Почему рассказ назван кавказский пленник

Когда красота не спасает по рассказу в. маканина кавказский пленный цель уроков: познакомить учащихся с творчеством неизвестного им автора. изучить

КОГДА КРАСОТА НЕ СПАСАЕТ
(по рассказу В. Маканина
«Кавказский пленный»)

Цель уроков:


познакомить учащихся с творчеством неизвестного им автора. Изучить произведение современной литературы в контексте литературы классической.
Продолжить работу над навыками литературоведческого анализа художественного текста; над совершенствованием навыков монологической речи, участия в
диалоге. Продолжить разговор о вечных ценностях в меняющемся мире, об ответственности человека за свои поступки, пробудить чувство Родины.

Информация для учителя.

Этот урок проводился в 11 классе после изучения повести В. Кондратьева «Сашка».

Он рассчитан на два учебных часа. Тема урока записана на доске. Поскольку автор рассказа ученикам незнаком, на доске его имя, отчество, фамилия,
даты жизни и творчества, названия книг.

Для подготовки к уроку учитель предлагает старшеклассникам предварительное домашнее задание:

• группа биографов готовит «биографическую справку», выставку книг Маканина, портрет писателя;

• ученик-историк готовит сообщение о Кавказской войне XIX века;

• ученик готовит выразительное чтение отрывка из стихотворения Лермонтова «Валерик»;

• ученик готовит выразительное чтение отрывков из повести Л. Толстого «Хаджи-Myрат»;

• класс перечитывает «Кавказский пленник» А. Пушкина и Л. Толстого.

ХОД УРОКА

Учитель.
Когда красота не спасает… Именно так я решил назвать наш урок по рассказу Владимира Семеновича Маканина «Кавказский пленный».

Мы впервые знакомимся с творчеством этого писателя, хотя книги его давно уже изданы не только у нас в стране, но и за рубежом. Не раз они становились
причиной жарких дискуссий.

Маканин награжден орденом «Знак Почета», он лауреат Букеровской премии. Но вот как характеризует стратегию его поведения критик Наталья Иванова:
«Чрезвычайно взвешенный, сдержанно-осторожный, Маканин не высказывается на газетной полосе, почти никогда не дает интервью, избегает публичности».
Отшельником назвал его Лев Аннинский.

Сообщение биографов

Владимир Семенович Маканин родился 13 марта 1937 года в г. Орске Оренбургской области (на Урале). Поступил в 1954-м на механико-математический
факультет МГУ, в 1960 году окончил его. В 1967-м окончил Высшие курсы сценаристов и режиссеров. Свой первый роман «Прямая линия» опубликовал в 1965 году.
К тому времени его ровесники — поколение шестидесятников — уже успели обрести известность. «Отставший» — так называется повесть Маканина, написанная им
в 1984 году. Персонаж ее, юноша Леша-маленький, постоянно отставал от артели золотоискателей. Отставшим от своего поколения долгое время считали и самого
писателя, тем более что до середины 70-х годов он печатался мало, существовал как бы на обочине литературного процесса.

В конце 70-х, после выхода его повестей «Голоса», «Отдушина», рассказов «Гражданин убегающий», «Человек свиты», «Антилидер», возникает «мода на
Маканина». Повесть «Предтеча» (1982) сделала его имя сенсационным. Но самую жаркую дискуссию вызвала его повесть «Один и одна» (1985), ведь в ней он
покусился на миф о поколении шестидесятников. И вдруг оказалось, «отставший» всех опередил. Лев Аннинский писал: «Маканин лет на десять опередил ситуацию,
в которой он стал понятен». Математический расчет писателя во всем, что касается «текстостроительства», отмечали все критики. Теперь стало ясно, что
обладает он еще одним драгоценным даром — интуицией. Это благодаря ей отставший от всех прочих Леша-маленький первым сумел почуять и найти золото. Это
благодаря интуиции Маканин сумел найти собственную литературную тропу.

В 1991 году им написана повесть «Лаз», в 1993-м — «Квази» и «Стол, накрытый сукном и с графином посредине».

Рассказ «Кавказский пленный» написан в июне — сентябре 1994 года, то есть еще до ввода федеральных войск в Чечню. А напечатан в журнале «Новый мир»
(1995, № 4), когда бои были в самом разгаре.

Учитель.
В детстве мы очень любили этот фильм. Смотрели его не один десяток раз. Фразы из него стали афоризмами и поговорками. Помните: «Эту историю
нам рассказал Шурик. Он летом был на Кавказе. Собирал сказки, легенды, тосты». Фильм назывался… (Делает паузу, рассчитывая на ребят.)

— «Кавказская пленница», — всегда найдется кто-то, кто вспомнит.

Учитель.
И небезызвестный товарищ Саахов утверждал, что если Кузбасс — всесоюзная кузница, Кубань — всесоюзная житница, то Кавказ — всесоюзная
и кузница, и житница, и здравница.

А как вспоминают то время герои рассказа Маканина?

В главе 2 подполковник Гуров вспоминает, как действовал он «раньше (в былые-то дни) при интендантских сбоях или просто при задержках с солдатским харчем».
Он «тоскует по таким понятным ему былым временам».

В главе 5 Рубахин говорит пленному: «…если по-настоящему, какие мы враги — мы свои люди. Ведь были же друзья! Разве нет?»

Да только «привычные (советские)», всем известные слова Рубахин «говорил мимо цели», и «получалось, что стершиеся слова говорил он самому себе да
кустам вокруг». У Вовки-радиста они вообще вызывают насмешку: «Да здравствует нерушимая дружба народов». Они для него — просто лозунги, а значит, ложь.

Так что же изменилось: время или люди? Как на этот вопрос отвечают персонажи рассказа?

«Люди не меняются», — утверждает подполковник Гуров. «Не меняются, думаешь?» — сомневается его друг Алибек. Он-то уверен, что не меняется время.
Так обозначилось два взгляда на происходящие события, две философии жизни.

Учитель.
Попробуем и мы ответить на этот вопрос, поразмышляем о времени, в которое нам выпало жить.

Вот еще одно представление о Кавказе: «Горы размером с их детдом, а между ними повсюду хлеборезки натыканы. И ни одна не заперта. И копать не надо:
зашел, сам себе свешал, сам себе поел. Вышел, а тут другая хлеборезка, и опять без замка. А люди все в черкесках, усатые, веселые такие».

Откуда этот текст?
(Из повести Анатолия Приставкина «Ночевала тучка золотая». Герой повести Колька читал стихи Лермонтова: «Но остался влажный след в морщине старого утеса…»)

Учитель.
И след действительно остался. Только кровавый. А ведь рассказанные Приставкиным события происходили тоже в былые (советские)
времена. Может быть, потому еще «привычные (советские) слова» Рубахина идут мимо цели?

А что такое Кавказ для вас? Какие ассоциации у вас вызывает это слово?

• Прекрасная природа горного края;
• поездки к родственникам;
• захват заложников, смерть, кровь;
• «лица кавказской национальности».

Учитель.
Конечно, события последних лет не могли не сказаться на моем восприятии Кавказа. Но живут во мне и другие ассоциации.
Связаны они с альпинистскими песнями бардов. И прежде всего — В. Высоцкого и Ю. Визбора.

Летом 1989 года я был на Северном Кавказе. Видел альпинистский лагерь «Домбай». Там было хорошо и спокойно. Но по ту сторону Кавказа уже шла война
между Грузией и Абхазией. И туристические группы оттуда срочно направлялись в Кабардино-Балкарию. О Чечне тогда не вспоминали. Вы помните, когда Гуров
дарил красивый именной пистолет («мол, пригодится. Восток — это Восток! Он и думать не думал, что когда-нибудь эти игривые слова сбудутся»). Так и я тогда
не думал, что туристические тропы и в Чечне станут тропой войны. Слово «тропа» употреблено мною не случайно.

В каком контексте дается оно в рассказе?
(Чаще всего мы встретим это слово в начале главы 3, где рассказано об операции по разоружению (называлась она «подкова»), и в главе 5, где рассказывается
о том, как отряды боевиков заняли обе тропы.)

Почему рассказ называется «Кавказский пленный»?

