Почему произведение бедная лиза так называется сочинение

Карамзин н. м. бедная лиза первое национальное произведение николай михайлович карамзин представитель сентиментально-романтической линии русской литературы xviii

Карамзин Н. М. — «Бедная Лиза» — «первое национальное произведение»

Николай Михайлович Карамзин — представитель сентиментально-романтической линии русской литературы XVIII века. В его творчестве полно и яр$ко раскрыты художественные возможности сен$тиментализма.

Чувствительность — так на языке конца XVIII века определяли главное достоинство повестей Карамзина, потому что основное внимание он сосредоточил на психологии героев, достигнув в этом деле высокого мастерства. Как никто из предшествующих русских писателей, он умел показать все перипетии любви, передать тончайшие оттенки чувств, мастерс$ки раскрыть внутренний мир своих героев. Погружая читателей в напряженную эмоциональную атмосферу «нежных страстей», он учил их сострадать людям. Чувствительным и нежным называли Карамзина. В русской литературе Карамзин был новатором — в области трактовки характеров, тематики и стилистических средств, в области прозаических характеров.

Повесть Карамзина «Бедная Лиза», написанная в 1792 году и посвященная любовной теме, истории $двух любящих сердец, получила особую популярность среди современников. Его герои ищут счастья в любви, но их окружает большой и жесто$кий мир со своими бесчеловечными и страшными законами. Этот мир лишает героев Карамзина счастья, делает их жертвами, несет им постоянные страдания и обрекает на гибель.

Лиза жила вместе с матерью в Подмосковье, в небольшом домике на берегу Москвы-реки, неподалеку от Симонова монастыря. И мать, и покойный отец старались привить дочери высокие моральные качества. С детс$тва учили ее, что в этой жизни ничего не дается даром, нужно всего достигать самому. Они и сами придерживались таких же принципов: отец «любил работу, пахал хорошо землю и вел всегда трезвую жизнь», а мать оставалась верна памяти мужа и многие годы продолжала проливать о нем слезы, «ибо и крестьянк$и любить умеют!» Лиза, воспитанная в строгости, «трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и все сие продавала в Москве».

Мы видим, что горячие симпатии автора неизменно сопутствуют героине, на ее стороне он и в решении главного конфликта. Простая крестьянская девушка с самоотверженным характером (при$ всем уважении и любви к матери Лиза так и не сказала ей о своих отношениях с Эрастом) полюбила доброго, но избалованного праздной жизнью барина, не способного думать о последств$иях своих поступков. Ее чувства были необыкновенно глубоки, постоянны, а главное, бескорыстны. Лиза прекрасно понимала, что никогда не сможет стать женой любимого человека, ведь он «барин», но, несмотря на это, продолжала самозабвенно любить Эраста «совершенно отдавшись ему, им только жила и дышала… и в удовольствии его полагала свое счастье, совершенно не думая о себе».

Карамзин описывал отношения Лизы и Эраста в пасторальных, идиллических тонах, подчеркивая, что трагический конец их о$тношений — результат сложившихся обстоятельств и легкомысленного характера главного героя, и причина вовсе не в социальном неравенстве. Эраст — «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы», но «слабым и ветреным сердцем». «Он вел Рассеян$ную жизнь, думал только о своем удовольствии». Вначале Эраст думал только о «чистых радостях» и хотел «жить с Ли$зою как брат с сестрою», но переоценил свои силы. Затем, как обычно, пресытившись «наскучившими» отношениями, захотел освободиться от них. Для Лизы же потеря Эраста была равносильна утрате Жизни. Существование без Эраста не имеет для нее смысла, поэтому она кончает жизнь самоубийством.

Драма — не только у Лизы, но и у Эраста. Ведь осудить себя самого на нра$вственные муки до конца своей жизни — наказание не меньшее, чем быть осужденным другими. О душевной драме Эраста говорят слова самого автора: «Эраст был до конца своей жизни несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею». Своего героя Карамзин не считает типичным: «Люди делают много зла — без сомнения — но злодеев мало; заблуждение сердца, безр$ассудность, недостаток просвещения виною дурных дел…»

Новаторство Карамзина состоит в том, что он не снизил значительность выдвинутой им социально-этической проблемы благополучной развязкой. В. В. Сиповский обратил на это обстоятельство особое внимание. «Бедная $Лиза», — писал он в «Очерках из истории русского романа», — потому и была принята русской публикой с таким восторгом, что в этом произведении Карамзин первый у нас высказал то «новое слово», которое немцам сказал Гете в своем «Вертере». Таким «новым слово$м» было в повести самоубийство героини. Русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам в виде свадеб, поверившая, что добродетель всегда награждается, а порок наказывается, впервые в этой повести встретилась с горькой правдой жизни».

Творчество Н. М. Карамзина сыграло выдающуюся роль в и$стории русской литературы. «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один ученый человек, даже из бывших ему противниками, не отказал ему дани уважения глубокого и благодарности», — писал А. С. Пушкин. А по сло$вам Белинского, Карамзин «создал на Руси образованный литературный язык», сумев «заохотить» русскую публику к чтению русских книг. Оценивая достижения Карамзина в развитии русской прозы, критик подчеркивал: «Карамзин первый на Руси начал писать повести, которые з$аинтересовали общество… повести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного повседневного быта», повести, в которых «как в зеркале, верно отражается жизнь сердца… как она существовала для людей того времени».

