Почему назвали рассказ васюткино озеро

Урок i. i. в. п. астафьев: детство писателя дальше ученики прочитают вступительную статью о в. п. астафьеве. представить себе, как

Сочинение: Становление характера главного героя рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро»
Урок I. 

      I.   В. П. Астафьев: детство писателя

дальше…

      Ученики прочитают вступительную статью о В. П. Астафьеве. Представить себе, как выглядит родина писателя, поможет очерк «Деревня Овсянка».      Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 г. недалеко от Красноярска. В 1931 г. его мать утонула в Енисее, и мальчика взяли к себе дедушка и бабушка. Когда отец с мачехой переехали в Игарку, Астафьев убежал из дома, беспризорничал, воспитывался в детском доме. Затем закончил железнодорожную школу ФЗО и работал составителем поездов под Красноярском.      Осенью 1942 г. Астафьев ушел добровольцем на фронт, был шофером, артразведчиком, связистом, был ранен и контужен. После войны поселился на Урале, сменил много профессий и в 1951 г. стал сотрудником газеты «Чусовой рабочий», начал писать и печатать свои рассказы, затем повести и романы. Первый сборник рассказов «До будущей весны» был напечатан в 1953 г.— Почему Астафьев начал писать? Как вы понимаете слова: «…Я твердо знаю одно — заставили писать меня книги и жизнь»?
      Прочитаем эпиграф к статье учебника об Астафьеве:
      «…думал я, думал, и вышло, что мне надо рассказывать о своих земляках, в первую голову о своих односельчанах, о бабушке и дедушке и прочей родне… Они были интересны мне и любимы мной такими, какие они есть на самом деле» (В. П. Астафьев).
      В основе произведений Астафьева — история его собственной жизни.

      II. Автобиографичность произведений. Рассказ «Васюткино озеро»

      Прочитаем статью В. П. Астафьева «Судьба рассказа „Васюткино озеро“» в учебнике.
      Запишем на доске и в тетрадях слово биография.
      — Как вы думаете, это слово исконно русское или заимствованное? Из какого языка оно заимствовано?
      — Какие знакомые элементы мы видим в этом слове? Выделим био- — жизнь и -графо- — пишу.
      — Как вы понимаете значение слова биография?
      — Кто такой автор произведения? Что означает слово автобиография?
      Автобиография — описание своей жизни.
      — Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?
      Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.
      Сделаем в тетради еще одну запись:
      Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.
      — Как вы думаете, каким является рассказ Астафьева: автобиографическим или автобиографичным? Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?
      Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным.

      Комментированное чтение

   
      Учитель прочитает первый абзац, задавая общий тон. Ученики продолжат чтение. По ходу чтения учитель комментирует непонятные слова и выражения или просит учеников сделать эту работу.

      Домашнее задание

      Подготовить ответы на 1—7-й вопросы
      12-е задание выполнить письменно.

      Индивидуальное задание

      Нарисовать иллюстрацию к рассказу.
Сочинение: Становление характера главного героя рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро»    I.Проверка домашнего задания. Словарная работа
 
      Проверяем выполнение 12-го задания.

      Холодная изморось — холодный, очень мелкий дождь.

      Осетр — крупная промысловая рыба, ценная своим мясом и икрой.
      Стерлядь — рыба из семейства осетровых с ценным мясом.
      Были — рассказы о действительных происшествиях.
      Небылицы — рассказы о том, чего не было в действительности.
      Хилые березки — слабые, тонкие, невысокие березки.
      Затеси — зарубки, отметки на стволах деревьев, сделанные топором, чтобы не потерять дорогу в тайге.
      Белая рыба — рыба из семейства осетровых.
      Шлюпка — лодка с прочным широким корпусом.
      Бот — небольшое парусное гребное или моторное судно.
      Пацан — мальчишка (слово просторечное).
      Хлопец — парень (из украинского языка.)
      Варнак — разбойник.
      Рыбная тара — ящики и мешки под рыбу.
      — В каких ситуациях вам потребовалось обращение к толковому словарю? Какие слова и выражения вы смогли объяснить самостоятельно?

      Запишем на доске словосочетания холодная изморось, хилые березки, белая рыба, рыбная тара.

      — Какие части речи соединяются в этих словосочетаниях?
      — Вспомните, что такое эпитет. Какие прилагательные являются в этих словосочетаниях эпитетами, а какие нет? Объясните почему.

      Эпитеты — художественные определения: холодная изморось, хилые березки. Белая рыба — определение указывает на сорт рыбы. Рыбная тара — определение говорит о предназначении тары (т. е. ящиков).

      Беседа
      Беседуем по вопросам учебника.

      — Почему рассказ называется «Васюткино озеро»? (1-й вопрос.)

      Рассказ называется «Васюткино озеро», потому что в нем заблудившийся мальчик Васютка находит озеро, полное рыбы, и открывает его людям. По имени этого мальчика и называют это озеро.

      — Что рассказывает писатель о рыбной ловле? (2-й вопрос.)

      Писатель рассказывает много интересного о рыбной ловле на Енисее. Рыбная ловля ведется бригадами. Бригада либо движется по реке вниз по течению и ловит сетями, либо живет на одном месте и ведет промысел паромами и переметами. В ловушки попадалась ценная рыба — осетр, стерлядь, таймень, налим.

      — Как заблудился Васютка? Какие качества помогли Васютке выжить? (3-й вопрос.) Запишите ответ на этот вопрос в тетрадь.

      Васютка заблудился, погнавшись за глухарем.
      Васютке помогли выжить и выйти из леса его смелость, решительность, смекалка, знание законов тайги, мужество, терпение и упорство.

      — Как поступил мальчик, когда понял, что заблудился? Как он вел себя в лесу?

      Когда Васютка понял, что заблудился, он стал вспоминать рассказы рыбаков и охотников о том, что нужно делать, чтобы спастись. Вспоминал слова дедушки и отца: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»
      В первую ночь в тайге Васютка особенно внимательно прислушивался к различным звукам. Он услышал таинственный шорох, после которого вскрикнул и бросился бежать. Потом, когда он устроил себе постель и лег, то почувствовал, что к нему кто-то крадется. Затем он принял за человека огромный корень-выворотень.
      Сначала он разговаривал с этим пнем-выворотнем, думая, что это кто-то притаился, затем укорял себя за трусость. Утром мальчик разговаривал с белкой. Он рассказал ей о своей беде. Постепенно мальчик начал думать вслух. Наверное, от этого ему было не так одиноко. Он показал кукиш второму встреченному глухарю и обругал дождь.

