Почему рассказ называется куст сирени почему

Тема: а. и. куприн. нравственные проблемы рассказа куст сирени. представления о любви и счастья в семье. цели: познакомить с произведением

Тема: А. И. Куприн. Нравственные проблемы
рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастья в семье.

Цели: познакомить с произведением писателя;
обозначать тему и идею произведения.

Задачи:

Образовательная
— отработка термина “автобиографическая повесть”, работа с текстом и словом
писателя, анализ ключевых сцен, эпизодов.

Развивающая-
формирование навыков работы с терминами.

Воспитательная
– привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой
жизненной ситуации, понимать других и себя.

Ход урока.

    1. Вызов.
Актуализация знаний.

-Сегодня мы поговорим о жизни и творчестве великого русского
писателя – А.И.Куприна. Утверждение «Верно или нет»

1.Александр Иванович Куприн родился в небольшом городке Наровчате
Пензенской губернии-Да

2.Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнили:
«Наровчат, одни колышки торчат»-Да

3.Куприна воспитывал отец—Нет (Отец умер, когда Куприну было
около года, поэтому детские годы его прошли в Москве в сиротском пансионе)

4.Армейская служба продолжалась долго. Ушел в отставку в 35 лет. -Нет
(Армейская служба продолжалась недолго, ушёл в отставку в 24 года)

5.Печатает свои произведения в московских газетах.-Нет
(Сотрудничает в киевских газетах)

6.Во время Гражданской войны оказывается за границей.-Да Да

7.С 1920 года живёт в Финляндии.-Нет (В Париже)

8.«Куст сирени» — раннее произведение Куприна-Да

2. Осмысление. Постановка учебной задачи.

 -Дома вы прочитали рассказ Александра Ивановича Куприна
«Куст сирени».

Ваши впечатления после прочтения рассказа?

Так значит о чем рассказ?

-Мы с вами уже познакомились с несколькими произведениями о любви.
Какими? («О любви» Чехова, «Кавказ» Бунина и к сегодняшнему уроку
прочитали «Куст сирени» Куприна). 

Какое из них вам больше всего понравилось? Почему?

-Почему называется «Куст сирени»? (Коля, когда чертит
карту местности, сажает пятно. У него не получается его стереть, поэтому он на
этом месте рисует деревья. Профессор утверждает, что в этом месте не может быть
никаких кустов. Тогда Вера решает их там посадить. При покупке кустов у
садовников не оказывается ничего, кроме сирени)

— Какие ассоциации у вас возникают? (Запись
ассоциаций на доске. Предположительно, что дети назовут ассоциации: весна,
тепло, солнце, любовь, счастье)

-Почему именно сирень выбирает автор? Сирень – красивый
цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно
предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4
лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень,
которая приносит счастье.

-На каких ценностях, по вашему мнению, должны строиться отношения
в семье?

(Любовь, взаимопонимание, поддержка,
доверие, терпение, жертвование)

— Какое слово, на ваш взгляд, здесь основное? (любовь).

— А каким обобщающим словом можно заменить все эти понятия? (счастье)

-Попробуйте определить, о чем мы будем говорить сегодня на
уроке? (Предполагают, что будем говорить о семейных ценностях на примере
прочитанного дома произведения А.И.Куприна «Куст сирени»).

— Как будет называться наш урок?

 -Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени». Представление
о любви и счастье в семье.

 -Какие цели поставим? Выявить
взгляд Куприна на семью, какой она должна быть; определить, какие качества
характера помогают героям сохранить и развить любовь

III «Открытие» учащимися новых
знаний. Работа с текстом

Работа по содержанию рассказа.

— Когда вы читали рассказ, наверно, не все слова вам были
понятны.

Словарная работаЗаранее
подготовленный ученик
 зачитывает лексическое значение слов: педант,
ридикюль, ломбард, солитер
, обращается внимание на употребление этих слов в
тексте.

– Кто является главными героями рассказа? (Семейная пара:
Вера и Николай Алмазов)

– Как начинается рассказ? (Алмазов возвращается
домой, проходит в свой кабинет, он очень расстроен). 
Почему он
расстроен?

– Кто такой Алмазов? (текст с.68.) (Николай
Евграфович Алмазов – молодой офицер, который в третий раз пытается поступить в
Академию генерального штаба.)

— Почему Алмазов все-таки в третий раз преодолел препятствия? (текст
с 69)

– Как Вера реагирует на поведение мужа?

(Вера терпеливо выслушивает Колю, не обращая
внимания на его капризы)

-На какой поступок решает натолкнуть Вера своего супруга? (Она
решает посадить настоящие кусты, чтобы Колина оплошность оправдалась)

– Охарактеризуйте поведение Веры в то время, когда ей в
голову пришел план спасения.

(Вера быстро начинает собираться, находит
все ценные вещи в доме, чтобы продать их, а на вырученные деньги купить кусты.
Она активна, настроена оптимистически)(текст с 70-71)

–Как реагирует Коля на ее предложение? (Коля пассивен, но
не возражает и постепенно начинает помогать жене)

– Как ведут себя супруги во время реализации плана? (Коля
до последнего не верит в успешность операции. Вера контролирует процесс до
мелочей, она дотошна)(текст 72-73)

Охарактеризуйте поведение супругов на следующий день, после того
как Коля сдал экзамен. (Вера не может усидеть дома, он выбегает на
улицу и ждет супруга там. По его походке она понимает, что всё прошло
благополучно. Встретившись на улице, они идут домой, громко разговаривая,
никого не замечая вокруг. Дома Вера просит Колю снова и снова рассказать, как
профессор отреагировал, когда увидел кусты)

— Как вы думаете, хронология событий в рассказе нарушена или нет?