I вариант.

1. В каком году было написано произведение “Бедная Лиза”:
а) 1793
б) 1792 +
в) 1786

2. К какому литературному направлению относится это произведение:
а) Сентиментализм +
б) Классицизм
в) Романтизм

3. Какие признаки сентиментализма присущи произведению “Бедная Лиза”:
а) противопоставление героя и общества, поиск идеалов
б) однозначность образов, единство времени, действия и места
в) неоднозначность образов, чувство как высшая ценность +

4. Кто из героев произведения любил “те предметы, которые трогают сердце и заставляют проливать слезы нежной скорби”:
а) рассказчик +
б) Эраст
в) Лиза

5. Кем был отец Лизы:
а) учителем при местной семинарии
б) сельским врачом
в) зажиточным крестьянином +

6. Какие цветы продавала Лиза в день знакомства с Эрастом:
а) подснежники
б) ландыши +
в) ромашки

7. О ком из героев эти слова: “с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным”:
а) о Лизе
б) об отце Лизы
в) об Эрасте +

8. Как Эраст называл Лизу:
а) “Пастушка” +
б) “Нимфа”
в) “Рукодельница”

9. Почему Эрасту пришлось покинуть Лизу:
а) Эраст переехал с родителями в Петербург
б) мать Лизы запретила им видеться
в) Эраст ушел на войну +

10. Что решил сделать Эраст, чтобы поправить материальное положение после того как проиграл в карты свое состояние:
а) попросить нужную сумму у друзей
б) жениться на богатой вдове +
в) уехать воевать в Европу

11. Что сделала Лиза, узнав об измене Эраста:
а) покончила жизнь самоубийством +
б) ушла в монастырь
в) вышла замуж за нелюбимого

12. К какому сословию принадлежит Эраст:
а) крестьяне
б) дворяне +
в) мещане

13. Сколько лет Лизе, когда она встречает Эраста:
а) 17 +
б) 16
в) 18

14. В каком городе Лиза встречает Эраста:
а) Петербург
б) Киев
в) Москва +

15. Какого цвет глаза у Лизы:
а) голубые +
б) карие
в) зелёные

16. Какие книги читает Эраст:
а) медицинский словарь
б) романы +
в) книги по истории

17. Где живет Лиза:
а) в подвале
б) в каменном доме
в) в хижине +

18. С кем живет Лиза:
а) с отцом и матерью
б) с матерью +
в) с отцом

19. Какие изделия умеет вязать Лиза:
а) сумки
б) ковры
в) чулки +

20. Что происходит с Эрастом на войне? Он:
а) пьянствует
б) играет в карты +
в) служит в штабе

II вариант.

1. Художественное своеобразие сентиментализма, основоположником которого в России был Карамзин, состоит в:
а) изображении внутреннего мира и чувств человека +
б) воспитании внешней красоты человека
в) изучении личностных качеств человека

2. Жанр “Бедной Лизы”:
а) рассказ
б) повесть +
в) очерк

3. “До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной…” – пишет Карамзин о Лизе:
а) как о легкомысленной девушке
б) с иронией
в) как о человеке чистом душой +

4. Эраст был:
а) умный
б) ветреный и слабый +
в) добрый от природы

5. Эраста привлекла в Лизе:
а) бедность
б) чистота и аккуратность
в) естественная красота +

6. Что сделал Эраст:
а) ничего не говорил о будущем
б) сказал, что по смерти матери возьмет ее к себе и будет жить с ней неразлучно в деревне, в дремучих лесах +
в) сразу предложил Лизе выйти за него замуж

7. Слова признания в любви к Лизе прозвучали из уст Эраста как:
а) гром небесный +
б) шелест листьев
в) восхитительная музыка

8. “Когда там, в новой жизни, увидимся, я узнаю тебя, нежная Лиза” — это слова:
а) слова Эраста
б) матери
в) повествователя +

9. Картины природы в этом произведении:
а) являются фоном повествования
б) передают настроение Лизы +
в) показывают смену времен года

10. Фраза из произведения, которая стала крылатой:
а) “И крестьянки любить умеют” +
б) “Однако ж, Лиза, лучше кормиться трудами своими и ничего не брать даром”
в) “Смерть за отечество не страшна…”

11.Автор начинает произведение «Бедная Лиза»:
а) С упоминания о бедной девушке и ее матери
б) С рассказа о полевых цветах
в) С описания вида Москвы+

12. Цветы, которые продавала Лиза, когда увидела Эраста?
а) Тюльпаны
б) Ромашки
в) Ландыши+

13. Какие слова произнес молодой человек, покупая цветы у Лизы?
а) «Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля.»+
б) «Я думаю, что прекрасней? Девушка или цветы, которые она продает.»
в) «Я думаю, что и рубля мало за цветы из рук такой прекрасной девушки.»

