Почему ольга не смогла воскресить обломова сочинение

Жизнь главного героя романа и.а. гончарова обломов можно сравнить с практически неподвижной рекой, постепенно превращающейся в болото. вода в этой

Жизнь главного героя романа И.А. Гончарова «Обломов» можно сравнить с практически неподвижной рекой, постепенно превращающейся в болото. Вода в этой реке неподвижна, постепенно она мутнеет и начинает «цвести». В ней не заметна никакая жизнь, ничто не тронет ее застоявшихся вод. И лишь изредка сядет на ее поверхность пролетающая мимо птица или булькнет где-то незаметная рыбка.
    Каждый, кто пройдет мимо этой речушки, подумает, что скоро она совсем зарастет и превратится в болото. А ведь когда-то это была полноводная река, «до краев» наполненная жизнью.
    Так и существование Ильи Ильича Обломова. Когда-то этот молодой еще барин подавал большие надежды – он не был лишен способностей, грезил о деятельности на благо России, о своей полноценной и разносторонней жизни. Но все это было дома, в Обломовке. Там, где все, начиная от родителей и заканчивая каждой травинкой, заботились об Илье Ильиче, любили его, оберегали от малейшего дуновения «суровой действительности».
    В Петербурге же, когда Обломов остался один на один с жизнью, весь его пыл быстро пропал. Герою не нравилось ни служить, целый день просиживая в канцелярии, ни ездить по светским раутам и вести пустые беседы, ни заниматься наукой или искусством, пробиваясь через сотни бездарностей.
    И постепенно Обломов ушел в себя, ограничил свою жизнь до минимума: он лишь лежал на диване и…все. Весь круг общения героя сводился к слуге Захару, изредка навещавшего героя друга Штольца и случайно забежавших к Илье Ильичу знакомых.
    Так бы и текла жизнь героя романа, постепенно затухая и не получая никакого разнообразия. Но на жизненном пути Ильи Ильича возникают два важнейших для него события – две любовные встречи. Они не только сильно повлияли на Обломова, изменили его существование, но и в полной мере отразили характер героя, особенности его натуры.
    Так, совсем неожиданно в жизни Ильи Ильича появляется Ольга Ильинская. Встречу этих героев «провоцирует» друг Обломова – Штольц. Именно он, пытаясь как-то «растормошить» Илью Ильича, везет его на вечер к Ильинской. Несомненно, Обломов не мог не очароваться прелестной, искренней, естественной девушкой с великолепным оперным голосом: «…присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз».
    Ольга первая заинтересовалась таким необычным «экземпляром», как Обломов. Но тот, заметив внимание к себе этой девушки, уже не мог выпустить из своей головы воспоминание о ней. Можно сказать, что Илья Ильич влюбился: «Проходили дни за днями: он там и обеими ногами, и руками, и головой».
    Под влиянием Ольги, желая понравится ей, быть достойным ее, Обломов начал жить – активной интеллектуальной и физической жизнью: «Он с Ольгой с утра до вечера; он читает с ней, посылает цветы, гуляет по озеру, по горам…» Герой преобразился внешне и внутренне, вновь в нем вспыхнули мечты и стремления юности.
    И, казалось бы, вот оно – произошло преображение героя! Однако вскоре «все встало на свои места» — натура Обломова взяла верх над его мечтами.
    Надо заметить, что любовь Ольги не была любовью в полном смысле этого слова. Ильинская видела в Илье Ильиче не любимого мужчину, а близкого друга, которому требуется опека, «сильная рука», постоянный контроль. Обломов был для этой героини отражением собственной добродетели, подтверждением собственного величия и — ничем более.
    Наверное, Илья Ильич почувствовал это, когда прошла любовная горячка. Герой понял, что Ольга – не для него и любит его по «случайности», потому что он просто «попался под руку» в нужный момент: «Она готова была к воспринятию любви, сердце ее ждало чутко, и он встретился нечаянно, попал ошибкой… Другой только явится — и она с ужасом отрезвится от ошибки!» В результате пишет письмо, которое помогает разорвать все отношения с Ильинской.
    О чем говорит этот эпизод «отречения» Обломова? Что он высвечивает в облике героя? Мне кажется, что здесь проявляется и душевная чуткость Ильи Ильича, его необыкновенный такт, способность понять другого человека, разобраться в его чувствах. А это значит, что герой не так апатичен и ленив, как кажется; душа его и ум живы. С другой стороны, мы видим, что Обломов труслив и неуверен в себе. Он, любя Ольгу, не стал бороться за нее, заранее решив, что проиграет в борьбе с будущими конкурентами.
    Таким образом, на мой взгляд, Ольге Ильинской не удалось воскресить Обломова из-за характера главного героя. Страх, инертность, лень, с одной стороны, и мягкосердечие, неуверенность, склонность к сомнениям, с другой, привели к тому, что изменения главного героя остановились на полпути.
    Кроме того, безусловно, Обломов любил Ильинскую, но вот любила ли она его? Думаю, что нет. Эти герои не подходили друг другу, они не смогли бы построить семью — их роман был обречен закончиться очень быстро. Но, и это несомненно, он обогатил духовно и Обломова, и Ильинскую.


Сочинение на тему:
Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла спасти Обломова? (из письма к подруге)

…Ты спрашиваешь, Инна, о моих летних впечатлениях.

С удовольствием расскажу о них.

Прежде всего — природа. Помнишь, каким душным, пыльным был наш город в июле? И вдруг я попала в рай. Тихая, задумчивая речка, чистый песчаный берег, вокруг лес, березовые рощи, прелестные солнечные поляны. А над всем этим — высокое ясное небо с легкими прозрачными облаками.

Но главное мое впечатление связано с книгой, да еще — ты не поверишь, — из списка произведений для обязательного чтения.

Дома меня называют книгоглотателем (ты ведь знаешь, я очень люблю читать), но когда мне что-то навязывают, это всегда вызывает протест. А тут «Обломов»! Оказывается, это любимая бабушкина книга. Начала читать, чтобы не обидеть мою золотую бабулю. Сначала было скучновато, а потом так увлеклась, что и о речке забыла. И все время думала: какими мудрецами были классики, как умели читать в душах! Ведь роман написан сто пятьдесят лет назад, а как будто о нас, о наших переживаниях, о том, в чем даже себе не смеешь признаться.