-А теперь давайте вспомним, что такое композиция?

Работа в парах

— Подумайте, на сколько частей можно разделить произведение и как
их можно озаглавить. Как называется такая композиция?

1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.

2 часть. «Надежда»: молодые супруги
посещают оценщика и садовника.

3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и
видит, что всё благополучно завершилось.

-Как соотносится начало и конец рассказа? Какой приём лежит в
основе? (Антитеза)

Вывод:
такое построение произведения, когда начальные и конечные образы повторяются с
точностью до наоборот, называется зеркальной композицией (антитеза).

-Давайте посмотрим, где ещё автор использует
антитезу? (Правильно, в изображении героев.)

-Какие противоположные черты характера вы заметили?

Вера

Алмазов

Спокойна, сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.

Находчива, активна, деятельна, точна, быстра. Верит в успех дела,
надеется на положительный

исход.

В трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за
мужа, за его будущее

Раздражен, недоволен. Беспомощен, пассивен, от изумления разводит
руками, морщит лоб. Не видит выхода, не верит в успех. Подчиняется жене,
действует по её плану.

— Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают раскрыть идею
произведения?

(Автор даёт понять, что главное для
счастья не сходство характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание
и взаимовыручка. Благодаря этим качествам люди преодолевают трудности и не
только сохраняют любовь, но и укрепляют её.)

— Почему автор наделяет героев фамилией Алмазовы? (Фамилия
в рассказе только одна Алмазовы. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень,
хранитель вечной чистоты, эта чистота есть и в отношениях Алмазовых. А
преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до
«бриллиантового блеска»).

Вспомните,
какое произведение из зарубежной литературы, отражающее подобный взгляд на
любовь, мы с вами изучали в прошлом году?    (О. Генри «Дары волхвов»)

Чем
это произведение напоминает рассказ «Куст сирени»?

(Герои чем-то жертвуют ради любви и
находят в этом своё счастье.)

– На основе каких ценностей построена купринская семья?

(Любовь – это труд, доброта, нежность,
терпение, умение понять, простить, жертвовать. Такая любовь приносит
наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней нет обмана. Такая любовь
делает людей счастливыми).

IV.РЕФЛЕКСИЯ

– Все ли семьи в современном обществе построены таким
образом?

 Составление
кластера к словосочетанию «счастливая семья»

1. Совместное обсуждение и решение семейных проблем, трудностей.

2. Поддержка друг друга. Умение дать дельный совет.

3.В семье должны быть доверие и любовь.

4. Ответственность за семью.

5. Терпение.

6. Общие интересы и цели.

7.Полное согласие и взаимопонимание

Достигли ли мы в ходе урока поставленной учебной задачи?

— Что бы вы хотели перенести на свои будущие отношения с молодыми
людьми, девушками?

Счастье. Что это значит?

Это мечта, это удача,

Это мир и душевный покой,

Любимые люди с тобой.

Счастье – тепло в доме твоём,

Счастье, когда хорошо вдвоём,

Счастье, если тебя понимают,

Если во всём тебе помогают.

Счастье уже – утром проснуться

И каждому просто улыбнуться.

Счастье в дружбе и любви.

Но понятья о счастье у всех свои.

Счастье можно брать и дарить,

Но главное — просто жизнь любить.

Домашняя работа- подготовка к сочинению

Урок
литературы в 8 классе

Любовью
дорожить умейте

 ( По
рассказу А.И. Куприна «Куст сирени)

               
Для любящего человека вся вселенная                                                                                                                                   
слилась в любимом существе.     

Л.
Берне                                                                               
  

         Цели:
познакомить учащихся с рассказом Куприна «Куст сирени»; выявить позицию автора
в изображении любви; определить, какие качества характера помогают героям
сохранить любовь; развивать навыки грамотной устной речи, творческие
способности учащихся; воспитывать нравственное отношение к семье

Оборудование: портрет писателя, иллюстрация к
рассказу, репродукция П.П. Кончаловского «Сирень в корзине», сборники
рассказов, компьютер, презентация к уроку

Тип урока: изучение нового материала

Словарная работа: педант, ридикюль, ломбард,
солитер

Литературные термины: жанр, рассказ, деталь,
композиция, зеркальная композиция, антитеза.

Технологии:

·        
технология проблемного обучения: постановка
проблемных вопросов, самостоятельная поисковая деятельность,

·        
технология критического мышления (на стадии
рефлексии): составление кластера к слову «счастье»

·        
составление синквейна по рассказу

Ход урока

1.     
 Актуализация опорных знаний.

Послушаем стихотворение и подумаем, как оно связано с темой нашего
урока.

  • Стихотворение
    О.И.Кравцовой «Букет сирени». Читает наизусть ученица  — Ильинова Олеся.
  • О
    чем говорит нам автор стихотворения? (О любви, о семье, о счастье быть
    вместе долгие годы, а ведь люди живут вместе по взаимному согласию, когда
    им хорошо, а чтобы было хорошо, нужно видеть и слышать друг друга, уметь
    помогать, советовать, поддерживать…)

2.     
 Определение темы урока

·        
Дома вы прочитали рассказ Александра Ивановича
Куприна «Куст сирени». Ваши впечатления после прочтения рассказа (учащиеся
обмениваются своими первыми впечатлениями)

·        
Какие ассоциации возникли у вас при  чтении названия
рассказа?

