Почему появились докучные сказки 3 класс в народном творчестве

Методическая разработка урока литературного чтения по теме докучные сказки, 3 класс цели урока: познакомить учащихся с докучными сказками; формировать

Методическая разработка урока литературного чтения по теме « Докучные сказки», 3 класс

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с докучными сказками;

  • формировать умение отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности построения;

  • развивать познавательный интерес и умение наблюдать, анализировать, делать выводы;

  • воспитывать познавательный интерес к чтению, к народному творчеству.

Планируемые результаты

Предметные:

— Учащиеся должны знать виды (жанры) устного народного творчества;уметь отличать докучные сказки от других видов сказок, называть их особенности,

Метапредметные:

Коммуникативные УУД:

: оформлять свои мысли в устной речи;высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;

— слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Регулятивные УУД

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста

Логические действия: перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; умение строить логическую цепь рассуждений

Личностные: формирование позитивной самооценки.

Тип урока: урок сообщения новых знаний

Учебник: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.А. Виноградская, М.В. Бойкина « Литературное чтение» 3 класс, часть 1, М, Просвещение, 2012 г.

Ход урока

I. Организационный момент.

Эмоциональный настрой учащихся на урок

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять»!

II. Речевая разминка

1. Чтение текста жужжащим способом

Мотылёк –вителёк,

Принеси нам ветерок;

От ворот поворот

Гнать кораблик в ручеёк.

Мелки ручейки,

Несите стружки

С тихой воды

До великой реки.

2. Словарная работа

Стружок ( струг)- речное судно

3. Беседа

Ребята, что вы прочитали? ( Один из жанров устного народного творчества – приговорка.)

Когда и кто мог говорить? (У ручейка может бегать мальчик или несколько ребят, запуская кораблики, приговаривая эти слова.)

4. Медленное чтение, чтение с ускорением.

5. Выразительное чтение.

III. Проверка домашнего задания.

— Над каким жанром устного народного творчества мы работали на прошлом уроке?( Мы читали русские народные песни)

— Прочитайте песню на с. 17. Кто её выучил? ( Чтение песни учащимися)

— Можно ли назвать песенку про Ваню шуточной? Почему?

— Какие песни бывают? )

IV. Физкультминутка

V.Самоопределение к учебной деятельности.

Сегодня мы познакомимся с ещё одним жанром устного народного творчества. Может быть, кто – то из вас знает, что это за жанр? Послушайте

УЧИТЕЛЬ

Жили – были два братца, два братца – кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

. Жил – был старик, у старика был колодец, а в колодце елец, тут и сказке конец.

— Что это сказки такие, кто из вас знает? (Это докучные сказки)

— Проверьте своё предположение. Прочитайте справа налево.

На доске: ЕЫНЧУКОД ИКЗАКС

— Как вы понимаете значение слова « докучные» (Предположения детей)

Докучный – наводящий скуку, докучливый.

Докучать ( устар) – надоедать, наводить скуку.

VI. Работа над новой темой

Докучная, докучливая сказка – коротенький рассказ, без большого смысла, конец которого опять приходит в начало, и повторяется одно и то же» ( Даль В.И. «Толковый словарь»)

В толковом словаре Д. Ушакова сказано: «Докучные – находящие скуку, уныние, надоедливые»

Александр Николаевич Афанасьев считал, «докучная»- значит бесконечная. И «докучать» — значит умолять, просить неотступно. Потому что, едва договоришь сказку, уже слышится со всех сторон «Еще, еще…

Говорят, докучные сказки были придуманы уставшими сказочниками, которые желали отдохнуть от долгих сказаний, но любознательные слушатели всё не оставляли их в покое. Да и название этих сказок пошло от слова «докучать», то есть надоедать кому-либо своими постоянными просьбами. После этих долгих и упорных просьб сказочник соглашается рассказать ещё одну сказку, и начинает свой рассказ: «Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они сто­жок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?».

И вот снова слушателей разыграли, ведь докучная сказка – это такая шутливая отговорка, с помощью которой сказочник отмахивается от докучающих ему любителей сказок. Так, слушатели докучают сказочнику своими бесконечными просьбами о всё новых и новых сказках, а сказочник докучает слушателям все новыми и новыми повторениями одних и тех же предложений.

