Почему рассказ чудик называется чудик

Василий шукшин чудик: краткое содержание деревенский киномеханик василий егорыч князев постоянно влипал в разные нелепые истории. оттого жена и

Василий Шукшин — Чудик:
Краткое содержание

Деревенский киномеханик Василий Егорыч Князев постоянно влипал в разные нелепые истории. Оттого жена и прозвала его «чудиком», а другие люди могли запросто назвать и дураком. Лет двенадцать не виделся он со старшим братом Дмитрием, уехавшим на Урал, и решил его навестить. В городе, до отправления поезда, он купил в магазине сладости племянникам и увидел оброненную каким-то рассеянным покупателем крупную купюру в 50 рублей. Он с шутками вручил ее продавщице, ушел и понял, что деньги были его собственные. Если пойти в магазин – заподозрят, что решил прикарманить чужое. Могут и вовсе не отдать. Пришлось ехать домой, выдержать брань и пару ударов от жены, а после снять со сберегательной книжки еще 50 рублей на дорогу.

В поезде Чудик заслушался чужими историями из жизни и рассказал свою. Только в ее достоверность никто не поверил. После поезда он пересел на самолет. Ему ужасно хотелось поговорить с соседом, но тот уткнулся в газету, а перед посадкой, как бывалый пассажир, даже пристегиваться не стал. Однако посадка была аварийной, на поле с картошкой, и у гражданина от удара вылетела вставная челюсть. Чудик разыскал ее и вручил владельцу, а тот разозлился, побрезговал его немытыми руками.

Стихотворный текст телеграммы жене телеграфистка требует изменить на казенный. Наконец, Василий спешит к брату. Тот встречает его тепло, по-родственному. Вот только жена его, буфетчица Софья Ивановна, недовольна. Она ценит только родню со связями, городскую. Вспоминать детство, и сетовать на характеры жен братья отправляются на улицу. Дмитрий признается, что жена стыдится деревенского происхождения, и детей приучает к тому же.

Наутро, чтобы угодить снохе, Чудик покрывает рисунками детскую коляску. Увидев «народное творчество», Софья требует, чтобы «дурак» убирался вон. Смущенный Дмитрий выпроваживает огорченного Васятку. Домой он возвращается уже позабывшим все неурядицы этого путешествия.

Читательский дневник по рассказу «Чудик» Шукшина

Сюжет

39-летнего деревенского киномеханика Василия Князева жена считает чудиком. Он добрый, как ребенок, и вечно попадает в неприятности. Князев едет на Урал в гости к брату Дмитрию. Чтобы понравиться его жене-буфетчице Софье, тайком разукрашивает узорами коляску их ребенка. Брат по требованию жены выгоняет его. Князев уезжает. Он не в обиде, он не умеет злиться.

Отзыв

Картины нравов деревни и города, семейных, родственных отношений. Чудики – герои рассказов Шукшина. Это люди с открытой душой, чуткие, наивные, восторженные, «неудобные» в быту, безобидные. Сталкиваясь с ними, люди могут увидеть свое истинное лицо. Незлопамятность – одно из важнейших качеств человека. Тема жажды и радости жизни, общения, доверия, дружбы, творчества. Люди сами делают себя несчастными, когда живут навязанными стереотипами.

Краткое содержание Шукшин Чудик

Рассказ Василия Шукшина «Чудик» был опубликован в журнале «Новый мир» в 1967 году.

Главный герой рассказа – сельский киномеханик Василий Егорович Князев, тридцати девяти лет, по прозвищу Чудик. Прозвище это дали ему за то, что он частенько попадал в разные досадные ситуации.

Однажды решил поехать в гости к брату, который жил на Урале. Не виделись они с братом вот уже двенадцать лет. Собрал он вещи и поехал в районный центр, откуда надо было еще ехать на поезде, а потом – часа полтора на самолете.

Взял Чудик билет на поезд, и, чтобы скоротать время, зашел в магазин за подарками племянникам. Купил конфет с пряниками и шоколад. Открыл чемодан, чтобы уложить подарки, глядь – а на полу пятьдесят рублей лежит. Выронил кто-то, понял Чудик. «Хорошо живете, граждане! – объявил. – А вот у нас такими бумажками не бросаются!» Народ у прилавка заволновался: это не рубль и не трешка, вполне приличная сумма. Решили положить на видное место – авось объявится хозяин.

Отошел Чудик от магазина и вдруг понял – а деньги-то его. Ему в сберкассе как раз и выдали две бумажки: двадцать пять и пятьдесят рублей. Четвертную он только что разменял на подарки. А пятидесяти у него нет. Это она теперь лежит в магазине. Расстроился Чудик, а вернуться в магазин себя заставить не может. Никто ведь не поверит, скажут: прикарманить решил.

Делать нечего, поехал домой жене сдаваться. Та поругалась, огрела для порядка шумовкой, а потом они сняли еще пятьдесят с книжки, и он вновь пустился в свое путешествие.

У брата Дмитрия было трое ребятишек и жена Софья. Выпили они с братом, закусили, детство, отца с матерью стали вспоминать. А Софья злобствует, все им замечания делает. И чего расселись, разговорились, никакого покоя нет. «Не нравишься ты ей, — объясняет Дмитрий Чудику. – Прост слишком, ей бы родственника рангом повыше, руководителя какого-нибудь. Чтоб при должности состоял. Она и меня не любит. Не любит, а живет. Да разве ж это жизнь?» Чудик возражает, что много замечательных личностей было из сельских жителей, но куда там. Разве грубых и злых людей переделаешь? А отчего они такими стали – пойди, разберись.

Утром, когда брат с женой ушли на работу, Чудик позаимствовал у детей брата краски, кисточку и разукрасил коляску его младшего сына. Цветочки, травку, птичек на ней нарисовал. Хотел, чтобы сноха порадовалась. Потом прогулялся по городку. Вернулся – сноха с братом ругается. Грозится выкинуть Чудика из дома, если он не уберется сам. Не понравилось ей его творчество.

Забрался Чудик в сарай и стал горевать. А вечером брат принес его чемодан. И вернулся Чудик домой.

Чудик – простой русский человек, честный, добрый, безыскусный. Этот образ явно отсылает читателя к иванушкам из русских сказок, которые – сложись такая ситуация – станут героями, а нет – так и живут незаметно. Разве что чудят иногда.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Шукшин. Все произведения

Чудик. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Мальчик Том живет с тетей Корнелией и дядей Карлом. Том иногда ведет себя не очень хорошо. Как-то раз прожег дырку на портьере, подрался с соседским мальчиком и пускал цветные пузыри в библиотеке

Семена Иванова назначили новым сторожем железной дороги. Служил он раньше денщиком у офицера, а когда война окончилась, все не мог найти себе работы. Службой его были довольны, потому, когда Семен однажды столкнулся с бывшим начальником

Гиены с давних времен имеют плохую репутацию, хотя внешне эти животные выглядят довольно мило. Они кажутся добрыми и внушают доверие, как, например, ксендз или важный чиновник. И все же гиен не любят, их боятся и им приписывают разные волшебные свойства.

ать автора родилась в Соломбале. В мастерскую к ее отцу Ивану Михайловичу по пошиву парусов на верфи часто заходили моряки. Здесь познакомились Анна Ивановна (дочь Ивана Михайловича) и мурманский штурман

Главный герой рассказа «Репетитор» Антона Павловича Чехова — студент Егор. Чтобы хоть как-то заработать деньги, юноша работает репетитором. Но не все ученики способны к обучению.

Краткое содержание В.М. Шукшин «Чудик»

shukshin chudik main

Творчеству Василия Макаровича Шукшина присущ особый авторский реализм. Рассказ «Чудик» впервые вышел в свет в 1967 году, пополнив копилку историй о простых, но особенных людях. В центре повествования стоит добродушный сельский мужчина, постоянно попадающий в досадные происшествия. Позволит сэкономить время на прочтении полного произведения «Чудик» краткое содержание.

Основные персонажи

  • Чудик — сельский житель, которого преследуют мелкие неприятные ситуации.
  • Жена главного героя — с иронией относится к особенности мужа, но иногда выходит из себя.
  • Сноха Софья Ивановна — работает буфетчицей, не уважает людей, которые ничего не добились в жизни.
  • Брат Дмитрий — семьянин, отдал бразды правления жене, ей не перечит.

Краткий пересказ даст возможность лучше познакомиться с героями.

Пересказ тезисно

В кратком содержании рассказа В.Шукшина «Чудик» можно выделить несколько эпизодов, в которые с главным героем случались мелкие неприятности:

  1. Главный герой собирается на Урал проведать брата.
  2. Ситуация с оброненной в магазине купюрой. Неприятное объяснение с женой.
  3. Неудавшаяся шуточная история в поезде.
  4. Случай в самолёте при посадке. Главный герой вызвал гнев соседа, взяв в руки вставную челюсть.
  5. Сложности с телеграммой жене.
  6. В гостях у брата. Неприятие снохи.

Краткое содержание рассказа

Прозвище главного героя сочинила жена. Ниже представлено краткое содержание рассказа «Чудик».