Обращаем
внимание на иллюстрацию ученика, изображающую сирень, репродукцию
Кончаловского. Сирень всегда вызывает в душе определённые чувства благодаря
своей неповторимой красоте, ароматам.

Именно
куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей,
постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже.
Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом,
помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье
Алмазовых счастье и успокоение. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной.
Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок
влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ
Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье.

3.     
Слово учителя

·        
 Как вы думаете, о чём пойдет разговор на
сегодняшнем уроке?

Что такое любовь? Множество поэтов, писателей пытались найти ответ на
этот непростой вопрос, в творчестве каждого из них есть произведения об этом
удивительном и загадочном чувстве. Для одних это — счастье, радость, высшее
наслаждение, для других — горе, страдание, боль, разочарование, трагедия.

4.     
Запись в тетради темы урока, эпиграфа

5.     
 Вопросы на читательское восприятие

  • Мы
    с вами уже познакомились с несколькими произведениями о любви. Какими? («О
    любви» Чехова, «Кавказ» Бунина и к сегодняшнему уроку прочитали «Куст
    сирени» Куприна). Какое из них вам больше всего понравилось? Почему?
  • Что
    не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых в рассказе
    Куприна? (Умение проникать в душу любимого человека, понять его,
    стремление сделать другого счастливым., способность жертвовать во имя
    любви.).
  • « Любовью дорожить умейте…» …Как вы думаете,
    тема или идея заключена в её формулировке? Обоснуйте. (Идея, произведение
    учит, как в трудных ситуациях сохранить любовь и взаимопонимание).

6.     
Исследование по тексту. Лаборатории №1, 2,
3.

1.     
Почему рассказ называется «Куст сирени»? (ЮЛЯ)

2.     
Почему именно сирень выбирает автор? (ОЛЕСЯ)

3.     
Какие эпизоды вы считаете основными? Назовите 
части рассказа и озаглавьте их. (ЛЕНА)

·        
4.  Когда вы читали рассказ, все ли слова вам были
понятны?

Проводится словарная работа. Заранее подготовленный ученик зачитывает
лексическое значение слов: педант, ридикюль, ломбард, солитер,
обращается внимание на употребление этих слов в тексте. (ВАЛЕРА)

·        
  Николай Алмазов возвращается домой. Говорит ли
автор прямо о его состоянии? Как Вера поняла, что у мужа неприятности? Найдите
в тексте детали, с помощью которых автор передаёт те чувства, которые
испытывает герой?

(Алмазов
прошел в свой кабинет, не снимая пальто, в фуражке, молча. Насупившееся лицо,
сдвинутые брови, закушенная нижняя губа. Он выпускает из рук портфель и не
замечает, как тот падает на пол и раскрывается. Бросился в кресло, хрустнув
пальцами… Длится тяжёлое молчание, герой так и сидит молча, не снимая пальто.
Отворотившись в сторону…. Потом говорит раздражённо, словно жена виновата в его
неудаче… злобно ткнул ногой портфель с чертежами. Называет все это дрянью …
горелые спички, которые ломает на «мелкие кусочки», а затем «с озлоблением
швыряет». Алмазов срывает злость на Вере, на портфеле, на чертежах, на спичках)

  • Как
    Вера сопереживает мужу? В чём это выражается?

(Как тонко подметил Куприн, Вера встретила мужа «со
страданием на красивом, нервном лице». Жена старается разузнать причину такого
резкого изменения в поведении мужа. С самого начала рассказа супруги не
проронили ни слова. Жена начинает разговор, но диалога не получается. Вера не
отчаивается и вторично пытается «разговорить» мужа. Алмазов рассказывает о
своей неприятности, даже пытается обвинить Веру в своём несчастье.)

  • Меняется
    ли Алмазов под воздействием жены?

 (Он уже не сопротивляется, но всё равно ещё сидит «с
обиженным выражением». Разряжает обстановку жена. Она становится очень
энергичной. Теперь они меняются ролями. Алмазов хоть и не верит в успех дела,
но покорно следует указаниям жены.)

  • Какой
    же выход находит Вера?

(Алмазовы едут в ломбард, потом к садовнику.)

  • Как
    отреагировал садовник на появление непрошеных гостей? (Садовник был
    недоволен столь поздним визитом. Он отвечает сухо, почти враждебно, но
    затем проявляет сочувствие к героям. Мы видим, что автор симпатизирует
    этому человеку: «маленький старичок в золотых очках». Обычно к садовнику
    приезжают днём, а тут приезжают вечером, ведут себя странно. Естественно,
    садовник принял всё это за розыгрыш. Но когда садовник узнаёт, в чём дело,
    его отношение резко меняется. Он понимает состояние супругов и охотно
    помогает им.)
  • Почему
    Вера, договорившись с садовником, не уезжает домой, а сама едет туда, где
    должен «вырасти куст»?

 (Хочет убедиться в том, что все сделано, как надо,
переживает за мужа, за исход дела.)

  • В
    каком еще эпизоде мы видим переживания героини?

(Вера не находит себе места, сильно переживает за мужа, с
нетерпением ждёт его возвращения. Она даже не могла усидеть дома. Вера издали
угадывает настроение мужа. Алмазов преображается: из мрачного неудачника он
превращается в счастливого человека. Его лицо сияет «торжеством одержанной
победы». Но и теперь Вера не успокаивается, пока не слышит из уст мужа, что всё
прекрасно.)