— Откройте с. 18-19 учебника, прочитайте сказки самостоятельно. Подготовьте выразительное чтение той, которая вам больше всего понравилась.

— Для составления докучной сказки нужно соблюдать определённые законы. Кто догадался, какие это законы?

Работа в группе.

-Прочитайте докучную сказку. И попробуйте определить законы составления докучной сказки.

VII. Осмысление и закрепление полученных знаний.

Как видим, в докучной сказке много раз воспроизводится одна и та же часть текста, причем количество повторений одной и той же фразы может быть бесконечным. Это зависит только от желания рассказчика и от терпения слушателей. Всё это создает иллюзию длительности сказки, хотя основная часть повествования и сам сюжет не развиваются, действующие лица статичны, почти неподвижны. Начало внезапно оказывается концом, а конец – началом. Отдельные элементы сказки крепятся друг к другу с помощью дополнительных вопросов («Сказать сказку…?»), на которые слушатель дает утвердительный ответ, или специальных фраз («Не начать ли сказку сначала?», «Не сказать ли сказку с конца?»), после которых снова идет повтор уже знакомых нам элементов.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-Чем занимались сегодня на уроке?

-Понравился ли вам урок?

-Какая информация вызвала наибольший интерес?

-О чём бы ещё хотели узнать?

-Кто доволен своей работой?

IX . Оценивание

Самооценка. Взаимооценка. Выставление оценок учителем

X. Итог урока.

Таким образом, докучная сказка – уникальное в своем роде фольклорное явление русской культуры. Это не только развлечение для заинтересованных слушателей, но ещё и интересная языковая игра без конца и края, которая показывает в действии принципы построения волшебной сказки. Она использует традиционные формулы, стандартные зачины, присказки, концовки, характерные для русской народной сказки. И очень скоро докучная сказка разоблачает сама себя, резко заканчиваясь или бесконечно повторяясь, с помощью чего и забавляет, и приводит в восторг многих юных слушателей

XI.Домашнее задание: Вспомнить или найти в книгах докучные сказки, подготовиться к их пересказу. По желанию сочинить свою докучную сказку.

Почему появились докучные сказки 3 класс в народном творчестве

Задание по литературе для 3 класса Обсудите с другом, почему в народном творчестве появились докучные сказочки. Кому и когда их рассказывали? Обратите внимание, что старинное слово «докука» означает «надоедливая просьба».

2 ответа:

Почему появились докучные сказки 3 класс в народном творчестве



2



0

Что такое докучная сказка? Это сказка, в которой повторяется многократно один и тот же сюжет, одна и та же фраза в разных вариантах, и обычно такие сказки заканчиваются неожиданным финалом. Как правило докучные сказки рассказывали непослушным детям, которые например никак не хотели засыпать и которых требовалось отвлечь от баловства.

Ведь старинное русское слово Докука на современный лад можно перевести как надоедливая просьба. Поэтому если кто-то кому-то очень надоедал, чтобы от него отвязаться ему также рассказывали докучливую сказку.

Появились эти сказки видимо от простых присказок, которыми люди вежливо пытались избавится от назойливого просителя, но потом стали жанром народного фольклора.

Почему появились докучные сказки 3 класс в народном творчестве



0



0

Докучная сказка родилась как жанр народного фольклора в тот момент, когда возникла необходимость вежливо и по возможности смешно отделаться от надоедливого человека. Ему в такой легкой и шуточной форме намекали, что пора и честь знать, ведь не зря слово Докука иначе означает надоеду, надоедливую просьбу. Ну а потом сказки эти стали рассказывать и без всякого повода, просто как короткие смешные истории с неожиданным финалом.

Читайте также

Почему появились докучные сказки 3 класс в народном творчестве

Посмотрим, какие же признаки волшебной сказки можно обнаружить в сказке «Сестрица Аленушка».

Волшебные превращение есть в этой сказке? Конечно есть. Братец Иванушка становится козленочком, когда попил из копытца. Потом обратно превращается в мальчика. Сестрица Аленушка тонет, и оживает.

