Почему неизбежен конфликт между катериной и кабанихой сочинение рассуждение

Урок 38. а. н. островский: судьба, личность, литературно-театральное творчествоурок 39. а. н. островский. гроза: история создания, смысл названия, своеобразие конфликтаурок

Урок 38. А. Н. Островский: судьба, личность, литературно-театральное творчество

Урок 39. А. Н. Островский. «Гроза»: история создания, смысл названия, своеобразие конфликта

Урок 40. Система образов, приёмы раскрытия характеров героев драмы А. Н. Островского «Гроза»

Урок 41. А. Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «тёмного царства»

Урок 42. А. Н. Островский «Гроза». Протест Катерины против «тёмного царства». Нравственная проблематика пьесы

Урок 43. Споры литературных критиков вокруг драмы А. Н. Островского «Гроза»

УРОК 43
СПОРЫ

ЛИТЕРАТУРНЫХ КРИТИКОВ

ВОКРУГ ДРАМЫ «ГРОЗА»

Цель:


ознакомить учащихся с противоположными мнениями Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. А. Григорьева о драме А. Н. Островского «Гроза», сопоставить их; осмыслить
отдельные положения критических статей Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, А. А. Григорьева; совершенствовать
умения делать выводы и обобщения на основе работы с несколькими источниками информации; формировать мировоззрение учащихся; воспитывать культуру читательского
восприятия.

Оборудование:
раздаточный материал, тексты критических статей Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы».

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирование умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся рассказывают о противоречивых мнениях о драме А. Н. Островского «Гроза»; делают выводы и обобщения на
основе работы с несколькими источниками информации (критическими статьями); принимают участие в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

1. Слушание нескольких творческих работ



(см. домашнее задание предыдущего урока)

2. Вводная беседа: «погружение» в тему урока

• Чем вызван интерес читателей, зрителей, режиссеров, актёров разных эпох к драме А. Н. Островского «Гроза»?

• Как вы думаете, какова роль литературной критики?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— Творчество А. Н. Островского стало предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX вв. В XIX в. о нём с противоположных позиций писали
Н. А. Добролюбов (статьи «Тёмное царство» и «Луч света в тёмном царстве»), Д. И. Писарев («Мотивы русской драмы»), А. А. Григорьев («После “Грозы”
Островского»). В XX в. — М. П. Лобанов, М. А. Булгаков и В. Я. Лакшин.

Ни одно по-настоящему талантливое произведение не оставляет никого равнодушным: одни восхищаются им, другие высказывают критические суждения.

Так произошло и с драмой А. Н. Островского «Гроза», премьера которой состоялась 2 декабря 1859 г. Новая пьеса произвела на зрителей сильное впечатление
и вызвала бурную дискуссию. Спор развернулся, прежде всего, вокруг трактовки характера и судьбы Катерины Кабановой. Среди критиков мнения относительно
Катерины также разделились. Обратимся же к статьям Д. И. Писарева, Н. А. Добролюбова, А. А. Григорьева.

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя (устный журнал)

Страница первая.
Николай Александрович Добролюбов (1836–1861)

[2]

— Этот человек сыграл ключевую роль в творческой судьбе А. Н. Островского. Его анализ и трактовки произведений драматурга, в том числе и драмы
«Гроза» во многом повели за собой общественную мысль того времени. Обозначенное критиком «тёмное царство», населённое противоборствующими сторонами —
богатыми и бедными, старшими и младшими, своевольными и безответными, стало одним из главных полюсов литературного восприятия драмы «Гроза».

Верной оказывается расхожая фраза о том, что литературу создают не писатели, а читатели. Именно от их восприятия зависит дальнейшая судьба произведения.

В 1860 г. Добролюбов откликается на постановку «Грозы» статьёй «Луч света в тёмном царстве». Он продолжает размышления о «глубоком понимании
русской жизни и великом умении изображать резко и живо самые существенные её стороны».

Добролюбов услышал ободряющие нотки в общей канве произведения: «В “Грозе” есть даже что-то освежающее и ободряющее. Это “что-то” и есть, по
нашему мнению, фон пьесы, обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства». По мнению критика, эпоха Кабаних и Диких, пусть медленно и болезненно, уходит
в прошлое. Да, позиции тиранов и самодуров пока крепки, но они сами уже чувствуют приближение кончины.

Особого внимания в статье Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» удостоилась личность (характер) Катерины. По мнению критика, главная героиня стала
воплощением обновлённых энергичных и деятельных людских натур, которые должны были прийти на смену угнетённому сословию и установить
справедливые порядки. Катерина — это русский характер, поражающий читателя своим сильным противостоянием самодурству. Основная ценность такой натуры —
сосредоточенность и решительность. Цельность личности заключается в результате выбора — ничтожно пресмыкаться или умереть? Ответ: умереть, но
не быть сломленным. Добролюбов называет это типичным русским характером.

Именно за терпение, принципиальность и решимость критик называет Катерину «лучом света». Эта женщина готова идти до конца, восстав против угнетения и произвола.

Страница вторая.
Аполлон Александрович Григорьев (1822–1864)
[3]

— В посланиях Ивану Сергеевичу Тургеневу А. А. Григорьев восторженно писал: «Это ведь создано так, как будто не художник, а целый народ создавал
тут!». Стоит отметить, что Григорьев в своих отзывах о пьесе упоминает имя Добролюбова. Он не спорит с ним, а как бы поправляет его суждения. Григорьев уверен,
что нельзя уделять так много внимания пресловутому самодурству в пьесе. Сам термин критик заменяет на довольно обширное и, по его же мнению,
загадочное явление — «народность». Что же такое «народность» в понимании Григорьева? Это некая органика жизни обычных людей. Естественность общественных процессов,
происходящих в общине крестьян и купечества. Близость к земле, духовное единство людей — это те натуральные ценности, которые стоит класть в основу искусства.
По словам Григорьева, произведения Островского создали народный театр и, во многом, изменили взгляд общественности на русский быт. «Литература бывает народна в
обширном смысле, когда она в своём миросозерцании отражает взгляд на жизнь, свойственный всему народу…».

В ходе рассуждений критик проводит параллели между понятиями «народный» и «национальный». Из чего можно сделать вывод, что все человеческие пороки
и добродетели, подмеченные Григорьевым в «Грозе», он считает типичной характеристикой русского человека. И, завершая свою мысль о понятии «народности», Аполлон
Григорьев признаётся, что вопрос этот «чрезвычайно мудрый и, как сама жизнь,— иронический».

Страница третья.
Дмитрий Иванович Писарев (1840–1868)
[4]

— В своей статье «Мотивы русской драмы» критик решительно отверг вывод Добролюбова о том, что Катерина — подлинная героиня нового исторического
периода. Его анализ окарикатурил и «Грозу», и Добролюбова. По мнению Писарева, Добролюбов увлёкся симпатией к характеру Катерины и принял её за личность,
за светлое явление. Ни одно светлое явление не может ни возникнуть, ни сформироваться в условиях «тёмного царства» патриархальной русской семьи,
выведенной на сцену в драме Островского.

Писарев открыто и явно полемизирует с Добролюбовым. В своей статье он заявляет: «Добролюбов ошибся в оценке женского характера». Писарев остаётся
глух к духовной трагедии Катерины, он подходит к этому образу с откровенно прагматических позиций. Он не видит того, что увидел Добролюбов — пронзительной
совестливости и бескомпромиссности Катерины. Критик, исходя из собственного понимания конкретных проблем новой поры, наступившей после
крушения революционной ситуации, полагает, что главный признак по-настоящему светлого явления — сильный и развитый ум. А поскольку ума у Катерины
нет, то она — не луч света, а всего лишь «привлекательная иллюзия».

2. «Постигаем глубину литературно-критической мысли»:

самостоятельное ознакомление учащихся с отрывками из литературно-критических статей
Н. А. Добролюбова, А. А. Григорьева, Д. И. Писарева


(раздаточный материал)

Карточка № 1

…Уже и в прежних пьесах Островского мы замечали, что это не комедии интриг и не комедии характеров собственно, а нечто новое, чему мы дали бы название
«пьес жизни»… Мы хотим сказать, что у него на первом плане всегда общая, не зависящая ни от кого из действующих лиц, обстановка жизни.

…Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе, и это не лишено своего
серьёзного значения. Поприще, на котором Островский наблюдает и показывает нам русскую жизнь, не касается отношений чисто общественных и государственных, а
ограничивается семейством; в семействе же кто более всего выдерживает на себе весь гнёт самодурства, как не женщина?

…Женщина, которая хочет идти до конца в своём восстании против угнетения и произвола старших в русской семье, должна быть исполнена героического
самоотвержения, должна на всё решиться и ко всему быть готова.

…Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу
созидающий, любящий, идеальный. Она странная, сумасбродная с точки зрения окружающих; но это потому, что она никак не может принять
в себя их воззрения и наклонностей… Она не будет более жертвою бездушной свекрови, не будет более томиться взаперти с бесхарактерным и противным ей
мужем. Она освобождена!

