Почему нужно изучать историю и природу родного края сочинение 200 слов гвэ

личностные результаты их место во фгос, понятие портрет выпускника; трудности диагностики личностных результатов; интент-анализ на уроках русского языка.

 Личностные результаты — их место во ФГОС, понятие «портрет выпускника»; трудности диагностики личностных результатов; интент-анализ на уроках русского языка».        

        Введение в 2012 г. в систему образования Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)определило рост интереса к проблемам личности учащихся, ее индивидуальности.

        Во ФГОС включено понятие «Портрет выпускника школы», под которым понимается «набор личностных характеристик, которыми должен обладать учащийся на момент окончания школы». В свою очередь, личностные характеристики – это характеристики человека, описывающие его внутренние особенности, т.е. те качества, которые раскрывают особенности поведения личности, общения и реагирования на те, или иные ситуации.

         К личностным качествам относят глубинные особенности, имеющие как биологическую, так и социальную природу. Так, к личностным характеристикам можно отнести добросовестность, коммуникабельность, стрессоустойчивость, трудолюбие, активность, толерантность, адекватность самооценки и т.д.

         Портрет выпускника отражает основные результаты воспитания, соответствующие основным направлениям развития личности, перечисленным в системе базовых национальных ценностей (личностная культура, семейная культура, социальная культура) .         ФГОС подразделяет «Портрет выпускника школы» на «Портрет выпускника основной школы» и «Портрет выпускника средней школы».

 «Портрет выпускника основной школы» включает в себя перечень следующих личностных характеристик: 1) обучающийся любит свой край и свое Отечество, знает русский и родной язык, уважает свой народ, его культуру и духовные традиции; 2) осознает и принимает ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; 3) активно и заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества; 4) умеет учиться, осознает важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способен применять полученные знания на практике; 5) социально активен, уважает закон и правопорядок, соизмеряет свои поступки с нравственными ценностями, осознает свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; 6) уважает других людей, умеет вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; 7) осознанно выполняет правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды; 8) ориентируется в мире профессий, понимает значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы. «Портрет выпускника средней школы», помимо личностных характеристик, перечисленных выше, включает в себя также: 1) креативность и умение критически мыслить, активное и целенаправленное познание мира, осознание ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества; 2) владение основами научных методов познания окружающего мира; 3) мотивированность на творчество и инновационную деятельность; 4) готовность к сотрудничеству, способность осуществлять учебноисследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность; 5) осознание себя личностью, социальная активность; 6) готовность к осознанному выбору профессии; 7)мотивированность на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

        Таким образом, можно сделать вывод, что портрет выпускника школы – это некая модель выпускника, теоретический образ, который служит основанием для проектирования образовательной политики школы и формирования определенных требований к уровню профессионализма педагогов.

         Главным положением в данном образе, в соответствии с приоритетными направлениями школы, является сформированная мотивация обучения в постоянном получении знаний, необходимых для продолжения образования и успешной социализации в будущем. То есть, выпускник школы – это личность, готовая к жизненному, социальному, профессиональному и гражданскому самоопределению; устойчивая в сложных социальноэкономических обстоятельствах и меняющейся политической реальности современного российского общества.

         Исходя из положений ФГОС, можно выделить основные характерологические ориентиры личности выпускника, ее пять составляющих:

1.) свободная личность,2.) гуманная личность, 3.)духовная личность, 4.)творческая личность, 5.)практичная личность.

        Свободная личность – это личность, имеющая высокий уровень самосознания, гражданственности и самодисциплины. Для свободной личности характерны такие качества (по ФГОС), как уважение себя, других, Родины; осознание собственной ценности и признание ценности другой личности, способность нести ответственность перед собой и обществом.

         Гуманная личность – это личность, которая проявляет милосердие, доброту, способность к состраданию, сопереживанию, терпеливость и доброжелательность. Гуманная личность готова оказать помощь, стремится к миру и понимает ценность человеческой жизни.

         Духовная личность имеет потребность к познанию, самопознанию и рефлексии, имеет потребность в красоте и общении.  

        Творческая личность обладает развитыми способностями, знаниями, умениями, навыками, развитым интеллектом.

        Качествами практической личности являются наличие эстетического вкуса, хороших манер; знание и уважение Конституции и законов Российской Федерации; стремление к физическому совершенству; ведение здорового образа жизни.

        С понятием «Портрет выпускника школы» тесно связаны так называемые «образовательные результаты». Под последними понимается «совокупность мотивационных, операциональных (инструментальных) и когнитивных ресурсов личности, которые определяют ее способность к решению значимых для нее познавательных и практических задач». Мотивационные ресурсы включают в себя совокупность ценностных ориентаций, образовательных потребностей и интересов, которые определяют мотивацию личности. Амурский научный вестник. 2017. №1 8 Оцениваются мотивационные ресурсы по личностным результатам. Основу операциональных ресурсов составляют освоенные универсальные и специальные способы деятельности личности. Они оцениваются по метапредметным результатам. Когнитивные ресурсы – это, прежде всего, знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки, которые оцениваются по предметным результатам .  ФГОС включают в себя требования к трем группам образовательных результатов  личностным, метапредметным и предметным  в соответствии с которыми ученик должен быть мотивирован на учебную деятельность, осуществлять ее, накапливать знания и опыт, овладевать умениями и навыками.

         Однако, стоит обратить внимание на то, что в самом образовательном стандарте личностные результаты прописаны ранее прочих.

         Это говорит об их приоритете над метапредметными и предметными. Это означает, что учащийся по окончании школы должен достичь определенных личностных образовательных результатов, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом.         