  • Чем
    же заканчивается эта история?
  • Как
    Вера отнеслась к успехам мужа? Почему она просит его вновь рассказать об
    этой истории?

 (Она понимает, что доставляет удовольствие мужу, поэтому
вновь и вновь расспрашивает его, пытается разузнать подробности.)

7. Работа над композицией рассказа. Введение  понятия «зеркальная
композиция».

  • А
    теперь давайте вспомним, что такое композиция?
  •  Подумаем,
    в чём особенность композиции данного рассказа?
  •  На
    сколько частей можно разделить произведение?

1 часть. «Горе»: Алмазов приходит домой.

          2 часть. «Надежда»: молодые супруги посещают оценщика и
садовника.

          3 часть. «Счастье»: Вера встречает мужа и видит, что всё
благополучно завершилось.

·        
(Как соотносится начало и конец рассказа?

·        
Какой приём лежит в основе? (Антитеза)

Вывод: такое построение произведения, когда начальные и
конечные образы повторяются с точностью до наоборот, называется зеркальной
композицией

  • Давайте
    посмотрим, где ещё автор использует антитезу?

(Правильно, в изображении героев.)

  • Какие
    противоположные черты характера вы заметили?

Сравнительная характеристика

Николай Алмазов

Верочка

Раздражен,
недоволен.

Спокойна,
сдержанна, терпелива, нежна, ласкова.

Беспомощен,
 пассивен, от изумления разводит руками, морщит лоб.

Находчива,
активна, деятельна, точна, быстра.

Не
видит выхода, не верит в успех.

Верит
в успех дела, надеется на положительный исход.

Подчиняется
жене, действует по её плану.

В
трудной ситуации чувствует себя главой семьи, ответственной за мужа, за его
будущее.

  • Как зеркальная композиция, приём антитезы помогают
    раскрыть идею произведения?

 (Автор даёт понять, что главное для счастья не сходство
характеров, а терпение, труд, упорство и любовь, понимание и взаимовыручка.
Благодаря этим качествам, люди преодолевают трудности и не только сохраняют
любовь, но и укрепляют её. На смену горя, неудач приходит счастье, удача,
успех, нужно только не терять веру, не поддаваться унынию, поддерживать друг
друга.)

8.  Межлитературные связи.

  • Вспомните,
    какое произведение из зарубежной литературы, отражающее подобный взгляд на
    любовь, мы с вами изучали в прошлом году?

(О. Генри «Дары волхвов»)

  • Чем
    это произведение напоминает рассказ «Куст сирени»?

 (Герои чем-то жертвуют ради любви и находят в этом своё
счастье.)

9. Отношение автора к героям.

  • Почему
    автор наделяет героев такой замечательной фамилией – Алмазовы? Случайно ли
    имя Вера? (Алмаз – прозрачный драгоценный камень, блестящий, многогранный.
    Вероятно, здесь содержится намёк на чистые, светлые отношения между
    супругами. Вера – вера в свои силы, уверенность в будущем.)
  • Вы,
    наверное, обратили внимание, что автор не дает нам внешнего описания
    героев? Как вы думаете? Почему? (Автор сосредотачивает свое внимание на
    внутреннем мире героев, он гораздо важнее внешности.)
  • Как
    Куприн относится к своим героям и к истории, которая с ними приключилась?

(Автор открыто выражает свои чувства. С большей симпатией
Куприн относится к Вере. Посмотрим, как называет автор героя: Николай
Евграфович, Алмазов (и только Вера называет его Колей). А героиня для автора —
Вера, Верочка. Но Куприну дороги оба героя. Он пишет о них тепло, заинтересованно.
Автор любуется ими, даже не осуждает за небольшой обман профессора.)

10.  Работа с эпиграфом.

Давайте
ещё раз прочитаем эпиграф к уроку. Согласны вы с высказыванием Л. Берни?

11. Чье изображение любви: Чехова, Бунина, Куприна – вам ближе?      Почему?

12. Что значит любовь по Куприну? Благодаря чему его герои обрели
счастье?

(Любовь
– это труд, доброта, нежность, терпение, умение понять, простить, жертвовать.
Такая любовь приносит наслаждение, она лишена примеси горечи, страхов, в ней
нет обмана. Такая  любовь  делает людей счастливыми).

13. Смысл заглавия. ( Для героев рассказа она
стала еще и символом: «Сирень теперь будет навсегда моим любимым цветком».)

(Стих.
читает учитель). Вспомним стихотворение «Букет сирени», прозвучавшее в начале урока,
обратим внимание на ключевые слова и постараемся ответить на вопрос:

·        
 Почему Куприн  именно так заканчивает рассказ?

(Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с
преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви)

IV. Рефлексия.

Друзья мои, вы знаете, что в 11 классе учащиеся сдают экзамены. Давайте
представим себя составителями заданий для ЕГЭ по литературе. Сформулируйте и
запишите один вопрос для учащихся по рассказу Куприна «Куст сирени».

  • составление
    кластера к слову «счастье»
  • составление
    синквейна по рассказу

V. Домашнее задание.

Написать
рассуждение на одну из тем:

 «Чем
для меня интересен рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»?

  «Счастлива
ли Верочка Алмазова?» ( По выбору)

Для творчества А.И. Куприна характерно особое внимание к концепту любви. Что такое истинная любовь? Какая она бывает? Этот же рассказ посвящен одному из видов любви – между мужем и женой. Поэтому он будто дает читателю возможность задуматься о том, какие семейные отношения можно назвать глубокими, искренними, и на чем они строятся.

