Почему обломов не встает с дивана сочинение

сочинение. что такое обломовщина? по роману и. а. гончарова обломов н. а. добролюбов в своей знаменитой статье что такое

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Что такое «обломовщина»? по роману И. А. Гончарова «Обломов»

Н. А. Добролюбов в своей знаменитой статье “Что такое «обломовщина»?” писал об этом явлении как о “знамении времени”. С его точки зрения, Обломов — это “живой, современный, русский тип, отчеканенный с беспощадной строгостью и правильностью”. Добролюбов понимал “обломовщину” социально — как аллегорию крепостного права. Что же это за явление — “обломовщина”? Куда уходят ее корни и почему она так могущественна? Вероятно, она разрушила судьбы многих людей, а может быть, повлияла на судьбу всего русского народа. Добролюбов понимал “обломовщину” как социальное явление, некую аллегорию крепостного права. И. А. Гончаров прослеживает ее страшное влияние на примере одного человека — Ильи Ильича Обломова. “В Гороховой улице, в одном из больших домов… лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов”, — такими словами начинается роман и таким мы узнаем главного героя. Мы видим Обломова за самым его любимым и привычным занятием — лежанием на диване. Но ведь когда мы знакомимся с Обломовым, он находится в возрасте тридцати двух-тридцати трех лет. Естественно ли это, когда молодой человек целыми днями лежит на диване и испытывает при этом “чувство мирной радости”? Однако Обломов ничего не хочет знать о труде. По его мнению, для этого есть другие люди, а он — барин. Лежа на диване и обдумывая планы переустройства своей усадьбы, он представляет себе вечное лето, вечное веселье, вкусную еду и покой. “Кто же я? Что я такое? Пойдите спросите у Захара, и он скажет вам: «Барин!» Да, я барин и делать ничего не умею!” — говорит Обломов. Он презирает людей, занимающихся трудом, и гордится тем, что ни разу еще не натянул сам чулок на ноги. Диван, халат и туфли становятся определенными символами его жизни. Это — символы лени и апатии. У Обломова нет желания служить, да и просто выходить из дома. Круг его общения сузился едва ли не до одного Захара. Суета большого города не для него. Ведь он родился и вырос в Обломов-ке, где текла тихая, спокойная жизнь, “полная удовлетворенных желаний, разумных наслаждений”. Такая жизнь и стала обломовским идеалом. Детству Илюши Обломова посвящена отдельная глава романа, которая называется “Сон Обломова”. Кода ее читаешь, становится ясно, что Илью Обломова “превратили в кисель” прежде всего те условия, в которых он воспитывался в детстве. Обломовка и есть та почва, на которой взросла и укоренилась “обломовщина”. Это типичный пример крепостного поместья, где источником существования является труд крепостных крестьян. Все обитатели Обломовки оторваны от внешнего мира: “Интересы их были сосредоточены на них самих, не перекрещивались и не соприкасались ни с чьими”. Все силы обломовцев направлены на удовлетворение своих потребностей: “Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке”. Мать Илюши с утра до вечера занималась “делом” — выбором блюд для завтраков, обедов и ужинов. Впрочем, не менее важным “занятием” в Обломовке считался сон: “…всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти”. Косность — основа жизни обломовцев. Они неотступно придерживаются старых традиций и обычаев, завещанных им предками. Им необходимо, чтобы все дни их жизни походили один на другой. Духовный мир обломовцев беден и ограничен. Их интересуют только бытовые проблемы, которые за них решают крепостные крестьяне. Обломовцы никогда не задаются вопросом: “Зачем дана жизнь?” Их жизнь течет, “как покойная река”, и все дышит “первобытной ленью”. Родители старались уберечь Илюшу от труда как от тяжкого наказания — ведь для этого существуют “Захар да еще 300 Захаров”. И что же в результате? Илюша Обломов, который от природы был живым и любознательным мальчиком, приучился смотреть на все окружающее глазами обломовцев. Из-за барского воспитания его “ищущие проявления силы обратились внутрь и никли, увядая”. Воспитание, полученное Ильей Обломовым, обусловило его характер, его нравственные понятия и отразилось на всей его судьбе: “Началось с неумения надевать чулки, а кончилось — неумением жить”. Обломов ничего не сумел сделать полезного ни для общества, ни для себя. Единственное, что он мог, — это лежать на диване, мечтать и сокрушаться, что “сказка не жизнь, а жизнь не сказка”. Обломову доставляли дискомфорт любые вторжения в его мирное существование. Такой тревожащей силой стал Андрей Штольц, который пытался возродить Обломова к жизни. Он всеми силами старался уберечь своего друга от неминуемой гибели. И на какой-то миг Обломова увлекла перспектива обновления: “Идти вперед — это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума, вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть”. Но боязнь жизни оказалась сильнее. Не помогла Обломову и встреча с Ольгой Ильинской. Сначала любовь захватила его, и он стал мечтать о счастье. Он даже как будто помолодел. Ольга, так же как и Штольц, пыталась пробудить Обломова к деятельной жизни, сделать его полезным для общества. Но ей не удалось этого добиться. “Обломовщина” победила чувство любви. Обломов испугался новых волнений и тревог, изменения привычного образа жизни.
После разрыва с Ольгой Обломова опять потянуло к прежней, спокойной и ленивой, жизни. И он нашел для себя последнее прибежище — дом Агафьи Матвеевны Пшеницы-ной, которая создала для него примерно те же условия, что были когда-то в Обломовке. Таким образом, все вернулось на круги своя. С Обломовки началась жизнь Ильи Ильича, Обломовкой и закончилась. Когда-то Ольга спросила Обломова: “Отчего погибло все? Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…” — “Есть, — сказал он чуть слышно… — «Обломовщина»!” Так, в конце концов, сам Обломов нашел слово для обозначения того зла, которое погубило всю его жизнь.
.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Уважаемые читатели Литероведа, предлагаем вам сочинение на тему «Обломов и обломовщина в романе Гончарова «Обломов», в котором раскроем образ главного героя произведения и дадим определение термину «обломовщина».

Роман «Обломов» И.А. Гончарова был написан в пору острейшего кризиса крепостничества. Образ главного героя, Ильи Ильича Обломова, в котором автор изобразил ленивого, апатичного, не способного к деятельности помещика, воспитанного в обстановке барской усадьбы, где господам жилось безмятежно и счастливо, был актуален для современников.

И.А. Гончаров с первых строчек романа окунает читателей в атмосферу быта и порядка в доме Ильи Обломова. Мы видим тридцатитрехлетнего барина лежащим на широком диване в четырехкомнатной квартире на Гороховой улице Петербурга. Описывая портрет героя, писатель отмечает мягкость в чертах Обломова, излишнюю изнеженность, округлость. Он был не по годам обрюзгшим. На его приятном лице с темно-серыми глазами и бледной кожей не задерживалась надолго ни одна мысль. Она «гуляла вольной птицей по лицу», порхала по его губам, глазам, по лбу и наконец пропадала, оставляя после себя след беспечности. Одет Обломов в любимый домашний халат, мягкий и гибкий. Как только он опускал ноги, они сразу попадали в широкие и уютные домашние туфли.

