Почему песни называют морожены рассказ морожены песни 6 класс

Родительская газета семейное чтение владимир севрюгин м.: оги, 2004 наша газета не так давно уже рассказывала о степане писахове

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ 

Владимир СЕВРЮГИН

М.: ОГИ, 2004

Наша газета не так давно уже
рассказывала о Степане Писахове – архангельском
писателе-сказочнике, который, продолжая традиции
безвестных северных сказителей, рисует
удивительную картину мира архангельских
поморов.
Недавно вышедшая книга сказок Степана Писахова
«Морожены песни» – это действительно песни. До
берегов Студеного моря не дошли завоеватели,
здесь не было крепостного права – вольные люди
сберегли красоту своей культуры в первозданном
виде до самого начала прошлого века.
В книге есть словарик малоизвестных слов и
выражений, но он почти не нужен. Это особенно
чувствуется, если читать книгу вслух с детьми:
сюжеты простые, но сказки расцветают в оттенках
исполнения, особых словечках, неповторимых
интонациях, во всех тонкостях образной поморской
речи.
Читая «Морожены песни» Степана Писахова,
оказываешься среди замечательного народа – в
уникальном мире русского Севера, наполненном
мягким юмором, неповторимым образным мышлением.
Он писал: «С детства я был среди богатого
северного словотворчества. Память
восстанавливает отдельные фразы, поговорки,
слова. Например:
– Какой ты горячий, тебя тронуть – руки обожжешь.
Девица, гостья из Пинеги, рассказывала о своем
житье-бытье:
– Утресь маменька меня будит, а я сплю-тороплюсь.
Многое помнится, многое просится в сказку. Скажу
к примеру. Один знакомый спросил, с какого года я
живу в Архангельске. Я сказал:
– С 1879 года.
– Скажите, сколько домов было раньше в
Архангельске?
Что-то небрежно-снисходительное было в тоне, в
вопросе. Я в тон заезжему дал ответ:
– Раньше стоял один столб, на столбе доска с
надписью: «А-р-х-а-н-г-е-л-ь-с-к». Народ ютился
вокруг столба. Домов не было, о них и не знали.
Одни хвойными ветками прикрывались, другие в
снег зарывались, зимой в звериные шкуры
завертывались. У меня был медведь. Утром я
вытряхивал медведя из шкуры, сам залезал в шкуру.
Тепло ходить в медвежьей шкуре, и мороз – дело
постороннее. На ночь шкуру медведю отдавал…»
В этой книге есть сказка, фрагмент из которой я
рискну привести. Называется она «Уйма в город на
свадьбу пошла» – единственная сказочная
колокольная симфония.
«…По дороге как гулянка кака невиданна. Дома
степенно идут, не качаются, для форсу крыши
набекрень, светлыми окошками улыбаются, повети
распустили, как наши бабы сарафанны подолы на
гулянке. Которы дома крашены да у которых крыши
железны – те норовят вперед протолкаться. А бани
да овины, как малы робята, вперегонки.
– Эй, вы, постройки, постойте! Скажите, куды
спешите, куды дорогу топчете?
Дома дверями заскрипели, петлями дверными
завизжали и такой мне ответ дали:
– В город на свадьбу торопимся. Соборна
колокольня за пожарну каланчу взамуж идет.
Гостей уйму назвали. Мы всей Уймой идем…
Тут тако дело вышло, что свадьба чуть не
расстроилась ведь.
Большой колокол проспал: он все дни пил да
раскачивался – глаза не вовсе открыл, а так
вполпросыпа похмельным голосом рявкнул:
– По-чем треска?
– По-чем треска?
Малы колокола ночь не спали, тоже гуляли всю ночь,
цену трески не вызнали и наобум затараторили:
– Две ко-пей-ки с по-ло-ви-ной!
– Две ко-пей-ки с по-ло-ви-ной!
На рынке у Никольской церкви колоколишки –
ребята-озорники – цену знали, они и рванули:
– Врешь, врешь – полторы!
– Врешь, врешь – полторы!
Большой колокол языком болтнул, о край
размахнулся:
– Пусть молчат!
– Не кричат!
– Их убрать!
Хорошо ишшо, други соборны колокола остроглазы
были, наши приносы-подарки давно высмотрели и
завыпевали:
– К нам! К нам!
– С пивом к нам!
– К нам! К нам!
– С брагой к нам!
– К нам! К нам!
– С чаркой к нам!
Что тут началось-повелось! Кто «во лузях» поет,
кто «Ах вы, сени, мои сени». Колокола пляс
вызванивают. Все поют вперегонки и без оглядки, и
без удержу.
Время пришло полному дню быть, городскому народу
жить пора.
А домы-то все пьяным-пьяны, от круженья на месте
свои места позабыли и кто на какой улице стоит –
не знают. Тут пошла кутерьма, улицы с задворками
переплелись!
Жители из домов вышли, кто по делам, кто по
бездельям, и не знают, как иттить. Тудою, сюдою али
этойдую?..”
Книга завершается словами Степана Писахова:
«Меня корят да упреками донимают: почему много
лёту в сказках? В редкой кто не летает. А как
иначе? Фантазия начинает свое дело полетом. Не
мое дело останавливать фантазии полет. Вот
направлять полет в како-либо место, которо в
памяти болит…»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.

