Почему рассказ назван дом с мезонином

статья посвящена раскрытию женских образов в работах а. п. чехова, их роли в его произведениях, выражению в творчестве писателя.




Статья посвящена раскрытию женских образов в работах А. П. Чехова, их роли в его произведениях, выражению в творчестве писателя.



Ключевые слова:



женский образ, героиня, замужество, сюжет, женщина

Внимательный к каждой детали А. П. Чехов достаточно тонко раскрыл в своих работах и образ женщины. Через своего литературного героя Шамохина («Ариадна») он пишет о женщинах: они «лживы, жестоки… значительно ниже мужчины». Чехов не считает женщин честными и порядочными, для него они порочные люди. Позже в своих работах он описывает более развитую и положительную женщину. Чехов показывает женщину в трех ипостасях: «Женщина и общество», «Женщина и поиск», «Женщина и мир мужской культуры». [7]

В начальном творчестве чеховская женщина тесно связана с обществом, ее основная цель — замужество, причем выгодное, а не по любви. В более поздних работах женщина раскрыта как чувственный персонаж, которому не чужда любовь.

Для Чехова женщина это обособленный объект, не просто часть «концепции человека», так как мужской и женский подход между собой разнится. Анализ женского образа в работах Чехова связывается с традицией изображения женщины, рассматриваемой в литературе последних годов XIX века, а также особого чеховского подхода. [3]

Чехов раскрывает все личности, всех женщин, которые жили в ХIХ-ХХ веках. Писателем тонко раскрыто понимание женской сущности, но, по его мнению, исследование женского явления должно быть исчерпывающим. После исследования явления всегда идет его оценка, женщины Чехова — одинаковые, при этом каждая имеет свои особенности. [2]

В письмах И. Л. Леонтьеву-Щеглову Антон Павлович писал, что невозможно написать повесть без женщины, при том, женщины должны быть показаны запросто и иронично. Ранние работы Чехова лишены романтики, они реалистичны и отражают бытовые, семейные, любовные и социальные отношения, в которых участвуют женщины.

В поздних работах Чехов пишет о сложности человеческой души, противоречивости природы и отделения ее от совершенства. В это время героини работ Чехова моральны, грамотны и обладают знаниями в областях медицины, педагогики, искусства, хотя это и не делает их жизнь лучше («Именины», «Скучная история», «Учитель словесности», «На подводе», «В родном углу», «Ионыч»). [1]

Указывает он и то, что жизнь женщины напрямую зависит от воспитания, если женщину учить тому, что ее цель выйти замуж — она и будет стремиться к этому («Анна на шее»), а если подавлять характер, то во взрослом времени она станет покорной и слабой («В овраге»). В роли современного воспитания и образования Чехов и отмечает разность статусов полов («Розовый чулок»). [5]

В конце XIX века в России появляется много (Вера Шелестова из рассказа «Учитель словесности», Рита из рассказа «Володя большой и Володя маленький», Лида из рассказа «Дом с мезонином», жена Гурова из рассказа «Дама с собачкой»).

Все эмансипированные женщины являются интересными личностями, но не привлекательными женщинами. Женская независимость удобна для общества, но она создает много уродливых явлений. [4]

Для Чехова идеальным считалось использование женщины в своих целях. Мужчинам не нужны женщины, однако, сами женщины стремятся быть с мужчинами: гражданский брак («Рассказ неизвестного человека», «Дуэль», «Ариадна») и брак с целью помощи женщине («Анюта», «Припадок»).

В конце XIX века жизнь женщин изменяется, но все еще остается ограниченной: они подчинены семье и этикету. Поведение их разнится от ситуации, оно может быть «естественное», или «искусственное». Характер женщины раскрывается в образе, жестах, мимике, особенностях речи.

Некоторые женщины самостоятельны, мужественны и авторитарны (Лида из «Дома с мезонином», Вера Шелестова из «Учителя словесности», жена Гурова из «Дамы собачкой», свекровь Нины Ивановны из «Невесты»).

Иные женственны и покорны (Анюта из одноименного рассказа, Паша из рассказа «Хористка», Липа из рассказа «В овраге»). [8]

Чехов не раскрывает характер женщины, им исследуется только ее суть («Размазня», «Герой-барыня», «Загадочная натура», «Живая хронология», «Дочь Альбиона», «Месть женщины», «Ушла», «Ниночка»).

У всех его героинь отмечаются неясные страхи, сомнения, неуверенность, чувство одиночества, ненужности (где-то вина), с другой стороны, кто то из них обладает желанием изменить свою жизнь и уйти в «иную реальность» («Верочка», «Огни», «Дуэль», «Рассказ неизвестного человека»).

Чеховские женщины могут быть разделены на виды:

1) «новая женщина»: она самостоятельна, независима и равна с мужчиной (Наталья Гавриловна («Жена»), Лида («Дом с мезонином»), Надежда Федоровна («Дуэль»), Надя («Невеста»));

2) «традиционная женщина»: традиционное понимание женщины (Пелагея («Егерь»), Ольга Ивановна («Душечка»), Марья Константиновна («Дуэль»));

3) «блудница»: поверхностно она остается женщиной, но стремится использовать мужчин во благо себе (Ольга («Драма на охоте»), Сусанна Моисеевна («Тина»), Ариадна («Ариадна»));

4) «женщина, близкая к идеалу»: в одно время она самостоятельна, и в то же время сохраняет свою женственность (Анна Сергеевна («Дама с собачкой»), Анна Алексеевна («О любви»)).

Позднее творчество Чехова раскрывает скрытые формы авторской позиции: использование различных конструкций без указания на воспринимающее лицо («Учитель словесности», «Володя большой и Володя маленький»), контрастные описания («Попрыгунья», «Черный монах»), многозначные заглавия («На подводе», «В овраге»), которые приоритет отдают не самому герою, а обстановке. [6]

Особое внимание Чехов обращает на проблему самосознания и самопознания женщины. Его героини, мыслящие и ищущие жизни более достойной, чем существующая, понимают свои ошибки — теперь они изучают не только мир, но и занимаются самопознанием. Именно такую задачу поставила перед собой женщина в XX веке.

