Почему рассказ шолохова называется родинка

Не так давно 24 мая любители литературы отмечали день рождения величайшего русского писателя 20-го века. имя михаила шолохова,

Не так давно – 24 мая – любители литературы отмечали день рождения величайшего русского писателя 20-го века. Имя Михаила Шолохова, лауреата Нобелевской премии, автора культовых романов «Тихий Дон» и «Поднятая целина», хорошо известно нашим читателям. Многие произведения мастера издавались не только в СССР, но и за рубежом. В этом году исполнилось 116 лет со дня его рождения.

Одной из наиболее популярных его работ является рассказ, посвященный описанию судьбы простого русского человека, прошедшего войну. Он так и называется – «Судьба человека» (1956). Сюжет рассказа не выдуманный, у его героя есть реальный прототип.

763090 1623938411

Сюжет

В начале войны главный герой Андрей Соколов расстается с семьей и отправляется на фронт. В одном из первых сражений он получает ранение и попадает в плен к нацистам. Здесь герою доводится пережить все тяжести концентрационного лагеря, благодаря собственному мужеству избежать расстрела и в конце концов бежать к своим, за линию фронта.

Андрей продолжает бить врага. Получив короткий отпуск, он спешит в родные места. Здесь герой узнает о том, что его любимая жена Ирина с обеими дочерьми погибли в самом начале войны во время бомбежки. Боец был не в силах находиться там, где когда-то был счастлив. Не дожидаясь окончания отпуска, он возвращается в свою часть. Все последующее время сил ему придает мысль о том, что у него еще есть на свете родная душа – это сын, который, став офицером, как и отец, воюет с врагом.

Сколько несчастий может вынести на своем веку человек? Судьба была к Андрею Соколову немилосердна. В последний день войны Андрей теряет и сына. Теперь он совершенно одинок.

По окончании войны герой работает шофером. Однажды ему повстречался мальчик-сирота, у которого обоих родителей отняла война. Соколов называется мальчику его отцом. Оба осиротевших человека, взрослый и ребенок, получают надежду на новую жизнь.

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина… («Судьба человека»)50793 1623938412

Об истории создания

В основе сюжета этого рассказа лежат реальные события. Весной 1946-го во время охоты Шолохову повстречался человек, поведавший ему о своей печальной судьбе.

А знает ли читатель о том, что Шолохов повстречался с героем рассказа «Судьба человека» Андреем Соколовым именно на охоте. В первый послевоенный год поехал он поохотиться ранней весной на большой, образовавшийся от талых вод степной лиман поблизости от хутора Моховского. На том лимане базбоязненно садились пернатые – дикие гуси и казарки. Присев на плетень отдохнуть у разлившейся степной речушки Еланки, он заметил мужчину, который вел за руку мальчика по направлению к речной переправе. Усталые путники подошли к нему и, приняв к речной переправе, запросто сели отдохнуть. Тогда-то, на этом плетне и поведал Андрей Соколов «своему брату-шоферу» о своей судьбе. Путник собирался было уже уходить, но в это время подъехала к писателю его жена и выдала его что называется с головой. Путник ахнул от такой неожиданности, но уже было поздно – все успел рассказать о себе, и быстро распрощался. А писатель жалел, что не успел узнать его фамилию. Возвратился тогда писатель с охоты необычно взволнованным и все еще находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком. (Из очерка журналиста М. Кокта «В станице Вешенской»)
(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({}); Если выпало мало снега, то урожая не будет: 16 декабря – День Ивана Молчальника
Женские джинсы: прежде чем их купить, нужно обратить внимание на одну деталь
Похудела: чем пожертвовала София Тарасова ради “ВИА Гры” (новые фото)

Писателя чрезвычайно увлек рассказ незнакомца. Он решил во что бы то ни стало написать об этом и даже поделился своим замыслом с работниками райкома партии. Однако приступить к его воплощению писатель смог только спустя десять лет.

Как-то, в 1956-м, во время своего пребывания в Москве писатель перечитывал произведения Ремарка и Хемингуэя, в которых человек описывался бессильным и обреченным, и решил обратиться к теме, о которой на протяжении последних дести лет не забывал. Картина той встречи у переправы с неизвестным шофером, рассказавшим ему свою историю, воскресла и стала перед глазами. Мысли и образы, зревшие и вынашиваемые в течение всего этого времени, получили нужный толчок, конкретную форму и направленность. Шолохов не отрывался от письменного стола в продолжение недели.

