Личностные результаты — их место во ФГОС, понятие «портрет выпускника»; трудности диагностики личностных результатов; интент-анализ на уроках русского языка».
Введение в 2012 г. в систему образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)определило рост интереса к проблемам личности учащихся, ее индивидуальности.
Во ФГОС включено понятие «Портрет выпускника школы», под которым понимается «набор личностных характеристик, которыми должен обладать учащийся на момент окончания школы». В свою очередь, личностные характеристики – это характеристики человека, описывающие его внутренние особенности, т.е. те качества, которые раскрывают особенности поведения личности, общения и реагирования на те, или иные ситуации.
К личностным качествам относят глубинные особенности, имеющие как биологическую, так и социальную природу. Так, к личностным характеристикам можно отнести добросовестность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, трудолюбие, активность, толерантность, адекватность самооценки и т.д.
Портрет выпускника отражает основные результаты воспитания, соответствующие основным направлениям развития личности, перечисленным в системе базовых национальных ценностей (личностная культура, семейная культура, социальная культура) . ФГОС подразделяет «Портрет выпускника школы» на «Портрет выпускника основной школы» и «Портрет выпускника средней школы».
«Портрет выпускника основной школы» включает в себя перечень следующих личностных характеристик: 1) обучающийся любит свой край и свое Отечество, знает русский и родной язык, уважает свой народ, его культуру и духовные традиции; 2) осознает и принимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; 3) активно и заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества; 4) умеет учиться, осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике; 5) социально активен, уважает закон и правопорядок, соизмеряет свои поступки с нравственными ценностями, осознает свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; 6) уважает других людей, умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; 7) осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; ориентируется в мире профессий, понимает значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. «Портрет выпускника средней школы», помимо личностных характеристик, перечисленных выше, включает в себя также: 1) креативность и умение критически мыслить, активное и целенаправленное познание мира, осознание ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества; 2) владение основами научных методов познания окружающего мира; 3) мотивированность на творчество и инновационную деятельность; 4) готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебноисследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; 5) осознание себя личностью, социальная активность; 6) готовность к осознанному выбору профессии; 7)мотивированность на образование и самообразование в течение всей своей жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что портрет выпускника школы – это некая модель выпускника, теоретический образ, который служит основанием для проектирования образовательной политики школы и формирования определенных требований к уровню профессионализма педагогов.
Главным положением в данном образе, в соответствии с приоритетными направлениями школы, является сформированная мотивация обучения в постоянном получении знаний, необходимых для продолжения образования и успешной социализации в будущем. То есть, выпускник школы – это личность, готовая к жизненному, социальному, профессиональному и гражданскому самоопределению; устойчивая в сложных социальноэкономических обстоятельствах и меняющейся политической реальности современного российского общества.
Исходя из положений ФГОС, можно выделить основные характерологические ориентиры личности выпускника, ее пять составляющих:
1.) свободная личность,2.) гуманная личность, 3.)духовная личность, 4.)творческая личность, 5.)практичная личность.
Свободная личность – это личность, имеющая высокий уровень самосознания, гражданственности и самодисциплины. Для свободной личности характерны такие качества (по ФГОС), как уважение себя, других, Родины; осознание собственной ценности и признание ценности другой личности, способность нести ответственность перед собой и обществом.
Гуманная личность – это личность, которая проявляет милосердие, доброту, способность к состраданию, сопереживанию, терпеливость и доброжелательность. Гуманная личность готова оказать помощь, стремится к миру и понимает ценность человеческой жизни.
Духовная личность имеет потребность к познанию, самопознанию и рефлексии, имеет потребность в красоте и общении.
Творческая личность обладает развитыми способностями, знаниями, умениями, навыками, развитым интеллектом.
Качествами практической личности являются наличие эстетического вкуса, хороших манер; знание и уважение Конституции и законов Российской Федерации; стремление к физическому совершенству; ведение здорового образа жизни.
С понятием «Портрет выпускника школы» тесно связаны так называемые «образовательные результаты». Под последними понимается «совокупность мотивационных, операциональных (инструментальных) и когнитивных ресурсов личности, которые определяют ее способность к решению значимых для нее познавательных и практических задач». Мотивационные ресурсы включают в себя совокупность ценностных ориентаций, образовательных потребностей и интересов, которые определяют мотивацию личности. Амурский научный вестник. 2017. №1 8 Оцениваются мотивационные ресурсы по личностным результатам. Основу операциональных ресурсов составляют освоенные универсальные и специальные способы деятельности личности. Они оцениваются по метапредметным результатам. Когнитивные ресурсы – это, прежде всего, знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки, которые оцениваются по предметным результатам . ФГОС включают в себя требования к трем группам образовательных результатов личностным, метапредметным и предметным в соответствии с которыми ученик должен быть мотивирован на учебную деятельность, осуществлять ее, накапливать знания и опыт, овладевать умениями и навыками.
Однако, стоит обратить внимание на то, что в самом образовательном стандарте личностные результаты прописаны ранее прочих.
Это говорит об их приоритете над метапредметными и предметными. Это означает, что учащийся по окончании школы должен достичь определенных личностных образовательных результатов, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом.
