Почему рассказ назван антоновские яблоки

: рассказчик вспомнил свою молодость, жизнь мелкого помещика: сбор урожая в яблоневом саду, умерших родственников, родное село, охоту поздней осенью

: Рассказчик вспомнил свою молодость, жизнь мелкого помещика: сбор урожая в яблоневом саду, умерших родственников, родное село, охоту поздней осенью и друзей-помещиков, у которых подолгу гостил.

Названия глав — условные. В оригинале повествование ведётся в настоящем времени.

Глава 1. Сбор антоновских яблок

Рассказчику вспомнилась ранняя тёплая осень.

??Рассказчик — молодой человек, мелкий помещик, любит охоту, его имя в рассказе не упоми­на­ется.

Весь август шли тёплые дожди. Потом, во время бабьего лета, на полях было много паутины. Всё это — приметы хорошей осени.

Рассказчик вспомнил раннее утро, большой сад. Листья уже начали опадать, пахло мёдом, осенней свежестью и антоновскими яблоками. Владелец сада нанял работников, и те насыпали яблоки в телеги, чтобы ночью отвезти их в город на продажу. Работники «с сочным треском» ели яблоки одно за другим, но хозяин сада их не останавливал: так было принято во время сбора урожая.

В глубине сада — шалаш, где летом жили сторожа. Осенью, по праздникам, возле шалаша проходили ярмарки, собирались девки в ярких сарафанах, барские слуги в красивых и грубых костюмах, мальчишки в белой домотканой одежде. Приходила к шалашу и молодая беременная и сонная жена старосты, «важная, как холмогорская корова», в яркой и добротной одежде, «хозяйственная бабочка», как говорили о ней.

И до вечера в саду толпится народ, слышится около шалаша смех и говор, а иногда и топот пляски…

Поздним вечером у шалаша разжигали костёр, вокруг него, «точно в уголке ада», двигались чёрные силуэты, от которых по яблоням ходили гигантские тени. Ночью рассказчик прибегал к шалашу. Сторож давал ему выстрелить из ружья, а затем они вместе прислушивались к шуму идущего где-то далеко поезда и смотрели на звёзды, «пока не поплывёт земля под ногами».

Потом рассказчик бежал по аллее к дому и чувствовал, «как холодно, росисто и как хорошо жить на свете».

Глава 2. Село Выселки. Усадьба старой тётки

Если хорошо уродились антоновские яблоки, то и хлеб уродится: «ядрёная антоновка — к весёлому году». Рассказчик вспоминает такой урожайный год в своём селе Выселки.

Он вставал на заре и бежал умываться на укрытый ещё туманом пруд. Листва уже облетела, вода была «прозрачная, ледяная и как будто тяжёлая», она бодрила, прогоняла остатки сна. Завтракал рассказчик в людской чёрным хлебом и картошкой с крупной солью, а затем отправлялся на охоту.

Проезжая через Выселки, рассказчик любовался чистым и красивым селом.

Осень — пора престольных праздников, и народ в это время прибран, доволен, вид деревни совсем не тот, что в другую пору.

Выселки всегда славились своим богатством. Старики там жили долго, некоторые уже не помнили, сколько им лет. Один столетний дед умер не от старости, а оттого, что объелся луком. Его жена, древняя старуха, заранее приготовила камень на могилку и красивый саван.

Старики в Выселках были большими, крепкими и строили дома под стать себе. Тогда не было принято отделять сыновей, и у самых богатых мужиков избы состояли из нескольких срубов. Такие усадьбы содержались в порядке, а в амбарах были железные двери, за которыми хранилось разнообразное добро.

Тогда рассказчик думал, как заманчиво быть мужиком: вставать с солнцем, косить, молотить. На праздник нарядиться и вместе с красивой здоровой женой отправиться к обедне, а после на сытный обед к бородатому тестю.

Жизнь мелкого помещика во времена рассказчика была очень похожа на жизнь богатого крестьянина. Крепостного права рассказчик не помнил, но чувствовал его отголоски в поместье Анны Герасимовны.

??Анна Герасимовна — тётка рассказ­чика, владе­лица старой усадьбы, немо­лодая, невы­сокая, но «прочная».

В усадьбе Анны Герасимовны ещё жили старые слуги, родившиеся крепостными. Тёткин сад славился своей запущенностью и соловьями, а дом — толстой соломенной крышей, тёмной и твёрдой от времени.

В небольшом доме, похожем на уютное гнездо, всегда пахло яблоками. В комнатах, обставленных старой мебелью из красного дерева, из-за окружающего дом сада и цветных стёкол в окнах было сумрачно и очень тихо.

Рассказчик любил тёткины обеды с фаршированной курицей, индюшкой, ветчиной, маринадами, квасом, антоновскими яблоками и бесконечными разговорами про старину.

Глава 3. Охота в поместье родственника

Рассказчик заметил, что помещики начали мельчать, и только охота поддерживает их угасающий дух. Раньше усадьбы, живущие на широкую ногу, такие, как поместье Анны Гавриловны, встречались часто. Несколько сохранилось и во времена рассказчика, например, владения Арсения Семёныча.

??Арсений Семёныч — брат жены рассказ­чика, богатый помещик-охотник, высокий, худо­щавый, стройный и широ­ко­плечий, похож на красавца-цыгана, шумный и азартный.

В конце сентября погода в тех краях, где жил рассказчик, резко менялась: сильно холодало, дул ветер, небо затягивалось свинцовыми тучами, сеял ледяной унылый дождь. В саду становилось пусто и скучно, а из битвы с осенней бурей он выходил совсем обнажённым, заваленным листьями и притихшим.

Сад оживал в начале октября, когда устанав­ливалась ясная погода — «прощальный праздник осени». Приходило время охоты, и рассказчик отправлялся к Арсению Семёнычу.

Рассказчику вспомнилась зала в доме Арсения Семёныча, полная табачного дыма и охотников — людей в высоких сапогах, с обветренными лицами. После очень сытного обеда все собирались на охоту. Во дворе уже трубили в охотничий рог, и лаяли собаки. В зале неожиданно появился красавец-хозяин в шёлковой малиновой рубахе и напугал всех, выстрелив в борзую, которая залезла на обеденный стол и поедала остатки еды.

Рассказчик вспомнил, как приятно было дышать «холодом ясного и сырого дня», как фыркал под ним сильный конь. Весь день охотники носились по лесам, а вечером, когда темнело, вваливались в оказавшуюся поблизости усадьбу почти незнакомого помещика-холостяка, где могли прожить несколько дней. Днём они охотились, а вечерами пили и обсуждали события дня.

Случайно проспав охоту, рассказчик оставался дома, бродил по саду, листал старые, ещё дедовские книги Вольтера, Жуковского, Пушкина, сентимен­тальные романы неизвестного автора, рассматривал висящие на стенах старинные портреты. «Старинная мечтательная жизнь» вставала перед рассказчиком.