14. Куда, как думала Лиза, уехал Эраст?
а) В другую страну
б) В армию+
в) На курорт

15. В конце повести Лиза:
а) рожает ребёнка и выходит замуж за своего возлюбленного
б) убивает своего возлюбленного
в) кончает жизнь самоубийством+
г) умирает от болезни

16. Выберите, какое изобразительно-выразительное средство использует Н. М. Карамзин, описывая чувства Лизы: «щёки её пылали, как заря в ясный летний вечер»?
а) метафора
б) эпитет
в) олицетворение
г) сравнение+

17. Причина, по которой Лиза не могла выйти замуж за этого молодого человека?
а) Он уезжал в другую страну
б) Он не хотел проводить свадьбу
в) Они были из разных сословий+

18. Определите отношение Н.М. Карамзина к Эрасту?
а) презирает его
б) осуждает предательство по отношению к Лизе
в) понимает его, сочувствует ему+
г) авторское отношение к герою не прослеживается в произведении

19. История любви Лизы и Эраста заканчивается так:
а) Герои поженились.
б) Эраст предложил руку и сердце Лизе, но она отказала в силу неравного социального положения.
в) Эраст женился на богатой невесте, а Лиза вышла замуж за пастуха.
г) Эраст предал любимую, которая не вынесла этого и покончила жизнь самоубийством.+

20. Какова роль природы в произведении:
а) природа является фоном повествования
б) по картинам природы можно судить о времени года
в) природа передаёт настроение Лизы+
г) автор считал, что без пейзажных зарисовок его произведение будет неполным

«Бедная Лиза» — повесть, написанная Николаем Михайловичем Карамзиным в 1792 году. Это произведение считается образцом сентименталистского направления в литературе. В нём автор, отходя от традиций классицизма, обратил внимание на духовный мир простого человека, обыкновенной деревенской девушки, а также отвёл значительную роль описаниям природы, явления которой соответствуют событиям душевной жизни героини.

В повести автор затрагивает множество важных тем, таких как любовь, неравенство людей в обществе, предательство любимого человека. В ней Карамзин обращает внимание не столько на внешние события, сколько на то, как переживает их Лиза, главная героиня.

Характеристика главных героев повести «Бедная лиза» Николая Карамзина

Характеристика образа Лизы

Лиза — молодая и красивая девушка, жившая со своей матерью. После смерти отца семейства они едва сводили концы с концами, и Лиза, не жалея себя, бралась за любую работу: «ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды — и продавала их в Москве». Она любила своих родителей, всячески поддерживала мать, здоровье которой после потери мужа слабело с каждым днём.

Лиза обладала душой ранимой, чувствительной и непорочной. Встретив Эраста, она без остатка отдалась нахлынувшим чувствам («Новый гость души ее, образ Эрастов, столь живо ей представлялся, что она почти всякую минуту просыпалась, просыпалась и вздыхала», ««Он меня любит!» — думала она и восхищалась сею мыслию»). Узнав, что к ней сватается богатый жених, она не могла найти себе места.

Лишившись невинности, Лиза не могла смириться со случившимся («Мне казалось, что я умираю, что душа мои… Нет, не умею сказать этого!.. Ты молчишь, Эраст? Вздыхаешь?.. Боже мой! Что такое?»). После того вечера их отношения с Эрастом изменились, поскольку для Эраста имели значение именно платонические отношения. Лиза быстро почувствовала, что её возлюбленный охладел к ней, и это стало для неё ударом. «Прежде бывал ты веселее, прежде бывали мы покойнее и счастливее, и прежде я не так боялась потерять любовь твою», — так выражала она свою тревогу.

Женитьба Эраста и вовсе поразила её так сильно, что больше жить на этом свете Лиза не могла: ««Мне нельзя жить, — думала Лиза, — нельзя!..»

Эраст

Несмотря на то, как поступил Эраст с Лизой, нельзя назвать его жестоким человеком. Ему, несомненно, были свойственны положительные душевные качества, но, в то же время, он был человеком ветреным и ненадёжным. Так описывает его автор: «к, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою».

В Лизе его привлекала душевная чистота, безгрешная любовь была для него в новинку. Получив от неё то, что получал и от других девушек, он потерял к ней интерес: «платоническая любовь уступила место таким чувствам, которыми он не мог гордиться и которые были для него уже не новы».

Эраст — человек, для которого в жизни огромное значение имели новые впечатления. Вероятно, в начале их с Лизой встреч он верил в то, что она стала любовью всей его жизни, видел своё будущее с ней. Его обещания были даны от чистого сердца, но, увы, не были исполнены.

Мать Лизы

Мать Лизы, как и её дочь, была способна на искреннюю, бескорыстную любовь. Смерть мужа заставила её впасть в глубочайшую тоску, разрушающую её изнутри. Дочь стала её единственной отрадой, мать от души желала ей наилучшего будущего, гордилась ею и была благодарна за весь труд.

Также хотелось бы отметить, что мать Лизы — женщина честная: когда Эраст покупал у неё плоды труда Лизы и хотел заплатить как можно больше, старушка не брала больше, чем стоил товар.

Искренность Лизы, её доброта и невинность — заслуга матери, подавшей дочери правильный пример.

«И крестьянки любить умеют!», — эта, пожалуй, самая известная цитата из повести и выражает идею автора. На примере Лизы автор показывает всю гамму чувств, которую испытывает самая обычная девушка из деревни, будучи влюблённой. Главное достижение «Бедной Лизы» состоит в том, что Карамзин позволил читателям-современникам понять, что душевные качества человека не зависят от знатности его происхождения.

Автор

Автор рассказывает о несчастной любви двух молодых людей, историю которой он узнал от Эраста. Он хороший и честный человек, умеющий чувствовать и сострадать. С нежностью и восхищением автора образа выступает образ несчастной девушки, с пониманием и симпатией относящейся к Эрасту. Он не осуждает молодежь, а посещает могилу Лизы из самых лучших побуждений.