Илья Ильич практически не выходит из дома. Никакие просьбы и уговоры приятелей, которые иногда посещают его, не могут заставить барина оставить уютное гнездышко и окунуться в атмосферу городского шума и суеты, светских мероприятий и развлечений. Он придумывал десятки причин, чтобы отказать им и остаться дома, ведь для выхода в свет нужно было переодеться, а это уже представляло для Обломова большую проблему, решать которые он не умел и не мог. Илья Ильич никак не мог ответить на письмо старосты, полученное из Обломовки. Несколько лет назад он начал обдумывать проект по улучшению управления имением, но проект так и остался только проектом, так как до конца обдумать Обломов никак его не мог.

Состояние полусна-полудремы подобно болоту все больше и больше затягивало Илью Ильича в течение нескольких лет, с тех самых пор как оставил службу в одном из департаментов. Когда Обломов приехал в Петербург, он был полон планов и надежд. Устроившись на службу, он желал видеть в сослуживцах членов большой и дружной семьи, а начальника – отцом семейства. Однако вскоре он понял, что среди чиновников нет и не может быть теплых семейных отношений. Обломов, никогда до приезда в Петербург не утруждавший себя никакой работой, после двух лет службы вышел в отставку, облегченно вздохнул и спокойно зажил, не заставляя себя ежедневно по утрам идти в департамент.

Так прошло чуть более десяти лет. Обломов превратился в обрюзгшего, пополневшего, лысеющего барина. Все труднее ему было вставать с постели, поэтому, когда заходили гости, он даже не менял своего положения, а так и оставался лежать на широком диване. Книг он не читал, только строил мечты, витал в облаках, не желая понять и принять реальную действительность. Часто Илья Ильич грезил о счастливой семейной жизни в любимой Обломовке, однако для создания семьи ничего не предпринимал. Его отношения с Ольгой Ильинской, с которой барина познакомил Андрей Штольц и которую Обломов полюбил, не сложились, так как любовь – это тоже работа, а работать Обломов не умел. Жизненные обстоятельства заставили его переехать на Выборгскую сторону к Агафье Пшеницыной, которая смогла окружить его заботой и любовью, однако расшевелить и вытащить из болота лени и апатии не смогла, и через несколько лет после переезда Обломов умер. Что же унесло жизнь еще не старого человека? Что погубило его? На эти вопросы автор отвечает устами Андрея Штольца – обломовщина. Она, как болезнь, поражает русское дворянство, выросшее и воспитанное в тысячах таких же усадеб, как Обломовка. Именно оттуда берет свое начало обломовщина  – состояние ничегонеделания, лени, апатии, отсутствие всякой высокой жизненной цели. Она лишает человека желания двигаться вперед, к чему-то стремиться.

Когда-то Илья Обломов был маленьким любознательным мальчиком. Утром няня умывала его, причесывала, натягивала чулочки и вела к маменьке, которая, осыпав сына страстными поцелуями, спрашивала у няни о состоянии Илюши. Он был единственным ребенком в семье, поэтому мальчика все обожали, часто его ласкали, обнимали. Когда Обломова отпускали гулять в сад, он с интересом наблюдал за всем вокруг. Ему хотелось взобраться на висячую галерею, чтобы посмотреть сверху на речку, но подниматься туда мальчику запрещают. Ему хочется выбежать за ворота, добежать до оврага, посмотреть, что там делается, однако и это запрещают ему. С детства Обломов видел, что Обломовка чаще всего погружена в сон и покой. О труде здесь отзываются как о тяжком наказании, поэтому, если есть возможность, то больше отдыхают.

Няня часто в детстве рассказывает ему сказки о неведомых и чудесных странах, в которых молочные реки с кисельными берегами, где нет ни холода, ни ночей,  где целый год никто ничего не делает. В этой удивительной волшебной стране только целыми днями гуляют и веселятся добрые молодцы, подобные Илье Ильичу, и красные девицы, а щука исполняет все желания. Обломовка была для Обломовых той самой волшебной страной, где они праздно проводили свои дни, не заботясь о хлебе насущном. «Триста Захаров» всегда были готовы к их услугам, исполняли их желания, а господам оставалось только бездельничать.

Повзрослевшего Илюшу умывал, причесывал и одевал слуга Захар. Родители отправили сына учиться в школу Ивана Штольца, но мальчик учиться не хотел, поэтому, начиная с понедельника, когда нужно было ехать в Верхлево, начинал искать причины, чтобы отменить поездку. Родители, горячо любя своего Илюшеньку, потакали его желаниям и с радостью оставляли его дома на несколько денечков или на целую неделю. Своим излишним вниманием, опекой, заботой, образом жизни родители избаловали единственного сына. Привычка жить чужим трудом, которая была заложена с детства, привела Обломова к гибели. Она была настолько сильна, что, даже попав в другие условия, Обломов не смог адаптироваться к ним, а продолжать следовать тем же традициям, которые он усвоил еще в детском возрасте.

И.А. Гончаров в романе «Обломов» реалистично изобразил картины жизни русского дворянства, а также рассказал об условиях, которые порождают обломовщину, подавившую лучшие начала не одной личности и погубившую не одного человека.  Эти страшные условия писатель видел в крепостном праве.

На чтение 25 мин. Просмотров 123 Опубликовано

Содержание:

Характеристика Манилова

Образ этого помещика, голубоглазого и белокурого офицера в отставке, очень интересен. Герой днями напролет предается мечтам, ведя комфортную и ленивую жизнь в своей Маниловке. Мечты его нелепые, великие и бесполезные: то ему хочется вырыть подземный ход, то построить высочайшую надстройку над домом. Да такую, чтобы видна была вся Москва.

При этом собственный дом помещика имеет щели и открыт всем ветрам, пруд весь позеленел и зацвел. Крепостные крестьяне отбились от рук и тоже, как хозяин, разленились. Но самого хозяина бытовые вопросы не интересуют совершенно. Бразды правления хозяйством вручены приказчику. Приказчик с сытыми глазами и пухлым лицом тоже предается лени, нежась в мягких перинах до девяти часов. После чего не спеша приступает к длинной процедуре чаепития. Хозяйство, насчитывающее двести душ, ведется как бы само собой.

Барин же в основном предается мечтаниям, постоянно дымя трубкой в полном молчании. Молодая супруга помещика занимается воспитанием двух отпрысков с оригинальными именами — Алкид и Фемистоклюс.

По описанию герой имеет добродушный нрав, видя в людях только хорошее. На недостатки он смотрит сквозь пальцы. Употребляемые слова и эпитеты — ласкательно-уменьшительные. Умеет создавать очень хорошее впечатление на незнакомых людей. Он так приятен, любезен в общении, что это выглядит странным и слащавым. Иногда кажется, что глаза источают сахар, а речи приторны.

Образ оказался настолько собирательно и узнаваемо описан, что после выхода произведения в свет появилось понятие «Маниловщина». Оно означает праздное, мечтательное отношение к жизни. Неспособность на любые практические действия и поступки. Помещик может настолько погружаться в свои фантазии, что кажется словно вокруг все замирает. Автор произведения подчеркивает, что в кабинете героя на столе годами может лежать книга открытая на одной и той же странице.

Образ Обломова

В отличие от предыдущего образа, Обломов не является новым персонажем русской литературы. Героя Гончарова можно сравнить с Онегиным или Печориным. Все они имели богатый внутренний мир, большой потенциал, но ничего полезного создать не смогли.

В отличие от Манилова, Илья Обломов не так однозначен и прост. Образ своего главного героя Гончаров выписал сложным и загадочным. Аристократ постоянно отделяет себя от окружающего мира. Даже его дом кажется нежилым.

