Почему онегин лишний человек сочинение

Многомудрый литрекон представляет краткое сочинение на тему автор и главный герой романа евгений онегин по литературе для 9 класса в

Многомудрый Литрекон представляет краткое сочинение на тему «Автор и главный герой романа «Евгений Онегин»» по литературе для 9 класса в двух вариантах. Он поможет Вам сравнить образ Евгения Онегина и образ автора в одноименном романе А. С. Пушкина. Выбирайте то, что нравится! Приятного просвещения)

Вариант 1

(515 слов) Многие читатели, познакомившись с романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин», задаются вопросом: Как соотносятся автор и главный герой произведения? Это не праздное любопытство, ведь некоторые критики утверждали, что в центре повествования оказался не какой-то там Онегин, а сам Пушкин, прикрывшийся чужим именем. Чтобы развеять эти иллюзии, достаточно сравнить рассказчика и его «доброго приятеля».

Описание Онегина начинается с иронии и насмешек автора. Однако чем дальше мы читаем, тем лучше понимаем, что стрелы юмора бьют и по самому рассказчику, и по всему его окружению. «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь» — пишет он, обращаясь ко всем дворянам. Мы видим в образе Онегина «театра злого законодателя, непостоянного обожателя очаровательных актрис, почетного гражданина кулис» и по поразительной осведомленности автора понимаем, что и он мимо этих заведений не проходил. Перед нами типичный dendy и «модный тиран» для светских красавиц. В этих ярлыках нет ничего оскорбительного, но все они не вызывают у нас симпатии и уважения к персонажу. В столице Евгений — такой, как все, не больше и не меньше. Его образ жизни дублирует распорядок дня большинства его современников и сокамерников, запертых в узких рамках непостоянной моды высшего света. Онегин не создает себя, а подражает сомнительным эталонам иностранного происхождения. Все эти явления автор хорошо знает, он сам их пережил, но теперь они безнадежно от него далеки, как и сам герой, находящийся в столице. Однако как только Евгений делает шаг в сторону от стереотипов и бежит от высшего света, автор сразу проникается к нему теплотой и участием, называя «отступника бурных наслаждений» не иначе, как «добрый мой приятель», «мой Онегин», «друг мой». Более того, рассказчик признается, что «сердечно любит» своего героя. Неподражаемая странность и резкий, охлажденный ум роднят Евгения и автора, ведь Пушкин высоко ценил индивидуальность и самобытность человека. У Онегина она была, но сил для ее реализации у него не хватило. Несмотря на то, что автор и его герой в романе «Евгений Онегин» имеют одинаковое воспитание и происхождение, идентичный жизненный опыт (их «ожидала злоба слепой Фортуны и людей»), Пушкин нашел призвание в поэзии и смог защитить свое право быть не таким, как все. В юности и рассказчик «был от балов без ума», и тратил жизнь «на разные забавы». Но потом он стал много работать и обрел свою дорогу. Онегину же «труд упорный ему был тошен». Он даже пробовал писать, но при этом не мог отличить ямб от хорея, то есть не старался даже вникнуть в то, что делал. Евгений, в отличие от автора, ничем не интересовался всерьез. Он ко всему оставался равнодушен, но не потому, что был каким-то особенным, все гораздо проще. Онегин был ленив не только умом, но и сердцем, но и воображением. Если автор черпает вдохновение и силы в природе, видит и ценит ее красоту, то герой скучает, глядя на пейзажи. Ни город, ни деревня, ни любовь, ни дружба не трогают его души.

Таким образом, автор в романе «Евгений Онегин» близок к своему герою, но в то же время сильно отличается от него, и в этом отличии А.С. Пушкин оставил для всех «лишних людей» путь к спасению. Человек не должен бояться упорного труда и ответственности, и тогда ему удастся реализовать себя и получить удовольствие от жизни.

