Почему пушкин назвал грибоедова человеком необыкновенным сочинение

Автор на чтение 9 мин. просмотров 1 опубликовано 19.03.2021 пьеса горе от ума это выдающееся произведение русской классической литературы.

На чтение 9 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Пьеса «Горе от ума» — это выдающееся произведение русской классической литературы. В этой статье представлены популярные вопросы и ответы по пьесе «Горе от ума» Грибоедова, анализ персонажей и событий из произведения.Смотрите: Краткое содержание комедии— Все материалы по комедии «Горе от ума»

Вопросы и ответы по пьесе «Горе от ума»: анализ произведения

Сколько времени Чацкий отсутствовал в Москве?Чацкий отсутствовал в Москве три года:Откуда приехал Чацкий в Москву? Автор не уточняет, откуда приехал Чацкий в Москву. По мнению исследователей, он мог вернуться как из-за границы, так и из путешествия по Российской Империи. Почему Софья отвергла Чацкого? Чацкий отсутствовал в Москве три года, и за это время ветреная Софья успела влюбиться в Молчалина, секретаря своего отца.Почему Софья предпочла Молчалина Чацкому? Почему Молчалин становится избранником Софьи?Софья предпочла Молчалина Чацкому, потому что он сумел ее очаровать своей покорностью, робостью и смиренностью. Софье удобно и просто с Мочлалиным, который не показывает свой характер. Чацкий не похож на Молчалина тем, что он — человек с характером, который не станет играть роль «подкаблучника».Почему Чацкий сначала отказывается верить в измену Софьи? В одном из эпизодов Софья прямо говорит Чацкому, что она любит Молчалина. Но Чацкий воспринимает это как шутку. Он отказывается верить в то, что Софья способна полюбить такого пустого и бездушного человека, как Молчалин.Почему Чацкого объявили сумасшедшим? Гости Фамусова объявляют Чацкого сумасшедшим благодаря Софье, которая распускает слух о его безумии. Гости верят в то, что Чацкий — сумасшедший. Все потому что они не разделяют прогрессивных идей Чацкого, который думает, говорит и ведет себя не как все. На этом основании фамусовское общество объявляет Чацкого сумасшедшим.Почему Фамусов называет Чацкого «опасным человеком»? Фамусов называет Чацкого опасным человеком за его «вольнодумство» и либеральные взгляды.Почему Чацкий — лишний человек? Чацкий — лишний человек в фамусовском обществе, потому что его идеалы и ценности никто не разделяет. В чем Чацкий противоположен Молчалину?Чацкий противоположен Молчалину тем, что он имеет обо всем свое мнение, независим и горд, отказывается «прогибаться» перед начальством, не приемлет лицемерия и т.д. Каковы причины столкновения Фамусова и Чацкого? Причинами столкновения Фамусова и Чацкого являются из различия во взглядах. Фамусов — представитель екатерининской эпохи, а Чацкий — либерал, представитель нового поколения. В отличие от Фамусова Чацкий не гонится за чинами и наградами, уважает образованных людей, не приемлет лицемерия, и т.д.Почему Молчалины блаженствуют на свете?По словам Чацкого, Молчалины блаженствую на свете благодаря своей хитрости и подлости. Молчалины добиваются своих целей любой ценой и часто живут лучше, чем честные, добрые люди. Это были популярные вопросы и ответы по пьесе «Горе от ума» Грибоедова, анализ персонажей и событий произведения.Смотрите: Все материалы по комедии «Горе от ума»

Главный герой комедии Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» — Александр Андреевич Чацкий. Характеристика его представлена с указанием действий и явлений.

Материалы из этой статьи будут полезны для подготовки к сочинениям.

Значение фамилии, прототип

Александр Андреевич Чацкий — главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». В черновых вариантах его фамилию автор писал как «Чадский». Это, возможно, был намёк на фамилию одного из интересных людей той эпохи — оппозиционера, философа Чаадаева, которого тоже объявили сумасшедшим. Тогда его фамилию нередко писали как «Чадаев».

Возможно также, что фамилия указывает на «чад и дым надежд» (действие 4, явление 3).

Происхождение, воспитание, образование, отношение к службе

Чацкий — молодой человек, дворянин, имеет 300 или 400 душ крепостных. Когда его отец, Андрей Ильич, умер, он стал жить у его друга Фамусова и воспитывался с его дочерью Софьей.

Когда Александр вырос, он съехал от Фамусова и редко посещал его дом. Потом влюбился в Софью, но затем не видел её 3 года, так как захотел «объехать целый свет». Был слух, что он лечился на кислых водах, но не от болезни, а, скорее всего, от скуки.

3 года молодой человек наблюдал, как живут за границей, какие там нравы и взгляды на жизнь. Когда вернулся оттуда, признался, что, несмотря на недостатки людей русского светского общества, «дым Отечества нам сладок и приятен!» (действие 1, явление 7).

Чацкий умён, образован, отличается независимостью взглядов. Готов служить Родине, но ему «прислуживаться тошно» (действие 2, явление 2).

Внешность Чацкого

Грибоедов не сообщает, как выглядят герои комедии «Горе от ума», но о внешности Чацкого можно догадаться по репликам других персонажей о нём.

Лиза, служанка Софьи, отзывается о нём как о приятном молодом человеке, а Фамусов как о франте (то есть модно одевающемся, следящим за своим внешним видом). Скорее всего, Александр Андреевич — стройный человек, интересующийся конным спортом (он советует своему другу Горичу ездить верхом и активно проводить время — действие 3, явление 6).

Характеристика речи Чацкого

Главный герой комедии красноречив. Его страстные монологи-проповеди убедительны, но направлены они к светским людям, желающим жить только для своих удовольствий. Поэтому те, с кем он ведёт диалоги, перед кем говорит речи, отвергают его свободомыслие.

Получается, что прав А. С. Пушкин, который считал, что напрасно Чацкий выступает с пламенными речами перед Репетиловым и ему подобными. Но некоторые современные критики считают, что Чацкий стремится к просвещению людей.

Если в диалогах со Скалозубом, Молчалиным и Репетиловым Александр Андреевич позволяет себе высокомерие и надменность, то, разговаривая с Софьей, он искренен, доверчив и надеется на её понимание.

Чацкий любит Отечество и критикует то, что, по его мнению, мешает развитию страны. Он надеется благотворно повлиять на представителей «фамусовского общества», призвать их к деятельности на благо Отчизны, а не на получение различных благ любыми путями.

Но Чацкий один против общества, поэтому получил от него «мильон терзаний» и «горе».

Поведение и поступки Чацкого. Отношение к нему других персонажей

Александр воспитывался в доме Фамусова, а повзрослев, стал жить отдельно. Он полюбил Софью, но на 3 года уехал за границу, не писал ей писем, а затем явился и был удивлён её сдержанным отношением к нему. Это говорит о самонадеянности Чацкого, не понимании того, что за 3 года человек, особенно в юности, может измениться духовно. У девушки в 17 лет уже другие мысли и интересы, чем у 14-летней. Неудивительно, что этот молодой человек с его упрёками неприятен Софье.