Что еще здесь волшебного? Присутствие злой ведьмы несомненно. Потому что для волшебных сказок обязательным условием оказывается борьба добра со злом, а зло здесь как раз ведьмой и представлено. причем добро обязательно побеждает и ведьма сурово наказана.

Козленок в сказке разговаривает, а его утонувшая сестра отвечает из воды — это тоже признак волшебной сказки, потому что такого просто не может быть.

Почему появились докучные сказки 3 класс в народном творчестве

Иван Федоров вошел в историю как первопечатник, человек, который много сделал для появления печатной книги на Руси. Иван Федоров всю свою жизнь посвятил книгопечатанию и ему принадлежит первая русская печатная книга — знаменитый «Апостол» 1564 года.

Что же значило в понимании Ивана Федорова «рассеивать духовные семена»?

Первопечатник сравнивал книги с духовными семенами, а книгопечатание назвал рассеиванием этих духовных семян.

Как обычные семена дают всходы, а потом урожай, так духовные семена — книги, способствуют духовному развитию человека и также дают свой урожай — грамотность и образованность.

Почему появились докучные сказки 3 класс в народном творчестве

Младший сын в сказках всегда оказывается более добрым, более смелым, более благородным, чем его старшие братья. Почему так происходит не понятно, но это так.

Вот и Иван царевич был лучше, чем его братья. Те были и ленивыми и злыми, и завистливыми. Они оказались даже преступниками, когда напали на спящего брата и убили его. такие персонажи никак не могут быть главными героями сказок, они здесь олицетворяли зло, которое по правилам должно быть наказано.

Иван царевич в отличии от братьев был все-таки положительным героем, хотя также любил поспать — всего его неприятности случались именно когда тот спал. Но Иван царевич был добрым и простодушным, а это очень хорошие положительные качества. Ему сочувствуешь, несмотря на его легкомыслие. Поэтому именно он должен был получить все призы в этой сказке.

Почему появились докучные сказки 3 класс в народном творчестве

Федор Тютчев в стихотворении «Листья» действительно описывает листья как живые существа. Он пишет, что у листьев есть свои мечты, есть свои радости, свои чувства. Мы читаем, как весело было листьям летом, они гостили на сучьях, красовались в солнечных лучах и купались в росе. Когда пришла осень листья стали желтеть и у них появилась иная мечта — чтобы их сорвал ветер и они улетели куда-то вдаль.

Листья мечтают, радуются, играют, купаются — это все действие на которые способно только живое существо. Поэт делает листья живыми, чтобы мы могли представить себя на их месте, чтобы показать, как прекрасно все устроено на этом свете.

Почему появились докучные сказки 3 класс в народном творчестве

Чудесная живая и мертвая вода часто встречается в русских народных сказках. Не обошлось без нее и в сказке «Иван царевич и серый волк».

Когда коварные братья убили Ивана царевича и увезли все им добытое в странствиях, прибежал верный друг серый волк и поймав ворона и вороненка отправил ворона за живой и мертвой водой.

Мертвая вода обладала волшебным свойством закрывать, заживлять любые, даже смертельные раны, ну а живая вода могла оживить мертвого человека.

Спрыснул волк Ивана царевича сперва водой мертвой и все раны его зажили, а потом побрызгал волк царевича водой живой и Иван царевич очнулся, причем думал, что все это время проспал.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Нижнеомская средняя школа № 2»

Творческий проект

Докучные сказки

                                                                 Авторы:

                                                                 Кутькин Артём 3Б класс

                                                                 Панютич Дмитрий 3Б класс

                                                                 Руководитель: Станчас И.И.

с. Нижняя Омка

2017 год

Содержание.

Введение.        3

Глава I        4

История происхождения сказок.        4

Бытование докучной сказки.        4

Глава II. Принцип построения сказки.        5

Результаты исследования:        7

Глава III. Наши сказки.        8

Вывод:        10

Список литературы.        11

Актуальность темы:

Идея создания проекта возникла на уроке литературного чтения. Само  понятие «докучные сказки» вызвало интерес. В сказках о животных персонажами являются животные. В волшебных сказках происходят чудеса. А о чём  говорится в докучных  сказках? Исследование здесь было просто необходимо. Почему сказки так называются, как  они возникли, можно ли в современных условиях создать их самим?

