Почему рассказ называется загадка вересаев

Выдержкадругие работыпомощь в написаниирассказ загадка как выражение творческого стиля в. в. вересаева реферат, курсовая, диплом, контрольнаярассказ загадка как выражение творческого
  • Выдержка
  • Другие работы
  • Помощь в написании

Рассказ «Загадка» как выражение творческого стиля В. В. Вересаева (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассказ «Загадка» как выражение творческого стиля В. В. Вересаева

Введение

Предметом нашего исследования стал рассказ В. В. Вересаева «Загадка» (1887).

Вересаев Викентий Викеньтевич, настоящая фамилия — Смидович — прозаик, публицист, переводчик. В гимназические годы усиленно занимался историей, философией, много читал. После окончания гимназии он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета, а получив диплом кандидата исторических наук, начал изучать медицину и работал врачом, как А. П. Чехов.

Свою литературную деятельность Вересаев начал еще в студенческие годы. В 1885 году было напечатано его первое стихотворение «Раздумье», а следующими литературными опытами, увидевшими свет в 1887 году, были рассказы «Мерзкий мальчишка» и «Загадка».

Уже в первых произведениях Вересаева обозначились характерные особенности его творческой манеры: сосредоточенность на социально-философской проблематике своего времени, внимание к мировоззренческим вопросам. Человек большой чуткой совести, он с глубоким сочувствием и пристальным вниманием относился к идейным исканиям передовой дореволюционной русской интеллигенции, которые с большой глубиной и мастерством отразил в своих произведениях.

Вересаев жил в сложное время, в период политической борьбы и общественных катаклизмов, он менял свое отношение к тем или иным социальным силам России, но никогда не расставался с мечтой о гармоничном человеке, об обществе людей-братьев. Эта идея о гармонии и братстве очень актуальна сегодня, но произведения Вересаева непопулярны среди нынешней молодежи, их не изучают в школе. Поэтому мы выбрали для анализа небольшой рассказ «Загадка».

Литературы о творчестве В. В. Вересаева очень мало. Мы обратились к энциклопедическим материалам, а так же познакомились с монографиями И. М. Гейзер «В. В. Вересаев. Писатель-врач», в которой большее внимание уделяется медицинской деятельности Вересаева, и Г. А. Бровман «В. В. Вересаев»: в этих источниках о рассказе «Загадка» только упоминается.

Цель работы: проанализировать рассказ «Загадка», выявляя особенности творческого стиля В. В. Вересаева.

Задачи исследования:

— на основе справочной литературы раскрыть понятие «стиль»;

— в процессе анализа рассказа «Загадка» охарактеризовать художественное время и пространство, сюжетно-композицонную организацию, образы и язык писателя;

— сделать выводы о принципах изображения Вересаевым мира и человека.

Понятие «стиль», согласно Литературному энциклопедическому словарю, означает совокупность основных художественных особенностей, черт, свойственных творчеству того или иного писателя или художника и отличающих его от других писателей или художников. 4; 372] А. Б. Есиным стиль понимается как свойство художественной формы произведения, формы содержательной. Для современного понимания литературно-художественного стиля существенно следующее: во-первых, стиль является выражением глубокой оригинальности, во-вторых, он обладает эстетическим совершенством, в-третьих, он представляет собой содержательную форму и, наконец, является свойством всей художественной формы произведения, а не только его речевой стороны, которая, впрочем, имеет для литературного стиля важнейшее значение.

Итак, можно дать такое самое общее определение стиля это эстетическое единство всех сторон и элементов художественной формы, обладающее определенной оригинальностью и выражающее некое содержание. [2; 490]

Обратимся к рассказу «Загадка». Название его сразу интригует читателя. Загадка, — как указано в толковом словаре С. И. Ожегова, — изображение или выражение, нуждающееся в разгадке, истолковании, или (перен.) нечто необъяснимое, непонятное. [5; №страницы].

Своим названием автор заставляет читателей размышлять, искать объяснение происходящим событиям.

В рассказе необъяснимым и непонятным для героя оказывается мир природы и его собственное состояние.

Повествование в тексте ведется от первого лица, а субъект речи (главный герой произведения) выполняет функцию и повествователя, и персонажа одновременно. Выбранная форма повествования позволяет автору раскрыть внутренний мир героя, его сложные переживания, противоречивые мысли и чувства. Весь окружающий мир в рассказе дается через восприятие героя-повествователя. И задача автора — показать изменения в его душе, его внутренний рост.