  •       — Почему мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба?
  •       — Как вы понимаете слова: «Трепет перед драгоценным „припасом“ (так охотники называли порох и дробь) крепко вбит в сибиряков отроду»?
  •       — Какой день, по-вашему, оказался для Васютки самым трудным: день, когда он заблудился, или день, когда начался дождь?
  •       Выразительное чтение

      Мать настаивала, чтобы Васютка взял с собой краюшку хлеба, потому что «спокон веку так заведено». Васютка понимал, что таков старинный порядок: «идешь в лес — бери еду, бери спички».
      Мать привычно строго говорит: «На вот краюшку. Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал еще таежные законы переиначивать». Мать понимает, что в тайге с человеком может случиться много разных неприятностей, и хорошо, если будет с собой хотя бы небольшой запас еды. Краюшка хлеба весит немного, но в беде, когда нечего будет есть, она спасет человека. Таежные законы сложились из опыта многих поколений охотников и рыбаков, а к человеческому опыту надо относиться с уважением.
      «Трепет перед драгоценным „припасом“» возник оттого, что тайга огромная, тянется на тысячи километров, а города и поселки, где можно было бы пополнить запас патронов, встречаются редко. Если бездумно истратить весь «припас», то в нужный момент его может не хватить.
      Самым трудным для Васютки был день, когда поднялся ветер и начался дождь. Мальчик хотел есть, его начинало тошнить. Он съел остатки горбушки. Не было сил даже развести костер. Он боялся поверить, что речка, которую он увидел, впадает в Енисей. Силы мальчика были на исходе.

      На уроке нужно обязательно прочитать отрывок, рассказывающий о встрече Васютки с Енисеем и возвращении мальчика домой, чтобы дети смогли пережить радость вместе с героем рассказа. Учитель при чтении обратит внимание на речевые характеристики героев: Васютки, старшины Коляды, деда, матери и отца Васютки. Каждому из героев присущи характерные выражения, интонации.
      Читаем от слов: «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер» — до слов: «— …Ну-ка, ну-ка, рассказывай, что ты там за озеро отыскал?..».

      — Почему взрослые рыбаки решили назвать озеро Васюткиным именем? (6-й вопрос.)

      Васютка нашел озеро, когда заблудился. Но мальчик рассказал рыбакам не только о своем несчастье. Он думал в первую очередь, как помочь бригаде. Рыбаки сумели оценить смелость и наблюдательность мальчика.

      — Как начинается и как заканчивается рассказ «Васюткино озеро»?

      Рассказ «Васюткино озеро» начинается и заканчивается взглядом автора на карту. В начале рассказа автор говорит: «Это озеро не сыщешь на карте». В конце рассказа мы читаем: «На районной карте появилось еще одно голубое пятнышко, с ноготь величиной, под словами „Васюткино оз.“. На краевой карте это пятнышко всего с булавочную головку, уже без названия. На карте же нашей страны озеро это сумеет найти разве сам Васютка». Обращение к карте словно бы окольцовывает рассказ (кольцевая композиция). Такое построение придает рассказу завершенность.

      III. Литература и изобразительное искусство

      Рассмотрим иллюстрации, данные в учебнике. Подберем к ним строки из текста (11-й вопрос).
      «Васютка увидел на ели кедровку». Рисунок Е. Мешкова. «Васютка поднял голову. На самой вершине старой взлохмаченной ели увидел кедровку. Птица держала в когтях кедровую шишку и орала во все горло».
      «Васютка у костра». Рисунок Е. Мешкова. «Греясь возле костра, Васютка неожиданно уловил что-то похожее на комариный писк и замер. Через секунду звук повторился, вначале протяжно, потом несколько раз коротко».
      Рассмотрим иллюстрации, которые сделали ученики.
      — Как вы думаете, почему к этому рассказу можно сделать много различных иллюстраций?
      В рассказе много действия, которое сочетается с описаниями природы.

  1.       IV. Подготовка к сочинению
  2.       Домашнее задание
  3. Урок развития речи

      Тема: «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)».
      Обсуждаем тему, определяем идею сочинения. Вспоминаем, как составлять сложный план.

      Составить сложный план к сочинению по теме «„Тайга, наша кормилица, хлипких не любит“. Становление характера Васютки (по рассказу В. П. Астафьева „Васюткино озеро“)».

  I. Подготовка к сочинению

Сочинение: Становление характера главного героя рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро»
          Дети дома работали над сложными планами сочинения. Обсуждаем планы, которые они составили. Повторяем общий принцип составления сложного плана, обсуждаем «наполнение» пунктов.
      План
      1. Васютка — главный герой рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».
      2. Становление характера Васютки.
      1) Забота Васютки о рыбаках.
      2) Поведение Васютки в лесу: смелость, решительность, смекалка, мужество, терпение.
      3) Знание законов тайги. Внимание к природе.
      4) Забота Васютки об общем деле.
      3. Почему рыбаки назвали озеро именем мальчика?
      Напомним, что каждую новую мысль, соответствующую очередному пункту плана, мы начинаем с красной строки.

      II. Работа над сочинением

      Если есть возможность, сочинение надо сделать классным. Самостоятельная творческая работа в классе учит детей концентрировать внимание «здесь и сейчас», мобилизовывать свою творческую энергию. Дома пятиклассники часто надеются на помощь родителей, на уроке они понимают, что надо надеяться на собственные силы.

      Домашнее задание

      Прочитать рассказы В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка». Подготовить пересказ одного из рассказов.

Урок внеклассного чтения

      I. Анализ сочинений
      Учитель анализирует сочинения, отмечает удачные работы, разбирает типичные речевые, стилистические, фактические ошибки.

      II. В. П. Астафьев. Рассказы «Зачем я убил коростеля?», «Белогрудка»

      Учитель организует работу исходя из подготовленности класса. Проблема может возникнуть оттого, что отнюдь не все библиотеки имеют названные рассказы Астафьева; с другой стороны, дети часто не приучены обращаться в библиотеки за дополнительной литературой.
      Можно послушать отзывы учеников, пересказ и выразительное чтение отрывков из рассказов Астафьева. Любые формы работы хороши, лишь бы помочь детям полюбить книгу, повернуть их лицом к творчеству такого выдающегося писателя, как Астафьев.

      — Какой темой объединены эти рассказы?    — Как вы думаете, почему писателя волнует тема отношения человека к природе? Как вы сами оцениваете важность этой темы?

  •   — Какие писатели посвящали свои произведения теме отношений человека и природы?
  •       Домашняя работа

Сочинение на тему: Становление характера в рассказе Васюткино озеро, Астафьев

­Главная>Сочинения по произведению Васюткино озеро

Становление характера

31 предложение/ 408 слов

Главный герой рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» также как и автор родился и вырос в таежном краю. В свои тринадцать лет он уже многое умел и знал. Например, он умел охотиться на птицу и тут же готовить свою добычу на костре.

