Почему народные сказки вечные

Премьерный показ долгожданного национального спектакля золотая колыбель горных духов прошел в хакасском национальном театре кукол сказка им. л.г. устинова 20

Премьерный показ долгожданного национального спектакля «Золотая колыбель горных духов» прошел в Хакасском национальном театре кукол «Сказка» им. Л.Г. Устинова 20 декабря.

Как уже писало 19rus.info, «Сказка» стала победителем Всероссийского конкурса по поддержке современной драматургии в 2021 году и выиграла грант 1,5 млн рублей на создание постановки.

Таким образом стало возможным воплотить прекрасную историю писателя и музыканта Алисы Кызласовой в форме кукольного спектакля. Режиссером-постановщиком выступил артист Хакасского драматического театра имени А.М. Топанова Максим Султреков.

Прежде чем дойти до читателя и зрителя, легенда обретала разную форму и символику: пересказывалась как проза и как поэтическое сказание, формулировалась в форме пьесы или тахпаха. А теперь в Год хакасского героического эпоса предстала как ожившее озарение, свидетелями которого стали и корреспонденты информагентства.

«Сказку» всегда отличает особая атмосфера, в которую погружаешься уже с порога, попадая в здание театра. Оказавшись же в зрительном зале при первых звуках музыки, понимаешь, что стал участником мистерии. Кстати, музыкальное сопровождение к спектаклю «Золотая колыбель горных духов» создали два композитора Тамара Чустеева и Игорь Окольников.

Этническая мелодия стала тем самым связующим звеном для самобытной и яркой картинки. Над ней поработали, как художники-бутафоры, декораторы, так и осветители. Вообще, говоря, о едином полотне постановки, стоит отметить и потрясающую работу художника по костюмам.

В результате в камерной, уютной обстановке театра разворачивается рукотворное волшебство. Дышит небо, движутся камни, греет огонь, солнечный диск движется над землей, и кажется, еще чуть-чуть и из-за кулис выбежит какой-нибудь древний бычок, запахнет свежеприготовленной пищей, а на крыльях ветра принесется тягучий плотный аромат чабреца и полыни.

— От Ине, языками пламени согрей мое жилище, сорокозубая Хыс Ине красными языками пламени убери все темное. Красным пламенем горевший красный огонь не сокращай мои дни жизни. Синим пламенем горевший синий огонь пусть укрепляет грудь моего ребенка. Пламенем горящий искрящий огонь задавливай плохое.

Оставшиеся потомки мои пусть здоровыми растут. Пусть горит жизнь в их очах! Пришедшее поколение пусть придерживается традиций. Пусть дух моего ребенка будет крепким. Хурай! Хурай! Укрепляю дух дитя своего. Поклоняюсь От Ине…, — говорит герой сказания, погружая зрителя в мистический транс.

Оторваться от зрелища невозможно, следуя за приключениями главного героя, которому предстоит договориться с духами не только о своем благополучном будущем, но и получить от них добро для всех последующих поколений.

Создатели постановки преследуют, казалось бы, трудно осуществимые задачи: примирить человека с самим собой, устроить мир во всем мире, найти и заслужить любовь, сохранить окружающую среду. Сразу несколько сюжетных линий предлагают зрителю заняться не самой легкой душевной работой. Как выясняется позже в разговоре с режиссером-постановщиком Максимом Султрековым, для него этот спектакль стал своего рода испытанием:

— Это моя первая такая большая постановка, соответственно, был сложный материал. Сложность была как режиссеру донести до зрителя, до актеров и через актеров импульс. Это же этническая тема и нужно было добиться понимания, чтобы артист понял ее, пропустил через себя и донес ее до зрителя.

Воистину Год хакасского эпоса потребовал от артистов и режиссера определенного героизма и мужества, чтобы в итоге получилась красивая эпическая работа. Этот спектакль еще и дань уважения таланту Алисы Кызласовой, которая на протяжении многих лет в образе Белой Волчицы открывала в столице Хакасии Международный эколого-этнический фестиваль театров кукол Чир Чайаан. Культурное событие, которое стало визитной карточкой региона, единственным и неповторимым праздником, имеющим в своей основе идеологию — говорить об этносе и экологии человеческой души.

Чир Чайаан получил грантовую поддержку

Вот почему эпическое сказание Кызласовой как нельзя кстати подходит и для фестивальной программы Чир Чайаана, и становится логической точкой в уходящем 2021 году, ставшим Годом хакасского героического эпоса.

— По произведению Алисы Кызласовой очень четко прописывается, что героизм — это жертва. Старик со старухой остались на закате жизни одни, они перестали верить во все, перестали преклоняться богам. И на закате жизни им дают ребенка. Происходит микровозрождение через ребенка, они перерождаются в духовном плане. В благодарность им дают новое поколение. В начале спектакля у них нет ничего, ни земли, ни детей, а в конце их одаривают. Он уже с землей, с верой и с потомством, — рассказал Максим Султреков.