Читая, я поняла, как это страшно, когда дело подменяется словом, когда мечты оторваны от жизни, когда человек понимает, что надо делать, как поступить, чтобы добиться счастья, но лень и апатия губят его, не дают подняться. В самом деле, почему люди не летают? Почему любовь к Ольге Ильинской, этой прекрасной, талантливой, поэтичной девушке, не смогла спасти Обломова? Ведь сначала он словно пробудился от тяжелого сна: поднялся с дивана, сбросил халат, стал читать, чтобы беседовать о прочитанном с Ольгой. Исчезли вялость, сонливость, апатия. «Цветущая поэма любви» развертывается на фоне весенних пейзажей. Как знак своей любви
Ольга дарит Обломову цветущую ветку сирени. И вот он пишет любимой девушке письмо. Искренне, не щадя себя, он рассказывает Ольге о своей человеческой слабости, отсутствии воли. Его любовь оказалась бескрылой. Обломов увидел в ней, этой любви, «труд¬нейшую школу жизни». Меня поразило, что, написав письмо, в котором фактически отказывается от Ольги, от любви, Илья Ильич не чувствовал горя, более того, ему стало почти весело.

Поразительна, по-моему, сцена прощания Обломова и Ольги. Это решающий момент, он требует полного напряжения сил. И что же мы видим?! Ольга, которая очень долго верила, что ей удастся возродить любимого, помочь ему изменить свое отношение к жизни, теперь поняла, что все ее усилия напрасны. Ей очень больно, но девушка находит в себе силы произнести беспощадный приговор любимому человеку и расстаться с ним навсегда. А Обломов в этой сцене кажется мне особенно жалким и беспомощным. В ответ на горькие упреки Ольги он «улыбнулся как -то жалко, болезненно-стыдливо, как нищий, которого упрекнули его наготой. Он сидел с этой улыбкой бессилия, ослабевший от волнения и обиды; потухший взгляд его ясно говорил: «Да, я скуден, жалок, нищ… бейте, бейте меня…» Не презрение, а сочувствие и участие вызывает у меня Обломов в этой сцене. Может, я не права, не знаю, но чувствую именно так. Жалею, что в прошлом остались и чудесная ария, вызвавшая у Ильи Ильича слезы, и ветка сирени, и трепет счастья, и мечты о возрождении.

Мне не в чем упрекнуть Ольгу: она искренне хотела спасти Обломова и делала для этого все, что могла. Но ей мало голубиной нежности, она мечтает о деятельной, содержательной, полезной жизни. А добрый, умный, нежный и благородный человек оказался слишком слабым, чтобы стать ей надежным спутником. И снова спрашиваю себя: «Что же сгубило Обломова, почему даже Ольга с ее любовью не стала для него якорем спасения?»

Казалось бы, какое до этого дело мне, живущей через полтора века после Обломова и Ольги?

А вот думаю, думаю… Повторяю: «Сирени завяли… Снег… все засыпал».

Судьба Ильи Ильича не безразлична мне. Погубила его «обломовщина» — обломовское воспитание, обломовский образ жизни, обломовская сонная лень. Да, он барин и делать ничего не умеет, потому что привык (и имеет возможность) жить чужим трудом.

Но ведь такой характер, такое отношение к жизни могут сложиться и в наше время, пусть в другой форме, и тогда ничто не спасет. Может, читая «Обломова», я впервые серьезно задумалась о жизни, о своей ответственности за то, как сложится моя судьба.

Особенно взволновал меня тот момент, когда Обломов отчетливо осознает, что погубило его. На вопрос Ольги: «Что сгубило тебя? Нет имени этому злу» — Илья Ильич чуть слышно отвечает:

«Есть… обломовщина!» Как видишь, приговор себе он произносит сам. Все понимает, но бессилен изменить себя. Это для любого человека — трагедия.

Вот о чем думала я, гуляя по солнечным полянам, любуясь сиянием сквозных березовых рощ, вслушиваясь в шелест листвы. Кажется, я очень повзрослела за это лето. Спасибо И. А. Гончарову за «Обломова», за талантливый жизненный урок, за то, что застанил заново оценить свои поступки, свою жизнь, свои отношения с близкими людьми. И еще я поняла, что «воспитание — великое дело: им решается участь человека».

по теме:

  • Обломов — жертва обломовщины (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
  • Характер и судьба И. И. Обломова (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)
  • категория: сочинения по русской литературе / сочинения по творчеству Гончаровa И. А. / Почему любовь к Ольге Ильинской не смогла спасти Обломова? (из письма к подруге)

    Литеровед предлагает вашему вниманию сочинение по литературе на тему «Сопоставление Обломова и Штольца (по роману И. А. Гончарова «Обломов»)», которое позволяет понять мировоззрение и образ жизни молодых дворян первой половины 19 века.

    Роман «Обломов» родился из главы «Сон Обломова». Она была написана и опубликована 1849 году и осталась единственной главой, имеющей название, все остальные главы идут под номерами. Ее появлению предшествовала поездка в Симбирск, где писатель наблюдал картины патриархальной старины.  Работа была прервана путешествием Гончарова на фрегате «Паллада», после чего последовало написание путевых очерков. И только в 1857 году Гончаров вернулся к роману.  Полностью произведение было опубликовано в журнале «Отечественные записки» в 1859 году накануне реформы крепостного права. Проблемы, поднятые в романе, были очень актуальны в те годы. Произведение заставляет задуматься о жизни и в наши дни.

    Образы Обломова и Штольца выразили общественные взгляды и проблемы эпохи. Часто Обломова трактуют как отрицательного персонажа, считая Штольца его положительным антиподом. Я не согласна с этим мнением.

    Характер главного героя Гончаров во многом писал с себя. Жизнь Ильи Ильича Обломова типична для русских поместных дворян 19 века. Детство героя прошло в родовом имении родителей. Его воспитывали как настоящего барина. Кормили, одевали, работать не заставляли. Даже в школе он учился без усердия, часто списывал задания у друга. Мальчик иногда убегал, воспользовавшись сном няньки, на волю. В таких прогулках он делал много открытий. Гончаров отмечает, что в эти моменты проявлялась пытливость ума, интерес к окружающему миру. Такие проявления были кратковременными, а с возрастом и вовсе угасли. Обломов уехал в Петербург и превратился в ленивого, апатичного человека.

    Он пробовал служить, но не нашел в департаменте ни приложения своим способностям, ни душевной атмосферы. Там была рутина, бестолковая суета, множество обязанностей. Все это не соответствовало душевному складу Обломова. По молодости герой выезжал в свет, но нашел там ту же скуку. В конце концов, он успокоился в своей квартире на Гороховой улице. Весь его день проходил на диване, где он спал, ел и мечтал. Здесь проходила его настоящая жизнь. Он мечтал о переустройстве родительского имения, о женитьбе, друзьях, теплых летних вечерах в кругу семьи и друзей. В своих снах Илья Ильич возвращается в счастливые дни детства. Жизнь в имении с ее покоем и сытостью осталась идеалом для Обломова, она лежала в основе всех мечтаний героя. Найдя такую обстановку в доме вдовы Пшеницыной, он понял, что стремиться больше некуда и искать больше ничего не нужно.