Грустно, горько такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. Хорошо, что нашлась в бедной женщине решимость хоть на этот страшный
выход. В том и сила её характера, оттого-то «Гроза» и производит на нас впечатление освежающее, как мы сказали выше…

В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведённый до конца, провозглашённый и под домашней пыткой и над
бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен на её живую душу…
(Н. А. Добролюбов «Луч света в тёмном царстве»)

Карточка № 2

…Островский явился перед публикой совершенно неожиданно обличителем и карателем самодурства. Оно ведь и так. Изображая жизнь, в которой самодурство играет
такую важную, трагическую в принципе своём и последствиях и комическую в своих проявлениях роль, Островский не относится же к самодурству
с любовью и нежностью. Не относится с любовью и нежностью — следственно, относится с обличением и карою,— заключение прямое для всех, любящих подводить
мгновенные итоги под всякую полосу жизни, освещённую светом художества, для всех теоретиков, мало уважающих жизнь и её безграничные тайны,
мило вникающих в её иронические выходки.

Прекрасно! Слово Островского — обличение самодурства нашей жизни.

В этом его значение, его заслуга как художника; в этом сила его, сила его действия на массу, на эту последнюю для него как для драматурга инстанцию.
…Самодурство — это только накипь, пена, комический отсадок; оно, разумеется, изображается поэтом комически,— да как же иначе его и изображать? —
но не оно — ключ к его созданиям!

Для выражения смысла всех этих, изображаемых художником с глубиною и сочувствием, странных, затерявшихся где-то и когда-то, жизненных
отношений,— слово самодурство слишком узко, и имя сатирика, обличителя, писателя отрицательного, весьма мало идёт к поэту, который играет на всех тонах, на
всех ладах народной жизни…

Имя для этого писателя, для такого большого, несмотря на его недостатки, писателя — не сатирик, а народный поэт. Слово для разгадки его деятельности
не самодурство, а народность. Только это слово может быть ключом к пониманию его произведений.
(А. А. Григорьев «После “Грозы” Островского»)

Карточка № 3

…В каждом из поступков Катерины можно отыскать привлекательную сторону; Добролюбов отыскал эти стороны, сложил их вместе, составил из них идеальный образ,
увидел вследствие этого «луч света в тёмном царстве» и, как человек, полный любви, обрадовался этому лучу чистою и святою радостью гражданина
и поэта. Если бы он не поддался этой радости, если бы он на одну минуту попробовал взглянуть спокойно и внимательно на свою драгоценную находку, то в его
уме тотчас родился бы самый простой вопрос, который немедленно привёл бы за собою полное разрушение привлекательной иллюзии. Добролюбов спросил бы самого себя:
как мог сложиться этот светлый образ? Чтобы ответить себе на этот вопрос, он проследил бы жизнь Катерины с самого детства, тем более что Островский
даёт на это некоторые материалы; он увидел бы, что воспитание и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума; тогда он ещё раз взглянул
бы на те факты, в которых ему бросилась в глаза одна привлекательная сторона, и тут вся личность Катерины представилась бы ему в совершенно другом свете…

Вся жизнь Катерины состоит из постоянных внутренних противоречий; она ежеминутно кидается из одной крайности в другую; она сегодня раскаивается
в том, что делала вчера, и между тем сама не знает, что будет делать завтра; она
на каждом шагу путает и свою собственную жизнь, и жизнь других людей; наконец, перепутавши всё, что было у неё под руками, она разрубает затянувшиеся
узлы самым глупым средством — самоубийством… которое является совершенно неожиданно для неё самой.
(Д. И. Писарев «Мотивы русской драмы»)

3. Аналитическая беседа

• Как вы думаете, почему пьеса А. Н. Островского «Гроза» вызвала бурные и неоднозначные отзывы в современной драматургу критике?

• Назовите ключевое понятие, рассматриваемое в статьях Н. А. Добролюбова и А. А. Григорьева. Как каждый из критиков подходит к трактовке этого понятия?

• Как вы понимаете название статьи Н. А. Добролюбова «Луч света в тёмном царстве»? Подтвердите свой ответ цитатами из статьи.

• Определите ваше отношение к добролюбовской трактовке образа Катерины, подтверждая свою точку зрения анализом ключевых эпизодов драмы «Гроза».

• В чём своеобразие взглядов А. А. Григорьева и Д. И. Писарева?

4. Постановка и решение проблемного вопроса

• Чья точка зрения в оценке пьесы Островского ближе именно вам? Аргументируйте свой ответ.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

— Любую критическую статью вряд ли надо считать истиной в последней инстанции. Критическая работа, даже самая многосторонняя — всё-таки односторонность.
Самый гениальный критик не может сказать о произведении всего.

Но лучшие, подобно художественным произведениям, становятся памятниками эпохи. Статья Н. А. Добролюбова — одно из высших достижений русской
критики XIX века. Она задаёт тенденцию в истолковании «Грозы» и поныне.

VI. Домашнее задание

1. Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) «Почему неизбежен конфликт между Катериной и Кабановой?».

2. Опережающее творческое задания (2–3 учащихся)

Подготовить «Литературную визитку» о жизни и творчестве И. С. Тургенева.

Следующий урок: И. С. Тургенев: жизнь, судьба, творчество >>>

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для
105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва : Издательство АСТ, 2016. — 445 с.

Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса
образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах
с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

2. Добролюбов Николай Александрович (1836-1861) – литературный критик, поэт, публицист.
Представитель «революционной демократии».

С 1857 года руководил критико-библиографическим отделом «Современника», с 1859 вел сатирический отдел «Свисток». В 1857 году блестяще окончил институт, но
за вольнодумство его лишили золотой медали.

Короткая жизнь Добролюбова (умер от туберкулёза в 25 лет) сопровождалась большой литературной активностью. Печатался в журнале Н. А. Некрасова «Современник»
с рядом исторических и особенно литературно-критических работ; ближайшим его сотрудником и единомышленником был Н. Г. Чернышевский. За один 1858 год он
напечатал 75 статей и рецензий.

Сочинения Добролюбова, печатавшиеся под видом чисто литературных «критик», содержали в себе острые общественно-политические высказывания, в том числе
касающиеся Николая I. Его статьи «Что такое обломовщина?» о романе Гончарова «Обломов» и «Луч света в тёмном царстве» о пьесе Островского «Гроза» стали
образцом демократически-реалистического толкования литературы. Первым употребил термин реализм как обозначение художественного стиля.

Он считал равенство людей «естественным состоянием» человеческой природы, а угнетение — следствием ненормального устройства, которое должно быть уничтожено.

Автор нескольких педагогических трудов. Выступал против применения средств, унижающих человеческое достоинство. Решительно осуждал физические наказания.
Считал невозможной подлинную реформу образовательной системы без коренной перестройки всей общественной жизни в России. (вернуться)

3. Григорьев, Аполлон Александрович (1822-1864) – поэт, писатель и литературный критик,
оказавший важнейшее влияние на Ф. М. Достоевского. Разночинец-консерватор.

За пять лет работы в «Москвитянине» с 1851 по 1856 гг. Григорьев написал более 80 статей (среди них «Русская литература в 1851 году», «Современные лирики,
романисты и драматурги», 1852; «Русская изящная литература в 1852 году», 1853; «Проспер Мериме», «Искусство и правда», 1854; «О комедиях Островского и их
значении в литературе и на сцене», «Замечания об отношении современной критики к искусству», 1855; «О правде и искренности в искусстве», 1856 и др.).

С января 1861 года Григорьев начал работать в журнале Достоевских «Время», став генератором идей и душой журнала. Его основные статьи этого времени:
«Западничество в русской литературе», «Явления современной литературы, пропущенные критикой», «Белинский и отрицательный
взгляд в литературе».

Письма Григорьева И. С. Тургеневу «После “Грозы” Островского» впервые были напечатаны в газете «Русский мир», 1860, No 5, 16 янв., с. 20.

Толкование народности у Добролюбова и Григорьева было различное: Добролюбов понимал под народностью искусства отражение интересов трудящихся масс,
Григорьев стремился возвести народность в общенациональную категорию, лишенную сословных и иных социальных различий. (вернуться)

4. Пи́сарев Дмитрий Иванович (1840-1868) – русский публицист и литературный критик, переводчик,
революционер-демократ. Считается третьим, после Чернышевского и Добролюбова, великим русским критиком-шестидесятником.

Писарев погиб, не достигнув двадцати восьми лет. Его литературная деятельность началась рано, когда ему было всего восемнадцать лет, и продолжалась недолго —
около восьми лет, если не считать вынужденных перерывов. Но она оставила глубокий и яркий след в истории русской общественной мысли.

В судьбе Писарева есть много общего с судьбой Добролюбова. Их деятельность началась рано и преждевременно оборвалась, оба они были властителями дум передовой
демократической молодежи своего времени.

Писарев отрицал значение творчества Пушкина: Пушкин, Лермонтов и Гоголь были для Писарева пройденной ступенью.