Вариант 2

(589 слов) Читая знаменитое произведение А.С. Пушкина, каждый из нас невольно задавался вопросом: «Как соотносятся автор и главный герой романа «Евгений Онегин»?». Все просто: рассказчик связывает реальность с вымыслом, переносясь на страницы собственного произведения и уравнивая себя с героем книги. По словам автора, он был хорошо знаком с Евгением, а общались они в Санкт-Петербурге. Об этих обстоятельствах и о жизни самого рассказчика мы узнаем из лирических отступлений, которые являются порталом из действительности в фантазию. Автор постоянно делает отсылки на свою биографию и вплетает ее в контекст. С помощью отступлений он выражает свое отношение к происходящему и к своим героям. Больше всего внимания уделяется Евгению, которого Пушкин именует своим «добрым приятелем».

Действительно, автор и его герой могли бы быть друзьями и встречаться в столице. Онегин родился «на брегах Невы» и всю юность провел в Санкт-Петербурге. Там же часто бывал и Пушкин. У них одни и те же жизненные обстоятельства: происхождение, воспитание, образование: «Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Бурная молодость повес происходила по одному сценарию, который Пушкин так иронично описал. Сон до вечера, письма и записки, прогулка по Невскому, шикарный завтрак в ресторане, театры, балы, званые вечера и так до утра, а там и сон. Судя по поразительной осведомленности рассказчика, он и сам нередко бывал в ресторане француза Пьера Талона на Невском проспекте — одном из самых фешенебельных ресторанов эпохи. Там он, как и Онегин, кушал «трюфли, роскошь юных лет». «Увы, на разные забавы Я много Жизни погубил!» — откровенно признается Пушкин. Этот период сближает его с Онегиным. И оба они не смогли удовлетвориться такой жизнью и светской моралью, где главными качествами были лицемерие и цинизм. И автор, и герой разочаровались в высшем обществе, поэтому рассказчик повествует о столичной жизни своего «доброго приятеля» с оттенком иронии и снисхождения. Чувство горечи и тоски сделало их обоих изгнанниками и беглецами:

Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой фортуны и людей
На самом утре наших дней.

Поэтому герой и автор быстро нашли общий язык. Рассказчик высоко ценил «мечтам невольную преданность», «неподражательную странность» и «резкий, охлажденный ум» Евгения. И все же их разделял подход к проблеме. Если автор был активен и жаждал перемен, то Онегин смирился с судьбой и полюбил свои страдания: «Я был озлоблен, он угрюм». Злоба в данном случае обозначает жар сердца, который рассказчик все же сохранил. А вот угрюмость — это симптом атрофии души. У Евгения не было даже злости, он воспринял разочарование как данность. Почему? Автор проводит резкую грань между своим мироощущением — русским, сближающим его с народом — и восприятием реальности, свойственным Онегину. Евгений — романтический герой европейского склада, он далек от всего национального. Поэтому он равнодушен к русской природе, к семейным традициям и даже к семье как таковой. Весьма показательно его отношение к родному дяде:

И уж заранее зевал,
Приготовляясь, денег ради,
На вздохи, скуку и обман…

Евгений циничен, его сердце холодно, поэтому он не колеблется и предлагает Татьяне не руку и сердце, а измену. Для него семейные устои ничего не значат, а вот автор глубоко уважает русскую культуру, поэтому восхищается Татьяной и ее решением отвергнуть недостойное предложение. Любит рассказчик и природу:

Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! я предан вам душой.
Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной.

Поэтому между автором и героем в романе «Евгений Онегин» нельзя ставить знак равенства. Это разные люди, воспитанные в одной среде, но усвоившие неодинаковые ценности. Рассказчик впитал все лучшее, что есть и было в русской культуре, в русском менталитете, а Онегин лишь заимствовал западные образцы, поэтому результат получился таким фальшивым. Евгений — лишний человек, потому что оторвался от своих корней и перенял чужие взгляды на мир.

План.

