитель русского языка и литературы СШ имени Джангельдина г. Атырау
2
Алгоритм работы над учебным проектом Тип проекта: исследовательский, творческий Тема«Смысл названия. Судьба человека и судьба Родины» Проблемный вопрос Зависит ли судьба страны от поступков и действий конкретного человека? Что делать?Изучить биографию писателя, текст произведения, собрать нужную информацию, создать опорные схемы анализа текста, создать презентацию в привлекательной для учащихся форме Как?С использованием дифференцированных индивидуальных и групповых заданий. С использованием современных технологии ИКТ. Форма работы групповая Что получить? (результат) Познавательный (знания о жизни и творчестве М.А.Шолохове) Воспитательный (нравственное, патриотическое воспитание) Развивающий (коммуникативная, информационная компетентность, обще учебные, специальные навыки, исследовательские умения) Кластер по рассказу, главному герою Сочинение на тему «Вечная память» или «70 лет Победы»
3
Цели: 1. приобщение учащихся к художественному наследию М. Шолохова 2. создание условий для чтения, изучения и анализа рассказа М.Шолохова «Судьба человека»; 3. литературоведческий анализ военного рассказа Шолохова «Судьба человека»; 4. выделение жанровых особенностей военного рассказа; 5. обучение монологической и диалогической речи; 6. развитие устной и письменной речи учащихся; логического и аналитического мышления; 7. развитие познавательной активности учащихся через поисково-исследовательскую деятельность на уроке русской литературы посредством методики НИЛ; 8. овладение приёмами анализа и синтеза, обобщения, классификации, сравнения и сопоставления при проведении лингвистических исследований, развитие языковой догадки, проблемного и операционного мышления, сосредоточенного внимания; 9. развитие навыков рефлексии и самооценки; 10. формирование положительного образа личности, занимающейся научно- исследовательской деятельностью; 11. формирование чувства ответственности за результат работы; 12. воспитание подлинной любви к человеку и гуманного отношения к миру; неприятие идей нацизма и шовинизма; 13. глубокое осмысление всех сторон человеческой жизни.
4
Вид урока: урок изучения художественного произведения. Тип урока: урок углубленной работы над текстом. Методы : Метод творческого чтения, беседа о прочитанном произведении. Эвристический метод: обсуждение идейно-тематического содержания рассказа. Проблемно-поисковый метод: создание системы образов, композиции. Исследовательский метод: создание опорных схем анализа текста. Прием НИЛ (научно – исследовательская лаборатория). Прием «Синквейн». Оборудование: медиа презентация, текст, опорный конспект по произведению, иллюстрации к повести, портрет Шолохова, выставка книг М.Шолохова, справочный материал по теории литературы, «Учебный лист исследователя». Теория литературы: композиция, элементы сюжета, характеристика героя, анализ эпизода, деталь художественного текста, особенности жанра военного рассказа, герой, антигерой, микросюжет, макро сюжет, портрет, портретное описание, статический портрет, динамический портрет, развернутый портрет, фрагментарный портрет, психологический портрет, портретная деталь, идея произведения, хронотоп произведения.
5
Аннотация По тематическому плану это 2 урок по творчеству М.А. Шолохова. По типу — урок изучения художественного произведения, урок углубленной работы над текстом. Урок строится не на готовой подаче материала учителем, а на самостоятельной добыче знаний учениками. Исходя из этого ставились следующие цели на урок: 1) знать основные сведения из биографии Шолохова и историю создания рассказа «Судьба человека»; 2) характеризовать главного героя — Андрея Соколова; 3) раскрыть смысл названия рассказа.
6
I. I.Оргмомент. II. II.Мотивационный этап. Прием «Ключевые слова» (Прежде учитель делит класс на две группы по цвету карточек. А чтобы хорошисты не попали в одну группу, учитель выводит их к доске и распределяет по группам.) 1. Выделите в теме урока ключевые слова, определите цель нашего урока сегодня. Что нужно выполнить нам, чтобы ответить на этот проблемный вопрос? 2. Учащиеся получают задание написать свободное письмо «Судьба человека», «Судьба Родины» (по группам). Учащиеся читают вслух 1-2 работы.