Александр Андреевич ошибся в её способности сочувствовать его мыслям, так же как она ошиблась в Молчалине. Софья считает Чацкого гордым, злым, завистливым (действие 3, явление 14).

Все представители «фамусовского общества» осуждают Чацкого за резкость суждений. Фамусов считает его опасным вольнодумцем (действие 2, явление 2).

Представляя его Скалозубу, Фамусов говорит, что он не служит, так как не находит в службе пользы. Но если бы захотел, «так был бы деловой». По словам Фамусова, Чацкий «славно пишет, переводит» (действие 2, явление 5).

Молчалин снисходительно поучает его, как обрести хорошее положение в обществе, не замечая язвительных реплик Чацкого (действие 3, явление 3).

Платон Михайлович Горич рад видеть Александра Андреевича, с которым был дружен до своей женитьбы.

Княгиню Тугоуховскую интересует только, богат ли Чацкий.

Хлёстова осуждает его за непринуждённое поведение и смех.

Развитие образа Чацкого на протяжении всего действия комедии

В начале комедии Чацкий — отважный и самонадеянный вольнодумец, а в конце — разочаровавшийся человек, потерявший надежду быть понятым, отверженный обществом. Он высмеивал пороки светского общества перед его представителями. Поэтому неудивительно, что они стали о нём отзываться с ненавистью и злостью.

Оценка Чацкого автором, современниками и литературными критиками

Само название комедии «Горе от ума» определяет отношение автора к её главному герою. Грибоедов писал своему другу П. А. Катенину, что у него в комедии «25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Ум Чацкого — причина его страданий, отторжения от него других людей.

А. С. Пушкин считал, что «Чацкий совсем не умный человек, но Грибоедов очень умён». Он определил этого героя комедии как пылкого, благородного и доброго человека. По мнению Пушкина, автор наградил героя своими мыслями и остротами, но тот говорит умные вещи людям, которые не хотят их слушать и понимать.

Мнения о главном герое комедии у литературных критиков-современников Грибоедова были различны:

В более поздней критике интересны следующие мнения:

Заключение

Главный герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Чацкий — интересный, неоднозначный персонаж. Мнения автора, читателей, литературных критиков о нём различны. Тип такого человека встречается нечасто, но справедливы слова И. А. Гончарова о том, что появление таких людей неизбежно при смене одного века другим, когда требуется обновление.

Статья может быть использована при подготовке к уроку литературы и при написании сочинений.

Читайте также: «Горе от ума» — краткое содержание комедии А. С. ГрибоедоваВам также будет интересно почитать:Образ и характеристика Осипа — героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»Образ и характеристика Обломова — героя романа И. А. Гончарова «Обломов»Образ и характеристика Максима Максимыча — героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»Образы и характеристики мальчиков — героев рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг»Ответы (2)Знаете ответ?Сомневаетесь в ответе? Найдите правильный ответ на вопрос ✅ «Где до приезда в дом Фамусовых был Чацкий …» по предмету ? Литература, а если вы сомневаетесь в правильности ответов или ответ отсутствует, то попробуйте воспользоваться умным поиском на сайте и найти ответы на похожие вопросы. Новые вопросы по литературеКакие поступки сверстников и черты характера вызывают моё восхищение в произведениях Короленко рассказ: «В дурном обществе»; Паустовского, рассказ: «Тёплый хлеб»; Платонов, рассказ «Никита»; Астанафьев, рассказ:» Васюткино озеро».Ответы (1)В тетрадь Выпишите сравнения из сказки Спящая царевна ЖуковскийОтветы (1)Значение творчества гарецкогоОтветы (1)Хлеб для собаки почему в рассказе описание голодных ссыльных дается в начале рассказаОтветы (1)Какие друзья были у Тома Соира в книге про Тома СоираОтветы (1)Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2016/07/voprosy-gore-ot-uma-griboedov.html
  • https://blmb.ru/xarakteristika-chackogo/
  • https://iotvet.com/literatura/4902315.html

На чтение 13 мин. Просмотров 19 Опубликовано

p183450.jpgВажное сообщение для 9-классников!Пополнился  Список стихотворений для заучивания наизусть в 9 классе: добавились монологи героев из комедии Грибоедова «Горе от ума».  Наизусть необходимо выучить только один из трёх монологов. Так как в учебники текст комедии отсутствует, размещаю монологи на блоге.Монолог ФамусоваПетрушка, вечно ты с обновкой,С разодранным локтем. Достань-ка календарь;Читай не так, как пономарь, *А с чувством, с толком, с расстановкой.Постой же. — На листе черкни на записном,Противу будущей недели:К Прасковье Федоровне в домВо вторник зван я на форели.Куда как чуден создан свет!Пофилософствуй — ум вскружится;То бережешься, то обед:Ешь три часа, а в три дни не сварится!Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет.В четверг я зван на погребенье.Ох, род людской! пришло в забвенье,Что всякий сам туда же должен лезть,В тот ларчик, где ни стать, ни сесть.Но память по себе намерен кто оставитьЖитьем похвальным, вот пример:Покойник был почтенный камергер,С ключом, и сыну ключ умел доставить;Богат, и на богатой был женат;Переженил детей, внучат;Скончался; все о нем прискорбно поминают.Кузьма Петрович! Мир ему! —А может в пятницу, а может и в субботу,Я должен у вдовы, у докторши, крестить.Она не родила, но по расчетуПо моему: должна родить…Монолог ФамусоваВот то-то, все вы гордецы!Спросили бы, как делали отцы?Учились бы на старших глядя:Мы, например, или покойник дядя,Максим Петрович: он не то на серебре,Век при дворе, да при каком дворе!Тогда не то, что ныне,При государыне служил Екатерине.А в те поры все важны! в сорок пуд…Раскланяйся — тупеем * не кивнут.Вельможа в случае * — тем паче,Не как другой, и пил и ел иначе.А дядя! что твой князь? что граф?Сурьезный взгляд, надменный нрав.Когда же надо подслужиться,И он сгибался вперегиб:На куртаге * ему случилось обступиться;Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;Старик заохал, голос хрипкой;Был высочайшею пожалован улыбкой;Упал вдругорядь — уж нарочно,А хохот пуще, он и в третий так же точно.А? как по вашему? по нашему — смышлен.Упал он больно, встал здорово.Зато, бывало, в вист * кто чаще приглашен?Кто слышит при дворе приветливое слово?Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?Максим Петрович! Шутка!В чины выводит кто и пенсии дает?Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, — нутка!Монолог ЧацкогоА судьи кто? — За древностию летК свободной жизни их вражда непримирима,Всегда готовые к журьбе,Поют все песнь одну и ту же,Не замечая об себе:Что старее, то хуже.Где, укажите нам, отечества отцы, *Которых мы должны принять за образцы?Не эти ли, грабительством богаты?Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,Великолепные соорудя палаты,Где разливаются в пирах и мотовстве,И где не воскресят клиенты-иностранцы *Прошедшего житья подлейшие черты.Да и кому в Москве не зажимали ртыОбеды, ужины и танцы?Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен,Для замыслов каких-то непонятных,Дитей возили на поклон?Тот Нестор * негодяев знатных,Толпою окруженный слуг;Усердствуя, они в часы вина и дракиИ честь и жизнь его не раз спасали: вдругНа них он выменил борзые три собаки!!!Или вон тот еще, который для затейНа крепостной балет согнал на многих фурахОт матерей, отцов отторженных детей?!Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах,Заставил всю Москву дивиться их красе!Но должников * не согласил к отсрочке:Амуры и Зефиры всеРаспроданы поодиночке!!!Вот те, которые дожили до седин!Вот уважать кого должны мы на безлюдьи!Вот наши строгие ценители и судьи!Теперь пускай из нас один,Из молодых людей, найдется — враг исканий,Не требуя ни мест, ни повышенья в чин,В науки он вперит ум, алчущий познаний;Или в душе его сам Бог возбудит жарК искусствам творческим, высоким и прекрасным, —Они тотчас: разбой! пожар!И прослывет у них мечтателем! опасным!! —Мундир! один мундир! он в прежнем их бытуКогда-то укрывал, расшитый и красивый,Их слабодушие, рассудка нищету;И нам за ними в путь счастливый!И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть!Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?!Теперь уж в это мне ребячество не впасть;Но кто б тогда за всеми не повлекся?Когда из гвардии, иные от двораСюда на время приезжали, —Кричали женщины: ура!И в воздух чепчики бросали!Вот то-то, все вы гордецы!     Спросили бы, как делали отцы?     Учились бы, на старших глядя:     Мы, например, или покойник дядя,Максим Петрович: он не то на серебре,На золоте едал; сто человек к услугам;     Весь в орденах; езжал-то вечно цугом;     Век при дворе, да при каком дворе!             Тогда не то, что ныне,При государыне служил Екатерине.     А в те поры все важны! в сорок пуд…     Раскланяйся — тупеем не кивнут.        Вельможа в случае — тем паче,     Не как другой, и пил и ел иначе.        А дядя! что твой князь? что граф?        Сурьезный взгляд, надменный нрав.        Когда же надо подслужиться,        И он сгибался вперегиб:На куртаге ему случилось обступиться;Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;        Старик заохал, голос хрипкий;Был высочайшею пожалован улыбкой;        Изволили смеяться; как же он?Привстал, оправился, хотел отдать поклон,     Упал вдруго́рядь — уж нарочно, —А хохот пуще, он и в третий так же точно.     А? как по вашему? по нашему — смышлен.        Упал он больно, встал здорово.     Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен?     Кто слышит при дворе приветливое слово?     Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет?        Максим Петрович! Шутка!     В чины выводит кто и пенсии дает?Максим Петрович! Да! Вы, нынешние, — ну-тка!(Действие 2, явление 2)

