Почему рассказ называется дубровский

Презентация на тему презентация по литературе на тему а.с.пушкин. роман дубровский 6 класс, предмет презентации: русский язык. этот материал в

Презентация на тему Презентация по литературе на тему А.С.Пушкин. Роман Дубровский (6 класс), предмет презентации: Русский язык. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 11 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 2

Что такое роман?Рома́н — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя

Текст слайда:

Что такое роман?

Рома́н — литературный жанр, как правило, прозаический, который предполагает развернутое повествование о жизни и развитии личности главного героя (героев) в кризисный, нестандартный период его жизни.


Слайд 3

Что такое сюжет?Сюжет – развитие, ход действия в произведении.

Текст слайда:

Что такое сюжет?

Сюжет – развитие, ход действия в произведении.


Слайд 4

Что такое композиция?Композиция – это построение художественного произведения.

Текст слайда:

Что такое композиция?

Композиция – это построение художественного произведения.


Слайд 5

Как строится сюжет произведения?Сюжет строится на конфликте (столкновении) героев. Первая сюжетная линия романа – отношения между Кирилой

Текст слайда:

Как строится сюжет произведения?

Сюжет строится на конфликте (столкновении) героев.
Первая сюжетная линия романа – отношения между Кирилой Петровичем Троекуровым и Андреем Гавриловичем Дубровским, а затем Владимиром Дубровским.
Вторая сюжетная линия связана с Владимиром Дубровским и Машей Троекуровой.


Слайд 6

Первый том романаКак случилось, что столь разные люди, как Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский были друзьями?Какое воинское

Текст слайда:

Первый том романа

Как случилось, что столь разные люди, как Троекуров и Андрей Гаврилович Дубровский были друзьями?
Какое воинское звание было у Троекурова и у Андрея Гавриловича Дубровского?
Что послужило поводом для ссоры Троекурова со старшим Дубровским?
А что было причиной ссоры?
Как дальше усиливался разрыв между бывшими друзьями?
Как Троекуров решил отомстить бывшему другу?
Кто такой Шабашкин?
Почему Дубровский не беспокоился о своём имении?
Что произошло с Андреем Гавриловичем в суде?


Слайд 7

Первый том романаКак отреагировал на внезапное сумасшествие Дубровского Троекуров?Почему судьи не получили от Троекурова благодарности?Где воспитывался Владимир

Текст слайда:

Первый том романа

Как отреагировал на внезапное сумасшествие Дубровского Троекуров?
Почему судьи не получили от Троекурова благодарности?
Где воспитывался Владимир Дубровский?
Как называется имение Троекурова? (Покровское).
А имение Дубровского? (Кистенёвка).
Почему Владимир Дубровский оставил службу в Петербурге?
Какую обиду невольно нанёс Владимир Дубровский Троекурову?
Как вёл себя Владимир Дубровский во время отпевания отца в церкви? Почему?
Что произошло в Кистенёвке после возвращения из церкви?
Почему заседатель суда и присяжные решили остаться в Кистенёвке на ночь?
Как произошёл пожар в Кистенёвке?
Что произошло после пожара?
Почему Владимир Дубровский стал разбойником? Обычный ли это разбойник?


Слайд 8

Домашнее заданиеИспользуя материалы урока и текст романа, устно ответьте на вопросы после романа:1 вариант: главы 1-2.2 вариант:

Текст слайда:

Домашнее задание

Используя материалы урока и текст романа, устно ответьте на вопросы после романа:
1 вариант: главы 1-2.
2 вариант: главы 3-4.
3 вариант: главы 5.
4 вариант: главы 6.
5 вариант: главы 7.
6 вариант: глава 8-9.


Слайд 9

Два соседаКирила Петрович ТроекуровСлужбаСемьяУвлеченияУсадьбаОтношения с детьмиОтношения с крепостнымиПоложение в губернииПривычки ХарактерАндрей Гаврилович ДубровскийСлужбаСемьяУвлеченияУсадьбаОтношения с детьмиОтношения с крепостнымиПоложение

Текст слайда:

Два соседа

Кирила Петрович Троекуров
Служба
Семья
Увлечения
Усадьба
Отношения с детьми
Отношения с крепостными
Положение в губернии
Привычки
Характер

Андрей Гаврилович Дубровский
Служба
Семья
Увлечения
Усадьба
Отношения с детьми
Отношения с крепостными
Положение в губернии
Привычки
Характер


Слайд 10

ВыводыЧто сближало этих двух помещиков?В чём они были не похожи?Что послужило поводом для ссоры?Что было истинной причиной

Текст слайда:

Выводы

Что сближало этих двух помещиков?
В чём они были не похожи?
Что послужило поводом для ссоры?
Что было истинной причиной ссоры?
Почему не произошло примирения?
К чему привёл конфликт двух бывших приятелей?
По ходу обсуждения записывайте главное!


Слайд 11

Домашнее заданиеПодготовить рассказ (монологический ответ). Использовать материалы урока.1 вариант: «Кирилла Петрович Троекуров»2 вариант: «Андрей Гаврилович Дубровский»3 вариант

Текст слайда:

Домашнее задание

Подготовить рассказ (монологический ответ). Использовать материалы урока.
1 вариант: «Кирилла Петрович Троекуров»
2 вариант: «Андрей Гаврилович Дубровский»
3 вариант «Возвращение Владимира Дубровского в родной дом»
4 вариант «Пожар в Кистенёвке»
5 вариант «Неправедный суд»
6 вариант «Судьба Владимира Дубровского после пожара»


Почему рассказ называется дубровский


2

Тест по произведению Пушкина «капитанская дочь»

Вопросы:

Вопрос 1

Укажите жанр произведения.

