Почему обломов предпочел сон пробуждению сочинение

Роман гончарова обломов является значительным философским произведением. в нем автор раскрывает самую суть жизни, которая бурлящим, струящимся потоком проходит мимо

Роман Гончарова «Обломов» является значительным философским произведением. В нем автор раскрывает самую суть жизни, которая бурлящим, струящимся потоком проходит мимо главного героя, а он ее даже не замечает.

Отношения Обломова и Ольги Ильинской занимают в романе особенное место. Здесь происходит встреча двух личностей и случается проверка ценностей, мнений, взглядов. Читатель с большим интересом наблюдает за развитием большого чувства, печалится, когда оно угасает. Данная статья призвана рассмотреть причины личностного кризиса Ильи Ильича и его взаимодействие с Ильинской.

Первая встреча

Впервые Обломов и Ольга встречаются благодаря Андрею Штольцу. Кто как не старый друг сумел вытащить домоседа Илью Ильича из квартиры! Спустя несколько дней после приезда он решил навестить барышню и взял с собой Обломова. По всему было видно, что молодые люди понравились друг другу. Во всяком случае Обломов выражал явную заинтересованность. Нельзя сказать, что именно первая встреча каким-то образом повлияла на их дальнейшие отношения, но она стала началом долгого душевного испытания, породившего массу переживаний.

Зарождение чувства

Отношения между Ольгой и Обломовым начинаются постепенно. Наверное, быстро вспыхнуть чувство и не могло у Ильи Ильича: он так много размышлял, анализировал, точно пытался взвесить каждую маленькую деталь. Большое впечатление на него произвело пение девушки. Они вместе слушали «Каста дива», и волнующие нежные мечты находили отклик в его сердце. Отношения Обломова и Ольги исполнены возвышенного чувства и нежной восторженности. Казалось, такое восхищение возможно испытывать только в юности, когда душа наиболее открыта к сердечным подвигам.

Как любит Илья Ильич

Развитие отношений Обломова и Ольги происходит очень красиво и необычно. Илья Ильич поражен природной грацией девушки, он очарован ее улыбкой, красотой и духовным богатством. Ведь как поразительно она умела понимать самые обыкновенные вещи! С ней можно было говорить часами, беседуя на самые разные темы. Обломов смотрит на нее завороженными глазами: она представляется ему чудом, даром, данным свыше. Барин долго не может решиться начать ухаживать за ней, так как не уверен в собственной привлекательности, в том, что может быть ей интересен. Он не предпринимает никаких попыток, чтобы завоевать ее расположение, а просто любуется ее близостью.

Илья Ильич любит самозабвенно, с исступлением, до боли в груди. Несмотря на все это, он не решается объясниться с возлюбленной, не спешит делать ей предложение. Даже тогда, когда в тишине вечернего сада прозвучало робкое Ольгино «люблю», он не смел принимать это всерьез. Не потому, что не верил в искренность девушки, а от того, что считал ее прелестным ребенком, который еще себя не знает. Обломов слишком много рассуждал о природе любви, выдумывал себе причины, по которым они с барышней не могут быть вместе.

Глубина душевных переживаний главного героя потрясает. Отношения Обломова и Ольги Ильинской наполнены небывалой чистотой, душевной теплотой и подлинным стремлением узнать друг друга лучше.

Тема любви в романе И. А. Гончарова «Обломов»

Три истории любви

В романе И. А. Гончарова “Обломов” показаны три истории любви: Обломов и Ольга, Обломов и Агафья Матвеевна, Ольга и Штольц. Все они по-разному относятся к любви, у них разные цели в жизни, разные взгляды на саму жизнь, но в них есть нечто общее — умение любить. Они долго ищут свою любовь и, только найдя ее, обретают истинное счастье.

Илья Ильич Обломов — типичный русский барин. Он рос “байбаком” и поэтому он ничего не умеет и не хочет делать, только лежит целыми днями на диване, ест, спит и строит грандиозные планы на будущее. Даже Штольц, его самый близкий друг, не может вывести его из состояния полной бездеятельности. Но ситуация резко меняется после знакомства Обломова с Ольгой Ильинской. Она считалась необычной девушкой, в ней не было “ни жеманства, ни лжи, никакого кокетства”. Именно за эту искренность, чистоту, прямоту и полюбил он Ольгу. Героиня же сначала пытается пробудить его к жизни, а затем и полюбила за доброту, мягкость, романтичность.

Летом Обломов уезжает вслед за Ольгой на дачу, где их любовь расцветает в полную силу. Но уже здесь он понимает, что они с Ольгой разные люди, что она любит не его, а только будущего Обломова.

Вернувшись в Петербург, они продолжают встречаться, хотя Обломов снова ведет малоподвижный образ жизни. Он начинает представлять, сколько дел надо переделать к свадьбе, — уладить дела в Обломовке, подобрать новую квартиру, подготовить все к свадьбе, посетить старых друзей и пригласить их в гости. Герой боится этих хлопот и поэтому начинает отдаляться от Ольги, отговариваясь то болезнью, то плохим состоянием дорог. Она начинает осознавать, что Илья Ильич далек от того человека, которого она нарисовала в своем воображении, и что она не сможет сделать реального Обломова идеальным. Поэтому Ольга порывает с Обломовым.

Их разрыв должен был бы быть облегчением для Обломова, но он приносит ему душевную боль. Он любил искренно, конец отношений убил остатки энергичного, деятельного Обломова.

Герой снова погружается в омут безделья и мечтательности. Все заботы о нем берет на себя его квартирная хозяйка, Агафья Матвеевна Пшеницына. Она и сама не знает, почему любит Илью Ильича. Быть может, он резко отличается от ее окружения, от раболепных чиновников вроде её покойного мужа, быть может, она разглядела его мягкость, чуткость, доброту. Она многим жертвует ради него, продает свои вещи, чтобы ему всегда было хорошо. Герою нравится ее постоянное движение, ее ненавязчивая забота о нем, ее готовность все отдать за любимого человека. Обломов начинает привыкать к ней. Он женится на Агафье Матвеевне, у них рождается сын Андрей.

До самой смерти Ильи Ильича она ухаживает за ним, водит его на прогулки, холит и лелеет его. После его смерти она единственная не забывает его, ухаживает за его могилой. Их сына Андрея она отдает Штольцу и Ольге, чтобы сын воспитывался в той же среде, что и отец, чтобы он стал настоящим дворянином.

Обломов нашел во вдове Пшеницыной женщину из своих снов, жившую только ради мужа и детей. Она скрасила его последние дни, помогла ему прожить их спокойно, ни в чем не нуждаясь.

После разрыва с Обломовым Ольга долго не может прийти в себя. Вместе с тетушкой она уезжает в путешествие по Европе, где встречается со Штольцем. Андрей очень удивился, увидев вместо веселой девушки, которой Ольга была до отъезда, серьезную молодую женщину. Он понимает, что “новая” Ольга — это тот идеал, к которому он стремился. Штольц признается ей в своей любви. Ольга же боится зарождающегося в ней чувства к Штольцу, она считает, что любить можно лишь однажды и что теперь она никого не может любить по-настоящему. Штольц объясняет ей, что она не любила Обломова, это была лишь подготовка к любви, и Ольга еще будет счастлива.

Совместная жизнь Штольца и Ольги похожа на мечты Ильи Ильича: собственный домик в Крыму, ребятишки, каждый вечер они читают книги, газеты, обсуждают новые изобретения и открытия, спорят на разные темы. Но Ольга чувствует какую-то неудовлетворенность, какое-то неосознанное стремление вперед. Эти стремления помогают ей “с большей любовью” смотреть на жизнь.

В своем романе Гончаров показал разные лица любви: жертвенная любовь Агафьи Матвеевны, идеализированная любовь Ольги к Обломову, союз двух любящих людей — Ольги и Штольца. Каждая из них прекрасна по-своему, каждая из них возможна только для определенного типа людей. Ольга, Штольц, Обломов, вдова Пшеницына — абсолютно разные люди, но у них единая цель — быть с любимым человеком, иметь семью. Любовь — великое чувство, для него не существует сословных преград (Обломов и Агафья Матвеевна). Если действительно любишь, то сделаешь все для любимого человека.

Обломов и Ольга — отношения

Обломов и Ольга Ильинская — главные герои романа И. А. Гончарова «Обломов». Несмотря на разницу характеров и мировоззрений, эти двое были влюблены друг в друга, хоть и недолго. Любовь героев прекрасно описана автором. Они познакомились благодаря лучшему другу Обломова Штольцу Андрею, который переживая за будущее друга, попросил Ольгу вытащить его из рутины безделья. Первая встреча произошла весной в гостях, где в саду цвела сирень.

