Почему рассказ грибоедова называется горе от ума

алтапресс: это был гражданский романтизм ведущая барнаульская актриса о мудрости, голой смерти и феномене золотухина полвека на сцене

«Алтапресс»: «Это был гражданский романтизм» – ведущая барнаульская актриса о мудрости, «голой» Смерти и феномене Золотухина

Полвека на сцене – такой грандиозный юбилей в этом году отметила заслуженная артистка России, педагог Нина Таякина. В честь этого в ее родном Молодежном театре Алтая устроили творческий вечер. Altapress.ru артистка рассказала, как в студенчестве «сбегала» в Москву на спектакли с Высоцким, пряталась от билетеров, а также о работе с режиссерами и о феномене Золотухина.

Все должно быть на изломе

– Как прошел ваш творческий вечер?

– Мне трудно судить. Очень волновалась, много думала, нужен ли творческий вечер вообще? Но я влюблена в то, что делаю, и решила, что найдутся еще люди, которые смогут разделить это чувство со мной. Наверное, только так бывает у творческих людей.

Конечно, сложнее всего выступать, когда на тебя смотрят коллеги и ученики. Но мне потом сказали много хороших слов. Так что думаю, вечер прошел достойно.

– Бенефис можно назвать моноспектаклем?

– В какой-то мере так и получилось. Я читала отрывки из Тэффи, воспоминания о «Вишневом саде», стихи Беллы Ахмадулиной из цикла «Времена года», Мандельштама – кстати, по его произведениям раньше шла музыкально-поэтическая постановка.

Долго сомневалась, читать ли Мандельштама – это трагический поэт, к его стихам надо правильно подготовить зрителя. Но его темы гражданина и поэта созвучны с темой любого творчества. Когда на последних строчках все исчезает, остается только пространство, звезды и певец – метафора художника, который через века будет доносить до нас строки Гомера и красоту Микеланджело.

– Сегодня очень редко можно услышать стихи со сцены.

– Время такое. Я стараюсь смотреть по каналу «Культура» передачи, где молодые поэты собираются и читают свои стихи.

Когда мы были молодые, то устраивали в театре поэтические вечера. Читали алтайских поэтов, писателей. И, конечно, классиков – Гумилева, Ахматову, Цветаеву, всех подряд.

– А вы помните, какое стихотворение читали при поступлении в театральный вуз?

– Я читала своего любимого Лермонтова – «Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася?». Это из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Из современного – «Учительница Элькина» Евтушенко (из «Азбуки революции» – Прим.ред). Я трагическая актриса – мне нравится, чтобы все было на изломе.

– Как вы готовились к поступлению (Нина Таякина закончила Горьковского театральное училище – Прим.ред.)? Слушали, как читают стихи другие артисты? Или брали у кого-то «консультации»?

– Обычно у всех поступающих есть какая-то творческая база. Дети занимаются в театральных кружках при школах. В мое время ходили во Дворец пионеров, Дома культуры.

Но я готовилась сама. Просто читала так, как мне нравится. Не всегда и не у всех это получается хорошо. Поэтому иногда на вступительных экзаменах бывает очень весело. Одна знаменитая актриса рассказывала, как на вступительных она, «гэкая», плакала и падала на колени, а вся комиссия смеялась под столом.

Но все равно – когда готовишься сам, то и проявляешься ты сам, какой ты есть на самом деле. А опытный педагог обязательно рассмотрит игровую природу.

Я готовила то, что знала со школы. На уроках мы читали «Мцыри» Лермонтова – я уливалась слезами на моменте боя с барсом. Потом нашла другое стихотворение, которое мне тоже очень понравилось, я его ярко представляла. Но после Лермонтова на вступительных у меня все равно спросили: «А у вас что-нибудь девичье есть?».

Вообще мне больше нравилась мужская поэзия. И больше Ахматова, чем Цветаева. Хотя у Цветаевой – весь излом женской души. Может быть, я думала, что во мне меньше женственности, чем в ее стихах… Зрительный образ все-таки должен совпадать с поэтическим.

– А вы в юности были бойкой девушкой?

– Я была борцом. Выступала в школе против всякой несправедливости. Мне обязательно нужно было выхлестываться, проявляться каким-то образом.

– Но при этом вы любили книги.

– Я даже вела тетрадку, в которой писала, что прочитала, что понравилось, что запомнилось.

Иногда могла что-то от души сочинить, какой-нибудь «белый стих». Но не все записывала, к сожалению. Помню, на 70-летие мамы (а она всегда красилась в рыжий цвет) написала: «Цвет осени тебе идет».

Гражданский романтизм

– Вы уехали учиться в город Горький (сейчас Нижний Новгород – Прим.ред.), за тысячи километров от дома- не было страшно?

– Нет. А все потому, что было стремление быть похожими на своих героев. Иногда смотришь, как играет какая-то артистка и думаешь: «А я сделаю лучше» или: «Ну почему играет она, а не я?».

Я сначала поехала поступать в Ленинград, но не прошла. С этим опытом пришло понимание, что мои герои – недосягаемые небожители. Но я все равно хочу играть – и неважно, где.

В Горьковском училище я училась у Ривы Яковлевны Левите-Дворжецкой, ученицы Юрия Завадского, сокурсницы Эфроса. Она прожила 95 лет, выпустила много учеников. Недавно посмотрела ее биографию, там написано: «Среди воспитанников Левите – Александр Панкратов-Чёрный, Андрей Ильин и др». Так вот я – «и др.».

Из ее биографии узнала, что она после школы сначала поступила на юридический факультет, как и я. Не выдержала и ушла с третьего курса. А я – со второго. Она пошла в студию Завадского – я в училище. Дома у меня был скандал: как же так, из университета – и в училище!

Рива Яковлевна учила нас даже своим обликом – как она заходила в аудиторию, как выглядела, как говорила, как вела себя. Все это оставляло в нас след. Как говорила Аркадина в «Чайке» у Чехова: «Я никогда не выглядела фефелой, не распускала себя. Хоть пятнадцатилетнюю девочку играть». Вот Левите была такая. И судьба у нее, как у чеховской героини, трагическая – она похоронила своего сына, актера Евгения Дворжецкого.