    Его друга Андрея Ивановича Штольца считают антиподом Ильи Ильича. С Обломовым они были знакомы со школьной скамьи. Дружбу пронесли до конца жизни. Андрей Иванович был сыном русской дворянки и немецкого бюргера. В его характере соединились лучшие черты этих двух наций. От матери он взял романтичность, любовь к русской природе, литературе. От отца ему достались деловая хватка, трудолюбие, стремление к самостоятельности. Мать хотела воспитывать его как барина, завивала кудри, наряжала. Отец привлекал его к своим делам, за работу платил деньги. Ребенком Штольц, бывало, по несколько дней не появлялся дома, отец его за это не наказывал. Примечателен эпизод, в котором рассказывается об одном из таких случаев. Когда после такого отсутствия Андрей явился домой и, оказалась, что он не выучил заданные ему уроки, отец вывел его за ворота и велел не возвращаться, пока уроки не будут сделаны. Мальчик вернулся через несколько дней с выполненными заданиями. 

    Штольц хорошо учился в школе, потом уехал продолжать образование за границу. Во взрослой жизни он успел послужить, потом организовал какие-то свои дела. В будущем, возможно, он стал успешным капиталистом. Андрей Иванович всегда помогал Обломову устраивать дела. В квартире Ильи Ильича Штольц находил тихую гавань, где отдыхал от светской суеты и дел. Женившись на Ольге, он пришел к выводу, что его жизнь приобрела завершенность и стремиться больше некуда.

    Характеры героев, их образ жизни сильно отличаются. Обломов не силен в делах, у него нет предприимчивости Штольца, но он всегда имел свое мнение и добрую душу. Душевные качества Ильи Ильича и привлекали к нему Андрея Ивановича. Душу ценила в нем Ольга Ильинская. Обломов – мечтатель, Штольц воплощает мечты в жизнь. Для Штольца большое значение в жизни играет труд, к этому его приучил отец-немец. Обломов был барином до мозга костей, за него все делал Захар. Эти характеры дополняют друг друга. У Обломова тонкая, чувствительная натура, Штольц избегает всяких чувств, они мешают ему жить. Образ жизни наложил отпечаток и на внешность героев. Илья Ильич был мягкий, белый, обрюзгший. Штольц был худой и мускулистый.

    При всей разнице характеров, образы Обломова и Штольца имеют общие черты. Их стремления завершились сразу после женитьбы.  Они оба боятся волнений. Штольц не позволяет эмоциям владеть душой, Обломов избегает светской суеты. Они, каждый по-своему, стремятся обрести душевный покой. Штольц считал, что нужно «донести сосуд жизни до последнего дня», не совершая лишних, бесполезных движений. Илья Ильич дорожил богатством духовного мира, так же стараясь не растратить его понапрасну.

    В своих произведениях Гончаров стремился создать идеальный характер. Возможно, у него это получилось бы, если соединить черты Обломова и Штольца в одном персонаже.

    Невозможно сказать, какой из героев лучше, какой хуже. Ольга Ильинская искренне любила Обломова и тяжело переживала разрыв с ним. Ее чувства к Штольцу были не так романтичны. Их брак был скорее деловым союзом. Они оба считали, что у человека должна быть семья, у них было много общего, они были симпатичны друг другу. Это послужило причиной их брака, о любви Гончаров не упоминает. Очень сильное чувство, сродни самопожертвованию испытывает к Обломову Агафья Пшеницына. Любит друга и Штольц, не склонный к проявлению сильных чувств. Симпатизирует своему герою и автор. И это при всем том, что критики считают его отрицательным персонажем.

    Можно сказать, что каждый из героев хорош по-своему. В образе Обломова преобладает душевность, в Штольце – прогматизм.  И то, и другое качество не является отрицательным. Герои взаимно дополняют друг друга. Они оба являются представителями своей эпохи, помогая нам понять, как жили наши предки.

    Когда роман Гончарова вышел из печати, он был восторженно принят современниками. Более того, Тургенев в письме Гончарову написал: « Пока на земле останется хоть один русский, люди будут помнить Обломова».

    Добролюбов в статье «Что такое Обломовщина? » увидел заслугу Гончарова в том, что он смог увидеть в Илье Ильиче те черты характера, которые мешают русскому народу идти вперед: лень, апатия, какая-то растерянность, инертность…

    Возникает вопрос: «За что же полюбила Обломова такая прекрасная девушка, как Ольга Ильинская?»

    Цель моей курсовой работы — проследить историю любви Ильи Ильича и Ольги. Эта цель предполагает решение следующих задач:

    1. Указать, какое место история любви Обломова и Ольги занимает в сюжетном пространстве романа.

    2. Ответить на вопрос, почему любящие друг друга герои расстаются.

    3. Показать, какой след в сердцах героев оставила история их любви.

    Русская критика о романе «Обломов»

    По Добролюбову Обломов «любить не умел и не знал, чего искать в любви, как в жизни»; могу лишь заметить, что ровно с появлением в его жизни Ольги Илья Ильич перестал даже задаваться вопросом, где же жизнь; и, кажется, не только не знал, чего искать в любви, но и уверился, что нашел. Любовь дала новый смысл его жизни, открыла,или, вернее, пробудила в нем бурю чувств и обнаружила лучшие качества; в нем «играет жизнь».Можно вспомнить такие символы, как оставленный халат или «одушевленное» письмо Ольге, противопоставленное письму к старосте, не более успешное, чем авантюра с отправкой рецепта пива Филиппу Матвеичу.

    Вот что пишет Добролюбов в своей статье «Что такое обломовщина?» Ольга, по своему развитию, представляет высший идеал, какой только может теперь русский художник вызвать из теперешней русской жизни, оттого она необыкновенной ясностью и простотой своей логики и изумительной гармонией своего сердца и воли поражает нас до того, что мы готовы усомниться в ее даже поэтической правде и сказать: «Таких девушек не бывает». Но, следя за нею во все продолжение романа, мы находим, что она постоянно верна себе и своему развитию, что она представляет не сентенцию автора, а живое лицо, только такое, каких мы еще не встречали. В ней-то более, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь; от нее можно ожидать слова, которое сожжет и развеет обломовщину… Она начинает с любви к Обломову, с веры в него, в его нравственное преобразование… Долго и упорно, любовью и нежною заботливостью, трудится она над тем, чтобы возбудить жизнь, вызвать деятельность в этом человеке. Она не хочет верить, чтобы он был так бессилен на добро; любя в нем свою надежду, свое будущее создание, она делает для него все: пренебрегает даже условными приличиями, едет к нему одна, никому не сказавшись, и не боится, подобно ему, потери своей репутации. Но она с удивительным тактом замечает тотчас же всякую фальшь, проявлявшуюся в его натуре, и чрезвычайно просто объясняет ему, как и почему это ложь, а не правда. Он, например, пишет ей письмо, о котором мы говорили выше, и потом уверяет ее, что писал это единственно из заботы о ней, совершенно забывши себя, жертвуя собою и т. д. — «Нет, — отвечает она, — неправда; если б вы думали только о моем счастии и считали необходимостью для него разлуку с вами, то вы бы просто уехали, не посылая мне предварительно никаких писем». Он говорит, что боится ее несчастия, если она со временем поймет, что ошибалась в нем, разлюбит его и полюбит другого. Она спрашивает в ответ на это: «Где же вы тут видите несчастье мое? Теперь я вас люблю, и мне хорошо; а после я полюблю другого, и, значит, мне с другим будет хорошо. Напрасно вы обо мне беспокоитесь». Эта простота и ясность мышления заключает в себе задатки новой жизни, не той, в условиях которой выросло современное общество… Потом, — как воля Ольги послушна ее сердцу! Она продолжает свои отношения и любовь к Обломову, несмотря на все посторонние неприятности, насмешки и т. п., до тех пор, пока не убеждается в его решительной дрянности. Тогда она прямо объявляет ему, что ошиблась в нем, и уже не может решиться соединить с ним свою судьбу. Она еще хвалит и ласкает его и при этом отказе, и даже после; но своим поступком она уничтожает его, как ни один из обломовцев не был уничтожаем женщиной. Татьяна говорит Онегину, в заключении романа:

    Я вас люблю (к чему лукавить?),

    Но я другому отдана

    И буду век ему верна…

    Итак, только внешний нравственный долг спасает ее от этого пустого фата; будь она свободна, она бы бросилась ему на шею. Наталья оставляет Рудина только потому, что он сам уперся на первых же порах, да и, проводив его, она убеждается только в том, что он ее не любит, и ужасно горюет об этом. Нечего и говорить о Печорине, который успел заслужить только ненависть княжны Мери. Нет Ольга не так поступила с Обломовым. Она просто и кротко сказала ему: «Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как голубь; ты спрячешь голову под крыло — и ничего не хочешь больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей… да я не такая: мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю!» И она оставляет Обломова, и она стремится к своему чему-то, хотя еще и не знает его хорошенько. Наконец, она находит его в Штольце, соединяется с ним, счастлива; но и тут не останавливается, не замирает. Какие-то туманные вопросы и сомнения тревожат ее, она чего-то допытывается. Автор не раскрыл пред нами ее волнений во всей их полноте, и мы можем ошибиться в предположении насчет их свойства. Но нам кажется, что это в ее сердце и голове веяние новой жизни, к которой она несравненно ближе Штольца. Думаем так потому, что находим несколько намеков в следующем разговоре:

    — Что же делать? поддаться и тосковать? — спросила она.

    — Ничего, — сказал он, — вооружаться твердостью и спокойствием. Мы не Титаны с тобой, — продолжал он, обнимая ее, — мы не пойдем с Манфредами и Фаустами на дерзкую борьбу с мятежными вопросами, не примем их вызова, склоним головы и смиренно переживем трудную минуту, и опять потом улыбнется жизнь, счастье и…

    — А если они никогда не отстанут: грусть будет тревожить все больше, больше?.. — спрашивала она.

    — Что ж? примем ее, как новую стихию жизни… Да нет, этого не бывает, не может быть у нас! Это не твоя грусть; это общий недуг человечества. На тебя брызнула одна капля… Все это страшно, когда человек отрывается от жизни, — когда нет опоры. А у нас…

    Он не договорил, чтом у нас… Но ясно, что это он не хочет «идти на борьбу с мятежными вопросами», он решается «смиренно склонить голову»… А она готова на эту борьбу, тоскует по ней и постоянно страшится, чтоб ее тихое счастье с Штольцем не превратилось во что-то, подходящее к обломовской апатии. Ясно, что она не хочет склонять голову и смиренно переживать трудные минуты, в надежде, что потом опять улыбнется жизнь. Она бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него. А это случится, ежели вопросы и сомнения не перестанут мучить ее, а он будет продолжать ей советы — принять их, как новую стихию жизни, и склонить голову. Обломовщина хорошо ей знакома, она сумеет различить ее во всех видах, под всеми масками, и всегда найдет в себе столько сил, чтоб произвести над нею суд беспощадный…( см. список №2 Н.А. Добролюбов «Что такое Обломовщина?»)

    По мнению Д. И. Писарева, в личности Ольги Ильинской» «привлекающей к себе невыразимою прелестию, но не поражающей никакими резко выдающимися достоинствами», особенно выделяются «два свойства, бросающие оригинальный колорит на все ее действия, слова и движения». Это «естественность и присутствие сознания». Именно они, по мнению критика, отличают Ольгу от обыкновенных женщин. Отличают потому, что «эти два свойства редки в современных женщинах, и потому особенно дороги «, к тому же представлены в романе с такой художественной верностью, что им трудно не верить и трудно не принять Ольгу за «невозможный идеал», созданный творческой фантазией автора. Из этих двух замечательных качеств вытекают правдивость в словах и поступках, отсутствие кокетства, жеманства, постоянное стремление к развитию, умение любить просто ж серьезно, без хитростей и уловок, умение жертвовать собой своему чувству настолько, насколько позволяют не законы этикета, а голос совести и рассудка.

    Мы видим, что она действительно умела жить, управлять собой, своими чувствами, «держать в равновесии мысль с намерением, намерение с исполнением».. Ни перед кем никогда не открывала «сокровенных движений сердца», никому не поверяла «душевных тайн». Она отвечает на внезапно вспыхнувшее чувство Ильи Ильича, увидевшего в ней воплощение своего идеала, потому что у нее возникает желание воскресить интересного, хотя и безвольного человека. «Ольга поняла Обломова ближе, чем понял его Штольц, ближе, чем все лица, ему преданные, — замечает А.В. Дружинин. — Она разглядела в нем и нежность врожденную, и чистоту нрава, и русскую незлобивость, и рыцарскую способность к преданности, и решительную неспособность на какое-нибудь нечистое дело, и наконец — чего забывать не должно — разглядела в нем человека оригинального, забавного, но чистого и нисколько не презренного в своей оригинальности». Ольга видит свое призвание в обновлении Ильи Ильича: «Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил». (см. список №8 Д.И. Писарев «Критика».)

    Вероятно, именно за это стремление И. Анненский назвал Ольгу «одной из русских миссионерок», девиз которых — «пострадать, послужить, пожертвовать собой».Анненский так же помечает: «В своих романтических приключениях Обломов жалок; жалостно в нем это чередование юного задора со старческим утомлением. Но весь роман с его стороны со всеми блестками поэзии и густым слоем прозы, весь от первого признания — «я чувствую не музыку, а любовь» — и до горячки в развязке проникнут какою-то трогательной искренностью и чистотой чувства. Ольга — это одна из русских миссионерок. Долгое рабство русских заключенниц, материнство с болезнями, но без радости и в виде единственного утешения церковь — вот на такой почве выросли русские Елены, Лизы, Марианны : их девиз — пострадать, послужить, пожертвовать собой!.. Ольга миссионерка умеренная, уравновешенная. В ней не желание пострадать, а чувство долга. Для нее любовь есть жизнь, а жизнь есть долг. Миссия у нее скромная — разбудить спящую душу. Влюбилась она не в Обломова, а в свою мечту.(см. список №4 И.Ф. Анненский Серия «Литературные памятники».)