Весна сама по себе располагает к началу новых отношений. Вторая встреча произошла на даче у Ильинских. Уже тогда Обломов понял, что нашел свой идеал гармонии и женственности. Именно такую девушку как Ольга он хотел бы видеть своей невестой. Ей каким-то чудесным образом удавалось на него благотворно повлиять. Она стала для него светлым ангелом, сумевшим вытащить его из «обломовщины», в которой он давно погряз. С момента их знакомства он не так часто надевал свой потертый халат, он стал замечать пыль и паутины в своем доме, стал меньше времени проводить на диване.

Такие преобразования в друге даже Штольца удивили. Он искренне радовался тому, что Ольга смогла так хорошо повлиять на ленивого от природы и апатичного Обломова. В своей любви к ней герой был искренним и благородным. Он желал Ольге только добра. Когда Обломов, наконец, понял, что не сможет долго играть ту роль, которую она ему вручила, он честно признался ей в письме. Ольга любила в нем не того человека, каким он был, а скорее будущего Обломова, каким она хотела его сделать. Для нее любовь была, прежде всего, обязанностью, долгом, поэтому эти чувства долго не продлились.

Ильинской удалось возвратить Обломова к настоящей жизни, «разбудить» его, чего не удавалось прежде никому. За это ее уже можно было полюбить. Но она перестала верить в него. Понимая, что «обломовщину» в этом человеке так просто не победить, она постепенно стала отдаляться. Как известно, вскоре она вышла замуж за прагматичного Штольца, в котором видела хоть какое-то будущее. Если бы Гончаров написал продолжение своего культового романа, то возможно мы бы там прочли, что она оставила и Штольца. Потому что, перестав верить человеку, эта девушка отстранялась.

Обломов, в свою очередь, нашел свое тихое, скромное счастье рядом с Агафьей Пшеницыной, которая не хотела его переделывать и разрешала оставаться в мечтах, бесцельных размышлениях и лености. Она все решала и делала за него, как за маленького, инфантильного ребенка и Илья Ильич оставался доволен таким положением дел. Эта женщина стала для него второй Обломовкой, в которой уютно, комфортно и тепло. Он прекрасно понимал, что жизнь его бесцельна и скучна. Ему даже в какой-то степени было стыдно за свою безалаберность и никчемность, но изменить он ничего не мог.

С одной стороны, кажется, что зря Ольга провела несколько месяцев с Обломовым. С другой стороны, писатель подчеркивает, что они оба за это время духовно обогатились, открыли для себя новые грани. Ведь только в поисках можно найти свой путь. Так и главные герои произведения, путем проб и ошибок нашли свое семейное счастье.

«Почему обломов не женился на Ольге?» — сочинение

По традиции, сложившейся в русской литературе, любовь становится испытанием для героев и выявляет новые грани характеров. Этой традиции следовали Пушкин (Онегин и Татьяна), Лермонтов (Печорин и Вера), Тургенев (Базаров и Одинцова), Толстой (Болконский и Наташа Ростова). Затронута эта тема и в романе Гончарова «Обломов». На примере любви Ильи Ильича Обломова и Ольги Ильинской автор показал, как раскрывается личность человека через это чувство.

Ольга Ильинская является положительным образом романа. Это умная девушка с искренними, лишенными жеманства, манерами. Она не пользовалась особым успехом в свете, по достоинству сумел ее оценить лишь Штольц. Андрей выделил Ольгу среди других женщин, потому что «она, хотя бессознательно, но шла простым, природным путем жизни… и не уклонялась от естественного проявления мысли, чувства, воли…»

Обломов, познакомившись с Ольгой, прежде всего обратил внимание на ее красоту: «Кто ни встречал ее, даже рассеянный, и тот на мгновение останавливался перед этим так строго и обдуманно, артистически созданным существом». Когда же Обломов услышал ее пение, в его сердце пробудилась любовь: «От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девического голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами…» Жажда жизни и любви, звучавшая в голосе Ольги, отозвалась в душе Ильи Ильича. За гармоничной внешностью он ощутил прекрасную душу, способную на глубокие чувства.

Размышляя о своей будущей жизни, Обломов мечтал о высокой стройной женщине, с тихим гордым взглядом. Увидев Ольгу, он понял, что его идеал и она – одно лицо. Для Обломова высшая гармония – это покой, и Ольга была бы статуей гармонии, «если бы ее обратить в статую». Но она не могла стать статуей, и, представляя ее в своем «земном рае», Обломов начинал понимать, что у него не получится идиллии.

Любовь героев с самого начала была обречена. Илья Ильич Обломов и Ольга Ильинская смысл жизни, любовь, семейное счастье понимали по-разному. Если для Обломова любовь – это болезнь, страсть, то для Ольги – долг. Илья Ильич полюбил Ольгу глубоко и искренне, боготворил ее, отдавал ей все свое «я»: «Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или, по крайней мере, самоуверенности. Халата не видать на нем».

В чувствах Ольги же был виден последовательный расчет. Договорившись со Штольцем, она взяла жизнь Ильи Ильича в свои руки. Несмотря на молодость, она сумела разглядеть в нем открытое сердце, добрую душу, «голубиную нежность». Одновременно с этим, ей нравилась сама мысль о том, что именно она, молодая и неопытная девушка, возродит к жизни такого человека, как Обломов. «Она укажет ему цель, заставит полюбить опять все, что он разлюбил, и Штольц не узнает его, воротясь. И все это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая еще не начала жить! Она виновница такого превращения!»

Ольга старалась изменить Илью Ильича, ему же требовались чувства, сближающие его с родной Обломовкой, благословенным уголком земли, где он вырос, где смысл жизни укладывается в мысли о еде, о сне, в праздных разговорах: забота и теплота, ничего не требующие взамен. Все это он нашел в Агафье Матвеевне Пшеницыной, и потому привязался к ней как к осуществленной мечте о возвращении.

Понимая, насколько различны их взгляды на жизнь, Обломов решает написать Ольге письмо, которое становится настоящим поэтическим произведением. В этом письме читается глубокое чувство и желание счастья любимой девушке. Зная себя, неопытность Ольги, в письме он раскрывает ей глаза на ошибку, просит не совершать ее: «Ваше настоящее люблю не есть настоящая любовь, а будущая. Это только бессознательная потребность любить…» Но Ольга иначе поняла поступок Обломова – как страх перед несчастьем. Она понимает, что любой может разлюбить или полюбить другого человека, но говорит о том, что не может пойти за человеком, если в этом есть риск. И именно Ольга решает разорвать их отношения. В последнем разговоре она говорит Илье Ильичу, что любила будущего Обломова. Оценивая взаимоотношения Обломова и Ольги, Добролюбов писал: «Ольга бросила Обломова, когда перестала в него верить; она оставит и Штольца, ежели перестанет верить в него».

Написав письмо, Обломов отказался от счастья во имя любимой. Ольга и Илья расстались, но их отношения оказали глубокое влияние на их будущую жизнь. Обломов нашел счастье в доме Агафьи Матвеевны, ставшем для него второй Обломовкой. Ему стыдно за такую жизнь, он понимает, что прожил ее зря, но уже слишком поздно что-либо менять.

Почему Обломов предпочел покой в доме Агафьи Пшеницыной?

Любовь Ольги и Обломова обогатила духовный мир обоих. Но самой большой заслугой является то, что Илья Ильич способствовал формированию духовного мира Ольги. Спустя несколько лет после расставания с Ильей, она признается Штольцу: «Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, что я люблю в нем, чему я, кажется, осталась верна и не изменюсь, как иные…» И в этом проявляется вся глубина ее натуры. В отличие от Штольца, жизненные цели которого имеют границы, такие люди как Обломов и Ольга всю жизнь не перестают думать о назначении человека и задавать себе вопрос: «А что дальше?»

Одна из причин уходит корнями в детство Обломова, о котором мы узнаем из главы “Сон Обломова”. Воспитанный в бездеятельной и сонной Обломовке, Илья Ильич и взрослым человеком сохраняет верность тишине и неподвижности. Он рисует своему другу Штольцу свой идеал семейной жизни: он с женой в деревне, среди природы; сытный завтрак, прогулки вдвоем по аллее, послеобеденный сон…

Дом Агафьи Пшеницыной оказался для Ильи новой Обломовкой, столь желанной для него, но губительной. Однако не этот идеал привлекает героя во второй части романа. Он всем сердцем, всей душой влюбляется в Ольгу — женщину, “лишенную жеманства, кокетства, лжи и мишуры”. О его любви свидетельствуют произошедшие с ним перемены: он снимает свой любимый халат, “встает в семь часов, носит куда-то книги, на лице ни усталости, ни сна, ни скуки. На нем появились даже краски, в глазах блеск, что-то вроде отваги или по крайней мере самоуверенности”.