На восьмой день замечательный рассказ о судьбе человека, выжившего и не растерявшего мужества в страшных испытаниях войны, был готов. Впервые он был опубликован в «Правде» в декабре-январе 1956-1957 гг. Художником С. Трофимовым были созданы проникновенные иллюстрации к произведению.

364129 1623938413

Читательский отклик

Публикация вызвала огромное количество откликов читателей и критиков. О необычайной популярности нового рассказа Шолохова писатель Ефим Пермитин сообщал:

Непрекращающийся поток писем в адрес автора, редакций газет, опубликовавших рассказ, радиостанциям, несколько раз передавшим его в эфир, говорит об исключительной силе воздействия этого произведения на читателей и слушателей. Стол писателя был завален письмами. Писали люди, пережившие ужасы фашистского плена, семьи погибших фронтовиков, рабочие, колхозники, врачи, педагоги, ученые, советские и зарубежные писатели, такие как Николай Задорнов, Федор Кравченко, Борис Полевой, Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй и многие, многие другие. С каждым днем поток писем все увеличивался. Ни автор, ни окружающие его люди не в состоянии были ответить и на сотую их часть. Все их не приведешь и не перескажешь. (Ефим Пермитин, «Литературная газета», 1957, 21 марта, №35)

Михаил Шолохов: цитаты

Представим к ознакомлению несколько проникновенных, волнующих цитат из произведений великого писателя:

Мои невыплаканные слезы, видно, на сердце высохли. Может, поэтому оно так и болит? («Судьба человека») Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться? А вот не согнулись, выстояли! («Судьба человека») Люди – что овцы: куда баран, туда и весь табун. («Тихий Дон») Со стороны глядеть – не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны на нее глядел, а в упор. («Судьба человека») Дорога-то у нас одна, да едут все по-разному… («Тихий Дон») Прошлое – вот как та дальняя степь в дымке. Утром я шел по ней, все было ясно кругом, а отшагал двадцать километров, и вот уже не отличишь лес от бурьяна, пашню от травокоса… («Судьба человека») Побеждает только тот, кто твердо знает, за что он сражается, и верит в свое дело. («Тихий Дон») А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожение себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары, уродовали себя и лошадей и разбежались; вспугнутые выстрелом, убившим человека, разъехались, нравственно искалеченные. Это называли подвигом. («Тихий Дон») Умная у тебя голова, да дураку досталась! («Тихий Дон») Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь. («Тихий Дон») А на что я тебе? – А на всю жизнь. («Судьба человека») Детская память, как летняя зарница: вспыхнет, накоротке осветит все и потухнет. («Судьба человека») Травой зарастают могилы – давностью зарастает боль. Ветер зализал следы ушедших — время залижет и кровяную боль, и память тех, кто не дождался родимых и не дождется, потому что коротка человеческая жизнь и не много всем нам суждено истоптать травы… («Тихий Дон») До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда ее оттолкнул! («Судьба человека») Как пахнут волосы у этих детишек! Солнцем, травою, теплой подушкой и еще чем-то бесконечно родным. И сами они – эта плоть от плоти его, – как крохотные степные птицы… («Тихий Дон») Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнет. Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? («Судьба человека») Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену. Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука. («Судьба человека») Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника… («Судьба человека»)

Экранизация

В 1959-м произведение Михаила Шолохова было экранизировано. Выдающийся советский режиссер Сергей Бондарчук выступил в качестве постановщика одноименной картины и исполнителя главной роли. Фильм имел столь же оглушительный успех, как и его литературная основа. В этом же году на Московском фестивале кино получило главный приз. Это стало ступенькой, с которой молодой режиссер начал свой путь в большой кинематограф.

Кто родился у Малахова?

11 января 1972 г. (возраст 49 лет)

Кто жена у Малахова?

Наталья Викторовна Шкулёвав браке с 2011 г.

Кто родители Андрея Малахова?

Николай Дмитриевич Малахов

Как называется передача Малахова?