С самого отрочества ему подавали пример нелюдимого образа жизни родные, которые постоянно опекали маленького Илюшу, всячески отгораживаясь от окружающего мира. Работать в поместье Обломовых было не принято.

Очень характерен сюжет с доставленным письмом, которое боялись открыть три дня. Это показывает, насколько настороженно относились ко всему в имении Обломовка.

Любимое занятие Ильи Ильича — лежать на диване и ничего не делать. Он постоянно на что-то жалуется и занимается словоблудием. Сам ничего не делает и удивляется, когда кто-то чем-то занят. Очень ленив. Ничего не хочет менять в жизни. Его устраивает, когда не происходит, ровным счетом, ничего. Прием и общение с посетителями для него превращается в пытку.

Ильич просто наслаждается тихой, неспешной жизнью. Ему не требуется суета. Он не собирается ничего никому доказывать.

Иногда к Илье заходят люди, рассказывая о своей жизни. Ему кажется, что они мельтешат и растрачивают свою жизнь по пустякам.

Сложно представить этого героя в активном действии. Его естественная среда обитания — уютный диван.

Он сам дал название своему поведению, и это имя стало нарицательным. «Обломовщина» означает апатию, личностный застой и хроническое безделье.

Между двумя героями существует много общего. Сразу бросается в глаза образ жизни. Каждый из них мог себе позволить ничего не делать, не трудится, а только предаваться размышлениям и мечтам.

Сравнение героев

В двух героях из абсолютно разных известных произведений есть много сходства. Они оба способны только мечтать и не хотят стремиться к чему-то большему. Один и другой являются обеспеченными дворянами, которым нет нужды работать. Одинакового среднего возраста, милы и умны.

Каждый из них добрый и доверчивый. Личности нежадные, верящие в романтику и любовь. Но если Обломова лень поглотила уже полностью, то Манилов еще проявляет некоторую активность.

В Илье сохранилась способность анализировать, делать выводы, думать. Манилов же способен только мечтать. Сравнение этих двух людей можно свести в таблицу.

Общие черты:

  1. Оба — мечтатели.
  2. Силы воли нет.
  3. Ведение хозяйства их не интересует.
  4. Жадность им не присуща. Один отказывается брать деньги за «мертвые души», а второй запросто отдает свой фрак товарищу.
  5. Герои произведений образованы.
  6. Доверчивы. Хозяйством каждого занимаются люди, которым не приходится отчитываться перед хозяином.

Оба помещика в плане личностного развития остановились на уровне детей, так и не сумев вырасти и повзрослеть. Инфантильность присуща обоим персонажам.

Различия героев:

  1. Илья Ильич живет в Петербурге, второй герой обитает в деревне.
  2. Внешний вид Ильича обрюзгший. В то время как гоголевский персонаж «человек видный».
  3. Один предпочитает диван всему остальному. Второй любит выезжать к знакомым.
  4. Обломов не умеет раздавать комплименты. Деревенский помещик льстив и красноречив.

Обломов однозначно гораздо умнее и способнее. К тому же у него совершенно отсутствует та самая слащавость и восторженность, которых в герое «Мертвых душ» с избытком. Логичным завершением истории Ильи становится смерть. Она выглядит естественным на фоне ленивого и скучного листания страниц жизни. Известный литературный критик Белинский сказал, что Манилов — это «старший брат» Обломова, когда помещичья лень достигла своих вершин.

Н. В. Гоголь выставляет своего героя отрицательным типом с мертвой душой. Персонаж может наговорить с три короба для получения своей выгоды. Гончаров же, напротив, относится к своему Илье с симпатией. Он его описывает человеком мягким, добрым, сердечным, который вызывает совсем другое отношение. Сравнительная характеристика Обломова и Манилова была бы неполной, если упустить лирическую составляющую. Обломов несчастен в любви. Даже вспыхнувшее было чувство к Ольге, нежность и романтизм не смогли изменить его судьбу. Все прошло тихо само собой.

Что же касается Манилова, то он получал настоящее удовольствие от своей жизни, увлекаясь своим бездельем. Скорее всего, такие люди более приспособлены к существованию в обществе. Это подчеркивается тем, что Манилов все-таки занимался продажей мертвых душ, имея полную семью.

Опасность лени

В заключение сочинения на тему Обломов и Манилов необходимо подчеркнуть, что оба очень напоминают друг друга. Общей характеристикой можно назвать лень и неспособность на свершение поступков. Никто из них не пытается что-то изменить в своей жизни. Они воспринимают окружающий мир и события как нечто отдельное от них. Герои только и делают, что выстраивают в голове теоретические проекты, предаваясь размышлениям. Но при этом неспособны просто убрать в доме. Романтичны и милы.

Илья Обломов совершенно не видит смысла выходить из дому, а вот Манилов любит выезжать в город для общения с людьми. При этом последний не имеет собственного мнения ни о чем. Увлечений тоже нет у обоих.

Образ Обломова вдумчивого и несчастного вызывает расположение и сострадание у читателя. Образ Манилова не вызывает никаких эмоций, поскольку герой показан пустым и никчемным.

Несмотря на то что определения «обломовщина» и «маниловщина» похожи, ставить знак точного тождества между ними не следует. Слово «обломовщина» означает «лень». «Маниловщину» можно охарактеризовать словом «пошлость».

Хотя местами по ходу сюжета персонажи произведений могут вызывать симпатии, обольщаться не следует. На этом надо делать акцент при выборе тем «Обломов» и «Манилов» в сочинениях для 10 класса. Когда в обществе начинают преобладать подобные «ленивые» идеи и настроения, это означает, что замедляется развитие общественно-экономических процессов. Не развивается культура и производство. В атмосфере начинает зреть апатия, безразличие и бездуховность.

Еще тесты

Читайте также

Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова

Помещики Обломов и Манилов являются героями разных произведений, но при этом у них много общего. В этой статье представлена сравнительная характеристика Манилова и Обломова в таблице с цитатами.Смотрите:— Все материалы о «Мертвых душах» — Все материалы по роману «Обломов»

