Почему моя любимая сказка о рыбаке и рыбке

Владимир мазуринжили были дед и баба. дед любил е не слабо! и довольная старуха мужу для поддержки духа по утрам

Владимир Мазурин

Жили были дед и баба.
Дед любил её не слабо!
И довольная старуха
Мужу для поддержки духа
По утрам и вечерам
Позволяла по сто грамм…

Просит баба, чуть не плачет,
Лишь пропели петухи:
«Ты сходил бы порыбачить,
Больно хочется ухи!»
Дед не возражал ничуть.
Снасти взял, сто грамм — и в путь…

В море шторм с волной огромной.
Но старик был в ловле стрёмный —
Для прикорма взял макушки,
Да ещё со дна чекушки
Окропил наживку — сласть!
Ну, и Рыбка повелась!…

Да какая! Золотая!
Плавники как бахрома!
Будет им изба крутая
И стиральный автомат!
И с похмелья старичок
Сам попался на крючок…

Отпустил он Рыбку с миром,
Сердобольный недотёпа!
А ведь мог бы быть эмиром
Аж до нового потопа…
Но с порожнею сумой
Воротился он домой.

И глядит старик сердито
Как дела у них плохи.
Двор без нового корыта
И старуха — без ухи…

Деду с бабой мой поклон!
А любимой — сладкий сон!
Золотая рыбка

Елена Шабалина

Выпросил старик старухе
Дом, усадьбу и корону.
А потом глядит — разруха:
Нет ни терема, ни трона!

Снова дед бежит на берег,
И опять с вопросом к рыбке:
«Всё исчезло! Я не верю!
Что случилось? В чём ошибка?»

«Ты вопросом поражаешь!
Я — Царя Морского дочь,
Но старушку ублажала,
И помочь была не прочь.

А тебе отвечу прямо:
Ей на дне морском не жить,
Потому что к папе мама
Запретила баб водить!»

Сказка о Золотой Рыбке

Змей Горыныч 3

Бабка наглеет и бычится?
Всяк получи, что желал!
Яхта «Морская владычица»
Бортом ласкает причал.

Старенькая, толстобрюхая —
Судно свое с пьяных глаз
Дед называет «старухою»
Или «корытом» подчас.

Плавает Дед на рыбалку,
Возит туристов гулять.
Рыбке-то что, ей не жалко
Бабкину блажь исполнять.

Сказка о золотой рыбке

Иван Есаулков

Известно много сказок
Про золотую рыбку.
Когда читать их станешь,
Сдержи свою улыбку,

Подумай над сюжетом,
Завязкой и развязкой:
Народ об очень многом
Хотел сказать той сказкой.

Коль жаден (мысль про это
Даётся нам открыто),
Увидишь пред собою
Разбитое корыто.

Никак нельзя превысить
В желаниях предела,
Хотя б душа мечтала,
Хотя б мечта хотела.

Поэтому подумай,
Судьбой своей играя,
Что выигрыш безмерный,
Не наступив, сгорает.

Остановиться надо
Пред явною приманкой,
Чтоб рыбка золотая
Была у вас служанкой.

Идея многих сказок
Даётся лишь намёком,
Но служит для любого
Из молодцев уроком.

Сказка о рыбаке и рыбке

Иван Есаулков

Рыбка золотая
Скрылась в глубине:
Видно, обитает
Где-то там, на дне.

Призываю снова:
— Рыбка, покажись!
Но в ответ сурово:
«Ни за что, ни в жизнь!»

Плещет прямо в ухо
Грозная волна:
«Ждёт тебя старуха,
Сидя у окна.

Под окном — корыто,
На крылечке — кот,
И совсем разбиты
Створки у ворот.

Всё, что подарила,
В море возвращу.
Прошлое забыла,
Пусть и погрущу!»

— Рыбка дорогая,
Снова покажись!
«Я уже другая,
Так что отвяжись!

Позабудь про ласки
И любовь, глупец!
Этой старой сказке
Наступил конец.

Изорвались сети —
Не починишь вновь.
Ты за всё в ответе,
Коль прошла любовь.

Ты, а не старуха,
На тебе вина!» —
Плещет прямо в ухо
Грозная волна.

Загадка Золотая рыбка

Ирма Финк Стихи Для Детей

Эта рыбка не пиранья —
Вам исполнит три желанья
Отгадайте кто такая
Это рыбка… (золотая)

Золотая рыбка

Ключникова Галина

Как-то дед закинул невод
В море синее у скал.
Удивив себя и небо,
В сети он её поймал.

Сердце доброе у деда,
С миром в море отпустил…
Но ругала до обеда
Бабка, мол, вернись, проси.

И просил он, то корыто,
То просторный новый дом…
Жизнь крестьянки позабыта,
Вспыхнул жадности синдром.

У разбитого корыта
Снова бабка та сидит…
Сказка кончилась, закрыта
Книга. На столе лежит.

Кто же мне, друзья, ответит,
Кто живёт на белом свете
Все желанья исполняя?
Это … — Рыбка Золотая!

Cовет рыбке

Лариса Рудик

Когда состаришься — ходи
По улице пешком.
Не лезь в автобус, все равно
Стоять придется там.
       Г. Остер

Если рыбка ты златая,
А тебя поймали в сети,
И старуха загоняла
Старика тебя просить,
Ты для совести очистки
Справь ей новое корыто,
Избу, шубу и лопату —
Пусть копает огород.
Старику же, за спасенье,
Подари новейший спиннинг
И скажи, что уезжаешь
В тридесятые моря,
Потому что задолбают
До конца твоей всей жизни!
Если хочешь быть счастливой,
То сама счастливой стань.

Золотая рыбка

Любовь Вишнякова

Золотая рыбка
Мне попалась в сети.
Может эта рыбка
Всё-всё-всё на свете!
И не три желанья-
Исполняет все!
Заберу с собой её
Из моря насовсем.
Посажу я рыбку
В банку трехлитровую.
Дома её выпущу
В аквариум я новый.
Буду золотую
Холить и лелеять,
Корм ей -самый лучший!
Она не пожалеет.
Но смотрю я рыбке
В грустные глаза,
Вижу-забирать-то
Мне её нельзя.
Рыбке лучше в море
По волнам плескаться.
Всё равно желанья
Будут исполняться!

