Почему рассказ бедная лиза относится к сентиментализму

Ответы на вопросы учебника литература 5 класс, 1 часть, коровина, страницы 223-224смотрите также:рассуждение на тему почему герасим ушл в деревню.сочинение

Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страницы 223-224

Смотрите также:

Рассуждение на тему «Почему Герасим ушёл в деревню».

Сочинение «Чему посвящен рассказ «Муму». Против чего он направлен».

Размышляем о прочитанном

1. Понравился ли вам рассказ? Над чем он заставил вас задуматься? Какие чувства испытали вы, читая его?

Мне понравился рассказ, хотя конец у него трагический.

Он заставил меня задуматься о том, что власть одного человека над другим всегда аморальна.

Я очень жалела собачку, сочувствовала Герасиму и возненавидела барыню.

2. Что рассказывается о барыне в начале рассказа? «День её нерадостный и ненастный…» Что хочет сказать нам автор этой фразой? Как можно объяснить приказания барыни (женить пьяницу, убрать собаку)? Что это самодурство или капризы изнывающей от скуки барыни?

Барыня была немолодой вдовой. Она жила одна, окружённая челядью. Она ничего не делала и скучала.

Говоря о нерадостном дне, автор подразумевает зрелые годы человека. У барыни жизнь прошла без радостей.

Говоря о вечере, автор подразумевает старость, закат человеческой жизни. Старость у барыни была ещё хуже, чем остальная жизнь.

Приказания барыни — это самодурство. Ведь самодурство — это склонность потакать своим прихотям, капризам, унижая других людей. Барыня унижала крепостных из прихоти.

3. Каким описывает автор Герасима и можно ли по этому описанию судить об авторском отношении к герою? Как работал Герасим и почему новые его занятия казались ему шуткой? Писатель утверждает, что ко всему привыкает человек и Герасим привык к городскому житью. Как же привыкал Герасим к новому житью? Расскажите об этом близко к тексту. Какова была его каморка и зачем её так подробно описывает Тургенев?

Автор описывает Герасима богатырём. По его описанию, мы понимаем, что автору Герасим симпатичен, ведь у него «замечательное лицо«, за его работой смотреть «весело«. И вообще, «славный он был мужик«.

Герасим работал в деревне за четверых, не зная усталости и скуки. В городе он «скучал и недоумевал«, ведь всю работу на день делал за полчаса. Поэтому его новые обязанности казались Герасиму шуткой.

Герасим долго привыкал к новому житью. Он делал всё старательно, поддерживал вокруг чистоту и порядок, держал в строгости остальных крепостных.

Ему выделили каморку, которую Герасим устроил по себе. Он соорудил богатырскую кровать, столик, стул на трёх ножках. Уходя, Герасим запирал каморку на замок.

Подробное описание каморки потребовалось автору, чтобы лучше познакомить читателя с характером Герасима, его привычками, неприхотливостью в быту.

4. Чем интересны другие герои — Капитон (как сам он говорит о себе), Гаврила, Татьяна (почему красота скоро с неё соскочила)? Как относился Герасим к Татьяне? Расскажите историю её замужества. Какими предстают в ней герои?

Капитон Климов. Пьяница и башмачник. Сам считал себя недооценённым по достоинству, образованным. Интересен, как образ вечного неудачника, зря прожившего жизнь.

Гаврила. Дворецкий. Женат. Не смеет перечить барыне. Хитрый и изворотливый.

Татьяна. Прачка. 28 лет. Всю жизнь её держали в чёрном теле, запуганная. Из-за тяжёлой работы от её красоты не осталось следа. Интересна образом беззащитного, безвольного, всеми унижаемого существа.

Герасиму Татьяна приглянулась. Он стал её покровителем, дарил небольшие подарки, и даже собирался жениться.

История женитьбы Татьяны, кратко

Однажды барыня решила женить Татьяну на Капитоне и сказала об этом Гавриле. Тот, зная отношение к Татьяне Герасима, был озадачен.  Капитон так и вовсе перепугался до потери пульса. Татьяна, узнав о приказе барыни, проявила обычное смирение. Её решили представить пьяницей и Герасим поверил, что Татьяна выпивает. Он разочаровался в девушке и позволил женить её на Капитоне. Через год Капитон спился, и его с женой отправили в деревню. Герасим простил Татьяну и подарил ей на прощание платок.

В этой истории барыня показала своё самодурство, Капитон — бесхарактерность, Гаврила — хитрость, а Герасим — великодушие и умение прощать.

5. Известно, что в основе рассказа лежит реальный случай, но дворник в Спасском остался верен хозяйке. Как вы думаете, правильно ли поступил писатель, придумав совсем другую концовку рассказа? Какую цель он преследовал, чего достиг?

Тургенев поступил правильно. Он сделал своего героя Герасима способным на поступок, на возмущение против крепостного права и несправедливости. Писатель хотел показать, что воля к свободе не умерла в людях, и когда-нибудь она заставит всех угнетённых побороться за свои права.

6. Подготовьте краткий пересказ всего текста и художественный пересказ любого эпизода.

Краткий пересказ рассказа «Муму» можно прочитать, перейдя по ссылке.

Художественный пересказ эпизода прощания Герасима с Муму в трактире

Герасим сам решил выполнить приказ барыни. Он надел праздничный кафтан и повёл Муму на верёвочке в трактир. Там он спросил щей с мясом. Муму спокойно стояла рядом, смотря на Герасима умными глазами. Шерсть на ней лоснилась: её недавно вычесали.

Герасиму принесли щи и он поставил тарелку на пол, накрошив в неё хлеба. Муму стала вежливо есть.

Герасим смотрел на собаку и вдруг тяжёлые слёзы выкатились из его глаз. Одна упала на лобик собаки, вторая — в щи.

Муму съела половину тарелки, облизнулась.  Герасим заплатил за еду и вышел вон.

7. Понравились ли вам герои и их поступки? Расскажите об одном из героев рассказа.

Из героев мне понравился только Герасим. Остальные герои совершают поступки, которые мне не нравятся.

Например, Татьяна, бедная прачка, которая понравилась Герасиму. Она была несчастным забитым существом, которое не имело своего мнения. Она смиренно переносила все тяготы и невзгоды. Она безропотно согласилась стать женой Капитона, жалкого пьяницы, понимая, что в этом браке счастья не будет.

8. Почему рассказ назван «Муму»?

Рассказ назван по имени маленькой собачки, которая хоть и не является главным героем, но послужила зачином для описанных в рассказе событий.

9. Главный герой рассказа — немой Герасим. Каковы черты его характера? Расскажите об этом, подтвердив свои слова цитатами из произведения. Найдите примеры сравнений и гипербол в тексте. Какие черты характера Герасима они помогают подчеркнуть?

Черты характера Герасима: 

Трудолюбие. Работал за четверых. 

Ответственность. Ни щепок не валялось, ни сору.

Строгость, любовь к порядку. Даже петухи не смели драться.

Великодушие. Подарил Татьяне на память платок.

Любовь к животным. Заснул возле неё радостным сном. Любил её без памяти.

Умение держать слово. Утопил Муму.

Сравнения и гиперболы:

Работал за четверых. Подчёркивает трудолюбие.

Взрезывал упругую грудь земли, берёзовый лесок смахивать. Подчёркивает силу.

Как рычаг опускались мышцы.  Подчёркивает силу.

Вырос могучий, как дерево. Подчёркивает силу.

Недоумевал, как молодой бык. Подчёркивает трудолюбие.

Ни одна мать не ухаживает за ребёнком, как Герасим за питомицей. Подчёркивает любовь к животным.

10. Тургенев в рассказе «Муму» изобразил человека, не сломленного крепостническим гнётом. Можно ли сказать, что Герасим сохранил духовные и нравственные качества? Подтвердите свой ответ примерами.

Герасим положительный герой рассказа, который сохранил в себе духовные и нравственные качества.

Он был трудолюбив и работал за четверых. Держал в порядке двор и свою каморку.

Он не любил пьяниц и, приняв Татьяну за алкоголичку, отказался от неё.

Он был добрым и жалостливым. Он спас Муму и привязался к ней всем сердцем.

Он был честным и исполнительным. Он не посмел обмануть барыню и утопил Муму.

Он не принимал несправедливости. И ушёл в деревню, с несокрушимой отвагой и отчаянной решительностью.

