Почему рассказ гроза называется гроза

Сочинения /литература /островскийа.н. островский заканчивает произведение под названием гроза в 1859 году, когда государство стояло на границе отмены крепостничества. общество
  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Островский

А.Н. Островский заканчивает произведение под названием «Гроза» в 1859 году, когда государство стояло на границе отмены крепостничества. Общество находилось на границе общественных и государственных перемен.

В центре событий купеческая среда, которая олицетворяет «темное царство». Островский точно и красиво передает все существующие отрицательные образы, появляется фактически целая галерея образов, наделенных достаточно отрицательными чертами характера.

Он использует образы горожан, чтобы показать невежественность большинства населения, а также необразованность и нежелание принимать новые порядки и устои, ведь общество постоянно меняется, а люди не хотят следовать в след за происходящими изменениями.

Самыми яркими представителями темного царства является старшее поколение, которое изображено в лице Кабанихи и Дикого. Марфа привыкла истязать окружающих ее людей, в том числе и своих близких, она постоянно раздражена, поэтому упрекает их, постоянно сыплет упреками. При этом она полностью доверят и опирается на советы старины, она не смотрит на то, что происходит в окружающем мире. При этом для других она старается в авторитет поставить также старину. Все в доме Кабанихе подчиняется ее порядкам и устоям.

Второй представитель темного царства намного проще и примитивней относится к любым ситуациям. Но при этом он с легкостью унижает других людей и кричит на них, старается доказать свою правоту.

Но при этом, все проявления характеров героев темного царства, происходят от бессилия и опустошенности. Они понимают, что фактически не могут противостоять устоявшимся в обществе устоям и тому, что общество постоянно меняется.

Но при этом, далеко не каждый может бороться с влиянием темного царство. Оно обладает достаточной силой и фактически давит на некоторых героев. Так, например, Тихон Кабанов фактически забит своей матерью, которая пытается во всем и всегда доказать свою правоту.

Стоит сказать, что произведение, получившее название «Гроза», получилось фактически гениальным. Автор фактически с легкостью описывает темное царство, в котором некоторые могут узнать окружающее общество, а некоторые могут разглядеть свои собственные привычки и повадки. Невежественное общество существует и сегодня, при этом старается устанавливать собственные правила, которые не всегда являются правильными.

Сочинение 2

А.Н. Островский написал пьесу «Гроза». В своих произведениях автор не боялся описывать пороки людей и социальную несправедливость. Город, в котором происходили события пьесы «Гроза» критики принялись называть «темным царством».

«Темное царство» поглощает всех персонажей, которые в него попали. Все кто поселяется в этом месте, становятся злыми, бесчеловечными, безнравственными людьми. Оно полностью меняет характер человека. Здесь царствуют свои законы и правила. Одной из представителей «темного царства» является властная женщина Кабаниха. Она жестока и бессердечна. Она ненавидит всех окружающих людей, а особенно свою невестку Катерину. Девушка не по своей воле стала жертвой этого «темного царства». Над ней страшно и бесчеловечно издевается Кабаниха. Катерина хочет вырваться из этого места, но она не в силах, что то поменять. Её засасывает это болото. Катя искренняя, добродушная, милая девушка. Она хочет быть свободной. Это место для нее словно ад.

Тихон это супруг Катерины его можно считать жертвой. Он давно смирился со своей жизнью и ничего не хочет менять. Парня устраивает то болото, в котором он существует. Его нельзя осуждать. Тихону можно только посочувствовать. Он не имеет своего мнения и полностью зависит от своей матери. Возможно, он хотел бы изменить свою жизнь, но он не может этого сделать. Смерть Катерины разбудила в нем бунтаря, но протест его длился недолго и в тот же час был подавлен Кабанихой.

Еще в «темном царстве» правит Дикой это богатый купец. Он злой, жестокий, жадный человек. Его не интересует чужое мнение. Он, как и Кабаниха портит жизнь окружающим и получает от этого невероятное удовольствие. У него тоже есть своя жертва – это Борис его родной племянник. Молодой парень полностью зависит от дяди и его мнения.

Катерина это единственный светлый человек в этом «темном царстве». Она подобна лучику солнца в непроглядной тьме. Но, она не смогла совладать со злом. Девушку сломило «темное царство».

В этом обществе правят деньги, злоба, зависть и ненависть. Здесь нет места настоящим искренним чувствам. В «темном царстве» нет любви, сострадания и дружбы. В своем произведении Островский показал, что не всегда добро сильнее зла. В произведении «Гроза» свет не смог пробиться сквозь темноту лицемерия, скупости, злости и жестокости. В «темном царстве» правит зло и добру здесь не нашлось места. Островский описал основные человеческие пороки в пьесе «Гроза».

Сочинение Темное царство в рассказе Островского Гроза

События пьесы разворачиваются в придуманном автором уездном городе, где процветают жестокие нравы, характерные для российской действительности того времени.

Писатель описывает деградацию русского народа конца XIII века и полную парализацию социально-экономического положения государства на примере судеб жителей провинциального населенного пункта.

Царство тьмы представлено писателем в типичных образах представителей русского купечества, погрязших в жадности, лжи, наглости – Савела Прокопьевича Дикого и Марфы Игнатьевны Кабановой.

Купец Дикой – самый зажиточный человек города, пребывающий в постоянном состоянии опьянения, презирающий всех вокруг и уверенный в своей безнаказанности. Он позволяет себе не только унижать окружающих, но даже поднимать на них кулаки. Дикой проявляет свое самодурство ежедневно, независимо от настроения и состояния, считая, что его финансовое положение позволяет ему все, что угодно и общающиеся с ним люди обязаны его уважать и преклоняться перед ним.

Персонаж Кабанихи, богатой купчихи города, еще одного представителя темного царства. Отличие Кабанихи от Дикого в том, что она проявляет свои дурные наклонности не в общественной жизни, а в своем собственном семействе. Пожилая самодурка ощущает свое материальное превосходство над членами семьи, сыном Тихоном, дочерью Варварой и невесткой Катериной. Кабаниха считает, что у нее есть моральное право воздействовать на них как морально, так и физически.

Тихон с детства ощущает постоянный страх перед матерью, воспитан в беспрекословном ей подчинении. Как личность, молодой мужчина полностью уничтожен, он даже не в состоянии встать на защиту жены. Катерину бессердечная свекровь беспрерывно унижает и заставляет совершать поступки, которые девушка не в силах вынести.

Порядочная образованная Катерина не в силах смириться с навязанным ей образом жизни и находит единственный способ вырваться из темного плена – сначала бросается в омут грешной любви к племяннику Дикого Борису, а затем совершает самоубийство. Тем самым, девушка, лучик тепла и света в семействе Кабановых, выражает некий протест против варварских законов жестокой Кабанихи.

Дочь Кабанихи в силу своего недалекого ума тоже проявляет попытки противостоять матери, но искалеченная натура позволяет ей лишь жить двойной жизнью, постоянно лицемеря перед Кабанихой.