Казалось бы прописные истины — беречь природу, сохранять душевную чистоту, моральный облик, в этой истории не читаются столь явно, не навязываются зрителю суровым ментором. В форме сказочного представления грехи человеческие, будь-то оторванность от корней, пренебрежительное отношение к родной земле, находят отклик в совести, которую удается разбудить с помощью художественного высказывания.

Московский критик поработала над национальной премьерой в театре «Сказка»

— В этой постановке у меня крик души. Утратилась вера хакасского народа и через это произведение хочется возрождения традиций. Поэтому я больше акцентировался на какие-то традиционные вещи: кормление огня, разрезание пут, поклонение.

Если брать более масштабно, то это произведение имеет отношение к каждому народу. Сейчас у нас век интернета, все обитают в интернете. Хочется сказать, ребята, оглянитесь, посмотрите, что на улице есть небо, солнце, земля. Уважайте ее и цените, — поделился мыслями режиссер-постановщик.

1466

Камни с нанесенной на поверхность микросхемой и фигурками животных будто вторят словам режиссера. Кстати, можно только догадываться в чем смысл этих немых свидетелей на сцене, кроме красоты. Но кажется, что покрытые позолотой камни — это карта мира, отражение нашей матрицы, в которой все взаимосвязано.

— Как говорил мальчик, душа человека — в дереве. Срубишь молодое дерево — умрет твой ребенок, уничтожишь тайгу — умрет все твое потомство, — подытожил Максим Султреков.

«Золотая колыбель горных духов» получилась очень эмоциональной и выразительной философской работой. Она как самое известное полотно Поля Гогена «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идем?» отвечает не только на вопросы художника, но и всего человечества. И что не мало важно, она заставляет человека остановиться и задуматься, что он оставит после себя.

Овладение родным языком, развитие связной речи, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании как основа воспитания и обучения детей.

Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. В старшем дошкольном возрасте дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы.

Одним из эффективных средств развития связной речи детей дошкольного возраста является русская народная сказка.

Русские народные сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в народных сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Народная сказка есть повествовательный фольклорный жанр, это рассказ, передаваемый из поколения в поколение путем устной речи.

Крупнейший исследователь сказок А.И. Никифоров писал: «Сказки – это устные рассказы, бытующие в народе с целью развлечения, имеющие содержанием необычные в бытовом смысле события (фантастические, чудесные или житейские) и отличающиеся специальным композиционно-стилистическим построением».

В.Я. Пропп сказал про сказку: «Универсальность сказки, ее повсюдность, столь же поразительна, как и ее бессмертие. Все виды литературы когда-нибудь отмирают. Между тем сказку понимают решительно все. Она беспрепятственно переходит все языковые границы от одного народа к другому, и сохраняется в живом виде тысячелетиями. Это происходит потому, что сказка содержит какие-то вечные, неувядаемые ценности. Сказка поэтична, задушевна, красива и глубока ее правдивость, веселость, жизненность, сверкающее остроумие; в ней сочетается детская наивность с глубокой мудростью и трезвым взглядом на жизнь».

Л.С. Выготский пишет о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения; ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком.

В. Оклендер считает, что сказки уникальны не только как литературный жанр, но и как произведение, которое полностью понятно ребенку, как никакая другая форма искусства. Сказки обладают глубочайшим знанием, смыслом, они действительно попадают в самую точку, когда речь идет об основных всеобщих эмоциях: любви, ненависти, страхе, гневе, чувстве одиночества, изоляции и утраты. Сказки и народные сказания, подобно народной музыке, имеют глубокие корни в истории человечества и заключают в себе борьбу, конфликты, печаль и радость, с которыми люди сталкивались веками

Л.Б. Фесюкова предлагает несколько методов и приемов, способствующих развитию связной речи посредством сказки:

  • составить достаточно длинное, распространенное предложение в игре «От каждого — по словечку».
  • найти ласковые, красивые, сказочные, грустные слова;
  • разобрать слова с одинаковым написанием, но в различных по смыслу значениях. Этому способствует правильное ударение (мука – мука), а порой различный контекст (собачий хвост – собачий характер);
  • объяснить этимологию слова;
  • произнести без гласных звуков слово и предложить ребенку узнать его;
  • постановка проблемного вопроса (почему, зачем, каким образом, а если бы и др.).

Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной и значимой на современном этапе образования. Главной и отличительной чертой общества на данный момент является подмена живого человеческого общения общением через гаджеты, недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи.

Русская народная сказка играет большую роль в развитии познавательных процессов ребенка. С ее помощью можно корректировать неблагоприятные варианты развития дошкольника. С помощью сказки можно повысить уровень связной речи, что очень важно при подготовке ребёнка к школе.

Существуют эффективные методы и приёмы развития связной речи посредством сказки:

  • Наглядные: рассматривание иллюстраций, картин;
  • Словесные: пересказ, сочинение сказок, беседы после прочтение сказки (развитие умения рассуждать, отвечать на вопрос полным ответом)
  • Игровые: дидактические игры, игры-упражнения, театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры.

Таким образом, роль русской народной сказки в развитии у дошкольников правильной устной речи огромна. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают верно строить диалоги, влияют на развитие связной речи. Делают устную речь эмоциональной, образной, красивой.

