Почему пушкин любил сказки

Анонимдля меня а. с. пушкин идеал. идеал культуры, нравственности, высоких чувств, жизненных принципов, взглядов, позиций. его поэзия это

Почему пушкин любил сказки

Аноним

Для меня А. С. Пушкин — идеал. Идеал куль­туры, нравственности, высоких чувств, жизнен­ных принципов, взглядов, позиций. Его поэзия — это сама жизнь со всеми ее сложностями, пережи­ваниями, проблемами и противоречиями. И в то же время — со всеми радостями, с упоением от счастья, любви, красоты, надежды. «О, если б го­лос мой умел сердца тревожить» , — восклицал юный поэт. Сегодня его голос, как и десять, и пять­десят, и сто лет назад волнует, тревожит и пробуж­дает наши сердца. И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал… Эти слова великого поэта оказались пророче­скими. Его творчество действительно пробужда­ет в наших душах самые светлые, самые добрые, самые возвышенные чувства. Стихи поэта сопровождают нас всю жизнь, начиная с самого раннего детства. Кто из нас не помнит замечательного вступления к первой гла­ве поэмы «Руслан и Людмила» , которое погружа­ет нас в таинственный сказочный мир: У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо — песнь заводит, Налево — сказку говорит. А знаменитые сказки Пушкина: «Сказка о зо­лотом петушке» , «Сказка о царе Салтане… » , «Сказка о рыбаке и рыбке»! . Волшебные и по­учительные, мудрые и веселые — сколько в них добра, народной мудрости, юмора, лукавства. А каким удивительным по своей красоте поэтичес­ким языком написаны они! На всю жизнь привили мне любовь к природе, к грустной, но прекрасной поре года услышанные еще в детстве строки из стихотворения «Осень» : Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. Сколько нежности, теплоты, сколько настоя­щего волшебства, дивного очарования заключе­но в этих строках! Тот, кто способен так писать о природе, не может не любить ее — искренне, всем сердцем, сливаясь с ней и растворяясь в ее гар­монии и красоте. И любой, кто читает эти стро­ки, не может устоять перед силой чувства поэта, не может не полюбить окружающий мир так же преданно, так же нежно и самозабвенно, как лю­бил его Александр Пушкин. Природа для поэта составляла все: в ней он находил ответы на многие жизненные вопросы, в ней искал гармонии, которой так не хватало ему в реальной жизни, в ней черпал образы и слова, чтобы выразить свои чувства, с ней сравнивал даже само поэтическое вдохновение, как в сти­хотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» .

Почему пушкин любил сказки

У меня есть книга, которую я часто перечитываю. Это сказки А.С. Пушкина. Они написаны понятными словами, легко прочитались и в них много поучительной морали для меня. «Сказка о Рыбаке и Рыбке» научила меня тому, что жадность — плохое качество, нужно быть радостным от того, что тебе дала жизнь. А «Сказка о царе Салтане» говорит, что не стоит доверять сплетнях и злым слухам, как поверил Салтан словам сестёр царицы. И ещё она учит, что, несмотря ни на что, если ты добрый, честный и смелый — ты победишь. Моя любимая сказка — это «О мёртвой царевне и семи богатырях». Это сказка учит тому, что никогда не стоит унывать. Зло, даже самое коварное, всегда проиграет чистому искреннему человеку. Нужно жить порядочно и тогда всё получится.

Почему пушкин любил сказки

Аноним

Великий русский стихотворец написал в своей жизни не так уж и много сказок (по подсчетам исследователей – от семи до девяти). Но все они по праву входят в список алмазов не только русской, но и мировой литературы. Что значат сказки Пушкина для многих и многих людей, запомнивших их с самого своего детства? Вопрос, скорее, риторический. Потому что эти произведения, знакомые всякому русскому человеку, словно некое национальное достояние, не поддаются в полной мере ни описанию, ни сравнению. Мы привыкли говорить о том, что у нас есть Красная Площадь, Большой Театр, поэт Пушкин, Эрмитаж… Да-да, именно в этом ряду, наверное, — ни больше, ни меньше. Символ русской литературы Можно сказать с уверенностью, что для всякого возраста – свой Пушкин! Он начинается с детства и вплоть до преклонных годов сопровождает нас по жизни. А вопрос «что для меня значат сказки Пушкина?» актуален, в принципе, в любом возрасте при определенном – поэтическом – состоянии души. Даже школьник знает знаменитое вступление к поэме «Руслан и Людмила», начинающееся словами «У Лукоморья дуб зеленый». А такие названия, как «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», буквально у всех на слуху. Отличительные черты Что для меня значат сказки Пушкина? Эти произведения в первую очередь отличаются от творений других авторов (того же Андерсена или Перро) тем, что облечены в превосходную стихотворную форму. Кое-где она напоминает народную поэзию (но говорить, что это полная стилизация, все-таки нельзя), кое-где – присказки и устойчивые обороты. А в целом – прекрасные авторские произведения, не похожие ни на что, полностью оригинальные и подчиняющиеся общему творческому замыслу поэта. Все сказки имеют четко выстроенные сюжетные линии, герои выглядят объемно и ярко, выписаны до мелочей. И поэтому поэтические образы, мастерски придуманные автором, хорошо запоминаются и детьми, и взрослыми (кстати, известно, что Александр Сергеевич сперва даже и не планировал писать сказки именно для детей). Мой Пушкин Что для меня значат сказки Пушкина в литературном и общекультурном контексте? Можно сказать, что поэт и его сказки являются одними из самых ярких первых детских поэтических впечатлений для многих людей. Ладность стиля, умеренная народность изложения, кажущаяся простота произведений – все это откладывается «с младых ногтей» в душах ребят, формируя их поэтический вкус и любовь к русской литературе. Поэтому на вопрос «что значат для меня сказки А. С. Пушкина?» многие ответят: «Практически все!» Ведь произведения поэта воспитывают с детства наш литературный вкус, говоря о том, какой должна быть настоящая поэзия (детская или взрослая – без разницы). А затем и на протяжении всей жизни продолжают сопровождать нас, внося свои коррективы в понимание стихов. В этом плане интересна эволюция понимания творчества поэта для каждого из нас: ведь сказка, прочитанная (или прослушанная) в детстве, намного отличается от той же самой, прочитанной в зрелом возрасте! Попробуем и мы снова перечитать, чтобы каждый из нас смог ответить на вопрос «что для меня значат сказки Пушкина?» — Читайте подробнее на FB.ru: http://fb.ru/article/181984/chto-dlya-menya-znachat-skazki-pushkina-u-kajdogo-svoy-pushkin

6 июня наша страна отмечает 221-ю годовщину со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина.

А.С. Пушкин — автор всем известных и любимых сказок. Не одно поколение детей выросло на сказках Пушкина, его творчество, ставшее неотъемлемой частью нашей культуры, сопровождает нас на протяжении всей жизни.