AVvXsEiJlQkLwDPWh4UTQxGGn9fNpePOmwopfxSNWyWoIBuiONjPunOKZSvdItMhgjBMADVavEZ3zjDLUSbPaZb4WaZPEelKyihDN0tEdMnYUuyMplhqOyb0Dl87TYwCcrj84FHtf5ZMJ lS MSRUxYmFWT88LlvEHmPGdT9saALKmV ScwhkWaDb122Zie8BQ=w400 h291

  • В повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» мы наблюдаем историю о том, как молодой дворянин Эраст встречает прекрасную девушку Лизу. Лиза проживала вместе с матушкой на окраине Москвы, продавала цветы, зарабатывая этим на жизнь. С Эрастом она повстречалась на работе.
    Молодой человек отличался добротой, был довольно умным, но при этом, по словам Карамзина, был «ветреным и слабым». Эраст и Лиза по-настоящему полюбили друг друга, но из-за ветрености Эраста эти отношения очень быстро рухнули. Однажды Эраст очень крупно проигрался в карты. Решить свои финансовые проблемы он решил, женившись на богатой вдове. Приняв такое решение, он бросил свою возлюбленную. Девушка не смогла этого пережить, она прыгнула в пруд и утонула.
    Я думаю, что такие отношения изначально не могли привести ни к чему хорошему. Эраст был богат, а Лиза была обычной бедной девушкой из крестьянской семьи. Поэтому положительного завершения таких отношений ожидать и не следовало. Однако сам Карамзин в своей повести не спешит преклоняться перед материальными благами Эраста, он ценит чистоту и невинность души Лизы. Для меня также истинная искренность, доброта и верность намного важнее, чем материальные блага.
    Хотя самого Эраста мне тоже немного жаль, ведь он так и не нашёл своего счастья, до конца жизни он был несчастен. Никакие деньги не смогли изменить его жизнь к лучшему. К тому же он считал себя убийцей Лизы и жил с этим до конца своих дней.
    Читая повесть Карамзина «Бедная Лиза», я восхищался главной героиней произведения, нельзя не восторгаться её любовью, не сопереживать её смерти. При этом мне очень нравится позиция автора – по его мнению, к какому бы сословию человек не принадлежал, он должен нести равную со всеми людьми ответственность за свои поступки.

  • В произведении несколько персонажей: простая девушка Лиза, ее мать, молодой дворянин Эраст и повествователь. Сюжет строится вокруг истории любви между Лизой и Эрастом. Особенность этой истории заключается в том, что она описывает очень распространенную ситуацию в России 18 века, когда дворянин, используя свой статус, совращает девушку, находящуюся ниже его по положению в обществе, не испытывая при этом ни малейших угрызений совести.
    Лиза – крестьянская девушка, живущая в хижине с матерью. После смерти отца они обеднели и Лизе пришлось с юности много работать. Она трудолюбива и не жалеет себя ради блага своих близких. У нее очень доброе,  чувствительное сердце, девушка стеснительна и робка. Первая встреча с Эрастом бросает Лизу в краску.
    Образ Лизы в русской литературе стал показательным образом девушки из народа. Автор постарался стереть грань между сословиями, показав, что любить умеют не только барышни, но и крестьянки. Карамзин вложил в свое произведение острый социальный подтекст, подчеркнув невозможность союза между людьми из разных миров.
    Но героиня все же влюбляется в молодого дворянина. А он, воспользовавшись ее наивностью, бросает девушку. К сожалению, он не смог пройти испытание любовью. Эраст отправляется на войну и проигрывает свое состояние, после чего женится на богатой вдове.
    Лиза сводит счеты с жизнью, совершая самый страшный грех. Она обезумела от горя и не смогла жить после предательства. Важно, что автор не осуждает своих героев, а сочувствует им.
    Эта повесть стала образцом сентиментальной прозы и положила начало целому пласту русской литературы.

  • В повести Карамзина “Бедная Лиза” рассказывается о любви молодого дворянина
    Эраста и крестьянки Лизы. Лиза живёт вместе с матерью в окрестностях Москвы. Девушка продаёт цветы и здесь знакомится с Эрастом. Эраст – это человек-“с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным”. Его любовь к Лизе оказалась не прочной. Эраст проигрывается в карты. Стремясь поправить дела, он собирается жениться на богатой вдове, поэтому оставляет Лизу. Потрясённая изменой Эраста, Лиза в отчаянье бросается в пруд и тонет. Этот трагический конец во многом предопределён сословным неравенством героев. Эраст – дворянин. Лиза – крестьянка. Их брак невозможен. Но умение любить и быть счастливой не всегда совпадают. В повести автор ценит не знатность и богатство, а душевные качества, способность к глубокому чувству.
    Карамзин был великим гуманистом, человеком с тонкой душой. Он отрицал крепостное право, не признавая за людьми власти распоряжаться жизнью других людей. Хотя героиня повести не крепостная девушка, а свободная крестьянка, тем не менее, сословная стена между ней и её возлюбленным не преодолима. Даже любовь Лизы не смогла разрушить этого барьера.
    Читая повесть, я полностью на стороне Лизы, переживаю восторг любви и скорблю по поводу гибели девушки. Обратившись к высокой теме неразделённой любви, Карамзин понимал и чувствовал, что драму человеческих чувств не возможно объяснить только социальными причинами. Образ Эраста в этом смысле очень интересен, характер его противоречив; обладает нежной поэтичной натурой, красив, за что Лиза и полюбила его. В то же время Эраст эгоистичен, слабоволен, способен на обман; с холодной жестокостью он выводит Лизу из своего дома, но, узнав о её смерти, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Автор подчёркивает, что никакое сословное превосходство не освобождает человека от ответственности за свои поступки.

  • Карамзин стал главой нового направления в русской литературе — сентиментализма. Основная тема сентиментальной литературы — трогательные чувства, душевные переживания человека, “жизнь сердца”. Карамзин одним из первых стал писать о радостях и страданиях современных, обыкновенных людей.
    Огромный успех принесла Карамзину повесть “Бедная Лиза”, которая произвела переворот в общественном сознании. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героини, наделенной обыденными чертами. Его слова “и крестьянки любить умеют” стали крылатыми. В своей повести Карамзин проявляет интерес к простому человеку, к миру его чувств, переживаний.
    Карамзин скорбит, плачет над участью бедной Лизы, негодует, рассказывая о поступке слабого и ветренного Эраста, погубившего Лизу.
    Кто же такая Лиза, из-за которой чувствительные читатели и особенно читательницы проливали потоки слез?
    Лиза — бедная крестьянская девушка, которая рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью — “чувствительной бедной старушкой”, от которой Лиза наследует главный талант — умению преданно любить. Чтобы содержать себя и мать, Лиза, “не щадя своей нежной молодости”, берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы.
    Там, в Москве, Лиза встречает молодого дворянина Эраста “с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветренным” Жизнь свои он проводил в светских удовольствиях, но скоро они ему наскучили. Красота Лизы произвела на него сильное впечатление, и “ему казалось, что он нашел в Лизе то, что сердце его давно искало”. Он влюбляется в непосредственную, невтнную девушку “любовью брата”, восхищается своей “пастушкой”.
    Однако вскоре платоническая любовь между молодыми людьми переходить в чувственную, и вот тут-то он понимает, что любовь его стала угосать. Лиза уже не была в его глазах “ангелом непорочным”, который восхищал его душу.
    А что Лиза? А Лиза “им только жила и дышала”. Но постепенно она начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. Свое охлаждение он объясняет озабоченностью: ему надо отправляться на войну. Однако в армии он не столько сражается с непреятелем, сколько проигрывается в карты. Чтобы поправить свои дела, ему приходится жениться на богатой пожилой вдове.
    Чувствительность — так определяли главное достоинство повестей Карамзина. Чувствительность является центральной чертой характера Лизы. Она доверяет движениям своего сердца, живет “нежными страстями”. В конечном счете, именно пылкость и горчность и приводят Лизу к гибели.
    Мотив совращения чистой и непорочной девушки, который встречается во многих произведениях Карамзина, обретает в “Бедной Лизе” социальное звучание. Карамзин одним из первыз ввел в русскую литературу противопоставление города и деревни. В повести “Бедная Лиза” деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в городское пространство, где действуют законы, отличные от законов естественных. Не даром мать Лизы говорит ей, что она всегда переживает за нее, беспокоится, молится Гоподу Богу, чтобы он сохранил ее от всяких бед. Этим самым она как бы предсказала все, что случилось потом.
    Не случайно первым шагом на пути к катастрофе становится неискренность Лизы, которая впервые “отступая от себя”, скрывает, по совету Эраста, их любовь от матери. А ведь раньше, она всегда делилась с матерью своими тайнами. Позже именно по отношению к нежно любимой матери Лиза повторит самый дурной поступок Эраста. Он попытается “откупиться” от Лизы, прогоняя ее, дает ей сто рублей. Но ведь и Лиза сделает то же самое, послав матери вмсете с вестью о своей гибели те деньги. Естественно, эти деньги не нужны были матери Лизы, как и ей самой. Лизина мать, услышав о страшной смерти дочери, не перенесла этого,”кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись”.
    Трагический итог любви крестьянки и офицера подтверждает правоту матери, предупреждавшей Лизу в самом начале повести: “Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку”.
    Но нельзя винить в этой трагедии только Эраста. Да, он предал Лизу, предал из-за своей безалаберности и любви к картам. Да, он оказался подлецом и трусом. Но ведь в том, что случилось, есть и вина Лизы. Она сама бросилась в объятия Эраста, любовь затмила все, ради него она готова была на все. “Я скоро забуду душу свою, нежели милого моего друга!”, — так говорила она самой себе.
    Предательство Эраста сильно потрясло Лизу. Она понимала, что по нравственным понятиям того времени у нее нет другого выхода, как покончить жизнь самоубийством. Она бросается в пруд.
    Эраст до конца своей жизни был несчастлив. Он сознавал, что в смерте Лизы есть его вина, он считал себя убийцей. Он погубил не только Лизу и ее мать, но и свою жизнь. До самых последний дней своей жизни он приходил на место гибели Лизы.
    Вот такая трагедий произошла с простой крестьянской девушкой. И только могилка у пруда,к которой приходили плакать и горевать несчастные влюбленные девушки, да опустевшаю хижина напоминали о плачевной судьбе Лизы