рассказ

повесть

роман

Вопрос 2

Готовясь к написанию «Капитанской дочки», Пушкин ездил:

на Урал

на Кавказ

на Кубань

Вопрос 3

Эпиграфом к «Капитанской дочке» Пушкин выбрал пословицу:

«Честь лучше бесчестья»

«Долг платежом красен»

«Береги честь смолоду»

Вопрос 4

Повествование в «Капитанской дочке ведется от лица:

Петра Гринева

автора

Емельяна Пугачева

Вопрос 5

Тон повествования в главе I, рассказывающей о домашнем воспитании Петра Гринева:

нейтральный

сатирический

иронический

Вопрос 6

В оскорбительных словах Гринева, адресованных Савельичу («Я твой господин, а ты мой слуга»), автор использует:

омонимы

синонимы

антонимы

Вопрос № 7

Сон Гринева, который он увидел по дороге на постоялый двор, представляет собой:

отражение событий, которые произойдут в его жизни, печальное предзнаменование

отображение в сознании героя происшедших с ним событий

не связанный с жизнью героя сказочный сюжет

Вопрос № 8

Истинные причины дуэли Гринева и Швабрина:

любовь героев к Маше Мироновой и желание выяснить отношения

клевета Швабрина, оскорбленного равнодушием к нему Маши

защита чести дворянина

Вопрос № 9

Маша Миронова не соглашалась выходить замуж за Петра Гринева, потому что:

она не достигла совершеннолетия

ей было трудно разобраться в чувствах и выбрать достойную партию

родители Гринева не дали своего благословения на брак

Вопрос 10

Василиса Егоровна, жена коменданта Белогорской крепости Миронова, отказалась покинуть мужа в опасности, так как:

не была уверена в боеготовности защитников крепости

не хотела расставаться с мужем, желала разделить с ним судьбу

ей некуда было уезжать

Будут благодарен?

Почему рассказ называется дубровский

А.С. Пушкин «Дубровский». Ответы на вышеуказанные вопросы:

1.Как звали отца Маши?

Кирила Петрович

2.В чем обвиняют Владимира Дубровского?

в поджоге и убийстве

3.Кого убивает учитель-француз?

ручного медведя

4.Каким образом Дубровский попал в дом Троекурова?

под видом учителя, Дубровский купил за большие деньги документы у настоящего учителя и велел ему молчать

5.Как был раскрыт Дефорж-Дубровский?

он ограбил Спицина в доме Троекурова

6.За кого сосватали Машу?

за князя Верейского

7.Каким образом Маша могла связаться с Дубровским?

с помощью кольца

8.В чем признался Антон Пафнутьич Спицын на обеде у Троекурова?

Он дал ложные показания против Дубровского-отца

9.Из-за чего была ускорена свадьба Маши?

она написала письмо жениху, в котором сказала, что не любит его

10.После венчания Маша …

Остается с Верейским, с которым к тому времени уже была обвенчана

  • Пушкин Дубровский. Какой жанр?

социальный реалистический роман

  • Какие проблемы поднимает автор?

Пушкин поднимает множество социальных проблем, в том числе беззащитность бедных перед продажным правосудием, защита собственного достоинства, конфликт отцов и детей.

  • Кто такой антон?

Антон — это второстепенный персонаж романа, лжесвидетель, который под присягой давал лживые показания против Дубровских.

  • Кто такой Владимир Дубровский?

Единственный сын Андрея Гавриловича, главный герой романа Пушкина «Дубровский»,дворяни­<wbr />н, ставший впоследствии разбойником

  • Почему Владимир не смог спасти отца?

он поздно узнал о болезни отца и его ссоре с Троекуровым

  • Зачем Пушкин переставил события в романе Дубровский?

Пушкин нарушил последовательность событий в романе, для того, чтобы сохранить интригу и дать возможность читателю догадаться самому о том, что француз-учитель и Дубровский — это одно и тоже лицо

  • Где происходят события?

События романа происходят в России в начале 19 века во время крепостного права, в окрестностях двух помещичьих усадеб.

Почему рассказ называется дубровский

Честно говоря не припоминаю, чтобы в повести Пушкина «Метель» речь шла о брате отца Марии. Во всяком случае точно знаю, что ни у кого просить помощи влюбленные не собирались. Если родители невесты оказались против их брака, то они решили сами взять судьбу в свои руки.

Правда оказалось, что судьба еще капризнее, чем родители Маши, и выкинула такой фокус, которого молодые люди совсем не ждали, но это было уже позже.

А пока они даже не думали о том, чтобы уехать в другую страну. Европа в то время была в огне войны, на восток еще не принято было ездить, Америка тоже была штатным захолустьем.

Мария не возражала жить на средства Владимира, об этой стороне жизни, она кажется мало задумывалась. Не стали возражать против бедности жениха и ее родители, но опоздали со своим согласием.

Потому что ранее влюбленные решили обвенчаться тайно, а к чему это привело — известно.

Верный ответ 2: Тайно венчаться.

Почему рассказ называется дубровский

А.С. Пушкин «Евгений Онегин».

Ответы на вопросы как узаканы в вопросе по порядку:

  1. Онегин родился в Петербурге
  2. Онегин и Татьяна Ларина познакомились в доме Лариных
  3. за генерала
  4. на именинах Татьяны Онегин танцевал с Ольгой
  5. Дмитрий
  6. своего слугу
  7. Ленский закончил Геттингенский университет
  8. Имя няни Татьяны — Филипьевна
  9. в саду у Лариных
  10. секундантом Ленского был Зарецкий
  11. Ольга
  12. княжна Алина
  13. брусничною водою
  14. 18 лет
  15. в Москву
  16. воротник из бобра
  17. французкий
  18. зеркало
  19. княгиня
  20. в комнате у Татьяны
  21. ямб
  22. именнины Татьяны
  23. 26 года
  24. за офицера
  25. семья Лариных принадлежала к дворянам
  26. реалистическое
  27. нельзя сказать однозначно
  28. и то и другое
  29. портрет Байрона
  30. предсказывает смерть Ленского от руки Онегина

Какие проблемы поднимает автор?

Автор поднимает одновременно житейские и филосовские проблемы.

Кто такая Ольга?

Ольга — младшая сестра Татьяны, возлюбленная Ленского.

Кто старше Ольга или Татьяна?

Татьяна старше.

Что ожидало Онегина в деревне?

Встреча и дружба с Ленским и с Лариными.

Почему состоялась дуэль?

из-за ревности Ленского

Зачем Пушкин включает в текст романа лирические отступления?

лирические отступления являются размышлениями автора о событиях в романе

Где и когда происходит действие?