Сказки Пушкина написаны в живой и легко воспринимаемой стихотворной форме, созвучной народным напевам и сказаниям. Фольклор вдохновил поэта и обогатил его творчество красочными образами и сюжетами. «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма, – писал Пушкин под впечатлением от рассказов своей няни Арины Родионовны, донесшей до него великолепие и мудрость народного творчества. – Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей! Что за золото!»

Сказочный мир Пушкина наполнен героями, созданными под влиянием фольклора, такими как царь Салтан, царевна Лебедь, кот ученый, богатыри, Балда, также здесь присутствуют исконно славянские мифологические персонажи — Кощей и Баба Яга с Избушкой на курьих ножках.

Как провести этот день с дошкольником? 

1. Немного биографии

Александра Сергеевича  знают не только в нашей стране. Он известен всему миру. Конечно, сначала был просто маленький Саша Пушкин. Родился он очень давно – 6 июня 1799 года. В то время ещё не жили ни вы, ребята, ни я, не было на свете даже моей бабушки. Саша жил в большой семье. У него были старшая сестра и два младших брата. А ещё у Саши была няня Арина Родионовна. В доме у них было очень много книг. Отец Саши очень любил читать и писал стихи. Саша тоже начал писать стихи очень рано – в три года.

Но мы с вами знаем, что Александр Сергеевич Пушкин писал не только стихи. Он написал ещё и сказки. Сказки он любил с детства Арина Родионовна знала много сказок и очень хорошо их рассказывала. Арина Родионовна брала в руки вязанье, садилась, и начиналась сказка… Эти сказки маленький Саша мог слушать подолгу. Но когда он вырос, он не забыл свою няню, он написал о ней стихотворение «Буря мглою небо кроет…» и, когда приезжал домой, обязательно слушал сказки и рассказы своей старенькой няни.

Когда Саше исполнилось 11 лет, его привезли учиться в Царское Село, в Лицей – школу для мальчиков. Здесь он проучился шесть лет,встретил своих будущих друзей: Ивана Пущина, Антона Дельвига. В Царском Селе Пушкин начал писать свои настоящие стихи (можно продемонстрировать рисунок : Пушкин читает стихи своим друзьям). Пушкин любил рисовать и часто рядом со стихами он рисовал пером.

Прошло много лет с того времени, когда жил великий поэт. Но его стихи не забыты. Его помнят и любят не только в нашей стране, но и во всём мире. Его именем названы город, станция метро, улицы, площади. В Казани, в самом центре города стоит памятник поэту. Создан музей Пушкина.

Каждый год печатаются новые книги с его стихами, сказками. Но есть одна старая книга, которая хранится в музее. Учитель- Онегин Д. С. – прислал с фронта своим дочерям письмо и книгу со стихами Пушкина. Он думал, что погибнет на войне, не вернётся домой. В письме он написал, чтобы дочери хранили эту книгу, раненую в бою. Но он вернулся, много лет хранил эту книгу, а потом передал её в музей.

2. Посмотрите этот замечательный мультфильм в котором говорится о Великом поэте простыми, понятными любому ребёнку словами.

https://yadi.sk/i/ET5mbxBJpoSMog

3. С какого возраста  нужно читать детям Пушкина?

В соответствии с Примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой знакомство со сказками Пушкина начинается уже в 1 младшей группе (дети от 2 до 3 лет). Воспитатель читает отрывок из «Сказки о царе Салтане»

Конечно, педагог не сообщает детям автора и название сказки, а привлекает внимание малышей к кораблику с парусами, пущенному по воде. Предлагает всем подуть, посмотреть, как побежит кораблик на раздутых парусах. Вот так в игровой форме начинается знакомство с волшебными сказками великого поэта.

Во второй младшей группе (дети от 3 до 4 лет) воспитатель знакомит детей с отрывками из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях».

Образы солнышка, ветра, месяца дотупны и понятны детям этого возраста. Иллюстрации в книгах прекрасно дополняют чтение отрывков. Конечно, воспитатель вправе сам решать сообщать ли дошкольникам автора данных строк или нет. Я считаю, что уже в младшей группе дети вполне могут запомнить фамилию Пушкин.

В средней группе (дети от 4 до 5 лет) предагается заучивание отрывка из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»- «Ветер, ветер, ты могуч!». Работа над поэтическим прозведением включает в себя всегда предварительную работу- знакомство с новыми словами, объяснения их смысла, чтобы не отвлекаться на это во время чтения. Детям необходимо сообщить имя, отчество и фамилию поэта, показать портрет. Предложить вспомнить стихотворение про ветер, которое они уже читали ранее. Если дети затрудняются, педагог читает. Здесь снова на помощь приходят иллюстрации.

Почему объяснение новых слов так важно в работе над сказками Пушкина? Дело в том, что в них содержится столько архаизмов, т. е. слов, вышедших из употребления, что дошкольнику будет очень трудно понять смысл целой фразы. Следует привести примеры архаизмов: ланиты (щеки, выя (шея, длань (ладонь, внемлить (слушать).

Сказки Пушкина нужно читать очень внимательно, а не вырывать какие-то места для запоминания.

Так в старшей группе знакомство со сказками продолжается чтением «Сказки о царе Салтане,сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сказка достаточно большая по объему, поэтому прочитать за один раз не получится. Значит, это будет чтение с продолжением. Здесь можно использовать прием-запомнить место, на котором остановились, а в следующий раз предложить вспомнить. 

В подготовительной к школе группе детям читают «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях».

4. А теперь можно и повтворить.

Рисуйте, делайте поделки, аппликацию. Здесь Вас никто не ограничивает. Дайте полёт фантазии.

Сценарий досуга для старших дошкольников

 « Путешествие по сказкам Пушкина»

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Задачи и цели:

1. Расширить и углубить знания детей о великом русском поэте А.С. Пушкине и его творчестве для детей.

2. Совершенствовать выразительность речи.

3. Развивать память и творческое воображение.

4. Испытать чувство восхищения и радость общения со сверстниками и гостями.

Оборудование и материалы: книги   А.С. Пушкина, сценические костюмы героев сказок А.С. Пушкина, настенное панно «У лукоморья», листы альбома, акварельные краски, кисточки, салфетки, предметы из сказок А.С.Пушкина.

Выставка детских рисунков.

Презентации по сказкам А.С.Пушкина

Предварительная работа:

Чтение детям произведений А.С. Пушкина.

Этическая беседа на тему «Сказка – ложь, да в ней намек».

Заучивание стихов А. С. Пушкина.

Драматизация отрывков сказок А.С. Пушкина.

Подготовка оборудования.

Ход:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята и дорогие гости! Сегодня мы с вами совершим путешествие по сказкам А. С. Пушкина, побываем в сказочной стране под названием «Лукоморье».

Первый ребенок: Мы расскажем вам, почему А.С. Пушкин так любил русские народные сказки и почему он хотел, чтобы его сказки были похожи на народные.