Создав яркие персонажи, характеризующие реальное положение людей тогдашней России, автор доносит до читателя драматизм моральной атмосферы страны и тусклые попытки некоторых прогрессивных россиян разорвать оковы всепоглощающей тьмы.

Сочинение «Тёмное царство» в пьесе «Гроза» (10 класс)

Знаменитая пьеса А.Н.Островского «Гроза» была написана во времена, предшествующие великому событию в истории России – отмене крепостного права. Это был 1859 год, когда на суд читателей и критиков вышло новое произведение автора, основой для которого стали как события в личной жизни, так и окружающая Александра Николаевича обстановка.

Драма рассказывает о противоречиях и борьбе светлого и чистого внутреннего мира главной героини с темным, мрачным, лживым, полным ханжества и невежества окружающим обществом, которое показано в лицах семьи Кабановых и других персонажах пьесы.

События происходят в обычном провинциальном городке Калинове.

Катерина росла и воспитывалась в любви и уважении, с детства ей были привиты такие хорошие качества, как доброта, богобоязненность. Злую шутку с ней сыграла судьба. Вся ее жизнь перевернулась после того, как Катерина вышла замуж за милого молодого человека, единственным недостатком которого было беспрекословное подчинение матери. Это и стало источником постоянного контроля и деспотии свекрови над бедной девушкой.

После свадьбы Кабаниха начала чувствовать потерю прежней связи с сыном, то, что он стал любить супругу больше, чем ее. Указывать, как поступать в той или иной ситуации, как прежде, уже не могла, это не давало ей покоя. Так как Тихон был слабохарактерным человеком, мать давила на него, принуждая выполнять ее волю. Марфа Игнатьевна находила хитрые способы, прикрываясь благовидными предлогами, оскорбить или обвинить в неуважении к себе молодую пару. Под фразой «уважать родителей» она подразумевала нечто иное, чем то, что обычно принято считать. Кабаниха требовала к себе не простого уважения, а беспрекословного и безропотного подчинения.

Угнетение мы видим и на примере еще одного персонажа пьесы – Дикого. Помещик — злой, властный человек, который думает только о своей выгоде. Еще он вспыльчив и жесток, все это проявляется в отношении к семье, которая находится в постоянном страхе, к его племяннику Борису и крепостным. Как свойственно духовно и нравственно бедному человеку Дикой срывается на более слабых, если происходит конфликт с вышестоящими лицами. Так поступает и Кабаниха.

Основой описанного общества является угнетение и ущемление прав бедных слоев населения зажиточными людьми. Это видно из рассказа Кулигина Борису, об обстановке в городе. Здесь любой помещик может поступить нечестно по отношению к крепостным, просто-напросто обобрать их, скопив для себя на этом целое состояние.

Этому страшному, несправедливому миру пытается противостоять светлая и чистая душа, непохожий на других внутренний мир Катерины. Главная героиня пьесы жалеет о потерянных счастье и свободе, которые были у нее до замужества. Хоть Борис любит супругу и является мягким, добрым и образованным человеком, быть счастливыми этой паре не суждено, так как мрачный, окружающий мир убивает их светлые души.

К сожалению, мрак, описанный в пьесе «Гроза», соответствует той действительности, которая царила в годы написания произведения А.Н.Островским. Темное царство, где царствуют злость, угнетение слабых, несправедливость, воровство, все это находится в сущности жителей города Калинова. Целью автора было показать пороки человечества тех времен, после осознания которых будущие поколения постараются не повторить прошлые ошибки общества и искоренить то темное царство в своих душах.

Рассуждение

Пьеса «Гроза» — это одно из знаменитых творений А. Н. Островского, величайшего писателя XIX века. Эту пьесу А. Н. Островский написал осенью в 1859 году. Летом этого же года писатель отправился в путешествие по Волге, которое организовали для того, чтобы изучить быт и культуру местных народов. В течение путешествия А. Н. Островский постоянно фиксировал в своей записной книжке разные детали: черты характера приволжских народов, их обычаи и традиции. Благодаря этим записям появились герои пьесы, а город Калинов является собирательным образом нескольких населённых пунктов Поволжья.

В этой пьесе рассказывается о том, как в вымышленном городе Калинове «правило» так называемое Тёмное царство. Тёмное царство – это круг лиц, занимающих высокое положение в обществе. Главными среди них были Кабаниха (Марфа Кабанова) и Савел Прокофьевич Дикой – представители купечества в этом городе. Дикой и Кабаниха фактически владели городом и держали всех людей в страхе. Эти люди очень жестокие, властные и бесчувственные. На протяжении всей пьесы показаны жестокие нравы Тёмного царства в разных проявлениях. В лице Дикого и в лице Кабанихи. Итак, рассмотрим их поподробнее.

Во-первых, влияние Кабанихи. Прежде всего характер и черты Марфы Кабановой хорошо показаны в семейных взаимоотношениях. Она считает себя главой семьи. Главной жертвой Кабанихи была Катерина – скромная и добрая девушка. Катерина – это образ птицы, у которой отобрали свободу, так как после свадьбы с сыном Кабанихи – Тихоном она становится рабыней в их семье. А Тихон – слабохарактерный человек, который не способен перечить своей матери, даже если он этого хочет. Поэтому между Кабанихой и Катериной, которая так и не смогла привыкнуть к такой жизни, возникает конфликт, в результате которого Катя совершает самоубийство, а жизнь в Калинове остаётся прежней.

Во-вторых, роль Дикого. Он очень невежливый, грубый, жадный и трусливый человек. Дикой всегда любит поругаться с кем-нибудь. Часто обижает тех, кто не может ему противостоять, но с более властными людьми не связывается. В разговоре всегда ставит себя выше всех, не любит платить зарплату своим работникам. Его скверный характер проявляется в разговорах с Кулигиным, Борисом и другими. В общем, Дикой подлый человек, которого боятся только за его состоятельность.

Подводя итоги, хочу сказать, что Тёмное царство существует и в современной жизни, так как в мире всегда есть и будут невинные люди, страдающие и зависящие от тех, у кого есть власть.

Другие темы: ← Почему произведения Островского называют пьесами жизни?↑ ОстровскийПроблема человеческого достоинства в драме Гроза →

`

Вариант 2

Произведение «Гроза» А. Н. Островского была написана накануне отмены крепостного права в 1859 году. И стала первым знаком изменения эпохи. В «Грозе» освещена купеческая среда, которая и олицетворяет в произведении «темное царство». Островский поселили в городе Калинове целый спектр отрицательных образов. На примере их читателю раскрываются такие характеристики необразованность, невежество и приверженность к старым устоям. Можно обозначить, все горожане заточены в кандалы старинного «домостроя». Самые яркие представители «темного царства» — Кабанова и Дикой, в них читатель может ясно увидеть господствующий класс того времени.

Подробнее рассмотрим описанные образы Марфы Кабановой и Дикого.

Дикой и Кабанова самые зажиточные купцы в Калинове, они — «верховная» власть, при помощи нее они считают, что могут давить и крепостных, но и тем более своих родственников, решая что они правы.