Действие романа происходит в России

Какая композиция?

Белинский назвал роман Пушкина «Евгений Онегин» —

2gzZhW2B0nG4LgbUzSQzPhTOYlk747.png

Пушкин Евгений Онегин. Какая тема?

тема неразделенной любви

Пушкин Евгений Онегин. Почему пропущены главы? Почему пропущены строфы?

для усиления сказанного, для того, чтобы дать читателю время поразмышлять

а так же пропущенные строфы обозначают пропущенное время.

Время идет —

TzaIGucrter5OrlrzYcWzNMOjZ0PdJs.png

, но событий не происходит, ведь

SFzUJphRDoDLYEUKWwqXYKestn2zKM4c.png

Пушкин Евгений Онегин. Почему герои не находят счастья?

Потому что зависят от общественного мнения и условностей того времени

Пушкин Евгений Онегин. Почему Татьяна влюбилась в Онегина?

seWVc7DViQH0sqAFysmHSB2W07GiSiEG.png

Потому что жила в глуши и молодые образованные городские парни были редкими гостями там, ну и плюс, как сказал сам Пушкин

LXi56ayD7bCe9TCH1BAG2IHv9oCCvU.png

Пушкин Евгений Онегин. Почему Татьяна вышла замуж?

Мама настояла

Пушкин Евгений Онегин. Почему Онегин оставляет петербургский свет?

скучно ему

Пушкин Евгений Онегин. Почему Пушкин описывает лишь один день Онегина?

Потому что у Онегина все дни однообразны и пусты:

SFzUJphRDoDLYEUKWwqXYKestn2zKM4c.png

Пушкин Евгений Онегин. Зачем Пушкин так подробно рассказывает о ярмарке невест?

потому что это был один из популярных обычаев того времени

Пушкин Евгений Онегин. Зачем Пушкин вводит в роман сцены с гаданием Тани?

усилить ее образ деревенской девушки, воспитанной в глуши и в старославянских обычаях.

Почему рассказ называется дубровский

QTHsMEgJqmJspcd28DGhjRf0PKY97.png

а) В 1824 году.

8u0CdGCtseAyc7ONfVXboyvii4vfEO.png

б) Его привела Земфира.

smV6S04IgpGaxhywV1mksjQUMHyCRcfU.png

в) Преследуемым законом юношей.

RnOcx0NxKEmhr83UW446WWy78UuQIH1G.png

а) Радушно принял его, разрешил остаться в таборе.

cMYuVlWK6UEZqLEmN5kYZOFu1vaDrpKH.png

в) О древнеримском поэте Овидии.

jZpdGxFkcLe3Lm4DVGD8mJAY7oJd66A.png

б) Участвовал в представлениях, с пением водил за собой медведя.

G1wKCU03jDy0QN769FZz13dMlxfq4ro.png

в) О ненависти к старому грозному мужу и любви к смелому юноше.

SKmRjrs9JvUUEQMZklOFYrEfiuvHPge.png

а) Мать Земфиры.

kahFItRGvBiH9fiemyEHoZF7AJH00hh1.png

в) Убил возлюбленного молодой цыганки, а затем и её саму.

R1ge96FbZEtbFKOgNHfltI7kDSrJwgs.png

б) Отцу Земфиры.

SYLHWoUoAnQqPDjvG9NA0e2RS3MKUwH6.png

а) Цыганского.

YV3rwCMiKbHuK0DzaMqiNI344BDX4Av.png

б) В Бессарабии.

88oAior8txaULywGI4hWdtIj8edNvs.png

а) Земфира.

sDlDyJcq4KeGBmlhHF0tRRh34HdEZrN.png

в) Измену Земфиры.

kjGeaZKb6ivgArX46bqhaKSWW4uYwmOZ.png

а) Историю своей молодости.

m7qBx1b2iXzoltALEPyGYUFSyf7GsI2j.png

б) С тем, кто «для себя лишь хочет воли».

zHHIeWncdV6sWXT7oRmwv8CrG1e83y.png

в) Уехали, оставив его одного.

tVMV82CRIb7TY1lAPCsvpWvNBAJTth5.png

б) Романтизму.

yFiBYlmqm6ZR7pKa2pNEu1uwrU6ypNV.png

в) О Дунае.

vBYqHCXpsS21G5b2cvKYLNbacfVrZH4V.png

б) Мать Земфиры ушла с другим табором.

mZtSSSieQpArodNEX9HUgFa5tDF9FF7.png

а) Два лета.

BXMrq0wnoUvJjwsyHW1YQU1Cqvxh7gK.png

б) В цыганском таборе.

xYgmCkwJMPOQy6UcKE9q4MphMUOfEurD.png

в) Его разлюбила Земфира.

WlgbRw2s2SND84FCtUcQI868eqNs78.png

б) Старик.

3weYQQmSUhETbaTvAQ9ZNMglCgjM31Z9.png

в) 1825 год (частично), 1827 год (полностью).

yKwCgUvPTjd2ro7TW3luvLEOi6Vc3g5.png

б) 1825 год.

2QlFYtERBr45nVKfRrCgkUxA1wBKvFX9.png

а) Овидия.

5hZCGEVKUnP8qQS2YSxFZBF6qhRi.png

в) Известному литературоведу, князю Дмитрию Петровичу Святополк-Мирскому.

0k86WAeeEXFHi8ANdRrWnUUdfNu1vzHV.png

События разворачиваются в цыганском таборе.

hhIVbuzieQHS2ldWnvgdKT0egTD4bWU.png

Поэма.

D89tomqUSFLIlKTpJ1GJzM4MTXA6DSA.png

Человек и общество, городская и кочевая жизнь, внутренняя и внешняя свобода, любовь и ревность, преступление и наказание.

ZxSv7kaYMet4nS953JJWBc8IZHfz.png

Жизнь без забот и обязательств. Земфира ничего не требует от других и хочет, чтобы к ней относились так же.

Почему рассказ называется дубровский

Почему рассказ называется дубровский

Произведение Александра Пушкина «Медный всадник» проходят больше в 10 классе, и ответы на вопросы этого теста будут большим подспорьем для школьников.