«Первое сентября»


1 слайд:

Презентация на тему: «Поэтическая душа русского Севера».

2 слайд:

Он в старом корабле летал 
Не по волнам, а в поднебесье, 
Слагал «мороженые песни» — 
и Север в сказках расцветал!

Этим четверостишием архангельского поэта В. Бедного хочется начать повествование об удивительном сказочнике Степане Григорьевиче Писахове.

3 слайд:

Жил такой писатеь — сказочник Писахов, безумно любивший свой родной край, душу и язык Северного народа. Родился он 25 октября 1879 года в Архангельске.

Многие известные люди отмечали, что Писахов – поэтическая душа русского Севера,да он был сам частью Севера, знал его палитру, его говор, лукавство народной речи, мужественный склад помора – все что составляет самую глубокую природу нашего края.

4 слайд:

Папа Писахова, Григорий Михайлович, выходец из Белоруссии, был ювелирных дел мастером, чеканщиком и обладал незаурядным художественным вкусом. Этот дар перешёл к сыновьям, Павлу и Степану. Мама, Ирина Ивановна, была коренной пинежанкой. Бабушка Хиония Васильевна, уроженка деревни Труфанова гора, что на Пинежье, знала и рассказывала северные былины. А брат бабушки дед Леонтий и вовсе был сказителем-профессионалом. «Я был среди богатого северного словотворчества, не записывал, просто рос с этим словотворчеством» – расказывал Писахов.

5 слайд:

Сстепан григорьевич, как никто другой изучил быт и культуру Севера: знал старинный обычаи, знал многих мастеров по именам, прошел вдоль и поперек весь Северный край и на всю жизнь сохранил любовь к русскому Северу.

К сказителям на Севере всегда относились с огромным уважением. Во время промысла им выплачивали два пая: один – за участие в промысле, другой – за сказывание. Пережить северную ночь, которая длится полгода, без сказки, наверное, было бы очень трудно.

6 слайд:

Необычно принимали Писахова в 1939 году в Союз советских писателей. Тексты его сказок оказались в руках у Караваевой и Фадеева, и вместо того чтобы обсуждать, как полагается, достоинства и недостатки этих текстов, они, перебивая друг друга, читали сказки одну за другой и не могли остановиться,а слушатели помирали со смеху, чуть ли не сползая на пол.

Язык его произведений чист, незыблем. В этом языке дышат века.

7 слайд:

Большой знаток народных легенд и преданий Писахов вошел в русскую литературу как автор удивительных, наполненных искрометным юмором сказок, написанных ярким, воистину народным языком.

