Почему рассказ горе от ума так называется

сочлись родней; оказалось, что князь знал свою родословную довольно хорошо; но как ни подводили, а между ним и генеральшей не

«Сочлись родней; оказалось, что князь знал свою родословную довольно хорошо; но как ни подводили, а между ним и генеральшей не оказалось почти никакого родства. Между дедами и бабками можно бы было еще счесться отдаленным родством.» (часть 1 глава V)

Действительно ли князь Мышкин получает наследство?

Да, князь Мышкин получает неожиданное наследство якобы в размере 1.5 миллиона рублей. Но на деле сумма оказывается преувеличенной. В итоге наследство Мышкина составляет немногим более 100 тысяч рублей.
Кто оставляет наследство князю Мышкину?

Наследство князю Мышкину оставляет его тетка.

Каким способностями якобы обладает князь Мышкин?

Князь Мышкин обладает «даром предвидения», но это дар не мистический, а основанный на глубоком понимании психологии человека. Князь Мышкин словно «насквозь видит людей». Он, например, предсказывает страшную развязку истории Рогожина и Настасьи Филипповны.

Почему князю Мышкину нельзя жениться?

По словам самого князя Мышкина, он нездоров, поэтому не может жениться:

«– Я не могу жениться ни на ком, я нездоров, – сказал князь.» (часть 1 глава III)

Кого из сестер Епанчиных любит князь Мышкин? 

Князь Мышкин любит Аглаю Епанчину, младшую из трех сестер Епанчиных. 

Любит ли Аглая князя Мышкина?

По мнению ее родных, Аглая любит князя Мышкина:

«– И по моему, ясно. Ясно как день. Любит. 

– Мало того, что любит, влюблена! – отозвалась Александра Ивановна.» (часть 4 глава V) 

Почему Тоцкий хочет избавиться от Настасьи Филипповны? Почему он боится ее?

Господин Тоцкий хочет избавиться от Настасьи Филипповны, чтобы самому спокойно жениться на другой девушке, например, на Александре Епанчиной. Пока Настасья Филипповна не замужем, Тоцкий боится, что она не даст ему жениться, что она из мести расстроит его свадьбу. Почему она вообще захочет мстить ему? Потому что Тоцкий сломал ей жизнь, когда несколько лет назад совратил ее, еще юную девушку (см. История жизни Настасьи Филипповны). Теперь трусливый Тоцкий хочет сначала выдать замуж ее, чтобы со спокойной душой жениться на другой: 

«Он боялся – и даже сам не знал чего, просто боялся Настасьи Филипповны.» (часть 1 глава IV)

За какую сумму Рогожин пытается «торговать» Настасью Филипповну? Сколько денег он предлагает за нее?

Сначала Парфен Рогожин пытается «выкупить» Настасью Филипповну за в 18 тысяч рублей, затем цена поднимается до 40 тысяч. В конце концов Рогожин предлагает за Настасью Филипповну 100 тысяч рублей и вскоре приносит ей обещанные деньги.

«– А коли так – сто! Сегодня же сто тысяч представлю! Птицын, выручай, руки нагреешь! <…> 

– Так не вру же, будут! К вечеру будут. Птицын, выручай, процентная душа, что хошь бери, доставай к вечеру сто тысяч; докажу, что не постою! – одушевился вдруг до восторга Рогожин.» (слова Рогожина, часть 1 глава X)

Сколько денег Настасья Филипповна бросает в камин?

Настасья Филипповна бросает в камин сто тысяч рублей:

«– …Видишь ты эту пачку, в ней сто тысяч! Вот я ее сейчас брошу в камин, в огонь, вот при всех, все свидетели! Как только огонь обхватит ее всю, – полезай в камин, но только без перчаток, с голыми руками, и рукава отверни, и тащи пачку из огня!» (часть 1 глава XVI)

Кого любит Настасья Филипповна?

Настасья Филипповна любит князя Мышкина:

«– …Другого она любит, – вот что пойми! Точно так, как ее люблю теперь, точно так же она другого теперь любит. А другой этот, знаешь ты кто? Это ты! Что, не знал, что ли? 

– Я! 

– Ты. Она тебя тогда, с тех самых пор, с именин то, и полюбила. <…>  

Она от тебя и убежала тогда, потому что сама спохватилась, как тебя сильно любит.» (диалог Рогожина и князя Мышкина, часть 2 глава III) 

Почему князь Мышкин выбирает Настасью Филипповну?

Мышкин выбирает Настасью Филипповну из жалости. Он готов быть с ней из жалости, чтобы залечить ее душевные раны. Однако Настасья не принимает такую подачку и перед церемонией венчания сбегает от Мышкина. На самом деле князь Мышкин любит Аглаю Епанчину, с которой его связывают непростые отношения:

«– Бог видит, Аглая, чтобы возвратить ей спокойствие и сделать ее счастливою, я отдал бы жизнь мою, но… я уже не могу любить ее, и она это знает! <…> 

– Я не могу так пожертвовать собой, хоть я и хотел один раз и… может быть, и теперь хочу. Но я знаю наверно, что она со мной погибнет, и потому оставляю ее. <…> В своей гордости она никогда не простит мне любви моей, – и мы оба погибнем!» (князь Мышкин о себе, часть 3 глава VIII)

Кто убивает Настасью Филипповну?

В финале романа «Идиот» Парфен Рогожин убивает Настасью Филипповну. Эту трагическую развязку князь Мышкин предрекает еще в самом начале истории.

Почему Рогожин убивает Настасью Филипповну?

По ходу романа Рогожин терпит различные унижения и удары по самолюбию со стороны Настасьи Филипповны. Он одновременно и любит ее, и ненавидит. Судя по всему, в ходе очередной ссоры или после очередного унижения ему приходит в голову страшная мысль убить возлюбленную. В романе не описывается сам эпизод убийства, поэтому читателю остается только предполагать.  

Почему Достоевский назвал роман «Идиот»?

История создания романа «Идиот» гласит о том, что Достоевский в этом романе хотел изобразить совершенно положительного героя. Автор относился к князю Мышкину с любовью. Во времена Достоевского слово «идиот» являлось не столько оскорблением, сколько обозначало человека необычного, не похожего на других (см. История создания романа «Идиот» в цитатах Достоевского). 

Кроме того, название несет в себе долю иронии. В тексте романа многие герои называют Мышкина идиотом. Ирония заключается в том, что «идиот» князь Мышкин оказывается умнее и добрее всех тех, кто держит его за идиота.

Годы жизни:
с 15.01.1795 по 11.02.1829

Русский драматург, поэт и дипломат, композитор, пианист.
Грибоедов известен, как homo unius libri, — писатель одной книги, блестящей рифмованной пьесы «Горе от ума».

Грибоедов родился в Москве в родовитой семье. Первые Грибоедовы известны с 1614-го года: Михаил Ефимович Грибоедов именно в этом году получил от Михаила Романова земли в Вяземском воеводстве. Примечательно, что и мать писателя происходила из этого же рода Грибоедовых, из другой его ветви. Основатель этой ветви, Лукьян Грибоедов, владел небольшой деревней во Владимирской земле. Дед писателя по материнской линии, человек хотя и военный, но обладающий удивительным вкусом и способностями, превратил родовое имение Хмелиты в настоящую русскую усадьбу, островок культуры. Здесь читали, помимо французских, русских писателей, выписывали русские журналы, был создан театр, дети получали прекрасное по тем временам образование. Вторая, отцовская ветвь Грибоедовых, не была столь удачливой. Отец Грибоедова, Сергей Иванович, картежник и мот, отчаянный драгун Ярославского пехотного полка.

В 1802 году Грибоедов был отдан в Благородный пансион. Причем, по французскому, немецкому и музыке его зачислили сразу в средние классы. В музыке и языках он останется силен на протяжении всей своей жизни. С детства зная французский, английский, немецкий и итальянский языки, за время учебы в университете изучал греческий и латинский, позднее — персидский, арабский и турецкий и многие другие языки. Он был и музыкально одарен: играл на фортепьяно, флейте, сам сочинял музыку. До сих пор известно два его вальса («Грибоедовский вальс»).

Через год пансион пришлось оставить из-за болезни, перейдя на домашнее образование. В1806-м году А.С.Грибоедов (в возрасте 11-ти лет) уже слушатель Московского университета, который успешно закончит в 1808-м году, получив звание кандидата словесности, а в 1812-м году Александр Сергеевич поступил на этико-юридическое отделение, а потом на физико-математический факультет.