Мне везло на педагогов – глубоких, мудрых. Я же сама не всегда себя так вела. Когда у Ривы Яковлевны случилось несчастье с сыном, я два года ей не звонила. Хотя до этого мы постоянно были в переписке, созванивались. Просто не знала, что сказать. А когда, наконец, позвонила, услышала ее голос в трубке: «Ой, Ниночка!». И мы очень долго разговаривали. И думаю – дура ты, дура, Ниночка, чего ждала, надо было раньше позвонить…

– А как сложилась судьба ваших однокурсников?

– Из девочек в артистки ушла только я. Другие стали преподавать, одна работала ведущей в филармонии. Мальчишки почти все ушли в режиссуру.

До сих пор переписываюсь с Александром Мюрисепом – он заслуженный артист, служит в Нижегородском театре драмы. Уникальный человек – играет роли, ставит спектакли, пишет книги.

– Есть ли у вас какие-нибудь теплые воспоминания об учебе?

– Как с подружкой на выходных ездили в Москву. От Горького до столицы – ночь на поезде. В субботу и воскресенье мы ходили на спектакли, а утром в понедельник возвращались на учебу. За два дня взахлеб могли посмотреть четыре-пять спектаклей.

– Куда ходили, что смотрели?

– Конечно, на Таганку. Прорывались туда с боем. Стояли на одной ноге на балконе.

Обычно в театр всегда пропускали студентов. Но однажды мы приходим на «Отелло» в театр на Малой Бронной, а нам говорят: «Мест нет!». А мы понимаем, что в другой раз на спектакль можем и не попасть.

И тут я вижу, что у входа стоит сам Эфрос и разговаривает с какими-то женщинами. Я снова подхожу к билетеру и говорю: «Я к Анатолию Васильевичу, мне к нему на минуточку надо!». Подхожу к ним, стою минуту-две. Эфрос раз на меня покосился, два, потом говорит: «Здравствуйте!», а я: «Ой, наверное, я вам мешаю, я отойду!» – и бегом в гардероб. А потом, дрожа, пряталась от контролеров по углам на втором этаже, ждала, пока поскорее выключат свет, чтобы занять какое-нибудь свободное местечко.

– В чем был феномен Таганки?

– Юрий Любимов (тогда он занимал должность главного режиссера – Прим.ред.) очень чутко чувствовал время. И подбирал актеров, в которых соединялись гражданственность, талант и веяния времени.

Тогда поэты собирали стадионы – Евтушенко, Вознесенский, Высоцкий. Молодежь страстно упивалась их стихами. Они были одержимы не желанием купить новую кровать, диван, квартиру, а бурлящей жизнью, творчеством. Я бы назвала это гражданским романтизмом.

Высоцкого я видела в роли Лопахина и Гамлета – конечно, этого забыть нельзя. Мне кажется, что сейчас так сложно найти хорошего исполнителя на роль Гамлета, потому что это должно быть соединение личности и того самого гражданского романтизма. Гамлет должен быть поэтом. Иначе все превратится в бытовую историю о том, как сын мстит за отца, без всякого философского звучания.

– А Золотухина видели на Таганке?

– Да, видела его в «Вишневом саду», он играл Петю Трофимова.

– Вы знали, что он ваш земляк?

– Не помню, не буду врать. Возможно, знала, но не принимала близко к сердцу. Но когда узнала его поближе – а я была педагогом его курса в Алтайском институте культуры – для меня он стал иконой русскости.

Его уникальный голос – это потрясение. Особенно хорошо Золотухин раскрывается в песнях. Когда он поет – такое ощущение, что можно кинуться к нему, обнять, поцеловать, просто и по-свойски, рассказать ему что-то свое – и он обязательно поймет.

– Есть такое устойчивое убеждение, что раньше артисты играли лучше. Вы с ним согласны?

– От поколения к поколению мир меняется, меняется и манера игры.

Даже театры в одно время предлагали разные манеры игры. Например, в «Современнике» говорили очень естественно, как в кино, ничего не наигрывая. В Таганке говорили громко, пафосно – звучание совсем другое.

Но что обидно – это 90-е годы, когда произошел разлом, потеря почвы под ногами, своей социально-гражданской идентичности. Я наблюдаю поколение мальчишек и девчонок, которые не следят за современностью. Мы знали всех своих современников, которые играли и в театре, и в кино – Высоцкого, Демидову, Румянцеву и других, восторгались ими. А они не знают своих артистов, но зато прекрасно знают голливудских. И уже воспитаны на западной манере игры.

Пошел другой тип актеров – сейчас мало таких «глыб», чтобы выдавались и ростом, и статью, и громким голосом. Сейчас артисты «помельче». Это не лучше и не хуже – они другие.

«Слепые» пионеры и «голая» Смерть

– Помните свой первый рабочий день в ТЮЗе (прежнее название Молодежного театра Алтая – Прим.ред.)?

– Это была осень 1971 года. Я зашла к главному режиссеру Владимиру Чернину, сказала, что закончила Горьковское театральное училище, вот мой красный диплом. Тут живут мои родители, жилья мне не надо. Нужна ли я вам тут? Он сказал: «Идите, оформляйте документы».

Меня сразу же стали вводить в спектакль «Вечно живые» на главную роль Вероники. Это стало моей «проверкой». Артисты удивились моей ретивости, тому, что я даже на репетициях все делала по-настоящему – и рыдала, и целовала. Я говорю: «Ну как учили, так и играю, иначе это будет вранье». И дальше пошло-поехало, много разные интересных ролей удалось сыграть.

Режиссер Михаил Бычков, который сейчас руководит театром в Воронеже, ставил «Бумажный патефон» по пьесе Червинского. Главной героине в произведении – 17 лет, а мне уже было 30. Прочитала пьесу дома, заплакала – потому что поняла, что это должна быть моя роль, но мне ее не дадут, по возрасту не подхожу. Но когда увидела распределение, была поражена – Бычков дал эту роль мне. Это было такое счастье! Я все думала – как он угадал, что я хотела именно ее?

– А как складывалась работа с другими режиссерами?

– Моим «крестным отцом» был Захар Китай. Он задал мне планку, дал актерский трамплин. Например, я сильно выросла в спектакле «Поэма о любви» – это история казахских Ромео и Джульетты. Помню, специально из Алма-Аты нам привезли красивые шапки, костюмы, украшения.

Для постановки пластики он пригласил Андрея Дрознина, с которым я потом училась в Щукинском училище на режиссерском факультете. Дрознин ходил с чемоданчиком, в котором были разные чаи, он себе заваривал для здоровья. Всегда был очень худым. Потом он стал настоящей звездой, ставил спектакли в Студии Табакова, Московском ТЮЗе, новосибирском «Глобусе», работал по пластике с актерами и студентами во многих театрах.