Сравнительная характеристика Обломова и Манилова в таблице

Сравнительная характеристика Обломова и Манилова <o>
Илья Обломов<o> Манилов<o>
Возраст<o> «…человек лет тридцати двухтрех от роду…»<o> «…еще вовсе человек не пожилой…»<o>
Внешность<o> «…среднего роста, приятной наружности, с темносерыми глазами…»<o> «…Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами…»<o>
Социальное положение<o> Помещик: «…барин столбовой…»<o> Помещик:<o>«… Помещик Манилов…»<o>
Характеры Обломова и Манилова<o>
Образование<o> «…Он учился, жил в свете…»<o> «…считался <> образованнейшим офицером…<o>
Оба героя -скромные и деликатные<o> «…А я что такое? Обломов – больше ничего…» (о себе)<o> «…считался скромнейшим, деликатнейшим <…> офицером…”<o>
Оба ленивые<o> «…Лентяй ты, лентяй! Пропадешь, брат, Илья Ильич, ни за копейку!…»<o> «… все время сидел он и курил трубку, что тянулось до самого ужина…»<o>
Оба задумчивые, много размышляют<o> «…Обломов опять погрузился в задумчивость…»<o> «…Дома он говорил очень мало и большею частию размышлял и думал, но о чем он думал, тоже разве Богу было известно…»<o>
Оба плохие хозяева  «…Я двенадцать лет не был там…» (Обломов не был у себя в имении целых 12 лет)<o> «…Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою…»<o>
Оба бесхарактер-ные, безвольные<o> «… все понимаю, но силы воли нет…»<o> «… Один Бог разве мог сказать, какой был характер Манилова. Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се…»<o>
Оба доверчивые<o> «…Староста твой мошенник […] а ты веришь ему, разиня рот…»<o> «… «Ступай», – говорил он, куря трубку, и ему даже в голову не приходило, что мужик шел пьянствовать…»<o>
Оба нежадные<o> «…Дай сюда мой черный фрак! – приказывал Илья Ильич…» (одалживает свой фрак Тарантьеву)<o> «…Неужели вы полагаете, что я стану брать деньги за души <…> я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя…» (Манилов дарит Чичикову мертвые души)<o>
Оба романтики<o> «… нежностью, какой она не видала никогда в глазах мужчины…»<o> «… Несмотря на то что минуло более восьми лет их супружеству, из них все еще каждый <…> говорил трогательно-нежным голосом, выражавшим совершенную любовь…»<o>
Оба добрые, гуманные<o> «…пылкой головы, гуманного сердца…»<o>«…Барин добрый, видно по всему…»<o> «…Манилов с такою же любезностью рассказал дело кучеру и сказал ему даже один раз «вы»…»<o>
Оба не любят порядок<o> «…Не платили месяца три…» (мяснику, зеленщику и т.д.)<o> «… В доме его чего-нибудь вечно недоставало…»<o>
Оба не читают книги <o> «…страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был прошлогодний…»<o> «…В его кабинете всегда лежала какая‑то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года…»<o>
Оба курят трубки<o> «…Я тоже курю, слушаю, как канарейки трещат…»<o> «… куря трубку, которую курить сделал привычку…»<o>
Различия между Обломовым и Маниловым <o>
Обломов – чиновник в отставке: <o>«…канцелярскими чиновниками служили…»<o> Манилов – офицер в отставке:<o>«… В нашем полку был поручик …» <o>
Обломов давно живет в Петербурге<o> Манилов живет в деревне где-то в глубинке России<o>
У Обломова обрюзгшее тело: «…сам Илья Ильич обрюзг…»<o> У Манилова видная внешность: «…На взгляд он был человек видный…»<o>
Обломов не умеет говорить комплименты: «…Тут следует сказать какой-нибудь комплимент <…> Я не умею, да если б и умел, так не решился бы…»<o> Манилов может заискивать и льстить:<o>«… в приемах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства…»<o>
Обломов – страшный домосед. Он неделями не выходит из дома:<o>«…Когда он был дома – а он был почти всегда дома, – он все лежал…»<o> Манилов – более легок на подъем. Он бывает на людях, чтобы не одичать: «… Иногда, впрочем, приезжаем в город для того только, чтобы увидеться с образованными людьми. Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти…»<o>
У Обломова один ребенок: сын Андрей<o> У Манилова двое детей: старший сын Фемистоклюс и младший сын Алкид<o>

Смотрите:Все материалы о «Мертвых душах»Все материалы по роману «Обломов»

Его характер нельзя определить однозначно. Манилов непрактичен и добродушен, плохо ведет хозяйство, вопросами поместья у него ведает пьющий приказчик. Это привело к тому, что он не извлек выгоды из деликатного вопроса, по которому к нему обратился Чичиков. Манилов просто подарил ему мертвые души, потешив, правда, свое тщеславие тем, что смог оказать человеку неоценимую услугу. Этот герой – полный антипод материалиста Собакевича. Манилов, характеристика которого может быть определена такими словами, как отрешенность, безразличие, любит витать в облаках, при этом его мечты абсолютно не имеют отношения к действительности. Первоначально он производит очень приятное впечатление, но потом собеседнику открывается его пустота. С ним становится скучно и приторно, так как Манилов не имеет своей точки зрения, а лишь поддерживает беседу банальными фразами. Он не обладает жизненными силами, которые заставляют совершать поступки. Существует мнение, которое высказал Д. Лихачев, что прототипом Манилова стал сам Николай Первый. Возможно, академик имел в виду не доведенный до логического завершения вопрос об отмене крепостного права, по которому, тем не менее, очень часто проводились заседания комиссий.

Образование и воспитание героя

Этот сентиментальный помещик, в приятность которого «чересчур было передано сахару», считает себя человеком образованным, благородным и воспитанным. Это не мешает ему, однако, два года подряд держать закладку в книге на 14-й странице. Речь Манилова наполнена любезными словами и, скорее, напоминает щебетание. Его манеры, можно было бы назвать хорошими, если бы не чрезмерная утонченность и деликатность, доведенные до абсурда. Манилов злоупотребляет такими словами, как «позвольте», «любезная», «препочтеннейший», излишне положительно говорит о чиновниках. Также нельзя не заметить в его речи обилия неопределенных наречий и местоимений: этакое, какой-нибудь, этак, какое-то. Когда он говорит о чем-то, становится понятно, что его планам не суждено сбыться. Характер рассуждений Манилова дает понять, что его фантазии не имеют никакого отношения к реальности. Так, он мечтает о соседе, который мог бы беседовать с ним «о любезности, о хорошем обращении». Думать о реальной жизни, а тем более, действовать, он не способен. Вычурные имена детей Манилова, Фемистоклюса и Алкида, также лишний раз подчеркивают желание казаться изысканным и утонченным. Таков помещик Манилов. «Мертвые души» − характеристика русского общества 19-го века. Сравнение автором этого героя со «слишком умным министром» указывает на лицемерие представителей высшей государственной власти.

Характер героя

Его характер нельзя определить однозначно.

Манилов непрактичен и добродушен, плохо ведет хозяйство, вопросами поместья у него ведает пьющий приказчик. Это привело к тому, что он не извлек выгоды из деликатного вопроса, по которому к нему обратился Чичиков. Манилов просто подарил ему мертвые души, потешив, правда, свое тщеславие тем, что смог оказать человеку неоценимую услугу. Этот герой – полный антипод материалиста Собакевича.

Манилов, характеристика которого может быть определена такими словами, как отрешенность, безразличие, любит витать в облаках, при этом его мечты абсолютно не имеют отношения к действительности.

Читайте также:  Вот что мне нравится в работе в школе — что каждый день чему-нибудь да удивишься

Первоначально он производит очень приятное впечатление, но потом собеседнику открывается его пустота. С ним становится скучно и приторно, так как Манилов не имеет своей точки зрения, а лишь поддерживает беседу банальными фразами.

Он не обладает жизненными силами, которые заставляют совершать поступки.

Существует мнение, которое высказал Д. Лихачев, что прототипом Манилова стал сам Николай Первый. Возможно, академик имел в виду не доведенный до логического завершения вопрос об отмене крепостного права, по которому, тем не менее, очень часто проводились заседания комиссий.

Досуг героя

Все занятия Манилова сводятся к пребыванию в мире фантазий. Он предпочитает проводить время в «храме уединенного размышления» и строит проекты, которые никогда не смогут претвориться в жизнь. Например, он мечтает провести подземный ход из дома или выстроить каменный мост через пруд. Дни напролет мечтает помещик Манилов. «Мертвые души» − характеристика омертвевших героев-помещиков, образ жизни которых говорит о деградации человечества. Стоит отметить, что этот герой, в отличие от остальных, обладает некоторой привлекательностью.