История создания

«Куст сирени» – рассказ А.И. Куприна, написанный в 1894 году и опубликованный в октябре того же года в журнале «Жизнь и Искусство». Он относится к ранней прозе автора. Для пробы пера этого писателя характерно большое тематическое разнообразие и человечное, чуткое отношение к героям.

Произведение сразу же пришлось по душе рецензентам и простым читателям. Оно, можно сказать, сделало автору имя в литературном мире. Не удивительно, ведь писатель начинал свой творческий путь с описания человеческих добродетелей. Лишь потом он начал активную журналистскую деятельность, которая привела его на социальное дно. Сюжеты того периода уже не радовали публику, а смущали ее.

Смысл названия

Почему Куприн назвал свой рассказ именно так? Образ сирени не единожды встречается в русской литературе и, в частности, в прозе. Так, в «Вешних водах» И.С. Тургенева сирень символизирует зародившуюся любовь и вместе с тем разлуку, так же, как и в романе И.А. Гончарова «Обломов» с веткой сирени ассоциативно связывается начало отношений Обломова и Ольги, и этот же образ соотносится с расставанием.

В рассказе А.И. Куприна образ сирени также связан с любовной темой: он символизирует истинную супружескую привязанность и любовь, искреннее участие и взаимопомощь, что и является главной проблемой, смысловым центром произведения. Кроме того, этот куст означает начало весны, а в контексте произведения указывает на то, что супруги не охладели друг к другу, напротив – в их отношениях открылась чудесная пора, где взаимное тепло оживляет все вокруг.

Жанр и направление

Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» относится к методу и направлению реализма. Куприн — один из самых известных представителей этого направления в русской литературе. Его произведения отличаются очень яркими и детальными описаниями быта (ежедневных бесед, событий), наполненными ощущением как бы живого участия в них автора-повествователя.

В рассказе, как правило, изображаются одно или несколько событий жизни героя или героев, выделяется одна сюжетная линия – эти черты и свойственны произведению «Куст сирени», а следовательно, мы можем определить его как рассказ (сюжет построен вокруг того, как Вера и Николай Евграфович решают проблему успешной сдачи экзамена).

Композиция

Композиционно произведение можно разделить на три части:

  1. Возвращение Николая Евргафовича с работы и сообщение супруге о неудаче;
  2. Энергичная помощь Верочки мужу – всяческие старания исправить ситуацию;
  3. Счастливый конец — Вера снова встречает Алмазова, и он сообщает ей уже радостную новость об успехе.

Такая композиция называется зеркальной: и в начале, и в конце рассказа муж Веры возвращается с известием с работы.

О чем?

Рассказ «Куст сирени» о любви супружеской. Эта тема раскрывается во взаимоотношениях Веры и Николая Евграфовича. Так, Верочка принимает горячее участие во всем, что случается в жизни её мужа. Она постоянно поддерживает его, отказывает себе во всем, даже необходимом, ради его успеха. Так, женщина закладывает свои украшения, чтобы достать деньги для садовника, который мог бы посадить кусты, чтобы супруг сдал экзамен. Дело в том, что он нечаянно посадил кляксу на чертеж, а вместо нее, чтобы не переделывать, нарисовал куст. Профессор рассердился и не зачел работу, так как знал местность наизусть. Но героиня посадила в том месте сирень, и смущенный преподаватель, увидев его, изменил оценку. В конце рассказа счастливые супруги смеются и делятся друг с другом своей радостью, взаимной любовью. В этом кратком эпизоде, раскрывающем суть рассказа «Куст сирени», писатель показал рецепт избавления от жизненных проблем. В одиночестве человеку приходится нелегко, он теряет веру в себя, а вот в супружестве он обретает не только эмоциональную привязанность, но и верного союзника в лице возлюбленного или возлюбленной. Главное – это научиться ставить общие интересы выше личных.

Другая сторона рассказа – тема жизненных ценностей. Для Верочки и её мужа это любовь, благополучие, взаимопонимание. Профессор же Николая Евграфовича, например, показан как человек, посвятивший себя, всю свою жизнь любимому делу.

Главные герои и их характеристика

  1. Николай Евграфович Алмазов — молодой небогатый офицер, который только с третьего раза поступил в Академию генерального штаба. Все экзамены давались ему очень тяжело, стоили больших трудов. Он описан как сильный человек, но неудача на последнем экзамене очень сильно ударила по его самообладанию, и он был расстроен так, что хотел чуть ли не заплакать от обиды. В трудную минуту он слушает свою жену, не сопротивляется её желанию помочь, исполняет её короткие поручения.
  2. Во всем его поддерживала жена Верочка, способная на глубокое сочувствие, умеющая взять на себя роль главы семьи в трудную минуту, разрешить тяжёлую ситуацию, стать миротворцем.
    Так, она обращалась к мужу очень осторожно и ласково, её быстрые решительные действия были вызваны искренней обеспокоенностью душевным состоянием супруга, его возможной будущей неудачей.

Темы

Главные темы рассказа, тесно связанные друг с другом, — любовь и счастье. Что такое настоящая любовь? В ней ли заключается счастье? Истинное чувство основано на взаимном доверии, на способности к самопожертвованию ради любимого человека, на умении понять боль и радость близкого, и в обладании им может заключаться настоящее счастье, духовное и возвышающее личность. Именно поэтому мы можем назвать Веру счастливой: она способна на такую глубокую любовь, и ею так же дорожит её супруг, как и она им.