Список литературы

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М.: изд. центр «Академия», 2005. – 400с.- 30000 экз. – ISBN 576950521-4
  2. Алексеева, М.М. Речевое развитие дошкольников [Текст] / М.М.Алексеева, В.И.Яшина. — М.: изд. центр «Академия», 2003. – 158с.- 30000 экз. – ISBN 5-7695-0391-2
  3. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада [Текст] / В.В.Гербова.-М.: Просвещение, 2006. — 175с.- 10000 экз.
  4. Комарова Т.С., Соломенникова О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.- 96с.
  5. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н.С.Карпинская.– М.: Педагогика, 2008.-400с.-300000экз.
  6. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение,2002. -128 с., ил.
  7. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. – М.: Просвещение, 2003.
  8. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М., 2009.
  9. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка [Текст] / М.Р.Львов.– М.: Просвещение,- 2009.-10000 экз.
  10. Люблинская А.А. Воспитателю о развитии ребенка. – М., 2010.
  11. Максаков, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] / А.И.Максаков.-– М.: Просвещение,- 2011. – 159с.
  12. Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. – М., 2005.
  13. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / В.И.Рождественская, Е.И.Радина – М.: Просвещение, 2007.-432с.-20000 экз.
  14. Сохин Ф.А. Психолого – педагогические основы развития речи дошкольников. Учебное пособие/ — 2- е изд.- М.: Издательство Московского психолого- социального института: Воронеж: Издательство НПО « МОДЭК» 2009. – 224с
  15. Новоторцева, Н.В. Развитие речи детей [Текст] / Н.В. Новоторцева.- Ярославль.: ТОО “Гринго”, 2005.- 240с.-35000 экз.- ISBN 5-88723-009-6
  16. Петрова, Т.И. Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду [Текст] / Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева, Е.С.Петрова.- М.: Школьная пресса, 2008.- 128с.- 15000 экз.- ISBN 5-9219-0142-3
  17. Запорожца А.В. и .Лисиной М.И.. Развитие общения у дошкольников (характеристика основных форм общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет) [Текст] / – М.: Педагогика, 2004.-336с.-20000 экз.
  18. Развитие речи детей дошкольного возраста. / Под ред. Ф.А.Сохина. – М.: Просвещение, 2000. – 223с.
  19. Рождественская, В.И. Воспитание правильной речи у детей дошкольного возраста [Текст] / В.И.Рождественская, Е.И.Радина – М.: Просвещение, 2006.-432с.-20000 экз.
  20. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду [Текст] / О.И.Соловьева.– М.: Просвещение, 2006.-176с.- 200000 экз.
  21. Усова, А.П. Обучение в детском саду [Текст] / Под ред. А.В.Запорожца. – М.: Просвещение, 2011.- 400с.-30000экз.
  22. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст] / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина.-М.: Владос, 2004.- 288с.-10000 экз.- ISBN 5-691-00871-4
  23. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста.[Текст] / Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев. – М.: Просвещение, 2004.-323с.-10000 экз.
  24. Флерина Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника. – М., 2001.
  25. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста / Сост. Р.И. Жуковская, Л.А. Пеньевская. – М.: Просвещение, 2001.-234 с.-10000 экз.
  26. Хрестоматия по детской литературе / Сост. А.Л. Табенкина. – М.: Просвещение, 2002.
  27. Швайко, Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.[Текст] / Под ред. В.В.Гербовой. – М.: Просвещение, 2011.-234с.

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Всем знакомые сказочные истории про Красную Шапочку, Белоснежку или Василису Премудрую в наше время «причесаны» и «приглажены» для того, чтоб можно было рассказывать их детям. Но в своем оригинальном виде они могут шокировать неподготовленных читателей или слушателей, ведь в них сплошь кровавые расправы, людоедство и прочие чудовищные вещи.

Жизненный опыт

Например, в исходной сказке о Красной шапочке никакие охотники или лесорубы не приходят на помощь. Кровавыми натуралистическими подробностями наполнены, скажем, «Золушка» и «Гензель и Гретель». Многочисленные сюжеты сказок, когда родители отводят детей в лес на верную смерть тоже позитивными не назовёшь.

В целом же, страшная сказка не развлекает или убаюкивает на ночь, а обучает правильному поведению в реальной жизни, вселяет уверенность, полагает социолог Марги Керр: «Попадая в неприятную ситуацию, ребёнок будет думать примерно так: «Если мой любимый сказочный герой смог спастись из дома с привидениями, то у меня тоже получится найти выход из ситуации». Страшные сказки действительно помогают укрепить веру в себя». Кроме того, ребёнок учился преодолевать страх. «Как можно чувствовать себя в безопасности, если ты не знаешь, чего нужно бояться и на что вообще похоже это чувство? Мир может быть очень страшным и недобрым местом, и будет намного лучше, если дети будут заранее к этому готовы. Знание того, как противостоять страху, — одно из самых ценных», — считает психолог Эмма Кенни.

