Почему рассказ холодная осень называется холодная осень

Автор на чтение 14 мин. опубликовано 18.03.2021 автор: 25.01.2021 многомудрый литрекон представляет краткий пересказ рассказа бунина холодная осень. это

На чтение 14 мин. Опубликовано

Автор: · 25.01.2021

Многомудрый Литрекон представляет краткий пересказ рассказа Бунина «Холодная осень». Это замечательное произведение даже в сокращении не теряет своего очарования. Основные события изложены без потери важных деталей и цитат. Сюжет передан во всем своем блеске. Анализ рассказа доступен тут. Приятного просвещения!

(637 слов) Главная героиня с ностальгией вспоминает о своей былой молодости. Она думает о тех днях, когда жизнь была наполнена радостью и любовью. С восторгом и грустью одновременно она думает о своём женихе. Ведь в семье к нему относились с почетом и уважением, поскольку его покойный отец являлся соседом и другом отца.

Семья считала этого человека родным, несмотря на то, что он был им чужим. Будущий жених героини часто ходил к ним в гости и очень хорошо общался со всеми домочадцами. Однажды на Петров день возлюбленный героини также был приглашён в гости, на именины отца. И за обеденным столом гостя объявили женихом.

Однако у судьбы на героев были свои планы. Вскоре сложились обстоятельства, которые навсегда изменили их жизнь. Неожиданно, Германия объявила войну России. Её избранник приехал лишь в сентябре на сутки, чтобы проститься с ней и всеми её родными, неизвестно — навсегда или на некоторое время. Ведь герой вскоре отправлялся воевать на фронт. Он считал это поступком, который обязан совершить каждый мужчина. Несмотря на сложные обстоятельства, все родственники героини думали, что война закончится очень скоро, поэтому свадьбу решили не отменять, а лишь отложить на неопределённое время.

Как только герои закончили ужинать, два любящих человека решили погулять по саду. Гуляли они довольно долго. Во время прогулки жених вдруг вспомнил строчки из прекрасного стихотворения русского писателя Афанасия Афанасьевича Фета: ««Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот». Эти стихи героиня запомнит навсегда. Слова про холодную осень были особенно актуальны и восхитительны, так как тёплая пора уже уступила свои права холодной. После этого героиня заявила, что, если его не станет, у неё не будет смысла жить дальше. На это от ответил, что будет ждать её на небе, где они всегда смогут быть вместе:

«Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне».

Вот наступило утро, и герой уехал. Перед отъездом мать героини надела на шею возлюбленного рассказчицы маленький мешочек из шелка, в котором находился золотой образок. Его носили на войне отец и дед героини. Однако через месяц герой был убит в Галиции. И вот прошло уже тридцать лет с тех пор. За все эти годы женщине пришлось очень многое пережить. В первое время, когда погибли её отец и мать, героиня проживала в подвале у торговки, и на Смоленском рынке она была вынуждена продавать оставшиеся вещи — крестик, воротник из меха, кольцо. Революция разорила ее семью, а барышня не имела никаких навыков и знаний для выживания.

Однажды на Арбате судьба подарила женщине прекрасного человека. Он оказался пожилым военным в отставке. Ему было очень жаль ее, и он помог ей устроиться лучше. Спустя некоторое время она согласилась выйти за него замуж. Вскоре с мужем и его племянником героиня покинула своё привычное место проживания и уехала в Екатеринодар. Так сложилось, что женщина пробыла на Кубани и на Дону свыше двух лет, пока шли бои красных и белых. Однако зима внесла свои коррективы в их судьбу. Белая армия проиграла. Герои были вынуждены бежать из Новороссийска в Турцию. Однако в дороге муж героини заразился тифом и умер. У нее осталось только трое близких ей людей: племянник мужа, его молодая жена и их маленькая дочка. Но судьба забрала у женщины еще двух родных людей. Вскоре племянник погибшего мужа вместе с женой отправились в Крым, к Врангелю. Там они пропали без вести. Девочку погибших героине пришлось растить и воспитывать в одиночестве.

Женщина долго жила в Константинополе с ребёнком. Она зарабатывала на жизнь себе и маленькой девочке тяжёлым, грязным, непосильным трудом. Потом они скитались по разным странам. Они увидели Болгарию, Сербию, Чехию, Бельгию, Францию. Девочка повзрослела, и осталась жить в Париже. Она стала настоящей француженкой и работала в магазине. Её абсолютно перестала волновать дальнейшая жизнь и судьба женщины, вырастившей её. А героиня продолжила жизнь в Ницце «чем Бог пошлёт».

Она вынесла тяжёлое испытание: смогла пережить смерть самого дорогого и любимого ей человека. Как и обещал, где-то там, на небесах, он ждёт её. Героиня «пожила, порадовалась», и уже скоро они будут неразлучны.