Нас  заинтересовала эта тема, и мы решили  собрать по этим сказкам более полную информацию и  провести исследовательскую работу.

Цель исследования:

  • Узнать, как появилось  название «Докучные сказки».
  • Как возникли докучные сказки?
  • Можно ли в наше время создать такие сказки?

Задачи:

  • узнать из дополнительной литературы как появились докучные  сказки;
  • провести опрос по теме работы среди учащихся вторых классов;
  • создать свои докучные сказки, привлечь  учащихся  3   классов.
  • собрать сборник докучных сказок, которые учитель может использовать в дальнейшей работе по этой теме.

Гипотеза:

Предположим, что докучные сказки были придуманы уставшими сказочниками, которые хотели отдохнуть от любознательных слушателей.

Для  достижения поставленных целей и задач были использованы теоритические (изучение литературы, анализ, сравнение и обобщение) и эмпирические  (анкетирование, сбор информации) методы исследования.

История происхождения сказок.

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

 А. С. Пушкин

Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать.

Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками — ведь «возраст» многих сказок исчисляется тысячелетиями!

Сказки — это занимательные рассказы о необыкновенных, вымышленных, волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов.

Бытование докучной сказки.

Докучная сказка ― докучающая, доводящая до скуки, надоедливая. Докучная сказка сказывается любому слушателю, если есть соответственная предпосылка ― приставание слушателя к сказочнику и нежелание последнего говорить сказку.

Докучные сказки — это прибаутки, потешки, при помощи которых хотят угомонить детей. «Докука» — старинное русское слово, обозначающее надоедливую просьбу и не встречающееся в языке современного человека. Но у него есть однокоренные слова в современном языке. Например, слово «скука». Следовательно, словосочетание «докучная сказка» — сказка, которую рассказывают неугомонным детям, которые часто лишают родителей покоя своими просьбами. Впервые несколько текстов докучных сказок были опубликованы В. И. Далем в 1862 году в сборнике «Пословицы русского народа». Исследованием докучной сказки занимались известные учёные, фольклористы и этнографы. Главное в докучной сказке, что она не настоящая! Ее обман заключается в том, что сразу после зачина следует неоправданно быстрый конец, в подмене начала концом, а конца — началом.

Докучной сказке присуща асимметрия начала, центральной части и конца. Ее обман заключается в отсутствии или неразвитости содержательного звена сказки, в том, что сразу после зачина следует неоправданно быстрый конец, в подмене начала концом и конца – началом, в создании  иллюзии  бесконечности путем повторения отдельных, уже прозвучавших звеньев текста. Используя в качестве классификаторов слова, смысл которых обман и неправда, предложим следующую классификацию докучных сказок:

  • неоправданно короткие;

Это сказки, которые состоят только из начала и конца, а срединная часть в них отсутствует.

Жили — были два гуся, Вот и сказка вся.

  • неоправданно незаконченные;

Бесконечность этого типа докучной сказки создается открытостью ее конца. Технический приём состоит в том, что ход сказочного действия, его время, способное в обычной сказке замедляться или волшебным образом ускоряться, соединяется с ходом времени в реальном пространстве: рассказчик и слушатель вынуждены ждать, когда старичок доедет до мельницы, и только после этого можно будет продолжить повествование.

Таким образом, сказка сменяется реальностью; в тексте они соединены, а не противопоставлены друг другу. Это соединение происходит на чётко маркированной вопросом слушателя границе между художественным пространством и реальностью:

Жил — был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…

— Ну, вот поманил, а не рассказываешь!

— Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

  • неоправданно повторяющиеся бывают «маятниковые» и «кольцевые»;

Маятниковый повтор — бесконечное дословное повторение одного из звеньев текста.

Пришел медведь к броду,

Да бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис.

Вымок, Выкис, Вылез, Высох,

Встал на колоду

   – Бултых в воду

«Кольцевые» весь текст повторяется, «теряя» при этом свое начало и конец. Конец становится началом, начало — концом: «Не сказать ли сказку сначала?», «Не сказать ли опять с конца?»

Жил-был царь,

 у царя был двор,

на дворе был кол,

на колу была мочала,

 не сказать ли сказочку сначала?

