Почему нужно уважать учителей сочинение

В рамках декады инвалидов управление образования и молодежной политики города искитима совместно с городским методическим объединением учителей русского языка и

В рамках декады инвалидов Управление образования и молодежной политики города Искитима совместно с городским методическим объединением учителей русского языка и литературы провели конкурс эссе «Жить вместе», где школьники от 13 до 17 лет в своих письменных работах размышляли о гуманности, бережном отношении друг к другу, признании людей с ограниченными возможностями, их социализации и собственном отношении к этой проблеме общества.

Представляем эссе одиннадцатиклассника из средней школы №9 города Искитима Александра Суворова (учитель-наставник Любовь Шуваева)

А мир устроен так…

«Этот мир придуман не нами, этот мир придуман не мной…» – поется в одной известной песне… Жизнь эта, действительно, придумана не нами, а вот вопросы, которые она нам задает, и проблемы, сопровождающие нас на жизненном пути, создаем мы, люди, сами… И жить нам вместе, и решать их должны, безусловно, именно мы, все вместе… И я в том числе… Вокруг нет под копирку сделанных людей. Мы все разные… Мы можем быть похожими внешне, у нас могут быть относительно одинаковые взгляды на некоторые вещи, но все равно во всем быть схожими люди не могут… Этим мы и интересны друг другу. Каждый человек по-своему уникален, каждый имеет собственный характер, точку зрения и свои особенности. Чем-то, лично нам принадлежащим, мы гордимся, что-то заставляет нас стесняться или краснеть, а некоторые свои недостатки мы с легкостью превращаем в милые достоинства и уже не хотим от них избавляться, считая «вишенкой на торте».

Но, увы, среди нас есть те, чьи «особенности» стали для них настоящим бременем (порой страшным), оковами, что опутывают как их тело, так и душу. «Инвалид…» – произнес, и самому стало как-то не по себе… Прочитал недавно: «В Европе инвалиды – это «люди с повышенными потребностями», а в России – это «люди с ограниченными возможностями». Задумался… Да мы все, по сути, ограничены в возможностях (особенно пока учимся). Тогда почему одни из нас воспринимают «ограничения» как нечто обычное и естественное, а другие чувствуют себя неполноценными и чуждыми нашему обществу. Странно… Необъяснимо… Ужасно! Мы привыкли относиться к людям с инвалидностью либо отрицательно, либо со снисходительностью и жалостью, но редко с достоинством и уважением, поэтому каждый второй (если не первый) из них тратит свою энергию, пытаясь нам доказать, что на многое способен, нужен обществу или вообще не имеет инвалидности… Иногда идешь по улице, видишь человека с ярко выраженным физическим или умственным недостатком и слышишь (особенно от сердобольных мамочек): «Дядя (или тетя) несчастный, ему плохо, его пожалеть надо!» Пожалеть? Пожалеть стоит любого, если эта жалость ему необходима… А если нет?! В памяти сразу же всплывают строки из пьесы М.Горького «На дне»: «Человек – свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум… Что такое человек? Это – огромно!.. Существует только человек, всё остальное – дело его рук и его мозга!.. Надо уважать человека! НЕ ЖАЛЕТЬ… НЕ УНИЖАТЬ ЕГО ЖАЛОСТЬЮ… УВАЖАТЬ НАДО!» Так может, лучше произнести, глядя на человека с особенностями: «Молодец! Им стоит гордиться! Он живет среди нас, несмотря ни на что!» Многие, когда слышат слово «инвалид», думают о тех, кто не может ходить, говорить, делать все, что люди считают само собой разумеющимся. «Мне кажется, что настоящая инвалидность – это люди, которые не находят радости в жизни…» – сказала Тери Гарр, американская актриса, комик, танцовщица и певица (у нее был диагностирован рассеянный склероз, повлиявший на ее способность выступать).