Галерея лишних людей
Атрибутика «лишних людей» Истоки зарождения «обломовщины»
Реальная-сказочная жизнь
Возможное счастье и Оьлга Ильинская
Заключение. Кто виноват в «обломовщине»?
Роман Гончарова «Обломов» продолжает галерею произведений, в которых описаны герои лишние для всего света и для самимх себя, но не лишние для страстей, кипящих в их душах. Обломов, главный герой романа, вслед за Онегиным и Печориным, проходит тот же тернистый путь жизненных разочарований, пытается что-то изменить в мире, пытается любить, дружить, поддерживать отношения со знакомыми, но все это у него плохо получается. Точно так же как и не получилась жизнь у лермонтовского и пушкинского героев. И главные героини всех этих трех произведений, «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» и «Обломов», тоже похожи – чистые и светлые создания, которые так и не смогли остаться вместе со своими возлюбленными. Быть может, определенный тип мужчин притягивает определенный тип женщин? Но почему тогда, такие никчемные мужчины притягивают таких прекрасных женщин? И, вообще, в чем причины их никчемности, неужели они родились такими, или это дворянское воспитание, или во всем виновато время? Постараемся и мы на примере Обломова вникнуть в суть проблемы «лишние люди» и попытаться ответить на поставленные вопросы.
С развитием истории «лишних людей» в литературе выработалась своего рода атрибутика, или вещи, предметы, которые обязательно должны присутствовать у каждого такого «лишнего» персонажа. У Обломова все эти принадлежности налицо: шлафрок, пыльный диван и старый слуга, без помощи которого он, казалось, погибнет. Может, поэтому Обломов и не едет заграницу, ведь там только «девки» в прислугах, которые не знают, как и сапоги правильно с барина снять. Но откуда же все это взялось? Думется, причину необходимо прежде всего искать в детстве Ильи Ильича, в той изнеженной жизни, которую вели помещики того времени и в той косности, которая прививалась с детских лет: «мать, приласкав его еще, отпускала гулять в сад, по двору, на луг, с строгим подтверждением няньке не оставлять ребенка одного, не допускать к лошадям, к собакам, к козлу, не уходить далеко от дома, а главное, не пускать его в овраг, как самое страшное место в околотке, пользовавшееся дурною репутацией». И, став взрослым, Обломов вот также не допускает себя ни до лошадей, ни до людей, ни до всего света. Почему именно в детстве необходимо искать корни такого явления как «обломовщина» хорошо видно и при сравнении Обломова с его другом детства – Андреем Штольцем. Они одного возраста, и одного социального положения, но как две разных планеты, столкнувшиеся в пространстве. Конечно, можно объяснить все это лишь немецким происхождением Штольца, однако, как тогда быть с Ольгой Ильинской, русской барышней, которая в свои двадцать лет была намного целеустремленнее Обломова. И дело здесь даже не возрасте (Обломову на момент событий около 30 лет),  а опять-таки в воспитании. Ольга росла в доме своей тетки, не сдерживаемая ни строгими предписаниями старших, ни постоянной лаской, и все познавала сама. Поэтому у нее такой пытливый ум и желание жить, и действовать. Ведь в детсве не было никого, кто позаботился бы о ней, отсюда и чувство ответственности и внутренний стержень, не дающий отклониться в сторону от своих принципов и образа жизни. Обломов же был воспитан женщинами своей семьи, и в этом не его вина, а где-то вина его матери, ее так называемый эгоизм по отношению к своему ребенку, жизнь, наполненная иллюзиями, лешими и домовыми,  а, может быть, таковым было все общество, в эти домостроевские времена. «Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых и молочных рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка».
Обломов так и остался жить в сказках, разказываемых няней, и так и не смог окунуться в реальную жизнь, потому что настоящая жизнь, она по большей своей части черна и пошла, и людям, живущим в сказках, нет в ней места, потому что в реальной жизни все происходит не по мановению волшебной палочки, а только благодаря человеческой воле. То же самое и говорит Обломову Штольц, но тот настолько слеп и глух, настолько захвачен бушующими в душе мелкими страстями, что порой даже не понимает своего лучшего друга: «Ну, брат Андрей, и ты то же! Один толковый человек и был, и тот с ума спятил. Кто же ездит в Америку и Египет! Англичане: так уж те так господом богом устроены; да и негде им жить-то у себя. А у нас кто поедет? Разве отчаянный какой-нибудь, кому жизнь нипочем». Но ведь и самому Обломову жизнь нипочем. И жить-то ему лень. И, кажется, только любовь, большое и светлое чувство, может оживить его. Но мы знаем, что этого не случилось, хотя Обломов очень сильно старался.