Второй ребенок: Когда А.С. Пушкин был совсем маленьким и все его звали просто Саша, у него была нянюшка – простая крестьянка, которую звали Арина Родионовна Матвеева. Маленький Саша очень любил слушать сказки, которые ему рассказывала няня. Ему очень нравились напевные слова, которыми говорила его нянюшка.

Третий ребенок: В то время в дворянских семьях было модно говорить по-французски, а русский язык считался грубым. Но, слушая сказки и песни своей няни, юный поэт понимал, что нет на свете языка более красивого, чем русский.

Четвертый ребенок: Когда А. С. Пушкин стал взрослым, он старался показать всю красоту русского языка. Поэт писал свои стихи простым языком, который был понятен всем – и бедным, и богатым, и маленьким, и взрослым. Поэтому А. С. Пушкина и называют народным поэтом.

Воспитатель: Что ж, начнем! Предлагаю вам первый конкурс.

Конкурс 1. «Угадай сказку»

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут,

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

(«Сказка о царе Салтане»)

Игра «Белочка с орешком»

Дети становятся в круг и, складывая ладошки лодочкой, протягивают руки навстречу Белочке. Белочка ходит по кругу с орешком в руках, изображая, что вкладывает в ладошки ребят орешек, а кому-нибудь дает его на самом деле. После слов «Раз, два, три, беги!» ребенок с орешком выбегает в центр круга, задача остальных детей не дать ребенку выбежать в круг.

На девичник собираясь,

Вот царица, наряжаясь

Перед зеркалом своим

Перемолвилася с ним:

-Я ль, скажи мне, всех милее

Всех румяней и белее?

Что же зеркальце в ответ?

-Ты прекрасна – спору нет,

Но царевна всех милее,

Всех румяней и белее.

 («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

Игра: «Повторяй за мной»

Убыстряя все более и более показывать движения

И царица — хохотать, 
И плечами пожимать, 
И подмигивать глазами, 
И прищелкивать перстами, 
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Вот идет он к синему морю,

Видит, на море черная буря:

Так и вздулись сердитые волны,

Так и ходят, так воем и воют.

(«Сказка о рыбаке и рыбке»)

Игра «Море»

Воспитатель: Слушайте внимательно и меняйте волны так, как в этой сказке.

1. Жил старик со своею старухой у самого синего моря.

(море спокойное, волны слегка плещутся, едва поднимаясь над полом).

2. Вот пошёл он к синему морю, видит — море слегка разыгралось.

(волны увеличиваются, чуть-чуть приподнимаются над полом).

3. Вот пошёл он к синему морю, помутилось синее море, старичок отправился к морю – почернело синее море.

(дети постоянно поднимают руки от пола, движения становятся быстрее).

4. Вот идёт он к синему морю, видит на море чёрная буря: так и вздулись сердитые волны, так и ходят воем воют. Ничего не сказала рыбка, лишь хвостиком плеснула и ушла в глубокое море.

 (волны успокаиваются, у детей появляется улыбка).

Коль кругом все будет мирно,

Так сидеть он будет смирно;

Но лишь чуть со стороны

Ожидать тебе войны,

Закричит и встрепенется

И в то место обернется!

(«Сказка о золотом петушке»)

Игра «Куда смотрит петушок»

Дети выполняют команды педагога: налево, направо и т.д.

Конкурс 2. Иллюстрируем сказку А.С.Пушкина

Детям с родителями даются листы альбома, краски и карандаши. Вместе они иллюстрируют одну из сказок А. С. Пушкина.

Конкурс 3. «Игра в рифмы»

Воспитатель: Все сказки А. С. Пушкина написаны стихами. Сейчас я предлагаю вам подобрать рифмы к словам. Поиграем в рифмы!

Ложка – кошка, плошка, мошка.

Совет – ответ, привет, рассвет.

Палка – галка, скалка, скакалка

Кот – плот, кашалот, бегемот.

Кружка – подружка, клюшка.

Роза – береза, заноза.

Конкурс 4. «Знаете ли вы?»

Воспитатель: Мы с ребятами так много узнали об А. С. Пушкине. А знаете ли вы?

– Как звали няню А. С. Пушкина? (Арина Родионовна Матвеева.)

– Где родился А. С. Пушкин? (В Москве.)

– Что больше всего любил делать маленький Саша? (Очень любил читать, рассказывать стихи наизусть.)

– Какие предметы в лицее он не любил? (Арифметику.)

– Кто научил А. С. Пушкина русской грамоте? (Бабушка Мария Алексеевна Ганнибал

1. Сколько жил старик со своей старухой? (тридцать лет и три года).

2. Кто и из какой сказки говорит такие слова: «Свет, мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее»? (царица из сказки «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).

3. Царевич Гвидон в сказке 3 раза превращается в насекомых. Назовите их! (комар, муха, шмель).

4. В какой сказке старушка бросила царевне яблоко? («Сказка о царевне и семи богатырях»).

5. Рыбка непростая, чешуёй сверкает. Плавает, ныряет, желанья исполняет. («Золотая рыбка»)

6. В какой сказке встречается волшебная белочка? («Сказка о царе Салтане…»)

7. В какой сказке на страже стоит петушок? («Сказка о золотом петушке»)

Конкурс 5. «Творческое задание»

 Дети вместе с родителями инсценируют отрывок из сказки  А. С. Пушкина.

Автор:

                    У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том,

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Идет направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит.

Там, на неведомых дорожках,

Следы невиданных зверей;

Избушка там, на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей…

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя.

Там в облаках, перед народом,

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит.

Там ступа с Бабою Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет.

Там русский дух, там Русью пахнет!

И я там был, и мед я пил;

У моря видел дуб зеленый,

Под ним сидел и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

Воспитатель: Ну что ж, праздник наш закончился. Как мы с вами интересно время провели!

А сейчас всех приглашаем на чаепитие!

Автор: Мамай Валентина Викторовна

Организация: ГОУЛНР «АСШ№24 им.Ю.М.Дейнеко»

Населенный пункт: г.Алчевск

Цели урока:

— продолжить знакомство с биографией А. С. Пушкина;

— способствовать выработке желания «найти» своего Пушкина;

— приобщить учащихся к теме лицейского братства в жизни поэта;

— проанализировать стихотворение, написанное в жанре послания «первому другу, другу бесценному»,

— вызвать желание читать и перечитывать Пушкина;

— пробудить интерес к более глубокому изучению творчества поэта;

— воспитывать чувство гордости за творчество великого русского поэта.

Задачи урока:

1) обобщить знания учащихся о жизни поэта;

2) заинтересовать учеников рассказом о лицейских годах поэта, о его жизни после окончания лицея и о тайне смерти поэта;

3) донести до ребят образ поэта- товарища.

4) углубить и расширить приобретенные на уроках знания о личности А.С.Пушкина, его жизни и творчестве, показать величие поэта;

5) развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, творческие способности, навыки актерского мастерства, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли.