В 1867—1868 годах сотрудничал с журналом «Дело» и «Отечественными записками». В статьях о художественной литературе в развитие «реальной критики»
Н. А. Добролюбова трактовал художественные образы как объективное изображение социальных типов (статья «Базаров» о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети», 1862;
«Борьба за жизнь» о романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», 1867, и другие). (вернуться)

На чтение 10 мин. Просмотров 7 Опубликовано

Конфликт Кабанихи и Катерины в пьесе Островского «Гроза»

Чем вызван и почему неизбежен конфликт между Кабановой и Катериной? Кабаниха и Катерина — это два разных человека, которые вместе жить никогда не смогут. У Кабановой свои принципы и нормы, которым должны подчиняться все. И лишь одна Катерина не хочет ей повиноваться, исполнять все, что она говорит.Катерина очень хрупкая и беззащитная девушка. Она не может найти своё место в жизни, в обществе. Даже муж её Тихон не может ничем ей помочь, потому что он находиться под властью своей матери, которая управляет и сыном и снохой. Кабаниха постоянно обижает и унижает бедную Катерину. Конфликт между ними вызван тем, что Катерина и Кабаниха это две противоположные натуры, как небо и земля. У свекрови свои устаревшие правила, по которым она следует и хочет, чтобы им же подчинялась и бедняжка сноха. Но Катерина не хочет и не может быть рабой Кабанихи. Ведь она хочет быть свободной и счастливой. Но свекровь не даёт Катерине даже спокойно жить с Тихоном. Она постоянно настраивает сына против его жёны. Хочет, чтобы было как раньше, жена должна была подчиняться и бояться своего мужа. Но не Тихон, не Катерина не хотят так жить. В конечном итоге Катерина, пытаясь найти счастья, изменяя Тихону с Борисом, и не выдержав стыда, она признаться своему мужу Тихону, в том, что она ему изменила. После такого Кабаниха её вообще возненавидела. Мира между свекровью и снохой как не было, так и не будет теперь точно никогда. Кабаниха свела Катерину в могилу. Ведь после признания она так измучила её, что Катерина решилась на самоубийство, чтобы уйти от своих проблем, а особенно от злой свекрови Кабановой. Островский в своей драме «Гроза» показывает трагедию общества. Где Катерина не может найти себе место в этом обществе, и она совершает необдуманный поступок самоубийства. Конфликт между Катериной и Кабановой даёт толчок к самоубийству беззащитной девушки. Но Катерина могла бы не совершать необдуманный поступок, а лучше бы решила свои проблемы и жила бы долго и счастливо.

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Сочинение «Почему неизбежен конфликт между Катериной и Кабановой?».

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» На свободную тему» Сочинение «Почему неизбежен конфликт между Катериной и Кабановой?»

Кабаниха и Катерина-это полные противоположности, абсолютные антонимы во всех отношениях.

Кабанова очень властная и неприятная женщина, похожая этим на своего брата, в литературе их образам дали название «самодуры русской жизни», которое сразу указывает на их жизненные принципы и позиции. Кабанова не принимала от окружающих какое-либо поведение, кроме повиновения её правилам, даже её сын, взрослый мужчина не может ничего сказать против своей матери и позволяет ей вторгаться в его жизнь и менять, распоряжаться так, как ей угодно.

Катерина воспитывалась в любви и заботе, свободолюбивой девушкой со своими желаниями и мнениями, она сама говорит о себе «точно птичка на воле». И теперь эта птичка попадает в лапы коршуна в лице Кабанихи. Птичку не просто запирают в клетку, но унижают, издеваются, ни во что не ставят, прикрывая это соблюдением правил из «Домостроя».

Катерина пытается найти счастья, изменяя Тихону, своему мужу, с Борисом. Влюбилась в другого она скорее потому что он был для неё глотком свежего воздуха в этом душном царстве с самодурами престолоносителями. Катерина не выдержав стыда, призналась своему мужу во всём, после чего Кабаниха возненавидела девушку сильнее прежнего и стала мучить её так, что сноха решилась на самоубийство. Уход Катерины из жизни вина их всех, и Кабанихи за тиранию, и Тихона за слабохарактерность, и Бориса за подлые поступок и слова. Кабанова вышла из конфликта победителем, и такой исход её более чем устраивал, никакой жалости или вины эта женщина не чувствовала и вряд ли когда-нибудь почувствует.

Островский в своей драме «Гроза» показывает трагедию общества не только того времени, эта проблема довольно актуальна и сейчас и скорее всего будет таковой в будущем.

Полезный материал по теме: Скачать Сочинение «Почему неизбежен конфликт между Катериной и Кабановой?»

<legend>Tags</legend>Сочинение«ПочемунеизбеженконфликтмеждуКатеринойиКабановой?»

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>

«Гроза» А. Н. Островского – вечное произведение о столкновении характеров, мировоззрений и взглядов на жизнь. Две главные героини этой пьесы являются полной противоположностью друг друга. Катерина и Кабаних – два полюса Калиновского мира, хотя вынуждены жить в одном доме, как-то существовать рядом друг с другом.

Кабаниха

Кабаниха – не только главная представительница, но и настоящая хозяйка «темного царства». Все остальные персонажи, кроме Катерины, так или иначе вынуждены существовать в этом царстве. Кто-то страдает от него, кто-то к нему приспосабливается. Кабаниху все устраивает в ее мире. Она является его полноценной и единовластной владычицей, делает, что хочет, никто не смеет ей перечить.

Катерина

Катерину не зря называют «лучом света в темном царстве». Катерина – молодая девушка, тонкая, изящная и хрупкая. Но такой она является только внешне. Оказавшись в доме Кабанихи, она не может мириться со сложившимися устоями. Она не принимает мир Кабанихи, ее «темное царство». Катерина на самом деле имеет сильный характер. Она никогда не готова изменить своим принципам, погрязнуть в жестокости, хамстве, грубости, как это делает Кабаниха. Катерина имеет чувство собственного достоинства, которое сильно раздражает Кабаниху. вместе ужиться им не суждено.

Столкновение характеров

Кабаниху раздражает кроткая уверенность Катерины, нежелание подчиниться законам, по которым живут все в мире Кабанихи. Катерина же не может жить в этом темном мире. Она противостоит ему. Веря в настоящую любовь, она уходит к Борису. Но тот предает ее. вернуться в дома Кабанихи Катерина не может. Ее решением и единственным выходом стало самоубийство. Оно является своеобразным протестом против того мира, в котором остались существовать жители города. Являясь настоящим лучом света в этом темном царстве, Катерина не смогла бы привыкнуть к миру лжи, лицемерия, жестокости, в котором ей предстояло жить. Но даже самоубийство не вернуло Кабаниху в добрые мысли. Она рада этому трагическому событию, ведь теперь никто не будет противостоять ей в ее жестокой и темной обители.

Сходства и различия героинь

Конечно, Катерина и Кабаниха – абсолютно разные персонажи. У них различное отношение к миру, к жизни, к любви и даже к Богу. Если Катерина свято верит и искренне соблюдает все законы христианства, то Кабаниха даже в церковь ходит лишь для того, чтобы показать себя набожным человеком, коим не является на самом деле.

Но есть в Катерине и Кабанихе и схожие черты. Обе они являются сильными личностями. Ни одна из них не готова мириться с собственным унижением, не терпит оскорблений, прогибаться под обстоятельства. но вот проявление этих чувств и качеств выражается у них по-разному. Катерина честна перед собой и миром. Она воспитана и тактично, никогда не сможет ответить на грубость хамством. Кабаниха же наоборот, готова обхамить и унизить каждого, кто посмеет посягнуть на ее личность. Она не столько умна, сколько хитра. Она готова затравить любого, кто посмеет ей противоречить. Пыталась она затравить и Катерину. Но поступок Катерины – не реакция на травлю. Она сделала свой страшный выбор не потому что ее затравили, а потому, что не готова мириться с такой жизнью.

Катерина являлась настоящим лучом света в темном царстве. Но этого лучика не хватило, чтобы осветить мир тьмы, лжи и жестокости.

Данная статья поможет грамотно написать сочинение «Катерина и Кабаниха – два полюса калининского мира», описать этих двух героинь, указать их сходства и различия, понять, почему Катерина все-таки совершила свой страшный поступок.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1860;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1864.</label>

(новая вкладка)

Ярким конфликтом в пьесе А.Н. Островского «Гроза» становится конфликт между Катериной и Кабанихой. Уже с самого начала повествования показаны сложные взаимоотношения между героинями. Кабаниха привыкла ощущать себя главой семейства, которая управляет не только собственной жизнью, но и жизнями всех членов семьи. Поэтому свободолюбивую Катерину Кабаниха воспринимает в штыки. Стоит отметить, что Катерина не вступает в конфликт открыто. Между героинями нет ярких внешних споров. Катерина всегда стремится сгладить существующие неприязненные отношения. Она никогда не отвечает на злые слова Кабанихи такими же злыми словами. Однако Кабаниха чувствует непохожесть Катерины с теми людьми, которые уже привыкли ей подчиняться. Героиня не может смириться с грубостью и жестокостью Кабанихи, как это сделал Тихон, не может приспособиться к тирании Кабанихи, как это сделала Варвара. Несогласие Катерины с жизненной позицией Кабанихи становится причиной образования конфликта. Однако если бы сама Кабаниха не относилась к Катерине негативно, то конфликт этот был бы неявен, так как Катерина не стала бы конфликтовать с матерью мужа открыто. Дело заключается во взаимном несогласии с жизненными позициями друг друга. Катерина и Кабаниха совершенно по-разному относятся к жизни и к обществу. Катерину можно назвать представителем «детей», а Кабаниху – представителем «отцов», поэтому конфликт между ними неизбежен. Но этот конфликт делает открытым Кабаниха, ведь именно она пытается задеть Катерину и ее достоинство, пытается оскорбить ее и подавить волю.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Взаимоотношения Катерины и Тихона (по пьесе Островского «Гроза»)</li>Взаимоотношения Катерины и Варвары (по пьесе Островского «Гроза»)</li>Взаимоотношения Катерины и Бориса (по пьесе Островского «Гроза»)</li>Образ птицы в пьесе Островского «Гроза»</li>

Чем вызван и почему неизбежен Конфликт между Кабановой и Катериной? Кабаниха и Катерина – это два разных человека, которые вместе жить никогда не смогут. У Кабановой свои принципы и нормы, которым должны подчиняться все.