Я, конечно, не человек с ограниченными возможностями, но то, что я человек с ограничениями – это точно: многого в жизни боюсь, еще больше не понимаю или не принимаю. Мы в одинаковых условиях, хотя иногда, видя тех, кто с легкостью справляется со своими физическими особенностями, начинаю осознавать, что я в худших условиях, потому что… слабее. В этом случае они – кого мы считаем несчастными – счастливее меня, и я многому могу у них научиться: тому, что в жизни по-настоящему важно, что такое безусловная любовь, что жизнь бесценна, что трудности возникают на пути не для того, чтобы нас остановить, а чтобы мы открыли силы и возможности идти дальше другим путем, а главное, что надо надеяться и верить в то, что единственная настоящая инвалидность – это бессердечное отношение к себе подобным. Существует замечательное выражение: «Не судите книгу по обложке». Сколько бы веков ни прошло, я считаю, что оно никогда не потеряет свою актуальность. И сейчас, в наше время, когда медицина еще не способна вылечить все недуги на свете, мы должны придерживаться этой морали.  Говорят, люди, лишившись одного из своих органов чувств, намного лучше воспринимают мир другими. Я считаю, то же самое можно сказать и про мораль. Люди, ограниченные в физическом плане, лучше постигают моральную составляющую человеческих отношений. Они не в состоянии свободно исследовать мир, как все остальные, и поэтому должны глубже кого бы то ни было осознавать важность дружбы, любви, верности и заботы… Конечно, я не могу сказать, что понимаю их чувства, мысли и желания до конца, но именно поэтому, спокойно отношусь к появлению таких людей рядом: они лучшие спутники по жизни, чем кто-либо ещё, потому что делают нас чище, а еще они делают нас зрячими… не всех, конечно, ведь среди нас есть такие, кто мастерски умеет закрывать глаза на чужую боль…Уродство души, страшнее уродства тела…«Относитесь к другому, как к самому себе, любите ближнего своего, как самого себя»,– говорится в Библии… Но мы и к себе-то порой относимся безобразно, что уж говорить о других.

Нас уже в детском саду призывают жить в мире и согласии, в школе проводят уроки доброты и помощи друг другу, прививают желание поддерживать в трудные минуты. Нам рассказывают о благотворительных фондах, об обычных гражданах, не оставшихся в стороне от чужого горя. Нас учат дружить, испытывать радость от общения… Правда, иногда, чем больше стараются специально развить эти чувства и эмоции, тем четче осознаешь, что получается как-то фальшиво, и это еще хуже. Я за естественность отношений «совместного проживания». Мы дышим одним воздухом, живем под одним небом и ходим по одной земле… Мы все ошибаемся, исправляем ошибки, перестраиваем жизнь заново. Мы разные – у каждого свои достоинства и недостатки. Мы все имеем право на полноценную жизнь, на помощь, на защиту и поддержку, на осуждение.

Нередко слышу слова, что между нами, «обычными» и «ограниченными», существует стена непонимания, мешающая нам полностью принять друг друга. Почему же люди строят эти «стены» … и строят часто с двух сторон? А потому что одни из-за гордости не хотят просить помощи, а другие из-за недоверия не хотят помогать. Помните, как было в детском саду? Попросил машинку поиграть, и всё, сидите вместе. Ну, получил потом машинкой по голове – бывает, до свадьбы заживёт!.. Но со временем «машинки» становятся больше, и бьют ими чаще. И удары настолько болезненные, что долго саднят. Вот вторые и начинают избегать ситуаций поддержки… А первые полагают, что никому не нужны. Рушатся мосты нормального общения – из обломков остаётся только строить стены.

Но мне кажется, что с каждым годом находится все больше людей, желающих разрушить стены, людей, которые готовы смотреть не на тела, а на души. И я считаю, что в современном мире, где вместо лиц носят маски, отбросив настоящие чувства, подобные поступки как лучик света в темноте. Каждый уважающий себя школьник должен уметь осознавать тот факт, что все равны и если кто-то оказался в сложной ситуации, то ему больше всего нужен тот, кто будет уважать и любить не за ноги или руки, не за уровень IQ или умение держать равновесие, а за то, какой ты «внутри». Я считаю, что детям нужно объяснить ситуации, связанные с появлением в их жизни «других» людей, которые нуждаются во внимании, понимании и поддержке… И даже не потому, что им сложнее, чем нам, а потому, что вокруг мало тех, кто умеет поделиться этим вниманием, пониманием и поддержкой. Это нужно нам даже в большей степени, чем им. Я верю, что мы сможем выстроить мир, в котором найдется место каждому, это наш общий мир, ведь как поется в одной известной песне…

Придумано не мной, что мчится день за днем,

То радость, то печаль кому-то неся.

А мир устроен так, что все возможно в нем,

Но после ничего исправить нельзя!

