Почему музыка не стареет сочинение

Все реальные темы итогового сочинения по направлениям от 1 декабря 2021 года. 11 класс. 1. человек путешествующий: дорога в жизни

Все реальные темы итогового сочинения по направлениям от 1 декабря 2021 года. 11 класс.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

101.Как путешествия могут изменить человека?
102.В чём ценность путевых впечатлений?104.Как Вы понимаете утверждение: тот, кто терпеливо готовится в путь, непременно приходит к цели?
105.Какие путешествия могут изменить взгляд на человека?
106.Книга как путешествие в прошлое.
108.С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
110.Почему людей привлекает идея путешествия во времени?
111.Чем путешествие может обогатить человека?
112.О чём может рассказать дорожный дневник?
113.Как Вы понимаете слова Г. Х. Андерсена: «Путешествовать – значит жить»?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

201.Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
202.В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
203.Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
204.Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
206.Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации? 207.Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
210.Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
212.Шаги цивилизации: обретения и потери.
213.Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).
301.Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
303.Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
305.Можно ли заставить человека раскаяться?
306.Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
307.Что такое преступление против самого себя?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
309.Когда слово становится преступлением?
310.Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
311.Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
312.Согласны ли Вы с высказыванием Вольтера: «Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны»?

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

402.К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
405Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию
411.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
412.Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле)

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

501.Что значит быть гражданином?
502.Что такое гражданский долг?
503.Является ли богатство необходимым условием счастья?
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?
505.В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
507.Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
508.Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
509.В чём может проявляться активная гражданская позиция?
510.Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
511.Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
513.На каких примерах можно воспитать достойных граждан?

Комплекты тем итогового сочинения за 15 минут до проведения итогового сочинения по местному времени размещаются на официальном информационном портале единого государственного экзамена topic.ege.edu.ru

Связанные страницы:

Пушкин был прав: звезда пленительного счастья взошла, и на обломках самовластья мы видим направления итогового сочинения 2021-2022 года. Не сахар, но и не деготь в чистом виде, конечно. Многомудрый Литрекон рад представить Вашему вниманию не такие уж скверные темы для аргументов, какими они могли бы быть. В нашей копилке Вы можете найти литературные примеры по ним, варианты тем, списки литературы и образцы сочинений, проверенных экспертами из школ и вузов. А пока вот направления наших совместных усилий. Каждое из них снабжено комментарием, чтобы было понятнее, с чем мы имеем дело. Как говорится, «если бы мы знали, что это такое, мы бы знали, что это такое». Кстати, направления и темы итогового сочинения 2021-2022 Вы найдете в этом списке.

«Человек путешествующий: дорога в жизни человека»

В рамках данного направления нужно будет продемонстрировать знание книг, в которых поднимается тема дороги. Задание не из простых! Зато тематика достаточно узкая, что позволяет абитуриенту сориентироваться и правильно организовать подготовку. Конкретные темы, понятные аргументы, известные книги — тут все прозрачно, а это главное. 

Темы в рамках данного направления могут быть не только буквальными (о поездках), но и философскими (о предназначении, жизненном пути). Поэтому важно учесть оба значения слова в подготовке. Очевидно, что нам пригодятся такие книги, как «Кому на Руси жить хорошо», «Евгений Онегин», «Путешествие из Петербурга в Москву», «Мертвые души», «Капитанская дочка», «Горе от ума», «Война и мир». Важно учесть весь свой читательский опыт, ведь темы все еще остаются непредсказуемыми и коварными. Помните, что каждый день Многомудрый Литрекон выкладывает новые варианты тем и сочинений для подготовки, так что заходите к нему.

«Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»

Считать цивилизацию трагедией может только пещерный человек, так что не совсем ясно, зачем это слово присутствует в формулировке. Если кто-то так думает, то может смело отказываться от смартфона, интернета, туалетной бумаги и других атрибутов цивилизации, которая столь трагична и безысходна. А если серьезно, то в рамках данного направления итогового сочинения 2021-2022 года нужно продемонстрировать знание книг, где речь идет о научном прогрессе и его влиянии на природу, человека, общество, планету, будущее. А их в школьной программе можно пересчитать по пальцам, так что мы опять будем креативить и искать аргументы в других источниках.

Конечно, на труды Руссо и Вальтера ссылаться совсем не обязательно. Проблему цивилизации затронул, например, М.А. Булгаков в книгах «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита». Она же поднимается на страницах романа Чернышевского «Что делать?». Интересен взгляд Шолохова на механизацию хозяйства в «Поднятой целине». Если покопаться, можно найти хороший материал и в пределах школьной программы. Но иностранные и отечественные антиутопии тоже нужно включить в свой список. Прослушайте их хотя в виде аудиокниг.