Хорошие девушки и женщины жили когда-то в дворянских усадьбах! …аристокра­тически-красивые головки в старинных причёсках кротко и женственно опускают свои длинные ресницы на печальные и нежные глаза…

Глава 4. Жизнь мелкого помещика

Рассказчику казалось, что с тех пор прошло лет сто, хотя всё было совсем недавно. В Выселках перемёрли старики, не стало и Анны Герасимовны, застрелился Арсений Семёныч. Из помещичьих усадеб почти исчез запах антоновских яблок. Наступило время обедневших мелких помещиков, но и их нищенская жизнь была тоже хороша.

Рассказчику вспомнилось его поместье в начале ноября. Утром он уезжал на охоту и скитался «по пустым равнинам», возвращаясь в Выселки к сумеркам. На душе рассказчика становилось тепло, когда он видел огни родного дома, чувствовал запах дыма. В поместье шла неспешная работа: вставляли зимние рамы, рубили капусту. Иногда заезжал сосед и увозил рассказчика к себе.

Мелкий помещик всегда вставал рано, когда в доме ещё спали, и громко приказывал подавать самовар. Затем он выходил во двор, его окружали гончие, просились на охоту. Но поздней осенью охотятся с борзыми, а на них у помещика не было денег. Приходилось помещику заниматься хозяйством и ждать первого снега — вот тогда начиналась охота с гончими.

Снова встречались все окрестные помещики, целыми днями пропадали в полях и ночевали на каком-нибудь глухом хуторе. Вечером там освещались окна, маленький флигель наполнялся табачным дымом, и «с грустной, безнадёжной удалью» лилась русская песня.

На сумерки буен ветер загулял,
Широки мои ворота растворял,
Широки мои ворота растворял,
Белым снегом путь-дорогу заметал…

Жанр, направление

Сочинения Бунина занимает почётное место среди лучшей русской прозы. Будучи поклонником реализма, автор максимально точно отображает реальную жизнь и реальных людей в своих рассказах, персонажах. Он поразительно точно и внимательно описывает части жизни, помогающие как можно лучше донести мысль писателя к читателям. «Красавица» — маленький рассказ, его события описывают совместную жизнь трёх героев. Рассказ имеет три сюжетные линии.

  1. Первая линия изображает отношения мужа с новой женой. Брак этого непримечательного человека с «красавицей» вызвал искреннее удивление окружающих их людей. Также представлен уклад семьи. Оказалось, что глава семьи испытывает страх перед женой, отдает бразды правления хозяйством в руки супруги, «забывает» о родном сыне, чтобы угодить женщине, которой нет дела до пасынка.
  2. Вторая линия знакомит читателей с женой, порядках, которые были установлены ею в доме. Она сильно заботиться о мебели, а также вещах предыдущей хозяйки, в то время как к живым людям – мужу и пасынку она относится равнодушно и без интереса.
  3. Третья линия рассказывает о жизни сына главного героя от первого брака, который, лишившись матери, окончательно потерял внимание и тёплое отношение со стороны близких. Ему приходится спать на полу, так как мачеха вынудила его переселиться с дивана, многократно читать единственную книжку и жить тихой, монотонной жизнью.

Нравственная проблематика рассказа И. Бунина «Красавица» (из цикла «Темные аллеи»)

В начале 1920 года И. А. Бунин покинул родину. В эмиграции им были написаны многие литературные шедевры, в том числе цикл рассказов «Темные ал­леи».

Все рассказы этого сборника объединены одной те­мой — темой любви. С разных сторон писатель осве­щает это чувство, показывает все его тончайшие от­тенки. Однако, раскрывая тему любви, Бунин неволь­но обнажает и многие нравственные проблемы. Особенно остро они звучат в рассказе «Красавица».

Это один из самых небольших рассказов цикла, но по глубине, по остроте затронутых в нем вопросов, он, пожалуй, превосходит многие другие. В несколь­ких строках писатель емко сумел сказать о главных человеческих ценностях: о добре и зле, о любви к ближнему.

В центре рассказа довольно типичная жизненная история. Пожилой вдовец, имеющий семилетнего сына, женился вторично. Его новая жена всем взяла. Она молода, необыкновенно красива, хозяйственна. Вот только ребенок, сын вдовца от первого брака, ей пришелся не по вкусу. Она его «спокойно возненави­дела». Каких-либо причин этого автор не называет, потому что их просто не было. Возненавидела и все.

Дальнейшее повествование о судьбе маленького ге­роя вызывает горькое чувство сострадания к нему. Сначала «красавица» переводит его спать «из отцов­ской спальни на диванчик в гостиную», а потом и вовсе отправляет спать в коридор, где на полу горнич­ная расстилает ему старый тюфячок.

Ребенок оказывается в «круглом одиночестве на всем свете», он всеми покинут, предан родным отцом, который из безволия и трусости делает вид, что совер­шенно ничего не замечает. «Красавица» делает вид, что руководствуется практическими соображениями: мальчик, якобы, может весь бархат на диванчике ис­тереть. На самом деле она просто не может, да и не пы­тается побороть в себе то зло, которое делает несчаст­ным ни в чем неповинного маленького человека.

Жизнь ребенка с этих пор сера и однообразна. Он или сидит в углу на полу в гостиной, или рисует на грифельной доске, или читает (шепотом!), или смот­рит в окна. Он сам стелет себе постель, сам прилежно ее убирает в мамин сундук.

Авторское сострадание звучит в каждом слове. Не случайно Бунин использует такое количество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («уго­лок», «домики», «книжечка», «постелька», «доб­ришко»). Писатель не дает прямых оценок происхо­дящему, но он мастерски дает почувствовать весь ужас того положения, в котором оказался ребенок.

Рассказ назван коротко — «Красавица». И это на­звание заставляет о многом задуматься. Что есть для Бунина красота и многого ли стоит внешняя красота, когда за ней кроется нравственное уродство — к этим вопросам обращает автор своего читателя.

Характеристика персонажей

Чиновник. Мужчина преклонного возраста, работающий в государственном учреждении, является обычным человеком. Описание не внушает симпатию к персонажу. Отношения с женой, а именно страх перед ней представлено в одной фразе, из которой становится очевидно, что подобное было и с покойной женой. Это объясняет причины, по которым женщины вступили в брак – они имели неограниченную гегемонию в доме. Красавица. Жена чиновника. Став полноценной хозяйкой, она начала распоряжаться как захочет со всеми вещами в доме, а в довесок – жизнью пасынка. В ее разговорах часто проскакивают прямые приказы, она привыкла управлять людьми, думать о своей пользе. Сын чиновника. Потеряв мать, жизнь мальчика резко изменилась, причём в худшую сторону. Он стал пустым местом в доме. Вся его жизнь – маленькое пространство в прихожей, немного личных вещей, и бесконечное одиночество в течении одинаковых дней, идущих друг за другом.