7
«Судьба человека» 1) Судьба — стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. 2) Судьба — будущее, то, что случится, произойдет. 3) Судьба — доля, участь 4) Судьба — история существования кого-нибудь, чего-нибудь. 5) Судьба — см. суждено (см. судить). «Судьба Родины» Судьба – история существования кого-нибудь или чего-нибудь. В данном случае –это судьба Родины. Судьба Родины зачастую связано с историческими событиями в мире, переменами каких-то явлений, глобальных изменений в природе, а иногда просто зависит от поведения людей, от их взглядов на жизнь…
8
Основное содержание концепта «судьба» в русском языковом сознании следующее: это сверхъестественная сила, предопределяющая все события в жизни человека. В поэтике Шолохова судьба наделяется экзистенциальным смыслом. Его герои не смиряются с судьбой, а активно ей противостоят. Жизнью человека управляют не рок и судьба, а сам человек. Концепт «судьба» неразрывно связан с концептами «жизнь» и «смерть». Одним из наиболее сложных, неоднозначных можно считать соотношение понятия концепта и слов «душа», «характер». «Судьба человека» М.Шолохова –это военный рассказ – малый эпический жанр литературы, в котором дается изображение какого-либо эпизода из жизни героя. В его основе – трагические конфликты между войной и миром, жизнью и смертью, любовью и ненавистью, человеком и природой. Эти противоречия нельзя разрешить в пределах сюжета произведения. Герой, делающий нравственный выбор, выходит на передний план. Нарастает психологизм и драматизма рассказа, что ведет за собой возрастание роли условности, возникновение новых форм повествования, усложнение композиционных связей и увеличение изобразительно- выразительной роли каждой художественной детали.
9
Опережающее задание (текст лежит перед учениками): Задача: изучите критическую статью А.Б. Галкина на рассказ «Судьба человека», найдите ответы на предложенные вопросы, подготовьтесь по ним к выступлению.
10
Текст критической статьи Писатель вплетает судьбу Андрея Соколова в судьбу поколения и шире погружает героя в кипящее, быстро меняющееся время. Поначалу горести и радости, как тому и следует быть, сменяют друг друга в жизни Андрея Соколова. Нельзя назвать ее безмятежной, но жизнь с точки зрения героя развивается естественно, точно так же, как у большинства его современников, трагические следствия имеют объяснимые причины: «В гражданскую войну был в Красной Армии, в дивизии Киквидзе. В голодный двадцать второй год подался на Кубань, ишачить на кулаков, потому и уцелел. А отец с матерью и сестренкой дома померли от голода. Остался один (…) поехал в Воронеж (…) Вскорости женился (…) И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет!» Семья провожает Андрея. А у жены Иринки «губы от слез распухли, волосы из-под платка выбились (…) упала мне на грудь, руки на моей шее сцепила и вся дрожит, будто подрубленное дерево (…) – прижалась ко мне, как лист к ветке, и только вся дрожит… » [4] Андрей просит ее сказать хоть слово на прощание – она говорит, что они больше не увидятся «на этом…свете» [5]. Андрей Соколов, негодуя на жену, упрекает ее: «Что ты меня раньше времени заживо хоронишь?» [6] – и слегка отталкивает ее, но так как он обладал недюжинной мужичьей силой, получилось, помимо его воли, что Иринка отлетела от его прикосновения. Герой ничуть не оправдывается. Наоборот, он жестоко обвиняет себя, считая этот случайный жест, вырвавшийся у него в запальчивости, позорным, несмываемым пятном на его совести. Народная поговорка: «Бог тебя простит, только ты себя не прощай» хорошо описывает внутреннее состояние героя. Так исподволь Шолохов приводит читателя к первому проблемному вопросу в концепции рассказа: «Не является ли дальнейшее безмерное страдание Андрея Соколова жестокой расплатой за то, что герой оттолкнул жену?» Иными словами, герой мог сам накликать на себя беду неправильным поведением. Психологически Андрей Соколов ощущает это событие именно как грех, правда, он не склонен связывать его причинной связью с жизненными дальнейшими ситуациями, излагая их как набор замкнутых случайных эпизодов.