«Преступление и Наказание — вечная тема»

Это направление итогового сочинения тоже очень конкретное и понятное, благо четко очерчен круг литературы, по которому стоит готовиться. Тематика тоже ясна: в формулировках мы встретим такие понятия, как вина, совесть, правосудие, раскаяние. Мы будем сами судить героев и выносить приговоры в микровыводах. Эти темы, вероятно, будут самыми интересными и живыми, ведь они подразумевают любимое нами противопоставление двух понятий, конфликт сторон. Поэтому так легко составить приблизительный список литературы для этого направления.

Литрекон предполагает, что для раскрытия этого направления нам понадобятся такие книги, как «Шинель», «Мертвые души», «Герой нашего времени», «Война и мир», «Капитанская дочка», «Дубровский», «Тарас Бульба», «Песня про купца Калашникова». Конечно, роман Достоевского «Преступление и наказание» — это тоже наша тема. Но не забудьте и про другие книги, чтобы не стать заложником одного сюжета, где может не оказаться того примера, который нужен. В наших подборках аргументов будут разнообразные примеры, так что не забудьте с ними ознакомиться.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»

Самое расплывчатое и абстрактное направление, в котором может быть все что угодно. Подготовка к нему максимально затруднена тем, что совсем не ясно, что может придти в голову тому, кто придумает по нему темы. Никаких рамок и границ для фантазии здесь нет. Можно поставить какой угодно вопрос, косвенно связанный с искусством и его восприятием. Остается надеяться, что комментарии ФИПИ помогут конкретизировать данное направление и сузить круг поиска. Пока оно кажется максимально провальным.

«Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня» — что это может быть? Скорее всего, темы будут об искусстве. Они будут ориентированы на Вас и Ваши пристрастия. Возможно, вопросы будут касаться Ваших личных взглядов на эти сферы: Что читает молодежь? Какие книги о своей эпохе Вы бы посоветовали потомкам? Лучшая отечественная пьеса — какая она? Вот такие формулировки вполне могут быть в рамках такого скользкого направления. Что читать? Лучше обратить внимание на литературу, где поднимается тема искусства: «Портрет», «Анна Каренина», «Тапер», «Гранатовый браслет», «Лес», «На дне», «Господа Головлевы», «Чайка», «Ионыч» и т.д.

«Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»

Точно не выпускнику этого года! Но с данным направлением ему почти что повезло: конкретное, без излишеств и даже на злобу дня. Понятно, какие книги стоит освежить в памяти, какие события упомянуть. Темы будут близки каждому, что интересуется российскими реалиями и их политической оценкой. Молодым людям будет увлекательно высказать свое мнение на этот счет. Правда, увлекаться не стоит, чтобы не выйти за рамки формулировки. Понятно, что здесь мы будем иметь дело с социальной проблематикой: общественные проблемы России, место молодежи в политике, будущее страны — все это будет на экзамене в том или ином виде.

Какие книги лучше доставать с полок? Кроме репертуара Некрасова (а там подходит почти все), стоит почитать Достоевского, Толстого, Лескова, Горького, Шолохова, Тургенева. Нужны социально-политические произведения, а не любовные линии, так что сосредоточимся на «Войне и мире», «Преступлении и наказании», «Тихом Доне», «Левше», «Отцах и детях». У Лескова, кстати, много небольших, но очень ярких и показательных произведений на эту тему.

Начнем подготовку вместе с Многомудрым Литреконом! Приятного просвещения!

До Марка Захарова свое «Обыкновенное чудо» по знаменитой пьесе Шварца снял Эраст Гарин. Но с тех пор прошло почти 15 лет и снова заняться Шварцем было предложено Захарову. Это была идея руководства «Мосфильма». После довольно непредсказуемого успеха рязановской «Иронии судьбы» советское киношное начальство решило выдавать народу новый фильм на каждый Новый год. То есть даже тогда, когда «Ирония» была еще свежа и не заезжена, чиновники понимали, что нельзя «под елочку» все время смотреть одно и то же. 

Мало того, было решено, что под новогоднее застолье советским людям нужен фильм не про родимую жизнь, не про заливную рыбу в типовой квартире типового спального района, а какая-нибудь яркая костюмная история, а еще лучше сказка, простой и беззаботный фильм с чудесами и любовью, с музыкой, со звёздными актёрами, с действием где-то не здесь. И все это в «ОЧ», конечно, есть. Все, кроме простоты. Всё, что писал Шварц, и всё, что снимал и ставил Захаров, всё это было многослойным, философским и ориентированным на интеллигенцию в первую очередь. Но и без считывания смыслов и подтекстов картина нравилась абсолютно всему народу. Красивые актёры, песни, история любви — это, конечно, всегда срабатывало и вызывало положительную реакцию всех слоёв населения, несмотря на то, что на самом деле «Обыкновенное чудо» не такой уж и весёлый фильм.