Сказки Степана Григорьевича Писахова печатались неоднократно. Они переиздовались отдельными сборниками в Архангельске и в Москве. Последнее наиболее полное издание вышло ещё при жизни писателя в 1959 году. Около 100 сказок, все они о нашем северном крае, о жизни архангельских людей и пропитаны любовью к русскому Северу. Все они полны радости, добра и мужества, а место действия почти всегда точно. Место событий большинства сказок — деревня Уйма, что в 19 киллометрах от Архангельска. Писахов прекрасно знает и сердечно любит наш суровый архангельский край.

8,9,10 на слайде.

11 слайд:

Главный герой сказок Писахова – народ.

Сказки передаются от лица подставного рассказчика, крестьянина деревни Уйма, весёлого балагура Малины.

Сеня Малина – человек бывалый, мастер на все руки: «Он и пахарь, и рыбак, и охотник, и в Москве, и в Питере был, и против французов и турок воевал, и по многим морям путешествовал». Знаток крестьянской жизни.

Образ Сени Малины имел реальный прототип. Имя героя не выдумано. В деревне Уйма жил весёлый сказочник Семён Михайлович Кривоногов, по прозвищу Малина.

Большая часть героинь сказок Писахова не названо по имени. Зовутся они по роду занятий: хозяйки, грибницы, ягодницы, торговки, монашки — чаще всего это жены; по возрасту и семейному положению: девки, жонки, бабы, старушонки.  

Вхожи в сюжет сказок и женские образы среди неодушевленных предметов. Так, деревня Уйма могла строиться («Как Уйма выстроилась»), пойти в город на свадьбу («Уйма в город на свадьбу пошла»), «На Уйме кругом света» можно было объехать. Соборна колокольня замуж выходила за пожарну каланчу («Уйма в город на свадьбу пошла»). Самовар имеет свою семью: чайник, чайные чашки, сахарницу, которые говорят, двигаются («Самоварова семья»), так в сказке «Пляшет самовар, пляшет печка» пляшут вместе с Сеней Малиной главные герои, лишь жена Сени Малины ругается.

Отсюда вывод: в сказках Степана Григорьевича много интересных и любопытных образов, по- разному представленных нам автором. 

12 слайд:

В областном центре нашего города, в Архангельске, верхом на огромном налиме восседает бойкий и вертлявый с виду мужичок в шапке-ушанке, развевающейся телогреечке и валенках. На первый взгляд можно подумать что это рыбак, но подойдя ближе вы обязательно узнаете в нем персонаж книги «Налим Малиныч». Это памятник Сене Малине, он был установлен 27 июня 2009 года, его автором — заслуженным художником России Сергеем Сюхиным.

Именно от имени этого поморского мужичка родом из Уймы и велись рассказы Писахова. Кстати, памятник самому Писахову установлен здесь же, неподалеку.

13 слайд:

Современное общество мало знакомо с творческим наследием северных писателей. Но именно произведения этих людей, непонаслышке знающих родной северный край, помогут заметить скромную красоту северной природы, почувствовать любовь к своей малой родине, испытать чувство гордости за нее.

К сожалению, в последнее время Писахов незаслуженно забыт. Книги его почти не переиздаются. До сих пор нет ни одного сочинения о Писахове, если не считать за сочинение краткую биографию, вышедшую в Архангельске в конце пятидесятых годов к его восьмидесятилетию. Но северорусская культура – самодостаточная, хотя и замкнутая, которая напрямую наследует культуру древнерусскую. Без проводников и посредников мы ее не поймем, не поймем и нашу историческую культуру, не воспримем ее духа. А таких проводников можно пересчитать по пальцам: Борис Шергин, Михаил Пришвин, но прежде всего Степан Писахов.

Спасибо за внимание!

В прежне время к нам заграничны корабли приезжали за лесом. От нас лес увозили. Стали и песни увозить.Мы до той поры и, в толк не брали, что можно песнями торговать.В нашем обиходе песня постоянно живет, завсегда в ходу. На работе песня — подмога, на гулянье — для пляса, в гостьбе — для общего веселья. Чтобы песнями торговать — мы и в уме не держали.Про это дело надо объяснительно обсказать, чтобы сказанному вера была. Это не выдумка, а так дело было.В стары годы морозы жили градусов на двести, на триста. На моей памяти доходило до пятисот. Старухи сказывают — до семисот бывало, да мы не очень верим. Что не при нас было, того, может, и вовсе не было.На морозе всяко слово как вылетит — и замерзнет. Его не слышно, а видно.