Итак, 1.Автором произведения “Медный всадник” является конечно же а) Пушкин.

  1. Литературный жанр произведения — б) поэма.
  2. Написан «Медный всадник» в в) Болдине.

4.Годом и временем написания мы поставим правильный ответ — а) осень 1833 года

5.Тема поэмы достаточно сложная и распространенная в те времена — это тема в) «маленького человека»

  1. Кто читал поэму, тот сразу же скажет, что б) нет. Действия происходят не в Москве.
  2. Евгений не был студентом — ответ здесь в) нет.
  3. Конечно же нет, Евгений не спасался на скульптуре льва, ответ здесь б.

9.Ответ б) такого персонажа вообще нет.

10.Гривенник представлял собой б) 10 копеек.

  1. Невесту Евгения звали а) Параша

12.Главный конфликт произведения — б) противостояние личности и власти

  1. События происходят в а) Петербурге

14.Под «кумиром на бронзовом коне» скрывается в) Петр I

15.Коль действие происходит в Петербурге, то и река здесь одна — а) Нева

  1. Возлюбленная Евгения умерла — б) ее лачугу смыло Невой, и девушка погибла

17.В канун дня наводнения был в) ветер

  1. В канун дня наводнения был б) дождь
  2. В поэме не упоминается а)Петрополь

20.Царь Пётр на берегу Невы видел б) чёлн на реке

  1. и а) ветхие избы
  2. и а) болото
  3. Евгений пережил страшное мистическое явление — в) после того как памятник якобы ожил и преследовал его

24.Состав семьи Параши — б) мать — вдова, Параша

25.За неимением хозяина комнату Евгения дали в) поэту

  1. финны — это б) чухонцы

27 когда-нибудь — это а) ужо

28.широкие улицы, площади — это в) стогны

  1. неверно здесь — а) “кумир на бронзовом коне” и Евгений дружески беседовали
  2. И мертвого Евгения обнаружили б) у порога ветхой лачуги, которую занесло на безлюдный остров. Это был по иронии судьбы дом Параши.

Ответив на тестовые вопросы по следующему эталону вы непременно получите пятерку.

Итоговый тест. I полугодие. 6 класс.

Тестовые задания по литературе

1 вариант

1.Какой фольклор называется обрядовым?

А) песни, исполняемые во время новогодних праздников; Б) фольклорные песни, исполняемые во время обрядовых действий; В) весёлые частушки; Г) песни, исполняемые во время вечерних посиделок.

2. Укажите термин, который имеет следующее определение: «Это меткое, яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без заключения»

А) поговорка; Б) эпитет; В) пословица; Г) песня.

3. Какое произведение не относится к древнерусской литературе?

А) «Повесть временных лет»; Б) «Житие Александра Невского»; В) «Повесть о Горе — Злосчастии»; Г) «Дубровский».

4. Какие события описывались в произведениях древнерусской литературы?

А) смешные случаи из жизни людей; Б) любовные истории; В) значительные события из истории страны; Г) биографии писателей.

5. Кто является главным действующим лицом в русской басне?

А) Боги; Б) люди; В) животные; Г) дети.

6. Какова мораль басни И.И. Дмитриева «Муха»?

А) пахота земли особенно тягостна; Б) после трудового дня приятно отдыхать; В) Муха заслуженно гордится своими трудовыми подвигами; Г) не прилагая никаких усилий, не следует присваивать себе чужие труды.

7. Где было написано стихотворение А.С. Пушкина «Узник»?

А) в Михайловском; Б) в кишинёвской ссылке; В) в Санкт-Петербурге; Г) в Царскосельском лицее.

8. Как первоначально назывался роман А.С. Пушкина «Дубровский»?

А) «Крюков»; Б) «Муратов»; В) «П.А. Ганнибал »; Г) «Островский».

9. Какое занятие не характерно К.П. Троекурову?

А) разъезды по пространным владениям; Б) продолжительные пиры и проказы; В) занятия охотой; Г) занятие благотворительностью.

10. Кто помогает К.П. Троекурову отнять имение у А.Г. Дубровского?

А) Спицын; Б) губернатор; В) Шабашкин и судьи; Г) купцы.

11. Что омрачило торжество Троекурова после решения суда о переходе имения Дубровского в его руки?

А) неявка в суд Дубровского; Б) непочтительное отношение к нему со стороны судей; В) внезапное сумасшествие Дубровского; Г) подобострастное отношение заседателя к нему.

12. С какой целью поехал Кирила Петрович к соседу Дубровскому через несколько дней после суда?

А) погубить соседа; Б) помириться и вернуть ему имение; В) позвать на охоту; Г) пригласить на обед.

13. Чем прославился Дубровский-разбойник в округе?

А) жестокий и безжалостный грабитель; Б) справедливый разбойник: грабит не дочиста, никого не убивает; В) опасный убийца; Г) никого не грабит.

14. Кто был ограблен в доме Троекурова?

А) Кирила Петрович Троекуров; Б) Анна Савишна Глобова; В) Антон Пафнутьич Спицын; Г) исправник Тарас Алексеевич.

15. Что более всего нравилось К.П. Троекурову в соседе Верейском?

А) его молодость; Б) отменное здоровье; В) титул князя; Г) две звезды и 3000 душ родового имения.

16. За какие провинности К.П. Троекуров запер дочь Машу в комнате?

А) за плохой аппетит; Б) за желание выйти замуж за Верейского ; В) стращала защитником Владимиром Дубровским; Г) убегала из дома.

17. Что стало с Владимиром Дубровским в конце романа?

А) женился на Маше Троекуровой; Б) погиб в перестрелке; В) продолжал разбои; Г) уехал за границу.

18. Когда и где были созданы «Повести Белкина» А.С. Пушкиным?

А) в 1822 году, в южной ссылке; Б) в 1824 году, в ссылке в родовом имении Михайловское; В) в 1829 году, на Кавказе; Г) в 1830 году, в Болдино.

19. Где проходило детство будущего писателя М.Ю. Лермонтова?

А) в Тарханах; Б) в Москве; В) в Петербурге; Г) в Кишинёве.

20.Во сколько лет начал писать стихи будущий поэт М.Ю. Лермонтов?