У своих героинь он раскрывает не только особые черты, но и определенные мелочи. Чехов верит, что женщины могут совершать серьезные, а порой и героические поступки, преодолевают трудности, их жизнь зависит от общества и времени. Через женские образы он раскрывает определенные общественные проблемы. Но без женских образов он не может показать их достоверность, глубину. Чеховские женщины — выражение своего времени, «вид противоречия эпохи». [5]

Чехов познает человеческую душу через нравственную слабость, падение, бессилие личности, показывая сострадание к человеческой душе. Он считал христианство основой демократизма, что всякая живая душа, всякое человеческое существование ценно и является важной составляющей жизни.

Итак, поиск смысла жизни и служит целью чеховских героинь. Разлад между должным и существующим, идеалом и действительностью, отравляющей живую человеческую душу более всего заставляет страдать женщин.

Литература:

  1. Громов М. П. Портрет, образ, тип // В творческой лаборатории Чехова / Сборник статей под ред. Л. Д. Опульской, З. С. Паперного, С. Е. Шаталова. М.: Наука, 1974 С. 142–161.
  2. Земляная C. B. Концепция личности в прозе А. П. Чехова 1889–1890-х годов. АКД. Москва, 2004. 52с.
  3. Зенкин С. Н. Введение в литературоведение. Теория литературы. –М., 2019. 123с.
  4. Примерная программа основного общего образования Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной. Литература / [В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин, Н. В. Беляева]. — 2-е изд., перераб. — M.: Просвещение, 2014–158с.
  5. Стенина В. Ф. Мифология болезни в прозе А. П. Чехова: женские образы // Культура и текст. 2005. № 9. С.14–22
  6. Ли Цзябао. Трагедия женщины — о судьбе женщины Чехова // Вестник Цзинчжоуского педагогического института. Серия «Общественные науки». 2002. № 4, c. 31
  7. Сяо Чана. О концепции женщины Чехова и три этапа ее развития // Вестник Нэймэнского национального университета. 2007. Сер. 13. № 14.
  8. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем. М.: Наука, 1986. Т. 10: 1898–1903.

Основные термины (генерируются автоматически): женщина, Чехов, героиня, женский образ, конец XIX века, мужчина, неизвестный человек, Ольга, Рассказ, характер женщины.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

home / Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Идейно-художественное своеобразие рассказа А.П.Чехова «Дом с мезонином»

    Рассказ «Дом с мезонином» (1896 г.) — необыкновенно лиричное произведение, в котором сочетаются проза и поэзия, свет и тень, далекое прошлое и настоящее. Важно, что рассказ ведется от лица самого художника, что оговорено в заголовке. Это означает, что все события даются с точки зрения наблюдательного, мыслящего человека, тонко чувствующего природу.

    По форме чеховский рассказ – это воспоминание о прошлом. Поэтому повествователь поэтизирует свою любовь к Мисюсь. Именно это придает произведению лирический оттенок. Название рассказа примечательно — «Дом с мезонином» Оно подчеркивает, что речь пойдет о прошлом, о чем-то устаревшем. В ходе повествования утверждаются архаичные признаки. Но эта старина опоэтизирована, дорога Чехову: «Милый, наивный, старый дом, который, казалось, окнами своего мезонина глядел на меня, как глазами, и понимал всё». В описаниях дома настойчиво подчеркиваются признаки его старости, запустения: «старые амосовские печи», «старые ели», «иволга-старушка». Этот дом символизирует не только старый уклад жизни, но и семью, в которой нет счастья.

    Рассказ отличает кольцевое время и пространство. Здесь нет единства событий, сюжетная линия ослаблена. Конфликт переносится во внутренний план. Действие рассказа происходит в дворянской усадьбе. Обитатели дома ведут тихую, праздную жизнь. Тяжелый, ленивый помещик Белокуров не может спастись от скуки ни видимостью деятельности, ни внешней деловитостью. Младшая дочь Екатерины Павловны Волчаниновой, Мисюсь, жадно читает книги. Художник, оказавшийся в этой усадьбе, осознает будничность жизни, в которой нет определенного дела.

    В рассказе возникает образ старшей дочери – Лиды Волчаниновой. С момента ее появления Чехов якобы представляет читателю два отношения к современной общественной деятельности. Лидия по природе очень деятельна. Она активно занимается организацией земских больниц и школ для крестьян. Она уверена в том, что долг каждого образованного человека – оказывать посильную помощь народу. Ее девиз – «Надо бороться!»

    В одно время проект создания земств был очень популярен. Многие верили, что «малые» дела: школы, больницы, аптеки – помогут со временем облегчить жизнь народа. Но сама история показала бесплодность подобных проектов. И художник, мыслящий более масштабно, чем Лидия, глубже смотрит в будущее. Он справедливо отмечает, что «малые дела» не решают вопрос, а «все более запутывают его». Они «при существующих условиях служат только порабощению. Народ опутан цепью великой, и вы не рубите этой цепи, а лишь прибавляете новые звенья». Художник считает, что народ нужно освободить, прежде всего, от тяжелого физического труда, предоставить людям свободу «для широкого проявления духовных способностей», поисков правды и смысла жизни: «Нужны не школы, а университеты».

    В диалогах между героями разгораются ярые споры. Лидия убеждена в правоте дела, которому служит. Она делает здесь и сейчас все, что может: собирает средства для погорельцев, принимает больных, учит Мисюсь. На возражения художника она восклицает: «Правда, мы не спасаем человечества…но мы делаем то, что можем, и мы правы». В этом, безусловно, есть доля истины. Думаю, что во многом в ее деятельном желании помочь, принести пользу, гордом чувстве независимости видны юношеские порывы, максимализм, воля, смелость. Но нельзя не отметить, что Лидия обладает суровым, деспотичным нравом. Она хочет подчинить своим убеждениям жизнь всех близких людей. Трижды в рассказе повторяется фраза: «Лида опять говорила о земстве, о Балагине, о школьных библиотеках». Так создается впечатление топтания героини на одном месте.

    Недостатки Лиды налицо. У нее нет гибкости мысли, сомнений в себе самой, самокритичности, зато есть непримиримость к любым другим мнениям. Этому соответствуют детали ее облика: строгое выражение лица, упрямый рот, громкий голос, поучающий тон. Жизнь героини становится косной. Со временем она утрачивает грацию, женственность.