Обыкновенный эпизод военных будней: глава 3 — начало истории о пленном, глава 5 — окончание ее. А между ними — причудливый изгиб его судьбы (чем не подкова?).

Далее следует пересказ эпизодов пленения и смерти боевика.

Учитель.
В начале 3-й главы подробно рассказано о методике проведения операции «Подкова», в дальнейшем события даны в восприятии Рубахина,
выступающего в роли охотника за людьми. (Излюбленной позой во время сна у него и была поза охотника.) В главе 5 он сам оказывается загнанным в ловушку.
Наблюдаем, как лихорадочно мечутся его мысли. Как отступает мысль, спасение несет лишь инстинкт.

Перечитаем начало главы 3 (см. текст ниже).

А почему так названо время — «еще с ермоловских времен»? Что вы знаете о нем?

Известно, что в ХIХ веке шла Кавказская война: с 1817 по 1864 год. Русской армией командовал генерал Ермолов.

Ученик-историк. Алексей Петрович Ермолов (показывает портрет). 1777—1861. Соратник Суворова и Кутузова. Герой войны 1812 года. B 1815
году назначен главнокомандующим на Кавказе. С 1818 года проводил политику усмирения, в 1827-м отправлен в отставку. В «Герое нашего времени» Максим
Максимыч называл главнокомандующего просто по имени-отчеству, что свидетельствует об уважении к нему со стороны солдат. В 1829 году Ермолов встречается
с А. Пушкиным, а в январе — феврале 1841-го — с М. Лермонтовым. Узнав о гибели поэта, он сказал: «Уж я бы не спустил этому Мартынову. Если бы
я был на Кавказе, я бы спровадил его; там есть такие дела, что можно послать, да, вынувши часы, считать, через сколько времени посланного не будет в живых».
И Ермолов не преувеличивал.

Ученик читает стихотворение наизусть.

«Ура!» — и смолкло. «Вон кинжалы,
В приклады!» — и пошла резня.
И два часа в струях потока
Бой длился. Резались жестоко,
Как звери, молча, с грудью грудь
Ручей телами запрудили.
Хотел воды я зачерпнуть…
(И зной и битва утомили
Меня), но мутная волна
Была тепла, была красна.

Учитель.
Вы, конечно, узнали стихотворение М. Лермонтова «Валерик». Названо оно так по имени реки, где в июне и октябре 1840 года
произошли два кровавых сражения. Поэт принял в них самое активное участие. На русский язык «Валерик» переводится как «река смерти». Пользуясь
«Лермонтовской энциклопедией», я внимательно проследил по карте маршруты военных экспедиций, в которых участвовал Михаил Юрьевич. Вот несколько
населенных пунктов, встретившихся ему: Ачхой, Урус Мартан, Гудермес, Шали.

Зачем я привел их названия?
(Это те же места. Все они время от времени звучат в боевых сводках из Чечни.)

Ученик. А с 1851 года на Кавказе сражается Л. Толстой. «Я возвращался домой полями. Была самая середина лета. Я набрал большой букет
разных цветов и шел домой, когда заметил в канаве чудный малиновый, в полном цвету, репей того сорта, который у нас называется „татарином“… Видно было,
что весь кустик переехан колесом и уже после поднялся и потому стоял боком, но все-таки стоял. Точно вырвали из него кусок тела, вывернули внутренности,
оторвали руку, выкололи глаз. Но он все стоит и не сдается человеку, уничтожившему всех его братий кругом его. „Экая энергия? — подумал я, — все победил
человек, миллионы трав уничтожил, а этот все не сдается“». Именно так начинается повесть Л. Толстого «Хаджи-Мурат».

А почему, глядя на репей, вспомнил писатель эту историю?
(Жаль, что те, кто затевал войну в Чечне, плохо знают классику! Толстовский «татарин» напоминает национальный характер горцев.)

Ученик. Вот результат операции по усмирению: «О ненависти к русским никто не говорил. Чувство, которое испытывали все чеченцы от
мала до велика, было сильнее ненависти». Такова их реакция на разоренные аулы, загаженные фонтаны и мечети.

Учитель.
И Лермонтов, и Толстой выступали за присоединение Кавказа к России, но против методов, которыми это осуществлялось.
Время — единый поток. И ошибки прошлого дорого обходятся в будущем. Сменятся поколения, но забудут ли чеченцы развалины Грозного? Забудут ли русские люди
Буденновск? Сколько поколений должно смениться, чтобы изменилось наше представление о Кавказе?

Еще раз перечитайте начало рассказа Маканина:
«Солдаты, скорее всего, не знали про то, что красота спасет мир, но что такое красота, оба они, в общем, знали. Среди гор они чувствовали красоту
(красоту местности) слишком хорошо — она пугала.»
Обратите внимание на слова, набранные курсивом. Почему они выделены?

Слова из романа Достоевского «Идиот» «красота спасет мир» известны всем.

Учитель.
Смутное напоминание, отголосок, отражение влияния чьего-либо творчества в художественном произведении называется реминисценцией.
Понаблюдайте за тем, как она употребляется.

Для чего использовал ее Маканин?
(Сначала фраза Достоевского употребляется как утверждение, как истина, открытая в XIX веке. Дальше она ставится под сомнение: «Возможно, в этом смысле красота
и спасает мир». В этой же главе еще одно уточнение: «Красота постоянна в своей попытке спасти… Она напомнит». Напомнит, что Боярков убит в поразительно
красивом месте. Она «еще один опыт выживания». Не единственный причем. И только. Бывает она и бессильной, как во время гибели пленного боевика: «Сдавил;
красота не успела спасти». А потом во сне Рубахина лицо юноши «размывалось, утрачивая себя и оставив лишь невнятную и неинтересную красивость».)

Учитель.
Да ведь это полемика с Достоевским! Может быть, формула спасения, предложенная веком минувшим, в XX столетии неприменима?
Или не всегда применима?

Так почему же рассказ назван «Кавказский пленный»?
(В русской классической литературе есть два произведения с похожим названием — «Кавказский пленник» А. Пушкина и Л. Толстого.
Отличия рассказа Маканина видны сразу: здесь пленным является чеченец и спастись ему не удалось.)

Пушкинская поэма — романтическое произведение, изображающее исключительных героев в исключительных обстоятельствах. У Маканина, наоборот, — будни войны,
ее быт. Пленника спасает любовь — прекрасное чувство, проявление красоты человеческого духа, то есть красота.

Далее следует пересказ фабулы рассказа Л. Толстого.

Вывод: требовать выкуп за заложников изобретено не в XX веке.

А почему удалось бежать именно Жилину?
(Костылин слабоволен и изнежен. Но без Дины и Жилину бы не спастись. Отзывчива чистая детская душа на доброту, способна она творить добро.)

Учитель.
По сути дела, Жилина тоже спасла красота, ведь именно ее В. Соловьев называл «реально ощутимым проявлением добра и истины».
Таким образом, мы видим, что рассказ Маканина — полемика с традициями классической русской литературы, и это проявилось уже в названии его произведения.

Что общего в лексических значениях слов «пленный — пленник»?
(Находящийся в плену.)

Учитель.
«Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть».

Откуда эти слова?
(Из «Слова о полку Игореве».)

А как воспринимал возможность попасть в плен герой повести В. Кондратьева «Сашка»?
(«Что касается самого Сашки, то он плена себе не представлял. Лучше руки на себя наложить».)

Учитель.
Как видим, у воинов XII века и у солдат XX века отношение к плену одинаковое. Но вместе с тем излюбленный эпитет Пушкина
«пленительный». Мы можем сказать «военнопленный» и не можем «военнопленник».

Так чем же различаются значения этих слов — «пленный» и «пленник»?
(Слово «пленник» в словарях дано с пометкой «устаревшее», и только ему свойственно еще одно значение: находящийся во власти чего-либо.)

Учитель.
Посмотрите на пейзажи, сделанные Лермонтовым на Кавказе (см. на сайте
«К уроку литературы»). Так написать их мог только человек, плененный красотой этого края.
Не зря он писал:

Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.