  • псевдобесконечные  подразделяются на два типа «с приращением» и «рассказ в рассказе».

Сказка «с приращением» длится бесконечно, ее конец отодвигается благодаря приращению звеньев, в которых новой является лишь реплика, поданная слушателем и ловко «вплетённая» рассказчиком в ключевую формулу сказки. А затем повторяется первое и на самом деле единственное звено текста, его начало. «Приращение» текста происходит без «приращения» новых, интересующих слушателя сведений. В типе «с приращением» наиболее ярко проявляется игровой характер докучной сказки, когда рассказчик и слушатель в диалоге словно проигрывают небольшую сценку:

         — Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

         – Скажи.

 – Ты скажи, да я скажи. Сказать тебе сказку про белого бычка?…

«Рассказ в рассказе» здесь не происходит «приращения» с помощью новых слов. Новое звено, не повторение, а продолжение.

Шли дети по дорожке,

Нашли книжку,

 А в той книжке было написано:

Шли дети по дорожке…

Докучные сказки живут и в наши дни, наиболее популярны среди них «Про белого бычка», «У попа была собака…», «Жили-были два гуся…» и др. Они способствуют развитию творческих способностей, памяти, речи, выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора, артистических способностей.

Результаты исследования:

Анкетирование

В анкетировании приняли участие учащиеся 3а и 3б классов

Любите ли вы сказки?

 100%

 100%

Знаете ли вы докучные сказки?

  90%

 85%

Хотели бы вы познакомиться с докучными сказками?

 100%

100%

Умеете ли вы сочинять сказки?

85%

 65%

Сказки сочинять непросто, но интересно. Этим и занимались люди во все времена. Когда было совсем нечего делать, придумывали сказки докучные.

Это такие истории, в которых конец – это начало, а начало – это конец, поэтому их можно рассказывать бесконечно и тем самым докучать, т.е. надоедать кому-нибудь.

  А теперь послушайте наши докучные сказочки 2.

Кутькин Артём сочинил кольцевую сказку

Жила у меня кошка, ела всего понемножку.

Жил у меня пёс.

Он в моём доме был, как босс.

Жил у меня попугай.

И всё время кричал:

-Давай, догоняй!

Жила у меня улитка, и это для меня просто пытка.

А не начать ли нам сказку сначала?

Урянская Варвара сочинила кольцевую сказку

Бегу  я по дороге

И вижу я кота,

Взяла кота за ухо

С собою повезла,

Бегу  я по дороге

И вижу червяка

Взяла его за ухо

С собою повезла

Начну сначала я?

Тарасова Оксана сочинила сказку «с приращением»

-Рассказать тебе сказку «Два Мороза»?

-Расскажи.

-Ты расскажи, он расскажи, а тебе рассказать сказку «Два Мороза»?

Панютич Дмитрий сочинил кольцевую сказку

У нас два котёнка играли с распашонкой.

Прыгали, играли, распашонку примеряли.

Не сказать ли всё сначала?

«Маятниковую»  сказку сочинил Гусев Денис

Охотник собрался на охоту.

Взял ружьё и вышел из дому.

Вспомнил про пули и вернулся.

Зашёл в дом, поставил в угол ружьё, взял пули и вышел из дома.

Вспомнил, что забыл ружьё.

Вернулся, положил пули, взял ружьё и вышел из дома.

Вспомнил…..

Сочинил кольцевую сказку Ерёменко Максим

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Ручки — всё хватать, хватать.

Ручки мыли мы мочалом,

Начинай рассказ сначала.

Галстян Никита сочинил «с приращением»

-Рассказать тебе сказку «Три медведя»?

-Расскажи.

-Ты расскажи, он расскажи, а тебе рассказать сказку «Три медведя»?

«Маятниковую»  сказку сочинила Костюченко Алиса

Жила — была мышка, она очень любила сыр.

Поспит в норке и побежит за сыром. Поест и побежит в норку спать, поспит в норке и  побежит за сыром.  Поест и побежит в норку спать…

  • В ходе самого исследования мы нашли  ответы на вопросы:

— Как появилось  название «Докучные сказки»?

— Как возникли докучные сказки?

— Можно ли в наше время создать такие сказки?