Сборы
В очередной отпуск главный герой решает съездить к брату Дмитрию. Дорога предстояла дальняя – на Урал. Он тщательно собирался: хотел взять блесну для рыбалки, но не нашел. Неудачно сострил на шутку жены, что она ее случайно зажарила (острить мужчина очень любил, но не умел).

На расспросы соседей, куда это он поутру с чемоданом, будущий путешественник отвечал с гордостью: «На Урал». Мол, дальняя дорога для него — обычное дело.

В городе пошёл за гостинцами для племянников. В магазине слушал беседу горожан. Городских жителей главный герой уважал, побаивался только хулиганов и продавцов.

Ситуация с купюрой
Купив сладостей, мужчина отошёл от прилавка и попытался уложить всё в чемодан. Вдруг на полу под прилавком увидел пятьдесят рублей. Захотелось поостроумнее пошутить, пока люди сами не заметили деньги. «Хорошо живёте! У нас такими бумажками не раскидываются!» – выдумал он.

Выйдя из магазина, Чудик с ужасом понял, что бумажка выпала у него самого! Вернуться он постыдился, поэтому пришлось ехать домой, получить нагоняя от жены и взять ещё денег.

В поезде и самолёте. Сложности с телеграммой
В поезде главный герой заводит разговор с попутчиком, но тот не оценил рассказанной деревенской истории о том, как пьяный мужик гонялся за матерью, а она беспокоилась, как бы он не обжёгся.

Сел в самолёт. Здесь ему также попался необщительный сосед, уткнувшийся в газету. При посадке возникла ошибка, и самолёт, выкатившись со взлетно-посадочной полосы, оказался на картофельном поле. В результате сосед потерял вставную челюсть. Чудик кинулся помогать, нашёл, но напоролся на гневную тираду за то, что взял челюсть руками (микробы же).

Хотел в шутливой форме передать телеграмму жене, но телеграфистка заявила, что так не положено, и сократила послание до двух банальных слов.

В гостях
Сноха Софья оказалась сварливой женщиной, брата мужа сразу невзлюбила. Слишком простой, деревенский. Пообщаться в квартире не дала, постоянно делала замечания, возмущалась. Пришлось братьям переместиться во двор.

Утром Дмитрий и Софья ушли из дома, а Чудик придумал, как задобрить сноху. Решил разрисовать детскую коляску.

Краткое содержание В.М. Шукшин «Чудик»

Чудик разрисовал коляску племянника

Однако сноха не оценила художественного таланта деверя, повздорила с мужем, заявила, что не желает видеть этого человека у себя дома. Дмитрий не смог противостоять жене, и Чудику пришлось вернуться домой раньше, чем планировал.

Краткое содержание В.М. Шукшин «Чудик»

Возвращение домой

Пока чудик шел домой, настроение его улучшалось, он даже начал напевать. Но потерял равновесие и чуть не упал в лужу.

В конце произведения Шукшин, наконец, представляет читателю Чудика. Василий Егорыч Князев, по профессии киномеханик, 39 лет. Ребёнком мечтал стать шпионом, любил сыщиков и собак.

Основная идея рассказа

Почему добродушный, простоватый мужчина постоянно попадает в мелкие ситуации, из-за которых чувствует себя неловко? Стремясь делать добрые дела, он встречает непонимание со стороны окружающих. «Почему я такой?» – переживает он.

Автор представляет читателям ситуации, когда открытость и простота натыкаются на чёрствость и настороженность окружающих. Из краткого содержания «Чудик» Василия Шукшина видно, что герой не думает о своей моральной безопасности, опрометчиво стремится всем помочь, всех порадовать. Когда Чудика отталкивают, ему делается стыдно и неловко. Но вскоре это проходит, и он снова становится собой.

Конспект
урока-беседы в 10 классе по рассказу В. М. Шукшина «Чудик»

Тема:  «Чудики
украшают мир».

Цель: познакомить
учащихся с личностью и творчеством В.М. Шукшина.

Задачи:

Образовательные: создать
условия для формирования представления об особенностях героев Шукшина;
совершенствования речевой, литературной культуры школьников; формирования
личностной, коммуникативной компетенции учащихся.

Воспитательные:
воспитать гуманное отношение к людям.

Развивающие: способствовать
развитию устной речи учащихся; развить навыки умения аргументировать
собственную точку зрения.

Оборудование: доска,
конспект занятия, компьютер, презентация Microsoft Offiсe PowerPoint.

Литературоведческая концепция:

   Творчество писателя, кинорежиссера и
актера В. М. Шукшина привлекает внимание остротой постановки извечной проблемы
о смысле жизни, о непреходящих духовных ценностях человека — его нравственных
идеалах, чести, долге, совести. В его произведениях одно из ведущих мест
занимают судьбы людей необычных, со сложными характерами, так называемых
«чудиков», стремящихся постичь движения собственной души, смысл жизни. Таков
главный герой рассказа «Чудик». Автор настойчиво подчеркивает его
чудаковатость, которая отличает героя от других, «правильных» людей. Этот прием
помогает проявить лучшие его человеческие качества: правдолюбие, совестливость,
доброту.

    Весь рассказ — описание отпускной
поездки Чудика к своему брату на Урал. Для него это становится большим, так долго
ожидаемым событием – как-никак, с братом они не виделись целых 12 лет. За время
этой поездки главный герой умудряется «вляпаться» ни в одну нелепую ситуацию.
Первое происшествие случается с героем еще по пути на Урал. В районном
магазине, где Чудик покупает гостинцы племянникам, он случайно замечает на полу
пятидесятирублевую бумажку: «Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись.
Второпях, чтоб его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы
повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку». По дороге он
обнаружил, что «бумажка»-то была его. Но он постеснялся вернуться и забрать ее.
А ведь деньги были сняты с книжки, долго копились, и их потеря – большой урон
для героя. Настолько большой, что ему приходится вернуться домой. Хотел было
Чудик возвратиться в магазин, объяснить очереди, оправдать как-то свою
рассеянность. Но вместо этого он долго ругает себя: «Да почему же я такой
есть-то?» Дома Чудик «получил по голове» от жены шумовкой, снял
деньги снова и поехал к брату.

   И вот Чудик наконец в самолете. Он
немного побаивается, так как не совсем доверяет этому чуду техники. Пытается
заговорить с новым соседом, но тому более интересна газета. Хотя сосед и
отнесся к Чудику с недоброжелательностью, герой, осторожно тронув его, говорит,
что стоило бы пристегнуться. Но не послушался самоуверенный «читатель с
газетой», упал.… И поблагодарить бы он должен Чудика за заботу, но вместо этого
накричал на него за то, что тот, помогая искать его вставную челюсть, потрогал
ее руками (чем же еще?). Другой бы на месте героя обиделся – такая
благодарность за заботу. А он приглашает соседа к брату домой, чтобы
прокипятить, продезинфицировать челюсть. «Читатель удивленно посмотрел на
Чудика и перестал кричать» — не ожидал такого ответа на свою грубость.

   В аэропорту Чудик пишет телеграмму
жене: «Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь.
Васятка». Телеграфистка переправляет текст на короткий «Долетели. Василий». И
вновь Чудик не понимает, почему он не должен писать любимой жене подобного в
телеграммах. Герой предельно открыт, даже в общении с совершенно незнакомыми
людьми.

   Не мог Чудик подумать, что невзлюбит
его сноха с первого же дня знакомства. Но герой не обижается. Он снова желает
сделать доброе дело, да такое, чтобы понравилось негостеприимной родственнице.
На следующий день после приезда Чудик расписывает детскую коляску. А потом,
довольный собою, идет покупать подарок племяннику.

   За это «чудачество» сноха выгоняет
героя из дома. Ни ему самому, ни даже его брату Дмитрию непонятно, за что так
зла Софья Ивановна на простых людей. Они приходят к выводу, что она «помешалась
на своих ответственных». Похоже, это удел всех городских людей. Должность,
положение в обществе – вот мерила человеческого достоинства для «образованных»,
а душевные качества стоят для них на последнем месте. Чудик уехал… Дмитрий
ничего не сказал…

    Домой герой приехал, когда шел парной
дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой
земле.

    И лишь в самом конце рассказа Шукшин
говорит, что Чудика зовут Василий Егорыч Князев, что работает он киномехаником
в селе, что обожает сыщиков и собак, что в детстве мечтал быть шпионом. Да и не
так это важно. Важно то, что поступает он так, как подсказывает ему сердце, ибо
именно такое решение — единственно правильное и искреннее.

Ход
урока:

Мотивация

Слово учителя:

В искусстве уютно быть свободною булкой
французской,

Но так не накормишь ни вдов, ни калек, ни
сирот.

Шукшин был горбушкой

С калиною красной вприкуску, черняшкою
той, без которой немыслим народ.

Е.
Евтушенко.

Эти стихотворение Евгений Евтушенко
написал про Василия Макаровича Шукшина: актера, прозаика, киносценариста,
режиссера. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством этого замечательного человека.

Беседа. Скажите,
пожалуйста, слышали ли вы что-нибудь про этого автора? Может быть, вы уже 
читали какие – то произведения? Или смотрели фильмы с его участием? Знакомы ли
вы с его режиссерскими работами?

Сейчас я хочу познакомить вас с биографией
этого талантливого человека.