У всякого слова свой вид, свой цвет, свой свет Мы по льдинкам видим, что сказано, как сказано. Ежели новость кака али заделье — это, значит, деловой разговор — домой несем, дома в тепле слушам, а то на улице в руках отогрем. В морозны дни мы при встрече шапок не снимали, а перекидывались мороженым словом приветным. С той поры повелось говорить. Словом перекидываться. В морозны дни над Уймой морожены слова веселыми стайками перелетали от дома к дому да через улицу. Это наши хозяйки новостями перебрасывались. Бабам без новостей дня не прожить.Как-то у проруби сошлись наша Анисья да сватья из-за реки. Спервоначалу ладно говорили, слова сыпали гладкими льдинками на снег, да покажись Анисье, что сватья сказала кисло слово.

По льдинке видно.- Ты это что. — кричит Анисья, — како слово сказала. Я хошь ухом не воймую, да глазом вижу!И пошла, и пошла, ну, прямо без удержу, до потем-ни сыпала. Сватья тоже не отставала, как подскочит (ее злостью подбрасывало) да как начнет переплеты ледяны выплетать. Слова-то — все дыбом.А когда за кучами мерзлых слов друг дружку не видно стало, разошлись. Анисья дома свекровке нажали-лась, что сватья ей всяких кислых слов наговорила.- Ну и я ей навалила, только бы теплого дня дождаться, оно хоть и задом наперед начнет таять, да ее, ругательницу, насквозь прошибет. Свекровка-то ей говорит:- Верно, Анисьюшка, уж вот как верно твое слово. И таки они горлопанихи на том берегу, просто страсть. Прошлу зиму я отругиваться бегала, мало не сутки ругалась, чтобы всю-то деревню переругать.

Духу не переводила, насилу стругалась. Было на уме еще часик-другой поругаться, да опара (1) на пиво была поставлена, боялась, кабы не перестояла. Посулила еще на спутье (2) забежать поругать.А малым робятам забавы нужны — матери потаков-щицы на улицу выбежат, наговорят круглых ласковых слов. Робята ласковыми словами играют, слова блестят, звенят музыкой. За день много ласковых слов переломают. Ну да матери на ласковы слова для робят устали не знают. А деъкам перво дело песни. На улицу выскочат, от мороза подол на голову накинут, затянут песню старин-ну, длинну, с переливами, с выносом. Песня мерзнет колечушками тонюсенькими-тонюсенькими, колечушко в колечушко, отсвечиват цветом каменья драгоценного, отсвечиват светом радуги.

Девки из мороженых песен кружева сплетут да всяки узорности. Дом по переду весь улепят да увесят. На конек затейно слово с прискоком скажут. По краям частушек навесят. Где свободно место окажется, приладят слово ласково. «Милый, приходи, любый, заглядывай!» Нарядно нашей деревни нигде не было. Весной песни затают, зазвенят, как птицы каки невиданны запоют!С этого и повелась торговля песнями. Как-то шел заморской купец, он зиму проводил по торговым делам, нашему языку обучался. Увидал украшенье- морожены песни — и давай от удивленья ахать да руками размахивать.- Ах, ах, ах. Ах, ах, ах. Кака распрекрасна ин-тересность диковинна, без всякого береженья на само опасно место прилажена!Изловчился купец да отломил кусок песни, думал — не видит никто.

Да, не видит, как же. Робята со всех сторон слов всяческих наговорили, и ну в него швырять. Купец спрашиват того, кто с ним шел. — Что за штуки колки каки, чем они швыряют. — Так, пустяки.Иноземец и «пустяков» набрал охапку. Пришел домой, где жил, «пустяки» по полу рассыпал, а песню рассматривать стал. Песня растаяла да только в ушах прозвенела, а «пустяки» на полу тоже растаяли да за-поскакивали кому в нос, кому в рыло. Купцу выговор сделали, чтобы таких слов в избу не носил.Иноземцу загорелось песен назаказывать. В свою страну завезти на полюбование да на прослушанье.Вот и стали песни заказывать да в особы ящики складывать (таки, что термоящиками прозываются). Песню уложат да обозначат, которо — перед, которо — зад, чтобы с другого конца не начать.

