На заседании Законодательного собрания Владимирской области 25 ноября депутат от коммунистов Антон Сидорко предложил обсудить федеральные законодательные инициативы. Вопрос отклонили, поэтому редакция «Владимирских новостей» поговорила с представителями партий и узнала их мнение.
Что за закон?
В России рассматривают законопроект об обязательном использовании QR-кодов, подтверждающих вакцинацию от COVID-19. Он нужен для посещения мест массового скопления людей и для проезда на железнодорожном транспорте (ФЗ №17357-8, №17358-8).
У местного парламента есть право рассмотреть законопроекты и дать им свою оценку.
КПРФ
Представители КПРФ свою позицию подробно изложили прямо во время заседания Заксобрания. По мнению депутатов партии, обязательная вакцинация и QR-коды нарушают права граждан, поправки к закону не должны быть приняты. Они считают, что федеральная инициатива принуждает людей не только к вакцинации, но и к регистрации на сайте Госуслуги и покупке смартфонов.
ЛДПР
Координатор Владимирского регионального отделения ЛДПР Владимир Рыкунов дал взвешенный ответ. Он отметил необходимость вакцинации, как главной меры в борьбе с COVID-19, но на добровольных началах. А поправки о QR-кодах, по его мнению, слишком сырые и требуют доработки. До конца ясной позиции у регионального отделения ЛДПР пока нет.
«Единая Россия»
От партии «Единая Россия» развернутый комментарий дал заместитель председателя Заксобрания Роман Кавинов.
На вопрос о том, почему предложение обсудить законопроекты о QR-кодах не были включены в повестку дня, Роман Кавинов ответил, что повестка была очень насыщенной и депутаты, видимо, не были готовы расширять ее. Он в очередной раз подчеркнул, что рассмотрение федеральных законов является правом, а не обязанностью Заксобрания.
Депутаты субъекта федерации имеют право рассмотреть закон или не рассматривать, одобрить или нет, внести поправки или не вносить. Из-за большой повестки подобная работа обычно проводится в заочной форме.
И какова же позиция фракции «Единая Россия»? Роман Кавинов согласился высказать свое личное мнение и не говорить от имени всех депутатов от партии, которые еще не обсуждали этот вопрос на таком уровне.
Сам Кавинов считает, что людей слишком сильно пугает формулировка QR-код, и можно найти что-то более мягкое и понятное: паспорт здоровья или паспорт прививки. Он подчеркнул, что большинство противников закона – это противники вакцинации. Их немного, но они очень громко о себе заявляют и еще подталкивают к протестам людей, которые просто не разобрались в ситуации. На этом фоне некоторые политические силы пытаются набрать себе бонусы, но им, обычно, все равно какой протест поддерживать.
Роман Кавинов считает, что противники прививок – это вредители. Но еще большие вредители те, кто заигрывает с их протестами ради личных политических целей.
По мнению Романа Кавинова, бывают ситуации, когда отдельные ограничения прав и свобод отдельных граждан допустимы и оправданы. Например, в чрезвычайных ситуациях, когда государство может изымать личные транспортные средства повышенной проходимости для проведения спасательных операций. Ситуация с распространением COVID-19 очень похожа. Депутат подчеркнул, что есть не только личные права небольшой группы противников вакцинации, но и права абсолютного большинства вакцинированных граждан на то, чтобы жить, и жить не в условиях ограничений.
КПСС
Депутат Заксобрания от КПСС Иван Алтухов объяснил редакции, что для введения законов необходимо серьезно изучать вопрос. Например, вход в здание обладминистрации, где большинство уже привиты, возможно и по QR-кодам, но в других случаях нужно действовать осторожнее. Депутат считает, что ситуация с коронавирусом вскрыла многие застарелые проблемы медицины. И нужно решать их в комплексе, чтобы больные люди не сидели в одних очередях со здоровыми, чтобы скорые вовремя приезжали на вызовы, чтобы не было нехватки медицинских кадров.
Что касается возможного нарушения прав, то Иван Алтухов просил не путать закон и его применение. Проблему он видит в том, что нынешний подход к вакцинации неправильный, что и порождает сопротивление. Нужен индивидуальный подход, чтобы перед прививкой человек получал комплексное обследование, и только после этого принималось решение. Но здесь опять встает во весь рост проблема комплексной реформы медицины.
Материал отредактирован после общения с Иваном Алтуховым.
«Справедливая Россия»
Депутат от «Справедливой России» Сергей Бирюков дал развернутый ответ на своей страничке ВКонтакте. Он сразу подчеркнул, что выступает за вакцинацию, а вот введение QR-кодов считает трудновыполнимым. Он выдвинул альтернативную программу для противников прививок:
«1.Не принимать никаких ограничений по передвижениям граждан, посещениям общественных мест и т. п.
2. Обязать всех, кто без медицинских показаний отказывается от вакцинации подтверждать свою позицию, соглашаясь с ведением дневника самонаблюдения и необходимости самоизоляции при критическом ухудшении санэпид-ситуации.
3. Обеспечить бесплатное регулярное тестирование на коронавирус групп риска».
Законопроекты должны быть рассмотрены до 10 декабря, если они будут рассмотрены. Повторим, что такой обязанности у Заксобрания нет.
Автор Роман Костоправов
Автор:
Самый Зелёный
·
Опубликовано
· Обновлено
«Мороз и солнце; день чудесный!» — Пушкин писал эти строки, не зная о том, что на нас надвигается «Итоговое сочинение», и морозного декабрьского утра мы ждем не с радостью и полудремой, а с содроганием и тоской. Но ничего страшного, Многомудрый Литрекон всех перемудрит и заготовит аргументы по направлению «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» для итогового сочинения 2021-2022 года. В этой подборке каждый может найти оригинальные литературные примеры и вдохновиться на создание своего шедевра, только в жанре итогового сочинения. Если их нужно дополнить, напишите в комментариях, и Литрекон все сделает в лучшем виде. Приятного просвещения! Кстати, не забудьте взглянуть на темы и направления этого года, а также на пример сочинения по данному направлению.
- Технический прогресс — зло или благо? Н.Г. Чернышевский в романе «Что делать?» доказал, что развитие техники является благом для общества. Благодаря появлению и совершенствованию швейных машин героини произведения смогли зарабатывать на жизнь честным трудом и избежать торговли собой. Вера спаслась от брака по расчету и стала обеспечивать себя сама. Она открыла швейную мастерскую, в которой все работницы были пайщицами одного дела и имели мотивацию для его развития. Этот бизнес помог многим девушкам избавиться от зависимости в семье и в отношениях и жить благополучно. Если бы техника не дошла до такого уровня автоматизации процессов, женщины по-прежнему не могли бы трудиться и оказались бы во власти домашней тирании.
- Чем опасен технический прогресс? Е. Замятин в антиутопии «Мы» показал опасность прогресса. Технические новшества в обществе будущего могут поспособствовать полному порабощению человека в государстве. Тотальный контроль, машины для избавления от фантазии и свободы воли, изощренные пытки, средства для слежки и шантажа — все это сковывает личность и лишает ее всех прав. Главный герой Д-503 в финале был лишен воли и способности мыслить самостоятельно, а потому предал свои оппозиционные идеи и стал лишь винтиком в государственной машине. То есть у человека отняли его личность и свели его значение до базовой функции. Это не было бы возможно без научного прогресса и технической революции, которые были направлены против своих создателей.