обижает и унижает бедную Катерину.

Конфликт между ними вызван тем, что Катерина и Кабаниха это две противоположные натуры, как небо и земля. У свекрови свои устаревшие правила, по которым она следует и хочет, чтобы им же подчинялась и бедняжка сноха. Но Катерина не хочет и не может быть рабой Кабанихи. Ведь она хочет быть свободной и счастливой.

Но свекровь не дает Катерине даже спокойно жить с Тихоном. Она постоянно настраивает сына против его жены. Хочет, чтобы было как раньше, жена должна была подчиняться и бояться своего мужа.

Но Катерина могла бы не совершать необдуманный поступок, а лучше бы решила свои проблемы и жила бы долго и счастливо.

Чем вызван и почему неизбежен конфликт между Кабанихой и Катериной?« Характеристика героя Вакула, Ночь перед Рождеством, ГогольУрок по теме: “Древние образы в народном искусстве, символика цвета и формы. Наличники” – скачать бесплатно »Используемые источники:

  • https://www.lang-lit.ru/2016/01/chem-vyzvan-i-pochemu-neizbezhen-konflikt-mezhdu-kabanikhoy-i-katerinoy.html
  • https://my-soch.ru/sochinenie/pochemu-neizbezhen-konflikt-mezhdu-katerinoj-i-kabanovoj
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/katerina-i-kabaniha-dva-polyusa.html
  • https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/vzaimootnosheniya-kateriny-i-kabanihi.html
  • https://lit.ukrtvory.ru/chem-vyzvan-i-pochemu-neizbezhen-konflikt-mezhdu-kabanixoj-i-katerinoj/

Почему неизбежен конфликт между Катериной и Кабанихой?
Конфликт между Катериной и Кабанихой неизбежен, потому что они являются полными противоположностями друг друга. Для раскрытия этих образов автор использует прием антитеза. Катерина – свободолюбивая, хрупкая девушка, имеющая очень тонкую душевную организацию. Она была воспитана в атмосфере любви и благополучия, поэтому даже в «тёмном царстве» Кабанихи она до последнего цеплялась за возможность любить и быть любимой. Даже своего мужа Тихона она сначала пыталась полюбить и быть ему верной, но под влиянием Кабанихи сделать это было невозможно. Добролюбов назвал катерину «Луч света в тёмным царстве», ты был прав, Витино единственная чистая и не испорченная нравами Калинова была в этом городе. Она считала любовь и свободу высшим счастьем из-за этого погибла, не выдержав жестоких рамок. Кабаниха же, напротив, считает, что рамки помогают держать все в порядке. Она не только сама «живёт по правилам Домостроя», но и заставляет так жить всю свою семью поэтому Катерина, не желающие мириться с правилами свекрови, так раздражает Кабаниху.Она постоянно настраивает своего сына Тихона против жены, тем самым усложняя их семейную жизнь. Кабаниха была набожной, верующий, но она не видела глубины религии. Она считала религию очередным сводом каких-то законов ,за неподчинение которым всех ждёт Божья кара. Кабаниха искренне верит в то, что без неё в этом доме все развалится. Она деспот, который мешает жить окружающим. « Ханжа,сударь …Нищих оделяет,а домашних заела совсем»,-говорит про неё Кулигин. Но казалось бы, у этих несовместимых личностей, есть общие черты. Такие,как максимализм. Они обе никогда не примириться с человеческими слабостями и не пойдут на компромисс. Для Катерины это свобода. Она хочет жить свободно и без греху of на душе. Для Кабанихи это «Домострой». Любой грех должен караться, а измена – высший грех наказание за которые – смерть. Для Катерины любовь – это высшая ценность, а для Кабановой любовь – это слабость. Таким образом, мы приходим к выводу о том, что конфликт между Катериной и Кабаниха Й неизбежен, потому что они имеют противоположные взгляды на жизнь. Катерина покончила с собой знак протеста против устоев Кабанихи. И гибель её значит их крушение.
59. Какую роль в рассказе М.Горького «Старуха Изергиль» играет пейзаж?
Рассказ М.Горького «Старуха Изергиль» композиционно делится на три части, и каждая из них особую роль играет описание природы. Пейзаж меняется вместе с героями, характеризует их состояние. В рассказе открывается особый мир легенд и сказок, автор создает красочный фон свободной, вольной жизни. В первой части рассказчик повествует об одной прекрасной ночи в Бессарабии. Образ природы фантастический: многообразие красочных туч, запах моря, золотые звезды: «все это – звуки и запахи, тучи и люди – было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки». Действительно, этой ночью рассказчик узнаёт две чудесные легенды и историю жизни старухи Изергиль. Также пейзаж дополняет щедрая кроваво-красная луна, ярко светящаяся над ночным небом. Именно с этой картины, начинается сказка старухи Изергиль о Ларре: «море тихо вторило началу одной из древних легенд, которые, может быть, создались на его берегах». Природа спокойна, красочна, она отражает все события этой ночи. На протяжении истории старухи Изергиль погода меняется. Когда Ларра убил прекрасную девушку, жителей могучего племя оковал страх, а в реальности луна бледнеет, будто удаляется от земли. Старуха заканчивает свой рассказ, Ларра вынужден жить вечно, одинокий и отверженный, и автор обращает внимание на то, что на берегу моря раздается хор мужских и женских голосов, перекрывающий шум волн. Во второй части рассказа старуха Изергиль повествует о своей жизни, очень разнообразной и интересной. Во время ее истории природа молчит, буто слушает героиню, и только волны изредка напоминают о себе тихими звуками. Тем не менее, когда старуха замолчала и задремала, пейзаж начинает меняться: появляется черная тяжкая туча, луна прячется за облаками, а в степной дали виднеются маленькие голубые огоньки. Именно с такой картины начинается легенда и Данко. В ней природа играет особенную роль. Автор повествует о людях, живших вокруг непроходимых лесов, среди болота, и Данко решает спасти народ, найти дорогу к свету. Природа оказывается жестокой, беспощадной: леса становились все гуще по мере того, как герой ведет людей. Данко находит путь ценой собственной жизни, народу открывается прекрасный солнечный мир, чистый воздух. Природа является контрастом между тьмой и светом, спасением и гибелью. Таким образом, пейзаж играет важную роль в рассказах старухи и рассказчика. Он передает настроение героев и меняется на протяжении всего произведения. Природа – это отдельный персонаж, отражающий все происходящее и создающий особую атмосферу в рассказе.

Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.
Здесь конфликт реализуется на внутреннем уровне. Эти персонажи слишком разные, но при этом у обеих женщин одинаково сильный характер. Катерина противостоит тлетворному влиянию Кабанихи. Марфа Игнатьевна понимает, что столкнулась с сильной соперницей, которая может «настроить» Тихона против матери, а это не входит в её планы.
В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных. Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что всё здесь построено на страхе и деньгах. Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга. Отъезд Тихона позволяет влюблённым тайно встречаться и проводить время вместе. Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всём, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка. Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный. А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).

К большому сожалению, Борис отличался от остальных особ «темного царства» лишь внешне. Внутри он оказался трусом и предателем. Возлюбленный Катерины не смог защитить обиженную женщину в самый тяжкий для нее момент. Без поддержки и опоры, Катерина решает покончить жизнь самоубийством. Это был единственный выход.
Кабаниха была рада такому исходу, ведь Катерина постоянно раздражала ее своей самостоятельностью и решительностью. Кабаниха невзлюбила Катерину за ее вольный и сводный дух.
В усадьбе Кабановых был установленный закон – все подчиняются Кабанихе, и никто не может и слова сказать против ее приказаний. А тут появляется Катерина, которая нарушает общественный устой усадьбы Кабановых. Кабаниха постоянно бранит и угнетает молодую женщину.
Признание Катерины про измену приводит Кабаниху в ярость, и она со всей своей гнусной натурой начинает издеваться над своей жертвой. Поэтому, самоубийство оказалось самым верным выходом в ситуации Катерины.
Если сравнивать образы двух женщин и далее, можно подметить, что у них совершенно разное отношение к Всевышнему. Кабаниха только лишь делает видимость богомольной дамы, холит в церковь лишь для того, чтобы произвести впечатление на окружающих. Катерина же, верит в Бога со светлыми мыслями и чувствами. Всевышний – это святость для молодой женщины.
Образы Катерины и Кабанихи можно сравнить со светом и со тьмой. Они совершенно противоположны. Светлый образ несет в себе добро и чистоту, а темный образ порождает злость, черствость и жестокость.