Команда богов 

В своей картине Захаров собрал самых любимых и знаменитых артистов — это Олег Янковский, Ирина Купченко, Евгений Леонов, Андрей Миронов, Екатерина Васильева, Юрий Соломин… Из знаменитых ленкомовцев в «Обыкновенном чуде» должен был еще играть Александр Збруев — ему Захаров предложил роль Трактирщика. Но то ли артиста чутьё подвело, то ли звездность, то ли просто бес попутал Александра Викторовича, но только от роли он отказался, и Захаров позвонил Юрию Соломину, к тому времени уже прославленному «адъютанту его Превосходительства». 

И вот в 1977 году Соломин приглашен на встречу с Захаровым. «Я даже не знал, что это уже пробы, — вспоминает Юрий Мефодьевич. — Зашел к Захарову в кабинет, вижу — а там уже Екатерина Васильева. Что происходит — понятия не имею». 

Оказалось, хитроумный Марк Захаров хотел посмотреть на них вместе, «чтобы сразу понять, как мы монтируемся, — объяснил Соломин.

Решение было готово через три минуты: «Я бы хотел, чтобы вы вместе снимались у меня в фильме», — просто сказал режиссер. 

— Работа Юрия Соломина была уникальна. Он легко и естественно стал «захаровским артистом», растворился в мягко-благородной ленкомовской материи духа. Им всем повезло, все они, артисты, как будто родились в том фильме, где от начала до конца ничто не вызывает ощущения чужеродности, — поделилась с нами Александра Захарова. — Сценарий картины отец писал его под музыку Джо Дассена. Марк Анатольевич практически всегда и все писал под музыку — и сценарии, и пьесы. Отец и снимал под музыку. На площадке был магнитофон с композициями к фильму — и готовыми и еще не дописанными, — и возможно, это добавляло кинематографу Захарова особый ритм. 

Музыку к фильму писал Геннадий Гладков — тоже, если можно сказать, «захаровский автор». Происходило это примерно так: неделю-две Гладков проводил в полном молчании, с мрачным выражением лица, изредка бурча «не понимаю», Захаров приходил к нему домой и тоже молча смотрел на эти мучения, а затем за три-четыре дня Гладков выдавал шедевр, говоря, что музыка была послана ему небесами. 

Стихи к музыке писал еще один захаровский бог — Юлий Ким, у которого были сложности с властями из-за его диссидентства. В общем, «ярый антисоветчик» Ким тогда скрывался под псевдонимом Михайлов. Все об этом знали, конечно. И начальство тоже. Но все сохраняли невозмутимость — гениями никто не разбрасывался. 

Сказка на свалке

Актеров на роли в те времена утверждались киношным руководством. И такие звёзды, как Евгений Леонов и Олег Янковский, не вызвали у дирекции «Мосфильма» сомнений. 

Но Янковский как раз слёг в больницу с сердечным приступом, а Леонов, наоборот, попросил снять его в «сжатые сроки» — он собирался в ФРГ, и организовать такую поездку, а тем более пройти через ад собеседований с чекистами было архисложной нервотрепкой, так что отменить ничего уже нельзя. Захарову пришлось перекроить весь съёмочный график. Вовремя сняться и улететь в Германию Леонову помогло, как ни смешно, полное отсутствие слуха — ему не пришлось петь в этом фильме, а это сэкономило время. 

Но кроме ломаного графика, Марк Захаров столкнулся с финансовой проблемой. «Обыкновенное чудо» снималось для телевидения, а бюджет на телефильм выделялся крошечный. С кино и не сравнить. Как сэкономить? На костюмах? На натурных съемках? Но Захаров недаром же был волшебником, он, как алхимик, и из сплошных ограничений мог сделать чудо. 

В фильме только одна сцена сделала «на натуре» — когда герои скачут на лошадях. При этом сказочной натурой стал люберецкий песчаный карьер (на самом деле почти свалка). Снимали сцену на рассвете, пока туда не приехали бульдозеры, было холодно, сыро и противно, песок забивался в обувь, актёры ворчали. И только Захаров знал, на экране все будет сказочно. 