- «Прогресс состоит во всё большем и большем преобладании разума над животным законом борьбы». Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» осудил войну и на убедительных примерах доказал, что прогресс в человеческом обществе предполагает отказ от животной агрессии борьбы. Мы можем сравнить мирные и военные картины быта и нравов народа и увидим процветание и разруху, жизнь и смерть, счастье и горе. Как можно отказаться от одного и выбрать второе? Вооруженные конфликты отнимают у общества лучших людей вроде Андрея Болконского и Пети Ростова. Они приносят страдания и увечья всем семьям, ведь даже у Курагиных произошло трагическое событие: Анатоль потерял ногу на Бородинском поле. Может ли мир развиваться в таких условиях? Нет. За французской армией тянется вереница пожаров, потерь, разрушений. И в этой борьбе нет победителя, все лишь пострадали от нее. Поэтому война и прогресс несовместимы.
- Что такое технический прогресс? М.А. Шолохов в романе «Поднятая целина» показал технический прогресс в деле: объединение людей в колхоз позволило им скинуться и приобрести трактор. Техника высвободила бы десятки рабочих рук и увеличила бы объемы сельскохозяйственного производства. Если раньше все казаки от мала до велика были задействованы в пахоте и сборе урожая и получали столько денег, сколько хватало только на выживание, то теперь люди могли освободить время для развития и обучения, чтобы сделать свой труд более качественным и результативным. Так, молодая девушка Варя теперь могла позволить себе учебу и работу на себя. Прошли времена ночного бдения на полях, появление техники ознаменовало новый этап в развитии сельского хозяйства.
- Как развитие технологий влияет на общество? К. Булычев в повести «Приключения Алисы» рассказывает о фантастическом мире научного прогресса. Здесь люди запросто летают в космос и путешествуют по разным планетам. Алиса и ее отец полетели в космическую экспедицию, чтобы привезти животных с разных планет. Они занимаются благими делами, используя новые знания. Благодаря прогрессу герои могут охранять редких животных в любой точке галактики. Однако научные знания становятся не только достоянием каждого, но и причиной преступлений. Например, космические пираты охотятся за формулой абсолютного топлива и используют новые достижения цивилизации для незаконного обогащения. Таким образом, наука может подарить человечеству широкие возможности, если относиться к открытиям обдуманно и бережно, но она же дает новое оружие тем, кто настроен агрессивно и враждебно. Технологии дают возможности, но как их использовать, решает только сам человек, и в этом смысле они никак не влияют на нашу истинную природу.
- Верно ли, что наука всесильна? Наука не всесильна и нельзя с ее помощью сделать все, что угодно, презрев законы природы. Об этом говорит М. А. Булгаков в повести «Собачье сердце». Шариков, которого известный ученый сделал из собаки, настоящим человеком все равно не становится и продолжает бросаться на кошек. Несмотря на старания профессора Преображенского, эксперимент оказался неудачным, и пришлось все вернуть обратно. Кроме темы науки, здесь проводится аналогия с только что появившимся советским государством, у которого был схожий подход: убрать все и переделать по своему усмотрению. И это также не принесло результата. Наука может ошибиться, но важно признать свои ошибки вовремя, как и сделал герой.
- Всегда ли люди понимают и принимают прогресс? К сожалению, лили очень консервативны и не всегда могут понять и принять прогресс. Например, доктор Сальватор из повести А. Р. Беляева «Человек-амфибия» спас человека, обогатил его уникальными способностями, но от общества получил лишь осуждение и непонимание за свой подвиг. Доктор пытался вывести живых существ, приспособленных к любым условиям. Он пересадил жабры больному мальчику Ихтиандру, и тот стал человеком-амфибией, который мог жить в воде и на суше. Окружающие не могли понять гуманитарных стремлений доктора. Педро Зурита хотел поймать Ихтиандра и заставить доставать со дна жемчуг. Его не беспокоят никакие научные прорывы, главное – нажива, прибыль, которую может принести Ихтиандр. Конец истории печален: доктор Сальватор в тюрьме, а Ихтиандр в изгнании. Учёные могут быть не поняты и не приняты обществом, несмотря на высокие цели их исследований. Подчас люди попросту оказываются неготовыми к научным прорывам.
- Может ли научный прогресс привести к катастрофе? М.А. Булгаков, «Роковые яйца». Результаты научных открытий могут быть непредсказуемы и даже опасны. Об этом рассказывает М. А. Булгаков в повести «Роковые яйца». Профессор Персиков придумал луч, который провоцировал бурный рост, но повышал агрессию живых существ. Провести качественные исследования ему не дали, изобретение попало в руки заведующего совхоза Рокка. Он решил вывести устойчивых к болезням цыплят с помощью особого луча, не задумываясь о последствиях. Ещё и куриные яйца перепутали со змеиными. И вывелись не свирепые цыплята, а анаконды и другие рептилии. Только к зиме этих существ победили, и то благодаря морозу. Фантастическая история показывает, что наука требует тщательного и аккуратного отношения, с применением открытий нельзя торопиться, иначе может произойти катастрофа.
- Ложная и истинная наука, определяющая ход прогресса. Ироническое отношение к науке показал В. Пелевин в романе «Искусство лёгких касаний». Вторая часть романа, одноименная названию, представляет собой рецензию на книгу историка Голгофского. Этот ученый развивает теорию о существовании особенных слов, которые могут менять сознание целых народов. Он считает, например, что особые слова, которые распространяются в соцсетях, развивают излишнюю толерантность. Теория звучит как крайне сомнительная, однако такое произведение публикуют, оценивают и анализируют. Здесь поднимается вопрос подлинной науки и ложной. Ради собственного продвижения некоторые учёные занимаются не исследованиями, а скандалами. И это одна из проблем современной науки. Ведь новая мысль порождает направление прогресса, определяет будущее, а лженаука искажает его, ведет человечество по ложному пути.
- Почему люди отстают от цивилизации? К сожалению, многие люди не хотят развиваться и замыкаются в собственном скудоумии. Им куда проще плыть по течению и пользоваться достижениями других. Например, Митрофанушка, герой комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», является символом невежества и глупости. Его обучение лишь только для вида, он ничего не знает и не запоминает. Такое постижение науки абсолютно бессмысленно, оно высмеивается и порицается автором. «Не хочу учиться, а хочу жениться,» – говорит Митрофан. Научное знание крайне важно, его постижение не может восприниматься как тяжкая обязанность, оно делает людей гуманнее – об этом говорит автор, показывая Митрофанушку жалким и ничтожным тираном. Главная проблема, которая тормозит развитие мира, заключается в нежелании людей учиться и идти в ногу со временем. Такие Митрофанушки, которые замыкаются в своем невежестве, не подставляют ножку прогрессу.
- Как обучение людей способствует техническому прогрессу? Евгений Базаров, герой романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», занимается естественными науками. Причем он предпочитает не теоретические, а практические знания. По мнению Базарова, наука должна быть применима к жизни, иначе она ничего не стоит. Несмотря на свои радикальные воззрения, Евгений действительно постиг медицину, чтобы лечить людей, приносить пользу обществу. Приехав в родителям, он начал помогать местным жителям и исцелять их современными методами. Его образование нашло применение в жизни: он смог поднять уровень медицины в своем регионе. Наука должна служить каждому человеку. Этот подход в современном обществе не вызывает удивления, ведь главный запрос в каждом обучении – применимость знаний в жизни. Чем больше мы учимся, тем лучше и масштабнее будет наш вклад в развитие прогресса.
- Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы? А. Платонов в рассказе «Песчаная учительница» показал практическое применение новых технологий и знаний в решении глобальных проблем. Главная героиня приехала в пустыню, чтобы преподавать в школе, но со временем убедилась, что местным жителям не до просвещения. Они не жили, а выживали, потому что на их родине не было воды, еды, дров — ничего для создания быта. Дома и скудные посевы постоянно заносил песок, и люди только и делали, что откапывали свои жилища. Тогда Мария Нарышкина решила изучить вопрос с научной точки зрения и переделать программу. Она начала читать лекции на темы, близкие обитателям пустыни. В школу потянулись и взрослые. Общими усилиями герои посадили деревья, оградили поселок от песка, нашли способ получать воду. Такова сила прогресса: человек может преобразить мир и сделать место, непригодное для жилья, плодородным и процветающим.
- Для чего необходим прогресс? Наука должна служить обществу и улучшать жизнь людей, особенно это касается медицины. Рассказ А. П. Чехова «Хирургия» показывает, насколько важны знания для врача. Фельдшер Курятин измучил своего пациента, дьяка Вонмигласова, пытаясь вырвать ему зуб. У пациентов в сельской местности нет выбора, поэтому им остаётся только терпеть. Однако врач как человек, который напрямую влияет на состояние человека, обязан постигать медицинскую науку как можно более тщательно. К сожалению, Курятин об этом не заботился, считая, что и так сойдёт. В другом рассказе автора под названием «Лошадиная фамилия» врач оказался профессионалом и помог своему пациенту вылечиться. Пока больной искал народного целителя и готов был терпеть боль вплоть до встречи с магом, экспертная помощь была близко и могла избавить его от недуга. Это и есть главная функция прогресса — облегчение и усовершенствование жизни людей.
- Может ли увлечение новыми технологиями и научными достижениями быть во вред человеку? К сожалению, люди часто изучают какую-либо сферу мысли просто для того, чтобы показаться значительнее, чем они есть на самом деле. Наука для Евгения Онегина, героя одноименного романа А. С. Пушкина, является способом выглядеть модным и просвещенным. Именно по этой причине Онегин «Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом». Онегин считал себя образованным человеком, но в реальности все науки знал он поверхностно, только чтобы поддержать светскую беседу. Единственная наука, которую Евгений постиг, была «наука страсти нежной» – герой был умелым соблазнителем, однако пользы это ему не принесло. Наука ценна сама по себе, она необходима, чтобы менять жизнь человечества к лучшему, а не ради того, чтобы казаться лучше. И если знания человека поверхностны и выставляются напоказ только ради одобрения других, ему обучение на пользу не пошло.
- Какие люди способны стать двигателями прогресса? Андрей Штольц, герой романа И. А. Гончарова «Обломов», стремился к деятельности, хотел принести пользу обществу. Это невозможно без образования, научных знаний. И Андрей жадно учился, трудился над тем, чтоб получить как можно больше информации и навыков в разных сферах. Штольц стал образованным человеком и смог достичь успеха. Благодаря трудолюбию и тяге к знаниям герой занимает высокое положение в обществе и получает дворянский чин. Несмотря на то, что современный человек уже не стремится быть дворянином, не изменилось одно: наука и знания (если они применяются на практике) помогут поменять мир к лучшему, подарят независимость. Андрей открыл свое дело и сделал нашу страну более передовой, ведь развил международную торговлю. Такие деятельные, умные и целеустремленные люди, как он, двигают мир вперед.
Наука – это то, что двигает человеческое общество вперед. Образование и технический прогресс прославляли многие писатели XVII-XIX веков. Однако в XX-XXI веках философы, литераторы и общественные деятели задумались об обратной стороне цивилизации – о том, какие могут быть опасные последствия тех или иных изобретений. Мы поможем вам вспомнить аргументы из литературы на эту тему. А если нужных здесь нет, напишите Многомудрому Литрекону, он добавит еще.
Спасибо за Ваши комментарии! Вот отдельная подборка аргументов по книгам из них.
Метки: 11 классаргумент из литературыдекабрьское сочинениеитоговое сочинениеподборкапример из литературысписокЦивилизация и технологии
Читайте также:
Многомудрый Литрекон предлагает Вам три варианта итогового сочинения по направлению «Забвению не подлежит» на тему: Почему тема войны не уходит из литературы? Он привел литературные аргументы из книг «У войны не женское лицо», «Блокадная книга», «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей», «Девочки с Васильевского острова», «А зори здесь тихие», «Василий Теркин».
Вариант 1
(550 слов) Тему войны в искусстве многие называют «вечной», но не потому, что она всегда актуальна, или мы, читатели, очень любим воевать. Причина в том, что мы не вправе забыть о том, что пережил наш народ в 1941-1945 годах прошлого века. Мы не вправе забыть Афганские и Чеченские столкновения. Мы не вправе, ибо наши дети, не знающие об ужасах битв, захотят повторить их и будут горько сетовать на то, что мы не научили их самому главному — тому, что любая война — это величайшая подлость по отношению к человеку. Именно об этом говорят писатели, голос которых будет предостерегать наших потомков.
Например, авторы знаменитой «Блокадной книги», Д. Гранин и А. Адамович, тоже задавались вопросом, имеем ли мы право забыть о событиях 1941-1945? Может, правы те, кто говорят, что хватит уже писать о войне? На все эти вопросы они ответили отрицательно и аргументировали этот ответ многочисленными историями из жизни блокадного Ленинграда — города-героя, который выстоял 900 дней без еды, электричества и другого снабжения, но не сдался врагу. Говоря с ветеранами, читая дневники и письма фронтовиков и их семей, писатели вновь и вновь повторяют: нельзя забыть! Нельзя предать тех героев, которые доказали всему миру, что фашизм уязвим, что с ним можно и нужно бороться. Их пример воодушевлял людей по всему миру. Даже леди Черчилль читала дневник Тани Савичевой и плакала! Авторы проделали огромную работу и выпустили свою книгу в 1977 году. Казалось бы, на тот момент прошло уже более 30 лет со дня снятия блокады, кому это могло быть интересно? Но нет, произведение вызвало массу откликов, сотни писем и телеграмм, и даже сейчас его проходят в школах и вузах. Почему? Потому что литература увековечила подвиг советского народа и стало обвинительным приговором зверствам Гитлера и его армии. Благодаря таким книгам никто и никогда не пойдет по пути нацистской Германии. Они нужны нам, как щит против новых «тысячелетних рейхов».
Не менее впечатляющий пример не так давно удостоился Нобелевской премии по литературе. Светлана Алексиевич написала книгу «У войны не женское лицо» в 1983 году, а в 2015 году получила мировую награду за нее. Почему же людей до сих пор интересует тема войны в литературе? Почему она не уходит в прошлое? А потому что автору удалось привлечь внимание читателей к неизвестной стороне известного явления — к роли женщины на поле боя. Сегодня принято превозносить слабый пол, переписывать сюжеты известных фильмов, чтобы в главной роли была девушка. Но ведь есть исторически достоверные примеры мужества, героизма, отваги женщин, их не надо выдумывать. Светлана Алексиевич беседовала с настоящими артиллеристами, зенитчиками, снайперами, разведчиками, партизанами, саперами, медсестрами, военными прачками, обязанности которых легли на узкие женские плечи. В большинстве случаев даже опрошенные мужчины признавали, что со многими обязанностями на фронте девушки справлялись даже лучше мужчин. Писатель показал актуальную тему значимости и равенства полов в контексте исторического события и открыл нам незнакомую войну. «Мы знаем о войне много и мы знаем о войне мало» — писала Светлана Алексиевич. Как бы много времени ни прошло, как бы много ни было написано, мы еще не изучили все аспекты этого масштабного и трагического явления.