А Рубахин, кто он? Пленный или пленник?
(Пленник (вспомним финал рассказа). А если верить Алибеку (гл. 2), он (как и все русские солдаты) пленный, так как находится на чужой земле. Название
рассказа многозначно.)

Учитель.
Не случайно «словно бы проговорился» Рубахин: «Хотел добавить, мол, который год!» А вместо этого сказал: «Уже который век!..»
Если иметь в виду непростые взаимоотношения России и Кавказа, то тут ошибки нет. Все правильно.

Размышляя над стихотворением «Валерик», мы долго выбирали эпизод, наиболее ярко характеризующий те события.

Если бы вам пришлось создавать образ войны в Чечне, какой эпизод из рассказа вы бы выбрали как наиболее яркий?
(Описание убитого Бояркова, которого боевики застрелили спящим (или только-только открывшим со сна глаз): «Лицо без единой царапины. И муравьи ползли.
В первую минуту Рубахин и Вовка стали сбрасывать муравьев. Когда перевернули, в спине Бояркова сквозила дыра. Стреляли в упор, но пули не успели
разойтись и ударили в грудь кучно: проломив ребра, пули вынесли наружу все его нутро — на земле (в земле) лежало крошево ребер, на них — печень, почки,
круги кишок, все в большой стылой луже крови. Несколько пуль застопорило на еще исходящих паром кишках. Боярков лежал перевернутый с огромной дырой
в спине. А его нутро вместе с пулями лежало в земле».)

Почему вы выбрали именно этот эпизод?
(Во все века война — это смерть («один из ясных способов необратимости»). Вспомним картину Верещагина «Апофеоз войны». Зазвучав уже на первой
странице, тема смерти проходит лейтмотивом через весь рассказ: мысленно солдаты все время возвращаются к Бояркову, не обошлась без потерь и операция
«Подкова», подробно изображается гибель пленного. Убитый, он появляется на последней странице (во сне Рубахина).

А почему так подробно описан Боярков? Чей это взгляд?
(Безобразие смерти у Маканина еще более выразительно по контрасту с красотой местности, где убит Боярков. Описание это дано глазами Рубахина и Вовки.
Они нашли его, осматривали, запоминали. Чтобы не разделить его судьбу.)

Учитель.
Теперь понятно и обилие скобок — там, где они, следуя грамматической логике, и не нужны вовсе. Вот как объясняет это
критик Ирина Роднянская: «Да ведь в этом пунктуационно закрепленном месте — маканинский закон „возвратов-колебаний“; повторный взгляд в одну и ту
же точку: сначала словно бы безмятежно-вскользь, а потом, встрепенувшись и насторожившись, с зорким, подозрительным прищуром. Тревога заставляет
вглядываться, а когда вглядишься, становится еще тревожней».

Если бы я попросил вас, используя рассказ Маканина, порассуждать на тему «Война — это…», что бы вы ответили?
(Война — это событие, обесценивающее человеческую жизнь. Привести примеры нетрудно, о смерти юноши так и говорится: «Сдавил… несколько конвульсий… и
только». А когда читаешь о потерях во время операции «Подкова», невольно вспоминаешь знаменитое слово из «Войны и мира»: «Пустячок». Люди на войне
имеют ценность лишь как предмет обмена наравне с оружием и бензином.)

А что будет с захваченными боевиками?

В главе 4 говорится об этом: «…ну, а если побегут, их не без удовольствия постреляют… война».
Война как оправдание.

Кто еще оправдывает свои поступки (и какие?) этим словом?
(Подполковник Гуров — свой торг с Алибеком. А вот как хоронили юношу: «Рыли яму… Вовка-стрелок спросил, возьмет ли Рубахин свои носки. Рубахин покачал
головой. И ни словом о человеке, к которому, в общем, уже привыкли. Полминуты посидели молчком у могилы. Какое там посидеть — война!»)

Что же позволяет людям выживать в таких условиях? Вспомните сцену, где солдаты попали в ловушку. На что надеется Рубахин?
(На инстинкты.)

Что такое инстинкт? Почему только на него надеется Рубахин?
(Поскольку инстинкт — врожденное чувство совершать целесообразные поступки, подсознание, чутье, то он быстрее мысли. Мысль, сознание может опоздать, а
значит, не спасти.)

Какие еще инстинкты вы знаете?
(Инстинкт самосохранения. Именно это и заставило Рубахина убить юношу. Половой инстинкт.)

Как вы понимаете утверждение пленного, что «солдаты не имеют красивых женщин»?
(В рассказе нет описания женщины, с которой был Вовка. Мы даже не узнаем, блондинка она или брюнетка. «Молодуха» — и все.)

Сравните их взаимоотношения с тем, что называется любовью. В чем разница?
(Любовь — прекрасное чувство. Этим же взаимоотношениям не хватает красоты. Красоты человеческого духа. Одухотворенности.)

Учитель.
Война ставит человека в положение, когда ему надо прежде всего заботиться о выживании. Все, что помогает выжить, — высшая
ценность. Красота здесь ценна не сама по себе, а лишь как опыт выживания. Еда, сон гораздо важнее. (Потому и испугался Вовка, что пленный свалит на
пол «лишнюю кашу» (гл. 4).) Незаменимым оказывается инстинкт. Война — существование на уровне физиологии. «Его желудок первым из связки органов не выдержал
столь непривычного чувственного перегруза — сдавил спазм» (гл. 5) — так Рубахин воспринимал красоту юноши.

А как относятся солдаты к тем, кто уже демобилизовался? Почему не завидуют?
(Да потому, что и на «гражданке» многим прежде всего приходится думать о выживании. «Хочешь жить — умей вертеться…» — эта формула сегодняшнего
дня известна всем.)

Учитель.
«Физиологом барачного бытия» называли критики Маканина. Барачное бытие — это жизнь небольших городков и поселков,
которую в 70—80-е годы изображал писатель в своих произведениях, но, думается, что это и вообще нищенское существование, которое, к сожалению, стало
повседневностью. До красоты ли тут? «Как красота, не нужная в семье» — это написано поэтом XX века (Цветаевой). Наш век внес поправки в формулу
Достоевского. Н. Рерих писал, что не красота спасет мир, а осознание ее. Но способен ли осознать ее тот, чье существование заставляет прежде всего
заботиться о выживании в физиологическом смысле? Тем более в условиях, где «все на инстинктах»? Недавно мы изучали произведения о Великой Отечественной войне.
Свою повесть Кондратьев назвал «Сашка». Думаю, что Рубахин воевать умеет не хуже главного героя этой повести.

Почему бы Маканину не назвать свой рассказ по имени персонажа?
(Изучая повесть Кондратьева, мы говорили, что Сашка — герой, так как оказался «в самое трудное время на самой трудной должности — солдатской» (К. Симонов).
Он знал, за что воюет. О Рубахине так не скажешь. Он солдат «дурной», никому не нужной войны. Сашка герой, потому что сумел остаться человеком, что
особенно ярко проявилось в его поступке с пленным.)

Кого из персонажей рассказа вы могли бы назвать героем?
(Никого.)

А кого злодеем, подлецом?
(Никого. Даже у Гурова, несмотря на его торг с Алибеком, среди учеников находятся «адвокаты». (Солдат-то надо кормить.)

Учитель.
«Люди как люди, — сказал бы Воланд. — Обыкновенные». Маканина как раз всегда интересуют такие, как назвала их критика,
«серединные люди», коих всегда вроде бы было большинство. Но только не было войны, а сейчас есть.

Так что же изменилось — время или люди? Способна красота спасти мир или нет? А какова позиция Маканина? Чем заканчивается рассказ? Какое это предложение
по цели высказывания?
(Рассказ заканчивается вопросом. Ответа на эти вопросы у автора нет, да странно было бы ждать однозначного ответа. Человечеству всем ходом своего развития
придется отвечать на эти вопросы.)

Учитель.
Неверие в будущее — одна из распространенных болезней нашего века. У человека, привыкшего выживать, не может быть по-другому.
Но все-таки и его окликает, тревожит красота. Может быть, не напрасно? Может быть, в третьем тысячелетии кто-то скажет: «Кавказ — всесоюзная кузница,
житница, здравница». Только пусть этот человек будет совсем не таким, как товарищ Саахов.