(526 слов) Одним из главных произведений Дениса Ивановича Фонвизина является комедия «Недоросль». Над ним выдающийся писатель работал на протяжении трёх лет, закончил в 1782 году. Денис Иванович поднял важные и актуальные проблемы. Среди них можно отметить проблему воспитания молодого поколения, а также проблему образования. Главной мыслью книги было глубокое убеждение автора в необходимости и пользе просвещения. В произведении «Недоросль» русский писатель воплотил яркие и собирательные образы, которые представляют российское общество начала восемнадцатого столетия. Одним из положительных героев произведения является Милон. Рассмотрим его характеристику поподробнее. 

В образе Милона Денис Фонвизин показал читателю храброго, доброго и честного офицера, который получил прекрасное воспитание. Персонаж является достойной парой для Софьи. Милон с уважением и почитанием относится к каждому человеку. Герой оценивает людей, анализируя  их поступки. Милон обладает мудростью и справедливостью.

Милон — хороший товарищ Правдина. С ним герой встречается в деревне Простаковых. Милон, встретившись с Правдиным, сразу же рассказывает ему о своих переживаниях. Так, Милон был вынужден год назад расстаться со своей возлюбленной. Девушка осталась без родителей. Ее отдали дальним родственникам на воспитание. Молодой офицер очень волнуется по поводу дальнейшей судьбы возлюбленной, он желает разыскать ее. В образе Софьи Денис Иванович воплотил возлюбленную Милона. Влюблённые больше не желают расстраиваться. Однако они вынуждены ждать окончательного решения дяди героини Стародума. Впоследствии выясняется, что Стародум, оказывается, уже нашёл для дочери жениха, который представляет собой  «молодого человека больших достоинств». Им как раз является Милон. Дядя Софьи искренне благословляет из брак. Однако Госпожа Простакова не намерена принимать такое решение Стародума. Властная госпожа прилагает все усилия, чтобы украсть девушку и выдать ее замуж за собственного сына. Милон вовремя прибегает на помощь Софье. эта ситуация раскрывает его характер, позволяя читателю заметить смелость, целеустремленность, искренность и находчивость офицера. Он верен своей избраннице и всегда сможет ее защитить. В образе Милона Денис Иванович продемонстрировал лучшие человеческие качества. Милон восхищает нас необыкновенным благородством. Писатель показал рассудительного, здравомыслящего и сильного офицера. Прекрасную характеристику данного персонажа дополняет ещё и само имя героя. Как известно, Милон — славянские имя, которое означает «милый, любимый». Оно подходит добродушному герою комедии «Недоросль». 

Интересно, что Милон, независимо от обстоятельств, всегда показывает уважение к окружающим людям. Например, он думает, что Митрофан является образованным и достойным человеком, хотя он даже не знаком с ним. Но вскоре мнение Милона о нем кардинально меняется. Милон пытается разрешить конфликт между Скотининым и Простаковой, напоминая им, что они все-таки родственники. Милон думает о репутации Софьи и пытается не навредить ей, когда слышит слова Скотинина о возможной свадьбе. Он сдержан и корректен. Но в решающие минуты он проявляет решительность и силу. По мнению Милона, смелость нужна не только во время сражений, но и в стремлении преодолеть все жизненные препятствия и невзгоды. Как считает Милон, необходимо всегда сохранять честность и справедливость. Герой прекрасно осознает всю ценность жизни. При этом он не боится ее отдать ради спасения народа и Отечества. 

Читатель замечает, что убеждения Милона не всегда совпадают со взглядами его товарища Правдина. Все же чиновник придерживается более рациональной точки зрения, в то время как Милон и Софья прислушиваются к велению сердца.

Таким образом, в образе Милона Денис Иванович Фонвизин продемонстрировал всестороннее развитую, гуманную и благонравную личность. Милон искренне уважал абсолютно каждого человека и с особым трепетом и любовью относился к родной стране. Образ Милона – олицетворение лучших качеств человека.

Черты характера Милона Цитаты
Скромность «…В мои леты и в моем положении было бы непростительное высокомерие считать все то заслуженным, чем молодого человека ободряют достойные люди…» 
Смелость и патриотизм «…Я слышал, что вы были в армии. Неустрашимость ваша…»
Справедливость и гуманность «…Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой…» 
Добродетель и ум «…вижу и почитаю добродетель, украшенную рассудком просвещенным…» 
Верность и сентиментальность «…Я влюблен и имею счастие быть любим…»
Честность «…Я друг честных людей…» (Стародум о Милоне) 
Верность долгу и Родине «…Мне велено и солдат вести без промедления… да, сверх того, я сам горю нетерпением быть в Москве…»

Автор: Виктория Комарова

Сочинение «Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?» рассказывает о том, чем могут закончиться конфликты между людьми, хорошо знающими друг друга.

Вариант 1

Жизнь очень непредсказуема, и часто между, близкими людьми, родственниками, хорошими знакомыми случаются конфликты. Причинами этих конфликтов могут выступать различные обстоятельства, например, несовпадение мнений, любовный треугольник, зависть.

Многие, повздорив, через некоторое время забывают о скандале и продолжают хорошо общаться и дружить. Они находят в себе силы простить, понять, дать еще один шанс, раскаяться и начать все с чистого листа.

Но иногда даже небольшой конфликт может привести к серьезным разногласиям, перетекающим во враждебность, или даже в ненависть. Эта ненависть друг к другу с каждым днем становится сильнее, люди стремятся насолить тем, кто стал их врагом.

Сгоряча многие совершают серьезные ошибки, из-за которых лишаются жизни другие. О такой глупой и нелепой вражде, приводящей к печальным последствиям,  писали такие великие русские писатели как Александр Сергеевич Пушкин и Михаил Юрьевич Лермонтов. 

В романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» говорится об уставшем от дворянского общества молодом человеке Евгении. Он сбегает от суеты в тихий деревенский уголок. Там судьба сводит его с совершенно противоположным по характеру молодым поэтом Владимиром Ленским.

Такие разные молодые люди сближаются, между ними завязываются приятельские отношения. Евгению Онегину интересен его новый товарищ. Вместе они посещают усадьбу Лариных, где живет невеста Владимира Ольга. Ее скромная и нелюдимая сестра Татьяна влюбляется в Онегина, но ему не нужны сейчас эти отношения.

Он откровенно говорит об этом девушке. Однажды Владимир настаивает на том, чтобы Евгений посетил с ним семью Лариных. Юноша соглашается, о чем потом сильно сожалеет. Он решает отомстить Ленскому, кокетничая с его невестой. Между приятелями возникает конфликт, приводящий к дуэли. Вчерашние друзья становятся врагами.

Этот конфликт привел не только к вражде, но и к гибели Ленского.

Похожая история описана и в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Только вот Печорин и Грушницкий не были приятелями. Они пересеклись в этой жизни лишь по воле обстоятельств. И общались они лишь потому, что рядом не было никого ближе. Бессердечный Печорин не думал о судьбах других. Он причинил много боли окружающим.

Грушницкий оказался лишь одним из тех многих.  Григорий Печорин решил посмеяться над своим знакомым Грушницким, избрав в качестве оружия любовь и ревность. Играя чувствами Грушницкого, которые он испытывает к молоденькой княжне Мери, Печорин спровоцировал конфликт между молодыми людьми.

Грушницкий, которого сильно задели насмешки Печорина, начинает ненавидеть Печорина и вызывает его на дуэль. Другого пути решить этот конфликт уже не было. Вражда между ними могла прекратиться только так. В этой дуэли победу одержал Григорий Печорин. Конфликт, переросший во вражду, разрешился именно на этой дуэли.

Другого исхода быть не могло, ведь никто не хотел уступать. Вражда между молодыми людьми была настолько сильной, что сгладить ее не могли никакие силы. 

Мы убедились в том, что конфликты даже между хорошими знакомыми могут в считанные секунды перерасти в такую вражду, которую можно разрешить только кровью. К сожалению, виноваты в этом сами люди, не желающие признавать своей вины. А ведь можно было избежать нелепой гибели и Ленского, и Грушницкого. Можно было разрешить эти конфликты мирным путем, не допуская вражды.

Дополнительные аргументы

При подготовке к итоговому сочинению обязательно посмотрите и другие аргументы, которые находятся в разделе «Банк аргументов».

Каковы причины возникновения конфликтов между людьми? — сочинение

Итоговое сочинение на тему «Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?»

К сожалению, время от времени в жизни каждого человека случаются конфликтные ситуации, которые могут происходить на фоне абсолютно разных случаев. В нашем мире, на мой взгляд, сложно найти человека, мысли и интересы которого были бы аналогичны вашим.

Именно из-за этого происходит множество непониманий и ссор. Многие тяжело переживают подобное и не знают, как правильно себя вести в данных обстоятельствах. Так каковы же могут быть причины этих сложных ситуаций? Я думаю, что стоит помнить о том, что существует два типа конфликтов: внутренние и внешние.