Таким образом, тема войны не уходит из литературы не только потому, что мы не имеем права забыть о ее жертвах и героях, злодеях и зачинщиках. Мы еще и не до конца изучили ее, не поняли и не узнали всего того, что произошло. Мы обязаны и дальше работать над сохранением исторической памяти. Это и есть наша благодарность предкам.
Вариант 2
(454 слова) Почему тема войны не уходит из литературы? Некоторые люди утверждают, что давно пора переключиться на более насущные вопросы, ведь о битвах сказано уже очень и очень много — всего не перечитаешь. Однако такое безразличие к подвигам предков является лучшим объяснением того, почему мы хотим писать, читать и думать о далеких от нас событиях. Нет ничего более актуального, чем забота о сохранении мира во всем мире. Но защитить человека будущего от вооруженных столкновений народов может только литературное предостережение — послание от предков с просьбой, требованием, криком: «Не надо воевать!». Посмотрим, что же говорят нам эти послания?
Итак, в рассказе Юрия Яковлева «Девочки с Васильевского острова» мы встречаем упоминание о Тане Савичевой — девочке, которая вела дневник в блокадном Ленинграде. Она погибла от истощения, а ее дневник дошел до наших дней и вдохновил автора на создание произведения. Перед нами Валя Зайцева — подруга Тани. Несмотря на то, что девочка родилась гораздо позже и уже не застала Таню в живых, она познакомилась с ее дневником и обнаружила, что жертва блокады была бы ее соседкой. История Тани произвела такое сильное впечатление на Валю, что она отправилась в то место, что пролегала «дорога жизни», и помогла строить памятник тем детям, которые не дождались спасения и не пережили осаду города. Значит, последствия войны, описанные в дневнике Савичевой, смогли мотивировать юную героиню совершить свой маленький подвиг и вложить свою лепту в создание мемориала. Описание подвигов наших предков волнует нас до сих пор и мотивирует на хорошие поступки. Это лучшее патриотическое воспитание, которое мы можем получить благодаря литературе.
Не менее вдохновляющим примером является поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин». Автор писал ее всю войну, и каждая глава попадала в окопы и госпитали, на передовую и в тыл. Приключения бравого солдата вдохновляли бойцов на подвиги, а их родственников — на терпение, трудолюбие, мужество. Когда в 1943 году Твардовский хотел закончить поэму, он получил множество писем, в которых читатели требовали продолжения. Люди заучивали эти строки наизусть и шли с ними в бой. Даже сегодня мы учим в школе текст главы «Переправа» и зачитываем его с не меньшим трепетом и энтузиазмом. По сюжету герой переправлялся через ледяную реку, чтобы передать командованию важные донесения. Его самоотверженность и сила духа потрясают читателя и мотивируют его быть стойким, патриотичным, целеустремленным и храбрым. Когда некоторые ученики читают этот текст вслух, они плачут и не могут продолжать. Как война может уйти из литературы, если в нашем сердце для нее остается место, если она вызывает такой отклик в душе каждого из нас?
Таким образом, война никогда не уйдет из литературы, потому что воспоминание о ней не сотрется из народной памяти. Оно необходимо для патриотического воспитания новых поколений людей. Забвение в данном случае можно считать предательством наших прадедов, которые бились за наше мирное небо. Чтобы эта трагедия никогда больше не повторилась, мы должны сохранять память в литературе.
Вариант 3
(507 слов) Тема войны — одна из главных тем в литературе всех стран и народов. Даже если уже несколько поколений людей не видели боевых действий, они все равно думают и пишут о том, что происходило в прошлом. Почему? Причина в том, что любое вооруженное столкновение травмирует человечество, оставляя кровавый след в истории и искусстве. Этот след нужен для того, чтобы лишить образ войны лживого героизма и фальшивой красоты, чтобы потомки героев никогда не допустили повторения тех ужасных событий. Подтверждение этой мысли можно найти в литературе.
К примеру, Курт Воннегут в автобиографическом романе «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей» описал свою поездку к фронтовому товарищу. Они вместе участвовали во Второй Мировой войне и бились против нацистов. Автор приехал к другу, сообщил о работе над книгой и заметил, что жена хозяина дома стала смотреть на него с осуждением. Он выяснил причину: женщина боялась, что он, как и многие писатели, покажет войну в розовом цвете. Она ненавидела кино и книги о тех событиях, ведь считала, что подобные приукрашивания действительности спровоцируют людей на повторение войны. Они тоже захотят славы и героизма. Но Курт Воннегут пообещал ей написать о том, что он пережил на самом деле, ничего не искажая. В романе нет и следа военного пафоса. Перед нами мальчишка, который настолько испугался снарядов, что не смог даже добежать до туалета. В первом же сражении он оторвался от своей части и блуждал в лесу — грязный, голодный, растерянный и совсем не сильный. Найденные им товарищи ожесточились и думали лишь о себе, никак не помогая ему справиться с болью и страхом. Война не возвысила, а унизила этих людей. Читая такие правдивые строки, человек уже не думает о медалях и красивой форме. Он убеждается в том, что война — это преступление против человечества, и повторять ее нельзя. Именно поэтому книга популярна и востребована по всему миру.
Не менее пронзительные описания войны-чудовища, войны-убийцы мы видим в повести Бориса Васильева «А зори здесь тихие». В своем последнем интервью «Новой газете» в 2012 году он сказал: «Когда убивают женщину на войне — это выходит за рамки обычного представления, война с невероятно оскаленной мордой, лишается всякого флёра, героизма». Действительно, читатель ненавидит лозунг «Можем повторить!», относящийся к Великой Отечественной войне, когда узнает о судьбе молодых зенитчиц. Нельзя повторять такую трагедию! Героини пришли в «тихое место» проходить службу, но случайно напали на след вражеского десанта. Лиза, которая отправилась за помощью, утонула в болоте, и ее соратницам пришлось самостоятельно обезвреживать сильных и хорошо подготовленных противников. У девушек не были ни опыта, ни достаточного вооружения, ни способности убивать людей. Галя даже выронила оружие и упала на землю при виде врага. Поэтому все они погибли, выполняя задание. Выжил лишь старшина Васков, который завершил операцию, но лишился при этом руки. Такая литература никогда не устареет, потому что учит человечество ценить мирное небо над головой. Поэтому в 2015 году книгу экранизировали повторно.
Таким образом, война всегда будет занимать важное место в искусстве, потому что только творцы могут воспитывать в умах новых поколений ненависть к кровопролитию и гуманизм. Сила литературы заключается в том, что она сохраняет реальную историческую память и передает ее потомкам героев, которые научатся не повторять ошибки прошлого.
метки: Понимать, Давать, Человек, Жизнь, Ребенок, Зрение, Старший, Найти
- Почему люди не понимают друг друга?
Часто встречаются ситуации, когда люди абсолютно не понимают друг друга. В чем заключаются причины сложившейся обстановки? Постараемся подробнее проанализировать данную тему. Каждый человек смотрит на мир, исходя из конкретных представлений о жизни. Некоторые люди не могут воспринимать другую точку зрения на определенный вопрос, но они не способны иначе посмотреть на мир. Еще они абсолютно лишены возможности принять чужое мнение, то они отмечают, что у них истинная картина мира. Стоит отметить, что люди не осознают, что вопрос рассматривают с нескольких сторон, поэтому в обществе развивается эгоизм. Эти люди не желают чувствовать и думать о том, что ощущает человек, не стремясь понять истинные мотивы его поступка.
О причинах того, почему люди не стремятся найти понимания, поэтому многие замечательные писатели пытались рассмотреть тему в произведениях.