Островский открывает читателю мир купечества, со всеми его пороками, реалиями и правдивыми событиями и множеством ярких, показательных образов. Показывая, что там нет ничего человеческого, духовного, доброго. Нет веры в новое, лучшее будущее, любви и свободный труд.

Такие качества как самодурство, невежество, грубость, жестокость и жадность в этих образах присутствуют всегда. Не искоренить все это, так как воспитание и обстановка наложила свой отпечаток на личности Дикого и Кабановой. Такие образы притягиваются к друг другу, и не могут быть без друг друга, где появился один невежа, там и другой появится. Очень удобно скрывать свою глупость, и невежество под маской прогрессивных мыслей и образованности, такие образы найдутся везде. Считая себя «рукой власти» они угнетают окружающих, не переживая понести ответственность о содеянном. Кабанов и Дикой — это мир денег, зависти, жестокости и злобы. Они дичатся нововведения и прогрессивных мыслей.

Кабанова Марфа Игнатьевна очень деспотична и лицемерна, по ее мнение семейные взаимоотношения должны подчиняться страху. Она окончательно заела своих домовых и не очень крепко укоренила старинные устои и в доме и в свое голове.

Образ Дикого очень не однозначен и сложный. Он переживает свой внутренний протест, Дикой осознает как черства его натура и сердце, но ничего поделать с этим не может. Сначала бранит, на чем свет стоит, а потом прощения просит и каяться.

Главной идее пьесы «Гроза» Островского в разоблачении «темного царства», купеческой скупой среды, при помощи образов Дикого и Кабановой. Но они единственные символичные образы, они доносят до читателя мысли и рассуждения автора. Он указывал на пороки богатых людей, обличая их без духовность, подлость, жестокость. В финале пьесы очень ярко проходит мысль, что жизнь невыносима и ужасна в «темном царстве». К сожалению, мир самодуров, угнетает прогрессивного и нового человека, который мог бы побороть невежество, фальшь и подлость. В России того времени города и села были полны такими образами, как произведении «Гроза».

Популярные сочинения

  • Описание Муму из рассказа Тургенева 5 класс (сочинение)
    Собачка Муму – не является основным персонажем произведения, однако её жизнь связана с главным героем рассказа – глухонемым Герасимом.
  • Сочинение Описание березы (про березу)
    Когда речь заходит о берёзе, невольно вспоминаются знаменитые есенинские строчки: «Белая берёза под моим окном принакрылась снегом, точно серебром». А сколько других известных поэтов
  • Анализ рассказа «Крыжовник» Чехова
    Рассказ «Крыжовник» написан Чеховым в июле 1898 года. По одной из версий, его основой послужила история, рассказанная автору Л.Н. Толстым, о чиновнике
  • Вопрос №21 «Реорганизация системы управления в годы царствования Екатерины 2»
  • И отпадших, опять обновлять покаянием, когда они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему.
  • Катерина после приезда мужа « просто сама на своя сделалась…Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной.»

    Почему произошли изменения в Катерине? (Катерина была религиозна, изменив мужу, она совершила тяжкий грех, она пошла на обман, что противоречит ее натуре, поэтому Катерине тяжело на душе, ей легче признаться, покаяться)

    Так как драма называется «Гроза», то мотив грозы присутствует на протяжении всей пьесы. Попробуем разобраться, как название пьесы определяет поступки главной героини.

    В чем, по–вашему мнению, заключается смысл заглавия?

    (Гроза – в природе -постоянно слышится мотив надвигающейся грозы.

    Гроза в душе Катерины –несогласие с моралью «темного царства», желание жить по-своему велению сердца, любовь к Борису, приводит к смятению души.

    Гроза в обществе – назревает конфликт, нежелание многих жить по нормам и

    правилам домостроя, в обществе несвободном пробуждаются свободные чувства.)

    Гроза в природе – освежает

    Гроза в душе –очищает

    Гроза в обществе –просвещает.

    Как жители Калинова воспринимали грозу (как божественное явление. Как кару бога, Катерина не исключение, она боится грозы, следуя религиозным побуждениям)

    (Надвигается гроза, которая по мнению калиновцев, «нам в наказание посылается». Мрачный колорит усиливается и сценой действия – вместо панорамы Волги – узкая галерея с гнетущими сводами. Катерина теперь «безоружна». Ее ранят и намеки Кабанихи и ласковая шутка Тихона. Ласка мужа, перед которым она виновата – для нее пытка)

    В чем разница в душевном состоянии Катерины в Д.1 и Д.4?

    (Разница в душевном состоянии Катерины выражена и в ее восклицаниях после ухода барыни в Д.1 «Ах, как она меня испугала, я дрожу вся, точно она пророчит мне что-нибудь; Д.4. :»Ах, умираю!» Катерина ждет божьей кары. Она ищет защиты у бога, опускается на колени и видит перед собой изображение ада. Так подводит Островский к кульминации пьесы – сцене покаяния.)

    Д.4.явл.6. – Прочитайте отрывок. Какие чувства теперь испытывает Катерина?

    (Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над Катериной норм религиозной нравственности.)

    (Если бы Катерина скрыла свой грех, научилась бы притворяться и обманывать, продолжала бы ходить на свидания с Борисом, то это означало бы, что Катерина приспособилась к окружающему обществу, примирилась с его нравственными устоями, деспотизмом)

    Чем объясняется раскаяние Катерины?

    (Покаяние Катерины объясняется не только боязнью божьей кары, но и тем, что ее высокая нравственность восстает против обмана, который вошел в ее жизнь. Она говорила о себе: «Обманывать –то я не умею, скрывать-то ничего не могу.» Для Катерины нравственная оценка своих поступков и помыслов составляет важную сторону духовной жизни. И во всенародном признании Катерины можно видеть попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения.)

    Могла ли Катерина обрести путь к спасению души? Почему? (мнения учащихся)