“Андрей Малахов. Прямой эфир” – настоящая хроника нашей жизни. Это программа о каждом из нас: о том, что нас волнует и чем живет страна. Ежедневно по будням в студии “Прямого эфира” самые громкие журналистские расследования, актуальные события, сенсации из мира звезд и люди, которым нужна наша помощь.

Как зовут сына Малахова Андрея?

Александр Малахов

Кто вел прямой эфир до Малахова?

В августе 2017 года пост ведущего «Прямого эфира» занял Андрей Малахов, оставивший работу на Первом канале. Корчевников ушел из программы без комментариев о причинах.

Кто вел прямой эфир?

Андрей Малахов. Прямой эфир
Ведущий(е) Михаил Зеленский (с 4 апреля 2011 по 30 апреля 2013 года) Борис Корчевников (с 13 мая 2013 по 9 августа 2017 года) Андрей Малахов (с 25 августа 2017 года)
Композитор Антон Грызлов
Страна производства Россия
Язык Русский

Какую передачу вёл Борис Корчевников?

Член Академии российского телевидения с 2010 года. Ведущий программ «Хочу верить!», «История российского шоу-бизнеса» и «История российского юмора» на канале СТС (2009—2013), ток-шоу «Прямой эфир» (2013—2017), проектов «Судьба человека» (с 2017) и «Далёкие близкие» (2018—2019) на телеканале «Россия-1».

Чем болен ведущий Борис Корчевников?

Телеведущий рассказал, что в детстве переболел менингитом. В августе текущего года стало известно, что у 38-летнего Бориса Корчевникова снова появились серьезные проблемы со здоровьем. Впервые о болезни журналиста заговорили в 2015 году, когда он перенес операцию по удалению доброкачественной опухоли головного мозга.

Где сейчас Борис Корчевников?

Сейчас Корчевников ни с кем не встречается и живет с мамой в центре Москвы. Стоит отметить, что в программе «Судьба человека» на «России 1» Борис время от времени затрагивает тему личной жизни со своими гостями.

Почему поправился Борис Корчевников?

Более четырех лет назад врачи обнаружили у телеведущего Бориса Корчевникова доброкачественную опухоль. Сам Борис достаточно долго не комментировал слухи об ухудшении состояния своего здоровья. Однако на прошлой неделе признался, что он поправился на несколько килограммов после сложного курса лечения.

Почему Борис Корчевников плохо говорит?

В ходе разговора с народным артистом России Игорем Крутым в эфире программы «Судьба человека» ее ведущий Борис Корчевников заявил, что плохо слышит, подтвердив сообщения об ухудшении слуха, вызванном удалением опухоли мозга, которую он перенес в 2015 году. Почему Гусева избегала Безрукова после “Бригады”?

Кто жена у Бориса Корчевникова?

Французская жена Бориса Корчевникова Телеведущий Борис Корчевников никогда не выставлял свою личную жизнь напоказ, поэтому его развод с женой удивил поклонников не меньше, чем факт того, что он был женат. Мало кто знал, но не так давно Борис женился на французской актрисе с русскими корнями Анне Свердловой.

Что со слухом у корчевникова?

Ведущий передачи «Судьба человека» на телеканале «Россия 1» Борис Корчевников рассказал, что частично потерял слух из-за менингита. Ранее поклонники 38-летнего журналиста считали, что этот недуг был вызван операцией по удалению доброкачественной опухоли мозга в 2015 году. «Я перенес болезнь в младенчестве.

Кто настоящий отец Бориса Корчевникова?

Вячеслав Евгеньевич Орлов

Кто Мама Бориса Корчевникова?

Ирина Леонидовна Корчевникова

Как у Бориса Корчевникова сколько лет?

38 лет (20 июля 1982 г.)

Кто ведет передачу судьба человека?

Борис Корчевников

Что стало с ведущим судьба человека?

Он подтвердил, что ведущий «Судьбы человека» почти ничего не слышит. Летом 2017 года Борис ушел из программы и уступил место ведущего Андрею Малахову, который как раз в тот момент покинул Первый канал. Сергей Соседов рассказал, что кадровая перестановка случилась из-за проблем Корчевникова со здоровьем.

Кто сегодня был в гостях у Бориса Корчевникова?

Сегодня в эфире своей программы «Судьба человека» Борис сделал откровенное заявление. Так, в гости к телеведущему пришла певица Анита Цой.

