Почему рассказ ежикина гора можно назвать художественным

Тэги: ежикина гора, русская литература. категория: образование. 4. небольшая история, рассказанная сергеем козловым, безусловно, относится к жанру сказки. ее герой,

тэги: ежикина гора, русская литература.

категория: образование. 4. Небольшая история, рассказанная Сергеем Козловым, безусловно, относится к жанру сказки. Ее герой, ежик, однажды забрался на вершину горы. задумался.. __ Главная мысль сказки заключается в том, что, как бы мы не были заняты, какие бы повседневные заботы не тяготили нас, нужно обязательно научиться абстрагироваться и хотя бы немного времени посвящать себе. Нужно уметь останавливаться и наблюдать. И тогда мир предстанет совсем в другом свете. Ёжикина гора — сказка Сергея Григорьевича Козлова, которая заставит задуматься каждого. Мы каждый день видим одно и тоже, идя в школу или в магазин. Но мало кто…. Помогите написать сочинение к рассказу ЁЖИКИНА ГОРА.Г. Козлов Объем 100-150 слов. 1. Смотреть ответ.. Основная мысль и тема помогите дам 20 б. Основная мысль и тему помогите опридилить. основная мысль поэмы реквием. Предыдущий. Следующий. 6.как можно сформулировать основную мысль рассказа?.

Но мало кто из нас наблюдает за происходящим. Почти никто не обращает внимание на красоту природу, которая была рядом каждый день, по нескольку раз. Ёжик — это персонаж который пустил эту мысль в свою голову. Он разрешил себе приостановиться, бросить дела и просто созерцать красоту окружающего мира, и прелесть каждой травинки, каждого листка. Возможно и нам следует уделить минуту по дороге в школу или на роботу? океан с гулом ходил за стеной чёрными горами, и вьюга крепко свистала в отяжелевших снастях, а пароход весь дрожал. 2. множество темноватых тучек, с неясно обрисованными краями, расползались по бледно-голубому небу, а довольно крепкий ветер мчался сухой непрерывной струёй, не разгоняя зноя 3. поезд ушёл быстро, и его огни скоро исчезли, а через минуту уже не было слышно шума. Как можно сформулировать основную мысть рассказа? 45 БАЛЛА!!! ОТДАМ!. 6.как можно сформулировать основную мысль рассказа? можно. рассказа.. С.Козлов «Ёжикина гора»: основная мысль, жанр, что писать в сочинении? образование. русская литература.. Автор этой сказки Сергей Козлов хотел с помощью этой сказки передать нам очень простую и вместе с тем гениальную мысль — все вокруг нас необычно и волшебно, просто надо хотя бы на минуту замереть «на вершине горы» и всмотреться в знакомый мир чуть внимательней.

И тогда мы как, ежик, увидим, что оказывается деревья словно летят, размахивая ветками на ветру вслед убегающим облакам, ворона покажется нам орлом, хищно кружащим над лесом, а белка окажется милой и доброй соседкой. Как можно сформулировать основную мысль рассказа ежикина гора. Всего ответов: Посмотреть ответы.. Найди верный ответ на вопрос ✅ «Как можно сформулировать основную мысль рассказа ежикина гора.» по предмету ? Литература, а если ответа нет или никто не дал верного ответа, то воспользуйся поиском и попробуй найти ответ среди похожих вопросов. Искать другие ответы.

Помоги с ответом по литературе. чому нашим сучасникам потрібна повість шинель? Нет ответа.

Помогите! нужно составить вопросы по рассказу Он упал на траву. Главная мысль сказки заключается в том, что, как бы мы не были заняты, какие бы повседневные заботы не тяготили нас, нужно обязательно научиться абстрагироваться и хотя бы немного времени посвящать себе. Главная мысль-это иметь верных и преданных друзей а так же находить новые приключения в жизни и много мечтать и фантазировать. К вопросу в ГДЗ Литература. Основная мысль рассказа ёжикина гора.

Путешествие по Изумрудному городу. Или также больше идет мысль о девочке и Татошке.

Надо верить в чудо и свою мечту и все исполнится.. Все герои Шукшина задумываются о смысле жизни, о непреходящих духовных ценностях человека — его нравственных идеалах, чести, долге, совести. На первый взгляд в рассказах почти ничего не происходит. рассказа. спросил 30 Апр, 18 от vika07112004_zn Начинающий (383 баллов) ● 3 в категории Литература. ежикина. основная. мысль. рассказа. 1 — 4 классы.. Черты какого жанра отразились в тексте ежикина гора. спросил 30 Апр, 18 от Tanita2_zn (14 баллов) в категории Литература.

черты. какого. жанра. отразились. тексте. Мари Умняшка. более месяца назад.

Просмотров : 20 Ответов : Лучший ответ: Зачетный Опарыш. прости, но у меня не хватает баллов на опубликацию своего вопроса прошуине подавать жалобу на меня, спасибо за ранее. Почему текст ежикина гора можно называть художественным. Напишите сочинение о рассказе ежикина гора. Написать сочинение ежикина гора быстро. Написать сочинение на тему; Ежикина гора.

Помогите пожалуйста составить план ежикина скрипка. План сказки ежикина скрипка. Добро пожаловать на сайт Школьные решения и ответы. У нас вы можете задавать задачи и получать решения от других членов сообщества. Как можно сформулировать основную мысль рассказа? Критерии оценивания. Баллы.. Сочинение по вопросам про “ёжикина гора” 100-150 слов. почему этот текст можно назвать художественным? черты какого жанра отратились в этом тексте? как можно это обосновать? 6. как можно сформулировать основную мысль расската? Ответов: Увидеть все ответы.. Написать сочинение о рассказе ёжикина гора пишите связным текстом, свободным и понятным доказательным и грамотным. текст размером не менее 100-150 слов. 50. Ответов: Открыть. Литература, 03.08.2019 20:30.

Литература, 03.08.2019 21:Написать сочинение на тему; ежикина гора. Литература, 03.08.2019 22:30. Литература, 03.08.2019 23:10. Все знания. Литература. 0 интересует 0 не интересует. 5 видели. основная.. Добро пожаловать на сайт В нашем сообществе люди помогают решить домашнее задание. Есть Ответ на вопрос.. Помогите написать сочинение к рассказу ЁЖИКИНА ГОРА по вопросам..Г. Козлов Объем 100-150 слов 1.2.черты какого ж анра отразились в этом тексте? Как можно это. Разное. СРОЧНО! Козлов Объем 100-150 слов 1.Ёжик — это персонаж который пустил эту мысль в свою голову.. Похожие вопросы. Почему текст ежикина гора можно назвать художественным. Как можно сформулировать основную мысль рассказа ежикина гора.

ежикина гора основная мысль

Здравствуйте! Сегодня хочу рассказать вам про Андреевский спуск – это своего рода музей под открытым небом. Ей по праву дали второе название “Киевский Монмартром”, так как по этой улице расположено не меньше достопримечательностей, чем на знаменитом парижском холме.

Поэтому люди со всего мира, приезжая в Киев, первым делом идут именно на эту улицу, чтобы воочию увидеть Андреевский храм, дом Булгакова и другие интересные места, большая часть из которых окутана таинственными легендами.

Все про Андреевский Спуск

Андреевский спуск является любимейшим местом не только для самих горожан, но и для туристов, которые приезжают к нам в Киев. Это не просто красивая улочка, а одна из самых значимых достопримечательностей города. Здесь все пропитано историей и мистикой, поэтому туристы так стремятся сюда попасть.

В любое время года здесь много школьников, студентов, гостей города и просто прогуливающихся горожан. Это вторая по значимости и популярности улица Киева, поэтому Вам не составит труда быстро добраться до нее.

Как добраться до Андреевского спуска

Исторически началом спуска являются улицы Владимирская и Десятинная, а заканчивается Андреевский спуск у Контрактовой площади. На автомобиле здесь спокойно не проехать – сильные пробки, да и с парковой есть свои сложности. К тому же, в центре Киева есть, на что посмотреть, просто гуляя.

киев андреевский спуск карта

На карте Андреевский спуск ищите в центре Киева, рядом с Национальным музеем истории Украины, до которого от Спуска можно дойти буквально за 10 минут, а вот до Крещатика придется пешком идти чуть больше – 20 минут.

Вообще, чтобы рассмотреть все достопримечательности, лучше передвигаться своим ходом или на метро. Доехать по городу до Андреевского спуска просто: нужно сесть в метро, выйти на «Почтовой площади», пройти к фуникулеру, подняться на нем к Михайловской площади и, двигаясь по улице Трехсвятительской, выйти на Андреевский спуск.

Можно и другим способом добраться, доехав до Контрактовой площади на метро, пройдя пешим ходом вдоль фонтана (Самсон), минуя Успенский собор, дальше выход на конец спуска. В этом случае обзор достопримечательностей начинается снизу вверх по склону.

Что посмотреть на Андреевском спуске

Андреевский спуск – это своего рода музей под открытым небом, столько здесь интересных мест. Каждый киевлянин знает и любит именитые достопримечательности, туристы первым делом стремятся сюда, и ни одна экскурсия не обходится без его посещения.

Во время экскурсий рассказывают практически про каждое строение, поэтому мы с вами также прогуляемся по этой красивейшей улице от начала и до конца и взглянем на самые знаменитые места.

Достопримечательности

Первая достопримечательность Спуска – конечно же, Андреевский храм, который является жемчужиной этого места. Церковь была выстроена по повелению царицы Елизаветы Петровны. Автор проекта – Бартоломео Растрелли.

Здесь же неподалеку от церкви сооружен памятник героям фильма-пьесы Старицкого М. (Проня Прокоповна и Свирид Голохвастов) «За двумя зайцами». Я думаю, этих персонажей не нужно представлять, о них знают все.