        ФГОС описывает личностные результаты следующим образом.:Для основного общего образования: 1) обучающийся должен быть воспитан в духе патриотизма, уважения к Отечеству, должен уважать прошлое и настоящее многонационального народа России; осознавать свою этническую принадлежность, знать историю, языка, культуру своего народа, своего края; в учащемся должно быть воспитано чувство ответственности и долга перед Родиной; 2) обучающийся должен быть готов и способен к саморазвитию и личностному самоопределению; 3) у обучающегося должно быть сформировано целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) у обучающегося должно быть сформировано осознанное уважительное отношение к другим людям, народам; в учащемся должна быть воспитана толерантность; обучающийся должен быть готов и способен вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) обучающийся должен освоить социальные нормы, правила поведения; должен участвовать в общественной жизни; должен осознать значение семьи в жизни человека и общества; 6) у обучающегося должно быть развито моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; 7) у обучающегося должна быть сформирована коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве с людьми; 8) у обучающегося должна быть сформирована ценность здорового и безопасного образа жизни; должно быть развито эстетическое сознание через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; 9) у обучающегося должны быть сформированы основы экологической культуры. Для среднего общего образования: 1) обучающийся должен иметь гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 2) обучающийся должен быть готов к служению Отечеству, его защите; 3) обучающийся должен бережно относиться к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, должен уметь оказывать первую помощь; 4) обучающийся должен осознанно сделать свой выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; должен относиться к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 5) обучающийся должен ответственно относиться к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни [3]. Итак, основными характеристиками портрета выпускника школы являются: 1) высокое самосознание личности, ориентированной на вечные человеческие ценности; 2) физическое и нравственное здоровье как гармония телесного и духовного развития; 3) образованность; 4) высокая воспитанность – интеллигентность; 5) чувство Родины, активная гражданская позиция, способность к социальному творчеству

                        Существует множество методик диагностики и оценки предметных и метапредметных результатов. Оценка же личностных результатов образовательного процесса представляет определенные трудности.

        Одним из инструментов оценки личностных результатов образовательного процесса может стать методика интент-анализа текста творческих работ учащихся. 

        Методика интент-анализа заключается в том, чтобы углубленно изучить текст на уровне интенций. Важным становится не только то, ЧТО человек говорит, но и то, КАК он говорит. В основе интент-анализа лежит интенциональность, «направленность на…», которая является специфической психологической характеристикой речи человека. Интент-анализ дает возможность исследования глубинного содержания речи, которое заключается в ее «интенциональном пласте», т.е. намерениях, лежащих в основе речи и косвенно проявляющихся в словах. На основе выделения интенций (намерений) субъекта возможно, анализируя продуцируемую человеком речь, прийти к характеристике содержания его сознания.

         Материалом для интент-анализа служит созданный учеником текст. Федеральный государственный образовательный стандарт выделяет текст как основную составляющую образовательного процесса. Умение работать с текстом является метапредметным – с необходимостью чтения и понимания текста школьники сталкиваются почти на каждом уроке. Непонимание, например, текста математической задачи приведет к невозможности ее решения или неправильному решению, непонимание текста в учебнике истории вызовет неправильное истолкование исторических событий, их причин и следствий, непонимание устных текстов в общении людей приводит к разногласиям и конфликтам. Следовательно, развитием умения работать с текстом необходимо регулярно заниматься в течение всего процесса обучения школьников.

        Практика проведения государственной итоговой аттестации по русскому языку и показала, что часть «С» остается самой трудновыполнимой для большинства учеников. У выпускников школ не достаточно развита дискурсивная компетенция, то есть, они не обладают навыками обоснованного, аргументированного, логически корректного рассуждения, умениями мыслить самостоятельно и критично. Развитие дискурсивной компетенции – умения построить самостоятельное грамотное высказывание – является одной из приоритетных задач обучения русскому языку. Деятельность по развитию дискурсивной компетенции отвечает требованиям федерального образовательного стандарта и способствует подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации. Данное пособие предлагает методику работы с заданиями в форме сочинения-рассуждения, предполагающими создание учащимися собственного текста на основе прочитанного. Используя такие задания, учитель получает возможность четко задать проблематику творческой работы, критерии и показатели ее оценки. Тексты творческих работ предлагается использовать в качестве материала для последующего интент-анализа с целью оценки личностного результата учащихся. Использование заданий в форме сочинения-рассуждения актуально еще и потому, что именно такие задания присутствуют в ГИА и ЕГЭ по русскому языку. Таким образом, задания в форме сочинения-рассуждения могут быть использованы:  для развития дискурсивной компетенции учащихся;  для формирования и развития личностных универсальных учебных действий на уроках русского языка;  для диагностики уровня сформированности личностных УУД посредством интент-анализа;  для подготовки учащихся к написанию части «С» ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

        Цель данной методики: использовать задания в форме сочинениярассуждения для диагностики развития личностных УУД посредством интентанализа. В основе методики интент-анализа лежит анализ текста-дискурса. Интенциональная составляющая выступает важнейшей психологической составляющей дискурса. Интенции, трактуемые в широком смысле как предметные направленности субъекта, образуют основу и глубинное психологическое содержание речи, которое непосредственно связано с целями деятельности и видением мира субъектом, его желаниями, нуждами, установками. Понимание говорящего во многом определяется восприятием именно интенционального аспекта речи. Соответственно, без обращения к интенциональному плану дискурса невозможно уяснить не только, почему и зачем осуществляется коммуникация, но, что не менее важно, и ее результаты Изучение интенциональных оснований вербальной коммуникации, раскрывающее неразрывную связь речевого содержания с устремлениями субъекта в текущем акте общения, необходимо для описания процессов формирования и передачи смысла, развития представлений о коммуникативном назначении человеческой речи. Уроки русского языка создают наиболее благоприятные условия для создания учащимися текстов-дискурсов на заданную тему. Текст – это чрезвычайно важная «центральная единица обучения русскому языку и одновременно результат измерения данного учебного предмета»

        . Текст – это не только объект лингвистического анализа, но и образец для создания собственного речевого произведения; именно на этой основе формируется речевое общение. Особый интерес в качестве объекта для интент-анализа представляет текст с «открытым» концом. Учитель подбирает или сочиняет текст – «психологическую сказку» или публицистический текст на представляющую интерес для диагностики тему. «Маленькая иллюстрация жизни отражает проявление тонких общечеловеческих законов» . В тексте оказывается «зашифрована» определенная проблема (проблемы), которые нужно решить, продолжив или завершив текст так, как считает нужным сам ребенок. «Такой прием позволит, с одной стороны собрать больше диагностической информации о человеке, с другой стороны сделать его соавтором истории». Таким образом, на основе уже готового текста – художественного стиля (сказка, притча, история, рассказ) или публицистического стиля – осуществляется анализ ключевых слов и понятий с учетом их оценочных интенций (направленностей).

         Алгоритм анализа текста I. Текст с открытым концом .

 1.этап Работа с ключевыми словами и сочетаниями.

        Из каждого образца учащиеся выписывают те слова и словосочетания, которые будут основными, главными в раскрытии микротемы данного абзаца. Затем каждый ученик читает вслух то, что он выписал. Остальные добавляют в свою копилку слов и словосочетаний, которых у них нет. В рассказе «Карточки» четыре абзаца. Из первого выписываем опорные (ключевые) слова – «потеряла»; «плохо пропеченный»; «серая, хмурая, голодная (очередь)»; из второго – «тяжело вздохнула», «тяжелое недоедание», «тревога», «уставшую», «измученную»; из третьего – «затряслись», «страшная мысль», «защемило сердце», «обида, горечь»; из четвертого – «тяжело поднялась», «задохнулась», «не было сил». Итог: сколько слов совпало, какие это слова, почему именно они?