  • Используя,   эти знания мы составили свои докучные сказки
  • У нас получился  сборник докучных сказок, который мы можем почитать сами малышам, учитель может использовать в дальнейшей работе по этой теме.
  1. Даль В. И. «Пословицы русского народа»

http://megabook.ru/article/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BA%D0%B0%20%E2%94%80%20%D0%9F%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%86%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%BA%D0%B8%20%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%D0%92.%D0%98.%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8F

  1. Ковшова. М. « Литература о сказках» http://www.ru-skazki.ru/kovshova-the-priest-had-dog&p2.html
  2. Сборник докучных сказок. http://lukoshko.net/story/dokuchnye-skazki.htm
  3. ДОКУЧНЫЕ СКАЗКИ — сборник сказок А.Н. Афанасьева

http://tale.mus-ani.com/page/dokuchnye_skszky

Докучные сказки относятся к русскому устному народному творчеству. Они имеют ряд характерных особенностей, позволяющих выделить их среди остальных: несколько раз повторяющиеся элементы, недолгое повествование, часто не наделенное особым смыслом.

Докучная сказка это

По сути, докучная сказка – это короткий рифмованный стишок, который можно читать детям младшего возраста (два-три года) неограниченное количество раз. В данной статье будут рассмотрены вопросы о том, откуда берет начало докучная сказка, как она влияет на развитие ребенка, какова практическая польза от ее чтения детям.

Происхождение докучных сказок

Докучная сказка возникла еще в Древней Руси. Предположительно первыми сочинителями этих творений стали «уставшие» сказочники, которые хотели отделаться от надоедливых слушателей. Они придумывали эти небольшие истории на ходу, затем рассказывали их тем, кто приставал к ним с просьбой, и благополучно уходили. Недоуменные слушатели предпринимали многочисленные попытки разъяснить себе смысл этих сказок, поэтому стали передавать их из уст в уста. Возможно, люди между собой начали повторять эти истории по нескольку раз, передавая друг другу смысловую нагрузку и заученные лексические конструкции.

Докучные сказки для детей

Название «докучная сказка» происходит от слов «надоедать», «докучать». Обратите внимание, что когда много раз подряд читается одно и то же, звучат повторяющиеся фразы, это вызывает чувство скуки и появление некоторого раздражения. Должно быть, именно такие чувства испытывали первые создатели докучных сказок.

Переключение внимания ребенка

Докучная сказка – это идеальный вариант, когда подошло время укладывать ребенка спать, а дитя отказывается засыпать без сказки. Родителям можно выучить несколько таких стишков наизусть, чтобы в нужный момент суметь их продекламировать. Можно также использовать книжку с докучными сказками, если она имеется у вас дома. При желании ее можно купить в магазине, так будет даже лучше.

Докучные сказки короткие, поэтому их чтение не отнимет у вас много времени. Ребенку будет интересно и забавно слушать веселые истории, и он не раз попросит вас повторить уже рассказанное. Не спешите ему отказывать! Эти сказки вы можете читать своему малышу, чтобы отвлечь от чего-то. К примеру, ребенок раскапризничался на улице или в магазине настойчиво требует купить ему игрушку. Вместо того чтобы ругать его и всячески одергивать, попробуйте применить в качестве воспитательной меры докучные сказки: «Жили-были гуси у моей Маруси». Ребенок вместо того, чтобы капризничать, откроет от удивления рот и примется вас слушать с величайшим вниманием.

Развитие познавательных процессов

Чтение взрослыми детям прекрасно развивает у ребенка память, мышление, речь, воображение. Дети очень быстро запоминают тексты, которые им интересны и вызывают приятные эмоции. Вот увидите, с каким энтузиазмом малыш примется повторять забавные строчки, вызывающие у него улыбку и хорошее настроение! Докучные сказки для детей отличаются большой эмоциональностью и объемной юмористической составляющей. Слушая, ребенок будет вникать в каждое слово, даже если ему не совсем понятно его значение. В этом случае задача мамы и папы заключается в том, чтобы правильно объяснить малышу незнакомые слова, встречающиеся в тексте.