А) в 6 лет; Б) в 10 лет ; В) в 13 лет ; Г) в 14 лет.

21. Какое сходство в «судьбе туч» и в судьбе поэта отмечает М.Ю. Лермонтов

В стихотворении «Тучи»?

А) оба «изгнанники»; Б) у них нет Родины; В) вечные странники; Г) свободные.

22. Назовите жанр произведения М.Ю. Лермонтова «Три пальмы».

А) баллада; Б) поэма; В) басня; Г) послание.

23. Как называется усадьба, где родился И.С. Тургенев?

А) Царское Село; Б) Михайловское; В) Спасское — Лутовиново; Г) Тарханы.

24. Укажите название места, где оказался заблудившийся охотник в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг».

А) Парахинская лощина; Б) Бежин луг; В) Синдеевская роща; Г) Кистеневский лес.

25. Сколько детей сидело возле костра в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»?

А) 3; Б) 4; В) 5; Г) 6.

26. Какая тема объединяет поэзию Ф.И. Тютчева и А.А. Фета?

А) тема тяжёлого физического труда; Б) тема научных открытий; В) тема образования; Г) тема природы.

27. Какое из произведений не написано Н.А. Некрасовым?

А) «Дедушка»; Б) «На Волге»; В) «Железная дорога»; Г) «Три пальмы».

28. О чём стихотворение Н.А. Некрасова «Железная дорога»?

А) о красивых просторах родной страны; Б) о счастливой судьбе русского народа; В) о тяжёлом каторжном труде рабочих; Г) о мальчике Ване.

29. К чему призывает Н.А. Некрасов в стихотворении «Железная дорога»?

А) уважать труд русского мужика, жить своим трудом; Б) жить за чужой счёт; В) презирать русский народ; Г) жестоко эксплуатировать простой народ.

30. Какова концовка поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка»?

А) мальчик хорошо знает историю страны; Б) Саша имеет правильное представление о ценностях; В) Саша скоро узнает историю дедушки; Г) Саша так и не узнал историю дедушки.

31. Назовите жанр произведения Н.С. Лескова «Левша».

А) рассказ; Б) сказ; В) поэма; Г) притча.

32. Что послужило материалом для статей и очерков Н.С. Лескова в 60-ые годы ХIХ века?

А) чтение журналов; Б) поездки по России по служебным делам; В) рассказы родителей о жителях Орловской губернии; Г) истории сослуживцев.

33. Какое поручение дал Платову новый государь Николай Павлович?

А) выковать оружие для государя; Б) показать тульским мастерам стальную блоху; В) принять подарок от государя; Г) сделать шкатулку для блохи.

34. Под каким именем подписывал Антон Павлович Чехов свои рассказы в юмористических журналах?

А) Чехов; Б) Антоша Чехонте; В) граф Черномордик; Г) Дон Антонио.

Итоговый тест. I полугодие. 6 класс.

Тестовые задания по литературе

2 вариант

1.Какой фольклор называется обрядовым?

А) песни, исполняемые во время новогодних праздников; Б) фольклорные песни, исполняемые во время обрядовых действий; В) весёлые частушки; Г) песни, исполняемые во время вечерних посиделок.

2. Когда появились пословицы и поговорки?

А) до появления письменности; Б) в ХVIII веке; В) в ХIХ веке; Г) в ХХ веке.

3. Почему люди Древней Руси читали книги не спеша, перечитывая одно и то же произведение по нескольку раз?

А) плохо читали; Б) была слабая память; В) искали в книгах глубинный смысл, советы, наставления; Г) разглядывали иллюстрации.

4. Кем сравнивались герои-воины в древнерусской литературе?

А) свирепыми зверями; Б) соколами; В) богатырями; Г) ястребами.

5. Какова идея произведения «Сказание о белгородском киселе»?

А) трусость печенегов; Б) смекалка и хитрость старца спасли город от печенегов; В) осада Белгорода; Г) слабость русских войск.

6. На какой вопрос отвечает русская басня?

А) каким должен быть сюжет басни? Б) как должен вести себя человек в этом мире? В) каких животных изображать в басне? Г) как устроен мир?

7. Определите мораль басни И.А. Крылова «Осёл и Соловей».

А) судить о качестве любого дела и искусства должны не невежды, а специалисты; Б) Соловей- неплохой музыкант; В) только Осёл способен оценить талант Соловья; Г) Осёл в баснях- величайший знаток музыки.

8. Как первоначально назывался роман А.С. Пушкина «Дубровский»?

А) «Крюков»; Б) «Муратов»; В) «П.А. Ганнибал »; Г) «Островский».

9. Какова причина ссоры между К.П. Троекуровым и А.Г. Дубровским?

А) зависть Дубровского; Б) шутка псаря Троекурова; В) неудачная охота двух помещиков; Г) не поделили псарню.

10. В каком учебном заведении воспитывался корнет Владимир Дубровский в Петербурге?

А) в университете; Б) в кадетском корпусе ; В) в Царскосельском лицее ; Г) в пансионе.

11. Что заставило Владимира Дубровского срочно вернуться в Кистенёвку?

А) письмо няньки о болезни отца; Б) сообщение о смерти пастуха Роди; В) известие о затяжных дождях; Г) соскучился по дому.

12. Что заставило Владимира Дубровского и его бывших крестьян покинуть Кистенёвку?

А) переезд в село Покровское; Б) отъезд Владимира Дубровского в Петербург; В) пожар и гибель приказных в бывшей усадьбе Дубровского; Г) безденежье.

13. Что помогло изменить мнение Марьи Кирилловны о Дефорже и обратить на него внимание?

А) красота учителя; Б) молодость француза; В) желание учить французский язык; Г) поведение Дефоржа в клетке с медведем.

14. Как долго пробыл Владимир Дубровский в доме Троекурова в качестве учителя?

А) три недели; Б) одну неделю ; В) две недели; Г) пять дней.

15. Что поразило старого волокиту князя Верейского в гостях у К.П. Троекурова?

А) старинный сад со стрижеными липами; Б) четырёхугольный пруд; В) псарня; Г) красота Марьи Кириловны.

16. Почему Марья Кириловна не последовала за Владимиром Дубровским после венчания с Верейским?