Золотая рыбка

Людмила Кац

Я рыбачил не впустую,
Опыт, вроде бы, не мал,
Только рыбку золотую
Почему-то не поймал.
Опыт мне не пригодился
В этом плане ни черта:
То ли невод прохудился,
То ли удочка не та?
Я и невод залатаю,
Я и удочку найду.
Где ты, рыбка золотая,
В море плаваешь? В пруду?
Умоляю: три желанья
Ты исполни, ангел мой,
Обещаю: за старанья
Отпущу тебя домой.
Дело будет шито-крыто,
Только ты не позабудь!
А без нового корыта
Проживу я как-нибудь…
Рыбка скрылась в синем море –
Значит, некого просить.
Остается выпить с горя
И селедкой закусить!

Золотая рыбка… Сказка

Марианна Лебедева

Поймал Старик на море
как-то Рыбку,
Что в невод заплыла
к нему случайно,
И та (я не могу сдержать улыбку),
Заговорила человечески, буквально.

Так Рыбка отпустить её просила,
И выполнить его любую просьбу
Она пообещала, но посильно,
Всё, что Старик
у Рыбки ни попросит.

И вот старик к старухе воротился,
А та — на чём наш свет, его ругает.
Пошёл опять он к морю,
Рыбке поклонился
И попросил корыто, —
старое дырявит.

Ну, Рыбка золотая
выполнила просьбу —
Корыто подарила, а старухе мало.
Опять пошёл, и Рыбку тихо просит,
Чтоб новая изба у них стояла.

У Рыбки золотой
вдруг лопнуло терпенье,
Коль захотела дура ею править,
И приложила всё своё уменье,
Старуху чтоб на место
старое поставить.
— — — — —
Мораль сей сказки такова,
Она, пожалуй, не нова:
Не зарывайся и не требуй много
Ты от того, кто смог
помочь однажды, —
На этот раз тебе уж не помогут…
На место прежнее
поставлен будет каждый.

Золотая рыбка

Мария Тернова

Раз попалась деду рыбка золотая.
Не свезло бедняге, угодила в сети.
И взмолилась рыбка, чешуей сверкая:
«Отпустил бы, старче, у меня там дети!»

И велела деду выдать три желанья,
Обещав исполнить все единым мигом.
Почесал дед репу, веря обещаньям,
Сунул рыбу в банку и засел за книги.

Пушкина по новой перечел, вздыхая,
И решил, что надо действовать умнее.
Рыбка извелась вся, воли ожидая,
Все просила старого отпустить скорее…

Не учла бедняжка, с кем имеет дело:
Был бы помоложе, не было б проблемы.
Где же взять желанья, коль усохло тело,
Голова не варит, в памяти пробелы?

Дети рыбки выросли, появились внуки,
Уж сама от старости серебряною стала.
Утомили деда творческие муки,
Торговаться начал: трех желаний мало!

И уснула рыбка, воли не дождавшись.
Высохла на солнце, в воблу превратилась.
Накупил дед пива, помянул старушку,
Очень она кстати к пиву пригодилась.

Золотая рыбка сказка 1. 73 в стихах

Олег Марковец

Старик со старухой сварливою жил,
У самого синего моря.
Всё сети чинил, да и рыбу ловил,
Привык, и не видел в том горя.

Избушка у них покосилась давно,
За тридцать и три долгих года,
Корыто, разбитое, видно в окно,-
Под дверью, у самого входа.

В то утро старик трижды невод кидал,
И невод вернулся — пустой.
Второй раз с травою морскою достал,
Из моря, старик, невод свой.

А в третий же раз, невод с рыбкой пришёл,
С красивой такой,- золотой.
Да молвит она: -Ты Царевну нашёл,
А Царь в море — батюшка мой.

Что хочешь, тебе за свободу я дам,-
Ты в море меня отпусти!-
-Плыви уж, теперь со старухою нам,
Подарков не надо, прости.-

-Ну, если надумаешь, к морю приди,
Да кликнуть меня не забудь.
Почём тебе знать, что за жизнь впереди?
Прощай, дед, да хворым не будь.-

К старухе своей дед конечно спешит,
Про чудо такое сказать.
Да только в ответ, его баба бранит:
-Дурак, топай к морю опять!

У рыбки корыто чтоб ты попросил,
Да дом, на крутом берегу.
Живём мы, как нищие, нету уж сил,
Я больше так жить не могу!-

Вот к морю старик воротился опять,
И рыбку покликал в волнах.
И рыбка приплыла: -Ты стал меня звать,
Не так может что-то в делах?-

-Ах, рыбка, Царица ты синих морей,-
Старуха бранила меня.
Корыто, кричит, поменять надо ей,
Да требует дом, от тебя.

— Печаль твою, дед, мне не трудно понять,
Ступай себе с Богом, старик.
И будет вам дом, и корыто опять,
Не стоит того, бабы крик.-

К старухе своей возвращается дед.
Глядь,- дом на крутом берегу,
Избы покосившейся, следа уж нет,
Корова с козой, на лугу.

-Надеюсь, довольна ты домом своим,
Корытом, и всем, что тут есть?-
Старуха лишь пуще ругается с ним:
-Что жить с дураком мне за честь?

Иди, поклонись рыбке в пояс, скажи:
Хочу быть дворянкою я.
Потом покормлю. Пять минут полежи,
Да время не трать, почём зря!-

И снова пришёл к морю синему дед,
И рыбку покликал в волнах.
И рыбка приплыла: -Нет новых ли бед,
В твоих, старче, с бабкой, делах?-

-Да баба моя всё бунтует опять,-
Не хочет крестьянкою быть.
Ей терем подай! Только где его взять?
Дворянкою хочет пожить.-

— Печаль твою, дед, мне не трудно понять,
Ступай себе с Богом, старик.
Пусть будет дворянкой, старуха гулять,
Да злой попридержит язык.-

Вернулся домой дед. Глядь,- терем стоит!
И слуги спешат во дворе.
И баба в светлице, в шубейке сидит,
Ей кушать несут, в серебре.

-Довольна теперь, ты дворянством своим?-
Сняв шапку спросил её дед.
Иди на конюшню, к холопам моим,
Мужик,- чуть не спортил обед!-

Неделя проходит,- нашли старика,
И в терем ведут на заре.
Вновь баба кричит: -Не валяй дурака,
Дворянкою мало быть мне!