Вначале зарождения отношений Обломова и Ольгой Ильинской, в нас тоже зарождается надежда, что «счастье возможно», и, действительно, Илья Ильич просто преображается. Мы видим его на лоне природы, на даче, вдали от пыльной суеты столицы, и от пыльного дивана. Он почти как ребенок, да и эта деревня так напоминает нам Обломовку, когда ум Ильи Ильича был еще детскими и пытливым, и когда зараза русского сплина еще не успела вьесться в его тело и душу. Наверное, в Ольге он обрел свою рано умершую мать и так же беспрекословно начал ей подчиняться, и также был счастлив, что он взяла над ним шефство, потому что сам управлять своей жизнью он так и не научился. Но любовь к Ольге – это еще одна сказка, придуманная правда на этот раз им самим, хотя он в нее и беззаветно верит. «Лишний человек» не способен вырастить это чувство, потому что оно тоже лишнее для него, как и он лишний для всего мира. Однако, Обломов не лжет, признаваясь в любве Ольге, ибо Ольга, действительно, «сказочный» персонаж, ведь только фея из сказки может полюбить человека похожего на него. Сколько неправильных поступков делает Обломов- это и письмо, выдуманное им ночью, это и постоянная боязнь, что про них будут судачить, это и до бесконечности затянутое дело с устройством свадьбы. Обстоятельства всегда выше Обломова, а человек, неспособный управлять ими, непременно скатывается в безду непонимания, уныния и хандры. Но Ольга терпеливо ждет его, ее терпению можно только позавидовать, и, наконец, сам Обломов решается порвать отношения. Причина очень глупая и не стоящая, но таков Обломов. И это наверное, единственный поступок в его жизни, на который он смог решиться, но поступок глупый и нелепый: «Кто проклял тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден… и… гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу… – Есть, – сказал он чуть слышно. Она вопросительно, полными слез глазами взглянула на него. – Обломовщина!» Вот так одно явление погубило всю жизнь человека! Однако, не стоит забывать, что именно он, этот человек, и породил это явление. Оно не выросло из неоткуда, не было занесено, как болезнь, оно тщательно взращивалось, холилось и лелеялось в дуще нашего героя, и пустило такие сильные корни, что вырвать его уже невозможно. А когда вместо человека мы видим только это явление, укутанное во внешнюю оболочку, то такой человек действительно становится «лишним» или вообще перестает существовать. Вот так и Обломов тихо умирает в доме вдовы Пшеницыной, такого же явления вместо человека.
Хочется думать, что все же общество виновато в таком безвольном существовании Обломова, ведь он живет в тихое и спокойное время, свободное от потрясений, восстаний и войн. Может просто душа его покойна, потому что не надо бороться, переживать за судьбы народа, свою безопасность, безопасность своей семьи. В такое время много людей просто рождаются, живут и умирают, совсем как в Обломовке, потому что время не требует от них подвигов. Но мы ведь с уверенностью можем сказать, что если бы опасность и возникла, Обломов ни под каким бы видом не пошел на баррикады. В этом-то и есть  его трагедия. И как тогда быть со Штольцем, он ведь тоже современник Обломова и живет с ним в одной стране, и в одном городе, однако, вся его жизнь – это как маленький подвиг. Нет, Обломов сам виноват, и от этого становится еще горше, ведь по сути он хороший человек.
Но такова участь всех «лишних» людей. К сожалению, не достаточно быть просто хорошим человеком, нужно еще и бороться, и доказывать это, чего Обломов, к сожалению, сделать не смог. Зато он стал примером для людей тогдашних и сегодняшних, примером того, кем можно стать, если не в состоянии не только управлять событиями жизни, но и самим собой. Они – «лишние», эти люди, им нет места в жизни, потому что она жестока и беспощадна в первую очередь к слабым и немощным, и потому что за место в этой жизни надо всегда бороться!

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.easyschool.ru/

  • Почему общение необходимо человеку сочинение
  • Почему обломов отказался от любви ольги ильинской сочинение
  • Почему обломовщина актуальна в наше время сочинение
  • Почему одно слово может добавить в мире капельку солнца и капельку счастья сочинение рассуждение
  • Почему обществу необходим прогресс сочинение итоговое сочинение