Но Илья Ильич с самого начала чувствует обреченность их с Ольгой отношений. Во-первых, он сам признается в том, что его жизнь началась с угасания, и не верит в перспективы лучшей жизни. Во-вторых, он понимает. что любовь Ольги — это долг, высшее предназначение, а не искренний порыв души. Ольга любит в нем только то, что она сама воспитала, любит лишь собственное отражение. Неверие в собственные силы, сомнения в чувствах Ольги, а также тяготящая Обломова практическая сторона жизни — постройка дома в Обломовке и проведение дороги из нее в большое село — становятся второй причиной, по которой расстались Обломов и Ольга.

Илья Ильич все реже посещает Ильинскую и в конце концов женится на Агафье. Добрейшая Агафья Матвеевна помогает Обломову не замечать жизни и не чувствовать ее. Она любит Обломова таким, какой он есть, заботится о нем, предоставляет домашний очаг и уют. Илья растворяется в жизни, которая изначально и была его идеалом, время останавливается в своем течении, приводя героя к смерти.

Как любит Ольга

С самого начала знакомства барышня проявляла интерес к барину. Он представлялся ей загадочной личностью, она восторгалась глубиной его мысли. Единственное, что ей в нем не нравилось, – это привычка спать днем. Такую его особенность она желала бы исправить, подвергнуть искоренению. С особым восторгом девушка представляла себе, как он отучится лениться, и в том будет только ее заслуга. Она воображала себя прекрасной учительницей, из любви к которой должен поменять свой характер взрослый мужчина. Конечно, наивность Ильинской можно простить в силу ее юного возраста.

Отношения Обломова и Ольги продолжались ровно до тех пор, пока страх и недоверие не погубили это теплое чувство.

Письмо Обломова

Свои сомнения относительно их совместного будущего Илья Ильич запечатлел в длинном послании к Ольге. В то время дело уже практически шло к свадьбе, и даже Захар едва ли сомневался в том, что скоро произойдут значительные перемены. Находясь в состоянии порыва, точно пребывая в малодушном сне, Обломов анализирует ситуацию и приходит к выводу, что барышня принимает его не за того, кого хотела бы видеть перед собой.

Он уверен – ей нужен другой, рыцарь, который будет совершать во имя нее подвиги и сыпать ласковыми речами, а теперь девушка жестоко ошибается. Илья Ильич даже готов пожертвовать собственным чувством, лишь бы она стала счастливой. Развитие отношений Обломова и Ольги постепенно сходит на нет. Барин не верит в собственные перспективы, в глубине души считает себя недостойным любви, потому и отказывается. Пока писал то злополучное письмо, он плакал, как ребенок. А когда послание было отправлено, Илья Ильич не выдержал и тем же вечером отправился к Ильинской, чтобы объясниться с ней.

Любовь Обломова: Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.

Любовь — сильнейшее человеческое чувство — сыграла большую роль в жизни Обломова. Любовь двух женщин: одной — умной, утонченной, нежной, требовательной, другой — хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он есть. Кто может понять Илью Обломова? Чего он ищет в жизни, в женщине? Ведь его возлюбленные различны как небо и земля. И почему Обломов остался с Агафьей Пшеницыной — “простой бабой”, а не с божественной Ольгой?

Да, найти сходство в этих женщинах сложно. Даже любили они по-разному. Ольга душевно, высоко, а Агафья Матвеевна — земной, примитивной любовью. Возвышенная любовь Ольги находит отражение в музыке, прогулках по парку, признаниях, цветах сирени. Любовь же Агафьи Матвеевны — это вкусный пирог, горячий кофе, белые подушки.

По-моему, любовь Ольги была немного противоречивой: то она хотела видеть Илью Ильича ежедневно, то, напротив, приказывала ему не приходить часто, чтобы люди не подумали дурного. Ольге нужен был “усовершенствованный” Обломов, а не тот ленивец-добряк, который днями лежит на диване. Она любила героя таким, каким хотела видеть его, нарисованного в своем воображении. С одной стороны, Ильинская разбудила заснувшую душу, которая способна чувствовать, плакать, смеяться. С другой — она навязывала возлюбленному свои представления о жизни, требовала изменения самой натуры. Поэтому-то, мне кажется, Обломов “испугался” Ольги, ее требовательной любви.

Агафья Пшеницына — хозяйка дома, в котором поселился Обломов, — полная противоположность Ильинской. Если Ольгу мы видели через душу, глаза, то Агафью — через тело, недаром так часто упоминаются ямочки на локтях и белая шея женщины. Ее внешность говорила обо всем: простодушна, добра, ласкова, приветлива, помимо этого — отличная хозяйка. Она оберегала покой Обломова, готовила ему изысканную пищу, поддерживала чистоту его комнаты, заботилась о здоровье. Вот оно — тихое пристанище, которого никогда не было бы у Обломова с Ольгой. Такая мирная, уютная семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не налагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное — физический и душевный покой.

Слово найдено — покой! Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной неподвижности и определило в конечном счете выбор героя. Возможно, Обломов сделал свой выбор неосознанно: ведь выбор — деяние ответственное, что несвойственно Илье Ильичу, который во всем полагается на естественное течение жизни, просто натура взяла свое.

Разрыв отношений

Отношения Обломова и Ольги и не могли продолжаться долго. Нужно было что-то предпринять, сделать определенные шаги, коих не последовало из-за нерешительности Ильи Ильича. Можно сказать, что Обломов просто не стал дожидаться, когда Ольге надоест общаться с ним, и предпочел первым прекратить тревожное, болезненное чувство. Дело в том, что любовь звала его, побуждала к тому, чтобы преобразить свою жизнь, хотела заставить его измениться, а он, напротив, всеми силами души обнаруживал неготовность к подобным переменам.

Таким образом, отношения Обломова и Ольги потерпели крах. Они начались так красиво и многообещающе, а закончились слезами, принесли за собой невыносимую боль. Причиной тому послужила неготовность с той и другой стороны принять от судьбы щедрый подарок и быть благодарными.

Популярные сочинения

  • Сочинение Дарья Мелехова в романе Тихий Дон (образ и характеристика)
    В романе-эпопее Тихий Дон М.А.Шолохов не последнее место отводит женским образам. Донская казачка в произведении символизирует тепло родного дома, семейного очага, стойкость духа и готовность к преодолению
  • Пейзаж в рассказе Бежин луг сочинение
    Трудно недооценить роль пейзажа в рассказе И.С.Тургенева Бежин луг: он является и фоном, разворачивающихся в произведении событий, и отражением душевных волнений рассказчика.
  • Анализ произведения Бедность не порок Островского (9 класс)
    История создания пьесы основана на давних замыслах автора. Островский хотел показать, насколько комично выглядит подражание русского купечества западной моде. Некоторые друзья автора обиделись

«Слово о полку Игореве» – это летопись, которая актуальна и в наше время. Многие люди гордятся своей родиной. Многие готовы отдать жизнь за мир и покой родной отчизны. Автор данного произведения в деталях описывает эпоху прошлого. Каждый герой имеет свой характер, свои сильные и слабые стороны. Каждый герой делает данное произведение интересным и насыщенным.

Главным героем «Слова о полку Игореве» является князь Игорь. Древнерусский князь правил большим городом Новгородом и был достойным сыном Святослава Олеговича. Женат князь Игорь был на княжне Ярославне, дочери Ярослава Галицкого, сыгравшей важную роль в этом литературном произведение.

В рассказе автор повествует нам о периоде жизни князя Игоря, когда он отправился с войском в поход на половцев. Поход оказывается неудачным, войско разгромленным, а сам князь Игорь оказывается в плену, из которого ему удается выбраться.

Описание князя Игоря в «Слове о полку Игореве» позволяет составить четкий образ князя. Автор описывает нам Игоря, как молодого тридцатичетырехлетнего князя. Игорь является не только князем, но еще и храбрым и сильным воином, отчаянно сражавшимся за родину. Несмотря на ранения, Игорь не покидал поле боя и подбадривал своих воинов. Это еще раз подчеркивает его мужество и говорит о смелости князя. Несмотря на все положительные качества, автор произведения указывает на горячий пыл князя, и преподносит нападение на половцев, как безрассудный поступок наполненный отвагой. Такой поступок вызывает ярость половцев и нападение их на Русь. Жажда славы заставляет Игоря поступать необдуманно и эгоистично.

По поводу этого поступка князя Игоря мнения разошлись. Одни исследователи считают, князь патриот и защитник отечества, другие ругают его за необдуманный и не вовремя совершенный поступок, перечеркнувший достижения Святослава Киевского.

Тем не менее, любовь к родине, а также стремление защищать родные края заставляет Игоря решиться на побег. Я думаю о том, что все поступки Игоря были во благо Родине, поэтому Игорь так страстно желал вернуться из плена и восстановить былую славу. Любовь к родине не остановила Игоря и во время солнечного затмения, являющегося плохим знаком перед сражением.