    | | | 4
    | | |

    Не претендуя на оригинальность, хочу высказать свое мнение по поводу трагедии главной героини драмы А. Н. Островского «Гроза». Меня всегда мучила мысль: как женщина, свято верившая в христианскую мораль, могла покончить жизнь самоубийством. Сбитая статьей Н. А. Добролюбова «Луч света в «темном царстве» , я, хотя и не принимала Катерину в качестве того самого пресловутого «луча», но тем не менее со многими постулатами статьи была согласна.И вот однажды в дороге меня пробила мысль: нет, никогда Катерина на самоубийство не пойдет и пойти не могла. Добролюбова во внимание с высоты своих лет я уже не брала: что мог жизненно мудрого сказать юноша (Добролюбов), умерший в 25 лет? Откуда ему было взять жизненный опыт, опыт семейных отношений, если ничего этого он не имел и до этого просто не дожил?Поэтому доверять его мнению я в какой-то момент перестала и решила еще раз внимательно перечитать драму.
    Итак, Катерина Кабанова- купеческая дочь и купеческая жена. В самом начале пьесы она вспоминает свое детство, когда она жила в родительском доме, «точно птичка на воле». Что под этим подразумевалось? Утром вставала и поливала цветы, ходила в церковь, слушала богомолок и странниц, вышивала по бархату золотом, гуляла по саду и к вечерне ходила в церковь.Вот так проходили дни и годы. Матушка Катерины даже «работать не принуждала», к семейной жизни не приучала, только обращала внимание на то, что, бывало, с дочерью что-то необычное творилось. Катерина сама об этом рассказала:»…не слышу, когда служба кончится», видела во время службы, как «в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет (…) будто ангелы в этом столбе летают и поют». Говоря современным языком, Катерина могла впадать в транс, отрешалась от всего земного, следуя только за полетом своей души. Отсюда и горячие молитвы и днем и ночью, отсюда и видения храмов золотых и садов необыкновенных, отсюда и полеты во сне.
    Став женой тихого, безобидного Тихона, Катерина должна была продолжать уже в собственной семье жизнь, намеченную в детстве.Однако оказывается, что к семейной жизни она не готова: глухое недовольство свекровью, осуждение ее религиозности, неприятие законов, царящих в доме свекрови, нежелание их понять и собственное своеволие. «Такая уж я зародилась горячая! (…)… не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»- говорит она Варваре.
    Вдруг оказалось, что в новой семье не спасают и молитвы. А уж если это не спасает, ночами приходит «враг» и начинает смущать ее: «Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». Ее дальнейшая жизнь — это испытание на прочность ее христианской морали.. Провожая мужа по делам в Москву, она просит взять с нее страшную клятву, чтоб «умереть мне без покаяния, если я…» Гордыня берет верх, и Катерина, нарушая клятву, изменяет мужу. И не просто изменяет, а целенаправленно, изо дня в день, пока мужа нет, встречается с Борисом. Тут уже нарушаются все нормы христианской морали, но радости эта любовь Катерине не приносит. Боясь умереть во время грозы, боясь пророчеств старой барыни («За все тебе отвечать придется»), Катерина кается перед мужем, признаваясь ему и свекрови, что изменила с Борисом. Говорит она слова признания в состоянии аффекта, ей хочется снять с себя страшный грех прелюбодеяния. После своего страшного признания она «падает без чувств на руки мужа».
    Покаявшись в своем грехе, Катерина готова умереть.Последняя встреча с Борисом как подтверждение этому. «Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай, всякому подай, да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу»- говорит она ему. Оставшись одна, она «задумывается». Эта авторская ремарка дорогого стоит.»Задумывается «- проще говоря, сознание у нее отключается и все последующие фразы она произносит в бессознательном состоянии. Множество восклицательных и вопросительных предложений говорят о ее состоянии аффекта. Она, очищенная покаянием, простившаяся с Борисом и своей жизнью, не накладывает на себя руки. Доказательством этому служат авторские ремарки: «Ах скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя! Прощай! (Уходит)». Именно «уходит», а не бросается в Волгу. Что же произошло? Кто-то увидел, что «женщина в воду бросилась» — и все! Кто увидел, рядом, естественно, не стоял. Дело было ночью (люди с фонарями Катерину искали), рассмотреть, что произошло на самом деле,никто не мог. На виске у Катерины была маленькая ранка. Предположение одного из героев, что «… должно быть, на якорь попала, ушиблась, бедная!», остается только предположением.Якорь в омуте? Всю пьесу ни о каком судне речь не шла.
    Готовая к смерти, Катерина никогда бы не совершила греховного поступка, который отмолить нельзя, за который покаяться нельзя. Покаявшись в прелюбодеянии, она никогда не совершит еще более тяжкий грех — самоубийство. Видимо, находясь в полусознательном состоянии она просто оступилась в темноте. Потому и нашли ее «близехонько, в омуточке у берега». Катерина была чистой всю жизнь.Оступившись, она осознала свой грех, покаялась и умерла с чистым сердцем истинной христианкой. Закономерны слова Кулибина: «Вот вам ваша Катерина! Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

    Теперь совершенно понятна и капитальная сцена четвертого акта, о которой так много толковали и теперь еще толкуют. Раскаяние охватило ее [Катерины
    ] душу, как только приехал муж и прекратились ее ночные свидания с Борисом. Сознание греха не давало ей покоя. Не доставало только капли, чтоб переполнить полную чашу. Но лишь только капнула эта капля, и казнь ее началась. Она во всем признается мужу. Нужды нет, что это случилось среди белого дня, на гулянии, в присутствии посторонних. Для такого характера, как Катерина, обстановка ничего не значит. Притворяться, лицемерить, затаить в себе чувство до улучения удобной минуты — не в ее крови. Она слишком чиста для этого. В деле же покаяния она всегда предпочла бы всенародное, если б заранее решилась каяться. Чем более позора, чем более стыда, тем легче станет на душе у ней. Но в том-то и дело, что она вовсе не намеревалась и не решалась каяться, выйдя на гуляние, хотя, без всякого сомнения, это признание мужу не нынче, так завтра, не завтра, так через несколько дней, а случилось бы, потому что грех-то тяготил ее невыносимо. Тут же оно вызвано было и грозою, а она с детства боится грозы, и появлением зловещей барыни, и, наконец, сценой из ада на одной стене развалин, куда загнал всех начавшийся дождь. Она во всем признается мужу.

    Это прекрасная сцена. Жаль только, что в драме она мало подготовлена. Со времени приезда мужа развитие характера Катерины происходит за сценой, и мы узнаем о нем из короткого разговора Варвары с Борисом. Оттого-то эта сцена так и озадачила многих.

    Тут же скажем кстати, что вообще два последние акта драмы по нашему мнению ниже первых трех, ниже уже, пожалуй, потому, что не выше их.

    В данном деле, во всем четвертом акте у г. Островского одна только сцена относится до действия. Все другие, за исключением маленького разговора Варвары с Борисом, совершенно посторонние для пьесы. Не говоря уже о том, что в четвертом действии пятиактной пьесы всякое уклонение от сущности дела охлаждает только действие, самое признание Катерины, вдруг, неожиданно, прежде чем зритель сам бы стал очевидцем ее мук и страданий, выходит каким-то неготовым. Мы совершенно понимаем эту минуту в жизни Катерины и, вероятно, немалая часть зрителей точно так же верно поняли ее; но нам все-таки было жаль, что такой важный процесс в ее характере совершился как будто без ведома зрителей. Это только охолодило их. Вместо того, чтоб трепетать от восторга и стараться не проронить ни одного слова, они должны были раздумывать о законности такого явления, о том, в порядке ли это вещей или нет. А между тем сама по себе это превосходная сцена. Она прямо вытекает из характера Катерины; она необходимое следствие ее положения. Нам особенно нравится то, что эта сцена случилась на площади, в присутствии посторонних, на месте, где, кажется, никак уж нельзя ожидать подобных явлений, одним словом, случилась при самых враждебных и неудобных для нее обстоятельствах. Одно это уже рисует характер Катерины.