Автор: Виктория Комарова

Аннотация

Иван БУНИН

Холодная осень

В июне того года он гостил у нас в имении — всегда считался у нас своим человеком: покойный отец его был другом и соседом моего отца. Пятнадцатого июня убили в Сараеве Фердинанда. Утром шестнадцатого привезли с почты газеты. Отец вышел из кабинета с московской вечерней газетой в руках в столовую, где он, мама и я еще сидели за чайным столом, и сказал:

— Ну, друзья мои, война! В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война!

На Петров день к нам съехалось много народу, — были именины отца, — и за обедом он был объявлен моим женихом. Но девятнадцатого июля Германия объявила России войну…

В сентябре он приехал к нам всего на сутки — проститься перед отъездом на фронт (все тогда думали, что война кончится скоро, и свадьба наша была отложена до весны). И вот настал наш прощальный вечер. После ужина подали, по обыкновению, самовар, и, посмотрев на запотевшие от его пара окна, отец сказал:

— Удивительно ранняя и холодная…

Загрузка…

Бунин Иван Алексеевич

Холодная осень

Иван БУНИН

Холодная осень

В июне того года он гостил у нас в имении — всегда считался у нас своим человеком: покойный отец его был другом и соседом моего отца. Пятнадцатого июня убили в Сараеве Фердинанда. Утром шестнадцатого привезли с почты газеты. Отец вышел из кабинета с московской вечерней газетой в руках в столовую, где он, мама и я еще сидели за чайным столом, и сказал:

— Ну, друзья мои, война! В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война!

На Петров день к нам съехалось много народу, — были именины отца, — и за обедом он был объявлен моим женихом. Но девятнадцатого июля Германия объявила России войну…

В сентябре он приехал к нам всего на сутки — проститься перед отъездом на фронт (все тогда думали, что война кончится скоро, и свадьба наша была отложена до весны). И вот настал наш прощальный вечер. После ужина подали, по обыкновению, самовар, и, посмотрев на запотевшие от его пара окна, отец сказал:

— Удивительно ранняя и холодная осень!

Мы в тот вечер сидели тихо, лишь изредка обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства. С притворной простотой сказал отец и про осень. Я подошла к балконной двери и протерла стекло платком: в саду, на черном небе, ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды. Отец курил, откинувшись в кресло, рассеянно глядя на висевшую над столом жаркую лампу, мама, в очках, старательно зашивала под ее светом маленький шелковый мешочек, — мы знали какой, — и это было и трогательно и жутко. Отец спросил:

— Так ты все-таки хочешь ехать утром, а не после завтрака?

— Да, если позволите, утром, — ответил он. — Очень грустно, но я еще не совсем распорядился по дому. Отец легонько вздохнул:

— Ну, как хочешь, душа моя. Только в этом случае нам с мамой пора спать, мы непременно хотим проводить тебя завтра…

Мама встала и перекрестила своего будущего сына, он склонился к ее руке, потом к руке отца. Оставшись одни, мы еще немного побыли в столовой, я вздумала раскладывать пасьянс, — он молча ходил из угла в угол, потом спросил:

— Хочешь, пройдемся немного?

На душе у меня делалось все тяжелее, я безразлично отозвалась:

— Хорошо…

Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил стихи Фета:

Какая холодная осень!

Надень свою шаль и капот…

— Капота нет, — сказала я. — А как дальше?

— Не помню. Кажется, так:

Смотри — меж чернеющих сосен

Как будто пожар восстает…

— Какой пожар?

— Восход луны, конечно. Есть какая-то деревенская осенняя прелесть в этих стихах: «Надень свою шаль и капот…» Времена наших дедушек и бабушек… Ах, боже мой, боже мой!

— Что ты?

— Ничего, милый друг. Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя…

Одевшись, мы прошли через столовую на балкон, сошли в сад. Сперва было так темно, что я держалась за его рукав. Потом стали обозначаться в светлеющем небе черные сучья, осыпанные минерально блестящими звездами. Он, приостановясь, обернулся к дому:

— Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить этот вечер…

Я посмотрела, и он обнял меня в моей швейцарской накидке. Я отвела от лица пуховый платок, слегка отклонила голову, чтобы он поцеловал меня. Поцеловав, он посмотрел мне в лицо.

— Как блестят глаза, — сказал он. — Тебе не холодно? Воздух совсем зимний. Если меня убьют, ты все-таки не сразу забудешь меня?

Я подумала: «А вдруг правда убьют, и неужели я все-таки забуду его в какой-то короткий срок — ведь все в конце концов забывается?» И поспешно ответила, испугавшись своей мысли:

Рассказ «Холодная осень» Бунина был написан в 1944 году. Это пронзительная история о трагической любви, которая так и не смогла случиться в жизни главной героини. Прожив долгую, полную лишений жизнь, она мечтала лишь об одном – встретить на небесах своего возлюбленного, убитого на войне много лет назад.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Холодной осени». Пересказ произведения также будет полезен для проведения анализа и работы над читательским дневником.

Главные герои

Рассказчица женщина преклонных лет, которая поведала историю своей жизни и любви.

Другие персонажи

Жених возлюбленный рассказчицы, который погиб в расцвете лет на войне.