Давайте жить вместе так, чтобы ничего не пришлось исправлять!

Ранее мы писали: У искитимского общества инвалидов — новый председатель.

Причины конфликтов учащихся и учителей

Поводом для ссоры может быть что угодно, но можно выделить несколько ситуаций, которые чаще других становятся яблоком раздора.

#1
‍Низкая успеваемость. Если учителю кажется, что класс недостаточно старается, он может высказывать это, не подбирая слов: «Тупицы, как вы будете экзамены сдавать?!». Неаккуратно поданная критика воспринимается детьми болезненно.

#2
‍Одарённость. Когда ребёнку скучно на уроках, он отвлекается сам и отвлекает других, спорит с учителем и критикует его методы. Порой преподаватель в ответ не сдерживает эмоции, и возникнет взаимная неприязнь: «Если ты такой умный, выйди к доске и сам расскажи тему урока». 

#3
Отношение к правилам. Учителя, которым важна субординация, часто недолюбливают учеников, пренебрегающих правилами. А свободолюбивые подростки воспринимают требования дисциплины как ущемление своих прав.

<<Перелинковка>>

#4
Несоответствие учебной программы возможностям школьника. Некоторые дети требуют специального подхода в обучении, но несмотря на это, они посещают обычную школу, и учителя вынуждены предъявлять к ним требования, которые те не в состоянии выполнить. Рано или поздно это приводит к конфликту.  

«Ребёнок с СДВГ заперся в туалете и ни с кем не хотел говорить, ругался. Мы писали ему письма на листочках и просовывали под дверь. Рисовали на листках солнышки. Вскоре ребёнок вышел и продолжил нормально общаться с группой и преподавателями».
                                                          Алина Чекмарёва, преподаватель английского языка  

#5
Субъективные причины. Например, ребёнку не нравится предмет или учитель, и он не видит причин это скрывать. Либо учителя раздражает что-то в ученике — внешний вид, манеры или другие особенности. Квалифицированный преподаватель должен уметь справляться с эмоциями, но не всегда это удаётся.

#6
Борьба за авторитет. В отдельных случаях школьники с яркими лидерскими качествами вступают в противостояние с преподавателями, пытаясь завоевать уважение класса. Например, подбивают одноклассников сорвать урок.  

«Были ситуации на грани конфликта: подросток стремится найти любой изъян в работе преподавателя. Не так говорит (неважно при этом, что именно), а вот у того исследователя иначе, с какой стати после этого вам верить?! Из этих ситуаций удавалось выйти, приглашая ученика к сотрудничеству. Он же явно стремится получить внимание, утвердиться в собственной значимости».
                                                                             Ольга Евсеева, преподаватель литературы  

#7
Проблемы в семье. Если у ребёнка напряжённая ситуация дома, он может транслировать негативные эмоции на учителей. Порой это выражается в агрессии: он может хамить, нарываться на ссору, не зная, как ещё можно справиться со стрессом. Не каждый учитель способен увидеть в таких действиях призыв о помощи. Многие начинают вести себя агрессивно в ответ.  

«Однажды случился мини-конфликт прямо на уроке. Девочка просто подняла руку и спросила меня, за что я её так не люблю. Самое страшное было то, что этот вопрос прозвучал при всём классе и стал для всех полнейшей неожиданностью. На тот момент у меня не было никаких конфликтов с этой девчушкой. Тогда я просто попросила Дашу остаться после урока и всё обсудить. Оказалось, что она так думала из-за плохих отметок, которые я ей ставила. Пришлось объяснить ей, что её отметки и её личность, характер никак не связаны друг с другом. Что она мне симпатична, что она хороший друг, активная и так далее. А когда я познакомилась с её родителями, мне стало ясно, почему у неё возник такой вопрос. Просто папа не стеснялся в выражениях своего отношения к дочери. И у ребёнка просто была низкая самооценка. А отметки это только усугубляли. А потом помогла похвала на уроке, разговоры на перемене при встрече, интерес к её жизни. Важно дать ребёнку понять, что он может попросить о помощи».
                                                                 Ирина Кирсанова, преподаватель русского языка
 

<<Форма демодоступа>>

Как решить конфликт ученика и учителя

Узнав, что у ребёнка напряжённые отношения с преподавателем, нельзя пускать ситуацию на самотёк. Конфликт с учителем в школе может привести к потере учебной мотивации, снижению успеваемости и даже психологической травме. В то время как помогая ребёнку уладить сложную ситуацию, родители учат его цивилизованному решению проблем. 