ФГОС описывает личностные результаты следующим образом.:Для основного общего образования: 1) обучающийся должен быть воспитан в духе патриотизма, уважения к Отечеству, должен уважать прошлое и настоящее многонационального народа России; осознавать свою этническую принадлежность, знать историю, языка, культуру своего народа, своего края; в учащемся должно быть воспитано чувство ответственности и долга перед Родиной; 2) обучающийся должен быть готов и способен к саморазвитию и личностному самоопределению; 3) у обучающегося должно быть сформировано целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) у обучающегося должно быть сформировано осознанное уважительное отношение к другим людям, народам; в учащемся должна быть воспитана толерантность; обучающийся должен быть готов и способен вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) обучающийся должен освоить социальные нормы, правила поведения; должен участвовать в общественной жизни; должен осознать значение семьи в жизни человека и общества; 6) у обучающегося должно быть развито моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; 7) у обучающегося должна быть сформирована коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве с людьми; у обучающегося должна быть сформирована ценность здорового и безопасного образа жизни; должно быть развито эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; 9) у обучающегося должны быть сформированы основы экологической культуры. Для среднего общего образования: 1) обучающийся должен иметь гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 2) обучающийся должен быть готов к служению Отечеству, его защите; 3) обучающийся должен бережно относиться к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, должен уметь оказывать первую помощь; 4) обучающийся должен осознанно сделать свой выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; должен относиться к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 5) обучающийся должен ответственно относиться к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни [3]. Итак, основными характеристиками портрета выпускника школы являются: 1) высокое самосознание личности, ориентированной на вечные человеческие ценности; 2) физическое и нравственное здоровье как гармония телесного и духовного развития; 3) образованность; 4) высокая воспитанность – интеллигентность; 5) чувство Родины, активная гражданская позиция, способность к социальному творчеству
Существует множество методик диагностики и оценки предметных и метапредметных результатов. Оценка же личностных результатов образовательного процесса представляет определенные трудности.
Одним из инструментов оценки личностных результатов образовательного процесса может стать методика интент-анализа текста творческих работ учащихся.
Методика интент-анализа заключается в том, чтобы углубленно изучить текст на уровне интенций. Важным становится не только то, ЧТО человек говорит, но и то, КАК он говорит. В основе интент-анализа лежит интенциональность, «направленность на…», которая является специфической психологической характеристикой речи человека. Интент-анализ дает возможность исследования глубинного содержания речи, которое заключается в ее «интенциональном пласте», т.е. намерениях, лежащих в основе речи и косвенно проявляющихся в словах. На основе выделения интенций (намерений) субъекта возможно, анализируя продуцируемую человеком речь, прийти к характеристике содержания его сознания.
Материалом для интент-анализа служит созданный учеником текст. Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет текст как основную составляющую образовательного процесса. Умение работать с текстом является метапредметным – с необходимостью чтения и понимания текста школьники сталкиваются почти на каждом уроке. Непонимание, например, текста математической задачи приведет к невозможности ее решения или неправильному решению, непонимание текста в учебнике истории вызовет неправильное истолкование исторических событий, их причин и следствий, непонимание устных текстов в общении людей приводит к разногласиям и конфликтам. Следовательно, развитием умения работать с текстом необходимо регулярно заниматься в течение всего процесса обучения школьников.
Практика проведения государственной итоговой аттестации по русскому языку и показала, что часть «С» остается самой трудновыполнимой для большинства учеников. У выпускников школ не достаточно развита дискурсивная компетенция, то есть, они не обладают навыками обоснованного, аргументированного, логически корректного рассуждения, умениями мыслить самостоятельно и критично. Развитие дискурсивной компетенции – умения построить самостоятельное грамотное высказывание – является одной из приоритетных задач обучения русскому языку. Деятельность по развитию дискурсивной компетенции отвечает требованиям федерального образовательного стандарта и способствует подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации. Данное пособие предлагает методику работы с заданиями в форме сочинения-рассуждения, предполагающими создание учащимися собственного текста на основе прочитанного. Используя такие задания, учитель получает возможность четко задать проблематику творческой работы, критерии и показатели ее оценки. Тексты творческих работ предлагается использовать в качестве материала для последующего интент-анализа с целью оценки личностного результата учащихся. Использование заданий в форме сочинения-рассуждения актуально еще и потому, что именно такие задания присутствуют в ГИА и ЕГЭ по русскому языку. Таким образом, задания в форме сочинения-рассуждения могут быть использованы: для развития дискурсивной компетенции учащихся; для формирования и развития личностных универсальных учебных действий на уроках русского языка; для диагностики уровня сформированности личностных УУД посредством интент-анализа; для подготовки учащихся к написанию части «С» ГИА и ЕГЭ по русскому языку.