Меню статьи:

Кто такой Фамусов?

Павел Афанасьевич Фамусов – влиятельный дворянин, занимающий большой пост в Москве. Он – управляющий в казенном месте, отец семнадцатилетней Софии.

Человек консервативных взглядов, Фамусов противится любым переменам, происходящим в государстве. Кроме того, он враг чтения, образования и всего нового, предпочитающий жить согласно устоявшимся понятиям и взглядам.

Чем вызван монолог Фамусова

Причиной монолога Павла Афанасьевича Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы» стало желание убедить Чацкого, спорящего с ним, в своей несомненной правоте.

Идеал Фамусова

«Вот то-то, все вы гордецы, спросили бы, как делали отцы» – начинает речь рассерженный Павел Афанасьевич, давая понять, что поступки отцов для него – образец для подражания, и другого образа жизни он просто не приемлет. «Учились бы, на старших глядя» – упрекает он, и сразу же приводит в пример своего покойного дядю Максима Петровича, который, по его мнению, достоин всяких похвал.

Famusov-iz-komedii-Griboedova-Gore-ot-uma.jpg

Фамусов акцентирует внимание на том, что он «не то на серебре, на золоте едал». Истинными ценностями этого героя являются материальные и только материальные блага, погоня за богатством.

Предлагаем Вашему вниманию монолог Чацкого “А судьи кто?”, из комедии “Горе от ума” А. Грибоедова.

Казалось бы, такое кривляние вызывает у людей негативные ассоциации, но только не у Фамусова. «А? как по‑вашему? по‑нашему – смышлен.

Темы, рассматриваемые в монологе Фамусова

Фамусовское общество – минувший век

Монолог Фамусова в произведении Грибоедова «Горе от ума» представлен с определенной целью: показать разложение так называемого фамусовского общества; осудить взгляды тех людей, которые являются противниками творчества, образования, всяких нововведений и хороших идей; которые ошибочно уверены, что жить так, как они – единственно правильно и разумно и которые считают, что причиной всех бед является наука.

Реакция Чацкого на монолог Фамусова

Современные Фамусовы

Многие писатели-классики, критикующие застойное прошлое, видели выход в людях будущего, которые поведут человечество по новому пути. Однако, с тех пор, как Грибоедов написал свое произведение, прошло почти двести лет, но и сейчас появляются Фамусовы, только уже в другом обличье и с другими наставлениями. Да, мир изменился, человек многого достиг, особенно в техническом прогрессе, наука движется вперед семимильными шагами, но пороки общества проявляют себя так же, как и прежде. Есть даже такое понятие как «фамусовщина» – то есть косность, рутина, цинизм, устойчивый, раз навсегда определенный уклад жизни… И такие люди, к сожалению, встречаются в современном мире.

Содержание:

Содержание речи героя

В своём известном монологе Фамусов рассказывает о своём дядюшке Максиме Петровиче, которого ставит в пример Чацкому. Ныне покойный родственник Павла Афанасьевича успел добиться невероятных высот в карьере («Век при дворе, да при каком дворе»), он стал тем, кого в свете всегда приглашают «в вист» и кого тут встречают «приветливым словом». Однако своего положения он достиг не своим талантом и усердием, а умением вовремя прогнуться под начальством.

Несмотря на то что человек он был серьёзный, с надменным нравом, и то «когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб».

Оправданием такого льстивого поведения среди многих желающих выслужиться можно считать екатерининскую эпоху, когда именно такие «фамусовы» и «молчалины» имели шансы на хорошее доходное место. Чего стоит описание смышлёности Максима Петровича из отрывка монолога: «Привстал, оправился, хотел отдать поклон, упал вдругорядь — уж нарочно». Понятно, что Чацкому такое поведение было неприятно и чуждо.

Павел Афанасьевич где-то даже по-отечески хотел направить сына своего лучшего друга. «Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя…» — так повествовал он, видя изменённые взгляды молодого человека. Однако на все пафосные нравоучения, включённые в монолог Фамусова «Горе от ума», Александр Андреевич Чацкий в свойственной ему манере ответил: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Именно на эту фразу и последовало известное: «Вот то-то, все вы гордецы».

Фамусов ничего плохого не видел в том, чтобы своим «лбом» получить чин.

В тексте его монолога делается ударение на необходимость «сгибаться» и «подслужиться». В этом плане ему больше близок Молчалин — скромный, почтительный, привыкший прислуживать с юных лет, которого он и решил вызвать из Твери.