Источник: Маранцман В. Г. Русская литература последних десятилетий. Конспекты уроков для учителя. 11 класс. — М.: Просвещение, 2007.,br/>

Конспект урока по литературе в 5 классе.

Тема: «Жилин и Костылин – два разных характера, две разные
судьбы. Странная дружба Жилина и Дины»

Цели: осмыслить содержание рассказа «Кавказский пленник»,
уметь находить основные проблемы, поднятые автором в произведении, сюжет и
композицию; приобщить детей к самостоятельной исследовательской деятельности,
развить навыки анализа художественного произведения; воспитать
духовно-нравственную личность, умение работать в группе, уважать мнение
товарища, развить чувство толерантности, взаимопомощи и поддержки.

Планируемые
результаты:

Личностные: Знать понятия: «герой», «сопоставление»,
«противопоставление», средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки,
портрет, пейзаж, авторская оценка)

Метапредметные: планировать свою деятельность под руководством
учителя, умение работать с материалом учебника, определять критерии для
сравнения произведений

Предметные: умение оперировать понятиями при создании
сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от
лица героя

Ход урока

1.     
Организационный момент.

2. Подготовка к восприятию.

— Послушайте, пожалуйста, стихотворение
известного поэта 20 века Ю. Левитанского:

Каждый выбирает для
себя

женщину, религию,
дорогу.

Дьяволу служить или пророку —

каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе.

— Свой выбор, причём не один раз,
приходится делать и героям рассказа Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Жилину и
Костылину.

— Почему же произведение, в котором в плен
попадают два русских офицера, называется «Кавказский пленник», а не «пленники»,
как вы считаете? (Так автор подчеркивает разницу между Жилиным и Костылиным:
по-настоящему пленником является только один из офицеров – Костылин, Жилин же и
в плену остаётся свободным (прежде всего духовно) человеком.)

— О героях рассказа Л.Н. Толстого, об их характерах
и судьбах и пойдёт речь сегодня на уроке.

 3Целеполагение.

Работу начнем с
выяснения впечатлений от рассказа.
      — Интересно ли вам было читать
рассказ? Какие эпизоды вызвали грусть, сочувствие, радость? Какие эпизоды вам
хотелось бы перечитать?
      — Кто из героев вызвал уважение,
кто — неприязнь?
      — Почему рассказ называется
«Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», ведь пленников было двое? (Рассказ
назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники», потому что главное
внимание писатель уделяет рассказу о Жилине. Жилин и Костылин — герои
рассказа, но подлинным героем можно назвать только Жилина.)

      — Как показана жизнь аула: глазами
Костылина или глазами Жилина? Почему?
      —  Найдите в тексте описания жизни аула,
прочитать и пересказать эти описания близко к тексту. (Татарская деревня
представилась Жилину утром мирной, спокойной. Люди просыпаются, все заняты
своим делом, женщины приносят воду, мальчишки балуются. Жилин насчитал домов
десять и церковь татарскую, с башенкой.

      Когда Жилин вошел в дом, он увидел, что
стены гладко вымазаны глиной, горница хорошая. На стенах висят дорогие ковры,
на коврах оружие в серебре. Печка маленькая, а пол земляной, чистый. Передний
угол устлан войлоками, на них ковры, на коврах пуховые подушки. Здесь сидят
татары и угощаются.
      Жилин наблюдал, как одеваются
татары — и мужчины, и женщины, заметил, что они очень любят серебро.
В доме обратил внимание, что они первые, большие башмаки оставляют у порога, а
в других, внутренних башмаках садятся на ковры. Еще Жилин заметил, как они моют
руки и молятся после еды. Слуг на ковры с подушками не пускают.)

 4. Изучение
нового материала.

      — Почему
старуха разбила первую куклу Дины? (Мусульманская традиция запрещает
изображать людей. Кроме того, вероятно, старуха злилась на русского.)
      — Как относились татары к Жилину?
Почему Абдул-Мурат полюбил Жилина?
      (К Жилину татары относились с уважением
за то, что он не дал себя запугать, когда с него требовали выкуп, и за то, что
он многое умел делать. Абдул-хозяин говорил, что полюбил Жилина. Красный
татарин и старик, который жил под горой, ненавидели всех русских, и Жилина
тоже.)
      — Расскажите об отношениях Дины и
Жилина. Почему Дина помогала Жилину?
      (Жилин был благодарен Дине за помощь.
Дина помогала Жилину, приносила ему еду, потому что Жилин проявил к ней
доброту, сделал ей куклу, потом вторую. После грозы он сделал игрушку для
детей — колесо с куклами. Описывая дружбу девочки и пленного русского
офицера, Толстой хочет сказать, что чувство вражды не является врожденным.
Дети-чеченцы относятся к русским с простодушным любопытством, а не враждебно.
)

— Что хочет подчеркнуть
этой дружбой автор?  (Автор хочет сказать, что вражда между народами
бессмысленна, что дружба людей — это норма человеческого общения, и
подтверждает это примером дружбы Жилина и Дины.)

Сравнительная
характеристика героев. Работа в творческих группах.

– Теперь, когда мы
осмыслили содержание рассказа, выделили основные проблемы, пора подвести первые
итоги.

– Какими же
предстали перед нами герои?

Работа с таблицей: составить характеристику героев.

Жилин        
                     
                     
              Костылин

Место жительства героев

горный татарский аул, сарай  
                     
 горный татарский аул, сарай

Чем питались пленные?

лепешка из просяной муки  
                     
     только лепешка, либо тесто

или тесто сырое да вода;  
                     
         сырое и вода

молоко, сырные лепешки,

кусок баранины

Чем занимались офицеры?

писем не писал, все    
                     
                писал еще раз домой,

высматривал,
выпытывал,              
                     
   скучал, ждал, когда

как ему устроить побег    
                     
          пришлют денег, считал дни,

         
                     
                     
                     
 спал

рукодельничал: лепил кукол;

плел корзинки из прутьев;

мастерил игрушечную

карусель на диво всему аулу;

чинил оружие, часы; учился

понимать татарский язык

Вывод: Жилин, в отличие от Костылина,
деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания
прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и
дела подчинены одной цели — освобождению.

Костылин же пассивен, ленив,
бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации.

5. Физминутка.

Вот мы
руки развели,

Словно
удивились.

И друг
другу до земли

В пояс
поклонились!

Наклонились,
выпрямились,

Наклонились,
выпрямились.

Ниже,
ниже, не ленись,

Поклонись
и улыбнись.

6. Закрепление
материала.

Л.Н. Толстой показывает,
что люди могут не понимать и даже ненавидеть друг друга, но у них есть
возможность понять друг друга, хотя для этого надо приложить определенные
усилия.

Костылин – не только в
татарском плену, но и в плену своей слабости, своего эгоизма и из этого плена
он не выбирается. Жилин сумел выжить, прижиться во враждебном окружении, так
как он сумел расположить к себе даже своих врагов; он решал свои проблемы сам,
не перекладывая на плечи других; каким был сильным, «жилистым» не был. Жилин
сумел убежать из плена, а Костылин остался не только и не столько в татарском
плену, сколько в плену своей слабости, своего эгоизма.

Л.Н.Толстой показывает,
каким беспомощным, каким слабым физически оказывается Костылин, как он надеется
только на выкуп, который пришлет его мать. Костылин находится в двойном плену,
о чем мы говорили выше. Писатель, рисуя данный образ, как бы говорит, что, не
выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.

Жилин, наоборот, на
мать не рассчитывает, не хочет перекладывать на ее плечи свои трудности. Он
включается в жизнь татар, аула, постоянно что-то делает, умеет расположить к
себе даже своих врагов – он силен духом. Именно эту мысль, прежде всего, хочет
донести до нас автор.

7.  Итог урока.

– Пришло время
делать выводы:

– Почему удался
второй побег Жилина из плена? (Жилин стал своим, пользовался некоторой
свободой, смог разведать дорогу домой, нравился Дине, которая ему помогала).

– Какое,
по-вашему, значение слова «свой» подходит к определению положения Жилина?