Как живет Борис Корчевников?

Где живёт Борис Корчевников: скромная квартира на двоих с мамой Небольшая квартира, где сейчас живёт Борис Корчевников, находится в центре Москвы. В 37 лет телеведущий продолжает жить в одном доме со своей мамой. В комнате телеведущего есть большая коллекция икон.

Что такое судьба в жизни человека?

Судьба — это совокупность предопределенных обстоятельств и событий, влияющих на жизнь человека и определяющих ее качество. Философы называют три ее основные характеристики: Непознаваемость. Человеку не дано знать, какая жизнь его ожидает в будущем, для чего он родился на свет, какие функции должен выполнить.

Что такое судьба человека своими словами?

Судьба́ — совокупность всех событий и обстоятельств, которые предопределены и в первую очередь влияют на бытие человека, народа и т.

Что такое судьба и какова её роль в жизни людей?

Судьба – события и обстоятельства, которые предопределены и влияют на жизнь человека, его быт. Судьба не может быть известна человеку, он не может её предугадать. Но выбор, который люди делают в течение всей жизни, так или иначе влияет на её продолжение, то есть на саму судьбу.

Где начинаются события судьба человека?

Где и когда начинаются события, описанные в произведении «Судьба человека»? На Верхнем Дону в первую весну после войны; На Нижнем Дону в конце весны 1946; На Верхнем Дону в конце осени 1946.

Когда и где происходит действие романа судьба человека?

Сюжет рассказа основан на реальных событиях. Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему трагическую историю своей жизни. Действие происходит первой послевоенной весной. Рассказчик едет в станицу.

Где родился Андрей Соколов судьба человека?

Сюда к переправе подошёл бывший солдат Андрей Соколов с мальчиком. Встретив доброго человека, разговорился и поведал ему непростую историю своей жизни… Родился он в Воронежской губернии. В гражданскую войну был в Красной Армии.

Кому был посвящен судьба человека?

Рассказ посвящён Евгении Григорьевне Левицкой.

Почему так называется рассказ судьба человека?

Рассказ Шолохова назван так, потому что он посвящен жизни одного человека, чья судьба является судьбой многих сотен тысяч прошедших Великую Отечественную войну,потерявших все, что имели,и выстоявших.

Почему рассказ Судьба человека посвящен Левицкой?

«Судьба человека» оказалась у новой концепции личности, нового большого этапа в развитии литературы, помогала снять сталинское клеймо «изменников» с миллионов, побывавших в фашистском плену. Рассказ посвящен Евгении Григорьевне Левицкой, старшему другу и наставнику М. Шолохова («мамуня» в обращенных к ней письмах).

Конспект урока

Литература

11 класс

Урок № 41

«Донские рассказы» и «Лазоревая степь» как
новеллистическая предыстория эпопеи «Тихий Дон».

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

  1. Рассмотрение важных этапов в жизни и
    творчестве М. Шолохова.
  2. Определения места «Донских рассказов» и
    «Лазоревой степи» в творчестве писателя.
  3. Развитие представления о традициях и
    новаторстве в художественном творчестве.

Тезаурус

Авторская позиция — авторское понимание жизни
и её оценка, в частности оценка изображённых характеров.

Гуманизм (от лат. humanitas — «человечность»,
humanus — «человечный», homo — «человек») — этическая жизненная позиция,
утверждающая, что люди имеют право в свободной форме определять смысл и форму
своей жизни.

Новаторство — обогащение литературы новыми
художественными открытиями, дополняющими национальную традицию данной
литературы и оказывающими влияние на последующее развитие словесного
творчества. Все великие и даже просто крупные писатели были для своей эпохи
новаторами.

Социалистический реализм (соцреализм) —
художественный метод литературы и искусства (ведущий в искусстве Советского
Союза и других социалистических стран), представляющий собой эстетическое
выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной
эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества.
Изображение жизненных идеалов при социализме обусловливает и содержание, и
основные художественно-структурные принципы искусства. Его возникновение и
развитие связаны с распространением социалистических идей в разных странах, с
развитием революционного рабочего движения.

Эпопея — большая эпическая поэма, крупное
произведение, повествующее о значительных исторических событиях.