Родители самые близкие люди рассказчицы, добрые, любящие, заботливые.

Муж благородный, порядочный человек, супруг рассказчицы, который умер от тифа.

Краткое содержание

Рассказчица, женщина преклонных лет, погрузилась в воспоминания о собственной молодости. В те далекие времена она была девушкой на выданье, и в имении ее родителей часто гостил будущий ее жених, который к тому времени успел стать «своим человеком». Когда «пятнадцатого июня убили в Сараеве Фердинанда», всем стал понятно – войны не миновать. На Петров день были именины отца рассказчицы, к ним приехало много народа, и за обедом было объявлено о помолвке.

«Девятнадцатого июля Германия объявила России войну», которая перечеркнула романтические планы молодых людей. В сентябре он приехал всего на сутки, чтобы проститься перед отъездом на фронт. Тогда никто не сомневался, что война закончится очень быстро, и уже весной можно будет сыграть свадьбу. В тот вечер все были необычайно тихими, за обыденными фразами «скрывая свои тайные мысли и чувства».

Молодой человек предложил своей возлюбленной прогуляться по саду. Он «с милой усмешкой вспомнил стихи Фета: Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот…» и сказал, что вечно будет помнить этот чудесный вечер, если останется жив. Рассказчица с ужасом сказала, что не переживет его смерти, а жених с улыбкой ответил, что будет ждать ее «там».

Перед отъездом мать девушки надела на шею будущему зятю маленький шелковый мешочек, в котором был золотой образок, с которым прошли войны ее дед и отец.

Убили юношу ровно через месяц, и «вот прошло с тех пор целых тридцать лет». За это время героине довелось пережить немало испытаний. В 18-м году, когда родителей уже не было в живых, она повстречала своего будущего мужа – «человека редкой, прекрасной души, пожилого военного в отставке». Спустя несколько лет, покидая Россию вместе с толпой других беженцев, героиня стала вдовой – ее муж скончался от тифа. Из всех близких людей у нее остался «племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка, ребенок семи месяцев». Спустя время племянник с женой отправились в Крым и без вести пропали. Рассказчице пришлось самой воспитывать девочку. Она много и тяжело работала, чтобы прокормить себя и крошку. Однако девочка выросла в красивую француженку, совершенно равнодушную к своей спасительнице.

Оглядываясь на свою жизнь, женщина призналась, что все хорошее, что у нее было, – «только тот холодный осенний вечер». Теперь же она мечтала о встрече со своим возлюбленным, который пообещал ждать ее «там»…

Заключение

Произведение Бунина учит ценить каждую минуту, проведенную с любимым. Любовь способна яркой вспышкой осветить жизнь человека, наполнить ее смыслом, подарить наивысшее наслаждение.

После ознакомления с кратким пересказом «Холодной осени» рекомендуем прочитать произведение в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Холодная осень»?</h3>

    • <label>Антон Чехов</label>
    • <label>Иван Бунин</label>
    • <label>Максим Горький</label>
    • <label>Михаил Булгаков</label>

(новая вкладка)Тема

В июне того года он гостил у нас в имении – всегда считался у нас своим человеком: покойный отец его был другом и соседом моего отца. Пятнадцатого июня убили в Сараеве Фердинанда. Утром шестнадцатого привезли с почты газеты. Отец вышел из кабинета с московской вечерней газетой в руках в столовую, где он, мама и я еще сидели за чайным столом, и сказал:

– Ну, друзья мои, война! В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война!

На Петров день к нам съехалось много народу, – были именины отца, – и за обедом он был объявлен моим женихом. Но девятнадцатого июля Германия объявила России войну…

В сентябре он приехал к нам всего на сутки – проститься перед отъездом на фронт (все тогда думали, что война кончится скоро, и свадьба наша была отложена до весны). И вот настал наш прощальный вечер. После ужина подали, по обыкновению, самовар, и, посмотрев на запотевшие от его пара окна, отец сказал:

– Удивительно ранняя и холодная осень!

Мы в тот вечер сидели тихо, лишь изредка обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства. С притворной простотой сказал отец и про осень. Я подошла к балконной двери и протерла стекло платком: в саду, на черном небе, ярко и остро сверкали чистые ледяные звезды. Отец курил, откинувшись в кресло, рассеянно глядя на висевшую над столом жаркую лампу, мама, в очках, старательно зашивала под ее светом маленький шелковый мешочек, – мы знали какой, – и это было и трогательно и жутко. Отец спросил:

– Так ты все-таки хочешь ехать утром, а не после завтрака?

– Да, если позволите, утром, – ответил он. – Очень грустно, но я еще не совсем распорядился по дому.

Отец легонько вздохнул:

– Ну, как хочешь, душа моя. Только в этом случае нам с мамой пора спать, мы непременно хотим проводить тебя завтра…

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Перейти к странице Автор книги Бунин Иван АлексеевичИспользуемые источники:

  • https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/holodnaya-osen-i-bunin/
  • https://readli.net/holodnaya-osen/
  • https://www.rulit.me/books/holodnaya-osen-read-124460-1.html
  • https://obrazovaka.ru/books/bunin/kholodnaya-osen
  • https://mir-knig.com/read_445948-1

Конспект занятия: «Зима. Зимние забавы».