11
Контузия, плен, концлагерь, два побега, один из которых едва не закончился смертью, когда немцы спустили на Андрея Соколова разъяренных овчарок, сразу же превративших его тело в сплошное кровавое месиво; гибель семьи и смерть старшего сына в последний день войны – всего этого трагического опыта с избытком хватило бы не на один десяток жизней. Но судьба щедро отмерила горя Андрею Соколову. Андрей Соколов слышит, как какой-то мордастый солдат обещает выдать немцам молоденького командира, скинувшего офицерскую гимнастерку, чтобы не быть в числе расстрелянных. Тот, дескать, агитировал солдата вступать в армию, так пусть отвечает за свои дела. Андрей Соколов взбешен: «Нет, – думаю, не дам я тебе, сучьему сыну, выдать своего командира! Ты у меня из этой церкви не выйдешь, а вытянут тебя, как падлу, за ноги!» Андрей придушил предателя. Еще одна парадоксальная ситуация: герой убивает в церкви не немца, а своего, русского. В храме он нарушает первую Божью заповедь ‘Не убий!». Снова возникает вопрос «Что если все последующие несчастья Андрея Соколова — Божья кара за убийство?» Действительно, ни читателю, ни самому Андрею Соколову не приходит в голову, что убивая предателя, он совершает грех, так как, во-первых, во время войны с солдата законом снимается всякая уголовная ответственность за убийство. А во-вторых, предатель предает трижды: он предает смерти своего командира, предает национальное достоинство всех русских перед лицом нации- завоевателя, предает собственную честь, попирая ценность человеческой личности вообще. С этой точки зрения Андрей Соколов прав. Однако судьба нации отнюдь не исчерпывает личную судьбу. Социальные катаклизмы еще не повод закрыть глаза на индивидуальные страдания, ибо всегда человек будет воспринимать свою жизнь субъективно значимо, а не только с позиций национальной кармы народа, где ему предстоит занять отведенную ему нишу, либо стать»винтиком» в борьбе гигантских механизмов сильных мира сего. Конечно, в определенной мере судьба Андрея Соколова типична. Почти не было в стране семьи, не потерявшей бы кормильца: сына, брата, жениха, мужа. И все же для Шолохова центральным остается общечеловеческий смысл рассказа. Иначе он не назывался бы «Судьба человека «.
12
Вопросы к тексту. Вопросы к тексту. Как развивается жизнь Андрея Соколова? Как развивается жизнь Андрея Соколова? Не является ли дальнейшее безмерное страдание А. Соколова жестокой расплатой за то, что он на вокзале оттолкнул жену? Не является ли дальнейшее безмерное страдание А. Соколова жестокой расплатой за то, что он на вокзале оттолкнул жену? Что происходит с Андреем во время войны? Что происходит с Андреем во время войны? Как герой относится к тому, что ему в церкви приходится убивать не немца, а своего, русского? Как герой относится к тому, что ему в церкви приходится убивать не немца, а своего, русского? Типична ли судьба А. Соколова? Типична ли судьба А. Соколова?
13
III. Повторение пройденного материала. Краткая биография М.А. Шолохова. (Сообщение учащегося) 24 мая 1905 года в хуторе Кружилинском станицы Вешенской Донского округа у Анастасии Даниловны Кузнецовой и Александра Михайловича Шолохова родился сын Михаил. До смерти первого мужа Анастасии Даниловны родители будущего писателя не состояли в браке, так как церковь не признавала разводов. После венчания Миша был «усыновлён» собственным отцом. Мать Шолохова- из крестьянской семьи, отец- выходец из Рязанской губернии, сеял хлеб, был приказчиком, управляющим мельницей. Шолохов начинает учиться -сначала в приходском училище, потом в гимназии. Но революционные события, а затем и Гражданская война прерывают эту учёбу. С 15 лет работает учителем, служащим в станичном ревкоме, счетоводом, журналистом. Почувствовав недостаток образования, Шолохов приезжает в Москву, чтобы поступить в институт. Но комсомольцем он не был и оказался в положении безработного. С 1923 по 1925 годы появляются в печати рассказы Шолохова, которые составили сборник «Донские рассказы». В 1926 году начинает писать роман «Тихий Дон», который принесёт писателю мировую известность, а также писатель будет награждён за этот роман Нобелевской премией. Во время Великой Отечественной войны Шолохов Был военным корреспондентом, часто выезжал на фронт. Начинает публикацию глав романа «Они сражались за Родину». Тема войны не отпускает его и после её окончания. В 1957 году он создаёт рассказ «Судьба человека».