Интерес к устному народному творчеству

Докучная сказка – это настоящий клад для родителей и детей. Несмотря на то что она часто воспринимается как бессмысленная и лишенная логики, это обманчивое впечатление. Докучные сказки для детей являются устным народным творчеством, а значит, являются отражением жизни русского народа Древней Руси. Именно из таких бессмысленных на первых взгляд сказок ребенок сможет узнать, как одевались на Руси, какие порядки царили в городах, как простые люди жили в деревнях, чем питались, увлекались, занимались, как трудились, не покладая рук.

Докучные сказки короткие

Систематическое чтение детям докучных сказок не только воспитывает ребенка, но и прививает ему любовь к родному слову. Каждый родитель хочет, чтобы в будущем его драгоценный отпрыск получил хорошее образование, читал серьезную художественную и классическую литературу. Во многом достижению этой цели способствует знакомство с докучными сказками, которое происходит в раннем детстве. Поэтому чрезвычайно важно не упустить этот момент! Любовь к книге не рождается за один день, но приходит постепенно.

Как надо читать детям докучные сказки

Казалось бы, что в этом трудного: достаточно взять в руки соответствующую книгу и начать читать ребенку вслух. Но все не так просто. Если родитель хочет, чтобы чтение принесло ребенку ощутимую пользу, то не стоит пренебрегать следующими правилами. Читайте ребенку только тогда, когда сами находитесь в хорошем настроении. Если вы станете читать, находясь в угнетенном состоянии духа, ребенок это сразу заметит. Кроме того, такое чтение обязательно отразится на восприятии ребенка: текст покажется ему неинтересным, скучным, и он отложит книгу в сторону. Чтобы не отбить у ребенка интерес к чтению, поощряйте его любые попытки пересказывать прочитанное самостоятельно, не отказывайтесь, когда он обращается к вам с просьбой прочитать сказку. Стихи можно выучить наизусть. Читайте с воодушевлением, выразительно, четко проговаривая каждое слово. Докучная сказка – это народный дух Руси, уважайте его!

Докучные сказки жили были

Таким образом, докучная сказка во многом помогает привить ребенку любовь к изящной словесности. Пусть хорошая литература начнется для малыша с изучения памятников русского народного творчества. Такой подход обязательно принесет в будущем свои плоды.

Докучная сказка — это жанр устного народного творчества, название которого произошло от слова «докука», что значит надоедливая просьба.

Докучная сказка начинается как обычная сказка, но неожиданно заканчивается или не заканчивается вообще.  Это небольшие по объему произведения, выстроенные особенным образом: либо без конца (в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста), либо с внезапно быстрым концом.

Яркий образец первого типа «Сказка про белого бычка» или «У попа была собака», а второго типа – известное нам с детства стихотворение «Села муха на варенье».

В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки.

Различают 4 вида докучных сказок: неоправданно короткие, неоправданно незаконченные, неоправданно повторяющиеся и псевдобесконечные.

Докучные сказки для детей 

Летел ворон
Сел на колоду
Да бух в воду.
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох.
Сел на колоду
Да бух в воду…

Жил-был карась,
Вот и сказка началась.
Жили-были два налима,
Вот и сказки половина.
Жили были три гуся,
Вот и сказка вся.

Чистили картошку,
Ударили Антошку.
Антошка побежал,
Председателю сказал.
Председатель прибежал:
В чем дело, в чем дело?
Чистили картошку,
Ударили Антошку….

Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело…

***

— Купи слона!
— Зачем мне слон?
— Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона.
— Отстань!
— Отстану, только вначале ты купи слона

***

— Мы с тобой шли?
— Шли.
— Кожух нашли?
— Нашли.
— Я тебе его дал?
— Дал.
— Ты его взял?
— Взял.
— И где же он?
— Кто?
— Кожух.
— Какой?
— Как это какой? Мы с тобой шли?..

***

Ворона на мосту.

Едем дальше.
Видим мост,
На мосту ворона сохнет.
Хвать её за хвост,
Шасть под мост –
Пусть она помокнет!
Едем дальше.
Видим мост,
Под мостом ворона мокнет.
Хвать её за хвост,
Шасть её на мост –
Пусть она обсохнет!
Едем дальше…

Старик и колодец.

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец; тут и сказке конец

Два братца.

Жили-были два братца, два братца — кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Докучная сказка.