Биография В.М. Шукшина. Слово
учителя, презентация, слайды 1-13:

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля
1929 года в селе Сростки, Сростинского района, Бийского округа, Алтайского 
края в крестьянской семье. Отец его, Макар Леонтьевич Шукшин был арестован и
расстрелян в 1933 году, во время коллективизации. Мать, Мария Сергеевна взяла
на себя все заботы о семье. Сестра — Наталья Макаровна Шукшина (16 ноября 1931
— 10 июля 2005).

В 1943 году Шукшин окончил семилетку в
селе Сростки и поступил в Бийский автомобильный техникум. Учился там два с
половиной года, однако техникум не закончил. Вместо этого в 1945 году пошёл
работать в колхоз в селе Сростки. В колхозе проработал недолго, в 1946 году
покинул родное село. В 1947—1949 годах Шукшин работал слесарем на турбинном
заводе в Калуге, на тракторном заводе во Владимире.

В 1949 году Шукшин был призван служить в
Военно-Морской флот. Служил матросом на Балтийском флоте, затем радистом на
Черноморском. Литературная деятельность Шукшина началась в армии, именно там он
впервые попытался писать рассказы, которые читал своим сослуживцам. В 1953 году
был уволен в запас.

В родном селе Василий Макарович сдал экстерном
экзамены на аттестат зрелости в сростинской средней школе № 32. Пошёл работать
учителем русского языка и словесности в Сросткинской школе сельской молодёжи.
Некоторое время был даже директором этой школы. Как признавался сам Василий
Макарович, учителем он был «неважнецким».

В 1954 году Шукшин отправился в Москву
поступать во ВГИК. Чтобы собрать деньги на дорогу, его мать продала корову.
Сначала Шукшин подал документы на сценарный факультет, но затем решил поступать
на режиссёрское отделение и закончил его в 1960 году (мастерская М. И. Ромма).
Во время учёбы во ВГИКе, по совету Ромма, Шукшин начал рассылать свои рассказы
в столичные издания. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его первый
рассказ «Двое на телеге». Первая книга Шукшина — «Сельские жители» — вышла в
1963 году.

Во время учёбы во ВГИКе в 1958 году Шукшин
снялся в первой своей главной роли в фильме М. М. Хуциева «Два Фёдора». Первая
книга Шукшина — «Сельские жители» — вышла в 1963 году.

В 1963 году Шукшин начал работать
режиссёром на ЦКДЮФ.

1973—1974 годы стали очень плодотворными
для Шукшина. Вышел на экраны его фильм «Калина красная», получивший первый приз
ВКФ. Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». В 1974 году Шукшин принял
приглашение сниматься в новом фильме С. Ф. Бондарчука.

Первая официальная супруга Шукшина — его
односельчанка, школьная учительница Мария Ивановна Шумская. Познакомились они
ещё в юношестве и расписались летом 1955 года, когда Василий Шукшин, уже
студент ВГИКа, приехал на первые каникулы из Москвы. В 1957 году Шукшин из
Москвы написал домой письмо о том, что просит развод у Марии, так как полюбил
другую женщину. Официального развода с М. Шумской так и не было. Она так и не
дала согласия на развод, даже несмотря на то, что об этом просила мать Шукшина.
Василию Макаровичу удалось «нейтрализовать» этот брак, только потеряв паспорт.

В 1963 году он вступил в брак с Викторией
Софроновой, дочерью писателя Анатолия Софронова.В 1965 году у Виктории
Софроновой родилась дочь от Шукшина — Катерина Шукшина.

С 1964 по 1967 год В. М. Шукшин состоял в
браке с актрисой Лидией Александровой.

В 1964 году на съёмках фильма «Какое оно,
море?» Василий Шукшин познакомился с 26-летней актрисой Лидией Федосеевой.
Василий Макарович довольно продолжительное время не мог решить, с какой из
любимых женщин жить, и поддерживал отношения с обеими. В конце концов, он
остался с Федосеевой. В этом браке у него родились две дочери: Мария и Ольга.

2 октября 1974 года Василий Макарович
Шукшин скоропостижно скончался в период съёмок фильма «Они сражались за Родину»
на теплоходе «Дунай». Мёртвым его обнаружил его близкий друг Георгий Бурков.

Похоронен 7 октября в Москве на
Новодевичьем кладбище.

Целеполагание:

Слово учителя, презентация (слайд 14):
сегодня на уроке мы с вами познакомимся с небольшим рассказом Василия Шукшина,
который называется «Чудик».

Беседа, презентация (слайд 15):
какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите это слово? Выскажите свои
предположения, о чем может быть этот рассказ.

Прочитайте высказывания Максима Горького и
Михаила Шолохова, согласны ли вы с ними?

Чтение рассказа учителем вслух.

Постарайтесь одной фразой определить
основную тему этого произведения (в конце урока возвращаемся к этому вопросу).

Первичное осмысление рассказа
(беседа, презентация (слайд 16)):

1.                   
В заголовок рассказа
вынесено прозвище главного героя. Почему его так называли?

2.                   
Как вы думаете, почему Шукшин
назвал свое произведение именно Чудик, а не, например, Чудак?

3.                   
Какое впечатление произвел
на вас Чудик?

Анализирующее наблюдение:

Беседа, презентация (слайд 17, 18): какой
особенностью обладал Чудик?

Работа в тетради, составление таблицы,
презентация (слайд 19):
давайте вспомним, в какие
именно ситуации попадал Чудик? Сейчас мы  сделаем с вами таблицу со всеми
происшествиями Чудика. Первая колонка – номер, вторая – ситуация, краткое ее
описание, третья – поведение Чудика, четвертая – реакция на это окружающих
людей.  

Ситуация

Поведение Чудика

Реакция окружающих

Беседа:
а теперь давайте рассмотрим все ситуации более подробно:

1)    Чудик
собирается в поездку на Урал, к брату. В магазине он теряет 50 рублей, немалую
для него сумму.

-Как он ведет себя в этой
ситуации?

-Что помешало Чудику вернуться в магазин и
забрать деньги, когда он понял, что это его «бумажки»?

Обратите внимание, что Чудик называет
деньги «бумажками», какой вывод можно сделать из этого?

2)    В
поезде и самолете создаются две очень похожие ситуации: Чудик пристает к людям
со своими вопросами, рассказывает истории, которые им не интересны.

— Как реагируют пассажиры
на его выходки? Приведите примеры из текста.

3)    По
прилету Чудик хочет отправить жене телеграмму о том, что у него все в порядке.

— Как реагирует на него
телеграфистка?

— Что ей не нравится в
телеграмме Чудика?

— Как Чудик отвечает на
сухую, строгую речь женщины?

4)    Чудик
приезжает к своему брату в гости, попадает в его семью.

— На какие темы общаются
между собой братья?

— Кто из членов семьи
невзлюбил Чудика?

— За что?

— Пытается ли Чудик
наладить отношения с женой брата? Какими способами? Что из этого выходит?

— Кого поддерживает брат в конфликте между
Чудиком и женой?

5)    Чудик
возвращается домой, в родную деревню.

— Как он себя ведет?

— Какого его эмоциональное состояние?

Работа с текстом:
найдите в тексте и зачитайте вслух.

Слово учителя:
возвращение домой, в родную стихию, вызывает у Чудика искреннюю радость. В
городе он не мог быть самим собой, а здесь он счастлив и свободен. Он бежит
босиком по голой земле, громко поет песню, которую любит.

Беседа: давайте
мы с вами попробуем встать на место тех людей: пассажиров, с которыми ехал
Чудик, телеграфисткой в аэропорту, женой брата и ответим, а как бы мы
отреагировали на Чудика в тех же самых ситуациях.

— Если бы к вам, в самолете, поезде,
автобусе и т.д., подсел незнакомый человек и попытался начать разговор, что бы
вы сделали? Поговорили с ним, промолчали, а, может быть, грубо ответили, что
общаться не желаете? Если в вашей жизни были подобные ситуации, можно привести
их в пример.

— Что бы вы сделали, если бы были на месте
телеграфистки?

— И как бы вы поступили, если бы
кто-нибудь взял и без вашего согласия сделал что-нибудь с вещью, принадлежавшей
вам? Естественно, этот кто-то делал все с наилучшими намерениями, без злого
умысла.

Из рассказа мы узнаем, что Чудик женат. Как
относится к нему жена?
Понимает ли она его?

Мини-исследование, работа с текстом:
давайте проведем мини-исследование и  подтвердим свои слова цитатами из текста.
Заданием выполняем в парах.

Концептуальное осмысление

Беседа, презентация (слайд 20):
ребята, хочется послушать ваши мнения по такому вопросу: а как относится сам
Шукшин к своему герою?

Работа с текстом:
поработайте с текстом, найдите фразы, которые демонстрируют авторское отношение
к герою.

Слово учителя:
автор своего героя автор отнюдь не идеализирует. Идеализация противоречит самой
сути творчества Шукшина, для которого высшей мерой художественности было
стремление говорить обо всем просто и прямо. Чудик — человек рассеянный (потеря
денег), может показаться невоспитанным (назойливое приставание с разговорами к
незнакомым людям), достиг не самых больших высот грамотности и т. д. Но все
перечисленные недостатки героя представляются незначительными по сравнению с
его «светлой душой». А то, что побуждают его совершать странные поступки мотивы
положительные, некорыстные, делает простительной даже чудаковатость, мнимую или
подлинную.