14
История создания рассказа (Сообщение учащегося) М.А. Шолохов написал рассказ в очень короткий срок, всего за несколько дней. Однако творческая история рассказа заняла многие годы: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и появлением рассказа прошло 10 лет. Рассказ был опубликован в двух номерах «Правды»: 31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года. Это одно из лучших произведений Шолохова, созданных им в послевоенный период. В образе Андрея Соколова сосредоточены черты русского национального характера. По жанру «Судьба человека» предстаёт как рассказ в рассказе. Выбор героя рассказа стал актом гражданского мужества писателя, так как судьбы бывших военнопленных не принято было обсуждать на страницах журналов и уж тем более делать их центром художественных произведений
15
Постановка проблемного вопроса на класс: (Слово учителя: Запишите главный вопрос нашего урока. Сначала будем работать, а в конце урока вы ответите на него.) «Зависит ли судьба страны от поступков и действий конкретного человека?»
16
Самостоятельная работа по тексту с целью извлечения первичной информации. (Опережающее задание. Таблицы распределены по группам) Задание: -Изучите указанные фрагменты текста, проанализируйте его и запишите в таблицу, как ведёт себя Андрей Соколов в следующих эпизодах: Эпизоды Номера страниц Поведение Андрея 1) прощание с женой на вокзалеС. 199, 1,2,3 абзац 2) во время контузии С. 201, 1,2,3,4 абзац, С. 202, 1,2,3,4,5,абзац 3) в плену в церкви с. 203, 1,2 абзац; с. 204, 1,2 абзац. с. 205, 1,2,3,4 абзац. 4) беседа с Мюллером с. 208, 2,3 абзац. с. 209, 1,2,3 абзац. с. 210, 1,2,3,4,5 абзац. с. 211, 1,2 абзац. 5)при встрече с Ванюшей с. 215, 3,4,5 абзац. с. 216, 1,2,3, абзац. с. 217, 1,2,3 абзац. (Учащиеся в группе один за другим индивидуально отвечают по опережающему заданию.) 1-группа
17
Персонаж рассказа ТекстКак ведут себя герои рассказа в бесчеловечных обстоятельствах Христианин (богомольный) Эпизод в церкви Погибает, но не отступает от своих убеждений. Но он невольно становится виновником гибели четырех человек Крыжнёв с. 204, 2 абзац.Пытается купить себе право на жизнь ценой чужих жизней Взводный с.204, 2,абзац. с. 205, 1,2 абзац Безропотно ожидает своей участи Доктор с. 203, 2 абзац, с абзац. «…в плену и потемках свое великое дело делал» 2-группа
18
Изучите фрагменты и проанализируйте речь Андрея Соколова, выпишите из текста пословицы, поговорки, крылатые выражения. Ответьте на вопрос: как характеризует главного героя его речь? Ответ: В речи героя часто можно услышать профессиональные слова: «баранка», «дуй на всю железку», «последний перегон», «шел на первой скорости», «браток». Соколов – воплощение национального русского характера, поэтому его речь образна, близка к народной, разговорной. Андрей использует пословицы: «табак моченый, что конь леченый». Он употребляет сравнения и поговорки: «как конь с черепахой», «почем фунт лиха стоит». Андрей – простой малограмотный человек, поэтому в его речи много неправильных слов и выражений. Образ Соколова раскрывается постепенно.