Задачи: воспитывать способность переживания чувства радости от общения с природой; продолжить формировать представление детей о зимних изменениях природе; побуждать детей к общению; обогащать словарный запас; развивать вербальную память, навык концентрации и распределение внимания.

СЛОВАРЬ: признаки зимы, зима, забавы санки, коньки, лыжи, снежки, горка, время года, снег, снеговик.

Оборудование: солнышки, тучки, опорные таблички, картинки – зимние забавы, природа зимой, конверты со снеговиками.

Ход занятия.

Орг.момент.

Здравствуйте, ребята. Давайте начнем наше занятие с хорошего настроения.

Покажите…

Как смеются мальчики? … … Ха-ха-ха

Как смеются девочки? … … Хи-хи-хи.

А теперь посмеемся вместе … …

Подарите всем свое хорошее настроение.

Молодцы!

Сядьте. Сядьте правильно.

— Я сел(а)

Наденьте наушники.

— я надел(а) наушники

— у меня аппарат

(па-па-па) Как вы меня слышите?

— я слышу хорошо

— я не слышу, помогите мне

Ребята, слушайте внимательно, говорите правильно, следите за звуками.

Какое сегодня число?

— сегодня … …

Какой сегодня день недели?

— сегодня … …

Какое сейчас время года?

— сейчас время года зима.

Ребята, сейчас будет занятие.

Что сейчас будет?

— сейчас будет занятие.

Тема нашего занятия: «Зима. Зимние забавы».

Давайте вместе прочитаем…….

Какая тема занятия?

— Тема занятия: «Зима. Зимние забавы».

Давайте познакомимся с планом занятия.

Посмотрите, что мы будем делать

— будем говорить о зиме, слушать, отвечать на вопросы,

составлять рассказ, играть.

Что мы будем делать?

— мы будем…

Я загадаю вам загадку. Слушайте внимательно.

«Замела дорожки, разукрасила окошки

Радость детям подарила и на санках прокатила».

Давайте вместе прочитаем … … … …

О чем эта загадка?

— о зиме.

И говорить мы сегодня будем о зиме.

Зима это красивое время года. Посмотрите на картинки. Какая красивая зима! Ребята посмотрите внимательно и покажите, какая картинка лишняя. (три картинки зима, одна осень).

А почему она лишняя?

— эта осень.

Молодцы!

Ребята, о зиме написано много стихотворени1, послушайте стихотворение, которое мы учили в классе ( Сережа, Дима рассказывают стихотворение).

Белый снег пушистый в воздухе кружится.

И на землю тихо падает, ложится.

Стали дни короче, солнце светит мало.

Вот пришли морозы и зима настала

О каком времени года это стихотворение?

— о зиме.

Назовите признаки зимы.

Солнце светит мало, мороз, быстро темнеет, идет снег, дни стали короче, снег лежит на земле, на деревьях люди надели пальто и шубы, валенки, шапки.

А кто знает зимние месяца?

— это декабрь, январь, февраль

Ребята, послушайте и повторите ЯНВАРЬ. ДЕКАБРЬ ФЕВРАЛЬ.

Зима.

Наступила …. (зима)

На улице … (мороз)

Падает … (снег)

Снег лежит на … , на … . (земле, деревьях)

Люди надели … , …., …., . (шубы, шапки, валенки)

Ах, как красиво …! (зимой)

Дима, прочитайте рассказ.

Давайте прочитаем все вместе ………….

Давайте вместе весело, с хорошим настроением скажем. Ах, как красиво зимой!

Что мы делали?

— Мы составляли рассказ о зиме.

Вам понравился рассказ о зиме?

— Да!

Молодцы!

Ребята, послушайте, и повторите. ЗИМА МОРОЗ ПАДАЕТ СНЕГ АХ, КАК КРАСИВО ЗИМОЙ!

Вы наверно устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Физминутка.

Наконец пришла зима, (Дети разводят руки в сторону)

Стали белыми дома, (Складывают руки домиком над головой)

Снег на улице идет, (Двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (Имитируют)

Мы катаемся на санках (Приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (Руки закладывают за спину, медленно кружатся)

Ловко бегаем на лыжах, (Имитируют)

И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)

Молодцы!

Сядьте. Сядьте правильно.

Ребята, посмотрите, пожалуйста, на картинки и скажите, что делают дети?

(на доске картинки с зимними забавами)

Дети: — играют в снежки

— катаются на конках

-катаются на санках

-лепят снеговика

— катаются на лыжах.

Это всё зимние забавы.

ЗАБАВЫ – это игры. Сопряж. (после спросить 1-2 детей)

— Что такое забавы?

— это игры

Ребята, найдите предложение, которое подходит к этой картинке.