Сравнительная характеристика Обломова и Манилова

В отличие от Манилова, персонаж Гончарова не является новым в русской литературе. Обломова можно поставить в один ряд с Онегиным и Печориным, которые также имели большой потенциал, но не могли реализовать его. Как герои Пушкина и Лермонтова, так и образ, воссозданный Гончаровым, вызывают симпатию читателя. Герой Гоголя, конечно, в чем-то похож на Илью Ильича, но сострадания и расположения к себе не вызывает. Обломов и Манилов, сравнительная характеристика которых так часто проводится учениками в школе, действительно во многом похожи. В образе героя романа Гончарова, пожалуй, еще меньше внешней динамики: он с утра до ночи лежит на диване, строит проекты по улучшению дел в своем имении, размышляет, мечтает. Его планы не доходят до реализации, ведь он ленив настолько, что иногда даже не встает утром с дивана, чтобы умыться. Понятия «маниловщина» и «обломовщина» ставят в один ряд, но они не обозначают одно и то же. Синонимом слова «обломовщина» является «лень». «Маниловщина» лучше всего определяется понятием «пошлость». Чем отличаются Обломов и Манилов? Сравнительная характеристика этих двух персонажей не может обойти такой пункт, как различие в интеллекте и уровне глубины личности этих двух героев. Манилов поверхностен, пытается всем угодить, у него нет собственного мнения. Илья Ильич, напротив, глубокая, развитая личность. Герой Гончарова способен на очень серьезные суждения, он не боится быть непонятым (сцена с Пенкиным), кроме того, он по-настоящему добрый человек. Манилова правильнее будет охарактеризовать словом «добродушный». Характеристика Обломова и Манилова схожа в отношении героев к вопросам ведения хозяйства. Илья Ильич обдумывает ответ на неприятное письмо старосты, полученное несколько лет назад, размышляет над планами преобразований в делах поместья. Надо сказать, что такие письма, нарушающие его покой, Обломов получает ежегодно. Манилов хозяйством тоже не занимался, оно ведется само собой. На предложения приказчика ввести какое-либо преобразование, барин отвечает: «да, недурно». Очень часто Манилов погружается в пустые мечтания о том, как хорошо было бы… По какой же причине читателям симпатичен герой повести Гончарова? Дело в том, что первоначально Манилов, как отмечает Гоголь, кажется приятным человеком, но стоит с ним поговорить чуть дольше, как начинаешь чувствовать смертельную скуку. Обломов, напротив, первоначально производит не очень приятное впечатление, но впоследствии, раскрываясь с лучших сторон, завоевывает всеобщую симпатию и сочувствие читателей. В заключение нужно отметить, что Манилов – счастливый человек. Он доволен своим безмятежным образом жизни, у него есть любимая жена и дети. Обломов глубоко несчастен. В своих мечтах он ведет борьбу с клеветой, ложью и другими пороками человеческого общества.

Обломов и Манилов сравнительная характеристика сочинение

Манилов и Обломов — герои произведений разных авторов, но во многом схожи. Они оба – помещики, которые не занимаются хозяйственными делами, не ведут книгу приходов. Оба довели свои имения до запустения.

При этом Манилов прекрасно себя чувствует, бесславно убивая время. Это поверхностная личность. Его речь полна слащавых любезностей, излишнего почтения к чинам. Манилов пребывает в мире грез, отрешившись от реальности. Его фантазии бесполезны и никак не соотносятся с действительностью.

Поначалу Манилов кажется милым и обаятельным человеком, но постепенно собеседник в нем разочаровывается. Этот персонаж пуст, не имеет своего мнения, в беседе прикрывается банальными выражениями. Целыми днями придумывает Манилов фантастические проекты навесных мостов или подземных ходов, но подумать о реальности не способен.

Он имеет семью, сыновей, из которых мечтает вырастить дипломатов. Манилов всегда стремится выглядеть умным и начитанным, но читатель воспринимает его с иронией.

Обломов, напротив, не пытается демонстрировать активность. Он погружен в себя и несчастен. Прячась от реальности, он целые дни проводит в кровати. В мечтах он строит планы преобразования дел в имении, а на деле ему порой лень умыться. Это милый и добрый человек, уважающий дружбу.

В романе имеется антипод Обломова – энергичный и общительный Штольц. Но и он не в силах повлиять на друга. Обломов остается верен себе, не переставая при этом размышлять о цели своего существования.

В мыслях он то и дело готов начать жить по-новому, но не получается, опять не хватает воли.

Несмотря на кажущуюся схожесть Манилова и Обломова, они отличаются принципиально. Манилова не беспокоит собственная пассивность, он обиделся бы на того, кто упрекнул бы его в бездеятельности. Он удовлетворен собой и гордится тем, что имеет. Менять жизнь он и не помышляет.

Чувствительный и ранимый Обломов – совсем другой человек. Он глубоко несчастен от своей неспособности к борьбе. Казалось, что он сможет преобразиться, полюбив Ольгу Ильинскую. Но и тут победила его неуверенность в себе.

Он сомневается в глубине чувств Ольги, опасается не оправдать ее надежд, боится ответственности. Обломов искренний, глубоко чувствующий человек: самокритичный, но совершенно безвольный.

Читайте также:  Сочинение на тему «Сила слова»: рассуждения о влиянии слов на жизнь

Этому герою сочувствуешь, к нему проникаешься симпатией.

Манилов же – персонаж глупый и комичный. За его сладкими речами прячется равнодушие, а возможно и жестокость. Манилов лишь кажется добродушным, а Обломов на самом деле добр и сердечен. Поэтому искренность данного героя так нравится окружающим.

Сочинение на тему Обломов и Манилов

В русской литературе существует много разнообразных и интересных персонажей. Многие персонажи могут быть подобны между собой. У них схож характер, поведение, а так же деяния.

Вот и сейчас под сравнение у нас подходят главный персонаж романа Ивана Александровича Гончарова «Обломов» Илья Ильич Обломов и один помещик из поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» Манилов. Эти герои между собой очень близки. Они одинаково живут иллюзиями.

Для этих героев, сон и грёзы — главное, а для Обломова, вообще, сон является образом жизни. Эти действующие лица живут в своем воображении целыми днями. Обломов и Манилов богаты, но оба ленивы. Они не любят заниматься хозяйством.

Из-за этого их родовые имения находятся в заброшенном состоянии.

Оба помещики бесхарактерны. Можно привести примеры, что авторы пишут о своих главных героях. Об Обломове: « …всё понимаю, но силы воли нет…», а вот как, пишет, Н.В. Гоголь о Манилове: « …Есть род людей, известных под именем: люди так себе, ни то ни се…».

И Манилов, и Илья Обломов оба доверчивы, щедры, скромны и образованны. Эти два главных героя действительно очень похожи. Их интересно сравнивать и анализировать. Но, между Ильей Ильичем Обломовым и Маниловым также существуют различия.

Обломов не умеет говорить комплименты, а Манилов — любит и умеет льстить, заискивать. Манилову нравится так жить, и кажется, что он счастлив. Обломову не нравится его жизнь, и он полностью несчастен. Единственным шансом на новую жизнь у Ильи Ильича, была девушка Ольга.

Но счастье его недолго длилось. Как пришло, так и ушло. Это привело его к депрессии и к скорой кончине.