6) воспитывать уважительное отношение к выдающимся людям нашей Родины, к славным датам российской истории и культуры, любовь к литературе как к учебному предмету, способствовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

Оборудование урока: экран для демонстрации слайдов, компьютер, учебники- хрестоматии для 6 класса, тетради, иллюстративно- демонстрационный материал к уроку, книжная выставка произведений А.С.Пушкина, репродукция фотографии памятника А.С. Пушкину в Москве.

Методические приемы: рассказ учителя с элементами беседы; самостоятельная работа учащихся; анализ стихотворения.

Эпиграф к уроку:

Мы чтить тебя привыкли с детских лет,

И дорог нам твой образ благородный;

Ты рано смолк; но в памяти народной

Ты не умрешь, возлюбленный поэт!

Проблемный вопрос: Почему А.С.Пушкина называют «солнцем» русской поэзии? (на доске).

Ход урока

Сообщение учителя. Жизнь А. С. Пушкина удивительна и многогранна.

(запись эпиграфа в тетрадь).

Каждый год на уроках литературы мы открываем какую-то новую страницу жизни Пушкина, больше читаем, узнаём о творчестве поэта, его окружении, его времени. Любой человек в нашей стране знаком с Пушкиным с самого детства.

— Помните ли вы, как Пушкин вошёл в вашу жизнь?

(впечатления детей)

Учитель: Я просто уверена в том, что каждый из вас сможет назвать своё любимое произведение А. Пушкина.

— А что вы знаете о самом А. С. Пушкине? Давайте совершим путешествие в детство А. С. Пушкина и узнаем, кто повлиял на формирование будущего поэта, воспитал в нём эстетический и литературный вкус, привил любовь к «преданьям старины глубокой».

2. Сообщения учащихся.

Сообщение 1. В старом московском доме на Немецкой улице в Москве в 1799 г. в семье небогатых дворян Пушкиных родился сын Александр.

(Слайд- дом, в котором родился Пушкин)

Сейчас на этом месте стоит одна из московских школ, которая носит имя великого поэта. Детство поэта прошло в Москве, любовь к которой осталась навсегда, о ней он до конца своей жизни говорил с гордостью. У Пушкина была ещё старшая сестра и два младших брата, а ещё четыре брата и сестра умерли в младенчестве.

(Слайд- мать Пушкина)

Сообщение 2. Мать поэта Надежда Осиповна Ганнибал, внучка «арапа Петра Великого», Абрама Ганнибала. При всей живости характера умела владеть собой, всегда весёлая и беззаботная. Много занималась воспитанием детей, но относилась к ним равнодушно. Однако Пушкин беззаботно любил свою мать, хотя недолго пользовался нежностью материнской».

(Слайд- отец Пушкина)

Сообщение 3. Отец поэта — Сергей Львович Пушкин. За два года до рождения сына Александра оставил военную службу. В совершенстве владел французским языком, следил за отечественной литературой, писал стихи. Воспитанием детей не занимался. Отношения со старшим сыном Сашей только позже стали более тёплыми и родственными. Сергей Львович гордился славой своего сына и очень высоко ценил его талант.

(Слайд- прадед Пушкина)

Сообщение 4. Прадед А. С. Пушкина по материнской линии Абрам Петрович Ганнибал- знаменитый «арап Петра Великого». Он был сыном владетельного князька из Абиссинии. Ребёнком его привезли из Турции в Россию. Петр 1- крёстный отец. В течение нескольких лет Ганнибал неотлучно находился при особе государя. Пушкин хотел написать «полную биографию» своего прадеда, но сделать это ему не удалось.

Сообщение 5. Крестили будущего поэта в соборе Богоявления на Елоховской. В архиве церкви сохранилась книга, в которой есть запись о рождении А. Пушкина: «Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова, у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр».

(слайд- Пушкин маленький)

Учитель: Этот миниатюрный портрет Пушкина в возрасте двух- трёх лет написан маслом на овальной металлической пластинке размером 10х6 неизвестным художником.

Саша обладал неуравновешенным характером: то был задумчивым и рассеянным, часами мог просиживать в библиотеке отца, был живой, шаловливый ребёнок, поражавший родителей своим «пылким нравом, необыкновенной памятью и наблюдательным не по годам умом». Саша начал сочинять стихи, когда ему было три года. А уже к восьми годам он прочитал большую часть книг из библиотеки отца. Есть «особый институт русского воспитания- бабушки- нянюшки», о котором всегда вспоминают с благодарностью. В творчестве Пушкина два человека сольются в один образ няни — бабушка по матери Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна.

(Слайд- бабушка Пушкина-Мария Алексеевна)

Сообщение 6. Бабушка учила внука русской грамоте и чтению. На превосходном русском языке рассказывала она своему внуку и сказку, и о жизни знаменитого «арапа Петра Великого», его прадеда.

(Слайд- няня Пушкина-Арина Родионовна)

Арину Родионовну, крепостную Ганнибалов, когда-то взяли кормилицей к Ольге (сестре А.Пушкина), она прижилась в этом семействе и вынянчила всех детей. Когда ей дадут вольную, она откажется от неё. Няня дарила Пушкину русский мир через сказки, песни, волшебную старину. Она была прекрасной рассказчицей, знала народные поверья, украшала свою речь меткими пословицами. Так навсегда и останется рядом с Пушкиным няня в его стихах. Именно эти женщины стали дорогими для него с самого детства. Няне и бабушке посвящено несколько стихотворений А. С. Пушкина.

Учитель: 6 июня 1811 года Пушкину исполнилось 12 лет, а 19 октября в Царском Селе близ Петербурга 30 мальчиков стали лицеистами. Главным событием в жизни юного Пушкина, предопределившим весь его дальнейший путь, стало зачисление в Царскосельский Лицей, привилегированное учебное заведение для мальчиков из дворянских семей. Был среди них и Пушкин.

Лицей заменил Пушкину детство. Здесь, в Лицее, из курчавого мальчика вырос гениальный поэт.

Общительный, умевший ценить людей Пушкин имел много друзей. Дружба для него была той силой, которая соединяет людей в крепком союзе на всю жизнь. Друзей поэт приобрел в Лицее. Особенно близкие отношения у Пушкина установились с двенадцатью одноклассниками. Их имена поэт называет в своих стихах. Это И. Малиновский, М. Яковлев, Ф. Матюшкин, А Горчаков. Самыми любимыми и преданными друзьями Пушкины были Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер.

Чувство дружбы, вынесенное из Лицея, было прекрасным и сохранилось на всю жизнь. Все, кто разделил с ним 6 лет учёбы, помнили своё «лицейское братство», хранили каждый по- своему верность мечтам юности, «лицейскому духу». Окончив Царскосельский Лицей, выпускники постановили ежегодно собираться 19 октября, в день торжественного открытия Лицея.