– Как сложилась
судьба Костылина?

– Кто же
кавказский пленник?

– Один считает,
что пленник – это Жилин, другой Костылин. Кто из них прав?

8. Домашнее
задание. 
Ответить
на вопрос «Почему Л. Н. Толстой назвал свой рассказ “Кавказский пленникˮ»?

Слайд 1

Лев Николаевич Толстой 1828-1910Жилин и Костылин – два разных характераКавказский пленник

Текст слайда:

Лев
Николаевич
Толстой

1828-1910

Жилин и Костылин –
два разных характера

Кавказский пленник


Слайд 2

Как будем работать на урокеЧитать внимательноПисать грамотноГоворить внятно, доступноСлушать внимательноПриподнятое Готов к сотворчествуНе знаюПлохое Знатьстроки биографии писателя,

Текст слайда:

Как будем работать на уроке

Читать внимательно
Писать грамотно
Говорить внятно, доступно
Слушать внимательно

Приподнятое

Готов к сотворчеству

Не знаю

Плохое

Знать
строки биографии писателя, содержание 1 части рассказа, что такое антитеза
Уметь
анализировать прочитанное, выражать свои мысли, оценивать поступки героев, работать в группе


Слайд 3

Что я вижу, что я слышу, что чувствую, услышав слово Кавказ?Настраиваемся на работу

Текст слайда:

Что я вижу,
что я слышу,
что чувствую, услышав слово Кавказ?

Настраиваемся на работу


Слайд 4

Зарядка для мозга

Текст слайда:

Зарядка для мозга


Слайд 5

Почему рассказ назван «Кавказский пленник»?Действие рассказа разворачивается в горах КавказаАвтор видит офицером только

Текст слайда:

Почему рассказ назван «Кавказский пленник»?

Действие рассказа разворачивается в горах Кавказа

Автор видит офицером только Жилина, а трусость Костылина не вызывает сочувствия у Льва Николаевича

Толстой намекает, что взят был в плен Жилин не только физически, но и душевно


Слайд 6

Почему на уроке, посвященном рассказу Л.Толстого, присутствуют изображения А.Пушкина, М Лермонтова?

Текст слайда:

Почему на уроке, посвященном рассказу Л.Толстого,
присутствуют изображения
А.Пушкина, М Лермонтова?


Слайд 7

Лови ошибку!В творчестве большое значение имеет тема жестокости и войныВеликий писатель Л.Н.Толстой вырос в Ясной Поляне недалеко

Текст слайда:

Лови ошибку!

В творчестве большое значение имеет тема жестокости и войны

Великий писатель Л.Н.Толстой вырос в Ясной Поляне недалеко от Москвы

Там же в своём доме он организовал школу для крестьянских ребятишек

Рассказ “Кавказский пленник” был написан для взрослых

В своих кавказских рассказах Толстой приукрашивает, изображая горцев

Толстой уважительно относился к горским народам, и их обычаям и образу жизни

Он верил, что вражда между народами будет продолжаться


Слайд 8

Лев Толстой и Садо Месербиев – два кунакаИстория рассказа

Текст слайда:

Лев Толстой
и Садо Месербиев – два кунака

История рассказа


Слайд 9

Лексическая работа взятый в плен, невольникАнтитеза –Плен –Пленник –Пленять –это противопоставление1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинитьвзятый в плен,

Текст слайда:

Лексическая работа

взятый в плен, невольник

Антитеза –

Плен –

Пленник –

Пленять –

это противопоставление

1) захватить, 2) прельстить, привлечь, подчинить

взятый в плен, невольник

Быль –

1) то, что было в действительности, происходило на самом деле
2) рассказ о действительном событии, происшествии


Слайд 10

Полёт орлаФизминутка для глаз

Текст слайда:

Полёт орла

Физминутка для глаз


Слайд 11

Спасибо зарядке!Глазки в порядке

Текст слайда:

Спасибо зарядке!
Глазки в порядке


Слайд 12

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Текст слайда:

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина


Слайд 13

Работа в группахОпишите, как начинается поездка Жилина и КостылинаАнализируйте, как внешность, фамилии Жилина и Костылина помогают понять

Текст слайда:

Работа в группах

Опишите, как начинается поездка Жилина и Костылина
Анализируйте, как внешность, фамилии Жилина и Костылина помогают понять характер героев.
Сравните, как ведут себя Жилин и Костылин, когда замечают татар
Аргументируйте, хорошо это или плохо, что Жилин и Костылин решают оторваться от обоза

Чем объяснить, что в одинаковых условиях два человека ведут себя по-разному?


Слайд 14

Пятистишие или синквейнЖилинКостылинВойнаКавказ 1 имя существительное 2 прилагательных 3 глагола фраза из 4 слов, выражающая отношение к

Текст слайда:

Пятистишие или синквейн

Жилин
Костылин
Война
Кавказ

1 имя существительное
2 прилагательных
3 глагола
фраза из 4 слов, выражающая отношение к данной теме
1 слово – синоним к первому слову


Слайд 15

Авторский стулОбсудите в группах работы, выберите одну наиболее интересную

Текст слайда:

Авторский стул

Обсудите в группах работы, выберите одну наиболее интересную


Слайд 16

Рефлексия Как мы работали на уроке?Что мне стало понятно из прочитанных глав рассказа?Как я оцениваю поступки героев?Чему

Текст слайда:

Рефлексия

Как мы работали на уроке?
Что мне стало понятно из прочитанных глав рассказа?
Как я оцениваю поступки героев?
Чему мы научились?


Слайд 17

Интернет ресурсыhttp://fanread.ru/img/g/?src=11235040&i=260&ext=jpghttp://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/4194dd05.jpg&percenta=1.00http://museumpsk.wmsite.ru/_mod_files/ce_images/111/498750_photoshopia.ru_251_zaron_p._a._s._pushkin_na_severnom_kavkaze.jpghttps://a.wattpad.com/cover/25475816-368-k327538.jpghttps://a.wattpad.com/cover/49226435-368-k629910.jpghttp://www.krimoved-library.ru/images/ka2002/1-3.jpghttp://rostov-text.ru/wp-content/uploads/2016/04/sado.jpghttps://static.life.ru/posts/2016/07/875153/35fc09a2dae9b33985e6472f3a8a2bca__980x.jpghttp://s1.iconbird.com/ico/2013/6/355/w128h1281372334739plus.pnghttp://www.iconsearch.ru/uploads/icons/realistik-new/128x128/edit_remove.pnghttp://feb-web.ru/feb/lermenc/pictures/lre166-1.jpghttp://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/kavkazskii_plennik/53.jpghttp://russkay-literatura.ru/images/stories/rus-literatura/lev_tolstoj_kavkazskij_plennik_byl.jpghttp://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/kavkazskii_plennik/50.jpg

Текст слайда:

Интернет ресурсы

http://fanread.ru/img/g/?src=11235040&i=260&ext=jpg
http://www.a4format.ru/index_pic.php?data=photos/4194dd05.jpg&percenta=1.00
http://museumpsk.wmsite.ru/_mod_files/ce_images/111/498750_photoshopia.ru_251_zaron_p._a._s._pushkin_na_severnom_kavkaze.jpg
https://a.wattpad.com/cover/25475816-368-k327538.jpg
https://a.wattpad.com/cover/49226435-368-k629910.jpg
http://www.krimoved-library.ru/images/ka2002/1-3.jpg
http://rostov-text.ru/wp-content/uploads/2016/04/sado.jpg
https://static.life.ru/posts/2016/07/875153/35fc09a2dae9b33985e6472f3a8a2bca__980x.jpg
http://s1.iconbird.com/ico/2013/6/355/w128h1281372334739plus.png
http://www.iconsearch.ru/uploads/icons/realistik-new/128×128/edit_remove.png
http://feb-web.ru/feb/lermenc/pictures/lre166-1.jpg
http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/kavkazskii_plennik/53.jpg
http://russkay-literatura.ru/images/stories/rus-literatura/lev_tolstoj_kavkazskij_plennik_byl.jpg
http://www.planetaskazok.ru/images/stories/tolstoyL/kavkazskii_plennik/50.jpg


Презентация на тему Презентация по литературе к уроку на тему Л.Н.Толстой. Кавказский пленник, предмет презентации: Литература. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 27 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Лев Николаевич Толстой (1828 - 1910). Рассказ «Кавказский пленник»

Текст слайда:

Лев Николаевич Толстой
(1828 — 1910).
Рассказ «Кавказский пленник»


Слайд 2

Время создания рассказаРассказ «Кавказский пленник» был написан в 70-ые годы XIX века. Толстой занимался тогда составлением Азбуки

Текст слайда:

Время создания рассказа

Рассказ «Кавказский пленник» был написан в 70-ые годы XIX века. Толстой занимался тогда составлением Азбуки для детей. В эту Азбуку он решил включить расска-зы, которые частью пере-водил и пересказывал, а частью сочинял сам…


Слайд 3

Какие рассказы Л.Н.Толстого вы хорошо знаете?