Н.В. Гоголь характеризует Манилова как отрицательного персонажа с мертвой душой, который может лестно говорить комплименты, делая это для собственной выгоды. Гончаров же, напротив, характеризует своего персонажа с положительной стороны. Он его характеризует как человека приятного, мягкого, доброго и сердечного человека который вызывает совсем другие чувства у человека.

Исходя из характеристик персонажей, можно сделать выводы. Обломов чем-то похож на Онегина. Илья Обломов, как и Онегин не смог себя реализовать, имея большие возможности. Но он, несомненно, вызывает чувство сострадания, расположения. А образ Манилова, напротив, не вызывает никакого сострадания и расположения.

Читая характеристику главных персонажей невольно закрадывается мысль, что лучше жить как Манилов, не переживая, не сожалея ни о чем, а просто наслаждаться жизнью, чем быть как Илья Ильич, который из-за своих переживаний и сожалений о прожитой жизни довел себя до депрессии, а вскоре и до смерти.

← Женские образы романа Доктор Живаго← Евгений Онегин и Григорий Печорин сравнительная характеристика↑ ДругиеАнализ баллады Светлана Жуковского →Герои повести Прощание с Матерой Распутина →

  • Сочинение по картине Лоси Степанова 2 классНа картине изображен один из холодных зимних дней. Хмурое и неприветливое пасмурное небо нависает над полем, местами покрытым пожухлой прошлогодней травой, одинокими деревьями и снегом
  • Сочинение по поэме Слово о полку Игореве 9 класс (рассуждение)В данном великолепном произведении, наполненном патриотизмом и философской глубиной, основной мыслью является то, что любовь к родной земле способна человека совершать невероятные подвиги
  • Анализ произведения Уездный лекарь ТургеневаПроизведение является одной из составных частей прозаического цикла писателя под названием «Записки охотника», рассматривающей в качестве основной тематики человеческие взаимоотношения, возникающие между мужчиной и женщиной.
  • Сочинение на тему Дыхание осени 6, 8, 10 классЗакончилось жаркое солнечное лето, и ему на смену пришла золотая, дождливая, всеми любимая осень. В начале сентябрьских осенних дней все еще стоит теплая погода, светит яркое солнышко, однако дыхание осени становится все заметнее
  • Образ и характеристика Платова в повести Левша Лескова сочинениеОдним из главных героев повести Николая Лескова “Левша” является Платов. Это человек бывалый и очень смелый. Донской казак служит у Александра I и сопровождает его в поездке по Европе.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/drugie/oblomov-i-manilov-sravnitelnaya-harakteristika

В русской литературе существует множество образов, которые можно с уверенностью называть чем-то похожими. Всегда интересно их сравнивать, анализировать, это позволяет понимать, как разные люди, великие писатели, видели жизнь, воспринимали людей и, соответственно, описывали их в своих произведениях. Именно это я и сделаю в данном сочинении, сравнивая Обломова, главного героя одноименного произведения Ивана ГончаровА, и Манилова, героя произведения Николая Гоголя “Мертвые души”.

Думается, что между Обломовым и Маниловым существует множество общего, каких-то похожих качеств характеристик. Прежде всего, они схожи своим образом жизни. У них не было необходимости сильно трудиться для обеспечения своей жизни.

Обломов имел собственные владения, которые обеспечивали ему доход до определенного времени, а вот Манилов поставлял мертвые души, что тоже никак нельзя называть уж очень сложным трудом. И такая деятельность позволяла двум людям вести праздный образ жизни, не работать и не сильно напрягаться. Это можно объяснить как ленью, так и рядом других факторов.

Но у него ничего не получалось, и это вводило его в еще более аморфное и унылое состояние. Единственная возможность внести разнообразие в свою жизнь появилась у Обломова тогда, когда он познакомился с девушкой Ольгой, он почувствовал к ней некоторые нежные и романтические чувства. Впрочем, все это как-то само собой прошло и ушло.

И после этого главный герой романа ГончаровА погрузился в глубокую депрессию, вскоре после чего и умер, что выглядит его закономерным концом.

Что же до Манилова, то этот человек, кажется, получал искреннее удовольствие от жизни, увлекался своим ничегонеделанием. Впрочем, наверное, он был более приспособлен к существованию, что проявляется в том, что Манилов все-таки занимался поставкой мертвых душ и имел семью. Если говорить чисто о моих эмоциях, Обломова мне жаль намного более, чем Манилова, потому что первый был не лишен определенной человечности, моральности и нравственности, что, впрочем, не помогло ему выстроить нормальную жизнь.

Оба рассмотренных героя очень интересны и заслуживают внимательного анализа. Не претендуя на истину в последней инстанции, я все же прихожу к выводу, что для человека лучше быть вот таким Маниловым, нежели Обломовым, пусть это и касается лишь трактовки авторов.

Сочинение на тему: “Обломов и Манилов”« Героиня “горячего сердца” в пьесе А. Н. Островского “Гроза”“Плеяда” Ронсар »Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/sochineniya/sravnitelnaya-kharakteristika-oblomova-i-manilova.html
  • https://www.literaturus.ru/2015/10/oblomov-manilov-sravnitelnaja-harakteristika-sravnenie-tablica.html
  • https://school-ethiopia.ru/baza-sochinenij/sravnenie-oblomova-i-manilova-tablica.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/sochinenie-na-temu-oblomov-i-manilov/

Сочинение: Отношения Обломова и Ольги Ильинской в романе «Обломов» (И.А. Гончаров)

(302 слова) Реалистический роман И.А. Гончарова «Обломов» — это и воссоздание типов и характеров русской действительности, и явление «обломовщина», и изображение героя времени («лишнего человека»). В нем затрагиваются многие нравственно-философские проблемы: о смысле жизни, счастье, и, конечно же, любви. Будучи не в силах противостоять «обломовщине», герой теряет энергичную и жизнерадостную Ольгу, после чего находит счастье с преданной и по-матерински заботливой Агафьей Пшеницыной. Почему же первой любви героя так и не суждено было состояться?

После знакомства с Ильинской, девушкой «грации и гармонии», Обломов влюбляется в нее. И пусть чувство его такое неуклюжее, детское, стыдливое, оно имеет огромную силу и возвращает его к жизни. Его душа и тело пробуждаются от долгого пребывания в просторном «халате»: чтобы угодить девушке, герой избавляется от привычки спать после обеда, всерьез берется за чтение, пересказывая ей содержание книг, проводит много времени на свежем воздухе, размышляет о будущей жизни. Однако в мечтах Ильи Ильича читатель видит всю ту же идиллическую картину: Обломовка, большой дом, где спокойно и тихо живут они вместе с женой и детьми. Именно в этом и состоит главное противоречие между ним и Ольгой, ведь она видит в будущем Обломове энергичного, деятельного человека, каким он не способен стать.

Со временем гармония между ними рушится, иссякают темы для разговоров. Затем следует предвиденный разрыв. Герои переживают сложную внутреннюю жизнь, независимо друг от друга. В последнем диалоге с Обломовым, Ильинская говорит: «Я думала, что я оживлю тебя, a ты уже давно умер». Этой фразой она подводит итог сложившейся ситуации, ставит точку в отношениях с ним. По сути, она лишь еще раз подтверждает слова Штольца о таком явлении как «обломовщина», с которым очень тяжело бороться. «Сейчас или никогда», — часто повторяет он своему другу. И герой сознательно выбирает второе.

Таким образом, любовь к Ольге для Обломова стала со временем в тягость, собственная его натура победила в нем чувства, поэтому им и не суждено было быть вместе.