 II этап Найти и прочитать вслух слова и словосочетания, которые отражают авторскую оценку героини рассказа. Первый абзац – «тетка Арина». Вопрос к учащимся: «Почему автор назвал не старую еще женщину «теткой»?». Ответ во втором абзаце: «Из прежней веселой портнихи она превратилась в постоянно уставшую, измученную, сильно постаревшую тетку Арину». Третий абзац: «предательская мысль о капитуляции перед жизнью». Предательская по отношению к кому? К детям, к матери. Нельзя сдаваться. Сдаться – значит предать по мнению автора. Четвертый абзац: с помощью каких слов автор плохое физическое состояние героини? («Тяжело», «медленно», «опухшие», «зашаталась», «задохнулась»). Итог: как автор относиться к героине, почему он так к ней относится?

III этап Героиня рассказа оценивает себя, близких, сложившуюся ситуацию.

Задание: выпишите последовательно из первого абзаца оценочные прилагательные, глаголы, наречия, существительные, Первый абзац:  прилагательные: «бесценная», «серая», «хмурая», «голодная»;  глаголы: «потеряла», «отходи», «не могла ждать», «не хотела ждать»;  наречия: «плохо», «долго», «тихо». Задание из второго, третьего, четвертого абзацев, выпишите словосочетания и предложения, отражающие внутреннюю речь героини. Второй абзац: «как же теперь жить?», «как он? Что с ним?», «Правда, обещали поближе к весне устроить на работу…» Третий абзац: «парнишка лет двенадцати – тринадцати», «на руках дети, мать, голодные, холодные» — внутренняя речь в данном случае отражает поток чувств, образов, воспоминаний. Четвертый абзац: «все силы остались там». Итог III этапа: Ответьте на вопросы: 1. Какова роль оценочных слов в первом абзаце? 2. Какова роль внутренней речи во втором, третьем и четвертом абзацах? 3. В каком абзаце внутренняя речь героини выражает авторскую позицию? «Надо жить! Надо! Во что бы то ни стало!»

IV этап. Творческий. Задание: допишите 3-4 предложения и тем самым завершите данный текст. После выполнения задания учащиеся читают свои варианты концовок и обсуждают их. Итак, в качестве ведущей интенции при анализе текста  была выбрана интенция оценки. Именно с точки зрения оценки поступка мальчика, чувств героини анализируются микротексты учащихся. Итог IV этапа.Задание: сделайте вывод, о каком нравственном качестве пишет автор; какую проблему он поднимает в этом тексте, какую позицию занимает по данной проблеме? Согласны ли вы с позицией автора? Обоснуйте свое мнение.

V этап. Рефлексия.  Каково ваше отношение к такому нравственному качеству, как честность?  Какие ощущения у вас появились в ходе работы с текстом?

  1. Сочинение-рассуждение В отличие от текста с открытым концом, который предназначен для учащихся 5-8 классов, текст «Подвиг» рекомендуется для анализа учащимися 9-11 классов.

В качестве инструмента для анализа текста целесообразно использовать интенцию оценки, которая будет выражена через употребляемые в произведении 4 части речи: глаголы, прилагательные, наречия, существительные. Этапы работы. I этап Класс делится на 4 группы. II этап В тексте «Подвиг» 5 абзацев. Первая группа выписывает из каждого абзаца все наречия, которые содержат оценку автором героя; оценку врагом героя; авторскую оценку ситуации с героизмом в современном обществе; оценку современным обществом такого понятия, как подвиг. Вторая группа, используя эти же оценочные интенции, выписывает из каждого абзаца все глаголы; третья группа – существительные; четвертая – прилагательные. III этап Каждая группа читает вслух те слова и словосочетания, которые выписала из текста, и по результатам общей работы создается таблица.  Оценочные интенции Части речи Авторская оценка ситуации с героизмом в современном обществе Оценка обществом понятия «героизм» Оценка врагом героя Оценка автором героя Наречия Глаголы Имена существительные Имена прилагательные IV этап. Работа в группах. Задание: опираясь на слова из таблицы, напишите сочинение – рассуждение на тему «Есть ли место подвигу в современном обществе потребления?» V этап Чтение вслух творческих работ и их обсуждение с возможным выходом на дискуссию. Рекомендации учителям Подводя итоги данной работы, следует отдельно остановиться на положительных и отрицательных сторонах данной методики. Четкое разграничение этапов работы позволяет последовательно и детально проанализировать текст, выйти на ключевое духовно-нравственное понятие, «зашифрованное» в нем, выявить путем рефлексии отношение учащихся к данному качеству, к авторской позиции; раскрыть творческий потенциал, работая над текстом с открытым концом. Минусом данной методики можно считать нечеткость, «размытость» значений некоторых слов и выражений, неоднозначность, субъективность их толкования и восприятия. Кроме того, автор методики интент-анализа Т.Н. Ушакова рекомендует оценивание интенций производить группой экспертов, дабы уменьшить или исключить элемент субъективности. Но если придерживаться позиции, что оценивание производится с одной заданной и стабильно удерживаемой точки зрения: чем вызвано данное высказывание, какова его целевая направленность, зачем оно нужно говорящему, то, опираясь на данные три вопроса, учитель сможет успешно использовать эту методику или ее элементы в своей работе.

Получить сертификат публикации

Дошкольник.ру

Дошкольник.ру — сайт воспитателя, логопеда, дефектолога, музыкального руководителя, методиста, инструктора по физической культуре, родителя. Предлагаем педагогам помощь в аттестации.
дошкольник.рф — журнал воспитателя.

Фейсбук

Подписаться на facebook.com

Познание

Раздел для педагогов и родителей, содержит статьи по образовательной области «Познание», вы можете добавлять свои статьи сами и принимть участие в обсуждение статей.

Предлагаем педагогам помощь в аттестации. Размещаем творческий материал в официальном всероссийском сетевом журнале «Дошкольник.рф». Журнал выходит 1 числа каждого месяца и имеет вид .pdf формата. Выдаются документы о публикации. Рассылается всем авторам номера и его можно скачать с главной страницы сайта. Имеет лицензию СМИ и зарегистрирован в Роскомнадзоре (ЭЛ №ФС77-55754).  Для публикации в журнале и получения Сертификата публикации Вам нужно: прислать свой материал по адресу: doshkolnik@list.ru

Мы соцсетях — вступайте в группы — будем рады видеть Вас в наших рядах!