    Но это не означает, что автор принимает сторону художника. Мудрый писатель заставляет нас подумать и сравнить слова героев с их поведением, увидеть в них и высокое, и ущербное. Художник мечтает о больших преобразованиях, о справедливом укладе общества. Его волнуют серьезные вопросы смысла жизни, назначения искусства, роли образования. Художник, как никто другой, близок к природе. Он никого не поучает. Но он неприютен, живет в чужом доме. Художник недоволен собой и людьми. Он все время ощущает несбыточность своих мечтаний: «Я мечтал…владеть этими деревьями, полями, туманом, зарею, этой природой, чудесной и очаровательной, но среди которой я до сих пор чувствовал себя безнадежно одиноким и ненужным».

    По иронии судьбы ему не дано владеть ни природой, ни своей судьбой, ни счастьем. В характере этого героя есть и нерешительность, пассивность. В нем нет энергии. Он на минуту поддается увлечению Мисюсь и в сразу же останавливает себя. Слишком быстро художником овладевает «будничное настроение». Возможная встреча с Мисюсь видится ему не как итог поисков или борьбы, а как дар судьбы, неведомых сил: «Мне почему-то начинает казаться, что мы встретимся».

    Мисюсь — трогательная, нежная, с наивными рассказами о «домашних происшествиях» и тайнах, доверчивая девушка. Она по-детски послушна старшей сестре. Во многом это еще совсем ребенок. Ее детские черты подчеркнуты многими деталями, фразами: «по-детски касалась меня своим плечом, ходила обыкновенно в светлой рубашечке, ножки ее едва касались земли». Детским является и имя героини — Мисюсь.

    Мисюсь во многом подражает матери. Она становится ускользающей мечтой художника, его очередной иллюзией. Финал рассказа открыт. В нем звучит сожаление об утраченном счастье: «Мисюсь, где ты?..». Это наводит читателя на размышление.

    Важный художественный принцип рассказа – расположение света и тени. Особенно ярко он проявляется в пейзажных зарисовках. Художник смотрит под старым вязом на дом: «В окнах мезонина, где жила Мисюсь, блеснул яркий свет, потом покойный зеленый – эту лампу накрыли абажуром. Задвигались тени… Прошло около часа. Зеленый огонь погас, и не стало видно теней». Этот огонь – символ надежды. Уже в обозначении архитектуры дома есть конфликт: дом олицетворяет традиции, мезонин – пристройка, означающая новые времена. Но ни в настоящем, ни в прошлом нет истины, нет спасения для героев.

    Этот рассказ производит глубокое впечатление. Он заставляет задуматься о смысле жизни, противоречиях и преградах на пути к заветной мечте, подводит к пониманию роли своей деятельности. Чехов мастерски сочетает в нем социальное, злободневное и лиричное, задушевное. Автор незримо присутствует в каждой строчке рассказа. Сталкивая разные жизненные позиции, он дает нам понять, что деятельность человека, если она не проникнута высокими целями, как и высокие цели без действия, не приведут его к счастью. Да, жизнь посылает человеку много испытаний и преград, но только каждому из нас самостоятельно предстоит менять свою судьбу к лучшему.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Чехов А.П. / Разное / Идейно-художественное своеобразие рассказа А.П.Чехова «Дом с мезонином»

Смотрите также по
разным произведениям Чехова:

  • Критические статьи

В XIX веке мезонин был довольно популярным архитектурным решением. Однако затем его почти полностью вытеснила мансарда. Рассказываем, какая между ними разница, в чем плюсы современного мезонина и почему мода на него возвращается

Фото: gettyimages


Фото: gettyimages

  • Что такое мезонин: в доме, в квартире, на складе
  • Для чего нужен мезонин
  • Преимущества
  • Недостатки
  • Как оформить комнату в мезонине

Что такое мезонин

Мезонин — итало-французское архитектурное изобретение. Считается, что такие пристройки сооружали над самыми дешевыми квартирами на верхних этажах, расширяя те за счет комнаты под крышей. Со временем надстройка стала популярным архитектурным решением сначала в Европе, а после и по всему миру. В России пик популярности мезонина пришелся на середину ХIХ-го и начало ХХ века. Причем мезонины появлялись как в дворянских усадьбах, так и в купеческих домах и в крестьянских избах.

В советской России с идеями коллективного быта и коммунальным хозяйством было не до мезонинов. Однако сегодня они все чаще появляются в проектах частных домов.

Фото:gettyimages


Фото: gettyimages

В доме

Мезонин — это изолированная пристройка над средней частью дома, часто с балконом. Обычно ее размещают в центральной части так, чтобы она занимала около трети площади всего здания. Однако можно соорудить мезонин и над гаражом, тогда в надстройку будет вести отдельная лестница.

Мезонин — это полуэтаж, который возвышается над крышей. У него своя кровля и в целом такое сооружение можно добавить к уже построенному зданию, даже если сначала его не было в проекте. Популярное дизайнерское решение — мезонин с небольшим балконом.

В квартире

В квартирах с помощью мезонина можно создать дополнительный ярус для кровати, небольшой гардеробной, полок с книгами или рабочего стола. Дополнительное пространство отделяют перилами или особыми панелями.

Однако далеко не каждую квартиру можно расширить с помощью мезонина. Жилое помещение должно находиться на последнем этаже, а его потолки не могут быть ниже 5 м.

В складских помещениях

В промышленных складах также заботятся об экономии пространства. Здесь устанавливают мезонин на колоннах — многоярусный металлический стеллаж, который позволяет рационально использовать высоту помещения за счет дополнительных этажей.

Фото:pinterest


Фото: pinterest

Для чего нужен

Главное назначение мезонина сегодня, как и 200 лет назад, — расширить жилую площадь. При этом такая надстройка не считается дополнительным этажом. После завершения строительства не придется менять в документах ни этажность, ни ярусность дома.

Мезонин и мансарда

Мансарда — это последний этаж здания, обычно чердак, который используют как жилое или нежилое помещение. Как и мезонин, она является самостоятельным помещением, которое может играть роль отдельной комнаты или выполнять исключительно декоративную функцию. И там и там может быть балкон. Вот основные отличия этих сооружений:

  1. Крыша. Крыша мансарды — это и крыша всего дома. У мезонина она своя.
  2. Стены. Хотя бы одна стена мансарды располагается под углом. У мезонина все стены вертикальные.
  3. Освещение. В мезонине можно сделать окна во всю высоту стены, ведь она прямая. За счет этого освещение будет лучше, чем в мансарде.