В произведении «Недоросль» показано, что мальчик Митрофан не воспринимает чувства людей. С детства его приучали к плохому обращению к простым людям. Эти человеческие качества он имеет от матери, поэтому герой полностью убежден в правильности конкретного образа жизни. Если он наблюдает отклонения от данной нормы, то старается исправить возникшую ошибку. Митрофанушка не может понять простого человека, так как не бывал на его месте. Еще он не в силах понять положительные качества Стародума, Правдина, Милона, Софьи, так как их взгляды на жизнь ему не знакомы. Воспитание госпожи Простоковой сформировало подобное поведение мальчика. В результате получилось так, что мальчик привык, что его пожелания быстро воплощали люди, поэтому он не способен иначе посмотреть на жизнь. Он не может понять тех людей, иначе рассматривающих простую жизнь.
И.С. Тургенев рассуждал на тему: почему люди не могут найти взаимопонимания. Особенно данная тема отражается в его известном произведении «Отцы и дети». Представителем «отцов» был Павел Петрович Кирсанов, а «детей» представлял Евгений Базаров. Эти люди вступают в спор, обсуждая разные темы, касающиеся жизни человека. Стоит отметить, что у героев различных возрастных групп, наблюдаются противоречивые взгляды на жизнь. И.С. Тургенев показывает, что герои не могут разобраться в ситуации. Эти персонажи уверены, что их точки зрения правильны, а точка зрения оппонента отражает ложные представления о жизни. Данные участники спора не пытаются понять позицию противника, не желая соглашаться с конфликтующей стороной. Евгений и Павел могут прийти к мирному соглашению, но им мешает эгоистичность натуры и уверенность в том, что их понимание жизненной цели считается истиной в последней инстанции.
2 стр., 921 слов
Ответственность человека за жизнь на Земле
… из чего, но и негде. Сочинение: Проблема ответственности человека за жизнь на Земле в романе Ч. Айтматова «Буранный полустанок». Мысль об ответственности человека за жизнь на Земле присутствует в каждом произведении … жизни на Земле. «Никто не пережил Землю, никто не минет Земли», — говорится в романе. «Фантастическое — это метафора жизни, позволяющая увидеть ее под неожиданным углом зрения. …
В результате люди не понимают друг друга, так как нет желания взглянуть на конфликт. Еще они лишены возможности прислуживаться к чужому мнению.
Вариант с примерами и аргументами из литературы
Нашу огромную планету населяет большое количество людей, и они все очень разные по характеру, по темпераменту, по возрасту, по национальности, по половой принадлежности. Бывают такие моменты, когда люди совсем не понимают друг друга. Когда же возникают такие ситуации?
Во-первых, взрослые и дети часто конфликтуют. Это борьба поколений, где взрослые были воспитаны по старым традициям и устоям наших бабушек и дедушек. Современное поколение отказывается понимать старые способы воспитания и культуру в целом.
В прошлом конфликт поколений не была столь явной и ощутимой, так как шло медленное развитие общества. Взрослого человека принимали как «мудрого человека», и он был источником знания, уважения и мудрости.
В нашем мире дети могут получать знание и опыт из интернета, телевизора, и только в последнюю очередь они обращаются к старшим. Развитие идет быстрое и уважение к старшим теряется. Только, по моему мнению, воспитание человека зависит от родителей.
И.С. Тургенев ярко показал конфликт поколений в своем замечательном произведении «Отцы и дети». Павел Петрович Кирсанов, который является поколением «отцов», и Евгений Базаров, относящийся к ряду «детей», вступают друг с другом в спор, они обсуждают политику, социальную и культурную сторону жизни и у героев, разного поколения, наблюдаются совершенно противоположные взгляды. И.С. Тургенев показывает, что герои не понимают друг друга, потому что просто не хотят понимать друг друга. Они видят мир разными глазами, и каждый прав сам за себя и за свое поколение.
Во-вторых, непонимание между людьми зависит от характера и темперамента человека, есть люди спокойные, мечтательные и тихие, а некоторые очень вспыльчивые и активные. Такие собеседники имеют разные мнения. В литературе это можно проследить в произведении А.Н. Островского «Гроза», где две героини Екатерина и Варя отличаются разными взглядами на многие вещи.
Хочется отметить такое произведение как «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. Разные сословия никогда не понимали друг друга и это третья причина, почему люди не могут прийти к единому мнению. Разный уровень жизни, разный уровень комфорта и удобств, разные судьбы и мировоззрения приводят к непониманию помещика жизни крестьян. Даже взгляды на то, как нужно проживать каждый день можно проследить в данном произведении. Крестьянин готов работать и посвятить свою жизнь работе, чтобы прокормить семью, детей, а дворянин стремится посещать светские мероприятия, отдохнуть на природе, поехать на охоту или праздно провести время.
2 стр., 523 слов
Травка – друг человека в сказке Кладовая солнца, Пришвин
… прослыл в селе героем, а с Травкой они навсегда стали лучшими друзьями. В этом маленьком человеке собака увидела ту же доброту, которую … красивым. Настя и Митраша росли одни без родителей, так как мать умерла от болезни, а отец погиб во время Отечественной войны. … слуха и обоняния, помчалась в сторону Слепой елани. Там она нашла сначала Настю, которая сидя на корточках плакала. Девочка вспомнила …
В заключении хочется сказать, что мир огромен, сколько людей, столько и мнений. В данном сочинении рассмотрены еще не все конфликты, возникающие в современном мире. Писатели точно описали все проблемы общества в своих произведениях. Благодаря им мы узнаем и обсуждаем, а также находим решения всех непониманий в человеческом обществе.
Также читают:
Картинка к сочинению Почему люди не понимают друг друга?
Популярные сегодня темы
-
В романе Евгений Онегин есть фраза : Мечтам и годам нет возврата!, которая стала крылатой. С этой фразой невозможно не согласиться. Мечты помогают отвлечься людям от мира, проблем.
-
Лопахин – главный герой «Вишнёвого сада», купец, который обладает большим умом, сообразительностью и рациональным подходом к делам.
-
Пришвин является известным мастером в описании природы и животных, он отлично чувствует красоту природы и может подбирать великолепные эпитеты для того чтобы передать всю красоту существующей природы.
-
Зинаида Евгеньевна Серебрякова, поразила меня своими работами. Я очень много знаю талантливых художников — мужчин, но женщину встречаю впервые. Особенно мне понравилась ее работа под названием «За туалетом. Автопортрет».
-
В поэме этот образ занимает явно не первое место, но имеет большое значение. Многие персонажи – гости на балу, вообще, без имен. Те же княгини номер один-два, с которыми Наталья Дмитриевна обсуждает фасоны платьев
Знак вопроса
Первоначально я хотел сопроводить статью подзаголовком «курс на расцерковление», поставив в конце жирный знак вопроса и уже приготовившись услышать, что автор напрасно сгущает краски. Поскольку со времени принятия в январе 1918 года известного всем Декрета, еще не было столь благоприятного времени, как сегодня, когда Школа и Церковь были настолько близки и сотрудничали.
При этом на Вятской земле еще в 1998 году удалось осуществить то, о чем в других регионах по-прежнему только мечтают – создать православную гимназию, одним из учредителей которой стала … администрация города. В чем, впрочем, нет ничего необычного. Поскольку, в соответствии с действующей Конституцией и законами, православные родители имеют право воспитывать детей в соответствии со своими убеждениями, а государство – направить их налоги на содержание подобных школ. Было бы желание! А Вы говорите «курс на расцерковление»!