Любовь в жизни Обломова

Роман Ивана Гончарова «Обломов» был напечатан в 1859 году, практически сразу взволновав современников писателя и заинтересовав критиков сложностью описанных персонажей и неоднозначностью поднятых автором вопросов. Одной из лейтмотивных тем романа является тема любви, наиболее ярко раскрывающаяся через образ главного героя – Ильи Ильича Обломова. С персонажем читатель знакомится в самом начале произведения как с человеком мечтательным, апатичным, ленивым, не желающим что-либо делать. И если бы не чувство, внезапно вспыхнувшее к Ольге Ильинской, в судьбе героя, скорее всего, так и не произошло бы ничего значительного. Любовь в жизни Обломова к Ольге стала тем самым поворотным моментом, когда человек должен выбрать: идти дальше или оставить все, как есть. Илья Ильич не был готов меняться, поэтому их отношения закончились расставанием. Но на смену стихийным чувствам пришла тихая, умиротворяющая жизнь в доме Агафьи Пшеницыной, которая, тем не менее, привела к ранней смерти Ильи Ильича.

Две любви Обломова в романе Гончарова воплотили в себе два женских образа, два примера реализации чувств к близкому человеку и два пути для главного героя, имевшие трагичное завершение. Почему ни одна женщина не смогла вытащить Илью Ильича из болота «обломовщины»? Ответ кроется в особенностях характеров героинь и жизненных приоритетах самого Обломова.

Обломов и Ольга Ильинская

Чувства Ольги и Обломова развивались стремительно, практически с первых знакомств герои почувствовали влечение друг к другу: Илья Ильич был очарован гармоничностью, умом и внутренней красотой Ильинской, а девушку привлекла доброта, покладистость и нежность мужчины. И, казалось бы, сильные чувства, вспыхнувшие между героями, могли развиваться и стать подспорьем счастливой семейной жизни. Однако различия в характерах героев и разное видение идеальной совместной жизни привели к скорому расставанию Обломова и Ольги.

Илья Ильич видел в девушке идеал «обломовской» женщины, способной создать для него спокойный домашний уют, жизнь, в которой каждый день будет похожим на другой, и тем и будет хорош – никаких потрясений, несчастий и переживаний. Для Ольги же такое положение дел было не только не приемлемым, но и ужасающим. Девушка мечтала изменить Обломова, искоренить в нем всю апатичность и лень, сделав яркой, стремящейся вперед, деятельной личностью. Для Ольги постепенно сами чувства отошли на второй план, тогда как ведущим в отношениях стал долг и «высшая» цель – сделать из Обломова некое подобие своего идеала. Но Илья Ильич, возможно, ввиду своей чувствительности, а, возможно, потому что был намного старше девушки, первым понял, что может стать для нее обузой, балластом, который будет тянуть ее к ненавистной «оболомовщине» и не сможет дать ей того счастья, о котором она мечтает.

Отношения Обломова и Ольги Ильинской были стихийным, но быстротечным чувством, о чем свидетельствовало даже то, что они познакомились весной, а расстались поздней осенью. Их любовь действительно была подобна хрупкой ветки сирени, которая, подарив миру свою красоту, неминуемо отцветает.

Обломов и Агафья Пшеницына

Отношения Обломова и Агафьи Пшеницыной имели абсолютно иной характер, чем бурная, яркая, запоминающаяся любовь между Ильей Ильичем и Ольгой. Для героя забота мягкой, тихой, доброй и хозяйственной Агафьи действовала как целебный бальзам, помогающий восстановить душевные силы после трагичного разрыва с Ильинской. Постепенно, сам того не замечая, Обломов полюбил Пшеницыну, а женщина полюбила Илью Ильича. В отличие от Ольги, Агафья не пыталась идеализировать мужа, она обожала его таким, какой он есть, была готова даже заложить собственные драгоценности, чтобы тот ни в чем не нуждался, всегда был сыт и окружен теплом и уютом.

Любовь Агафьи и Обломова стала тем самым отображением иллюзий и мечтаний героя, которым он посвящал многие годы, лежа на диване в своей квартире. Умиротворение и покой, граничащие с деградацией личности, полной отрешенности от окружающего мира и постепенным умиранием и были главной жизненной целью героя, тем самым обломовским «раем» без которого он чувствовал себя несостоявшимся и несчастным, но который в итоге и погубил его.

Обломов, Агафья и Ольга: пересечение трех судеб

Ольга и Агафья в романе «Обломов» – два противопоставляемых автором женских персонажа. Ильинская представляет собой образ современной, устремленной в будущее, феминизированной девушки, имеющей на все свое личное мнение, тогда как Пшеницына – воплощение истинно русской женщины, хранительницы домашнего очага во всем повинующейся своему мужу. Для Ольги любовь была тесно связана с чувством долга, обязанностью изменить Обломова, Агафья же обожала Илью Ильича, даже не думая о том, что ей в нем может что-либо не нравиться.
Любовь Обломова к двум важным в его судьбе женщинам также была разной. К Ольге герой ощущал действительно сильное, охватывающее его полностью чувство, которое заставило его даже на время отказаться от привычного, ленного образа жизни и начать действовать. К Агафье же у него была совершенно другая любовь – похожая на чувство благодарности и уважения, спокойное и не волнующее душу, как и вся их совместная жизнь.

Любовь к Ольге была для Обломова вызовом, неким испытанием, пройдя которое он, даже если бы возлюбленные все равно расстались, возможно, смог бы измениться, освободившись от пут «обломовщины» и начав жить полноценной, активной жизнью. Герой же не хотел меняться, не хотел отказываться от мечтаний и иллюзий, потому и остается у Пшеницыной, даже когда Штольц предлагает забрать его к себе.

Заключение

Основная причина погрязания Ильи Ильича в «обломовщине» и постепенный распад его как личности кроются не в чрезмерной заботе Агафьи, а в самом герое. Уже в начале произведения он не ведет себя как человек, интересующийся окружающим миром, его душа давно живет в мире грез, а сам он даже не пытается вернуться к реальной жизни. Любовь, как чувство возрождающее, должна была бы разбудить героя, высвободить его из «обломовской» полудремы, однако, уже было поздно (вспомним слова Ольги, которая говорила, что он уж давно умер). Изображая любовь Обломова к Ольге, а затем к Агафье, Гончаров предоставляет читателю широкое поле для размышлений о природе и смысле любви в жизни каждого человека, важности этого чувства в судьбе самого читателя.