Главные герои и их характеристика

Образы героев рассказа «Красавица» прописаны Буниным отдельными яркими штрихами, позволяющими составить определенное представление о каждом из них. Многомудрый Литрекон описал систему образов в таблице:

Чиновник Пожилой чиновник казенной палаты, женившийся на молодой красавице, выглядит человеком ничем не примечательным: «худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу». Портрет героя не вызывает особой симпатии. О его отношениях с женой рассказано всего в одном предложении: «От страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына». Можно предположить, что похожим образом он вел себя и с предыдущей женой-красавицей, тогда становится ясно, зачем эти женщины выходили за него замуж. Они получали полную власть над домом и мужем.
Главная героиня рассказа та самая красавица, о которой говорится в названии. Она «знала себе цену», была хозяйственна и «глаз имела зоркий». Красавица стала абсолютной хозяйкой в доме мужа, начала распоряжаться не только вещами, но и судьбой его сына. Интересно, что единственная прямая речь в рассказе – слова Красавицы. Очевидно, что теперь это самый значимый, если не единственный слышимый голос в доме чиновника. В ее словах ключевым является глагол «велела»: она привыкла отдавать приказания, привыкла быть практичной и думать о выгоде.
Сын чиновника Роль мальчика в этом семействе может вызвать лишь сочувствие. С приходом новой хозяйки жизнь ребенка круто поменялась. Он стал как бы «несуществующим в доме». Его жизнь – это уголок гостиной, небогатый набор вещей, оставшихся от мамы, и одинокие, однообразно сменяющие друг друга дни.

Тема

Рассказ затрагивает проблему счастья в семье, взаимоотношений между её членами. В «Красавице» взгляд на семью совсем противоположный, в отличие от реальной жизни, где родные являются опорой и поддержат человека во всех бедах. Любви, которая и есть прочной основой семьи, между главными героями попросту нет. Нездоровые взаимоотношения вредят всем членам семьи. Выходом из сложившейся ситуации является суметь почувствовать друг друга близкими людьми, одним целым. Автор противопоставляет красивую внешность, которая может быть обманчивой, внутренней испорченности. Этим приёмом писатель пытается объяснить читателям, что внешность часто бывает обманчивой.

Основная идея рассказа

В рассказе И. А. Бунина «Красавица» краткое содержание не искажает сюжетной линии. Короткое по объему произведение поражает масштабом горя маленького мальчика, заброшенного близкими людьми. Красавица, ставшая хозяйкой дома, властная и бескомпромиссная женщина. Она «спокойно» возненавидела мальчика, то есть проявила к нему невероятное уничтожающее равнодушие. Таким образом Бунин показывает, насколько ужасной может быть суть человека, скрытая обманчивой внешностью. Героиня рассказа в конце не воспринимается читателем как красивая женщина, она остается лишь «красавицей» с отвратительным черствым сердцем, лишенным тепла.

Рассказ Бунина «Красавица» кратким содержанием и глубоким смыслом привлек к себе внимание миллионов читателей по всему миру.

Рассказ под названием «Красавица» написан осенью в 1940 году великим писателем Буниным. Эта новелла относится к философскому типу написания. Произведение очень маленькое, писатель поместил его всего на одной странице. В рассказе описывается история жизни доброго мальчишки семи лет, которого сильно ненавидела мачеха. Она была очень красивой женщиной, но при этом коварной и злой. От беспощадной ненависти ребёнок прячется и таится в своём родном доме. Он стал как будто не видимым для всех, старается не попадаться на глаза «красавице». В своём произведении Бунин рассказывает о безнаказанности злых поступков.

Все слова в рассказе пропитаны большим состраданием и жалостью к беззащитному ребёнку. Отец, испытывая страх перед новой супругой, старается угодить ей во всём. При этом он забывает про своего сына и делает вид, как будто у него во все нет ребёнка. Автор в этом произведении показывает читателю, как доверчивы и беспомощны маленькие дети. Они полностью зависят от взрослых людей и не могут расти без заботы и любви своих близких.

Для описания отношения мачехи к своему пасынку, писатель применяет такой эпитет, как «возненавидела спокойно». Красивая молодая, но при этом очень властная женщина с пронзительным взглядом. Она была небольшого роста, с хорошей фигурой, всегда прекрасно одета. Мачеха ясно, осознаёт своё превосходство над мальчиком и при любом удобном случае напоминает ему об этом.

Бунин этими отношениями между не родной матерью и пасынком, подчёркивает, и лишний раз указывает на бездушие и непорядочность взрослых людей из так называемого высшего общества. Ведь быть эгоистами по отношению к ребёнку и не проявлять заботу о нём, противоречит всем законам природы и нашего общества. Иван Бунин в своём произведении «Красавица» отчётливо показал читателю, что человек, который красив снаружи, не всегда красив душой и своими поступками. Иногда он не просто не красив изнутри, а ещё и очень жестокий по отношению к другим людям.

Полное одиночество маленького мальчишки писатель раскрывает в последнем абзаце своего рассказа. В нём он подбирает особенные слова, с помощью которых вызывает сочувствие и жалость к забытому всеми ребёнку. Например, использует вот такие словосочетания: «стоит в уголке гостиной», «читает книжечку». Можно ли после такого холодного и равнодушного отношения, считать красивую девушку «красивой». Автор чётко даёт нам понять, что нет.

Проблемы

Проблематика рассказа предопределена темой отношений в семье.

  1. Одиночество. Является самой острой поднятой проблемой. Это показано на жизни мальчике, живущим «самостоятельной, обособленной от всего дома» жизнью, оставленный один на один с собой и мачехой и отцом.
  2. Равнодушие. Безразличие взрослых к ребёнку вызывает чувство одиночества у последнего. Такое отношение не вызвано злостью взрослых, поведением мальчика. Забыв о ребёнке, они принесли в его жизнь тяжелые испытания и переживания. Такое отношение к близким, особенно к детям, может легко поломать их дальнейшую судьбу.
  3. Страх. Слабость и трусость главного героя в отношениях главного героя непростительны, так как он заставил испытывать маленького сына серьёзные испытания. Не будучи заложником обстоятельств, он мог дать возможность сыну прожить более счастливое детство.

Герои рассказа

Краткий анализ «Красавицы» Бунина, безусловно, должен включать характеристику персонажей.Что автор рассказал о своих героях? Вторая жена чиновника — молодая властная женщина с зорким взглядом. Она невелика ростом, отлично сложена, всегда хорошо одета. Отец мальчика худощав, высок, говорит всегда тихо. Главный герой — пасынок красавицы — от природы был живым, ласковым. Однако в присутствии мачехи боялся и слова сказать. Он словно затаился, стал несуществующим в доме.

Примерно такую характеристику героев дает в рассказе «Красавица» Иван Бунин. Он не называет главную героиню жестокой, а ее молодого мужа — бесхарактерным. Он ничего не говорит о том, как мальчик страдал от нелюбви и невнимания. Писатель использует различные художественные средства. И это иногда создает куда более четкие образы, нежели комментарии автора. При анализе «Красавицы» Ивана Бунина стоит привести несколько цитат.