Скажи рыбке, жить во дворце я хочу,-
Царицей! Да царских кровей.
Богатой страной править мне по плечу,
Ступай к морю, слышишь, быстрей!-

Вот к морю опять добрый старец спешит,
И рыбку зовёт среди волн.
И рыбка приплыла, на деда глядит,-
В печали по прежнему он:

-Старуха моя, уж свихнулась с ума,-
Царицею надо ей быть!
Куда ей в царицы, подумай сама,
Ну как мне, с такой бабой, жить?-

-Ступай, добрый старец, я вновь помогу,
Твоя разве в этом вина?
Ведь я пред тобой, как и прежде, в долгу,
А баба тебе, всё ж жена.-

И рыбка нырнула в пучину, а дед,
Побрёл, как и прежде, домой.
Глядит: где был терем — его уже нет,
Зато есть дворец, золотой!

Фонтаны, кареты, пиры во дворце,
Парады, балы и салют.
Послы стран заморских стоят на крыльце,-
Приём Государыни ждут…

Старик не дошёл и до царских ворот,
Такое здесь было не раз;
Схватили его,- тут не должен быть сброд,
В темницу бродяг — есть приказ!

Неделя проходит, другая, и вот,-
Велят отыскать старика.
Царица с собачкой стоит у ворот,
В перстнях драгоценных рука:

-Ты, мерзкий мужик, топай к рыбке скорей,
Иль силой тебя поведут!
Хочу быть владычицей синих морей,
И рыбка пусть служит мне тут!-

До моря охрана ведёт старика,
Позвал он Царевну опять:
-Ах, Рыбка, помилуй, уж ломит бока,-
Мне с бабою не совладать.

Морскою владычицей быть ей взбрело,
Чтоб ты ей в прислугах была!-
Послушала рыбка, нырнула на дно,
И в море к себе уплыла.

Прождал дед до вечера, да и назад.
Глядит,- всё как было давно:
Избушка кривая, да сети лежат,
С ладошку, в избушке, окно.

Старуха сидит и корыто пред ней,
Разбитое, гвоздь в нём торчит,
Голодная кошка лежит у дверей,
Да дятел на ёлке, стучит…

Где найти золотую рыбку?

Юлия Тарабарова Балахонова

Где найти золотую рыбку?
Я закидывать сети не стану.
Ту, волшебную, не простую,
Чтобы мне помогла без обмана.

Чтоб исполнила три желанья,
Или пять, в общем, сколько сможет…
Я сижу у реки в ожидании,
Жду, что рыбка мне вдруг поможет.

Проплывают все рыбки мимо,
Ни одна не плывет ко мне.
Та, волшебная, золотая
Снится мне только лишь во сне.

Где ж ты, рыбка, на самом деле?
Как тебя мне скажи найти?
Может уж браконьеры съели?
Или речка не по пути…

Видно, в омут самый глубокий
Рыбка спряталась от людей,
Чтоб ничьи не сбывались желанья,
Чтоб не слышать ничьих речей.

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 100-101. 

УКМ «Школа России»

1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.

Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый и пришибленный, в сказке часто говориться, что он «испугался».

Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.

2. Подумай на чьей стороне симпатии автора. Как мы можем это понять?

Мне кажется, что симпатии автора на стороне золотой рыбки. Он показывает её терпение, стремление быть благодарной, она выполняет все просьбы старика, хотя видно, что каждая новая её всё сильнее неприятна.

Симпатии автора не могут быть на стороне старухи, ведь он называет её злобной.

Симпатии автора не могут быть на стороне старика, который слишком тихий, пугливый, робкий. Таким не должен быть человек и всё случившееся также и на его совести.

3. Можно ли рыбку назвать благодарной, справедливой, доброй?

Рыбка несомненно очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла самые дикие капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха в конец обнаглела, рыбка наказала её за жадность.

4. Сравни начало и конец сказки.

Начало и конец сказки похожи. В них старики живут в землянке у старого корыта. 

5. Какова основная (главная) мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. Какое выражение из сказки часто употребляется?

Главная мысль сказки: Надо уметь довольствоваться малым, не требуя большего.

Эту же мысль доказывают пословицы: Много захочешь — последнее потеряешь. Много желать — добра не видать. Ненасытному всё мало. Кто малым не доволен, тот большого не достоин.

Часто употребляется выражение: остаться у разбитого корыта.

6. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?

Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало чернеть.

7. Что было в сказке сначала, что потом? Составь план, перескажи.

План пересказа сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке»

  1. Старики и землянка.
  2. Спасение рыбки.
  3. Новое корыто.
  4. Новая изба
  5. Столбовая дворянка.
  6. Вольная царица.
  7. Последняя просьба.
  8. Опять землянка.

Пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» для 2 класса

Старик и старуха жили у моря. У них была землянка и старое корыто.

Однажды старик ловил рыбу и поймал золотую рыбку. Рыбка человеческим голосом попросила отпустить её, обещая различные блага. Старик просто отпустил рыбку, не требуя выкуп.

Старуха поругала старика и отправила его просить новое корыто. Рыбка исполнила просьбу и старик увидел у землянки новое корыто.

Но старуха снова стала ругаться и требовать новый дом. Старик вновь пошёл к рыбке и попросил избу. Рыбка исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел новый дом.

Но старуха не унималась и стала требовать сделать себя столбовой дворянкой. Старик отправился к рыбке и та выполнила эту просьбу. Старуха стала важной и била слуг. Она отправила старика на конюшню.

Но вскоре старуха захотела стать вольной царицей. Старик пошёл к рыбке и та исполнила и эту просьбу. Вернувшись, старик увидел дворец и грозную старуху. Его выгнали взашей со двора.

Но старухе и этого было мало. Она стала требовать сделать себя морской владычицей. Старик высказал эту просьбу рыбке, но рыбка ничего не ответила и уплыла.

Вернувшись, старик увидел свою старую землянку и разбитое корыто.

8. Вспомни, как обычно заканчиваются народные сказки. Что общего у них со сказками Пушкина? Составь ответ по опорным словам.

Народные сказки обычно заканчиваются словами: стали жить поживать; и я там был; и некоторыми другими.

В народных сказках, как и в сказках Пушкина, добро побеждает зло. Например, в этой сказке добрая золотая рыбка наказала зло в лице старухи.

Но сказки Пушкина могут заканчиваться иначе, чем народные. В этой сказке в концовке старуха сидела у разбитого корыта. А вот другой пример: сказка «О мёртвой царевне и семи богатырях» заканчивается народной концовкой «Я там был, мёд, пиво пил».