В рассказе даются краткие описания деталей быта, обстановки, в которой происходит само действие, и зарисовки природы передают особое ощущение в тот или иной момент, как, например, тишину и красоту позднего вечера:

Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком.

Это состояние вечернего умиротворение продолжается еще и тем, что в это время люди уже возвращаются домой, к своей семье

Садовник, чех, маленький старичок в золотых очках, только что садился со своей семьею за ужин.

Проблемы 

В произведении поднимается, прежде всего, проблема любви и связанная с ней проблема счастья. В частности, это и трудность истинной, жертвенной любви, и способности к искреннему участию, сочувствию. Это и недостаток силы духа у главного героя, и тяжелая задача на плечах Веры — взять на себя роль главного и разрешить трудную ситуацию, когда близкий человек в растерянности.

Так или иначе, проблематика произведения связана с нравственными категориями любовных отношений между людьми. Какими свойствами обладает истинная любовь, и как она проявляется? Способна ли она сделать человека по-настоящему счастливым и духовно свободным в своем счастье? Нравственные проблемы также коснулись мужа Веры, когда он осознал свой обман и понял, что поступил не очень хорошо по отношению к профессору.

Смысл

Основная идея произведения заключается в том, что глубокая привязанность, взаимная любовь, доверие и уважение супругов строятся на умении жертвовать собой ради близкого человека, поддерживать, сочувствовать – быть рядом. Жизнь в согласии может зародиться, только если оба человека относятся друг к другу очень внимательно и с любовью. Именно такой брак может сделать жену и мужа счастливыми, возвысить их над рутиной и бытом.

Интересно, что главная мысль Куприна заостряется на роли женщины в браке. Именно от нее во многом зависит погода в доме. Если бы она не проявила должного понимания и только обрушилась на мужа за недостаток внимательности, то Николай сломался бы окончательно, а семья превратилась бы во взаимную пытку. Но поддержка, сочувствие и любовь Веры, которая жертвует своими интересами ради блага супруга, спасли положение и выручили героя, который вновь готов покорять гранитные кручи науки.

Вывод

Итак, рассказ А.И. Куприна «Куст сирени», представляя некий идеал супружеских отношений, причем совершенно реалистичный, вдохновляет читателя естественной красотой человеческих чувств: взаимоуважения, доверия, жертвенности, участия. Таким образом, этот идеал наше сознание может впитать, соответственно, возвыситься и приблизиться к нему, понять его сущность и бессознательно потянуться к его красоте.

Необходимо учиться любить. Многие думают, что это чувство сваливается с неба или же целиком зависит от таинственной совместимости сердец, но писатель обращает наше внимание, что ему нужно именно учиться, совместно преодолевая трудности. Истинная любовь – не дар, а достижение, к которому приходят нравственные и добродетельные люди, которые готовы трудиться над собой для достижения гармонии в семье. Вот, чему учит Куприн в своем рассказе.

Критика

Рассказ А.И. Куприна «Куст сирени» я восприняла как что-то очень цельное, органичное, естественное. Взаимоотношения Веры и Николая Евграфовича, бытовые, казалось бы, повседневные, описываются так пристально и верно, что легко очароваться взаимной дружбой и любовью супругов. Впечатление от рассказа – появившийся где-то в памяти некий пример супружеских отношений, естественный, совершенно близкий к реальной жизни и вместе с тем очень благородный и красивый.

Современники писателя восприняли рассказ восторженно. Так, И. В. Терентьев написал, что «произведение А. Куприна обладает целительной силой чистейшего нравственного источника». В своей статье он особенно хвалил образ Верочки, как наиболее удачное открытие автора.

Автор: Регина Рафикова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ рассказа «Куст сирени» (А.И. Куприн)

Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазову поступить в Академию. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. Почему автор именно так заканчивает рассказ?Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви.

Билет 27

Роль реального и фантастического в повести Н.В.Гоголя «Шинель». Смысл финала. Объясните понятие «гротеск».

Гротеск — прием, характеризующийся применением фантастических образов, а также обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.

Смысл мистического финала повести Н. В. Гоголя «Шинель» заключается в том, что справедливость, которую Акакий Акакиевич Башмачкин не смог найти при жизни, все-таки восторжествовала после смерти героя. Призрак Башмачкина срывает шинели со знатных и богатых людей. Но особое место в финале занимает встреча с «одним значительным лицом», который после службы решил «заехать к одной знакомой даме, Каролине Ивановне». Но в пути с ним случается странное происшествие. Неожиданно чиновник почувствовал, что кто-то сильно схватил его за воротник, этим кто-то оказался покойный Акакий Акакиевич. Он страшным голосом произносит: «Наконец я тебя того, поймал за воротник!твоей-то шинели мне и нужно!»Гоголь считает, что в жизни каждого человека, даже самого ничтожного, есть такие минуты, когда он становится личностью в самом высоком понимании этого слова. Отнимая шинели у чиновников, Башмачкин становится в собственных глазах и в глазах «униженных и оскорбленных» настоящим героем. Только теперь Акакий Акакиевич способен постоять за себя.Гоголь прибегает к фантастике в последнем эпизоде своей «Шинели», чтобы показать несправедливость мира, его бесчеловечность. И только вмешательство потусторонней силы способно изменить подобное положение дел.Следует отметить, что последняя встреча Акакия Акакиевича и чиновника стала значимой и для «значительного» лица. Гоголь пишет, что это происшествие «сделало на него сильное впечатление».