Во время Отечественной войны 1812 года, когда неприятель приблизился к границе России, Грибоедов вступил (вопреки желанию матери) в Московский гусарский полк графа Салтыкова, получившего дозволение на его формирование. Молодых людей прельщали не только идеи патриотизма, но и красивая черная форма, украшенная шнурами и золотым шитьем (даже Чаадаев перешел из Семеновского полка в Ахтырский гусарский, увлекшись красотой формы). Однако из-за болезни он долгое время отсутствовал в полку. Лишь в конце июня 1814-го года он догнал свой полк, переименованный в Иркутский гусарский полк, в городе Кобрине, в Царстве Польском. В июле 1813-го года он будет прикомандирован к штабу командира кавалерийских резервов генерала А. С. Кологривова, где и прослужит до 1816 г. в звании корнета. Именно на этой службе Грибоедов начал проявлять свои недюжинные способности в области дипломатии: он обеспечивал дружественные связи с польским дворянством, улаживал возникавшие конфликты между армией и местным населением, проявляя дипломатический такт. Здесь же появились и его первые литературные опыты: «Письмо из Брест-Литовска к издателю», очерк «О кавалерийских резервах» и комедия «Молодые супруги» (перевод французской комедии «Le secret du Ménage») — относятся к 1814 г. В статье «О кавалерийских резервах» Грибоедов выступил в качестве исторического публициста.

В 1815-м году, после смерти своего отца, мать, Настасья Федоровна, чтобы уладить пошатнувшиеся и запутанные дела покойного мужа, предлагает А.С.Грибоедову отказаться от наследства в пользу его сестры Марии, которую будущий писатель нежно любил. Подписав отказ, Грибоедов остается без средств к существованию. Отныне он должен будет зарабатывать чины и состояние своим трудом. Новые литературные знакомства в Петербурге, приобретенные во время отпуска, литературный успех (от его первой пьесы был в восторге сам Шаховской, она с успехом была поставлена в Москве), отсутствие перспектив на военной службе – все это послужили поводом к тому, что Грибоедов начинает хлопоты об отставке. Однако при переводе его в статскую службу не были учтены никакие его заслуги (он не участвовал в боевых действиях), и вместо чина коллежского асессора (8 в Табели о рангах), о котором он хлопотал, он получает чин губернского секретаря, один из низших чинов (12) в Табели о рангах (для сравнения: А.С.Пушкин поступит на службу в Коллегию иностранных дел в чине коллежского секретаря (10), что считалось очень скромным достижением).

С 1817 служил в Коллегии иностранных дел в Петербурге, знакомился с А.С. Пушкиным и В.К. Кюхельбекером.

В 1818 Грибоедов принял назначение секретарем русской дипломатической миссии при персидском шахе (1818 – 1821, Тифлис, Тавриз, Тегеран) и многое сделал для возвращения домой русских пленных. Назначение это было по существу ссылкой, поводом для которой послужило участие Грибоедова в четверной дуэли из-за артистки Истоминой. А.П.Завадовский убивает В.В Шереметева. Дуэль Грибоедова и А.И.Якубовича отложена. Позже, в 1818-м году, на Кавказе, эта дуэль состоится. На ней Грибоедов будет ранен в руку. Именно по мизинцу левой руки впоследствии будет опознан изуродованный персами труп писателя.

По возвращении из Персии в ноябре 1821 служит в качестве дипломатического секретаря при командующем русскими войсками на Кавказе генерале А.П. Ермолове, в окружении которого было много членов декабристских обществ. Живет в Тифлисе, работает над первыми двумя актами «Горя от ума». Однако эта работа требует большего уединения, большей свободы от службы, поэтому просит у Ермолова длительный отпуск. Получив отпуск, проводит его сначала в Тульской губернии, затем в Москве и Петербурге.

В январе 1826 года, после восстания декабристов, Грибоедова арестовали по подозрению в причастности к заговору. Через несколько месяцев он был не только освобожден, но и получил очередной чин, а также пособие в размере годового жалованья. Серьезных улик против него действительно не имелось, да и сейчас нет документальных подтверждений, что писатель как-то участвовал в деятельности тайных обществ. Наоборот, ему приписывают пренебрежительную характеристику заговора: «Сто прапорщиков хотят перевернуть Россию!» Но, возможно, столь полным оправданием Грибоедов обязан заступничеству родственника – генералу И.Ф. Паскевичу, любимцу Николая I, который был назначен вместо Ермолова главнокомандующим Кавказским корпусом и главноуправляющим Грузии.

За этот период А.С.Грибоедов успевает сделать очень многое. Он получает в свое ведение дипломатические сношения с Грузией и Персией, реорганизует русскую политику в Закавказье, разрабатывает «Положение об управлении Азербайджаном», при его участии были основаны в 1828 году «Тифлисские ведомости», открыт «рабочий дом» для женщин, отбывающих наказание. А.С. Грибоедов составляет вместе с П. Д. Завелейским проект об «Учреждении Российской Закавказской компании», чтобы поднять промышленность региона. Он ведет переговоры с Аббас-мирзой об условиях русско-персидского мира, участвует в мирных переговорах в селении Туркманчай. Именно он составляет окончательный вариант мирного договора, чрезвычайно выгодного для России. Весной 1828 г. Александр Сергеевич был послан в Петербург с текстом договора. Назначен министром-резидентом (послом) в Иран; по пути на место назначения провёл несколько месяцев в Тифлисе, где женился на княжне Нине Чавчавадзе, дочери начальника Эриванской области и грузинского поэта Александра Чавчавадзе.

30 января 1829 персидскими властями было спровоцировано нападение на русское посольство в Тегеране. Толпа мусульман, подстрекаемая фанатиками, ворвалась в здание посольства и вырезала всех, находившихся там, включая и Грибоедова. Русское правительство, не желая нового военного конфликта с Персией, удовлетворилось извинениями шаха. Улаживать дипломатический скандал персидский шах послал в Петербург своего сына. В возмещение пролитой крови он привез Николаю I богатые дары, в числе которых был алмаз «Шах». Некогда этот алмаз, обрамленный множеством рубинов и изумрудов, украшал трон Великих Моголов. Теперь он находится в коллекции Алмазного фонда московского Кремля. Тело Грибоедова было привезено в Тифлис (ныне Тбилиси) и похоронено в монастыре Св. Давида.

Дата рождения Грибоедова — особый вопрос. Сам драматург указывал годом рождения 1790-й. Если судить по сведениям исповедных книг церкви Девяти мучеников, в приходе которого много лет состояли Грибредовы, то год его рождения 1795. Есть так же версия, что он родился в 1794-м году.

Сын А.С.Грибоедова и Н.А Чавчавадзе родился после смерти отца недоношенным, был окрещен Александром, но умер через час после рождения.

Жена А.С.Грибоедова оставила на его надгробии следующие слова:
«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской,
Но для чего пережила тебя любовь моя!»

Библиография

Драматургия Грибоедова:
Дмитрий Дрянской (шуточная трагедия) (1812)
Молодые супруги (комедия в одном действии, в стихах) (1814)
Своя семья, или Замужняя невеста (5 сцен для комедии Шаховского) (1817)
Студент (комедия в трех действиях, написана сообща с П. А. Катениным) (1817)
Притворная неверность (комедия в одном действии в стихах) (1817)
Проба интермедии (интермедия в одном действии) (1818)
Кто брат, кто сестра, или обман за обманом (новая опера-водевиль в 1 действии совместно с П.А.Вяземским) (1823)
Горе от ума (комедия в четырех действиях в стихах) (1824)
Грузинская ночь (отрывки из трагедии) (1828)

Публицистика Грибоедова:
Письмо из Брест-Литовска к издателю» (1814)
О кавалерийских резервах (1814)
О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады «Ленора» (1816)
Частные случаи петербургского наводнения (1824)
Загородная поездка (1826)

Грибоедов Александр Сергеевич один из самых образованных, талантливых и благородных мужей 19-го столетия. Опытный политик, потомок древнего дворянского рода. Сфера его творческой деятельности обширна. Он был не только прекрасным драматургом и поэтом, автором знаменитого «Горя от ума», но и талантливым композитором, полиглотом, владевшим десятью языками.

Родился Александр Сергеевич 15.01.1795 г. в Москве. Родители дали ему прекрасное домашнее образование. С 1803 г. воспитанник пансиона при Московском университете. В 11 лет студент того же университета. Образованнейший человек своей эпохи, ещё будучи студентом, освоил девять языков, шесть европейских и три восточных. Как истинный патриот своей Родины, пошел добровольцем на войну с Наполеоном. С 1815 г. в звании корнета служил в резервном кавалерийском полку. Это время, когда он начинает писать статьи, свою первую пьесу «Молодые супруги». После выхода в отставку зимой 1816 г. живет в Санкт-Петербурге, где работает в министерстве иностранных дел. Здесь входит круг театралов и литераторов, знакомится с Пушкиным и другими поэтами.

Творчество

Griboedov 1

К 1817 г. относятся его первые пробы пера в литературном творчестве. Это соавторские пьесы «Студент» (соавтор П.А. Катенин) и «Своя семья» (написал начало второго действия), совместная работа с А.А.Шаховским и Н.И.Хмельницким. Созданная в соавторстве с А.А.Жандром комедия «Притворная неверность» ставилась на театральных подмостках Москвы, Петербурга на протяжении 1818 г. Тогда же назначен секретарём царского поверенного русской миссии вТегеране. Это событие многое изменило в его жизни. Друзья считали назначение наказанием за участие в качестве секунданта на дуэли офицера В.Н.Шереметева и графа А.П. Завадовского из-за балерины А.И. Истоминой. Зима 1822 г. ознаменовалась назначением на новое место службы и должностью секретаря по дипломатической части под начало генерала А.П.Ермолова. Здесь, в Грузии, родились два первых акта «Горя от ума».