Дружба лицеистов первого выпуска стала символом человеческой верности. За годы учения в Лицее Пушкиным написано около 120 стихотворений. Он уже осознаёт себя поэтом. Естественно, он был во главе литературного движения, сначала в стенах Лицея, потом и вне его.

Я думаю, что неслучайно в одном из лучших своих стихотворений поэт пишет: «Друзья мои, прекрасен наш союз!». Дружбой освящены — иначе не скажешь- вся его жизнь и поэзия. Вероятно, никто из русских поэтов не воспел дружбу так, как Пушкин. Тема дружбы проходит через всю лирику поэта. Этой теме посвящены: цикл стихотворений о лицейском братстве, который открывают «Воспоминания в Царском Селе», послания друзьям.

А вот приоткроем мы удивительную страницу в биографии поэта, познакомимся с теми, кто пронёс «святое братство» через года и остался верен Лицейской республике сегодня на мероприятии, посвященном дню открытия Царскосельского Лицея.

(слайд- И. И. Пущин)

«Мой первый друг…» называл Пушкин своего лицейского товарища Ивана Пущина. Через много лет, уже после смерти поэта Пущин напишет книгу «Записки о Пушкине». Вот отрывки из нее:

«Никогда не переставал я любить его; знаю, что и он платил мне тем же чувством… Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, все лес и снег им по брюхо, править не нужно. Скачем опять в гору извилистою тропою; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора. Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Было около 8 часов утра. Все это происходило на маленьком пространстве. Комната Александра была возле крыльца, с окном на двор, через которое он увидел меня, услышал колокольчик. В этой небольшой комнате помещались кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами и проч. и проч. во всем поэтический беспорядок, везде разбросаны исписанные листы бумаги.

(слайд- Пушкин в Михайловском)

Он как дитя был рад нашему свиданию, несколько раз повторял, что ему еще не верится, что мы вместе. Прежняя его живость во всем проявлялась, в каждом слове, в каждом воспоминании; им не было конца в неумолкаемой болтовне. Наружно он переменился, оброс только бакенбардами.

Пушкин заставил меня рассказать ему про всех наших первокурсных Лицея; потребовал объяснения, каким образом из артиллериста я преобразился в судьи. Это было ему по сердцу, он гордился мною и за меня…

Между тем время шло за полночь. Мы крепко обнялись в надежде, может быть, скоро свидеться в Москве. Шаткая эта надежда облегчила расставанье после так отрадно промелькнувшего дня. Ямщик уже запряг лошадей, колоколец брякал у крыльца, на часах ударило три. Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани Пушкин еще что-то говорил мне вслед; ничего не слыша, я глядел на него; он остановился на крыльце, со свечой в руке. Кони рванули под гору. Послышалось: «Прощай, друг». Ворота скрыпнули за мною.

Сцена переменилась. Я осуждён: 1828 года, 5-го января, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился наконец с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в тамошний острог. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствования по разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первым встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый первый день моего приезда в Читу призывает меня к частоколу А. Г. Муравьева и отдает мне листок бумаги, на котором неизвестною рукою написано было:

Мой первый друг, мой друг бесценный!..

5. Работа над выразительным чтением стихотворения «И. И. Пущину»

-Учитель читает стихотворение «И. И. Пущину».

(Слайд с определением слова «послание»)

Послание- произведение, которое написано в форме письма или обращения к реальному или воображаемому адресату.) По роду литературы – это небольшое лирическое стихотворение, состоит из двух пятистиший. По жанру – стихотворное послание, по своему характеру – дружеское письмо, которое обращено к конкретному лицу – Пущину. Здесь нет определенного сюжета, нет героев. Главный и единственный лирический герой – сам автор, передаются мысли и чувства самого автора.

В этом небольшом послании соединились через переживания поэта два события: приезд Пущина к опальному поэту в Михайловское и мысленная близость Пушкина к сосланному на каторгу лучшему другу. Дружба выше всех любых преград, она помогает принять жизненные трудности и преодолеть судьбу. В Сибири голос друга дарует утешение теперь уже Пущину, луч «лицейских ясных дней» продолжает светить, ибо дружба сильнее тюремных замков и дальних расстояний.

Стихотворение начинается восклицательным предложением.

— Как надо произнести эту строку: торжественно или задушевно, грустно или радостно, мрачно или светло?

-Каким чувством проникнуты строки, в которых сам поэт вспоминает свидание в Михайловском?

В первом пятистишии поэт раскрывает свои чувства к единственному другу, которого он очень любил и ценил с лицейских времен, со дня их первой встречи: «Мой первый друг, мой друг бесценный!» Пущин многое значил для поэта, вот почему Пушкин «судьбу благословил», встретившись с ним в Михайловском.

— Что соединяет вторую половину стихотворения с первой? Как надо произнести эти строки?

Второе пятистишие содержит пожелания, обращенные к своему опальному товарищу:

Да голос мой души твоей

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье лучом

Лицейских ясных дней.

Эти строки исполнены большой силы искренности и чистоты чувств, передают сильные переживания поэта за трагическую судьбу друга и желания поднять дух товарища в тяжелый для него момент жизни. О силе внутреннего переживания поэта свидетельствует момент обращения его к богу:

Молю святое провиденье…

В целом стихотворение передает большую тоску за судьбу Пушкина за судьбу своего друга, переживания о своем бессилии, о том, что он ничего не может для него сделать, предчувствие, что они больше никогда не увидятся.

6. Работа над выразительным чтением стихотворения «Узник»

В мае 1820 года Пушкина сослали на юг России в Кишинев. Здесь было тайное Южное общество, которое выступало против царя. Пушкин не был членом общества. Но с его участниками имел тесную связь. Ссылка угнетала и мучила поэта. И в 1822 году он пишет стихотворение «Узник», в котором отразилась тоска по свободе.

Выразительное чтение стихотворения «Узник».

7. Релаксминутка

8. В период ссылки Пушкин написал очень много стихов. Среди них выделялись стихотворения с описанием времен года. Об одном из таких стихотворений мы сегодня поговорим.

Беседа по вопросам стихотворения «Зимнее утро»:

Прочитаем выразительно первую строфу, стараясь передать ее настроение (читает ученик).

— Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств? Какими художественными средствами пользуется поэт при изображении красоты зимнего утра? Отметить слова и выражения, в которых наиболее ярко выразилось чувство восхищения поэта красотой зимнего утра, его радостное и бодрое настроение.

(Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «чудесный», «друг прелестный», «красавица», «Аврора», «звезда» — создает настроение радости, бодрости, восхищения природой.)

Обратите внимание на картину чудесного зимнего утра. Картина дается в светлых, ликующих тонах: голубые небеса, снег лежит великолепными коврами, зеленеет ель сквозь иней, речка блестит подо льдом.

Для выражения своего радостного и бодрого настроения, вызванного красотой зимнего утра, поэт воспользовался эмоциональными эпитетами «день чудесный», «с веселым треском трещит затопленная печь», «приятно думать у лежанки» (попутно дается определение эпитета вообще и эпитета постоянного, в частности.)