Литература, 10 класс

Ленивый барин Илья Обломов и молодая красавица Ольга Ильинская являются центральными персонажами романа «Обломов» Гончарова. Отношения Обломова и Ольги Ильинской — это одна из главных сюжетных линий в романе. В сценах любви Обломова и Ольги Ильинской картины природы приобретают символический смысл. Так, символом этого зарождающегося чувства становится ветка сирени. На дорожке, где они встретились, Ольга срывает ветку сирени и дает ее Илье. В отношениях их появляется доверие, понимание – Обломов счастлив. А в первый раз образ сирени появляется еще во сне Обломову и тогда запах цветка кажется ему запахом счастья. Ольга вышивает узор сирени, что лучше любых слов сказало о взаимности расцветающей любви. Так с легкого аромата сирени начались их отношения. Знакомство с Ольгой Ильинской совершает настоящий переворот в жизни Обломова. С появлением Ольги Обломов становится другим человеком, живым и активным. Он рано встает, красиво одевается и т.д.: «. Встает он в семь часов, читает, носит куда-то книги. На лице ни сна, ни усталости, ни скуки [. ] Халата не видать на нем [. ] воротнички рубашки выпущены на галстук и блестят, как снег. Выходит он в сюртуке, прекрасно сшитом, в щегольской шляпе… Он весел, напевает. » Иногда Обломов устает от той жизни, которую ему навязывает деятельная Ольга. Обломов старается из последних сил, чтобы угодить любимой. Постепенно любовь к Ольге кажется ему службой. Проходит время. Ольга по-прежнему подталкивает и шевелит ленивого Обломова в надежде, что тот изменится. В конце концов Ольга теряет надежду изменить любимого. Ольга отметила в разговоре с Ильей, что уж «пропали, отошли» сирени. Если заглянуть в словарь символики цветов, то окажется, что Гончаров каждый цветок будто специально подобрал для того, чтобы полнее раскрыть душевное состояние героя, передать его скрытые мысли и чувства в том или ином эпизоде романа. В календаре друидов сирень означает одиночество. Её вообще считали зловещим кустарником, которым даже нельзя украшать свой дом. Обловом же подбирает брошенную Ольгой ветку и приносит её домой, словно принимая одиночество. Такая необычная художественная деталь, как цветы, а именно сирень, со скрытым смыслом, ещё лучше дополняет, полнее раскрывает тонкости взаимоотношений, характеров и настроения героев. (329 сл.)

Тематическое направление: Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

Счастье-та эмоция,которую мы чаще всего испытываем ,когда всё хорошо.Очень трудно радоваться окружающим вещам,когда в твоей жизни наступает «черная полоса».Быть счастливым всегда невозможно.Как без чёрного не было бы белого,так без грусти не было бы счастья.Так что же значит обрести счастье?По моему мнению,это значит суметь после тяжёлого периода не сломиться и снова начать видеть прекрасное,радоваться мелочам.Как же это сделать?Я считаю,что только в согласии с собой и окружающим миром можно обрести счастье.
Ярким примером этого является главный герой произведения Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание».В начале произведения Родион Раскольников с трудом переносит свое унизительное положение — нищету.Герой не принимает себя и критикует общество.В это время в его жизни происходит переломный момент.Подтверждая свою теорию,Родион убивает старуху-процентщицу.Герой проходит через череду тяжёлых жизненный выборов.Это дает ему возможность посмотреть на жизнь с другой стороны.Герой переосмысляет свою роль в этом мире.В конце произведения Раскольников раскаивается и приходит к вере в бога.Уже в тюрьме герой принимает себя и окружающий мир,обретает счастье.
Другой пример — Илья Ильич Обломов из одноименного произведения И.Гончарова.Герой не доволен собой и окружением,но он ничего ни делает,чтобы поменять это.Ему лень.Нелюбовь к себе делает его несчастным.И даже когда герой влюбляется в Ольгу,его радость не длится долго.Он все ещё не уверен в себе и не хочет меняться.Его стимул к переменам угасает и он возвращается к своему обычному образу жизни.Видя это,Олга оставляет его.Герой снова одинок и несчастен.В конче произведения Обломов так и не находит гармонии с собой,не находит счастье.
Итак,обрести счастье можно, обретя духовное равновесие,любя себя и окружающих.  

Здравствуйте, Дарья!

На мой взгляд, тема сочинения не соответствует тематическим направлением этого года. Сочинение проверяю только потому, что вы слишком долго ждали проверки, не хочется вас разочаровывать.

Вам удалось выстроить рассуждение в соответствии с требованиями. Вместе с тем анализ литературных произведений выполнен на поверхностном уровне.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

Дарья, исходя из вашего комментария литературных произведений, можно сделать вывод о том, что тексты вы не читали, даже в кратком содержании. Вероятно, вы пересказываете чей-то пересказ, отсюда наивное толкование жизненных коллизий, описанных в романах.

Так , говоря о судьбе Раскольникова, вы рисуете его жизненный путь в странной логике: чтобы обрести счастье, ему пришлось убить старуху. Такое понимание идейного содержания произведения является ошибочным и не опирается на сюжет: во-первых, Достоевский не указывает на то, что Раскольников раскаялся, во-вторых, счастье он обрел в любви к Соне и благодаря ей (вы ничего не пишете про это).

Говоря о судьбе Обломова, вы тоже не углубляетесь в сюжет, рассуждаете поверхностно, не опираясь на текст. Вы утверждаете, что в браке с Агафьей Пшеницыной герой не обрел счастья, но это не так: он по-своему любил эту женщину, был с ней счастлив.

Дарья, поскольку итоговое сочинение является аттестационной работой по литературе, следует опираться на прочитанные тексты, стараться анализировать их на уровне, достойном выпускника школы.

Нелюбовь к себе делает его несчастным.

Фактическая неточность: в тексте нет указаний на то, что Обломов не любил себя, скорее наоборот.

Видя это,Олга оставляет его.

Фактическая неточность: Обломов сам написал Ольге о разрыве отношений.

В конче произведения Обломов так и не находит гармонии с собой,не находит счастье.

Неточность.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Ошибки

В это время в его жизни происходит переломный момент.Подтверждая свою теорию,Родион убивает старуху-процентщицу.

В этом месте требуется хотя бы минимальное пояснение: что за теория, почему из-за нее нужно кого-то убивать. Иначе получается логический скачок, мысли изложены непоследовательно.

Счастье-та эмоция,которую мы чаще всего испытываем ,когда всё хорошо.Очень трудно радоваться окружающим вещам,когда в твоей жизни наступает «черная полоса»

Вы путаете понятия «счастье» и «радость», это не синонимы, не одно и то же. Счастья не бывает от вещей (как вы пишете). Счастье — гораздо более сильная эмоция, чем ощущение, что «всё хорошо».

К 4 (речь)+ 1 балл

Ошибки

В конце произведения Раскольников раскаивается и приходит к вере в бога.

Раскольников ничего не знал о произведении и не мог раскаяться в его конце. Корректно писать так: в конце произведения читатель узнает, что Раскольников…

Уже в тюрьме герой принимает себя и окружающий мир,обретает счастье.

Корректнее говорить о каторге, а не о тюрьме.

Герой не доволен собой и окружением,но он ничего ни делает,чтобы поменять это.

На что указывает местоимение ЭТО? На окружение? На Обломова? Непонятно.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 4

Ошибки

Орфография

Герой не доволен собой и окружением,но он ничего ни делает,чтобы поменять это.

не делает.

Пунктуация

Его стимул к переменам угасает ЗПТ и он возвращается к своему обычному образу жизни.

Пропущена запятая на границе грамматических основ.

Грамматика

Герой проходит через череду тяжёлых жизненный выборов.

Нарушение согласования. Выборов (каких?) жизненных.

В конче произведения Обломов так и не находит гармонии с собой,не находит счастье.

Не находит (чего?) счастьЯ

Общий вывод по работе

Итак, Дарья, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако оно довольно слабое с точки зрения глубины содержания. Думаю, на самом экзамене вы сможете выстроить более глубокое рассуждение.

Удачи!

  • Почему нужно читать художественную литературу сочинение
  • Почему обломов лежит на диване сочинение
  • Почему обломов не выдержал испытание любовью сочинение
  • Почему нужно творить добро сочинение рассуждение
  • Почему нужно читать сказки детям