На доске картинки из серии «Зимние забавы», ребенок берет предложение типа «Дети лепят снеговика» и т.п., и подставляет под картинку.

Прочитай, свое предложение.

Ребята, послушайте. ДЕТИ ИГРАЮТ В СНЕЖКИ ДЕТИ КАТАЮТСЯ НА САНКАХ

Молодцы!

Ребята, к нам на занятие пришел гость( открывается доска, на доске развалившийся снеговик).

Ребята кто это?

— Это снеговик

Ой, что случилось? Почему снеговик плачет?

— он сломался

А почему, он сломался?

— у нас в классе тепло, а снеговик любит мороз и снег.

Давайте поможем снеговику, соберем его заново, но для этого надо хорошо поработать.

У всех в конвертах лежит сломанный снеговик? Вам надо его собрать (самостоятельная работа, восстановления снеговика).

-Что ты делаешь?

— я собираю снеговика.

Молодцы! Какие красивые снеговики у вас получились.

Что ты сделал?

-я собрал снеговика.

Посмотрите на своих снеговиков, а теперь закройте их бумагой.

(спросить у каждого ребенка, какого цвета у снеговика шапка?)

— … какого цвета у твоего снеговика шапка?

-у моего снеговика шапка … цвета.

Молодцы! Хорошо справились.

Ребята, послушайте. СИНИЙ, КРАСНЫЙ, ЖЕЛТЫЙ, ЗЕЛЕНЫЙ,

— Что мы делали на занятии?

-на занятии мы говорили о зиме, слушали, отвечали на вопросы, составляли рассказ, играли.

— Вам нравится зима?

-да, мне нравится зима.

— А, почему вам нравится зима?

-потому что зимой красиво, весело.

-Зимой можно : — играть в снежки

-кататься на коньках

-кататься на санках

-лепить снеговика

-кататься на лыжах

Сегодня на занятии все хорошо работали, отвечали на вопросы.

Молодцы!

Ребята, у вас на столах солнышки и тучки, Покажите мне, какое сейчас у вас настроение. Если хорошее то солнышко, а если плохое то тучка.

Спросить всех. Какое у тебя настроение?

-хорошее, плохое

Молодцы! Ребята, занятие закончено.

-Снимите наушники.

-я снял (а) наушники.

До свидания.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 152-154. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Поэтическая тетрадь». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Какие произведения ты прочитал в этом разделе? Почему они объединены в «Поэтическую тетрадь»?

Я прочитала стихотворные произведения русских поэтов. Они объединены в один раздел потому, что их самих объединяет одна тема — природа, времена года.

2. Стихотворения каких авторов ты читал раньше? Приготовься прочитать в классе те произведения, которые тебе нравятся.

Я читала во втором и третьем классах:

Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Весенняя гроза», «Листья».

А. Фет «Ласточки пропали», «Мама! Глянь-ка из окошка».

И. Никитин «Полно, степь моя», «Встреча зимы».

И. Бунин «Первый снег», «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник».

Больше всего мне понравились стихотворения Тютчева «Весенняя гроза» и «Чародейкою зимою».

3. Прочитай строки из стихотворений. Знаешь ли ты их авторов? Назови их.

«Здравствуй, гостья Зима!» — Иван Никитин.

«Лучше б снег да вьюгу…» — Афанасий Фет.

«Ещё в полях белеет снег…» — Фёдор Тютчев.

4. Расскажи о том, как один из поэтов изображает природу. Тебе помогут вопросы: Какое время года описывает поэт? Есть ли разница в том, как авторы их изображают? Найди слова, которые подтверждают твою мысль. Как эпитеты и сравнения помогают поэту нарисовать картины природы? Приведи примеры. Всегда ли с одинаковым чувством изображает автор природу? Почему?

Как А. Фет изображает природу в стихотворении «Весенний дождь»

Поэт описывает весну, дождь. Он использует эпитеты и сравнения: золотой, душистым, завеса. Эти слова помогают лучше представить картину начинающегося дождя. Также поэт использует олицетворение, придавая дождю способности живого существа: что-то подошло и барабанит. Это весёлое стихотворение, потому что поэту нравится дождь.

Как И. Бунин описывает природу в стихотворении «Листопад»

Поэт описывает золотую осень. Он использует яркие эпитеты и сравнения. Эпитеты позволяют ему передать всю красоту осенних красок, нарисовать картину терема, который он увидел. Также сравнение осени со вдовой позволяет поэту передать настроение, мы понимаем, что несмотря на всю красочность пейзажа, поэту немного грустно оттого, что эта красота очень скоротечна.

Вывод: каждый автор описывает природу с разными чувствами, ведь чувства выражают его внутренний мир, настроение. А у каждого человека оно своё.

5. Прочитай определение олицетворения. Найди олицетворение в текстах. Что оно помогает почувствовать и понять? Из каких стихотворений взяты эти строки?