Эпос — произведение, которое обнимает в единой
цельной картине все движущие силы эпохи, не замалчивая ни одной и свободно
указывая им место, вовсе неравноценное, в общем движении истории.

Список литературы

Основная литература:

1. Журавлёв В. П. Литература. 11 класс, М.:
Просвещение, 2003. С. 196-204

Дополнительная литература:

1. Краткий пересказ. Русская литература.
10-11. Маханова Е. А., Госсман А. Ю., Р.-н-Д.: Феникс, 2017. 288 с.

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

Михаил Шолохов родился в 1905 году на хуторе
Кружилинский на Дону. Он был внебрачным сыном украинки, жены донского казака
Анастасии Кузнецовой и богатого приказчика Александра Шолохова. В раннем
детстве мальчик носил фамилию Кузнецов. А в 1913 году был усыновлён родным
отцом.

В 1910 году семья переезжает на хутор
Каргинский, где Михаил начинает брать уроки у местного учителя, а после
поступает в школу. Юный Шолохов служит в продотряде, но самовольно снижает
обложение людей своего круга, за что попадает под суд «за превышение власти».
Будущему писателю грозит смертная казнь, но родители спасают сына. Осенью 1922
года Шолохов переезжает в Москву, где начинает пробовать себя в роли писателя.
В 1925 году выходят первые произведения, составляющие сборники «Донские
рассказы» и «Лазоревая степь». Автор посвящает «Донские рассказы» событиям
смутного времени. Гражданская война в них изображена «антиромантично», без
прикрас. Литератор Бирюков пишет: «Страницы рассказов густо окрашены кровью».
Лейтмотивом произведений является классовая ненависть, которая становится
сильнее родственных чувств.

Герои «Донских рассказов» — простые люди.
Автор даёт возможность читателю самостоятельно делать выводы об их внутреннем
мире через описание семейных конфликтов и разлома в социальных отношениях между
донским казачеством. Многие персонажи имеют реальных прототипов.

В рассказе «Шибалково семя» Шолохов испытывает
главного героя в предельно трагических обстоятельствах. Высокое чувство
справедливости заставляет его убить предательницу:

«Кинулся я к Дарье. Она сидит, оправилась и
дитя на руках держит. Я ей и говорю; — Не дам я тебе дитя к грудям припущать.
Коли родился он в горькую годину — пущай не знает материного молока, а тебя,
Дарья, должен я убить за то, что ты есть контра нашей Советской власти.
Становись к яру спиной!.. — Яша, а дитё? Твоя плоть. Убьёшь меня, и оно помрёт
без молока. Дозволь мне его выкормить, тогда убивай, я согласна…

— Нет, — говорю я ей, — сотня мне строгий
наказ дала. Не могу я тебя в живых оставить, а за дитя не сумлевайся. Молоком
кобыльим выкормлю, к смерти не допущу. Отступил я два шага назад, винтовку
снял, а она ноги мне обхватила и сапоги целует…

После этого иду обратно, не оглядываюсь, в
руках дрожание, ноги подгибаются, и дитё, склизкое, голое, из рук падает… Ден
через пять тем местом назад ехали. В лощине над лесом воронья туча…»

Герой «Шибалково семя» объясняет свой поступок
с идеологической точки зрения.

В рассказе «Чужая кровь» старик Гаврила и его
жена, потерявшие сына, белого казака, выхаживают коммуниста-продотрядника и
начинают любить его, как родного. Шолохов рисует трагедию расставания — старик,
«с усилием задушив рыдание» и «кривя изуродованное болью, мокрое лицо» кричит:

«Прощай, родимый! … Солнышко ясное
смеркнется без тебя у нас…»

В рассказе «Родинка» автор показывает ужас
братоубийственной борьбы. В кульминации сюжета главный герой Николай Кошевой
погибает в бою с белогвардейцами — его убивает атаман, который в последний
момент узнаёт в нём собственного сына. Атаман не может простить себе
непреднамеренное убийство и кончает жизнь самоубийством. Кто виноват в этой
ужасной трагедии? Этот же вопрос задаёт Михаил Шолохов в рассказах «Нахалёнок»,
и «Жеребёнок».