«Фамусовы» тогда и сейчас

Чацкий стал представителем нового веяния, меняющего привычные социальные устои. По его мнению, занимать ответственные посты может только тот человек, который обладает определенными качествами:

  • образованность;
  • добросовестность;
  • честность.

К сожалению, его время тогда ещё не пришло. А в эпоху правления императрицы Екатерины II Максим Петрович всё же оказался достаточно смышлёным, чтобы понять, когда следует прогнуться или насмешить начальство, несмотря на боль. И в своё время такой подход давал свои результаты:

  • «весь в орденах»;
  • «на серебре… на золоте едал»;
  • «слышит при дворе приветливое слово»;
  • в услужении у него сто слуг.

Фамусов, следуя по стопам своего нравственного наставника, тоже сделал вполне приличную карьеру и теперь пытается провести по этой же дорожке и Молчалина.

Его позиция как дворянина, обеспеченного помещика и отца вполне понятна. Если время диктует такие нормы поведения, значит, он будет их придерживаться, тем более, они во благо ему и его семье. Чацкий, появившись в Москве после длительного отсутствия (Чехов не уточняет, где именно он был), всех повергает в шок своими передовыми идеями. Неудивительно, что фамусовское общество воспринимает его как «сумасшедшего».

Смысловая нагрузка монолога

Павел Афанасьевич по-своему был прав, когда пытался направить Чацкого на правильный путь. К сожалению, всё старое рано или поздно кончается, как проходит «век минувший» и начинается «век нынешний». Чацкий тоже нёс свою правду, которая оказалась кардинально противоположной принятой в обществе.

Поднимаемая тема актуальна и в нынешнее время. Всегда найдётся такой «маленький» человек, который лестью и прислуживанием добивается повышения, как Фамусов. Монолог героя из второго явления произведения пытаются выучить наизусть, так как это не только короткий стих, но именно в нём раскрываются противоречия в восприятии мира между Павлом Афанасьевичем и Александром Андреевичем.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Главная→Исполнители→А.С. Грибоедов «Горе от ума»Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…»название: автор:

А.С. Грибоедов «Горе от ума»

рейтинг: ★★★★★ / 4.6 / 573 просмотра

  • Текст
  • Открытка с текстом
Фамусов  Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы, как делали отцы? Учились бы на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре, На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе! Тогда не то, что ныне, При государыне служил Екатерине. А в те поры все важны! в сорок пуд… Раскланяйся — тупеем не кивнут. Вельможа в случае — тем паче, Не как другой, и пил и ел иначе. А дядя! что твой князь? что граф? Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, И он сгибался вперегиб: На куртаге ему случилось обступиться; Упал, да так, что чуть затылка не пришиб; Старик заохал, голос хрипкой; Был высочайшею пожалован улыбкой; Изволили смеяться; как же он? Привстал, оправился, хотел отдать поклон, Упал вдругорядь — уж нарочно, А хохот пуще, он и в третий так же точно. А? как по вашему? по нашему — смышлен. Упал он больно, встал здорово. Зато, бывало, в вист кто чаще приглашен? Кто слышит при дворе приветливое слово? Максим Петрович! Кто пред всеми знал почет? Максим Петрович! Шутка! В чины выводит кто и пенсии дает? Максим Петрович. Да! Вы, нынешние, — нутка!

А как ты думаешь, о чем песня «Монолог Фамусова «Вот то-то, все вы гордецы…»» ?Используемые источники:

  • http://yaplusti.blogspot.com/2010/10/blog-post_13.html
  • http://literatura-ege.ru/а-с-грибоедов-горе-от-ума-монолог-фаму-2/
  • https://r-book.club/russian-classics/aleksandr-griboedov/gore-ot-uma-famusov.html
  • https://nauka.club/literatura/monolog-vot-to-to-vse-vy-gordetsy.html
  • https://webkind.ru/text/28087431_97721537p972553261_text_pesni_monolog_famusova_vot_to_to_vse_vy.html

В современном мире многие люди задумываются над одной важной и распространённой проблемой. Некоторых личностей не принимает общество, тогда как другие с лёгкостью вписываются с любую компанию. Почему же появляются такие люди, которых не принимает человечество? В таких случаях эти личности становятся изгоями среди своих и навсегда обречены на одиночество. А разгадка на много проще, чем на самом деле кажется. С самых древних времён люди сторонятся того, чего не понимают, бояться нового и неизвестного. Осторожность и страх вызывают более жестокие чувства, такие как ненависть и агрессию. Для людей, которые чем-то отличаются от других, есть только два пути. Первый — это переступить через свои интересы и стать таким же, как все. Либо же другой вариант — стать лишним для всех, принять свое одиночество, но заниматься тем, что нравится.

Тема непринятия людей волновала многих известных русских писателей. Одним из них стал А.С.Грибоедов. Герой его произведения Чацкий в «Горе от ума» стал объектом, которого боялись из-за его мировоззрения и непривычных идей. На приёме у Фамусова, одна женщина из присутствующих гостей сравнила молодого человека с революционерами, которых боялась вся Франция. А сам хозяин приема отзывался о своём необычном госте, как об опасном человеке, подтверждая всеобщее мнение гостей. Этими словами богатые и влиятельные люди доказали, что бояться молодого человека, прибывшего из-за границы. А дело оказалось лишь в том, что Чацкий говорил такие вещи, которые были непонятны всем остальным гостям. Фамусовское общество было довольно своей жизнью и не хотело ничего в ней менять, тогда как Александр пытался внести в скучную и однообразную жизнь какие-то новые моменты, такие как искусство. Но как бы мужчина не старался, он не смог изменить мировоззрение влиятельных богачей. Более того, он вызвал всеобщее недовольство и злость тех, кому хотел помочь. Страх перед новым и неизведанным, боязнь перемен заставили членов Фамусовской общины изгнать из своего круга Александра Чацкого, дабы сохранить сложившийся уклад, существовавший долгие годы.

Ещё одним писателем, который пытался разобраться в проблеме изгнания и одиночества некоторых людей в обществе стал Л.Н.Толстой. Интересный пример похожей ситуации показан в романе «Анна Коренина». После того, как героиня изменила своему супругу, она не стала скрывать произошедшего. Ее любовь к Вронскому была сильным и настоящим чувством. Она хотела всегда быть со своим любимым, но муж не дал ей развода. Когда об этом поступке Анны узнало общество, ее осудили и начали всячески оскорблять. Она не могла спокойно никуда сходить, не наткнувшись на упрёки и обвинения. На самом деле общество, которым правили старые, богатые чиновники, находилось в панике и страхе. Они думали, а если каждая молодая жена станет уходить от своего старого и богатого мужа, вдохновившись примером Анны Корениной. Ведь многие браки в то время заключались по расчёту без согласия девушек. Все эти страхи превратились в упрёки и осуждения против женщины. От нее отвернулись все, загнав в тяжёлую депрессию. Героиня не смогла стерпеть нападков и покончила с собой. Всеобщий страх, ненависть и непонимание погубит молодую женщину.