У подножья исторической святыни стоит памятник Шевченко Т. Г. (украинский поэт) и музейная мастерская Ивана Кавалеридзе (скульптор, режиссер, драматург, театральный деятель).

А за Андреевской церковью находится проход к Владимирской горке. По старинному склону (улице) расположились таинственные и легендарные строения:

  • купеческий доходный дом (Орлова);
  • замок Ричарда Львиное сердце (стиль английская неоготика), другое название дом с привидениями №15;
  • по адресу Андреевский спуск, 13 стоит тот самый дом Турбиных.

Андреевский спуск 13 известен не только как дом из романа “Белая гвардия”. По этому же адресу жил и работал сам писатель, а сейчас здесь располагается Булгаковский музей. А недалеко от строения установлен памятник Михаилу Булгакову.

спуск Киев

На Андреевском спуске 2-Б есть еще знаменитый музей Киева, посвященный этой улице и ее истории – «Музей одной улицы», а внизу расположена студия-театр «Колесо», также можно посетить галерею Триптих (самая авангардная в Украине) или «Карась» – место для экспозиций.

Где еще погулять в Киеве, читайте здесь.

Но не только храмами и музеями знаменит Спуск, здесь полно современных местечек, которые придают определенную атмосферу улице.

Современные интересные места

Историческое место (уличный музей Киева) застроили уютными заведениями, кафешками, ресторанами с интересными названиями:

  1. Арт-кафе.
  2. “Друзья” – кафе социального типа.
  3. “Замковое”.
  4. “Свитлица”.
  5. “Диван” – фестиваль-ресторация.
  6. “Терраса” – клубный ресторан.
  7. “Панорама”.
  8. “За двумя зайцами”.
  9. На Воздвиженке, рядом с Андреевским спуском, есть бутик-отель для проведения свадеб.
  10. Шоколадная мастерская «Львовская».
  11. “Вернисаж”.
  12. Кафе “де Париж” и многое другое.

В дневное время место полно продавцов, предлагающих приобрести туристам предметы искусства. Вдоль всего спуска расположены выставочные залы художников, сувенирные лавки, магазинчики, павильоны.

Именно в этом месте можно купить знаменитую украинскую матрешку, а также заказать картину или свой портрет, приобрести рушник, предметы ручной работы. Это могут быть шкатулка, статуэтки, посуда с росписью, украинская национальная одежда, скатерти и вышиванки.

Здесь можно сделать красивое фото у профессиональных фотографов. Каждый год на день города, в последние выходные мая, на историческом спуске проводятся фестивали, ярмарки народного искусства, гуляния, концерты. В это время открыты все музеи Киева и Андреевского спуска в частности, где вам как раз расскажут об истории этого места.

История Андреевского спуска

Булгаков андреевский спуск

История этого места богата на события, это кроется даже в названии, которое берет начало после сооружения Андреевского храма (в честь Андрея Первозванного), расположенного вверху спуска.

Нестор Летописец упоминал, что после прихода в древнюю Скифию православной веры (около 2 тыс. лет назад) Андрей (апостол) благословил Днепровские склоны, сказав, что на этом месте будет воздвигнут великий град. Позднее на земле, где произнес эти слова апостол Андрей, был построен Андреевский храм.

Историки допускают, что верхняя часть улицы была еще в эпоху Киевской Руси. К примеру, академик Рыбаков Б. А. предполагал, что в древности верхний участок улицы назывался Взвоз Боричевский. Однако другие историки опровергли это предположение, опираясь на старые земельные акты и документацию средневековья.

Изучив архивы, историки определили расположение Боричевского взвоза – это проезжий участок фуникулера. Закревский Н.В. (историк) и другие исследователи были убеждены, что спуск прорыли в ущелье гористой местности, на холмах которой был сооружен замок.

Дорога между двух гор Воздыхательница и Замковая была узкой, ухабистой, неудобной. В начале 18 века дорогу расширили, после чего по ней можно было перемещаться на телегах.

Андреевский спуск киев фото

Активная застройка этого места началась в 19-20 веке. Тогда здесь работали и жили великие люди, занимающиеся наукой, скульптурой, музыкой, художественным и писательским искусством.

После революции, в 20-е годы, это место переименовали в ул. Ливера Г.В. Историческое название вернулось во время второй мировой войны 1944 году.

С 80 годов Андреевский спуск стал местом проведения праздничных мероприятий и фестивалей. Со временем появились художественные мастерские, галереи, магазины с фонарями по обе стороны.

В 1992 году была сооружена лестница на склон Воздыхательница, а 1994 г. такой же подъем был сооружен на гору Замковую. Спуск постепенно приобретал интересные места, о которых в народе до сих пор ходят легенды и поверья.

Легенды и поверья о Спуске

Есть такое поверье: если у памятника «За двумя зайцами» потереть перстень на мизинце правой руки Прони или жучка на фраке Голохвастова, то будущее бракосочетание будет счастливым и удачным. Поэтому эти детали скульптуры сильно отполированы посетителями.

Андреевский спуск в Киеве фото

Легенда, связанная с поговоркой “что упало, то пропало”, гласит, что это изречение появилось именно на этом склоне. В старину вверху склона размещалась таможня, через этот пункт проходили купцы со своими товарами к Подолу.

За каждую провезенную телегу взимали пошлину. Экономные купцы, пытаясь уменьшить траты, перегружали телеги. Так как угол склона был сильно высоким, слишком перегруженный транспорт ломался, а товар падал на землю. На таможенном пункте был свой закон, который говорил, что выпавший товар из телеги – это имущество казны таможни. Отсюда и поговорка.

Еще одна легенда Андреевского склона говорит о том, что Днепр – это не река, а бывшее море. Когда апостолу Андрею удалось взобраться на склон, морская вода отошла. Есть поверье, что часть воды до сего часа находится внутри горы (Андреевской).

Во время строительства церкви рабочие обнаружили родник, поэтому церковь на Андреевском спуске в Киеве была построена без колоколов. Так как по поверью колокольный звон может разбудить подземные воды и выйти наружу, затопив весь Киев.

Основные выводы

Если у вас есть свободный выходной день или вы выбираете, куда поехать отдохнуть, то приезжайте в Киев, посетите музей под открытым небом – Андреевский спуск. Вас на этой старинной улице в любое время года ждут множество удивительных достопримечательностей, окутанных легендами.

Но особенно красиво здесь весной. В это время года просыпается вся природа, вокруг зеленые красоты, можно заказать свой портрет на фоне весеннего старого города, получится удивительная работа. Приятных вам прогулок и отдыха!

Если вам доводилось быть в Киеве или вы живете в этом удивительном городе, то расскажите в комментариях о ваших впечатлениях. Если понравился мой обзор, поделитесь им в соцсетях.

С вами был Валерий Лебеденко.

ежикина гора основная мысль

Ёжикина гора — сказка Сергея Григорьевича Козлова, которая заставит задуматься каждого. Мы каждый день видим одно и тоже, идя в школу или в магазин. Но мало кто из нас наблюдает за происходящим. Почти никто не обращает внимание на красоту природу, которая была рядом каждый день, по нескольку раз. Ёжик — это персонаж который пустил эту мысль в свою голову.  Похожие вопросы. Почему текст ежикина гора можно назвать художественным. Ежикина гора основная мысль рассказа. Черты какого жанра отразились в тексте ежикина гора. Почему текст ежикина гора можно называть художественным. Как можно сформулировать основную мысль рассказа ежикина гора.

Напишите главных героев и основную мысль, рассказа О Де Бальзак Отец Горио 15 Баллов. 17varvara 6 авг. 2018 г., 19:19:49 | 5 — 9 классы. Как можно сформулировать основную мысль рассказа ёжик и гора? Как можно сформулировать основную мысль рассказа ёжик и гора. Limkoo97 5 нояб. 2018 г., 18:08:05 | 10 — 11 классы.  Как можно сформулировать основную мысль рассказа ежикина гора. Вопрос Ежикина гора основная мысль рассказа?, расположенный на этой странице сайта, относится к категории Литература и соответствует программе для 1 — 4 классов. Если ответ не удовлетворяет в полной мере, найдите с помощью автоматического поиска похожие вопросы, из этой же категории, или сформулируйте вопрос по-своему.

6.как можно сформулировать основную мысль рассказа? можно. рассказа.  Ёжикина гора — сказка Сергея Григорьевича Козлова, которая заставит задуматься каждого. Мы каждый день видим одно и тоже, идя в школу или в магазин. Но мало кто из нас наблюдает за происходящим. Почти никто не обращает внимание на красоту природу, которая была рядом каждый день, по нескольку раз. Ёжик — это персонаж который пустил эту мысль в свою голову. Он разрешил себе приостановиться, бросить дела и просто созерцать красоту окружающего мира, и прелесть каждой травинки, каждого листка. Возможно и нам следует уделить минуту по дороге в школу или на роботу?

ЁЖИКИНА ГОРА. Марина Майорова 10 сен 2009 в 21:49. Давно уже Ёжик не видел такого большого неба.  — Все вы бездельники, — сказал Муравей. — Все вы друг за дружку горой. — И убежал. А Ёжик про себя поблагодарил Белку, потому что он слышал разговор где-то далеко-далеко, будто говорили на облаках, а он — на дне моря.

Читать сказку «Сергей Козлов — Ёжикина гора» на сайте РуСтих онлайн: лучшие народные сказки для детей и взрослых. Поучительные сказки для мальчиков и девочек для чтения в детском саду, школе или на ночь. Тематики сказок. Популярные: Бытовые сказки Волшебные сказки Советские сказки Современные сказки Короткие сказки. Сказки о временах года: Сказки о весне Сказки про лето Сказки про осень Сказки о зиме. Сказки по возрасту: Сказки для малышей Сказки для детей 3 лет Сказки для детей 4 лет Сказки для детей 5 лет Сказки для детей 6 лет Сказки для детей 7 лет Сказки для детей 8-11 лет.