Он знал, как отличить озерную рыбу от речной, как различать деревья в лесу, как находить юг и север, как добывать кедровые орешки и многое другое.

Все эти умения и навыки ему очень пригодились, когда он оказался один на один с холодным и неприветливым лесом.

Читая рассказ, мы видим, как менялось поведение мальчика в зависимости от ситуации и трудностей, с которыми он сталкивался. Удивительно, но именно сталкиваясь с трудностями, человек взрослеет и развивается.

Так и Васютке за несколько дней пришлось повзрослеть и по-новому взглянуть на жизнь. Как известно, тайга слабых не любит и для того чтобы в ней выжить нужен твердый характер.

Тринадцатилетнему герою Астафьева пришлось проявить всю свою смелость и решительность, чтобы выжить в условиях леса. Он затерялся, пока охотился на редкую в тех краях птицу глухаря.

Благодаря правильной подготовке и умению ориентироваться в лесу, мальчик смог продержаться с одним только хлебом пять дней. Так уж было заведено на берегах Енисея, каждый раз перед походом в лес брать с собой краюшку хлеба, нож и спички. На всякий случай Васютка с собой брал и ружье.

Как раз это и спасло его от неминуемого голода. Он несколько раз стрелял дичь и готовил ее на костре. Те зрелые решения, которые он принимал во время своего незапланированного похода, говорят о том, что Васютка уже не ребенок.

Даже в описании своего героя автор отмечает, что он выглядел, словно «маленький мужичок» особенно когда «сдвигал густые брови».

Васютка имел коренастое телосложение и носил тяжелую телогрейку, кальсоны с тесемкой, сапоги с портянками. Такая экипировка отлично подходит для пребывания в лесу, особенно на случай если погода становится зябкой и промозглой. Во время пребывания Васютки в тайге как раз был дождь, но он и с этой напастью справился.

Сила характера у него проявилась во многих делах. Вспомним, например, как он отложил хлеб на крайний случай. Также бережно он относился к патронам, зная, что нельзя расходовать «драгоценный припас». Неизвестное озеро, которое попадается на пути, становится его спасением. Оттого его позже назвали в честь Васютки.

За несколько дней мы видим, как он из ребенка превращается во взрослого, решительного человека. Автор показывает, как трудности закаляют характер. В критической ситуации человек мобилизует все свои силы и дает отпор неудаче. Именно так и повел себя Васютка – собранно, отважно, как настоящий мужчина.

  • см. также:Другие сочинения по произведению Васюткино озеро, Астафьев
  • Характеристика героя Васютка, Васюткино озеро, Астафьев
  • Краткое содержание Васюткино озеро, Астафьев
  • Краткая биография Виктора Астафьева

«Становление характера Васютки» по рассказу «Васюткино озеро» (сочинение) | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями.

Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой.

Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность.

В этом рассказе автор описывает, как  главный герой, подросток, справился с трудностями, которые оказались бы по плечу не каждому взрослому мужчине. Васютка, сын рыбака, отправился в лес за кедровыми орехами.

Зайдя довольно глубоко в лес, мальчишка вдруг увидел глухаря – редкую добычу. В свои тринадцать лет Васютка уже охотник со стажем, однако, глухаря он еще не стрелял. Мальчик стреляет и ранит птицу.

Раненый глухарь уводит мальчишку далеко в лес, и он не сразу понимает, что заблудился.

Что бы стал делать в этой ситуации ребенок? Конечно, растерялся бы, стал плакать и звать на помощь. В минуту слабости Васютка так и поступает, в отчаянии падая на землю  и давая волю слезам.

Эти самые минуты являются переломными в его жизни: Васютка уже не ребенок, и он понимает, что рассчитывать может только на собственные силы, иначе погибнет. На смену слабости и отчаянию приходят собранность и решительность.

Мальчик осознает, что он должен действовать, что нужно экономно расходовать спички, патроны и хлеб.

Такие зрелые решения говорят о том, что Васютка уже не ребенок, что он в состоянии нести ответственность за свою жизнь. За эти тяжелые пять дней происходит становление характера мальчика. Ему на ум приходят все знания, которые он почерпнул от старших, и это помогает Васютке найти выход из тайги.

Судьба неслучайно забрасывает героя рассказа глубоко в тайгу: работяги-рыбаки давно сидят без дела, потому что рыбы в Енисее очень мало. Озеро, которое нашел Васютка, становится для них настоящим спасением. Таким образом, из маленького мальчишки Васютка за несколько дней становится взрослым и решительным человеком, а также становится полезным своим близким.

В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер. В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. В итоге судьба улыбается мальчику – он находит озеро, в котором полно рыбы, и тем очень помогает своему отцу-рыбаку и его товарищам.

Становление характера Васютки в рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Класс: 6

Цели

  • Деятельностная цель: формирование у обучающихся умений реализации новых способов действия при анализе рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
  • Содержательная цель:
    • расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: литературный герой, автобиографический рассказ.
    • чтение и идейно-художественный анализ рассказа; формирование у обучающихся  деятельного отношения к жизни, убеждения в том, что трудности всегда можно преодолеть.

Задачи

  • Образовательные: Продолжить работу по обучению аналитическому комментированию художественного текста, работу над характеристикой литературного героя.
  • Развивающие: Развивать речевые умения: подготовка сообщений, развитие умений высказывать своё мнение о прочитанном, составлять план фрагмента текста. Развивать навыки  групповой работы.
  • Воспитательные: Помочь обучающимся задуматься, как человеку выйти из трудной ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью. Вызвать у обучающихся эмоциональный отклик на прочитанное.

УУД:

  • Личностные УУД: уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, определять способы действий.
  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделять и осознавать обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
  • Коммуникативные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; вести  учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения.
  • Познавательные УУД: искать и выделять необходимую информацию в произведении, осознанно и произвольно строить  речевое высказывание в устной форме, свободно ориентироваться и воспринимать текст художественного произведения, смысловое чтение.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Знать своеобразие творчества В.П.Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя.
  • Уметь определять понятия «литературный герой», «автобиографический рассказ», характеризовать героя произведения.

Личностные: Освоение новых видов  деятельности, участие в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, формирование коммуникативной компетентности.

Метапредметные:

  • Личностные:

Методическая разработка по литературе (5 класс) на тему: «Становление характера Васютки через преодоление испытаний»

Главный герой «Васюткино озеро», рассказа, который написал Виктор Астафьев, рос в тайге, отец его был рыбаком, и они часто вместе ходили на промысел. Васютке было еще только тринадцать лет, а он уже многому научился, что в будущем спасло мальчика. Как Васютка оказался в тайге, где находится Васюткино озеро и как он победил лес? Прочитайте ниже об этом.