  • В повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» речь идёт о том, как молодой дворянин по имени Эраст встретил однажды прекрасную девушку Лизу. Лиза со своею матушкой проживала на окраине Москвы, зарабатывала на жизнь продажей цветов. На работе ей и повстречался Эраст.
    Молодой человек был очень добрым, умным, но в то же время, по словам Карамзина «ветреным и слабым». Между Эрастом и Лизой вспыхнули чувства, они полюбили друг друга. Но ветреность главного героя разрушила их отношения – однажды он очень крупно проигрался в карты. И для того, чтобы решить свои финансовые проблемы, Эраст решает жениться на богатой вдове. Придя к такому решению, он бросает свою возлюбленную. Разбитое сердце Лизы, измена, отчаяние – несчастная девушка прыгает в пруд и тонет.
    Конечно же, их отношения изначально не могли принести ничего хорошего, хотя бы из-за сильного социального неравенства. Ведь Эраст был богатым дворянином, а Лиза – бедной девушкой из крестьянской семьи. Поэтому то и не следовало ожидать положительного завершения таких отношений. Но сам Карамзин в своей повести «Бедная Лиза» не преклоняется перед материальными благами Эраста, он ценит чистоту и невинность души Лизы, её искренность, доброту, верность.

  • Лиза – бедная крестьянская девушка. Она живет с матерью («чувствительной, доброй старушкой») в деревне. Чтобы заработать себе на хлеб, Лиза берется за любую работу. В Москве, продавая цветы, героиня знакомится с молодым дворянином Эрастом и влюбляется в него: «совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала». Но Эраст предает девушку и ради денег женится на другой. Узнав об этом, Лиза топится в пруду. Главная черта в характере героини – чувствительность, умение преданно любить. Девушка живет не разумом, а чувствами («нежными страстями»). Лиза добра, очень наивна и неопытна. Она видит в людях только самое хорошее. Мать предупреждает ее: «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку». Злых людей мать Лизы связывает с городом: «У меня всегда сердце не на месте, когда ты ходишь в город…» Карамзин показывает дурные изменения в мыслях и поступках Лизы под влиянием развращенного («городского») Эраста. Девушка скрывает от матери, которой раньше рассказывала все, свою любовь к молодому дворянину. Позже Лиза, вместе с вестью о своей гибели, посылает старушке деньги, которые ей дал Эраст. «Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и…- глаза навек закрылись». После смерти героини на ее могилу началось хождение паломников. К месту Лизиной гибели приходили плакать и горевать такие же несчастные влюбленные девушки, какой была и она сама.
    Лиза (Бедная Лиза) — главная героиня повести, которая, наряду с другими произведениями, опубликованными Карамзиным в «Московском журнале» («Наталья, боярская дочь», «Фрол Силин, благодетельный человек», «Лиодор» и др.), не просто принесла литературную славу своему автору, но произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «…и крестьянки любить умеют» стали крылатыми.
    Бедная крестьянская девушка Лиза рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью — «чувствительной, доброй старушкой», от которой наследует свой главный талант — умение любить. Чтобы содержать себя и мать, Л. берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы. Там, в Москве, Л. встречает молодого дворянина Эраста. Уставший от ветреной светской жизни, Эраст влюбляется в непосредственную, невинную девушку «любовью брата». Так кажется ему самому. Однако вскоре платоническая любовь переходит в чувственную. Л., «совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала». Но постепенно Л. начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. Свое охлаждение он объясняет тем, что ему нужно отправляться на войну. Чтобы поправить дела, Эраст женится на пожилой богатой вдове. Узнав об этом, Л. топится в пруду.
    Чувствительность — так на языке конца XVIII в. определяли главное достоинство повестей Карамзина, подразумевая под этим умение сострадать, обнаруживать в «изгибах сердца» «нежнейшие чувствия», а также способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций. Чувствительность является и центральной чертой характера Л. Она доверяет движениям своего сердца, живет «нежными страстями». В конечном счете именно пылкость и горячность приводят Л. к гибели, но нравственно она оправдана.
    Карамзин одним из первых вводит в русскую литературу противопоставление города и деревни. В повести Карамзина деревенский человек — человек природы — оказывается беззащитен, попадая в пространство городское, где действуют законы, отличные от законов естества. Недаром мать Л. говорит ей (тем самым косвенно предсказывая все, что случится потом): «У меня всегда сердце не на своем месте, когда ты ходишь в город; я всегда ставлю свечу перед образом и молю Господа Бога, чтобы он сохранил тебя от всякой беды и напасти».
    Не случайно первым шагом на пути к катастрофе становится неискренность Л.: она впервые «отступает от себя», скрыв, по совету Эраста, их любовь от матери, которой раньше поверяла все свои тайны. Позже именно по отношению к нежно любимой матери Л. повторит самый дурной поступок Эраста. Он пытается «откупиться» от Л. и, прогоняя ее, дает ей сто рублей. Но Л. делает то же самое, посылая матери вместе с вестью о своей гибели те «десять империалов», что дал ей Эраст. Естественно, эти деньги так же нужны матери Л., как и самой героине: «Лизина мать услышала о страшной смерти дочери своей, и кровь ее от ужаса охладела — глаза навек закрылись».
    Трагический итог любви крестьянки и офицера подтверждает правоту матери, предупреждавшей Л. в самом начале повести: «Ты еще не знаешь, как злые люди могут обидеть бедную девушку». Общее правило оборачивается конкретной ситуацией, на место безличной бедной девушки становится сама бедная Л., а универсальный сюжет переносится на русскую почву, приобретает национальный колорит.
    Для расстановки персонажей в повести существенно и то, что повествователь узнает историю бедной Л. непосредственно от Эраста и сам нередко приходит грустить на «Лизину могилку». Сосуществование автора и героя в одном повествовательном пространстве до Карамзина не было знакомо русской литературе. Рассказчик «Бедной Лизы» душевно вовлечен в отношения героев. Уже заглавие повести построено на соединении собственного имени героини с эпитетом, характеризующим сочувственное отношение к ней повествователя, который при этом постоянно повторяет, что не властен изменить ход событий («Ах! Для чего пишу не роман, а печальную быль?»).
    «Бедная Лиза» воспринимается как рассказ о подлинных событиях. Л. принадлежит к персонажам с «пропиской». «…Все чаще привлекает меня к стенам Си…нова монастыря — воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы» — так начинает автор свое повествование. За пропуском в середине слова любой москвич угадывал название Симонова монастыря, первые постройки которого датируются XIV в. (к настоящему времени сохранилось только несколько построек, большая часть взорвана в 1930 г.). Пруд, находившийся под стенами монастыря, назывался Лисиным прудом, но благодаря повести Карамзина был в народе переименован в Лизин и стал местом постоянного паломничества москвичей. В сознании иноков Симонова монастыря, ревностно охранявших память о Л., она была прежде всего падшей жертвой. По существу, Л. была канонизирована сентиментальной культурой.
    К месту Лизиной гибели приходили плакать прежде всего такие же несчастные влюбленные девушки, какой была сама Л. По свидетельствам очевидцев, кора деревьев, растущих вокруг пруда, была безжалостно изрезана ножами «паломников». Надписи, вырезанные на деревьях, были и серьезными («В струях сих бедная скончала Лиза дни; / Коль ты чувствителен, прохожий, воздохни»), и сатирическими, враждебными Карамзину и его героине (особую славу среди таких «березовых эпиграмм» приобрело двустишие: «Погибла в сих струях Эрастова невеста. / Топитесь, девушки, в пруду довольно места»).
    Карамзин и его повесть непременно упоминались при описании Симонова монастыря в путеводителях по Москве и специальных книгах и статьях. Но постепенно эти упоминания стали носить все более иронический характер, а уже в 1848 г. в знаменитом сочинении М. Н. Загоскина «Москва и москвичи» в главе «Прогулка в Симонов монастырь» не было сказано ни слова ни о Карамзине, ни о его героине. По мере того как сентиментальная проза утрачивала обаяние новизны, «Бедная Лиза» переставала восприниматься как рассказ о подлинных событиях и тем более как предмет для поклонения, а становилась в сознании большинства читателей (примитивной выдумкой, курьезом, отражающим вкусы и понятия давно минувшей эпохи.
    Образ «бедной Л.» тут же разошелся в многочисленных литературных копиях эпигонов Карамзина (ср. хотя бы «Несчастная Лиза» Долгорукова). Но серьезное развитие образ Л. и связанный с ним идеал чувствительности получил не в этих повестях, а в поэзии. Незримое присутствие «бедной Л.» ощутимо в опубликованной через десять лет после карамзинской повести, в 1802 г., элегии Жуковского «Сельское кладбище», положившей, по словам В. С. Соловьева, «начало истинно человеческой поэзии в России ». К самому же сюжету о соблазненной поселянке обращаются три крупных поэта пушкинской поры: Е. А. Баратынский (в сюжетной поэме «Эда», 1826, А. А. Дельвиг (в идиллии «Конец Золотого Века», 1828) и И. И. Козлов (в «русской повести» «Безумная», 1830).
    В «Повестях Белкина» Пушкин дважды варьирует-сюжетную канву повести о «бедной Л.», усиливая ее трагическое звучание в «Станционном смотрителе» и обращая в шутку в «Барышне-крестьянке». Связь «Бедной Лизы» с «Пиковой дамой», героиня которой носит имя Лизаве-та Ивановна, очень сложна. Пушкин развивает карамзинскую тему: его «бедная Лиза» (подобно «бедной Тане», героине «Евгения Онегина») переживает катастрофу: потеряв надежду на любовь, выходит замуж за другого, вполне достойного человека. Всем героиням Пушкина, находящимся в «силовом поле» героини Карамзина, суждена счастливая или несчастная — но жизнь. «К истокам», к Карамзину возвращает пушкинскую Лизу П. И. Чайковский, в опере которого «Пиковая дама» Лиза (уже не Лизавета Ивановна) кончает с собой, бросившись в Зимнюю канавку.
    Судьба Л. в разных вариантах ее разрешения тщательно прописана Ф. М. Достоевским. В его творчестве и слово «бедный», и имя «Лиза» с самого начала обретают особый статус. Самые известные в ряду его героинь — соименниц карамзинской крестьянки — Лизавета («Преступление и наказание»), Елизавета Прокофьевна Епанчина («Идиот»), блаженная Лизавета и Лиза Тушина («Бесы»), и Лизавета Смердящая («Братья Карамазовы»). Но швейцарки Мари из «Идиота» и Сонечки Мармеладовой из «Преступления и наказания» тоже не было бы без Лизы Карамзина. Карамзинская схема ложится и в основу истории отношений Нехлюдова и Катюши Масловой — героев романа Л. Н. Толстого « Воскресение ».
    В XX в. «Бедная Лиза» отнюдь не утратила своего значения: наоборот, интерес к повести Карамзина и его героине возрос. Одной из нашумевших постановок 1980-х гг. стала театральная версия «Бедной Лизы» в театре-студии М. Розовского «У Никитских ворот».

  • Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» как пример сентиментального произведения
    1. Литературное направление «сентиментализм».
    2. Особенности сюжета произведения.
    3. Образ главной героини.
    4. Образ «злодея» Эраста.
    В литературе второй половины XVIII — начала XIX веков было очень популярно литературное направление «сентиментализм». Название возникло от французского слова «sentiment», что в переводе означает «чувство, чувствительность». Сентиментализм призывал обратить внимание на чувства, переживания, эмоции человека, то есть особую важность приобретал внутренний мир. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» — это яркий пример сентиментального произведения. Сюжет повести очень прост. Волею судьбы встречаются избалованный дворянин и молодая наивная крестьянская девушка. Она влюбляется в него и становится жертвой своего чувства.
    Образ главной героини Лизы поражает своей чистотой, искренностью. Крестьянская девушка больше похожа на сказочную героиню. В ней нет ничего будничного, повседневного, пошлого. Натура Лизы возвышенна и прекрасна, несмотря на то что жизнь девушки сказочной не назовешь. Лиза рано лишилась отца, живет вместе со старой матерью. Девушке приходится много работать. Но она не ропщет на судьбу. Лиза показана автором как идеал, лишенный каких-либо недостатков. Ей не свойственна тяга к наживе, материальные ценности не имеют для нее какого-то значения. Лиза больше похожа на чувствительную барышню, выросшую в атмосфере праздности, с детства окруженную заботой и вниманием. Подобная тенденция была характерна для сентиментальных произведений. Главная героиня не может восприниматься читателем грубой, приземленной, прагматичной. Она должна быть оторванной от мира пошлости, грязи, лицемерия, должна являть собой образец возвышенности, чистоты, поэтичности.
    В повести Карамзина Лиза становится игрушкой в руках своего возлюбленного. Эраст — это типичный молодой повеса, привыкший получать то, что считает нужным. Молодой человек избалован, эгоистичен. Отсутствие нравственного начала приводит к тому, что он не понимает пылкой и страстной натуры Лизы. Чувства Эраста вызывают сомнения. Он привык жить, думая только о себе и своих желаниях. Эрасту не дано было увидеть красоту внутреннего мира девушки, ведь Лиза умна, добра. Но достоинства крестьянки ничего не стоят в глазах пресыщенного дворянина.
    Эраст, в отличие от Лизы, никогда не знал лишений. Ему не нужно было заботиться о хлебе насущном, вся жизнь его — это сплошной праздник. И любовь он изначально считает игрой, способной украсить несколько дней жизни. Эраст не может быть верным, его привязанность к Лизе всего лишь иллюзия.
    А Лиза глубоко переживает трагедию. Показательно, что когда молодой дворянин соблазнил девушку, грянул гром, сверкнула молния. Знамение природы предвещает беду. И Лиза чувствует, что за совершенное ей придется заплатить самой страшной ценой. Девушка не ошиблась. Прошло совсем немного времени, и Эраст охладел к Лизе. Теперь он забыл о ней. Для девушки это стало страшным ударом.
    Повесть Карамзина «Бедная Лиза» была очень любима читателями не только из-за занимательности сюжета, который рассказывал о красивой истории любви. Читатели высоко оценили мастерство писателя, который сумел правдиво и ярко показать внутренний мир влюбленной девушки. Чувства, переживания, эмоции главной героини не могут оставить равнодушным.
    Парадоксально, но молодой дворянин Эраст не воспринимается в полной мере как отрицательный герой. После самоубийства Лизы Эраст раздавлен горем, считает себя убийцей и тоскует по ней всю свою жизнь. Эраст не стал несчастным, за свой поступок он понес суровое наказание. Писатель относится к своему герою объективно. Он признает, что молодой дворянин обладает добрым сердцем и разумом. Но, увы, это не дает права считать Эраста хорошим человеком. Карамзин говорит: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою». Немудрено, что при подобном отношении к жизни любовь не стала для молодого человека чем-то заслуживающим внимания. Эраст мечтателен. «Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провожали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало». Что можно сказать об Эрасте, если проанализировать характеристику Карамзина? Эраст витает в облаках. Вымышленные истории важнее для него, чем настоящая жизнь. Поэтому ему все быстро наскучило, даже любовь столь прекрасной девушки. Ведь реальная жизнь всегда кажется мечтателю менее яркой и интересной, чем жизнь придуманная.
    Эраст решает отправиться в военный поход. Он считает, что это событие придаст смысл его жизни, что он почувствует свою значимость. Но, увы, слабохарактерный дворянин во время военного похода только проиграл в карты все свое состояние. Мечты натолкнулись на жестокую действительность. Легкомысленный Эраст не способен на серьезные поступки, развлечения для него важнее всего. Он решает выгодно жениться, чтобы вновь обрести желаемое материальное благополучие. Эраст при этом совсем не думает о чувствах Лизы. Зачем ему бедная крестьянка, если перед ним встал вопрос материальной пользы.
    Лиза бросается в пруд, самоубийство становится для нее единственно возможным выходом. Страдания любви настолько измучили девушку, что она не хочет больше жить.
    Для нас, современных читателей, повесть Карамзина «Бедная Лиза» кажется похожей на сказку. Ведь в ней нет ничего похожего на реальную жизнь, кроме, пожалуй, чувств главной героини. Но сентиментализм как литературное направление оказался очень важен для русской литературы. Ведь писатели, творящие в русле сентиментализма, показывали тончайшие оттенки человеческих переживаний. И эта тенденция в дальнейшем получила свое развитие. На основе сентиментальных произведений появились другие, более реалистичные и правдоподобные.

  • Сочинение по повести Карамзина «Бедная Лиза»
    В повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» речь идёт о том, как молодой дворянин по имени Эраст встретил однажды прекрасную девушку Лизу. Лиза со своею матушкой проживала на окраине Москвы, зарабатывала на жизнь продажей цветов. На работе ей и повстречался Эраст.
    Молодой человек был очень добрым, умным, но в то же время, по словам Карамзина «ветреным и слабым». Между Эрастом и Лизой вспыхнули чувства, они полюбили друг друга. Но ветреность главного героя разрушила их отношения – однажды он очень крупно проигрался в карты. И для того, чтобы решить свои финансовые проблемы, Эраст решает жениться на богатой вдове. Придя к такому решению, он бросает свою возлюбленную. Разбитое сердце Лизы, измена, отчаяние – несчастная девушка прыгает в пруд и тонет.
    Конечно же, их отношения изначально не могли принести ничего хорошего, хотя бы из-за сильного социального неравенства. Ведь Эраст был богатым дворянином, а Лиза – бедной девушкой из крестьянской семьи. Поэтому то и не следовало ожидать положительного завершения таких отношений. Но сам Карамзин в своей повести «Бедная Лиза» не преклоняется перед материальными благами Эраста, он ценит чистоту и невинность души Лизы, её искренность, доброту, верность.
    Во время прочтения повести Карамзина «Бедная Лиза» практически невозможно не встать на сторону главной героине, не восторгаться её любовью, не сопереживать её смерти. При этом мне очень понравилась позиция автора – он считает, что к какому бы сословию человек не принадлежал, он должен нести равную со всеми людьми ответственность за свои поступки.