Именно повествователь и является композиционным центром рассказа. Нам не дана его портретная характеристика, информация о социальном положении, профессии, но многое становится ясно по характеристике художественного пространства, восприятия мира этим человеком.

Все сюжетное действие определяет коллизия: противопоставление героя и окружающего мира, чувств и рассудка героя (11, «https://referat.bookap.info»).

Развитие сюжета в рассказе связано с движением героя, его перемещением из города в мир природы и прогулкой по ночному полю. Это путешествие и предопределяет внутренние перемены героя. Не случайно появляется мотив дороги.

Вначале автор указывает художественное пространство — город. Вересаев использует различные литературные тропы, чтобы его расширить. Он создает непривлекательный образ города: «в широкой котловине города», «над окутанным пылью городом» и отмечает некоторые характерные черты: «тускло светились огни», «доносился смутный шум», «грохот дорожек и обрывки музыки». В этом мире нет тишины, покоя и свежести.

Образ города дан в рассказе как антитеза природному миру: «А кругом была тишина». Пейзаж занимает центральное место в рассказе Вересаева. Картины природы меняются, как и отношение к ним героя. Покидая город, он сразу чувствует тишину. Вначале дается картина полей, подчеркнут их «беспредельный простор». Автор не дает их подробного описания, сосредоточив внимание на переживаниях героя.

Восприятие мира, «беспредельного простора полей», «теплого ветра», «запаха зреющей ржи» вызывает в нем чувство «тоскливой неудовлетворенности». Герой не способен объяснить свое состояние, но автор уточняет, что это чувство давно знакомое, мучительное. Героя раздирают противоречия: он подмечает красоту ночной природы, желает «насладиться, упиться ею досыта», но разум его не откликается, не может понять происходящего. Развитие действия и определяет конфликт разума и чувства героя.

Выбор ночного времени не случаен. Ночь — это знак таинственности и загадочности мира. Для Ф. И. Тютчева, которого философ Николай Бердяев назвал поэтом ночной стихии, ночь — ключевой образ. Для него «день — суета, видимость; ночь — явление сущности, время Божественного откровения природы». [6; 14]. Ночью приоткрывается завеса и обнажается хаос. «Тайны, которые таит ночь, пугают человека, навевают на него ужас». [6; 14]. Эта тютчевская концепция ночи и положена Вересаевым в основу рассказа «Загадка». Строка стихотворения Тютчева используется писателем, но в измененном виде. Федор Иванович Тютчев — поэт-пантеист воспринимал природу, как живой организм, считая ее самодостаточной и самостоятельной: он писал:

Природа не слепок, не бездумный лик ;

В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык…

Герой вересаевского рассказа вступает в диалог-спор с лирическим героем Тютчева, иронично относясь к одухотворению природы.

Разум героя отказывается признать тайную жизнь природы.

Далее автор сужает художественное пространство: герой-повествователь оказывается в саду помещицы Ярцевой. Пространство сада наполнено звуками, шорохами. Этот образ автор выбирает, чтобы показать многообразие «полноту природной жизни, по-прежнему непонятной и загадочной для героя».

Развитие действия — процесс пробуждает чувства, которые вызваны тайной жизнью природы, приобщиться к которой помогла музыка, ощущение сопричастности с другим человеком, тоже томившимся загадками.

Кульминационным в рассказе является эпизод восприятия героем музыки, которая показалась ему начале «грубым оскорблением окружающему», так как звуки лились робко и неуверенно. Автор показывает, как меняется звучание скрипки: «сдерживаемые рыдания» сменяются «резкими — бешеными звуками, перебивающими друг друга».

Этот аккорд воспринимается героем как освобождение пленника. Обращает на себя внимание выразительное сравнение: как будто в этот момент все меняется в герое. Он, задержав дыхание, слушает, и природа для него оживает: «ночь молчала и тоже прислушивалась к вихрю чуждых ей, страстных, негодующих звуков». Огромное количество олицетворений, метафор создают образ таинственной жизни, вечно движущейся и одухотворенной. Теперь для героя природа есть «прекрасный беззвучный аккомпанемент к тем боровшимся, страдавшим звукам». Он осмысливает красоту человека, существующую рядом с той, «по-прежнему далекой, по-прежнему непонятной и недоступной красотой природы». Разум героя откликается, и он открывает великую тайну и загадку ночной природы, которая сливается в его сознании с красотой искусства.