Мезонин и флигель

Флигель — это пристройка с одной стороны дома, в отличие от мезонина — центральной надстройки. Флигель можно построить даже рядом с домом как второстепенное здание со всеми коммуникациями.

Фото:pinterest


Фото: pinterest

Преимущества дома с мезонином

Появляется дополнительное пространство для еще одной комнаты. Мезонин можно использовать как детскую, террасу, антресоль или даже бильярдную.

  1. Это оригинальное дизайнерское решение. Мезонин часто строят позже основного здания и подчеркивают это в оформлении, играя на контрасте стилей.
  2. Надстройка удачно закрывает дымоходную трубу, так что можно сделать ту длиннее, что улучшает тягу и помогает избавиться от проблемы с засорами дымохода.
  3. В доме станет светлее, если убрать в мезонине пол и соединить его с нижней комнатой.
  4. Надстройку просто монтировать, спецтехника не понадобится.
  5. Мезонин не создает большой нагрузки на фундамент.
  6. Можно сэкономить на утеплителе для нижнего этажа. Кроме того, на зиму в изолированной надстройке (если она не используется) можно отключить отопление.
  7. Надстройку можно добавить к уже готовому дому.
  8. С хозяина дома не будут взимать дополнительные налоги за увеличение жилой площади.
  9. Мезонин прекрасно подходит для сдачи в аренду. На полуэтаже легко оборудовать небольшую кухню и санузел, а лестница обычно располагается либо в задней части дома, либо на улице.

Недостатки дома с надстройкой

  1. Легкая конструкция мезонина не отличается высокой огнестойкостью и ударопрочностью.
  2. Для маленького помещения мебель, скорее всего, придется изготавливать на заказ.
  3. Нужно искать опытных специалистов: из-за некачественного монтажа могут появляться протечки.

Как оформить комнату в мезонине

Спальня

Герой чеховского «Дома с мезонином» был влюблен в свою соседку. Ее спальня располагалась в мезонине, давшем название рассказу. Однако персонажей разлучили раньше, чем читателям удалось узнать, как была оформлена комната. В наши дни спальню в мезонине стараются оформлять в светлых и спокойных тонах. Причем мебель и стены должны быть в одном стиле. Лучший материал для создания уютной атмосферы в спальне в мезонине — дерево.

Рабочий кабинет

Каждый, кто вышел на удаленку, оценит тихий мезонин. Рабочий стол с ноутбуком, пара книжных полок, диван или кресло — и все готово для мозгового штурма. Для рабочего кабинета хорошо подойдет минималистичный дизайн, чтобы ничто в комнате не отвлекало от размышлений.

Мастерская

В мезонине много света за счет больших окон, так что это помещение может стать прекрасным вариантом для мастерской. Например, можно поставить мольберт или гончарный круг со всем необходимым — и не беспокоиться, что кто-нибудь помешает творческому процессу. Главное, позаботиться о хорошем вечернем освещении.

Библиотека

Каждый библиофил мечтает об уютном уголке для своей коллекции, но в доме часто нет возможности выделить целую комнату для книг. Оформляя библиотеку в мезонине, отдавайте предпочтение светлым книжным стеллажам и придерживайтесь минимализма в дизайне, чтобы комната не производила впечатление захламленной.

Гостевая/Комната под сдачу

Часто мезонин сооружают как вспомогательную комнату, например, на случай приезда гостей. В таком случае вместо кровати лучше отдать предпочтение дивану, паре кресел и стеллажу с запасом настолок. Для оформления такой комнаты подойдут стили кантри или прованс.

Кроме того, комнату в надстройке можно сдавать в аренду. Этот вариант особенно хорош, если в мезонин ведет отдельная лестница. В полуэтаже легко оборудовать небольшую кухню, отдельный санузел, чтобы сделать быт жильцов максимально обособленным.

Фото:unsplash


Фото: unsplash

Детская

Детям нравятся необычные пространства и укромные помещения. Комната в мезонине может стать башней, неприступным фортом, палубой корабля или отсеком космического судна. Оформляя комнату, не забудьте позаботиться о безопасности: ограничителях на открывающиеся окна и, в зависимости от возраста ребенка, воротах перед лестницей.

Рекреационная комната

У всех разное представление об отдыхе. Один предпочтет партию в бильярд, второму больше по душе стол для покера или пинг-понга, третий не отказался бы от домашнего кинотеатра, а четвертый мечтает о домашнем тренажерном зале. Мезонин подходит для любой из этих активностей. Однако важно учесть, что находится в нижней комнате. Возможно, имеет смысл подумать о дополнительной звукоизоляции.

Гардероб

В надстройке можно разместить не только книжные шкафы. С тем же успехом здесь можно сделать гардеробную, антресоли или кладовую. В таких помещениях важно продумать дизайн так, чтобы максимально использовать пространство, но при этом не превратить комнату в «гараж», где складируется все, что «пригодится потом».

Декоративное сооружение

Наконец, мезонин может стать декоративным элементом. Например, когда убирают пол между надстройкой и нижним этажом ради дополнительного освещения.

С какой бы целью ни возводился мезонин в доме, он станет его яркой архитектурной деталью.

Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Темные
аллеи»

№ 1. Назовите героев рассказа И. А. Бунина «Темные
аллеи».

— Герои рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи» — Николай
Алексеевич и Надежда, бывшие возлюбленные, которые спустя тридцать лет после
разлуки встречаются друг с другом.

№ 2. Опишите постоялую горницу, где останавливается
герой.

Стр. 55: «В горнице было тепло, сухо и
опрятно: новый золотистый образ в левом углу, под ним покрытый чистой суровой
скатертью стол, за столом чисто вымытые лавки; кухонная печь, занимавшая
дальний правый угол, ново белела мелом; ближе стояло нечто вроде тахты,
покрытой пегими попонами, упиравшейся отвалом в бок печи; из-за печной заслонки
сладко пахло щами — разварившейся капустой, говядиной и лавровым листом».

— Везде чувствуется заботливая хозяйская рука.

№ 3. Опишите портреты героев.