Возвращение Игоря домой воспринимается народом, как настоящий праздник. Этим автор показывает патриотичность русского народа. А раздробленная отечественная земля остается единой духовно. Любовь к родине чувствуется на каждой странице всего произведения.

Несмотря на поражение князь Игорь близкий для меня герой. Его отвага и мужество заставляют стремиться к защите родины, к любви и уважению. Образ князя Игоря создает патриотический настрой, который являлся популярным, как сотни лет назад, так и является популярным и в наше современное время. Ведь отвага и несокрушимая любовь к родине может сделать счастливее русскую нацию.

Сочинение про Князя Игоря

Слово о полку Игореве – это не просто культурное наследие всего нашего народа, это, в первую очередь, пособие по тому, как не нужно стремиться за славой таким образом, как это делал Игорь, что на первый план нужно выставлять блага своей родины, а не тешить своё честолюбие, не делать из себя героя, который может всех победить в одиночку.

Игорь – это эгоистичный князь, который действительно любит Русь, но который в начале произведения не готов действовать сообща с другими. Несмотря на все предостережения и даже мистические знаки, данные автором, Игорь решает один идти против половцев и терпит поражение. Как бы сильно он не любил свою родину, славу он любил сильнее: именно за славой он шёл в этот поход. Политика русских князей того времени предполагала, что все были в ссоре, между ними правил раздор. Будь Игорь мудрее, он бы сразу понял, что против такого сильного врага, как половцы, одного князя просто недостаточно.

Автор показывает храбрость и смелость Игоря, князь действительно был смелым, не боящимся никого, кто станет у него на пути, но его чрезмерная самоуверенность привела его к поражению. Если бы он смог пересилить себя и не допустить раздробленности Руси, то половцы бы не почувствовали слабость в государстве русском и не напали бы. Но всё было так, как было. К счастью, князь Игорь ещё может всё исправить.

Находясь в плену у половцев, князь многое обдумывает, анализирует свои решения и когда возвращается в Киев, приходит уже другим человеком. Как бы он не хотел славы, как бы он не перетягивал одеяло на себя, он всё-таки понимает, что единственный путь к победе – единение. Именно Игорь допустил тот раздор в государстве, из-за которого на слабую Русь напали половцы, так что князь решает не тратить сил на междоусобицы и объединяется с другими князьями, которых всех вместе дружно и встречают в Киеве.

Победа Игоря над своим эгоизмом – это урок, который даёт нам автор. Есть вещи, которые гораздо важнее нашей гордыни, ради которых нужно быть не просто настолько смелым, чтобы бездумно отдать жизнь, а ради которых нужно перебарывать свой эгоизм и объединятся с теми, кто нам даже неприятен во имя общей цели. Единство – вот главная идея автора.

Образ 3

«Слово о полку Игореве» — оригинальное произведение времен Киевской Руси, памятник древнерусской литературы. Поэма занимает одно из ведущих мест в героическом эпосе мировой литературы. Она стоит рядом с памятниками, как индийского, так и иранского эпосов.

Главным героем поэмы является князь Игорь. В центре внимания изображены события неудачного похода новгород-сиверского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году. Решаясь на этот поход, князь не берет во внимание предвещание Волхов. Затмение солнца должно было остановить Игоря, поход бы не состоялся. Князь посмотрел на светлое солнце, и все его воины были покрыты тьмою. Солнце своей тьмой дорогу дружине Игоревой закрывало. Ночь стонала грозой, птиц разбудила, поблизости дикий свист поднялся.

Но Игорь – человек целеустремленный и смелый. Он не отменяет своего княжеского слова. Он говорит о том, что лучше убитым быть, нежели плененным, и что он хочет испить воды из Дона. Само высказывание свидетельствует о стремлении князя Игоря победить половцев.

В поэме Игоря сравнивают со смелым соколом. Он любит свою родную землю, он храбрый, мужественный, стремится отстоять свободу своей Родины. Но из-за некоторой чрезмерной гордости и нерассудительности княжеское войско потерпело неудачу, пир закончили храбрые русичи. Сам Игорь попал в плен, пересел из княжеского седла в седло невольничье. И этот эпитет свидетельствует о поражении. Соколам обрезали саблями крылья, самих их опутали железными путами. Тяжело было Руськой земле без князя Игоря, как голове без плечей, как плохо телу без головы.

Князь Игорь – историческая личность. Он преданно любит свою Родину, мужественный, отважный, волевой, гордый и открытый. Его слова, что лучше потятым быть, чем плененным, стали крылатыми.

Все его качества характера вызывают у автора и у читателя симпатию и восхищение. Он целеустремленный, стремится к ее воплощению, невзирая на силы природы. Некоторые негативные черты Игоря, как нерассудительность, чрезмерная гордость, сыграли с ним злую шутку. Дружина под его руководством и предводительством потерпела поражение. Многие матери и жены не дождались своих мужей, сыновей и братьев. Вся Руськая земля печалится о потерях, скорбит о плененном Игоре. Но князю удалось бежать, и он вернулся домой. И вся земля, все русичи ликовали, что он вернулся.

Таким образом, образ князя Игоря – яркий пример патриотизма, мужества, преданности своему народу, своей Родине.

Весна наступает и зиму прогоняет. С приходом марта лучи солнца начинают всё чаще пробиваться сквозь тучи. Кое-где ещё можно заметить лёд, который коварно прячется под снегом. Прохладный воздух напоминает о том, что зима упорно не хочет уходить.

  • Сочинение Как я помогаю маме по дому

    Я один ребенок в семье, поэтому я просто обязан помогать маме по дому. Я еще учусь в школе, времени свободного у меня достаточно. Моя семья состоит из трех человек: меня, папы и мамы. Папа постоянно работает, домой приходит только поздно вечером.

  • Родители Петра Гринева из Капитанской дочки сочинение

    Родители Петра являются второстепенными персонажами повести «Капитанская дочка».
    Отец Андрей Петрович ушел в отставку майором. Мать Авдотья Васильевна была дочерью бедного дворянина. Они были помещиками, в их владении было много крепостных.

  • Не каждому дано постичь всю глубину мудрости произведения «Слово о полку Игореве». Созданный восемь веков назад древнерусский шедевр до сих пор можно смело называть памятником культуры и истории Руси. В «Слово о полку Игореве» жанр определить — не главное, важен язык, на котором написано произведение.

    Некоторым может показаться, что в летописи рассказывается об одном человеке, но это не так.

    Князь Игорь Святославович

    Характеристика образа довольно интересна. Его описывают смелым, честным, прекрасно осведомленным человеком. Про него нельзя было сказать, что он сначала делает, а потом думает. Князь просчитывал каждый свой шаг, но, к сожалению, предупреждения и уговоры мудрых людей, окружавших Игоря, не остановили его. Мудрости, так необходимой Игорю, ему не хватало. Герой, к сожалению, ею не обладал. Несмотря на все это, Игорь не был глуп и понимал, что на поле боя его ожидает смерть.

    542580

    Мнение историков

    Как и в большинстве случаев, мнения ученых-историков не столь однозначны. «Слово о полку Игореве» не было исключением. Перед нами вновь два противоборствующих лагеря. На одной стороне — те, кто считает Игоря настоящим героем-патриотом, непоколебимо оборонявшим свою землю. Они считают, что летопись отображает всю Русь, а образ князя Игоря олицетворяет собой всех князей, правящих на Руси. Другие, наоборот, представляют его бездумным и безрассудным князем. Поход Игоря был заведомо обречен на провал, смысл такой жертвенности не ясен. Но все же в одном историки сходятся, Игорь так и не состоялся как мудрый политик, но воинской доблести ему было не занимать.

    Есть еще и третий лагерь, он не такой многочисленный, как первые два, но не упомянуть о нем было нельзя. Третье мнение заключается в том, что князь Игорь был истинным корыстолюбцем, решившим просто-напросто прославиться как герой-освободитель, защитник русской земли, и тем самым потеснить своей возросшей популярностью Святослава.

    Поэтизация образа

    Поэтизация и характеристика образа князя Игоря автором несла сугубо политический характер, в поэме «Слово о полку Игореве» ясно наблюдается призыв к объединению разрозненных русских княжеств. Автор древнерусского шедевра прекрасно понимал, что княжья междоусобица на Руси не ведет ни к чему хорошему, лишь к внешнеполитической нищете и коллапсу. Таким образом автор стремится сплотить князей, напомнить им об их родственных связях. В летописи активно обсуждаются все приверженцы раздробленности и междоусобицы, а также один из их зачинателей — князь Олег.