Основная идея

Рассуждая о сущности человека, Бунин приходит к главной мысли рассказа – несоответствии внешности и внутреннего содержания. Со слов автора выходит, что для счастья в браке, семейной жизни нужна не только внешняя красота, но и любовь, приязнь к близким людям. Не имея всего этого у ребёнка с большой вероятностью будет тяжёлая жизнь. Он или станет замкнутым в себе, запуганным человеком, или станет похожим на отца. На примере главного героя автор показал, что люди делают те же ошибки, не извлекая опыт с предыдущих случаев. Выбрав жену глазами, а не сердцем, мужчина подменил настоящие ценности ошибочными, тем самым обрекая новую семью на отсутствие доброты, искренности, любви в отношениях

История создания «Красавицы»

«Красавица» была создана Буниным в 40-х годах XX века и дополнила собой великолепный сборник рассказов Ивана Андреевича «Темные аллеи». Этот рассказ отразил размышления автора о сочетании внешней и внутренней красоты, о том, насколько жестоким может быть прекрасное на первый взгляд создание. Рассказ Бунина «Красавица» кратким содержанием передает очень важную информацию, очищенную от излишних деталей. Он легко читается, «на одном дыхании», но заставляет читателя глубоко задуматься.

( 3 оценки, среднее 4.33 из 5 )

В рассказе «Цифры» Бунин описывает ссору маленького непоседливого мальчика Жени и его дяди. Рассказ начинается со сцены прощения, когда маленький мальчик, заглянув вечером к дяде перед сном желает тому спокойной ночи и, не удержавшись, обращается к дяде с так долго мучившей его просьбой. «И, пожалуйста, все-таки покажи мне цифры!» — восклицает Женя, полный страха, что строгий дядя может снова отказать. Дядя медлит с ответом, потому как он «очень, очень умный».

Женя не просто мальчик, он счастливый обладатель замечательных вещей, книжек с картинками, пенала, непременно цветных карандашей. Утром, едва открыв глаза, маленький Женя зазвал к себе в спальню дядю, засыпав взрослого просьбами. Мальчику поскорее хотелось приняться за цифры, получить детский журнал, книги, карандаши и бумагу.

Дяде же не хотелось заниматься покупками. Потому-то он и соврал про царский день Жене. День царский, все заперто, заявил он племяннику. Женя с дядей не согласился, но уступил все же, поскольку дядя пригрозил, что коли Женя будет докучать просьбами, то вообще ничего не получит.

Хоть в царский день не работают лавки, нет такого указа, запрещающего показывать мальчикам цифры в царские дни. Тут в разговор вмешалась бабушка Жени. Она велела внуку не приставать к дяде, не то за ними явится полицейский и арестует тех, кто решил показывать цифры в царский день. Дядя решительно отмел подобное заявление и просто признался Жене, что сейчас ему неохота заниматься цифрами. Вечером или завтра, лучше завтра, он обязательно уделит племяннику время и познакомит Женю с цифрами.

Женя отнесся к подобному обещанию скептически. В конце концов, кто его знает, сколько может продолжаться то самое долгожданное завтра. Нет уж, решил мальчик, цифры ему надобны сегодня. Дядя видел, как изнемогает мальчик на пороге великого открытия, ожидающий мудрого провожатого, готового показать ему новый мир. А провожатый, оказывается, не в духе показывать цифры. К тому же дядя решил твердо, а баловать детей уступками не полагается.

Женя весь день был сам не свой. Унять его было нельзя. Он носился по дому, опрокидывал стулья, кричал, за обедом болтал ногами. Радость, смешанная с нетерпением, обернулась злой шалостью, послужившей причиной ссоры между мальчиком и дядей.

Сидя за вечерним чаем, Женя придумал новую игру. Мальчик подпрыгивал, бил ногами в пол и так громко кричал, что у взрослых, сидевших за столом, «чуть не лопались барабанные перепонки». Женю неоднократно просили прекратить забаву, но разве послушает ребенок, весь в предвкушении радостного завтра. Потому, когда в очередной раз Женя крикнул и ударил ногами, дядя сорвался с места, схватил мальчика, шлепнул, крутанул вокруг своей оси и выставил за дверь. В этот момент сам черт окатил дядю целым ушатом злобы.

Женя расплакался. Плакал жалобно и долго, но никто не подошел к нему за целый вечер, ни мама, ни даже бабушка, хотя ей-то приходилось тяжелее всего. Сам дядя заглянул в комнату племянника позже, и сердце взрослого сжалось от того, что он увидел. Маленький Женя сидел на полу и играл с пустыми коробками из под спичек.

Сумрачный и угрюмый охрипшим от крика голосом заявил он, что дядю не любит и даже подаренную копеечку отберет. Попытки примирения, предпринятые мамой и бабушкой Жени, не привели ни к чему. В конце концов, взрослые сделали вид, что забыли об обиженном ребенке. Но вот, мудрая бабушка нашла выход. Кто же, спросила она Женю, покажет тебе цифры. Пенал и книжки можно купить, но цифры не купишь ни за какие деньги. Женя был сломлен.

С дядею он помирился. Вечер застал умного взрослого и непоседливого мальчика за нехитрым занятием. Женя, слюнявя огрызок карандаша, выводил на бумаге волшебные таинственные цифры, а дядя сидел, наслаждаясь радостью мальчика, обоняя запах детских волос. Женя поминутно сбивался со счету, а взрослый неустанно поправлял его и глядел, как мальчик вывод цифру три, «как большую прописную Е».

Дядя вспоминает о ссоре со своим маленьким племянником, возникшей однажды зимним вечером. Мысленно обращаясь к маль-чику, он говорит ему, что тот большой шалун, который, увлек-шись чем-нибудь, не знает удержу. Зато нет ничего трогатель-нее этого же малыша, когда он, расшалившись, прижмется ве-чером к плечу взрослого и обовьет шею своими ручонками с такой нежностью, на которую способно только детство.

Как-то утром ребенок проснулся с новой мыслью, захватив-шей всю его душу. Только что открылись для него новые неизве-данные радости — иметь книжки с картинками, цветные каран-даши, пенал и выучиться рисовать, читать и писать цифры. И все это в один день, как можно скорее. Открыв утром глаза, он по-звал дядю в детскую и немедленно засыпал просьбами — купить ему детский журнал с картинками, книг, карандашей, бумаги и непременно приняться за цифры.

Дядя соврал, что сегодня царский день — все заперто, пото-му что ему не хотелось идти в город. Дядю поддержала бабушка. Мальчик со вздохом согласился. Ну что ж, царский так царский, но цифры-то в царский день показывать можно?

Бабушка и здесь пришла на помощь дяде, который сказал, что сегодня ему этим заниматься не хочется, и они займутся цифрами завтра. Сердце подсказывало взрослому человеку, что он лишает ребенка радости, но, вспомнив, что детей баловать нельзя, он строго отрезал, что на этом разговор окончен.