    По словам Д. Н. Овсянико-Куликовского, в любом забытом уголке Ольга сохранит заветы своей молодости; разочаровавшись в Штольце, она «выступит на иной путь, трудный и тернистый, исполненный лишений и невзгод». Только движение вперед, ко все более высокому идеалу достойно настоящего человека, а именно таким человеком была Ольга, воплотившая в себе стремление народной России к светлому будущему. Не случайно Д. И. Писарев усматривал в Ольге «тип будущей женщины, как сформируют ее впоследствии те идеи», которые старались в то время ввести в женское воспитание.(см. список №

    Еще в 1960 г. в статье, правда, малодоступной тогдашним советским ученым, Н. Нароков писал: «Прежние основы рассмотрения обломовщины были ограничены двумя сторонами: так сказать, биологическими признаками обломовщины (апатия, сонливость, инертность), и душевными свойствами Ильи Ильича (кротость, нежность, нравственная чистота). Никакой третьей стороны в рассмотрении обломовщины не было. А тем не менее эта третья

    сторона есть: это — та идея, которая руководила Обломовым, и то миропонимание, которое ему было присуще. <…> Основная идея, руководившая Обломовым, это идея покоя»( см. список №5 Н.В. Нароков «Оправдание Обломова»)

    В.С. Соловьёв писал: «Отличительная особенность Гончарова- это сила художественного обобщения, благодаря которой он мог создать такой всероссийский тип, как Обломов, равного которому по широте мы не находим ни у одного из русских писателей». Думается, что будущему поколению тоже будет интересна тема Обломова и им найдётся, что сказать.(см. список №9 В.С. Соловьев. Сочинения в двух томах.)

    Исследователь литературы XX века Ю. Лощиц рассматривает характер Обломова через «Сон Обломова»:

    « <…>Обломов — большая сказка. Нетрудно догадаться, что в таком случае её ядром по праву следует считать «Сон Обломова». «Сон»- образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно- художественное средоточие романа. Действительность, изображённая Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонного царства», безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича. Вспомним, каковы основные признаки такого царства в волшебной сказке? Прежде всего это его отгороженность от остального мира. В сонное царство почти невозможно проникнуть, а из него выбраться.<…> «Сонное царство» Обломовки графически можно изобразить в виде замкнутого круга. Кстати, круг имеет прямое отношение к фамилии Ильи Ильича и, следовательно, к названию деревни, где прошло его детство. Как известно, одно из архаических значений слова «обло»- круг, окружность (отсюда, «облако», «область»). Такой смысл как будто вполне соответствует мягкокруглому, шароподобному человеку Обломову и его округлой, мирно блаженствующей вотчине. И мальчика оберегали от общения со всеми «необломовцами».

    <…> В интенсивном сказочном подсвете перед нами — не просто лентяй и дурак. Это мудрый лентяй, мудрый дурак. Так за внешним дурачеством сказочного персонажа, за житейской беспомощностью и неприспособленностью обнаруживается человек, который всем своим существом укоряет суетный, узкопрактический, фальшиво- деятельный мир. Укоряет прежде всего тем, что наотрез отказывается от участия в делах такого мира. <…>»(см. список №11 Ю.М. Лощиц «Несовершенный человек».)

    «Îáëîìîâùèíà – ïîíÿòèå…, â êîòîðîì èçîáðàæåíà îáùåñòâåííàÿ ïàññèâíîñòü, íåïðàêòè÷íîñòü, êðåïîñòíè÷åñêàÿ ïñèõîëîãèÿ äâîðÿíñêîãî ãåðîÿ».
    ÌÑÝ, ò.6, ñ.747

    Çàãëàâíûé ïåðñîíàæ ðîìàíà È.À. Ãîí÷àðîâà ðóññêèé ïîìåùèê-äâîðÿíèí Èëüÿ Èëüè÷ Îáëîìîâ îëèöåòâîðÿåò ñîáîé îñîáûé ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèé òèï ÷åëîâå÷åñêîé ëè÷íîñòè. Äëÿ íåãî õàðàêòåðíà ôèçè÷åñêàÿ è íðàâñòâåííàÿ ëåíîñòü, áåçðàçëè÷èå êî âñåìó îêðóæàþùåìó, ñòðàõ ñàìûõ íåçíà÷èòåëüíûõ ïåðåìåí â æèçíè. Äâåíàäöàòü ëåò ïðîæèë Îáëîìîâ â Ïåòåðáóðãå, êîãäà ìû âïåðâûå âñòðå÷àåìñÿ ñ íèì. Îáëîìîâó óæå òðèäöàòü äâà èëè òðèäöàòü òðè ãîäà, ÷òî ïî ïðåäñòàâëåíèÿì òîãî âðåìåíè íå òàê óæ è ìàëî.  ñòîëèöó Îáëîìîâ ïðèåõàë ñëóæèòü, íî åäâà ïðîäåðæàëñÿ íà ñëóæáå äâà ãîäà. Åãî ïðåäñòàâëåíèå î ñëóæáå íå èìåëî íè÷åãî îáùåãî ñ ðåàëüíîñòüþ: Èëüÿ Èëüè÷ óáåæä¸í â òîì, ÷òî ñëóæáà ìàëî îòëè÷àåòñÿ îò áåççàáîòíîé æèçíè â Îáëîìîâêå.