«Месяц огненным шаром встаёт…» Это строки из стихотворения Ивана Никитина «В синем небе». Олицетворения здесь Встаёт и Обдаёт. Они помогают представить месяц и почувствовать красоту его появления на небе.

«Под ледяной своей корой ручей немеет». Это строки из стихотворения Евгения Баратынского «Где сладкий шёпот». Олицетворение здесь Немеет. Оно помогает представить замолкающий подо льдом ручей.

6. Что ты можешь сказать об оформлении стихотворной речи на письме? Обратил ли ты внимание на то, что стихотворение Тютчева «Как неожиданно и ярко» состоит их двух частей? Сосчитай количество строк в частях. Одинаковое ли оно? Окончания каких строк созвучны?

На письме стихотворная речь записывается в столбик, строками.

Стихотворение Тютчева состоит из двух частей — строф. В каждой по восемь строчек. Эта строфа называется восьмистишием.

Созвучны в строфах чётные и нечётные строки между собой. Такая рифма называется перекрёстной. Схематически её можно записать так: АВАВ.

7. Часто поэты делят свои стихотворения на строфы, чтобы показать связанные друг с другом, но всё-таки разные картины. Строфа помогает выделить каждую картину. Найди примеры таких стихотворений.

В упомянутом выше стихотворении Тютчева две строфы. В первой описана сама радуга, вторая посвящена её кратковременности. Строфы связаны между собой темой радуги, но говорят о разном.

Стихотворение И. Никитина «В синем небе» состоит из трёх строф, трёх четверостиший. В первом описывается вечер, во втором — ночь, в третьем поэт говорит о своих чувствах.

8. Вспомни, что такое ритм и рифма в стихотворении. Дай определение своим словами.

Рифма — это созвучные друг другу слова, которые находятся на конце стихотворных строк.

Ритм — это чередование ударных и безударных слогов в строке, которое придает стихотворению музыкальность.

9. Придумай по одному вопросу к каждому стихотворению.

Тютчев «Ещё земли печален вид»: Почему поэт олицетворяет природу? — Ему она кажется живой.

Тютчев «Как неожиданно и ярко»: Использует ли поэт олицетворение? — Да, он олицетворяет радугу.

Фет «Весенний дождь»: Сколько строф в стихотворении? — Три.

Фет «Бабочка»: Как поэт относится к бабочке? — Он любуется ею.

Баратынский «Весна»: Какие олицетворения использует поэт? — Ласкаясь облака, взревев река.

Баратынский «Где сладкий шёпот»: Сколько строф в этом стихотворении? — Одна.

Плещеев «Дети и птичка»: О каких временах года говорит поэт? — О весне и осени.

Никитин «В синем небе»: С чем сравнивает природу автор? — С храмом.

Некрасов «Школьник»: Кто разговаривает со школьником? — Возница, ямщик.

Некрасов «В зимние сумерки»: Почему няня не сердится на Сашу? — Девочка счастлива, на это невозможно сердиться.

Бунин «Листопад»: Что даёт стихотворению образ вдовы? — Он создаёт печальное настроение.

10. Обсудите с другом, какие ещё произведения вы включили бы в раздел «Поэтическая тетрадь». Составьте список. Объясните свой выбор.

Я бы включила в этот раздел другие стихотворения русских поэтов о временах года.

Список произведений для раздела «Поэтическая тетрадь»

  1. А. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»
  2. Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной», «Чародейкою зимою», «Весенняя гроза».
  3. А. Фет «Ласточки пропали», «Мама! Глянь-ка из окошка».
  4. И. Никитин «Полно, степь моя», «Встреча зимы».
  5. И. Бунин «Первый снег», «Густой зелёный ельник».
  6. Н. Некрасов «Славная осень».
  7. С. Есенин «Поёт зима — аукает».

1

Воспитатель, МАДОУ «Детский сад №7»,  г. Энгельс, Саратовская область

Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):

Исакова Т.А. Приобщение дошкольников к художественной литературе «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень» // Совушка. 2017. N3(9). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/9/ (дата обращения: 04.01.2022).

Заказ № 36152


НОД ОО «Речевое развитие» Приобщение дошкольников к художественной литературе «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень»

«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Примерная основная общеобразовательная программа: в соответствии с программой ДОУ

Возрастная группа: старшая группа № 2 (5-6 лет)

Тема НОД: «Интегрированная НОД» ОО «Речевое развитие» Приобщение дошкольников к художественной литературе «Рассматривание картины В. Серова «Октябрь». Рассказ Г. Скребицкого «Осень»».

Цель:

-Развивать интерес к художественной литературе, формировать эмоционально-образное восприятие произведения и навыки творческого рассказывания.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (Ознакомление с миром природы), «Речевое развитие» (речевая деятельность), «Социально-коммуникативное развитие» (игровая деятельность), «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи: 

— Формировать эмоциональное восприятие произведений живописи.

— Развивать умение у детей передавать свои впечатления.

— Обогащать словарь определениями.

— Активизировать использование в речи глаголов, синонимов, антонимов.