Бывало, что рыбаки соберутся вместе — сидят в избушке, рассказывают друг другу всякие истории, лакомятся дарами леса. Васютка любил в лесу добывать кедровые орешки, а потом угощать ими рыбаков.

Понятно, что порой Васютка ходил по лесу совершенно один, и вот одажды он, все-таки, заблудился. Хорошо, что он никогда не забывал наставлений матери о том, что всегда с собой нужно иметь хлеб, соль и спички.

Что же делать теперь главному герою «Васюткино озеро»?

История создания

Написано «Васюткино озеро» было в 1952 году, а опубликовано — в 1956.

Но началом появления рассказа на свет стал тот год, когда пятиклассник Витя, выполняя задание учителя литературы, поведал в сочинении, посвященном ушедшему лету, о том, как потерявшись в тайге, провел наедине с природой много тревожных суток, обнаружил неизвестное старожилам озеро и, в конце концов, смог самостоятельно выбраться к реке. Яркий и правдивый пересказ переживаний мальчика привел к тому, что его работа была напечатана в школьном журнале.

Созданное по памяти детское сочинение и стало основой для писателя.

Васютка в тайге

  На всякого мудреца довольно простоты краткое содержание

Хотя Васютка много знал о лесе и его обитателях и часто бывал тут один, остаться одному в тайге было крайне опасно и страшно.

Рыбаки и отец рассказывали, что часто люди не могут выбраться из тайги самостоятельно и поэтому не выживают. Васютка отогнал эти мысли и призвал на помощь все свои навыки, смекалку, смелость и находчивость.

Что умел делать Васютка? Он хорошо знал приметы леса, мог развести костер даже в дождливый день, а кроме того пожарить на огне дичь.

В какой-то момент Васютка почти впал в отчаяние, но хорошо, что вовремя вспомнил слова, которые так часто слышал от деда и отца, а они любили говаривать: «Тайга хлипких не любит». Это придало ему сил и решимости. Васютка мужественно боролся с тайгой и победил ее.

Описание рассказа

Простым, но образным языком рассказчик повествует о буднях рыбацкого стана в Сибири. Тринадцатилетний Васютка, сын бригадира, пытается в меру своих сил помогать взрослым, добывает для них кедровые орехи.

В один из дней, захватив ружьё и провиант, парнишка зашел подальше в лес, надеясь на богатый урожай, и заблудился. После тщетных попыток отыскать дорогу Васютка осознает, что помощи ждать неоткуда, рассчитывать надо только на себя.Ужас, паника и растерянность постепенно уступают место спокойной рассудительности.

Не зря парень рос в этом суровом краю, с малолетства слыша наставления стариков о том, как вести себя в подобном случае.

Применяя советы бывалых охотников и собственные навыки, мальчику удаётся не только продержаться в жестких условиях несколько дней, поборов в себе страх, но и добыть себе пропитание, обогреться, обнаружить затерянный водоем с ценной рыбой, и, вспомнив уроки географии, выйти к берегу Енисея, к людям.

Шестьдесят километров прошел школьник за пять долгих, полных неизвестности и тревоги, дней. Зная, что рыбаки давно тоскуют без улова, Васютка, прибыв домой, без промедления сообщил об увиденном озере. Указав путь бригаде заветный маршрут, подросток чувствует причастность к общему делу. Впоследствии водоём был нанесен на карту и назван именем Василия.

Становление характера Васютки по рассказу «Васюткино озеро»

Каждому человеку приходится проходить в своей жизни через этап взросления. Для кого-то это проходит постепенно, незаметно, день за днем. Кто-то же взрослеет быстро, столкнувшись с жизненными трудностями. Герою рассказа В. Астафьева «Васюткино озеро» пришлось за несколько дней повзрослеть, потому что он оказался один на один с тайгой.

Мальчик вынес бесценные уроки из этих дней, проявив мужество, отвагу и сообразительность. В этом рассказе автор описывает, как главный герой, подросток, справился с трудностями, которые оказались бы по плечу не каждому взрослому мужчине. Васютка, сын рыбака, отправился в лес за кедровыми орехами.

Зайдя довольно глубоко в лес, мальчишка вдруг увидел глухаря – редкую добычу. В свои тринадцать лет Васютка уже охотник со стажем, однако, глухаря он еще не стрелял. Мальчик стреляет и ранит птицу. Раненый глухарь уводит мальчишку далеко в лес, и он не сразу понимает, что заблудился.

Что бы стал делать в этой ситуации ребенок? Конечно, растерялся бы, стал плакать и звать на помощь. В минуту слабости Васютка так и поступает, в отчаянии падая на землю и давая волю слезам. Эти самые минуты являются переломными в его жизни: Васютка уже не ребенок, и он понимает, что рассчитывать может только на собственные силы, иначе погибнет.

На смену слабости и отчаянию приходят собранность и решительность. Мальчик осознает, что он должен действовать, что нужно экономно расходовать спички, патроны и хлеб. Такие зрелые решения говорят о том, что Васютка уже не ребенок, что он в состоянии нести ответственность за свою жизнь.

За эти тяжелые пять дней происходит становление характера мальчика. Ему на ум приходят все знания, которые он почерпнул от старших, и это помогает Васютке найти выход из тайги. Судьба неслучайно забрасывает героя рассказа глубоко в тайгу: работяги-рыбаки давно сидят без дела, потому что рыбы в Енисее очень мало.

Озеро, которое нашел Васютка, становится для них настоящим спасением. Таким образом, из маленького мальчишки Васютка за несколько дней становится взрослым и решительным человеком, а также становится полезным своим близким. В рассказе «Васюткино озеро» писатель показывает, что трудности могут быть полезны человеку, потому что они закаляют характер.

В критической ситуации Васютка действует собранно и решительно, как настоящий мужчина. В итоге судьба улыбается мальчику – он находит озеро, в котором полно рыбы, и тем очень помогает своему отцу-рыбаку и его товарищам.

№ … Тема урока:  В.П. Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе.

5 кл лит дата _____________

     Цели урока:  

Обучающие:

Познакомить учащихся с биографией В.П. Астафьева (кратко), пробудить        интерес  к его  личности

                             Продолжить работу  по обучению аналитическому пересказу и

                              аналитическому комментарию художественного текста, работу над        

                              характеристикой литературного героя.

 Развивающие:                                                                                 

Совершенствовать  речевые умения:  пересказ художественного

произведения, выразительное чтение отрывков.

Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

Воспитательные: 

             Помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной                    

             ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом,

             робостью.

             Вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.                                                    

             Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать своеобразие творчества В П Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя; уметь определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою, объяснить смысл названия рассказа.