Условия выдачи Сертификата публикации

Условия выдачи Свидетельства публикации

Как попасть в журнал


Познание

Автор: Поздеева Кристина Владимировна, Романова Мария Владимировна

  
01.11.2021 15:17

Занятие «Профессия шахтер»Занятие «Профессия шахтер»

ФИО: Поздеева Кристина Владимировна, Романова Мария Владимировна МАДОУ №2 «Лучики», г. Киселевск.

Содержание работы:

Цель: Расширить представления о профессии шахтера.

Задачи:

  • Дать детям представление о шахте,
  • познакомить с шахтерскими профессиями,
  • рассказать о их работе, о памятнике созданном в честь шахтёров Кузбасса.
  • Воспитывать уважение к труду шахтеров.

Оборудование и наглядные материалы:

Диск со слайдами «шахтерский труд», «Добыча угля»; кусочек каменного и древесного угля; и разные камешки одежда и приборы пользования на рабочем месте шахтера.

Подробнее…


Познание

Автор: Буробина Татьяна Геннадьевна

  
01.11.2021 11:08

Конспект занятия «Лесное путешествие» с детьми и родителями подготовительной группыКонспект занятия «Лесное путешествие» с детьми и родителями подготовительной группы

Разработала: Буробина Т. Г. (г. Уфа, Российская Федерация, Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 99)

Цель: создание социальной ситуации для развития познавательного интереса к окружающему миру.

Задачи

  • Образовательные: закрепить знания детей о животных, птицах, насекомых и грибах;
  • Развивающие: развивать познавательный интерес к изучению животного и растительного мира. Развивать связную устную речь, логическое мышление, память, воображение; свободное общение с взрослыми и детьми; формировать умение отгадывать загадки о природных явлениях, насекомых, птицах;
  • Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, переживания за свою команду, уважение к соперникам, любовь к животным и растениям; повышать экологическую культуру детей и родителей; способствовать гармонизации детско-родительских отношений.

Подробнее…

 


Познание

Автор: Дунаева Е.П, Лебедева Е.Н.

  
01.11.2021 09:39

Открытое занятие «Для чего нужна кухня»Открытое занятие «Для чего нужна кухня»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ «ФОРМУЛА РОСТА» ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ (ГКУ ЦСПР «Формула роста»)

Разработали и провели:

  • Дунаева Е.П,
  • Лебедева Е.Н.

Москва 2021.

Цель: дать представление о важности кухни и научить пользоваться соковыжималкой.

Задачи:

  • способствовать формированию знаний о приборах, используемых для приготовления пищи.
  • Развивать пространственное воображение, эстетический вкус
  • Познакомить с правилами техники безопасности работы на кухне.
  • Воспитывать коммуникативные навыки.

Подробнее…

 


Познание

Автор: Коляда Анастасия Владимировна

  
31.10.2021 08:26

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Царство насекомых»Конспект непосредственной образовательной деятельности «Царство насекомых»

Окружающий мир в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.

Тема: Насекомые.

Цель: систематизировать знания детей о насекомых.

Задачи:

  • Образовательные. Формировать представление детей о насекомых, об их признаках. Уточнить представление о пользе насекомых.
  • Коррекционно-развивающие. Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. Развивать наблюдательность, эмоциональную связную речь, понимание закономерностей, существующих в природе. Развивать память, логическое мышление, внимание. Развивать интерес к окружающей живой среде.
  • Воспитательные. Воспитывать умения слушать друг друга. Воспитывать бережное отношение к природе.

Подробнее…

 


Познание

Автор: Кашина Ангелина Витальевна

  
28.10.2021 18:28

Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром по теме «Дикие животные», разработанная с применением метода сравнительного анализа.Методическая разработка по ознакомлению с окружающим миром по теме «Дикие животные», разработанная с применением метода сравнительного анализа.

Цель: Систематизировать знания детей о диких животных.

Программные задачи

Образовательные:

  • закрепить знания о местах обитания диких животных, особенности питания и проживания
  • активизировать словарь детей.

Подробнее…

 


Познание

Автор: Бякова Ирина Александровна

  
28.10.2021 17:27

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Мебель» в средней группе.Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Мебель» в средней группе.

Цель: закрепление знаний о предметах мебели. Классификация предметов мебели по их назначению. Уточнить, кто и где изготавливает мебель. Развитие логическое мышление и воображение. Воспитание бережного отношение к предметам мебели, уходу за ней. Обучение слушать инструкцию педагога и выполнять предложенные задания.

Задачи:

  • Образовательные: активизировать в речи детей слова, обозначающие название мебели, ее составных частей, материал, из которого она сделана. Совершенствовать грамматический строй речи, упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.
  • Развивающие: развивать мышление, память и внимание.
  • Воспитательные: вызывать эмоциональный отклик; воспитывать бережное отношение к предметам мебели, уходу за ней;

Словарная работа: древесно-стружечная плита, дизайнеры, эскизы.

Подробнее…

 


Познание

Автор: Широкова Наталья Сергеевна, Платонова Елена Юрьевна

  
28.10.2021 14:09

Познавательно-исследовательский проект «Эта удивительная соль» для детей старшей группы.Познавательно-исследовательский проект «Эта удивительная соль» для детей старшей группы.

Введение:

Участники проекта:

Дети старшей группы, воспитатели, родители

Руководители: воспитатели: Широкова Наталья Сергеевна, Платонова Елена Юрьевна

Период: 1 месяц

Цель проекта:

Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности. Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол. Выяснить области применения соли.

Подробнее…

 


Познание

Автор: Полищук Оксана Владимировна

  
27.10.2021 18:42

Статья «Концепция работы по знакомству детей с родным краем»Статья «Концепция работы по знакомству детей с родным краем»

Педагогическая концепция Воспитателя первой квалификационной категории МАДОУ «Детский сад № 29 комбинированного вида» г. Петропавловска — Камчатского Полищук Оксаны Владимировны по теме: «Организация краеведческой работы с дошкольниками».

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Родина. Отчизна. Отечество. Отчий край. Так называют люди землю, на которой родились, и нет ничего дороже у человека, чем Родина, красота которой открылась ему однажды как чудо. Нам взрослым необходимо помочь ребенку открыть это чудо, приобщая к природе и быту, истории, культуре родного края. Знакомясь с малой Родиной, ребенок начинает любить её и сохраняет чувство привязанности к ней на всю жизнь.