Весной 1823 г. Александр Сергеевич получил отпуск и выехал в Россию, где он пробыл до конца 1825 г. Время пребывания в России для Грибоедова было временем активного участия в литературной жизни. Благодаря сотрудничеству с П.А.Вяземским был создан водевиль «Кто брат, кто сестра или обман за обманом». В 1824 г. в Санкт-Петербурге работа над комедией «Горе от ума» завершена. Однако путь её оказался тяжёлым. Цензура не пропустила пьесу и она разошлась в рукописи. Изданы были некоторые части комедии. Но уже была получена высокая оценка произведения А.С. Пушкиным. Планируемое в 1825 г. поездка по Европе была отложено из-за вызова в Тифлис. А в начале зимы 1826 г. он задержан по делу о восстании на Сенатской площади. Поводом послужила дружба с К.Ф. Рылеевым и А.А. Бестужевым, издателями альманаха «Полярная звезда». Однако, вина его не была доказана, он освобождён иосенью1826 г. приступил к службе.

Последнее назначение и любовь

Griboedov 2

В 1828 году принимал участие в подписании выгодного Туркманчайского договора о мире. Заслуги талантливого дипломата были отмечены назначением его послом России в Персии. Однако, сам он был склонен рассматривать данное назначение, как ссылку. К тому же, с этим назначением множеств отворческих планов попросту рушилось. Тем не менее, в июне 1828 года ему пришлось покинуть Петербург. По дороге в Персию несколько месяцев прожил в Тифлисе, где женился на 16-летней грузинской княжне Нине Чавчавадзе. Их отношения, полные романтизма и любви, на века запечатлелись в её словах, выбитых на надгробии Александра Сергеевича: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя, любовь моя?». Всего несколько месяцев прожили они в браке, но верность своему мужу эта женщина пронесла через всю свою оставшуюся жизнь.

Гибель

В Персии английская дипломатия, которая была против укрепления позиций России на Востоке, всячески провоцировало неприязнь к России. 30 января 1829 г. русское посольство в Тегеране подверглось нападению озверевшей толпы религиозных фанатиков. Десяток казаков во главе с Грибоедовым, оборонявших посольство, были зверски убиты. Но эта смерть ещё раз показала благородство и смелость этого человека. Формальным поводом к нападению толпы на посольство послужил следующее событие. Накануне из султанского гарема сбежали две пленные армянские девушки христианки, в русском посольстве они искали спасения и были приняты. Толпа мусульман требовала выдать их на расправу. Грибоедов, как глава миссии, отказался их выдать и с десятком казаков принял неравный бой, защищая сестёр по вере. Все защитники миссии погибли, в том числе и Грибоедов. Гроб с телом доставлен в Тифлис, где его похоронили в гроте при церкви св. Давида.

Всего 34 года прожил А.С. Грибоедов. Успел создать всего одно литературное произведение и два вальса. Но они прославили его имя на весь цивилизованный мир.

Создатель восхитительной комедии «Горе от ума», которую впоследствии просто разобрали на цитаты. декабристов, талантливый музыкант и умнейший дипломат. И все это Александр Сергеевич Грибоедов. Биография краткая всегда содержит только поверхностные данные. Здесь же будет раскрыта подробная информация, основанная на официальных фактах, которые были подтверждены архивными документами. Как много пришлось пережить этому автору. Взлеты и падения, интриги и дуэли, внутренние переживания и, конечно, нежная привязанность к своей юной супруге.

Будущий писатель Грибоедов. Биография. Фото

Сама история рождения Грибоедова до сих пор окутана тайной. Если брать различные биографические данные или послужные списки Александра Сергеевича, то сразу становятся заметны существенные различия в датах. Поэтому год рождения нельзя обозначить точно, а примерно между тысяча семьсот девяностым и девяносто пятым.

Более того, многие биографы строят предположения, что Грибоедов был незаконнорожденным. Именно поэтому настолько неточны даты его рождения во всех архивных документах. Семья его матери осознанно скрывала этот факт. Позднее был найден муж, который скрыл позор девушки и взял ее с ребенком. Он также имел фамилию Грибоедов и являлся одним из бедных родственников.

Отец и мать великого писателя

Человек невысокого образования, отставной майор, отец впоследствии очень редко появлялся в семье, предпочитая оставаться в деревне. Там полностью отдавал все свое время карточным забавам, которые значительно истощили его состояние.

Мать же Александра Сергеевича была достаточно богатой и знатной дамой, которая стала известна не только в Москве, но и за ее окрестностями как прекрасная пианистка. Женщина очень властная и резкая, но детей своих окружила теплотой и заботой, а также дала им замечательное домашнее воспитание. Род ее происходил из Литвы, фамилию они носили Гжибовские. И лишь в шестнадцатом веке семья получила фамилию Грибоедовы.

Более того, семейство Грибоедовых находилось в родстве с такими известными фамилиями, как Одоевские, Римские-Корсаковы, Нарышкины. А знакомства водили с достаточно широким кругом дворянства столицы.

Начало обучения маленького Александра

В 1802 г. Александр поступает в Московский университетский пансион, получает там несколько наград за отличное обучение, а в одиннадцать лет уже становится кандидатом словесных наук. Тщательно изучает многие науки.

Все это лишь юношеская биография Грибоедова. Интересные факты жизни писателя касаются более позднего периода. Единственный момент, который необходимо отметить — это то что, несмотря на свои прекрасные способности к учебе, Александр Сергеевич принимает решение посвятить себя военной службе.

Начало военной карьеры

Начиная с 1812 года факты биографии Грибоедова связаны непосредственно с военной карьерой. Изначально он был зачислен в полк Салтыкова, который всю осень пробыл в Казанской губернии, так и не примкнув к действующей армии.

557980

После смерти графа этот полк был присоединен к командованию генерала Кологривого. И Александр попадает к нему адъютантом, где очень сблизился с Бегичевым. Так и не став участником ни единого сражения, Грибоедов подает в отставку и приезжает в Петербург.

Знакомство с театральными и литературными кругами

Достаточно интересная биография Грибоедова начинается со службы в Государственной Коллегии, на которой он встречается с известным Кюхельбекером и Пушкиным. В это же время он начинает общаться в театральных и литературных сообществах.

Более того, в 1816 году Александр становится членом масонской ложи, в которую входили Пестель, Чаадаев и даже будущий руководитель императорской канцелярии Бенкендорф.

Разнообразные интриги и театральные увлечения — все это включает в себя дальнейшая биография Грибоедова. Интересные факты этого периода жизни писателя сообщают о том, что он был втянут в неприятную историю, связанную с танцовщицей Истоминой. Из-за нее состоялась дуэль между Шереметьевым и Завадовским, которая окончилась смертью первого.

Это очень сильно повлияло на будущего писателя, жизнь в Петербурге для него стала просто невыносима, так как по городу стали распространяться слухи о том, что он сводник и трус. А этого Александр Грибоедов, биография которого была безупречна в отношении мужества и отваги, выдержать уже не мог.

Поездка на Кавказ

В это же время материальное положение матери Грибоедова значительно пошатнулось, и ему пришлось серьезно задуматься о своем будущем. В начале 1818 года при дворе Персии образовалось российское посольство. И Александр Сергеевич принимает новое назначение туда секретарем. Достаточно серьезно он отнесся к новой должности и начинает усиленно изучать персидский и арабский языки, а также знакомиться с различной литературой о Востоке.

559030

Приехав в Тифлис, Грибоедов тут же участвует в дуэли с Якубовичем, но, к счастью, никто не пострадал. Более того, противники сразу же помирились. Вскоре Александр Сергеевич становится любимчиком генерала Ермолова, между ними постоянно происходят душевные беседы, которые оказали огромное влияние на Грибоедова.

Жизнь и творчество в Тебризе

В 1819 году российская миссия прибывает в резиденцию, которая располагалась в Тебризе. Здесь Александр написал первые строки известного «Горя от ума».

Именно в это время становится особо интересна биография Грибоедова, интересные факты которой сообщают о том, что писатель, несмотря на озлобленность персов, смог добиться освобождения русских солдат в количестве семидесяти человек и вывести их на территорию Тифлиса. А генерал Ермолов даже представил Александра Сергеевича к награде.

Здесь Грибоедов пробыл до 1823 года, ссылаясь на необходимость длительного лечения. А сам тем временем продолжал изучение восточных языков и написание «Горя от ума», сцены которого, по мере создания, читал своему другу Кюхельбекеру. Так рождалось не только известное произведение, но и новая биография: Грибоедов-писатель и великий творец.

Возвращение на родину

В 1823 году, в марте, Александр Сергеевич возвращается в Москву и встречается со своим другом Бегичевым. Остается в его доме жить и продолжать трудиться над своим произведением. Теперь свое творение он часто зачитывает в литературных кругах, а с князем Вяземским даже пишет водевиль, который называется «Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом».

559041

Затем писатель переезжает в Петербург специально для того, чтобы добиться разрешения на публикацию своего творения. К сожалению, полностью издать произведение не удалось, но некоторые отрывки были опубликованы, что вызвало целую лавину критики.