Анюта

Молодая девушка, соседка Лизы. Именно к ней обращается Лиза перед смертью. Анюта — честная и надежная девушка, которой можно доверять. Лиза попросила Анюту передать деньги матери и объяснить причину своего поступка. Смущенная безумной речью Лизы, ее внезапным броском в реку, Анюта не смогла помочь тонущей соседке и с криком побежала в деревню о помощи.

Отец Лизы

При жизни он был зажиточным крестьянином, вел трезвый образ жизни, умел и любил работать, чему научил свою дочь. Он был любящим мужем и заботливым отцом, с его смертью сильно пострадала его семья.

p17 knopka1 knopka4

Вн.чт.: «Кто виноват?» (по повести В.Ф. Тендрякова «Расплата»)

Вн. чт. Тема: «Кто виноват?» ( по повести В.Ф. Тендрякова «Расплата»).

Тема предыдущего урока: «Концепция человека в творчестве Ф.М.Достоевского «И ангел и дьявол».

Тема следующего урока: (р/р) работа над сочинением – рецензией.

Д/з к уроку: 1) группа «писателей» — «погружение» в слово расплата, написать небольшую работу по схеме мастерской творческого письма;

2) группа «литературоведов» — собрать биографические данные о жизни писателя В.П.Тендрякова; очерк жизни и творчества;

3) группа «критиков» — собрать материал по критической литературе относительно творчества писателя;

4) группа чтецов – подготовить выразительное чтение и краткий анализ наиболее интересных эпизодов повести «Расплата».

Задача урока: проследить связь русской литературы XIX в. (на примере романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») с современной литературой (на примере повести Тендрякова «Расплата») в отношении к теории «крови по совести».

  • обучение анализу прозаического произведения с целью написания сочинения – рецензии, работе с критическими материалами;
  • развитие способностей аналитического мышления при анализе произведения, развитие речи учащихся;
  • воспитание чувства долга, сострадания, соучастия; размышление о нравственной чистоте человека.

Методы и приемы: беседа, анализ отдельных эпизодов, выборочное чтение, пересказ, творческая работа.

Оформление доски: Кто – то должен будить людей! В.Ф.Тендряков

«Кто виноват?» История Коли Корякина, главного героя повести Владимира Федоровича Тендрякова «Расплата».

Вступительное слово учителя.

-Здравтствуйте, ребята! Сегодня мы продолжим знакомство с русской литературой, но уже более современной. Мы познакомимся с творчеством писателя Владимира Федоровича Тендрякова (1923-1984 гг.) и остановимся на изучении повести, которая называется «Расплата».

Запись в тетрадь темы урока.

«Погружение» в слово расплата.

  • Запишите, пожалуйста, слово расплата как обыкновенное нарицательное существительное. Напишите слова – ассоциации к нему.
  • Слова какого экспрессивного ряда преобладают? Почему?
  • Группа «писателей» к этому уроку получила д/з в виде небольшой письменной работы, состоящей в написании миниатюры (мини-сочинение) по ассоциациям. Давайте послушаем их.
  • Спасибо, ребята.

Конечно, это слово непосредственно связано с нравственностью человека, его душой. Очень хорошо прозвучала мысль, связывающая слово с недавно изученным нами произведением. Каким конкретно?

Своеобразие повести Тендрякова «Пара Гнедых»

. события. К таким произведениям относятся рассказы В. Тендрякова «Пара гнедых», «Хлеб для собаки». Автор повествует . и наказание» Урок по роману Шолохова «Тихий Дон» Урок по повести А.С. Пушкина «Пиковая . для читательского дневника Цель урока: Выявить идейный смысл рассказа; Вовлечь учащихся в . веселье сквозь слёзы; слова Горького рефреном проходят через весь рассказ, школьные сцены, уличные .

_ Я думаю, вы согласитесь, что расплата Раскольникова слишком велика, но необходима для его души.

  • А что еще объединяет эти произведения?

Запись слова расплата и ассоциаций к нему.

Чтение 2-3 работ. Например:

Преступление и наказаниеЧто значит для человека преступить закон? По-моему, это то же, что переступить через себя, совершить что-то страшное, вызывающее слезы в глазах людей, боль в их душах, горе, которое невозможно измерить. Это значит возненавидеть себя, весь мирКаково же возмездие? Расплата – зарплатаГлупая рифма, но попала в точку: что заработал, то и получил

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором главным героем является студент Раскольников, совершивший преступление. В результате содеянного он несет нравственную тяжесть.

(Ответ +пометки в тетради:

  • нравственные мучения героев,
  • философские размышления, психологические портреты героев,
  • влияние на других героев ( Соня Мармеладова – Соня Потехина),
  • проблема «отцов и детей»,
  • расплата – Раскольников (гибель, крах,падение)
  • Вы справедливо заметили, что книга принадлежит перу писателя нравственно-философского направления. Какое же мнение сложилось о писателе? Что он за человек?
  • Да, ребята, вы правы.

«Кто-то должен будить людей!» — эти слова Т. Будут эпиграфом к нашему уроку. Автор считал, что «литература должна ставить вопросы, решать которые обществу».

  • Давайте послушаем группу биографов, литературоведов о жизни писателя.
  • Еще раз отмечу, что Тендрякова считают одним из ярких представителей нравственно- философского направления в литературе.
  • хорошо понимает людей, причем разных возрастов,
  • добрый и честный человек,
  • переживает за своих героев,
  • заставляет читателя задуматься о происходящем.)