    Удивительно хороша также сцена прощания в пятом акте. В ней полно и ясно выразилась одна милая черта русской женщины. Катерина сама разрывает связь свою с Борисом, сама, без постороннего принуждения, делает мужу и свекрови ужасное признание. С кровью и с мясом она вырывает грех из своего сердца, и между тем прибегает проститься с Борисом, и обнимает, и плачет на груди у него. Разговор у них не вяжется, ей что-то хочется сказать ему и нечего сказать: сердце у нее переполнено. Ему хочется уйти от нее поскорее, а нельзя уйти: совестно. Не нравится нам только предсмертный монолог Катерины.

    Если для завершения впечатления непременно нужно было утопить Катерину, то она могла броситься в Волгу и без своего монолога, и не в виду (почти) у зрителей. Могли, например, застать ее на прощальном свидании с Борисом, могли погнаться за ней — она тогда еще скорей бы утопилась. Развитие характера закончилось в четвертом действии. В пятом он является уже совершенно созданным. К нему нельзя прибавить ни йоты, чтоб еще более объяснить его: он и без того ясен. Можно только усилить некоторые черты его, что и сделано автором в сцене прощания. Самоубийство ничего тут не прибавляет, не выражает. Оно нужно только для завершения впечатления. Жизнь Катерины разбита и без самоубийства. Будет ли она жить, пострижется ли в монахини, наложит ли на себя руки — результат один относительно ее душевного состояния, но совершенно другой относительно впечатления. Г. Островскому хотелось, чтоб этот последний акт своей жизни она совершила с полным сознанием и дошла до него путем раздумья. Мысль прекрасная, еще более усиливающая краски, так поэтически щедро потраченные на этот характер. Но, скажут и говорят уже многие, не противоречит ли такое самоубийство ее религиозным верованиям? Конечно противоречит, совершенно противоречит, но эта черта существенна в характере Катерины. Дело в том, что по своему в высшей степени живому темпераменту, она никак не может ужиться в тесной сфере своих убеждений. Полюбила она, совершенно сознавая весь грех своей любви, а между тем все-таки полюбила, будь потом, что будет; закаялась потом видеться с Борисом, а сама все-таки прибежала проститься с ним. Точно так решается она на самоубийство, потому что сил не хватает у ней перенести отчаяние. Она женщина высоких поэтических порывов, но вместе с тем преслабая. Эта непреклонность верований и частая измена им и составляет весь трагизм разбираемого нами характера.

    Но все это можно было высказать и без последнего монолога, в более драматической форме.

    Достоевский М.М. «»Гроза». Драма в пяти действиях А.Н. Островского»

    Читайте также другие темы анализа драмы «Гроза»:

    Добролюбов Н.А. «Луч света в темном царстве»

    Тема греха и покаяния в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

    Драма А. С. Островского «Гроза» разнопланова и многолика. В ней поднимаются многие острые вопросы социального и нравственного характера. Но наиболее остро стоят в драме проблемы нравственности, греха и покаяния. Островскому не нужно было охватывать всю страну, ему достаточно было на примере маленького провинциального городка Калинова показать безнравственность и жестокость людей, живущих по законам Домостроя. В драме Островского «Гроза» тема греха и покаяния раскрывается весьма своеобразно. Все персонажи в пьесе делятся на две группы: тех, кто думает, что за любой грех можно получить прощение, и тех, кто уверен, что за любой грех последует наказание и только потом возможно прощение. В большинстве литературных произведений раскаявшийся грешник признает свои заблуждения и ошибки и таким образом искупает свою вину. Но в пьесе Островского Катерина, пожалуй, является самым чистым и светлым человеком в городе Калинове, а ее грех — это не падение, а взлет.

    Героиня Островского живет в тяжелой атмосфере провинциального города, где царят устои Домостроя. В доме ее мужа властно распоряжается всем жестокая Кабаниха. Тихон же во всем подчиняется матери, не спорит с ней, но при первой же возможности старается уехать из дома и погулять вволю. Дочь Кабанихи, Варвара, по ночам гуляет с Кудряшом, но лжет, изворачивается, всячески скрывая это от матери. Катерина же томится в неприветливом доме, не находя применения силам своей души. Муж ее не понимает. Варвара склоняет к обману. А ведь Катерина — это по натуре своей человек свободный. Она росла в любви и ласке, никто ее ни к чему никогда не принуждал. И здесь, в чужом доме, она терпит только до поры до времени. Катерина прямо говорит Варваре, что если очень уж ей «опостылевает» в доме свекрови, то она в окно выбросится, в Волгу кинется, а жить здесь не станет.

    Внезапно в ее жизнь входит любовь к Борису. Катерина всеми силами пытается сопротивляться> этому греховному чувству. Ведь она замужняя женщина, любить другого не должна. И общество, и церковь считают это страшным грехом. А Катерина с детских лет привыкла проводить время за молитвой; и старалась вести праведную жизнь. Таким образом, она разрывается между греховной любовью к Борису и той жизнью, к которой она стремилась. Катерина ищет поддержки у кого-либо из окружающих! чтобы не поддаться своему чувству: у своего мужа Тихона, у Варвары. Но Тихон не берет ее с собой в поездку, так как хочет повеселиться на воле, Варвара же всячески убеждает ее встретиться с Борисом, тем самым толкая ее в пропасть. И Катерина не в силах сопротивляться сильному чувству, она вся отдается своей любви.

    И вот однажды Катерина признается Тихону в своем грехе. Однако она не раскаивается в своей любви, она раскаивается только в том, что лгала. И признается ему не только потому, что боится геенны огненной, но и потому, что не может жить с таким грузом на совести.

    картина в церкви. Но и без этого, мне кажется, она призналась бы мужу. Пусть не в этот день, но обязательно бы покаялась.

    По-разному отнеслись к раскаянию Катерины окружающие. Кабаниха готова чуть ли не заживо! похоронить свою невестку, а вот Тихон, напротив, прощает ее и уверен, что Бог тоже простит. Следует отметить и отношение других персонажей пьесы к покаянию и божьей каре за грехи. Кулигин, например, намеревается построить громоотводы, считая, что таким образом спасет людей от «кары небесной». Гроза уйдет в землю, так и кара божья сменится прощением, если покаяться. Дикой, напротив,: не верит в покаяние, он считает, что никто не уйдет от гнева Всевышнего.

    «темному царству», которое душит всякие порывы человека к воле и счастью.

    «точит» так, что даже Тихону, обманутому мужу, становится жаль ее. Но Катерина не хочет смириться с такой долей. Сначала она решает уехать с Борисом в далекую Сибирь. Однако Борис оказывается слабым и безвольным человеком, он покорно следует по воле Дикого в Сибирь и отказывается взять Катерину с собой. И тогда она решается на последний шаг — оборвать свою жизнь. Почему Катерина, набожная и богобоязненная, решилась на такой отчаянный поступок, ведь самоубийство — один из тяжких грехов, который отрезает путь к спасению души? С одной стороны, мне кажется, она решается на этот поступок от отчаяния, чтобы не испытывать страданий в доме жестокой Кабанихи. Это на первый взгляд может показаться. слабостью со стороны Катерины, неспособностью противостоять жесткому укладу в доме свекрови, но (и это самое главное, что хотел сказать Островский) ее самоубийство — протест против страшного «темного царства» и его устоев, нежелание мириться с обществом, где губят любовь и свободу.