Текст слайда:

Какие рассказы Л.Н.Толстого вы хорошо знаете?


Слайд 4

1.О чём этот рассказ? 2.Какова основная мысль рассказа? Когда медведь ушел, тот слез с дерева и

Текст слайда:

1.О чём этот рассказ?
2.Какова основная мысль рассказа?

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеётся: «Ну что, – говорит, – медведь тебе на ухо говорил?»
«А он сказал мне, что – плохие люди те, которые в опас-ности от товарищей убегают».


Слайд 5

1.О чём этот рассказ? 2.Какова основная мысль рассказа? Девочка взяла самую большую ложку и похле-бала из

Текст слайда:

1.О чём этот рассказ?
2.Какова основная мысль рассказа?

Девочка взяла самую большую ложку и похле-бала из самой большой чашки; потом взяла сред-нюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки, и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.


Слайд 6

1.О чём этот рассказ? 2.Какова основная мысль рассказа? Пошли раз все ребята в школу. … взял

Текст слайда:

1.О чём этот рассказ?
2.Какова основная мысль рассказа?

Пошли раз все ребята в школу. … взял шапку и тоже собрался идти. Но мать сказала ему:
— Куда ты, … , собрался?
— В школу.
— Ты ещё мал, не ходи.
И мать оставила его дома.


Слайд 7

1.О чём этот рассказ? 2.Какова основная мысль рассказа? Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны

Текст слайда:

1.О чём этот рассказ?
2.Какова основная мысль рассказа?

Лев смотрел на собачку, поворачивал голову со стороны на сторону и не трогал её.
Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.
Вечером, когда лев лёг спать, собачка легла подле него и положила свою голову ему на лапу.


Слайд 8

1.О чём этот рассказ? 2.Какова основная мысль рассказа? — Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо;

Текст слайда:

1.О чём этот рассказ?
2.Какова основная мысль рассказа?

— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.


Слайд 9

1.О чём этот рассказ? 2.Какова основная мысль рассказа? Ёж пошёл домой и говорит жене: — Я

Текст слайда:

1.О чём этот рассказ?
2.Какова основная мысль рассказа?

Ёж пошёл домой и говорит жене:
— Я с зайцем поспорил: хотим бежать наперегонки!
Ежова жена и говорит:
— Ты, видно, с ума сошёл! Где тебе с зайцем бежать? У него ноги быстрые, а у тебя кривые и тупые.
А ёж говорит:
— У него ноги быстрые, а у ме-ня ум быстрый. Только ты делай, что я велю.


Слайд 10

1.О чём этот рассказ? 2.Какова основная мысль рассказа? На корабле с нами было два мальчика. Мальчики

Текст слайда:

1.О чём этот рассказ?
2.Какова основная мысль рассказа?

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море.
Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.


Слайд 11

Сделаем выводЧто писатель ценит в людях, что отвергает?Почему автор обращается к детям?

Текст слайда:

Сделаем вывод

Что писатель ценит в людях, что отвергает?
Почему автор обращается к детям?


Слайд 12

Обсудим содержание рассказа «Кавказский пленник»О чём повествуется в рассказе «Кавказский пленник»?Какова композиция рассказа?Составьте план рассказа

Текст слайда:

Обсудим содержание рассказа «Кавказский пленник»

О чём повествуется в рассказе «Кавказский пленник»?
Какова композиция рассказа?
Составьте план рассказа


Слайд 13

Проверим Глава I ПленениеГлава II

Текст слайда:

Проверим

Глава I Пленение

Глава II Письма о выкупе

Глава III- IV Жизнь в плену

Глава V Попытка побега

Глава VI Побег


Слайд 14

Определим границы композиционных частей рассказа

Текст слайда:

Определим границы композиционных частей рассказа


Слайд 15

Жанр произведения?Что такое рассказ?Как определил жанр своего произведения Л.Н.Толстой?Что такое быль ?БЫЛЬ - то, что было в

Текст слайда:

Жанр произведения?

Что такое рассказ?
Как определил жанр своего произведения Л.Н.Толстой?
Что такое быль ?

БЫЛЬ —
то, что было в действительности, происходило на самом деле; рассказ о каком – либо происшествии
Большой толковый словарь


Слайд 16

Прочитайте статью учебника о Л.Н.Толстом и об истории создания рассказа и ответьте на вопрос: «Почему писатель так

Текст слайда:

Прочитайте статью учебника о Л.Н.Толстом и об истории создания рассказа и ответьте на вопрос: «Почему писатель так определил жанр своего произведения?»


Слайд 17

Проверим. Почему писатель так определил жанр своего рассказа?1. В основу этого рассказа положены события, относящиеся к тому

Текст слайда:

Проверим. Почему писатель так определил жанр своего рассказа?

1. В основу этого рассказа положены события, относящиеся к тому времени, когда на Кавказе шла война за присоединение его к России. Начатая в первые годы XIX века, Кавказская война кончилась только в 60-ые годы.
2. В 1851 году Л.Н. Толстой поехал на Кавказ с братом-офицером. Спустя год он поступил на военную службу и стал принимать участие в походах в качестве так называемого «фейерверкера», то есть артиллериста.


Слайд 18

Система образов рассказа. Прочитайте схему (№1) Русская армия Горцы

Текст слайда:

Система образов рассказа. Прочитайте схему (№1)

Русская армия

Горцы


Слайд 19

Система образов рассказа. Прочитайте схему (№2)

Текст слайда:

Система образов рассказа. Прочитайте схему (№2)


Слайд 20

Система образов рассказа. Прочитайте схему (№3)Жилинмужчины деревнидеревенские ребятишкиженщины деревниДинаКостылин

Текст слайда:

Система образов рассказа. Прочитайте схему (№3)

Жилин

мужчины деревни

деревенские ребятишки

женщины деревни

Дина

Костылин


Слайд 21

Система образов рассказа. Составьте кластер, используя материал предыдущих слайдов и расскажите о своих выводах.

Текст слайда:

Система образов рассказа. Составьте кластер, используя материал предыдущих слайдов и расскажите о своих выводах.


Слайд 22

Как вы думаете, почему рассказ назван «Кавказский пленник»?

Текст слайда:

Как вы думаете, почему рассказ назван «Кавказский пленник»?


Слайд 23

Как вы думаете, какова основная мысль рассказа?Автор утверждает, что люди разных национальностей могут найти взаимопонимание, потому что

Текст слайда:

Как вы думаете, какова основная мысль рассказа?

Автор утверждает, что люди разных национальностей могут найти взаимопонимание, потому что едины общечеловеческие нравственные ценности – любовь к труду, уважение к человеку, дружба, честность, взаимопомощь.
А вражда, эгоизм, корысть по сути своей античеловечны.


Слайд 24

Оцените свою работу на урокеСтепень усвоения материала : Степень своего участия в работе класса.Степень удовлетворённости уроком.

Текст слайда:

Оцените свою работу на уроке

Степень усвоения материала :

Степень своего участия в работе класса.

Степень удовлетворённости уроком.