(запись эпиграфа и цитаты)

— Владимир Федорович вошел в литературу в начале 50 – ых годов, миновав «пору ученичества», как-то сразу. Его интересовала жизнь послевоенной деревни, проблемы строительства, школа и подросток, семья. Более поздние повести писателя («Затмнение», «Расплата», «Шестьдесят свечей») — повести – задачи, призывающие читателя к предельной активности и соучастию, состраданию.

Беседа с классом по повести «Расплата».

  • Когда и где впервые была опубликована повесть «Расплата»?
  • К какому жанру относится «Расплата»? Почему?
  • Критик Яхонтов писал так: «Жанр колеблется между умозрительным философским назиданием и бытовой драмой».Согласны?
  • Как книга читалась вами? А современниками Т.?
  • Книга популярна и за рубежом, переведена на болгарский, венгерский, немецкий языки.

Все это говорит о важности проблем, затронутых ею.

Своеобразие повести Владимира Тендрякова «Пара гнедых»

. этот текст для читательского дневника В повести В. Ф. Тендрякова «Пара гнедых» описан начальный период коллективизации. События разворачиваются . пословицами, колоритная, очень колкая какая-то, одним словом, яркая, выразительная. Повесть заканчивается документальным подтверждением описанных событий. Автор . и верны ей доныне, Пара гнедых! Вот отчего, запрягаясь с зарею И голодая по нескольку дней, Вы .

  • Вспомните, пожалуйста, что такое аннотация? Передайте краткое содержание повести.

( В журнале «Новый мир»,1979 г., №3.)

( Это повесть, т.к. показан довольно большой ряд героев, а действие происходит хотя и в наше время, но герои многое вспоминают из своей прошлой жизни.)

( «На одном дыхании»;

  • сюжет захватывает, но порой просто страшно за героев;
  • она интересна и детям, и более старшим людям;
  • была экранизирована, ставилась на сцене.)

(Мальчик, ученик 9 «А» класса,убивает своего пьяного отца, защищая мать от ежедневных издевательств. В тюрьме Коля осознает, что «вместе с плохим отцом убил и хорошего» (случай на рыбалке, история с птичкой, белой скатертью и чаем).

«Он же не всегда был плохим», — говорит Коля, но даже Соня его не понимает, хотя любит. Она гордится им,т.к. он убил, «чтоб жить можно было». Учитель Коли и Сони, мать, бабушка, подруга матери, сослуживцы убитого отца приходят к следователю Сулимову, доказывая, что они виноваты в преступлении Коли. Только Василий Потехин, отец Сони, да начальник убитого Рафаила Илья Пухов не чувствуют своей вины в молчаливом созерцании ежедневно творящегося на их глазах.)

  • Итак, мы подошли к главному вопросу урока. Кто же виноват?Давайте попробуем разобраться в этом, поработав с эпизодами книги.
  • Мог учитель предвидеть поступок Коли?

Вера учителя в своих учеников.

  • Прозрение Сони. Что поняла девочка?
  • История жизни отца Коли. Роль матери Рафаила в его жизни.
  • Мать Коли. Виновата ли она в том, что произошло?
  • Почему Тендряков назвал своих героев «цепочкой безвинно виноватых»?
  • Кому же «расплата»?
  • Дает ли автор ответ на вопрос «кто виноват»?
  • Как «вписывается» в финал теория «крови по совести»?
  • Да, ребята.

Автор так писал о смысле повести: «Расплата всем героям, все в какой-то степени виноваты в том событии, всем нам расплата. Мне хотелось, чтобы читатель вдруг тоже почувствовал себя ответственным за такие трагедии»…

(Выборочное чтение и пересказ отдельных эпизодов и их анализ.)

( стр.211,чтение сцены посещения учителем квартиры Коли).

  • Нет. Он зря винит себя, хотя мальчик свято верил в то, что говорил учитель.
  • Учитель считал, что учит детей правильно смотреть на мир.

(Чтение сцены в тюрьме, свидание Коли и Сони).

  • Она поняла, почему Коля ее прогнал: убив плохого, он убил и хорошего отца.
  • родился незаконнорожденным, мать его никогда не любила, вырос диким, нелюдимым, единственный друг его – собака.)

— Мать винит себя в том, что радовалась, когда сын защищал ее, угрожая отцу и заряжая ружье. Виновна она в том, что не спрятала ружье, не думала, что сын выполнит угрозу. Но это тоже не «прямая» вина, мама не подталкивала сына к убийству. Психологически ей, конечно, тяжело,но сына не понимает, что он «зверя убил», а не человека.

Краткое сочинение дикая собака динго или повесть о первой любви

. Коли правду. Таня, проснувшись, возвращается домой. Разговаривают с матерью о доверии, о жизни. Таня понимает, что мать до сих пор любит отца, мать . собачью упряжку. Она бесстрашна и решительна. Собаки вдруг перестали её слушаться, тогда . об этом их отцу. Лес. Объяснение Коли в любви. Приходит отец. Таня уходит. Прощание с . кто будет дарить ему цветы Таня или Женя. Выбрали Таню, она гордится такой .

  • Каждый из героев почувствовал свою вину за содеянное Колей.
  • Расплата – всем. Расплата нравственная, душевная
  • В финале повести нет прямого ответа на этот вопрос.