Весь день мальчик шалил и баловался, напоминая дяде о том, что завтра тот обещал ему показать цифры. Дядя соглашался с этим. Но радость, смешанная с нетерпением, волновала ребенка все больше и больше. Выход ей он нашел совершенно неожидан-ный, и это случилось за вечерним чаем.

Мальчик придумал отличную игру — подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и при этом так звонко вскрикивать, что у взрослых едва не лопались барабанные перепонки.

Мама и бабушка просили его перестать так делать, но он их не послушался. Дядя тоже, сказал ему: «Перестань!» Мальчик в ответ крикнул: «Сам перестань!» и еще сильнее крикнул и уда-рил ногами в пол.

Дядя только сделал вид, что не обратил на это внимания, а на самом деле весь похолодел от внезапной ненависти к ребенку. Внешне он должен был по-прежнему казаться спокойным и рас-судительным.

Но мальчик крикнул снова, и сделал это таким переполнен-ным жизнью криком, что сам господь бог улыбнулся бы, услы-шав это. Дядя же в бешенстве вскочил со стула и заорал на ре-бенка, чтобы тот перестал. Лицо ребенка на мгновение искази-лось молнией ужаса, но он еще раз крикнул, растерянно и жал-ко, только для того, чтобы показать, что не испугался.

Дядя, охваченный злобой, вскочил, дернул ребенка за руку, крепко и с наслаждением шлепнул его и вытолкал из комнаты, захлопнув за ним дверь. Вот тебе и цифры!

От боли и острого внезапного оскорбления ребенок, оказав-шись за дверью, закатился таким пронзительным альтом, на ко-торый не был способен ни один певец в мире. Потом набрал возду-ху в легкие и поднял альт до невероятной высоты.

Вопли потекли без умолку, к ним прибавились рыдания, к рыданиям — крики о помощи. Сознание ребенка стало про-ясняться, и он стал разыгрывать роль умирающего, взывая к матери.

Дядя холодно сказал, мол, врешь, не умрешь, покричишь, да и смолкнешь.

Но ребенок не смолкал.

У бабушки вдруг задрожали губы, брови, и она, отвернувшись к окну, стала быстро колотить чайной ложкой по столу. Мама попыталась быть беспристрастной, сказала, что ребенок испор-ченный и ужасно избалованный, и достала свое вязание.

Мальчик взывал к своему последнему прибежищу — к бабуш-ке. Но она в угоду маме и дяде сидела на месте и крепилась.

Ребенок понял, что взрослые решили не сдаваться. Да и слез уже не хватало. Но прекратить сразу было невозможно, хотя бы из-за одного самолюбия. Уже было ясно, что кричать не хочет-ся, но мальчик все кричал.

Дядя был уже готов войти в детскую и одним каким-нибудь горячим словом пресечь страдания мальчика. Но это не согласо-валось с правилами разумного воспитания.

Наконец ребенок затих…

Дядя все-таки выдержал характер, заглянув в детскую толь-ко через полчаса. Ребенок тем временем возвращался к обычной жизни. Он, все еще всхлипывая и вздыхая, сидел на полу и рас-ставлял игрушки в одном, только ему известном порядке.

Дядино сердце сжалось при виде этого, но он, едва взглянув на мальчика, сделал вид, что отношения их отныне прерваны. Мальчик вдруг поднял голову, оглядел его злыми глазами и хрип-лым голосом сказал, что никогда больше не будет его любить.

Потом в детскую точно так же, будто по делу, заходили мама и бабушка. Качали головой и говорили, что нехорошо, когда дети растут непослушными, дерзкими и добиваются того, что их ник-то не любит. Советовали ребенку пойти и попросить у дяди про-щения.

Ребенок отказывался это сделать. Все взрослые сделали вид, что забыли про него.

Зимний вечер стоял за стеклами, и в комнате было сумрачно и грустно. Ребенок по-прежнему сидел и переставлял коробочки. Коробочки эти терзали сердце дяди, и он решил побродить по городу. Материал с сайта

Послышался шепот бабушки, укорявшей ребенка. Она говори-ла, что дядя его любит, возит игрушки и гостинцы. Потом стала напоминать о том, что ребенку обещаны еще и книжки с картин-ками и пенал. Кто же теперь их купит? А самое главное в том, что кто же теперь покажет ему цифры?

Детское самолюбие было побеждено, ребенок был сломлен.

Мальчик робко вышел из детской и попросил у дяди проще-ния. Дядя сделал притворно-обидчивое лицо. Он сказал, что лю-бит своего мальчика, но тот обижает дядю своим непослушанием и не любит его. Ребенок возразил, что это неправда, он любит дядю, очень любит!

Дядя велел ему взять карандаши и бумагу и садиться к столу.

Глаза ребенка засияли радостью, он боялся рассердить взрос-лого, ловил каждое слово дяди. Глубоко дыша от волнения, он выводил таинственные, исполненные какого-то божественного значения черточки.

Теперь уже и дядя наслаждался радостью ребенка, с нежнос-тью ощущая даже запах детских волос.

Ребенок выводил цифры, с трудом водя огрызком карандаша по бумаге. Дядя поправлял его. Ребенок смущенно глядел на взрослого, старательно выводя цифру 3 как большую пропис-ную букву Е.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • и.а. бунин цифры читать в сокращении
  • иван алексеевич бунин цифры краткое содержание
  • бунин цифры краткое содержание по главам
  • иван александрович бунин цифры краткое содержание
  • краткий пересказ цифры и.а. бунина

“Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из детской в столовую, – это было после одной из наших ссор, – и, опустив глаза, сделал такое грустное личико? Ты большой шалун, и когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Но я не знаю никого трогательнее тебя, когда ты притихнешь, подойдешь и прижмешься к моему плечу! Если же это происходит после ссоры, и я говорю тебе ласковое слово, как порывисто ты целуешь меня, в избытке преданности и нежности, на которую способно только детство! Но это была слишком крупная ссора…”

В тот вечер ты даже не решился подойти ко мне: “Покойной ночи, дядечка” – сказал ты и, поклонившись, шаркнул ножкой (после ссоры ты хотел быть особенно благовоспитанным мальчиком). Я ответил так, будто между нами ничего не было: “Покойной ночи”. Но мог ли ты удовлетвориться этим? Забыв обиду, ты опять вернулся к заветной мечте, что пленяла тебя весь день: “Дядечка, прости меня… Я больше не буду… И пожалуйста, покажи мне цифры!” Можно ли было после этого медлить с ответом? Я помедлил, ведь я очень умный дядя…