Виды деятельности:  игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

Формы организации: групповая, подгрупповая, фронтальная.

Формы реализации детских видов деятельности: Словесный (рассказ воспитателя, беседа, поощрение)Наглядный (рассматривание репродукции картины В. Серова «Октябрь», иллюстраций (открыток) с осенними пейзажами), аудиозапись концерта А. Вивальди «Времена года» (часть «Осень») игры с речевым сопровождением, отгадывание по картинкам, экспериментирование.

Оборудование: Репродукции картины В. Серова «Октябрь», иллюстрации и (открытки) с осенними пейзажами, аудиозапись концерта А. Вивальди «Времена года» (часть «Осень»).

Предварительная работа: Беседы о золотом времени «Осень», дидактические игры, слушание и пение песен об осени, наблюдения в живой и неживой природе.

ХОД НОД

Вводная часть: Дети входят в зал, останавливаются у картины В. Серова «Октябрь»

Воспитатель:

 Почему рассказ холодная осень называется холодная осень

Воспитатель: Ребята, я желаю напомнить вам о самом начале осени. Погода в начале осени стояла теплая, листья на деревьях только начали желтеть, солнце согревало землю.  Посмотрите на небо, небо ранней осенью ярко-голубое. А теперь внимательно рассмотрите картины и покажите мне ту картину, на которой изображена ранняя осень.

Дети: рассматривают и выбирают картину В. Поленова «Золотая осень».

Воспитатель: Объясните, пожалуйста, ребята, почему вы выбрали именно эту картину?

Дети: Потому что на этой картине изображена проселочная дорога, а по краям дороги стоят высокие деревья, некоторые из них окутаны желтой листвой, но так как еще осень не вступила,  в свои права есть деревья с зеленой кроной. Вдалеке  простирается  огромная река.

Воспитатель: А потом ребята листья стали разноцветными и погода холодной, птицы в это период времени  начали улетать в теплые края. Подскажите мне, как называется эта пора осени?

Дети: Золотая осень.

Задание 1. Дидактическая Игра «Осень»

На столах разложены картинки с изображением разных периодов осени.

 Почему рассказ холодная осень называется холодная осень

Воспитатель: Ребята, найдите, пожалуйста, картинки, которые изображают золотую осень.

Дети выполняют задание

Воспитатель:  Ой, ребята, посмотрите, кто к нам пожаловал. Это самый настоящий художник. Он нам будет сегодня помогать.   Вы слышите, как шелестят листья под ногами, как тонко дует ветерок.

Художник: Милые ребята, а теперь послушайте,  как красиво, ярко рассказал об осени писатель Георгий Скребицкий.

Воспитатель читает рассказ.

Осень.

Для своей работы Художник – Осень взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Березы и клены она покрыла лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди поляны столетний дуб —  богатырь, стоит, густой листвой потряхивает.

Думает Осень: «Нужно богатыря в медную кованую броню одеть».

Так и обрядила старика.

Глядит – а неподалеку, на самом краю поляны, густые, развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. Им больше всего подойдет тяжелый убор из золотой парчи.

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по – своему, по-осеннему: кого одела в желтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть, какими были летом, такими и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему темно-зелеными. И от этого еще ярче, еще наряднее сделался лес в своем пестром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля, луга. Убрала с полей золотые хлеба, а в лугах душистые копна сена сметала в высокие, словно башни, стога.

Опустели поля и луга, еще шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелетных птиц: журавлей, гусей, уток…

Физкультурная минутка

Дети под слова воспитателя прыгают, скачут хаотично по группе.

Вот прыгает и скачет

Плим-плим-плим.

И ничего на значит

Плим-плим-плим.

Основная часть:

Воспитатель:  Вы прослушали внимательно рассказ, и теперь настала очередь побеседовать с вами о прочитанном. Ответьте, пожалуйста, на вопрос: Как украсила осень березы и клены?

Дети: Осень покрыла березу о клен лимонной желтизной.

Воспитатель: Скажите, ребята, с чем сравниваются листья осинок в рассказе?

Дети: Листья осинок Осень сравнила со спелыми яблоками, потому что окрасила их в  ярко-красный цвет.

Воспитатель: Ребята, хотелось бы узнать, как автор говорит о дубе?

Дети:  Писатель описывает дуб и сравнивает его со  столетним богатырем, который стоит такой могучий и потряхивает своей густой листвой.

Воспитатель: Ребята, наш художник хочет знать, в какие краски осень разукрасила кусты и деревья? Если можете, скажите об этом по-другому или своими словами.

Дети:  Кусты и деревья Осень разукрасила в красный и желтый цвета, лишь только ели она оставила такими же вечно зелеными. Осень  хотела оставить ощущение тепла осенью, чтобы наши глаза радовались таким красивым краскам. 

Задание 2. Картинная галерея

Почему рассказ холодная осень называется холодная осень

Воспитатель:  Ребята, посмотрите, пожалуйста, направо, что мы видим?

Дети: Картину с изображением золотой осени.