Русские народные сказки также содержат немало зверств и ужасов. Взять хотя бы всем привычного «Колобка», в конце которого главного героя съедают. А многочисленные попытки Бабы-Яги затолкать в печку «гостя», ранее похищенного ею из-за того, что он нарушил нормы поведения? Ещё в отечественных сказках есть трёхголовый Змей-Горыныч, Кащей Бессмертный, прочая нечисть и нежить… «Если ребенок научится справляться со своим страхом, погружаясь в сюжет сказки, то он получит неоценимый опыт, который, безусловно, пригодится ему в будущем. Страх обладает прогностической функцией, то есть он является переживанием ожидаемого: предвидение страдания порождает в нас страх. Преодолевать страх сложно потому, что обычно мы редко правильно осознаем источник своего страха. Рассматривая «страшные» сказки, мы должны помнить о том, что взрослое и детское восприятие сюжета и героев сказки очень сильно отличается. То, что представляется нам страшным, может вовсе не казаться ребенку таковым. И наоборот: то, на что мы можем вообще не обратить внимания, вызовет у ребенка панический ужас», — поясняет Игорь Вачков, доктор психологических наук, профессор кафедры дифференциальной психологии МГППУ. Он уверен, что страшные сказки помогают многому научить ребёнка: есть опасность, действуй; будь гибким — не стоит применять одни и те же действия во всех жизненных обстоятельствах; если хочешь чего-то добиться – не медли; хитрость – самое опасное оружие. Опасайся хитрых людей; удаляясь от родителей можешь попасть в беду; учись противостоять пытающимся обмануть тебя; думай и оценивай происходящее с тобой; находи новые возможности; не будь беспечным – прислушивайся к старшим; родителям не следует оставлять детей без присмотра; не воспринимай все буквально, учись видеть скрытое; если уж ты решил отдалиться от родителей, осознай, для чего; у каждого своё предназначение; все свои возможности можно раскрыть только через специальные усилия; используй свои недостатки во благо; учись предвидеть последствия своих поступков; не хвастайся; не груби незнакомым – это попросту опасно.

Вачков рекомендует не оставлять ребёнка один на один с впечатлениями от страшной сказки, обсуждать её содержание с участием родителей.

Древние ритуалы

Но есть исследователи, которые видят в страшных сказках более глубинные слои. В частности, учёный и фольклорист Владимир Пропп полагает, что сказки являются искажённой народной памятью о древних обрядах. Скорее — даже тенью воспоминаний. Передаваясь столетиями из уст в уста, сказка теряла изначальные мотивы, переосмысливалась, приобретала новые реалии.

Ключевым для понимания страшных сказок, особенно немецких, с их тяжёлыми испытаниями для детей и подростков, является понимание того, что в них отражён обряд инициации, полагает Пропп. Инициация — символический обряд перехода ребёнка в состояние взрослого, он связан с перенесением страданий. Часто обряд связан с оставлением родителей и длительным проживанием в отдалённых местах в некомфортной обстановке. Кроме того, инициация является символической смертью, когда маленький человек умирает, возрождаясь во взрослом. Отсюда и столько ужасов и страданий, выпадающих на долю детей в страшных сказках, уверен Пропп. Частое же упоминание ведьм связано с представлениями о том, что они живут на границе двух миров — реального и загробного и являются своего рода испытателями для попавших к ним детей, которые могут и не выжить, если поведут себя неправильно.

Не всё просто с засовыванием Бабой-Ягой детишек в печь. Современники однозначно трактуют это как попытку изжарить. Зато некоторые исследователи полагают, что сюжет является искажением практики знахарок и ведуний помещать хворого или слабого ребёнка в остывающую русскую печь, чтобы он набрался жизненных сил.

Магией и анимизмом веет от общения с животными, деревьями, стихиями, приходящими на помощь, если совершить некие действия или сказать нужные слова.

Начавшись как капиталистическая сказка о молодом бизнесмене и его борьбе с конкурентами по оружейному бизнесу, кинематографическая вселенная Marvel эволюционировала до эпической межгалактической саги масштаба «Звездных войн». А в смысле капитализации даже превзошла их.

Однако структура этой новой вселенной, в отличие от лукасовской, была пугающе хаотичной, обрывочной – тут нашлось место ура-патриотизму дедов, победивших фашизм, и скандинавской мифологии, шпионским боевикам из 80-х и ретро-футуризму 50-х, подростковой романтике и восточным единоборствам.

Кадр из фильма «Мстители: Эра Альтрона», 2015 год

И вот в 26-м полнометражном фильме, через 13 лет после старта, Кевин Файги и его новая протеже Хлоя Чжао, обладательница премии «Оскар» как лучший режиссер, предлагают зрителям базис, основу, космогонический миф о том, как из первородного хаоса зародилось все, что существует в кинематографической вселенной Марвел. Этот в высшей степени амбициозный замысел получил не менее патетическое название – «Вечные».

dc0be117 resizedScaled 1200to672

Расу космических сущностей, Вечных, в середине 1970-х годов придумал Джек Кирби – один из ближайших соратников Стэна Ли в Marvel и не менее легендарный автор комиксов. К тому времени все главные герои, которые сегодня безраздельно владеют миром кино – Супермен и Бэтмен, Чудо-женщина, Железный человек, Человек-паук, Халк и Тор, – уже существовали. Кирби в немалой степени приложил к этому руку, создав Капитана Америку.