9. Придумай небольшой рассказ смысл которого можно было бы выразить словами «Жадность всякому горю начало».

Рассказ «Жадность всякому горю начало» для 2 класса

Однажды мы с Игорем отдыхали у бабушки в деревне.

На грядках созревала клубника и мы рвали первые спелые ягодки. Правда было их пока очень мало, а Игорю хотелось больше.

Но бабушка не давала рвать неспелые ягодки, у которых краснел лишь один бочок.

И тогда Игорь решил схитрить. Дождавшись, когда бабушка уйдет в магазин, он забрался на грядку и стал запихивать в рот ягодки, одну за другой. Он ел даже совсем неспелые, а я смеялась, глядя на его чудачества.

Уже вечером у Игоря заболел живот и он всю ночь бегал в туалет. Утром он был помятый и грустный. Ему всё еще было плохо.

А я подумала, что если бы он не жадничал, то получил бы удовольствие, а не больной живот.

1

На чтение 25 мин. Просмотров 2 Опубликовано

«Сказка о рыбаке и рыбке» родом из детства. Ведь многим знакома эта история еще с младенческих лет. Сказка учит добру, показывает, к чему может привести неуемная жадность.

Содержание

Любимая сказка

По мотивам этой истории созданы мультипликационные фильмы, сделаны театральные и радиопостановки. Знаменитое стихотворное произведение А. С. Пушкина до сих пор вызывает восхищение.

Эта сказка любима многими. Ведь недаром ребятишки, только ознакомившись с ней, пытаются нарисовать старика, старуху, золотую рыбку, воссоздать на бумаге сцены из этой волшебной истории.

Как развивались события

Первые строки сказки Пушкина знакомят нас со стариком и старухой. Это старые люди, живущие в ветхой лачуге, у которых даже нет хорошего корыта, чтобы мыться и стирать. А имеется только старый потрескавшийся предмет гигиены.

После такого описания становится искренне жаль эту пожилую пару. Ведь им приходилось в буквальном смысле слова выживать. Но они находили выход из положения. Старуха пряла пряжу, из которой затем, наверное, вязала тёплые вещи, чтобы не замерзнуть в холода.

А старик ловил рыбу, чтобы хоть как-то прокормить свою немногочисленную семью. Денег у пожилых людей не было, так как-то в те времена беднякам пенсия не полагалась.

Смысл сказки на этом этапе сводится к печальной картине жизни бедных людей в царской России того времени. Не секрет, что А. С. Пушкин в своих произведениях не раз протестовал против такого уклада жизни, когда люди из низших сословий практически нищенствовали.

Как мы видим из сказки, у этой пожилой семейной пары не было детей, поэтому некому было им помочь. В силу возраста старик со старухой не могли заниматься приусадебным хозяйством, которое было бы подспорьем в их нелегкой жизни.

Но затем счастье улыбнулось старику. В свои сети он поймал золотую рыбку. Но пожилой мужчина был добрым человеком. Несмотря на то, что они со старухой жили впроголодь, он пожалел золотую рыбку и отпустил её.

Но жительница морских глубин решил отблагодарить своего спасителя. Так раскрывается следующий смысл «Сказки о рыбаке и рыбке». Она учит и тому, что на добро нужно отвечать добром.

Характер старухи

Старик был бескорыстным человеком. Он отпустил рыбку в морские просторы, ничего не попросив взамен.

Когда старик рассказывал эту историю жене, та была полна негодования. Она отругала мужа, сказав, чтобы он попросил у рыбки хотя бы новое корыто.

На этом этапе сказки отношение читателя к старухе начинает меняться. Ведь она показывает свой властный характер, приказывает супругу, даёт ему неприятные прозвища.

В дальнейших эпизодах всё больше проявляется и ее алчная сущность. Ведь то старуха хочет новый дом, то желает быть дворянкой, а затем и царицей. При этом её отношение к людям ниже по статусу тоже не вызывает уважения.

Ожидаемый финал

А старик безропотно подчиняется своей избраннице. Он слушается её и всякий раз ходит к рыбке, чтобы исполнять прихоти жены. Хотя видно, как ему неудобно перед этой обитательницей морских глубин.

Рыбка тоже была очень терпеливой и выполняла желания своего спасителя, которые диктовала ему жена. Но всему есть предел.

Здесь стоит отметить, что, скорее всего, Александр Сергеевич Пушкин ассоциировал с местом жительства рыбки. Поэт интересовался древнерусским язычеством, а в верованиях людей того времени море-океан ассоциируется с океаном мироздания.

Поэтому смысл сказки словами старухи перерастает в её желание стать выше бога, сотворившего Мироздание.

Конечно, такого даже терпеливая рыбка не смогла вынести. Старуха наказана по заслугам. Когда старик под конец истории пришел к жене, она вновь сидела около старой избушки, рядом было разбитое корыто.

Поэтому не стоит алчно желать богатства, необходимо ценить то, что есть. Ещё смысл сказки в том, что нужно быть благодарным человеком, а если добился высот, то не задирать нос, не становиться высокомерным.

Многим читателям не нравится, как старуха обращается со своим мужем. Поэтому смысл сказки и в том, что нельзя унижать и обижать близких людей, а нужно ценить их. А старику необходимо было проявлять характер, обуздать растущие потребности жены. Надо вовремя остановиться, чтобы, как в сказке, не остаться у разбитого корыта.

Недаром эту сказку читают детям с ранних лет. Она написана легким языком, поэтому стихотворные строчки быстро остаются в памяти у ребятишек. Но ещё они начинают понимать, что хорошо, а что плохо. Поэтому такое произведение рекомендовано для молодых родителей, которые будут читать сказку своим малышам, тем самым учить их быть добрыми, справедливыми, ценить то, что имеешь.

Содержание:

Краткий пересказ

«Сказка о рыбаке и рыбке» была написана Пушкиным в октябре 1833 года, а позднее издана в журнале «Библиотека для чтения». Сюжет произведения не нов и встречается в некоторых древних источниках, к примеру, в русской народной сказке «Жадная старуха».