6.как можно сформулировать основную мысль рассказа? Ответ оставил Гость. Ёжикина гора — сказка Сергея Григорьевича Козлова, которая заставит задуматься каждого. Мы каждый день видим одно и тоже, идя в школу или в магазин. Но мало кто из нас наблюдает за происходящим. Почти никто не обращает внимание на красоту природу, которая была рядом каждый день, по нескольку раз. Ёжик — это персонаж который пустил эту мысль в свою голову. Он разрешил себе приостановиться, бросить дела и просто созерцать красоту окружающего мира, и прелесть каждой травинки, каждого листка. Возможно и нам следует уделить ми

? Найдите правильный ответ на вопрос «Как можно сформулировать основную мысль рассказа ежикина гора » по предмету Литература, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы. Смотреть другие ответы. Похожие вопросы. Почему текст ежикина гора можно называть художественным.

Ёжикина гора — сказка Сергея Григорьевича Козлова, которая заставит задуматься каждого. Мы каждый день видим одно и тоже, идя в школу или в магазин. Но мало кто из нас наблюдает за происходящим. Почти никто не обращает внимание на красоту природу, которая была рядом каждый день, по нескольку раз. Ёжик — это персонаж который пустил эту мысль в свою голову.  Ежикина гора основная мысль рассказа. Черты какого жанра отразились в тексте ежикина гора. Почему текст ежикина гора можно называть художественным. Как можно сформулировать основную мысль рассказа ежикина гора. Напишите сочинение о рассказе ежикина гора. Написать сочинение ежикина гора быстро.

Ёжикина гора — сказка Сергея Григорьевича Козлова, которая заставит задуматься каждого. Мы каждый день видим одно и тоже, идя в школу или в магазин. Но мало кто из нас наблюдает за происходящим. Почти никто не обращает внимание на красоту природу, которая была рядом каждый день, по нескольку раз. Ёжик — это персонаж который пустил эту мысль в свою голову. Он разрешил себе приостановиться, бросить дела и просто созерцать красоту окружающего мира, и прелесть каждой травинки, каждого листка. Возможно и нам следует уделить минуту по дороге в школу или на роботу? Может оно того стоит?

6.как можно сформулировать основную мысль рассказа?  Ёжикина гора — сказка Сергея Григорьевича Козлова, которая заставит задуматься каждого. Мы каждый день видим одно и тоже, идя в школу или в магазин. Но мало кто из нас наблюдает за происходящим. Почти никто не обращает внимание на красоту природу, которая была рядом каждый день, по нескольку раз. Ёжик — это персонаж который пустил эту мысль в свою голову. Он разрешил себе приостановиться, бросить дела и просто созерцать красоту окружающего мира, и прелесть каждой травинки, каждого листка. Возможно и нам следует уделить минуту по дороге в школу или на роботу?

Ёжикина гора — сказка Сергея Григорьевича Козлова, которая заставит задуматься каждого. Мы каждый день видим одно и тоже, идя в школу или в магазин. Но мало кто из нас наблюдает за происходящим. Почти никто не обращает внимание на красоту природу, которая была рядом каждый день, по нескольку раз. Ёжик — это персонаж который пустил эту мысль в свою голову. Он разрешил себе приостановиться, бросить дела и просто созерцать красоту окружающего мира, и прелесть каждой травинки, каждого листка. Возможно и нам следует уделить минуту по дороге в школу или на роботу? Может оно того стоит?

6.как можно сформулировать основную мысль рассказа?  Ёжикина гора — сказка Сергея Григорьевича Козлова, которая заставит задуматься каждого. Мы каждый день видим одно и тоже, идя в школу или в магазин. Но мало кто из нас наблюдает за происходящим. Почти никто не обращает внимание на красоту природу, которая была рядом каждый день, по нескольку раз. Ёжик — это персонаж который пустил эту мысль в свою голову. Он разрешил себе приостановиться, бросить дела и просто созерцать красоту окружающего мира, и прелесть каждой травинки, каждого листка. Возможно и нам следует уделить минуту по дороге в школу или на роботу?

Ёжикина гора — сказка Сергея Григорьевича Козлова, которая заставит задуматься каждого. Мы каждый день видим одно и тоже, идя в школу или в магазин. Но мало кто из нас наблюдает за происходящим. Почти никто не обращает внимание на красоту природу, которая была рядом каждый день, по нескольку раз. Ёжик — это персонаж который пустил эту мысль в свою голову. Он разрешил себе приостановиться, бросить дела и просто созерцать красоту окружающего мира, и прелесть каждой травинки, каждого листка. Возможно и нам следует уделить минуту по дороге в школу или на роботу?

Ежикина гора основная мысль рассказа. Черты какого жанра отразились в тексте ежикина гора. Почему текст ежикина гора можно называть художественным. Как можно сформулировать основную мысль рассказа ежикина гора. Напишите сочинение о рассказе ежикина гора. Написать сочинение на тему; Ежикина гора. Правильные решения и ответы на любые задания для школьника или студента быстро онлайн. А если не нашли нужное решение или ответ, то задайте свой вопрос нашим специалистам. Написать сочинение ежикина гора быстро. 0 голосов. Написать сочинение ежикина гора быстро. написать. сочинение.

Найдите правильный ответ на вопрос Ежикина гора основная мысль рассказа по предмету Литература, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы. Найти другие ответы. Самые новые вопросы. Определите промежутки возрастания и убывания функции y=f(x): f(x)=1+x^7. Спробуй уявити себе призедентом країни.Що ти б зробила, щоб школярам було цікавіше вчитися і відпочивати. Напиши про це. БУДЬ ЛАСКА!!!!

A. Определяет границы применимости основных законов динамики Б. Инертность одного тела с действием на него другого тела связывает В. Характер взаимного действия тел друг на друга описывает Математика, опубликовано 21.05.2020. 3 Вычислить площадь фигуры, ограниченной параболой y2 = 2px и нормалью к ней, наклонённой к оси абсцисс под углом 135◦. Химия, опубликовано 20.05.2020. Какой объем водорода при нормальных условиях вступил в реакцию с азотом, если получено 0,2 моль эквивалентов NH3?

Похожие вопросы. Почему текст ежикина гора можно назвать художественным. 1 ответов 01 Май, 18 0 голосов. Ежикина гора основная мысль рассказа. 1 ответов 30 Апр, 18 0 голосов. Черты какого жанра отразились в тексте ежикина гора. 1 ответов 29 Апр, 18 0 голосов. Почему текст ежикина гора можно называть художественным. 1 ответов 29 Апр, 18 0 голосов. Напишите сочинение о рассказе ежикина гора. 1 ответов 29 Апр, 18 0 голосов. Написать сочинение ежикина гора быстро. 1 ответов 29 Апр, 18 0 голосов. Написать сочинение на тему; Ежикина гора. 1 ответов 29 Апр, 18 0 голосов. Как можно сформулировать осно

Мастер-класс по теме «Работа с текстом произведения»

Составила учитель МОУ Черниговской ООШ

Субарь В.Ф.

1 кв. категория (стаж работы 20 лет)

— Я, очень рада видеть вас на мастер-классе. Хотелось бы, чтобы он оказался для вас интересным, полезным, а главное принёс вам  много положительных эмоций, и все остались бы  довольны, проделанной работой. Прошу вас поработать творчески, проявить свою активность,  высказывать своё мнение. Надеюсь, что вы мне поможете в проведении занятия, за что заранее вас благодарю.

– Время проведения семинара совпало с замечательной порой года весной. Весна ассоциируется с пробуждением природы. А чтение — это пробуждение сознания ребенка к получению новых знаний, открытий.

— На улице весна, у нас чудесная зелёная поляна, чего не хватает на поляне?(цветов)

— Оживим нашу поляну. На цветах красного цвета напишите ваши опасения, а на цветах жёлтого цвета ваши ожидания от мастер класса.

Слайд 1  Название мастер-класса

Слайд 2   Цель и задачи мастер-класса

Цель: овладение способами обучения младших школьников ведущим приёмам смыслового чтения: диалог с автором и комментированное чтение

Задачи:

— повышение мотивации участников мастер-класса к изучению технологии смыслового чтения.

— актуализировать знания педагогов об этапах работы с текстом, организовать осмысление основных приёмов обучения, обеспечивающих полноценное восприятие и понимание текста учащимися.

-содействовать активизации самообразовательной деятельности участников мастер-класса по проблеме формирования грамотного читателя посредством технологии смыслового чтения

— На столах у вас дорожные карты, которые нам понадобятся в процессе работы.

Слайд 3

Технология смыслового чтения включает

в себя 3 этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

2этап. Работа с текстом во время чтения.

3этап. Работа с текстом после чтения.

Поэтому я  вам предлагаю выполнить 1е задание

— Найдите у себя на столах «Практикум по технологии смыслового чтения

при организации работы учащихся  с художественным текстом» (проставьте буквы)

Установите алгоритм действий учителя при организации работы учеников с художественным текстом (проставьте буквы).

Слайд 4         Практикум по технологии продуктивного чтения

Задание. Установите правильный порядок действий учителя при организации работы учеников с художественным текстом (соедините стрелками, проставьте буквы).