Заключение

Итак, анализ некоторых особенностей рассказа В. В. Вересаева «Загадка» позволяет сделать выводы о стиле писателя: Вересаев сосредоточен на изображении внутренних процессов, психологии человека, особое место в рассказе занимает пейзаж, который создается выразительными эпитетами, метафорами, олицетворениями.

Пейзажные зарисовки выполняют психологическую функцию, они помогают раскрыть внутренний конфликт героя. В финале автор подводит читателя к идее, что человек — дитя природы, рассудочность, порожденной цивилизацией, подавляет в нем светлые стороны, но он, все-таки, способен

1. Бровман Г. А. В. В. Вересаев. — М.: Советский писатель, 1959. — 366 с.

2.

Введение

в литературоведение/ Под ред. Л. В. Чернец. — М.: Высшая школа, 2006. — 680 с.

3. Гейзер И. М. В. В. Вересаев. Писатель-врач. — М.; 1957. — 146 с.

4. Литературный энциклопедический словарь/ Под ред. П. Николаева. — М.;

5. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. ;

6. Шайтанов И. О. Федор Иванович Тютчев: поэтическое открытие природы. — М.: МГУ, 1998.

Показать весь текст

Заполнить форму текущей работой

Министерство обороны Украины сообщило, что пророссийские сепаратисты на Донбассе отрабатывают стрельбы из крупнокалиберной артиллерии и систем залпового огня «Град».

Напряжение на российско-украинской границе продолжается уже несколько недель. Президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос, может ли он дать гарантии ненападения на Украину, заявил, что никаких гарантий он давать не будет – и гарантии ему должны давать в НАТО.

Готовятся ли в Украине к возможным сценариям вооруженного противостояния с Россией и какие могут быть действия властей, Настоящему Времени рассказал экс-заместитель секретаря СНБО Сергей Кривонос.

— Как вы сейчас оцениваете вероятность вторжения России и когда оно может произойти?

— Вероятность сохраняется уже давно. Напомню, что с 2014 года уже идет война с Российской Федерацией. Все зависит от того, насколько Путин подготовит почву для оправдания эскалации своего вторжения на территорию Украины. Его задача – не столько осуществить это за счет своей армии, это уже как крайний вариант. Сейчас его задача – внести панику внутрь украинского общества и заставить украинское правительство и мировых лидеров пойти и играть по тем правилам, которые предъявляет Россия. Мы видим сейчас, насколько сильно сейчас давит Россия и на страны НАТО, и, кроме этого, еще давит на нашу страну, в первую очередь на наших политических лидеров.

— У украинцев есть родственники в России. Я слышу много разговоров о том, как родственники из России звонят в Киев, звонят в Одессу, звонят во Львов и говорят, что Украина собирается напасть на Россию. Как вы считаете, не подготовлена ли уже почва, чтобы оправдать для Путина вторжение в Украину?

— Путин давно уже готовил эту почву. Это фишка России – исторически всегда кто-то виноват и всегда кто-то хочет на нее напасть. Поэтому россияне свыклись с этой мыслью, их информационно уже к этому готовят. Но не все такие тупые и верят зомбоящику. Многие, которые умеют думать, прекрасно понимают, что, как говорят мои знакомые: «Наших там нет, но почему-то их постоянно хоронят».

— В целом как вы оцениваете ситуацию в Украине, есть ли в Киеве паника?

— Нет, паники нет.

— А готовность есть?

— Что касается готовности, народ готов, но пока проблемы с правительством, потому что правительство за счет своей непрофессиональности, потому что люди, которые там руководят и отвечают за безопасность страны, извините, дилетанты во многих случаях, что касается ведения войны и подготовки к войне.

— Что нужно сделать сейчас: нужно отправлять на восток воинские части или что-то еще?

— В первую очередь нужно сплотить общество, чтобы каждый знал свой маневр. Самое простое, если будет активизация и эскалация агрессии, то нужно подготовить население к тому, кто что должен делать. Потому что если знаешь, что делать, не будет паники. На войне самое страшное – паника. Это первое.