Что значит «жить» для главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

Что значит для Мцыри жить? Это видеть не сумрачные стены монастыря, а яркие краски природы. Это не томиться в душных кельях, а вдыхать ночную свежесть лесов. Это не склоняться ниц перед алтарём, а испытать радость встречи с бурей, грозой препятствиями. Не только в мыслях, но и в ощущениях Мцыри враждебен, чужд монахам. Их идеал – покой, самоотречение, ради служения надуманной цели, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья «в святом заоблачном краю». Мцыри всем своим существом это отрицает.

Не покой, а тревоги и битвы – вот смысл человеческого существования. Не самоотречение и добровольная неволя, а блаженство вольности – вот что является высшим счастьем. Да, Мцыри — это нарушитель запрета, обреченный смерти за невоздержную любовь к жизни и свободе. Но вместо оправдательной интонации Ионафана: «Я отведал.. . немного меду», — у Лермонтова слышится горький упрек: «мало», «так мало» меда.

Напряжение всех сил, упоение открытой и честной борьбой, полное
слияние с «дикой» природой, радость и торжество победы – вот сплав чувств, овладевших Мцыри в кульминационный момент его жизни на свободе. Поэт любуется отвагой, решимостью, мужеством Мцыри, его способностью отдаться битве до конца.

У Лермонтова Мцыри – не реально существовавший мальчик-послушник, а литературный герой, несущий огромную морально-философскую нагрузку. Тот Мцыри, который создал Лермонтов, не мог не сразиться с барсом и не мог не победить его. Создав поэму, Лермонтов спорил со своей эпохой, обрекавшей мыслящего человека на бездействие. Он утверждал борьбу, активность как принцип человеческого бытия. Но борьбу не ради победы, а борьбу во имя обретения родины, без которой нет для человека ни счастья, ни
свободы.

3. Дайте объяснение поступку героя Дэна во время игры на Майданеке и выскажите свою точку зрения. (Сергей Лукьяненко «Чужая боль»).

Действие рассказа (фэнтези) происходит в «будущем». На первый взгляд, это будущее кажется счастливым, потому что люди научились не страдать – «выключать боль», отменять смерть, восстанавливать человека.Люди играют в странные игры: охотятся друг на друга, убивают, и им это не страшно, потому что стоит включить программу «восстановления» – и человек возникает в своём первозданном виде целым и невредимым. Электронные, компьютерные игры заменили реальную жизнь, отучили человека страдать, сочувствовать, сопереживать… Наступило время всеобщего веселья, причин для уныния нет.Но это так кажется только на первый взгляд. Главный герой Дэн не похож на всех.Во время игры на Майданеке ( а это бывший немецкий концлагерь) он сорвался, вышел из роли. Бросился на эсэсовцев с голыми руками.А игра-то называлась «Вооруженное восстание». Все аж ошалели… Дэн оказался человеком, а не роботом. Он помнил, что такое эсэсовцы…

Таким образом, автор поднимает в рассказе ещё одну актуальную проблему: проблему памяти.Неужели люди будущего забудут фашистские лагеря, горе, страдания погубленных людей? Неужели на Майданеке будут только играть и развлекаться? Неужели будут шутить о Хиросиме, где снова и снова вспыхивает пламя атомного взрыва?

В «будущем»а игра стала синонимом жизни… Любимая девушка задаёт дикий для нас, нынешних, вопрос:

— Дэн, почему ты не выстрелил в меня?

Действительно, бояться нечего: регенерационная система сработает и восстановит убитого. Играют потому, что больше нечего делать, всю работу за людей выполняют роботы.

«Делать вид, что управляешь машинами, которые давно не нуждаются в управлении? Сидеть в лаборатории, пытаясь научить человека видеть не только в инфракрасных, но и в ультрафиолетовых лучах? Или ждать очереди на колонизацию очередной планеты? Там Игра станет реальностью…

— Я не знаю. Но с чего она началась, Игра?

Она пожала плечами. С тех пор, как люди обрели бессмертие, наверное. Игра — это жизнь.Что является основной чертой жизни? Стремление убить. Что является основной чертой Игры? Стремление убить. В инсценировке — на Перл-Харборе, где кипит вода и в который раз тонут корабли, и падают ведомые смертниками бомбардировщики на Курской дуге, где танки спекаются с землей и кровью в один сплошной черный ком;в Хиросиме, где снова и снова вспыхивает пламя атомного взрыва…

Но ведь когда-то в первый раз это не было игрой! Они не могли играть, умирая по-настоящему! Их вело в бой что-то другое! Они бросались на колючую проволоку концлагерей не потому, что это очень интересно! И ведь Дэн почувствовал, почти ощутил это неведомое, непонятное, когда в прекрасной инсценировке «Майданек» смотрел на сытых, откормленных эсэсовцев, избивающих детей…Он бросился вперед не потому, что хотел испортить игру, соригинальничать. Он просто не мог иначе. Он почти понял! А они не хотят или уже не могут понять. Слишком долго длилась Игра».

Автор рассказа «Чужая боль» предупреждает людей: прекратите играть!И Дэну игра надоела. Он взбунтовался: начал уничтожать реанимационных роботов.

Его убили к вечеру второго дня. Дом штурмовали морские пехотинцы, зеленые береты, самураи династии Тан и бригада СС из дивизии «Мертвая голова». Они умирали, воскресали, шли в бой снова. А он стрелял, зная, что уже выведен из памяти регенерирующей системы…
И всё-таки Дэн победил – он прекратил игру.