Современное общество малым отличается от людей тех времён, которые описаны в произведениях писателей. Сейчас люди тоже не принимают новое и неизведанное, страшась непредсказуемых последствий. А те, кто все же привносят свои необычные идеи в жизнь, вынуждены быть одинокими и непонятыми.

»
Услышав проблема, по какой причине социум никак не принимает определенных людишек, непроизвольно запустилась цепь мемуаров. В аналогичные размышления известный автор возбуждал любого лица посредством абсолютно всеми популярное творение «Палата №6». Находящийся Вокруг сочли основного богатыря непонятным также закрыли его во светлице. Иной образец — «Каренина». Аня, поменяв супругу также никак не утаив действие, сделалась изгоем. Общество избегали ее, дебатировали. Социум постоянно изолировалось с «других». В Том Числе И в случае если ко люду, что отошел с общепризнанных законов, станут оставлены глубокие убеждения, со ним почти ни один человек никак не пожелает контактировать. Возможно в том числе и никак не помнить работы классиков также обернуться около: во любой школе либо во кабинете имеется персоны, каковых большая часть избегится. В Некоторых Случаях фактор находится во самый-самом народе, во его стремлении «закрыться». В Случае Если данное таким образом, в таком случае тут ранее его вопрос. Ко огорчению, социум иногда умышленно отвиливает со кем-в таком случае контакта. В Некоторых Случаях фактором делается недостаток стремления попробовать осознать. Построено точное позиция, то что из-за определенные граница выступать неприемлимо. Также в случае если кто именно-в таком случае из-за их пошел, в таком случае данное его причина — никак не необходимо существовало изолироваться с массы. Прискорбно понимать этот обстоятельство, то что иногда масса никак не только лишь ограничивает взаимодействие со таким народом, однако также слабо ко деревену принадлежит. Вновь разберем во образец среднее учебное заведение. Дети предпочитают малообщительного также застенчивого юнца, совсем никак не вписывающегося во единую фирму, также приступают надо ним всеми способами глумиться. Радости для. Со годом многочисленные предмета представляются около иным домиком, также последнего ученика во вузе ранее ни один человек никак не огорчает — попросту избегатся. Еще фактор способен являться во ужасе. То Что индивид ощущает, если встречается со нежели-в таком случае необыкновенным, непонятным? Грамотно, опасается. Кто Именно пожелает обладать товарища, что, ко образцу, акцентируется непонятным действием? Находящийся Вокруг ранее станут втыкать перстами в 2-ух индивид: в этого, кто именно порождает сомнения, также в этого, кто именно со ним контактирует. Непосредственно подобное произошло во ранее перечисленной «Палате», какую составил Город. Основной персонаж — доктор, обожал осуществлять разговора со один психически больным народом, вследствие того то что полагал его разумным. Равно Как данное усмотрели сотрудники также приятели? Советовали ему покой, стали предполагать около доктора искреннюю заболевание. Усилия богатыря объясниться буква ко чему никак не повергли. Его турнули. Кинули, равно как правонарушителя, во оберегаемую участок, отняв независимости. Непосредственно в то время доктор почувствовал в для себя истинные страдания ада…

Поделиться

Итоговое Сочинение 2021, 2022: даты, темы, примеры и советы к написанию

Итоговое Сочинение 2021, 2022: даты, темы, примеры и советы к написанию

Недавно ФИПИ опубликовал новые направления итогового сочинения 2021/22 учебного года. Что-то новенькое и интересное! Это наш допуск до ЕГЭ, поэтому давайте разберемся, как идеально подготовиться к декабрьскому сочинению. В статье вы найдете примеры тем и аргументы, которые помогут вам написать итоговое сочинение 2021-2022

Основные правила

1 декабря 2021 года вам предстоит за 3 часа 55 минут написать развёрнутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем. Объём должен быть не меньше 250 слов иначе незачёт. Сочинение должно быть написано самостоятельно

Дополнительные даты итогового сочинения: 2 февраля и 4 мая 2022

По формату итоговое сочинение 2021 отличается от сочинения ЕГЭ. Каждый из вас получит пять тем: по одной теме для каждого направления, их вы узнаете только за 15 минут до экзамена. Несмотря на то, что пишете сочинение вы только по одной из них, мы рекомендуем готовиться к нескольким направлениям: вдруг тема по вашему любимому направлению окажется сложной

Итоговое сочинение 2021-2022: критерии

Всего есть пять критериев, по каждому можно получить или «зачет» (1), или незачет (0). Первые два критерия — главные: если не получить по ним «зачет», за сочинение его тоже не поставят. Для того, чтобы получить «зачет» за сочинение в целом, нужно выполнить два первых критерия + хотя бы один из остальных.

1. Соответствие теме

Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.

2. Привлечение литературного материала

Чтобы получить зачет, нужно привести минимум 1 литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.

3. Композиция и логика рассуждения

Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем вам использовать классическую структуру сочинения.

5 абзацев:

вступление (тезис)

собственное мнение, которое будем доказывать аргументами

аргумент 1 (доказательство и микровывод)

аргумент 2 (доказательство или контраргумент)

вывод (итог рассуждений)

Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, критерий засчитают.

4. Качество письменной речи

Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят «незачёт», если мысль ясна — «зачёт».

5. Грамотность

«Незачёт» поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарём! Этот поможет вам свести орфографические ошибки к минимуму.

Направления, темы и аргументы для итогового сочинения 2021-2022

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Здесь нам предлагают поразмышлять о путешествиях и странниках. Причём речь может пойти как о реальной дороге, так и о жизненном пути. Темы могут попросить выпускников порассуждать о своих поездках, впечатлениях, опыте, полученном в путешествиях, а также обратиться к образу странника из литературы. Поиск смысла жизни, творческий путь, понятие «дом» — всё это может лечь в основу темы этого направления, ведь путешествие всегда было и остаётся средством познания мира внешнего и внутреннего.

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам и публицистике позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

Примерные темы

Почему людям так нравится путешествовать?

Согласны ли вы с высказыванием Эмиля Золя: «Ничто так не развивает ум, как путешествие»?

Как вы понимаете смысл высказывания: «Инвестиции в поездки — это инвестиции в себя»?

Правда ли, что жизнь странника гораздо интереснее, чем жизнь «домашнего» человека?

Как найти смысл на жизненном пути?

Согласны ли вы, что лучший этап любого путешествия — возвращение домой?

«Путешествия лишают тебя дара речи, а потом превращают в лучшего рассказчика» — Ибн Баттута.

Почему в поездку можно уехать одним человеком, а вернуться совершенно другим?

Согласны ли вы с высказыванием: «Путешествовать — значит развиваться».