Цель данной методики: использовать задания в форме сочинениярассуждения для диагностики развития личностных УУД посредством интентанализа. В основе методики интент-анализа лежит анализ текста-дискурса. Интенциональная составляющая выступает важнейшей психологической составляющей дискурса. Интенции, трактуемые в широком смысле как предметные направленности субъекта, образуют основу и глубинное психологическое содержание речи, которое непосредственно связано с целями деятельности и видением мира субъектом, его желаниями, нуждами, установками. Понимание говорящего во многом определяется восприятием именно интенционального аспекта речи. Соответственно, без обращения к интенциональному плану дискурса невозможно уяснить не только, почему и зачем осуществляется коммуникация, но, что не менее важно, и ее результаты Изучение интенциональных оснований вербальной коммуникации, раскрывающее неразрывную связь речевого содержания с устремлениями субъекта в текущем акте общения, необходимо для описания процессов формирования и передачи смысла, развития представлений о коммуникативном назначении человеческой речи. Уроки русского языка создают наиболее благоприятные условия для создания учащимися текстов-дискурсов на заданную тему. Текст – это чрезвычайно важная «центральная единица обучения русскому языку и одновременно результат измерения данного учебного предмета»
. Текст – это не только объект лингвистического анализа, но и образец для создания собственного речевого произведения; именно на этой основе формируется речевое общение. Особый интерес в качестве объекта для интент-анализа представляет текст с «открытым» концом. Учитель подбирает или сочиняет текст – «психологическую сказку» или публицистический текст на представляющую интерес для диагностики тему. «Маленькая иллюстрация жизни отражает проявление тонких общечеловеческих законов» . В тексте оказывается «зашифрована» определенная проблема (проблемы), которые нужно решить, продолжив или завершив текст так, как считает нужным сам ребенок. «Такой прием позволит, с одной стороны собрать больше диагностической информации о человеке, с другой стороны сделать его соавтором истории». Таким образом, на основе уже готового текста – художественного стиля (сказка, притча, история, рассказ) или публицистического стиля – осуществляется анализ ключевых слов и понятий с учетом их оценочных интенций (направленностей).
Алгоритм анализа текста I. Текст с открытым концом .
1.этап Работа с ключевыми словами и сочетаниями.
Из каждого образца учащиеся выписывают те слова и словосочетания, которые будут основными, главными в раскрытии микротемы данного абзаца. Затем каждый ученик читает вслух то, что он выписал. Остальные добавляют в свою копилку слов и словосочетаний, которых у них нет. В рассказе «Карточки» четыре абзаца. Из первого выписываем опорные (ключевые) слова – «потеряла»; «плохо пропеченный»; «серая, хмурая, голодная (очередь)»; из второго – «тяжело вздохнула», «тяжелое недоедание», «тревога», «уставшую», «измученную»; из третьего – «затряслись», «страшная мысль», «защемило сердце», «обида, горечь»; из четвертого – «тяжело поднялась», «задохнулась», «не было сил». Итог: сколько слов совпало, какие это слова, почему именно они?
II этап Найти и прочитать вслух слова и словосочетания, которые отражают авторскую оценку героини рассказа. Первый абзац – «тетка Арина». Вопрос к учащимся: «Почему автор назвал не старую еще женщину «теткой»?». Ответ во втором абзаце: «Из прежней веселой портнихи она превратилась в постоянно уставшую, измученную, сильно постаревшую тетку Арину». Третий абзац: «предательская мысль о капитуляции перед жизнью». Предательская по отношению к кому? К детям, к матери. Нельзя сдаваться. Сдаться – значит предать по мнению автора. Четвертый абзац: с помощью каких слов автор плохое физическое состояние героини? («Тяжело», «медленно», «опухшие», «зашаталась», «задохнулась»). Итог: как автор относиться к героине, почему он так к ней относится?
III этап Героиня рассказа оценивает себя, близких, сложившуюся ситуацию.
Задание: выпишите последовательно из первого абзаца оценочные прилагательные, глаголы, наречия, существительные, Первый абзац: прилагательные: «бесценная», «серая», «хмурая», «голодная»; глаголы: «потеряла», «отходи», «не могла ждать», «не хотела ждать»; наречия: «плохо», «долго», «тихо». Задание из второго, третьего, четвертого абзацев, выпишите словосочетания и предложения, отражающие внутреннюю речь героини. Второй абзац: «как же теперь жить?», «как он? Что с ним?», «Правда, обещали поближе к весне устроить на работу…» Третий абзац: «парнишка лет двенадцати – тринадцати», «на руках дети, мать, голодные, холодные» — внутренняя речь в данном случае отражает поток чувств, образов, воспоминаний. Четвертый абзац: «все силы остались там». Итог III этапа: Ответьте на вопросы: 1. Какова роль оценочных слов в первом абзаце? 2. Какова роль внутренней речи во втором, третьем и четвертом абзацах? 3. В каком абзаце внутренняя речь героини выражает авторскую позицию? «Надо жить! Надо! Во что бы то ни стало!»
IV этап. Творческий. Задание: допишите 3-4 предложения и тем самым завершите данный текст. После выполнения задания учащиеся читают свои варианты концовок и обсуждают их. Итак, в качестве ведущей интенции при анализе текста была выбрана интенция оценки. Именно с точки зрения оценки поступка мальчика, чувств героини анализируются микротексты учащихся. Итог IV этапа.Задание: сделайте вывод, о каком нравственном качестве пишет автор; какую проблему он поднимает в этом тексте, какую позицию занимает по данной проблеме? Согласны ли вы с позицией автора? Обоснуйте свое мнение.