Но словосочетание «цепочка безвинно виноватых» наводит на мысль, что автор согласен с каждым из считающих себя виновным. Хуже всех Коле. Нельзя построить счастье на несчастье

  • Теория Раскольникова, разрешающая «кровь по совести», и здесь потерпела крах.

Критики о повести.

  • Сообщение о критических выступлениях в адрес повести готовила группа «критиков». Давайте послушаем их.
  • Какой точки зрения придерживаетесь вы и почему?

(ответ, запись цитат)

  • Мнения критиков в оценке повести разошлись. Например, Владимир Новиков в ст. «Уча — учимся» писал : «Конфликт не приобретает по ходу повести качественного развития,…как в шахматной игре, следует ничья. Все виноваты – никто не виноват »
  • Н. Мошовец говорил: «Расплата» — расплата за примиренческое отношение к алкоголю».
  • А.Бочаров утверждал, что «Тендряков ведет диспут бесстрашно, позиции его благородны, но выхода он все-таки не узнает».
  • М. Синельников увидел в финале повести «особый художественный эффект, одно из выражений оптимистического авторского взгляда, оптимистические перспективы».

Мы подходим к концу разговора об истории Коли Корякина. Научила ли она вас чему – нибудь?

  • Возможно, в этой фразе и заключена идея книги. Давайте послушаем отрывок из домашней творческой работы одного из «писателей».

Заключительная часть урока.

  • Спасибо вам за активный диалог о судьбе Коли Корякина, за интересную творческую работу со словом расплата, за желание понять смысл, суть книги, которая так близка нам не только по времени написания, но и по проблемам, затронутым в ней.

Д/з: черновик рецензии.

  • Нельзя путем насилия пытаться решить проблемы;
  • окружающие тебя люди не всегда плохие, надо уметь видеть в них хорошее;
  • отрицает теорию Раскольникова, разрешающую «кровь по совести».
  • она учит, что «совсем плохих людей не бывает».

Красота души человеческой, чистой, как родниковый ручей, только она может спасти мир от насилия и зла. Тогда не надо будет ждать расплаты и ставить перед обществом вопросы, заданные еще Герценым и Чернышевским в романах «Кто виноват?» и «Что делать?»

Примеры похожих учебных работ

Суровых уроков, которые мы получаем в течение жизни

. на работе меня постоянно бросают на деньги и унижают. Это любые отрицательные ситуации, которые повторяются много раз за жизненный период. Такие уроки . по-моему» Чем больше, глубже, важнее урок, тем больше эмоций вызывает Пространство чтобы человек .

Сочинение чем мне понравилась повесть детство

. это заведено в сочинениях для детей) хронологию пребывания Николеньки Иртеньева в родительском имении. Более тонкому авторскому стилю следует “Детство” Льва Толстого. В повести рассказывается лишь о тех .

Поэтика характера Катерины в повести Ф.М. Достоевского ‘Хозяйка’

. и портретную характеристику Катерины. Найти художественное отражение образа Катерины в более поздних работах Достоевского и ряда других писателей. Методологические основы исследования. В исследовании базовыми являются культурно-исторический, .

Николенька Иртеньев и Карл Иванович (по повести Л. Н. Толстого «Детство»)» (2)

. Карла Ивановича в повести Толстого «Детство» Автобиографичная повесть Льва Николаевича Толстого – произведение, в котором и второстепенные герои играют значительные роли. Одним из таких персонажей является домашний учитель Иртеньевых, Карл Иванович .

Образ и характеристика Лизы в повести Пиковая дама Пушкина

. называть «Лизиным прудом». Другие сочинения по этому произведению «Бедная Лиза» Карамзина как сентименталистская повесть Образ Лизы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя Рецензия .

  • Сочинение Проблема давления общественного мнения на нравственный выбор человека (по тексу В.Ф.Тендрякова)
  • Сочинение Урок развития связной речи в 8 классе. –развитие по повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант»
  • Сочинения
  • Литература
  • Искусство
  • Культурология
  • Актерское мастерство
  • Журналистика
  • Музыка
  • Театр
  • Художники
  • Изобразительное искусство
  • Издательское дело
  • Полиграфия
  • Творчество

Писатели

Все документы на сайте представлены в ознакомительных и учебных целях.
Вы можете цитировать материалы с сайта с указанием ссылки на источник.

9 класс Урок №13 Русская литература

Дата:

Сочинение

Цели:

  1. проверка и контроль орфографических и пунктуационных навыков и умений учащихся;

  2. развитие способностей аккуратно и внимательно выполнять контрольные задания, соблюдая все нормы оформления письменных контрольных работ.

  3. воспитание аккуратности, собранности и внимания.

Результаты обучения

Систе развиваются способности аккуратно выполнять контрольные задания

Критерии успеха

Ученик уровня А:

  • не допускает орфографических ошибок;

  • соблюдает правила пунктуации;

  • умеет самостоятельно извлекать информацию;

Ученик уровня В:

  • допускает 1-2 орфографические ошибки;

  • допускает 2-3 пунктуационные ошибки;

  • умеет пользоваться информацией, полученной из работы над ошибками;

Ученик уровня С:

  • допускает более 3 орфографических ошибок;

  • допускает более 4 пунктуационных ошибок;

  • нуждается в разъяснении тем учителем.

І. Введение. Установить межличностный контакт.

Записи учителя по уроку:

Учитель: приветствует учеников.