Подробнее…

 


Познание

Автор: Аскарова Эмилия Рипсоновна

  
27.10.2021 17:50

Игра — занятие по познавательному развитию во второй младшей группе «Медведь-дикое животное».Игра — занятие по познавательному развитию во второй младшей группе «Медведь-дикое животное».

Задачи:

  1. Сформировать у детей представления об особенностях жизни диких животных;
  2. Развивать познавательный интерес к окружающему миру,

логическое мышление, приемов сравнения, анализа и синтеза.

Актвизировать словарь детей:

бурый, косолапый, медвежий, берлога.

3. Воспитывать доброжелательное отношение к тому, что нас окружает.

Подробнее…

 


Познание

Автор: Итюменева Татьяна Сергеевна

  
27.10.2021 16:17

Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР Лексическая тема: «Насекомые».Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе для детей с ОНР Лексическая тема: «Насекомые».

Воспитатель: Итюменева Татьяна Сергеевна

Цель: сформировать у детей представления о насекомых.

Задачи:

Обучающие: уточнить и расширить знания детей о насекомых, их внешнем виде, строении, способах передвижения, образе жизни; о пользе и вреде, приносимой ими природе.

  • Коррекционно-развивающие: развивать мыслительные операции, умственные операции сравнения и обобщения, любознательность, внимание, память, речь. Вызвать интерес к окружающему миру, к жизни насекомых, формировать реалистические представления о природе. Расширять кругозор и экологические представления.
  • Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, насекомым.

Материалы и оборудование: игровые персонажи: Лунтик, гусеницы-Вупсень и Пупсень, иллюстрации насекомых, оформление лесной полянки (муляжи насекомых, цветы, пеньки), 2 обруча, шарики, корзина, дидактические игры: четвертый лишний, разрезные картинки насекомых.

Подробнее…

 


Познание

Автор: Хохлова Кристина Анатольевна

  
27.10.2021 15:54

Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Свойства воды»Конспект непрерывной образовательной деятельности в средней группе «Свойства воды»

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №407 Дошкольное отделение Пушкинского района Санкт-Петербурга

Составитель: воспитатель Хохлова Кристина Анатольевна Санкт-Петербург 2021 год

Цель: формировать у детей представление о воде, как жизненно необходимом ресурсе для всего живого; расширять знания об основных свойствах воды.

Задачи:

  1. Уточнять и расширять знания детей о неживой природе — воде, ее свойствах.
  2. Продолжать формировать представления о ее роли и значении в природе и жизни человека.
  3. Развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность: учить проводить знакомые опыты с водой, познакомить с новыми свойствами воды.
  4. Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу. Формировать экологическую культуру.

Технологии, используемые в ходе НОД

Подробнее…

 

<< Первая < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > Последняя >>
Страница 10 из 239

0+

На чтение 18 мин. Просмотров 19 Опубликовано

Здесь даны основные сведения о рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш», представлено его краткое содержание для читательского дневника. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны тема и идея этого рассказа.

Краткие сведения о произведении

Рассказ «Приёмыш» Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк написал в 1891 году. Писатель поведал историю дружбы между человеком, лебедем и собакой. Писатель рисует трогательные отношения одинокого старика с лебедёнком, который остался сиротой.

Мамин-Сибиряк старается передать читателям радость, которую даёт людям их покровительство и сопереживание птицам и животным, нуждающимся в заботе. Автор описывает красоту природы, человека и всего живого.

Главные герои рассказа

Другие персонажи

Краткое содержание для читательского дневника

Часть I

Дождливым летним днём рассказчик бродил по лесу и вышел к рыбачьей стоянке на берегу около Светлого озера. Там жил сторож — старик Тарас, которому было почти 90 лет. Но рассказчика встретил только Соболько, охотничья собака. Самого сторожа не было в избушке. Рассказчик в ожидании хозяина, вскипятил воду в чайнике на костре. Наконец, приплыл на рыбачьей лодке Тарас, а впереди плыл лебедь. Птица вышла на берег и направилась к избушке.

Часть II

Сторож и рассказчик поздоровались, и Тарас поведал, что он плавал за Приёмышем (так звали лебедя), который уплыл за остров.

Оказалось, что этого молодого лебедя старик взял себе, чтобы он не попал в когти ястребу. Рассказал Тарас, что «охотники из господ» пристрелили просто «для озорства» лебедя и лебёдушку, а лебедёнок, не умеющий ещё летать, забился в камыши. Тарас поймал его, и стали они жить втроём: старик, пёс и лебедь. Старик и Соболько полюбили Приёмыша. Тарас не стал подрезать крылья лебедю, чтобы он не улетел, надеялся, что ему здесь хорошо и перезимуют они втроём в избушке.

Часть III

Поздней осенью рассказчик снова пришёл на Светлое озеро. Соболько узнал его и завилял хвостом. Сторож в избушке чинил невод. Поздоровавшись с ним, рассказчик увидел, что старик выглядел утоплённым. За чаем Тарас рассказал о своём горе. Оказалось, что Приёмыш улетел со стаей лебедей, которые спустились на Светлое озеро отдохнуть при перелёте.

Сначала он сторонился стаи, хотя лебеди звали его, но потом затосковал: выходил на берег и жалобно кричал. Тарас понимал, что при перелёте Приёмыш погибнет, так как его не успели научить летать в стае родители. Он может выбиться из сил, отстать от других птиц и пропасть. Поэтому Тарас запер Приёмыша в избушку, но тот стоял целый день у двери, тосковал. Пришлось старику выпустить своего лебедя. Понял он, что если удержать Приёмыша на зиму, он погибнет от тоски.

Лебедь плавал два дня со стаей, но вечером приплывал домой, а в последний раз, отплыв от берега, крикнул по-своему — как бы поблагодарил: «Спасибо, дедушка, за хлеб, за соль!..»

Остались Тарас с Соболькой одни, тосковали они по лебедю. Соболько искал его на берегу, а Тарасу грезилось по ночам, что Приёмыш плавает у берега, выйдет старик из избушки — никого нет.

Заключение

Тема рассказа Мамина-Сибиряка «Приёмыш» — взаимоотношения людей с природой.

Идея произведения состоит в том, что не нужно бездумно, «для озорства», губить птиц и животных. История, рассказана писателем, учит по-доброму относиться ко всему живому, оказывать помощь нуждающимся в ней, уважать стремление птиц и диких животных к свободе.

Краткое содержание может быть полезно для читательского дневника. Рекомендуем прочесть этот небольшой рассказ полностью.