А) разлюбила его; Б) уже обвенчана с князем в церкви, дала клятву перед Богом; В) помешали разбойники; Г) запретил К.П. Троекуров.

17. Какое произведение не входит в состав «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина»?

А) «Выстрел»; Б) «Дубровский»; В) «Метель»; Г) «Барышня-крестьянка».

18. Где проходило детство будущего писателя М.Ю. Лермонтова?

А) в Тарханах; Б) в Москве; В) в Петербурге; Г) в Кишинёве.

19.Во сколько лет начал писать стихи будущий поэт М.Ю. Лермонтов?

А) в 6 лет; Б) в 10 лет ; В) в 13 лет ; Г) в 14 лет.

20. Какой приём объединяет стихотворения М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утёс», «Парус» в раскрытии темы одиночества?

А) сравнение; Б) антитеза; В) гипербола; Г) литота.

21. Как называется термин, когда поэт М.Ю. Лермонтов противопоставляет красоту оазиса до прихода каравана и то, что они оставили после себя в произведении «Три пальмы»?

А) пейзаж; Б) антитеза; В) аллитерация; Г) конфликт.

22. Кому посвящён рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг»?

А) знакомому охотнику; Б) крестьянским мальчикам крепостной деревни середины ХIХ века; В) современным мальчишкам; Г) своему отцу.

23. Сколько детей сидело возле костра в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»?

А) 3; Б) 4; В) 5; Г) 6.

24. Какая тема объединяет поэзию Ф.И. Тютчева и А.А. Фета?

А) тема тяжёлого физического труда; Б) тема научных открытий; В) тема образования; Г) тема природы.

25. Какова цель отрывка «Разговор в вагоне» в стихотворении Н.А. Некрасова «Железная дорога»?

А) изобразить реальную картину строительства железной дороги; Б) выразить мнение Вани; В) опровергнуть мнение генерала; Г) выразить авторское отношение к событиям.

26. Кто строил железную дорогу, по мнению генерала?

А) царь; Б) граф Пётр Андреич Клейнмихель; В) генералы; Г) строители.

27. Кто, по мнению К.И. Чуковского, является прототипом героя поэмы Н.А. Некрасова «Дедушка»?

А) дедушка Саши; Б) декабрист С.Г. Волконский; В) декабрист С.П. Трубецкой; Г) декабрист Н.М. Муравьёв.

28. Назовите жанр произведения Н.С. Лескова «Левша».

А) рассказ; Б) сказ; В) поэма; Г) притча.

29. Что послужило материалом для статей и очерков Н.С. Лескова в 60-ые годы ХIХ века?

А) чтение журналов; Б) поездки по России по служебным делам; В) рассказы родителей о жителях Орловской губернии; Г) истории сослуживцев.

30. Чем удивили государя Николая Павловича тульские мастера?

А) подковали блоху, и на каждой подковине блохи обозначили имя мастера; Б) научили блоху танцевать; В) сломали стальную блоху; Г) сделали для блохи футляр.

31. О чём мечтал левша после поездки в Англию?

А) остаться жить в Англии; Б) выгодно жениться; В) разбогатеть; Г) передать государю, что англичане ружья кирпичом не чистят.

32. Под каким именем подписывал Антон Павлович Чехов свои рассказы в юмористических журналах?

А) Чехов; Б) Антоша Чехонте; В) граф Черномордик; Г) Дон Антонио.

33. Над чем смеётся А.П. Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»?

А) над неуклюжестью Толстого; Б) над именами двух приятелей; В) над чинопочитанием, угодливостью Порфирия; Г) над стройностью Луизы, жены Порфирия.

34.Какой приём использует А.П. Чехов в названии рассказа «Толстый и тонкий»?

А) метафора; Б) антитеза; В) сравнение; Г) гипербола

31.12.2021

Классическая десятка: книги-юбиляры 2022-го

2022 год выдается очень богатым и на круглые даты, связанные с русской литературной классикой, с произведениями, которые вошли в золотой фонд национальной культуры.

190 лет назад, осенью-зимой 1832-го, Пушкин сочинял роман про благородного разбойника по фамилии Дубровский. Замысел книги возник гораздо раньше.

Однажды в беседе с приятелем Павлом Нащокиным Александр Сергеевич услышал от него грустную историю про обедневшего дворянина Островского. Во время войны 1812 года его документы на право владения имением в Минской губернии сгорели, и воспользовавшийся этим обстоятельством богатый сосед отнял у него дом. Крестьяне отказались подчиниться новому барину, подняли бунт, ушли в лес разбойничать.

По слухам, обиженный Островский сначала подался в учителя, но после примкнул к мятежникам. Был арестован, однако сумел бежать из-под стражи. Дальнейшая судьба этого человека (как и героя книги) осталась неизвестной.

В черновиках автор указал место действия — Козловский уезд Тамбовской губернии, где произошла еще одна реальная, нашедшая отражение в романе история: некий полковник Крюков выиграл имущественный судебный спор у поручика Мартынова. Подобные тяжбы происходили в то время часто, среди жертв именитых и беспринципных соседей значился и помещик Дубровский, чью фамилию великий писатель выбрал для своего героя.

Александр Сергеевич так и не успел завершить книгу. И даже окончательного названия ей не дал — вместо заглавия в черновиках стоит дата «21 октября 1832 года». Роман увидел свет через несколько лет после гибели Пушкина, в 1841-м.

185 лет назад, в 1837-м, в журнале «Современник» было опубликовано стихотворение «Бородино».

Младший брат бабушки Лермонтова Афанасий Столыпин как участник Бородинского сражения удостоился похвалы самого Кутузова. В своем донесении Михаил Илларионович писал: «Поручики Жиркевич и Столыпин действовали отлично своими орудиями по неприятельским кавалерии и батареям, коих пальбу заставили прерывать». Афанасий Алексеевич был награжден золотой шпагой с надписью «За храбрость».

Живые, яркие воспоминания «дядюшки», как называл его Лермонтов, приводили юного поэта в неописуемый восторг. Они-то и натолкнули на создание хрестоматийного произведения, и именно к Столыпину обращены первые слова этой мини-поэмы:

— Скажи-ка, дядя, ведь недаром…

Образ опытного и отважного старшего офицера также возник благодаря рассказам «дядюшки»:

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да, жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:

«Ребята! не Москва ль за нами?