Беседа:
почему имя героя мы узнаем лишь в самом конце произведения?

Творческое задание, прием – словесный
рисунок. Слово учителя:
представьте себе, что вы
художники, оформляющие обложку книги, в которой издан только этот рассказ.
Опишите обложку словами.

Включение произведения в общекультурный
контекст.

Письменная работа в тетради, презентация
(слайд 21):
а теперь, подумайте, и напишите в
тетради  небольшое рассуждение на такой вопрос, каких героев-чудиков, по вашему
мнению, вы уже встречали в других произведениях? (Это могут быть как герои
рассказов Шукшина, так и герои других авторов). Это могут быть и 
мини-сочинение, и таблица,  или какая-то придуманная вами форма. Но в ней
должны быть  отражены ответы на такие вопросы:

В чем их сходство с нашим Чудиком,
Василием Князевым?

В чем различие?

Подведение итогов урока:

Беседа: Подводя
итог нашего урока, я хочу вернуться к вопросу, который задавала вам сразу после
прочтения рассказа «Чудик»: какова же тема рассказа?

Слово учителя, презентация (слайд 22):
характерным для творчества Шукшина является раскрытие лучших моральных качеств
персонажей в моменты тяжелых испытаний, выпадающих на их долю. Автор ставит
своего героя, человека доброго и совестливого, в условия, требующие всех
душевных запасов добра и стойкости, чтобы не сломаться, не разувериться, что совесть
и порядочность, будто бы безнадежно устарели.

Несмотря на свою «простоту», Чудик
размышляет над проблемами, волнующими человечество во все времена: в чем смысл
жизни? что есть добро и зло? кто в этой жизни «прав, кто умнее?» И всеми поступками
доказывает, что прав он, а не те, кто считает его чудаком, «чудиком».

Произведения Василия Шукшина и их герои
правдивы как в социально-бытовом плане, так и в художественном. «Нравственность
— есть правда», — так определил свою главную заповедь сам Василий Шукшин.
Заповедь эта ни разу не была нарушена в его творчестве, он не шел ни на какие
компромиссы с собственной совестью и говорил людям правду, какой бы горькой и
трудной она ни была.

Название «Чудик» носит только один рассказ
Шукшина. А вот героев, подобных Василию, у Шукшина много. Всех их объединяет неловкость,
доброжелательность до неправдоподобия, застенчивость, уступчивость и гордость,
способность никогда не унывать.

Слово учителя, презентация (слайд 23): мне
хочется закончить наш урок словами Василия Макаровича Шукшина: «Нам бы про душу
не забыть… Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, так уж случилось, живем на
земле.. Но так и будьте повнимательнее друг к другу, подобрее…»

"Чудик" рассказ. Автор Василий Шукшин

Жена называла его – «Чудик». Иногда ласково.
Чудик обладал одной особенностью: с ним постоянно что-нибудь случалось. Он не хотел этого, страдал, но то и дело влипал в какие-нибудь истории – мелкие, впрочем, но досадные.
Вот эпизоды одной его поездки.
Получил отпуск, решил съездить к брату на Урал: лет двенадцать не виделись.
– А где блесна такая… на подвид битюря?! – орал Чудик из кладовой.
– Я откуда знаю.
– Да вот же ж все тут лежали! – Чудик пытался строго смотреть круглыми иссиня-белыми глазами. – Все тут, а этой, видите ли, нету.
– На битюря похожая?
– Ну. Щучья.
– Я ее, видно, зажарила по ошибке. Чудик некоторое время молчал.
– Ну и как?
– Что?
– Вкусная! Ха-ха-ха!… – Он совсем не умел острить, но ему ужасно хотелось. – Зубки целые? Она ж дюралевая!..

…Долго собирались – до полуночи. А рано утром Чудик шагал с чемоданом по селу.
– На Урал! На Урал! – отвечал он на вопрос: куда это он собрался? При этом круглое мясистое лицо его, круглые глаза выражали в высшей степени плевое отношение к дальним дорогам – они его не пугали. – На Урал! Надо прошвырнуться.
Но до Урала было еще далеко.
Пока что он благополучно доехал до районного города, где предстояло взять билет и сесть в поезд.
Времени оставалось много. Чудик решил пока накупить подарков племяшам – конфет, пряников… Зашел в продовольственный магазин, пристроился в очередь. Впереди него стоял мужчина в шляпе, а впереди шляпы – полная женщина с крашеными губами. Женщина негромко, быстро, горячо говорила шляпе:
– Представляете, насколько надо быть грубым, бестактным человеком! У него склероз, хорошо, у него уже семь лет склероз, однако никто не предлагал ему уходить на пенсию. А этот без году неделя руководит коллективом – и уже: «Может, вам, Александр Семеныч, лучше на пенсию?» Нах-хал!
Шляпа поддакивала:
– Да, да… Они такие теперь. Подумаешь! Склероз. А Сумбатыч?.. Тоже последнее время текст не держал. А эта, как ее?..
Чудик уважал городских людей. Не всех, правда: хулиганов и продавцов не уважал. Побаивался.
Подошла его очередь. Он купил конфет, пряников, три плитки шоколада. И отошел в сторонку, чтобы уложить все в чемодан. Раскрыл чемодан на полу, стал укладывать… Глянул на пол, а у прилавка, где очередь, лежит в ногах у людей пятидесятирублевая бумажка. Этакая зеленая дурочка, лежит себе, никто ее не видит. Чудик даже задрожал от радости, глаза загорелись. Второпях, чтобы его не опередил кто-нибудь, стал быстро соображать, как бы повеселее, поостроумнее сказать этим, в очереди, про бумажку.
– Хорошо живете, граждане! – сказал он громко и весело.
На него оглянулись.
– У нас, например, такими бумажками не швыряются.
Тут все немного поволновались. Это ведь не тройка, не пятерка – пятьдесят рублей, полмесяца работать надо. А хозяина бумажки – нет.
«Наверно, тот, в шляпе», – догадался Чудик.
Решили положить бумажку на видное место на прилавке.
– Сейчас прибежит кто-нибудь, – сказала продавщица.
Чудик вышел из магазина в приятнейшем расположении духа. Все думал, как это у него легко, весело получилось: «У нас, например, такими бумажками не швыряются!» Вдруг его точно жаром всего обдало: он вспомнил, что точно такую бумажку и еще двадцатипятирублевую он сейчас разменял, пятидесятирублевая должна быть в кармане… Сунулся в карман – нету. Туда-сюда – нету.
– Моя была бумажка-то! – громко сказал Чудик. – Мать твою так-то!.. Моя бумажка-то.
Под сердцем даже как-то зазвенело от горя. Первый порыв был пойти и сказать: «Граждане, моя бумажка-то. Я их две получил в сберкассе: одну двадцатипятирублевую, другую полусотельную. Одну сейчас разменял, а другой – нету». Но только он представил, как он огорошит всех этим своим заявлением, как подумают многие: «Конечно, раз хозяина не нашлось, он и решил прикарманить». Нет, не пересилить себя – не протянуть руку за этой проклятой бумажкой. Могут еще и не отдать…
– Да почему же я такой есть-то? – вслух горько рассуждал Чудик. – Что теперь делать?..
Надо было возвращаться домой.
Подошел к магазину, хотел хоть издали посмотреть на бумажку, постоял у входа… и не вошел. Совсем больно станет. Сердце может не выдержать.
Ехал в автобусе и негромко ругался – набирался духу: предстояло объяснение с женой.
Сняли с книжки еще пятьдесят рублей.
Чудик, убитый своим ничтожеством, которое ему опять разъяснила жена (она даже пару раз стукнула его шумовкой по голове), ехал в поезде. Но постепенно горечь проходила. Мелькали за окном леса, перелески, деревеньки… Входили и выходили разные люди, рассказывались разные истории… Чудик тоже одну рассказал какому-то интеллигентному товарищу, когда стояли в тамбуре, курили.
– У нас в соседней деревне один дурак тоже… Схватил головешку – и за матерью. Пьяный. Она бежит от него и кричит: «Руки, – кричит, – руки-то не обожги, сынок!» О нем же и заботится… А он прет, пьяная харя. На мать. Представляете, каким надо быть грубым, бестактным…