Метапредметные УУД:

Личностные: участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

Тип урока:   урок усвоения новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный этап.

Ребята, сегодня на занятии мы начнём знакомство с интересным писателем В.П. Астафьевым и его рассказом «Васюткино озеро». В следующих классах это знакомство продолжится. Таких людей, как В.П. Астафьев, называют совестью нации. Это был чуткий, честный, непримиримый ко лжи и ко злу человек.

  1. Постановка цели и задач урока.

Итак, ребята, тема урока известна. Скажите, пожалуйста, какие цели мы должны с вами достигнуть на уроке?

III.  Изучение нового материала.

1. Ознакомление / прослушивание сообщений учащихся о жизни и творчестве писателя.

 2.  Дополнение учителя о В. П. Астафьеве.

     Совсем недавно ушёл из жизни В.П. Астафьев. Он родился 1 сентября 1924 года в   Красноярском  крае, в селе Овсянка на  берегу Енисея. К самому берегу подступает вековая тайга.

    Мальчику было 7 лет, когда утонула его мать- Лидия Ильинична. Её он любил безгранично. Только заботами бабушки Екатерины Петровны было окрашено его одинокое сиротское детство. Довелось ему быть беспризорником, узнать, что такое детский дом. Склонность к сочинительству обнаружилась у него очень рано – в 4-5 лет.

За этот талант бабушка звала его «хлопушкой», что по-сибирски означало врунишка. Школу он заканчивал в Игарке.

     Из родных мест ушёл добровольцем  в 1942 году на  фронт, сражался, дважды был ранен, контужен.  Награждён  орденом Красной Звезды, несколькими медалями. После войны вернулся на родину, работал в газете «Чусовой рабочий», где и началась его литературная деятельность. Всего он создал 373 произведения, писал о войне ,о природе, о своих земляках. До самого последнего дня продолжал писать.

      В родной Овсянке он поставил себе дом напротив бабушкиного. В доме горница, небольшой кабинет, небольшой огород.  Человеку городскому такие условия покажутся некомфортными, но этот маленький домик лишний раз подтверждает, как этот человек был скромен, несмотря на  его известность не только у нас в стране, но и за рубежом.

Его малая родина была самым дорогим для него местом: «Пуще приворотного зелья мне эта даль и эта близь- леса, горы, перевалы и главное – вот эта притиснутая ими к Енисею деревенька, издали, с высоты такая смирная, такая сиротливая, что  стоном стонать хочется от любви и жалости к ней».

       К самому берегу подступает вековая тайга.  В.П. Астафьев писал: «Землю люблю свою и не стаю удивляться её красоте, неистощимому терпению и доброте …. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой».

        Под стать сибирским богатствам и просторам и талант писателя. Он создал  много книг о войне, о мире, о детях, о природе, и каждая из них пропитана радостной музыкой человеческой души.

         В Овсянке сегодня существует мемориальный комплекс В.П.Астафьева. Благодаря его усилиям в Красноярске создан литературный музей. В Красноярске же В.П. Астафьеву поставлен памятник

  . А сейчас мы переходим к изучению интересного рассказа для детей- «Васюткино озеро».  Рассказ написан в 1956 году. Сейчас мы познакомимся с историей его создания по учебнику — стр.119.  

3.Автобиографическая основа рассказа «Васюткино озеро».      

Слово учителя.

         Рассказ автобиографичен, так как основан на воспоминаниях детства и повествует о том, что случилось с писателем на самом деле. Воспоминания о детстве дороги Астафьеву потому, что в детские годы в трудных обстоятельствах складывалась личность, начинался человек.

4.Викторина «Кто самый внимательный читатель?»

-Почему стала плохо ловиться рыба?    

-На какой реке происходили события?

-Сколько рыбы вытаскивали рыбаки за одну тоню в сутки?

-Чем снабжал Васютка рыбаков?

-Почему мать заставила Васютку взять в тайгу хлеба?

-Что такое затесь?

-Какую птицу первой увидел мальчик?

-Стрелял ли в нее Васютка?

-Как Васютке удалось отвлечь внимание глухаря?

-Сколько, по его мнению, весил пойманный глухарь?

-Когда Васютка понял, что заблудился?

-О чем пожалел мальчик после того, как зажарил глухаря?

-Сколько патронов осталось у Васютки, после того, как он выстрелил в воздух?

-По каким признакам мальчик определил, что выходит к воде?

— За чем наблюдал Васютка, ночуя у костра?

-Почему удивился Васютка, увидев в озере рыбу?

-Кого мечтал увидеть Васютка, укладываясь спать?

-Как Васютка выбрался к реке?

-В чём упрекнул отец Васютку по пути к озеру?

6. Словарная работа.

Встретились ли вам в рассказе непонятные слова?

Объясните значение некоторых слов, которые встретились в рассказе:

фортуна – судьба, случай, счастье (“Нет фарту”, – говорит один из героев. Что это означает? – не везёт);

бот (рыбосборочный) – небольшое парусное, гребное или моторное судно;

паромы, перемёты – ловушки для рыб

паромы – спаренные сети,

перемёты — рыболовная снасть с крючками, которую ставят поперек течения реки)

патронташ – сумка или специальная лента с гнёздами для патронов;

обколотил (кедры) – залазят на деревья и сбивают кедровые шишки;

коренастый – крепкого сложения, невысокий и широкоплечий;

затесь – зарубки на стволах деревьев;

бурелом – деревья, поваленные бурей;

валежник — сухие сучья, деревья, упавшие на землю;

тягун – подводное течение.

7.Работа с текстом рассказа «Васюткино озеро». Аналитическое чтение. Беседа.

Тема нашего сегодняшнего и следующего урока – «Человек и природа в рассказе».

Проследим, как она раскрывается в тексте.

-Почему  Васютка отправился в тайгу? Отчего ему было скучно?

-Что дала ему мать перед дорогой и каковы были её напутственные слова?

 (Краюшку хлеба. «Не задавит она тебя. Спокон веку так заведено, мал ещё таёжные   законы переиначивать».

-Почему Васютка спокойно шёл по тайге? ( Знакома, не раз бывал, следил за затесями)

-Почему Васютка разговаривал в тайге вслух?

Работа в группах

1 группа. Подготовить сообщение о том, как главный герой провел 1 день в тайге, опираясь на вопросы:

— С какой птицей встретился?

-Что узнали о повадках этой птицы?

( Удивительно чуткий  клюв у  кедровки.  Пустые орехи она  даже не вынимает из гнёздышка)

-Какую пользу приносит эта птица?

(Питается насекомыми, разносит по тайге семена кедра)

-Почему Васютка не стал в неё стрелять?