(эпитет – образное определение, дающее дополнительную характеристику предмета, явления).

— Как и почему меняется настроение во второй строфе? В каких чертах рисуются картины вчерашней вьюги? Для чего она дана поэтом рядом с картиной зимнего утра?

(Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «вьюга», «злилась», «мутном», «мгла», «луна», «бледное», «тучи», «мрачные», «печальные»; эта лексика противопоставлена лексике первой. Противопоставление подчеркивает выразительность стиха, усиливает впечатление от красоты природы в дальнейшем описании, подчеркивает великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей.)

Такой прием носит в литературоведении название антитезы.

— Если бы не было второй строфы, изменилось бы настроение стихотворения?

(Да, исчезла бы острота восприятия, чувство удивления, неожиданности).

Читаем выразительно вторую строфу. Интонация может быть несколько монотонной, перечислительной. Паузами подчеркнем переход от грустных воспоминаний к радости:

И ты печальная сидела (пауза) –

А нынче… (пауза) погляди в окно…

9. ЛЮБОВЬ в жизни и творчестве А. С. Пушкина.

Пушкин часто влюблялся, страстно любил и был любим, его душа не могла жить без этого волшебного чувства, ибо именно любовь, прекрасная, чистая, светлая озаряла жизненный путь поэта, заставляла сердце учащенно биться, а душу создавать бессмертные творенья; именно любовь привела его к гибели.

Звучит стихотворение, посвященное Анне Олениной «Я вас любил…»

Среди любовной лирики Александра Пушкина есть несколько произведений, которые он посвятил своей супруге Наталье Гончаровой. Одним из них является стихотворение «Мадонна», написанное в 1830 году за полгода до свадьбы.

Самым счастливым моментом в жизни Александра Сергеевича было известие о том, что первая красавица, Наталья Гончарова, согласилась выйти замуж за поэта.

Выразительное чтение стихотворений «Мадонна», «Я вас любил…».

Слово учителя: Со многими произведениями великого Поэта мы познакомились. Но нельзя не вспомнить о гибели гениального поэта.

Враждебное отношение к Пушкину царя и его приближенных усиливалось. Враги преследовали поэта. Использовали ложь и клевету. Пушкина замышляли убить и вскоре нашли для этого повод. На одном из балов француз Дантес пытался оскорбить жену поэта. Александр Сергеевич до последнего дня своей жизни всегда дорожил Натальей Николаевной и высоко отзывался о ней. Он писал: «Жена моя – прелесть, и чем я доле с ней живу, тем более люблю это милое, чистое и доброе создание, которого я ничем не заслужил перед Богом…»

  1. ноября 1836 года Пушкин получил анонимное письмо, где говорилось о том, что поэт, якобы избран вице-президентом ордена рогоносцев. Пушкин направил вызов на дуэль тому, от кого получил письмо. Это был французский посол, Дантес. Однако поединку в первый раз не суждено было состояться. Но хамские ухаживания продолжались, только в более циничной форме.

26 января 1837 года поэт посылает новое письмо в адрес отца Дентеса, где говорилось о том, что он не может терпеть выходки этого человека. Пушкин, защищая честь своей жены, вызвал Дантеса на дуэль. Дуэль состоялась 9 февраля 1837 года недалеко от Петербурга, на Черной речке. До сих пор в дуэли остается много неясного. Пушкин был смертельно ранен и в тяжелых страданиях скончался 10 февраля 1837 года.

Смерть поэта была большим горем для всей России. Для царя и его придворных Пушкин и мертвым был страшен. Поэтому ночью завернутый в рогожу гроб с телом Пушкина в сопровождении жандармского офицера и дядьки Никиты был тайно увезен в село Михайловское. Здесь поэта похоронили у стен собора Святогорского монастыря.

За полгода до гибели Пушкин написал стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». В нем поэт подводит итог своему творчеству. Поэт знал, что его любит простой народ России, и если он погибнет, то слава его не увянет.

звучит стихотворение «Я памятник себе воздвиг…»

10. Подведение итогов урока, рефлексия.

1.О чем шла речь сегодня на уроке?

2.Что запомнилось больше всего?

3.Довольны ли вы своей работой на уроке?

4.С каким настроением вы уходите с урока?

5. Почему А.С.Пушкина называют «солнцем» русской поэзии?

Учитель: Сегодняшний урок мне хотелось бы закончить словами

А. Твардовского: «Если Пушкин приходит к нам с детства, то мы по-настоящему приходим к нему лишь с годами».

11. Домашнее задание.

1) Выучить стихотворение «И. И. Пущину» наизусть.

2) Написать сочинение на тему «Дружба в моей жизни».

Актуальность данного урока состоит в том, что в школьной программе по литературе недостаточно уделяется внимания изучению жизни и творчества великого русского поэта А.С.Пушкина, а также в отсутствии доступной, адаптированной информации для детей среднего школьного возраста о лирике поэта, его детстве, юношеских годах, о его личной жизни и родственниках.

Пушкин – это целый мир, его литературное наследие — неиссякаемый родник для творчества молодого поколения.

В настоящее время, когда на прилавках книжных магазинов много продукции низкого качества, педагог не должен бездумно осуществлять выбор литературы для работы с детьми. На помощь педагогу всегда приходит проверенная временем классика детской литературы. Во все времена произведения А.С. Пушкина найдут положительный отклик в душе молодого читателя благодаря своему поэтическому слогу, легкости восприятия, плавности звучания, насыщенностью метафорами и образностью.

Значимость и ценность полученного результата заключается в том, что он может быть использован учителем в качестве пособия для внеклассной работы, призван стимулировать потребность школьников в изучении жизни и творчества поэта, повысить литературоведческую грамотность учащихся.

Литература

  1. Алленов М., Алленова Е., Астахов Ю.и др. Мастера русской живописи.- М.: «Белый город», 2007
  2. Лотман Ю.М. Александр Сергеевич Пушкин. Биография писателя: Пособие для учащихся. — Л.: Просвещение, 1981.
  3. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Драматические произведения . — М.:Дрофа : Вече, 2002.
  4. А.С. Пушкин в воспоминаниях современников. В 2-х томах. Под общ. ред. В.В.Григоренко и др. Том 1. М., «Худож. лит. «, 1974.
  5. Школьная энциклопедия » Руссика». История России. 18-19 вв. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003.
  6. Эфрос А.М. Автопортреты Пушкина. М. Гослитмузей, 1945 г.

Интернет- ресурсы:

http://www.abc-people.com/typework/paint/iskus-n-119.htm

http://www.as-pushkin.net/pushkin/family/portrety.htm

http://biblioiskusstwo.blogspot.ru/2016/08/blog-post_13.html

http://www.softmixer.com/2012/06/blog-post_3966.html

http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/v88/v88-171-.htm?cmd=2

Приложения:

  1. file1_9e0e5b84-c6b8-40dc-a.. 24,8 МБ

  2. file0.docx.. 29,0 КБ

Опубликовано: 17.12.2021

Мини-сочинение: чему учат сказки Пушкина

Сказки Пушкина – это целое явление в русской литературе.