    Ñòîëêíîâåíèå ñ ðåàëüíîñòüþ ïðèâîäèò ê òîìó, ÷òî æèçíü â åãî ïðåäñòàâëåíèè ðàçäåëèëàñü íà äâå ïîëîâèíû: îäíà èç íèõ ñîñòîÿëà èç òðóäà è ñêóêè – ýòî ó íåãî áûëè ñëîâà-ñèíîíèìû; äðóãàÿ æå ïîëîâèíà – èç ïîêîÿ è ìèðíîãî âåñåëüÿ. Ñ äåòñêèõ ëåò Èëüÿ Èëüè÷ íå ïðèó÷åí ê óïîðíîìó òðóäó, ê ïðåîäîëåíèþ òðóäíîñòåé. Îáëîìîâó ñíèòñÿ äåòñòâî, è, áëàãîäàðÿ ýòîìó, ìû âèäèì èñòîêè òîãî ÿâëåíèÿ, èìÿ êîòîðîìó îáëîìîâùèíà. Èëþøå îêîëî ñåìè ëåò, è îí ïðîñûïàåòñÿ â ñâîåé ïîñòåëüêå. Ïðîáóæäåíèå þíîãî áàðèíà – çíà÷èòåëüíîå ñîáûòèå äëÿ Îáëîìîâêè, âñÿ æèçíü êîòîðîé âðàùàåòñÿ âîêðóã Èëþøè, êàê ïëàíåòû âðàùàþòñÿ âîêðóã Ñîëíöà. Ìàëü÷èêà âñå ëþáÿò, âñå áàëóþò, îñûïàþò ëàñêàìè è ïîõâàëàìè, ïîäêàðìëèâàþò åãî áóëî÷êàìè, ñóõàðèêàìè, è ñëèâî÷êàìè, îáåðåãàþò åãî îò ìàëåéøèõ íåïðèÿòíîñòåé. Ðàçìåðåííà è íåòîðîïëèâà æèçíü â Îáëîìîâêå: ïîñëå îáåäà âñå ñïÿò. Êàæåòñÿ, ÷òî ñïèò íå òîëüêî ìàëåíüêàÿ Îáëîìîâêà, íî ñïèò âñÿ áîëüøàÿ Ðîññèÿ.

    Ðîäîâîå ïîìåñòüå ãåðîÿ Îáëîìîâêà – ñâîåîáðàçíûé ïèòîìíèê îáëîìîâùèíû. Áûëî âðåìÿ, êîãäà äàâàëèñü äâîðÿíñòâó íà óñëîâèè îáÿçàòåëüíîé ãîñóäàðñòâåííîé ñëóæáû, âîåííîé èëè ãðàæäàíñêîé. Íî ýòî â ïðîøëîì, à òåïåðü Îáëîìîâ è åìó ïîäîáíûå [äâîðÿíå] ìîãóò ñïîêîéíî è áåççàáîòíî æèòü â ñâîèõ ïîìåñòüÿõ, íå îïàñàÿñü îáÿçàòåëüíîé ãîñóäàðñòâåííîé ñëóæáû. Õîòÿ Èëþøà ó÷èëñÿ äî ïÿòíàäöàòè ëåò â ïàíñèîíå, ó÷¸áà äàâàëàñü åìó ñ áîëüøèì òðóäîì, óòîìëÿëà åãî. Äà è ðîäèòåëè íå íàñòðàèâàëè åãî íà ñåðü¸çíîå îòíîøåíèå ê ó÷¸áå, õîòÿ ìå÷òàëè î áóäóùåé êàðüåðå ñâîåãî ñûíà, «ìå÷òàëè î øèòîì ìóíäèðå äëÿ íåãî, âîîáðàæàëè åãî ñîâåòíèêîì â ïà-ëàòå, à ìàòü äàæå è ãóáåðíàòîðîì; íî âñåãî ýòîãî õîòåëîñü áû èì äîñòèãíóòü êàê-íèáóäü ïîäåøåâëå, ñ ðàçíûìè õèòðîñòÿìè, îáîéòè òàéêîì ðàçáðîñàííûå ïî ïóòè ïðîñâåùåíèÿ è ÷åñòåé êàìíè è ïðåãðàäû, íå òðóäÿñü ïåðåñêàêèâàòü ÷åðåç íèõ, òî åñòü, íàïðèìåð, ó÷èòüñÿ ñëåãêà, íå äî èçíóðåíèÿ äóøè è òåëà, íå äî óòðàòû áëàãîñëîâåííî, â äåòñòâå ïðèîáðåò¸ííîé ïîëíîòû, à òàê, ÷òîá ñîáëþñòè ïðåäïèñàííóþ ôîðìó è äîáûòü êàê-íèáóäü àòòåñòàò, â êîòîðîì áû ñêàçàíî áûëî, ÷òî Èëþøà ïðîø¸ë âñå íàóêè è èñêóññòâà».

     îäèí èç ýïèçîäîâ ðîìàíà Îáëîìîâó ñíèòñÿ åãî äåòñòâî. È õîòÿ Èëüÿ Èëüè÷ áûñòðî ïðîñûïàåòñÿ, ó ÷èòàòåëÿ ìîæåò âîçíèêíóòü âïå÷àòëåíèå, ÷òî Îáëîìîâ íèêîãäà íå ïðîñûïàåòñÿ, ÷òî âñÿ åãî æèçíü – îäèí áîëüøîé ñîí, ÷òî íàø ãåðîé áîèòñÿ ïðîñíóòüñÿ. Îáëîìîâó íå ñëó÷àéíî ñíèòñÿ åãî äåòñòâî: îíî êàê áû ïðîäîëæàåòñÿ âñþ åãî æèçíü. Èëüÿ Èëüè÷ – ýòî ïî ñóùåñòâó áîëüøîé ðåá¸íîê, è îí ðàçðåøàåò âñå ïðîáëåìû ñâîåé âçðîñëîé æèçíè ïî-äåòñêè, óõîäÿ îò ðåøèòåëüíûõ äåéñòâèé, áóäó÷è óáåæä¸ííûì â òîì, ÷òî âñ¸ ñàìî ñîáîé ðàçðåøèòñÿ, ñòîèò òîëüêî ïðîñíóòüñÿ. À ïðîñûïàòüñÿ åìó î÷åíü äàæå è íå õî÷åòñÿ. Òàêàÿ æèçíü åãî âïîëíå óñòðàèâàåò: âåäü îí íå îáðåìåí¸í çàáîòàìè î õëåáå íàñóùíîì, æèâ¸ò îáåñïå÷åííî, ïðîåäàÿ è ïðîæèâàÿ òî, ÷òî íàæèëè åãî ðîäèòåëè ìíîãîëåòíèì òðóäîì êðåïîñòíûõ êðåñòüÿí. Ïîðàæàåò ïîëíàÿ áåñïîìîùíîñòü Îáëîìîâà, ÷òî áåç ëàêåÿ Çàõàðà Îáëîìîâ íå óìååò íè ñòàòü ñ ïîñòåëè, íè ëå÷ü ñïàòü, íè ïðè÷åñàòüñÿ, íè îáóòüñÿ. Ñóäÿ ïî âñåìó, íå òîëüêî ñàì áàðèí, íî è åãî ëàêåé Çàõàð âåä¸ò ïðàçäíûé îáðàç æèçíè. Äîñòàòî÷íî ïðåäñòàâèòü … åãî êîìíàòó â ïåòåðáóðãñêîé êâàðòèðå, ãäå îí ëåæèò íà äèâàíå, ñòåíû â êîòîðîé çàðîñëè ïàóòèíîé, çåðêàëà â êîòîðîé ïîêðûòû òîëñòûì ñëîåì ïûëè, êîâðû â ïÿòíàõ, à íà ñòîëå îñòàòêè â÷åðàøíåé òðàïåçû.