19
Составление опорной схемы Слово учителя: Ребята, давайте попробуем составить опорную схему систему образов рассказа, сопоставляя образы рассказа. (положительные и отрицательные образы, их отличительные черты и что их объединяет (Ученики отвечают на вопросы, а на доске появляется опорная схема.) Наводящие вопросы: 1. Кто главный герой рассказа? 2. Назовите положительными героев войны в рассказе? 3. Во что они верят, за что борются? Какие слова подходят к ним? 4. С какими отрицательными персонажами он сталкивается? 5. Какими словами эти люди ассоциируются? 6. Кто зажег «свечу жизни» в Андрее Соколове? 7. Какое слово объединяет их всех?
20
Опорная Схема Система образов рассказа «Судьба человека» Андрей Соколов Пленный врач Анатолий Мюллер Фашисты предатель Вера, Любовь Милосердие Бой за жизнь Эгоизм Жестокость Концлагерь смерть Ванюшка
21
IV. Закрепление темы. Синквейн. Слово учителя: Итак, мы с вами, ребята, постарались совместными усилиями создать характеристики главных героев произведения М.Шолохова, проведя интересную и важную исследовательскую работу. А теперь я попрошу выразить свое отношение к полюбившимся героям рассказа при помощи синквейна, который позволяет выразить собственную позицию и соотнести ее с мнением других. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным). Во второй следует описание темы в двух словах (обычно прилагательных). Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголами). Четвертая строка – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Пятая строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Выступления учащихся с синквейнами. Андрей Соколов Мужественный, целенаправленный Сражается, побеждает, возрождается Достойный сын русского народа Герой (Это личность)
22
Определение слова «личность» Слово учителя: Ребята, а вы знаете кого называют личностью? Давайте послушаем сообщение ученика. (опережающее задание) (Сообщение учащегося) Личность – это человек, у которого есть своя позиция в жизни, которая проявляет самостоятельность мысли, несет ответственность за свой выбор, свои решения, свою деятельность. Историческая личность может быть отрицательной, положительной и многозначной.
23
Давайте посмотрим, какие черты бывают у выдающихся личностей. Черты выдающейся личности Стремление служить общему благу государства и народа Стремление и умение вникнуть в условия жизни, в основы общественных отношений. Совестливость во всех делах Способность убеждать в своей правоте Беззаветное мужество Великие личности появляются неслучайно, т.е. тогда, когда в этом есть историческая необходимость. Как вы думаете, можно ли назвать Андрея Соколова и Мюллера сильной личностью с точки зрения истории? А какими предстают Андрей Соколов и Мюллер в рассказе М.Шолохова?
24
Сравнительная характеристика персонажей. Слово учителя: Обратимся к изображению личностей, в оценке деятельности которых писатель применяет главный критерий – нравственный. Андрей Соколов и Мюллер – нравственные полюса рассказа. Опираясь на понятия, данные в таблице, текст рассказа, выявите авторское отношение к указанным персонажам. Андрей Соколов Мюллер Идея Идея мира Идея войны Отношение к людям Внешность Манера поведения Отношение к битве Мировоззрен ие Я – реализация Мотив деятельности
25
Андрей Соколов Мюллер Идея Идея мира Идея войны Отношени е к людям Стремление служить общему благу государства и народа, доброта, справедливость Властолюбие, стремление подчинить себе людей Внешност ь Непритязательная Непривлекательная Манера поведения Естественность и простота (настоящий русский солдат ) Позёрство (…правая рука у него в кожаной перчатке, а в перчатке свинцовая прокладка, чтоб пальцев не повредить») Отношени е к битве Сражение Уничтожение» Мировозз рение Гуманизм, неприятие идей национальной замкнутости и исключительности Нацистские идеи национальной замкнутости и исключительности Я – реализаци я Единение со всем народом Эгоизм Мотив деятельност и Защитник Отечества Завоеватель
26
Почему эту сцену с Мюллером можно определить как композиционный центр второй части рассказа? Вывод: В этой сцене Андреем Соколовым была одержана нравственная победа над врагом. Герой демонстрирует настоящий русский характер: перед лицом смерти мужество и верность Отечеству Соколова заставляют восхищаться русским солдатом даже фашистов. А сам рассказ состоит из двух частей.