А когда Александр Сергеевич зачитывал свою комедию в артистических кругах, то получал максимум положительных эмоций. Но, несмотря на большие связи, поставить на сцене комедию так и не удалось.

Так начал рождаться великий писатель Александр Грибоедов, биография которого теперь известна практически каждому школьнику.

Декабрист Александр Грибоедов

Но радость от ошеломляющего успеха длилась недолго, Грибоедова все чаще стали посещать тоскливые мысли, и он решает пуститься в путешествие по Крыму и посетить Киев.

559008

Александр Сергеевич встречается здесь со своими друзьями — Трубецким и Бестужевым-Рюминым, которые являются членами тайного общества декабристов.

У них сразу же возникает мысль вовлечь Александра, но он тогда политическими взглядами не интересовался, а продолжал наслаждаться красотой тех мест и изучал всевозможные достопримечательности. Но депрессия его не покидает, и в конце сентября Александр Сергеевич присоединился к отряду генерала Вельяминова. Здесь же он пишет свой стих «Хищники на Чегеме».

Вскоре Ермолову пришло сообщение о том, что Александра следует задержать из-за причастности к восстанию, и он тайно рассказал об этом писателю. Но, несмотря на это, арест все равно состоялся. Так появился декабрист Грибоедов. Биография краткая, но печальная. В заключении Александр провел около полугода, а затем был не только отпущен, но и приглашен на прием к царю, где тщетно просил о помиловании для своих друзей.

Дальнейшая судьба писателя после неудачного восстания

Первые месяцы лета 1826 года известный писатель прожил на даче у Булгарина. Это особенно тяжелый период, и Грибоедов, биография и творчество которого в эти дни наполнены печалью и болью за своих казненных и сосланных товарищей, решает переезжать в Москву.

Здесь он попадает в самую гущу событий. Ермолова отправляют в отставку из-за недостаточной компетенции при командовании войсками, а Александра переводят на службу к Паскевичу. Очень часто Грибоедов, писатель и поэт, стал теперь испытывать приступы лихорадки и нервных припадков.

В это время Россия и Турция разворачивают военные действия, на Востоке понадобился профессиональный дипломат. Отправляют, естественно, Александра Сергеевича, несмотря на то что он прилагал все усилия, чтобы отказаться. Ничего не помогло.

В любой литературе, где упоминается Грибоедов (биография, фото и прочая информация, которая касается его жизни), невозможно найти никаких фактов о том, почему этого талантливого человека так настоятельно отправляли на эту, оказавшуюся для него роковой, миссию. Не было ли это намеренной местью царя за участие в восстании, в котором он был обвинен? Ведь получается, тогда дальнейшая судьба Александра уже была предрешена.

559049

С момента назначения его на эту должность Грибоедов начинает хандрить все больше, предчувствуя скорую кончину. Даже друзьям своим он постоянно повторял, что именно там будет его могила. И шестого июня Александр Сергеевич навсегда покидает Петербург. Но в Тифлисе его ждет очень важное событие. Он женится на княжне Чавчавадзе, с которой был знаком много лет и знал ее еще ребенком.

Теперь молодая супруга сопровождает Грибоедова, он постоянно пишет друзьям письма, наполненные чудесными эпитетами о своей юной Нине. В Тегеран писатель приехал уже к новогодним праздникам, изначально все складывалось благополучно. Но затем из-за спорных вопросов, касающихся пленных, начались конфликты, и уже 30 января на помещение, в котором находился великий писатель и дипломат, нападает группа вооруженных людей, вдохновляемая духовенством мусульман.

Так был убит Александр Сергеевич Грибоедов, биография и творчество которого оборвались для всех совершенно неожиданно. И останутся навсегда невосполнимой потерей.

15 января исполняется 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Грибоедова

Русский драматург, поэт, дипломат, литературный критик, пианист-импровизатор. Из дворянского рода.

Родился в Москве.

Учился первоначально дома, при содействии профессоров Московского университета. Получил разностороннее домашнее образование, играл на музыкальных инструментах (фортепьяно, флейта). С детства знал иностранные языки: немецкий, английский, французский, итальянский.

С 1806 года учился в Московском университетском благородном пансионе и на словесном отделении Московского университета (1806-08).

Позднее слушал лекции на этико-политическом отделении. Был произведён в кандидаты права (1810).

До 1812 года учился в университете, изучал математику и естественные науки.

В 1812 году зачислен корнетом в Московский гусарский полк.

В декабре 1812 года переведён в Иркутский гусарский полк.

С ноября 1813 года служил при штабе начальником Кавалерийских резервов генерала А.С. Кологривова.

В марте 1816 вышел в отставку.

В июне 1817 года поступил на службу в Коллегию иностранных дел губернским секретарем.

В декабре 1817 года получил должность переводчика.

В июле 1818 года назначен секретарём при поверенном в Персии.

В 1822 году – секретарём «по дипломатической части».

В декабре 1824 года избран членом вольного общества любителей российской словесности.

22 января 1826 года арестован по делу о восстании декабристов, а 2 июня 1826 года освобождён.

Участвовал в подготовке нереализованного проекта Российской Закавказской компании, внёс значительный вклад в подготовку Туркманчайского мира 1828 г.

Летом 1828 года выехал в Персию в ранге полномочного министра Российской императорской миссии.

В августе 1828 года женился на дочери поэта А. Чавчавадзе – Нине Александровне.

Александр Сергеевич был убит разъярённой толпой, которая ворвалась в здание российского посольства.

Литературная деятельность началась в 1814 году.

Драматургия Грибоедова:

«1812 год»

«Горе от ума»

«Грузинская ночь»

«Диалог половецких мужей»

«Кто брат, кто сестра, или обман за обманом»

«Молодые супруги»

«Притворная неверность» (совместно с А.А. Жандром)

«Проба интермедии»

«Родамист и Зенобия»

«Своя семья, или замужняя невеста» (совместно с А.А. Шаховским и Н.И. Хмельницким)

«Серчак и Итляр»

«Студент»(комедия в трех действиях, написана сообща с П. А. Катениным)

«Юность вещего»

Публицистика Грибоедова:

«О кавалерийских резервах»

«О разборе вольного перевода Бюргеровой баллады «Ленора»

«Характер моего дяди»

«Частные случаи петербургского наводнения»

Путевые заметки Грибоедова:

«Моздок — Тифлис»

«Тифлис — Тегеран»

«Тегеран — Султанея»

«Рассказ Вагина»

«Миана — Тавриз — Гаргары»

«Ананурский карантин»

«Тифлис — Тавриз»

«Крым»

Крылатые выражения из произведения Грибоедова «Горе от ума»:

«Ей сна нет от французских книг,

А мне от русских больно спится».

«Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь».

«Счастливые часов не наблюдают».

«Кто беден, тот тебе не пара».

Русский драматург, дипломат и композитор Александр Сергеевич Грибоедов родился 15 (4 по старому стилю) января 1795 года (по другим сведениям — 1790 года) в Москве. Он принадлежал к дворянскому роду, получил серьезное домашнее образование.

В 1803 году Александр Грибоедов поступил в Московский университетский благородный пансион, в 1806 году — в Московский университет. В 1808 году, окончив словесное отделение со званием кандидата, продолжал заниматься на этико-политическом отделении.

Владел французским, английским, немецким, итальянским, греческим, латинским языками, позднее освоил арабский, персидский, турецкий языки.

С началом Отечественной войны 1812 года Грибоедов оставил ученые занятия и вступил корнетом в московский гусарский полк.

В начале 1816 года, выйдя в отставку, поселился в Петербурге и поступил на службу в коллегию иностранных дел.

Ведя светский образ жизни, вращался в театрально-литературных кругах Петербурга. Написал комедии «Молодые супруги» (1815), «Своя семья, или Замужняя невеста» (1817) в соавторстве с драматургами Александром Шаховским и Николаем Хмельницким, «Студент» (1817) совместно с поэтом и драматургом Павлом Катениным.

В 1818 году Грибоедов был назначен секретарем русской миссии в Персию (ныне Иран). Не последнюю роль в этой своего рода ссылке сыграло его участие в качестве секунданта в дуэли камер-юнкера Александра Завадского с офицером Василием Шереметевым, закончившейся гибелью последнего.

С 1822 года Грибоедов в Тифлисе (ныне Тбилиси, Грузия) занимал должность секретаря по дипломатической части при командующем русскими войсками на Кавказе генерале Алексее Ермолове.

В Тифлисе были написаны первый и второй акты известной комедии Грибоедова «Горе от ума». Третий и четвертый акты были написаны весной-летом 1823 года в отпуске в Москве и в имении его близкого друга отставного полковника Степана Бегичева под Тулой. К осени 1824 года комедия была завершена, и Грибоедов отправился в Петербург, намереваясь использовать свои связи в столице, чтобы получить разрешение на ее публикацию и театральную постановку. Через цензуру удалось провести лишь отрывки, напечатанные в 1825 году Фаддеем Булгариным в альманахе «Русская Талия». Грибоедовское творение распространилось среди читающей публики в рукописных списках и стало событием русской культуры.