  • Эраста и крестьянки Лизы. Лиза живёт вместе с матерью в окрестностях Москвы. Девушка продаёт цветы и здесь знакомится с Эрастом. Эраст – это человек-«с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным». Его любовь к Лизе оказалась не прочной. Эраст проигрывается в карты. Стремясь поправить дела, он собирается жениться на богатой вдове, поэтому оставляет Лизу. Потрясённая изменой Эраста, Лиза в отчаянье бросается в пруд и тонет. Этот трагический конец во многом предопределён сословным неравенством героев. Эраст – дворянин. Лиза – крестьянка. Их брак невозможен. Но умение любить и быть счастливой не всегда совпадают. В повести автор ценит не знатность и богатство, а душевные качества, способность к глубокому чувству.
    Карамзин был великим гуманистом, человеком с тонкой душой. Он отрицал крепостное право, не признавая за людьми власти распоряжаться жизнью других людей. Хотя героиня повести не крепостная девушка, а свободная крестьянка, тем не менее, сословная стена между ней и её возлюбленным не преодолима. Даже любовь Лизы не смогла разрушить этого барьера.
    Читая повесть, я полностью на стороне Лизы, переживаю восторг любви и скорблю по поводу гибели девушки. Обратившись к высокой теме неразделённой любви, Карамзин понимал и чувствовал, что драму человеческих чувств не возможно объяснить только социальными причинами. Образ Эраста в этом смысле очень интересен, характер его противоречив; обладает нежной поэтичной натурой, красив, за что Лиза и полюбила его. В то же время Эраст эгоистичен, слабоволен, способен на обман; с холодной жестокостью он выводит Лизу из своего дома, но, узнав о её смерти, он не мог утешиться и почитал себя убийцею. Автор подчёркивает, что никакое сословное превосходство не освобождает человека от ответственности за свои поступки.
    38014 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

    / Сочинения / Карамзин Н.М. / Разное / Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»

    Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
    Внимание, только СЕГОДНЯ!

  • Похожие вопросы:

    Иконка предмета

    Литература, 03.03.2019 10:30

    Придумать загадку про смешливого мальчика, который читает книгу про микки мауса. нарисовать отгадку.

    Ответов: 3

    Иконка предмета

    Литература, 08.03.2019 23:30

    Вчем сходство рассказов круглянский мост и рассказ судьба человека

    Ответов: 2

    Иконка предмета

    Литература, 03.03.2019 14:25

    Очём мог задуматься вася, подружившись с валеком и марусей? ​

    Ответов: 3

    Иконка предмета

    Литература, 10.03.2019 10:29

    Характеристика образа манилова по плану 1. описание деревни 2. описание дома (+ интерьер) 3. описание внешности помещика (+ характер) 4, обед 5. встреча чичикова 6. отношение к хозяйству, интересы в жизни 7. отношение помещика к предложению чичикова

    Ответов: 3

    Иконка предмета

    Литература, 11.03.2019 20:36

    Гоголь «шинель»прокоментуйте фразу: «коли б відповідно до його ретельності давали йому нагороди, він би, на диво собі, може, навіть потрапив би в статські радники». чи справді праця акакія акакійовича була такою корисною для держави? можливо, гоголь іронізує? якщо це іронія, то чи сумісна вона зі справжнім співчуттям? відповідь поясніть.

    Ответов: 1

    Иконка предмета

    Литература, 13.03.2019 18:40

    Сочинение на тему: «легко ли быть героем? «

    Ответов: 1

    Иконка предмета

    Литература, 14.03.2019 14:24

    Сочинение на тему «какое впечатление на тебя произвёл рассказ платонова «никита»

    Ответов: 2

    Иконка предмета

    Литература, 15.03.2019 16:00

    Сочинение тип «делового человека» в романе обломов

    Ответов: 2

    Иконка предмета

    Литература, 16.03.2019 13:13

    Сочинение-рассуждение. «что такое сочувсвие и сострадание (по «кусаке» и «юшке») план: 1. тезис. дать определение словам «сочувствие» и «сострадание»; 2. доказательство; 3. заключение объм 1,5-4 страницы. , ! максимум! только не списывать с инета!

    Ответов: 3

    Иконка предмета

    Литература, 18.03.2019 02:10

    Выпишите из текста слово с чередующейся безударной гласной в корне: ещё спят в своих теплых норах и берлогах барсуки и медведи. но в ясные мартовские дни всё чаще просыпается медведь. подрастают в берлогах родившиеся зимою медвежата. (соколов-микитов и.) 2. выпишите из текста слово с чередующейся безударной гласной в корне: и вот, выбившись из сил, а может быть затем, чтобы освободить когти и задать трёпку сороке, сова выпустила из лап мышь. полёвка камнем полетела вниз. и тотчас, задрав хвост и сложив крылья, за уроненной добычей помчалась сорока, быстро нагнала ее, ловко подхватила на лету и скрылась в кустах. (носов е.) 3. выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне: тут птицы не вьют гнёзд, а звери приходят только на водопой. птицы и звери обитают на соседних мохнатых горах, где широкими полосами раскинулись дремучие сосняки, пихтарники, а на вырубках между ними буйно разрослись осинники и липняки. (по савину в.) 4. выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне: в следующее воскресенье соберусь снова. и буду ходить, даже когда река станет, скованная льдом, и всю зиму и весной, по первым разводьям, круглый год буду ходить. потому что, в сущности, у рыболова не бывает пустых дней.(носов е.) 5. выпишите из текста слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от наличия /отсутствия суффикса –а-: охотник вскинул на плечо ягдташ, двустволку и зашагал напрямик в чащу леса. чанг бодро вскочил и побежал за хозяином. он уверенно продирался через заросли, тычась мордой в лозу и повизгивая от нетерпения. (носов е.) 6. выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой от наличия /отсутствия суффикса –а-: подчиняясь палочке невидимого дирижёра, одна за другою гаснут над лесом звёзды. нарастая и замирая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предрассветный ветер. (соколов-микитов и.) 7. выпишите из текста слово с чередующейся безударной гласной в корне: деревня, казалось, еще спала. на улице ни души, все ворота заперты, собаки и те не лаяли. (рыбаков а.) 8. выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне: в кухне света не стали зажигать, чтобы не беспокоить зверюшку, а сами перешли в столовую, закрыв за собой дверь. (носов е.) 9. выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне: однажды после долгого хождения с удочкой по берегу реки я присел отдохнуть на широкой песчаной отмели среди прибрежных зарослей. поздняя осень уже раздела кусты лозняка и далеко по песку разбросала их узкие лимонные листья. (носов е.) 10. выпишите из текста слово с чередующейся безударной гласной в корне: собачка судорожно ела, а старик, глядя на нее, говорил: «ах, пети, пети! глупая собака! » но собачка не слушала его. она ела. старик смотрел на неё и вытирал рукавом глаза — они у него слезились от ветра. (по паустовскому к.)

    Ответов: 3

    Иконка предмета

    Литература, 19.03.2019 01:00

    Напишите сравнительную характеристику обломова и штольца из романа «обломов»

    Ответов: 1

    Иконка предмета

    Литература, 20.03.2019 10:20

    Можно ли героев мольера назвать типическими характерами? и рассудить почему. , надо, тест через 1 час ответ нужен, зарание .

    Ответов: 1

    Вопросы по другим предметам:

    Категория

    Русский язык, 11.07.2019 14:50

    Категория

    Английский язык, 11.07.2019 14:50

    Категория

    Английский язык, 11.07.2019 14:50

    Категория

    Русский язык, 11.07.2019 14:50

    Прочитайте. вставьте пропущенные буквы. доблестный, честный, звёздное, праздничный, лестничная, прелестный, день, площадка, поступок, небо, цветок, воин. образуйте словосочетания,…

    Категория

    Окружающий мир, 11.07.2019 14:50

    Категория

    Категория

    Русский язык, 11.07.2019 14:50

    Категория

    Категория

    Русский язык, 11.07.2019 14:50

    Категория

    Русский язык, 11.07.2019 14:50

    p17 knopka1 knopka4

    Вн.чт.: «Кто виноват?» (по повести В.Ф. Тендрякова «Расплата»)

    Вн. чт. Тема: «Кто виноват?» ( по повести В.Ф. Тендрякова «Расплата»).