И еще он как никто другой умел работать со звёздами. И если Леонов или Янковский, зная Захарова, свою линию гнули все-таки деликатно, то, например, с Екатериной Васильевой, которая «сама себе режиссер», было сложно: одно она хочет и будет делать, а другое — ни за что. 

Зато Александр Абдулов ходил за мэтром по пятам, стараясь четко выполнить каждое его указание, как послушный студент: «Я очень-очень старался, прямо впитывал каждый звук», — вспоминал начинающий актёр, которому было важно, получив такую роль, не опозориться. И эта роль его прославила, хотя однажды чуть не убила — когда скачущая во весь опор лошадь протащила по земле запутавшегося в стременах Абдулова несколько десятков метров. 

Пара-мечта

За главную пару фильма, особенно, за Абдулова, Захарову пришлось повоевать. На роль Медведя претендовали довольно много молодых красавцев, включая неотразимого Игоря Костолевского. Но Захаров хотел только Абдулова, который к тому времени уже несколько лет служил в «Ленкоме», но в кино был неизвестен и «Мосфильм» воспринял его кандидатуру в штыки. Но Захаров тоже стоял «за своего» насмерть. Так что звезду Абдулова открыл именно Захаров.

«Саша не раз мне говорил, что Захаров для него — как отец родной, — вспоминал Сергей Соловьев. — А однажды, когда мы вместе с Захаровым куда-то летели, он мне сказал: «Серёжа, вы же с ним дружите, может, он прислушается к вам, у него очень всё не в порядке со здоровьем». 

Евгения Симонова в пробах на роль Принцессы обошла и Веру Глаголеву, и Ларису Удовиченко. 

— Евгению Симонову отец называл главной принцессой СССР, — рассказала нам Александра Захарова. — Вспоминая «Римские каникулы», он говорил, что наша принцесса голубых кровей лучше, чем сама Одри Хэпберн. В том сложном смысле, что от Евгении Симоновой исходит информация интеллекта, души, интеллигентности и чистоты. Так сыграть принцессу, без единого грана забытовленности, едва ли кто-то еще мог.  

«Вы привлекательны, я чертовски привлекателен!»

С Андреем Мироновым Марка Захарова связывала не только предыдущая работа над «12 стульями». Они были настоящими друзьями и людьми, что ли, одной группы крови. 

— Как мне рассказывали родители, Анатолий Дмитриевич Папанов однажды сказал об Андрее Александровиче Миронове: «Ну что у этого мальчика такого страшного случалось в жизни, кроме пережаренного пирожного, что он так чувствует!» Что за необъяснимая тоска жила в нем, не знаю, но Миронов великий и непревзойденный артист 20 века, он вписался бы в любой кинематограф. Он умел легко пройти по острию ножа и не свалиться в пошлость. Многие пытаются играть как он, петь как он, но тщетно. Миронов как-то пришёл к нам в дом и сказал: «Марк, если ты будешь снимать кино, сними меня хотя бы в эпизоде», — рассказала нам Захарова. — От этих слов плакать хочется, и как же жаль, что не получилось ему перейти в «Ленком». Отец умел выращивать актеров и умел их любить.

Именно Миронов и нужен был Захарову на роль Министра-администратора. Природное обаяние Миронова было таким, что и очень противный персонаж выходил у него невероятно притягательным. Настолько притягательным, что худсовет, принимая готовую картину на цензуру, все-таки пропустил песню про бабочку и воробушка, хотя эта невинная песенка вызвала серьезные придирки. Несчастные советские чиновники увидели в ней эротический подтекст. Но бабочку и воробушка всеми правдами и неправдами удалось отстоять. Зато фразу Министра «стареет наш королёк», увы, пришлось вырезать. Ну что тут скажешь. Леониду Брежневу шёл 72-й год.

«Добрый день, я король»

Магия образа Короля заключалась, возможно, в особом отношении к жизни великого Евгения Леонова. Он прекрасно знал, что сегодня ты король, а завтра-послезавтра тебя просто все забыли. Но в конце 1977 года комиссия, принимавшая фильм персонажа Леонова рассматривала только что не с лупой. Опасность заключались и в том, что во-первых, это была пьеса Шварца, известного своей тонкой сатирой, которую опровергнуть для цензоров было ещё опаснее, чем пропустить. Во-вторых, сам Марк Захаров был мастером подтекстов, объяснить которые средний чиновник не мог без ущерба для собственной репутации. Обнаружение слишком большого ума в нашей стране для чиновника всегда было опасным. 