Этапы работы с текстом

Порядок

Действия учителя

До

чтения

1

А. Рассказывает о писателе

2

Б. Обсуждает с учениками смысл заглавия

3

В. Рассматривает с детьми предтекстовую иллюстрацию

Во время чтения

4

Г. Выявляет первичное восприятие

5

Д. Организует первичное чтение в режиме диалога с автором

6

Е. Проводит обобщающую беседу

7

Ж. Организует выполнение творческих заданий

После чтения

8

З. Предлагает прочитать ключевые слова текста

9

И. Организует перечитывание текста

Ключ получим в конце мастер-класса

Слайд 5

 1 этап 

Озвучьте пожалуйста этот слайд

— Работа с текстом до чтения

Развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста (по заглавию, фамилии автора, по группе ключевых слов, по иллюстрации)-это … антиципация

-Давайте обратимся к нашим дорожным картам допишите ….

-Данный этап включает в себя прогнозирование, предугадывание, предстоящего текста. Именно на этом этапе должна быть выделена смысловая и тематическая направленность текста, выделение героев по названию текста, фамилии автора, по рисункам с опорой на детский читательский опыт. Давайте отработаем с вами этот этап на примере рассказа Константина Паустовского, а для того чтобы узнать какой рассказ предлагаю расшифровать запись.

Слайд 6 (Барсучий нос)

-Скажите судя по названию рассказа можем определить о ком будет этот рассказ?

Слайд 7

-А кто такой барсук? (фото, слайд)

— Что вы знаете о барсуке?

Слайд 8

— А теперь обратите внимание на иллюстрации к рассказу.

-Глядя на иллюстрации, вы можете предположить, о ком будет этот рассказ?

—  Какое время года изображено, почему вы так решили?

-Какое значение вложил автор в слово нос? Ни лапа, ни хвост, а именно нос, и почему именно барсучий.

— О том совпали ли ваши предположения с задумкой автора вы узнаете после прочтения рассказа. Именно этот этап повышает интерес ребёнка к чтению. Дети по своей природе любопытны им становится интересно, а прав ли я, угадал ли я, и ребёнок невольно становится не только читателем, а превращается в соавтора.

Слайд 9

2 этап Работа во время чтения.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Главная задача взрослого – обеспечить полноценное восприятие текста.

На этом этапе текст может быть прочитан частями, учителем или хорошо читающими учащимися, просмотр диафильма с иллюстрациями для глубокого погружения в текст.

Слайд 10

По технологии смыслового чтения словарная работа может быть на любом этапе урока, как перед чтением, так и по ходу чтения.

— Я предпочитаю словарную работу проводить перед чтением

— По ходу чтения встретятся незнакомые слова попробуем их объяснить (если вызовет слово затруднение обратимся за помощью к словарю)

вереск- 

деготь-

 чёлн-

 пуд

— Чёлн- небольшая лодка выдолбленная из ствола дерева (прикрепить картинку)

-Дёготь –тёмная, вязкая жидкость с резким запахом. Получают дёготь путём сухой перегонки из бересты)

— Вереск-растение, от 20-100см, растёт преимущественно по болотам и в хвойных лесах

-Пуд-старинная русская мера веса равная 16кг  

Слайд 11

— Предлагаю обратиться к дорожным картам у каждого в дорожной карте (отрывок текста)-но вместо прочтения можно предложить просмотр диафильма рассказа, а к отрывкам мы будем обращаться по ходу работы: 1ч у 1гр, у 2гр-2ч, у 3гр -3ч.

Просмотр диафильма  1-ой части.(до слов  

 О каком времени года говорится в рассказе? (об осени)

  -Автор использует, средства художественной выразительности какие?

 — Приём  сравнения, олицетворения, эпитеты (крепить на доску)

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0aa9/0002c9c8-251c8837/img6.jpg https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/04c0/00003f57-42a5f306/img6.jpg https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03b2/00153961-8eede947/img12.jpg 

— Обратимся к отрывку 1й части (1гр, первых 3 абзаца) 

— Что с чем сравнивает Паустовский (Воду, казавшуюся чёрной с дёгтем; глаза ершей с маленькими лунами; зубы щуки с иглами)- это какой приём?

— Приведите пример олицетворения. (Звёзды шевелились и дрожали)

— Как понимаете, выражение «шевелились и  дрожали низкие звёзды». (Наверное шевелились ветки деревьев, сквозь которые были видны звёзды или так казалось от движения воздуха).

— Найдите эпитеты (синий густой воздух, низкие звёзды)

— Зачем автор так много использует средств худ. выразительности (Чтобы показать красоту русской природы)

 – Где происходят события?( На рыбалке)

  — Какую рыбу ловили рыбаки?(ершей, окуней, плотву)

   — О чем эта часть? Как её озаглавим? (1. Осенняя рыбалка на озере)

(до дрожали низкие звёзды)

 Просмотр диафильма. 

 – Почему люди всё время поддерживали огонь в костре?(диких зверей отпугивает костёр, волки воют)

-В какое время суток происходит событие?(Вечером, когда темно)

-Что освещает людей? (освещает костёр)

-Как называется приём пищи вечером?(Ужин)

— Озоглавьте эту часть (2. Ужин у костра)

2часть

Просмотр диафильма

—  Кто, кроме взрослых был у костра?

—  Почему автор много внимания уделяет мальчику?

— Как автор относится к мальчику?

— Кто такой выдумщик? (фантазёр, шутник) подберите синонимы воспользуйтесь словарём)

 – Поясните слова: мальчик «лучше нас, взрослых …всё замечал и рассказывал»? (был любознательным, наблюдательным, терпеливым, фантазёром)

 – Подумайте, о чем эта часть и как мы её озаглавим?

 (3. Маленький выдумщик)

Как вы думаете, что произойдёт дальше?

Просмотр диафильма до последнего абзаца

 -Дочитайте последний абзац)

 —Кто  первый обнаружил присутствие маленького зверька?

 — Почему барсук прибежал к костру? (манил вкусный  запах картошки)

— Зачитайте, как вел себя барсук в присутствии людей. (От слов «Через полчаса…»   до слов «сделал шаг к картошке»)

 — Как вы думаете, почему барсук попал в такую ситуацию? (подвело любопытство)

Работа в парах (малых группах) по карточкам. (2ч. предпоследний и последний абзац)

— С опорой на текст вставить пропущенные слова. (впишите в карточку)

— Зачитать отрывок о том, как было больно барсуку? (предпоследний абзац)

Проверим

1 вариант: Барсук …..и с отчаянным воплем …..обратно в траву. Он ……. и …. на весь лес, ……кусты и ……от негодования и боли.

2 вариант:

Зачитать, как повели себя обитатели леса и реки (последний абзац)

Без времени … испуганные лягушки, ….птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ….пудовая щука.

— Найдите в последнем абзаце приём сравнения (как пушечный выстрел, ударила пудовая щука)

– О чём говорится в этой части. Как мы её озаглавим? (4. Барсук у костра)

Просмотр 3части

– Мальчик первым увидел, что барсук лечит свой нос. Как это характеризует мальчика? (Любопытный, чувственный)

— Из каких строк видно, что барсуку было очень больно? – Зачитайте.(Потом он сел и заплакал

Какие глаголы подобрал автор, чтобы передать боль барсука.(заплакал, стонал, облизывал, просил)

—  Какие чувства к  зверьку  у вас появились? (Сострадание, жалость, огорчение, боль за обожжённый нос)

— Как лечился барсук?

-Барсук был один?

— А кто же это мог быть? (брат, друг)

— Зачем автор рассказал, что барсук был не один?

— Как вёл себя второй барсук?

— Как это характеризует второго барсука?

 (Может быть благодаря сородичам звери выживают,  потому что более старые передают опыт более молодым)

– О чём говорится в этой части?

– Как мы её озаглавим?

 (5 Барсук лечит свой нос)

— Как вы думаете вылечился барсук? (Посмотрим дальше)

Просмотр последней  части.

– Почему автор узнал барсука?

–Как мы озаглавим эту часть? (6. Встреча через год)

— Скажите от чьего имени ведётся рассказ? (от имени автора, от 1 лица)

-Найдите сравнение в этой части. (гремящих как жесть стрекоз)

— Как вы понимаете словосочетание пудовая щука (тяжёлая, большая, 16кг)

Именно на этом этапе очень мотивированный вид работы как разговор с автором.

Что такое на ваш взгляд разговор с автором? (Задать вопросы, спросить его о чём-то)

— Мы подошли к следующему виду работы (Свой вопрос автору, напишите в своей дорожной карте).

— Озвучьте ваши вопросы?

-Кто желает быть автором и ответить на вопрос?

Слайд 12

Следующий вид работы, пока ещё бурлят эмоции я предлагаю примерить каждой группе шляпы

Группа которой досталась красная шляпа обсуждает вопрос (Какие чувства у вас вызывает данный рассказ?)

Жёлтая шляпа – (Что положительного отметили в рассказе)

Чёрная шляпа –( Что не понравилось в рассказе)

Слайд 13

3 Этап.

Работа с текстом после чтения

Возвращение к 1му этапу

-Почему рассказ называется «Барсучий нос»?

— Что этим хотел подчеркнуть автор?

(Какие пословицы приходят на ум?)

— Где разворачиваются все события? Кто пострадал?

— Совпали ли ваши предположения с тем, что вы предлагали перед чтение рассказа, когда ещё не знали содержания

-Назовите главную мысль рассказа (Никогда нельзя забывать об осторожности, как бы любопытно не было)

Что хотел донести до нас автор (Любить природу, бережно относиться, мир природы очень хрупок)

-Чему учит рассказ?  Не быть слишком любопытным

-Кто главный герой рассказа? (барсук)

— Вам понравился рассказ?

— Хотели бы вы познакомиться с другими произведениями Паустовского?