По какой бы причине ни возник конфликт, необходимо как можно скорее найти решение. Любая межличностная проблема требует взгляда со стороны. Для разрешения противоречий может потребоваться помощь школьного психолога, другого педагога или родителей. Если, конечно, они сами смогут не вовлекаться в ситуацию эмоционально. 
                                      Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
  

Шаг 1. Разговор с ребёнком

Вести беседу лучше дома, в спокойной обстановке. Нужно спросить, с чего всё началось. Как, по мнению школьника, выглядит ситуация глазами учителя, как можно уладить конфликт и готов ребёнок к компромиссу.

Если родители узнали о конфликте от учителя, нужно спокойно рассказать об этом школьнику. Фразы для начала разговора: 

  • «я знаю только одну версию случившегося и думаю, что…»; 
  • «меня это расстраивает, я думаю, что недостаточно разговариваю с тобой…»; 
  • «мне важно выслушать тебя, ведь у тебя тоже есть мнение». 

«Если ребёнок отказывается говорить с вами, попросите выяснить причину конфликта других членов семьи. Возможно, с братом или сестрой, бабушкой или дедушкой у школьника более открытый контакт». 
                                    Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»   

Необходимо дать ребёнку выговориться. Не критикуйте учителя. Реплика вроде «Да что эта училка себе позволяет!» окончательно уничтожит авторитет педагога. Вместо этого следует узнать, что думают об этом учителе другие дети. Возможно, кто-то из них подстрекает ребёнка, или конфликт был попыткой завоевать уважение одноклассников.  

Не стоит впадать и в другую крайность — обвинять в случившемся школьника: «Сам виноват, старших нужно уважать!». Так вы рискуете потерять доверие ребёнка.

«Хорошо, когда ребёнок легко идёт на контакт и может объяснить или сочинить причины конфликта. Всегда поддерживайте его — ребёнок должен видеть в вас авторитет, опору, безопасность. Даже если он неправ — не спешите его ругать, сейчас ему требуется ваша помощь». 
                                   Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»
   

К какому бы выводу ни пришли родители, до поры свои мысли стоит держать при себе. Главное на этом этапе — убедить ребёнка, что разрешить конфликт необходимо. 

Шаг 2. Разговор с учителем 

По возможности нужно посетить школу и поговорить с преподавателем лично. Ребёнка при этом не должно быть рядом. 

Не стоит сразу привлекать к решению проблемы школьное руководство. Обращение к учителю напрямую — знак того, что родитель пришёл разобраться в ситуации, а не скандалить.

«Важен первоначальный посыл. Вы идёте не на разборки. Вы идёте узнать, что происходит. Заранее уточните удобное время для встречи и подготовьте вопросы. Если необходимо, обратитесь к школьному психологу или соцпедагогу за рекомендациями». 
                                    Елена Петрусенко, психолог «Домашней школы Фоксфорда»   

Сохраняя доброжелательный тон, нужно расспросить учителя о причинах конфликта. Важно, чтобы разговор строился на фактах. Если преподаватель говорит, что ребёнок плохо себя ведёт или не хочет учиться, нужно поинтересоваться, почему он сделал такие выводы. Если учитель обвиняет ребёнка в хамстве — узнать, что именно он сказал и что этому предшествовало. 

Нужно постараться сохранить спокойствие, даже услышав обвинения в плохом воспитании: «Совсем ребёнком не занимаетесь!». Ведь цель разговора с преподавателем — разрешить конфликт, а не найти виноватого. Если разговор зашёл в тупик, нужно просто спросить, какой выход из ситуации видит учитель.  

Шаг 3. Урегулирование конфликта

  • Если проблема в неуспеваемости, нужно помочь ребёнку устранить пробелы в знаниях. Например, можно обратиться к репетитору или подтянуть знания на онлайн-курсах.
  • Если ребёнку скучно на уроках, можно попросить учителя давать ему дополнительные задания или, к примеру, разрешить читать книгу, пока остальные ребята доделывают упражнение. 
  • Если у ребёнка проблемы с дисциплиной, вероятно, ему потребуется помощь психолога. 
  • Если причина конфликта в борьбе за уважение класса, можно попробовать найти более достойное применение лидерским качествам ребёнка, например, в командных видах спорта. 
  • Если школьник отказывается признать авторитет учителя, можно объяснить, что в жизни будут часто встречаться неприятные в общении люди, но с многими из них придётся выстраивать деловые отношения. Этот навык — признак взрослого цивилизованного человека.