Потом Бычков поставил одиозный спектакль «Прости меня» по Астафьеву. Мы сыграли его всего два раза, и постановку закрыли.

История в постановке следующая – мальчик уходит на фронт, и за ним по пятам ходит Смерть. Когда его раненого положили в госпиталь, она снимает с себя бушлат, и зрители видят, как голая Смерть ложится рядом с ним. То есть, она, как женщина, хочет его соблазнить, забрать с собой. А я – медсестра Лида – ее прогоняю.

Обнаженная Смерть не понравилась крайкому партии. Хотя она не была совсем голой – актриса Елена Зотова (сейчас она работает в театре драмы) надевала телесные тонкие колготки и натягивала их выше груди, все было закрыто. Еще не понравилось, что в госпитале пионеры пели в черных очках. Задавали вопрос: «У нас что, пионерская организация слепа?». Режиссер не захотел ничего менять. Спектакль закрыли, а Бычков тут же подал заявление об уходе.

Мой муж, Виктор Захаров, подходил к театру как к дому. Все знали, что я не получу главную роль только потому, что я его жена. У него я исполнила только две главные роли, но одна из них – Раневская – роль всей жизни.

Так сложилось, что у меня сейчас осталась только одна роль в театре – бабушки в спектакле «Валентин и Валентина» Алексея Бурдыко. Свой столик в гримерке я делю вместе со своей ученицей Дашей Чиж, которая только пришла в МТА.

– Какими качествами обладает хороший режиссер?

– Талант, ощущение сегодняшнего времени. А про работу с актерами сложно сказать. Тактичность? Ерунда. Бычков иногда доводил меня до слез. Он не вмешивался в то, что я делаю. Но когда наступал момент, когда я не знала, как играть и спрашивала у него, он отвечал: «Ты играешь эту роль. Почему ты спрашиваешь? Делай». Я начинала рыдать, он смягчался: «Ну, давай думать».

Многие говорят, что режиссер должен быть еще и педагогом, но я считаю, что не всегда это уместно. Все-таки он должен знать, чего он хочет и попытаться разными способами это сделать. Тогда получится хорошо, даже если в работе есть неприятие, слезы и прочее.

– Самая главная пьеса всех времен и народов, по вашему мнению?

– Банально, но «Вишневый сад». Удивительно, что Чехов в свои 40 с небольшим смог написать Фирсу такие слова – «Прошла жизнь, словно и не жил». И до сих пор пьесу ставят, и ищут в ней что-то новое. А все потому, что написан «Вишневый сад» про человека – это самое важное.

Что известно о собеседнице

Нина Таякина родилась 2 апреля 1949 года в Барнауле.

В 1971 году окончила актёрский факультет Горьковского театрального училища, позже режиссёрский факультет Театрального училища имени Бориса Щукина.

Сразу после учебы стала работать в Алтайском ТЮЗе. К бесспорным актёрским удачам относятся роли Раневской в спектакле по пьесе Антона Чехова «Вишнёвый сад», Состраты в «Мандрагоре» Никколо Макиавелли, Счастливой в «Дамах с комедиями» Надежды Тэффи, Алёны Ивановны в «Преступлении и наказании» по роману Фёдора Достоевского.

В 1998 году Нине Васильевне Таякиной присвоено звание заслуженной артистки Российской Федерации.

Больше 15 лет работает педагогом по актерскому мастерству в Алтайском институте культуры. В 2021 году выпустила свой актерский курс.

Надежда Чехович

Источник: «Алтапресс»

­Жизненные идеалы фамусовского общества

А. С. Грибоедов написал свою известную комедию “Горе от ума” в первой половине XIX века, в самый разгар подготовки к Декабрьскому восстанию. В обществе уже преобладали революционные настроения. Оно как бы незримо разделилось на сложившееся к тому моменту дворянство и новых людей, несущих в массы передовые идеи. Сам Грибоедов принадлежал ко второму лагерю, поэтому главным героем произведения стал А. А. Чацкий.

И осуждает устоявшееся мировоззрение богатых чиновников.

Одним из таких московских дворян-помещиков был Павел Афанасьевич Фамусов, в чьем доме собирался весь бомонд города. Благодаря этому герою, вот уже более двух столетий существует выражение “фамусовское общество”. Кто же такие люди из круга Фамусова? Все они, без исключения, являются выходцами из знатных семей, а потому к людям, которые беднее относятся с презрением.

К крепостным у них и вовсе очень предвзятое отношение. Они для них “петрушки”, “чурбаны”, “фомки” и т. д. Сам Фамусов, обращаясь к своим работникам, говорит: “В работу вас! На поселенье вас!”

Эти так называемые московские дворяне кичатся своим патриотизмом, при этом ничего не делая ради страны. Даже свои чины они заслужили не бравым воинским долгом. Они коверкают русские имена на французский манер, носят платья по образцам заграничных модниц, читают французские книги, поют французские романсы.

Именно это осуждает в них Чацкий, которому неприятно видеть в своем окружении такой лже-патриотизм. К жизненным идеалам фамусовского общества можно также отнести безразличие к службе и негативное отношение к учению. Для них люди, занимающиеся наукой или творчеством, бесполезные для общества субъекты.

Как говорит Фамусов в отношении “сумасшествия” Чацкого: “Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений”. И все с ним охотно соглашаются.

Если быть точным, то век “минувший” в произведении Грибоедова представлен семействами Тугоуховских, Горичей, Хрюминых, престарелой мадам Хлестовой, Скалозубом, Загорецким и Репетиловым. Тугоуховские приезжают на бал к Фамусовым, чтобы найти “достойных” мужей своим дочерям. Горичи – давние приятели Чацкого, но он эту чету воспринимает с легкой иронией, оттого, что Наталья Дмитриевна умело подчинила себе мужа и сделала из него безвольного человека.

Графини Хрюмины: бабушка и внучка. Последняя в особенности не нравится Чацкому за едкую манеру замечаний и подражание французским модисткам. Мадам Хлестова – властная и своенравная старуха, прихватившая с собой собачку и девку-арапку.

Особое место в комедии занимают Скалозуб, Репетилов и Загорецкий. Первый избран Фамусовым в качестве мужа для дочери Софьи, так как он груб, необразован, неотесан, зато имеет хорошее материальное состояние и занимает “важный” пост. Загорецкий – бывший картежник, мошенник и вор, а Репетилов – бездумный болтун, которому, однако, повезло жениться на дочери богатого чиновника. С молчаливого согласия этих героев решаются судьбы других людей в комедии.