— У К. Паустовского была трудная и интересная жизнь. Я предлагаю вам интересные вопросы из биографии может кто-то знает ответы, а если нет, то это останется д-з

Зачитаем 1 вопрос

Найдите интересные факты о К. Паустовском

  1. Какой любимый предмет в школе был у К. Паустовского?

 Ответ: ____(география)_______________

  1. Про 100 рублей? _(подрабатывал в юном возрасте в московском трамвае кондуктором. Проучил нахального пассажира, который предлагал за проезд 100 руб. купюру)
  2. Что случилось с братьями К. Паустовского? Погибли во время войны в один день, в разных сражениях.
  3. Какие рассказы К.Паустовского вы знаете или хотели бы прочитать______________________________________________.
  4. Закончи цитату К.Г. Паустовского: «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет дня, когда бы вы не прочли хоть одной страницы из      ______________ ____________»(новой книги)

-На этом этапе не обойтись без творческого задания

1гр- сочиняет стихотворение по опорным словам

2гр- измените в рассказе самое страшное или печальное на весёлое и шутливое.

3гр-  Напишите 4 предложения, отражающие моменты ПОПС-формулы:

П – позиция – «Я считаю, что…

О – обоснование своей позиции – «Потому что…»

П – пример – «Я могу это доказать на примере…»

С – следствие, вывод – «Исходя из этого я делаю вывод о том, что…»

Слайд 14

 – В начале мастер-класса вы выполняли практикум по технологии смыслового чтения. Ознакомьтесь с ключом к нему. Я уверена, что все вы ответили правильно.

В дорожных картах у вас есть слово Отзыв. Напишите что вы думаете о сегодняшнем мастер- классе.(1,2 предложения)

– Возвращаемся на цветочную поляну. Поднимите руку у кого опасения не прошли (спасибо),  если же страхи и опасения улетучились я с вашего позволения  сорву в корзину красные цветы.

Примите от меня благодарность
За Вашу работу — спасибо,
Чтоб было в делах вдохновенье,
А сердце полно позитива!

Я так Вам признательна, честно,
Желаю успеха во всем,
Работы всегда интересной,
Пусть жизнь бьет счастливым ключом!

Спасибо за внимание!

Спасибо за работу!

Сравнения:  «вода казалась черной, как деготь», с глазами, похожими на две маленькие луны», «мелкими, как иглы, зубами», , «облака, похожие на горы розового снега», «нос, похожий на свиной пятачок»,»гремящих, как жесть, стрекоз»,  «как пушечный выстрел, ударила пудовая щука»

эпитеты — синий густой воздух, низкие звезды, морской шум, с пронзительными глазами, оловянную плотву, разноцветных окуней

олицетворения  шевелились и дрожали низкие звезды., картошка шипела.

Практикум по технологии смыслового чтения

Задание. Установите правильный порядок действий учителя при организации работы учеников с художественным текстом (проставьте буквы).

(А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И)

Этапы работы с текстом

Порядок

Исправления

Действия учителя

До

чтения

1

А. Рассказывает о писателе

2

Б. Обсуждает с учениками смысл заглавия

3

В. Рассматривает с детьми предтекстовую иллюстрацию

Во время чтения

4

Г. Выявляет первичное восприятие

5

Д. Организует первичное чтение в режиме диалога с автором

6

Е. Проводит обобщающую беседу

7

Ж. Организует выполнение творческих заданий

После чтения

8

З. Предлагает прочитать ключевые слова текста

9

И. Организует перечитывание текста

Дорожная карта мастер-класса по теме

«Работа с текстом произведения»

1Этап.

Работа с текстом до чтения

 1)Развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста (по заглавию, фамилии автора, по группе ключевых слов, по иллюстрации)-это ____________________

2 Этап.

Работа с текстом во время чтения

а)чтение, прослушивание или просмотр д/ф

1

    Озеро около берегов было засыпано ворохами желтых листьев. Их было так много, что мы не могли ловить рыбу. Лески ложились на листья и не тонули.

     Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась черной, как деготь.

Там мы ловили разноцветных окуней, вытаскивали оловянную плотву и ершей с глазами, похожими на две маленькие луны. Щуки ляскали на нас мелкими, как иглы, зубами.

      Стояла осень в солнце и туманах. Сквозь облетевшие леса были видны далекие облака и синий густой воздух. По ночам в зарослях вокруг нас шевелились и дрожали низкие звезды.

      У нас на стоянке горел костер. Мы жгли его весь день и ночь напролет, чтобы отгонять волков, — они тихо выли по дальним берегам озера. Их беспокоили дым костра и веселые человеческие крики.

      Мы были уверены, что огонь пугает зверей, но однажды вечером в траве у костра начал сердито сопеть какой-то зверь. Его не было видно. Он озабоченно бегал вокруг нас, шумел высокой травой, фыркал и сердился, но не высовывал из травы даже ушей.

Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах.

б) Свой вопрос автору.

Вопрос.  _____________________________________________?

3 Этап.

Работа с текстом после чтения

а) обсуждение

б) творческое задание

Отзыв_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

орожная карта мастер-класса по теме

«Работа с текстом произведения»

1Этап.

Работа с текстом до чтения

 1)Развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста (по заглавию, фамилии автора, по группе ключевых слов, по иллюстрации)-это ____________________

2 Этап.

Работа с текстом во время чтения:

а)чтение, прослушивание или просмотр д/ф

2

С нами был маленький мальчик. Ему было всего девять лет, но он хорошо переносил ночевки в лесу и холод осенних рассветов. Гораздо лучше нас, взрослых, он все замечал и рассказывал. Он был выдумщик, этот мальчик, но мы, взрослые, очень любили его выдумки. Мы никак не могли, да и не хотели доказывать ему, что он говорит неправду. Каждый день он придумывал что-нибудь новое: то он слышал, как шептались рыбы, то видел, как муравьи устроили себе паром через ручей из сосновой коры и паутины и переправлялись при свете ночной небывалой радуги.  Мы делали вид, что верили ему.

      Все, что окружало нас, казалось необыкновенным: и поздняя луна, блиставшая над черными озерами, и высокие облака, похожие на горы розового снега, и даже привычный морской шум высоких сосен.

      Мальчик первый услышал фырканье зверя и зашипел на нас, чтобы мы замолчали. Мы притихли. Мы старались даже не дышать, хотя рука невольно тянулась к двустволке, — кто знает, что это мог быть за зверь!

      Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазами. Наконец показалась полосатая шкурка.

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке.

      Она жарилась и шипела, разбрызгивая кипящее сало. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал: барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос…

      Запахло паленой кожей. Барсук взвизгнул и с отчаянным воплем бросился обратно в траву. Он бежал и голосил на весь лес, ломал кусты и плевался от негодования и боли.

      На озере и в лесу началось смятение: без времени заорали испуганные лягушки, всполошились птицы, и у самого берега, как пушечный выстрел, ударила пудовая щука.

б) Работа в паре (на карточке)

в) Свой вопрос автору.

Вопрос.  _____________________________________________?

3 Этап.

Работа с текстом после чтения

б) обсуждение

в) творческое задание

Отзыв_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дорожная карта мастер-класса по теме

«Работа с текстом произведения»

1Этап.

Работа с текстом до чтения

 1)Развитие умения предполагать, предвосхищать содержание текста (по заглавию, фамилии автора, по группе ключевых слов, по иллюстрации)-это ____________________

2 Этап.

Работа с текстом во время чтения

а) чтение, прослушивание или просмотр д/ф

3

     Утром мальчик разбудил меня и рассказал, что он сам только что видел, как барсук лечит свой обожженный нос. Я не поверил.

Я сел у костра и спросонок слушал утренние голоса птиц. Вдали посвистывали белохвостые кулики, крякали утки, курлыкали журавли на сухих болотах — мшарах, тихо ворковали горлинки. Мне не хотелось двигаться.

       Мальчик тянул меня за руку. Он обиделся. Он хотел доказать мне, что он не соврал. Он звал меня пойти посмотреть, как лечится барсук. Я нехотя согласился. Мы осторожно пробрались в чащу, и среди зарослей вереска я увидел гнилой сосновый пень. От него тянуло грибами и йодом.

       Около пня, спиной к нам, стоял барсук. Он расковырял пень и засунул в середину пня, в мокрую и холодную труху, обожженный нос. Он стоял неподвижно и холодил свой несчастный нос, а вокруг бегал и фыркал другой маленький барсучок. Он волновался и толкал нашего барсука носом в живот. Наш барсук рычал на него и лягался задними пушистыми лапами.

       Потом он сел и заплакал. Он смотрел на нас круглыми и мокрыми глазами, стонал и облизывал своим шершавым языком больной нос. Он как будто просил о помощи, но мы ничем не могли ему помочь.

Через год я встретил на берегах этого озера барсука со шрамом на носу. Он сидел у воды и старался поймать лапой гремящих, как жесть, стрекоз.

Я помахал ему рукой, но он сердито чихнул в мою сторону и спрятался в зарослях брусники.

      С тех пор я его больше не видел.

б) Свой вопрос автору.

Вопрос.  _____________________________________________?

3 Этап

Работа с текстом после чтения

а) обсуждение

б) творческое задание

Отзыв________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В число народных преданий второй части трилогии «В глубине Полесья», художественно обработанного Якубом Коласом, нужно причислить и рассказ об Яшуковой горе

Якуб Колас в своих прозаических и поэтических произведениях часто использовал устнопоэтическое творчество своего народа, заимствовал народные сюжеты, а многие книги писателя насыщены описанием быта простого человека, со всеми обстоятельствами его внешнего и внутреннего мира. Народное творчество использовалось белорусским классиком и передавалось читателям подробно, на достойном уровне, иногда с новым художественным звучанием, однако учитывая белорусскую фольклорную традицию. Именно поэтому произведения Якуба Коласа можно использовать как дополнительный источник в этнографических исследованиях. Неслучайно исследователи творческой деятельности Якуба Коласа отмечали, что практически все материалы, записанные Константином Мицкевичем как этнографом-любителем, были использованы в его художественных произведениях. Этнографические материалы не стали чем-то случайным, а наоборот сыграли важную роль в формировании мировоззрения писателя и становлении его творческого таланта [10: 30].