Сегодня после подобного он мог бы уже почивать на лаврах, подсчитывая миллионы на банковском счете, но в 1970-е сценарист комиксов не мог о таком даже мечтать. «Вечные» появились в жестокой конкурентной борьбе за право быть напечатанными с другими расами сверхлюдей и богов, которые готовили и DC, и Marvel. Задача у всех них была в целом похожая – присвоить побольше человеческой мифологии, не нарушая при этом авторских прав тех, кто эту мифологию уже успел записать на себя – часть греческого пантеона заполучили DC вместе с принцессой амазонок Дианой из Фемискиры, а в скандинавском Асгарде окопался Стэн Ли из Marvel.

Том Хиддлстон и Стэн Ли на премьере «Тора»

В итоге Кирби создал свою собственную мифологию с Афиной и Гильгамешем, Аяксом, Икарисом, Серсеей и очень много кем еще. После Кирби над «Вечными» поработало еще три поколения художников и сценаристов, включая Нила Геймана, который перезапустил серию в 2006-м. Они рекрутировали в свою комикс-вселенную несколько десятков мифологических существ разных народов, и, возможно, зрителям еще предстоит с ними познакомиться в грядущих фазах MCU. Но для первой серии Кевин Файги и Хлоя Чжао подобрали десятерых по самым современным стандартам: китаянка и кореец, пакистанец, латиноамериканка, ребенок, человек с ментальным расстройством, глухонемая афроамериканка и еще один афроамериканец-гей. Просто какое-то политкорректное инклюзивное комбо. Двое цисгендерных англосаксов (шотландец и ирландец) в такой компании изначально выглядят кандидатами на вылет, засланными казачками и волками в овечьей шкуре.

ef74730e resizedScaled 1200to672

Серси – персонаж, изначально основанный на волшебнице Цирцее из гомеровской «Одиссеи», обрел значительно большую мощь и человеколюбие. В теперешней инкарнации она напоминает собирательный образ богинь плодородия разных народов – вроде греческой Деметры, шумерской Иштар или инкской Пачамамы. MCU наняли на ее роль Джемму Чан, англичанку китайского происхождения, известную эпизодическими ролями в десятках британских сериалов, включая «Доктора Кто» и «Шерлока», а также в «Фантастических тварях» и «Капитане Марвел».

13aacf3a resizedScaled 1200to672

Икарис – солнечный бог вроде Аполлона, Ра или Митры, с сокращенными, наоборот, полномочиями. Просто очень сильный и опасный в бою бог-воин, напоминающий Супермена способностями летать и стрелять лазерами из глаз, а также лидерскими амбициями. Его роль получил Ричард Мэдден, Робб Старк из «Игры престолов», прекрасный принц из диснеевской «Золушки» и Козимо де Медичи из сериала «Медичи».

13dadf20 resizedScaled 1200to672

Кинго – воинственного и агрессивного даже персонажа, японского бога-самурая, превратили в комического – эксцентрического шутника и болливудского актера в четвертом поколении. Суперспособности у Кинго напоминают капитанско-марвеловские – энергетические заряды из рук. Его сыграл пакистано-американский комик, актер и сценарист Кумэйл Нанджиани (кто-то мог его видеть в эпизоде сериала «Сумеречная зона» за 2020 год).

fc7c7be5 resizedScaled 1200to672

Спрайт – классический трикстер, бог хитрости, лжи и коварства, скандинавский Локи, полинезийский Мауи, африканский Ананси, а также Морок, Кутх и очень много кто еще. В оригинале вечный подросток, внешне напоминающий Питера Пэна. Но, в соответствии с конъюнктурой, пол бессмертного ребенка сменили, и поэтому современная Спрайт – скорее, фея Динь-Динь. Суперспособности у нее как у древней индусской богини Майи, а личностный кризис – как у Кирстен Данст из «Интервью с вампиром». Ее представила 15-летняя американка Лия МакХью, уже успевшая в свои годы поиграть с Тимоти Шаламе в «Жарких летних ночах».

7bd9a36b resizedScaled 1200to672

Фастос – бог-ремесленник Гефест, тут даже с именем особенно мудрить не стали. Изобретатель и инженер, подаривший людям плуг и атомную бомбу. На этом строится его экзистенциальный разлом – постоянное чувство вины за технологический прогресс, который неизбежно приводит ко все большим и большим человеческим жертвам. В современной интерпретации – чернокожий персонаж с неспортивным телосложением и первый в истории MCU открытый гей. Его исполнил американец Брайан Тайри Генри – любители блокбастеров помнят его безумного блогера-активиста из «Годзиллы против Конга».

b01ccded resizedScaled 1200to672

Друиг – вот с ним сложно, в оригинале это еще один трикстер, бог хитрости, лжи и коварства, только в комиксах он бог-антагонист, отступник, дьявол и искуситель, который откалывается от остальных Вечных, чтобы творить всяческие злодейства на потребу своей черной душе. В фильме он не получает такого сложного развития, только некоторые зачатки непокорного поведения и экстрасенсорные способности воздействовать на разум людей. Эта роль досталась ирландскому актеру Барри Кеогану («Дюнкерк», «Убийство священного оленя»).