27
I часть. О трагической судьбе русского народа, прошедшего горнило Великой Отечественной войны и готового к возрождению и жизни. Жанр – военный рассказ. Автор-повествователь I часть. О трагической судьбе русского народа, прошедшего горнило Великой Отечественной войны и готового к возрождению и жизни. Жанр – военный рассказ. Автор-повествователь II часть О трагической судьбе Андрея Соколова, прошедшего дорогами войны и испытаний,, но не утратившего жизненную силу любви и сострадания. Жанр – рассказ — исповедь II часть О трагической судьбе Андрея Соколова, прошедшего дорогами войны и испытаний,, но не утратившего жизненную силу любви и сострадания. Жанр – рассказ — исповедь
28
Чтение эпизода: Слово учителя: Во II части рассказа появляется образ мальчика Вани — собирательный образ послевоенного поколения русских детей. Кем он был? (Сирота) Докажите текстом (сиротство, голод, вера). Анализ эпизода: (с ) На четвертый день… до «…не до элеватора было». — Основные образы (Соколов и Ванюшка ). — Основной мотив (одиночество и любовь как спасение). – А какая погода стоит на улице? Вывод: Роль пейзажа – придать осязаемую реальность зачина рассказа, описание прихода первой послевоенной весны 1946 года.. Но сквозь всех трагических событии проникает, звенит жизнеутверждающая весенняя нота: она и в извечном юном аромате оттаивающей земли, и в разлившейся речке, и в лучах солнца, которое, несмотря на начало апреля, «светило горячо, как в мае» как в победоносные майские дни минувшего года. И почти символическим становится жест автора, снимающего с головы «старую солдатскую ушанку
29
. Заполните дискуссионную карту. Дискуссионная карта Аргументы « да» Дискуссионный вопрос Аргументы «против» 1. Вы согласны с идеей М.Шолохова, что сердце Андрея Соколова не зачерствело на войне, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. В этом и проявляется сильный характер человека?
30
Аргументы « да»Дискуссионный вопрос Аргументы «против» 1.Да, Соколов рискует жизнью, чтобы в плену спасти взводного. Вы согласны с идеей М.Шолохова, что сердце Андрея Соколова не зачерствело на войне, он смог найти в себе силы подарить счастье и любовь другому человеку. Жизнь продолжается. В этом и проявляется сильный характер человека? 1.Нет, он убивал людей на войне. 2. Да, он не падает духом и пытается бежать из плена. 2.Нет, его душа полна тоски и боли. Он постоянно видит во сне свою погибшую семью. 3. Да, он, падая от голода и изнеможения, не унижается перед фашистами и не пьет за победу Германии. С большой наглядностью чувство собственного достоинства, огромная сила духа и выдержка раскрылись в нравственном поединке Соколова с Мюллером. 4.Да, он делить последнюю краюху хлеба с пленными. 5. Да, он не равнодушен к чужому горю. Он способен жалеть и любить. Соколов ведет непрерывную борьбу с собой и выходит из нее победителем, он дает радость маленькому человеку, усыновляя такого же, как он, сироту, Ванюшу, мальчишку со «светлыми, как небушко, глазами». Найден смысл жизни. В этом проявляется сильный характер человека. Дискуссионная карта
31
Вывод урока: Слово учителя: Шолохов заканчивает свое произведение утверждением: Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина. Прокомментируйте его Вывод: Шолохов описал человека, способного не покориться обстоятельствам, выстоять. В битве с судьбой писатель показал поистине великую силу характера человека, его величие духа. Это и есть лучшие черты человеческого характера, наличие которых помогло выстоять в столь нелёгких испытаниях, сохранить себя как личность. Можно сделать вывод, что Шолохов выделяет такие черты характера: героизм, патриотизм, стойкость, мужество, щедрость, человеколюбие, умение сопереживать, любить, щедрость души, доброту, заботу о других, великодушие, сострадание, трудолюбие, удаль
32
Фронтальная работа по вопросам: 1. Как повёл себя герой на протяжении всего рассказа? (мужественно, стойко) 2. Если бы А. Соколов поступил иначе, что могло бы произойти? 3. Если бы все вели себя так, как Крыжнёв? 4. Что было бы, если на земле больше было людей как Мюллер и наоборот как Соколов? Обсуждение проблемного вопроса. «Зависит ли судьба страны от поступков и действий конкретного человека?» Заключительный вывод по проблемному вопросу: В образе Андрея Соколова Шолохов повествует о судьбе многих русских солдат. От поступков конкретного человека зависит судьба страны. Судьба человека и судьба Родины взаимосвязаны. Фронтальная работа по обсуждению смысла названия рассказа М.А. Шолохова: -Почему в названии рассказа автор использует слово «судьба», а не «жизнь»?