-Почему заряды в тайге берегли, называя их по-хозяйски припасами?

-Что заставило Васютку забыть о сборе шишек? Кого он увидел?

-Как обычно проходит охота на глухаря? Зачитайте.

( стр. 124 – «Мальчик стоял неподвижно…»)

-Что сделал Васютка дальше?

-О чём говорит поведение мальчика? (В нём проснулся охотничий азарт)

-В какой момент Васютка понял, что заблудился?

(«Где же затеси?» )

— Какова была первая реакция мальчика, когда он обнаружил что заблудился?

       — А потом он увидел истлевшую тушку птицы, муху, попавшую в паутину.

«Васютка ещё не знал, что страшное в жизни начинается очень просто».

      -О чём он подумал? Какое мысленное сравнение пришло ему в голову?

(Муха – пленница паука, а он сам – пленник тайги.)

-Страшно ли было Васютке? Почему?

(Да, ведь он знал много случаев,  когда взрослые погибали, оказавшись один на один с тайгой. Чувство страха свойственно всем людям. Не надо его стыдиться, надо стараться перебороть страх, найти выход.)

        — Чьи слова Васютка  вспомнил, когда ему стало плохо? Что это за    слова? Объясните их смысл.

       (Тайга наша кормилица, хлипких не любит)

      — Расскажите, как Васютка провёл первую ночь в тайге.

— Что он сделал в первую очередь? О чём это свидетельствует? ( Решил, что надо взять    себя в руки, «перво- наперво надо развести огонь. Собрал сухие ветки, сорвал пучок сухого мха-бородача, сложил всё в кучу и поджёг. Запасся на ночь дровами.)

— Как  мальчик  приготовил себе еду?

— В чём укорил себя Васютка, когда начал ужинать?

-Что сделал, поев? (Сложил остатки еды в мешок, повесил его на сук, чтобы мыши  или кто-нибудь ещё не добрался до харчей, перенёс в сторону костёр, убрал все угольки, набросал веток с хвоей, мху и лёг, укрывшись телогрейкой)

— О чём говорит такое поведение мальчика в тайге?

— Какие черты характера обнаружились в мальчике?

2 группа. Подготовить сообщение о том, как  герой провел 2 день в тайге, опираясь на вопросы:

-На следующий день произошла ещё одна встреча мальчика с миром природы. С кем? Почему Васютка разговаривал с белкой?

-На основании поведения Васютки ответьте на вопрос: «Как и почему Васютка относится к окружающей его природе?» ( Васютка убивал дичь как охотник, чтобы прокормиться, а не ради забавы, воспринимал животных и птиц как равных: сердился на кедровку, разговаривал с белкой. Он хорошо знает жизнь и повадки птиц и животных).

-Мы много говорили о поведении мальчика в тайге. Автор неоднократно описывает тайгу. Как называется словесное описание природы в художественном произведении?

-Почему тайга казалась мальчику молчаливой и равнодушной? Почему тайга напоминала Васютке море? Как автор усиливает мрачность пейзажа? Какие слова использованы при описании тайги? Какое впечатление производит этот пейзаж на читателей? Почему? Как чувствует себя мальчик в этот момент? Какую роль играет здесь пейзаж?

— Какие ещё трудности пришлось преодолеть мальчику на своём пути?

 -Где провёл мальчик 2-ую ночь? Почему ему было очень тяжело?

3 группа. Подготовить сообщение о том, как  герой провел 3  день в тайге, опираясь на вопросы:

 -Чем отличалась 3-я ночь?

-Почему Васютка искал лиственные деревья среди хвойных?

-Расскажите, как Васютка нашёл озеро.  

— В чём увидел мальчик своё спасение? Что привлекло его внимание? (В озере. “Утку отнесло, значит, есть тягун, озеро проточное”).

— Что удивило Васютку, когда он глядел в озеро? (Много рыбы. “В озере – белая рыба!”)

-Кому благодарен Васютка за своё спасение?

-Почему называет реку Енисеюшко?

— Какое чувство охватило Васютку при встрече с рекой после четырёх дней скитания по тайге?  Только ли радость оттого что спасён?  Докажите  словами  из текста. Как это его характеризует?

— Что предпринял Васютка для своего спасения, увидев рыбосборочный бот? (Разжёг сильнее костёр, кричал и звал, стрелял из ружья.)

Обобщение:

— Что помогло Васютке выжить, выстоять наедине с суровой тайгой?

-Чему можно поучиться у Васютки?

-Какие достоверные знания о тайге, особенностях поведения в ней вы получили, прочитав рассказ? Что нового для себя о жизни тайги узнали?

-Как человек должен относиться к природе?

8.Интересен и богат язык произведения.

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

(лес) неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый;

(тайга) молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая;

(озеро) небольшое, унылое, подёрнутое ряской;

(туман) молочный, клейкий, неподвижный;

(звезды) далёкие, таинственные, мерцающие;

(река) раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая

Встречаются в рассказе сравнения:

“в лес бесшумно, как сова, прилетела ночь”;

“густая, как смоль, темень начала редеть”;

“с высоты тайга казалась огромным тёмным морем”;

“голос пролетел над тайгой и упал кедровой шишкой в мох”;

“на воду падали отблески заката, тянулись и живыми струями в глубину и терялись там, не достигая дна”

“показался маленький, похожий на ноготок, месяц”;

“будто тоненькие пластинки свёклы, на земле лежали тёмно-красные листья”;

“середина озера напоминала сейчас раскалённую печку”

“где-то среди этих кляксочек и та, которую именуют Васюткиным озером”

IV. Обобщение.

Составить синквейн по образу главного героя

Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.

V. Домашнее задание.

Подготовить черновой материал  к контрольному сочинению на одну из предложенных тем

VI. Подведение итогов урока. Комментирование деятельности учащихся

.


Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0


Урок литературы в 5 классе по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

[ Скачать с сервера (37.0 Kb)

]

27.12.2016, 19:31

Предмет

литература

Класс

5

Тип урока

Комбинированный

Тема урока

Анализ рассказа В. П. Астафьева «Васюткино озеро».  Урок – экспедиция «По следам Васютки. Уроки выживания».

Цель урока

Организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме. Обучение анализу прозаического текста, развитие навыков устного и письменного рисования и комментированного чтения.

Задачи урока

-совершенствовать умение анализировать текст художественного произведения, давать характеристику герою, его поступкам;

-активизировать познавательные интересы учащихся с помощью  различных технологий;

-развивать способности к анализу и систематизации полученных знаний;

-формировать умение находить и обрабатывать информацию;

-формировать умение работать в группе, умение планировать работу, уважать мнение других.