Язык его сказочных поэм певучий, мелодичный, в нем присутствует особая ритмика. Он созвучен русским народным песням и перекликается с древнерусскими сказаниями, из которых поэт черпал сюжеты.

Сказки Пушкина приобщают читателей к русской культуре, традициям, истории, глубокому познанию русского языка.

Эстетика поэтического слога Александра Сергеевича вызывает гордость за родной язык и взращивает к нему любовь.

Помимо культурной и языковой составляющей поэтические сказочные произведения Пушкина воспитывают в читателях высокие духовные качества, учат разграничивать добро и зло.

Автор воспевает кротость, добродушие и обличает зависть, своенравность, жадность.

«В «Сказке о мертвой царевне» А. С. Пушкин высмеивает жестокую напыщенную мачеху-царицу, основным занятием которой является самолюбование, и наказывает ее в конце сказки.

И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться подбочась, Гордо в зеркальце глядясь…

Зато вознаграждает кроткую царевну из этого произведения.

В сказках Пушкина положительные персонажи почитают стариков, относятся с пониманием к их возрасту.

Пять раз приходит старик из-за своей своенравной старухи с просьбой к рыбке. Каждый раз могущественная волшебница уважительно и терпеливо отвечает ему: «Чего тебе надобно, старче?».

Только в последний раз рыбка, когда старик и старуха уже вышли за пределы терпимого, выслушав просьбу, ничего не ответила и уплыла.

Мертвая царевна, увидев во дворе старушку, отнеслась к ней с сочувствием и дружелюбием:

Видит: нищая черница Ходит по двору, клюкой Отгоняя пса. «Постой, Бабушка, постой немножко, — Ей кричит она в окошко, — Пригрожу сама я псу И кой-что тебе снесу…

Любовь и смелость помогают героям пушкинских сказок преодолеть препятствия, которые другим кажутся непреодолимыми. Трусость и малодушие автор высмеивает и наказывает.

Трусоватый Фарлаф оставил поиски Людмилы, после неприятной встречи с Рогдаем и совета незнакомой старухи:

Опасно разъезжать по свету; Ты, право, будешь сам не рад … Благоразумный наш герой Тотчас отправился домой…

Ему противопоставляется Руслан, чье мужество вызывает восхищение. Черномор уносит его в поднебесье, и там они летают два дня:

Колдун упал — да там и сел; Руслан, не говоря ни слова, С коня долой, к нему спешит, Поймал, за бороду хватает, Волшебник силится, кряхтит И вдруг с Русланом улетает… Ретивый конь вослед глядит; Уже колдун под облаками; На бороде герой висит; Летят над мрачными лесами, Летят над дикими горами, Летят над бездною морской; От напряженья костенея, Руслан за бороду злодея Упорной держится рукой…

Каждый персонаж получает в конце поэмы то, что заслужил. Злодей и обманщик Фарлаф – позор. Карла теряет волшебную силу.

Бывшего могущественного повелителя и колдуна оставили в услужение во дворце князя Владимира. В сказке не уточняется, на какой должности, но это очевидно: ему уготована роль шута.

Руслан вновь обрел любимую жену. В своем окружении и народе он пользуется признанием и славой.

Сказки Пушкина побуждают читателей задуматься о добре и зле, собственном поведении и жизненных ценностях.

Что воспевает в волшебных поэмах Александр Сергеевич, то прославляется и в народных сказаниях.

Человек, впитавший в себя народную мудрость, не выберет неправильную дорогу.

Сочинение на тему чему нас учат сказки пушкина 5 класс

Что за прелесть эти сказки! А.С. Пушкин Все дети любят сказки! Я их тоже очень люблю! Потому что, во-первых, в сказках всегда побеждает добро и торжествует справедливость! А, во-вторых, в сказках можно встретиться с удивительными сказочными героями, с чудесами и волшебством! Когда я была маленькой, мне читали и рассказывали сказки мама, папа или бабушка. Сказки учат детей тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано, смелый и честный победит, терпеливый дождётся, правда восторжествует. Лучше всего это выражено в народных сказках. Прожитые чувства вместе со сказочными персонажами делают нас добрее и милосерднее, смелее и сильнее. Сказки помогают нам справляться со страхом, перебороть свои слабости и поверить в собственные силы. Мой папа утверждает, что самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее – самые могущественные волшебники. Я с ним, конечно, согласна и, думаю, что у меня всё ещё впереди. Научившись читать, я прочитала много разных сказок: русские народные сказки, казахские народные сказки, сказки народов мира, сказки Бажова, сказки Андерсена, сказки братьев Гримм, сказки Шарля Перро. Но особенно дороги и близки моему сердцу сказки Александра Сергеевича Пушкина. Читая сказки Пушкина, ты погружаешься в удивительный и волшебный мир! И в этот мир тебя заводит твой любимый поэт-сказочник. Здорово, когда есть такие взрослые, которые понимают детей и могут сочинять такие замечательные сказки! Жизнь без сказок была бы очень скучной. К сожалению, многие взрослые забывают, что они тоже были когда-то детьми. По стихам и сказкам А.С. Пушкина видно, что он был очень весёлым и жизнерадостным человеком. Когда я узнала, как прошло его детство, я поняла, почему он стал всеми любимым поэтом. Воспитанием Александра Сергеевича занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. Бабушка научила поэта читать и писать по-русски, а сказки маленькому Саше рассказывала Арина Родионовна. Она была крепостной крестьянкой, человеком из бедного и многострадального русского народа. Пушкин её очень любил и посвятил ей несколько стихотворений, наполненных любовью и благодарностью к этой простой русской женщине. Русские народные сказки, былины, предания, звучавшие из уст няни Арины Родионовны, раскрыли перед будущим поэтом красоту и величие русского языка и пробудили в нем любовь к русскому народу. По-моему, главным секретом мастерства Пушкина-сказочника является особый певучий и мелодичный стихотворный язык поэта. Мне даже кажется, что мой любимый учёный кот – это на самом деле сам Александр Сергеевич, который когда своими мягкими и пушистыми лапками «идёт направо – песнь . Ученый кот протяжно «мурлычет» много сказок, в которых происходят чудеса и волшебство. В этих сказках «на неведомых дорожках» можно увидеть «следы невиданных зверей», избушку на курьих ножках; встретить знакомых нам с детства героев из русских народных сказок – лешего, русалку, тридцать прекрасных витязей, морского дядьку, королевича, царя, колдуна, богатыря, бурого волка, царевну, Бабу Ягу, Кащея! Сам Пушкин писал, что в этих сказочных местах обитает «русский дух…» и «там Русью пахнет!». Мои любимые сказки Пушкина – это «Руслан и Людмила», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне». Особенно завораживает «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь». Мне кажется, что эта самая чудесная сказка. В этой сказке самая щедрая, самая загадочно-прекрасная из всех сказочных волшебниц – это царевна Лебедь. Какие только чудеса не происходят по велению царевны! Это чудо-остров, удивительная белочка, выход морского войска из пенной волны и, конечно, главное чудо – превращение птицы-Лебеди в царевну, князя Гвидона в комара, шмеля и муху. А какая она красавица – «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». В этой сказке побеждают любовь и добро. Пушкин дал миру много поучительных произведений. Я тоже учусь на примерах сказочных героев А.С. Пушкина. Сказки А.С. Пушкина учат таким качествам, как: доверие, доброта, щедрость, смелость. Так, например, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» мы попадаем в мир царей и цариц, богатырей и волшебных зеркал. Но и здесь, в стенах богатого дворца, живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед довелось испытать молодой прекрасной царевне, оставшейся без матери. Но чистота души, терпимость, верность данному слову и чувству, доброта и трудолюбие помогли ей преодолеть все козни злой и коварной мачехи и дождаться своего счастья. Эта сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству. А вот в «Сказке о рыбаке и рыбке» хорошо виден характер жадного человека. В нашей жизни тоже встречаются жадные люди, которые всегда желают чего-то большего, чем они имеют или могут иметь, не знают меру и границу своих возможностей. Александр Сергеевич показал, что за жадность и незнание этой грани люди наказывают себя сами. С одной стороны, старуху можно понять. Бедная женщина, ей надоело жить в нищете, и тут появилась возможность жить хорошо. Она совсем потеряла голову от возможностей и богатства, которые у неё появились. В этой сказке олицетворением зла и жадности считается старуха. Добро учит и наказывает зло. Добро зло не уничтожает, а поучает – рыбка посмеялась над старухой. А.С. Пушкин хотел показать, что люди ещё не поняли, что счастье не в богатстве. Как смешно выглядят люди в погоне за богатством. Рыбка в этой сказке выступает в роли добра, она олицетворяет добро. Рыбка готова была исполнить любые желания старухи, но не хотела служить оружием, с помощью которого старуха хотела добиться величия. Почему же все так любят стихи и сказки Александра Сергеевича?! Да потому что они написаны простым и понятным языком. Его стихи запоминаются очень легко. Можно прочитать или услышать его стихотворение или сказку один раз, и многое запоминается дословно. А ещё его сказки очень добрые, и даже отрицательные герои не кажутся страшными монстрами. В сказках А.С. Пушкина показывается, как честный и добрый может преодолеть все испытания и трудности и в конце стать счастливым победителем. Сказки Пушкина хочется читать или слушать снова и снова… В сказках А.С. Пушкина ощущаешь всю красоту и богатство русского языка и русской культуры. Тюнина Анастасия