33
Вывод: Потому что в рассказе говорится не о жизни конкретного человека, а о судьбе народа и Родины в целом.
34
V. Рефлексия 1. Составить Кластер по группам: 1 группа – о рассказе, 2- группа о главном герое рассказа. 2. Посмотреть фрагмент фильма по рассказу «Судьба человека», где в роли А.Соколова играет Сергей Федорович Бондарчук VI. Оценки учащихся. (лидеры групп оценивают участников проекта на листе оценок, которые учитель раздал в начале урока. Лидерам надо написать имена участников и ставить значки.) VII. Домашнее задание. 1. Написать конкурсную творческую работу : сочинение на тему «Вечная память» или «70 лет Победы» 2. Сделать подборку стихов о войне, отражающих судьбу человека. 3. Заполнить таблицу, опираясь на текст рассказа. (листы-таблицы раздаются)
35
Метод Кластера Рассказ о войне Событие: Великая Отечественная война Глав. герой: Андрей Соколов Тема: Жестокость войны, фашизм, величие народа Глав. событие: Встреча с Ванюшей Глав. движущая сила: народ Идея: Мужество, стойкость русского народа «Судьба человека» М.А.Шолохов Жанр: Рассказ в рассказе
36
Андрей Соколов встреча с Ванюшей г. Урюпинск после войны война до войны тихое счастье известие о родных второй побег Побег первый плен май 1942 г возвращение к жизни
37
Домашнее задание. Заполнить таблицу 1 Каким представляет себе счастье герой рассказа? 2Как изменилась жизнь Андрея Соколова во время войны? 3Почему Андрей Соколов не ожесточился сердцем после этих испытаний судьбы? 4Какова авторская позиция по отношению к этому герою? 5 Какова роль Ванюшки в раскрытии характера Андрея Соколова? 6Ваше отношение к персонажу. Вывод: М.Шолохов представил портрет конкретного русского человека?
38
2 Каким представляет себе счастье герой рассказа?Мир и покой на душе. Умная жена-подруга, дети, дом, работа. 3Как изменилась жизнь Андрея Соколова во время войны? Два ранения, плен, побег, лагеря, шахты, работа в Германии. «Били за то, что ты – русский, за то, что на белый свет смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь». 4Почему Андрей Соколов не ожесточился сердцем после этих испытаний судьбы? Вечное утверждение живого в жизни. Жизнь есть любовь. «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло» 5Какова авторская позиция по отношению к этому герою? Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что- то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его родина 6 Какова роль Ванюшки в раскрытии характера Андрея Соколова? Образ Ванюшки в рассказе появляется вместе с образом Андрея Соколова. Портретную характеристику автор дает не сразу. Шолохов выделяет отдельные детали в портрете Ванюшки мальчика лет пяти-шести. Сначала он выделяет розовую холодную ручонку, а потом глаза, светлые, как небушко. Портрет Ванюшки построен на резком приеме контраста. Он противопоставляется портрету Андрея Соколова. 6Ваше отношение к персонажу.Андрей Соколов не сломался под тяжестью испытаний судьбы. Сила духа, вера, надежда и любовь – вот духовные опоры настоящего русского характера. Вывод: М.Шолохов представил портрет конкретного русского человека? Шолохов на примере образа Соколова Шолохов представил портрет всего русского народа, судьбу людей и Родины в годы войны.
39
Пробуждает интерес к предмету Развиваетмышление Повышает активное участие активное участие Помогает закрепить знания Приучает к творческой работе Повышаетуспеваемость Развивает речь Раскрывает всесторонние всесторонниезнания Проектная деятельность
40