План и содержание сказки:

  1. Автор представляет читательскому взору нищенский быт и знакомит с характеристиками главных героев, уже более 30 лет живущих в убогой землянке возле моря. Старик занимается рыбной ловлей, а старуха сидит дома, изготавливая пряжу.
  2. Затем описывается процесс рыбалки. Герой дважды безрезультатно забрасывает невод в море и лишь на третий раз в сети попадает Золотая Рыбка. Улов умеет разговаривать и просит о пощаде взамен на исполнение любых пожеланий. Удивлённый столь неординарным событием рыбак отпускает чудесное создание обратно в воду.
  3. Придя домой ни с чем, старик рассказывает жене о странном событии. Старуха бранит мужа за то, что он не попросил никакого откупа от рыбки, указывая на разбитое корыто.
  4. Получив взбучку, дед снова отправляется к морю и встречает там рыбку. Он рассказывает ей о гневе своей супруги и просит корыто.
  5. Вернувшись, он обнаруживает новое корыто и старуху в ещё большем гневе, вызванном столь глупой просьбой. Женщина возмущается тем, что они живут в покосившейся землянке и требует приличную деревянную избу.

Далее, события сказки развиваются циклично. Старуха требует всё большего, а старик таскается с новыми просьбами к морю, которое с каждым разом выглядит всё мрачнее.

Последующие желания главной героини:

  1. Изменение статуса чёрной крестьянки на столбовую дворянку. После этого героиня ненадолго успокоилась, но через несколько недель вновь послала мужика к рыбке.
  2. Стремление к безграничной власти в образе вольной царицы.
  3. Последнее требование новоиспечённой царицы заключалось в том, чтобы стать владычицей морской, подчинив себе Золотую Рыбку. В противном случае она обещает жестоко наказать несчастного старика.

Когда главный герой в очередной раз отправился к морю и передал новое пожелание, рыбка, ничего не ответив, уплыла лишь взмахнув хвостом. Вернувшись обратно, старик вместо царского дворца увидел свою землянку и старуху у разбитого корыта. Всё вернулось на круги своя, словно ничего и не было.

Традиционное понимание сказки

Принято считать, что главная мысль «Сказки о рыбаке и рыбке» заключается в наглядной демонстрации человеческой жадности, мешающей наслаждаться скромными жизненными благами. Читатель должен понять, что необходимо ценить редкие подарки судьбы, используя их с пользой для себя.

В убогую и беспросветную жизнь стариков приходит лучик надежды. Однако они настолько привыкли к своему нищенскому существованию, что не могут распорядиться им как следует. Старик, безусловно, поступает непрактично, отказавшись от вознаграждения за своё милосердие к рыбке. Такая скромность совсем неуместна в ситуации, когда нечего есть. Узнав об этом, его жена, естественно, возмущается. Её первые желания по улучшению быта вполне адекватны.

Как говорит пословица: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». И действительно, чудесный улов приходит по истечении долгих лет упорного и часто безрезультатного труда как своеобразное вознаграждение. Очень символично, что главный герой просто отказывается от него. Его выбор обусловлен разочарованием в жизни, нежеланием что-либо менять. Именно поэтому старик не пытается противоречить нелепым пожеланиям своей супруги. Но суть произведения не только в этом.

Одна из идей сказки раскрывается через главную героиню. Получив возможность легко удовлетворять свои желания, она превращается в ненасытное чудовище, готовое идти по головам, эксплуатируя и унижая даже самых близких людей. Став столбовою дворянкой, старуха отправляет своего мужа с глаз долой на конюшню. Он становится нужен только для выполнения очередного нелепого желания.

Произведение Пушкина поднимает вопрос о конфликте между богатством и нравственностью. Ведь ни для кого не секрет, что внезапно разбогатевшие люди зачастую меняют своё отношение к близким.

И всё же основной философский смысл повествования просматривается в образе разбитого корыта. Этот гротескный образ показывает всю ничтожность человеческого существования. Сказка развивается циклично и заканчивается тем же, с чего началась. Автор хочет сказать о нелепости стремлений к невероятному богатству, власти и прочим излишествам. Получив всё возможное, человек рискует остаться ни с чем.

Альтернативный анализ произведения

Вся необычность сказки заключается в многообразии интерпретаций, которые зависят от возраста, пола, образования, моральных ценностей и социального класса читателя. Одни проявляют больше сострадания старухе, тогда как другие, напротив, старику. Кому-то жаль всех, включая Золотую Рыбку. А некоторые могут думать, что героям досталось поделом.

Для примера можно провести разбор сказки с учётом особенностей гендерной принадлежности читателя. Женщины полагают так:

  1. Глава семьи — это неудачник, не умеющий и не желающий повысить своё благосостояние. Всё что он может — это только сидеть и ждать у моря погоды. Он совершенно не понимает свою жену и является типичным подкаблучником.
  2. Герой страдает именно из-за своей глупости и неумения удовлетворить все запросы супруги.
  3. Старуха сумела добиться хоть чего-то от рыбки и пожила в своё удовольствие, в то время как дед получил одни проблемы — удел неудачника.
  4. Главная загвоздка видится в непомерных амбициях героини. В то же время большинство дам считает, что они не отказались бы от Золотой Рыбки, использовав её более продуманно и целесообразно.

В итоге выходит история о несчастной забитой домохозяйке, которая долгие годы влачила жалкое существование вместе с бестолковым мужем. Она, в отличие от старика, сумела воспользоваться ситуацией, но, к сожалению, не рассчитала своих возможностей.

Мужская интерпретация:

  1. Старуха — эгоистичная женщина, которая целыми днями сидит у разбитого корыта и ждёт, пока муж принесёт улов.
  2. Старик — честный труженик, который по доброте душевной вынужден исполнять прихоти жены.
  3. В итоге героиня расплачивается за свою непомерную жадность и остаётся с носом.
  4. Вывод — не следует требовать слишком много.

Определённый круг читателей может воспринять сказку как проявление сексизма. Ведь очевидно, что автор назначает отрицательным персонажем старуху. Она постоянно бранит доброго и бескорыстного мужа и даже выгоняет его на конюшню, за что её настигает возмездие. Финал произведения наглядно показывает, что удел женщины — сидение у корыта. Нет шансов на перемены, ведь рыбка не приплывёт домой.

Любопытные факты

Считается, что за основу для своего сочинения Пушкин взял сказку братьев Гримм «О рыбаке и его жене» об этом говорит несомненное сходство сюжетных линий. А ещё Золотую рыбу можно встретить в древнем индийском фольклоре. Здесь она представляет собой воплощение всемогущего подводного духа.

В произведении немецких сказочников героиня становится главой католической церкви — римским папой, а затем желает быть самим богом. Интересный факт — в дневнике Александра Сергеевича была найдена черновая запись с описанием сидения старухи на вавилонской башне с папской тиарой на голове. Однако этот фрагмент не вошёл в окончательный вариант из-за того, что не вписывался в общую концепцию сочинения и портил общий русский колорит.