    Для того чтобы эффект был ярким и красочным, он (автор) наделяет Игоря качествами доблестного воина и рыцаря. Ведь в произведении «Слово о полку Игореве» жанр — поема. Князь способен на великий поступок, на любую жертву, для него нет ничего сложного в том, чтобы совершить подвиг. Все действия и поступки князя Игоря совершаются только во благо Руси. Он не лишен красноречия и, как любой полководец, перед боем красивыми, мужественными и полными отваги словами воодушевляет свою дружину. Позиция Игоря достаточно ясна — лучше погибнуть в бою чем быть в неволе: «О дружина моя и братья! Лучше ведь убитым быть, чем пленным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон». Таков образ князя Игоря.

    542581

    Присмотревшись к эпитетам, которыми наделяет князя автор, можно с уверенностью сказать, что именно он думает об Игоре. Автор отождествляет образ князя Игоря с соколом, называет его «солнце красное». На пути князя встречается отряд половцев, и его воины с легкостью, разбив их, приносят ему победу. Конечно, много добычи русичи получили после победы: дорогие аксамиты, золото, паволоки, красивых половецких девушек угнали в плен. В летописи сказано «добычи было настолько много, что коврами, кожухами, драгоценными камнями и даже золотом прокладывали себе путь через реки, болота и различные топкие места». Эта ситуация, как считает князь Игорь, показывает, насколько он бескорыстен и благороден. Ведь он пришел победить врагов, а не наживой тешиться. Подтверждением его слов является тот факт, что из всех богатств он взял себе только боевые знаки врагов.

    Благодаря этому эпизоду можно сделать вывод, что для Игоря важна не личная выгода, а, прежде всего, борьба с врагами русских. Золото и другие богатства слишком мелки и ничего для него не значат. Он выше всех этих забот. Таково описание князя Игоря.

    Поражение

    Благородство князя проявляется в последнем сражении, но одновременно тут видна его недалекость как стратега и тактика. Следующая битва была просто сокрушительной для русичей. Когда Всеволод, брат Игоря, начал испытывать сложности во время боя, он тут же идет на помощь к нему, совершенно не думая о последствиях, так как жаль ему брата своего. Несмотря на все — героический поступок Игоря, мужество Всеволода и доблестных русских воинов, сражение проиграно, а самого Игоря уводят в плен. Вот так своим поступком он сделал смерть воинов напрасной. Многие историки думают, что характер князя Игоря и погубил его. Решение сложное, но иногда стоит выбирать между правильным и героическим поступком

    542579

    Побег

    Несмотря на то что князь, совершив безрассудный поступок, подставил под удар Русь, а вместе с нею и весь славянский народ, автор по-прежнему придерживается образа князя как положительного героя. Автор скорбит, описывая поражение в битве. Свое личное отношение к главному герою «Слова» он показывает не только при описании поражения, а еще и во время побега князя из плена. Автор переполнен искренним ликованием, ведь после возвращения Игоря на родину с ним ликует и весь народ русский.

    542576

    Сила любви

    Конечно же, автор «Слова» не мог не упомянуть о любви. Описание князя Игоря как покорителя женских сердец в летописи, конечно, отсутствует. И о том, что он испытывает чувства к какой-то персоне, ничего конкретно не сказано. В летописи рассказано о том, как его любят, сильно и искренне, таких образов в «Слове о полку Игореве» достаточно. Автор создает настолько мощный образ любви, что, кажется, его можно потрогать и прочувствовать. В тексте сказано: любовь настолько огромна, что она преодолевала большие расстояния и проникала в стан к половцам, и именно она помогла сбежать в итоге князю.

    542577

    Ярославна

    Описывая любовь, автор имел в виду Ярославну, законную супругу князя. Плач Ярославны об Игоре наполнен нежностью и теплотой. Говоря об этих эмоциях, автор дает понять читателю, что таких чувств заслуживает только достойный человек. Князь Игорь заслуживает такую любовь, которую испытывает к нему его жена Ярославна.

    Отношение к герою «Слова»

    Так каким был образ князя Игоря? Относиться к этому человеку можно по-разному. Можно осуждать его и считать, что в бою он поступил эгоистично, и благодаря его поступку погибло много соотечественников-русичей, причем напрасно. Можно осуждать его стратегические и тактические способности, а также высмеивать его недальновидность и безрассудство. Но также не стоит забывать и о хороших чертах характера, о его доблести, вере и отваге, несломленной воле и патриотизме. Да и не может плохой человек заслуживать искренней и нежной любви от такой прекрасной женщины, как Ярославна.

    Сколько людей — столько и мнений. Трудно сказать, кого именно из реальной жизни хотел описать автор в своем шедевре. Но то, что образ князя в нем положительный, понятно с первой строки. Князь Игорь — истинный борец с врагами русских, защитник Руси. Без сомнения, основной посыл автора — прекращение русских князей и дальнейшее их воссоединение под общим знаменем.

    Великим человеком был князь Игорь. Произведение древнего летописца сильно впечатлило многих. Этого отрицать никто не будет. так что не нам судить о поступках древнерусского князя.

    Сочинение-рассуждение на тему «Князь Игорь» по литературе

    «Слово о полку Игореве» — жемчужина древнерусской литературы, как справедливо замечают многие исследователи. Это произведение вобрало в себя весь колорит богатейшей народной культуры древней Руси. Лирическое и эпическое начала в произведении переплетаются в единую картину, где автор высокохудожественно описал историческое событие – поход князя Игоря на половцев. Поскольку Игорь из рода Рюриковичей – реальная историческая личность, особенно интересно наблюдать, как автор воплотил этот образ, какими качествами он его наделил.

    Образ Игоря – это некая модель средневекового правителя, наделенная всеми характеристиками эпохи. Он воинственный, храбрый до безрассудства, но, казалось бы, не дальновидный политик. Его распирает чувство собственного превосходства, он слишком самоуверен, поэтому идет в опасный и рискованный поход. Вместо того, чтобы объединиться со всеми своими родственниками и нанести мощный удар, он идет добывать легкую славу. Значит, Игорь тщеславен. Наверное, это потому, что он еще очень молод и горяч, а править должен человек зрелый, умудренный опытом. Игорь же больше заботится о своей славе и готов сложить голову ради престижа.

    Спрашивается, зачем нужен был этот безрассудный подвиг? Неужели монарх такой ограниченный? Я думаю, Игорь все-таки не глуп. Его мучает комплекс неполноценности. Он рано взошел на трон, ему еще нужно доказать дружине и семье, что он может править. Мнение дружины было важнее, так как в средние века все вопросы решала сила. Если воины отвернутся от князя, ему не удержаться на троне. Авторитет среди воинов можно приобрести только на войне. Заодно и семье будет ясно, что Игорь не лыком сшит, что он может, если что-то случиться, управиться и с другими княжествами.

    Средние века многие исследователи называют темными временами, потому что ум, умение идти на компромисс и идеи равенства, которые ценятся сегодня, тогда были не в цене. Поэтому нельзя требовать от Игоря наличия этих качеств и мыслей. Он правил, как умел, как тогда было принято. Многих возмущает, что Игорь без особого сочувствия оставил Ярославну, предпочел подвиги семейному счастью. Но я думаю, нам не понять того менталитета сегодня, так что суд неуместен. Отношения князя и княжны нужно воспринимать, как любопытную картину нравов того времени: жена должна была выставлять сои переживания на показ (плач – разновидность фольклорного жанра того времени), а муж, наоборот, должен проявлять себя на поле брани. Женщина в те времена вообще не являлась самостоятельным литературным образом: она даже имени не имеет, ее зовут по отчеству. Мужчина, как олицетворение грубой силы, в средние века, напротив, имел большую значимость. От него зависело все, ведь если бы мужчина позволил себе слабость, женщин угнали бы в рабство, а детей и стариков поубивали другие племена.

    f408f0845203

    Иллюстрация к «Слову о полку Игореве»

    Исторически сложилось, что князь Игорь (и он не исключение) регулярно ходил с войском за данью. Это еще одна причина зарабатывать авторитет кровью. Если дани не будет, племена выйдут из повиновения, денег для содержания армии не будет. Значит, княжество не сможет обороняться и развалится. Поэтому Игорь не так-то прост, как кажется. Его действиями руководит расчет, характерный для средневекового менталитета.

    В финале «Слова о полку Игореве» герой приобретает колоссальный жизненный опыт: он бежал из плена, едва спасся от смерти, погубил дружинников. Только тогда расчетливый, но все же слишком горячий князь понимает, насколько важно объединение для Руси. Он осознает, что нельзя тянуть одеяло на себя, нужно заботиться обо всей Руси, если ты ею владеешь. Это важное открытие облагораживает героя, делает его мудрее.