Слайд 25

Домашнее задание:Выполните задание «Литература и изобразительное искусство» (стр.259).Подготовьте сообщение о героях рассказа (план- письменно, сообщение – устно):1

Текст слайда:

Домашнее задание:
Выполните задание «Литература и изобразительное искусство» (стр.259).
Подготовьте сообщение о героях рассказа (план- письменно, сообщение – устно):
1 вариант-рассказ о Жилине;
2 вариант – рассказ о Костылине;
3 вариант – рассказ о Дине.


Слайд 26

Источники информацииilibrary.ru/text/1846/p.1/index.... Копияplanetaskazok.ru/ltolstoyskz копия ru.wikipedia.org/wiki/Кавказский... копия russkay-literatura.ru

Текст слайда:

Источники информации

ilibrary.ru/text/1846/p.1/index…. Копия

planetaskazok.ru/ltolstoyskz копия

ru.wikipedia.org/wiki/Кавказский… копия

russkay-literatura.ru


Слайд 27

Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ «МГМЛ» (г.Магнитогорск)

Текст слайда:

Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МОУ «МГМЛ» (г.Магнитогорск)


Почему рассказ назван кавказский пленник

20210413 vu tg sbscrb2

Конспект урока с презентацией и видеофрагментом о жизни Л.Н.Толстого. Знакомство с жизнью Л.Н. Толстого, историей создания рассказа «Кавказский пленник», выявление взаимосвязи событий рассказа и жизни Л.Н. Толстого, первичный анализ противопоставлений в рассказе.

Почему рассказ назван кавказский пленник

Содержимое разработки

Конспект урока по литературе в 5 классе на тему: «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. История создания рассказа «Кавказский пленник«»

Аристова Л.В., 5 класс. Продолжительность урока – 45 минут, УМК «Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2-х ч. / В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.: Просвещение, 2013».

Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование).

Тема урока: «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. История создания рассказа «Кавказский пленник»

Цели урока:познакомиться с жизнью Л.Н. Толстого, историей создания рассказа «Кавказский пленник», выявить взаимосвязь событий рассказа и жизни Л.Н. Толстого автора, провести первичный анализ противопоставлений в рассказе.

Задачи урока:

Личностные УУД:

— продолжить воспитывать уважительное отношение к человеку, его труду и литературе,

Познавательные УУД (предметные):

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно-творческих способностей,

-формировать умение строить речевое высказывание,

-формировать умение анализировать предложенные понятия,

— развивать интерес к изучению творчества Л.Н. Толстого и выявить особенности истории создания рассказа «Кавказский пленник».

Метапредметные УУД:

-сопоставить изучение произведенияи знания из биографии автора,

— продолжать развивать уважение к труду человека, истории и военным событиям нашей страны.

Коммуникативные УУД:

— формировать навыки работы в коллективе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

— дать возможность учащимся совершенствовать свои речевые умения.

— возможность учащимися анализировать и оценивать свою работу.

Планируемые образовательные результаты:

ученики:

— осознают, что знания и трудолюбие имеют огромное значение;

— выявят взаимосвязь истории, личности автора и замысла произведения;

— примут участие в заочной экскурсии в Ясную Поляну;

— подготовятся к самостоятельному анализу произведения.

Оборудование: учебник по литературе, проектор, экран, фрагмент видеофильма о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, презентация «История создания рассказа «Кавказский пленник», листы самооценки.

Содержание урока

Этап урока

Содержание и виды деятельности учащихся

1. Вводный (организационно-мотивационный) этап

«Толстое дерево началось с тонкого прута. Девятиэтажная башня началась с кладки малых кирпичей. Путешествие в тысячу верст начинается с одного шага. Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков».

«Труд, труд! Как я чувствую себя счастливым, когда тружусь».

(Л.Н. Толстой)

— В качестве эпиграфа к этому уроку мы взяли слова Л.Н. Толстого о значимости собственных мыслей и слов в нашей жизни. Верно и просто говорит великий писатель о том, что всё начинается с малого.

Создание проблемной ситуации:

-А как вам кажется, с чего должен начаться наш урок? (Со знакомства с жизнью Л.Н. Толстого)

— Скажите, что вы уже знаете об этом писателе? (Он наш земляк, а его усадьба «Ясная Поляна» находится в Щекинском районе, её ежегодно посещают сотни и тысячи человек, это очень красивое место нашей малой родины, и мы им гордимся)

Фрагмент видеофильма «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого» (Приложение 1).

Вопросы к видеофильму:

— Где мы сейчас с вами побывали? (В Ясной Поляне, в прошлом)

-Как вам кажется, почему мы выбрали именно черно-белый фильм из старой кинохроники? (Чтобы проникнуться прошлым, побывать в Ясной Поляне вместе с писателем в то время, когда он там жил и работал)

— Если бы мы оказались в Ясной Поляне во времена Л.Н. Толстого, то чем бы вас удивил писатель? (Своими рассказами в детской крестьянской школе и легендой о зеленой палочке)

— А, как вы думаете, с какой целью Л.Н. Толстой поведал историю про зеленую палочку? (Чтобы люди поверили во вселенское счастье на земле)

— Что же помогает человеку почувствовать себя счастливым? (варианты детей)

— По мнению Л.Н. Толстого только труд может доставить человеку истинное наслаждение: «Труд, труд! Как я чувствую себя счастливым, когда тружусь». Так давайте же начнем работать и постараемся стать счастливыми!

Проверка домашнего задания:

— Дома вы должны были прочитать рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Скажите, о каких временах повествуют события этого произведения? (О прошлых, о времени сопротивления горских народов царским войскам).

Создание проблемной ситуации:

— Если наш урок мы начали с изучения биографии писателя, то при работе с его произведением с чего мы должны начать? (С истории создания рассказа).

Постановка учебной задачи:

-Если вначале урока мы обращались к прошлому и рассказ повествует о прошлом, какая же связь будет между биографией Л.Н. Толстого и его произведением? (Возможно, автор частично напишет о своих воспоминаниях, художественно преобразует их в рассказе)

-Какая же задача будет стоять перед нами сегодня на уроке, исходя из всего сказанного? (Познакомиться с историей создания рассказа «Кавказский пленник» и выяснить, как этот рассказ связан с жизнью писателя)

Запись темы урока.

2. Основной (информационно-аналитический) этап

— Вспомните героев рассказа и события, которые с ними происходили? (В рассказе мы знакомимся с двумя пленниками: Жилин и Костылин. Толстой повествует о том, как эти русские военные пытались выбраться из плена горцев).

-Дело в том, что Л.Н. Толстой положил в основу рассказа «Кавказский пленник» пережитые моменты из своей личной жизни.

Просмотр презентации «История создания рассказа «Кавказский пленник»(Приложение 2).

Кавказская война 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа.

Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата («войны мусульман с иноверцами»). Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.

Кавказская война оказалась самой продолжительной из войн Российской империи: победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее подавляющего технического превосходства. (Слайд 2)

Кавказ сыграл немаловажную роль в становлении Льва Николаевича Толстого как писателя. Здесь прошел короткий отрезок жизни Толстого: два с половиной года. Но именно на Кавказе были созданы первые литературные произведения и задумано многое из того, что писалось позднее. (Слайд 3)

В июне 1853 года во время поездки в крепость Воздвиженское Толстой чуть не попал в плен к чеченцам. Был летний жаркий день.

Физкультминутка (Ученики закрывают глаза и слушают учителя до 7 слайда).

Толстой, Садо Мисербиев и три офицера отделились от своего отряда и поехали вперед. Из предосторожности они разбились на две группы: Толстой и Садо поехали по верхней дороге, а офицеры — по нижней. (Слайд 4)

Толстой оседлал темно-серого прекрасного иноходца кабардинской породы, он хорошо ходил рысью, но для быстрой езды был слаб. А у Садо была неуклюжая, поджарая длинноногая лошадь степной ногайской породы, но очень быстрая. Толстой и Садо поменялись лошадьми и ехали, беззаботно любуясь видами природы. (Слайд 5)

Вдруг вдали Садо заметил чеченцев, мчавшихся навстречу им, человек тридцать. Толстой дал об этом знать офицерам, ехавшим по нижней дороге, а сам помчался с Садо к укреплению Грозному. Толстой легко мог бы ускакать на быстроходной лошади, но он не хотел оставить своего друга.