   – Сами придумали? – строго спросил интеллигентный товарищ, глядя на Чудика поверх очков.
– Зачем? – не понял тот. – У нас за рекой, деревня Раменское…
Интеллигентный товарищ отвернулся к окну и больше не говорил.
После поезда Чудику надо было еще лететь местным самолетом полтора часа. Он когда-то летал разок. Давно. Садился в самолет не без робости. «Неужели в нем за полтора часа ни один винтик не испортится?» – думал. Потом – ничего, осмелел. Попытался даже заговорить с соседом, но тот читал газету, и так ему было интересно, что там, в газете, что уж и послушать живого человека ему не хотелось. А Чудик хотел выяснить вот что: он слышал, что в самолетах дают поесть. А что-то не несли. Ему очень хотелось поесть в самолете – ради любопытства.
«Зажилили», – решил он.
Стал смотреть вниз. Горы облаков внизу. Чудик почему-то не мог определенно сказать: красиво это или нет? А кругом говорили: «Ах, какая красота!» Он только ощутил вдруг глупейшее желание: упасть в них, в облака, как в вату. Еще он подумал: «Почему же я не удивляюсь? Ведь подо мной чуть не пять километров». Мысленно отмерил эти пять километров на земле, поставил их на попа, чтоб удивиться, и не удивился.
– Вот человек?.. Придумал же, – сказал он соседу. Тот посмотрел на него, ничего не сказал, зашуршал опять газетой.
– Пристегнитесь ремнями! – сказала миловидная молодая женщина. – Идем на посадку.
Чудик послушно застегнул ремень. А сосед – ноль внимания. Чудик осторожно тронул его:
– Велят ремень застегнуть.
– Ничего, – сказал сосед. Отложил газету, откинулся на спинку сиденья и сказал, словно вспоминая что-то: – Дети – цветы жизни, их надо сажать головками вниз.
– Как это? – не понял Чудик.
Читатель громко засмеялся и больше не стал говорить.
Быстро стали снижаться. Вот уж земля – рукой подать, стремительно летит назад. А толчка все нет. Как потом объясняли знающие люди, летчик «промазал». Наконец толчок, и всех начинает так швырять, что послышался зубовный стук и скрежет. Этот читатель с газетой сорвался с места, боднул Чудика лысой головой, потом приложился к иллюминатору, потом очутился на полу. За все это время он не издал ни одного звука. И все вокруг тоже молчали – это поразило Чудика. Он тоже молчал. Стали. Первые, кто опомнился, глянули в иллюминаторы и обнаружили, что самолет – на картофельном поле. Из пилотской кабины вышел мрачноватый летчик и пошел к выходу. Кто-то осторожно спросил его:
– Мы что, кажется, в картошку сели?
– А сами не видите? – сказал летчик.
Страх схлынул, и наиболее веселые уже пробовали острить.
Лысый читатель искал свою искусственную челюсть. Чудик отстегнул ремень и тоже стал искать.
– Эта?! – радостно воскликнул он и подал читателю.
У того даже лысина побагровела.
– Почему надо обязательно руками хватать! – закричал он шепеляво.
Чудик растерялся.
– А чем же?..
– Где я ее кипятить буду? Где?!
Этого Чудик тоже не знал.
– Поедемте со мной? – предложил он. – У меня тут брат живет, там вскипятим… Вы опасаетесь, что я туда микробов занес? У меня их нету.
Читатель удивленно посмотрел на Чудика и перестал кричать.
В аэропорту Чудик написал телеграмму жене:
«Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша меня не забудь. Тчк. Васятка».
Телеграфистка, строгая красивая женщина, прочитав телеграмму, предложила:
– Составьте иначе. Вы – взрослый человек, не в детсаде.
– Почему? – спросил Чудик. – Я ей всегда так пишу в письмах. Это же моя жена!.. Вы, наверно, подумали…
– В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст.
Чудик переписал:
«Приземлились. Все в порядке. Васятка».
Телеграфистка сама исправила два слова: «Приземлились» и «Васятка». Стало: «Долетели. Василий».
– «Приземлились»… Вы что, космонавт, что ли?
– Ну ладно, – сказал Чудик. – Пусть так будет.
…Знал Чудик: есть у него брат Дмитрий, трое племянников… О том, что должна еще быть сноха, как-то не думалось. Он никогда не видел ее. А именно она-то, сноха, все испортила, весь отпуск. Она почему-то сразу невзлюбила Чудика.
Выпили вечером с братом, и Чудик запел дрожащим голосом:

Тополя-а-а, тополя-а-а…

Софья Ивановна, сноха, выглянула из другой комнаты, спросила зло:
– А можно не орать? Вы же не на вокзале, верно? – И хлопнула дверью.
Брату Дмитрию стало неловко.
– Это… там ребятишки спят. Вообще-то она хорошая.
Еще выпили. Стали вспоминать молодость, мать, отца…
– А помнишь?.. – радостно спрашивал брат Дмитрий. – Хотя кого ты там помнишь! Грудной был. Меня оставят с тобой, а я тебя зацеловывал. Один раз ты посинел даже. Попадало мне за это. Потом уж не стали оставпять. И все равно: только отвернутся, я около тебя: опять целую. Черт знает, что за привычка была. У само– го-то еще сопли по колена, а уж… это… с поцелуями…
– А помнишь, – тоже вспоминал Чудик, – как ты меня…
– Вы прекратите орать? – опять спросила Софья Ивановна совсем зло, нервно. – Кому нужно слушать эти ваши разные сопли да поцелуи? Туда же – разговорились.

   – Пойдем на улицу, – сказал Чудик.
Вышли на улицу, сели на крылечко.
– А помнишь?.. – продолжал Чудик.
Но тут с братом Дмитрием что-то случилось: он заплакал и стал колотить кулаком по колену.
– Вот она, моя жизнь! Видел? Сколько злости в человеке!.. Сколько злости!
Чудик стал успокаивать брата:
– Брось, не расстраивайся. Не надо. Никакие они не злые, они – психи. У меня такая же.
– Ну чего вот невзлюбила?! За што? Ведь невзлюбила она тебя… А за што?
Тут только понял Чудик, что да, невзлюбила его сноха. А за что действительно?
– А вот за то, што ты – никакой не ответственный, не руководитель. Знаю я ее, дуру. Помешалась на своих ответственных. А сама-то кто! Буфетчица в управлении, шишка на ровном месте. Насмотрится там и начинает… Она и меня-то тоже ненавидит, что я не ответственный, из деревни.
– В каком управлении-то?
– В этом… горно… Не выговорить сейчас. А зачем выходить было? Што она, не знала, што ли?
Тут и Чудика задело за живое.
– А в чем дело вообще-то? – громко спросил он, не брата, кого-то еще. – Да если хотите знать, почти все знаменитые люди вышли из деревни. Как в черной рамке, так, смотришь, – выходец из деревни. Надо газеты читать!.. Што ни фигура, понимаешь, так – выходец, рано пошел работать.
– А сколько я ей доказывал: в деревне-то люди лучше, не заносистые.
– А Степана-то Воробьева помнишь? Ты ж знал его…
– Знал, как же.
– Уж там куда деревня!.. А пожалуйста: Герой Советского Союза. Девять танков уничтожил. На таран шел. Матери его теперь пожизненную пенсию будут шестьдесят рублей платить. А разузнали только недавно, считали – без вести…
– А Максимов Илья!.. Мы ж вместе уходили. Пожалуйста, кавалер Славы трех степеней. Но про Степана ей не говори… Не надо.
– Ладно. А этот-то!..
Долго еще шумели возбужденные братья. Чудик даже ходил около крыльца и размахивал руками.
– Деревня, видите ли!.. Да там один воздух чего стоит! Утром окно откроешь – как, скажи, обмоет тебя всего. Хоть пей его – до того свежий да запашистый, травами пахнет, цветами разными…
Потом они устали.
– Крышу-то перекрыл? – спросил старший брат негромко.
– Перекрыл. – Чудик тоже тихо вздохнул. – Веранду подстроил – любо глядеть. Выйдешь вечером на веранду… начинаешь фантазировать: вот бы мать с отцом были бы живые, ты бы с ребятишками приехал – сидели бы все на веранде, чай с малиной попивали. Малины нынче уродилось пропасть. Ты, Дмитрий, не ругайся с ней, а то она хуже невзлюбит. А я как-нибудь поласковей буду, она, глядишь, отойдет.
– А ведь сама из деревни! кик-то тихо и грустно изумился Дмитрий. – А вот… Детей замучила, дура: одного на пианинах замучила, другую в фигурное катание записала. Сердце кровью обливается, а не скажи, сразу ругань.
– Ммх!.. – чего-то опять возбудился Чудик. – Никак не понимаю эти газеты: вот, мол, одна такая работает в магазине – грубая. Эх, вы!.. А она придет домой – такая же. Вот где горе-то! И я не понимаю! – Чудик тоже стукнул кулаком по колену. – Не понимаю: почему они стали злые?
Когда утром Чудик проснулся, никого в квартире не было: брат Дмитрии ушел на работу, сноха тоже, дети постарше играли во дворе, маленького отнесли в ясли.
Чудик прибрал постель, умылся и стал думать, что бы такое приятное сделать снохе. Тут на глаза попалась детская коляска. «Эге, – подумал Чудик, – разрисую-ка я ее». Он дома так разрисовал печь, что все дивились. Нашел ребячьи краски, кисточку и принялся за дело. Через час все было кончено, коляску не узнать. По верху колясочки Чудик пустил журавликов – стайку уголком, по низу – цветочки разные, травку-муравку, пару петушков, цыпляток… Осмотрел коляску со всех сторон – загляденье. Не колясочка, а игрушка. Представил, как будет приятно изумлена сноха, усмехнулся.
– А ты говоришь – деревня. Чудачка. – Он хотел мира со снохой. – Ребенок-то как в корзиночке будет.
Весь день Чудик ходил по городу, глазел на витрины. Купил катер племяннику, хорошенький такой катерок, белый, с лампочкой. «Я его тоже разрисую», – думал.
Часов в шесть Чудик пришел к брату. Взошел на крыльцо и услышал, что брат Дмитрий ругается с женой. Впрочем, ругалась жена, а брат Дмитрий только повторял:
– Да ну что тут!.. Да ладно… Сонь… Ладно уж…
– Чтоб завтра же этого дурака не было здесь! – кричала Софья Ивановна. – Завтра же пусть уезжает.
– Да ладно тебе!.. Сонь…
– Не ладно! Не ладно! Пусть не дожидается – выкину его чемодан к чертовой матери, и все!
Чудик поспешил сойти с крыльца… А дальше не знал, что делать. Опять ему стало больно. Когда его ненавидели, ему было очень больно. И страшно. Казалось: ну, теперь все, зачем же жить? И хотелось уйти подальше от людей, которые ненавидят его или смеются.
– Да почему же я такой есть-то? – горько шептал он, сидя в сарайчике. – Надо бы догадаться: не поймет ведь она, не поймет народного творчества.
Он досидел в сарайчике дотемна. И сердце все болело. Потом пришел брат Дмитрий. Не удивился – как будто знал, что брат Василий давно уж сидит в сарайчике.
– Вот… – сказал он. – Это… опять расшумелась. Коляску-то… не надо бы уж.