    Ãåðîé ðîìàíà Èëüÿ Èëüè÷ Îáëîìîâ íå òîëüêî ïðîäóêò íàáëþäåíèé àâòîðà çà ðåàëüíîé æèçíüþ ñâîåãî âðåìåíè, íî è çàêîíîìåðíûé ðåçóëüòàò ðàçâèòèÿ ðóññêîãî îáùåñòâà. Ðóññêàÿ äâîðÿíñêàÿ ëèòåðàòóðà äàëà íàì öåëóþ ãàëåðåþ ëèòåðàòóðíûõ ãåðîåâ ñâîåãî âðåìåíè, íà÷èíàÿ, ïîæàëóé, ãåðîÿìè êîìåäèè À.Ñ. Ãðèáîåäîâà «Ãîðåê îò óìà», ðîìàíà À.Ñ. Ïóøêèíà «Åâãåíèé Îíåãèí», ïîâåñòè Ì.Þ. Ëåðìîíòîâà «Ãåðîé íàøåãî âðåìåíè»… Íå ïðåäñòàâëÿåò îñîáîãî òðóäà íàéòè â Îáëîìîâå îòäåëüíûå ÷åðòû õàðàêòåðà, ñâîéñòâåííûå ×àöêîìó, Îíåãèíó èëè Ïå÷îðèíó. Íî âðÿä ëè ñïðàâåäëèâî óòâåðæäåíèå, ÷òî Îáëîìîâ ýòî ñîñòàðèâøèéñÿ Îíåãèí. Òðóäíî ïðåäñòàâèòü ñåáå ×àöêîãî èëè Ïå÷îðèíà, ëåæàùèìè öåëûìè äíÿìè íà äèâàíå. Äàæå îòâðàùåíèå ê ñëóæáå ó ×àöêîãî è Îáëîìîâà ïðîÿâëÿåòñÿ ïî-ðàçíîìó: åñëè ×àöêîìó âðîäå áû è õî÷åòñÿ ñëóæèòü, íî ïðèñëóæèâàòüñÿ òîøíî, òî äëÿ Îáëîìîâà ñëóæáà – íåïîñèëüíàÿ, îáðåìåíèòåëüíàÿ îáÿçàííîñòü. Îñîáåííî îãîð÷àåò Îáëîìîâà íåîáõîäèìîñòü «ê õîæäåíèþ â äîëæíîñòü», äàæå íåñìîòðÿ íà ñëÿêîòü, æàðó è ïðîñòî ïëîõîå íàñòðîåíèå: «»Âñ¸ ýòî íàâåëî íà íåãî ñòðàõ è ñêóêó âåëèêóþ. «Êîãäà æå æèòü? Êîãäà æèòü? – òâåðäèò îí». Íå óäèâèòåëüíî, ÷òî ïîñëå äâóõ ëåò ãîñóäàðñòâåííîé ñëóæáû ïîñëåäîâàëà íåèçáåæíàÿ è áåññëàâíàÿ îòñòàâêà.
     
    Åñëè ãåðîè À.Ñ. Ãðèáîåäîâà, À.Ñ. Ïóøêèíà, Ì.Þ. Ëåðìîíòîâà ëåãêè íà ïîäú¸ì, ëþáÿò ïóòåøåñòâîâàòü, íå ëþáÿò ïîäîëãó îñòàâàòüñÿ íà îäíîì ìåñòå, òî ãåðîé È.À. Ãîí÷àðîâà Îáëîìîâ ïðåäïî÷èòàåò ïóòåøåñòâîâàòü ðàçâå ÷òî â ñâî¸ì âîîáðàæåíèè. Íàïðàñíî Àíäðþøà Øòîëüö çîâ¸ò åãî â Åâðîïó, è äàæå ãðîçíîå ïðåäîñòåðåæåíèå âðà÷à íå ìîæåò çàñòàâèòü Îáëîìîâà ñäâèíóòüñÿ ñ ìåñòà, èçìåíèòü îáðàç æèçíè. Äàæå ðåøèòåëüíàÿ è ýíåðãè÷íàÿ Îëüãà Èëüèíñêàÿ íè÷åãî íå ìîæåò ñäåëàòü, ÷òîáû âûëå÷èòü åãî îò îáëîìîâùèíû, âåðíóòü ê æèçíè, ðàçáóäèòü óì, âîçáóäèòü åãî ÷óâñòâà. Íåñìîòðÿ íà âñå ñâîè óñèëèÿ, Îëüãà íå ìîæåò ÷òî-ëèáî èçìåíèòü â æèçíè Îáëîìîâà, õîòÿ íà ïåðâûé âçãëÿä, Èëüÿ Èëüè÷ – ÷åëîâåê äóõîâíî ñëàáûé, ëåãêî ïîääàþùèéñÿ âëèÿíèþ èçâíå. Îáëîìîâ îêàçûâàåòñÿ òâ¸ðäûì îðåøêîì, åãî ñêîðëóïêà – íå ïî çóáàì Îëüãå. Ñàìà Îëüãà, â êîíöå êîíöîâ, ïðèçíà¸òñÿ â ñâîåé áåñïîìîùíîñòè: «Êàìåíü áû îæèë îò òîãî, ÷òî ÿ ñäåëàëà… Âñ¸ áåñïîëåçíî – òû óìåð… ß óçíàëà íåäàâíî òîëüêî, ÷òî ëþáèëà â òåáå, ÷òî óêàçàë ìíå Øòîëüö, ÷òî ìû âûäóìàëè ñ íèì… Êòî ïðîêëÿë òåáÿ, Èëüÿ? Òû äîáð, óì¸í, íåæåí, áëàãîðîäåí… è ãèáíåøü… ×òî ñãóáèëî òåáÿ? Íåò èìåíè ýòîìó çëó». Íà ýòî Îáëîìîâ åé îòâå÷àåò: «…åñòü. Îáëîìîâùèíà». Ïîñëå ýòîãî îíè ðàññòàþòñÿ è óæå îêîí÷àòåëüíî.