Родина у писателя ассоциируется с родным ему
Доном и кубанскими просторами. В малом эпосе 1920-х годов разворачиваются
картины довоенной жизни казачества и событий Первой мировой войны. Позднее
автор отражает их в романах «Тихий Дон» и «Поднятая целина».

В годы Великой Отечественной войны Шолохов
продолжает писать. В это время он работает над произведением «Они сражались за
родину».

В 1956-ом году писатель выпускает рассказ
«Судьба человека», в основе которого лежит реальный случай. Это история
солдата, который теряет во время войны жену и детей. Смыслом жизни для него
становится забота о маленьком мальчике — сироте. Герой называет себя его отцом,
тем самым даёт им надежду на новую жизнь.

В 1965 году Михаил Шолохов становится лауреатом
Нобелевской премии по литературе. В своей речи он говорит: «На мой взгляд,
авангардом являются те художники, которые в своих произведениях раскрывают
новое содержание, определяющее черты жизни нашего века… Я принадлежу к числу
тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не
стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу».

Примеры и разбор решения заданий
тренировочного модуля

1. Единичный выбор.

Как назывался первый опубликованный рассказ
Шолохова?

«Слово о Родине»

«Родинка»

«Один язык»

Правильный ответ: «Родинка».

2. Единичный выбор.

Какой из этих сборников рассказов не
принадлежит Шолохову?

«Донские рассказы»

«О Колчаке, крапиве и прочем»

«Лазоревая степь»

«Голубая чашка»

На уроке рассказывается о творчестве писателя
и даётся ряд его произведений, в который входят и «Донские рассказы», и «О
Колчаке, крапиве и прочем», и «Лазоревая степь».

Правильный ответ: «Голубая чашка».

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

home / Сочинения / Шолохов М.А. / Разное / Анализ рассказа М. Шолохова «Родинка»

    Рассказ М. Шолохова «Родинка» входит в цикл «Донские рассказы», впервые был опубликован в газете «Молодой ленинец» в 1924 году. С него, собственно, и начинается творческая биография Шолохова. Тема гражданской войны, актуальная в то время, в этом рассказе проливает свет на ещё одну её трагическую сторону, показывая всю жестокость и нелепость. «Родинка» написана узнаваемым, своеобразным по стилистике «шолоховским» языком.

    В рассказе два главных героя, таких разных, сражающихся против друг друга, каждый за свою правду. Это красный командир Николка Кошевой и старый казачий атаман. Автор повествует читателю историю их судеб, рассказывая о прошлом и настоящем. Интересно, что знакомство начинается с бытовых, пейзажных зарисовок того, что окружает героев.

    «На столе гильзы патронные, пахнущие сгоревшим порохом, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка наборная с душком лошадиного пота, краюха хлеба» — это хата, где квартирует Николка. Она стоит над Доном: «Из окон видно зеленое расплескавшееся Обдонье и вороненую сталь воды». Третья часть начинается с такого описания: «По кочковатому летнику, по колеям, ветрами облизанным, мышастый придорожник кучерявится, лебеда и пышатки густо и махровито лопушатся».

    Через эту местность ведет атаман свою банду. Обе зарисовки далеки от эстетического идеала, помогают передать запустение, будни никому не нужной войны.

    Молодому командиру всего восемнадцать лет. Его детство – детство обычного ребенка, но он рано узнал горечь утраты: пропал отец, умерла мать. Он уже три года воюет, и война успела ему надоесть. Единственное, что связывает героя с прошлым – воспоминания и такая же, как у отца, «величиной с голубиное яйцо, на левой ноге, выше щиколотки» родинка – символ родства, связи поколений. Николка молод, смел и горяч, «раскрылатившись, скачет один и шашкой помахивает». В этих строках он сравнивается с молодой птицей, в то же время, он «неук, сосунок», ( как жеребенок), вся жизнь впереди.

    Другой главный персонаж — атаман. Шолохов показывает его нелегкую военную судьбу. «Семь лет не видал атаман родных куреней», его душа зачерствела. Всю трагичность этого помогает передать метафора: «следы раздвоенных бычачьих копыт возле музги», с которыми автор сравнивает внутренний мир атамана. Поэтому атаман ни дня не бывает трезвым, все кучера и пулеметчики пьяно кособочатся на рессорных тачанках.