В общем, жест Короля-Леонова, помахавшего в финале рукой, как Брежнев на Мавзолее, не тронули, хотя Захаров был уверен, что вырежут, потому что Леонову даже слишком точно удалось схватить карикатурную манеру всех партийных начальников: неспешность мысли и речи, походка вперевалочку. Это был собирательный образ советского руководителя. Но как тут придраться без саморазоблачения? Поэтому фильм вышел на экран практически таким, каким и был создан. 

Пятичасовой выдающийся эпос без балов и кровопролитий, который обсуждает вся театральная столица

Весь ноябрь театральный мир говорил о спектакле «Война и мир», премьере Римаса Туминаса, созданной к 100-летнему юбилею Вахтанговского театра. В нем занята бо́льшая часть труппы в трех составах: от мэтров вроде Людмилы Максаковой и Евгения Князева до студентки третьего курса Щукинского училища Ксении Трейстер в роли Наташи Ростовой. О том, как литовский режиссер нашел свое место в истории русского театра и почему вся светская Москва не находит слов для описания восторгов, — в материале «БИЗНЕС Online».

Художественный руководитель Римас Туминас и значительная часть труппы подарили зрителям спектакль «Война и мир» по роману Льва ТолстогоХудожественный руководитель Римас Туминас и значительная часть труппы подарили зрителям спектакль «Война и мир» по роману Льва Толстого

Пустая величественная сцена Вахтанговского

100-летний юбилей отметил в ноябре театр им. Евгения Вахтангова, по праву лучший в российской столице на данный момент по всем категориям: от творческой до финансовой. Параллельно с этим художественный руководитель Римас Туминас и значительная часть труппы подарили зрителям спектакль «Война и мир» по роману Льва Толстого.

Реакция не заставила себя долго ждать. Буквально за несколько минут до полуночи в день премьеры — спектакль заканчивается в 23:30 — лента «Фейсбука» взорвалась от обилия восторженных отзывов зрителей. «Гениально! Нет слов! Шедевр! Смотреть всем!» — и ни одного пренебрежительного или ироничного. Туминас, замахиваясь на лучший европейский роман за всю историю новейшего времени (по мнению писателя Томаса Манна), знал, на что идет, и не промахнулся.

Идея воплощения гигантского по форме и содержанию романа Толстого кажется безумной. Лев Николаевич вывел в нем более 500 (!) персонажей,Идея воплощения гигантского по форме и содержанию романа Толстого кажется безумной. Лев Николаевич вывел в нем более 500 (!) персонажей

«Для театра всегда интересен слом истории, переход эпох. Спектакль требует элегантности, простоты. Нужно и можно нарушать представление о том, как надо. Не бояться», — говорит сам режиссер. Но те, кто сначала прочтет эти строки и лишь потом увидит спектакль (или только фотографии), не поверят своим глазам. Атмосфера романа или ее главной экранизации Сергеем Бондарчуком пропитана роскошью балов, приемов в именитых домах, сценами кровопролитной войны против Наполеона… Именно поэтому, читая о «простоте», от Туминаса никак не ожидаешь увидеть буквально пустую величественную сцену Вахтанговского и при этом завораживающе детальную и наполненную смыслами работу.

В самом деле, идея воплощения гигантского по форме и содержанию романа Толстого кажется безумной. Лев Николаевич вывел в нем более 500 (!) персонажей, а сколько проблем: судьба русского народа в войне 1812 года, сама война и время, ей предшествующее, состояние общества, спасение человеческого духа, бессмысленные жертвы войны и недосягаемые призрачные идеалы, покаяние, свобода, любовь. А еще четыре тома, 1,3 тыс. обычных книжных страниц и 6 лет работы писателя. Туминас сделал спектакль за три года (но неизвестно, сколько о нем думал), занял в нем 42 актера в нескольких составах, которые играют пятичасовой спектакль с двумя антрактами. Лучшего подарка Вахтанговскому на грандиозный юбилей невозможно представить.

Гигантская сцена театра абсолютно пуста. Нет ни декораций, ни предметов мебели, ни намека на роскошный дворянский быт. Есть только величественная серая стена до самого потолкаГигантская сцена театра абсолютно пуста. Нет ни декораций, ни предметов мебели, ни намека на роскошный дворянский быт. Есть только величественная серая стена до самого потолка

«Родина детства присутствует не только как тема спектакля»

«Все пробуждает воспоминания. Память — это „родина души“. И эта родина детства присутствует не только как тема спектакля. Все идет из детства», — говорит Туминас. Эти воспоминания окутаны серым плотным туманом, который то рассеивается, то, напротив, сгущается. В нем проявляются персонажи: Болконские, Ростовы, Курагины, Друбецкие. Они такие же серые. В этой цветовой гамме выстроен весь спектакль.