    Òî, ÷òî íå ñìîãëà ñäåëàòü óòîí÷¸ííàÿ Îëüãà, ñóìåëà ñäåëàòü ãîðàçäî áîëåå ïðîñòàÿ Àãàôüÿ Ìàòâååâíà, ñóìåâøàÿ ïðèâÿçàòü ê ñåáå Îáëîìîâà. Àãàôüÿ Ìàòâååâíà äàæå è íå ïûòàåòñÿ ïåðåäåëàòü Èëüþ Èëüè÷à, îíà åãî ëþáèò òàêèì, êàêîâ îí åñòü. «Ïîãèá, ïðîïàë íè çà ÷òî… À áûë íå ãëóïåå äðóãèõ, äóøà ÷èñòà è ÿñíà, êàê ñòåêëî; áëàãîðîäåí, íåæåí – è ïðîïàë! Ïðè÷èíà…, êàêàÿ ïðè÷èíà? Îáëîìîâùèíà!» – ñêàçàë Øòîëüö ëèòåðàòîðó î ñâî¸ì äðóãå Îáëîìîâå. Âûñêàçûâàíèå Øòîëüöà îá Îáëîìîâå ñâèäåòåëüñòâóåò î òîì, ÷òî ìû èìååì äåëî ñî ñëîæíûì ÷åëîâå÷åñêèì õàðàêòåðîì. Ïðè æåëàíèè ìîæíî â õàðàêòåðå Îáëîìîâà íàéòè íå òîëüêî îòðèöàòåëüíûå ÷åðòû. Íî íàøà çàäà÷à çàêëþ÷àåòñÿ íå â ýòîì, íàñ èíòåðåñóåò Îáëîìîâ êàê ñîöèàëüíî-ïñèõîëîãè÷åñêèé òèï, îáëîìîâùèíà êàê îáùåñòâåííîå ÿâëåíèå. Õîðîøèé è äîáðûé ÷åëîâåê Èëüÿ Èëüè÷ Îáëîìîâ, ÷åëîâåê ìûñëÿùèé, ìå÷òàþùèé, íî ïàññèâíûé ñîçåðöàòåëü, íàáëþäàþùèé æèçíü ñî ñòîðîíû, ïðèâûêøèé ïîëó÷àòü óäîâëåòâîðåíèå ñâîèõ æåëàíèé íå îò ñîáñòâåííûõ óñèëèé, à îò äðóãèõ. Àïàòèþ è áåçðàçëè÷èå êî âñåìó â Æèçíè Îáëîìîâ äàæå íå ïûòàåòñÿ ñêðûòü. Îáëîìîâ òåì è îòëè÷àåòñÿ îò äåÿòåëüíûõ áåçäåëüíèêîâ, ÷òî äàæå íå ñ÷èòàåò íóæíûì ìàñêèðîâàòü ñâî¸ áåçäåëüå, ñâîþ íåëþáîâü ê òðóäó, âûïîëíåíèåì ðèòóàëîâ ñâåòñêîé æèçíè. Íå òîëüêî òðóä, íî è ñàìà æèçíü òÿãîòèò Îáëîìîâà, åñëè èìåòü â âèäó ðåàëüíóþ æèçíü, à íå ñíû è ñêàçêè, «ãäå òîëüêî è çíàþò, ÷òî ãóëÿþò, ãäå íåò çàáîò è ïå÷àëåé; ó íåãî íàâñåãäà îñòà¸òñÿ ðàñïîëîæåíèå ïîëåæàòü íà ïå÷è, ïîõîäèòü â ãîòîâîì, íåçàðàáîòàííîì ïëàòüå è ïîåñòü çà ñ÷¸ò äîáðîé âîëøåáíèöû».

    Îáëîìîâ è îáëîìîâùèíà îëèöåòâîðÿþò ñîáîé çàãíèâàþùóþ è îòìèðàþùóþ ÷àñòü ðóññêîãî îáùåñòâà, îðãàíè÷åñêè ñâÿçàííóþ ñ êðåïîñòíè÷åñòâîì, ïîðîæäàþùèì áàðñòâî îäíèõ è ðàáñòâî äðóãèõ. Èëüÿ Èëüè÷ – õîðîøèé ÷åëîâåê, íî ÷òî òîëêó îò ýòîãî, êàêàÿ ïîëüçà îò ýòîãî åìó ñàìîìó è äðóãèì ëþäÿì? Âìåñòå ñ òåì Èëüÿ Èëüè÷ – ÷åëîâåê íåñ÷àñòíûé, âûçûâàþùèé ãëóáîêîå ñî÷óâñòâèå ÷èòàòåëÿ. Ëèòåðàòîð íå ìîæåò íå ëþáèòü ãåðîÿ ñâîåãî ïðîèçâåäåíèÿ, íå ìîæåò íå ñî÷óâñòâîâàòü åìó, èíà÷å íèêàêîãî ëèòåðàòóðíîãî ïðîèçâåäåíèÿ íå ïîëó÷èòñÿ. Ïî âîëå È.À. Ãîí÷àðîâà Îáëîìîâ ïðîæèë íå äîëãóþ æèçíü. Ýòèì ïèñàòåëü ïûòàåòñÿ åù¸ áîëüøå ðàçæàëîáèòü ÷èòàòåëÿ è âûçâàòü åù¸ áîëüøåå ñî÷óâñòâèå ê ñâîåìó ãåðîþ. Âìåñòå ñ Îáëîìîâûì ñèìâîëè÷åñêè ïðåäà¸òñÿ çåìëå îáëîìîâùèíà. «Ïðîùàé, ñòàðàÿ Îáëîìîâêà, òû îòæèëà ñâîé âåê», – ãîâîðèò Øòîëüö, íî ãîâîðèò íåïðàâäó. Îáëîìîâùèíà áûëà æèâà ïðè æèçíè Îáëîìîâà, íî è ïîñëå åãî ñìåðòè îáëîìîâùèíà íå óìåðëà. È â íàøå âðåìÿ ñóùåñòâóåò îáëîìîâùèíà, ïðèíèìàþùàÿ ñàìûå ïðè÷óäëèâûå ôîðìû; îáëîìîâùèíà æèâ¸ò â êàæäîì èç íàñ, è êàæäûé ÷åëîâåê äîëæåí ïðèëàãàòü ïîèñòèíå ãåðîè÷åñêèå óñèëèÿ, ÷òîáû íå ïîçâîëèòü îáëîìîâùèíå ïîãóáèòü åãî äóøó.   

    1996/97 ãã.

    Ï.Ñ.  ïåðâîíà÷àëüíîì çàìûñëå  ýòî ýññå – øêîëüíîå ñî÷èíåíèå ïî ëèòå-ðàòóðå ïî ìîòèâàì ðîìàíà Èâàíà Àëåêñàíäðîâè÷à Ãîí÷àðîâà (1812 — 1891) «Îáëîìîâ», êîòîðîå áûëî âûìó÷åíî ìíîþ ñîâìåñòíî ñ ìîèì ïëåìÿííèêîì-øêîëüíèêîì 10-ãî êëàññà ñðåäíåé øêîëû.  íåãî âíåñåíû ìèíèìàëüíûå îðôîãðàôè÷åñêèå è òåêñòîâûå èçìåíåíèÿ!

    25 ìàðòà 2021 ã.

    © Âàëåíòèí Ïîëÿêîâ, Þðèé Ïîëÿêîâ 2021

  • Почему они такие жители калинова сочинение
  • Почему одоевский назвал недоросль первой русской трагедией сочинение рассуждение
  • Почему ольге ильинской не удалось пробудить к активной жизни обломова сочинение
  • Почему онегин не сумел стать счастливым человеком сочинение рассуждение
  • Почему онегин лишний человек сочинение