    Тема предыдущего урока: «Концепция человека в творчестве Ф.М.Достоевского «И ангел и дьявол».

    Тема следующего урока: (р/р) работа над сочинением – рецензией.

    Д/з к уроку: 1) группа «писателей» — «погружение» в слово расплата, написать небольшую работу по схеме мастерской творческого письма;

    2) группа «литературоведов» — собрать биографические данные о жизни писателя В.П.Тендрякова; очерк жизни и творчества;

    3) группа «критиков» — собрать материал по критической литературе относительно творчества писателя;

    4) группа чтецов – подготовить выразительное чтение и краткий анализ наиболее интересных эпизодов повести «Расплата».

    Задача урока: проследить связь русской литературы XIX в. (на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») с современной литературой (на примере повести Тендрякова «Расплата») в отношении к теории «крови по совести».

    • обучение анализу прозаического произведения с целью написания сочинения – рецензии, работе с критическими материалами;
    • развитие способностей аналитического мышления при анализе произведения, развитие речи учащихся;
    • воспитание чувства долга, сострадания, соучастия; размышление о нравственной чистоте человека.

    Методы и приемы: беседа, анализ отдельных эпизодов, выборочное чтение, пересказ, творческая работа.

    Оформление доски: Кто – то должен будить людей! В.Ф.Тендряков

    «Кто виноват?» История Коли Корякина, главного героя повести Владимира Федоровича Тендрякова «Расплата».

    Вступительное слово учителя.

    -Здравтствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с русской литературой, но уже более современной. Мы познакомимся с творчеством писателя Владимира Федоровича Тендрякова (1923-1984 гг.) и остановимся на изучении повести, которая называется «Расплата».

    Запись в тетрадь темы урока.

    «Погружение» в слово расплата.

    • Запишите, пожалуйста, слово расплата как обыкновенное нарицательное существительное. Напишите слова – ассоциации к нему.
    • Слова какого экспрессивного ряда преобладают? Почему?
    • Группа «писателей» к этому уроку получила д/з в виде небольшой письменной работы, состоящей в написании миниатюры (мини-сочинение) по ассоциациям. Давайте послушаем их.
    • Спасибо, ребята.

    Конечно, это слово непосредственно связано с нравственностью человека, его душой. Очень хорошо прозвучала мысль, связывающая слово с недавно изученным нами произведением. Каким конкретно?

    Своеобразие повести Тендрякова «Пара Гнедых»

    . события. К таким произведениям относятся рассказы В. Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки». Автор повествует . и наказание» Урок по роману Шолохова «Тихий Дон» Урок по повести А.С. Пушкина «Пиковая . для читательского дневника Цель урока: Выявить идейный смысл рассказа; Вовлечь учащихся в . веселье сквозь слёзы; слова Горького рефреном проходят через весь рассказ, школьные сцены, уличные .

    _ Я думаю, вы согласитесь, что расплата Раскольникова слишком велика, но необходима для его души.

    • А что еще объединяет эти произведения?

    Запись слова расплата и ассоциаций к нему.

    Чтение 2-3 работ. Например:

    Преступление и наказаниеЧто значит для человека преступить закон? По-моему, это то же, что переступить через себя, совершить что-то страшное, вызывающее слезы в глазах людей, боль в их душах, горе, которое невозможно измерить. Это значит возненавидеть себя, весь мирКаково же возмездие? Расплата – зарплатаГлупая рифма, но попала в точку: что заработал, то и получил

    Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором главным героем является студент Раскольников, совершивший преступление. В результате содеянного он несет нравственную тяжесть.

    (Ответ +пометки в тетради:

    • нравственные мучения героев,
    • философские размышления, психологические портреты героев,
    • влияние на других героев ( Соня Мармеладова – Соня Потехина),
    • проблема «отцов и детей»,
    • расплата – Раскольников (гибель, крах,падение)
    • Вы справедливо заметили, что книга принадлежит перу писателя нравственно-философского направления. Какое же мнение сложилось о писателе? Что он за человек?
    • Да, ребята, вы правы.

    «Кто-то должен будить людей!» — эти слова Т. Будут эпиграфом к нашему уроку. Автор считал, что «литература должна ставить вопросы, решать которые обществу».

    • Давайте послушаем группу биографов, литературоведов о жизни писателя.
    • Еще раз отмечу, что Тендрякова считают одним из ярких представителей нравственно- философского направления в литературе.
    • хорошо понимает людей, причем разных возрастов,
    • добрый и честный человек,
    • переживает за своих героев,
    • заставляет читателя задуматься о происходящем.)

    (запись эпиграфа и цитаты)

    — Владимир Федорович вошел в литературу в начале 50 – ых годов, миновав «пору ученичества», как-то сразу. Его интересовала жизнь послевоенной деревни, проблемы строительства, школа и подросток, семья. Более поздние повести писателя («Затмнение», «Расплата», «Шестьдесят свечей») — повести – задачи, призывающие читателя к предельной активности и соучастию, состраданию.

    Беседа с классом по повести «Расплата».

    • Когда и где впервые была опубликована повесть «Расплата»?
    • К какому жанру относится «Расплата»? Почему?
    • Критик Яхонтов писал так: «Жанр колеблется между умозрительным философским назиданием и бытовой драмой».Согласны?
    • Как книга читалась вами? А современниками Т.?
    • Книга популярна и за рубежом, переведена на болгарский, венгерский, немецкий языки.

    Все это говорит о важности проблем, затронутых ею.

    Своеобразие повести Владимира Тендрякова «Пара гнедых»

    . этот текст для читательского дневника В повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» описан начальный период коллективизации. События разворачиваются . пословицами, колоритная, очень колкая какая-то, одним словом, яркая, выразительная. Повесть заканчивается документальным подтверждением описанных событий. Автор . и верны ей доныне, Пара гнедых! Вот отчего, запрягаясь с зарею И голодая по нескольку дней, Вы .

    • Вспомните, пожалуйста, что такое аннотация? Передайте краткое содержание повести.

    ( В журнале «Новый мир»,1979 г., №3.)

    ( Это повесть, т.к. показан довольно большой ряд героев, а действие происходит хотя и в наше время, но герои многое вспоминают из своей прошлой жизни.)

    ( «На одном дыхании»;

    • сюжет захватывает, но порой просто страшно за героев;
    • она интересна и детям, и более старшим людям;
    • была экранизирована, ставилась на сцене.)

    (Мальчик, ученик 9 «А» класса,убивает своего пьяного отца, защищая мать от ежедневных издевательств. В тюрьме Коля осознает, что «вместе с плохим отцом убил и хорошего» (случай на рыбалке, история с птичкой, белой скатертью и чаем).

    «Он же не всегда был плохим», — говорит Коля, но даже Соня его не понимает, хотя любит. Она гордится им,т.к. он убил, «чтоб жить можно было». Учитель Коли и Сони, мать, бабушка, подруга матери, сослуживцы убитого отца приходят к следователю Сулимову, доказывая, что они виноваты в преступлении Коли. Только Василий Потехин, отец Сони, да начальник убитого Рафаила Илья Пухов не чувствуют своей вины в молчаливом созерцании ежедневно творящегося на их глазах.)

    • Итак, мы подошли к главному вопросу урока. Кто же виноват?Давайте попробуем разобраться в этом, поработав с эпизодами книги.
    • Мог учитель предвидеть поступок Коли?

    Вера учителя в своих учеников.

    • Прозрение Сони. Что поняла девочка?
    • История жизни отца Коли. Роль матери Рафаила в его жизни.
    • Мать Коли. Виновата ли она в том, что произошло?
    • Почему Тендряков назвал своих героев «цепочкой безвинно виноватых»?
    • Кому же «расплата»?
    • Дает ли автор ответ на вопрос «кто виноват»?
    • Как «вписывается» в финал теория «крови по совести»?
    • Да, ребята.

    Автор так писал о смысле повести: «Расплата всем героям, все в какой-то степени виноваты в том событии, всем нам расплата. Мне хотелось, чтобы читатель вдруг тоже почувствовал себя ответственным за такие трагедии»…

    (Выборочное чтение и пересказ отдельных эпизодов и их анализ.)

    ( стр.211,чтение сцены посещения учителем квартиры Коли).

    • Нет. Он зря винит себя, хотя мальчик свято верил в то, что говорил учитель.
    • Учитель считал, что учит детей правильно смотреть на мир.

    (Чтение сцены в тюрьме, свидание Коли и Сони).

    • Она поняла, почему Коля ее прогнал: убив плохого, он убил и хорошего отца.
    • родился незаконнорожденным, мать его никогда не любила, вырос диким, нелюдимым, единственный друг его – собака.)

    — Мать винит себя в том, что радовалась, когда сын защищал ее, угрожая отцу и заряжая ружье. Виновна она в том, что не спрятала ружье, не думала, что сын выполнит угрозу. Но это тоже не «прямая» вина, мама не подталкивала сына к убийству. Психологически ей, конечно, тяжело,но сына не понимает, что он «зверя убил», а не человека.