— Рассказать ли тебе докучную сказочку?

— Расскажи.

— Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?

— Не надо.

— Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?.. и т.д.

Медведь и вода.

Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…

***

Задумал журавль жениться,
Идти семь верст болотом.
А задумал жениться
На прекрасной на девице, на цапле.
Ноги-то станет из болота вытаскивать – хвост завязнет.
Хвост вытащит – ноги завязнут.
Ноги-то станет из болота вытаскивать – хвост завязнет,
Хвост вытащит – ноги завязнут…

***

Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?…

Жил-был царь Ватута и вся сказка тута.
Стоит домишка пряничный,
Изюмом разукрашенный,
Блестит при свете месяца.
Дверь из леденца, Не сказать ли с конца?…

— Рассказать тебе сказочку про сову?
— Расскажи!
— Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова —
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?…

У бабушкиной избёнки
Жевала травку Бурёнка,
Жевала, жевала — молчала.
Увидала: на заборе—мочала.
Увидала мочалу — замычала…
Не сказать ли про Бурёнку сначала?

— Купи слона!
— Зачем мне слон?
— Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона.
— Отстань!
— Отстану, только вначале ты купи слона.

***

Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку – хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!
Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту – ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет…
Хороша ли моя сказочка?

***

Ехал как-то через мост, глянь — ворона мокнет
Положил ее на мост, пусть ворона сохнет.
Еду снова через мост, глянь — ворона сохнет.
Положил ее под мост, пусть ворона мокнет…

В некотором царстве,
В некотором государстве
Жила-была ворона,
И вздумала она лететь
В тридевятое царство,
В тридесятое государство.
Полетела,
Летела, летела, летела –
Да села,
Сидела, сидела, сидела –
Да полетела;
Летела, летела, летела –
Да села;
Сидела, сидела, сидела, сидела –
Да полетела…

Задумал журавль жениться,
Идти семь верст болотом.
А задумал жениться
На прекрасной на девице, на цапле.
Ноги-то станет из болота вытаскивать – хвост завязнет.
Хвост вытащит – ноги завязнут.
Ноги-то станет из болота вытаскивать – хвост завязнет,
Хвост вытащит – ноги завязнут…

Жила-была бабка
У самой речки.
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
И купила бабка
Себе мочало
— Эта сказка хороша
— Начинай сначала!

Короткие докучные сказки для детей

Села муха на варенье —
Вот и всё стихотворенье.

Хочешь сказку про лису?
Она в лесу.

Жили-были баран да овца,
Поставили они стожок сенца.
Не начать ли сказку с конца?

Жил-был царь Ватута,
И вся сказка тута.

Жил-был царь Додон,
Замарал себе ладонь.

Тётушка Арина
Кашу варила,
Егор да Борис
Из-за каши подрались.
Мочала, мочала,
Начинай сначала.

Докучные сказки, придуманные детьми 3 класса

dok skazka1

Жили-были братца два
И сестра у них одна.
Они вышли погулять
И малинку пощипать.
Ангелина – молодец!
Вот и сказочке конец!

dok skazka3

dok skazka6

Жили- были две лисички
Очень дружные сестрички.
Жили – поживали
И беды не знали.
Вот и сказку дочитала,
Начинай её с начала.

Жила бабочка красавица
Всем на свете нравится
Крылышки — малина,
А сказки — половина.
бабочка порхает
Сказку продолжает.

Жил-был весёлый слон.
Каждый день купался он.
Он купался, обливался-
Это делать он старался.
Слон – чистюля, молодец!
Вот и сказочке конец!

Почему появились докучные сказки 3 класс в народном творчестве

Докучные сказки занимали особое место в детском фольклоре.

Докучная сказка не имеет такой воспитательной ценности, как, например, пословицы, поговорки, привычные традиционные сказки, но она способствует развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора.

Смотрите также:

  • Почему проблема отцов и детей называют вечной сочинение с аргументами из отцы и дети
  • Почему прекрасной княжне пришлось перенести много испытаний сказка белая уточка
  • Почему предательство это преступление сочинение
  • Почему после прочтения рассказа специалист думающему читателю становится грустно
  • Почему пословицы созданные разными народами часто имеют один и тот же смысл сочинение рассуждение