1f33886f resizedScaled 1200to672

Гильгамеш так и остался Гильгамешем, древним героем шумерского пантеона, которого часто сравнивают с Гераклом за многолетние странствования и убийства различных чудовищ. Его суперсила – в самой силе в буквальном смысле, ну то есть он просто очень здоровый. Вообще географически Шумер – это на территории современного Ирака, но Гильгамеша почему-то сыграл кореец Дон Ли, известный по фильму «Поезд в Пусан». Видимо, не смогли подобрать иракского актера.

aeb7ab6b resizedScaled 1200to672

Маккари – тут тоже все довольно прозрачно, в основе персонажа – греческий Гермес, но с упором на путешествия, а не торговлю. Так что, скорее, бог скорости, вроде супергероя Флэша или Ртути. Первый в кинематографической истории глухонемой бог, которого сыграла Лорен Ридлофф из «Ходячих».

5fc0847b resizedScaled 1200to672

Фина – вроде бы греческая Афина, но с практически противоположной специализацией. Фина – богиня войны, искусная фехтовальщица и боец любым видом холодного оружия, которое она создает буквально из себя самой, как жидкий терминатор. В 21 веке – богиня с тревожным расстройством, в критических ситуациях впадает в неконтролируемое бешенство и становится крайне опасна для всех, кто рядом. Наверное, поэтому эту роль получила Анджелина Джоли, самая высокооплачиваемая актриса Голливуда, которая на протяжении двух лет боролась с тяжелой депрессией.

Аяк – верховный бог, как Зевс или Один, однако основанный на индейских божествах Кетцалькоатле или Текумоцине. Лидер группы, ответственный за их связь с Целестиалами. В 21 веке ему тоже сменили пол, превратив в латиноамериканскую богиню, специально для того, чтобы ее смогла сыграть красавица Сальма Хайек.

90644bfa resizedScaled 1200to672

Согласно новой марвеловской мифологии вселенную, звезды, планеты и жизнь на ней создали Целестиалы – раса космических сверхсуществ. В первых «Стражах Галактики» немного упоминается что-то подобное. По сюжету «Вечных» целестиал Аришем создал Землю и отправил туда десятерых бойцов, для того чтобы зачистить планету от опасных хищников Девиантов. Операция по уничтожению заняла 6,5 тысяч лет.

7ca583a8 resizedScaled 1200to672

А почему так долго?

Вот с этого и начинается огромный список вопросов, которые сейчас задают изумленные фанаты Марвел и просто обычные зрители по всему миру. Если они такие крутые и божественные, то почему не вмешались и не помешали вторжениям читаури из первого фильма о «Мстителях» и щелчку Таноса из последнего? Почему не предотвратили разрушение Помпеи, падение Рима, темные века, геноцид индейцев и африканцев, почему не пресекли работорговлю, не остановили Гитлера и Сталина? Почему оставляли без внимания стихийные бедствия, эпидемии и войны все эти 7 тысяч лет подряд? Почему за эти 7 тысяч лет не набрались жизненной мудрости и опыта?

47c0816a resizedScaled 1200to672

И еще раз, почему их злейшие враги Девианты, которых они не могли извести 6,5 тысяч лет, выглядят такими неопасными, ну мы же уже видели гигантских кайдзю, годзиллу и конга, трансформеров и каменных великанов? А это что за смехотворная угроза, ну чем они опаснее стада разъяренных мамонтов? Впрочем, эти вопросы и недоумение очень похожи на чувства людей, которые столкнулись с комиксами про Вечных в семидесятые. Да зачем нам вообще какие-то Вечные, если мы еще с Мстителями не разобрались?

39262fbf resizedScaled 1200to672

На все эти вопросы есть очень простой ответ, который дается примерно на 30-й минуте фильма, из этого ответа вытекают многочисленные следствия и логика, которой герои следуют остальные два часа. Но дать этот ответ сейчас значит допустить непростительный спойлер, уничтожить интригу для тех, кто еще не смог прорваться в кинотеатры, не поставил прививку, не получил QR-код или просто куда-то задевал паспорт.