Литературные аргументы:

«Война и мир» Л. Н. Толстой

«Вокруг света за 80 дней» Жюль Верн

«Герой нашего времени» М. Лермонтов

«Шантарам» Грегори Дэвид Робертс

«Дети капитана Гранта» Жюль Верн

«Жена путешественника во времени» Одри Ниффенеггерф

«Горе от ума» А. С. Грибоедов

«Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Это направление заставляет нас задуматься о плюсах и минусах, которые приносит нам технологический прогресс. Человек развивается, меняет мир вокруг, и каждый день мы, с одной стороны, пользуемся дарами цивилизации, с другой – подвергаемся риску и боремся с негативными последствиями. Темы позволят выпускникам задуматься о том, что каждый великий шаг прогресса несёт за собой последствия, которые порой могут оказаться катастрофическими: для экологии и здоровья самого человека. Обращаясь к классической литературе, мы сравниваем мир «до» с нашим современным миром, прослеживаем, как меняются ценности людей, духовный мир, социум. Отдельного внимания заслуживают антиутопии, авторы которых много лет назад старались спрогнозировать возможный вред от прогресса.

Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020−2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Примерные темы

Что важнее: развитие технологий или духовное развитие?

Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?

Согласны ли вы с высказыванием А. Эйнштейна: «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность»?

Может ли прогресс навредить человеку?

Согласны ли вы с высказыванием: «Лень — двигатель прогресса»?

Могут ли технологии заменить учителя?

Как технологический прогресс отражается на природе?

Один из величайших мифов нашего времени — это то, что технологии сближают нас. Так ли это?

Литературные аргументы:

«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери

«О дивный новый мир» О. Хаксли

«Отцы и дети» И. С. Тургенев

«Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер

«1984» Дж. Оруэлл

«Мы» Е. И. Замятин

«Голодные игры» С. Коллинз

«Повелитель мух» У. Голдинг

«Прощание с Матёрой», «Уроки французского» В. Г. Распутин

«Цветы для Элджернона» Дэниел Киз

Преступление и наказание — вечная тема

Темы этого направления не будут ограничиваться только произведением Ф. М. Достоевского, поскольку затрагивают важную философскую тему «преступления» в широком смысле этого слова. Стоит обсудить и последствия, с которыми сталкивается «преступник».

В центре рассуждений выпускника встанут такие понятия, как:

мораль и нравственность;

совесть;

честь;

ответственность;

вина и раскаяние.

Опираясь на личный опыт, обращаясь к опыту литературных героев, мы посмотрим на тех, кто совершает нечто неблаговидное, проанализируем, к чему приводят подобные поступки, как они влияют на человека и его окружение. Это направление также наталкивает на мысли о том, что такое справедливое наказание, в каких ситуациях допустимо мстить, осуждать, а в каких – великодушно прощать.

Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.

Примерные темы

Чем страшен человек без совести?

Можно ли понять и простить человека, совершившего преступление?

«Тварь ли я дрожащая или право имею…» — в чем заключалась ошибка теории Раскольникова?

Что может толкнуть человека на преступление?

Почему каждый человек должен нести ответственность за свои поступки?

Согласны ли вы с утверждением: «Нет хуже мук, чем муки совести»?

Должно ли последовать наказание за возмездие?

Литературные аргументы:

«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский

«Моцарт и Сальери» А. С. Пушкин

«Голодные игры» С. Коллинз

«Повелитель мух» У. Голдинг

«Старуха Изергиль» М.Горький

«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери

«Тарас Бульба» Н. В. Гоголь

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

«Анна Каренина» Л. Н. Толстой

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Очень интересная и неоднозначная тема! Каждый из нас может назвать произведение искусства (фильм, книгу, стихотворение или музыкальную композицию), которое поразило, впечатлило, а может, даже изменило нас. Анализ такого произведения, его интерпретацию ожидают увидеть эксперты от тех, кто выбирает данное направление. Немаловажно также вспомнить литературных героев, на жизнь и судьбу которых повлияло искусство, ведь все мы знаем, какое огромное влияние оно может оказывать на человека. Разумеется, многие авторы не обошли эту тему: искусство – сила, которая способна менять мир, в том числе духовный мир персонажей. Это направление однозначно можно считать одним из самых популярных среди выпускников.

С каким литературным персонажем вы себя ассоциируете?

Почему важно приобщаться к искусству с детства?

Какое произведение оказало на вас самое большое влияние?

Правда ли, что искусство может изменить судьбу человека?

С героем какого произведения вы бы хотели встретиться в реальной жизни и почему?

Литературные аргументы:

«Зеленая лампа» А. Грин

«Евгений Онегин» А. С. Пушкин

«Война и мир» Л. Н. Толстой

«Гарри Поттер» Дж. Роулинг

«Мастер и Маргарита» М. А. Булгаков

«Граф Монте-Кристо» А. Дюма

«Черный человек» С. Есенин

«Гранатовый браслет» А. И. Куприн

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Это направление отсылает нас к одноимённому произведению Н. А. Некрасова. Однако, как и в случае третьей темой, оно не замыкается только на нём. Здесь выпускнику следует подумать об острых социальных и общественных вопросах: кто такой «гражданин»? В чем его ответственность перед обществом и родиной? Как меняется страна с ходом истории, взгляды народа и уровень его жизни? Могут ли жители нашей страны обрести счастье, а все государственные проблемы – разрешиться? Рассуждения о долге, родине, патриотизме лягут в основу сочинений тех, ко выберет это направление

Какого человека можно назвать гражданином?

Ощущаете ли вы личную ответственность перед государством?

Нужно ли отдавать долг Родине и почему?

Что делает граждан одной страны счастливыми?

Может ли один человек повлиять на общество?

Чего не хватает нашему государству?

За что вы любите Россию?

Кто должен заботиться о тех, кто попал в трудную жизненную ситуацию: государство или граждане?

Литературные аргументы:

«Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасов

«Война и мир» Л. Н. Толстой

«Недоросль» Д. И. Фонвизин

«Похороните меня за плинтусом» П. Санаев

«451 по Фаренгейту» Р. Брэдбери

«Над пропастью во ржи» Дж. Сэлинджер

«1984» Дж. Оруэлл

«Горе от ума» А. С. Грибоедов

источник https://blog.maximumtest.ru

Н.А. Лобастова, учитель
русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 16 
города . Екатеринбурга

ПОДГОТОВКА
ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Конец
августа. Объявлены тематические направления очередного итогового сочинения.
Времени до первой среды декабря немного.  Поэтому сложился следующий алгоритм
подготовки обучающихся    к написанию сочинения по предложенным тематическим
направлениям
:

1.      Знакомство
с комментариями ФИПИ: внимательное прочтение, анализ.

2.      Определение
возможных аспектов направления.

3.      Словарная
работа (опережающее домашнее задание для учащихся).

Содержание этого этапа  может
быть разным в зависимости от формулировки тематического направления:

– определение
лексического значения тематических слов;

– подбор синонимов (антонимов)
к тематическим словам…

4.      Беседа
на основе вопросов, позволяющих учащимся поразмышлять над особенностями
направления.

5.      Отбор
и обсуждение литературного материала, необходимого для аргументации.

6.      Подбор
крылатых выражений, афоризмов по теме (опережающее домашнее задание для
учащихся).

7.      Знакомство
с темами обучающих сочинений. Комментарий к темам сочинений.

8.      Написание
обучающих сочинений в течение недели.

9.      Проверка
работ учащихся. Анализ сочинений: общий и индивидуальный.