Редко бывают ситуации, когда подросток целенаправленно и умышленно начинает конфликт, когда им руководит осмысленная озлобленность. Чаще он идёт на поводу временных эмоций, необдуманно. И завтра ему будет самому неудобно, он захочет забыть ситуацию, но как выйти из неё, он не знает. Так бывает и со своими детьми, и с учениками. Мы же не знаем, что произошло у ученика, как начался его день, что там у него стряслось. Первый выход, который чаще всего работает, и этого бывает достаточно — превратить в шутку, прокомментировать неконфликтно, то есть посмотреть на ситуацию с позиции взрослого (не в том смысле, что «я взрослый, и все меня должны меня уважать за это», а с позиции «я взрослый и понимаю, что творится у тебя внутри, и вижу, как сложно тебе справляться с эмоциями»). Это проходят все, и я, учитель, это наблюдаю каждый год. Главное — не акцентировать внимание. Подбадривать, когда такой ученик включается в работу. Помнить только хорошее, а плохому дать шанс стереться! 
                                                        Ольга Шинкарёва, преподаватель обществознания  
  

Шаг 4. Контроль ситуации

Важно, чтобы родители и после разрешения конфликта интересовались успехами школьника, время от времени заглядывали в школу и общались с учителями. Зачастую это помогает избежать конфликтов с педагогами. 

<<Форма бесплатного курса>>

Если уладить конфликт не удалось

Большинство конфликтов между учеником и учителем легко уладить конструктивным диалогом. Но если одна из сторон преступает закон, требуется вмешательство руководства школы.

Права учителя и ученика определяются законом «Об образовании в Российской Федерации» и закрепляются в локальных нормативных актах школы и договоре об образовании. 

Учитель не имеет права:

  • причинять физический вред ученику,
  • портить имущество ученика,
  • оскорблять и унижать ученика,
  • отказывать ученику в получении знаний,
  • необъективно оценивать знания ученика. 

«Если учитель использует методы воспитания, связанные с физическим и психическим насилием над личностью обучающегося, то в соответствии со статьёй 336 ТК РФ трудовой договор с таким педагогом может быть расторгнут. При этом применение дисциплинарного взыскания не исключает возможности привлечения его к другим видам юридической ответственности. Например, если преподаватель испортил вещи ученика, то вы вправе требовать возмещения ущерба. Если же учитель своими действиями причинил ребёнку физические или нравственные страдания — выплаты компенсации морального вреда. Помимо этого учителя можно привлечь и к административной ответственности за побои (ст. 6.1.1. КоАП РФ) или оскорбление (ст. 5.61. КоАП РФ)».
                                                                                                                     Юлия Сидорова, юрист

Ученики также обязаны соблюдать нормы закона. Поэтому запрет на физическое и психическое насилие, а также нанесение вреда имуществу, в том числе школьному, распространяется и на них.    

Если разговор с учителем не привёл к миру, родители могут обратиться к администрации школы. Но важно понимать, что выговор от директора точно не улучшит отношения учителя с учеником. Поэтому данную меру нужно использовать только в критических ситуациях. 

Если ничего не помогло, и учитель с учеником отказываются идти на контакт, возможно, придётся сменить школу или форму обучения. На семейном образовании родители могут выбирать преподавателей для ребёнка исходя из его симпатий, и вероятность конфликта между учителем и учеником существенно снижается.

Читать: 3 мин.

Ум — это не сосуд, который нужно заполнить, но факел, который нужно зажечь.
Плутарх

Приближается 1 сентября, и самое время поговорить о профессии учителя. В этой статье мы обсудим цели и ценности профессии, плюсы и минусы, где работать и где учиться. И каким должен быть современный учитель, если «дети уже не те»?