Гигантская сцена театра абсолютно пуста. Нет ни декораций, ни предметов мебели, ни намека на роскошный дворянский быт. Есть только величественная серая стена до самого потолка. Она единственная декорация, которая по желанию режиссера то превращается в участника спектакля, то становится легко читаемым символом стойкости, жизненного рока, непреодолимой высоты. За сценографию, как всегда, у Туминаса отвечает Адомас Яцовскис. Их творческий дуэт уже подарил зрителям такие узнаваемые спектакли, как «Дядя Ваня», «Евгений Онегин», «Маскарад», «Царь Эдип». Однако работа с «Войной и миром» возносит стенографическую аскетичность на совершенно иной уровень.

Сцена не может жить без актеров, каким бы прекрасным не было решение художника. И в этом смысле для труппы спектакль становится важным испытаниемСцена не может жить без актеров, каким бы прекрасным не было решение художника. И в этом смысле для труппы спектакль становится важным испытанием

Но сцена не может жить без актеров, каким бы прекрасным не было решение художника. И в этом смысле для труппы спектакль становится важным испытанием, ведь за декорации спрятаться не получится, за костюмы — тоже. Остается надеяться только на собственное ремесло. Некоторые участники спектакля словно забивают текстом гвозди, вколачивают слова в зал, играют грубо, много бегают по сцене. Но это ничего не меняет в общем итоге. Условная декорация Яцовскиса выстроена так, что на серой стене незримо горят толстовские письмена. Именно роман — главный герой спектакля.

«С этой войной что-то стряслось, и что-то пошло не так. На фоне войны пропадает логика, вступают некие другие законы. Нужна другая игра, — говорит о своей работе Туминас. — Как только зритель предугадывает ваше следующее действие, актер становится ненужным. Очень важны психологические кульбиты — в поступках, в мыслях. Это ваша обязанность: цирк сознания, переворотов, изменения души, настроения, порывов. Обязанность нашей профессии — раскрыть слово, мысль».

«С этой войной что-то стряслось, и что-то пошло не так. На фоне войны пропадает логика, вступают некие другие законы. Нужна другая игра, — говорит о своей работе Туминас«С этой войной что-то стряслось, и что-то пошло не так. На фоне войны пропадает логика, вступают некие другие законы. Нужна другая игра, — говорит о своей работе Туминас

Сюжет пересказывать нет смысла. Это вышло бы в какой-то степени оскорблением работы великого писателя Толстого и большого театрального режиссера Туминаса. Но на деталях все же хочется остановиться.

Во-первых, сама инсценировка. Это мощная самобытная работа Туминаса и Марии Петерс. Во-вторых, музыка. Ее написал Гиедрюс Пускунигис, который включил фрагмент из сочинения Фаустаса Латенаса, многолетнего соавтора и друга Туминаса, который год назад внезапно скончался в Литве. Отныне его музыка, написанная к другому спектаклю Туминаса — «Вишневый сад», звучит в «Войне и мире» как дань светлой памяти мастера.

Исполнение Евгением Князевым роли Николая Алексеевича Болконского должно войти в учебники по актерскому мастерствуИсполнение Евгением Князевым роли Николая Алексеевича Болконского должно войти в учебники по актерскому мастерству

Наташа Ростова с третьего курса

В-третьих, актерские работы. Одна из самых сильных и эталонных принадлежит Евгению Князеву. Его исполнение роли Николая Алексеевича Болконского должно войти в учебники по актерскому мастерству. Отчасти из-за этого он становится чуть ли не ключевым персонажем истории. Он аристократичен в своей природной простоте, деспотичен в своей резвости и порывистости. За его внутренним надломом хочется наблюдать весь спектакль, не отрываясь, даже если бы он шел не пять часов, а все 10.

Князь Андрей Болконский, в блистательном исполнении Виктора Добронравова несет на своих плечах важный авторский замыселКнязь Андрей Болконский в блистательном исполнении Виктора Добронравова несет на своих плечах важный авторский замысел

Князь Андрей Болконский в блистательном исполнении Виктора Добронравова несет на своих плечах важный авторский замысел. Но здесь он отнюдь не любимый герой режиссера. Зритель прекрасно понимает, что пытливый князь продаст всех и вся за минуту славы. Он нарочито важен, что читается в его пафосной поступи и патетических речах. От того финальная встреча раненого Болконского и Наташи Ростовой (Ксения Трейстер) производит такое сильное впечатление. Болконский сломлен внутренне, его гордый стан разрешен обломками разбитых идеалов. Он умирает на руках у Наташи, которой когда-то дал надежду на невозможное и несбыточное счастье.