    Таким образом, автор изобразил эволюцию героя, его взросление. Мы видим, как на примере князя он показывает необходимость объединения Руси и семьи Рюриковичей, ведь междоусобные войны создают уязвимость, которой пользуются внешние враги. Игорь набирается горького опыта и становится способным правителем, и историческая основа, находящаяся в нашем распоряжении, подтверждает, что прототип героя эволюционировал так же.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

    1.1.1 Почему одно из первых замечательных произведений в истории русской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывает не о победе, а о поражении?

    О поражении, а не о победе рассказывается в замечательном произведении древнерусской литературы — военной повести «Слово о полку Игореве».И это, на мой взгляд, не может не показаться несколько странным. Попробуем разобраться, почему же это так?

    Во-первых, именно поражение, а не победа способствует переосмыслению прежнего поведения, обретению нового взгляда на мир и на себя. То есть поражение стимулировало русских воинов на победы и подвиги во имя нашей великой Родины!

    Во-вторых, главный герой военной повести – князь Игорь – проходит путь спасения души через страдание и покаяние. А разве блудного сына Отец не встречает с радостью: ведь он «был мертв и ожил». (99 слов)

    критерия

    Мотивация выставленного балла

    Особые замечания

    1.1.1Как в отрывке создан образ беды, которую впустили на Русь Игоревы храбрые полки?

    Уже с самого раннего утра читателей «встречают» «кровавые зори» и «темные тучи», которые «хотят прикрыть четыре солнца», — четырех светлых русских князей. Эпитеты «кровавые», «темные» подчеркивают зловещность наступающего дня. Ничего доброго не предвещают и ветры, «Стрибожьи внуки», которые дуют навстречу полкам Игоревым, «веют с моря стрелами», словно желая предотвратить наступающее несчастье. Используя олицетворения «веют стрелами», «земля гудит» автор как будто оживляет природу, которая старается оградить князя Игоря от совершаемой ошибки. Страх на читателей наводят и реки, «мутно текущие», и степь, «занесенная пылью»…

    Половцы названы в отрывке – «дети бесовы», будто появились из преисподнии, готовые разгромить полки русских князей. Автор ассоциирует врагов с темными силами дьявола.

    Множество восклицательных предложений в первом абзаце, также настраивают читателей на трагичное окончание событий: «Быть грому великому!»,- пишет автор. Восклицательные знаки подчеркивают уверенность автора в беде и не оставляют надежды читателям. (158 слов, 11 предложений)

    критерия

    Мотивация выставленного балла

    Особые замечания

    2.1 Можно ли князя Игоря назвать положительным героем? («Слово о полку Игореве)

    «Слово о полку Игореве» — произведение древнерусской литературы, главной проблемой которого является спасение человеком своей души. Прочитав произведение, можно однозначно назвать князя Игоря одним из первых положительных героев русской литературы. Разберёмся почему.

    Во-первых, положительным героем называется не человек с только хорошими качествами, а человек, ищущий главный смысл жизни, человек преобразившийся. Именно это и показывает Князь Игорь на своём примере. Он проходит по пути от гордыни к смирению. В начале повествования мы видим гордого воина, который ищет славу, а в конце поэмы это уже другой человек, который спас свою душу тем, что понял свою ошибку. Князь Игорь при возвращении из плена домой отправляется в церковь Пресвятой Богородицы, вероятно чтобы принести покаяние.

    Во-вторых, нельзя не отметить авторскую симпатию к главному герою. На протяжении всего произведения автор показывает, как дорог ему князь Игорь. Он всегда присутствует рядом с ним, с любовью описывает. Он даже соединяет все силы природы, дабы помочь ему выйти из беды. Читая произведение, мы видим, что автор искренне желает спасения души этому персонажу. В конце «Слова…» торжественный финал, в котором князь Игорь предстаёт совершенно другим: он переосмыслил прежнее поведение и приобрёл новый взгляд на мир и на себя.

    Притча о блудном сыне – сквозной мотив «Слова…». Как в притче блудный сын вернулся к Отцу, так и Игорь возвращается на свою родину. Связь этих произведений очевидна. Оба героя раскаиваются в своих грехах и получают прощение. Они уже не те, что были раньше, они преобразились.

    Следовательно, князь Игорь несомненно оказывается положительным героем, который через испытания и страдания ведёт свою душу к спасению.

    критерия

    Мотивация выставленного балла

    2.1 Почему одно из первых замечательных произведений в истории русской литературы «Слово о полку Игореве..» рассказывает не о победе, а о поражении?

    Перед автором «Слова..» стоит легкая задача – рассказать о поражении русских войск и при этом прославить князя Игоря. Только очень смелый, и в то же время, безрассудный человек, жаждущий славы, отважится пойти против половецких орд с небольшой дружиной. Почему так важно исследовать это поражение? Попробуем разобраться в этом, проследив путь князя Игоря.

    В «Слове..» повествуется о печальных событиях, о предзнаменовании, которое не остановило князя, об обманчивой и легкой победе над отрядом половцев, за которой последовал сокрушительный разгром русских и пленение Игоря. Интересно отметить, что при описании событий автор использует метафорические образы, сравнивая жестокую битву с пиром.

    Образ князя Игоря напоминает образ русского человека, презирающего опасность и идущего навстречу ей вопреки предостережениям и здравому смыслу. Традиционное «пораженье от победы..не отличать» характерно для нашего народа, как говорится, «На ошибках учатся». Именно поражение, а не победа способствует переосмыслению ошибок, прежнего поведения, обретению нового взгляда на себя и на мир.

    Проследив преображение главного героя, мы можем сопоставить «Слово..» с притчей о блудном сыне. В начале произведение перед нами человек гордый, надеющийся только на себя, желающий «почевать на лаврах». В конце поэмы, это герой, страдающий из-за собственной глупости, это другой человек – преобразовавшийся, спасенный.

    «Слово о полку Игореве..»- произведение-открытие, положившее начало традиции нашей культуре, неслучайно описывает поражение. Ключевая идея древнерусской литературы – спасение своей бессмертной души человека. Князь Игорь проходит через физические и духовные муки, через страдание приходит к покаянию. Автор «Слова..» талантливо передал цену поступков, анализ поступков, он осознанал свои ошибки и, в итоге, переосмысление своего внутреннего «я», очищение души и мыслей. Человека искреннего,

    критерия

    Мотивация выставленного балла

    2.1 Почему одно из первых замечательных произведений в истории русской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывает не о победе, а о поражении? Какие примеры в поздней культуре свидетельствуют о неразличении «пораженья от победы»?

    Поэма «Слово о полку Игореве» является неотъемлимой частью древнерусской литературы, которая воплотила сюжет, посвященный мировой истории, и тему – смысл человеческой жизни. В сюжетную основу этого произведения вошел поход знаменитого князя Игоря на половцев. Так почему же «Слово о полку Игореве» рассказывает не о победе, а о поражении?

    Уже всем в наше время известно, что главной целью для русского человека было спасение своей бессмертной души, так как он считал, что зло сокрыто в нем самом; это и стало тогда смыслом человеческой жизни. Вот почему в Древней Руси было принято подражать Богу, тем самым возрастая по его примеру, что охарактеризовано широко известным образом небесной лестницы который подтверждал, что для совершенствования не существовало границ. Однако, чтобы приблизиться к божественному идеалу, нужно уметь анализировать свои поступки, ведь не зря у нашего народа говорится: «На ошибках учатся». Только посредством переосмысления своих неправильных шагов и упущений человек может встать на путь спасения своей души; не что иное, как поражение, может в самый ответственный момент стать спасительным нравственным мерилом.

    Более того, благодаря этой поэме была показана духовная эволюция человека. Для этого был использован образ князя Игоря, отправившегося в поход против половцев. Внимание читателя акцентировано на том, через какие трудности и преграды пришлось ему пройти, чтобы из гордого и ищущего лишь славы воины превратиться в человека, спасенного духовно, который, благодаря поражению и последующему пребыванию в плену врага, сумел переосмыслить прежнее поведение, раскаяться в своих поступках, обрести новый жизненный взгляд и моральные принципы. Именно поражение заставило князя Игоря перемениться, признать свою вину и встать на путь спасения своей души, о чем также свидетельствует то, что он по возвращении на Родину в первую очередь отправился в церковь для исповеди.

    Безусловно, тема неразличения «пораженья от победы», подразумевающая под собой несравнимый ни с чем опыт, извлекаемый из любого поражения, имело свое отражение в менталитете нашего государства и, следовательно, в поздней культуре.