Популярные сочинения

  • Сочинение Отец Базарова — Василий в романе Отцы и дети
    Василий Базаров второстепенный персонаж истории. Он является отцом Евгения Базарова, одного из центральных героев.
  • Рецензия на произведение Гроза Островского
    Известная пьеса Александра Островского «Гроза» покорила не одно сердце читателя, начиная с 1859 года. Автор показывает провинциальный городок, как часто его еще характеризуют
  • Княжна Марья Болконская из романа Война и мир Толстого (образ и характеристика)
    Марья является одной из красивых, ярких и привлекательных девушек в произведении Толстого «Война и мир». Если смотреть на ее внешний вид, то красивой ее назвать сложно,

Нравственные уроки в сказках Пушкина

Сказки А. С. Пушкина – уникальное явление русской литературы.

Оригинальное и гениальное переосмысление фольклорных источников позволило поэту превратить их в произведения истинно современные.

Они транслируют традиционные для русской культуры ценности (добро, любовь, сострадание, уважение к старшим, верность своему слову), но делают это так, что каждый из сказочных характеров индивидуализируется.

Вечная тема борьбы доброго и злого начал воплощена автором через столкновение образов и конфликтов.

В сказках Пушкина у персонажей всегда есть возможность нравственного выбора.

Например, Дадон в «Сказке о золотом петушке» мог отдать Шамаханскую царицу звездочёту и тем избежать гибели.

Интересно, что звездочёт у Пушкина – скопец (в отличие от подобного персонажа у В. Ирвинга, записавшего подобную сказку до Пушкина).

Это означает, что обольстительная красавица ему не нужна, он лишь пытается спасти душу Дадона от морока её страстей, которые и воплощает собой девица. Но царь отказывается от покаяния (расставания с девицей) и погибает.

Герои пушкинских сказок мужественны и великодушны. Многое в сюжете зависит от особого склада их характеров.

Так Наташа, героиня сказки «Жених», разоблачает разбойника, не побоявшись упрекнуть его в воровстве перед собравшимися на свадьбу гостями.

Старик из «Золотой рыбки», 30 лет и 3 года проживший со своей старухой, — это пример смирения и любви. Старуха была для него «своею», пока наполеоновский размах её желаний ни превратил его в раба.

Эта сказка – не столько о жадности, сколько о двух типах людей, один из которых воплощает собой любовь, а другой – гордыню.

Любовь, как в Евангелии, не превозносится, не ищет своего, всё сносит терпеливо, а гордыня тешит одну себя, разрушая очарование любого чуда.

Интересно, что тема гордости становится центральным сюжетом пушкинского творчества. Звучит она в романе «Евгений Онегин», поэме «Медный всадник», повести «Капитанская дочка», в «маленьких трагедиях» и «Повестях Белкина».

Всепобеждающая сила любви противостоит самой смерти. В мире поэтической фантазии её синонимом выступает сон.

В «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях», а также в сказочной по сюжету поэме «Руслан и Людмила» Елисей и Руслан забирают возлюбленных из объятий смертного сна, беря в союзники силы неба и земли.

Такие традиционные для народа доблести, как ум, смекалка, ловкость, окружают образ пушкинского Балды, противопоставленного жадному заносчивому попу.

Простодушный, но верящий в справедливость князь Гвидон из «Сказки о царе Салтане» добивается воссоединения семьи, получая в придачу Царевну-Лебедь и собственное царство. Героям этой сказки свойственно умение прощать и верить в добро.

Таким образом, сказки Пушкина учат нас мудрости, великодушию, осторожности в совершении выбора. Они напоминают, как важно не делать зла и сохранять в себе мудрость.

  • Почему пушкин назвал свое произведение повестью а не рассказом перед тем как ответить на вопрос
  • Почему пушкин назвал роман капитанская дочка сочинение
  • Почему пушкин назвал рассказ капитанская дочка
  • Почему пушкин ведет рассказ от лица героя петра андреевича гринева капитанская дочка
  • Почему пушкин назвал рассказ метель