Таким образом, всех представителей фамусовского общества объединяет общность идеалов, к которым можно отнести косность, необразованность, боязнь прогресса, страх перед всем, что ново.

(No Ratings Yet)

Related posts:

  1. Каким обнаруживает себя Молчалин во время диалога с Чацким? Как он себя ведет и что дает ему право так себя вести? Молчалин циничен и откровенен с Чац­ким относительно своих жизненных воз­зрений. Он разговаривает, с его точки зре­ния, с неудачником (“Вам не дались чи­ны, по службе неуспех?”), дает советы съездить к Татьяне Юрьевне, искренне удивляется резким […]…
  2. ­Ум в понимании Чацкого и фамусовского общества В произведении А. С. Грибоедова “Горе от ума” центральное место занимает проблема ума или того, что под ним подразумевают разные люди, представители двух полярных сообществ. Сам писатель здравомыслящим в своем произведении называет только главного героя А. А. Чацкого – молодого дворянина, небогатого, но с прогрессивными взглядами и высоким […]…
  3. Новые веяния пришли в Россию после победы в войне 1812 года. Как всегда при внедрении новой идеологии, произошла поляризация высшего общества, а правительство консолидировало вокруг себя консервативные силы, которые были призваны бороться с вольнодумием. Именно это общество, которое не хотело и активно сопротивлялось переменам, и стало прототипом фамусовского общества для А. С. Грибоедова при создании […]…
  4. В комедии “Горе от ума” Грибоедов изобразил жизнь России после Отечественной войны 1812 г. Близкий по своим взглядам к декабристам, Грибоедов показал столкновение двух лагерей в русской общественной жизни: передового декабристского и старого крепостнического, “века нынешнего” и “века минувшего”. Изображая “век минувший”, Грибоедов вывел на сцену целую толпу обитателей дворянской Москвы. Это богатые и знатные […]…
  5. Комедия Грибоедова “Горе от ума” была создана в 1822 – 1824 годах. Она отразила современное автору положение в обществе. Через бытовой сюжет Грибоедов показал не только морально-нравственное состояние русского дворянства. Он нарисовал портрет общественно-политической жизни страны, расколотой на два лагеря: консерваторов и людей прогрессивных взглядов. “Горе от ума”, по сути, является первым русским реалистическим произведением. […]…
  6. Комедия “Горе от ума” дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силой развернулась в это время не только в Москве, но и по всей России, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотом старины. Фамусовскому обществу, твердо хранившему традиции “века минувшего”, […]…
  7. – Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! В эфире программа “Театр и жизнь”, и в гостях у нас сегодня режиссер театра им. Вахтангова Евгений Арбенин. Мы встречаемся с ним в связи со значимым событием – на днях состоялась премьера спектакля “Горя от ума”. Евгений Васильевич – режиссер-постановщик. – Скажите, пожалуйста, почему именно произведение Грибоедова? – Добрый день, уважаемые […]…
  8. 1. История создания комедии “Горе от ума”. 2. Причина разногласий между представителями “века нынешнего” и “века минувшего”. 3. Бессмертие комедии А. С. Грибоедова. А. С. Грибоедов создал комедию “Горе от ума” в начале XIX века. В те годы на смену порядкам екатерининской эпохи стали приходить новые веяния, появились в русском обществе иные люди, с передовыми […]…
  9. Благородный муж думает о должном. Низкий человек думает о том, что выгодно. Конфуций Комедия “Горе от ума” была завершена А. С. Грибоедовым к осени 1824 года. Произведение поставило писателя в один ряд с первыми поэтами страны. И действительно, нельзя поспорить с гениальностью этой комедии – в ней полностью раскрываются самые важные проблемы России XIX века. […]…
  10. Век нынешний и век минувший Сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” была написана в 1824 году. Она создавалась во времена, когда у людей одно мировоззрение менялось на другое. Люди “века минувшего” продолжали жить по старым устоявшимся законам, а люди “века нынешнего” стремились к новым переменам. К представителям “века минувшего” относились Фамусов и окружающее […]…
  11. Александр Сергеевич Грибоедов написал первую реалистическую комедию в русской литературе. В название каждого произведения вкладывается какой нибудь смысл. Название комедии “Горе от ума” отражает жизненную драму главного героя – Александра Андреевича Чацкого. Чацкий очень умный и образованный человек, но это не приносит ему счастья. Он возвращается к любимой девушке, но она предала его и уже […]…
  12. Школьное по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. В комедии Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” изображена жизнь общества в России первых двух десятилетий девятнадцатого века. Грибоедов ярко и полно показал борьбу старого с новым, борьбу нового поколения со старыми крепостническими устоями общества. Главным персонажем, который представляет новое поколение является Александр Андреевич Чацкий, который […]…
  13. Женские образы Сатирическая комедия Александра Сергеевича Грибоедова, “Горе от ума”, была написана в первой половине девятнадцатого века. В это время все поклонялись чужой моде, языку и культуре, подражали Европе, в основном Франции. В обществе отвергали учение, книги, судили человека по богатству и количеству крепостных. Московские дворянки представлены Натальей Дмитриевной Горич, Анфисой Ниловной Хлестовой, графиней Тугоуховской […]…
  14. ­Достойна ли Софья любви Чацкого Комедия “Горе от ума”, написанная А. С. Грибоедовым в первой половине 19-го века, несомненно, является произведением большого социального значения. Главный герой комедии, Александр Андреевич Чацкий противопоставлен лагерю представителей фамусовского общества, а именно обществу людей “минувшего” века. Он без страха и сожаления один идет наперекор московским чиновничьим семьям, открыто насмехаясь над […]…
  15. ­А судьи кто? После Отечественной войны 1812 года в России наступила полоса мрачной правительственной реакции. Общество раскололось на представителей века “минувшего” и на людей с новыми устремлениями в будущее. К первым можно отнести так называемое “фамусовское общество” из произведения Грибоедова “Горе от ума”, а ко вторым Александра Андреевича Чацкого – человека умного, сумевшего выступить против […]…
  16. Проблема ума в комедии О своем произведении “Горе от ума” А. С. Грибоедов писал: “В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека”. Одно только это выражение характеризует смысл книги. Мы понимает, что речь пойдет об извечной проблеме ума и глупости. Для своего времени это была передовая комедия, пропагандирующая новое движение. Главный герой по своим […]…
  17. ­Конфликт двух эпох Читая комедию А. С. Грибоедова, мы становимся свидетелями столкновения двух эпох, которое происходило на самом деле в России начала 19-го века. Это конфликт между “веком нынешним” и “веком минувшим”. Нельзя сказать, что данная тема утратила свою актуальность. Ведь конфликт поколений был и будет всегда. Однако Грибоедов показал его с точки зрения передового […]…
  18. В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” со­здан великолепный обобщенный образ барской Москвы начала XIX века. С первых страниц ав­тор вводит нас в быт дворянской семьи, знакомит с нравами дворянского общества, приоткрывает взаимоотношения действующих лиц. Первые сцены в доме Фамусова знакомят нас с одними героями (Фамусов, Софья, Молчалин, Лиза) и подготавливают появление других (Скалозуб, […]…
  19. ­За что и против чего борется Чацкий Комедию “Горе от ума” Александр Сергеевич Грибоедов написал после Отечественной войны 1812 года и незадолго до Декабрьского восстания в стране. Таким образом, произведение в полной мере передает настроения, витавшие в воздухе в тот период. Общество фактически раскололось на два оппозиционных лагеря. К первому относились люди “минувшего века” – […]…
  20. ­Смешон или страшен Молчалин Появление в начале 19-го века комедии Грибоедова “Горе от ума” открыло новую веху в истории русской литературы. Все созданные писателем персонажи имеют не только литературное, но и общественное значение. Герои комедии разделены на два лагеря: “век минувший” и “век нынешний”, но есть и такие, которых некуда отнести. Например, Молчалин Алексей Степаныч, […]…