В трилогии Якуба Коласа «На росстанях» есть ряд народных мотивов, легенд, которые хорошо зафиксированы и вписаны в художественное полотно романа. В число народных преданий второй части трилогии «В глубине Полесья», художественно обработанного Якубом Коласом, нужно причислить и рассказ об Яшуковой горе. Чтобы представить сюжет устнопоэтического произведения о сакральном локусе, содержащегося в «полесской повести» в обработке белорусского классика, процитируем приличный отрывок текста:

— Минуем Яшукову гору, половина дороги останется, – заговорил дядька Роман.
— А далеко ли до Яшуковой горы?
— Версты три.
— Скажите, почему эта гора Яшуковой называется?
— Да ее у нас давно уже так называют. Рассказывают люди разные басни, а в точности никто не знает. Тут, говорят, похоронен пан Яшук.
— Почему же его похоронили в глухом лесу? – допытывался Лобанович.
— Да так, тут ему помереть пришлось.
— Как же он умер?
Лобанович давно, как только приехал в Тельшино, слыхал название этой горы. Но ему не удалось узнать ее историю-легенду, хотя он и не раз расспрашивал о ней у местных крестьян. Теперь же снова пробудилась в нем охота, а вместе с тем и надежда услышать об этой горе.
— Э, пане учитель, не стоит перед ночью и вспоминать о нем. Лихой был это пан, ну, так люди говорят. Да и смерть его тоже не людская была. Вот что старые люди о нем рассказывают. Было здесь когда-то имение, а этот лес и болота принадлежали этому имению. А в имении жили паны. И переходило оно от одного пана к другому. Всякие были паны – и добрые и лихие. Последний из их роду-племени и был пан Яшук, да такой выродок, насильник, что и свет не видел такого. Измывался над людьми, до смерти засекал их плетьми и такие выделывал штуки, что наконец и земле стало тяжко носить его. Люди терпели, думали – если терпеть, легче от этого будет, ну конечно и боялись пана. Но порой и дерево не выдержит и сбросит сук, чтобы пришибить человека. На свете есть мера всему. И на этот раз так было. А пан этот только и делал, что либо людей истязал, либо гулянки устраивал, сгоняя девчат и молодиц, либо на охоте пропадал. Да так и пропал на одной охоте. Кончилась охота, сбор трубить начали, собрались паны, а пана Яшука нет и нет. Искать начали, народу еще больше согнали. А тут вдруг буря такая поднялась, что лес крошился и стонал. И догадались люди, что пан, верно, повесился, а то с чего же началась бы такая буря? И только на третий день нашли пана. Висел пан Яшук между двух старых осин. Деревья толстенной веревкой из лозы перевиты были, а на этой веревке качал ветер посиневший труп пана Яшука. Тут и похоронили его, и курган над ним насыпали. Над болотом, если заметили, горка такая продолговатая тянется. На этой горке и курган есть небольшой. Вот и стали люди гору эту называть Яшуковой горой. За долгое время многое на свете произошло. А правда это было или нет – не знаю [13].

Однако, прежде чем попасть в трилогию «На росстанях», молодым творцом было зафиксировано народное предание в собственной фольклорной тетради «О крестьянских постройках» (Деревня Люсина, Минской губернии, Пинского уезда Хотыничской волости)1. Эта тетрадь включала девятнадцать рукописных страниц, где было дана общая характеристика местности, а также описан быт и занятия местных жителей. Фольклорные заметки носят описательный характер, однако имеют некоторую научную ценность, поскольку содержат этнографический материал конкретной местности. Начинаются записи с определения административно-территориальной принадлежности деревни Люсино и географического положения поселения, которое рассматривается достаточно подробно, а также описывается ландшафт и водные объекты в околицах деревни, упоминаются топонимические названия местных возвышенностей. Простым упоминанием возвышенностей описания не заканчиваются, а наоборот, автор предлагает читателю полное изложение народных представлений о конкретных объектах: «…Наивысшая точка этой гряды находится в семи верстах от деревни, по дороге в ближайшее селение Мальковичи. Она носит название Яшуковой горы. Гряда холмов, появляясь далее к югу, образует так называемую Шведову гору. Относительно этих гор никаких документов в виде сказаний не сохранилось. Правда, о Шведовой горе говорят, что здесь когда-то проходил швед с войском. Относительно Яшуковой горы сохранились два предания. Одно предание говорит, что на этой горе был бой между шведами и князем Яшуком и что последний был убит и похоронен там, отчего и самая гора получила название Яшуковой горы» [4: 406].

Авторы основательного издания «Сакральная география Беларуси» Ирина Климкович и Людмила Дучиц также упоминают аналогичный сюжет первого предания о Яшуковой горе, подтверждая записи молодого тельшинского учителя, а в будущем известного белорусского писателя Якуба Коласа [3: 328]. Зафиксированное Константином Мицкевичем предание о Яшуковой горе является весьма типичным, свидетельствующем о событиях Северной войны, что были объективированы с помощью элемента культурного ландшафта. Более того, это свидетельствует о том, что местная фольклорная (коллективная) память сохранила воспоминания о шведском нашествии. Исследователи отмечают, что фольклорные «комментарии» относительно безусловно исторических объектов, по мнению местных жителей, очень скромны, носят характер объяснения-констатации [5: 81]. Легенда, записанная Якубом Коласом, также является подобным примером. Единственное, что отмечается, – это имя убитого Яшука, но при этом никакие обстоятельства его смерти не упоминаются. Важно отметить, что сразу две возвышенности связываются со шведами и их пребыванием в окрестностях деревни Люсино. Однако что-то более конкретное о присутствии здесь шведской армии и ее сражении с местным паном неизвестно. Можно высказать предположение, что один топонимический объект с легендарной историей мог повлиять на другой, в результате чего оба холма стали ассоциироваться со шведами. Подобный пример взаимовлияния можно заимствовать даже из окрестностей деревни Люсино, где наименованием Телешов дуб была названа речка, протекавшая в четырех верстах от поселения2. Во времена Якуба Коласа через Телешов дуб (правый приток Цны) был построен мост, а воды было столько, что человек мог утопиться. Сейчас от этой реки не осталось и следа, а ее название перенесено на окружающую местность возле Яшуковой горы, где растет большой дуб [2: 47]. Первоначально же топонимическое название Телешов дуб также могло относиться к растительному локусу. Упоминание о событиях Северной войны имеются и в легенде о шведском броде в деревне Любашево Ганцевичского района, согласно которому местный дед Любаш уничтожил шведское войско, заведя его в непроходимый брод [3: 283]. Таким образом, все приведенные легенды действительно показывают, что шведские солдаты ходили по территории сегодняшней Ганцевщины, а память о них сохранилась до нашего времени.

Телешов дуб. Фото 1967 года [7].

Телешов дуб. Фото 1967 года [7].

Не меньшее внимание следует уделить содержанию второй легенды о сакральном объекте, что также встречается в фольклорных записях «О крестьянских постройках» молодого учителя, который лишь немного похож на сюжет, содержащийся в трилогии: «Где-то в десяти верстах от Люсина был богатый «двор», т.е. помещичья усадьба, куда и ходили люсинцы отбывать панщину. Никаких остатков от этого двора не сохранилось, если не принимать в расчет бугра земли да груды камней. В эту усадьбу приезжал какой-то безродный пан Яшук. Этот пан был большой ловелас, ухаживал за «девками» и молодыми бабами, что вызвало неудовольствие среди многих парней. Яшук был большой чудак, гуляка, страстный охотник. Он увлек одну красавицу-крестьянку, на которой хотел жениться панский лакей, а потом бросил ее с ребенком. Та с горя бросилась в речку и потонула. Однажды была охота. На пана Яшука выскочил дикий кабан. Пан выстрелил в него, но промахнулся. А кабан нарочно бежал медленно, выбирая «прогалины» – места, скудно поросшие кустарником или деревьями. Пан пустился верхом на лошади вдогонку. Долго он бежал, «отбился» от людей, заехал в незнакомый лес. Кабан вдруг пропал, точно провалился в землю. А в это время надвигалась ночь. Пан не знал, куда идти. Пробовал трубить и кричать, никто не отзывался. Вдруг ему почудилась песня. Что он там увидел, как провел ночь, об этом не упоминается. Но когда спохватились и стали искать пана, то его нашли повешенным на дереве. В рассказе не упоминается, какими судьбами пан очутился на дереве» [4: 406–407].

Появление кабана в сюжете народного предания можно связывать с призраком, который увидел пан Яшук. Часто в быличках упоминаются случаи, когда человек начинает блуждать из-за того, что ему чудится какое-то животное, которое уводит его в неизвестное место. Итогом того, что человек идет за призраком животного и становится ситуация блуждания. Причем довольно часто в таких быличках присутствует призрак барана: «Выртався я колысь зымою до дому на санках. А жыву ж я на хуторы. Ну и як осталось мни до хаты вырсты дви, я заблудыв. Колысыв, колысыв я по полю, аж з коня шум став опадаты. И тут я оглянувся. Аж на санках у мынэ баран лыжыть. Тогды я хрыстытыся почав. А баран як побачыв гэто, то засмыявся чоловиччым смихом и пропав. И зразу я тогда дорогу до дому нашов. На другый дэнь подывывся на колеи, як я йиздыв и побачыв, що я всё по кругу колысыв. Якоесь нычысто водыло»4. Тоже самое в предании о Яшуковой горе произошло и с паном Яшуком, который «отбился» от людей, заехал в незнакомый лес». Он попал в пространство нечистой силы, поэтому заблудился и не мог выбраться из незнакомого места. При этом призрак в быличках, как правило, через некоторое время исчезает, что и произошло в сюжете предания о Яшуковой горе.