Николай Алексеевич (стр. 55):
«стройный старик-военный в большом картузе и в николаевской серой шинели с
бобровым стоячим воротником, еще чернобровый, но с белыми усами, которые соединялись
с такими же бакенбардами; подбородок у него был пробрит, и вся наружность имела
то сходство с Александром II, которое столь распространено было среди военных в
пору его царствования; взгляд был тоже вопрошающий, строгий и вместе с тем
усталый… Когда лошади стали, он выкинул из тарантаса ногу в военном сапоге с
ровным голенищем и, придерживая руками в замшевых перчатках полы шинели, взбежал
на крыльцо избы… он, слегка нагнувшись на пороге от своего высокого роста,
вошел в сенцы».

Стр. 56: «Приезжий сбросил на лавку шинель и
оказался еще стройнее в одном мундире и в сапогах, потом снял перчатки и картуз
и с усталым видом провел бледной худой рукой по голове — седые волосы его с
начесами на висках к углам глаз слегка курчавились, красивое удлиненное лицо с
темными глазами хранило кое-где мелкие следы оспы».

Ему около шестидесяти лет.

Надежда (стр. 56): «…в горницу вошла
темноволосая, тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина,
похожая на пожилую цыганку, с темным пушком на верхней губе и вдоль щек, легкая
на ходу, но полная, с большими грудями под красной кофточкой, с треугольным,
как у гусыни, животом под черной шерстяной юбкой… Приезжий мельком глянул на ее
округлые плечи и на легкие ноги в красных поношенных татарских туфлях…».

— Ей сорок восемь лет.

№ 4. Что герои рассказывают о своей судьбе после
разлуки?

— Надежда вскоре после расставания с Николаем
Алексеевичем получила вольную и ушла от господ. Замужем не была (никак не могла
забыть своего любимого Николая), теперь содержит постоялую горницу, дает деньги
в рост.

— Николай Алексеевич признаётся Надежде, что в жизни
счастлив не был. Стр. 58: «…жену я без памяти любил. А изменила, бросила
меня еще оскорбительней, чем я тебя. Сына обожал, — пока рос, каких только
надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без
чести, без совести… Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история…
Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни».

— Оба не видели счастья: для них единственно дорогими,
«волшебными» минутами было время юношеской любви.

№ 5. Какие чувства испытывают герои при встрече? 

— Николаю Алексеевичу становится стыдно, что он
когда-то бросил Надежду; все его движения, мимика, отражающая эмоции, передает
смятенность чувств: (стр. 56) «Он быстро выпрямился, раскрыл глаза и
покраснел», (стр. 56) «-Боже мой, боже мой, — сказал он, садясь на
лавку и в упор глядя на нее» (здесь мы видим растерянность героя, стремление
собраться с мыслями, овладеть собой); (стр. 57) «Усталость и
рассеянность его исчезли, он встал и решительно заходил по горнице, глядя в
пол. Потом остановился и, краснея сквозь седину, стал говорить»; (стр. 57)
«Он покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал»; (стр. 58)
«- Уходи, — сказал он, отворачиваясь и подходя к окну. — Уходи,
пожалуйста. И, вынув платок и прижав его к глазам, скороговоркой прибавил…». В
то же время герой стыдится проявления своих чувств (стр. 59): «Со стыдом
вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился
своего стыда».

— Надежда
прямо говорит, что не простила своего бывшего любимого (стр. 58): «Нет,
Николай Алексеевич, не простила. Раз разговор наш коснулся до наших чувств,
скажу прямо: простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже
вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас
нельзя». В описании своего чувства к герою Надежда проявляет себя как верная, постоянная,
любящая. Любовь – основа жизни этой женщины: когда-то зародившееся чувство она
пронесла через всю жизнь. Однако наиболее характеризует главную героиню ее имя
– Надежда. Женщина всю жизнь верила в лучшее, надеялась, что любовь вернется. В
диалоге с приезжим она пытается доказать, что любовь не проходит. Однако ее
надежды не оправдались.

— Герой отчаянно пытается оправдать себя в собственных
глазах и в глазах главной героини, что ему не удается (стр. 57): о своих
прежних отношениях с ней он говорит: «История пошлая, обыкновенная», о своей
неудавшейся семейной жизни он говорит такими же словами (стр. 58):
«Впрочем, все это тоже самая обыкновенная, пошлая история».

№ 6. Какие черты характера героя выявляет история его
любви?

— История любви с Надеждой выявляет такие черты
характера героя, как легкомыслие (завел роман с девушкой ниже себя по
происхождению, не думая о последствиях), жестокость («бессердечно» бросил
девушку, которая любила его). Помимо этого он еще и честолюбив, он не
может представить бывшую крепостную, ныне содержательницу постоялой горницы,
своей женой, матерью своих детей.

№ 7. Охарактеризуйте художественное время в рассказе.

— Время в рассказе двупланово: 1) настоящее (встреча
после долгой разлуки «в холодное осеннее ненастье»), 2) прошедшее (воспоминания
героев о прошедшей любви).

— Время и прошедшее, и настоящее – в дореволюционной
России (Надежда была еще крепостной; с момента разлуки с Николаем Алексеевичем
прошло 30 лет, таким образом, действие происходит не позже 1891 года).

№ 8. С какого образа начинается и каким образом заканчивается
рассказ? Почему?

— Рассказ начинается образом дороги: «…на одной из
больших тульских дорог, залитой дождями и изрезанной многими черными колеями…»,
и заканчивается им: «Кучер гнал рысцой, все меняя черные колеи, выбирая менее
грязные и тоже что-то думал». Жизнь героев рассказа, как и жизнь любого человека
– длинная дорога, на которой встречаются и гладкие места, и места изрытые,
неровные, трудные.

№ 9. Сделайте вывод: какова тема рассказа?

— Тема рассказа – несчастная, брошенная, безнадежная
любовь, которую забыть нельзя, но и возродить невозможно.

№ 10. Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Как
название отражает его тему?

— Рассказ назван «Темные аллеи» по строчке из
стихотворения, которое во время душевной близости Николай Алексеевич тридцать
лет назад читал Надежде; он и сейчас помнит эти стихи: «Кругом шиповник алый
цвел, стояли темных лип аллеи…». Строчки из этого стихотворения для Надежды –
символ прошедшей любви.