Как известно, внутренний конфликт происходит у человека с самим собой, на фоне принятия какого-либо сложного решения или, например, в те моменты, когда человеку необходимо пересилить себя ради благородной цели.

Внешний же происходит на фоне обоюдного непонимания идей участников конфликта, противоречий между ними. Аргументирую свои мысли примером из читательского опыта.

А.Н. Островский, великий русский драматург, в своей пьесе «Гроза» довольно четко показал суть и причину внутреннего конфликта Катерины. К сожалению, девушка несчастлива в браке, к тому же, она понимает, что влюбилась в другого человека – в Бориса.

Героиня счастлива находиться рядом с мужчиной, которому она небезразлична, но Катерина понимает, что ее чувства неправильны, ведь у нее есть Тихон. Но девушка не может противиться своим чувствам, ведь она влюблена, а это ничто не изменит.

Но героиня слишком честна для таких ситуаций, она не может обманывать окружающих и саму себя, в ее душе селится конфликт, разрешить который в силах только она сама. И борьба этих противоречивых чувств и мыслей настолько сильна, что, к сожалению, приводит девушку к гибели.

На основе прочитанного произведения мы можем сделать вывод, что внутренний конфликт — ситуация, в которой человек пытается преодолеть собственную слабость и прийти к единственному верному решению путем долгих размышлений и доводов.

Внешний конфликт в произведениях литературы происходит лишь при наличии антагониста и протагониста, которые по каким-либо причинам не сходятся во мнении.

Зачастую человек ставит свои интересы превыше других и даже не хочет смиряться с тем, что кто-то мыслит иначе, такое происходит часто и в наших жизнях.

Данный тип конфликта мы можем увидеть во многих произведениях отечественной литературы, где главные герои отстаивают свои права и идеи. Аргументирую свое мнение примером из творчества И. С. Тургенева.

В своем известном романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев раскрыл миру одну из популярных и поныне проблем. Великий писатель показал столкновение интересов двух разных поколений, которые не хотят друг друга слышать. Мы видим ситуацию, произошедшую между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым.

Кирсанов старший – человек своего времени, придерживающийся либеральных взглядов. Он аристократичен, любит рассуждать о красоте и искусстве, а его соперник, Базаров, полностью отрицает эти «мелочи» и порицает устои сего времени, являясь нигилистом.

Важно, что каждый из соперников напрочь уверен в своей правоте, когда разгорается настоящий спор. Оба, не желая проиграть в этом столкновении, даже начинают переходить на личности.

Как мы видим, внешний конфликт может произойти на фоне непонимания, когда оба человека не могут пересилить свой эгоизм и цинизм в погоне за единственной верной точкой зрения, которая будет отвечать интересам обеих сторон.

На основе прочитанных произведений я могу сделать вывод, что конфликты – неотъемлемая часть жизни каждого из нас. К сожалению, они неизбежны в любых возрастах и взаимоотношениях.

Проблемные ситуации могут затрагивать любые стороны жизни, будь то любовь, дружба, работа или финансовые трудности. Важно уметь находить выход из конфликтной ситуации и оставаться мудрым и терпимым человеком.

Хочется верить, что люди станут терпимее, а проблемных ситуаций в наших жизнях станет меньше, ведь необходимо ценить и уважать свое окружение.

Я и другие

Человек не может существовать изолированно от других людей. Каждый день он сталкивается с необходимостью контакта с окружающими, однако не всегда опыт общения бывает благоприятным. Находясь в зависимости от общества, от близких, необходимо учиться быть терпеливым, искать компромисс и достигать гармонии в отношениях с другими людьми.

Тезис №1 «Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?»

По моему мнению, конфликты между людьми происходят в случае их разногласия по каким-либо вопросам в силу различия жизненного опыта, взглядов, принципов. Даже расхождение мнений по мелочам может перерасти в конфликт.

Аргумент №1

Русские писатели нередко обращались к проблеме поиска причин конфликта между представителями человечества. Прежде всего, стоит вспомнить рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». В легенде о Ларре автор исследует вопрос отношений между личностью и толпой. Гордый Ларра, сын орла и простой девушки, не желал подчиняться правилам большинства.

В силу своего происхождения он считал себя выше остальных, поэтому позволял себе нарушать правила общества. Высокомерный юноша не хотел жертвовать ни временем, ни силами ради получения того, что другие заслуживают трудом.

Несогласие с моральными устоями племени становится причиной конфликта Ларры и племени, что в дальнейшем обрекает его на вечное одиночество.

Аргумент №2

Вопрос отношений между людьми исследуется и в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Конфликт между главным героем Петром Гринёвым и Швабриным рождается на почве их влюблённости в одну и ту же девушку.

Неприязнь между молодыми людьми в дальнейшем обнаруживает глубокое различие в жизненных принципах двух героев. В любой ситуации Гринёв стремится оставаться честным и порядочным дворянином, в то время как его соперник готов пойти на подлость ради достижения цели.

Несовпадение взглядов и идеалов обостряет конфликт между персонажами, что в итоге приводит к их вражде.

Вывод

Примеры из вышеуказанных произведений доказывают, что основой конфликта между людьми служит различие в их жизненных ценностях, нравственных ориентирах, нежелании принимать позицию другого. Какова бы ни была причина конфликта, разумные люди должны стремиться к его разрешению мирным путём, ставя себя на место другого и идя на взаимные уступки.

Тезис №2 «Какова роль любви в жизни человека?»

По моему мнению, любовь как один из видов межличностных отношений играет значительную роль в жизни каждого человека. Именно это чувство наполняет наше существование смыслом, позволяет взглянуть на мир с лучшей стороны. Любовь облагораживает личность, вдохновляет её на подвиги, даёт ощущение цельности бытия.

Аргумент №1

О важном месте любви в жизни человека рассуждали многие русские писатели. Прежде всего, вспомним роман «Капитанская дочка» А.С. Пушкина. Любовь к Маше Мироновой помогает главному герою Петру Гринёву духовно повзрослеть, научиться брать на себя ответственность. Вдохновлённый чувствами к девушке, герой готов рисковать жизнью ради возлюбленной.

Чувства героев взаимны, и сила любви сказывается на самой капитанской дочке. Скромная и трусоватая Маша, падающая в обморок при звуке пушечного выстрела, не побоялась отправиться в далёкий Петербург к самой императрице, чтобы отстоять честное имя своего заступника.

Таким образом, испытание любовью показало высокие нравственные идеалы, силу и чистоту чувств главных героев.

Аргумент №2

Способность любви положительно влиять на человека показана и в романе И.А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич, неспособный решать бытовые вопросы, предпочитающий лежание на диване активным действиям, меняется с появлением Ольги Ильинской. Мудрая и обаятельная девушка очаровывает молодого человека, заставляет его поверить себя.

Обломов неожиданно для себя преображается, активизируется, пытается что-то изменить в привычном существовании. Он начинает читать книги, много гуляет, строит планы на будущее.

Несмотря на то, что жизнь развела героев и Обломов вернулся к привычному порядку вещей, любовь ненадолго одухотворила его, помогла понять, что можно жить по-другому.

Вывод

Примеры из вышеуказанных произведений доказывают, что любовь занимает важное место в нашей жизни. Она мотивирует человека меняться в лучшую сторону и позволяет чувствовать себя цельной натурой. Благодаря настоящей любви человек может научиться милосердию, терпению и ответственности.

Я и другие: всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?

  • Почему между личностью и обществом возникают конфликты.
  • Сочинение.
  • Чтобы найти ответ на вопрос – почему между личностью и обществом возникают конфликты, для начала следует разобрать смысл слов “личность”, “общество” и “конфликт”.
  • Итак, личность – это обладающий разумом и интеллектом, отдельно взятый индивидуум, человек со своими правом выбора, в том числе и участвовать или не участвовать в социально-культурной деятельности общества, и если участвовать, то как (насколько) активно.

Общество – это совокупность (круг) людей, которые объединились для создания чего-либо (страны, государства, структуры, производства и т.д.

) и имеет свою собственную модель, свои правила, традиции, законы и такое прочее, которые создаются, соблюдаются, регулируются и изменяются людьми (большинством людей общества).

Конфликт – это столкновение противоположных интересов, а если еще проще то конфликт – это отсутствие согласия между сторонами.

Таким образом, конфликты между личностью и обществом происходят тогда, когда личность отказывается жить по законам общества, нарушает их или идет вопреки обществу.

Так, например, произошло с Анной Карениной в одноименном романе Льва Толстого – она жила в обществе, где замужняя женщина имела все привилегии, материальный достаток от мужа и уважение общества.

Когда же Анна решилась развестись с мужем, чтоб жить с другим мужчиной, общество отвергло ее “как падшую недостойную женщину” и она, хотя и имела материальное обеспечение, но потеряла все – уважение, общение подруг, ее все сторонились и чурались, все “тыкали в нее пальцем”, что в итоге сделало ее жизнь более невыносимой, чем бы она жила в семье с нелюбимым мужем, но по законам общества.