Вам также будет интересно почитать:«Иван» — краткое содержание и пересказ по главам повести В. О. Богомолова«Путешествие из Петербурга в Москву» — краткое содержание и пересказ по главам повести А. Н. Радищев…«Размышления у парадного подъезда» — краткое содержание стихотворения Н. А. Некрасова«Бирюк» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. ТургеневаМамин-Сибиряк Д., рассказ «Приемыш» Жанр: рассказы о животныхГлавные герои рассказа «Приемыш» и их характеристика

  1. Автор-рассказчик. Барин. Заядлый рыбак и охотник.
  2. Тарас, сторож на сайме. Старик, живущий совершенно один, бобылем. Еще крепкий, добрый, умелый.
  3. Приемыш. Лебедь, найденный Тарасом. Добрый друг и верный товарищ.
  4. Соболько. Старый пес Тараса. Сторож и друг.

План пересказа рассказа «Приемыш»

  1. Путь к избушке Тараса
  2. Соболько
  3. Пустая избушка
  4. Появление Тараса
  5. История Приемыша
  6. Совет автора
  7. Поздняя осень
  8. Одинокий Тарас
  9. Стая лебедей
  10. Прощание с Приемышем.

Кратчайшее содержание рассказа «Приемыш» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Автор приехал на рыбалку к Тарасу и увидел у него ручного лебедя.
  2. Тарас рассказал, что нашел птенца в камышах и взял к себе.
  3. Тарас хотел оставить Приемыша зимовать в избушке.
  4. Осенью автор нашел Тараса уже без Приемыша.
  5. На озеро прилетели другие лебеди и Приемыш затосковал.
  6. Тарас отпустил Приемыша и тот, после долгого прощания, улетел.

Главная мысль рассказа «Приемыш» Каждому свое, человеку — его дом, птице — небо.Чему учит рассказ «Приемыш» Рассказ учит любить природу, бережно относится к птицам и зверям. Учит не приносить домой из леса диких животных, потому что для них дом — вольная природа. Учит уважать чужие чувства и привычки. Учит не держать никого рядом с собой насильно.Отзыв на рассказ «Приемыш» Мне очень понравился этот рассказ и я уверена, что Приемыш не только благополучно долетел до теплых краев, но обязательно на следующий год вернулся к Тарасу вместе с подругой. Мне очень понравилось, что Тарас не стал подрезать птице крылья, не стал лишать ее свободы, а оставил за птицей право самой выбирать свою судьбу.Пословицы к рассказу «Приемыш» Насильно мил не будешь. Птица сильна крыльями, а человек дружбой. Воля птичке дороже золотой клетки. Не мил белый свет, когда друга нет. Золотая клетка соловью не потеха.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Приемыш» В дождливый летний вечер автор приближался к Светлому озеру, где стояла избушка его старого приятеля Тараса. Еще издали его шаги услышал сторожевой пес Соболько и поднял лай. Но потом обнюхал сапоги автора и успокоился — этого человека пес давно и хорошо знал. Избушка стояла пустой. Тараса не было и автор в ожидании хозяина принялся хозяйничать сам. Он поставил чайник и тот уже вскипел, но Тарас все не возвращался. Но вот умный Соболько довольно взвизгнул и тут же на озере показалась лодка Тараса. К удивлению автора перед лодкой плыл большой белый лебедь. Тарас причалили и сказал лебедю идти домой, а тот горделиво выбрался на берег и потопал к избушке. Тарас был высокого роста, с совершенно белой бородой и круглый год ходил босиком. Он поздоровался с барином и сказал, что плавал за Приемышем, так он назвал лебедя. Автор заинтересовался, откуда Тарас взял этого лебедя, и тот рассказал, что с месяц назад охотники убили взрослых лебедей, а малец забился в камыши. Там его и нашел Тарас, подобрал и принес в дом. Лебедь быстро привязался к Тарасу и дому. По утрам он плавал кормится в протоку и всегда возвращался домой, но сегодня видимо заплутал. Автор предположил, что осенью лебедь улетит, но Тарас возразил, что тому не зачем улетать. Он отлично перезимует в избушке, а подрезать крылья птице, как то советовали другие охотники, Тарас не хотел, не мог увечить божью птицу. Оказалось, что Приемыш отлично поладил с Соболько, и что даже иногда отнимал у собаки кусок. Но Соболько не обижался, а напротив, сильно скучал, когда Приемыш уплывал. Автор пробыл у Тараса весь день, сплавал на рыбалку. Возвращаясь они заметили Приемыша, который тоже ждал Тараса. Было видно, что старик сильно прикипел сердцем к птице. Все его разговоры сводились в итоге к Приемышу. Он называл его гордой, царской птицей и откровенно любовался новым товарищем. На прощание Тарас предложил барину приезжать осенью, рябчиков пострелять. Автор приехал к Тарасу уже поздней осенью. Тарас выглядел больным и усталым. За разговором он поспешил поделиться своим горем — Приемыша у него больше не было. Нет, его не убили охотники, он улетел сам. Вот как было дело. Уже под заморозки на озеро опустилась стая лебедей. Они стали по своему звать Приемыша, а тот все торопился домой. Но потом Приемыш затосковал и стал кричать на берегу словно человек. Тогда Тарас попробовал закрыть его в доме, но и там Приемыш достал старика. Он целый день простоял на одной ноге у дверей и не переставая кричал. Тарас сжалился и отпустил его, зная, что лебедь пропадет, если улетит с другими лебедями. Ведь Приемыш никогда не летал и не был приучен к дальним перелетам. Но Тарас все равно отпустил лебедя. Два дня тот плавал к своим, но каждый раз возвращался, словно прощаясь с домом. А на третий день Приемыш отплыл недалеко от берега, повернулся и жалобно загоготал, словно прося прощения и говоря спасибо. И улетел. А Тарас до сих пор скучает по Приемышу, скучает по другу и Соболько. Иногда им кажется, что вот он сел на озеро, они выбегают из избушки, но на озере пусто.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Приемыш»

«Приемыш» – трогательный рассказ о трепетной дружбе человека и лебедя. Это история о доброте, сопереживании и милосердии, благодаря которым мир становится чуть лучше.

priemysh-chitatelskiy-dnevnik-64376.jpg

Краткое содержание «Приемыш» для читательского дневника

ФИО автора: Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

Название: Приемыш

Число страниц: 28. Мамин-Сибиряк Д. Н. «Приемыш». Издательство «Малыш». 1988 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1891 год

Главные герои

Автор-рассказчик – барин, большой любитель охоты и рыбалки.