Еще одна блистательная работа — роль графа Ильи Андреевича Ростова в исполнении Андрея Ильина. Он обаятелен и лирически смешон, но при этом именно от него исходит искренняя любовь не только к дочерям, но и ко всему роду людскому.

Еще одна блистательная работа — роль графа Ильи Андреевича Ростова в исполнении Андрея Ильина. Он обаятелен и лирически смешон, но при этом именно от него исходит искренняя любовь не только к дочерям, но и ко всему роду людскомуЕще одна блистательная работа — роль графа Ильи Андреевича Ростова в исполнении Андрея Ильина. Он обаятелен и лирически смешон, но при этом именно от него исходит искренняя любовь не только к дочерям, но и ко всему роду людскому

Спектакль безусловно силен мощным составом мастеров, но и молодые актеры удивят своими способностями. В первую очередь это Павел Попов и Денис Самойлов (Пьер Безухов), Владимир Логвинов (Анатоль Курагин), Юрий Цокуров (Николка Ростов), Николай Романовский (Борис), Мария Риваль (Лиза), Екатерина Крамзина и Полина Чернышева (Марья), Лада Чуровская и Ася Домская (Вера), Ирина Смирнова (Соня). И, конечно, студентка третьего курса Щукинского училища Трейстер в роли Наташи Ростовой. На ее хрупких плечах легла не только сложная актерская задача, темпоритм спектакля, но и колоссальная ответственность. Ксения справилась блестяще.

Однажды скульптор Огюст Роден сказал: «Я беру глыбу мрамора и отсекаю от нее все лишнее». В романе Толстого лишнего нет, но Туминас смог мастерски управлять лучами божественного света, идеально подчеркивая важные, в первую очередь для него, акценты. В конце второго акта великий писатель даже сам мимолетом появится в глубине сцены в узнаваемой рубахе и в лаптях. И тогда будто небесный свет озарит Вахтанговский и благословит его на следующие 100 лет.

Урок — Почему не стареет классика?

Устаревшие научные теории, примитивные механизмы уступают место более новым, совершенным. А вот произведения искусства со временем не теряют своей ценности. С позиций современной жизни мы стараемся переосмыслить искусство прошлого, найти в нём ответы на волнующие нас вопросы…

Об особенностях этих культурных процессов вы попробуете поразмышлять на сегодняшнем уроке.

В науке и технике развитие происходит постепенно и последовательно. Новые открытия уточняют, а, порой, в корне меняют представления людей об окружающем мире. Так, например, в древности считалось, что земля плоская и покоится на трёх слонах. Затем учёные доказали, что Земля круглая, и вокруг неё вращаются солнце и звёзды. И лишь во времена Коперника и Галилея гелиоцентрическая система пришла на смену более ранним научным представлениям. Развитие производства, транспорта, средств связи, изобретения в других видах техники делают ненужными многие вещи. И они становятся экспонатами музеев.

Но произведения искусства со временем не теряют своей ценности. Всё новые и новые поколения людей вглядываются в картины старых мастеров, восхищаются шедеврами скульптуры и архитектуры, слушают музыку, созданную несколько веков назад.

Почему же произведения искусства не стареют? — Вероятно, потому, что настоящий художник за внешними чертами видит нечто более глубокое. Он словно позволяет нам заглянуть во внутренний мир человека, его мысли, чувства. Едва уловимые движения человеческой души становятся доступны нам благодаря таланту скульптора, художника, композитора.

Как бы не менялся мир вокруг нас, мы по-прежнему любим и страдаем, разочаровываемся и вновь обретаем надежду. Жизнь человека, его судьба, его место в этом мире были, есть и будут вечными темами искусства. Так же как и сто, и триста лет тому назад мы переживаем невзгоды, ищем своё счастье, обретаем и теряем друзей и любимых…

Но классика не остается неизменной. Современная жизнь с её острыми ритмами, стремительным темпом меняет наши взгляды. И с этих новых позиций мы стараемся переосмыслить искусство прошлого. Нотные строки Баха и Бетховена, Моцарта и Чайковского оживают под пальцами исполнителей, каждый раз рождаясь заново. Некоторые музыканты стараются как можно точнее воспроизвести дух ушедшей эпохи. Такое исполнение называют аутентичным.