Создание коллаборативной среды.

Ученики:

ІІ. Презентация нового материала и его практическое применение.

Кумулятивная беседа

Учитель предлагает написать сочинения на следующие темы:

Сочинение на тему

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма

Вершина сентиментализма в литературе того времени

Повесть Карамзина «Бедная Лиза» является первым на то время произведением, в котором так ярко выражен сентиментализм. Впервые, была раскрыта тема не отдельно взятого героя, а чувств, эмоций, страданий. Карамзин одним из первых показал миру, что не только дворяне могут любит. Главная героиня обычная крестьянская девушка, которая открыто полюбила и за это поплатилась.
Повесть кажется какой-то надуманной, не реалистичной. Диалоги пестрят напыщенностью и эмоциональностью. Они наполнены ахами и вздохами, восклицаниями и эпитета. Но это придаёт особое веяние при прочтении данного произведения. Мы сразу чувствуем весь сентиментализм повести, переживания главных героев. Главная задача произведения была создать ощущения причастности к главным героям.

Роковая любовь

Карамзин показывает нам свою героиню, как чистую открытую, нежную девушку. В один прекрасный день, торгуя в городе ландышами, Лиза встречает любовь всей своей жизни, прекрасного парня, дворянина Эраста. Это любовь поглощает их, охватывает до глубины души. Лизе кажется что вот оно счастье её. Но все заканчивается трагично.
Третьим действующим лицом этой повести можно с уверенностью назвать природу. На протяжении всей повести она словно отражает все душевные переживания и эмоции девушки. Но в нужный момент природа словно отворачивается от Лизы. Наоборот, одурманивает своей тишиной. А после потери невинности, словно осуждая, гремит гром и льёт из чёрных туч холодные капли дождя.
И Лиза чувствует душевно природу. Она осуждает себя, чувствует преступницей. Лиза очень боится грозы, ей кажется что природа словно наказывает её, за её деяние.
В один момент их любовь лопается. Эраст больше не любит Лизу, как и прежде. Он покидает её ради другой, старой, но обеспеченной женщины. Но Лиза до последнего остаётся ему верна.
И Лиза, не вынося предательства и потери смысла жизни, решает трагически покончить с жизнью.
Карамзин показывает,что любовь в жизни человека это самое главное чувство!

Сочинение

Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе

(По повести Н М Карамзина «Бедная Лиза»)

Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» стала типичным

образцом сентиментализма. Карамзин был основоположником этого нового

литературного направления отечественной словесности. В центре повести судьба

бедной крестьянской девушки Лизы. После смерти отца ее мать и она вынуждены

были отдать свою землю внаём за гроши. «К тому же бедная вдова, почти

беспрестанно проливая слезы о смерти мужа своего — ибо и крестьянки любить

умеют! — день ото дня становилась слабее и совсем не могла работать. Одна Лиза…

не щадя своей нежной молодости… трудилась день и ночь — ткала холсты, вязала

чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды и продавала их в Москве». Там она

встретила и полюбила молодого человека по имени Эраст, принадлежащего к

дворянскому сословию. Он тоже был увлечен девушкой. Они стали встречаться.

Но затем Эраст проиграл в карты большую сумму денег и, чтобы поправить свое положение, решил жениться на богатой вдове. Не выдержав измены любимого, Лиза покончила с собой, бросившись в воду.

На протяжении повествования отношение Эраста к Лизе не остается неизменным. Поначалу, когда он встретил привлекательную девушку и увлекся ею, он ведет себя так, чтобы произвести на нее и ее мать самое благоприятное впечатление. Он проявляет вежливость, доброту, участие к заботам бедной семьи. Когда Лиза впервые показывает матери полюбившегося ей молодого человека, то и старой женщине он нравится. «Молодой человек поклонился ей так учтиво, с таким приятным видом, что она не могла подумать об нем ничего, кроме хорошего». Познакомившись с Лизой ближе, Эраст стремился облегчить тяжелое материальное положение обеих женщин, проявлял заботу о них. Однако, давая авторскую характеристику своему герою, Карамзин отмечает двойственность его натуры: «…сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою». Уже этой характеристикой автор дает понять, что чувство Эраста по отношению к бедной девушке может оказаться недолговечным. Так и происходит впоследствии. Когда жизненные обстоятельства вынуждают Эраста расстаться с Лизой, он делает это совсем не так, как можно было бы ожидать по его предшествующему поведению. Он не идет на прямой обман, но уклоняется от встречи с покинутой возлюбленной, а когда такая встреча происходит случайно, то совершает еще более возмутительный поступок: предлагает Лизе деньги и требует, чтобы она больше не пыталась с ним увидеться. Такое предательство не остается безнаказанным. В конце повести мы узнаём, что «Эраст был до конца жизни своей несчастлив. Узнав о судьбе Лизиной, он не мог утешиться и почитал себя убийцею».