№ 11. Как вы считаете: кому сочувствует автор, на чьей
он стороне?

— Думается, автор сочувствует героине, ведь именно она
сумела сохранить в своем сердце любовь и пронести это чувство через всю жизнь.

Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Темные аллеи»


1.
Назовите
героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи». № 2. Опишите постоялую
горницу, где останавливается герой. № 3. Опишите портреты героев.
4.
Что герои рассказывают о своей судьбе после разлуки? № 5. Какие
чувства испытывают герои при встрече? № 6. Какие черты характера героя
выявляет история его любви? № 7. Охарактеризуйте художественное время в
рассказе. № 8. С какого образа начинается и каким образом заканчивается
рассказ? Почему? № 9. Сделайте вывод: какова тема рассказа? № 10.
Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Как название отражает его тему? № 11.
Как вы считаете: кому сочувствует автор, на чьей он стороне?

————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Темные аллеи»


1.
Назовите
героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи». № 2. Опишите постоялую
горницу, где останавливается герой. № 3. Опишите портреты героев.
4.
Что герои рассказывают о своей судьбе после разлуки? № 5. Какие
чувства испытывают герои при встрече? № 6. Какие черты характера героя
выявляет история его любви? № 7. Охарактеризуйте художественное время в
рассказе. № 8. С какого образа начинается и каким образом заканчивается
рассказ? Почему? № 9. Сделайте вывод: какова тема рассказа? № 10.
Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Как название отражает его тему? № 11.
Как вы считаете: кому сочувствует автор, на чьей он стороне?

————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Темные аллеи»


1.
Назовите
героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи». № 2. Опишите постоялую
горницу, где останавливается герой. № 3. Опишите портреты героев.
4.
Что герои рассказывают о своей судьбе после разлуки? № 5. Какие
чувства испытывают герои при встрече? № 6. Какие черты характера героя
выявляет история его любви? № 7. Охарактеризуйте художественное время в
рассказе. № 8. С какого образа начинается и каким образом заканчивается
рассказ? Почему? № 9. Сделайте вывод: какова тема рассказа? № 10.
Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Как название отражает его тему? № 11.
Как вы считаете: кому сочувствует автор, на чьей он стороне?

————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Темные аллеи»


1.
Назовите
героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи». № 2. Опишите постоялую
горницу, где останавливается герой. № 3. Опишите портреты героев.
4.
Что герои рассказывают о своей судьбе после разлуки? № 5. Какие
чувства испытывают герои при встрече? № 6. Какие черты характера героя
выявляет история его любви? № 7. Охарактеризуйте художественное время в
рассказе. № 8. С какого образа начинается и каким образом заканчивается
рассказ? Почему? № 9. Сделайте вывод: какова тема рассказа? № 10.
Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Как название отражает его тему? № 11.
Как вы считаете: кому сочувствует автор, на чьей он стороне?

————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Темные аллеи»


1.
Назовите
героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи». № 2. Опишите постоялую
горницу, где останавливается герой. № 3. Опишите портреты героев.
4.
Что герои рассказывают о своей судьбе после разлуки? № 5. Какие
чувства испытывают герои при встрече? № 6. Какие черты характера героя
выявляет история его любви? № 7. Охарактеризуйте художественное время в
рассказе. № 8. С какого образа начинается и каким образом заканчивается
рассказ? Почему? № 9. Сделайте вывод: какова тема рассказа? № 10.
Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Как название отражает его тему? № 11.
Как вы считаете: кому сочувствует автор, на чьей он стороне?

————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Темные аллеи»


1.
Назовите
героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи». № 2. Опишите постоялую
горницу, где останавливается герой. № 3. Опишите портреты героев.
4.
Что герои рассказывают о своей судьбе после разлуки? № 5. Какие
чувства испытывают герои при встрече? № 6. Какие черты характера героя
выявляет история его любви? № 7. Охарактеризуйте художественное время в
рассказе. № 8. С какого образа начинается и каким образом заканчивается
рассказ? Почему? № 9. Сделайте вывод: какова тема рассказа? № 10.
Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Как название отражает его тему? № 11.
Как вы считаете: кому сочувствует автор, на чьей он стороне?

————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Темные аллеи»


1.
Назовите
героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи». № 2. Опишите постоялую
горницу, где останавливается герой. № 3. Опишите портреты героев.
4.
Что герои рассказывают о своей судьбе после разлуки? № 5. Какие
чувства испытывают герои при встрече? № 6. Какие черты характера героя
выявляет история его любви? № 7. Охарактеризуйте художественное время в
рассказе. № 8. С какого образа начинается и каким образом заканчивается
рассказ? Почему? № 9. Сделайте вывод: какова тема рассказа? № 10.
Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Как название отражает его тему? № 11.
Как вы считаете: кому сочувствует автор, на чьей он стороне?

————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Темные аллеи»


1.
Назовите
героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи». № 2. Опишите постоялую
горницу, где останавливается герой. № 3. Опишите портреты героев.
4.
Что герои рассказывают о своей судьбе после разлуки? № 5. Какие
чувства испытывают герои при встрече? № 6. Какие черты характера героя
выявляет история его любви? № 7. Охарактеризуйте художественное время в
рассказе. № 8. С какого образа начинается и каким образом заканчивается
рассказ? Почему? № 9. Сделайте вывод: какова тема рассказа? № 10.
Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Как название отражает его тему? № 11.
Как вы считаете: кому сочувствует автор, на чьей он стороне?

————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Темные аллеи»


1.
Назовите
героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи». № 2. Опишите постоялую
горницу, где останавливается герой. № 3. Опишите портреты героев.
4.
Что герои рассказывают о своей судьбе после разлуки? № 5. Какие
чувства испытывают герои при встрече? № 6. Какие черты характера героя
выявляет история его любви? № 7. Охарактеризуйте художественное время в
рассказе. № 8. С какого образа начинается и каким образом заканчивается
рассказ? Почему? № 9. Сделайте вывод: какова тема рассказа? № 10.
Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Как название отражает его тему? № 11.
Как вы считаете: кому сочувствует автор, на чьей он стороне?