    Краткое сочинение дикая собака динго или повесть о первой любви

    . Коли правду. Таня, проснувшись, возвращается домой. Разговаривают с матерью о доверии, о жизни. Таня понимает, что мать до сих пор любит отца, мать . собачью упряжку. Она бесстрашна и решительна. Собаки вдруг перестали её слушаться, тогда . об этом их отцу. Лес. Объяснение Коли в любви. Приходит отец. Таня уходит. Прощание с . кто будет дарить ему цветы Таня или Женя. Выбрали Таню, она гордится такой .

    • Каждый из героев почувствовал свою вину за содеянное Колей.
    • Расплата – всем. Расплата нравственная, душевная
    • В финале повести нет прямого ответа на этот вопрос.

    Но словосочетание «цепочка безвинно виноватых» наводит на мысль, что автор согласен с каждым из считающих себя виновным. Хуже всех Коле. Нельзя построить счастье на несчастье

    • Теория Раскольникова, разрешающая «кровь по совести», и здесь потерпела крах.

    Критики о повести.

    • Сообщение о критических выступлениях в адрес повести готовила группа «критиков». Давайте послушаем их.
    • Какой точки зрения придерживаетесь вы и почему?

    (ответ, запись цитат)

    • Мнения критиков в оценке повести разошлись. Например, Владимир Новиков в ст. «Уча — учимся» писал : «Конфликт не приобретает по ходу повести качественного развития,…как в шахматной игре, следует ничья. Все виноваты – никто не виноват »
    • Н. Мошовец говорил: «Расплата» — расплата за примиренческое отношение к алкоголю».
    • А.Бочаров утверждал, что «Тендряков ведет диспут бесстрашно, позиции его благородны, но выхода он все-таки не узнает».
    • М. Синельников увидел в финале повести «особый художественный эффект, одно из выражений оптимистического авторского взгляда, оптимистические перспективы».

    Мы подходим к концу разговора об истории Коли Корякина. Научила ли она вас чему – нибудь?

    • Возможно, в этой фразе и заключена идея книги. Давайте послушаем отрывок из домашней творческой работы одного из «писателей».

    Заключительная часть урока.

    • Спасибо вам за активный диалог о судьбе Коли Корякина, за интересную творческую работу со словом расплата, за желание понять смысл, суть книги, которая так близка нам не только по времени написания, но и по проблемам, затронутым в ней.

    Д/з: черновик рецензии.

    • Нельзя путем насилия пытаться решить проблемы;
    • окружающие тебя люди не всегда плохие, надо уметь видеть в них хорошее;
    • отрицает теорию Раскольникова, разрешающую «кровь по совести».
    • она учит, что «совсем плохих людей не бывает».

    Красота души человеческой, чистой, как родниковый ручей, только она может спасти мир от насилия и зла. Тогда не надо будет ждать расплаты и ставить перед обществом вопросы, заданные еще Герценым и Чернышевским в романах «Кто виноват?» и «Что делать?»

    Примеры похожих учебных работ

    Суровых уроков, которые мы получаем в течение жизни

    . на работе меня постоянно бросают на деньги и унижают. Это любые отрицательные ситуации, которые повторяются много раз за жизненный период. Такие уроки . по-моему» Чем больше, глубже, важнее урок, тем больше эмоций вызывает Пространство чтобы человек .

    Сочинение чем мне понравилась повесть детство

    . это заведено в сочинениях для детей) хронологию пребывания Николеньки Иртеньева в родительском имении. Более тонкому авторскому стилю следует “Детство” Льва Толстого. В повести рассказывается лишь о тех .

    Поэтика характера Катерины в повести Ф.М. Достоевского ‘Хозяйка’

    . и портретную характеристику Катерины. Найти художественное отражение образа Катерины в более поздних работах Достоевского и ряда других писателей. Методологические основы исследования. В исследовании базовыми являются культурно-исторический, .

    Николенька Иртеньев и Карл Иванович (по повести Л. Н. Толстого «Детство»)» (2)

    . Карла Ивановича в повести Толстого «Детство» Автобиографичная повесть Льва Николаевича Толстого – произведение, в котором и второстепенные герои играют значительные роли. Одним из таких персонажей является домашний учитель Иртеньевых, Карл Иванович .

    Образ и характеристика Лизы в повести Пиковая дама Пушкина

    . называть «Лизиным прудом». Другие сочинения по этому произведению «Бедная Лиза» Карамзина как сентименталистская повесть Образ Лизы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя Рецензия .

    • Сочинение Проблема давления общественного мнения на нравственный выбор человека (по тексу В.Ф.Тендрякова)
    • Сочинение Урок развития связной речи в 8 классе. –развитие по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
    • Сочинения
    • Литература
    • Искусство
    • Культурология
    • Актерское мастерство
    • Журналистика
    • Музыка
    • Театр
    • Художники
    • Изобразительное искусство
    • Издательское дело
    • Полиграфия
    • Творчество

    Писатели

    Все документы на сайте представлены в ознакомительных и учебных целях.
    Вы можете цитировать материалы с сайта с указанием ссылки на источник.

    Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий об упавших самолётах, коронавирусе, Афганистане, о победе запрещённых талибов и о наших разрешённых выборах, о наших школьниках и чему их учат, — по-прежнему единственной поддержкой и опорой нам остаётся русский язык.

    Он ярок, богат, он всегда актуален (актуальнее всего остального). Вообразите, что русский язык внезапно исчез. Вы проснулись, а его нет. Наш мир просто рухнет. Замолчат радио и ТВ, не выйдут газеты — но это пустяки. Хуже, что вы не сможете говорить.

    Ещё хуже, что вы даже думать не сможете: русского нет, а на чужих языках вы способны только на примитивное: ессен, дринкен, хенде хох, куше авек муа. Окончательно превратимся в бессловесную скотину.

    Именно в момент дурацких раздумий про наше всё мне и попалось на глаза экспертное заключение о языке и стиле Льва Толстого в «Войне и мире». Известный литератор А.Генис написал (цитирую с сокращениями):

    Никто не скажет, что Толстой писал коротко, но его трудно назвать многословным. Толстой никого не торопит. Действие у него накатывает волнами, но читатель их не замечает. Он держится на них, как щепка в открытом море. В «Войне и мире» не происходит ничего неожиданного. Здесь все случайно, но закономерно. Ни мы, ни герои не замечаем, как оказались в гуще событий. Читатель «Войны и мира» дышит размеренно. Эпически подробные и неспешные сравнения не останавливают рассказ, а являются им, тогда как афоризм, каламбур, сентенция, блестящая метафора перегораживают поток речи. Но у Толстого непрерывность повествования, как вздох и выдох, органична, естественна и бесконечна.

    Что побудило Гениса к публикации этих соображений — не знаю. Возможно, он не в фантазиях, а в реальности бывал в открытом море и видел там щепку (зоркий глаз). Почему он думает, будто ни мы не замечаем, ни герои не замечают, что оказались в гуще событий? Наоборот: и князь Андрей замечает, и Пьер, и Наташа, и даже глуповатая княжна Марья очень даже замечают гущу. Да и я всегда (даже в детстве) замечал.

    Читатель — не щепка. Или: не все читатели — щепки. Щепкам безразлично, где плавать: в открытом море, в пруду, да хоть в тухлой луже. У щепки нет свободы выбора, и сравнение читателя с бессмысленной щепкой — крайне неудачное (особенно в тексте о литературе, а не о макулатуре).

    Так или иначе, но возник эффект домино. Что-то толкнуло доминошку Гениса, она толкнула мою, я не удержался и решил ответить. Предмет достойный, ибо «Война и мир» — роман мирового значения, уже полтора века объект внимания, восхищения, изучения, всюду переведён (бедные переводчики!), всюду в школьной программе.

    Чёрт дёрнул ввязаться в бессмысленную дискуссию. Прочитав случайно в соцсети восторги Гениса про стиль и прочее волшебство Льва Толстого; про то, что у него «непрерывность повествования, как вздох и выдох, органична, естественна и бесконечна», я и написал, что проза Толстого полна немыслимых анекдотических провалов.

    Величия писателя я не отрицал, клянусь всеми буквами русской азбуки! И что вздох и выдох — всё-таки конечны, тоже смолчал. И что парой для выдоха является всё же вдох, а не вздох (совсем уж конечный), — тоже ни гу-гу. Только представьте: вздох и выздох — жуть.

    Немедленно кто-то потребовал привести примеры анекдотических провалов. Их тьма. Вот навскидку из «Войны и мира»:

    …прибавил он, прожевывая пирожок в своем красивом влажном рте.

    «Прожёвывая пирожок в рте» — это само по себе ужасно, даже фонетически и пр. Но и смысл конструкции ошарашивает, ибо в каком ещё месте (или каким ещё местом) можно жевать пирожки?

    Вся эта картина странная: «в красивом влажном рте» — это нечто для порно, а ведь там война, фронт, жуёт здоровенный офицер князь Несвицкий.

    Нормально было бы «прибавил он, жуя пирожок», а про влажность (слюни) и рот читатели догадались бы сами. Но Л.Н. изо всех сил старается быть живописцем, громоздит детали даже там, где они вредят тексту.