    Например, в романе-эпопее «Война и мир» колоритное и насыщенное описание имели сцены поражений русских во время войны 1805 года. Одно из основополагающих и главных сюжетных эпизодов занимает Аустерлицкое сражение, которое закончилось для России сокрушительным поражением. несколько раз в романе указывал на то, что император Александр I, игнорируя слова и советы великого русского полководца Михаила Илларионовича Кутузова, хотел завоевать авторитет на международной арене. Даже природа, создав плохую видимость для русского войска в виде тумана, была против этого сражения. Однако, именно это сражение, точнее, эпизод под небом Аустерлица, стал роковым в жизни Андрея Болконского. Это поражение помогло понять князю всю бессмысленность своих помыслов, то, что он сражался не ради людей и Родины, а ради собственной славы, тщеславия и тулона. Выжив после Аустерлица, Андрей Болконский переменился, его жизненные и моральные позиции преобразовались, он прозрел. Он осознал, что его действия на поле Аустерлица нельзя было назвать подвигом, так как они были совершены только во имя него самого. Благодаря этому поражению, он лично для себя смог извлечь неоценимый опыт, понять настоящие жизненные ценности.

    Таким образом, поэма «Слово о полку Игореве», поведав о поражении князя Игоря, наглядно показала, как человек может нравственно вырасти и осознать свои ошибки, поборов свою гордость и тщеславие. Это великое произведение стало фундаментом для формирования русской традиции и нравственных устоев. (513 слов)

    критерия

    Мотивация выставленного балла

    2.1.
    Почему прекрасное произведение о том, как сражались русские войска, написано об их поражении? Существует одно неоспоримое доказательство, которое проверено временем: поражение несет с собой осмысление пройденного пути, а победа лишь еще больше воспаляет желание к завоеваниям.

    Сюжет «Слово о полку Игореве», как и многие другие произведения древнерусской литературы,несет идею спасения человеческой души. Князь Игорь один из многих полководцев Древней Руси, который мечтал о славе, завоеваниях и роскоши. Его не так сильно заботила Божья воля,. чтобы дать успокоения смелым мыслям, и из-за этого он обрел себя и своих товарищей на поражение. Главной тематикой поэмы является то, что через душевные и физические муки, через осознание своих ошибок, можно прочувствовать в себе Божью благодать, стремясь к добродетели.

    Как и Родион Раскольников, как и Андрей Болконский, князь Игорь испытал боль утраты, узрев смерть во всех смыслах этого слова, и, в конце концов, он пал в огненную геенну. Откуда нашел выход, идя по тропинке, протоптанной Богом.

    Бахвальство означает грех перед самим Отцом Земли, который вдохнул в нас жизнь и позволил наслаждаться ею, и, гордиться тем, как люди убивают себе подобных, есть не что иное, как грех, который нельзя допустить.

    Все едино и всесильно. Как и было сказано, акцент, в Древней Руси, ставился на том, чтобы спасти душу человеческую, а не рассказывать о том, как храбро сражались солдаты. Вот почему «Слово о полку Игореве» повествует о том, как князь Игорь сумел вырвать свою душу из цепких когтей лукавого и почувствовать в себе Божью благодать. (239 слов)

    критерия

    Мотивация выставленного балла

    2.1
    Почему одно из первых замечательных произведений в истории русской литературы «Слово о полку Игореве» рассказывает не о победе, а о поражении?

    Главной идеей древнерусской литературы становится проблема спасения души.

    Поэма «Слово о полку игореве» наглядно отражает эту проблематику.

    Князь Игорь, являясь персонажем воинской повести, описывающей его поражения, тем не менее, считается одним из первых героев русской литературы. Какое объяснение можно найти этому феномену?

    На протяжении повести, мы наблюдаем преображение главного героя, становясь свидетелями его пути от гордыни к смирению. По возвращению из плена, князь Игорь отправляется в церковь Пресвятой Богородицы, что бы покаяться. Термин покаяние происходит от древнегреческого слова «metanoia», что дословно переводится, как «перемена сознания», человек осознаёт свои ошибки, происходит переосмысление, а это ещё один шаг на пути к спасению души. Смыслом концовки поэмы стало покаяние князя Игоря. Богу, как нашему создателю дорог каждый человек, в особенности тот, который нуждается в помощи. Так же и автору дорог князь. Сопровождая своего героя на протяжении всего произведения, автор приводит его, Игоря, в храм, помогая ему осознать ошибки и преобразиться.

    Читая воинскую повесть, «Слово о полку игореве», невольно вспоминаешь бессменную притчу на все времена, о блудном сыне. Русский народ, радостно встречает князя, не смотря на его поражение. И не удивительно, ведь Игорь приезжает с повинной головой, он едет в Киев, покаяться. Как блудный сын возвращается к своему отцу, так и князь возвращается на родину, с осознанием своей вины.

    Положительный герой – это герой, стремящийся к спасению души. Жизненный путь – это путь к Богу. И князь проходит этот путь, от гордыни к покаянию, перерождаясь и находя для себя истинный смысл жизни. (236 слов)

    критерия

    Мотивация выставленного балла

    2.1 Почему, несмотря на поражение русского войска, родная земля встречает Игоря как героя? (По поэме «Слово о полку Игореве»)

    «Слово о полку Игореве» — самое загадочное произведение. Произведение древнерусской культуры, полагающее основы отечественной литературной традиции. Древнерусская литература однопроблемна: она свидетельствует о том, что единственная задача человека в земном пути – спасение души. Докажем, что в случае с поэмой, обретенной в 18 веке, а описывающей события 12 века русской истории, это именно так. Уверены, что именно этой «мерой», проблемой спасения души, можно измерить поступки и поведение главного героя и понять пафос произведения в целом.

    Образ родной земли, плачущей, страдающей, радующейся, сопереживающей,– основной в знаменитом произведении древнерусской литературы. Родная земля, словно любящая и страдающая о своих сыновьях мать, воплотила великий гуманистический пафос нашей культуры. Главный герой – князь Игорь — уже наказан за свой проступок. А к человеку, получившему возмездие за совершенный проступок, отношение может строиться только по закону любви.

    Удивительно то, что великое произведение нашей литературы о поражении, а не о славе русского оружия. Именно поражению Игоря и его брата Всеволода, открывшим ворота половцам на русскую землю, посвящена великая поэма. Поэтому столь кратко повествование о первой победе русских и столь пространно повествование о поражении, его последствиях, пребывании Игоря в плену и о побеге. Вспомним о том, что Лев Толстой, задумав произведение о войне русского народа с Наполеоном, был остановлен чувством стыда и не смог писать о победах, не рассказав о сраме русских в войне 1805 года. Эта традиция «пораженье от победы …не отличать» характерна для нашего менталитета. Не случайно наш народ говорит: «На ошибках учатся». Именно поражение, непобеда способствует переосмыслению прежнего поведения, обретению нового взгляда на мир и на себя.

    Далее можно утверждать, что перед нами произведение, показывающее преображение главного героя. В начале повествования перед нами гордый, надеющийся только на себя и свое войско, пренебрегающий недоброй приметой, торопящийся восстановить свою славу в глазах других русских князей персонаж. В конце поэмы это герой, страдающий, понявший свою вину перед соотечественниками, любимой женой – другой человек, человек преобразившийся, а значит, спасенный. Он и направляется не в родной город, а в мать городов русских Киев, его стопы направлены к Богородице Пирогощей, то есть к церкви Пресвятой Богородицы. Зачем человек приходит в храм? Чтобы принести покаяние и возблагодарить Бога за урок. Тема блудного сына, вернувшегося к Отцу, в финале произведения очевидна.

    Князь Игорь – первый положительный герой русской литературы. Положительный герой – это не просто хороший, добрый, человек, это прежде всего человек ищущий главные смыслы жизни. Все знаменитые герои русской литературы — «русские мальчики» (термин Достоевского) свое начало имеют в образе князя Игоря, который прошел испытания, изменившись и преобразившись.

    До сих пор не утихают споры о подлинности «Слова…». Для меня здесь нет вопросов. Перед нами произведение, отразившее новое христианское сознание русского человека. Да, в нем достаточно рудиментов язычества. Но не это главное. Главное для православного сознания – отразить путь человека к Богу, отразить этапы спасения души. Именно путь спасения души через страдание и покаяние проходит главный герой поэмы князь Игорь. А разве блудного сына Отец не встречает с радостью: ведь он «был мертв и ожил». Только человек живого сердца, умеющий сострадать и любить, может быть в нашей литературе героем.

    Задание 8.

    Каков символический смысл выражения «на седьмом веке Трояна»?

    Кто такой Троян, упоминаемый в «Слове о полку Игореве», точно неизвестно.

    Века Трояна символизируют время возникновения Киевской Руси, время основания Киева. Выражение «седьмой век» использовано в переносном, символическом смысле. Седьмой век — это последний век существования мира. Указание, что Всеслав действует на седьмом, послед¬нем веке существования земли Трояна, является свидетельством того, что полоцкий князь считается автором «Слова о полку Игореве» одним из виновников гибели Киевской Руси, распавшейся на ряд самостоятельных княжеств в результате кровавых междоусобиц.