Описание профессии учителя

Можно сказать, что профессия учителя зародилась вместе с человечеством. С момента разделения труда, когда появились первые виды профессиональной деятельности, появилась и потребность передавать знания и навыки от одного поколения к другому. Охотник учил нового охотника, а повар — нового повара. С возникновением первых цивилизаций — в Египте, Междуречье, Индии, Китае — появилась потребность в грамотных людях, ведь товары и армию надо пересчитывать, а законы записывать и трактовать. В общем, без учителей и школ, которые воспитывают квалифицированные кадры, невозможно существование государства, поэтому профессия учителя одна из самых востребованных и такой останется.

uchitel1

К профессии учителя (и педагога в целом) во все времена относятся уважительно и с благодарностью. Учитель — это один из главных образцов, на которые ориентируется ребенок в период взросления. Поэтому, кроме вполне понятной задачи — научить, передать знания по предмету, в задачи учителя входит и передача ценностей, то есть, формирование разносторонне развитой и гармоничной личности. А это, знаете ли, уже серьезно и ответственно.

Плюсы и минусы профессии

Уже во время учебы в школе человек может оценить плюсы и минусы профессии.

Плюсы

+ Общение с людьми
+ Возможность научить человека хорошему и интересному, повлиять на его будущее, вырастить гения
+ Возможность самому учиться у детей и всегда оставаться молодым
+ Длинный отпуск
+ Благодарность выпускников

Минусы

Бывают «трудные» и конфликтные дети
Бывают «трудные» родители
Не всегда достойная оплата труда
Большая ответственность за жизнь и здоровье детей
Много работы по составлению планов и отчетов
Давление руководства, родителей и самих учащихся

Минусов получилось больше, но педагогика по праву считается не профессией, а призванием. Поэтому для человека, осознанно выбирающего преподавание, плюсы обязательно перевесят минусы.

uchitel2

Какими качествами должен обладать учитель

Современный учитель вынужден конкурировать за внимание детей с многочисленными источниками информации. Телевидение, социальные сети, смартфоны и планшеты с играми — всё это мешает учащемуся осваивать школьные предметы. Что может противопоставить миру развлечений школьный учитель?

Какими качествами важно обладать педагогу:

Любить предмет и не останавливаться в собственном обучении (любознательность)
Слышать и уважать мнение ученика (эмоциональный интеллект)
Уметь справляться со стрессом (терпеливость и стрессоустойчивость)
Быть гибким и творчески походить к учебному процессу
Быть уверенным, организованным и дружелюбным
Уметь мотивировать
Опрятность во всем, в том числе внешнем виде

Где учиться на учителя

Важно, что преподавать в школах сегодня разрешено только тем, у кого есть педагогическое образование — направление подготовки 44.00.00 «Образование и педагогические науки» — или образование в области, связанной с преподаваемым предметом, то есть, в дипломе указано слово «преподаватель». Поэтому, если вы дизайнер и хотите преподавать в школе ИЗО, то вам потребуется пройти дополнительное обучение и получить сертификат при одном из вузов.

Образовательная траектория к профессии учителя может проходить через колледж или через вуз. А возможно, через колледж и потом вуз.

1. Колледж
Чтобы стать преподавателем в начальных классах (специальность 44.02.02), достаточно среднего профессионального образования. В каждом среднем и крупном городе России есть педагогические колледжи, где можно получить образование преподавателя начальных классов.
Например, в Москве это:
• Педагогический колледж №10
• ГАОУ ВО МГПУ Педагогический колледж №9 «Арбат»
• Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского
• Педагогический колледж «Медведково»
• Педагогический колледж им. С.Я. Маршака

uchitel3

2. Педагогический вуз
В вузах готовят преподавателей как начальных, так и старших классов. В вузе можно выбрать одну из специальностей:
44.03.01 Педагогическое образование
44.03.02 Психолого-педагогическое образование
44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование
44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям)
44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)
44.05.01 Педагогика девиантного поведения

Московские вузы, которые специализируются на подготовке педагогов:
• МГОУ — Московский государственный областной университет
• МГППУ — Московский городской психолого-педагогический университет
• МГПУ — Московский городской педагогический университет
• МПСУ — Московский психолого-социальный университет
• МПГУ — Московский педагогический государственный университет
• МГГЭУ — Московский государственный гуманитарно-экономический университет
• МГГУ Шолохова — Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова

3. Профильный вуз
Профессию учителя можно совместить с исследовательской работой. Если вы хотите иметь возможность преподавать не только в школе, но и в вузе, плюс заниматься наукой, то лучше поступить в профильный вуз. Преподавателем биологии или истории, иностранного языка или математики может стать исследователь в этой предметной области. Например, у выпускников НИУ ВШЭ, МГУ им. М.В. Ломоносова, МИСИС в дипломе указано, что они имеют право преподавать свой предмет.