77a32251 resizedScaled 1200to672

Поэтому есть ответ посложнее – потому что это не комедийный боевик, к которым за 25 фильмов привыкли фанаты киновселенной Марвел. Это история сотворения мира, уж простите, что вам рассказывают ее в недостаточно развлекательной форме. Никто не собирался вас развлекать, ну только если совсем немного. Именно поэтому диснеевские боссы не поручили это братьям Руссо, Джону Фавро, Тайке Вайтити или Джеймсу Ганну, парням, которые поставили производство комедийных боевиков на поток и с каждым новым фильмом делают это все зажигательнее и изобретательнее.

f22d2d9b resizedScaled 1200to672

Для такой работы был нужен режиссер совсем другого склада. Американскую документалистку Хлои Чжан привлекли для того, чтобы снять кино о любви к планете Земля, так, как это умеет только она. Размеренно, спокойно, медитативно, с длинными экспозициями и огромным количеством натурных съемок в горах, пустынях, джунглях и, конечно, в Южной Дакоте. Хотя это, конечно, не документалка, тут будет и Вавилонское царство, и Ацтекская империя, древние Индия и Месопотамия, и далекие глубины космоса.

a93d66d1 resizedScaled 1200to672

200 миллионов долларов от мышиной корпорации, оператор Бен Дэвис («Доктор Стрэндж», «Капитан Марвел», «Три билборда на границе Эббинга, Миссури») и композитор Рамин Джавади («Игра престолов», «Мир Дикого Запада») нужны были для того, чтобы снять это с подобающим случаю размахом. Потому что это эпос, библия от Марвел.

7a8592d6 resizedScaled 1200to672

Забавно, конечно, когда между зрителем, желающим зрелищ, и алчной корпорацией встает религия. В смысле, одни честно пришли развлечься, а другие не менее искренне хотят озолотиться на этом предприятии. Но тут внезапно возникает какая-то Хлоя и решает эту капиталистическую идиллию разрушить. И не просто так, а с благородной миссией. Чтобы хотя бы раз в жизни увидеть такое, можно немного и поскучать. Тем более, впереди еще неизвестно сколько фаз и фильмов.

Удачного просмотра.

С передачей «Спокойной ночи, малыши!» выросли миллионы детей, которые пронесли тёплые воспоминания о ведущих программы через всю жизнь. Однако счастливые лица на экране зачастую скрывали боли, с которыми им приходилось сражаться в одиночку. Алкоголизм, преждевременная утрата близких, рак… — это лишь малая часть того, что пережили знаменитые теленяни.

Амаяк Акопян

Фото © YouTube / "С добрым утром, малыши!"

Особую любовь дети всегда испытывали к фокуснику Рахату Лукумычу, который каждое шоу превращал в удивительное представление. Вокруг него всегда было весело и ярко, что отмечали не только ребятишки — Акопяна приглашали выступать и по всему Союзу, и за границей. Артист снимался в кино и не сходил с экранов телевизоров, но после развала СССР предпочёл уделять больше внимания Европе и Азии — новая Россия не баловала его предложениями. Успех и популярность быстро пошли на спад, однако вечно жизнерадостный волшебник держался, пока в 2005 году не умер очень дорогой ему человек — папа Арутюн, единственный фокусник, заслуживший звание народного артиста СССР.

Фото с фанатом. Фото © Instagram / andreydolgov66

Это подкосило Акопяна, который стал изрядно прикладываться к бутылке. Каждое утро фокусника начиналось с рюмки коньяка, пока врачи не забили тревогу. Артист завязал с выпивкой, но его накрыла депрессия. Сын от первого брака жил в США, и с ним Акопян редко виделся, а старая мама постепенно угасала и умерла в 2020 году. Сейчас артист держится только стараниями своей второй жены, но ему очень тяжко. «Внутри всё настолько угасло, что порой мне кажется, что я хоть и живу, но уже больше наблюдаю за всем со стороны», — признался недавно 65-летний фокусник.

Татьяна Судец

Фото © ТАСС / Игорь Уткин

Фото © ТАСС / Игорь Уткин

Тётя Таня почти 25 лет провела на площадке «Спокойной ночи, малыши!», а потому заняла место в сердцах многих россиян. Мало кто знал, что декорации её реальной жизни были не такими радужными, как на съёмках. Татьяна была замужем трижды, и у всех мужей были проблемы с алкоголем. Но самым сильным ударом стала смерть её первенца — сына Андрея, которого в 1992 году убили грабители.

Фото © ИТАР-ТАСС / Владимир Астапкович

Фото © ИТАР-ТАСС / Владимир Астапкович

Парень пропал на месяц, и Татьяна места себе не находила, до самого конца она надеялась на лучшее. Тело Андрея нашли под горой щебня. Грабители избили его до смерти, сломав 14 рёбер, и сняли всю одежду. Сыну Татьяны было всего 24 года. Ситуацию осложняло то, что её собственная мама не должна была видеть страданий дочери, иначе её больное сердце не выдержало бы. Поэтому Татьяна держалась дома как кремень, а на работе уходила в зал с игровыми автоматами, нажимала кнопку и рыдала.

Чтобы содержать семью, Татьяна нон-стоп снималась во всех передачах, что ей предлагали, пока коллеги за спиной шептались, поражаясь её безразличию к потере собственного сына. А спустя три года из-за алкоголизма умер и её любимый муж Михаил. В программе «Судьба человека» Татьяна призналась, что до сих пор не может смириться с гибелью Андрея и все силы сейчас отдаёт дочери и своим внукам.