Как говорят на Вятке, «так-то оно так». Вот только по всей стране подобных школ «раз, два и обчелся». Несмотря на все их успехи в ЕГЭ и воспитании учащихся, о важности которого в последнее время так много говорится с самых высоких трибун. Почему же система образования не спешит обобщить их опыт, а священники и учителя, работающие в православных школах, признаются, что результаты работы радуют не всегда? Отчего, порой, опускаются руки, и хочется уйти в обычную школу, где никто не ждет от тебя чудес.
Что не так со Школой? Почему православная педагогика по-прежнему остается в ней на положении падчерицы, хотя упомянутый выше Декрет давно утратил свою силу? Надо ли ждать перемен? Попытке ответить на эти вопросы посвящена настоящая статья. Однако, прежде, уместно спросить, откуда у автора интерес к теме и, главное, есть ли у него соответствующие знания и опыт?
Судите сами.
Век живи, век учись!
Вопросами педагогики я стал интересоваться еще в годы учебы в Кировском пединституте. Благодаря не столько лекциям и семинарам, сколько студенческому объединению «Эверест», участники которого, в составе отрядов студентов и подростков, ремонтировали узкоколейки и попутно учились решать непростые педагогические задачи, взятые не со страниц учебников, а из самой жизни.
Тогда же, в далеком 1990 году, на страницах «Учительской газеты» была опубликована моя статья, посвященная тому, как между собой соотносятся подвижничество и героизм, на примере православной религиозной философии и педагогики А.С. Макаренко, которой тогда многие были увлечены.
С тех пор все, что произошло и ныне происходит со Школой, мне было интересно. Сначала, как учителю – в годы работы в Кстининской сельской школе, где нашей учительской семье довелось обрести замечательных коллег и друзей. Затем, как чиновнику – в годы работы в областной администрации, когда трудами неравнодушных людей в г. Кирове появились Трифоновские чтения, православные гимназия, детский сад и загородный лагерь. После, как священнику, понимающему, что будущее рождается не только в высоких кабинетах, но также в учебных классах, на уроках и переменах между ними.
Моя супруга Ирина, учитель высшей категории, двадцать лет назад решилась перейти из обычной школы в православную гимназию. Несмотря на то, что из-за небольшой нагрузки этот шаг лишил ее учительской пенсии, но не изменила своему призванию. Эту же гимназию окончили наши дочери Анастасия и Александра и сейчас также работают педагогами, только по вокалу.
Почти все наши друзья – учителя. Благодаря им, работе и служению священника мне довелось побывать во всех типах образовательных учреждений, включая элитные лицеи и спецучилища. Пообщаться с самыми разными людьми, причастными к судьбам Школы. Узнать, чем они живут. Увидеть, что называется «в динамике», куда все идет. Что пригодилось, в том числе для работы в составе Межсоборного присутствия над проектами документов об отношении Церкви к науке, культуре и образованию.
При этом я, конечно, не настаиваю на том, что мои суждения безошибочны, и все же пишу с надеждой, что, возможно, кому-то они пригодятся.
Два пути
С чего начать? Пожалуй, с главного. С того, что школа, несомненно, заслуживает большего внимания, чем мы ей уделяем. Хотя бы потому, что является одним из самых древних и эффективных инструментов, с помощью которого общество и сам человек стараются победить живущее в нем животное. Во что сторонники эволюции верят буквально, а христиане фигурально, иносказательно, и чего можно добиться, как минимум, двумя путями: или научить человека любить — этим путем идет Церковь, или превратить его в подобие машины, к чему, так или иначе, приходят все, кто пытается обойтись без любви.
Конечно, степень расчеловечивания может быть разной. Если одни готовы всю жизнь, как роботы, перекладывать на столе бумаги, то другие стремятся, уже не в переносном, а в прямом смысле, срастить человека с машиной и так вывести новый вид, способный вытеснить обычных людей на обочину жизни. Однако если их поскрести, то под налетом умных речей и дорогих костюмов можно обнаружить один и тот же исходный посыл — стремление обустроить окружающий мир без любви. С помощью одних только, отдельно взятых, технологий, в том числе Единого государственного экзамена, который, как известно, как никто другой определяет будущее выпускника. Причем, независимо от его нравственных качеств.
Так стоит ли удивляться тому, что массовая Школа забыла о воспитании, и все попытки его реанимировать пока так и не принесли ощутимого результата. Как и тому, что многие ее выпускники не могут создать и сохранить семьи, не хотят заботиться о детях и пожилых родственниках, жить в мире с родителями и, когда в магазине вы просите их обменять по ошибке купленную книгу, как роботы, равнодушно кивают на висящую в углу прилавка инструкцию. Ведь именно этому мы их и учили – не вниманию к людям, а буквам и цифрам, правилам и орфограммам, законам и аксиомам.
Конечно, школы бывают разные. Учителя тоже, и многие из них, несмотря ни на что, по-прежнему учат детей не только считать, но также не обсчитывать, писать сочинения, а не кляузы и доносы. Однако, в современной школе это, скорее, не правило, а исключение. Когда же оно сложилось и почему? Когда Школа вступила на этот путь — путь без любви?
Семья. Церковь. Любовь
Конечно, проще всего кивнуть в сторону большевиков. Однако для многих очевидно, что Школа вступила на путь без любви задолго до 1918 года, и принятый ими Декрет лишь зафиксировал положение вещей. Признал нормой то, что раньше ей не считалось. О чем речь?
Столетиями педагоги, подобно домашнему рабу в Древней Греции, брали ребенка за руку и уводили из семьи в школу, чтобы научить грамоте, основам военного дела, ремеслу или рукоделию. Так, в самом начале «школьного дела», сложилось разделение между Семьей и Школой, которая помогала ребенку приобрести новые знания, а также найти свое место вне Семьи — в своем классе или квартале, городе или селе. Однако затем, после уроков, ребенок все равно возвращался в Семью, ближайшим помощником которой была Церковь.
При этом, даже понимая всю важность социализации детей, необходимо подчеркнуть принципиальную разницу между Семьей и Школой. Если класс объединяет детей по формальным признакам — времени рождения и месту проживания, то в основе семьи лежат неформальные предпочтения — взаимная симпатия, общность интересов, единодушие, уважение и, в конечном итоге, любовь. Ведь люди, как правило, не выходят замуж за первого встречного, но сами выбирают спутника жизни, и, если изменяют любви, то такая семья перестает существовать.
Конечно, в Школе также есть дружба, взаимная симпатия и даже первая любовь, и все же хранительницей любви является не Школа, а Семья. Которую, в том случае, когда ее члены исповедуют христианскую веру, Апостол Павел называет «домашней Церковью» (Кол. 4, 15). Поскольку, как в Церкви, так и в христианской семье, Любовь является не просто «приятным бонусом», но непреложным законом, основанием бытия.
Семья, Церковь и Любовь связаны так крепко и нерасторжимо, что любое унижение Церкви неизбежно ведет к унижению Семьи и «охлаждению» Любви (Мф. 24, 12). Подобно тому, как забвение о Любви ведет к кризису в Семье и Церкви, а невнимание к Семье не позволяет Церкви в полной мере раскрыть данные ей дары.
Поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что после изгнания Церкви из Школы вскоре такими же, ненужными системе образования, изгнанниками оказались Семья и Любовь. В чем легко убедиться, пролистав бланки ЕГЭ или заглянув на родительское собрание в среднем звене и не досчитавшись на нем половины пап и мам, искренне уверенных в том, что Школа вполне сможет обойтись и без них.
Шли, шли и пришли
При этом, если раньше, во времена не только Платона и Аристотеля, но даже Толстого и Тургенева, после уроков, ребенок все равно возвращался в Семью к папам и мамам, братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам, то теперь ему, зачастую, некуда возвращаться. Поскольку той прежней семьи и тем более семьи – «домашней Церкви» не существует.