    В интерпретации академика Д.С. Лихачёва «земля Трояна» отождествляется с Русской землёй, а 7-й век Трояна – обозначение последнего века язычества на Руси в связи с символическим значением седьмого как последнего.

    Задание 8.

    Почему образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образцов русской литературы?

    Образ Ярославны из «Слова о полку Игореве» вошёл в галерею классических образцов русской литературы, потому что она является символом верности, преданности и любви.

    Она носительница лирического, женственного начала. С ней связаны мир, семейные узы и любовь. Её образ ярко раскрывается в плаче. Ярославна оплакивает попавшего в беду мужа. Она готова в поисках его облететь кукушкою просторы русской и половецкой земли. Она не просто оплакивает мужа, а надеется вернуть его из плена с помощью могучих природных сил: Ветра Ветрила, Днепра Славутича, тресветлого солнца. Эти природные силы персонифицированы. Поэтому плач Ярославны – это и заговор, и заклинание. Она похвалой заговаривает, заклинает их. Это сложное триединое жанровое образование: плач, заговор, молитва. В обращениях Ярославны присутствует градация, наращение, усиление действия, эффекта. Ярославна взмолилась о помощи и словом воздействовала на судьбу – Игорь бежал из плена.

    Задание 8.

    Можно ли назвать образ князя Игоря идеальным?

    Образ Игоря в «Слове о полку Игореве» совершенно лишен какой-либо идеализации.

    С одной стороны, автор создает образ эпического героя, для которого главное — воинская честь и рыцарское достоинство; он воспевает его храбрость и мужество и заставляет читателей проникнуться к своему герою любовью и состраданием. С другой стороны, князь — человек своего времени. Привлекательные качества его личности вступают в противоречие с безрассудством и эгоизмом, поскольку князь заботится о своей чести больше, чем о чести родины. Вот почему, несмотря на видимую личную симпатию к князю Игорю, автор все же подчеркивает в герое не индивидуальное, а общее, что роднит его с другими подобными ему князьями, самолюбие и недальновидность которых привели к междоусобной борьбе, раздорам и в конечном результате к потере единства Руси как государства.

    Задание 8.

    Идея единения, патриотизма и гуманизма звучит в «Слове». Автор не просто излагает события, а показывает, почему в двухвековой борьбе побеждала Русская земля, а теперь — половцы. Он передает свою тревогу и призывает к защите Отечества и прекращению усобиц. Своим произведением автор порывается показать людям, что мы будем сильны лишь тогда, когда объединимся. Но сила людей в свободе нравственного выбора между добром и злом, в способности пересилить, перебороть в самих себе эгоистические наклонности и встать на сторону правого дела, на благо Родины. Эта способность ценится автором «Слова…» превыше всего и наделяется самой высокой наградой – любовью отечества, любовью народа. Певец прямо и смело указывает на действительные причины поражения и предлагает устранить их политическим объединением князей, развитием чувства гражданственности и чести.

    Задание 9.

    Автор «Слова о полку Игореве» неоднозначно относится к своему герою. Для автора Игорь храбрый, но недальновидный полководец, который ведет свои войска в поход, обреченный на неудачу. Игорь любит родину, Русь, но основным побуждением его является стремление к личной славе: «Страсть князю ум охватила, и желание отведать Дон Великий заслонило ему предзнаменование».

    Пример противоречивого отношения автора к герою можно увидеть в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». С одной стороны, Л.Н. Толстой осуждает бесчестные и подлые поступки Долохова по отношению к Пьеру и Николаю Ростову, с другой – показывает его человеком, способным любить, заботливым сыном и братом.

    Неоднозначно также отношение И.С. Тургенева к главному герою романа «Отцы и дети» Евгению Базарову. Автор симпатизирует Базарову за его честность, за самостоятельность суждений и независимость, но не принимает нигилистических взглядов, которые отстаивает герой, его отношения к природе и искусству, миру и людям в целом.

    Задание 9.

    Каково значение сна Святослава и какие сюжетные события он отражает?

    Сон Святослава — это сон вещий, он предсказывает гибель Игорева войска и пленение самого Игоря. Символическая система сновидения опирается на древние верования славян: жемчужины во сне предвещают скорые слёзы, сорванный верх («князёк») с княжеского терема — надвигающуюся смерть, поскольку дом утратил целостность, оказался открыт враждебным силам. Пустые колчаны впрямую указывают на причину поражения Игоря: у окружённых воинов за¬кончились стрелы, и они оказались бессильны против половцев. Наделены символическими смыслами и цвета (чёрный саван), и акустический фон (вороний «грай»): они призваны передать горе и скорбь, которые ожидают Святослава после пробуждения.

    Художественная функция Сна Святослава — обосновать право последнего на «злато слово», в котором он выступает объединителем русских князей в борьбе с врагами.

    Задание 9.

    В каких произведениях РУССКОЙ литературы используются СНЫ персонажей и каковы в них основные функции сновидений?

    Сон Татьяны в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» помогает читателю точнее представить внутренний мир героини и предвещает будущие сюжетные события — ссору Онегина с Ленским и гибель юного поэта. В романе И. А. Гончарова «Обломов» сон Ильи Ильича — это мечта-воспоминание, история детства героя и одновременно тот образ идиллического мира, который он потерял, покинув Обломовку. Сны Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского, с одной стороны, вплетаются в реальность (избиение упавшей лошади на петербургской улице) и раскрывают душевный мир героя, с другой — носят фантасмагорический характер (сон о смеющейся старухе-процентщице, которую Раскольников не может убить) и своей кошмарностью опровергают стройные теоретические построения персонажа о праве на убийство.

    Задание 9.

    В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?

    Сон — это одно из ведущих средств поэтики в литературе. Через сон, с одной стороны, можно раскрыть внутренний мир героя, а с другой стороны, с помощью аллегорий сна зашифровать истинный смысл происходящего. Практически в каждом крупнейшем произведении русской литературы используется прием сна. В качестве примеров можно назвать сон Маргариты в романе Булгакова, сон Пети Ростова в романе Толстого «Война и мир», сон Раскольникова в романе «Преступление и наказание». Повесть «Гробовщик» у Пушкина полностью строится на приеме сна.

    Задание 9.

    В каких произведениях русской литературы XX века используется об¬раз волка и в чём оригинальность поэтической позиции автора «Слове о полку Игореве»?

    Образы диких животных в различных национальных культурах очень устойчивы, что обусловлено верованиями и представлениями народов. Эти образы получили художественное осмысление в литературе. Подтверждение сказанному находим в романе Ч. Айтматова «Плаха». Автор не романтизирует образ Акбары, но мифологически насыщает его: волчица-мать противостоит человеку, который несёт в природу разрушение и смерть.

    Образ волка представлен и в повести В. Распутина «Живи и помни». Здесь волк и человек тождественны друг другу. Образ волка предстает в тексте как алчный хищник и лютый враг человека. Ему подобен и человек, предавший Родину и дом.

    В «Слове о полку Игореве», в отличие от названных произведений, звучит мотив оборотничества. Следовательно, в основе образа волка здесь лежат языческие и мифологические представления.

    Задание 9.

    В каких произведениях русской литературы XX века можно, как и в «Слове о полку Игореве», найти черты жанра «воинской повести»? (Свой ответ аргументируйте)

    Данному жанру героического эпоса свойственны следующие признаки: воинская героика (прославление воинской доблести), воинская терминология, характерная лексика, используемая при описании битв, а также определенные стилистические формулы: сборы войска, выступление в поход, бой, поражение, пленение, победа, возвращение домой.

    «Слове» тоже используется воинская терминология, описывающая вооружение дружины Игоря, воинские подразделения, этапы боя: меч, стелы, шелом, копье, стяг, дружина, полк. Автор прославляет воинскую доблесть русских князей.

    Объединяющим моментом для древнего жанра воинской повести и литературы середины 20-ого века является патриотическая тема в самом важном и высоком значении этого слова. Тяжелые военные будни, где сама война приравнена к тяжелому труду, дружба, доказанная кровью, бессметные подвиги русских солдат (дружинников) и командиров (военачальников),их мужество и стойкость, скорбь и память о пережитом, призыв к миру — таков круг тем, которые нашли отражение в воинских повестях, в «Слове» и в целом ряде произведений о Великой Отечественной войне: Шолохов «Судьба человека», В. Некрасов «В окопах Сталинграда», Бондарев «Батальоны просят огня».

    Составитель: С.Н.Мищенко

  • Почему общество не принимает некоторых людей итоговое сочинение аргументы
  • Почему обществу нужен прогресс сочинение
  • Почему о подвиге ермака тимофеевича люди сложили легенду чем это произведение напоминает сказку
  • Почему обломов и штольц дружат сочинение
  • Почему обломов лишний человек сочинение