Более того, устнопоэтическое произведение о сакральном объекте упоминает пана Яшука, найденного повешенным. Довольно часто в местах, где кто-нибудь повесился, люди начинают блуждать, их начинает «водить» неведомая сила. Об этом ярко свидетельствуют полевые этнографические записи:

«[А есть места где пугает?] У нас тут адно ёсць месца ў лесе. Ну, дак ета расказывалi людзi. Ну, я па наслышке эта чула. Што там павесiўся… Некалi пан быў у Абадоўцах. Дык ён павесiўся на гэтым барку. Дык вот там блуднае месца. Там ужо ходзiм, i такое чыстае – барок. Чыстае, там баравiкi сiльна хорошо рослi. Абязацелна запутаешься i нiкак не выйдзеш! Нешта з галавой зробiцца i ўсё. Я i сама там плутала на гэтым месцы. [А где это?] Далёка! Аж туда, пад Альшынку. Пад Альшынкай. Там была панскае памесце. [А какая там еще деревня?] Тады далей – Iльянскiя хутары. Там была арандатарка панi. Каля гэтай арандатаркi, на бару»3.

Вообще места убийств или суицидов в белорусской народной культуре считаются плохими и довольно опасными. Чаще всего самоубийц или людей умерших неестественной смертью хоронили на перекрестках, в болотистых местах, в канавах, окружающих кладбище. В некоторых случаях на могилы таких умерших насыпали большой курган и бросали валежник или камни. И как тут не вспомнить слова дядьки Романа, рассказавшего Лобановичу в трилогии «На росстанях» про смерть пана Яшука: «Тут и похоронили его, и курган над ним насыпали. Над болотом, если заметили, горка такая продолговатая тянется. На этой горке и курган есть небольшой. Вот и стали люди гору эту называть Яшуковой горой» [13].

Таким образом, народное предание про Яшукову гору может быть связано с мотивом блуждания, который читается через анализ содержания аутентичного устнопоэтического произведения, зафиксированного молодым Константином Мицкевичем в начале ХХ века. Причем после художественной обработки предания Якубом Коласом в «На росстанях» мотив блуждания практически исчез и сменился внезапным исчезновением пана Яшука.

Яшукова гора в окрестностях Люсино. Фото 1967 года [7].

Яшукова гора в окрестностях Люсино. Фото 1967 года [7].

Следует подчеркнуть, что сюжеты легенды о Яшуковой горе в фольклорных записях и полесской повести «В глубине Полесья» хоть и имеют определенное сходство, но все же больше различий. В связи с этим любопытное обстоятельство заметил в одном из своих исследований трилогии литературовед Алексей Ненадовец, анализируя упомянутое историческое предание, содержащееся в романе Якуба Коласа. Он отмечает, что устнопоэтическое произведение о Яшуковой горе Якуб Колас сознательно усилил фольклорными особенностями. Это относится к моменту смерти пана, когда злобный угнетатель был повешен между двух осин, которые в народном сознании связывали с проявлениями злых духов и поэтому назвали дьявольским деревом [8: 44]. Такой мотив может перекликаться с этиологическим мифом об осине, на которой, согласно народным представлениям, повесился Иуда, и отныне листья на ней дрожат, даже когда нет ветра [11: 28]. Развивая мысль исследователя, отметим, что писатель обострил социальную борьбу в народном сюжете, где противопоставляется пан и простой народ. В художественном описании легенды читается образ пана-насильника над простым народом, который издевался над людьми, забивал до смерти плетками, но этот сюжет не характерен для народного предания, зафиксированного самим Якубом Коласом в этнографическом очерке. Таким образом, становится очевидным, что предложенный мотив предания был придуман самим автором и свидетельствует о художественной обработке устнопоэтического произведения. Белорусский классик наполнил народное предание новыми художественными элементами, которых не было в реальных рассказах жителей деревни Люсино нынешнего Ганцевичского района. Кстати, истоки появления такого мотива можно увидеть из мнения Константина Мицкевича о содержании народного предания еще в собственных ранних фольклорных записях, в которых отмечается, что «другое предание сохранилось подробнее и отзывается большею современностью, захватывая эпоху крепостного права» [4: 406].

Из сюжета народного предания, записанного Якубом Коласом, смерть пана Яшука произошла из-за того, что он заблудился, когда решил последовать за призраком кабана. Кончина пана объясняется мифологическим контекстом легенды и связана с проявлением нечистой силы, которая увела Яшука в незнакомый лес. Однако в устнопоэтическом произведении внимание обращается также на нарушение Яшуком морально-нравственных ценностей, когда гуляка и заядлый охотник бросил девушку-крестьянку на руках с маленьким ребенком, что привело к самоубийству последней. Этот случай в глазах крестьян-полещуков мог тажке быть справедливой причиной смерти пана. В свою очередь, в повести «В глубине Полесья» смерть Яшука выступает как наказание за горе, причиненное простому народу, ибо как пишет Якуб Колас, «на свете есть мера всему». Отсюда следует, что переработанное предание в трилогии «На росстанях» имеет яркую окраску социального конфликта.

Расхождения между аутентичным вариантом предания и художественно обработанным Якубом Коласом устнопоэтическим произведением также можно объяснить композиционным построением всей трилогии «На росстанях». Именно легенда о Яшуковой горе в начале второй книги трилогии имеет важное значение для раскрытия идейно-тематического содержания произведения. В первой книге трилогии Якуб Колас показывает относительно спокойную жизнь полесской деревни в начале ХХ века. Однако во второй части исторического романа автор рисует иную картину деревенской жизни. По мере раскрытия содержания второй полесской повести становится понятно, что на Полесье не так все спокойно, как кажется на первый взгляд. Подъем революционных настроений в начале ХХ века в Российской империи влияет на готовность определенной части крестьянства взяться за защиту своих прав, как это пытается сделать в произведении Аксен Каль. Содержание легенды дает нам понять, что где-то в глубине крестьянской души веками скрывается обида, а в народной памяти живет легенда о мести крестьян жестокому пану Яшуку [12: 32].

Несмотря на различия в содержании и сюжете аутентичного предания и художественно обработанного устнопоэтического произведения, необходимо обратить внимание на концовку, которая в обоих вариантах подачи народной легенды практически идентична. Концовка описывает смерть пана Яшука, которая отмечена тем, что поднялась буря, а это свидетельствует о насильственной гибели. Именно этот момент остался неизменным в художественном произведении и подробно разъясняется в фольклорном очерке молодого писателя-этнографа К. Мицкевича особенностями верования белорусских крестьян: «Нужно еще добавить к этому рассказу, что поднялась буря в лесу, когда повесился пан Яшук. Это замечание в глазах полешука имеет глубокий смысл: оно доказывает ту мысль, то верование полешука (да кстати и всего простого народа нашего края), что бури происходят оттого, что кто-то умер насильственной смертью – удавился, утонул и т.п.» [4: 407]. Очень интересное замечание, т.к. согласно народным поверьям, ветер (или в данном случае буря) связывался с тем миром и его считали пристанищем для демонов и духов. Сильный продолжительный ветер, особенно в солнечную погоду, указывал на насильственную и преждевременную смерть человека, чаще всего утопленника или висельника. Ветер тогда, согласло поверьям, возмущенный преждевременностью смерти, хочет выплюнуть первого из воды, а второго – вырвать из петли [1: 80–81].

Памятный знак в урочище Яшукова гора. Фото Виталия Герасимени, 2020 год.

Памятный знак в урочище Яшукова гора. Фото Виталия Герасимени, 2020 год.

Важно отметить, что на основе народных преданий о Яшуковой горе еще во время учительства Константин Мицкевич написал рассказ в стихах, который, к большому сожалению, не сохранился до наших дней. Об этом сохранились воспоминания самого народного поэта Беларуси: «Может и хорошо, что та писанина не сохранилась. Судьба Лобановича вобрала в себя задумку «Одного из сотни». Это должно быть прозаическое произведение. Я вел героя Сошкина от семинарии и дальше в жизнь. Вошел в «полесские повести» один рассказ, ранее написанный в стихах. Помнишь, дядька Роман рассказывал Лобановичу о Яшуковой горе?» [6: 79–80]. Больше никаких свидетельств писатель не оставил, но можно предположить, что по содержанию поэтический рассказ был очень похож на прозаическое описание народного предания в «полесских повестях».