В тот день ты проснулся с новой мечтой, которая захватила всю твою душу: иметь свои книжки с картинками, пенал, цветные карандаши и выучиться читать и писать цифры! И все это сразу, в один день! Едва проснувшись, ты позвал меня в детскую и засыпал просьбами: купить книг и карандашей и немедленно приняться за цифры. “Сегодня царский день, все заперто” – соврал я, уж очень не хотелось мне идти в город. “Нет, не царский!” – закричал было ты, но я пригрозил, и ты вздохнул: “Ну, а цифры? Ведь можно же?”. “Завтра” – отрезал я, понимая, что тем лишаю тебя счастья, но не полагается баловать детей…

“Ну хорошо же!” – пригрозил ты и, как только оделся, пробормотал молитву и выпил чашку молока, принялся шалить, и весь день нельзя было унять тебя. Радость, смешанная с нетерпением, волновала тебя все больше, и вечером ты нашел им выход. Ты начал подпрыгивать, бить изо всей силы ногами в пол и громко кричать. И мамино замечание ты проигнорировал, и бабушкино, а мне в ответ особенно пронзительно крикнул и еще сильнее ударил в пол. И вот тут начинается история…

Я сделал вид, что не замечаю тебя, но внутри весь похолодел от внезапной ненависти. И ты крикнул снова, весь отдавшись своей радости так, что сам господь улыбнулся бы при этом крике. Но я в бешенстве вскочил со стула. Каким ужасом исказилось твое лицо! Ты растерянно крикнул еще раз, для того, чтобы показать, что не испугался. А я кинулся к тебе, дернул за руку, крепко и с наслаждением шлепнул и, вытолкнув из комнаты, захлопнул дверь. Вот тебе и цифры!

От боли и жестокой обиды ты закатился страшным и пронзительным криком. Еще раз, еще… Затем вопли потекли без умолку. К ним прибавились рыдания, потом крики о помощи: “Ой больно! Ой умираю!” “Небось не умрешь, – холодно сказал я. – Покричишь и смолкнешь”. Но мне было стыдно, я не поднимал глаз на бабушку, у которой вдруг задрожали губы. “Ой, бабушка!” – взывал ты к последнему прибежищу. А бабушка в угоду мне и маме крепилась, но едва сидела на месте.

Ты понял, что мы решили не сдаваться, что никто не придет утешить тебя. Но прекратить вопли сразу было невозможно, хотя бы из-за самолюбия. Ты охрип, но все кричал и кричал… И мне хотелось встать, войти в детскую большим слоном и пресечь твои страдания. Но разве это согласуется с правилами воспитания и с достоинством справедливого, но строгого дяди? Наконец ты затих…

Только через полчаса я заглянул будто по постороннему делу в детскую. Ты сидел на полу весь в слезах, судорожно вздыхал и забавлялся своими незатейливыми игрушками – пустыми коробками спичек. Как сжалось мое сердце! Но я едва взглянул на тебя. “Теперь я никогда больше не буду любить тебя, – сказал ты, глядя на меня злыми, полными презрения глазами. – И никогда ничего не куплю тебе! И даже японскую копеечку, какую тогда подарил, отберу!”

Потом заходили мама и бабушка, и так же делая вид, что зашли случайно. Заводили речь, о нехороших и непослушных детях, и советовали попросить прощения. “А то я умру” – говорила бабушка печально и жестоко. “И умирай” – отвечал ты сумрачным шепотом. И мы оставили тебя, и сделали вид, что совсем забыли о тебе.

Опустился вечер, ты все так же сидел на полу и передвигал коробки. Мне стало мучительно, и я решил выйти и побродить по городу. “Бесстыдник! – зашептала тогда бабушка. – Дядя любит тебя! Кто же купит тебе пенал, книжку? А цифры?” И твое самолюбие было сломлено.

Я знаю, чем дороже мне моя мечта, тем меньше надежд на ее достижение. И тогда я лукавлю: делаю вид, что равнодушен. Но что мог сделать ты? Ты проснулся, исполненный жаждой счастья. Но жизнь ответила: “Потерпи!” В ответ ты буйствовал, не в силах смирить эту жажду. Тогда жизнь ударила обидой, и ты закричал от боли. Но и тут жизнь не дрогнула: “Смирись!” И ты смирился.

Как робко ты вышел из детской: “Прости меня, и дай хоть каплю счастья, что так сладко мучит меня”. И жизнь смилостивилась: “Ну ладно, давай карандаши и бумагу”. Какой радостью засияли твои глаза! Как ты боялся рассердить меня, как жадно ты ловил каждое мое слово! С каким старанием ты выводил полные таинственного значения черточки! Теперь уже и я наслаждался твоей радостью. “Один… Два… Пять…” – говорил ты, с трудом водя по бумаге. “Да нет, не так. Один, два, три, четыре”. – “Да, три! Я знаю”, – радостно отвечал ты и выводил три, как большую прописную букву Е.

Сочинение по литературе на тему: Краткое содержание Цифры Бунин

Другие сочинения:

  1. Сюжет рассказа И. А. Бунина “Цифры” основан на описании ссоры между мальчиком и дядей, которая произошла из-за стремления мальчика как можно быстрее узнать цифры и нежелания дяди их показывать именно в этот день. Дядя вспоминает об одном дне, когда между Read More ……
  2. Постоянно соприкасаясь и завися друг от друга, миры взрослых и детей все же настолько разные, что между ними постоянно возникают неожиданные конфликты, непонимание, неприятные недоразумения. И все же даже эти проблемы не могут уменьшить радости общения и постоянных открытий, которые Read More ……
  3. Этот рассказ вводит читателя в сложный мир взаимоотношений ребенка и взрослого. Герой рассказа – живой, подвижный мальчик, который живет в своем мире. Жене очень хочется познать неизвестное, раздвинуть границы своего маленького мира именно сейчас, и ни минутой позже. Ребенок каждый Read More ……
  4. В центре рассказа И. А. Бунина “Цифры” – непростые отношения между взрослыми и детьми. Это” произведение призывает не омрачать бессердечием радостный мир детства. Взрослые, не желая выходить на улицу за карандашами и бумагой, обманули маленького мальчика и сказали ему, что Read More ……
  5. Антоновские яблоки Автор-рассказчик вспоминает недавнее прошлое. Ему вспоминается ранняя погожая осень, весь золотой, подсохший и поредевший сад, тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок: садовники насыпают яблоки на телеги, чтобы отправить их в город. Поздно ночью, выбежав в сад Read More ……
  6. Сны Чанга Чанг (пес) дремлет, вспоминает, как шесть лет назад в Китае познакомился со своим нынешним хозяином, капитаном. За это время их судьба круто переменилась: они больше не плавают, живут на чердаке, в большой и холодной комнате с низкими потолками. Read More ……
  7. Произведение не имеет сюжета как такового. В нем анализируются сложные взаимоотношения взрослого и ребенка. Рассказ ведется от первого лица. Автор обращается к своему маленькому герою: “Мой дорогой, когда ты вырастешь, вспомнишь ли ты, как однажды зимним вечером ты вышел из Read More ……
  8. Кавказ Повествование ведется от первого лица. Автор приехал в Москву и остановился в скромном номере гостиницы близ Арбата. Он влюблен и живет, мечтая о новых встречах с дамой своего сердца. Пока они виделись только три раза. Молодая особа также полюбила Read More ……

Краткое содержание Цифры Бунин

Психологические тонкости творчества Ивана Бунина до сих пор интересуют читателя, хотя и реалии, о которых он писал, канули в лету. Уже не актуальна проблема мелкопоместного дворянства, но все также неистребима тема взросления человека, которая является смысловым центром рассказа «Цифры».