    Уходя, она думает только о своей любви, которую не считает греховной. Грех — это значит жить в мире обмана, лжи и насилия. Это грех больший, чем самоубийство. И ее смерть- это не только страшный вызов самодурной силе, но и особый род покаяния за то, что она подчинялась, поддалась этой силе и жила в грехе — во лжи и притворстве.

    Таким образом, Островский показывает в пьесе, что самый страшный грех совершает не Катерина, изменившая мужу, лишившая себя жизни, а хозяева «темного царства», которые губят живые человеческие души, лишая их права на счастье и свободу.

    Сцена признания Катерины в грехе происходит в конце 4-го действия. Её композиционная роль – кульминация конфликта Катерины с Кабанихой и одна из кульминаций развития внутреннего конфликта в душе Катерины, когда желание живого и свободного чувства борется с религиозными страхами наказания за грехи и моральным долгом героини.

    Обострение конфликтов обусловлено и подготовлено целым рядом предшествующих обстоятельств:

    · в 3-м явлении чуткая и сообразительная Варвара предупреждает Бориса о том, что Катерина очень сильно страдает и может признаться, но Борис при этом испугался лишь за себя;

    · не случайно именно в конце их разговора раздаются первые удары грома, начинается гроза;

    · проходящие мимо второстепенные герои своими репликами о неотвратимости наказания и о том, что «эта гроза даром не пройдёт», усиливают страх перед грозой и готовят, предсказывают беду; эту беду предчувствует и Катерина;

    · с этими репликами контрастируют «богохульские» речи Кулигина об электричестве и о том, что «гроза – это благодать», и это также обостряет происходящее;

    · наконец, звучат слова полубезумной барыни, обращённые прямо к Катерине, а также усиливается гроза.

    Катерина восклицает в порыве страха и стыда: «Грешна я перед богом и перед вами!» Причина её признания не только в религиозном страхе, но и в нравственных муках, терзаниях совести, ощущении вины. Ведь в пятом действии в момент прощания с жизнью она победит религиозные страхи, восторжествует нравственное чувство («Кто любит, тот будет молиться»), и решающим для неё станет уже не страх наказания, а боязнь вновь потерять свободу («а поймают да воротят домой…»).

    Мотив птицы, полёта, намеченный ещё в монологах первого действия, достигает своего апогея, развивая конфликт пушкинского «Узника»: неволя невозможна для свободного существа.

    Гибель Катерины – единственный для неё способ возвращения свободы.

    Интересна и важна реакция других героев на признание Катерины:

    · Варвара как истинная подруга пытается предотвратить беду, успокоить Катерину, защитить её («Врёт она…»);

    · Тихон страдает не столько от измены, сколько оттого, что это произошло при матушке: он не хочет потрясений, ему не нужна эта правда, а тем более в её публичном варианте, разрушающем привычный принцип «шита-крыта»; к тому же он и сам не без греха;

    · для Кабановой наступает минута торжества её правил («Говорила я…»);

    · а где же Борис? В решающий момент он малодушно удалился.

    Само признание происходит тогда, когда всё сходится для героини воедино: муки совести, страх перед грозой как наказанием за грехи, предсказания прохожих и собственные предчувствия, речи Кабанихи о красоте и омуте, предательство Бориса и, наконец, сама гроза.

    Катерина признаётся в своём грехе принародно, в церкви, как принято в православном мире, что подтверждает её близость с народом, показывает истинно русскую душу героини.



    Тест по творчеству А.Н.Островского. 1 вариант.

    Задание 1
    А.Островский раскрывает социально – типические черты свойства персонажей  определенной общественной среды:
    1.    Помещичье – дворянской.  2)Купеческой   3)Аристократической   4)Народной.
    Задание 2
    В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856 г.) сотрудничал А.Островский:
    1.    «Москвитянин»  2)«Отечественные записки»  3)«Современник».
    Задание 3
    Как вы понимаете термин «народность»?
    1. Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их худ.мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа.
    2.    Лит.произведения,. рассказывающие о жизни народа.
    3.    Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях.
    Задание 4
    Статью «Темное царство» написал:
    1)Н.Чернышевский.   2)В.Белинский. 3)И.Гончаров.   4)Н.Добролюбов.
    Задание 5
    К какому лит.жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора)?
    1.    комедия  2)трагедия   3)драма   4)лирическая драма  5)трагикомедия.
    Задание 6
    Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза»:
    1.    это конфликт между поколениями
    2.    это внутрисемейный конфликт между свекровью и невесткой
    3.    это столкновение самодуров и их жертв
    4.    это конфликт между Катериной и Тихоном.
    Задание 7
     «Гроза» начинается  с пространной  экспозиции для того, чтобы:
    1. заинтриговать читателя
    2.    представить героев
    3.    создать образ мира, в котором живут герои
    4.    замедлить время
    Задание 8
    Какие герои являются ( с точки зрения конфликта) центральными в пьесе?
    1.    Борис и Катерина
    2.    Катерина и Тихон
    3.    Дикой и Кабаниха
    4.    Кабанова и Катерина
    5.    Борис и Тихон
    Задание 9
    Н.Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» назвал Бориса «образованным Тихоном» потому что:
    1.    Борис и Тихон принадлежат к одному сословию
    2.    Борис лишь внешне отличается от Тихона
    Задание 10
    Почему события происходят в вымышленном городе?
    1.    Автор не хочет обидеть другие города
    2.    подчеркивает, что события вымышленные
    3.    автор подчеркивает типичность происходящих событий.
    Задание 11
    Какому герою автор «поручает» дать характеристику «темного» царства?
    1.    Кулигин  2)Кудряш   3)Борис   4)Катерина.
    Задание 12
    Дикой не участвует в основном конфликте пьесы. Для чего автор ввел это действующее лицо?
    1.    чтобы противопоставить Кабановой
    2.    чтобы создать целостный образ «Темного Царства»
    3.    чтобы оживить пьесу
    Задание13
    Дикой однажды в «ноги мужику кланялся». Что заставило Дикого просит у мужика прощения?
    1.    Он почувствовал себя неправым
    2.    мужик разжалобил Дикого
    3.    угрызения совести
    4.    страх перед наказанием божьим
    Задание 14
    К какому сословию принадлежали родители Катерины?
    1.    дворяне   2)мещане  3)крестьяне  4)купцы   5)разночинцы
    Задание 15
    Катерина признается при людях  Тихону в своем грехе. Что заставляет ее это сделать?
    1.    страх перед свекровью   2)чувство стыда
    2.    желание искупить вину перед Богом и муки совести
    3.    желание уехать с Борисом
    Задание 16
    Н.Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом света в темном царстве». Это:
    1.    Кулигин  2)Кабанова   3)Катерина   4)Тихон  5)Борис
    Задание 17
    Кульминацией «Грозы» можно считать эпизод:
    1.    расставание Катерины с Тихоном
    2.    признание Катерины перед жителями города в неверности
    3.     встреча с Борисом
    4.    прощание с Борисом
    5.    сцена с ключом
     Задание  18
    Какая из  тенденций характеризует  новаторский характер  драматургии А.Островского
    А) принцип  трех  единств
    Б) ярко  выраженная социальная проблематика
    В) ослабление  роли  любовной интриги
    Задание 19.
    Укажите название пьесы, написанной А.Островским
    А) «Таланты и поклонники»  б) «Укрощение строптивой»     в) «Недоросль»
    Задание 20
    Кто  из  персонажей пьесы «Гроза» в финале делает попытку восстать  против  «темного  царства»?
    А) Варвара   б) Тихон   в) Кулигин
     Задание 21
    Чьим жизненным  принципом является девиз «Делай что  хочешь, только  бы  шито  да крыто  было»?
    А) Марфа Кабанова  б) Тихон   в) варвара Кабанова
    Задание 22
    С каким театром была связана деятельность  А.Островского
    А) Большой театр   б) Мариинский театр   в) Малый театр

    Тест  по  творчеству А.Н.Островского.  2 вариант.