Грибоедов также сочинял музыкальные пьесы, среди которых популярны два вальса для фортепиано. Он играл на фортепиано, органе, флейте.

Осенью 1825 года Грибоедов возвратился на Кавказ. В начале 1826 года он был арестован и доставлен в Санкт-Петербург для расследования предполагаемых связей с декабристами, зачинщиками восстания в столице 14 декабря 1825 года. Многие из заговорщиков были близкими друзьями Грибоедова, но, в конце концов, он был оправдан и освобожден.

По возвращении на Кавказ осенью 1826 года он принял участие в нескольких сражениях начавшейся русско-персидской войны (1826-1828). Привезя в Петербург документы Туркманчайского мирного договора с Персией в марте 1828 года, Грибоедов был награжден и получил назначение полномочным министром (послом) в Персию.

По пути в Персию он на некоторое время останавливается в Тифлисе, где в августе 1828 года женился на 16-летней Нине Чавчавадзе — дочери грузинского поэта, князя Александра Чавчавадзе.

В Персии в числе других дел российский министр занимался отправкой на родину плененных подданных России. Обращение к нему за помощью двух женщин-армянок, попавших в гарем знатного персиянина, явилось поводом для расправы с дипломатом.

Реакционные тегеранские круги, недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу на русскую миссию.

11 февраля (30 января по старому стилю) 1829 года во время разгрома русской миссии в Тегеране Александр Грибоедов был убит.

Вместе с российским послом погибли все сотрудники посольства, кроме секретаря Ивана Мальцева, и казаки посольского конвоя, — всего 37 человек.

Прах Грибоедова был в Тифлис и предан земле на горе Мтацминда в гроте при церкви Святого Давида. Надгробие венчает памятник в виде плачущей вдовы с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»

Сын Грибоедова, окрещенный Александром, умер, не прожив и суток. Нина Грибоедова больше не вышла замуж и не снимала траурных одежд, за что ее называли Черной розой Тифлиса. В 1857 году она умерла от холеры, отказавшись покидать заболевших родных. Похоронена рядом с единственным мужем.

На чтение 27 мин. Просмотров 3 Опубликовано

Комедия «Горе от ума» А.С. Грибоедова принесла бессмертную славу своему создателю. Она посвящена назревшему в начале 19 века расколу в дворянском обществе, конфликту между «веком минувшим» и «веком нынешним», между старым и новым. В пьесе подвергаются высмеиванию устои светского общества того времени. Как и всякое обличительное произведение, «Горе от ума» имело сложные отношения с цензурой, а вследствие этого и непростую творческую судьбу. В истории создания «Горя от ума» есть несколько ключевых моментов, на которые следует обратить внимание.

Замысел создания пьесы «Горе от ума», вероятно, возник у Грибоедова в 1816 году. В это время он приехал в Петербург из-за границы и оказался на аристократическом приеме. Как и главного героя «Горя от ума», Грибоедова возмущала тяга русских людей ко всему иностранному. Поэтому, увидев на вечере, как все преклоняются перед одним иностранным гостем, Грибоедов высказал свое крайне негативное отношение к происходящему. Пока молодой человек разливался в гневном монологе, кто-то озвучил предположение о его возможном сумасшествии. Эту весть аристократы с радостью восприняли и быстро распространили. Тогда-то Грибоедову пришло в голову написать сатирическую комедию, где он мог бы безжалостно высмеять все пороки общества, так беспощадно к нему отнесшегося. Таким образом, одним из прототипов Чацкого, главного героя «Горя от ума», стал сам Грибоедов.

Чтобы более реалистично показать ту среду, о которой собирался писать, Грибоедов, находясь на балах и приемах, подмечал различные случаи, портреты, характеры. Впоследствии они нашли отражение в пьесе и стали частью творческой истории «Горя от ума».

Первые отрывки своей пьесы Грибоедов начал читать в Москве в 1823 году, а закончена комедия, носившая тогда название «Горе уму», в 1824 году в Тифлисе. Произведение многократно подвергалось изменениям по требованию цензуры. В 1825 году удалось опубликовать только отрывки комедии в альманахе «Русская Талия». Это не помешало читателям знакомиться с произведением целиком и искренне восхищаться им, ведь комедия ходила в рукописных списках, которых насчитывается несколько сотен. Грибоедов был поддерживал появление таких списков, ведь так его пьеса получала возможность дойти до читателя. В истории создания комедии «Горе от ума» Грибоедова известны даже случаи вставки инородных фрагментов в текст пьесы переписчиками.

А.С. Пушкин уже в январе 1825 года ознакомился с полным текстом комедии, когда Пущин привез «Горе от ума» другу-поэту, находившемуся в тот момент в ссылке в Михайловском.

Когда Грибоедов отправился на Кавказ, а затем в Персию, он передал рукопись своему другу Ф.В. Булгарину с надписью «Горе мое поручаю Булгарину…». Конечно, писатель надеялся, что его предприимчивый друг окажет содействие в публикации пьесы. В 1829 году Грибоедов погиб, а рукопись, оставшаяся у Булгарина, стала основным текстом комедии «Горе от ума». Только в 1833 году пьеса была напечатана на русском языке целиком. До этого публиковались лишь ее фрагменты, а театральные постановки комедии были значительно искажены цензурой. Без цензурного вмешательства Москва увидела «Горе от ума» лишь в 1875 году.

История создания пьесы «Горе от ума» имеет много общего с судьбой главного героя комедии. Чацкий оказался бессилен перед лицом устаревших взглядов общества, в котором он вынужден был находиться. Ему не удалось убедить дворян в необходимости перемен и изменения своего мировоззрения. Также и Грибоедов, бросив в лицо светского общества свою обличительную комедию, не смог добиться никаких существенных перемен во взглядах дворян того времени. Однако как Чацкий, так и Грибоедов посеяли семена Просвещения, разума и прогрессивного мышления в аристократическом обществе, которые позже дали богатый всход в новом поколении дворян.

Несмотря на все трудности при публикации, пьеса имеет счастливую творческую судьбу. Благодаря своему легкому слогу и афористичности она разошлась на цитаты. Звучание «Горе от ума» современно и в наши дни. Проблемы, затронутые Грибоедовым, до сих пор актуальны, потому что столкновение старого и нового неизбежно во все времена.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

    В какой период истории происходят события, описанные А. С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума»?</h3>

    • <label>В 17 веке;</label>
    • <label>В 18 веке;</label>
    • <label>В 19 веке;</label>
    • <label>В 20 веке.</label>

(новая вкладка)Содержание:

Сюжет произведения

Популярность рассказа о высшем обществе обусловлена живым и интересным сюжетом, в котором тесно переплетены судьбы главных героев. Чацкий, дворянин по происхождению, долгое время пробыл в провинции и спустя несколько лет возвращается в столицу. Он в первую очередь навещает свою возлюбленную Софью, но неожиданно для себя получил довольно холодный прием от невесты. Чацкий долгое время пытался понять причину такого холодного отношения. Оказалось, что девушка влюблена в секретаря Молчалина.

Главный герой постоянно посещал дом девушки, но поговорить с ней по душам у него долгое время не получалось. Раздосадованный таким отношением любимой, молодой дворянин произносит обличительные монологи в отношении многих действующих персонажей комедии. Софья, которую оскорбили язвительные колкости в сторону Молчалина, распустила слух, что Чацкий сошел с ума. Сплетни быстро распространились, после чего все общие знакомые стали считать главного героя сумасшедшим.

Тайна о связи Софии и Молчалина становится достоянием общественности. Отец девушки Фамусов переживал по поводу испорченной репутации его семьи. Софья вскоре узнает о предательстве возлюбленного и рвет с ним отношения.

Чацкий, которому стало известно о тайной связи своей невесты, решает уехать навсегда из Москвы. В итоге каждый персонаж этой комедии оказался вовлечён в неприятную историю. Судьба Чацкого неизвестна, а Софья осталась одна с испорченной репутацией.

История создания

Можно назвать интересной историю создания комедии «Горе от ума». Грибоедов задумал написать пьесу в 1816 году, у него появились замысел и тема, он коротко набросал отрывки произведения. Александр Сергеевич долгое время находился за границей. Вернувшись в Москву и придя на светский бал, он был удивлён преклонением перед всем иностранным.

Известный литератор произнес пламенную речь, обличающую возвеличивание всего западного, после чего многие заподозрили его в безумии. Писатель решил отомстить аристократическому обществу: он написал «Горе от ума» — произведение, которое обличало общество столицы. В последующем он часто бывал на светских вечерах и балах, собирая материал для комедии. Грибоедов написал ее, находясь под впечатлением от:

  • преклонения перед западным образом жизни;
  • невежества дворянства;
  • отличий в обществе столицы и глубинки.

Начало работы над «Горем от ума» относится к 1820 году. Грибоедов в это время служил в Тифлисе. В 1823 году автор перебирается в Москву. Будучи здесь в отпуске, он получил свежие впечатления от светских мероприятий, что позволило ему продолжить работу над пьесой, которая была уже наполовину написана в Грузии.