————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Темные аллеи»


1.
Назовите
героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи». № 2. Опишите постоялую
горницу, где останавливается герой. № 3. Опишите портреты героев.
4.
Что герои рассказывают о своей судьбе после разлуки? № 5. Какие
чувства испытывают герои при встрече? № 6. Какие черты характера героя
выявляет история его любви? № 7. Охарактеризуйте художественное время в
рассказе. № 8. С какого образа начинается и каким образом заканчивается
рассказ? Почему? № 9. Сделайте вывод: какова тема рассказа? № 10.
Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Как название отражает его тему? № 11.
Как вы считаете: кому сочувствует автор, на чьей он стороне?

————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Темные аллеи»


1.
Назовите
героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи». № 2. Опишите постоялую
горницу, где останавливается герой. № 3. Опишите портреты героев.
4.
Что герои рассказывают о своей судьбе после разлуки? № 5. Какие
чувства испытывают герои при встрече? № 6. Какие черты характера героя
выявляет история его любви? № 7. Охарактеризуйте художественное время в
рассказе. № 8. С какого образа начинается и каким образом заканчивается
рассказ? Почему? № 9. Сделайте вывод: какова тема рассказа? № 10.
Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Как название отражает его тему? № 11.
Как вы считаете: кому сочувствует автор, на чьей он стороне?

————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Темные аллеи»


1.
Назовите
героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи». № 2. Опишите постоялую
горницу, где останавливается герой. № 3. Опишите портреты героев.
4.
Что герои рассказывают о своей судьбе после разлуки? № 5. Какие
чувства испытывают герои при встрече? № 6. Какие черты характера героя
выявляет история его любви? № 7. Охарактеризуйте художественное время в
рассказе. № 8. С какого образа начинается и каким образом заканчивается
рассказ? Почему? № 9. Сделайте вывод: какова тема рассказа? № 10.
Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Как название отражает его тему? № 11.
Как вы считаете: кому сочувствует автор, на чьей он стороне?

————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Темные аллеи»


1.
Назовите
героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи». № 2. Опишите постоялую
горницу, где останавливается герой. № 3. Опишите портреты героев.
4.
Что герои рассказывают о своей судьбе после разлуки? № 5. Какие
чувства испытывают герои при встрече? № 6. Какие черты характера героя
выявляет история его любви? № 7. Охарактеризуйте художественное время в
рассказе. № 8. С какого образа начинается и каким образом заканчивается
рассказ? Почему? № 9. Сделайте вывод: какова тема рассказа? № 10.
Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Как название отражает его тему? № 11.
Как вы считаете: кому сочувствует автор, на чьей он стороне?

————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Темные аллеи»


1.
Назовите
героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи». № 2. Опишите постоялую
горницу, где останавливается герой. № 3. Опишите портреты героев.
4.
Что герои рассказывают о своей судьбе после разлуки? № 5. Какие
чувства испытывают герои при встрече? № 6. Какие черты характера героя
выявляет история его любви? № 7. Охарактеризуйте художественное время в
рассказе. № 8. С какого образа начинается и каким образом заканчивается
рассказ? Почему? № 9. Сделайте вывод: какова тема рассказа? № 10.
Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Как название отражает его тему? № 11.
Как вы считаете: кому сочувствует автор, на чьей он стороне?

————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Темные аллеи»


1.
Назовите
героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи». № 2. Опишите постоялую
горницу, где останавливается герой. № 3. Опишите портреты героев.
4.
Что герои рассказывают о своей судьбе после разлуки? № 5. Какие
чувства испытывают герои при встрече? № 6. Какие черты характера героя
выявляет история его любви? № 7. Охарактеризуйте художественное время в
рассказе. № 8. С какого образа начинается и каким образом заканчивается
рассказ? Почему? № 9. Сделайте вывод: какова тема рассказа? № 10.
Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Как название отражает его тему? № 11.
Как вы считаете: кому сочувствует автор, на чьей он стороне?

————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Темные аллеи»


1.
Назовите
героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи». № 2. Опишите постоялую
горницу, где останавливается герой. № 3. Опишите портреты героев.
4.
Что герои рассказывают о своей судьбе после разлуки? № 5. Какие
чувства испытывают герои при встрече? № 6. Какие черты характера героя
выявляет история его любви? № 7. Охарактеризуйте художественное время в
рассказе. № 8. С какого образа начинается и каким образом заканчивается
рассказ? Почему? № 9. Сделайте вывод: какова тема рассказа? № 10.
Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Как название отражает его тему? № 11.
Как вы считаете: кому сочувствует автор, на чьей он стороне?

————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Темные аллеи»


1.
Назовите
героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи». № 2. Опишите постоялую
горницу, где останавливается герой. № 3. Опишите портреты героев.
4.
Что герои рассказывают о своей судьбе после разлуки? № 5. Какие
чувства испытывают герои при встрече? № 6. Какие черты характера героя
выявляет история его любви? № 7. Охарактеризуйте художественное время в
рассказе. № 8. С какого образа начинается и каким образом заканчивается
рассказ? Почему? № 9. Сделайте вывод: какова тема рассказа? № 10.
Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Как название отражает его тему? № 11.
Как вы считаете: кому сочувствует автор, на чьей он стороне?

————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Темные аллеи»


1.
Назовите
героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи». № 2. Опишите постоялую
горницу, где останавливается герой. № 3. Опишите портреты героев.
4.
Что герои рассказывают о своей судьбе после разлуки? № 5. Какие
чувства испытывают герои при встрече? № 6. Какие черты характера героя
выявляет история его любви? № 7. Охарактеризуйте художественное время в
рассказе. № 8. С какого образа начинается и каким образом заканчивается
рассказ? Почему? № 9. Сделайте вывод: какова тема рассказа? № 10.
Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Как название отражает его тему? № 11.
Как вы считаете: кому сочувствует автор, на чьей он стороне?

————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Темные аллеи»


1.
Назовите
героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи». № 2. Опишите постоялую
горницу, где останавливается герой. № 3. Опишите портреты героев.
4.
Что герои рассказывают о своей судьбе после разлуки? № 5. Какие
чувства испытывают герои при встрече? № 6. Какие черты характера героя
выявляет история его любви? № 7. Охарактеризуйте художественное время в
рассказе. № 8. С какого образа начинается и каким образом заканчивается
рассказ? Почему? № 9. Сделайте вывод: какова тема рассказа? № 10.
Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Как название отражает его тему? № 11.
Как вы считаете: кому сочувствует автор, на чьей он стороне?