V этап. Рефлексия. Каково ваше отношение к такому нравственному качеству, как честность? Какие ощущения у вас появились в ходе работы с текстом?
- Сочинение-рассуждение В отличие от текста с открытым концом, который предназначен для учащихся 5-8 классов, текст «Подвиг» рекомендуется для анализа учащимися 9-11 классов.
В качестве инструмента для анализа текста целесообразно использовать интенцию оценки, которая будет выражена через употребляемые в произведении 4 части речи: глаголы, прилагательные, наречия, существительные. Этапы работы. I этап Класс делится на 4 группы. II этап В тексте «Подвиг» 5 абзацев. Первая группа выписывает из каждого абзаца все наречия, которые содержат оценку автором героя; оценку врагом героя; авторскую оценку ситуации с героизмом в современном обществе; оценку современным обществом такого понятия, как подвиг. Вторая группа, используя эти же оценочные интенции, выписывает из каждого абзаца все глаголы; третья группа – существительные; четвертая – прилагательные. III этап Каждая группа читает вслух те слова и словосочетания, которые выписала из текста, и по результатам общей работы создается таблица. Оценочные интенции Части речи Авторская оценка ситуации с героизмом в современном обществе Оценка обществом понятия «героизм» Оценка врагом героя Оценка автором героя Наречия Глаголы Имена существительные Имена прилагательные IV этап. Работа в группах. Задание: опираясь на слова из таблицы, напишите сочинение – рассуждение на тему «Есть ли место подвигу в современном обществе потребления?» V этап Чтение вслух творческих работ и их обсуждение с возможным выходом на дискуссию. Рекомендации учителям Подводя итоги данной работы, следует отдельно остановиться на положительных и отрицательных сторонах данной методики. Четкое разграничение этапов работы позволяет последовательно и детально проанализировать текст, выйти на ключевое духовно-нравственное понятие, «зашифрованное» в нем, выявить путем рефлексии отношение учащихся к данному качеству, к авторской позиции; раскрыть творческий потенциал, работая над текстом с открытым концом. Минусом данной методики можно считать нечеткость, «размытость» значений некоторых слов и выражений, неоднозначность, субъективность их толкования и восприятия. Кроме того, автор методики интент-анализа Т.Н. Ушакова рекомендует оценивание интенций производить группой экспертов, дабы уменьшить или исключить элемент субъективности. Но если придерживаться позиции, что оценивание производится с одной заданной и стабильно удерживаемой точки зрения: чем вызвано данное высказывание, какова его целевая направленность, зачем оно нужно говорящему, то, опираясь на данные три вопроса, учитель сможет успешно использовать эту методику или ее элементы в своей работе.
Дошкольник.ру
Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф — журнал воспитателя.
Фейсбук
Познание
Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи по образовательной области «Познание», вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей. Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале «Дошкольник.рф». Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754). Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: doshkolnik@list.ru Мы соцсетях — вступайте в группы — будем рады видеть Вас в наших рядах! Условия выдачи Сертификата публикации Условия выдачи Свидетельства публикации Как попасть в журнал | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >> | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 10 из 239 |
Автор На чтение 18 мин. Просмотров 19 Опубликовано
Здесь даны основные сведения о рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш», представлено его краткое содержание для читательского дневника. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны тема и идея этого рассказа.
Краткие сведения о произведении
Рассказ «Приёмыш» Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк написал в 1891 году. Писатель поведал историю дружбы между человеком, лебедем и собакой. Писатель рисует трогательные отношения одинокого старика с лебедёнком, который остался сиротой.
Мамин-Сибиряк старается передать читателям радость, которую даёт людям их покровительство и сопереживание птицам и животным, нуждающимся в заботе. Автор описывает красоту природы, человека и всего живого.
Главные герои рассказа
Другие персонажи
Краткое содержание для читательского дневника
Часть I
Дождливым летним днём рассказчик бродил по лесу и вышел к рыбачьей стоянке на берегу около Светлого озера. Там жил сторож — старик Тарас, которому было почти 90 лет. Но рассказчика встретил только Соболько, охотничья собака. Самого сторожа не было в избушке. Рассказчик в ожидании хозяина, вскипятил воду в чайнике на костре. Наконец, приплыл на рыбачьей лодке Тарас, а впереди плыл лебедь. Птица вышла на берег и направилась к избушке.
Часть II
Сторож и рассказчик поздоровались, и Тарас поведал, что он плавал за Приёмышем (так звали лебедя), который уплыл за остров.
Оказалось, что этого молодого лебедя старик взял себе, чтобы он не попал в когти ястребу. Рассказал Тарас, что «охотники из господ» пристрелили просто «для озорства» лебедя и лебёдушку, а лебедёнок, не умеющий ещё летать, забился в камыши. Тарас поймал его, и стали они жить втроём: старик, пёс и лебедь. Старик и Соболько полюбили Приёмыша. Тарас не стал подрезать крылья лебедю, чтобы он не улетел, надеялся, что ему здесь хорошо и перезимуют они втроём в избушке.
Часть III
Поздней осенью рассказчик снова пришёл на Светлое озеро. Соболько узнал его и завилял хвостом. Сторож в избушке чинил невод. Поздоровавшись с ним, рассказчик увидел, что старик выглядел утоплённым. За чаем Тарас рассказал о своём горе. Оказалось, что Приёмыш улетел со стаей лебедей, которые спустились на Светлое озеро отдохнуть при перелёте.