Работы по завершению комедии

Автор считал комедию незавершённой, поэтому в 1824 г. существенно изменил ее. В пьесе появились новые акты, отдельные монологи были полностью переписаны. Первоначально главного героя звали Чадским, однако затем его фамилия была изменена на Чацкий. Также комедия, которая изначально называлась «Горе уму», в середине 1824 г. получила своё окончательное название.

Дата завершения работы над произведением — 1824 год. После нескольких редакций и изменения монологов пьеса «Горе от ума» была завершена. Однако вскоре у нее появились проблемы с публикацией. В частности, цензоры не пропускали скандальное произведение, хотя автор и большинство литераторов не видели в нем каких-либо упреков действующему режиму. Вскоре появилось сразу несколько рукописных вариантов, которые несколько отличались друг от друга. Основные претензии цензоров касались:

  • смелых диалогов персонажей;
  • обличения столичного дворянского общества.

Лишь в конце 1824 года после нескольких изменений были напечатаны отрывки первой и третьей частей комедии. Публика и критики положительно отнеслись к произведению, но затем текст был смягчен и сокращён цензурой. Многие смелые высказывания главных героев были заменены на нейтральные и безвредные. Основные претензии, согласно Википедии, предъявлялись не к обличению действующей власти, а к критике устоявшихся традиций и норм поведения в обществе.

После появления полной версии в 1825 году комедия имела эффект разорвавшейся бомбы. По воспоминаниям Александра Сергеевича Пушкина, именно это произведение сделало Грибоедова ведущим поэтом того времени.

Через несколько десятков лет появились первоначальные авторские версии произведения, однако они не получили такого одобрения у читателей, как первоначально знакомый им ранний смягченный вариант.

Театральные постановки

«Горе от ума» — это злободневная и дерзкая пьеса, которая не единожды ставилась в театре. Известно, что впервые сыграли ее в 1827 году в Ереване. Исполняли пьесу актёры-любители кавказского корпуса, а на премьере присутствовал сам автор. Сообщение о нахождении в зале Грибоедова встретили громкими аплодисментами. Через несколько лет с многочисленными правками комедия была поставлена в Петербурге и Москве. Но без цензурных ограничений это сценическое произведение увидело свет лишь в 1860 году.

Даже по прошествии без малого двух веков это произведение всё так же интересно, актуально и популярно в театрах, как и раньше. Можно найти как классические постановки, так и авангардистские творческие решения, в которых главные герои переносятся в нынешнее время, а текст практически полностью переработан и адаптирован для современного зрителя.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Скачать:

Александр Грибоедов вошел в русскую классику как создатель комедий, драм, трагедий и опер. Все его тексты были нацелены на показ в театре.

История создания комедии «Горе от ума», произведения, знакомого со школы, удивительна и неповторима.

Замысел и начало работы

Задумки комедии появились в 1816 году. Это произошло после посещения Грибоедовым аристократического приема в Петербурге. Писатель увидел, как перед иностранным гостем теряла свой патриотизм русская молодежь. Он возмутился и попытался высказать свое мнение. Его гневный монолог был воспринят как сумасшествие. Весть разошлась легко, радости недоброжелателей не было предела. Грибоедову захотелось донести до людей, высмеявших его свои идеи, самому посмеяться над пороками общества. По мнению литературоведов, сам писатель стал прототипом главного героя комедии – Чацкого. В голове писателя возник замысел сатирической комедии, которая принесла писателю известность.

Начало написания теста проходило в Тифлисе в 1821-1822гг. Писатель изучал жизнь дворянского общества, он изучал среду, посещая балы и светские приемы. Делал записки о случаях на балах, создавал портреты, помечал главные черты характера. Записи помогли передать ситуацию так реалистично, что многие персонажи стали жить уже вне литературного текста.

Рукописные списки

Первое знакомство с текстом началось уже в Москве еще до ее завершения. Грибоедов читал отрывки друзьям. Завершилась работа над комедией в Тифлисе. Цензура неоднократно приложила свои руки к тексту. Но комедия уже ходила в списках по образованной части общества. Списков рукописи было несколько сотен. Уже это количество подтверждает интерес, который вызвала комедия. Писатель поддерживал распространение списков, он понимал, что так текст быстрее дойдет до читателя. Первое название рукописи – «Горе уму». Есть факты о том, что при переписывании рукописи переписчики добавляли свои мысли. Инородные (не Грибоедовские) фрагменты остались в рукописях.

Грибоедов знал об интересе к комедии. Он писал: « «Все просят у меня манускрипт и надоедают».

Рукопись была передана автором Ф.В. Булгарину с надписью: «Горе мое поручаю…». Писатель ждал помощи в опубликовании пьесы. Но комедия увидела свет только после смерти автора. Текст, который находился у Булгарина, стал основой первой напечатанной версии «Горе от ума». Другие списки до сих пор изучаются, ведется их поиск и передача литературоведам.

Особенности различных редакций

В Тифлисе в 1820 году были написаны 2 акта пьесы. Отличий от итогового текста немного. Суть замысла не претерпела изменений. Обличительная сатира и показ пороков общества. В имении С.Н.Бегичева Грибоедов написал 3 и 4 акты, но в то время он не считал, что работа над текстом завершена. Пьеса претерпела изменения:

Изменялся текст, все более насыщаясь фразами, ставшими крылатыми. Есть правки А.Пушкина, В.Булгарина.

Интересно, что некоторые диалоги оставались низменными сразу после первой редакции, например, монолог «А судьи кто?».

Рукописи менялись в зависимости от того, для какой публики они читались. Резкие суждения автора пытались смягчить, чем нарушали их смысл. Но изменить суть пьесы не удавалась. Ее сравнивали с бомбой, которая взорвала умы целого поколения.

Основные даты истории создания комедии

Театральная пьеса стала больше, чем произведение для сцены в обычном понимании. Текст стал манифестом, призывом. Он поднимал вопросы нравственности и политики. Это пьеса о любви и одиночестве, глупости и уме, превосходстве и низости. Длинная, интересная история написания, переписывания и восприятия текста дала жизнь всему произведению и его отдельным фразам, воспринимаемым как народные истины, уроки истории.

Другие материалы по комедии «Горе от ума»:

Краткое содержание

Образ и характеристика Чацкого

Образ и характеристика Молчалина

Образ и характеристика Фамусова

Образ и характеристика Софьи

Крылатые выражения

Добавить в избранное

История создания пьесы

Грибоедов писал пьесу два года (1822-1824). Поскольку Александр Сергеевич служил дипломатом и считался влиятельным человеком, он рассчитывал, что его творение легко пройдет цензуру вскоре станет полноценным спектаклем. Однако вскоре он понял: комедии «нет пропуску». Удалось опубликовать лишь фрагменты (в 1825 году в альманахе «Русская Талия»). Весь текст пьесы был издан много позже, в 1862 году. Первая театральная постановка состоялась в 1831 году. Однако в рукописных списках (самиздате того времени) книга распространилась стремительно и стала очень популярной среди читающей публики.

Особенность комедии

Театр – самый консервативный вид искусства, поэтому в то время, как в литературе развивались романтизм и реализм, на сцене все еще господствовал классицизм. Пьеса Грибоедова сочетает в себе черты всех трех направлений: «Горе от ума» по форме классицистическое произведение, но реалистичные диалоги и проблематика, относящаяся к реалиям России 19 века, сближают его с реализмом, а романтический герой (Чацкий) и конфликт этого героя с обществом – характерное противопоставление для романтизма. Как сочетаются в «Горе от ума» классицистический канон, романтические мотивы и общая реалистическая установка на жизненность? Автору удалось гармонично сплести противоречивые компоненты воедино за счет того, что он был блестяще образован по меркам своего времени, часто путешествовал по миру и читал на других языках, поэтому впитал новые литературные веяния раньше других драматургов. Он не вращался среди писателей, служил в дипломатической миссии, а потому его сознание было свободно от многих стереотипов, которые мешали авторам экспериментировать.

Этапы работы

Некоторые современники указывают, что первые мысли о произведении Грибоедов высказывал уже в 1816 году. Общий план комедии составлен к 1818-1820 году.

Первые два действия были написаны в Тифлисе в 1822. Работа продолжилась в следующем год во время продолжительного отпуска драматурга в загородном имении Бегичевых в Тульской области. Грибоедов переписал начало и дописал 3 и 4 действия. Данная рукопись сохранилась и сейчас принадлежит фондам Исторического музея под именем «Музейный автограф».

Читайте также:  Урок на тему «Тема чести и милосердия в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

(«А вас, сударь, прошу я толком…» Иллюстрация к комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», Д.Н. Кардовский, 1912)

Первое название комедии – «Горе уму». Главная идея первоначального замысла – конфликт общества и просветительских идей, носителем которых является Чадский. Изменение заголовка свидетельствует о том, что автор расширил проблематику произведения и углубил образ главного героя. Чадский – не просто схема, воплощающая ум, а глубокий характер, разум – это только одна из черт его.