  21. Павел Афанасьевич Фамусов – одно из главных действующих лиц комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. Фамусов – московский барин, отец Софьи и давний друг отца Чацкого. Именно в его доме разворачиваются события пьесы. Павел Афанасьевич – вдовец, он очень сильно любит свою дочь, заботится об ее воспитании и подыскивает для Софьи достойного жениха. У […]…
  22. ­Помогает ли человеку книга лучше понять себя “Чтение – вот лучшее учение” – говорил еще Александр Сергеевич Пушкин. Литература помогает человеку узнать что-то новое, интересное, расширить свой кругозор, решить какие-то свои проблемы, а самое главное, познать себя. Книги, которые до нас дошли из далеких времен являются отражением всего жизненного опыта прошлых поколений. Многие из них […]…
  23. ­В чем вина и беда Софьи В комедии А. С. Грибоедова представлены новые московские дворяне 19-го века, для которых цену имеет только высокое положение в обществе и наличие весомых чинов. Автор умело показывает конфликт между помещиками-крепостными с молодым, позитивно-мыслящим поколением. Это столкновение двух лагерей: века “минувшего” и века “нынешнего”. Защищая свои меркантильные интересы и личный […]…
  24. ­Письмо Софье Уважаемая Софья Павловна, пишу это письмо в ответ на Ваши предыдущие письма с рассказом о сложившейся ситуации в Вашем доме. Я долго думала, как Вам помочь и что посоветовать. Увы, мне кажется, что человек, в которого Вы сейчас влюблены, недостоин Вас и преследует только свои цели, хотя я могу и ошибаться. Я знаю, […]…
  25. Одним из главных персонажей великого творения Грибоедова “Горе от ума” является Фамусов. Это очень яркий и запоминающийся герой, поэтому не могу не описать его образ и характер. Полное имя – Павел Афанасьевич Фамусов. Это очень богатый человек, который является управляющим в государственном учреждении. Он все время пользуется своим высоким положением как в обществе, так и […]…
  26. Чацкий и Фамусовское общество В сатирической комедии Александра Сергеевича Грибоедова описывается дворянское общество 10-20 годов XIX века. Главный герой произведения Александр Андреевич Чацкий – молодой, благородный, честный и свободомыслящий человек. В комедии он противопоставлен не только отдельным персонажам, но и всему фамусовскому обществу, которое жило по традициям “века минувшего”. Фамусов, в доме которого развивались события, […]…
  27. В пьесе “Горе от ума” несколько конфликтов, тогда как необходимым условием классицистической пьесы было наличие только одного конфликта. “Горе от ума” – комедия с двумя сюжетными линиями, и на первый взгляд кажется, что в пьесе два конфликта: любовный (между Чацким и Софьей) и общественный (между Чацким и фамусовским обществом). Пьеса начинается с завязки любовного конфликта […]…
  28. Все действие драмы происходит в Москве в доме Фамусова, где собственно и живет наш персонаж. Автор не дает полного описания его внешности, но по небольшим фразам мы можем понять, что Фамусов – пожилой человек, тучный, громкоголосый, с седыми как пепел волосами “…Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем, однако бодр и свеж, и дожил до […]…
  29. Чацкий Александр Андреевич является главным персонажем комедии Грибоедова “Горе от ума”. Возвратившись к себе на родину, в дом Фамусова, где когда-то повстречал свою первую любовь, он с надеждой пытается вернуть чувства Софьи, которая к тому моменту его уже не любила. Встретив на своем пути ложь, обман, лицемерие, необразованность, он яростно начинает высказывать свое мнение об […]…
  30. 1. Московский “свет” дорожит своим дворянством, надежно охраняет крепостнические идеалы. Грибоедов подчеркивает жестокость помещиков по отношению к крепостным. “Чужие” – Молчалин, Загорецкиий – должны лицемерить, угождать, притворяться. 2. Представители Фамусовской Москвы относятся к службе как к средству “чины добывать”, “награжденья брать и весело пожить”. 3. Главной человеческой ценностью в московском свете является “золотой мешок”, а […]…
  31. Главными героями комедии “Горе от ума” являются Чацкий и Фамусов. А. С. Грибоедов показывает столкновение ума Чацкого и глупости фамусовского общества. Фамусовское общество характеризуется лживостью, глупостью, невежеством и нежеланием преодолеть свои недостатки. Это доказывают многие эпизоды комедии. Главный идеолог Фамусов говорит: Скажи-ка, что глаза ей портить не годится И в чтеньи прок-от не велик: Ей […]…
  32. Героиня пьесы Грибоедова ”Горе от ума” Софья представлена в произведении достаточно неоднозначно. Ее образ, действительно, противоречив. В чем же заключается это противоречие? С одной стороны, на нее оказывала большое влияние среда, в которой формировались ее идеалы. Она была воспитана Фамусовским обществом и во многом усвоила правила жизни и поведения этого мира. Один из таких идеалов-”муж-мальчик, […]…
  33. Главной темой пьесы “Горе от ума” является конфликт сильной личности с обывательскими взглядами окружающего общества. Наиболее ярко это показано на примере фамусовского дома. В тишину этого дома Чацкий пришел со своими бурными и искренними чувствами. Он оказался незваным гостем в обществе, где все построено на притворстве и лжи. Софья прячет свою любовь к Молчалину, отец […]…
  34. В чем не совпадают воззрения на жизнь Чацкого и “фамусовского общества”? Охарактеризуйте обще­ственные и нравственные идеалы различных героев. Откровенная безнравственность бюрократа-приспособленца Молчалина, бездуховность “силовика” Ска­лозуба – все это российская реальность, которую чи­новник, военный и мыслитель Грибоедов знал изнутри. Знал он и “привозные” романтические идеи, которы­ми переполнен вернувшийся из-за границы Чацкий. Писатель отдает им должное, показывает […]…
  35. В своем монологе Чацкий задевает многие вопросы общества 19 века. В начале монолога Чацкий говорит о старых суждениях, о том, что мировозрение людей все еще не поменялось” со времен Очаковских и покоренья Крыма”. Далее, он указывает на неправильные моральные ценности” фамусовского общества” , говоря, что богатые наживают себе богатство воровством и затыкают рот всем тем, […]…
  36. А. С. Грибоедов не случайно подбирает Фамусову его фамилию. На латыни “фама” звучит как “молва”, а “фамосус” на латыни значит “знаменитый”. Зная это, каждый читатель уже с первых строк произведения понимает, что речь идет о важной персоне, занимающей высокое положение в обществе. Титулованный помещик, богатый барин, состоящий в родстве с именитым вельможей Максимом Петровичем, Павел […]…
  37. Характеры Чацкого и Молчалина противопоставлены друг другу. Чацкий, несомненно, главный герой комедии, потому что именно с его появлением начинают развиваться события в доме Фамусова. Чацкий по своему происхождению небогатый человек, но это для него не главное. Другие говорят о нем хорошо: “Кто так чувствителен и весел, и остер…”. Раньше он служил чиновником, но бросил службу, […]…
  38. Чацкий приезжает в Москву, надеясь на большие перемены, произошедшие в обществе, и оставшуюся прежней Софью. Но оказывается в совершенно иной ситуации. Софья прошедшее все обратила в смех, зато в городе все осталось неизменным. Чацкий не сразу замечает перемену, произошедшую с Софьей. Ради нее, после стольких лет он приехал в Москву, которая никогда его не прельщала, […]…
  39. Комедия “Горе от ума” Грибоедова изначально несла в себе несерьезный, комедийный характер. Но в конце произведения становится ясно, что оно драматическое и несет в себе глубокий смысл. Выражение “горе от ума” звучит несколько парадоксально, ведь какое может быть горе от того, что человек умен и образован? А оказывается, что может! И Александр Сергеевич Грибоедов отлично […]…
  40. Свою комедию Грибоедов писал на протяжении нескольких лет. Автором велось безустанное наблюдение за тенденциями развития общества и его стремлениями. Результатом этих наблюдений стало написание гениального творения “Горе от ума”, отражающего взаимодействие и Противоречие представителей таких миров, как приспешники феодализма и прогрессивное дворянство. Защитникам крепостничества не удается никак смириться с тем фактом, что время рабства кануло […]…