Основное содержание темы, термины, понятия

Экспедиция, маршрут-кластер, рассказ, жанр, композиция, анализ, автобиографическая проза

Планируемый результат

Предметные

Личностные

Метапредметные (УУД)

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Знать содержание прочитанного произведения; уметь анализировать художественный текст; давать характеристику герою произведения.

Л1-формировать  положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Л2- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Л3-осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Р1-  принимать учебную задачу;

Р2-планировать необходимые действия, результаты, действовать по плану;

Р3-контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

Р4-анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата;

Р5-адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

П1-извлекать необходимую информацию из различных источников;

П2-осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения;

П3-устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

К1-участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

К2- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета;

К3- строить монологические и диалогические высказывания;

К4- сотрудничать в совместном решении проблемы.

Приёмы  и методы

Кластер, театрализация, составление  словесного  портрета, конструирование высказываний, личные ассоциации, конструирование композиции рассказа,  составление алгоритма, составление телеграммы

Педагогические технологии

Развитие критического мышления,  информационно-коммуникативные технологии, здоровье сберегающие технологии, медленное чтение, составление проектов.

Организация образовательного процесса

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Русский язык, география, биология, ОБЖ, изобразительное искусство.

Индивидуальная, групповая, коллективная.

Проектор, компьютер. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Часть 2. / Авторы-составители: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – Москва «Просвещение» 2012 г.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Технологии, методы и приемы.

1 этап Организационный.

Цель: Создать позитивный настрой  у  учащихся

-Здравствуйте, юные читатели! Я рада вас видеть.  Улыбнитесь друг другу.

Вас ждёт удивительный мир литературы.

Слушают учителя, приветствуют друг друга.

Настроились позитивно на работу

Слайд 1

2 этап Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Цель: Сформулировать тему и задачи урока; мотивировать учащихся к учебной деятельности; определить содержательные рамки урока.

-Скажите, каким объявлен 2016 год в Татарстане?

-Как это связано с нашим уроком?

-Почему рассказ так называется?

-А возможно в наше время открыть что-то новое? Что об этом говорится в рассказе? Прочитайте.

-Мир литературы  тоже  огромен. Разобраться в произведениях  порой очень трудно.

-Мне хотелось бы, чтобы каждый из вас на этом уроке открыл для себя что-то новое, интересное.

-А чтобы открыть что-то новое в рассказе, что вы  должны были  сделать?

— В какую ситуацию попадает главный герой?

-Благодаря чему он выжил в тайге?

-Вы оказывались в такой ситуации, а могли бы оказаться?

-Какой вопрос всегда встаёт перед человеком, попавшим в трудную ситуацию?

-Чтобы ответить на этот вопрос и проанализировать рассказ, мы отправимся в экспедицию. Что это такое?

-Это поездка, отправка группы лиц, отряда с каким-нибудь специальным заданием. Экспедиция может быть научная, спасательная, военная. Мы отправимся с вами в литературную  экспедицию. Как  её назовём?

-Год водоохранных зон.

-Мы изучаем рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

-Главный герой рассказа,  Васютка, нашёл в тайге озеро, богатое рыбой. Рыбаки назвали его Васюткино.

Дети читают отрывок со слов «Много ещё… до конца абзаца (стр.124).

-Прочитать, запомнить, проанализировать, поразмышлять,  понять поступки Васютки.

-Он заблудился в тайге, где трудно выжить даже взрослому.

— Васютка  наблюдал, соображал, не унывал, общался с природой, соблюдал законы тайги…

Дети отвечают.

-Как можно выжить и найти  дорогу домой.

Дети предлагают свои варианты.

Дети предлагают, остановимся на варианте «По следам Васютки».

Л1 

Р1 

К3

П1

Проблемный вопрос

Слайд 2

Учебник

Целеполагание

Слайд 3

Тема

Слайд 4

3 этап

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Цель: Активизировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.

-Что сначала мы должны составить?

-Мы уже знаем путь следования Васютки.  Составим маршрут  в виде кластера. Возьмите со стола по 4 картинки и последовательно  расположите их на доске. (В центре Васютка)

-Маршрут готов.

-Что мы ещё  возьмём с собой?

— А ещё мы возьмём  с собой вот это короткое слово «Жив».  Как связано оно с творчеством   В. П. Астафьева? Это автобиографическое произведение.

-Что бы это значило? (показываю вырезанный из бумаги контур                           « открытия Васютки»: таёжное озеро, Васюткино озеро, речка, Енисей).

-Я надеюсь, что вы сообразите в ходе нашей экспедиции.

-Наша экспедиция начинается.

Дайте словесный портрет героя.

-Далее  избушка. Надо вспомнить, эпизод, разговора героя с матерью, проинсценировать.

-Маршрут.

Дети, комментируя, располагают на доске картинки с изображением мест, где побывал герой и предметов, с которыми встречался.

-Компас, рюкзак (у Васютки был мешок), спички,  хлеб, соль, вода, теплые вещи, ещё у Васютки было ружьё с патронташем и 13 патронов.

(«Жив»- так называется сочинение Астафьева, написанное в школьные годы по личным впечатлениям).

Дети предлагают варианты.

— Мальчик 13 лет, коренастый, похожий на мужичка. Он с ружьём, патронташем и мешком.

Любит и уважает родителей, взрослых. Знает хорошо таёжные законы, любит природу, рассуждать.

Дети инсценируют отрывок.

Л2

Р3

К1

П2

Кластер

Слайд 5

ТРКМ, «Вызов»

Словесный портрет

Театрализация

4 этап

Усвоение новых знаний, понимание и закрепление.

Цель: Постановка целей учебной деятельности и на этой основе –выбор способа и средств их реализации.

-Вот мы в тайге. Скажите, какому жанру относится «Васюткино озеро»? Что такое рассказ?

Любое произведение имеет свою композицию. Перед вами план рассказа. Надо соотнести информацию из рассказа к каждому пункту плана.

Экспозиция (вступительная часть):

Завязка (начало событий): 

Развитие действия:

Кульминация (наивысшее напряжение):

Развязка (завершение событий):

Эпилог (заключительная часть):

-Рассказ.

-Небольшое прозаическое произведение о случае из жизни одного героя.

Дети дополняют план.

-Рассуждение об озерах и их названиях, неудачные дни бригадира Шадрина, скучное житье Васютки.

-Поход Васютки в тайгу за орехами и потеря затесей после охоты на глухаря.

-Страх и отчаяние Васютки, решительные действия по своему спасению, просвет в пути.

-Появление бота и возвращение героя.

-Васютка дома, путь к озеру и его освоение.

-Пятнышко на карте – «Васюткино оз.».

Р1

К1

П1

Слайд 6

5 этап

Творческое применение и добывание знаний в знакомой ситуации

Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие при работе.