К 1824 году пьеса была готова к печати, ради этого автор отправился в Петербург. В дороге он изменил развязку: вставил сцену с разоблачением Молчалина Софьей. Напечатать или оставить пьесу не удалось. На помощь пришел друг Грибоедова А.А. Жандр. В его департаменте создали множество копий комедии, которые называли списками или «Жандровской рукописью».

Произведение еще до первых публикаций приобрело популярность и разошлось на цитаты. Как говорили современники, не было такой дворянской семьи в стране, в которой не имелся бы список комедии.

Жанр драмы «Горе от ума». Комедия или драма?

Грибоедов считал, что «Горе от ума» — комедия, но поскольку в ней очень развиты трагические и драматические элементы, пьеса никак не может быть отнесена исключительно к комедийному жанру. Прежде всего, надо обратить внимание на финал произведения: он трагический. Сегодня принято определять «Горе от ума», как драму, но в 19 веке такого разделения не было, поэтому ее называли «высокая комедия» по аналогии с высоким и низким штилем Ломоносова. В этой формулировке заключено противоречие: «высокой» может быть только трагедия, а комедия по умолчанию «низкий» штиль. Пьеса не была однозначной и типичной, она вырывалась из имеющихся театральных и литературных клише, поэтому ее так высоко оценили как современники, так и нынешнее поколение читателей.

Вариант 2

Произведение не является ни одним из классических литературных жанров, поскольку относится к новаторскому созданию писателя, который изначально определял пьесу в виде сценической поэмы, затем называл ее драматической картиной, а впоследствии отнес к комедийному произведению.

Автор сознательно отходит от традиционных принципов произведений классицизма, вводя в сюжетную линию пьесу несколько конфликтов, в которых помимо любовной линии присутствует острая социально-политическая направленность, определяющая основную тематику комедии в виде трагического противостояния разумной личности, разоблачающей взяточничество, карьеризм, лицемерие, недалекому окружающему ее обществу.

Для реализации своего творческого замысла писатель вносит существенную корректировку в классицистические каноны традиционного понимания комедийного литературного жанра.

В первую очередь, автор, используя принцип триединства, изменяет правило единства действия, введя в пьесу социальную основу и не заканчивая ее добродетельным финалом, в котором добро побеждает зло.

Во-вторых, автор, описывая характерные черты персонажей комедии, добавляет к ним реалистичные, достоверные качества, наделяя каждого из героев, как положительными, так и отрицательными чертами характера. Реалистичность пьесы подчеркивается раскрытием автором насущных проблем, волнующих прогрессивных представителей современного общества, которые писатель выражает через образ основного персонажа произведения.

Кроме того, в комедии присутствуют элементы драматического произведения, которые выражаются в душевных переживаниях главного героя, столкнувшегося с безответной любовью.

Применяя в повествовании острую сатиру, писатель представляет свое произведение в виде живой демонстрации существующей общественной жизни, погрязшей в ханжестве, чинопреклонении, лживости, лицемерии, жадности. Комическая речь героев пьесы пестрит использованием многочисленных живописных, ярких, выразительных афоризмов, которые автор вкладывает в уста практически всех персонажей комедии.

Отличительной особенностью пьесы является его стихотворная форма, заключенная в неизбежный ритм, не допускающих пауз, остановок, представляющей произведение в форме музыкальной драмы.

Все вышеперечисленное позволяет отнести грибоедовское произведение к разряду литературных творений, представляющих жанровое сочетание, при этом основным из них является общественно-социальная комедия. Использование комических обстоятельств в пьесе с применением разнообразных несоответствий, противоречий между трагедией и комедией позволяет автору продемонстрировать истинный смысл драматического конфликта века нынешнего и века минувшего, раскрывая жанровую суть произведения в форме трагикомедии, выражающейся в психологическом реализме описываемых событий.

Созданное писателем творение, изобилующее художественно-сатирическими элементами, является значительным вкладом в развитии русской литературы.

Читайте также:  Сочинение на тему: » Мои любимые стихотворения А.А. Фета.»

Другие сочинения: ← Анализ произведения Горе от ума↑ ГрибоедовЧерты реализма в комедии Горе от ума →

Конфликт. Композиция. Проблематика

В пьесе традиционно выделяют два типа конфликта: частный (любовная драма) и общественный (противопоставление старого и нового времени, «фамусовского общества» и Чацкого). Поскольку это произведение частично относится к романтизму, мы можем утверждать, что в пьесе имеет место быть романтический конфликт личности (Чацкого) и общества (Фамусовского общества).

Один из строгих канонов классицизма – единство действия, которое предполагает причинно-следственную связь событий и эпизодов. В «Горе от ума» эта связь уже существенно ослаблена, зрителю и читателю кажется, что ничего значительного не происходит: герои ходят туда сюда, разговаривают, то есть внешнее действие довольно однообразно. Однако динамика и драматизм заложены именно в диалогах героев, пьесу надо в первую очередь слушать, чтобы уловить напряженность происходящего и смысл постановки.

Особенность композиции состоит в том, что она выстроена по канонам классицизма, количество актов не совпадает с ней.

Если комедии писателей конца 18 – начала 19 века обличали отдельные пороки, то сатира Грибоедова обрушилась на весь консервативный уклад жизни, пропитанный этими пороками. Невежество, карьеризм, солдафонство, жестокость и бюрократическая косность – все это реалии Российской Империи. Московское барство с его показной пуританской моралью и беспринципностью в делах представляет Фамусов, тупой военный карьеризм и зашоренное сознание – Скалозуб, угодливость и лицемерие чиновничества – Молчалин. Благодаря эпизодическим персонажам зритель и читатель знакомятся со всеми типажами «фамусовского общества» и видят, что их сплоченность – результат солидарности порочных людей. Многоликая и пестрая клика вобрала в себя всю пошлость, ложь и глупость, которым общество привыкло поклоняться и уступать. Персонажи не только на сцене, но и за сценой, упомянутые в репликах действующих лиц (законодательница нравов княгиня Марья Алексевна, сочинитель «глупостей образцовых» Фома Фомич, влиятельная и всемогущая Татьяна Юрьевна и другие).

Значение и новаторство пьесы «Горе от ума»

В пьесе, которую сам автор считал комедией, как ни странно, освещены наиболее актуальные проблемы того периода: несправедливость крепостного права, несовершенный государственный аппарат, невежество, проблема воспитания и т.д. Также Грибоедов включил, казалось бы, в развлекательное произведение насущные споры о пансионах, суде присяжных, цензуре и институтах.

Моральные аспекты, которые не менее важны для драматурга, порождают гуманистический пафос произведения. Автор показывает, как под прессом «фамусовского общества» гибнут лучшие качества в человеке. К примеру, Молчалин не лишен положительных качеств, но вынужден жить по законам Фамусова и ему подобных, иначе ему никогда не добиться успеха. Именно поэтому «Горе от ума» занимает особое место в русской драматургии: в нем отражены реальные конфликты и невыдуманные жизненные обстоятельства.

Композиция драмы выдержана в классицистическом стиле: соблюдение трех единств, наличие больших монологов, говорящие фамилии действующих лиц и т.д. Содержание – реалистическое, поэтому спектакль до сих пор с аншлагом проходит во многих театрах России. Герои не олицетворяют один порок или одну добродетель, как было принято в классицизме, они разносторонне развиты автором, их характеры не лишены как отрицательных, так и положительных качеств. Например, критики часто называют Чацкого глупцом или чересчур импульсивным героем. Софья не виновата в том, что за время его длительного отсутствия полюбила того, кто был рядом, а Чацкий сразу обижается, ревнует и истерически обличает все вокруг только потому, что его забыла любимая. Вспыльчивый и вздорный характер не красит главного героя.

Стоит отметить разговорный язык пьесы, где у каждого героя есть свойственные ему речевые обороты. Этот замысел был осложнен тем, что произведение написано в стихах (разностопным ямбом), но Грибоедов сумел воссоздать эффект непринужденной беседы. Уже в 1825 году писатель В.Ф. Одоевский утверждал: ««Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и мне часто случалось слышать в обществе, целые разговоры которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума»».

Стоит отметить говорящие фамилии в «Горе от ума»: например, «Молчалин» означает скрытую и лицемерную натуру героя, «Скалозуб» — перевернутое слово «зубоскальство», означающее хамское поведение в обществе.

Почему комедия Грибоедова «Горе от ума» сейчас читаема?

Чацкий

А вот в герое Чацком писатель воплотил качества вольнодумца, близкого к декабристам. Как передовой и разумный человек своей эпохи, он совершенно отрицательно относится к крепостному праву, чинопочитанию, невежеству и карьеризму. Он противостоит идеалам века минувшего. Чацкий — индивидуалист и гуманист, он уважает свободу мысли, простого человека, он служит делу, а не лицам, выступает за прогрессивные идеи современности, за уважение к языку и культуре, за просвещение и науку. Он вступает в спор со столичной фамусовской элитой. Он желает служить, а не прислуживаться.

Надо отметить, что Грибоедову удалось сделать свое произведение бессмертным за счет актуальности затронутой им темы. Гончаров в 1872 году об этом очень интересно написал в своей статье «Мильон терзаний», сказав, что эта пьеса так и будет продолжать жить своей нетленной жизнью, минуя еще много эпох, и никогда не утратит своей жизненности. Ведь и до сих пор фамусовы, скалозубы и молчалины заставляют наших современных чацких испытывать «горе от ума».