Уже во второй половине XIX века в русской литературе сложилась традиция обращения к теме детства. Об этой прекрасной поре жизни писали Лев Толстой, Сергей Аксаков, Максим Горький и другие. Взглянуть на мир глазами ребенка, понять, что он чувствует и испытывает, о чем мечтает эта маленькая и еще не до конца сложившаяся, но уже достаточно самобытная личность, — все это интересовало и продолжает интересовать писателей. Проблеме детства посвящен рассказ Ивана Алексеевича Бунина «Цифры».

Произведение это написано в 1906 году и представляет собой исповедь взрослого человека, дяди, перед своим племянником. Перед читателем рассказ от первого лица в трех частях об одном случае, скорее даже происшествии, из тех времен, когда маленький мальчик Женя еще только учился читать, считать и писать, и самой большой его мечтой было поскорее выучить цифры.

Смысл названия

Почему рассказ Бунина был назван «Цифры»? Мечта выучить цифры полностью захватила главного героя. Она и вынесена автором в заглавие рассказа. Однако это нечто большее, нежели просто каприз юного Жени.

Название «цифры» является символом детской мечты, и вместе с тем его можно трактовать как яблоко раздора, предмет, поставивший взрослого и ребенка на противоположные стороны конфликта, в котором очень непросто найти правого.

Суть

В центре сюжета произведения находится конфликт между дядей и его племянником, мальчиком Женей. Ребенок, исполненный энергии учиться, просит его показать ему цифры, но взрослому лень ехать за карандашами в город, и он отказывается, все время откладывая урок.

Женя, так загоревшись тягой к познанию, не может терпеть и начинает вести себя слишком активно, чем раздражает своего дядю. В результате происходит крупная ссора, в ходе которой ни один, ни другой не хотят признавать свою неправоту – а, между тем, она свойственна им обоим — только бабушка делает попытки примирить «мужчин». В конце концов, у нее получается, и, пройдя через этот конфликт, оба, и ребенок, и взрослый, вынеся из него жизненный урок, садятся за стол и занимаются счётом.

Жанр, направление, композиция

Рассказ состоит из семи частей, в каждой из которых рассказчиком является сам дядя. Он начинает свое повествование обращением к Жене со словами о некоторой ссоре, произошедшей между ними в прошлом. Таким образом, автор сразу определяет предмет, о котором будет идти речь. С помощью приема «взгляд в прошлое» писатель формирует особое восприятие этой истории – назидательное, поучительное. В то же время рассказчик сам оценивает свои действия и делает нравственный вывод из них.

При том его речь – это не просто изложение событий, это живое воспоминание; язык автора легок, динамичен и эмоционален, благодаря чему мы искренне сопереживаем героям и стараемся найти оправдание им в этой ссоре.

Главные герои и их характеристика

Центральные образы – это, конечно, рассказчик и его племянник. Их взаимоотношения движут действием и становятся основой конфликта произведения. Несмотря на то, что все происходящее мы видим со стороны дяди, его слова довольно объективны и содержат компонент анализа.

Очень трогательное и вместе с тем точное описание Жени дается в первой части:

…Ты большой шалун. Когда что-нибудь увлечет тебя, ты не знаешь удержу. Ты часто с раннего утра до поздней ночи не даешь покоя всему дому своим криком и беготней. Зато я и не знаю ничего трогательнее тебя, когда ты, насладившись своим буйством, притихнешь, побродишь по комнатам и, наконец, подойдешь и сиротливо прижмешься к моему плечу!

Характеристика Жени — активный, любопытный и очень любящий ребенок, несмотря на то, что иногда его обуревают капризы. Дядя же сильно любит его, каждый раз, когда от него требовалась строгость, непреклонность, как от взрослого, ему было безумно жаль ребенка. Однако в ссоре между ними двумя есть немалая доля его вины, потому что он вовремя не смог проявить снисходительность и нежность; вверх над ним взяли гордость и упрямство. Это характеристика дяди – человека эмоционального и вспыльчивого, но искренне привязанного к племяннику.

Также в рассказе действуют мама и бабушка Жени, которые тоже разделились во мнениях: мама на стороне дяди, а бабушка – Жени. Однако она не ругает поссорившихся, а пытается их примирить. Бабушка, как образец мудрости и взвешенности, как опытный в жизни человек, понимает глупость этого раздора, и в финале лишь ей удается наладить мир между главными героями.

Темы

Тема рассказа – это взаимоотношения детей и взрослых. Для ребенка все окружающее – это непознанная реальность, она любопытная и манящая, а для взрослого эта реальность уже не представляет такого интереса. В результате возникает непонимание, которое приводит к конфликту.

Автор демонстрирует детское восприятие мира взрослому читателю, дабы заполнить пропасть непонимания между членами одной семьи. Детство скоротечно, оно легко забывается, поэтому взрослым очень сложно осознать и почувствовать то, что переживает ребенок.

Однако ранняя пора жизни – самое ответственное время, когда закладывается фундамент личности. От того, смогут ли родители понять своего наследника, зависит его судьба. Дядя должен всеми силами поощрять любознательность племянника, только так он вырастет образованным человеком. Однако в то же время нельзя потакать его капризам, иначе весь воспитательный эффект просвещения сойдет на нет.

Проблемы

В своем произведении автор поднимает проблему воспитания, отношений взрослых и детей, разницы в восприятии ими окружающего мира. Также важными являются вопросы детского любопытства и мечты, стремления учиться и развиваться, свойственного каждому ребенку, вопросы человеческой натуры, которая упрямством и ленью мешает иногда разумному решению проблемы.

Нравственная проблематика произведения прямо указывает на извечные пороки людей всех возрастов: категоричность, эгоизм, необязательность и т.д. Взрослый человек с годами лишь усугубляет детские недостатки и соревнуется с ребенком, поддаваясь нервному возбуждению. Показывая, насколько охотно почтенные господа впадают в детство, автор обращает внимание на то, что зрелость определяется умением управлять собой, а не возрастом.

Смысл

Главная мысль рассказа заключается в том, что в общении с детьми необходимо вести себя по-взрослому. Цифры в определении возраста ничего не значат, потому что с годами человек может и не измениться. Дядя легко выходит из себя, показывая капризному воспитаннику дурной пример. Капризничать он, может, и отучит, но привьет зарождающейся личности еще более негативные черты вроде упрямства, вспыльчивости и категоричности.