Сказка Пушкина буквальна пропитана символизмом и скрытым философским смыслом. В качестве примера можно привести тройное закидывание невода и великолепное изображение водной поверхности. Настроение моря, по мере развития событий и новых желаний старухи, угрожающе меняется:

  • Просьба о корыте — слегка разыгралось.
  • Изба — помутилось синее море.
  • Дворянка — неспокойно.
  • Царица — почернело.
  • Последнее желание — чёрная буря.

Все творения Пушкина, написанные в жанре сказки, — это настоящая головоломка для каждого, кто решится их анализировать. На первый взгляд, они переполнены простодушием, благодаря чему с успехом преподаются в младших классах. Но с другой стороны — это сложнейшие символические полотна, полные серьёзности и глубокомыслия, разгадка которых невероятным образом ускользает от самых искушённых исследователей.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

ВойтиЯ забыл свой пароль!Входя при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правиламиРегистрацияРегистрируясь при помощи этих кнопок, вы подтверждаете согласие с правилами

Сообщество Присоединиться Виджет

Вопросы батюшке

Задай свой вопрос

Подать записку

вмч. и цел. Пантелеимону

Вопросы юристу

Задай свой вопрос

Молитва по соглашению

Наши проекты

Вопросы психологу

Задай свой вопрос

Наша статистика

  • Регистраций251363
  • Посетителей196700
  • Священников1178
  • Храмов всего19703
  • Активных храмов12110

Показать статистикуСкрыть статистику © 2013-2021 Елицы. Все права защищены Правила | О нас | ПартнерыСлужба поддержки | РазработчикамПаломничество к православным святынямПомочь проекту | Мобильная версияМы в ВконтактеМы в FacebookМы в Одноклассиках

Епископ Цалкинский Григорий (Кация) родился в 1972 г. в Сухуми, в Саратове закончил сначала школу, а затем и Государственный медицинский университет, после чего проходил аспирантуру и докторантуру в московском Институте сердечнососудистой хирургии им. Бакулева. Доктор медицинских наук, специалист по сердечнососудистой хирургии. В 2010 г. пострижен в монашество и рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. С 2013 г. епископ Цалкинской епархии Грузинской Православной Церкви.

Тем более интересно то христианское истолкование знакомой всем нам с детства «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, которое преосвященный Григорий делает, исходя из аскетического контекста большинства образов этой притчи.

А. С. Пушкин

Весь мир есть одна долгая притча, составленная из бесчисленного количества притч.

Святитель Николай Сербский

Одной из таких притч является необычная «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина, в которой при желании можно увидеть множество евангельских образов и смыслов. Главные персонажи этой сказки всем хорошо известны: злая и ненасытная старуха, послушный и бескорыстный старик, всемогущая золотая рыбка. Но и другие, неодушевленные участники сказки-притчи – море, землянка, корыто, пряжа, невод, конюшня, царство – имеют библейское значение.

Лейтмотивом этой сказки может послужить премудрость Соломона: Надеющийся на богатство свое упадет (Притч. 11: 28). И понятно, что этой участи заслуживает злая старуха. Но почему так же наказан добрый старик, оказавшийся у разбитого корыта вместе с женой? Ведь, по сути, ничего плохого он не совершал. Для себя ничего не просил и смиренно исполнял свое «послушание», а осужден вместе со сварливою бабой и остался ни с чем.

Попробуем объяснить эту сказку в свете Евангелия и православной антропологии.

На евангельский подтекст указывает число лет живших у моря старика и старухи – тридцать лет и три года – возраст Христа. Рыбка – раннехристианский символ Господа Иисуса Христа. Золото – символ божественности, святости и вечности.

Землянка (земля) – это тело человеческое, из земли оно создано; старик – это ум, старуха – это сердце человека

Кем же могут являться старик и старуха, которые живут в землянке? Землянка (земля) – это тело человеческое, из земли оно создано (см.: Быт. 2: 7), старик – это ум, старуха – это сердце человека. Море – это жизнь человеческая (житейское море).

Старуха (сердце) все время находится в землянке (доме, тереме, дворце), то есть сердце не выходит за пределы своего тела. Старик (ум) ходит по всему свету, житейскому морю и приносит сердцу разные вести, в том числе и чудесные.

Старик (ум) закидывает сеть (невод) в море. По Феофилакту Болгарскому, такой образ означает глубину мыслей, познаний человека.

Тина в данном случае – нечто мелкое, суетное, как у поэта Н. Некрасова: «Погрузился я в тину нечистую мелких помыслов, мелких страстей» («Рыцарь на час», 1862).

Трава часто встречается в Библии как символ временного, преходящего, непостоянного: Человек – что трава, дни его, как полевой цветок, так и он отцветает (Пс. 102: 15). Ибо всякая плоть – как трава, и всякая слава человеческая – как цвет на траве: засохла трава, и цвет ее опал (1 Пет. 1: 24).

Каждый человек в своей жизни так или иначе встречается с Господом, но не узнает Его. Иногда в виде странников, или нуждающихся, болящих, в темнице томящихся (Мф. 25: 31–46). Более того, по православному учению, в ближнем мы должны видеть Господа. Но в Господе мы не почитаем Бога, а в ближнем не видим образа Его (иеромонах Василий Росляков).

Откуп, о котором говорит рыбка, – это напоминание об откупе за нашу бессмертную душу: Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16: 26). Как же может откупаться всемогущая золотая рыбка, исполняющая любые желания и по своей воле попадающая в человеческие руки? Здесь аналогия с добровольными страданиями Христа от рук человеческих.

Совершается интересное психологическое действие. Ум приносит сердцу новости, события, чудеса. Происходит диалог ума с сердцем. Вот как описывает подобный диалог святитель Игнатий (Брянчанинов) в своей статье «Совещание души с умом» (в данном случае душа и сердце – синонимы):

«Душа обращается к уму:.

– Ум мой! Ты – руководитель души. Наставь меня! Научи меня, как мне обуздать и подавить страсти, которые возникают во мне самой.

Ум обращается к душе.