   – Я думал, ей поглянется. Поеду я, братка.
Брат Дмитрий вздохнул… И ничего не сказал.

Домой Чудик приехал, когда шел рясный парной дождик. Чудик вышел из автобуса, снял новые ботинки, побежал по теплой мокрой земле – в одной руке чемодан, в другой ботинки. Подпрыгивал и громко пел:

Тополя-а, тополя-а…

С одного края небо уже очистилось, голубело, и близко где-то было солнышко. И дождик редел, шлепал крупными каплями в лужи; в них вздувались и лопались пузыри.
В одном месте Чудик поскользнулся, чуть не упал.

…Звали его – Василий Егорыч Князев. Было ему тридцать девять лет от роду. Он работал киномехаником в селе. Обожал сыщиков и собак. В детстве мечтал быть шпионом.

"Чудик" рассказ. Автор Василий Шукшин


Просмотрено:
631

Публикация:

"Чудик" рассказ. Автор Василий Шукшин
3 574

Очень милая курносая и сероглазая ведьмочка, практикантка Выбегаллы и, видимо, симпатия Саши Привалова.

Комментарии: 7Публикации: 616Регистрация: 13-09-2019

ТЕМА:

Урок-презентация
«Творчество Василия Макаровича Шукшина»

«…
часы воодушевления, эмоционального подъема… нравственного прозрения…»

Комитет администрации
Зонального района по образованию

МКОУ «ЗОНАЛЬНАЯ СРЕДЯЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Проект урока литературы в
10 классе

Муниципальное
общеобразовательное учреждение
ЗОНАЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Зонального района
Алтайского края

 

Урок-презентация «Творчество Василия Макаровича
Шукшина
«
часы воодушевления, эмоционального подъема… нравственного прозрения…»

image001

Игнатьева

Елена Константиновна,

учитель
русского языка и литературы

с.Зональное

2020

Урок-презентация
«Творчество Василия Макаровича Шукшина»

«… часы воодушевления,
эмоционального подъема… нравственного прозрения…»

Цели : создать условия для:

·  приобщения
учащихся к творчеству В. М. Шукшина;

·  формирования
представления об особенностях героев Шукшина;

·  формирования
навыков анализа художественного текста;

·  воспитания
гуманного отношения к людям;

·  развития
умения аргументировать собственную точку зрения.

Эпиграфы к уроку:

Нам бы про душу не забыть…

Нам бы немножко добрее быть…

Мы один раз, так уж случилось, живем
на земле..

 Но так и будьте повнимательнее друг
к другу, подобрее…

В.М. Шукшин.

Мне больно, ведь душа проходит,
Как молодость и как любовь…

С. Есенин.

ЦЕЛЬ
УРОКА:
Знакомство с творчеством В.М. Шукшина,
писателя, драматурга, артиста. Привитие интереса к его творчеству, желание
заинтересовать его творчеством окружающих.

ОБОРУДОВАНИЕ:
Портреты Шукшина, фотовыставка с видами села Сростки, родных В.М. Шукшина,
выставка книг.
Презентация.

ЭПИГРАФ:

Василий
Макарович Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой
звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист и
драматург, режиссер больших народных полотен, удивительный, неповторимый
артист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую необходимую правду о
простом человеке, что миллионы сердец… замирали в едином порыве. Василию
Шукшину было дано такое счастье.

(П. Проскурин)

Ход урока

            
I.    
Вступительное
слово учителя:

Удивительно
талантливый и разносторонне одарённый – актёр, киносценарист, режиссёр,
писатель. В 1963 году вышел сборник его рассказов “Сельские жители”, который
принёс Шукшину известность. Героями стали деревенские жители, и это не
случайно. Василий Макарович сам родился и вырос в селе Сростки Алтайского края.
Он никогда не считал себя горожанином и пронёс через всю свою жизнь любовь к
русской деревне и её жителям. Именно здесь он научился ценить нелёгкий
крестьянский труд, честность и открытость, искренность, простоту.

Стихотворение читает ученик:

Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,
Пряный ветер вдыхал с лугов,
В огороде копал картошку,
На Катуни тягал чебаков…

Край сибирский, пейзаж неброский.
Бьёт о берег Катуни волна.
Знает каждый в России,
Что Сростки –
Это родина Шукшина.

Учитель:
Сегодня у нас необычный урок. Урок презентация творчества знаменитого писателя,
своеобразного драматурга, удивительного артиста В. М. Шукшина.

Очень
хочу, чтобы вы заинтересовались творчеством этого разносторонне одарённого
человека.

         
II.    
Биография
В.М.Шукшина (слайды)

Василий Макарович Шукшин (1929-1974)

В.М. ШукшинЕго
родина — село Сростки Алтайского края, родители -крестьяне. После окончания
школы Шукшин служил на флоте, работал грузчиком, слесарем, учителем, директором
школы. Затем окончил режиссёрский факультет ВГИКа, после чего начался его
триумфальный путь в кинематографе как режиссёра, актёра и сценариста.

Дебют в прозе состоялся в 1961 году,
когда его рассказы опубликовал журнал “Октябрь”, а уже через два года
(одновременно с выходом первого режиссёрского фильма по его же сценарию —
“Живёт такой парень”) вышел и первый сборник рассказов “Сельские жители”.
Впоследствии при жизни автора выходили сборники “Там, вдали” (1968), “Земляки”
(1970), “Характеры” (1973).

Героями рассказов обычно становились
деревенские жители, так или иначе сталкивающиеся с городом, либо, наоборот,
горожане, попавшие в село. Деревенский человек при этом чаще всего наивен,
простодушен, доброжелателен, однако город встречает его отнюдь не ласково и
быстро окорачивает все его благие порывы. Наиболее ярко такая ситуация
представлена в рассказе “Чудик” (1967). По словам Л.Аннинского, “главным
пунктом переживаний Шукшина становится обида за деревню”. Это, впрочем, отнюдь
не означает, что Шукшин деревню идеализирует: у него встречается немало вполне
отталкивающих типов самого что ни на есть крестьянского происхождения
(например, в рассказах “Вечно недовольный Яковлев” (1974), “Срезал”, “Крепкий
мужик” (оба -1970) и других).

Русский человек в рассказах Шукшина
часто подспудно не удовлетворён своей жизнью, он чувствует наступление
стандартизации всего и вся, тупой и скучной обывательской усреднённости и
инстинктивно пытается выразить собственную индивидуальность — нередко странными
поступками.

Помимо рассказов, отличающихся
лаконичным стилем, без “красивостей” и лирических отступлений, Шукшиным созданы
два романа — традиционно-семейный “Любавины” (1965), повествующий о деревне
двадцатых годов, и кинороман о Степане Разине “Я пришёл дать вам волю” (1971).
Кроме того, перу его принадлежат такие киноповести, как “Калина красная”
(1973), ставшая самым знаменитым фильмом Шукшина, “Позови меня в даль
светлую…” (1975), а также фантастическая сказка-притча “До третьих петухов” (1974),
неоконченная повесть-притча “А поутру они проснулись…” (1974), повесть-сказка
“Точка зрения” (1974)…

Незадолго до своей скоропостижной
кончины Шукшин получил разрешение на съёмку фильма о Разине, личность которого
он считал чрезвычайно важной для понимания русского характера. Говоря словами
критика В.Сигова, в нём “разгульное вольнолюбие, бесшабашная и нередко
бесцельная активность, способность к порыву и полёту, неумение умерять
страсти…” -то есть те черты и качества, которые Шукшин придал и многим другим
своим персонажам, в полной мере представляющим современную ему деревню.

     
III.    
Провожу анкетирование «Попытка искреннего слова о себе»,
используя вопросы
. (слайд)

1. Довольны ли вы собой и как вам живётся?

2. Знакомо ли вам чувство неловкости, боли и стыда?

3. Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?

4. Чем вы особенно дорожите в себе и близких?