    Большое значение в рассказе имеют образы животных-символов, созданные автором. Атаман сравнивается с волком: «…ведет атаман банду…как набедившийся волк». А потом уже в образе живого волка мы видим образ атамана: «Из бурелома на бугор выскочил волк, репьями увешанный. Прислушался, угнув голову вперед…Постоял волк и не спеша, вперевалку, потянул в лог, в заросли пожелтевшей нескошеной куги…». Волк – существо неприятное, отрицательное, но, в то же время, в менталитете русского человека сложился образ одинокого, голодного и поэтому несчастного волка.

    Также зол, обозлен и несчастен атаман. Другое сравнение помогает лучше понять его :«…поводья пустил и налетел коршуном». С одной стороны, коршун – смелая, сильная птица, но в последних строках рассказа Шолохов называет эту птицу стервятником. Здесь использована метафора: стервятник – это душа атамана, которая «нехотя» покидает мертвое тело. Птица тает «в сереньком, по-осеннему бесцветном небе», то есть в этом разрушенном и скучном мире.

    Оба героя устали от войны. Николки мечтает пойти учиться, закаменевшая душа атамана тоскует по земле.

    Старый мельник Лукич, как рука судьбы, сводит вместе два отряда. И вот в бою встречаются, полные ненавистью друг к другу, отец и сын, не зная, с кем на самом деле они сражаются. Жестокий бой – кульминация рассказа. «У опушки отчаянно застучал пулемет, а те, на шляху, быстро, как на учении, лавой рассыпалась». Самый «горячий» эпизод — бой один на один.

    По биноклю, метавшемуся на груди, по бурке догадался атаман, что не простой красноармеец скачет, а командир. Николка смело нападает на атамана и падает под ударом его шашки. Драматичное противостояние красных и белых оборачивается семейной трагедией: отец убивает сына. Оказываются разрушены самые святые узы семьи. Вновь появляется символ кровных уз – родинка на теперь уже мертвой ноге Николки. Страшный крик увидевшего её атамана «Сынок!.. Николушка!.. Родной!.. Кровинушка моя…»- главные слова в рассказе. Атаман убивает себя. Самое страшное, что виновник их смерти, другая война — германская. Ведь если бы отец не ушел на фронт, может быть, и не оказались они по разные стороны, и может быть, не случилось бы этой трагедии.

    Огромное горе всей страны, гражданская война, в рассказе сводится к трагедии конкретной семьи, становясь при этом более понятным и страшным.

    Нет ничего более святого, чем любовь родителей и детей. Автор в рассказе не встаёт ни на сторону красных, ни на сторону белых. Он выступает за мир, лишенный бессмысленного противостояния.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Разное / Анализ рассказа М. Шолохова «Родинка»

Есть войны, которые в истории условно (в оценке Льва Николаевича Толстого) называются справедливыми, освободительными: они, как правило, навязываются внешним агрессором, и тогда происходит небывалое сплочение народа, поднимающегося на борьбу с общим врагом, на защиту отечества. История России знает примеры таких Отечественных войн – 1812 и 1941-1945 годов. Не случайно слово «Отечественная», как бы в напоминание об исключительной важности этих войн для сохранения народа и государственности, пишется с большой буквы.

Гражданская война не бывает «справедливой» никогда. Она обычно является следствием социальных взрывов и революций. Так Октябрьская революция 1917 года породила Гражданскую войну 1918-1920 годов. И хотя в изображении многих писателей 20-х годов ХХ века это было героическим временем, однако в восприятии других это событие выглядело как трагедия – братоубийственная война, когда брат воевал против брата, а сын против отца. В результате каких-то непостижимых процессов врагами становились люди, разговаривающие на одном языке, порой родные друг другу по крови.

Именно такой предстает война в «Донских рассказах» Михаила Шолохова. Все произведения этого цикла объединяются не просто общим местом действия – Доном, Кубанью, но схожими идеями. Война в этих рассказах проходит кровавой полосой через семью, сталкивает отца с сыном, и смерть обоих происходит нелепо. Многие критики даже осуждали Шолохова за слишком кровавые детали гибели и «белых», и «красных». При этом писатель не давал каких-то оценок описываемым событиям, а позволял самому читателю разобраться в том, кто прав, кто виноват.