Так же конфликт между обществом и личностью можно проследить и в романе Федора Достоевского “Преступление и наказание”, где автор расписывает жизнь “обыкновенных” и “необыкновенных” людей, то есть общество и его законы, вынуждающие людей (личностей) делать определенный выбор, который не всегда одобряется обществом и который впоследствии меняет жизнь личности (героев). Одновременно с этим автор проводит параллель, описывая личность (Раскольникова, сестры Раскольникова – Дуни, Сони Мармеладовой, самого Мармеладова и других героев) и ее собственные законы, размышления и решения, по которым эта личность живет в обществе, взаимодействует с обществом и конфликтует (или не конфликтует) с обществом.

Сочинение «В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?

Что такое общество? И как проявляется конфликт между человеком и обществом? На мой взгляд, общество- это форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

Человеческие общества характеризуются моделью социальных отношений между людьми.Однако из-за уникальности каждого человека и происходят разногласия, ведущие к конфликту между отдельными людьми и обществом.

Иногда такие столкновения становятся слишком серьезными и приводят к печальным последствиям.

Множество писателей обращались к этой теме в своих произведениях. А.С.Грибоедов в пьесе «Горе от ума»также рассуждает о конфликтных ситуациях людей. Человек и общество — это одна из центральных проблем в комедии А.С.

Грибоедова. Как должны строиться взаимоотношения людей в обществе? И стоит ли соглашаться с теми ценностями, которые важны в обществе? Вопросы актуальны и по сей день, так как каждый человек ищет своё положение в социуме.

Так Александр АндреевичЧацкий противостоит всему фамусовскому обществу. Он не принимает его принципов, суть которых заключена в материальных ценностях, в достижении высшего положения в свете. Служба для фамусовского обществ заключается не в служении своей родине, для них это всего лишь продвижение по карьерной лестнице. Поэтому серьёзно делами они не занимаются.

Даже любовь здесь не ставится серьезно. «Кто беден, тот тебе не пара», говорит Фамусов дочери.Любое несогласие с общепринятыми законами воспринимается как «сумасшествие». Мнение всего московского общества для них дороже искренности, справедливости, честности.

Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Чацкому обидно, что любимый дом, где прошло его детство, вдруг оказался чужим. Но герой даже не пытается подстраиваться под общество. Он смело отстаивает свои принципы. Это не Молчалин с его подхалимством, лицемерием, двуличием, который хорошо усвоил, как надо жить .

Чацкий привлекает читателей умением быть верным себе, оставаясь яркой личностью. Как построить отношения с людьми, как определить своё место в жизни — это решает каждый.

Но я считаю, что люди просто обязаны жить по законам морали, поддерживая всё нравственно верное, порядочное и выступая против лжи, зла, враждебности, как бы трудно это ни было.

Данное произведение является ярким примером того, как человек отстаивая и защищая свое мнение и взгляды может неожиданно для самого себя вступить в конфликт с обществом, принципы которого на жизнь совсем иные.

Приведу пример из другого литературного произведения. Александр Сергеевич Пушкин в романе в стихах «Евгений Онегин» ярко подчеркивает образ главного героя, который является «лишним» человеком в обществе. Евгений Онегин отличается от окружения в городе, ему не интересны светские балы, пустые разговоры, глупые сплетни. Он умен и образован.

Онегину не понятны ценности общества. У него свои интересы, он любит читать философские книги, саморазвиваться. заниматьсяэкономикой. Проще говоря, он достаточно просвещен во всех насущных темах. Евгений Онегин- очень интересная личность, но в обществе он не нашел своего места, так как сильно отличается от людей в городе и в деревне.

Все они ценят внешний вид, статус в обществе, количество денег в кармане. У Евгения Онегина и всех окружающих его людей разные взгляды на жизнь. В связи с этим между ними непроизвольно происходят некие разногласия, которые плавно перетекают в конфликт.

Данное произведение является ярким примером того, как люди, имея собственные взгляды на жизнь, выражая свое мнение, не считаясь с мнением других, могут прийти к взаимонепониманию, отчуждению.

Подводя итог своего сочинения, еще раз подчеркну: люди часто конфликтуют по причине разногласий.

Однако человек живёт среди общества, в котором он становится личностью, реализует свои способности, добивается целей, мечтает, страдает, любит.

Быть нужным обществу, не отгораживаться от него, не противопоставлять себя ему — вот благородная цель человека. Осознание своего единства с людьми, народом, страной делают жизнь бесконфликтной и осмысленной.

Полезный материал по теме:

Сочинение на тему Конфликт поколений

Конфликт поколений – является извечной человеческой проблемой. Старшее поколение, как правило, упрекают младшее в не желании прислушиваться, а младшее  в ответ выказывают свои упреки о непонимании по отношению к ним.

Проблема этих непониманий и упреков заключается в разном мировоззрение разных поколений, в ином воспитании, и в рождении в разное время.

Этот конфликт, как мне кажется, будет актуален до того момента, пока старшие и младшие поколения не научаться с уважением выслушивать мнения друг друга и находить общий компромисс.

Сколько бы ни было бы ребенку лет его родители видят в нем несмышленого малыша, который, на их взгляд не способен на то, чтоб отличить плохое от хорошего.

Нет ничего плохого в том, что каждый родитель желает уберечь своего ребенка, от совершенных ошибок, но только на своем опыте, от своих ошибок человек может сделать соответствующие выводы и получить такой необходимый жизненный опыт.

Именно от приобретения жизненного опыта и скрывается смысл человеческого взросления.

Дети зачастую перечат своим родителям, делая все по-своему, чем конечно очень сильно обижая их. Зачастую это приводит к плохим последствиям. Лишь с возрастом, когда приходит опыт, появляется умение производить анализ своих деяний, к ребенку приходит понимание о ценности советов родителей.

Старшему и младшему поколению необходимо помнить, что они – одно целое, что они необходимы друг другу! Старшее поколение с рождения обучает младшее, делится с ними своим опытом, мировоззрением, знанием.

Младшее поколение обучает старшее современным технологиям, помогает разобраться в различной современной техники, чтоб сделать их жизнь более комфортной, также всячески ободряют, даруют смысл дальнейшей жизни.

В русской литературе есть множество произведений, посвященных проблемам детей и их отцов. В романе Тургенева И.С. «Отцы и дети» описывается несхожесть взглядов между двумя поколениями.

Герой произведения Евгений Васильевич Базаров отрицал важность для человека чувств. Любовь и семейные узы, по его мнению – это что-то эфемерное и ненужное.

Родители его в любви и согласии прожившие вместе много лет не понимали его взглядов на такие важные для человека чувства, и были этим слишком обеспокоены.

Отцы не могут понять своих детей, так как они родились и выросли  в совершенно иное время, в разных условиях, им прививались совсем иные ценности.

Сочинение 2

Как бы мы близки не были с родителями, конфликт между поколениями всегда будет идти рядом с нами. Вроде бы взрослый родитель должен понять все переживания подростка, так как сам ещё не столь давно проходил через всё те же эмоции. Может обойти острые углы в конфликтах. Но почему-то на деле все выходит наоборот. Почему же так происходит?

Всему виной опыт, накопленный старшим поколением. Они, с высока своих лет, понимают ошибки, которые совершали в юном возрасте. И страх того, что твой ребёнок может наступить на те же грабли, выражается в постоянных советах, нравоучениях, которые выливаются в конфликты с ребёнком.

Ребёнок же, в свою очередь, ждёт поддержку в своих начинаниях от родителей, а не постоянную гиперопеку.

Подростку претят все барьеры, которые устанавливает взрослый, так как, по мнению младшего поколения, это их шаги, их опыт в этой жизни, не важно: будет ли он положительный или отрицательный.

Каждый, теперь уже взрослый человек, был таким же подростком, с таким же спектром переживаний.

Он так же не понимал своих родителей, его родители в свою очередь имели свою точку зрения на систему воспитания ребёнка.

В такие моменты подросток часто думает, что именно он не будет давать советы, учить и ограничивать своих детей. Но проходит время, вырастают дети, и все возвращается на круги своя.

Эта проблема никогда не выйдет из основных тем психологов.

Взрослому поколению необходимо понимать, что каждый человек, проходя этапы взросления, сталкивается с трудностями. Это закаляет характер, вырабатывает иммунитет к проблемам, стимулирует развиваться.

Ребёнок не знает, с какими препятствиями жизнь его столкнёт в будущем, не знает, что нужно будет работать, заводить семью, трудиться, переживать потери, расставания, боль. Это все сейчас для него неактуально. Родители не должны давить, ограничивать и давать нравоучения.

Необходимо направлять в нужном направлении, но делать это мягко, без потери связи с ребёнком. Иначе, конфликт может привести к еще большим проблемам.

Младшему же поколению нужно понимать, что родители не стремятся закрыть его от внешнего мира, не хотят сделать больно и плохо. Нужно прислушиваться к мнению взрослых, так как их опыт может дать верное направление уже сейчас, не зацикливаясь, что там будет в этом очень-очень далеком будущем.

Как сказал Антуан де Сент-Экзюпери – «Мы в ответе за тех, кого приручили». Это «уравнение» можно применить и к нашей проблеме.

От поступков и шагов старшего поколения зависит обстановка в семье и устанавливаемая связь с ребёнком. Поэтому, нужно быть снисходительными к попыткам младшего поколения начинать свой путь в этой жизни.

Но при этом всегда должны присутствовать полезные ограничения, без них сложно будет выстраивать дорогу молодым.