Яшукова гора до сих пор известна в Люсино и ее окрестностях, а этот топоним активно используется местными жителями. Кроме того, в 2019 году был поставлен памятный знак в урочище Яшукова гора5, который состоит из двух валунов, к одному из которых прикреплена шильда с текстом. Это свидетельствует о легендарности места не только для люсинцев (шире для жителей Ганцевиччины), но и для разных путешественников. Нельзя не отметить и то, что местные жители сейчас рассказывают о Яшуковой горе: «Гаварылі що золотую кібітку да там закапалі. Так быў малы мужык ходзіў с хлопцамі копав, думалі найдуць тую кібітку… Ну нейкі Яшук кажа, мо пан быў нейкі Яшук і назвалі Яшукова гара. І ў пана таго наверна была тая кібітка. А ці праўда было ці не праўда – не знаю»6. У жителей Люсино сакральный локус ассоциируется не только с местом, где отдыхал и писал Якуб Колас, но и как пригорок, где было захоронено золото: «[А што пра саму гару гаварылі?] Ну гаварят какой-та Яшук был такой. Там гаварілі што павозка золата закопаная, такая легенда ішла. Ну храбряцы хлопцы былі такія маладыя: “Мы ткапаем!”, знаеш вот такое во. Ну эта легенда такая, праўда этаму ці няпраўда. І ў чэсць таго Яшука назвалі эту гару – Яшукова гара. Эта ж даўно было, эта яшчэ дажэ пры Польшчы, палякі тут жа былі…»7. Между тем холмы/горы, где было закопано золото, по мнению местных жителей, также часто ассоциируют со шведами и другими чужеземцами: «А во Шведава гара! Шведамі яна насыпана. Када ішла вайна, ішоў швед, і кажды, гавараць, ну шлём, па шапцы насыпалі – і гару насыпалі. Тут убіты глаўны іхны. І ён умураваны сярод гары гэтай. І тут жа дзе-то ёсць і вароты. Дзверы, да. Ёсць. Але ніхто не знаіць. Дзверы на васток. Тут какая-та пасловіца дзедава: бочку золата (дастанеш), еслі на бычку, на трэцячку з’едзеш у Вільна за тры часы, і прыедзеш. Золата тады. І каму-та дажа прыснілася. Відзеў, як гэта кацілася, шар какой-та. Якое-та зданне. Са Шведскай гары на Крушыну… Гэта цяперака разаралі, а вот як раз проці гары вот так во нізіна была, Крушыннік. Я шчэ на пасту ганяла, дак там лужына цэлае лета стаяла. І там бралі зямлю, насыпалі. Яна насыпаная» [9: 250]. Не исключено, что на сюжет предания о золоте, закопанном паном Яшуком, повлияло отождествление Яшуковой горы со шведами. Может быть так, что в результате смешения разных версий легенды и некоторой трансформации народного эпоса, появился новый сюжет про возвышенность.

Таким образом, предание о Яшуковой горе было не только зафиксировано Константином Мицкевичем в собственном этнографическом очерке о деревне Люсино, но и по-мастерски переработано и включено в одну из частей так называемых «полесских повестей». Поучилось чрезвычайно интересно, когда один писатель оставил рукописную запись аутентичного фольклорного сюжета предания и художественно обработоное устнопоэтическое произведение. Именно это обстоятельство позволяет понять и выкристаллизовать первоначальный сюжет народного предания, а также его художественную обработку самим Якубом Коласом. Народная легенда о Яшуковой горе описывает исчезновение пана Яшука, которое можно связывать с проявлением нечистой силы и мотивом блуждания. Однако сегодня среди жителей Люсино существуют другие предания о Яшуковой горе, что явились результатом трансформации устной поэзии о сакральном объекте.

Шильда на камне, которая фиксирует местные топонимические названия и присутствие в этих местах Якуба Коласа. Фото Виталия Герасимени, 2020 год.

Шильда на камне, которая фиксирует местные топонимические названия и присутствие в этих местах Якуба Коласа. Фото Виталия Герасимени, 2020 год.

Примечания

1. Согласно последнему сборнику произведений Якуба Коласа, в комментариях к тому №6 указано, что этнографический очерк учителя Мицкевича был подготовлен по поручению Ф. Кудринского (бывшего преподавателя известного писателя в Несвижской учительской семинарии), который работал в Северо-Западном отделе Русского географического общества в Вильно [4: 565].

2. Кстати, топонимическое название Телешов дуб стало основой художественного перевоплощения в трилогии «На росстанях» деревни Люсино в Тельшино, где в 1902–1904 годах преподавал молодой Константин Мицкевич.

3. ФФМ УНЛБФ БГУ. Ф. 1. Оп. 10. П. 1. Зап. Кухарчук Антонина Петровна в 1977 г. от Михальчука Павла Кузьмича, 79 лет, д. Босяч Кобринского р-на Брестской обл.

4. Записал И. Бутов в 2018 году от Вяжевич Зинаиды Николаевны, 1934 г. р., д. Судники Вилейского р-на Минской обл.

5. Установлен памятный знак благодаря деятельности бывшего депутата Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь 1-го, 2-го, 3-го созывов, депутата Верховного Совета Республики Беларусь 13 созыва Александра Свирида, который является уроженцем с. Нача Ганцевичского р-на.

6. Записали А. Крыжевич, Е. Гапоненко в 2021 году от Сенюкович Софьи Семеновны, 1953 г.р. в д. Люсино Ганцевичского р-на Брестской обл.

7. Записали А. Крыжевич и Е. Гапоненко в 2021 году от Железного Ивана Николаевича, 1940 г.р. в д. Люсино Ганцевичского р-на Брестской обл.

Литература

1. Валодзіна, Т. Вецер / Т. Валодзіна, Л. Дучыц, У. Лобач // Беларуская міфалогія: Энцыклапедычны слоўнік. – Мінск: Беларусь, 2004. – С. 80–81.

2. Вярэніч, В. Л. Тапанімічныя назвы ў трылогіі Якуба Коласа «На ростанях» / В. Л. Вярэніч // Каласавіны: тэз. дакл. і паведамл. навук. канф., прысв. 107-гадавіне з дня нар. народнага паэта Беларусі Якуба Коласа і 30-годдзю адкрыцця музея песняра / АНБССР, Літ. музей Я. Коласа; склад. М. Д. Мацюх; рэдкал.: З. М. Камароўская (адк. рэд.) [і інш.]. – Мінск, 1989. – С. 42–53.

3. Дучыц, Л. Сакральная геаграфія Беларусі / Л. Дучыц, І. Клімковіч. – Мінск: Літаратура і мастацтва, 2011. – 382 с.

4. Колас, Я. Збор твораў у 20 т. Т 6. Апавяданні (1925–1951), раннія празаічныя творы (1900–1906), пераклады (1907) / Я. Колас; рэд. тома С. А. Андраюк, Т. С. Голуб; падрыхт. тэкстаў і камент. К. А. Казыра, В. У. Карачун, А. І. Шамякінай; Нац. Акад. Навук Беларусі, Ін-т мовы і літаратуры імя Я. Коласа і Я. Купалы. – Мінск: Беларуская навука, 2009. – 574 с.

5. Лобач, У. Феномен вайны ў мiфапаэтычнай карцiне свету беларусаў / У. Лобач // Беларускі фальклор: матэрыялы і даследаванні: зборнік навуковых прац / Нац. АН Беларусi, Цэнтр даслед. беларус. культуры, мовы і літ., Філ. Ін-т мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору імя Кандрата Крапівы; [рэдкал.: М. П. Антропаў, А. М. Боганева, Т. В. Валодзіна (гал. рэд.) і інш.]. – Мінск: Бел. навука, 2014. – Вып. 1. – С. 58–91.

6. Лужанін, М. Колас расказвае пра сябе / М. Лужанін. – Мінск: Беларусь, 1964. – 324 с.

7. Люсіна [Фотогалерея] // Адметнасці Беларусі, Літвы, Падляшша [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://radzima.org/be/fota/52926.html. – Дата доступа: 01.05.2020.

8. Ненадавец, А. М. Легенды і паданні ў трылогіі Якуба Коласа «На ростанях» / А. М. Ненадавец // Каласавіны: Матэрыялы навуковай канферэнцыі, прысвечанай 120-годдзю народнага паэта Беларусі Якуба Коласа / склад.: Г. І. Зайцава, М. Н. Даніловіч. – Мінск, 2003. – С. 40–45.

9. Полацкі этнаграфічны зборнік / уклад., прадм. і паказ. У. А. Лобача. – Вып. 2: Народная проза беларусаў Падзвіння. У 2 ч. Ч. 1. – Наваполацк: ПДУ, 2011. – 292 с.

10. Сабаленка, Э. Р. Этнаграфічная спадчына Якуба Коласа / Э. Р. Сабаленка. – Мінск, «Навука і тэхніка», 1969. – 132 с.

11. Салавей, Л. Асіна / Л. Салавей // Беларуская міфалогія: Энцыклапедычны слоўнік. – Мінск: Беларусь, 2004. – С. 28.

12. Тамашова, Л. Ф. Вывучэнне трылогіі «На ростанях» у школе. 2-е выд. / Л. Ф. Тамашова. – Мінск: Народная асвета, 1969. – 124 c.

13. Колас, Я. На росстанях. Трилогия / Я. Колас [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://knihi.com/Jakub_Kolas/Na_rosstaniach-rus.html#chapter2. – Дата доступа 15.01.2020.

Об авторе: Крыжевич Александр Сергеевич, старший научный сотрудник Государственного литературно-мемориального музея Якуба Коласа.

Доклад представлен в заочной форме для конференции «Таинственная Беларусь VII» (г. Минск, 17 апреля 2021 года).

Также по теме

200

Творчество Якуба Коласа (псевдоним писателя Константина Мицкевича) является целой эпохой в истории белорусской литературы и по-своему актуально для каждого поколения. Литературное наследие выдающегося мастера слова и народного поэта поражает своей многогранностью и неисчерпаемостью. Автор решил впервые рассмотреть произведения классика через призму сакральной географии.

Александр Крыжевич
25.09.2021

Если у вас есть дополнительная информация по этой публикации,
пишите нам на ufocom@tut.by
Подписывайтесь на наш
телеграмм
канал,
чтобы всегда быть в курсе событий.

  • Почему рассказ ионыч так называется
  • Почему рассказ ионыч называется ионыч
  • Почему рассказ грина победитель так называется
  • Почему рассказ гроза называется гроза
  • Почему рассказ бежин луг так называется