– Неутешительным будет мой ответ. И я вместе с тобою, душа, поражен грехом. Мой существенный недостаток заключается в непрестанно насилующем меня развлечении. Пораженный развлечением, я парю, скитаюсь по всей вселенной без нужды и без пользы… От моего развлечения ты пребываешь в ожесточении… По причине развлечения моего объемлет меня забывчивость: я забываю Бога, забываю вечность. Мы, душа, составляем одно духовное существо: я помышляю, ты чувствуешь. Но мы не только повреждены грехом, мы рассечены им как бы на два отдельные существа, действующие почти всегда противоположно одно другому. Мы разъединены, противопоставлены друг другу, мы отделены от Бога!

Душа.

– Дай же совет, как выйти нам из общего нашего расстройства? Сердце не может долго бороться с мыслию: оно всегда покоряется ей. Ум мой! Будь путеводителем к общему нашему спасению.

Ум.

– Я согласен с тем, что сердце недолго противится мысли. Но оно, оказав покорность на минуту, снова восстает против самой правильной, против самой богоугодной мысли, восстает с такой силою и ожесточением, что почти всегда низлагает и увлекает меня. Вместе с тобою я погребен в тесном и мрачном гробе невидения и неведения Бога.

Душа.

– Ум мой! Обратись к Слову Божию, из которого мы уже заимствовали бесчисленные блага, но утратили нашим нерадением, нашей холодностию к дарам Божиим.

Ум.

– А ты, душа, должна отречься своей воли, как бы это ни было тягостно для сердца. Вместо своей воли ты должна исполнять волю Христа, Бога и Спасителя нашего, как бы это ни было противным и жестоким для самолюбивого сердца.

Душа.

– Веди меня, мой ум, вослед велений Божиих».

Вот такой мудрый, глубокий и спасительный диалог мог бы состояться. В сказке же происходит противоположное.

С корыта начинаются требования старухи, а заканчиваются земным царством. Как это похоже на удовлетворение страстей чревоугодия, сребролюбия и тщеславия, тех искушений, пред которыми не устоял Адам и которые отразил Господь Иисус Христос.

Достойно внимания то, как старуха становится дворянкой.

Почему именно на конюшню, а не к коровам или свиньям? У святых отцов так написано: «Ум – это только рабочая лошадка у сердца» (святой Алексий Мечёв). А святой царь и псалмопевец Давид даже предупреждает нас не быть такими, как безрассудный старик: Не будьте, как конь и мул, у которых нет разума (Пс. 31: 9).

Чем больше просит старуха, тем пуще она злится. Интересную аналогию можно провести между старухой, которая хочет стать царицей, и реальной исторической личностью. Такою была императрица Евдоксия, негласная правительница при слабом императоре Аркадии. Святитель Иоанн Златоуст открыто обличал ее из-за неумеренной роскоши и греховного поведения. За это Евдоксия приговорила святого к смертной казни, заменив ее изгнанием Златоуста из Константинополя. Иоанн Златоуст так повествует об этом времени: «Бури, на меня воздвигнутые, море, на меня низвергнутое, неистовства государей и сильных мира сего… всё это для меня не более паутины». Вот как он описывает духовную атмосферу во время гонений: «Мы видим, что море бурно вздымается от самого дна… не видят ни неба, ни моря, а повсюду лишь глубокую, беспросветную, мрачную тьму».

Почему именно на конюшню? У святых отцов написано: «Ум – это только рабочая лошадка у сердца»

Эта же духовная атмосфера изображена в сказке:

Под бурным морем святые отцы также понимают и падший мир, и страсти плотские. И чем сильнее человеческое безумие, тем выше волны бурного моря мирских страстей. Старуха приказывает старику:

Мы знаем, кто хотел стать превыше Бога и чем это закончилось. К сожалению, в этой сказке старик и старуха совершают ту же ошибку, когда задумывают стать выше Бога. И остаются у разбитого корыта.

Если землянка – это тело человеческое, старик – это ум, старуха – сердце, то чем же является корыто? Читаем в толковом словаре: корыто – предмет хозяйственного обихода для стирки белья, корма скота. Для чего же им корыто?

Вспомним слова из Великого покаянного канона святого Андрея Критского:

«Я осквернил одежду моей плоти, Спаситель, и изгрязнил то, в чем образ Твой и подобие. Удовольствиями страстей я омрачил красоту души и весь ум всесовершенно в прах превратил. Ныне я изорвал мою первую одежду, которую соткал мне Спаситель в начале, и потому лежу нагим. Я облекся в изорванную одежду, которую соткал мне змий коварством, и (потому) стыжусь» (Понедельник. Песнь 2).

«И мне грех сшил “кожаные ризы”, сняв с меня боготканную прежнюю одежду. Как смоковными листьями, облекся я одеянием стыда в изобличение самовольных страстей моих. Я нарядился в постыдно запятнанную и гнусно окровавленную истечениями страстной и любосластной жизни одежду. Я украсил кумир плоти разноцветною одеждою гнусных помыслов и подвергаюсь осуждению» (Вторник. Песнь 2).

«Общежитие, устроенное по Богу, есть духовная прачечная, стирающая всякую скверну… и все безобразие души»

Так же можно привести слова из «Лествицы» святого игумена Синайской горы Иоанна:

«Общежитие, устроенное по Богу, есть духовная прачечная, стирающая всякую скверну и грубость и все безобразие души» (Слово 26, 170).

Вот для чего у них было корыто, и пряла старуха свою пряжу – своеобразный способ прикрыть наготу свою.

Корытом также называют ясли для корма скота. По толкованию Феофилакта Болгарского, Господь по рождении был положен в ясли:

«Полагается в яслях, быть может, для того, чтобы от начала научить нас смирению, а быть может, для того, чтобы символически показать, что Он явился в мир сей – место, обитаемое нами, – уподобившимся неразумным скотам (Пс. 48: 13). Ибо как ясли принадлежат скотам, так и мир сей – нам. Итак, мир – ясли, а мы неразумные животные; а чтобы искупить нас от неразумия, для этого Он и явился здесь».

Какие же выводы можно сделать из этой сказки-притчи?

Из повествования видно, что ни разу ни старик, ни старуха не поблагодарили золотую рыбку за блага. Они относились к ней как к волшебному рогу изобилия и не увидели в ней Бога.