Больши кучи напели. А по весне на пароходах и отправили. Пароходищи нагрузили до труб. В заморску страну привезли. Народу любопытно, каки таки морожены песни из Архангель-скова. Театр набили полнехонек.Вот ящики раскупорили, песни порастаяли да как взвились, да как зазвенели. Да дальше, да звонче, да и все. Люди в ладоши захлопали, закричали. — Еще, еще. Слушать хотим!Да ведь слово не воробей, выпустишь — не поймать, а песня, что соловей, прозвенит — и вся тут. К нам письма слали и заказны, и просты, и доплатны, и депеши одну за другой. «Пойте больше, песни заказывам, пароходы готовим, деньги шлем, упросом просим. Пойте!»Коли деньги шлют, значит, не обманывают. Наши девки, бабы и старухи, которы в голосе, — все принялись песни тянуть, морозить.Сватьина свекровка, ну, та сама, котора отругиваться бегала, тоже в песенно дело вошла.

Поет да песен^ ным словом помахиват, а песня мерзнет, как белы птицы летят. Внучка старухина у бабки подголоском была. Бабкина песня — жемчуга да брильянты-самоцветы, внучкино вторенье, как изумруды. Девки поют, бабы поют, старухи поют. Песня делам не мешат, рядом с делом идет, доход дает.Во всех кузницах стукоток, брякоток стоит — ящики для песен сколачивают.Мужики бороды в стороны отвернули, с помешки (3) чтобы бороды слов не задерживали.- Дакосе и мы их разуважим, свое «почтение» скажем. Ну, и запели. Проходящи мимо сторонились от тех песен. Льдины летели тяжело, но складно. Нам забавно. Пето не для нас, слушать не нам.Для тех песен особи ящики делали и таки большущи, что едва в улице поворачивали. К весне мороженых песен больши кучи накопились.Заморски купцы приехали.

Деньги платят, ящики таскают, на пароход грузят и говорят. — Что таки тяжелы сейгод песни. Мужики бородами рты прикрыли, чтобы смеху не было слышно, и отвечают:- Это особенны песни, с весом, с особенным уважением в честь ваших хозяев напеты. Мы их завсегда оченно уважам. Как к слову приведется, каждый раз говорили. «Кабы им ни дна ни покрышки». Это-то, по-вашему, значит — всего хорошего желам. Так у нас испокон века заведено. Так всем и скажите, что это от архангельского народу особенно уважение.Иноземцы и обрадели. Пароходы нагрузили, флагами обтянули, в музыку заиграли. Поехали. Домой приехали, сейчас афиши и объявления в газетах крупно отпечатали, что от архангельского народу особенно уважение заморской королеве.

Песни с весом!Король и королева ночь не спали, спозаранку задним ходом .в театр забрались, чтобы хороши места захватить. Их знакома сторожиха пропустила.Вот ящики поставили и все разом раскупорили. Ждут. Все вперед подались, чтобы ни одного слова не пропустить. Песни порастаяли и начали звенеть. На что заморски хозяева нашему языку не обучены, а поняли!(1) Опара — забродившее жидкое тесто.(2) На спутье — по дороге.(3) С помешки — от слова помеха. В значении не мешать..

На нашем сайте Вы найдете значение «Писахов С. Г. — Морожены Песни» в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Писахов С. Г. — Морожены Песни, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква «П». Общая длина 30 символа

  • Почему петр 1 может быть назван великим сочинение
  • Почему остап и андрий стали врагами сочинение
  • Почему осенью происходит листопад сочинение
  • Почему основное действие рассказа происходит в италии господин из сан франциско
  • Почему отношения базарова и одинцовой не могут иметь будущего сочинение