Билет 28

Рассказ называется так потому, что именно куст сирени приносит героям счастье. Вначале молодые супруги угнетены неудачей, постигшей Алмазова. Он не поступил в Академию, и всё из-за пятна на чертеже. Они ищут выход, и Верочка находит его. Куст сирени, посаженный за городом, помог Алмазовусдать экзамен. Именно куст сирени приносит семье Алмазовых счастье и успокоение. Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Почему автор именно так заканчивает рассказ? Сирень спасла героев. Воспоминание о ней связано у супругов с преодолением трудностей. Для них сирень стала символом удачи, любви.

Билет No 6

Раскройте понятие «поэма». Расскажите о пути героя на войне в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

Поэма – это крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Известно много жанровых разновидностей поэм: героическая, дидактическая, сатирическая, историческая, лирико-драматическая и др.

Поэма – это большое по объему произведение, описывающее многих героев и события, часто стихотворной формы.

Стих поэмы читается плавно и свободно, что вызывает эмоциональный отклик у читателя.

В поэме ясно, что любит автор и к чему относится отрицательно, как он оценивает людей и их поступки.

Поэма «Василий Тёркин» состоит из 25 глав, каждая из которых имеет свое название. Названия глав выявляют солдатский взгляд на ход войны. Книга рассказывает о том, как жил человек на войне. Эта сторона содержания поэмы отражена во многих зарисовках, например, «На привале», «Перед боем», «Два солдата» и других. О том, как он воевал, рассказано в главах «Переправа», «О войне!», «Поединок», «Тёркин ранен», «О награде».

Тёркин – значит тёртый жизнью, бывалый. Есть поговорка «тёртый калач». Из военной биографии Тёркина мы узнали, что он начинает воевать во время финской кампании, в июне 1941 вновь вступает в строй, вместе со всей армией отступает, несколько раз оказывается в окружении, выходит живым, хоть и получает ранение. Добавим, что путь его автор прослеживает вплоть до Берлина.

Тёркин ничем не отличается от других, только, может быть, чуточку смелее, находчивее. Кровь, смерть, испытания не смогли заглушить бодрость духа героя. Понятно, что Тёркин достоин награды. Но скромный человек даже не пытается говорить о своих заслугах. Рисуя образ Василия Тёркина, автор воплотил в нём лучшие черты русского воина: мужество и самообладание, душевная открытость и щедрость, сметливость и непоказная удаль.

Тёркин проявил себя героем во время переправы: он в холодной воде переплыл реку, добрался к своим и сообщил, что его взводу, который оказался в тылу противника, нужно подкрепление огнём, тогда переправа будет обеспечена.

Юмор Тёркина помогал бойцам пережить трагедию войны. Василий Теркин – прирожденный гармонист.

Какую роль играет эпизод схватки Мцыри с барсом в поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»?

Битва Мцыри с разъяренным барсом – это кульминация трех его вольных дней, до предела символичная. Барс олицетворяет злую мощь и волю природы, которая отвернулась от героя. Мотив «дружбы-вражды» героя с природой в этом эпизоде достигает апофеоза. И в этой смертельной схватке Мцыри проявляет высшую форму героизма – душевный героизм. Всё, что угрожает его свободе, должно быть сломлено и повержено. И он смело расправляется со всеми роковыми обстоятельствами, которые мешают ему быть свободным, а в данном случае их олицетворяет барс. Дремавшие ранее инстинкты просыпаются, и всю нерастраченную энергию Мцыри вкладывает в борьбу. Его движения молниеносны, глаз точен, и рука не дрогнула. Побеждая разъяренного зверя, он берет верх и над всеми остальными, зримыми и незримыми врагами.

Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем?Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы. Поэт любуется отвагой, решимостью и мужеством Мцыри. Именно здесь особенно упруго звенит стих. Душевное состояние героя выражается интонацией и ритмом, системой переносов и пауз. Начало строфы прерывисто, что показывает остроту ситуации: паузы передают волнение, ритм – напряжение борьбы, твёрдые мужские рифмы «падают» как удары. Открытый бой, где нет коварства, хитрости, обмана, именно такой мыслилась жизнь Лермонтову.

Описывая сцену схватки, автор использует яркие эпитеты и выразительные глаголы, держа читателя в напряжении и тревоге за судьбу героя. Проигравший битву барс тоже вызывает жалость, ведь в начале эпизода автор говорит о нем, как о ребенке, не подозревающем об опасности

Мцыри видел в нем достойного соперника и злобного врага, как и он жаждущего свободы. Поединок, состоявшийся между ними, был поединком физической силы и силы духа. Пусть герой слаб и изможден болезнью, но им движет огромная воля к победе, поэтому в этой битве зверь и человек равны.

Стихотворения А.А.Фета напоминают монологи, выражающие любовь и восхищение природой. Составьте свой монолог на тему: «Как я отношусь к природе».

Я люблю природу, она делает жизнь радостнее. Зелень, рассвет, цветы, река, море, солнце – что ещё нужно человеку для счастья? Природа – это все то, что нас окружает: цветы, деревья, водоемы, леса и многое другое. Благодаря природе, человек жив, ведь мы дышим природным воздухом, питаемся тем, что дает нам земля, носим вещи, сделанные из природных материалов, человек неразрывно связан с природой, без нее у него не будет жизни, поэтому мы должны любить, беречь и защищать природу…

Билет No 7


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

h1

  • Почему рассказ называется неудачница
  • Почему рассказ называется на дне
  • Почему рассказ называется капитанская дочь
  • Почему рассказ называется рукавички
  • Почему рассказ называется зеленая лампа