Согласно статистике, в современной России каждый третий ребенок воспитывается в неполной семье, и в будущем подобных семей будет еще больше, поскольку число разводов неуклонно растет. Так в 2020 году в России распалось 73 % браков. Для сравнения, 30 лет этот показатель был равен 42 %, а 70 лет — 4 %. При этом в Кировской области дела обстоят еще хуже — в 2020 году здесь распалось 84 % семей.
Согласно той же статистике, средний срок жизни современной российской семьи составляет 10 лет, то есть, едва сын или дочь окончат начальную школу, родители разводятся. И вы, к сожалению, ошибаетесь, если думаете, что в православной гимназии дела обстоят, в корне, иначе. Несмотря на то, что там немало крепких и дружных семей, и детям после уроков, на самом деле, есть куда возвращаться. В отличие от большинства их сверстников, которые раньше тусовались во дворах и подъездах, а теперь зависают в интернете. Не потому что «молодежь сегодня не та», а потому что дома их никто не ждет — родители на работе, братьев и сестер нет, а бабушки и дедушки живут отдельно. Ну, вот! что называется «шли, шли и пришли».
Очевидно, что сложилась такая ситуация не сама собой. Таков итог долгого, длиной почти в два века пути, в течение которого главной целью и мерилом прогресса был не человек, а массовое производство, в целях развития которого, собственно, и создавалась массовая школа. Чтобы обеспечить заводы и фабрики квалифицированными кадрами, а детей, пока их родители работают, собрать в школьные классы, посадить рядами и заставить учиться по одним и тем же программам и учебникам. Подобно тому, как трудятся рабочие на фабриках и заводах. Неслучайно наши школы так их напоминают.
Когда же, в 1960-е годы, в СССР пришла научно-техническая революция, и возникла необходимость массовой подготовки квалифицированных научных и инженерных кадров, то по всей стране начали создаваться спецшколы, для обучения в которых одаренным старшеклассникам приходилось уезжать из родного города и жить вдали от семьи, в лагерях и интернатах. Первые из них были созданы в 1963 году в Москве, Ленинграде, Новосибирске и Киеве. Позднее, подобные спецшколы были открыты в Ереване, Тбилиси, Чебоксарах и других городах.
Можно спорить о том, насколько эффективным оказался такой способ обучения. Важно другое — Семья, в очередной раз, оказалась лишней. Пока лишь в нескольких случаях, для школ, созданных при крупных университетах страны. Однако когда они стали ориентиром для остальных, это не могло не сказаться на всей системе образования и превратилось в тенденцию или, по-английски, «тренд», о котором следует сказать подробнее. Поскольку в русле именно этой тенденции сегодня вынуждены развиваться тысячи школ по всей стране, в том числе православных.
Тренд на подготовку «электроников»
Именно тогда, в 1964 году, на полках книжных магазинов впервые появилась книга о человекообразном роботе Электронике, придуманном советским писателем Евгением Велтистовым. Круглый отличник, способный легко овладеть школьной программой и поэтому, казалось бы, во всем превосходивший своих сверстников. За одним исключением — у него не было семьи и друзей, что сам робот осознавал, как ущербность и, поскольку был запрограммирован на совершенство, всячески старался исправить. Такая немного наивная, но добрая и полная надежд на гармонию между людьми и машинами сказка, покорившая сердца миллионов советских людей.
Следует обратить внимание на то, что Электроник и его друзья учились не в специальной, а в самой обычной московской школе и были не старшеклассниками, а учащимися среднего звена. Точнее, в книге – 7-го, в фильме – 6-го класса. Благодаря чему уже вскоре стали героями учительских грез, пределом мечтания школьных методистов и родителей, а сам Электроник чем-то вроде «идеальной модели выпускника». Хотя об этом, конечно, не было объявлено с высоких трибун.
Так идеалом для миллионов людей стал робот — андроид, машина, которая будто бы единственная способна победить живущее в человеке животное. Конечно, сам писатель в этом не виноват. Он лишь почувствовал и выразил «дух времени». Как когда-то смогли это сделать писатели XIX века, задолго до ученых предсказавшие ужасы русской революции. Только многие ли их тогда услышали? Как и сейчас, многие ли понимают, что в результате всех этих новаций человек оказался не вершиной творения, а всего лишь ступенькой на пути от животного к киберфизическим системам будущего, во всем превосходящих обычных людей. Причем благодаря вовсе не смарфонам и гаджетам, которых так иногда бояться некоторые прихожане, а благодаря изгнанию из Школы Церкви, Семьи и Любви.
По сей день тысячи родителей по всей стране мечтают отдать сына или дочь в спецшколу, гимназию, лицей или, по крайней мере, в школу с углубленным изучением отдельных предметов, чтобы работающие в них чудо-учителя перепрограммировали их «сыроежкиных» в «электроников», которые смогут легко поступить в любой престижный ВУЗ. Даже, если он расположен в тысяче километров от родного дома, и выпорхнувшие из родительского гнезда дети, больше в него никогда не вернуться.
Будут жить в общежитиях и на съемных квартирах, годами не приезжать в гости к родителям, часами трястись в метро и стоять в столичных пробках, перебиваться случайными заработками и связями, не иметь возможности завести семью и детей, навестить старых друзей, которые всегда «родом из детства», и при этом стараться не думать о том, что такая жизнь почти ничем не отличается от существования робота, которое, даже при всем желании, жизнью не назовешь.
Поэтому лучше и проще всего ни о чем таком не думать, а, просто, «делать свое дело». Брать пример с других «электроников», которые, не мучая себя и других вечными вопросами, уже более полувека бодро шагают по стране, давно пришли в высокие кабинеты и, скорее всего, уже понимают, чем все закончится. Ведь они, действительно, во многом превосходят своих современников.
Понимают, что в конце этого пути нас ожидает утрата уже не только образа Божия, но также привычного человеческого образа. Превращение человека в придаток машины, а общества — в глобальный и максимально обезличенный механизм, в котором не только семья и любовь, но, буквально, все сугубо человеческое будет считаться отсталым, ущербным, ненужным и даже опасным. Мир, в который мы пока еще не пришли, но непременно придем. Если будем и дальше идти по этому пути — пути без любви.
Педагогика слов
Очевидно, что с таким будущим готовы согласиться не все. Поэтому, когда на рубеже веков гнет государственной идеологии ослаб, и педагоги получили право на эксперимент, по всей стране стали возникать различные авторские школы, в том числе православной направленности. Так в г. Кирове появилась Вятская православная гимназия во имя преподобного Трифона Вятского, к созданию которой приложили руку многие неравнодушные люди — священники и педагоги, руководители и родители.
За эти годы коллективу гимназии довелось в полной мере испытать, как силу тренда на подготовку «электроников», так и всю его ограниченность. В тех случаях, когда дело касается не экзаменов и олимпиад, а воспитания учащихся, взаимодействия с Семьей и Церковью. Возможно, будь она обычной школой, это не так бросалось бы в глаза. Однако когда вы назвались православной гимназией, это не может не обязывать. Тогда вы словно оказываетесь в луче света, способном высветить все недостатки и несбывшиеся надежды.
Первое время казалось, и некоторые верят в это до сих пор, что достаточно переименовать обычную школу в православную гимназию, написать новый устав, ввести в расписание уроков «Закон Божий» или «Основы православной культуры», пригласить на работу институтских преподавателей, кандидатов и докторов наук, заставить педагогов посещать семинары с участием опытного духовника, а детей участвовать в школьных конференциях и предметных олимпиадах, внедрить стройную систему внеклассных мероприятий воспитывающей направленности, заручиться поддержкой со стороны органов управления образованием, и результат обеспечен. Школа заработает по-новому, и всем будет счастье!