По итогам анкетирования пытаюсь “натолкнуть” подростков на
раздумья: всегда ли по-человечески мы поступаем? Неразделённая любовь,
обманутые надежды, несбывшиеся мечты, разочарования, обиды… Сколько всего
предстоит увидеть и пережить! Всегда ли мы справедливы и милосердны? Не
равнодушны ли мы по отношению к близким? Ведь “любовь к ближнему” — не пустые
слова. Именно о любви к ближнему, о человеческом милосердии рассказы Шукшина.

Своеобразие шукшинских рассказов (слайд)

v Отражение жизни в движении.

v Деловитость, собранность.

v Начало простое, уверенное, динамичное.

v Почти отсутствуют портретные и пейзажные описания.

v Характеры героев раскрываются через речь, в диалогах.

v Постоянная сюжетная ситуация — встреча.

v Концовка рассказа открыта.

Эта схема поможет нам при анализе рассказа «Чудик», одного из
лучших произведений Шукшина.

      IV.     Знакомство
с рассказом

— А теперь мы познакомимся с рассказом, который так и называется —
«Чудик».

(Чтение рассказа.)

— Рассказ назван “Чудик” по прозвищу
главного героя. Почему “чудик”, а не “чудак”? Если мы обратимся к толковому
словарю, то разницы особой и не видно. (слайд)

Чудакчеловек со странностями
поведения, поступки которого вызывают недоумение, удивление у окружающих.

Чудик(прост) – то же, что и чудак.
(по словарю С. И. Ожегова)

Почему же из этих двух слов Шукшин
выбрал второе?

— Впечатления от рассказа, героя. Кто же такой “чудик”? Где живёт?
Чем отличается от городского жителя? Что больше всего удивляет его в снохе,
продавцах, хулиганах?

(Это человек, оторванный от деревни, трудно врастающий в город.
Простой, честный, совестливый. Совершает добро и теряется при виде равнодушия и
зла.)

— У Шукшина есть несколько типов рассказов: рассказ-судьба,
рассказ-характер, рассказ-исповедь, рассказ-анекдот. К какому типу отнесли бы
вы этот рассказ? Можно ли назвать его анекдотом? Почему?

(Ответы учеников.)

— Существуют разные взгляды на героя шукшинских рассказов.
Отметьте те версии, с которыми вы согласны.
(слайд)

Ø “Чудики” на самом деле таковыми не являются, так как чудо, за
которое они борются, уж очень буднично: за вежливость продавцов, мелких
начальников и вахтёров…

Ø Они “чудики”, потому что при столкновении с реальностью только и
могут, что виновато потирать полученные синяки и задавать себе недоумённо
горестные вопросы: да почему же я такой есть-то?

Ø Это люди, тоскующие по тому, чего нет, и своими странностями
раздражающие других.

Ø При всей их неоднозначности “чудики” возбуждают в нас тревогу и
совесть, сочувствие к ним и беспокойство по отношению к себе.

         
V.    
Беседа по вопросам.

— Какое первое впечатление производит
Чудик из рассказа В.М.Шукшина?

— Да, действительно, и смешно, и
жалко. Ведь это вроде бы не человек, а сплошное недоразумение, “22 несчастья”.
Чудик постоянно попадает в нелепые ситуации. Давайте вспомним, в какие именно?

(сцена в магазине, в самолете, в
поезде, эпизод с телеграммой, случай с невесткой)

— Как реагируют на эти выходки окружающие?
Приведите примеры из текста.

Чтение по ролям сцены “Чудик в
аэропорту”

(группа подготовленных учащихся)

— Почему Софья Ивановна невзлюбила
своего деверя?

( Словарная работа:  Деверь – брат
мужа. (слайд) Мне бы хотелось адресовать
этот вопрос девушкам. Встаньте на место этой женщины и поделитесь своими
мыслями. Какой была бы ваша реакция?

— А может быть, другая женщина – жена – понимает его?
— “Да почему же я такой есть – то?” — рассуждал Чудик. Какой?
— Шукшин сообщает читателю, что Чудик больше всего боялся хулиганов и
продавцов. Как вы думаете, почему? Чего же все-таки опасался Чудик?
— Как вы думаете, изменится ли когда-нибудь Чудик? Почему вы так решили?

— А почему его — такого честного, мечтательного, доброго – не
понимают люди? Обратите внимание на слова С. Есенина (эпиграф). Как вы
понимаете слова: “душа проходит”? Чем опасно это явление?

— Парадокс: человек стремится помочь другому, порадовать его,
и натыкается на непонимание, на грубость. Не случалось ли вам бывать в такой
ситуации?

— Герой рассказа зовется Чудиком. И только в конце мы узнаем
его полное имя, отчество, фамилию, место работы, интересы. Что дают для
понимания смысла произведения и характера героя избранные автором
композиционные особенности?

— Василий Князев – один из галереи шукшинских героев.
Вспомните героев других рассказов. Какие их поступки говорят о принадлежности к
такому роду людей?
— Как Шукшин относится к своим “чудикам”? Что роднит его с его героями?

Шукшин писал: “Есть люди, в городе
или на селе, которые окружающим кажутся странными. Их зовут “чудиками”. А они
не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только то, что
талантливы они и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной
судьбой, отдельно они не живут… Они украшают жизнь”. (слайд)

— А встречали ли вы подобных “чудиков” в реальной жизни?
Расскажите о них.

Учитель:
Во всех  рассказах Шукшина  проглядывает человеческая душа с ее повседневными
заботами, тревогами, печалями, радостями.

У выставки книг
Василия Макаровича

Учитель:
В. М.Шукшин оставил после себя много рассказов, повестей. Тематика их
разнообразна.

(Краткая аннотация
некоторых книг подготовленными учениками)

Учитель:
По сценариям В.М. Шукшина были сняты фильмы «Конец Любавиных»,
Живёт такой парень», «Печки- лавочки»
и др. В некоторых из
них Шукшин снимался сам. Например, в фильме «Калина красная». (слайды)

(Рассказ ученика о
киноповести «Калина красная»)

Ученик;
В своих произведениях Шукшин-художник всматривался в человека с надеждой
открыть в нём не только движение души к истине, но такие силы и волю к борьбе
за себя. Об этом киноповесть «Калина Красная», о которой я хочу
рассказать. (по книге, взяв в руки) написана в 1974 г. Сюжет повести прост.
Освобождается от тюрьмы вор-рецидивист Егор Прокудин по кличке Горе. Это человек
с незаурядным характером. Он едет к Любе Бойкаловой, с которой познакомился по
письмам. Люба живёт в тех местах, откуда родом сам Егор. Приёзжая к Любе, Егор
встречает доверие, сочувствие, нравственную поддержку, которые попали на
благодатную почву и самое главное — вовремя. Но в свою очередь доверие и
понимание пробуждает в Егоре глубокое чувство личной вины за то, что когда-то
его жизнь потекла по законам ложным, неестественным. И вот Егор вступает в
новую жизнь, работает в колхозе, но старые дружки находят его и здесь. А когда
они понимают, что Егор не вернётся к прошлой жизни, убивают его. По сценарию
повести был снят фильм » Калина Красная» — последний и лучший фильм
Шукшина, вышедший за год до его смерти. В главной роли снялся сам Василий
Макарович.

Учитель:
Давайте посмотрим эпизод из этого фильма и подумайте над вопросом :


Чем важен этот эпизод для понятия характера края?

( просмотр эпизода
«Егор Проскудин во время разговора с берёзками»)

Учитель:
В.М. Шукшин прожил очень мало. Судьба отпустила ему только 45 лет. Он умер на
съёмках фильма «Они сражались за родину», не выдержало сердце.

(Ученик читает
стихотворение Н. Вознесенского «Хоронила Москва Шукшина»)

Хоронила
Москва Шукшина,

Хоронила
художника, то есть

Хоронила
Москва мужика

И
активную совесть.

Он
лежал под цветами на треть,

Недоступный
отныне.

Он
свою удивленную смерть

Предсказал
всенародно в картине.

В
каждом городе он лежал

На
отвесных российских простынках.

Называлось
— не кинозал —

Просто
каждый пришел и простился.

Он
сегодняшним дням — как двойник.

Когда
зябко курил он чинарик,

Также
зябла, подняв воротник,

Вся
страна в поездах и на нарах.

Он
хозяйственно понимал

Край,
как дом, где березы и хвойники.

Занавесить
бы черным Байкал,

Словно
зеркало в доме покойника.

У видов села Сростки.

Учитель:
Нет с нами писателя Шукшина, но остались его книги, фильмы, которые заставляют
задуматься какие мы, что с нами происходит. Они воспитывают в нас человека,
предлагают задуматься о себе, о жизни.

Осталась
память об этом удивительном человеке. Неслучайно родное село Василия
Макаровича, Сростки, объявлено заповедной зоной. (слайды)

Экскурсия по памятным местам – Сростки.

Учитель:
Вернёмся к эпиграфу. Согласны ли вы с высказыванием П. Проскурина о Шукшине? (слайд)

5. Подведение итогов. Слово учителя.

Душа человеческая … Порой, взглянув
на нашу жизнь, убеждаешься в том, что забыли о ней. Немодно это, некрасиво –
душа. А ничего прекраснее в мире нет, и ничто нам так сейчас не нужно, как
простое человеческое тепло и доброта.