Сначала он сторонился стаи, хотя лебеди звали его, но потом затосковал: выходил на берег и жалобно кричал. Тарас понимал, что при перелёте Приёмыш погибнет, так как его не успели научить летать в стае родители. Он может выбиться из сил, отстать от других птиц и пропасть. Поэтому Тарас запер Приёмыша в избушку, но тот стоял целый день у двери, тосковал. Пришлось старику выпустить своего лебедя. Понял он, что если удержать Приёмыша на зиму, он погибнет от тоски.
Лебедь плавал два дня со стаей, но вечером приплывал домой, а в последний раз, отплыв от берега, крикнул по-своему — как бы поблагодарил: «Спасибо, дедушка, за хлеб, за соль!..»
Остались Тарас с Соболькой одни, тосковали они по лебедю. Соболько искал его на берегу, а Тарасу грезилось по ночам, что Приёмыш плавает у берега, выйдет старик из избушки — никого нет.
Заключение
Тема рассказа Мамина-Сибиряка «Приёмыш» — взаимоотношения людей с природой.
Идея произведения состоит в том, что не нужно бездумно, «для озорства», губить птиц и животных. История, рассказана писателем, учит по-доброму относиться ко всему живому, оказывать помощь нуждающимся в ней, уважать стремление птиц и диких животных к свободе.
Краткое содержание может быть полезно для читательского дневника. Рекомендуем прочесть этот небольшой рассказ полностью.
Вам также будет интересно почитать:«Иван» — краткое содержание и пересказ по главам повести В. О. Богомолова«Путешествие из Петербурга в Москву» — краткое содержание и пересказ по главам повести А. Н. Радищев…«Размышления у парадного подъезда» — краткое содержание стихотворения Н. А. Некрасова«Бирюк» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. ТургеневаМамин-Сибиряк Д., рассказ «Приемыш» Жанр: рассказы о животныхГлавные герои рассказа «Приемыш» и их характеристика
- Автор-рассказчик. Барин. Заядлый рыбак и охотник.
- Тарас, сторож на сайме. Старик, живущий совершенно один, бобылем. Еще крепкий, добрый, умелый.
- Приемыш. Лебедь, найденный Тарасом. Добрый друг и верный товарищ.
- Соболько. Старый пес Тараса. Сторож и друг.
План пересказа рассказа «Приемыш»
- Путь к избушке Тараса
- Соболько
- Пустая избушка
- Появление Тараса
- История Приемыша
- Совет автора
- Поздняя осень
- Одинокий Тарас
- Стая лебедей
- Прощание с Приемышем.
Кратчайшее содержание рассказа «Приемыш» для читательского дневника в 6 предложений
- Автор приехал на рыбалку к Тарасу и увидел у него ручного лебедя.
- Тарас рассказал, что нашел птенца в камышах и взял к себе.
- Тарас хотел оставить Приемыша зимовать в избушке.
- Осенью автор нашел Тараса уже без Приемыша.
- На озеро прилетели другие лебеди и Приемыш затосковал.
- Тарас отпустил Приемыша и тот, после долгого прощания, улетел.
Главная мысль рассказа «Приемыш» Каждому свое, человеку — его дом, птице — небо.Чему учит рассказ «Приемыш» Рассказ учит любить природу, бережно относится к птицам и зверям. Учит не приносить домой из леса диких животных, потому что для них дом — вольная природа. Учит уважать чужие чувства и привычки. Учит не держать никого рядом с собой насильно.Отзыв на рассказ «Приемыш» Мне очень понравился этот рассказ и я уверена, что Приемыш не только благополучно долетел до теплых краев, но обязательно на следующий год вернулся к Тарасу вместе с подругой. Мне очень понравилось, что Тарас не стал подрезать птице крылья, не стал лишать ее свободы, а оставил за птицей право самой выбирать свою судьбу.Пословицы к рассказу «Приемыш» Насильно мил не будешь. Птица сильна крыльями, а человек дружбой. Воля птичке дороже золотой клетки. Не мил белый свет, когда друга нет. Золотая клетка соловью не потеха.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Приемыш» В дождливый летний вечер автор приближался к Светлому озеру, где стояла избушка его старого приятеля Тараса. Еще издали его шаги услышал сторожевой пес Соболько и поднял лай. Но потом обнюхал сапоги автора и успокоился — этого человека пес давно и хорошо знал. Избушка стояла пустой. Тараса не было и автор в ожидании хозяина принялся хозяйничать сам. Он поставил чайник и тот уже вскипел, но Тарас все не возвращался. Но вот умный Соболько довольно взвизгнул и тут же на озере показалась лодка Тараса. К удивлению автора перед лодкой плыл большой белый лебедь. Тарас причалили и сказал лебедю идти домой, а тот горделиво выбрался на берег и потопал к избушке. Тарас был высокого роста, с совершенно белой бородой и круглый год ходил босиком. Он поздоровался с барином и сказал, что плавал за Приемышем, так он назвал лебедя. Автор заинтересовался, откуда Тарас взял этого лебедя, и тот рассказал, что с месяц назад охотники убили взрослых лебедей, а малец забился в камыши. Там его и нашел Тарас, подобрал и принес в дом. Лебедь быстро привязался к Тарасу и дому. По утрам он плавал кормится