Однако, аутентичное исполнительство – это достаточно узкое элитарное искусство для «музыкальных гурманов». Гораздо чаще новые поколения музыкантов по-своему слышат великие шедевры, находят новый смысл и современное звучание знакомых мелодий. Искусство уважительного, внимательного, но при этом современного «прочтения» классики называют интерпретацией. Иногда в связи с премьерой какой-нибудь постановки известной оперы или балета можно услышать такие слова: «Труппа Большого театра представила публике новую интерпретацию классического шедевра».

Некоторые музыканты идут ещё дальше и создают новые аранжировки, сочетают старинные и современные музыкальные инструменты, вступают в творческий диалог с композиторами-классиками. И тогда на основе известных мелодий возникает, по сути, новое музыкальное произведение.

Переделкой, «осовремениванием» музыки люди занимались всегда. Композитор XVIII века И. С. Бах обрабатывал старинные хоралы для органа. Спустя триста лет композитор XX века Д. Б. Кабалевский сделал переложение органных прелюдий Баха для фортепиано. А современные исполнители делают интересные аранжировки музыки эпохи барокко для синтезатора.

Родоначальник русской классической музыки М. И. Глинка на основе двух старинных народных песен сочинил свой оркестровый шедевр — «Камаринскую». А композитор следующего поколения русских композиторов – М. А. Балакирев – сделал фортепианную транскрипцию романса Глинки «Жаворонок». Лист создавал транскрипции на основе произведений Шуберта, Бетховена, Верди, других композиторов

При таких переработках музыкальных произведений стиль оригинала может сильно измениться. Известно немало джазовых обработок классических мелодий Моцарта, Шопена, других композиторов. Продолжается эта практика и сегодня. В составе рэп-композиций можно услышать мелодию хора «Улетай на крыльях ветра» из оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина или «Вокализ» Рахманинова. В современной молодежной культуре утвердился новый термин – кавер-версия. Известные, популярные композиции одних певцов пробуют исполнять другие. Иногда у них получается даже лучше, чем у самого автора!

Выполните здания и ответьте на вопросы:

  1. Найдите в интернете и послушайте «Шутку» И. С. Баха в аутентичном исполнении на старинных инструментах и в исполнении вокального ансамбля «Swingle Singers». Чем различаются эти две интерпретации известного классического шедевра?

  2. Найдите в интернете и послушайте композиции в исполнении саксофониста Яна Гарбарека и вокального коллектива «Hilliard Ensemble». Попробуйте определить какие музыкальные стили, течения, жанры объединили эти музыканты в единой композиции.

  3. Найдите в интернете и послушайте романс М. И. Глинки «Жаворонок» в классическом исполнении. Найдите и послушайте также фортепианную транскрипцию Балакирев-Глинка «Жаворонок». Какие приёмы музыкального развития использовал Балакирев в своей транскрипции?

  1. Почему не стареют классические музыкальные произведения?

  1. Какие варианты исполнения классики существуют в современной культуре?

  1. Что стало основой для сочинения М. И. Глинкой симфонического произведения «Камаринская»?

  1. Что такое кавер-версия?

  1. Какие темы можно назвать вечными темами в искусстве? Приведите примеры.

  1. Назовите фамилии музыкантов, которые исполняют современные обработки классической музыки.

  1. Как называются переработки сочинений Бетховена, Шуберта, Верди, которые создавал Ференц Лист?

  • Интерпретация

  • Аранжировка

  • Транскрипция

  1. Какие произведения искусства называют классикой?

  • Произведения, созданные много лет назад.

  • Произведения, которые считают высшим образцом.

  • Произведения, которые всем нравятся.

  1. Сопоставьте музыкальные термины и их значение. Составьте правильные пары:

  1. Кто из этих композиторов делал обработки, переложения, транскрипции музыкальных произведений своих предшественников? Составьте соответствующие пары:

  1. Выберите верные утверждения:

  • В науке новые открытия часто отменяют, уточняют или видоизменяют прежние теории, научные представления.

  • В науке старинные теории продолжают считаться истинными и неизменными, несмотря на новые открытия.

  • В технике старые вещи, предметы, механизмы уступают место новым, более совершенным.

  • В технике старые вещи, предметы, механизмы используются повсеместно, несмотря на то, что давно существуют новые, более совершенные

  • В искусстве классические произведения представляют только историческую ценность, как образец культуры прошедших столетий

  • В искусстве классические произведения продолжают волновать людей, несмотря на то, что появилось много новых направлений творчества.

  • Почему надо изучать природу и историю родного края сочинение
  • Почему назвали рассказ васюткино озеро
  • Почему москва глубоко разочаровала чацкого сочинение
  • Почему мятная сказка плохая книга
  • Почему мне понравилась сказка царевна лягушка