Сочинение на тему: Жизненные идеалы фамусовского общества в комедии Горе от ума Грибоедов

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».

Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

Произведение Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» стало бессмертно, оно остаётся актуальным на протяжении многих лет. В нем автор будто предвидел обстоятельства в обществе после военной кампании тысяча восемьсот двенадцатого года. Произошло разделения высшего света на две части. У каждой были свои интересы, понятия и взгляды на жизнь. Грибоедов очень четко и точно передал противостояние двух сообществ в своем произведении. Главными героями, которые отображают все общество в целом, являются Чацкий и Фамусов.

Если оценивать ситуацию со всех возможных сторон, то оба героя, Фамусов и Чацкий, в какой-то степени правы. Их разум живёт и развивается, только у каждого это происходит по своему. Каждый из них индивидуальная личность.

Фамусов живёт только прошлым. Все, что не соответствует его нормам и понятием является для него диким и не привычным.

Чацкий же наоборот живёт мыслями о будущем и стремится к познанию и чему то новому. Чацкий грамотно распределяет приоритеты и отдает предпочтения в первую очередь человеческим качествам, деньги, положение в обществе для него стоят на второстепенном плане.

Как мы видим мнения и взгляды Чацкого и Фамусова заметно различаются, но все же у них есть общая черта, они оба дворянского происхождения. Но тут тоже идут противоречия Чацкий стремится к познаниям, он на стороне просвещения, Фамусов же напротив отрицает все, что связано с просвещением и образованием.

Фамусов боится, что нормы, которые устоялись за длительный промежуток времени, вдруг распадутся. Чацкий же выступает за то, что бы сменить устоявшиеся нормы на новые.

Кульминационный сценой произведения Александра Грибоедова в произведение «Горе от ума» это спор между двумя главными героями. Суть спора состоять в том, что положение в обществе не должно никаким образом влиять на характер и поведение человека. Положение в обществе и поставленный определят только трудовую деятельность человека. Поэтому дворяне должны служить делу, не ставив себя выше других. Такую позицию выдвигает Чацкий, соответственно Фамусов отрицает ее.

Мы уже увидели, что взгляды на людей и их обязанности у героев разные. А какие же у них взгляды и отношения к семейным ценностям?

Фамусов считает, что чувства в отношениях это лишняя и совсем не нужная вещь. Ему важны не личностные качества человека, с положение в обществе и благосостояние. Богатый муж, в достатке с высоким чином в обществе, все это является залогом счастливой жизни в браке.

Позиция Чацкого сильно отличается от позиции Фамусова. Для него прежде всего важны человеческие чувства и эмоции. И семьи без любви и чувств не существует. Деньги это второстепенная дополняющая часть жизни, но никак не главная.