Более подробную информацию о вузах и предметах, которые нужно сдавать, чтобы стать учителем-предметником, вы узнаете в разделе «Профессии»:
Профессия педагог (в гуманитарных науках)
Профессия педагог (в физико-математических науках)

uchitel4

Где работать учителю

Муниципальные и частные школы
Индивидуальная работа (репетиторство)
Компании, занимающиеся подготовкой и переподготовкой кадров
Детские сады
Учреждения дополнительного образования

Сколько получают учителя

Зарплата учителя складывается из нескольких частей: оклад, доплата за учебную нагрузку, категорию, стаж, классное руководство и проверку тетрадей. Зарплаты учителей государственных школ в Москве сильно отличаются от зарплат в регионах. На повышающий коэффициент имеют право преподаватели языков и молодые специалисты.

Диапазон зарплат:
от 30 000 до 150 000 рублей (в частных школах)

Карьерные возможности

Может показаться, что карьерные возможности школьного педагога не такие широкие, как у сотрудника корпорации Google или Газпром. Но вертикальная карьера доступна и учителям. Если начинать с позиции учителя, то затем можно стать заместителем директора по определенному направлению, завучем по учебной работе, а затем дорасти до директора школы. Директора школ могут стать руководителями муниципального, регионального органа управления образованием, работником Минобрнауки, Министром образования региона и даже Министром образования РФ.

Если выйти за рамки школы, то учитель может заняться предпринимательством: открыть частную школу или образовательный центр, где будут оказывать услуги дополнительного образования, — учить языкам, робототехнике, 3D-моделированию и т.д.

uchitel5

Перспективы профессии

Востребованность и значимость профессии учителя никогда не снизится. Работа учителя относится к распространенным и востребованным. И она останется такой в будущем – ей не грозит автоматизация и сокращение, потому что воспитывать и обучать детей могут только очень отзывчивые люди, которые готовы сопереживать и дарить душевное тепло своим воспитанникам. Тем не менее, стоит помнить, что высокооплачиваемый и востребованный — это не одно и то же.

Как приблизиться к профессии учителя

Хотите начать свой путь к профессии учителя? У вас много возможностей развиваться уже сейчас:
Прочтите знаковые для учителя книги: Я. Корчак «Как любить ребенка», А.С. Макаренко «Педагогическая поэма», Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз». И продолжайте расширять свою педагогическую библиотеку.
Углубленно изучайте тот предмет, который вы хотите преподавать.
Подпишитесь на аккаунты педагогов в социальных сетях. Например, в Instagram: @sinie_zanaveski, @michaelbonner_, @thehungryteacher8th, @vikulova_ao
Посетите дни открытых дверей педагогических вузов: МГПУ, МГППУ, МПГУ и др.
Предложите помощь преподавателям младших классов во время уроков, проявляйте активность на дне самоуправления, попробуйте репетиторство для детей знакомых.

Профессия педагога и учителя уникальна тем, что ее можно попробовать, пока учишься в школе. Но прежде, чем идти в педагогику, постарайтесь взвесить все «за» и «против» других специальностей, потому что переход из любой специальности в педагогику проще, чем из педагогической специальности — в другую. Иначе говоря, учителем при желании вы можете стать в любой момент, а, например, инженером-конструктором после преподавания физики в школе стать гораздо труднее.

Если вы хотите менять жизнь школьников к лучшему и продолжить дело таких известных людей, как Альберт Эйнштейн, Ноам Хомский, Герберт Уэлс, Вильгельм Гумбольт и Мария Монтессори, то выбирайте профессию учителя.

Автор: Ольга Биккулова, ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать наши свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

  • Почему нельзя смешивать устную и письменную речь буквы и звуки 5 класс краткий рассказ
  • Почему надо заниматься спортом сочинение рассуждение
  • Почему носов назвал свой рассказ трудная задача
  • Почему некоторые люди не могут найти своего места в жизни сочинение
  • Почему нужно беречь русский литературный язык сочинение рассуждение 9 класс сочинение рассуждение