Мне бы хотелось, чтоб в душу вам
запали строки Шукшина (эпиграф).

И очень хочется верить, что смотрите
вы на мир неравнодушными глазами и видите то, о чём должна болеть душа у любого
нормального человека. Продолжите фразу “Мне больно, когда…” (ответы учащихся).

Заключительным аккордом нашего урока
пусть прозвучит стихотворение современника Шукшина Николая Рубцова. (читает
ученик).

До конца.

До конца,
До тихого креста
Пусть душа
Останется чиста!
Перед этой
Желтой, захолустной
Стороной березовой
Моей,
Перед жнивой
Пасмурной и грустной
В дни осенних
горестных дождей,
Перед этим
Строгим сельсоветом,
Перед этим
садом у моста,
Перед всем
Старинным белым светом
Я клянусь:
Душа моя чиста.

Пусть она
останется чиста
До конца,
До смертного креста!

6. Домашнее задание: подготовиться к уроку
внеклассного чтения по рассказам В. М. Шукшина. Тема: “ Изображение деревни в
рассказах Шукшина”.

Мини – сочинение на тему: “ Есть ли
место “чудикам” в современной жизни?”

написать
мини-сочинение: «О чём меня заставили задуматься произведения
Шукшина».

Список
литературы

1.     Аннинский
Л. Путь В.Шукшина // Шукшин В. До третьих петухов: Повести. Рассказы. М.,
1976. 

2.     В.М.Шукшин
“Калина красная”.- М.: Эксмо-Пресс, 1998.

3.     Горн
В. Василий Шукшин. Штрихи к портрету. М., 1993;

4.     Книжный
клуб “Терра” № 6, 2003г.(журнал).

5.     Коробов
В. Василий Шукшин. М., 1984.

6.     Литература
в школе № 5, 1999г.

7.     Сайт
www.shukshin.biysk.secna.ru

8.     Сигов
В. Ещё не пели третьи петухи: Русская идея В.Шукшина. -Литературная газета.
1999. № 29-30. С. 1, 12;

1

Организационный
момент. Этап мотивации к учебной деятельности

Фронтальная

Работа со словарем

Громко
прозвенел звонок –

Начинается
урок.

—  Я очень рада, что у вас хорошее
настроение. Вперёд к открытиям!

Посмотрите на тему
урока, о чем мы сегодня будем говорить?

— Как вы думаете,
что значит «странный» герой ?

— Как вы понимаете
слово «Критик»?

Критики (критик), -а,м. 1. Человек, занимающийся критикой
(в 1 знач.); тот, кто критикует кого-нибудь. Строгий к. 2. Специалист,
занимающийся критикой (в 3 знач.). Литературный к. Музыкальный к. Театральный
к.

(С.И. Ожегов, Н.Ю.
Шведова.Толковый словарь русского языка)

Это название
рассказа В. М. Шукшина. Почему оно кажется необычным?  В чем особенность
шукшинского рассказа, над этим сегодня будем размышлять.

Настраиваются на
активную работу на уроке.

Записывают слова,
отвечают на вопросы устно в беседе с учителем

Умение формировать способности к организации своей деятельности

Умение определять
основную мысль высказывания, формулировать цель и задачи урока.

Умение отвечать на вопросы. Слушать товарищей.

2

Этап актуализации
знаний и пробного учебного действия

Фронтальная

Эврестическая беседа

Аналитическая беседа

 Прежде давайте познакомимся с жизнью и
творчеством талантливого писателя В.М.Шукшина

А) Сообщение
учащегося о жизни и творчестве В.М.Шукшина

Б) Сообщение
учащегося и типе «странного» героя в творчестве Шукшина

Слово учителя:Шукшин ввел в литературу новый тип героев —
«чудиков», вызывающих неприятие окружающих своим стремлением жить
не так, как все, а в соответствии с собственными представлениями о добре,
красоте, справедливости. Герой пытается выразить собственную
индивидуальность, обычно несколько странными поступками. Герои шукшина
задумываются о вечных вопросах: в чем смысл жизни? Как надо жить? Что в жизни
главное? Нужна ли человеку правда? К чему надо стремиться? Что хорошо, а что
плохо? Что самое важное в человеке?

Совместное
чтение рассказа «Критики» стр. 127

— Почему рассказ
называется «Критики»?

— Что объединяло
Петьку и дедушку?

— В чем взгляды
Петьки и деда на кино совпадали?

— Случались ли
разногласия в их оценке фильма? В чем? Почему?

— Как вы думаете,
почему «со взрослыми дед редко спорил об искусстве»?

— Какой случай
произошел с главными героями, когда приехали городские гости?

— Почему так ведет
себя дед?

— Как поступают
взрослые? Муж тети?

— Как поступает
тетя?

— Как поступает
отец Петьки?

— Почему же деда
так обозлило то обстоятельство, что городские гости улыбались, когда
разговаривали с ним?

Обратимся к тексту
протокола. Перечитаем его.

— Почему этот текст
вызывает у вас улыбку?

— Почему рассказ
заканчивается словами, что Петька долго еще плакал, уткнувшись лицом в
подушку?

Учащиеся отвечают  домашнее
задание.

Выступление
учащихся с общением.

Учащиеся отвечают

любили ходить в
кино и обсуждать его после просмотра

признавали только
то кино, которое шло в кинотеатрах, телевизор не смотрели

Каждый их них судил
с точки зрения своего поколения. Дед жаждал правды, он борется за правду

Потому что взрослые
были из другого поколения, понимали все по-своему. В них не было той
непосредственности и уважения к нему, что у Петьки, они не воспринимали деда
всерьез. Для деда кино — вторая реальность, достоверность

Гости улыбались,
относились к нему снисходительно, не воспринимали его всерьез, поэтому дед
обозлился, так как понял все это. Его чувство собственного достоинства
пострадало, поэтому он напился

Ведет себя
непринужденно. В его словах слышится снисходительность, он улыбается. Добрый
человек не поступал бы так, не переспрашивал бы у деда, втягивая его в
конфликт. Он как бы заранее показывает победу собственного интеллекта

Тоже ведет себя
снисходительно к деду.Не хочет знать правду жизни, привлекает ее ненастоящее
в искусстве, в кино. Шукшин, как и дед, презирал ненастоящее в искусстве

Старается угодить
гостю, который скорее всего является каким-либо чиновником в городе.
Повторяет одно и то же слово «удосужил

Деду не нужна
снисходительность, ему нужна правда жизни

Вся правда в нем,
но написано безграмотно. Текст протокола – это краткое содержание рассказа

Ему было жалко
деда, стыдно за взрослых, что они так поступили с дедом

Умение воспринимать информацию на слух.

3

Этап первичного
закрепления с проговариванием во внешней речи

Работа
в группе

ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА
«Странность и привлекательность главного героя рассказа»

Черты героя

Цитаты

1. Возраст и
социальная принадлежность

2. Портрет. Чьими
глазами он даётся?

3. Образование,
любимое занятие?

4. Черты
характера героя (огромный жизненный опыт, доброта, неумение воспринимать
условности жизни, трудолюбие, прямота и др.)

5. Оценка
психологического состояния героя в ключевых фрагментах

6. Речь

7. Поступки

8. Оценка, данная
другими персонажами

9. Авторская
оценка

Работа в группах. 

1 группа 1- 3,2 группа 4- 6, 3 группа- 7-9.

Учащиеся по
группам заполняют таблицу

Умение работать
в группе.

5

Первичное
применение знаний

Групповая

Задание:

От лица Петьки
передайте характер взаимоотношений внука и деда, оценку Петькой конфликтной
ситуации между дедом и городскими гостями, причину горьких рыданий в финале.
(Ответы учащихся)

— Давайте еще раз
обратимся к названию. Кто в данном рассказе является критиками?

— Можно ли назвать
героя рассказа «Критики» «странным»?

Учащиеся
высказывают свое мнение, аргументируя свой ответ.

 Умение  выражать  свои
мысли с достаточной полнотой и точностью.

Умение
формулировать и аргументировать свое мнение, учет разных мнений.

Умение строить логическую цепь рассуждений,
выведение следствий.

4

Этап рефлексии
учебной деятельности

Фронтальная

Выберите и
продолжите подходящее для вас выражение

1. Своей работой на
уроке я..

2. Урок для меня
показался..

3. За урок я..

4. Мое настроение..

5. Материал урока
мне был..

Да. Этот герой не
похож на остальных, он нелеп и смешон, но у него есть чувство собственного
достоинства. Эти простые люди озабочены не благами материальными, а своим
внутренним миром, они думают, ищут, пытаются понять смысл своего
существования, свои чувства, отстоять себя.

 Умение
систематизировать собственные знания.

Рефлексия
собственной деятельности.

Умение соотносить
цели и результаты своей деятельности; вырабатывать критерии оценки и
определять степень успешности работы.

  • Почему рассказ о бородинском сражении ведется от имени старого солдата
  • Почему рассказ прыжок называется прыжок
  • Почему рассказ прыжок так называется
  • Почему рассказ о жизни в белогорской крепости занял основное место в записках гринева кратко
  • Почему рассказ недоросль назвали недоросль