Идея в том, что дядя под воздействием житейской мудрости из уст бабушки избирает правильный путь: он возвращается назад и исправляет свою ошибку, реализуя давно данное обещание. Женя и его воспитатель умиротворенно берутся за изучение цифр.

Чему учит?

Автор заставляет нас задуматься о том, что необходимо помнить и учитывать эту разницу в опыте, в отношении к миру, ведь ребенок – это совершенно другое, непохожее на взрослых людей, существо и требует особенного подхода. Вывод прост: нужно ответственно подходить к воспитанию подрастающего поколения, не подавая негативного примера.

Более того, в конфликте нельзя однозначно выделить правую сторону, ведь в любом конфликте у каждого своя истина, но каждый и в какой-то мере бывает неправ, поэтому всегда надо уметь идти на компромисс и находить его. В этом заключается нравственный смысл рассказа.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

В данной статье предлагаем вспомнить краткое содержание рассказа «Цифры» Бунина И. А. Это произведение поможет читателю по-новому взглянуть на свои поступки. А для кого-то послужит нравственным ориентиром в мире непростых отношений между взрослыми и детьми.

Герои произведения — маленький мальчик Женя, который торопится познать мир, и его дядя. Спустя годы после случившегося мужчина рассказывает племяннику о крупной ссоре, которая стала уроком для них обоих. Форма повествования от первого лица позволяет понять чувства взрослого человека, всем сердцем любящего своего племянника, но вместе с тем желающего научить ребенка считаться с мнением других и стойко сносить удары судьбы.

Глава 1. Примирение

Как-то вечером мальчик появился на пороге столовой с грустным личиком и, шаркнув ножкой, тихо пожелал дяде «покойной ночи». Он не подошел близко, как это обычно бывало. А потом извинился и попросил показать, смирив при этом самолюбие, как отмечает Бунин, цифры. Краткое содержание мыслей дяди в этот момент можно выразить так. Его сердце сжималось от жалости и сострадания, так как он очень любил своего племянника-шалуна. Но разум взял верх, и он помедлил с ответом.

Глава 2. С чего все началось

Утром того дня мальчик проснулся в радостном настроении и со страстным желанием. Ему непременно хотелось в тот же миг научиться рисовать, читать и писать (последнее и станет причиной всех последующих событий, как покажет краткое содержание) цифры. Бунин по главам покажет, как накалялась обстановка в доме и как страдали все члены семьи. А пока автор отмечает, что дяде очень не хотелось заниматься сегодня с ребенком книжками и цифрами. И придумал отговорку: сегодня царский день, и потому лавка закрыта. При этом пообещал выучить цифры вечером или завтра. Когда мальчик понял, что его желание не исполнится, он с угрозой произнес: «Ну, хорошо…» И весь день не унимался: бегал по дому, шумел, при этом все спрашивал: «Непременно покажешь?» Но настоящий выход эмоциям был дан вечером.

Глава 3. Непослушание и наказание

Когда взрослые пили чай, Женя придумал игру. Он стал прыгать, изо всей силы ударяя ногами по полу и громко крича. Первой сделала замечание мама. К ней присоединилась бабушка. Безуспешно пытался угомонить ребенка и дядя. Мальчик лишь дерзко ответил: «Сам перестань». И весь отдался своим чувствам. Наконец мужчина не выдержал и закричал что было сил. Затем схватил Женю за руку, крепко шлепнул и, громко хлопнув дверью, отправил его в детскую. Так разрушилась главная на тот момент мечта мальчика: узнать (как отмечает Бунин) цифры.

880556

Краткое содержание главы 4. Стыд за совершенное

Ошеломленный ребенок еще какое-то время истошно вопил. Потом зарыдал и стал просить о помощи. Так продолжалось долго: Женя изображал умирающего, а взрослые старательно принимали безразличный вид. Хуже всего чувствовала себя бабушка, которая едва сидела на месте. А дядя помимо жалости испытывал сильный стыд за содеянное. Ему хотелось раскрыть дверь и прекратить страдания племянника. Однако, по его мнению, это противоречило правилам разумного воспитания. И потому он решил выдержать характер, делает вывод Иван Бунин.

«Цифры» (краткое содержание рассказа вы сейчас читаете) продолжается описанием состояния мальчика, который понял, что крики не помогут, и наконец затих.

880575

Глава 5. Обида

Только через полчаса после того, как наступила тишина, взрослые открыли дверь в детскую. Женя сидел на полу и расставлял перед собой пустые спичечные коробки. Его лицо было заплаканным, а дыхание все еще не восстановилось после долгого и громкого плача. Когда дядя стал выходить из комнаты, ребенок вдруг произнес, что никогда больше не будет его любить. Но мужчина выказал равнодушие. Потом в детскую заходили мама с бабушкой и всякий раз стыдили Женю за его поведение. Наконец в столовой зажгли лампу, и взрослые оставили ребенка в покое.

Как же закончился для мальчика этот день? Об этом и пишет далее И. Бунин.

«Цифры»: краткое содержание 6-й главы. Смирение

Детская погрузилась во мрак, а Женя все двигал свои коробки. Дядя не мог больше выносить эту муку и решил пройтись по городу. Именно тогда он услышал голос бабушки. Она вновь укоряла внука. Но решающими стали ее слова о том, что дядя очень обижен. И теперь некому будет купить альбом и карандаши. А главное, Жене никто не покажет, как пишутся (именно на этом делает акцент Бунин) цифры. Краткое содержание рассказа показывает, как герой безуспешно пытался добиться желаемого. Но самолюбие его в результате было сломлено.

Бабушка вышла, а мужчина еще раз вспомнил, с каким чудесным настроением проснулся сегодня мальчик. Как он непременно пытался познать новое. Но в тот момент, когда в душе ребенка кипела радостная жажда, жизнь впервые больно ударила его. Никакие крики о помощи не помогли. И ему пришлось смириться.

880545

Глава 7. Мечта сбылась

Женя робко вышел из детской. Можно сделать вывод, что он оказался умнее своего дяди, и поэтому попросил прощения. И тут же получил желаемое. Вскоре на столе появились бумага и карандаши. И вот уже ребенок старательно выводил пока еще мало понятные ему крючки и черточки. Его лицо было смущено, но светилось радостью. Неменьшее счастье испытывал и дядя, который с наслаждением вдыхал запах волос любимого племянника. Так заканчивает свой рассказ И. А. Бунин.

880568

«Цифры» (краткое содержание для читательского дневника приведено в статье) — удивительное произведение, помогающее взрослым понять, что и они порой бывают не правы. Ведь в данном случае более мудрым оказался маленький мальчик, который, в отличие от дяди, смог переступить через свою гордыню и признать неправоту.

  • Почему рассказ мамина сибиряка емеля охотник был удостоен престижной педагогической премии
  • Почему рассказ дама с собачкой называют самым ялтинским рассказом писателя
  • Почему рассказ ежикина гора можно назвать художественным
  • Почему рассказ дары волхвов так называется
  • Почему рассказ капитанская дочка так назвали