Можно ли считать Эраста злодеем или коварным

соблазнителем — сочинение

Можно ли считать Эраста злодеем или коварным соблазнителем? Каким обрисовывает его Карамзин, как раскрывает свое к нему отношение? Сопоставьте манеру изображения Эраста с манерой изображения героев в произведениях русского классицизма на примере известных вам произведений. Смысл обрисованной в повести судьбы бедной Лизы как раз и состоит в том, что Эраст не злодей и соблазнитель, а вполне добрый и искренний человек, но слабый и ветреный. Он искал удовольствий, вел рассеянный образ жизни, «читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мыслями в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали». К Лизе его влекла не только ее внешняя, но главным образом духовная красота, ее чистое, непорочное выражение любви. Ему казалось, что он нашел в ней то, что давно искало его сердце. Эраст совершенно искренне мечтал, что будет жить с ней как брат с сестрой и с презрительным отвращением вспоминал уже испытанные ранее сладострастные утехи. На что писатель умудренно прокомментировал: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты свое сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок есть царь чувств твоих?» Пороки его коренятся не в его собственной душе, а в нравах общества. Когда отношения Лизы и Эраста достигли чувственного уровня, Лиза сохранила и даже преумножила свою любовь к нему, и прежде всего любовь духовную, а чувства Эраста пошли на спад, ибо таковые отношения были для него не новы. Эраст оказывается рабом «обстоятельств», которые заставляют его жениться на богатой невесте и столь бесцеремонно расстаться с Лизой, как он это сделал. Однако Карамзин сострадает и ему, потому что все же видит в нем «доброго малого». Узнав о самоубийстве Лизы, Эраст глубоко и искренне страдает и «почитает себя убийцею». «Так «нечувствительность» общества, закрепленная в социальном и имущественном неравенстве, разлучает и губит хороших по природе людей и становится непреодолимым препятствием для их счастья. Но поскольку перед читателем раскрылась печальная история любви двух добрых душ, то их примирение возможно там, где нет общественных условностей и предрассудков, где царит человеческое в его подлинном и чистом виде. Поэтому повесть Карамзина заканчивается умиротворяющим аккордом» (В. И. Коровин). В произведениях классицизма положительные и отрицательные герои резко противопоставлены друг другу. И герой в подобного рода ситуациях, конечно, изображался расчетливым и безжалостным соблазнителем. Каким вам представляется образ повествователя? Повествователь — современник героев повести «Бедная Лиза». Он знаком с Эрастом, который и рассказывает ему эту горестную историю. Это добросердечный, чувствительный, сентиментально настроенный человек, глубоко переживающий горе людей. Повествователь — человек образованный и обладающий жизненным опытом, наблюдателен, умеет давать людям правильные характеристики. Повествователь любит Москву, ее окрестности, природу родного края, часто ходит пешком, чтобы любоваться пейзажными красотами. Каково назначение лирических отступлений в повести? Лирических отступлений в повести немного. Больше у автора развернутых суждений, сопутствующих изображению любви героев, которые, правда, можно отнести и к отступлениям, например: «Ах Лиза, Лиза! Что с тобою сделалось?» Но есть и прямые лирические отступления, например, в начале «Бедной Лизы». Повествователь часто приходит к Данилову монастырю «в мрачные дни осени горевать вместе с природой». Это отступление создает лирико-философский настрой, почву для грустных размышлений о жизни и смерти, о горьких страницах истории отечества. В чем заключается роль пейзажа в повести? Как связан он с настроением и чувствами влюбленных? Пейзаж создает эмоциональный фон для восприятия сюжета повести и судеб ее героев, гармонирует с чувствами влюбленных. В начале повести, к примеру, резко контрастируют величественным амфитеатром расположенная Москва с златыми куполами и расположенные у ее подножия зеленые цветущие луга и убогая, разоренная хижина, в которой тридцать лет тому назад жила Лиза со своей матерью. От панорамы Москвы повествователь бросает взгляд на Симонов монастырь, вспоминает в связи с ним историю бедной Лизы, обозначает характер своего настроения, а затем направляет взор на бывшее ее жилище. Так пейзаж композиционно выстраивает подходы к началу горестной истории Лизы и ее любви к Эрасту. Настроение автора («нежной скорби») постепенно передается читателю через чтение пейзажа и раздумий повествователя об увиденных картинах. На фоне прекрасных пейзажных зарисовок зарождается и развивается любовное чувство героев. Они встречаются «на берегу реки или в березовой роще, но чаще всего под тению столетних дубов — дубов, осеняющих глубокий чистый пруд, еще в древние времена ископанный». Тихая луна гармонирует с волосами Лизы, «посребряет их». Интересно описано слияние любви и природы: посребренными лунным светом волосами Лизы играют зефир и рука милого друга, что создает воздушный целомудренный образ любовного чувства. О таком слиянии чувства с восприятием природы мы слышим в словах Лизы, содержащих признание в любви к Эрасту: «без глаз твоих темен светлый месяц; без твоего голосу скучен соловей поющий; без твоего дыхания ветерок мне неприятен». Наблюдаемые нами литературные приемы характерны для сентиментализма.

Темы сочинении:

І. Можно ли считать Эраста злодеем или коварным соблазнителем;

ІІ. Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе.

ІІ. І Можно ли считать Эраста злодеем или коварнымІІ.

ІҮ. Характеристика образа Лизы («Бедная Лиза»)

Ү. «Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе»

Ученики: выполняют задания.

Запись сочинения

Оценивание

Домашнее задание

Повторение пройденного материала

  • Почему произведение волк и лис является сказкой
  • Почему произведение горе от ума называется горе от ума сочинение
  • Почему проблему отцов и детей называют вечной сочинение по литературе по произведению отцы и дети
  • Почему проблему отцов и детей называют вечной сочинение по роману отцы и дети
  • Почему проблему отцов и детей называют вечной итоговое сочинение отцы и дети