Старик (ум), три раза закидывая невод, вытаскивал то грязную тину, то скоропреходящую траву, а в третий раз, поймав золотую рыбку, не узнал самого главного, показав свое неразумие и нерассудительность, что в Евангелии называется плотским разумением (см.: Рим. 8: 5–7), а это уже не просто глупость и скудоумие, а вражда против Бога (см.: Рим. 8: 7–8). У святого Исаака Сирина так написано:

«Слово о добродетели требует сердца, не занимающегося землею и близким с нею общением. В человеке же, которого ум утружден заботою о преходящем, добродетель не пробуждает помысла к тому, чтобы возлюбить ее и взыскать обладания ею» (Слово 1).

Когда старик просит корыто, то рыбка отвечает: «Будет вам новое корыто». Когда просят избу, рыбка отвечает: «Так и быть: изба вам уж будет». Но уже на просьбу о дворянстве и царстве отвечает по-другому: «Будет старуха царицей». То есть старику и старухе новое корыто было необходимо, изба – необязательна, а терем и дворец излишни.

Старик и старуха, составляя единое целое – душу человеческую, повторяют грехопадение Адама, не устояв перед искушением страстей: чревоугодия, сребролюбия, тщеславия, а напоследок и сатанинской гордыни, пожелав властвовать над золотой рыбкой.

Как же мы похожи на старика, ходящего по краю моря и не узнающего Господа! А Господь нас спрашивает: «Какой выкуп ты дашь за свою душу? Чего тебе надобно? Где твое сокровище, где твое сердце? (ср.: Мф. 6: 21). Ищешь ли Царствие Небесное или служишь страстям своим?» Смотрим на Господа и не видим Его, не спрашиваем, не благодарим, не славим. Святой Исаак Сирин так объясняет эту ситуацию:

«Ум плавает на поверхности вод, то есть моря Божественных Писаний, и не может проникнуть своею мыслию Писания до самой глубины… тогда как сердце немощно и не может вынести искушений от страстей, встречающихся при внешних и внутренних бранях» (Слово 1).

Но и явиться человеку пред Господом нужно в чистых, светлых, брачных одеждах (см.: Мф. 22: 1–14). Поэтому старуха пряла свою пряжу, чтобы прикрыть наготу свою, и было им даровано новое корыто – некая «духовная прачечная», где бы очистились пятна и скверны с душевной одежды нетления. Но об этом корыте сразу же позабыли, потребовав для себя не небесных, а земных благ и удовольствий. Поэтому, если люди отвергают Господа и отказываются от спасения души, что является единым на потребу (Лк. 10: 42), то Господь и говорит таким: Се, оставляется вам дом ваш пуст (Лк. 13: 35). Вот и остаются старик и старуха у разбитого корыта. От чего избави нас Бог!

Не стоит полагать, что злая старуха осталась в той сказке. Если вслушаться в себя, то можно заметить, что такая вот старуха понукает в нас нашим разумением и на те дары, получаемые от милостивого Господа, недовольно и неблагодарно бранится. И на вопрос, поставленный А.С. Пушкиным: «Что мне делать с проклятою бабой?», попробуем ответить вместе с преподобными Исааком Сириным, Иоанном Лествичником, Андреем Критским, святителями Николаем Сербским, Иоанном Златоустом, Игнатием (Брянчаниновым) и всеми святыми, очистившими свой ум и сердце. Пока есть у нас время, место и возможность смыть с себя все скверны и безобразия души благодатью и щедротами и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.

Сказка о рыбаке и рыбке – произведение, в котором очень точно раскрывается характер человека. Детям она поможет лучше понять простые понятия «добро», «зло», «благодарность», «жадность». Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Читать сказкуСлушать аудиосказку

Краткое содержание сказкиАнализ сказкиМораль сказкиПословицы, поговорки и выражения сказки

Скачать сказку о рыбаке и рыбке: (word) – (pdf)

Сказка о рыбаке и рыбке читать

Загрузка текста сказки…

Краткое содержание сказки

На берегу моря в ветхой избушке жили бедно, но в согласии старик со старухой. Проблемы их начались после того, как поймал старик волшебную рыбку, которая умела исполнять желания. Рассказал дед о ней старухе. Вместо землянки дом баба захотела, потом хоромы, затем быть царицей. Дед вынужден был каждый раз идти на поклон к золотой рыбке, чтобы новые желания старухи та исполняла. Получив богатство и власть, не унималась глупая баба. Еще большего ей захотелось – стать владычицей морскою. Итог был предсказуемым – старая землянка и разбитое корыто. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.

Анализ Сказки о рыбаке и рыбке

Известный сюжет позаимствовал Пушкин из народной сказки. Но именно гений великого поэта сделал сказку всемирно известной, а ее персонажей нарицательными. Бесхарактерный и бескорыстный старик, жадная, спесивая, не знающая меры старуха, добрая, но справедливая золотая рыбка олицетворяют определенные человеческие качества. Чему учит Сказка о рыбаке и рыбке, дети смогут определить самостоятельно. Ведь образы сказки яркие и понятные, а содержание простое и доступное для понимания даже дошкольников. Сказка учит, что счастье не в богатстве. Автор предостерегает читателей от необдуманных поступков и желаний, осуждает жадность, высокомерие, глупость.

Мораль Сказки о рыбаке и рыбке

Как нельзя лучше мораль Сказки о рыбаке и рыбке передает известная всем пословица «За малым погонишься – большое потеряешь». Актуальна сказка и в наше время. Добиваться жизненных благ следует, соизмеряя свои желания со своими возможностями, не принося ущерба другим людям. Во всем нужно знать меру и не забывать о нравственных нормах. На примерах из сказки помогите детям усвоить эту истину.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Большое счастье искать – все потерять.
  • Остаться у разбитого корыта.
  • Многого желать – добра не видать.
  • Жадность, что река: чем дальше, тем шире.
  • Чего тебе надобно, старче?

Читать сказки онлайн – увлекательное и полезное занятие!

Сказки Пушкина читать

Используемые источники:

  • https://kakoy-smysl.ru/meaning-book/smysl-skazki-o-rybake-i-rybke/
  • https://nauka.club/literatura/skazka-o-rybake-i-rybke.html
  • https://elitsy.ru/communities/95904/605515/
  • https://pravoslavie.ru/106064.html
  • https://ihappymama.ru/iq/skazki/o-rybake-i-rybke-a-s-pushkin/

  • Почему мы любим родную природу сочинение рассуждение 9 класс
  • Почему мужчины становятся слабее женщин итоговое сочинение
  • Почему мой папа самый лучший сочинение
  • Почему молчалины блаженствуют на свете сочинение 9 класс
  • Почему многие сказки о животных стали достоянием детей