Горе от ума

Основная информация

Название

Горе от ума

Автор

Грибоедов, Александр Сергеевич

Годы написания

1820—1824 (1828)

Число глав

8

Жанр

Пьеса

Страна

Российская империя

Язык

русский

Первое издание

1833 (1862)

Го́ре от ума́ — хрестоматийная русская комедия в стихах, написанная разговорным языком и вольным ямбом. Неисчерпаемый источник пословиц и коллекция бессмертных русских типажей. Также «Горе от ума» стало первым произведением, массово тиражировавшимся в самиздате. Полностью и без купюр комедия была напечатана только в 1862 году.

Сюжет

В начале 1820-х годов, «спустя десять лет после войны 1812 года, то есть в 1822», Александр Чацкий — молодой остроумный дворянин и пылкий гражданин — после трёхлетнего отсутствия возвращается в Москву, где он вырос в доме крупного чиновника Фамусова, и спешит к любимой девушке — дочери Фамусова, Софье. Но культурная дистанция оказывается непреодолимой: Софья полюбила лицемера и карьериста Молчалина, а самого Чацкого за неуместные проповеди объявляют сумасшедшим.[1]

Девушка сама не глупая предпочитает дурака умному человеку (не потому, чтобы ум у нас, грешных, был обыкновенен, нет! и в моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека)— Александр Грибоедов

Чацкий же презирает Молчалина за старание угодить каждому, за чинопочитание. Узнав, что именно такой человек покорил сердце Софьи, Чацкий разочаровывается в своей возлюбленной.

Чацкий произносит красноречивые монологи, в которых обличает московское общество, выразителем мнений которого выступает отец Софьи Павел Фамусов. Однако в обществе проходят слухи о сумасшествии Чацкого, пущенные раздосадованной Софьей. В конце пьесы Чацкий решает покинуть Москву.

История создания

Написания

Публикации

Потеряв надежду издать комедию целиком, 15 декабря 1824 года драматург опубликовал фрагменты (явления 7–10 действия I и всё действие III) в альманахе «Русская Талия», где текст подвергся цензурной правке и сокращениям. Последовавшее за публикацией обсуждение в печати ещё стимулировало читательский интерес и тиражирование рукописных копий.

«Много ли отыщете примеров, чтобы сочинение листов в двенадцать печатных было переписываемо тысячи раз, ибо где и у кого нет рукописного «Горя от ума»? Бывал ли у нас пример ещё более разительный, чтобы рукописное сочинение сделалось достоянием словесности, чтобы о нём судили как о сочинении известном всякому, знали его наизусть, приводили в пример, ссылались на него и только в отношении к нему не имели надобности в изобретении Гуттенберговом?»— Ксенофонт Полевой

Отдельным изданием комедия впервые была напечатана уже после смерти автора, в 1833 году — полностью, но с цензурными купюрами. Ни это издание, ни последующее, 1839 года, не остановило изготовление списков.

Таким образом, «Горе от ума» стало первым произведением, массово тиражировавшимся в самиздате. Полностью и без купюр комедия была напечатана только в 1862 году.

Персонажи

  • Александр Андреевич Чацкий — главный герой
  • Павел Афанасьевич Фамусов, — управляющий в казенном месте
  • Софья Павловна Фамусова — его дочь, возлюбленная главного героя
  • Лизанька, — служанка дома Фамусовых
  • Алексей Степанович Молчалин, — секретарь Фамусова, живущий у него в доме
  • Скалозуб, Сергей Сергеевич — Полковник
  • Наталья Дмитриевна Горич, — молодая дама
  • Платон Михайлович Горич, — муж ее
  • Князь Тугоуховский
  • Графиня бабушка Хрюмина
  • Графиня внучка Хрюмина
  • Антон Антонович Загорецкий
  • Старуха Хлёстова, — свояченица Фамусова
  • Репетилов.

Говорящие фамилии

По традиции классицистической комедии драматург дал почти всем своим героям говорящие фамилии. Обычно в театре фамилии выделяли главное свойство персонажа, олицетворённый порок, добродетель или какое-то иное одномерное качество. В же «Горе от ума» всё менее прямолинейно: все говорящие фамилии так или иначе воплощают одну идею — идею вербальной коммуникации, преимущественно затруднённой.

  • фамилия Фамусова образована от латинского fama — «молва»
  • Фамилия Молчалина, «не смеющего своё суждение иметь», говорит сама за себя.
  • Репетилов (от французского répéter — «твердить наизусть», «повторять за кем-то») можно усмотреть Дlвоякое значение: с одной стороны этот персонаж, молча слушает важные разговоры, и после повторяет их другим, а с другой — выступает как комический двойник Чацкого, иллюстрирующий его душевные порывы собственными физическими неуклюжими движениями
  • Князь Тугоуховский — то есть глуховатый
  • полковник Скалозуб (Скалить зубы, улыбаться)— мастер казарменных острот.
  • Хлёстова — можно усмотреть намёк на хлёсткое словцо, в котором и ей не откажешь.
  • Фамилию самого Чацкого (в ранней редакции — Чадский) разные исследователи ассоциировали со словом «чад» на основании его общей пылкости и разбора его реплик («Ну вот и день прошёл, и с ним / Все призраки, весь чад и дым / Надежд, которые мне душу наполняли» или сентенции о сладком и приятном «дыме Отечества»). Но более прямая ассоциация, конечно, с Чаадаевым.

Прототипы героев

«Историку предоставляю объяснить, отчего в тогдашнем поколении развита была повсюду какая-то смесь пороков и любезности; извне рыцарство в нравах, а в сердцах отсутствие всякого чувства. <…> Объяснимся круглее: у всякого была в душе бесчестность и лживость на языке. Кажется, нынче этого нет, а может быть, и есть; но дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как лев дрался с турками при Суворове, потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями. Образ его поучений: «я, брат!..»

Приятель Грибоедова, Дмитрий Бегичев, в чьём имении писалась комедия, считался одним из прототипов Платона Михайловича Горича.

Художественные особенности

Из классицистической триады единств времени, места и действия драматург исключил последнюю: в его комедии два равноправных конфликта, любовный и общественный, что в классицистической пьесе было невозможным.

Пьеса была написана разговорным языком и вольным ямбом, что в русской комедии было абсолютным новшеством. До Грибоедова вольный ямб, то есть ямб с чередующимися стихами разной длины, использовался, как правило, в маленьких стихотворных формах, например в баснях Крылова, иногда в поэмах с «несерьёзным содержанием» — таких, как «Душенька» Богдановича . Такой размер позволяет наилучшим образом использовать и привлекательность стихотворных средств (метр, рифму), и интонационную свободу прозы. Строки разной длины делают стих более свободным, близким к естественной речи; язык «Горя от ума» со множеством неправильностей, архаизмов и просторечий воспроизводит московский выговор эпохи даже фонетически: например, не «Алексей Степанович», а «Алексей Степаноч». Благодаря афористичному слогу пьеса сразу после появления разошлась на пословицы.[2]

В советском литературоведении

В советском литературоведении Чацкий воспринимался как безусловно героическая фигура.

Политическую подоплёку «Горя от ума» по понятным цензурным соображениям, прямо не обсуждали до 1860-х годов, когда Чацкого всё чаще стали сближать с декабристами — сперва Николай Огарёв, за ним Аполлон Григорьев и, наконец, Герцен; именно эта трактовка образа Чацкого впоследствии воцарилась в советском литературоведении.

Мнение, что Чацкому, как написал его Грибоедов, прямая дорога лежала на Сенатскую площадь, было впервые высказано Огарёвым, обосновано Герценом, утверждавшим, что «Чацкий шёл прямой дорогой на каторжную работу», и впоследствии безраздельно утвердилось в советском литературоведении — особенно после того, как книга академика Милицы Нечкиной «А. С. Грибоедов и декабристы» получила в 1948 году Сталинскую премию. Сегодня, однако, вопрос о декабризме Чацкого уже не решается так однозначно.

Интересные факты

  • В комедии соблюдены только два классических единства: места и времени (действие происходит в доме Фамусова в течение суток); третье единство — действия — отсутствует.

Ссылки

Сноски

Используемые источники:

  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/istoriya-sozdaniya-komedii.html
  • https://nauka.club/literatura/gore-ot-uma-istoriya-sozdaniya.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1180-istoriya-sozdaniya-gore-ot-uma.html
  • https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/istoriya-sozdaniya-komedii-gore-ot-uma.html
  • https://russianliterature.fandom.com/ru/wiki/горе_от_ума

  • Почему рассказ бежин луг называется бежин луг
  • Почему пушкин считал что чацкий не умный человек сочинение рассуждение
  • Почему пьеса недоросль актуальна в наше время сочинение
  • Почему пушкин назвал сказку о мертвой царевне и семи богатырях именно так
  • Почему пушинка становится главнокомандующий в рассказе главнокомандующая пушинка ответ