    Моё падение в бездну Льва Толстого будет, обещаю, недолгим и весьма поверхностным.

    Великий писатель — неоспоримо. Матёрый человечище (Ленин), глыба (Чехов). В «Войне и мире» блестящие волнующие эпизоды: капитан Тушин, бесстрашный в бою, трясётся от страха в присутствии генералов; Долохов зверски и подло обыгрывает Николая Ростова; княжна и княгиня дерутся за портфель с завещанием над телом умирающего старика Безухова; князь Василий с беспутным сыном Анатолем опозорились в Лысых горах — сцены написаны великолепно, ярко и сильно. Но и анекдотические провалы в наличии.

    Лев Толстой и бедная Лиза

    * * *

    Начнём с описания местности.

    Неприятель, вдалеке видный с противоположной горы, снизу, от моста, не был еще виден, так как из лощины, по которой текла река, горизонт оканчивался противоположным возвышением не дальше полуверсты.

    Что? Где? Куда? В молодости я занимался спортивным ориентированием (максимально быстрый бег по незнакомому лесу, километров 10, с компасом и картой, обнаруживая все хаотически разбросанные, затаившиеся контрольные пункты). Однажды даже стал чемпионом Москвы. Но и этот опыт не помог с первого разу понять подробную карту Льва Толстого — одну фразу с её двумя противоположностями и оконченным горизонтом.

    Тот самый князь Несвицкий, прожевав пирожок в рте, отправляется к гусарам с приказом зажечь мост (чтобы отрезать французов) и на этом самом мосту попадает в жуткую давку: наша армия поспешно отступает.

    В середине моста, слезши с лошади, прижатый своим толстым телом к перилам, стоял князь Несвицкий.

    Вопрос: кого прижало к перилам толстое тело князя? Князь Несвицкий, как всякий человек, состоит из тела и души. Душу телом не прижмёшь, это ясно. Остаётся одно: толстое тело князя прижало к перилам тело князя. Если бы Софья Андреевна, которая несколько раз (!) переписывала эпопею, решилась бы сказать мужу: Лёва, вычеркни три слова: «своим толстым телом» — станет лучше… Но либо не решилась, либо он счёл её замечание дерзким: он классик, а она фрау (киндер, кюхе, кирхе).

    Лев Толстой и бедная Лиза

    Проблемы Несвицкого на этом не кончились.

    Только что князь Несвицкий хотел двинуться вперед, как опять солдаты и повозки напирали на него и опять прижимали его к перилам. Землячки (солдаты), теснясь плечо с плечом, цепляясь штыками и не прерываясь, двигались по мосту одною сплошною массой. Поглядев за перила вниз, князь Несвицкий видел быстрые, мутные, невысокие волны Энса. Поглядев на мост, он видел столь же однообразные, живые волны солдат, кутасы, кивера с чехлами, ранцы, штыки, длинные ружья и из-под киверов лица, с широкими скулами, ввалившимися щеками, и движущиеся ноги по натасканной на доски моста липкой грязи.

    Если вы когда-нибудь попадали в настоящую давку (например, в метро в час пик), вы легко поймёте очередную ошибку Льва, который ни разу в метро не ездил.

    Когда вы стоите, притиснутый толпой к двери вагона, и чувствуете, что вас сейчас просто расплющат, что вы видите? Вы видите головы и плечи. Это всё. Животы не видны, а уж ноги тем более.

    На мосту не просто много людей, там адская давка; французы уже начинают обстрел моста из пушек. Толстой пишет точно: «сплошная масса». Кивера, лица, штыки, прижатый к перилам Несвицкий (высокий человек) видеть мог. Ноги — нет.

    Не только с гусарами, но и с лошадьми в романе случаются чудеса.

    — Эскадг’ону пг’ойти нельзя, — кричал Васька Денисов, злобно открывая белые зубы, шпоря своего красивого вороного Бедуина, который, мигая ушами от штыков, на которые он натыкался, фыркая, брызгая вокруг себя пеной с мундштука, звеня, бил копытами по доскам моста. — Что это? как баг’аны! точь-в-точь баг’аны! Пг’очь… дай дог’огу!.. Стой там! ты, повозка, чег’т! Саблей изг’ублю! — кричал он.

    Васька Денисов в этом романе и прежде уже тысячу раз картавил, мы уже наизусть выучили его отчаянную картавость, однако Толстой с фанатическим упорством изображает графически каждый случай дефекта речи хгаброго гусага, заставляя страдать поколения русских наборщиков.

    Картавые — не редкость. Настоящая уникальность здесь совсем в другом. Вороной жеребец Денисова мигает ушами — единственный такой конь во всей мировой литературе. Да и вообще единственное такое млекопитающее (за насекомых поручиться не могу).

    Ни в современных словарях (которые графу Толстому не указ), ни в Толковом словаре Даля такие причуды не значатся. Мигать могут только глаза или огоньки. Нормальная лошадь может прядать ушами, прижать уши, но моргать ими, зевать или оскалить их нельзя никому. Потому что власть русского языка выше власти любого писателя. (Словотворчество возможно, даже удачи случаются, но только с согласия Великого-и-Могучего.)

    * * *

    Лев Толстой и бедная Лиза

    Великие вещи — все как одна:
    Женщины, лошади, власть и война.

    Киплинг.

    Оставим мужчин, лошадей и войну, обратим внимание на мирную женщину — молоденькую, маленькую, миленькую беременную жену князя Андрея Болконского. Толстой откровенно любуется ею (внешностью, не умом; похоже, во всей огромной эпопее нет ни одной умной женщины; они либо милые дурочки, как Наташа, либо зануды, как Анна Павловна Шерер, либо глупые стервы, как Элен и Катишь — племянница старика Безухова). Итак, дамы и господа, на сцену приглашается княгиня Лиза Болконская; она появится несколько раз.

    1. Молодая княгиня Болконская приехала с работой в шитом золотом бархатном мешке. Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. (Попробуйте мысленно представить себе все эти детали и воспроизвести движения.)

    2. Говорят, что бал будет очень хорош, — отвечала княгиня, вздергивая с усиками губку.

    3. Княгиня ничего не сказала, и вдруг короткая с усиками губка задрожала.

    4. Маленькая княгиня изменилась за это время. Возвышение ее талии сделалось значительно больше, она больше перегибалась назад и чрезвычайно потолстела, но глаза и короткая губка с усиками и улыбкой поднимались так же весело и мило.

    5. Княгиня говорила без умолку. Короткая верхняя губка с усиками то и дело на мгновение слетала вниз, притрагивалась, где нужно было, к румяной нижней губке, и вновь открывалась блестевшая зубами и глазами улыбка.

    6. Глаза ее улыбались, ожидая, губка с усиками поднялась и так детски-счастливо осталась поднятой.

    7. Милый друг, — сказала маленькая княгиня утром 19 марта после завтрака, губка ее с усиками поднялась по старой привычке.

    К седьмому разу чёрные усики маленькой княгини достают настолько, что, будь моя воля, я бы на машине времени отвёз ей бритву или эпилятор. Почему, ну почему Софья Андреевна, в седьмой раз переписывая роман (и, значит, в 49-й раз усики), не сказала: «Лёва, пожалуйста!..» Боялась, видимо, ужасно.

    8. Маленькая княгиня лежала на подушках, в белом чепчике (страданье только что отпустило ее), черные волосы прядями вились у воспаленных, вспотевших щек; румяный прелестный ротик с губкой, покрытой черными волосиками, был раскрыт.

    Маленькая княгиня вот-вот умрёт, рожая ребёнка. Читаешь и думаешь: хоть бы умирающую пощадил. Нет.

    9. Она мертвая лежала в том же положении, в котором он видел ее пять минут тому назад, и то же выражение было на этом прелестном, детском, робком личике с губкой, покрытой черными волосиками.

    Хоть бы мёртвую пожалел (ну и читателей заодно). Но всё, что он смог для неё сделать, это заменить трупику усики на волосики.

    Конечно, это мелкие придирки (самому совестно), но так надоел столетний поток славословий, порою совершенно пустых, а иногда и малопонятных, типа «здесь всё случайно, но закономерно»…

    Великий и могучий русский язык требует, чтобы им пользовались или гениально, как Пушкин, Гоголь, Набоков, Платонов, Высоцкий, или хотя бы аккуратно. Никаких румяных губок и румяных ротиков не бывает. Румяные щёки — да, румяное яблоко — да. Всё, что обычно белое, бледное, может покраснеть — зарумяниться. Губы могут быть красные, малиновые, посиневшие (от холода), но не румяные. И красный влажный ротик не может быть румяным. И ещё одно такое место… Но тут мы остановимся, ибо русский язык удивительно легко склоняет к непристойности.

  • Почему рассказ бежин луг начинается с описания природы
  • Почему рассказ бежин луг был запрещен
  • Почему рассказ бирюк является протестом против крепостного права
  • Почему рассказ бедность не порок так называется
  • Почему рассказ бунина назван темные аллеи