В рассказе «Родинка», об анализе которого пойдет речь далее, действие разворачивается в двух планах: во внешнем сюжете автор знакомит читателей с молодым командиром эскадрона Красной Армии Николаем Кошевым, которого даже бывалые бойцы ласково зовут Николкой. В свои 18 лет он уже полгода командует эскадроном и за это время разбил две банды.  Он сирота, ведь отец сгинул еще в германскую войну, а мать умерла. До 15 лет парню приходилось перебиваться случайными заработками, а потом он ушел воевать с красными.

Единственное, что осталось от отца, — воспоминания о том, как его, шестилетнего пацана, отец сажал на своего коня, и родимое пятно на ноге величиной с голубиное яйцо: у отца было такое же. За три с лишним года войны Николай устал от такой жизни и сейчас мечтает о том, чтобы закончилась война и он смог учиться. Однако в самом начале рассказа становится известно, что командир получает известие о появлении в округе банды белых, а значит, снова в бой. И Николай невесело размышляет: «А тут банда … Опять кровь, а я уж уморился так жить … Опостылело все …»

Параллельно с изображением Николая Кошевого читатель узнает о судьбе атамана банды белых казаков. Семь лет не видел он отчего дома – с тех пор, как ушел воевать с немцами: германский плен, служба у Врангеля, «в солнце расплавленный Константинополь», «камыши кубанские» и, наконец, банда из бывших белогвардейцев, во главе которой он оказался. И теперь на душе у него тоже не спокойно: «чудная и непонятная боль точит изнутри, тошнотой наливает мускулы». Атаман устал от войны, руки помнят плуг и косу, а ему приходится воевать, вместо того чтобы заниматься привычным земледелием. И не забыть эту боль, и «не залить никаким самогоном».

Остановившись у старого мельника Лукича, члены банды, казаки, «властью Советской недовольные», обижают его, забрав последнее зерно для своих загнанных лошадей. Кроме того, старый атаман, разочарованный во всех и не верящий никому, заставляет старика есть землю, чтобы доказать, что тот «не за красных стоит». Лукич незаметно от «лакающих водку в горнице» бандитов убегает к красному командиру, чтобы рассказать, что банда, за которой отряд гонялся уже три дня, скрылась у него на мельнице и «смывалась» над ним.

И вот кульминация рассказа: бой, во время которого Николка во главе эскадрона настигает банду, но остается в итоге один на один с атаманом. Эта схватка напоминает дуэль: с одной стороны матерый волк (не зря в начале этой последней главки из лесу появляется волк), и молодой командир с «безусым лицом, злобой перекошенным, и сузившимися от ветра глазами». И если пуля атаманская не берет «щенка белогубого», то решает атаман взять хитростью: налетает только тогда, когда кончилась обойма у Николки. Налетел он коршуном и шашкой махнул. Не знал только одного старый атаман, что, стягивая хромовые сапоги с «мертвяка», увидит на ноге, чуть выше щиколотки, родимое пятно размером с голубиное яйцо – как раз как у него самого.

Вот тогда и настал момент истины: оказывается, отец непреднамеренно убивает собственного сына. Узнав в красном командире, зарубленном им, своего сына, он обнимает его, говорит ему ласковые слова, напрасно пытаясь вернуть его к жизни, называя и Николушкой, и «кровинушкой», и сынком. А убедившись, что сын мертв, «поцеловал атаман стынущие руки своего сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…» Кто же виноват? Роковое стечение обстоятельств? Какая стоящая над людьми стихийная сила сталкивает их друг с другом помимо их воли?

Михаил Шолохов не дает прямого ответа на эти вопросы, но благодаря силе художественной выразительности на примере частной истории семьи Кошевых показывает крупномасштабную трагедию целого народа.

  • Михаил Александрович Шолохов, краткая биография

  • «Чужая кровь», анализ рассказа Шолохова

  • «Судьба человека», анализ рассказа Михаила Шолохова

По произведению: «Родинка»

По писателю: Шолохов Михаил Александрович

  • Почему рассказы э по о похороненных заживо причислены к литературе романтизма
  • Почему ребенку важно быть любознательным сочинение рассуждение нагибин
  • Почему роль чацкого страдательная сочинение
  • Почему рассказ служанки заблокировали в россии
  • Почему рассказ тупейный художник так называется