Умремте ж под Москвой…

Выйдя в отставку в 1817 году, Афанасий Алексеевич жил в своем имении Лесная Нееловка под Саратовом, но часто наведывался в Москву и Санкт-Петербург. Говорят, Столыпин очень гордился талантливым родственником и, случалось, защищал его от нападок начальника штаба Корпуса жандармов Леонтия Дубельта.

180 лет назад, в 1842 году, был издан первый том «Мертвых душ».

О заимствовании сюжета поэмы известный критик и мемуарист Павел Анненков рассказывал: «Известно, что Гоголь взял у Пушкина мысль «Ревизора» и «Мертвых душ», но менее известно, что Пушкин не совсем охотно уступил ему свое достояние. Однако ж, в кругу своих домашних, Пушкин говорил смеясь: «С этим малороссом надо быть осторожнее: он обирает меня так, что и кричать нельзя».

Гоголь, в свою очередь, поведал: «Пушкин находил, что такой сюжет «Мертвых душ» хорош для меня тем, что дает полную свободу изъездить вместе с героем всю Россию и вывести множество разнообразных характеров».

Поначалу жанр будущего произведения Николай Васильевич определял как комический, однако постепенно замысел изменился. Осенью 1836-го Василию Жуковскому он в письме сообщил: «Все начатое я переделал вновь, обдумал более весь план и теперь веду его спокойно, как летопись… Если я совершу это творение так, как нужно его совершить, то… какой огромный, какой оригинальный сюжет!.. Вся Русь явится в нем!».

Завершив первый том, Гоголь принялся за второй, однако теперь каждая страница давалась ему с превеликим трудом, все написанное казалось слишком далеким от совершенства. Потому-то, вероятно, и сжег рукопись. Автор объяснял этот поступок тем, что «пути и дороги» к идеалу, возрождению человеческого духа не получили в его сочинении достаточно убедительного выражения.

170 лет назад, в 1852-м, отдельной книгой вышло самое популярное и, наверное, самое выдающееся тургеневское произведение.

Знаменитый некогда критик Александр Скабический дал ему такую характеристику: «Записки охотника» представляются как бы продолжением «Мертвых душ» Гоголя; это эпопея, не имеющая, по-видимому, никакой иной предвзятой цели, как лишь развернуть перед вами широкую картину русской провинциальной жизни, преимущественно помещиков и крестьян, с одной стороны — в массе мелких повседневных, будничных ее явлений, с другой стороны — в поэтических мотивах и образах. Тут вы найдете на каждом шагу те очаровательные описания русской природы, какими всегда славился Тургенев, ряд эпизодов, не имеющих никаких отношений к крепостному праву, каковы, например, «Уездный лекарь», «Мой сосед Радилов»… и проч. Тем не менее от «Записок охотника» повеяло на читателей совершенно новым духом, которым проникнуты они от первой страницы до последней».

А Максим Горький в повести «В людях», вспоминая о годах своей юности, причислил «удивительные «Записки охотника» к тем книгам, которые «вымыли… душу, очистив ее от шелухи впечатлений нищей и горькой действительности». «Я почувствовал, — признавался «буревестник революции», — что такое хорошая книга, и понял ее необходимость для меня».

150 лет назад был впервые напечатан (в журнале «Заря») рассказ «Кавказский пленник».

По свидетельству дочери автора Александры Толстой, после этой публикации некий неизвестный критик выступил с рецензией в газете «Всемирная Иллюстрация» и удивительно точно определил достоинства произведения:

«Кавказский пленник» написан совершенно особым, новым языком. Простота изложения поставлена в нем на первом плане. Нет ни одного лишнего слова, ни одной стилистической прикрасы… Невольно изумляешься этой невероятной, небывалой сдержанности, этому аскетически строгому исполнению взятой на себя задачи рассказать народу интересные для него события «не мудрствуя лукаво». Это подвиг, который, пожалуй, окажется не под силу ни одному из прочих корифеев нашей современной литературы».

Уже в советские годы Виктор Шкловский в своей посвященной великому классику книге рассуждал: «Тема «русский среди чеченцев» — это тема «Кавказского пленника» Пушкина. Толстой взял то же название, но рассказал все по-другому. Пленник у него русский офицер из бедных дворян, такой человек, который все умеет делать своими руками. Он почти что не барин. Попадает он в плен потому, что другой, знатный офицер, ускакал с ружьем, не помог ему, а сам тоже попался. Жилин — так зовут пленника — понимает, за что горцы не любят русских. Чеченцы — люди чужие, но не враждебные ему, и они уважают его храбрость и умение починить часы. Пленника освобождает не женщина, которая в него влюблена, а девочка, которая его жалеет…

Этим рассказом Толстой гордится. Это прекрасная проза — спокойная, никаких украшений в ней нет и даже нет того, что называется психологическим анализом. Сталкиваются людские интересы, и мы сочувствуем Жилину — хорошему человеку, и того, что мы про него знаем, нам достаточно, да он и сам не хочет знать про себя многого».

150 лет назад журнал «Русский вестник» закончил публиковать в своих номерах роман «Бесы».

Из знаменитого «пятикнижия» только он был практически незнаком широким читательским массам в СССР, что, в общем-то, неудивительно, ведь произведение носит ярко выраженный «контрреволюционный», «антинигилистический» характер. В наши дни роман популярен, хотя некоторые критики находят образ одного из главных героев, Николая Ставрогина, не вполне удавшимся, плохо отображенным.

Однако проблема тут, видимо, не в том, что Достоевскому не хватило художественных средств для более четкой «артикуляции» в описании персонажей, — просто многие вещи, хорошо понятные в теократической России XIX столетия, сегодня массовому читателю нужно дополнительно объяснять.