Тарас – сторож, одинокий старик с добрым чутким сердцем.

Приемыш – лебедь, которого приютил у себя Тарас.

Соболько – старый пес Тараса, его верный друг.

Сюжет

В дождливый летний вечер рассказчик вышел к Светлому озеру, где жил его давнишний приятель – сторож Тарас. Верный сторожевой пес Соболько поначалу принялся лаять, но, учуяв знакомый запах, успокоился – он давно и хорошо знал рассказчика.

Тараса в избушке не оказалось, и в ожидании хозяина рассказчик принялся заваривать чай. Вскоре на водной глади озера показалась лодка Тараса, и Соболько принялся радостно лаять. К большому удивлению рассказчика он увидел красивого белого лебедя, плывшего возле лодки. Старик рассказал ему, как месяц назад охотники убили взрослых лебедей, и он приютил у себя осиротевшего малыша. Тарас очень привязался к лебедю, и назвал его Приемышем.

Приемыш отвечал взаимностью своему новому другу – по утрам он плавал кормиться в протоку, и неизменно возвращался домой. Рассказчик предположил, что осенью лебедь улетит в теплые края, но Тарас надеялся, что Приемыш перезимует в его избушке. Он категорически отказался подрезать крылья питомцу, как то советовали другие охотники – Тарас не представлял, как можно изувечить божье создание в угоду собственной прихоти.

Рассказчик пробыл у Тараса целый день. Было видно, что старик всем сердцем прикипел к красивой гордой птице, да и Соболько очень привязался к Приемышу. Прощаясь, Тарас пригласил рассказчика приехать осенью, поохотиться на рябчиков.

Когда рассказчик навестил сторожа поздней осенью, он не узнал его – настолько больным и усталым тот выглядел. Выяснилось, что Приемыш покинул его. А дело было так. На озеро опустилась стая лебедей, улетающих на юг. Они принялись звать с собой Приемыша, но тот не откликался. Затем он затосковал, и принялся кричать на берегу, словно измученный человек. Тарас, понимая, что Приемыш, который никогда не летал на дальние расстояния, погибнет во время перелета, попытался было запереть лебедя в избушке, но тот целый день прокричал у двери. Старик сжалился над птицей и отпустил ее. Два дня Приемыш общался с лебединой стаей, но каждый раз возвращался. А на третий день он жалобно загоготал и уже навсегда улетел.

С тех пор Тарас стал грустным, замкнутым. Тосковал по другу и Соболько. Иногда им казалось, будто лебедь вернулся. Они выбегали на улицу, но на озере было пусто.

План пересказа

  1. Избушка сторожа Тараса.
  2. Встреча со стариком.
  3. История Приемыша.
  4. Встреча осенью.
  5. Одинокий Тарас.
  6. Прощание с Приемышем.

Главная мысль

Если любишь всем сердцем, нужно уметь отпускать.

Чему учит

Рассказ учит любить и беречь природу, и при этом понимать, что для диких животных и птиц лучшей является жизнь на воле. Также произведение учит уважать чужие желания и чувства, и никого не удерживать возле себя силой.

Отзыв

Нужно обладать большой мудростью, чтобы понять и принять потребности другого существа. Старый сторож Тарас позволил своему любимцу улететь на юг, и тем самым доказал свою искреннюю любовь к нему.

chitatelskiy-dnevnik-64376-risunok-illyustraciya-k-rasskazu-priemysh.jpg

Рисунок-иллюстрация к рассказу Приемыш.

Пословицы

  • Насильно мил не будешь.
  • Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
  • Воля птичке дороже золотой клетки.
  • Золотая клетка соловью не потеха.

Что понравилось

Понравилось, как Тарас, который очень любил Приемыша и не хотел с ним расставаться, все же нашел в себе силы отпустить его. Хочется верить, что лебедь выжил, и весной вернулся на родное озеро.

Тест по рассказу

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Приемыш»?</h3>

    • <label>Дмитрий Мамин-Сибиряк</label>
    • <label>Виталий Бианки</label>
    • <label>Павел Бажов</label>
    • <label>Александр Куприн</label>

(новая вкладка)

У деда был еще один питомец – пёс. Так они с лебедем перестали опасаться друг друга, даже стали играть. На удивление, они и ели уже из одной миски! Старик только любовался их дружбой. Да и им самим любовались, когда он шел на лодке, а впереди плыл красавец-лебедь.

К лебедю он относился совсем как к родному ребенку, поэтому-то его и можно назвать приёмышем.

И всё же время пришло, когда лебедь стал совсем взрослым. Кроме того, прилетела на озеро стая таких же прекрасных птиц. Лебедь, хоть и боялся, но хотел примкнуть к ним. Сначала Тарас закрыл его в доме, желая спасти. Человек думал, что его питомец не способен улететь со стаей. Ведь там молодых птиц воспитывают, тренируют, а этот с трудом себе еды добудет. Где уж там лететь в теплые края! Но так плакал по-птичьи лебедь, что отпустил его Тарас. По его словам приёмыш бросился к родным птицам, но остановился, будто прощаясь с приёмным отцом, крикнул по-своему, мол, спасибо за хлеб-соль. И улетел в дальний путь. Лебедь сделал свой выбор.

Всё-таки порода взяла своё. Хочется верить, что птица, по-человечьи, испытывала чувство благодарности к старику Тарасу, который так нежно о ней заботился.

Оцените произведение: Голосов: 509

Читать краткое содержание Приемыш. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Мамин-Сибиряк. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Приемыш

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Книжный вор Зузак

    Главный рассказчик в произведении – Смерть. Персонаж ужасно устал от своей работы, поскольку начинается Вторая мировая война и работы действительно много. Смерть пристально наблюдает за жизнью Лизель.

  • Краткое содержание Драгунский Англичанин Павля

    Юмористическую историю «Англичанин Павля» написал советский писатель Виктор Юзефович Драгунский. Это произведение входит в сборник «Денискины рассказы». Главный герой этих произведений — мальчик Дениска

  • Краткое содержание Дидро Монахиня

    В этом литературном шедевре рассказывается о молодой послушнице монастыря св. Марии Сюзанне Симонен, которая сидя в келье, обращается в своих записках, а именно их представляет повествование, к маркизу де Круамару.