————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Темные аллеи»


1.
Назовите
героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи». № 2. Опишите постоялую
горницу, где останавливается герой. № 3. Опишите портреты героев.
4.
Что герои рассказывают о своей судьбе после разлуки? № 5. Какие
чувства испытывают герои при встрече? № 6. Какие черты характера героя
выявляет история его любви? № 7. Охарактеризуйте художественное время в
рассказе. № 8. С какого образа начинается и каким образом заканчивается
рассказ? Почему? № 9. Сделайте вывод: какова тема рассказа? № 10.
Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Как название отражает его тему? № 11.
Как вы считаете: кому сочувствует автор, на чьей он стороне?

————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Вопросы к рассказу И. А. Бунина «Темные аллеи»


1.
Назовите
героев рассказа И. А. Бунина «Темные аллеи». № 2. Опишите постоялую
горницу, где останавливается герой. № 3. Опишите портреты героев.
4.
Что герои рассказывают о своей судьбе после разлуки? № 5. Какие
чувства испытывают герои при встрече? № 6. Какие черты характера героя
выявляет история его любви? № 7. Охарактеризуйте художественное время в
рассказе. № 8. С какого образа начинается и каким образом заканчивается
рассказ? Почему? № 9. Сделайте вывод: какова тема рассказа? № 10.
Почему рассказ назван «Темные аллеи»? Как название отражает его тему? № 11.
Как вы считаете: кому сочувствует автор, на чьей он стороне?

————————————————————————————————————————————————————————————————————————-

Президент России назвал демографическую проблему главной в стране, такой, которая «не даёт спать по ночам». Глава государства выступал на инвестиционном форуме, поэтому логично, что он в первую очередь обратил основное внимание на экономические последствия — нехватку рабочих рук.

Также по теме

61a619bbae5ac93c3e659cda
Путин рассказал о демографической проблеме в России

Президент России Владимир Путин назвал демографическую проблему одной из основных внутренних проблем страны. Об этом он заявил на…

Но, разумеется (и Путин сразу же это уточнил), проблема сокращения числа граждан России не только и не столько экономическая. С точки зрения укрепления нашей государственности этот вопрос обретает поистине стратегическое значение. Принципиальное значение.

Нас банально мало. Англосаксов много, китайцев много, индийцев много. А европейцев мало, поэтому ни одна из стран старушки Европы не может претендовать на статус сверхдержавы мирового уровня — только региональный статус.

Россия никак не может быть региональной сверхдержавой, а уж тем более — «обычной» страной вроде Канады, с которой нас любят сравнивать. Канада спокойно живёт себе за спиной США, Британии и других формально независимых, но тщательно координирующих свою внешнюю политику англоязычных стран. Может ли Канада позволить себе хоть малейшую реальную самостоятельность? Нет, не может.

У нас такой «спины» не было, нет и никогда не будет, а суверенитет — наша ценность, от которой мы никогда не откажемся. «У России есть только два союзника — её армия и флот», — сказал великий миротворец Александр III, при котором наша страна не вела ни одной войны. При этом население Российской империи в те годы увеличивалось приблизительно на 2 млн человек в год.

Сейчас многое делается для роста рождаемости: и материальная поддержка семей с детьми, особенно многодетных, и программы по привлечению соотечественников, и строительство новых школ и детских больниц. И всё это хорошо, но, к сожалению, категорически недостаточно.

Многоэтажные «человейники», которые активно строят и в Москве, и в регионах, — они банально неудобны и некомфортны для семей с детьми. Мы — самая большая страна в мире, неужели у нас мало территории для того, чтобы люди жили в своих домах с участками?

Нужно стимулировать малоэтажное строительство и возвращение людей «на землю» и строить новые города, как об этом сказал министр обороны Сергей Шойгу. Нам необходимо увеличивать количество людей как в Сибири, так и в некоторых регионах европейской части страны. Напомню, что население Псковской области за последние 100 лет сократилось почти в три раза и продолжает уменьшаться, а ведь это наш форпост: враги в последние столетия чаще всего приходили именно с западной стороны.

До сих пор остаётся непростым получение российского паспорта для русских людей, будь то потомки эмигрантов или тех, кто оказался в другой стране, не уехав из дома после распада СССР. Требования к претендентам на получение гражданства должны быть минимальными: знание русского языка и желание обладать российским паспортом. Всё.

И, разумеется, нам необходима масштабная, сравнимая с программой строительства железных дорог во второй половине XIX века либо с программой индустриализации или покорения целины в XX веке стратегия демографического развития. Этот документ должен охватывать и меры поддержки семей с детьми, и пространственное развитие, и возвращение соотечественников, и самое главное — чёткие задачи, KPI для федеральных и региональных органов власти.

Так, чтобы каждый чиновник понимал: его работу оценивают исходя из демографических характеристик подотчётной территории. Растёт рождаемость, приезжают русские из других стран — отлично.

Люди отказываются заводить детей и уезжают — очень плохо, надо подумать о соответствии занимаемой должности. Понятное дело, что есть Крайний Север, где города-миллионники строить, наверное, не надо, но и тотальной депопуляции даже регионов с тяжёлым климатом допускать нельзя. Опасно.

Альтернатива принятию такой демографической стратегии — продолжение сокращения численности русских и других коренных народов России, а также постоянный завоз мигрантов, для подавляющего большинства которых наша страна никогда не станет Родиной. По сути, это инвестиции в чужую экономику и в чужую демографическую программу. Население бывших советских среднеазиатских республик, кстати, стремительно растёт, в отличие от вымирающих Прибалтики и Украины.

Напомню, Владимир Путин ранее отмечал, что, если бы не катастрофы и трагедии XX века, население России сейчас могло бы составлять около 500 млн человек. Полагаю, что именно на это число и следует ориентироваться. Нам не впервой ставить себе амбициозные цели и добиваться их.

Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.

  • Почему рассказ метель называется метель
  • Почему рассказ назван антоновские яблоки
  • Почему рассказ мамина сибиряка емеля охотник был удостоен престижной педагогической премии
  • Почему рассказ дама с собачкой называют самым ялтинским рассказом писателя
  • Почему рассказ ежикина гора можно назвать художественным