Вариант 2

Одна из наиболее распространённых проблем в человеческом обществе, есть, и будет оставаться конфликт поколений. Эта проблема будет преследовать человечество на протяжении всего его существования, так как этого попросту не избежать. Дело вот в чём, ведь, как и старому поколению, невозможно уступить молодым новаторским идеям, которые как бы разрушают устоявшийся устой консерваторской жизни, так и молодому поколению, которое стремится в бой, не очень хочется уступать старым консервативным законам, и таким образом мы получаем достаточно запутанную замкнутую систему конфликтов, выхода из которой ещё не разу не находили. Прекрасным примером описания данной проблемы послужит произведение Грибоедова “Горе от ума”.

В своём произведении автор описывает данную проблему достаточно подробно, однако, не напрямую, а через тонкую пелену юмора и классического литературного языка. В нём автор рассказывает нам историю молодого человека – Чацкого, который рассказывает о своём новаторском мышлении приверженному консерватору – Фамусову, а тот в свою очередь не принимает его философии, и вместе с ним не принимает его и люди окружающие Фамусова, так как представляют собой олицетворение консерваторов и сложившихся устоев. Таким образом, мы видим конфликт обществ Фамусова и Чацкого, в котором Чацкий представляет новое поколение, которое стремиться к прорывам, и поколение старое, Фамусовское.

Чацкий и Фамусов, как ни странно, два абсолютно противоположных человека, чьи взгляды и убеждения разительно отличаются. Если Чацкий считает, что необходимо всеобщее просветление, научное развитие, и развитие собственной личности и интеллекта в частности, то Фамусов, член общества старых ценностей и закалки, считает что всё новое, как правило, несёт за собой невзгоды и проблемы, которые Фамусов в его возрасте видеть не хочется. Также Фамусов придерживается данного мнения, потому что он попросту боится потерять под быстрым ходом нового то, что он уже имеет, и чего он так долго добивался. Чацкий же пытается переубедить его в этом, приводя в аргументы все блага нового устоя жизни, однако Фамусов лишь высмеивает его, благодаря чему Чацкого принимают лишь за сумасшедшего, и больше Чацкий решает не бороться с консервативными взглядами этих людей.

  • Описание местности — сочинение

    У каждого человека есть места, которые ему особо дороги. Воспоминания о них не стираются в течение всей жизни и согревают душу на протяжении многих лет. Одним из таких мест, несомненно, является малая Родина

  • Которая изображает жизнь страны после Отечественной войны 1812 года. Это жизнь, где столкнулись два лагеря. Первый лагерь — это передовой, декабристский взгляд, новый взгляд на жизнь, на ее устои. Второй лагерь — дворянство, или век минувший, они же фамусовское общество. Как раз об идеалах фамусовского общества мы и поговорим в , рассмотрев как нравственные, так и жизненные их идеалы.

    Чтобы понять, каковы идеалы в фамусовском обществе, выделить их идеалы и ценности, достаточно познакомиться с произведением Грибоедова. В нем автор, изображая век минувший, создает образы знатных дворян Москвы, что называют себя тузами, они же и являются представителями фамусовского общества.

    Жизненные идеалы фамусовского общества

    Кем же является человек из этого круга и каковы их жизненные идеалы? Здесь мы видим лишь богачей, знатных дворян, так сказать, бомонд столицы. Все они выходцы из знатных семей, а идеалы этих людей просты и понятны.

    Для этих людей важны только деньги, с помощью которых и чины можно получить, и ордена. Это люди, которые не славятся заслугами перед Отечеством, для них гражданский долг ничего не значит, главное, чтобы жених имел кошелек потолще и тогда это будет уважаемый человек. Фамусов, рассказывая об идеалах человека, так и говорит, будь плохонький, но если наберется душ тысяч две родовых, тот и жених. Так, Скалозуб был хорошей кандидатурой в женихи, ведь в генералы метит, к тому же еще и золотой мешок. Но если денег нет, если человек беден, тогда фамусовское общество будет относиться к нему с презрением. О крепостных и вовсе можно не говорить, ведь их вообще за людей не считают, называя их чурбанами и фомками. Опять же, чтобы бомонд зауважал, нужны богатства. Так например, Татьяна Юрьевна уважаемая, потому что богатые балы устраивает.

    Нравственные идеалы фамусовского общества

    Если говорить о нравственных идеалах и взглядах в фамусовском обществе, то здесь для Фамусова является идеалом его дядя, которого он всем ставит в пример. Его дядя служил еще при Екатерине, но свое место при дворе он получил не с помощью каких-либо талантов или заслуг. Он просто жертвовал затылком, его шея просто часто гнулась в поклонах. Что самое страшное, многие представители данного окружения точно также получают почет и богатство. Тот же Сколозуб не лучше. По его рассказу в 1813 году он просто отсиделся в укрытии, а после столь выдающегося подвига получил медаль, теперь и генеральский чин ожидает.

    Идеал фамусовского общества точно не просвещение, ведь просвещенность и учение для них подобно чуме. Люди, что занимаются науками и творчеством — бесполезные люди для общества. Фамусов считает, что образованность только вредит, поэтому он бы все книги попросту спалил. А сами они даже газет не читают.

    Фамусовское окружение — это еще и лжепатриоты. Они только и говорят о патриотизме, сами же ничего не делают для страны. Чины хоть и имеются, но они не заслужены при исполнении воинского или гражданского долга. В их разговоре постоянно слышатся иностранные слова, они слушают французские романсы, они следуют французской моде.

    Основной конфликт комедии – противоречие между «веком нынешним и веком минувшим» – отражен в спорах представителей этих «веков» с их разными взглядами, противоположными убеждениями. Именно поэтому главные герои, Чацкий и Фамусов, пространно рассуждают по проблемам современности, приводя доводы, доказывая свою правоту. Это позволяет читателю глубже вникнуть в суть разногласий, возникших между косным, консервативным дворянством и передовыми людьми эпохи 10-20-х годов XIX века.

    Александр Чацкий в комедии «Горе от ума» – это образ человека, который по своим убеждениям и взглядам близок будущим декабристам. В соответствии с нравственными принципами декабристов, человек должен воспринимать проблемы общества, как свои личные, иметь активную гражданскую позицию, что и отмечается в поведении Чацкого, который высказывает свое мнение, вступая в конфликт со многими представителями московского дворянства.