в протоку и всегда возвращался домой, но сегодня видимо заплутал. Автор предположил, что осенью лебедь улетит, но Тарас возразил, что тому не зачем улетать. Он отлично перезимует в избушке, а подрезать крылья птице, как то советовали другие охотники, Тарас не хотел, не мог увечить божью птицу. Оказалось, что Приемыш отлично поладил с Соболько, и что даже иногда отнимал у собаки кусок. Но Соболько не обижался, а напротив, сильно скучал, когда Приемыш уплывал. Автор пробыл у Тараса весь день, сплавал на рыбалку. Возвращаясь они заметили Приемыша, который тоже ждал Тараса. Было видно, что старик сильно прикипел сердцем к птице. Все его разговоры сводились в итоге к Приемышу. Он называл его гордой, царской птицей и откровенно любовался новым товарищем. На прощание Тарас предложил барину приезжать осенью, рябчиков пострелять. Автор приехал к Тарасу уже поздней осенью. Тарас выглядел больным и усталым. За разговором он поспешил поделиться своим горем — Приемыша у него больше не было. Нет, его не убили охотники, он улетел сам. Вот как было дело. Уже под заморозки на озеро опустилась стая лебедей. Они стали по своему звать Приемыша, а тот все торопился домой. Но потом Приемыш затосковал и стал кричать на берегу словно человек. Тогда Тарас попробовал закрыть его в доме, но и там Приемыш достал старика. Он целый день простоял на одной ноге у дверей и не переставая кричал. Тарас сжалился и отпустил его, зная, что лебедь пропадет, если улетит с другими лебедями. Ведь Приемыш никогда не летал и не был приучен к дальним перелетам. Но Тарас все равно отпустил лебедя. Два дня тот плавал к своим, но каждый раз возвращался, словно прощаясь с домом. А на третий день Приемыш отплыл недалеко от берега, повернулся и жалобно загоготал, словно прося прощения и говоря спасибо. И улетел. А Тарас до сих пор скучает по Приемышу, скучает по другу и Соболько. Иногда им кажется, что вот он сел на озеро, они выбегают из избушки, но на озере пусто.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Приемыш»
«Приемыш» – трогательный рассказ о трепетной дружбе человека и лебедя. Это история о доброте, сопереживании и милосердии, благодаря которым мир становится чуть лучше.
Краткое содержание «Приемыш» для читательского дневника
ФИО автора: Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович
Название: Приемыш
Число страниц: 28. Мамин-Сибиряк Д. Н. «Приемыш». Издательство «Малыш». 1988 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1891 год
Главные герои
Автор-рассказчик – барин, большой любитель охоты и рыбалки.
Тарас – сторож, одинокий старик с добрым чутким сердцем.
Приемыш – лебедь, которого приютил у себя Тарас.
Соболько – старый пес Тараса, его верный друг.
Сюжет
В дождливый летний вечер рассказчик вышел к Светлому озеру, где жил его давнишний приятель – сторож Тарас. Верный сторожевой пес Соболько поначалу принялся лаять, но, учуяв знакомый запах, успокоился – он давно и хорошо знал рассказчика.
Тараса в избушке не оказалось, и в ожидании хозяина рассказчик принялся заваривать чай. Вскоре на водной глади озера показалась лодка Тараса, и Соболько принялся радостно лаять. К большому удивлению рассказчика он увидел красивого белого лебедя, плывшего возле лодки. Старик рассказал ему, как месяц назад охотники убили взрослых лебедей, и он приютил у себя осиротевшего малыша. Тарас очень привязался к лебедю, и назвал его Приемышем.
Приемыш отвечал взаимностью своему новому другу – по утрам он плавал кормиться в протоку, и неизменно возвращался домой. Рассказчик предположил, что осенью лебедь улетит в теплые края, но Тарас надеялся, что Приемыш перезимует в его избушке. Он категорически отказался подрезать крылья питомцу, как то советовали другие охотники – Тарас не представлял, как можно изувечить божье создание в угоду собственной прихоти.
Рассказчик пробыл у Тараса целый день. Было видно, что старик всем сердцем прикипел к красивой гордой птице, да и Соболько очень привязался к Приемышу. Прощаясь, Тарас пригласил рассказчика приехать осенью, поохотиться на рябчиков.
Когда рассказчик навестил сторожа поздней осенью, он не узнал его – настолько больным и усталым тот выглядел. Выяснилось, что Приемыш покинул его. А дело было так. На озеро опустилась стая лебедей, улетающих на юг. Они принялись звать с собой Приемыша, но тот не откликался. Затем он затосковал, и принялся кричать на берегу, словно измученный человек. Тарас, понимая, что Приемыш, который никогда не летал на дальние расстояния, погибнет во время перелета, попытался было запереть лебедя в избушке, но тот целый день прокричал у двери. Старик сжалился над птицей и отпустил ее. Два дня Приемыш общался с лебединой стаей, но каждый раз возвращался. А на третий день он жалобно загоготал и уже навсегда улетел.