Второе – нужно четко понимать, что на войне уровень твоих мечтаний всегда опустится до уровня твоей тренированности. Поэтому в первую очередь это касается нашего правительства. У них хорошие мечты, но нужно опускаться на землю.

Что касается вооруженных сил и людей, которые прошли горнила московско-украинской войны за эти годы, то эти люди составят серьезную угрозу попыткам российской армии захватить нашу землю.

— Сейчас в украинском обществе очень обсуждается вопрос по поводу того, что женщин собираются ставить на воинский учет. И в соцсетях, мне кажется, достаточно [сильная] паника. Как вы считаете, что необходимо делать? Возможно, нужно оглашать частичную мобилизацию, как это было в 2014 году, возможно, нужно срочно тренировать отряды территориальной самообороны. Что нужно делать конкретно?

— Что касается непосредственно постановки женщин на воинский учет – это просто грамотная толковая информационная манипуляция, дабы сбить внимание к аресту Порошенко, не более. Потому что военные прекрасно понимают: сейчас задача не женщинами заниматься, а в первую очередь довести до ума воинский учет мужчин. А для того, чтобы провести постановку женщин на учет, это займет не один год, так как женское население на три миллиона больше, чем мужское. Поэтому давайте сначала сделаем одно дело. Параллельно делать два дела спустя рукава – толку не будет. Поэтому по женщинам – это нужно, но не в это время и не такими темпами, какие [они] себе ставят.

Что касается подготовки частей войск территориальной обороны, то пока это лишь вызывает улыбку и пока это называется чистой воды показухой, и, к сожалению, те, кто занимается этим вопросом, не сделали выводов с 2014 года, когда батальоны территориальной обороны, слабо подготовленные и слабо оснащенные, использовались как войсковые подразделения. Задача территориальной обороны – не воевать на фронте. Территориальная оборона поддерживает порядок в тылу. Потому что если в тылу будет порядок, тогда боевые части на востоке или там, где они будут воевать в случае открытой агрессии, своевременно будут получать боеприпасы, технику, продукты. И это самое главное. В тылу будет порядок, не будет паники, каждый будет заниматься своим делом.

— На прошлой неделе Алексей Данилов – секретарь СНБО – рассказал о том, что около 122 тысяч российских военных находятся в 200 километрах от украинской границы и еще 143 тысячи российских солдат – на расстоянии 400 километров. Как вы оцениваете такие цифры? Это достаточно для предполагаемого вторжения в Украину?

— И вы, и Алексей Данилов подходите взглядами Второй мировой войны. В современной войне уже никто не воюет людскими массами. Современная война – это высокоточное оружие, это радиоэлектронная разведка, это радиоэлектронная борьба, это авиация, противовоздушная оборона – это самое главное. И нанесение точечных ударов высокоточным оружием достигает иногда большего эффекта, чем действие бригады или батальона. Поэтому не считайте батальонами и ротами, а считайте достижение результатов неожиданностью нападения и нанесением ударов по критическим объектам государства и созданием паники.

— Если мы сейчас говорим об этом, что есть какие-то ожидания предполагаемого вторжения, то, скорее всего, этого вторжения не будет, потому что будут ждать, когда это будет неожиданным?

— Естественно. Никто не начинает войну и при этом заявляет, как, знаете, в мультфильме – Сара говорит: «Марио идет тратить бабки, все об этом знали». Нет, так оно не работает. И в первую очередь, я думаю, абсолютно не учитывается способность действий специальных операций Российской Федерации, не учитывается возможность действий их диверсионно-разведывательных групп не только с территории России, но и с территории Беларуси. Вот на что бы я обратил внимание, плюс это работа пятой колонны внутри страны. В первую очередь на это надо обратить внимание. А война масса на массу – надо реально опуститься на землю и не витать в облаках. Что вы хотите, если люди, возглавляющие процессы безопасности государства, до этого занимались [совсем другими вопросами] – посмотрите их предыдущее образование.

  • Почему пушкин не дописал сказку о медведихе
  • Почему пушкин назвал грибоедова человеком необыкновенным сочинение
  • Почему рассказ назван заботливый цветок
  • Почему произошла битва водяной крысы и вороны в рассказе остров спасения
  • Почему рассказ заканчивается описанием тонкой и гибкой парой нанятых влюбленных