А вот и кедровка. Она птица полезная.

На ваших рабочих листах есть начало высказываний о тайге по тексту, вам надо дописать.

-Идёшь в лес бери еду, бери спички.

От затесей далеко не отходи – сгинешь.

-Тайга, наша кормилица, хлипких не любит.

Заполярная тайга не страшна зверьём.

— Перед нами кедр.

-Что здесь делал Васютка? Мы тоже соберём. Ответим на вопросы на шишках.

1.На какой реке происходили события?

2.Чем снабжал Васютка рыбаков?

3.Что называли сибирские охотники драгоценным «припасом»?

4.Что такое затеси?

5.Полезная птица тайги?

6.О чём мальчик пожалел после того, как зажарил глухаря?

7.Сколько ночей провёл Васютка в тайге?

8.Что ел Васютка, находясь в тёплом кубрике?

-Дети дописывают высказывания, а затем зачитывают.

-Собирал шишки.

Дети отвечают.

Енисее.

-Кедровыми орехами.

-Порох и дробь (патроны).

-Зарубки, отметки на дереве.

-Кедровка.

-Не взял соли.

-4.

Хлеб и вяленую рыбу.

Л3

Р2

Р4

К4

П1

П2

Фронтальный опрос

6 этап

Применение знаний в изменённой ситуации

-Мы дошли до места, где Васютка поймал глухаря. Расскажите коротко о глухаре как биолог, писатель, художник, охотник.

-А вот и паутина, в которой запуталась муха. По принципу игры «Телефон» ответьте на вопрос, что понял Васютка при виде мухи?

-А здесь Васютка готовил глухаря.  (костёр)

По цепочке восстановите алгоритм приготовления охотничьего блюда из  глухаря.

— О чём подумал мальчик при виде белочки?

-Напишите телеграмму.

Физкультминутка-идём вокруг парт, слушаем звуки тайги, представляем его обитателей.

-Мы идём, а кругом тайга и тайга. Садитесь, закройте глаза, слушайте описание тайги. « Тайга…Тайга… до   в них» читает учитель).  Назовите эпитеты и сравнения.

Биолог. Глухарь – это большая птица, весом до 5-6 килограммов, обитает в тайге.

Писатель. Перед Васюткой пролетела большая, чёрная птица – глухарь. Он подстрелил её, погнался за ней и заблудился.

Художник. Это большая  птица с чёрными с голубоватым отливом перьями.

Охотник. Глухаря надо брать с собакой.

Дети передают на ухо соседу  слово «Заблудился».

1.Приготовить дрова.

2. Развести костёр.

3. Ощипать и распотрошить глухаря.

4. Отодвинуть костёр.

5. На горячем месте выкопать ямку.

6. Положить туда птицу.

7. Плотно закрыть мхом.

8. Присыпать горячей землёй, золой, углями.

9. Сверху положить пылающие головни и подбросить дрова.

10.Через час раскопать  — готово охотничье блюдо.

-Хорошо бы было, если белочка передала родителям, где я.

-Жив, заблудился, иду на север, убил глухаря, съел, осталось 10 патронов. Ищите. Васютка.

-Тайга (эпитеты) – молчаливая,

равнодушная, огромная, тёмная, Сравнения: тайга-море, облака – вата.

Л3

Р2

Р4

К4

П1

П2

Элемент игры

Алгоритм

Телеграмма

Звукозапись

Слайд 7

Учебник

7 этап

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

-Трава у нас под ногами.  Это признак чего?

-Составьте проекты «Рыба в озере», «Рыба в Енисее». (работают в парах, приклеить на заготовках- рисунках озера и реки рыб, которые там водятся.)

-А вот оно, то озеро, которое открыл Васютка. Таким вы себе его представляли? О чём догадался мальчик?

 Давайте вспомним приметы, которые помогли Васютке выжить. Я буду вам называть предметы, а вы продолжите примету.

-Лиственный лес обычно тянется по берегам реки.

-Трава растёт обычно возле больших водоёмов.

-Гудок всегда откликается на ближнем водоёме.

-Ветвей у дерева больше на южной стороне.

-Дождь, холод, спасительная пихта. Составьте  меню Васютки.

-Угадайте, что у меня в мешочке. Это один из продуктов рациона мальчика.

-А вот перед нами Енисей. Как назвал его Васютка?

-По вашим личным ассоциациям подберите для Васютки предмет и прокомментируйте.

-А вот и долгожданное спасение – бот. Действия Васютки.

 -Мы тоже садимся в катер.

Васютка дома, нарисуйте( можно словесный портрет):  маму, папу, дедушку, старшину бота «Игорец»;  подпишите, как их зовут.

-Давайте вернёмся к нашей загадке. Что обозначает этот контур? Какое открытие сделали вы и Васютка?

-Делаем вывод:

-Трава растёт на берегу водоёма.

Рыба: пелядь, чир, сиг – в озере; осётр, стерлядь, омуль – в реке.

Приклеивают на шаблонах озера и реки картинки с рыбами.

-Если в озере белая рыба, которая

водиться в Енисее, значит,  озеро проточное и выведет к реке.

Хлеб, орехи, глухарь , утки, гуси, красная смородина.

-Кедровые орешки.

-Енисеюшко, славный,  хороший.

Например,  орех – крепкий, стрела – стремящийся вперёд, часы – не стоит на месте, гриб – коренастый. 

-Развёл большой костёр, чтобы заметили с бота; стрелял из ружья.

-Васютка нашёл озеро.

-Мы всё поняли в рассказе.

Р3

К2

К3

П3

Проект

Ассоциации

8  этап

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Нарисуйте         иллюстрации к рассказу.

Вспомните истории, которые происходили с вами в лесу. Напишите об этом, используя запомнившиеся вам образные слова и выражения из текста рассказа «Васюткино озеро».

9 этап

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Чему можно научиться у Васютки?  Как можно выжить в тайге?

Что бы ты рассказал о тайге своему другу?  Все молодцы. Вы заслужили самые лучшие оценки. Урок окончен.

Герой — наблюдательный и способный к размышлению, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таежных законов, законов жизни.
У него можно поучиться смелости, знанию законов тайги, мужеству, терпению, упорству.

Дети предлагают.

Л2Р5К3П3

Категория: Мои файлы | Добавил: lika

Просмотров: 2791 | Загрузок: 91

| Рейтинг: 0.0/0

  • Почему мятная сказка плохая книга
  • Почему мне понравилась сказка царевна лягушка
  • Почему мне понравилась сказка спящая царевна жуковского
  • Почему мне понравилось произведение дубровский сочинение
  • Почему мне нравится сказка пушкина о мертвой царевне и семи богатырях