    Прежде всего, сам Чацкий заметно отличается от всех остальных героев. Это очень образованный человек с аналитическим складом ума; он красноречив, одарен образным мышлением, что возвышает его над косностью и невежеством московского барства. Он сожалеет об утрате национального самосознания русских и говорит об этом в монологе, начинающемся словами «В той комнате незначущая встреча…»(Грибоедовым была использована именно такая форма слова, хотя сейчас мы пишем «незначащая»). Чацкий напоминает о необходимости сохранения русского языка и культуры:

    Чтоб умный, бодрый наш народ
    Хотя по языку нас не считал за немцев.

    Столкновение главного героя с московским обществом происходит по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, к государственной службе, к отечественной науке и культуре, к образованию, национальным традициям и языку. Например, Чацкий говорит, что он «служить бы рад, прислуживаться тошно». Значит, он не станет ради карьеры льстить, угодничать, унижаться. Он хотел бы служить «делу, а не лицам» и не желает искать развлечения, если занят делом.

    В стане его противников другие мнения: Молчалин мечтает «и награжденья брать, и весело пожить», Скалозуб рвётся в генералы, а у Фамусова «что дело, что не дело… подписано, так с плеч долой». О собственной занятости важный чиновник рассказывает в монологе «Петрушка, вечно ты с обновкой…», когда записывает предстоящие в ближайшее время дела. Там перечислены званые обеды, похороны, крестины, наиболее важные дела на предстоящей неделе, но не упоминается о каких-либо столичных или государственных задачах.

    Фамусов и его сторонники объединяются в борьбе против Чацкого, так как они не терпят посягательств на устои самодержавно-крепостнического строя. Они хотят сохранить неограниченную власть помещиков над крестьянами, а Чацкий возмущён, что «Нестор негодяев знатных» распродал крепостных актёров-детей, чтобы частично рассчитаться с долгами. Московских дворян раздражают стремления к знаниям, образованность, способность мыслить самостоятельно, поэтому людей, подобных Чацкому, они считают опасными, а в книгах видят главное зло: «Забрать все книги бы да сжечь!»

    Павел Афанасьевич Фамусов – защитник «века минувшего», московский барин, чиновник. Он достаточно богат и знатен, является управляющим государственного учреждения, поэтому имеет вес в обществе. Фамусов – фигура важная, человек авторитетный, солидный, с собственной идеологией и жизненной позицией. Он уверен, что высокого статуса и успешного продвижения по служебной лестнице следует достигать любыми средствами: сгибаться в поклонах перед начальством или представителями власти, льстить, выступать при необходимости в роли шута, как поступал его дядя, Максим Петрович, добившийся расположения царицы простым падением на скользком паркете. Об этом Фамусов пространно рассуждает во втором действии:

    Вот то-то, все вы гордецы!
    Спросили бы, как делали отцы?
    Учились бы, на старших глядя:
    Мы, например, или покойник дядя…

    Отношение к службе у Фамусова такое же, как и у его дяди, то есть высокий чин должен приносить ему личную выгоду. Должность управляющего нужна, чтобы и самому хорошо жить, и родственникам покровительствовать:

    При мне служащие чужие очень редки;
    Все больше сестрины, свояченицы детки.

    Поэтому и награды или денежные вознаграждения достанутся им же:

    Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
    Ну как не порадеть родному человечку!

    В беседах с Чацким Фамусов открывает свои принципы и суждения о жизни и людях. Человека он, как и другие московские господа, ценит за богатство, знатность и чин. Жениха дочери он выбрал бы именно по этим признакам: или «золотой мешок, и метит в генералы», или имеет «душ тысячки две родовых».

    А.С. Грибоедов отводит Фамусову особую роль в развитии конфликта комедии. Это «двигатель» действия в произведении, потому что постоянно «подбрасывает дрова в топку», вызывая у Чацкого стремление спорить, так как у них во всём противоположные мнения, поэтому конфликт между «веком минувшим» и «веком нынешним» усугубляется. Фамусов не только поучает молодых, но и судит Чацкого за его «оплошности»: за нежелание находить выгоду в службе, за неумение получать доходы от крестьянских хозяйств, за вредную увлечённость науками («ученье – вот чума…»). И причисляет Чацкого к опасным людям из-за его вольнодумства. В этом важного господина поддерживают все представители светского общества, приехавшие к нему в гости.

    Фамусов является одним из тех судей, про которых говорится в монологе Чацкого «А судьи кто?», где герой критикует не только невежество большинства представителей дворянства, но и нравы помещиков, чиновников. Далее автор комедии предоставил читателям возможность убедиться, что Фамусов, уверенный в собственной непогрешимости и строго осуждающий Чацкого или других молодых людей, сам нарушает законы, как и многие его сторонники. Система чиновничьей вседозволенности, безнаказанности, круговой поруки давала Фамусову возможность чувствовать себя хозяином в Москве.

    Созданный Грибоедовым образ московского барина позволяет увидеть типичность данного характера для дворянского общества в современной автору России. Это подтверждается и поучительными монологами Фамусова, которые он произносит от имени всех своих единомышленников. Фамусов является также антиподом Чацкому и движущей силой в развитии конфликта комедии.

    Чацкий — это представитель малочисленной группы передовой дворянской интеллигенции, но его монологи гораздо более убедительны и содержательны. Однако обличительные речи этого героя гости Фамусова слушать не хотят, так как Чацкий высказывает свои мнения перед теми людьми, кто ни о каких реформах и думать не хотел. Именно поэтому люди с прогрессивными взглядами, размышляющие об изменениях в общественно-политической жизни России, объединялись в тайные общества, целью которых было, например, создание Конституции, а также борьба за отмену крепостного права.

    Рецензии

    Ой, Шарманщик, спасибо Вам огромное! Только есть тут некоторые «великие литературоведы» типа Н.А., которые зеленеют от злости, читая мои статьи. У них, видите ли, правильный взгляд, а у меня, по их мнению, нет. Однако имеется уже множество противоположных тому мнений от читателей, от учителей литературы, которые готовы предложить детям в помощь мои работы. Так что пусть бесятся те, кому нужна их особая идеология, а у меня есть такие союзники, как Вы и другие думающие люди, ради которых и пишу.
    Огромная Вам моя признательность. Сегодня почитаю Ваши работы.
    Всех Вам благ. С уважением

  • Почему рассказ гроза так называется
  • Почему рассказ гранатовый браслет так называется
  • Почему рассказ гранатовый браслет начинается с описания осеннего пейзажа
  • Почему рассказ гамлет щигровского уезда так назван
  • Почему рассказ господин из сан франциско так называется