Чеченцы приближались. В крепости это заметили. Был выслан отряд кавалеристов, и чеченцы обратились в бегство. Опасность для Толстого и Садо миновала, а из офицеров спасся только один. (Слайд 6)

Этот случай был использован Толстым в рассказе «Кавказский пленник». Л.Н. Толстой о Кавказе: «…край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода». (Слайд 7)

Словарная работа

-Как вам кажется, можно ил найти отражение этой мысли Толстого в названии рассказа? (Да, «Кавказский пленник» = свобода (простор, красота Кавказа) +война (плен). (Слайд 8)

— А почему Толстой дал такие имена своим героям? Связано ли это с противопоставлением плена и свободы? (Да, Жилин – от слова «жить», Костылин – от слова «костыль»). (Слайд 9)

— Симпатизируете ли вы кому-нибудь из героев и почему? (Да, Жилину, потому что он боролся за свою жизнь и счастье).

3. Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

— Сегодня мы с вами трудились, чтобы почувствовать себя счастливыми. Оказалось, что не только сам Толстой, но и его герои стремятся к счастью через действия и поступки.

Начинали мы сегодня наш урок со слов Л.Н. Толстого, давайте и закончим его, обращаясь к словам великого писателя: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие — душевная подлость…»

— Дома предлагаю вам потрудиться и ответить на следующие вопросы (дифференцированное задание):

1 группа:

Выбрать эпизоды, в которых сопоставляется поведение Жилина и Костылина.

2 группа:

Пересказ эпизода «Жилин и горцы».

3 группа:

Подумать над вопросом: почему рассказ назван «Кавказский пленник», а не «кавказские пленники»?

Давайте подведем итоги. Мне бы хотелось, чтобы каждый оценил собственную активность и работу на уроке и своих товарищей. И вместе мы выясним, кто сегодня потрудился на славу и заслужил счастливую «пятерку»! Заполнение листов самооценки. (Приложение 3)

Выставление отметок.

Благодарю за работу. Спасибо!

2

Содержимое разработки

Лист самооценки

Оцени свою работу на уроке

Отметка учителя

Итог

Оцени свою работу на уроке

Отметка учителя

Итог

Оцени свою работу на уроке

Отметка учителя

Итог

Оцени свою работу на уроке

Отметка учителя

Итог

Оцени свою работу на уроке

Отметка учителя

Итог

Оцени свою работу на уроке

Отметка учителя

Итог

Оцени свою работу на уроке

Отметка учителя

Итог

Оцени свою работу на уроке

Отметка учителя

Итог

Оцени свою работу на уроке

Отметка учителя

Итог

Содержимое разработки


История создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1 – Центр образования г.Щёкино» Аристова Л.В. Щекино -2020 г.

История создания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Подготовил: учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия № 1 – Центр образования г.Щёкино»

Аристова Л.В.

Щекино -2020 г.


Кавказская война

Кавказская война

  • КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА 1817-1864, война Российской империи с горскими народами Северного Кавказа.
  • Борьба горцев-мусульман с русскими проходила под флагом газавата («войны мусульман с иноверцами»). Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России.
  • Кавказская война оказалась самой продолжительной из войн Российской империи: победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее подавляющего технического превосходства.


Толстой на Кавказе Кавказ сыграл немаловажную роль в становлении Льва Николаевича Толстого как писателя. Здесь прошел короткий отрезок жизни Толстого: два с половиной года. Но именно на Кавказе были созданы первые литературные произведения и задумано многое из того, что писалось позднее.

Толстой на Кавказе

Кавказ сыграл немаловажную роль в становлении Льва Николаевича Толстого как писателя. Здесь прошел короткий отрезок жизни Толстого: два с половиной года. Но именно на Кавказе были созданы первые литературные произведения и задумано многое из того, что писалось позднее.


История создания рассказа В июне 1853 года во время поездки в крепость Воздвиженское Толстой чуть не попал в плен к чеченцам. Был летний жаркий день. Толстой, Садо Мисербиев и три офицера отделились от своего отряда и поехали вперед. Из предосторожности они разбились на две группы: Толстой и Садо поехали по верхней дороге, а офицеры — по нижней.

История создания рассказа

В июне 1853 года во время поездки в крепость Воздвиженское Толстой чуть не попал в плен к чеченцам. Был летний жаркий день.

Толстой, Садо Мисербиев и три офицера отделились от своего отряда и поехали вперед. Из предосторожности они разбились на две группы: Толстой и Садо поехали по верхней дороге, а офицеры — по нижней.


История создания рассказа Толстой оседлал темно-серого прекрасного иноходца кабардинской породы, он хорошо ходил рысью, но для быстрой езды был слаб. А у Садо была неуклюжая, поджарая длинноногая лошадь степной ногайской породы, но очень быстрая. Толстой и Садо поменялись лошадьми и ехали, беззаботно любуясь видами природы.

История создания рассказа

Толстой оседлал темно-серого прекрасного иноходца кабардинской породы, он хорошо ходил рысью, но для быстрой езды был слаб. А у Садо была неуклюжая, поджарая длинноногая лошадь степной ногайской породы, но очень быстрая. Толстой и Садо поменялись лошадьми и ехали, беззаботно любуясь видами природы.


История создания рассказа Вдруг вдали Садо заметил чеченцев, мчавшихся навстречу им, человек тридцать. Толстой дал об этом знать офицерам, ехавшим по нижней дороге, а сам помчался с Садо к укреплению Грозному. Толстой легко мог бы ускакать на быстроходной лошади, но он не хотел оставить своего друга. Чеченцы приближались. В крепости это заметили. Был выслан отряд кавалеристов, и чеченцы обратились в бегство. Опасность для Толстого и Садо миновала, а из офицеров спасся только один.

История создания рассказа

Вдруг вдали Садо заметил чеченцев, мчавшихся навстречу им, человек тридцать. Толстой дал об этом знать офицерам, ехавшим по нижней дороге, а сам помчался с Садо к укреплению Грозному. Толстой легко мог бы ускакать на быстроходной лошади, но он не хотел оставить своего друга.

Чеченцы приближались. В крепости это заметили. Был выслан отряд кавалеристов, и чеченцы обратились в бегство. Опасность для Толстого и Садо миновала, а из офицеров спасся только один.


Этот случай был использован Толстым в рассказе «Кавказский пленник» Л.Н. Толстой о Кавказе: «…край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи — война и свобода ».

Этот случай был использован Толстым в рассказе «Кавказский пленник»

Л.Н. Толстой о Кавказе: «…край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи —

война и свобода ».


Словарная работа «Кавказский пленник» = свобода (простор, красота Кавказа) война (плен)

Словарная работа

«Кавказский пленник» =

свобода (простор, красота Кавказа)

война (плен)


Значение имен героев:

Значение имен героев:

  • Что такое «жила»? – прочное окончание мышц; отсюда слова «жилистый», «двужильный». Так говорят о выносливом, крепком человеке.
  • Жилин = действие .
  • Что такое «костыль»? – палка для хромых, безногих, то есть, можно сказать, что фамилия характеризует героя как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре.
  • Костылин = бездействие .


«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие — душевная подлость…» (Л.Н. Толстой)

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и метаться. А спокойствие — душевная подлость…»

(Л.Н. Толстой)


Домашнее задание

Домашнее задание

  • Выбрать эпизоды, в которых сопоставляется поведение Жилина и Костылина.
  • Пересказ эпизода «Жилин и горцы» — 1в. (стр. 239-240), «Жилин и Дина» — 2 в. (стр. 255-256)
  • Подумать над вопросом: почему рассказ назван «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники»?

083740 5aeaa02439c87

-75%

Сохранить у себя:

Почему рассказ назван кавказский пленник «Жизнь и творчество Л.Н. Толстого. История создания рассказа «Кавказский пленник»» (28.36 MB)

icon visionoff

icon visionon

  • Почему рассказ назван дом с мезонином
  • Почему рассказ капитанская дочка так называется кратко
  • Почему рассказ метель называется метель
  • Почему рассказ назван антоновские яблоки
  • Почему рассказ мамина сибиряка емеля охотник был удостоен престижной педагогической премии