Рассуждение 3

Семья. Как много можно говорить об этом слове. Семья – это люди, которые связаны кровными узами. Семья – это место, в котором зарождаются юные личности. Так можно перечислять бесконечно. Ведь именно из семей состоит мировое общество. И именно в семьях зарождается жизнь.

Но состояние семьи прежде всего зависит от людей. Они должны поддерживать гармонию и взаимопонимание, и только тогда семьи станут совершенной ячейкой общества. Но, как ни странно, в каждой семье ситуация всегда обстоит по-разному. Но есть то, что объединяет их все.

И это проблема взаимопонимания поколений. Каждый человек прожил, проживает или будет проживать целую жизнь, и в ней он формирует для себя какую-то идеологию. Идеологии людей всегда отличаются, так как склад ума у каждого свой. Наиболее яркие различия можно увидеть в идеологиях пожилых и молодых людей.

Пожилые люди всегда были и будут приверженцами консерватизма, но кто-то показывает это, а кто-то – нет. А молодое же поколение идёт в ногу со временем. И на этой основе возникает конфликт между этими поколениями, в котором каждый пытается навязать свою точку зрения другому.

Давайте рассмотрим эти конфликтные ситуации на примере литературных произведений.

Во-первых, эта проблема лежит в основе произведения «Отцы и дети» И. С. Тургенева. В романе рассказывается о разных убеждениях двух молодых друзей и старших. Старшие – это Николай Петрович и Павел Петрович Кирсановы. А друзья – это Кирсанов Аркадий и Базаров Евгений.

И Аркадий, и Евгений были приверженцами нигилизма или отрицания всего сущего. А вот Николай и Павел «стояли» за существование консервативных принципов. Но самым главным событием романа был спор Павла Петровича и Базарова Евгения.

Каждый из них насмерть стоял за свои идеалы: Павел объяснял то, что без принципов жить невозможно, а Евгений уверял, что нигилизм – это разумное решение. Но в итоге это ни к чему не привело, и всё только сильнее усугубилось.

В этом примере автор ярко показывает разногласия, вспыхнувшие между представителями двух поколений, и то, как разные идеологии могут повлиять на взаимоотношения людей.

И, во-вторых, этот конфликт ярко выражен в произведении «Гроза» А. Н. Островского. А произошёл он между Марфой Кабановой и Катериной. Кабанова или же Кабаниха – властная женщина старых взглядов, а Катерина – девушка, отстаивающая своё право на свободу.

Когда Катерина вышла замуж за Тихона, сына Кабанихи, её жизнь превратилась фактически в каторгу. Она выполняла приказы и не могла выражать собственного мнения. Этому всему подвергалась вся семья, но лишь Катерина решилась как-то действовать.

А остальные, приспособившись к этим условиям, терпели. И в результате Катерина совершает самоубийство в знак того, что она против тоталитарного режима Кабанихи, царящего в этой семье.

В этом примере иллюстрируется то, к чему могут привести разные взгляды на жизнь и насколько тяжёлыми бывают последствия конфликта.

Подводя итоги, хотелось бы сказать, что эта проблема всегда будет в нашем обществе, так как люди развиваются, и вместе с этим возникают новые идеи, убеждения, которые впитывает молодое поколение, но отрицает старшее.

Другие темы:

← Выбор жизненного пути↑ На свободную темуВеликодушие →

`

Конфликт поколений

Популярные сочинения

  • Сочинение Я хочу стать врачом
    В нашем классе некоторые ребята уже знают, кем хотят стать. Те, кто хорошо успевает по какому-нибудь предмету, уверены, что это их будущая специальность — математика, биология или история. Другие хотят получить такую же профессию, как их родители.
  • Сочинение Моя будущая профессия (врач)
    Все в детстве хотят быть пожарными, учителями и врачами. И, конечно, ребенок видит только красивые стороны профессии: блестящую каску и красную машину, линейку и глобус в руках доброго учителя
  • Сочинение Поход в дельфинарий
    Когда мы были на море летом, то видели дельфинов – прямо с пляжа. Они плыли там вдалеке, так красиво было. И ещё мы пошли в кафе на пирсе, а оттуда тоже увидели стаю дельфинов.

Конфликт отцов и детей: итоговое сочинение

Отцы и их дети — два разных поколения со своими взглядами, идеями, видением мира. Отцы — представители старого поколения, которое повидало жизнь и считает, что ничего нет лучше старого и проверенного временем.

Дети — представители молодого поколения, которое следует за прогрессом, готовы к экспериментам, и считают, что в жизни нужны перемены.

По этим причинам конфликт отцов и детей неизбежен, о чем и порассуждаем в сочинении на тему конфликт поколений.

Конфликт отцов и детей, конфликт поколений

Как мы уже сказали, конфликт поколений — это природный процесс, который неизбежен, а все потому, что время идет, общество развивается, и прогресс затрагивает все сферы жизни, заменяя старое новым.

Но старое поколение воспринимает перемены с трудом, всеми силами цепляясь за пережитки прошлого, в то время как их дети с легкостью могут отказаться от старых идей и принципов, умея замечать недостатки старой системы.

В итоге, отцы не готовы прощаться с привычными вещами, взглядами и идеями, а дети не желают мириться со стариками, считая некогда актуальные принципы пережитком прошлого. Вот и возникает проблема конфликта поколений, которую школьники пытаются раскрыть в итоговом сочинении ЕГЭ на тему конфликта поколений.

Вечен ли конфликт поколений?

Спросите, вечен ли конфликт поколений, и можно ли его избежать? Но, как невозможно остановить время, так и невозможно избежать конфликта между отцами и детьми.

И если сегодня дети следуют за прогрессом и убеждены, что будут демократичны по отношению к своим детям, то со временем они сталкиваются с трудностями непонимания. То, что понятно и привычно для них сейчас, будет не приемлемо для их детей.

Очень часто два разных поколения просто не слышат друг друга. Казалось бы, на дворе двадцать первый век, в обществе царит демократия, существует психология отношений, но ничего не меняется.

Как был конфликт поколений сто лет назад, так и в настоящее время отцы и дети не могут прийти к согласию. Это может означать лишь одно: проблема конфликта отцов и детей всегда актуальна, вечна, и неизбежна.

Конфликт поколений: аргументы из литературы

Почему возникает конфликт поколений? Почему он неизбежен? На эти вопросы неоднократно пытались ответить не только обычные люди, но и писатели, пытаясь показать к чему может привести размолвка поколений. Например Островский, в своем произведении Гроза показал, как деспотизм и консерватизм старшего поколения привели к застою в городе.

По этим причинам в округе царит невежество, ханжество и расслоение общества. Старые устои нуждаются в обновлении, и это понимает новое поколение. Впрочем, и сама Кабанова — представительница отцов, понимает, что старый мир рушится. Она хочет его сберечь, да не выходит.

Конфликт поколений приводит к тому, что Катерина решается на смерть, дочь Кабанихи Варвара уходит из дома, а Тихон, которого мать постоянно поучала, взбунтовался.

Извечное противостояние поколений показал и Грибоедов в комедии Горе от ума, где столкнулись век нынешний с веком минувшим. Так молодой Чацкий — образованный и умный представитель молодого поколения, выступающий за прогрессивное будущее был не понят фамусовским обществом.

Те были противниками прогресса, придерживаясь самодержавно—крепостной системы, подражая загранице, и склоняясь перед теми, кто был выше их по своему положению в обществе. Чацкий был убежден в обратном, и считал, что человек должен приносить своей стране пользу.

Век минувший был ему чужд, и несмотря на то, что в этот раз поколение детей проиграло битву, и Чацкому пришлось покинуть фамусовское общество, конфликт отцов и детей не завершился.

Прекрасно раскрыта проблема конфликта поколений и в произведении Тургенева Отцы и дети. Спор Базарова и Кирсанова показал разницу взглядов двух поколений, доказывая вечность проблемы взаимоотношений отцов и детей. И если Кирсанов считал Базарова выскочкой, то для Базарова Кирсанов был праздным, никчемным барином.

И если старое поколение состояло из приверженцев светских манер, праздной аристократичности, то новое поколение состояло из людей труда и дела, которые презирали чванство и ленивое проживание в своих усадьбах. Это было поколение нигилистов, для которых было непонятно увлечение Пушкиным и любовь к музыке.

Они хотят перемен, и не желают довольствоваться малым, в отличие от представителей старого, умирающего мира. А ведь если бы две стороны не были столь категоричны, шли на компромиссы, то союз двух поколений мог оказаться очень плодотворным.

Так, Базаров смог бы поучиться сдержанности у Кирсанова, а Кирсанов мог открыть для себя мир преобразований.

Как видим, отцы и дети никогда не смогут договориться и прийти к компромиссу, тем самым делая конфликт поколений вечным.

  • Почему не состоялась любовь ивана тимофеевича и олеси сочинение
  • Почему неву в медном всаднике можно назвать отдельным персонажем влияющим на ход событий сочинение
  • Почему не стоит разговаривать во время урока сочинение
  • Почему не состоялось счастье обломова и ольги ильинской сочинение
  • Почему не суждено было сбыться мечте николки кошевого рассказ родинка