Следует
отметить, что с требованиями к структуре и содержанию итогового сочинения
обучающиеся познакомились в 10 классе. В 11 классе повторяем пройденный
материал, дополняем теорию и практику в ходе анализа написанных сочинений,
совершенствуем умение строить аргумент, учимся «наполнять» аргументацию
адекватным содержанием, работаем над речевой выразительностью и грамотностью.

Результат
работы – тематические таблицы для учащихся, материалы которых они могут
использовать для  написания  сочинений в сентябре-ноябре и накануне итогового
испытания – в первую среду декабря.

Таблица
№1

Материалы к
тематическому направлению № 1

Человек
путешествующий: дорога в жизни человека

Комментарий ФИПИ

Тематическое направление нацеливает выпускника
на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий
и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных
героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве,
о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание
дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может
быть осмыслена не только в конкретном, но
и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать
о том, как человек на жизненном пути обретает практический
и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других
людей.
Обращение к художественной, философской, психологической,
краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам
и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство
познания действительности и внутреннего мира человека.

Определение тематического слова

Дорога – (перен.)
с
редство к достижению чего-либо. 

Путьпутешествие,
поездка, движение. 

Путь – направление деятельности,
направление развития чего-нибудь, образ
действий, жизни.

Словарная работа

Фразеологизмы со словом дорога: идти своей дорогой, проложить себе дорогу… 

Травелог  короткометражный
фильм-путешествие (жанр, описывающий путешествие в разных видах искусства)

Литература для аргументации

Литература
XIX века

А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в 
Москву»

А.С.  Грибоедов «Горе от ума»
А.С. Пушкин «Станционный смотритель»,
«Капитанская дочка», «Метель»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени», «Мцыри»
Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Ревизор»
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»,
«Железная дорога»

И.С. Тургенев «Отцы и  дети»…

Литература
XX века

И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»

М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба  человека»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

А. Платонов «Юшка»
В.А. Каверин «Два капитана»

К.Г. Паустовский «Телеграмма»…

Зарубежная литература

О. Генри «Дороги, которые мы выбираем»

А. де Сент-Экзюпери
«Маленький принц»

 

Афоризмы

по теме

§  Важно не то
место, которое мы занимаем, а то направление, в  котором мы движемся. (Л.Н.
Толстой)

§  С любой дороги
повернёшь обратно,

И лишь
дорога жизни безвозвратна.  (Р. Гамзатов)

§  Истинное
назначение вашего путешествия – это не место на карте, а новый взгляд на
жизнь.  (Г. Миллер)

Примерные темы сочинения

1.     
Почему
тема дороги стала одной из ведущих тем в русской литературе
XIX века?

2.     
Что
значит «идти своей дорогой»? 

3.      Какие ориентиры помогают не заблудиться на
жизненном пути?

4.     
Может
ли путешествие изменить мировоззрение человека?

5.     
Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это
постоянный выбор?

Таблица
№ 2

Материалы к
тематическому направлению № 2

Цивилизация и технологии —
спасение, вызов или трагедия?

Комментарий ФИПИ

Тематическое
направление заостряет внимание выпускника на достижениях
и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных
с ее плодами. Темы сочинений будут способствовать раздумьям
выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими
новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс
к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса
на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали
особенно актуальны на фоне вызовов пандемии
2020−2021 гг.            Темы позволят задуматься о диалектике
«плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих
и трагических последствиях развития технологий, о способах
достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями
и духовными ценностями человечества
.
            Примеры из философской, научной, публицистической,
критической и мемуарной литературы
покажут, как мыслители, деятели
науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят
его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным
произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том
числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

Словарная работа

Цивилизация – уровень общественного развития, материальной и
духовной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономической
формацией.
 

Технологии — внедрение техник и процессов, методов и
процедур для в целях обеспечения человеческих потребностей и желаний. (В
высокотехнологических обществах важное место занимают моральные и этические
составляющие
).

Вызов – угроза современной цивилизации (принять
вызов времени
).

Аспекты направления

§  Цивилизация и
культура (материальная и духовная).

§  Цивилизация и
гражданское общество.

§  Технологии и
мораль. Плюсы и минусы технологических новшеств.

§  Цивилизация и
природа.

§  Глобальные
проблемы человечества (экологический кризис, социальное неравенство,
демографический кризис, войны и др.). Роль технологий в решении глобальных
проблем. 

§  Цивилизация и
история. Уроки прошлого, прогноз будущего. Роль литературы в освещении
проблем современного общества (антиутопии, фантастические произведения и др.)

Литература для аргументации

Литература
XX века

Е.И. Замятин «Мы»
М.А. Булгаков «Роковые яйца», «Собачье сердце»

А.Р. Беляев «Человек-амфибия», «Голова профессора Доуэля»
И.А. Ефремов «Туманность Андромеды», «Лезвие бритвы»

Н. Заболоцкий Стихи «Я не ищу гармонии в
природе…»,

В.П. Астафьев «Царь-рыба» (повествование в рассказах)

Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»
Ч. Айтматов «Плаха»
 

Т.Н. Толстая «Кысь» …

  Зарубежная литература

Г. Уэллс «Машина времени»

Дж. Оруэлл «1984»
Э. Вейер «Марсианин»
Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Афоризмы

по теме

§  Да
будут прокляты эти интересы цивилизации, и даже самая цивилизация, если для
сохранения ее необходимо сдирать с людей кожу (Ф.М.
 Достоевский)

§ 
Не надо смешивать цивилизацию
с культурой… развитие цивилизации отодвигает культуру все более и более
назад, игнорируя духовную сторону человека и отодвигая его к первобытному
звериному прошлому (А. Кони)

Примерные темы сочинения

1.      Можно ли
обойтись без науки в современном мире?

2.      Должен
ли учёный нести ответственность за научное открытие?

3.      Меняются
ли люди в условиях технического прогресса?

4.      К чему
могут привести научные открытия?

5.     
С какими вызовами сталкивается человек XXI  века?

Таблица № 3

Материалы к
тематическому направлению № 3

Преступление и
наказание – вечная тема

Комментарий ФИПИ

              Тематическое
направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как
социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями
закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния.

                Темы сочинений позволят анализировать и оценивать
поступки человека с правовой и этической точек зрения.
В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность
за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих
и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

                Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную
тему с научной точки зрения (юридической, психологической,
социальной, философской).
Богата названной проблематикой публицистическая,
мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место
занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского,

200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет
отмечать в конце 2021 г.

Словарная работа

Совесть – чувство
моральной ответственности за своё поведение; внутренняя оценка своих
поступков, нравственные принципы. 

Совесть – это способность
человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и
переживать свое несоответствие морально должному
.

Преступление  – (перен.) недопустимый,
непозволительный поступок.

Синонимы 

Преступление,
злодеяние, беззаконие, преступное деяние

Наказание,
расплата, возмездие

Раскаяние,
покаяние, осознание, признание

Аспекты направления

  • Неблаговидные поступки человека и их
    причины
  • Последствия неблаговидных поступков
  • Влияние неблаговидных поступков на
    человека и его окружение
  • Что такое справедливое наказание
  • В каких ситуациях допустимо мстить,
    осуждать, а в каких – великодушно прощать
  • Что значит жить по совести

Поразмышляем

Что
значит жить по совести?