Воспитатель: Постарайтесь найти в ней то, о чем говорилось в рассказе.

Дети: На первой картине мы видим могучий дуб с разноцветными листьями, а на второй картине поляна осинок с красными и желтыми листьями.

Воспитатель: А скажите, пожалуйста, чего нет на картине?

Дети:  На картине нет кустарников и  перелетных птиц в небе.

Звучит тихая спокойная мелодия.

Задание 3. Воображаемая осень

Воспитатель: Ребята, представьте себе, что за окном поздняя осень, начался листопад.  Какие вы представляете перед собой проходящие изменения в природе. Я вас попрошу рассказать о них и зарисовать на листе бумаги.

На каждом столе лежат листы бумаги, карандаши цветные, краски, баночки с водой, тряпочки для вытирания кисточек, кисти.

Дети: Мне музыка навеяла тихий шум ветерка, который разносит листья по дорожкам парка. Чувствуется такая легкость, хочется бежать, радоваться и приносить радость другим.

Воспитатель: А  кто еще, что почувствовал под музыку.

Дети: Я почувствовал радость от того, что я иду вместе с родителями гулять. Под ногами шелестят листья, я их собираю в букет, чтобы сделать подарок своей бабушке. На улице светит солнце, ощущение тепла, которое хочется подарить всем нуждающимся людям.

Воспитатель:  Молодцы  ребята. Каждый из вас высказал свое мнение. А теперь я предлагаю вам пройти за столы и нарисовать картину своей осени.

Воспитатель:  Умницы  вы прекрасно справились с заданием, нашему художнику понравились ваши рисунки.

Воспитатель:  А еще ребята,  вы знаете, что в старину на Руси  наши с вами предки справляли праздник, который назывался  Осенины и посвящался это праздник собранному урожаю и семейному благополучию. Художники и писатели тоже очень много писали картин, которые назывались натюрморт, а писатели писали рассказы, сказки, стихотворения про осень, сбор урожая. Я вам предлагаю сыграть в игру  «Узнай на ощупь».

Задание 4. Дидактическая игра «Узнай на ощупь»

На столе стоит корзинка накрытая полотенцем с овощами и фруктами

Воспитатель: Ребята, нам предлагается узнать, что лежит в корзинке, полотенце поднимать нельзя, нужно определить на ощупь и положить на поднос.  В целях подсказки будет загадываться загадка.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке;

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

(Яблоко)

Сочная, желтая,

На лампочку похожая.

(Груша)

Сидит Ермошка

На одной ножке,

На нем сто одежек

И все без застежек.

(Капуста)

Он круглый и красный,

Как глаз светофора.

Среди овощей

Нет сочней…

(Помидора)

Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

(Огурец)

Воспитатель:  Молодцы ребята, хорошо справились с заданием.

Воспитатель: Ребята наше с вами путешествие прошло продуктивно. Мы познакомились с вами  с картиной  В. Серова «Октябрь», прочитали рассказ Г. Скребицкого  «Осень», собрали урожай осенний. Вот видите, с какими разными жанрами мы познакомились. И напоследок  хотелось бы вас познакомить со стихотворением Ф. Тютчева «Есть в осени первоначальной…».

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный,

И  лучезарны вечера…

Воспитатель:  Как  вы думаете, ребята, в каком месяце осени можно наблюдать эту картину?

Дети: Эту картину можно наблюдать в сентябре, в начале осени.

Воспитатель: Правильно, ребята, в стихотворении Федора Тютчева так и говорится: «Есть в осени первоначальной…»

Задание 5. Дидактическая  игра «Осень»

Воспитатель: А теперь, ребята, нам нужно подобрать существительные к слову «Осенний». Например, осенний день.

Дети: Осенний дождь, осенний ветер, осеннее утро, осенний лес…

Воспитатель:  Молодцы ребята. Смотрите перед вами разложены картинки с разными изображениями.  Разложите картинки так, чтобы получились ваши названные ответы.

Воспитатель: Умницы ребята.

Заключительная часть:

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, как быстро пролетело время. Наше путешествие подошло к концу, понравилось ли вам путешествовать с нашим героем Художником, выполнять задания, что нового вы для себя узнали?

Дети: Да, художник нас познакомил с картинами, на которых была изображена осень, мы узнали о старинном празднике на Руси, который называли Осенины.

Воспитатель: Давайте скажем Художнику до свидания и пригласим его еще к нам заходить.

Литература:

  1. Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
  2. Занятия по ознакомлению с миром природы в старшей группе детского сада / под ред. О.В. Дыбиной.
  3. Затулина Г.Я. Развитие речи дошкольников. Старшая группа: методическое пособие. М.: Центр педагогического образования, 2014.
  4. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2015.
  5. Гербова В.В. Развитие речи. Старшая группа.

  • Почему рассказ темные аллеи так назван
  • Почему рассказ толстого называется свечка
  • Почему рассказ называется специалист
  • Почему рассказ называется христова детка
  • Почему рассказ называется срезал шукшин