  • Краткое содержание Трифонов Старик

    Как-то раз пенсионеру Летунову Павлу Евграфовичу, живущему в дачном поселке, приходит письмо от его подруги молодости Аси Игумновой, в нем она приглашает Павла Евграфовича в гости

  • Краткое содержание Тургенев Смерть

    Тема смерти звучит в большинстве прозаических произведений замечательного русского писателя Ивана Тургенева, в том числе и в рассказе «Смерть». В нем писатель выступает в роли наблюдателя и повествователя

Содержание:

Создание произведения и главные герои

Произведение «Приемыш» Мамин-Сибиряк написал в 1891 году в жанре рассказа о животных. Дмитрий Наркисович жил в это время в Петербурге, но не забывал родной уральский край, где прошли годы его детства. Описывая природу, он тонко передавал естественную красоту и подсказывал, как нужно о ней заботиться. Пронизанное душевной теплотой произведение учит младшее поколение доброте и состраданию, бережному отношению к хрупкому миру.

Повествование рассказа идет от имени автора — барина, большого любителя охоты и рыбной ловли. На досуге он любит гулять по лесу и в окрестностях озер, водит дружбу с местными лесничими и сторожами. Во время рассказа сударь сталкивается с персонажами, о которых с удовольствием составляет рассказ:

  1. Тарас. Пожилой одинокий сторож, человек с добрым и отзывчивым сердцем. Обитает почти 40 лет в рыбачьей избушке на берегу Светлого озера. Когда-то у него была семья и дом, но из-за жизненных обстоятельств он живет одиноко (бобылем).
  2. Приемыш. Молодой лебедь, которого старик спас от гибели.
  3. Соболько. По описанию — старый пес, верный слуга и друг Тараса.

Краткое содержание

Автор передает читателям историю о том, как одинокий пожилой сторож приручил лебедя. Живя у озера, Тарас становится свидетелем многих трагедий. Однажды здесь убили пару лебедей. Их птенец успел скрыться в зарослях камыша. С тех пор старик стал подкармливать малыша, но дружбу с ним не водил. Когда настали холодные времена, ему пришлось вмешаться в законы природы. Тарас спрятал птенца в сарае, где ему было тепло и сытно.

Вскоре лебедь стал проявлять интерес к жизни сторожа, который относился к нему по-отечески внимательно. Как и собаку Соболько, он считал гордую птицу частью своей семьи. Постепенно пес и Приемыш сдружились и стали есть из одной миски. Тарас любовался их трепетным отношением друг к другу. Часто со стороны окружающим представлялась живописная картинка: сторож плыл в лодке по реке, а впереди по водной глади скользил красивый лебедь.

Вскоре лебедь стал здоровой взрослой птицей. Тарас понимал, что момент прощания с ним близок. К тому же на озеро прилетела стая таких же лебедей, к которым стремился примкнуть Приемыш. Сначала старик боялся за крылатого друга, запирал его в сарае. Он думал, что лебедь не сможет жить в стае, ведь там птиц воспитывают с младенчества. Его питомец с трудом мог добыть еды для себя. Где уж такому лететь в далекие теплые края?

Однако Приемыш плакал по-птичьи, и сторож рискнул, отпустил его к собратьям. По его словам, лебедь с радостью бросился к стае. Два дня он общался с птицами и возвращался, но на третьи сутки старик его не дождался, Приемыш покинул дом, где вырос, навсегда.

Тарас и Соболько много дней ждали его возвращения, с грустью смотрели в небо. Иногда им казалось, что их друг вернулся, и они выбегали к озеру, но напрасно — водная гладь была пустынной.

Пересказ и план для читательского дневника

Автор отмечает, что расставание с питомцем далось Тарасу очень тяжело. Он постарел и очень долго переживал за судьбу лебедя. Будучи умным и добрым человеком, старик поступил правильно и отпустил подкидыша в собственный полет. Нельзя распоряжаться судьбой живого существа, держать насильно, без воли. Однако герой привязался к лебедю, поэтому разлука далась очень тяжело. Пересказ произведения в сокращении можно составить на основе плана:

  1. Путь автора к домику Тараса, скрытому камышом.
  2. Верный Соболько.
  3. Пустая избушка.
  4. Встреча со старым сторожем.
  5. История лебедя Приемыша.
  6. Совет автора.
  7. Приход поздней осени.
  8. Одиночество Тараса.
  9. Стая лебедей.
  10. Прощание с дорогим питомцем.

Расставание друзей навеки трогает душу читателей. Автор описывает, как лебедь отплыл от берега, остановился и, обернувшись, крикнул что-то по-своему. Он словно благодарил Тараса за заботу, участие, хлеб и соль. Как бы ни было сложно старику, он понимал, что каждому свое. Человеку — земные дела, а приемной птице — небо. Обладая мудростью, он чувствовал потребности других живых существ.

Отправив Приемыша в стаю, герой доказал свою любовь. Так и родители отпускают своих детей. Сердце плачет, а душа понимает, что ребенок вырос и ему нужно быть самостоятельным.

Главная мысль

Сказка Мамина-Сибиряка учит любить природу и понимать, что для птиц и зверей нет ничего лучше, чем жизнь на воле.

Важно уважать чужие чувства и никого не удерживать рядом с собой силой.

Кратко записать содержание произведения в читательский дневник позволит такой план:

  1. Автор приехал поприветствовать знакомого старого сторожа и познакомился с его ручным лебедем.
  2. Повествование Тараса о том, как он нашел и приручил Приемыша.
  3. Визит автора в избушку старика осенью после того, как лебедь покинул свою обитель.
  4. Рассказ старика о том, что Приемыш увидел стаю лебедей на озере и захотел присоединиться к ним.
  5. Тарас не стал удерживать птицу, после прощания она улетела навсегда.

Основная мысль рассказа заключается в том, что следует учиться милосердию. Нельзя проходить мимо раненой птицы, зверька, просящего о помощи человека. На примере сказки автор показывает, как сострадание приносит радость и дарит смысл жизни. С Тарасом и Соболько остались тепло и свет, которые дарил лебедь.

Лебедь улетел, но он будет радовать грациозностью и красотой людей в других уголках мира. Очень хочется, чтобы судьба уберегла его от людской жестокости и зла.

После ознакомления с кратким содержанием школьникам рекомендуется прочесть рассказ полностью. Это можно сделать онлайн или в бумажном варианте.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://blmb.ru/priyomysh/
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/11/blog-post12.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/priemysh.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/mamin-sibiryak/priemysh
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/priemysh.html

  • Почему рассказ называется автобиографическим уроки французского
  • Похоже ли сказание о кожемяке на сказку обоснуйте свое мнение
  • Поточены карандаши как пишется
  • Почему в конце сказки египеча просит у аннушки прощения
  • Построить рассказ как репортаж корреспондента с новой ярмарки игрушек