С тех пор Тарас стал грустным, замкнутым. Тосковал по другу и Соболько. Иногда им казалось, будто лебедь вернулся. Они выбегали на улицу, но на озере было пусто.
План пересказа
- Избушка сторожа Тараса.
- Встреча со стариком.
- История Приемыша.
- Встреча осенью.
- Одинокий Тарас.
- Прощание с Приемышем.
Главная мысль
Если любишь всем сердцем, нужно уметь отпускать.
Чему учит
Рассказ учит любить и беречь природу, и при этом понимать, что для диких животных и птиц лучшей является жизнь на воле. Также произведение учит уважать чужие желания и чувства, и никого не удерживать возле себя силой.
Отзыв
Нужно обладать большой мудростью, чтобы понять и принять потребности другого существа. Старый сторож Тарас позволил своему любимцу улететь на юг, и тем самым доказал свою искреннюю любовь к нему.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Приемыш.
Пословицы
- Насильно мил не будешь.
- Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
- Воля птичке дороже золотой клетки.
- Золотая клетка соловью не потеха.
Что понравилось
Понравилось, как Тарас, который очень любил Приемыша и не хотел с ним расставаться, все же нашел в себе силы отпустить его. Хочется верить, что лебедь выжил, и весной вернулся на родное озеро.
Тест по рассказу
- Вопрос 1 из 10
Кто является автором произведения «Приемыш»?</h3>
- <label>Дмитрий Мамин-Сибиряк</label>
- <label>Виталий Бианки</label>
- <label>Павел Бажов</label>
- <label>Александр Куприн</label>
(новая вкладка)
У деда был еще один питомец – пёс. Так они с лебедем перестали опасаться друг друга, даже стали играть. На удивление, они и ели уже из одной миски! Старик только любовался их дружбой. Да и им самим любовались, когда он шел на лодке, а впереди плыл красавец-лебедь.
К лебедю он относился совсем как к родному ребенку, поэтому-то его и можно назвать приёмышем.
И всё же время пришло, когда лебедь стал совсем взрослым. Кроме того, прилетела на озеро стая таких же прекрасных птиц. Лебедь, хоть и боялся, но хотел примкнуть к ним. Сначала Тарас закрыл его в доме, желая спасти. Человек думал, что его питомец не способен улететь со стаей. Ведь там молодых птиц воспитывают, тренируют, а этот с трудом себе еды добудет. Где уж там лететь в теплые края! Но так плакал по-птичьи лебедь, что отпустил его Тарас. По его словам приёмыш бросился к родным птицам, но остановился, будто прощаясь с приёмным отцом, крикнул по-своему, мол, спасибо за хлеб-соль. И улетел в дальний путь. Лебедь сделал свой выбор.
Всё-таки порода взяла своё. Хочется верить, что птица, по-человечьи, испытывала чувство благодарности к старику Тарасу, который так нежно о ней заботился.
Оцените произведение: Голосов: 509
Читать краткое содержание Приемыш. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Мамин-Сибиряк. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Приемыш
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Книжный вор Зузак
Главный рассказчик в произведении – Смерть. Персонаж ужасно устал от своей работы, поскольку начинается Вторая мировая война и работы действительно много. Смерть пристально наблюдает за жизнью Лизель.
- Краткое содержание Драгунский Англичанин Павля
Юмористическую историю «Англичанин Павля» написал советский писатель Виктор Юзефович Драгунский. Это произведение входит в сборник «Денискины рассказы». Главный герой этих произведений — мальчик Дениска
- Краткое содержание Дидро Монахиня
В этом литературном шедевре рассказывается о молодой послушнице монастыря св. Марии Сюзанне Симонен, которая сидя в келье, обращается в своих записках, а именно их представляет повествование, к маркизу де Круамару.
- Краткое содержание Трифонов Старик
Как-то раз пенсионеру Летунову Павлу Евграфовичу, живущему в дачном поселке, приходит письмо от его подруги молодости Аси Игумновой, в нем она приглашает Павла Евграфовича в гости
- Краткое содержание Тургенев Смерть
Тема смерти звучит в большинстве прозаических произведений замечательного русского писателя Ивана Тургенева, в том числе и в рассказе «Смерть». В нем писатель выступает в роли наблюдателя и повествователя
Содержание:
Создание произведения и главные герои
Произведение «Приемыш» Мамин-Сибиряк написал в 1891 году в жанре рассказа о животных. Дмитрий Наркисович жил в это время в Петербурге, но не забывал родной уральский край, где прошли годы его детства. Описывая природу, он тонко передавал естественную красоту и подсказывал, как нужно о ней заботиться. Пронизанное душевной теплотой произведение учит младшее поколение доброте и состраданию, бережному отношению к хрупкому миру.
Повествование рассказа идет от имени автора — барина, большого любителя охоты и рыбной ловли. На досуге он любит гулять по лесу и в окрестностях озер, водит дружбу с местными лесничими и сторожами. Во время рассказа сударь сталкивается с персонажами, о которых с удовольствием составляет рассказ:
- Тарас. Пожилой одинокий сторож, человек с добрым и отзывчивым сердцем. Обитает почти 40 лет в рыбачьей избушке на берегу Светлого озера. Когда-то у него была семья и дом, но из-за жизненных обстоятельств он живет одиноко (бобылем).