Но не сбылось. Почему?
Конечно, проще всего, снова кивнуть в сторону системы образования, которая уже давно распрощалась с мыслью об экспериментах и вернулась к единообразию. Символом чего является «великий и ужасный» ЕГЭ, который все без устали критикуют. Однако ни государство, ни школа, ни общество прощаться с ним, судя по всему, не собираются. Несмотря на то, что к душе ребенка ЕГЭ абсолютно равнодушен и всех остальных учит тому же.
Тем более, что это лишь следствие того, что в сознании огромного числа учителей и родителей – причем, как верующих, так и неверующих – Школа является не живым организмом и не общим делом, а механизмом, чем-то вроде «станка с числовым программным управлением», на котором должны работать исключительно одни только «шкрабы» — школьные работники. А, раз так, то можно настраивать этот станок до бесконечности, но изготовить с его помощью из полена живого человека все равно не получится. Потому что живое рождается от живого, а любовь — от любви. Подобно тому, как можно зажечь свечу только от другой горящей свечи, а, если она потухла, то, сколько в нее не тычь другой свечей, она не загорится.
Вот почему, для того чтобы научиться новой жизни и любви, ученики Христовы, должны были встретиться с Живым Богом, Который есть любовь (1 Ин. 4, 8). Вот почему для этого Бог стал Человеком, жил среди Своих учеников и создал Церковь, в которой живые люди встречаются с другими людьми и те, примером своей жизни, являют им Живого Бога, неотлучно пребывающего среди Своих учеников.
Если бы для того, чтобы приобщить апостолов к этой новой жизни, Христу нужно было, просто, написать учебник, Он бы его написал. Но в том-то и дело, что этого мало. Даже если «Основы православной культуры» переименовать в «Закон Божий» и заставить выучить его наизусть. Слова в этом деле бессильны. Потому что любовь нельзя объяснить. Но ее можно показать. Именно поэтому в любви важны не слова, а дела, благодаря которым даже ребенок способен понять, любит тебя человек или притворяется? Ведь это так просто! Если папа после обеда моет посуду, значит, любит маму, а, если не моет, но, свалив в мойку, прыгает с пультом от телевизора на диван, значит, только говорит о любви.
Любовь нельзя объяснить, но ее можно показать. В первую очередь, личным примером, всей своей жизнью. Поэтому, когда апостолы спросили Христа, где он живет, Он ответил: «Пойдите и увидите» (Ин. 1, 39). Поэтому апостол Иоанн наставлял учеников: «Дети мои! станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (1 Ин. 3, 18). Не словом, а делом — только так можно научить и научиться любви!
Что же касается современной Школы, она почти вся состоит из «слов» — терминов и понятий, учебных программ и образовательных стандартов, правил и инструкций, образцовых тестов и компетенций, лекций и открытых уроков, экзаменов и семинаров, а также бесконечных отчетов и методических рекомендаций. Слова, слова, слова… Они льются рекой. Под них заточены учебные классы и студенческие аудитории, педсоветы и родительские собрания, линейки, выпускные вечера и внеклассные мероприятия. Как будто единственное, что ценится в школе — это «усердье к письменным делам». Что, возможно, важно для составления отчетов и успешной сдачи ЕГЭ. Вот только на Страшном Суде Христовом они вряд ли пригодятся.
Однако, несмотря на это, школьный «станок» по-прежнему продолжает работать, и кажется, что все заботы участников «школьного дела» лишь о том, чтобы он работал бесперебойно. При этом даже, если мы покропим этот «станок» святой водой, повесим над ним икону, введем в программу «Закон Божий», поменяем методиста на духовника, заставим учителей регулярно слушать его проповеди и заниматься научной работой, суть не изменится. Такая школа все равно останется «станком», что, порой, расцерковляет еще больше.
Как это было в начале 20 века, когда выпускники российских гимназий «уходили в революцию». Не потому, что плохо учили «Закон Божий», а потому что те, кто их учил и вместе с ними учился, говорили одно, а поступали иначе. Ведь расцерковлять могут не только лекции по научному атеизму, но также лицемерие, подобострастие, холуйство, небратолюбие, барство, бюрократизм, формализм, показное благочестие и фарисейство. Особенно, когда это исходит от верующих. В любом случае, важно помнить, что Христа распяли не атеисты, а очень даже верующие и начитанные люди.
Педагогика любви
На что наша надежда? В любом случае, не на слова, а на Бога и людей – живых, любящих, интересных, понимающих, что «не хлебом единым будет жив человек». А раз так, то маленькому человеку нужны не только знания, но также любовь. Без которой не создашь и не сохранишь семьи, не воспитаешь детей, не исполнишь свой сыновний или гражданский долг, не заслужишь уважения коллег и, главное, не войдешь в Царство Небесное.
Поэтому наша надежда не на новые ФГОСы, «кейсы» или «дорожные карты», а на любовь и людей, которые способны эту любовь показать и для этого объединиться, перестать относиться к Школе как к «станку», за которым должны работать одни только «шкрабы», а всем остальным, будто бы, там делать нечего.
Наша надежда на людей, которые стремятся не прогнуть под себя других, а к соборному труду, умеющих слушать и слышать. В том числе тех, кто пока еще не готов выразить свои мысли на языке Церкви, но разделяет мысль о том, что в центре «школьного дела» должны стоять не баллы и оценки, а ребенок, маленький человек. Причем не только, как будущий «электроник», отличник и медалист, а во всей полноте душевных сил. Включая творчество, искусство, музыку, спорт, умение дружить, жить в мире с одноклассниками, уважать старших и заботиться о младших.
Наша надежда на священников и прихожан, неравнодушных к вопросам образования. Надежда на родителей, которые стараются устроить семью на началах христианской любви и интересуется жизнью Школы. Надежда на учителей, которые занимаются своим делом не только ради заработка, но любят детей и открыты для сотрудничества с Семьей и Церковью. Надежда на всех, кто не хочет, чтобы наши дети и внуки превратились в роботов — андроидов, а человечество — в мир без любви или, говоря языком Церкви, в ад.
Прошли ли мы точку невозврата? Возможно. Но даже в этом случае унывать не следует. Поскольку сказано, что, хотя любовь охладеет, она никогда не перестанет (1 Кор. 13, 8). Следовательно, все, что нам нужно – пребыть в любви к Богу и ближнему. Каждому на своем месте – священника или учителя, родителя или чиновника, ученого или домохозяйки. Даже, если ради этого приходится годами идти против течения, которому не видно конца.
Означает ли это, что государство должно забыть о ЕГЭ и предметных олимпиадах и всей силой бюрократического аппарата заняться «внедрением» в школы любви, требуя от педагогов знания апостольских посланий, обязательной улыбки и регулярной отчетности перед соответствующим Департаментом в Министерстве просвещения.
Боже, упаси!
Почему? Потому что государство — механизм. Отдавать любовь в руки механизма безрассудно и преступно. В лучшем случае, все снова потонет в болтовне и писанине, а в худшем – вызовет отторжение. Ведь насильно мил не будешь. Поэтому воспламенять любовь с помощью указов и инструкций не надо, да и все равно не получится. А вот наблюдать за тем, чтобы этих инструкций было меньше, стоит. Как и за тем, чтобы Школа была не Лобным местом, а местом для диалога, в том числе с Семьей и Церковью, хранительницами любви. Диалога, без которого будущего нет не только у Школы. У всех нас.