    1.А. Н. Островского, создателя новой русской драмы, назвали «Колумбом Замоскворечья» после публикации одного из первых его произведений — «Записок замоскворецкого жителя». Ведь именно в Замоскворечье жили главные герои большинства пьес русского драматурга:
    а)    купцы;        б)выходцы из провинции;          в)бывшие помещики.

    2.«Домом Островского» до сих пор называют в Москве театр, с которым были связаны почти вся жизнь и творчество драматурга. Это:
    а)    МХАТ;
    б)    Театр им. Вахтангова;
    в)    Малый театр.
    3.После экспедиции Островского по Верхней Волге в конце 50-х гг. XIX в. драматург написал пьесу «Гроза», действие которой разворачивается:
    а)    в Замоскворечье;       б)в Костроме;          в) в Калинове.

    4. Пьеса «Гроза» является по жанру:
    а)    мелодрамой; Б)трагедией;   в)драмой.
    5. Катерина, главная героиня пьесы, очень боится грозы: «Всякий должен бояться», потому что:
    а)    гроза убить может;
    б)    в грозу всегда случается что-то страшное;
    в)    если  убьет,   то  человек  попадает   к  Богу со всеми своими грехами, без покаяния.
    6. По мнению Марфы Игнатьевны Кабановой, свекрови Катерины, жена обязательно должна мужа:
    а)любить;            б)уважать;                в)бояться.
    7. Символом города Калинова можно назвать  ___,
    за которыми льются невидимые слезы, за которыми разврат темный и пьянство.
    а)    Густые сады;      б)высокие заборы;           в)крепкие стены.
    8. Савёла Прокофьевича Дикого  в  городе  зовут «ругателем». Он особенно часто сердится, когда:
    А)денег у него просят;             б)покупают у него товары и торгуются;             в)противоречат ему.
    Дикой: «Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу… Я отдам, отдам, а обругаю».
    9. Кудряш на ругань Дикого огрызается, «не спускает», «рабствовать» не хочет, а вот единственный образованный человек в городе, Кулигин, советует на все грубости:
    а)    не обращать внимания;
    б)    лучше уж стерпеть и покориться;
    в)    пожаловаться властям.
    Кулигин: «Надо стараться угождать как-нибудь».
    10. Единственный человек, который дал отпор Дикому, — это:
    а)    Кудряш;                б)Кулигин;               в)гусар на перевозе.
    Зло свое Дикой сорвал на домашних: «После этого две недели все прятались по чердакам и чуланам».
    11. Словечко Островского «самодуры» более всего применимо к таким героям пьесы, как:
    а)Кабаниха и Дикой;
    б)Тихон и Борис;                    в)Кулигин и Кудряш.
    12. Кулигин, «механик-самоучка», считается в городе чудаком. Дикой грубо отмахивается, когда Кулигин просит у богатого купца денег:
    а)на вечный двигатель;              б)на паровой двигатель;                в)на громоотвод.
    13. Кабаниха — типичная ханжа, потому что:
    а)ест поедом домашних;        б)держит сына в кулаке;       в)творит зло под видом благочестия.
    Кулигин о Кабановой: «Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
    14.«Набожная»_—-___утверждает: «Нельзя, матушка, без греха: в миру живем».
    а)Феклуша;                      Б)Кабаниха;                  в)Варвара.
    15.Катерина обманывать не умеет: «Скрыть-то ничего не могу».    советует ей: «…Без этого нельзя.У нас весь дом на этом держится».
    а)Тихон;                   б)Варвара;                  в)Кабаниха.
    16.«А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было», — оправдывая любой обман, говорит:
    а)слабый духом Тихон;                  б)своевольная и хитрая Варвара;
    в)Кудряш, не боящийся даже Дикого.
    17.«Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы?» Тоска по «своей воле» более всего проявляется в словах:
    а)выросшей в любви и неге Катерины;
    б)подавленного матерью Тихона;
    в)вынужденной лгать и притворяться Варвары.

    18.Кабаниха скрепя сердце посылает Тихона по делам на две недели. По словам Вари, «у нее все сердце изноет, что он на своей воле гуляет». Тихон рад «вы
    рваться» и как только выедет из города, то:
    а)запьет;              б)повернет дела по-своему;        в)отправится вместо дел к полюбовнице.
    19.Катерине страшно и тяжело оставаться в доме Кабановой, чует она, что «быть беде», поэтому просит Тихона:
    а)отпустить ее в дом родителей;     б) взять с собой;       в)отпустить в монастырь.
    20.Борис Григорьевич, молодой человек, порядочно образованный, вынужден во всем покоряться своему дяде Дикому, так как:
    а)уважает и любит его;    б)является его компаньоном;       в)зависит от него материально.
    Борис: «Он прежде наломается… надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего…»

    21.Свою любовь к Борису Катерина считает большим грехом, и в четвертом действии она кается в своем грехе:
    а)в церкви во время службы;
    б)на берегу Волги во время гулянья;
    в)на площади во время грозы.

    22.По приказу маменьки Тихон в наказание Катерину:
    а)побил немножко;             б)закрыл в доме;                  в)посадил на хлеб и воду.
    Тихон: «Маменька ее поедом ест, а она как тень какая ходит, безответная».

    23.Катерина просит уезжающего Бориса: «Возьми меня с собой отсюда!», но он отказывается, потому что:
    а)разлюбил Катерину;            б)не по своей воле едет;               в)боится Кабаниху.

    24.Борис, прощаясь с Катериной навсегда, рыдает и просит у Бога одного:
    а)чтобы Тихон простил жену;                 б)чтобы она умерла поскорее;
    в)чтобы еще раз им свидеться.
    25.Несмотря на трагический финал пьесы, мы видим, что автор предвидит конец «темного царства».
    Критик Н. А. Добролюбов «страшным вызовом самодурной силе» назвал:
    а)бегство Варвары;       б)протест Тихона, его обвинение: «Маменька,  вы ее погубили! Вы, вы, вы…»                  в)самоубийство Катерины.