Александр Леньков

Фото © YouTube / Александра Озтюрк

Артист Александр Леньков не только был ведущим этой популярной детской программы, но и подарил свой голос гному Буквоежке и Нафаньке из мультфильма про домовёнка Кузю. Он был востребованным актёром, и жизнь, можно сказать, сложилась идеально — женился он один раз и навсегда. В браке родилась дочь, которая затем подарила внука. Леньков играл в театре, преподавал во ВГИКе и вёл детскую передачу «Сказки для самых маленьких».

Фото © kino-teatr.ru

Но именно любовь к работе сломала его. В последние годы он чувствовал себя неважно, а походы к врачу всегда переносил на потом. Актёр очень не хотел подводить коллег, поэтому терпел до последнего. Когда он всё же решился обратиться к докторам, его шокировали диагнозом: рак желудка в последней стадии. Ему сделали серию операций, и, казалось, появилась надежда — врачи делали положительные прогнозы, — но болезнь вернулась в ещё более агрессивной форме. В 2014 году Леньков скончался.

Владимир Ухин

Владимир Ухин вместе с Татьяной Студец. Фото © ТАСС / Игорь Уткин

Владимир Ухин вместе с Татьяной Студец. Фото © ТАСС / Игорь Уткин

Почти 30 лет дядя Володя вёл передачу «Спокойной ночи, малыши!», где развлекал и воспитывал детей всей страны. Зрители не знали, что на личном фронте у него всё было очень и очень грустно. В первый раз Ухин женился на певице Нине Зубковой, но их брак долго не продлился — беременная артистка потеряла долгожданного ребёнка, а графики гастролей у обоих не оставляли времени на личную жизнь. Зато со второй женой всё сложилось замечательно, и спустя десять лет брака она подарила ему сына. Так Ухин впервые стал папой — в 62 года. В семье у артиста всё начало налаживаться, но вот карьера, наоборот, пошла под откос.

Фото © kino-teatr.ru

До этого Ухин был просто нарасхват — работал диктором на Центральном телевидении СССР, вёл программы «Спокойной ночи, малыши!», «Сельский час», «Весёлые нотки» и другие. Он снимался в кино и выезжал за границу — ему довелось даже обучать японцев русскому языку. Однако в звёздной среде пошли слухи, что Владимир слишком усердно прикладывается к стакану, а потому перед ним быстро стали закрываться двери.

Артист начал гастролировать по стране вместе с куклами из детской передачи и даже выступать с юмористическими номерами, однако в 90-е пришлось остановиться. Ухин пережил два инсульта, которые сильно сказались на его здоровье и памяти. У артиста появилась агорафобия (боязнь сцены), он отказывался выходить из дома — даже для посещения врачей. Он просто сидел на балконе и наблюдал за тем, как живут другие. Точку поставил третий инсульт. Весной 2012-го дядя Володя умер, ему был 81 год.

Валентина Леонтьева

Фото © ТАСС / Валерий Генде-Роте

Фото © ТАСС / Валерий Генде-Роте

Несмотря на тяжёлое детство в блокадном Ленинграде, где Алевтина (настоящее имя ведущей) потеряла отца, она смогла построить такую карьеру, которой многие завидовали. Тётя Валя работала на телевидении и вела «Голубые огоньки», «В гостях у сказки», «Спокойной ночи, малыши!» и другие передачи. Её голосом говорила мама Малыша из мультика про Карлсона, а передача Леонтьевой «От всей души», которая шла 15 лет, получила Государственную премию СССР. Но именно карьеризм сыграл в её жизни роковую роль.

Фото © ТАСС / Татьяна Кузьмина

Фото © ТАСС / Татьяна Кузьмина

Валентина все силы отдавала работе, а потому распался её первый брак: артистки почти никогда не было дома. Её второй муж-дипломат оказался более понимающим, но и его не хватило надолго. Вместе с ним Валентина некоторое время жила в США, а потом их семья вернулась в СССР, где воспитанием сына в основном занимался отец. Маленький Дима видел маму только в детских передачах, а потому особой теплоты к ней не чувствовал. Когда позже брак артистки распался, а сын от неё отдалился, некому было её защищать от нападок коллег. Они начали шептаться, что Валентина на самом деле была завербована ЦРУ, и такие новости мгновенно оставили ведущую в 90-е без работы. Она пыталась пробиться обратно, но безуспешно.

Когда она в нулевых сломала шейку бедра, сын отправил её к родственникам в Ульяновскую область. Там здоровье Валентины ухудшилось — начало падать зрение, а из-за перелома она была прикована к постели. В 2007 году она умерла. Сын ругал родственников и обвинял их в том, что они растащили все её вещи, а дань памяти не отдали, похоронив не в Москве. «Пять лет назад поехал туда на один день. Находился около могилки не больше 15 минут. Убогое место, убогий памятник, мама этого не заслуживает», — заявил Дмитрий в передаче «Пусть говорят». Впрочем, почему он сам не стал ухаживать за мамой, когда она заболела?.. Этот вопрос Дима должен задавать себе до конца своих дней, несмотря на то что рос он практически без матери…

  • Почему народ любит сказки
  • Почему назвали рассказ горе от ума грибоедов
  • Почему название рассказа темные аллеи стало заглавием целого сборника
  • Почему наказывают невиновных сочинение
  • Почему надо читать сказки