К примеру, всякий студент-разночинец, молодой попович или тем паче образованный дворянин той эпохи знал, что «греческую» фамилию «Ставрогин» на русский язык можно перевести как Крестов или Крестовский, что отдельные ключевые события, на которых автор заостряет внимание, происходят в день великого праздника Крестовоздвижения, что эсхатологическая тема Креста, Крестного пути Спасителя (и козней Его лукавого антипода) для верующего человека в романе совершенно очевидна…

Кто такой Ставрогин по Достоевскому? Неглупый, внешне привлекательный индивидуалист, погрязший в грехах циник, способный подчинять своей воле многих людей, внушающий мистический ужас окружающим интроверт-социопат — именно таким философы и богословы нередко изображают антихриста. Ну а крест в качестве символа бывает, как известно, и перевернутым…

«Бесы» — роман, который нужно хотя бы раз в жизни перечитать и как можно глубже осмыслить.

135 лет назад, в 1887-м, Чехов написал рассказ «В ученом обществе», который и стар, и млад в нашей стране знают под названием «Каштанка».

Насчет происхождения сюжета и прототипов героев есть несколько версий. По одной из них, рассказ создавался на основе реального случая, произошедшего с известным дрессировщиком Владимиром Дуровым (и его собачкой). Тот в книге «Мои звери» пересказал его так: «Она жила у столяра. Потом она пошла гулять по улицам и заблудилась. Ее подобрал артист из цирка, назвал Теткой и научил выступать на арене. И вот один раз, когда она выступала в цирке, с галерки вдруг кто-то крикнул: «Каштанка! Каштанка!». Каштанка, как только услыхала голос, бросилась на галерку. Там, оказывается, сидел ее прежний хозяин-столяр. Эта история случилась со мной. Это я нашел Каштанку; я ее дрессировал и выступал с ней, я же и рассказал про нее Антону Павловичу Чехову. Но теперь про Каштанку я рассказывать не буду: лучше Чехова мне не написать».

Некоторые литературоведы полагали, что о милой рыжей собачке писатель впервые узнал от Николая Лейкина, издателя петербургского юмористического журнала «Осколки».

Историю Каштанки Антон Павлович мог услышать и от своего гимназического товарища, который работал помощником столяра. У того была собака с такой же кличкой.

100 лет назад, в 1922-м, Александр Грин закончил писать свою удивительную повесть-феерию.

Об истории ее создания автор вкратце рассказал в черновиках романа «Бегущая по волнам»: «У меня есть «Алые паруса» — повесть о капитане и девочке. Я разузнал, как это происходило, совершенно случайно: я остановился у витрины с игрушками и увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал — что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того — алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия».

Грин работал над повестью несколько лет. В мае 1922-го газета «Вечерний телеграф» опубликовала одну из глав — «Грэй».

Алые паруса уже давно стали символом любви и надежды, воплощения самых несбыточных грез. Природным романтикам книга дарит ощущение безмятежного счастья, веру в настоящее чудо. «Трудно было представить, что такой светлый, согретый любовью к людям цветок мог родиться здесь, в сумрачном, холодном и полуголодном Петрограде, в зимних сумерках сурового 1920 года; и что выращен он человеком внешне угрюмым, неприветливым и как бы замкнутым в особом мире, куда ему не хотелось никого впускать», — вспоминал приятель Грина писатель Всеволод Рождественский.

80 лет назад, в 1942-м, Александр Твардовский начал печатать в прессе поэму о Василии Теркине.

Литературный герой был рожден еще во время советско-финской войны. Перед читателями он представал удачливым, смекалистым, а главное, непобедимым бойцом: устраивал врагам ловушки из подпиленных деревьев, угощал их начиненной взрывчаткой кашей, брал в плен… В общем, в Советском Союзе полюбился всем. Завершить работу над собранием стихов о приключениях бравого солдата Твардовский планировал к середине 1941-го, но началась Великая Отечественная.

Будучи военкором газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия», поэт оказывался на самых горячих участках битв, выходил из окружения, поэтому к мысли о Теркине вернулся только через год, в июне 1942-го. «Война всерьез, и поэзия должна быть всерьез», — написал Александр Трифонович в дневнике, обозначив свою гражданскую позицию в прологе к новой поэме:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка —

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

4 сентября 1942 года в «Красноармейской правде» опубликовали первые главы. В то время, после долгого отступления наших войск, духовная поддержка бойцов Красной Армии и тружеников тыла была особенно необходима.

65 лет назад, в 1957-м, в журнале «Техника — молодежи» был издан роман «Туманность Андромеды».

«Когда я писал… приходилось, что называется, ставить себя на другие рельсы, — рассказывал Иван Ефремов. — Работал над романом, находясь «в строгой изоляции»: жил один на даче под Москвой, почти ни с кем в это время не встречался и писал изо дня в день, писал не переставая. Вечерами и по ночам я любил разглядывать звезды в сильный бинокль, разыскивал на небосклоне Туманность Андромеды, а после снова принимался за работу… Для создания подобного романа мне нужна была не только предварительная подготовка в смысле накопления конкретных сведений, не только строгая продуманность всех «частностей», мелочей, но и какая-то психофизическая настроенность, временное «отключение» от повседневности для чисто технического осуществления замысла. Так и остался у меня в памяти период работы над «Туманностью Андромеды» как время полного уединения, тишины, время, когда передо мной был только письменный стол и звездное небо, как бы придвинувшееся, приблизившееся ко мне».

Книга, по словам Аркадия Стругацкого, «произвела буквально ошеломляющее впечатление и оказала огромное влияние на всю последующую советскую фантастику».

«Ефремов был человек-ледокол. Он взломал, казалось бы, несокрушимые льды «теории ближнего прицела». Он показал, как можно и нужно писать современную научную фантастику… Появление «Туманности» стало символом новой эпохи, ее знаком, ее знаменем в известном смысле. Без нее росткам нового было бы пробиваться на порядок труднее», — так высказался еще один брат Стругацкий, Борис.

Материал опубликован в спецвыпуске журнала Никиты Михалкова «Свой».

  • Почему рассказ называется загадочный зверь
  • Почему рассказ называется горький лук
  • Почему понравилась сказка гуси лебеди
  • Почему образец рассказа не может быть ведущим приемом обучения монологу
  • Почему заяц в сказке д н мамина сибиряка сказка про храброго зайца назван храбрым