Что
помогает человеку принять правильное решение?

Можно
ли простить человека, совершившего преступление?..

Литература для аргументации

Литература 
XIX века

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений
Онегин», «Выстрел», «Метель»

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

М.Е. Салтыков-Щедрин «Пропала совесть»

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»…

Литература
XX века

М.А.
Булгаков «Мастер и Маргарита»

В.
Быков «Сотников»

К.Г.
Паустовский «Телеграмма»

Д.С.
Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Зарубежные детективы

А. Кристи, А. Конан Дойля и др.

Афоризмы

по теме !!!

Совесть — когтистый зверь, скребущий
сердце (
А.С. Пушкин)

Самую сильную черту отличия человека
от животных составляет нравственное чувство, или совесть. И господство его
выражается в коротком, но могучем и крайне выразительном слове «должен» (
Чарльз Дарвин)

Примерные темы сочинения

1.      Какую роль
играет совесть в жизни человека?

2.      Почему Ф.М.
Достоевский назвал совесть «действием Бога в человеке»?

  1. Что толкает
    людей на преступления?
  2. Можно ли понять и простить
    человека, совершившего преступление?

5.      Легко ли всегда поступать
по совести
?

Таблица № 4

Материалы к
тематическому направлению № 4

Книга (музыка,
спектакль, фильм) — про меня

Комментарий ФИПИ

             
Тематическое
направление позволяет высказаться о произведении различных видов
искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе
мультипликационное или документальное), которое является личностно важным
для автора сочинения.

            В сочинении раскроются читательские (зрительские,
музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации
значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может
быть разной:
сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных
событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики,
близость психологических и мировоззренческих установок автора
и выпускника.
            Высказываясь о произведении искусства с опорой
на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при
аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии),
мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих
трудов критиков и ученых.

Аспекты направления

  • Сильное эстетическое впечатление от
    произведения
  • Совпадение изображенных событий
    с жизненным опытом выпускника
  • Актуальность проблематики
  • Близость
    психологических и мировоззренческих установок автора
    и выпускника

Поразмышляем

Какова роль искусства в жизни человека?

Какое произведение искусства (книга, фильм,
спектакль, музыкальное  произведение ) оказало на меня сильное впечатление и
почему?

Какие литературные герои мне близки  и  почему?…

Материалы

для аргументации

Литература,
музыка, человек  

И.С. Тургенев «Стихотворения  в прозе»

Л.Н. Толстой «Война и мир»:

фрагмент — пение Наташи;

А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда»

А.И Куприн «Гранатовый браслет»

А.Н. Толстой «Русский характер»

К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»,
«Избушка в лесу»

В.П.  Астафьев «Последний поклон» (фрагмент о
воздействии музыки на душу человека)

М. Петросян «Дом, в котором…»

О. Генри «Последний лист»

Публицистика

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (письма «Большое в
малом», «Самое большое», «Самая большая ценность жизни»)

Музыка

Д.
Шостакович Симфония № 7 («Ленинградская»)

Афоризмы

по теме

§  Искусство
– могучее средство исправления людского несовершенства (Т. Драйзер)

§  Музыка
– лучшее утешение для опечаленного человека (М. Лютер)

§  Музыка,
подобно дождю, капля за каплей просачивается в сердце и оживляет его  (Р.
Роллан)…

Примерные темы сочинения

6.      Может ли человечество
существовать без искусства?

7.      Какую
роль

чтение художественной литературы играет в становлении личности?

8.      Чтение какой
книги потребовало от вас душевной работы?

9.      Какой фильм
вы можете назвать шедевром?

10.  Как музыка
может помочь человеку пережить трудное время?

Таблица
№ 5

Материалы к тематическому
направлению № 5

Кому на Руси жить
хорошо? – вопрос гражданина

Комментарий ФИПИ

             
Тематическое направление сформулировано с отсылкой
к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения
которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает
возможность
рассуждать о самом понятии «гражданин»,
об общественной справедливости и личной ответственности гражданина,
о счастье и долге, о причинах социальных пороков
и способах их устранения, о необходимости помогать тем,
у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования
общественного и государственного устройства.
            Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских
вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться
на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности
выпускника.
            При раскрытии тем этого направления можно привлечь для
аргументации
примеры из художественной, исторической,
психологической, философской литературы и публицистики,
обозначая
при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

Словарная работа

Гражданин – сознательный
член общества.

Сознательность –
умение,
способность правильно разбираться в окружающей действительности, определять
своё поведение.

Социальный – общественный,
относящийся к жизни людей.

Порок – тяжёлый
предосудительный недостаток, позорящее свойство.

Аспекты направления

Рассуждения:  

  • о понятии «гражданин»;
  • об общественной справедливости
    и личной ответственности гражданина;
  • о счастье и долге;
  • о причинах социальных пороков
    и способах их устранения;
  •  о необходимости помогать тем,
    у кого возникли жизненные проблемы;
  • о путях совершенствования
    общественного и государственного устройства

Литература для аргументации

Литература 

XVIII и XIX века

Д.И. Фонвизин «Недоросль»

***

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»

А.Н. Островский «Свои люди – сочтёмся!»,
«Гроза», «Бесприданница» и др.

Н.С. Лесков «Однодум»

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»,
«Поэт и гражданин»

М.Е. Салтыков-Щедрин Сказки

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Литература
XX века

А.П.
Чехов Рассказы

***

М.А.
Булгаков «Мастер и Маргарита»

В.П.
Астафьев «Царь-рыба»

Б.Л.
Васильев «Не стреляйте в белых лебедей»

А.И.
Солженицын «Один день Ивана Денисовича»…

Публицистика

Д.С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном» (Письма  3, 7, 46
«Самое большое», «Что объединяет людей»,  «Путями доброты»)

Афоризмы

по теме

§  Долг!
Ты возвышенное, великое слово. Это именно то великое, что возвышает человека
над самим собой. (И. Кант)

§ 
Да разве найдутся на свете такие огни, такие муки и такая сила,
которая бы пересилила русскую силу! (Н.В. Гоголь)

§ 
Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. (Н.А.
Некрасов)

§ 
Не стоит обращать внимание на разговоры окружающих, нужно просто
продолжать делать свое дело.

Примерные темы сочинения

1.      Как вы
понимаете высказывание Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но
гражданином быть обязан»?

2.      Бывает
ли общественное мнение ошибочным?

3.      Как вы
понимаете высказывание В.Г. Белинского: «Патриотизм, чей бы он ни был,
доказывается не словом, а делом»?

4.      Какие
социальные пороки опасны для государства?

5.      Может ли
каждый гражданин внести свой вклад в улучшение жизни общества?

  • Почему рассказ назван заботливый цветок
  • Почему произошла битва водяной крысы и вороны в рассказе остров спасения
  • Почему рассказ заканчивается описанием тонкой и гибкой парой нанятых влюбленных
  • Почему природу называют живой сочинение 70 слов
  • Почему они жили мирно и дружно сказка о мертвой царевне и семи богатырях