    26.Рушится «темное царство». Стихийное сопротивление деспотизму Кабанихи выразилось также в том, что Варвара:
    а)убежала с Кудряшом;                б)вышла замуж без согласия Кабановой;
    в)уехала в Москву.

    28.    Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» утверждал, что в образе Катерины воплотилась«великая народная идея» — идея освобождения.
    Жертвами «темного царства» он считал:
    а)Дикого, Кабаниху;           б)старую барыню, Феклушу;       в)Тихона, Варвару.

    Проверочный тест     по творчеству А. Н. Островского     ( пьесы «Гроза» и «Бесприданница»).
    1. Название пьесы А. Н. Островского, принесшей автору литературную известность:
    А) «Бедность не порок»                                          B) «Банкрот» («Свои люди – сочтемся!»)
    C) «Гроза»                              D) «Не все коту масленица»                    E) «Доходное место» 

    2. Действие какой пьесы А. Н. Островского происходит в городе Бряхимове:
    А) «Гроза»                           B) «Бесприданница»                       C) «Снегурочка»
    D) «Таланты и поклонники»                                                         E) «Бедность не порок»

    3. В какой пьесе А. Н. Островского действие происходит в течение суток?
    А) «Бесприданница»                      B) «Лес»             C) «Гроза»
    D) «Свои люди – сочтёмся»                                     E) «На всякого мудреца довольно простоты»

    4. Что хотел изобрести Кулигин?
    А) Машину времени                      B) Вечный двигатель
    C) Философский камень                D) Эликсир молодости                          E) Вечные часы

    5. Кто может «усмирить» Дикого?
    А) Его жена             B) Кабаниха            C) Феклуша               D) Варвара             E) Кулигин

    6. Как называется пароход Паратова, который он продает?
    А) «Быстрокрылый»          B) «Самолёт»            C) «Стрела»                      D) «Ласточка» 

    7. Как обманывает Вожеватов Робинзона?
    А) Обещает ему поездку в Париж                        B) Обещает ему купить новый костюм
    C) Обещает место актера в театре                        D) Обещает обучить его французскому языку
    E) Обещает ввести его в высшее общество

    8. В конце какой пьесы А. Н. Островского звучит громкий хор цыган?
    А) «Гроза»                                                  B) «Не всё коту масленица»
    C) «Не в свои сани не садись»                  D) «Снегурочка»                     E) «Бесприданница»

    9. Паратов продает свой пароход
    А) Кнурову           B) Карандышеву              C) Вожеватову             D) Гавриле        E) Огудаловой

    10. Паратов назвал Счастливцева Робинзоном, потому что
    А) Счастливцева высадили на необитаемый остров        B) Счасливцев потерпел кораблекрушение 
    C) Это его сценический псевдоним                            D) Он любит роман Д. Дефо «Робинзон Крузо»
    E) Он живёт изолированно

    11. Ниже приведено высказывание одного из героев драмы А. Н. Островского «Гроза»:
    «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры». Кому принадлежат эти слова?
    А) Кудряшу      В) Шапкину         С) Феклуше        D) Борису Григорьевичу            Е) Кулигину 

    12. «В Катерине мы видим протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца…», – так высказался о героине пьесы «Гроза» А. Островского:
    A) Н. Добролюбов      B) А. Дружинин        C) М. Антонович     D) Д. Писарев        E) И. Тургенев

    13. Какой из героинь пьесы А. Островского принадлежат слова: «Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»?
    A) Глаше            B) Феклуше               C) Варваре            D) Катерине                     E) Ларисе

    14. «Они правы, я вещь, а не человек», – говорит героиня пьесы А. Островского
    A) Катерина («Гроза»)                                              B) Липочка («Свои люди-сочтемся»)
    C) Лариса («Бесприданница»)                                 D) Варвара («Гроза»)

    15. «Вы погубили ее! Вы! Вы!» – в пьесе А. Островского «Гроза» этот упрек бросает
    A) Кудряш Кабанихе              B) Тихон Кабанихе
    C) Кулигин Кабанихе              D) Борис Дикому                       E) Варвара Кабанихе

    16. В конце пьесы Лариса принимает решение
    А) Стать содержанкой Кнурова                                              B) Вернуться к Карандышеву
    C) Покончить жизнь самоубийством                                      D) Стать актрисой
    E) Вернуться к прежней жизни

    17. Кому принадлежат слова: «Вот вам ваша Катерина. Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша; она теперь перед судией, который помилосерднее вас!»?
    А) Тихону            B) Борису             C) Кулигину                D) Кудряшу                        E) Варваре

    18. Кому Паратов говорит следующие слова: «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня, …, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно»?
    А) Кнурову           B) Вожеватову           C) Огудаловой          D) Гавриле          E) Карандышеву

    19. Кто такая Феклуша?
    А) Сестра Глаши                            B) Прислуга в доме Кабановых             C) Богатая купчиха
    D) Тётя Тихона                               E) Странница

    20. Кому принадлежат слова: «Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия, моя гордость не раз была оскорблена; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться»?
    А) Борису        B) Паратову                 C) Робинзону         D) Карандышеву                 E) Кудряшу

    21. Какой из героев говорит, что учился русскому языку у бурлаков?
    А) Паратов             B) Вожеватов           C) Кнуров               D) Кулигин             E) Карандышев
     
    22. Во время грозы Катерина 
    А) Встречается с Борисом                                     B) Признается в измене Тихону и свекрови
    C) Бросается в Волгу                      D) Берёт у Варвары ключ                     E) Расстаётся с Борисом

    23. Кому принадлежат слова: «Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну, что ж, дождетесь, поживете и на воле, когда меня не будет»?
    А) Кабанихе            B) Дикому             C) Огудаловой             D) Феклуше             E) Кулигину

    24. Кто из героев устраивает званый ужин в честь невесты:
    А) Паратов            B) Кнуров                C) Карандышев             D) Кудряш                E) Вожеватов

    25. Авторство какой пьесы не признавали за Островским?
    А) «Гроза»           B) «Бесприданница»             C) «Банкрот»        D) «Картина семейного счастья»
    E) «Таланты и поклонники»

    26. В пьесе А. Островского «Гроза» в Калинове «чужой» человек: A) Дикой
    B) Борис                  C) Кулигин                         D) Тихон                   E) Кудряш

    27. В прошлом Робинзон, персонаж пьесы А. Островского «Бесприданница», служил: 
    A) Актером          B) Трактирщиком          C) Учителем          D) Чиновником          E) Лавочником

    28. Ларисе Огудаловой в финале пьесы (А. Островский «Бесприданница») мстит оскорбленный 
    A) Паратов            B) Вожеватов                 C) Кнуров           D) Робинзон                E) Карандышев
     

    Категория: Литература | Добавил: Просмотров: 1 | Рейтинг: 1.0/1

  • Почему рассказ бежин луг так называется
  • Почему пьесу горе от ума можно назвать актуальной в 21 веке сочинение
  • Почему рассказ выстрел называется выстрел
  • Почему ранние рассказы горького называют романтическими
  • Почему пушкин считал чацкого неумным человеком сочинение рассуждение