- Приемыш. Молодой лебедь, которого старик спас от гибели.
- Соболько. По описанию — старый пес, верный слуга и друг Тараса.
Краткое содержание
Автор передает читателям историю о том, как одинокий пожилой сторож приручил лебедя. Живя у озера, Тарас становится свидетелем многих трагедий. Однажды здесь убили пару лебедей. Их птенец успел скрыться в зарослях камыша. С тех пор старик стал подкармливать малыша, но дружбу с ним не водил. Когда настали холодные времена, ему пришлось вмешаться в законы природы. Тарас спрятал птенца в сарае, где ему было тепло и сытно.
Вскоре лебедь стал проявлять интерес к жизни сторожа, который относился к нему по-отечески внимательно. Как и собаку Соболько, он считал гордую птицу частью своей семьи. Постепенно пес и Приемыш сдружились и стали есть из одной миски. Тарас любовался их трепетным отношением друг к другу. Часто со стороны окружающим представлялась живописная картинка: сторож плыл в лодке по реке, а впереди по водной глади скользил красивый лебедь.
Вскоре лебедь стал здоровой взрослой птицей. Тарас понимал, что момент прощания с ним близок. К тому же на озеро прилетела стая таких же лебедей, к которым стремился примкнуть Приемыш. Сначала старик боялся за крылатого друга, запирал его в сарае. Он думал, что лебедь не сможет жить в стае, ведь там птиц воспитывают с младенчества. Его питомец с трудом мог добыть еды для себя. Где уж такому лететь в далекие теплые края?
Однако Приемыш плакал по-птичьи, и сторож рискнул, отпустил его к собратьям. По его словам, лебедь с радостью бросился к стае. Два дня он общался с птицами и возвращался, но на третьи сутки старик его не дождался, Приемыш покинул дом, где вырос, навсегда.
Тарас и Соболько много дней ждали его возвращения, с грустью смотрели в небо. Иногда им казалось, что их друг вернулся, и они выбегали к озеру, но напрасно — водная гладь была пустынной.
Пересказ и план для читательского дневника
Автор отмечает, что расставание с питомцем далось Тарасу очень тяжело. Он постарел и очень долго переживал за судьбу лебедя. Будучи умным и добрым человеком, старик поступил правильно и отпустил подкидыша в собственный полет. Нельзя распоряжаться судьбой живого существа, держать насильно, без воли. Однако герой привязался к лебедю, поэтому разлука далась очень тяжело. Пересказ произведения в сокращении можно составить на основе плана:
- Путь автора к домику Тараса, скрытому камышом.
- Верный Соболько.
- Пустая избушка.
- Встреча со старым сторожем.
- История лебедя Приемыша.
- Совет автора.
- Приход поздней осени.
- Одиночество Тараса.
- Стая лебедей.
- Прощание с дорогим питомцем.
Расставание друзей навеки трогает душу читателей. Автор описывает, как лебедь отплыл от берега, остановился и, обернувшись, крикнул что-то по-своему. Он словно благодарил Тараса за заботу, участие, хлеб и соль. Как бы ни было сложно старику, он понимал, что каждому свое. Человеку — земные дела, а приемной птице — небо. Обладая мудростью, он чувствовал потребности других живых существ.
Отправив Приемыша в стаю, герой доказал свою любовь. Так и родители отпускают своих детей. Сердце плачет, а душа понимает, что ребенок вырос и ему нужно быть самостоятельным.
Главная мысль
Сказка Мамина-Сибиряка учит любить природу и понимать, что для птиц и зверей нет ничего лучше, чем жизнь на воле.
Важно уважать чужие чувства и никого не удерживать рядом с собой силой.
Кратко записать содержание произведения в читательский дневник позволит такой план:
- Автор приехал поприветствовать знакомого старого сторожа и познакомился с его ручным лебедем.
- Повествование Тараса о том, как он нашел и приручил Приемыша.
- Визит автора в избушку старика осенью после того, как лебедь покинул свою обитель.
- Рассказ старика о том, что Приемыш увидел стаю лебедей на озере и захотел присоединиться к ним.
- Тарас не стал удерживать птицу, после прощания она улетела навсегда.
Основная мысль рассказа заключается в том, что следует учиться милосердию. Нельзя проходить мимо раненой птицы, зверька, просящего о помощи человека. На примере сказки автор показывает, как сострадание приносит радость и дарит смысл жизни. С Тарасом и Соболько остались тепло и свет, которые дарил лебедь.
Лебедь улетел, но он будет радовать грациозностью и красотой людей в других уголках мира. Очень хочется, чтобы судьба уберегла его от людской жестокости и зла.
После ознакомления с кратким содержанием школьникам рекомендуется прочесть рассказ полностью. Это можно сделать онлайн или в бумажном варианте.
Еще тесты
Читайте также
«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете
Используемые источники:
- https://blmb.ru/priyomysh/
- http://coolchtivo.blogspot.com/2018/11/blog-post12.html
- https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/priemysh.html
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/mamin-sibiryak/priemysh
- https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/priemysh.html